Что значит поступать по совести: Что значит жить по совести ?

Что значит поступать по совести?


С детства родители говорили нам поступать по совести. Но что это значит? Как себя вести человеку, чтобы поступать именно по совести?

Все довольно просто. В любой ситуации главное: всегда оставаться человеком. Нельзя думать только о себе самом, необходимо учитывать интересы других людей. Человек должен понимать, что мир не крутится вокруг него. Нужно поступать так, чтобы не обидеть своими действиями других людей.

Даже если человек сделал ошибку, он имеет возможность ее исправить и поступить уже честно. Иначе он будет долгое время или даже всю жизнь мучиться угрызениями совести, потому что она не даст хорошему и доброму человеку жить спокойно. Только люди бессердечные и бесчувственные способны поступать против совести и никогда об этом не задумываться.

Проблема совести всегда интересовала русских писателей. Кто-то всегда поступает в соответствии с честью. Кто-то понимает свою ошибку, после того как делает что-то не по совести.

Кто-то же не имеет возможности думать о том, что такое совесть – такие персонажи являются бесчувственными.


Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему совести в своем знаменитом на весь мир романе «Мастер и Маргарита». История ершалаимского мира тесно связана с этой темой. Поступил ли Понтий Пилат по совести по отношению к Иешуа Га-Ноцри? Нет, он поступил как представитель власти, а не как человек. Понтий Пилат осознанно отправляет Га-Ноцри на казнь, хотя мог это предотвратить, ему помешала боязнь за собственное место. За свою ошибку Пилату приходится расплачиваться всю свою жизнь, совесть не дает герою спокойно жить. Герой пытается загладить перед Иешуа свою вину, он приказывает казнить предателя Га-Ноцри, однако и это не способно заглушить его совесть. Только в вечном мире вместе с Иешуа Понтий Пилат сможет обрести спокойствие.

Федор Михайлович Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» показал человека, который совершенно не знает, что такое совесть.

Петр Петрович Лужин – двойник главного героя. Он имеет свою теорию, получившую название «теория целого кафтана». Мысли героя заключаются в том, что каждый человек должен жить только для себя, заботиться только о себе. И тогда в мире все будут поровну обеспечены. Лужин придерживается данной теории в жизни, он считает, что ему все дозволено. Ярким доказательством служит то, что герой романа подставляет Сонечку Мармеладову и обвиняет ее в воровстве. И это не единственный случай, когда Лужин поступает далеко не по совести.

Таким образом, совесть – такое качество, которое присуще только нравственному человеку. Она оберегает человека от злых поступков и заставляет его раскаиваться в совершенных ошибках.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какую роль в жизни человека играет семейное воспитание?
  • «Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце» (Пушкин)
  • В жизни всегда есть место подвигам
  • Какие черты личности имеют в виду, говоря о благородстве человека?

  • Поступать по совести — Воспитание характера.

    Сайт для детей и подростков!

    Косте были очень нужны деньги. Поэтому на миг он почувствовал искушение, взять тайком кошелек из сумочки учительницы, стоявшей ни учительском столе в кабинете математики. Учителя в комнате нет.

    Было бы очень просто сунуть кошелек в портфель и выйти из школы. Едва ли его бы поймали, и Косте больше не пришлось бы беспокоиться из-за своих денежных затруднений. Но все же внутренний голос говорил Косте, что этого делать нельзя. «Почему я не могу взять и украсть? — размышлял он, идя по коридору. — Почему совесть осложняет мне жизнь? Я знаю многих людей, которые украли бы его не колеблясь. Почему я не такой? Откуда вообще берется совесть?»

     

    Что такое совесть?

    Совесть — это внутреннее чувство, которое позволяет нам различать хорошее и плохое; это тот внутренний голос, который помогает нам на основе имеющихся у нас общих нравственных представлений принять решение в той или иной конкретной ситуации.

    Виктор Франкл

    Только совесть может как бы согласовать «вечный», всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного человека.

    Мы часто называем совесть «силой». Когда мы следуем своей совести, поступая хорошо и не поступая дурно, эта сила увеличивается. Когда мы чувствуем искушение поступить неправильно, совесть останавливает нас. Вот почему мы говорим, что не можем идти против совести. Однако если мы нарушаем ее запрет, что сила высвобождается и превращается в вину. Чем сильнее наша совесть, тем больше чувство вины, если мы нарушим ее запрет. Но когда мы идем против совести, она постепенно слабеет, так что даже если мы знаем, что поступаем плохо, совесть ставит перед нами все более слабые барьеры, и мы с каждым разом чувствуем все меньше вины. В целом чувство вины — это здоровое чувство. Если мы поступаем заведомо плохо, то возникающее при этом чувство вины — знак психологического здоровья. Если мы сунем руку в огонь, нам будет больно. Боль говорит нам, что нужно вытащить руку из огня, подставить под холодную воду и больше не лезть в пламя. Хотя ощущение боли нам неприятно, но неспособность ее почувствовать очень опасна. Вина — это боль, которую ощущают наша душа и совесть, когда мы плохо поступаем. Человек, не знающий чувства вины, может совершить страшные преступления, даже не осознав этого. Чувство вины, так же как и чувство боли, — наш друг, потому что предупреждает нас, когда мы идем в неверном направлении.

    А. С. Пушкин. ‘Борис Годунов’

    Ах! чувствую: ничто не может нас среди мирских печалей успокоить;

    Ничто, ничто… едина разве совесть.

    Так, здравая, она восторжествует над злобою, над темной клеветою.

    Но если в ней единое пятно, единое, случайно завелося;

    Тогда — беда! как язвой моровой Аута сгорит, нальется сердце ядом,

    Как молотком стучит в ушах упрек, и все тошнит, к голова кружится,

    И мальчики кровавые в главах… И рад бежать, да некуда… ужасно.

    Аа, жалок тот, в ком совесть нечиста!

    Нет такого человека, который хотя раз в жизни не испытал мук совести. Что же такое совесть и откуда она берется? Тот факт, что все люди обладают совестью, говорит о том, что она является проявление всеобщего закона, того самого «закона человеческой природы», о котором говорил К. С. Льюис (мы обсуждали это в главе «Природа человека»). Все мы знаем о законах природы; нам известны также законы, по которым существует человеческое сообщество — последние обычно бывают записаны, отражены в конституциях и различных законодательных актах, в соответствии с ними строится вся жизнь страны. Совесть же является как бы неписаным законом, существующим в нашей собственной душе. Причем обычно мы склонны гораздо больше полагаться на этот внутренний нравственный чакон, чем на какие-то официально установленные предписания. Действительно, в ежедневных отношениях с людьми мы подсознательно больше доверяем совести человека, чем писаным законам и правилам. Ведь за всяким преступлением не уследишь, да и закон иногда у неправедных судей может обернуться против невиновных. Совесть же содержит в себе вечный и неизменный нравственный закон. Поэтому нормальные отношения между людьми возможны только до тех пор, пока люди не утратили в себе совесть.

    С. Н. Булгаков. ‘Свет невечерний’

    Нравственность коренится в религии. Внутренний свет, в котором совершается различение добра и зла в человеке, исходит от Источника света. В совести своей, необманной и нелицеприятной, столь загадочно свободной от естественного человеческого себялюбия, человек ощущает, что Некто совестъ, совс-даегп вместе с ним его дела, творит суд сбой, всегда его видит.

    Если мы попробуем понять, как „ совесть соотносится с другими чертами нашей личности — разумом, чувствами и волей, то увидим, что она является чем-то большим, чем просто проявлением одной из этих душевных способностей человека, стоит как бы над ними. Так, наш разум может расценить тот или иной поступок как умный или глупый, целесообразный или нецелесообразный, выгодный или невыгодный. Однако что-то побуждает разум помимо этого логического анализа наших собственных или чужих поступков давать им нравственную оценку. Вследствие этого мы чувствуем понуждение избрать тот путь, который может быть неприятен или невыгоден нам самим. Не в этом ли проявляется независимое действие совести на наш разум? Точно так же воля сама по себе — это способность человека желать чего-то и прикладывать усилия для достижения желаемого. Однако эта способность может проявляться по-разному, в том числе и в направлении зла. Сколько мы знаем очень волевых и целеустремленных преступников! Значит, опять-таки совесть контролирует нашу волю, побуждая ее выражать себя в соответствии с требованиями нравственности. То же самое можно сказать и о чувствах. Все мы стремимся к приятным ощущениям и хотели бы избежать неприятных. Если же мы поступаем вопреки своей совести, то это ведет к душевным мукам — переживаниям, которые мы, может быть, и хотели бы, да не в силах подавить. То есть и в этой сфере совесть направляет наши чувства, а не наоборот. Итак, не следует ли пришить, что совесть является какой-то обособленной от нас силой, стоящей выше человека и господствующей над его разумом, волей и чувствами, хотя и заключенной в нем?

    Совесть как критерии добра и зла

    Иногда люди думают, что все нравственные проблемы были бы решены, если бы все просто поступали по совести. Однако развитие чувства совести в значительной степени зависит от воспитания, образа жизни и других внешних обстоятельств, и поэтому совесть у людей бывает разная. Например, на формирование нашей системы нравственных ценностей большое влияние оказывает та культура, в которой мы живем. Так, для иудеев и мусульман есть свинину означает идти против совести, потому что это запрещено их религиями. Но они спокойно едят говядину, приготовленную должным образом. Однако корова — священное животное для индусов, и. следуя своему пониманию совести, они не могут причинить ей никакого вреда. Для джайнов, приверженцев другой индийской религии, любая жизнь настолько священна, что они стараются не повредить даже корней тех растений, которые они употребляют в пишу. С другой стороны, большинство христиан имеют мало пищевых запретов (или вообще никаких) и едят любое мясо без всяких угрызений совести. Другой момент, о котором необходимо помнить, выбирая совесть как критерий добра и зла — это понимание того, что формирование совести в человеке не происходит автоматически. В значительной степени то, какой будет наша совесть, зависит от нас самих. Часто в спорах о нравственности люди спрашивают: «Всегда ли нужно поступать по совести?» Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Во-первых, не следует поступать заведомо дурно. Однако иногда, говоря: «Я поступаю по совести», мы имеем в виду: «Это можно сделать, потому что, поступая таким образом, я не чувствую вины». Например, часто мы не видим ничего плохого в том, чтобы списать у соседа по парте контрольную работу. В такой ситуации мы просто оправдываем себя, поступая так, как нам хочется, а вовсе не выносим настоящее нравственное суждение. Так что вторая часть ответа заключается в следующем: мы должны быть уверены, что мы правильно формируем свою совесть, и только в этом случае мы можем всегда следовать ей. Ведь часто люди считают, что поступают по совести, не потрудившись сформировать ее.

    Ф. М. Достоевский

    Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного.

    Почему же совесть не может быть абсолютным мерилом добра и зла? Мы уже обсуждали, что в каждом человеке присутствует как доброе, так и злое начало. И поэтому порой мы можем попасть под влияние нашего эгоистичного «я», нашего собственного «мистера Хайда». (Помните отрывок о докторе Джекилле и мистере Хайде?) А это может оказать влияние и на нашу совесть, и тогда уже она будет молчать в ситуациях, когда нас нужно было бы остановить. Совесть «может заблудиться», если ею не руководят высшие, абсолютные нравственные принципы. Эти универсальные ценности существуют, и они разделяются всеми людьми просто в силу того, что они люди. Примером этого является уже обсуждавшееся нами Золотое правило этики, к пониманию которого независимо пришли люди разных культур и эпох. И если мы будем осознанно формировать свою совесть в соответствии с этими принципами, то она станет нашим надежным помощником во всех сложных жизненных ситуациях. Итак, для того чтобы мы могли быть уверены в своей совести, необходимо правильно ее формировать. В противном случае могут исказиться и характер человека, и испытываемое им чувство вины.

    Добавить комментарий

    Что такое совесть? | GotQuestions.org

    HomeContent IndexЧеловечествоЧеловеческое сознание природы

    Вопрос

    Ответ

    Совесть определяется как та часть человеческой психики, которая вызывает душевные страдания и чувство вины, когда мы ее нарушаем, и чувство удовольствия и благополучия, когда наши действия, мысли и слова соответствуют нашим системы ценностей. Греческое слово, переведенное как «совесть» во всех упоминаниях Нового Завета, — это 9.0009 suneidēsis , что означает «моральное осознание» или «моральное сознание». Совесть реагирует, когда действия, мысли и слова соответствуют или противоречат стандарту правильного и неправильного.

    В Ветхом Завете нет еврейского термина, эквивалентного

    suneidēsis в Новом Завете. Отсутствие еврейского слова, означающего «совесть», может быть связано с еврейским мировоззрением, которое было общинным, а не индивидуальным. Еврей считал себя членом общины завета, связанной корпоративно с Богом и Его законами, а не как личность. Другими словами, еврей был уверен в своем положении перед Богом, если еврейский народ в целом находился в хороших отношениях с Ним.

    Новозаветная концепция совести носит более индивидуальный характер и включает в себя три основные истины. Во-первых, совесть — это Богом данная человеку способность проводить самооценку. Павел несколько раз говорит о том, что его собственная совесть «чиста» или «чиста» (Деяния 23:1; 24:16; 1 Коринфянам 4:4). Павел исследовал свои слова и дела и обнаружил, что они соответствуют его морали и системе ценностей, которые, конечно же, основывались на Божьих нормах. Его совесть подтвердила чистоту его сердца.

    Во-вторых, Новый Завет изображает совесть как свидетеля чего-то. Павел говорит, что у язычников есть совесть, свидетельствующая о присутствии закона Божьего, написанного в их сердцах, хотя у них и не было Моисеева закона (Римлянам 2:14-15). Он также взывает к своей совести как к свидетелю того, что он говорит правду (Римлянам 9:1) и что он ведет себя свято и искренне в своих отношениях с людьми (2 Коринфянам 1:12). Он также говорит, что его совесть говорит ему, что его действия очевидны как Богу, так и свидетельству совести других людей (2 Коринфянам 5:11).

    В-третьих, совесть служит системе ценностей человека. Незрелая или слабая система ценностей порождает слабую совесть, в то время как полностью информированная система ценностей порождает сильное чувство правильного и неправильного. В христианской жизни совесть человека может руководствоваться неадекватным пониманием библейских истин и может вызывать чувство вины и стыда, несоразмерное обсуждаемым проблемам. Созревание в вере укрепляет совесть.

    К этой последней функции совести обращается Павел в своих наставлениях относительно употребления пищи, принесенной в жертву идолам. Он утверждает, что, поскольку идолы не являются настоящими богами, не имеет значения, приносилась ли им в жертву пища или нет. Но некоторые в коринфской церкви были слабы в своем понимании и верили, что такие боги действительно существуют. Эти незрелые верующие ужасались при мысли о еде, принесенной в жертву богам, потому что их совесть была наполнена ошибочными предрассудками и суеверными взглядами. Поэтому Павел призывает тех, кто более зрел в своем понимании, не пользоваться своей свободой в еде, если это заставит совесть их более слабых братьев осудить их действия. Урок здесь заключается в том, что если наша совесть чиста благодаря зрелой вере и пониманию, мы не должны спотыкать тех, у кого более слабая совесть, проявляя свободу, которая приходит с более сильной совестью.

    Другое упоминание совести в Новом Завете относится к совести, которая «сожжена» или стала нечувствительной, как если бы ее прижигали раскаленным железом (1 Тимофею 4:1-2). Такая совесть черствеет и мозолится, ничего больше не чувствуя. Человек с обожженной совестью уже не слушается ее побуждений и может самозабвенно грешить, обманывать себя мыслью, что с душой у него все хорошо, относиться к другим бесчувственно и безжалостно.

    Как христиане, мы должны сохранять свою совесть чистой, повинуясь Богу и поддерживая наши отношения с Ним на хорошем счету. Мы делаем это, применяя Его Слово, постоянно обновляя и смягчая наши сердца. Мы рассматриваем тех, чья совесть слаба, относимся к ним с христианской любовью и состраданием.

    Вернуться к:

    Вопросы о Человечестве

    Что такое совесть?

    Подпишитесь на

    Вопрос недели

    Получите наш Вопрос недели, доставленный прямо на ваш почтовый ящик!

    Подписывайтесь на нас:

    Как вы определяете Совесть?

    Совесть описывает две вещи – то, что человек считает правильным, и то, как человек решает, что правильно.

    Наша совесть — это не просто «внутренний инстинкт», это «моральный мускул».

    Информируя нас о наших ценностях и принципах, он становится стандартом, который мы используем, чтобы судить о том, этичны ли наши действия.

    Мы можем назвать эти две роли этической осведомленностью, и принятием этических решений.

    Этическая осведомленность

    Это наша способность признавать этические ценности и принципы.

    Средневековый философ Фома Аквинский   считал, что наша совесть возникла из synderesis: «искры совести». Он буквально имел в виду способность человеческого разума понимать мир с моральной точки зрения. Совесть — это процесс, с помощью которого человек привносит принципы 9Синдерезис 0049 в практическую ситуацию благодаря нашим решениям.

    Принятие этических решений

    Это наша способность принимать практические решения, основанные на этических ценностях и принципах.

    В своих трудах Аристотель описал phronesis: благость практического разума. Это была способность ясно оценивать ситуацию, чтобы мы знали, как действовать добродетельно в данных обстоятельствах.

    Совесть, которая хорошо сформирована (сформирована образованием и опытом) и хорошо информирована (осведомлена о фактах, свидетельствах и т. д.), позволяет нам познавать себя и свой мир и действовать соответственно.

    Такое понимание совести важно, потому что оно учит нас, что этика не является врожденной. Постоянно работая над тем, чтобы понять наше окружение, мы укрепляем свои моральные мускулы.

    Отказ от военной службы по соображениям совести

    В политике большая часть споров о совести касается «права на отказ от военной службы по соображениям совести».

    • Должны ли врачи, выступающие за жизнь, делать аборты или направлять пациентов к врачам, которые это сделают?
    • Должны ли священники ломать конфессиональную печать и сообщать о сексуальных преступниках, которые исповедуются перед ними?
    • Могут ли пацифисты быть освобождены от воинской повинности из-за их оппозиции войне?

    В течение долгого времени западные страны, опираясь на католическую интеллектуальную традицию, верили в «примат совести» — идею о том, что человека никогда нельзя принуждать делать то, что, по его мнению, противоречит их самым глубоко укоренившимся ценностям и принципам.