Чувства человека психология: Чувства. Что такое «Чувства»? Понятие и определение термина «Чувства» – Глоссарий

Чувства. Что такое «Чувства»? Понятие и определение термина «Чувства» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Чувства (англ. sentiments) – устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром. Чувства формируются и вырабатываются в ходе развития и воспитания человека. В них отражается значение каких-либо явлений, предметов, событий для человека, его внутреннего мира, потребностей и мотивов.

В отличие от аффектов и эмоций, чувства надситуативны. Кроме того, чувства субъективны, что объясняется различной значимостью тех или иных предметов и явлений для разных людей. Еще одно свойство чувств – амбивалентность, или двойственность: в одном и том же чувстве могут объединяться и перетекать друг в друга эмоции положительные и отрицательные (так, любовь сопровождается и гневом, и радостью, и отчаянием, и ревностью и т.

п.).

По ведущим чувствам человека можно составить определенное представление о его мировоззрении и системе ценностей. Устойчивой классификации чувств не существует, но распространено деление по степени обобщенности (конкретные, обобщенные, абстрактные чувства), а также выделение подвидов чувств в соответствии с их объектами (моральные, эстетические, интеллектуальные, родительские и т.д.).

< Цензура

Шизоанализ >

Популярные термины

    Чувства

    Чувствовать по-разному: от чего зависят наши эмоции

    Для людей, склонных больше думать о других, более характерны сложные эмоциональные переживания, выяснили ученые. От чего еще зависит то, что мы чувствуем?

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Не рожала — не женщина»: 3 мифа о Международном женском дне — мнение редакции Psychologies.ru
    • «Я поняла, что хочу завершить отношения, но затем появилось много страхов и сомнений»
    • «Где взять силы, чтобы пережить измену мужа и сохранить семью?»
    • Исследователи выяснили, какие качества характера разрушают личную жизнь
    • Время для размышлений и тревог: как научиться отключаться перед сном — 4 простых шага
    • Строит метро и ведет блог о котах: необычная история героини, которая мечтала быть «вне шаблона»
    • 3 вида мужских манипуляций: женские истории комментируют мужчины и психолог
    • «Потеряла двойню — выкидыш. Как справиться с болью?»

    Сегодня читают

    • «После развода обратно поженились, чтобы вместе стареть. Но муж мне стал противен»
    • «Дочь бывшей жены приходит в мой дом, когда меня нет. Как объяснить, что мне это не нравится?»
    • «Партнер никак не помогает вернуться в счастливое и ресурсное состояние»
    • Пыль в глаза: 9 признаков, что человек лжет о своей успешности
    • Что такое прокрастинация и как с ней бороться: практические советы от предпринимателя
    • «Голову лечи!»: 7 фраз, после которых стоит подумать о разводе

    Psychologies приглашает

    Psychologies ВКонтакте

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерВЕСНА 2023 №73

    Подробнее

    спецпроекты

    Психология чувств

    7.08.2012

    Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). Эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.

    В онтогенезе чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, школы, искусства и др. Возникая как результат обобщения отдельных эмоций, сформировавшиеся чувства становятся образованиями эмоциональной сферы человека, определяющими динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций: например, из чувства любви к близкому человеку в зависимости от обстоятельств могут развиваться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, гнев или обида, если любимый человек не оправдал надежд, и т.п.

    В процессе формирования личности чувства организуются в иерархическую систему, в которой одни из них занимают ведущее положение , соответствующее актуально действующим мотивам, другие же остаются потенциальными нереализованными.

    Наиболее распространенная классификация чувств выделяет отдельные их подвиды в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, становящихся объектами чувств: моральные, эстетические, интеллектуальные, практические и т. д.

    По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяют на конкретные (например: любовь к ребенку, произведению искусства), обобщенные (к детям, к музыке) и абстрактные (чувство справедливости, трагического и т. п.).

    Параметры чувств: Динамика чувства — это скорость его возникновения, особенности его протекания и скорость угасания (м.б. разной). Сила или глубина чувства определяется степенью его влияния на поведение человека, на его деятельность, на его жизнь. Длительность чувства (на один день или всю жизнь). Активность чувства определяется энергией, с которой под их влиянием человек выполняет какую-либо деятельность. Это сила эмоциональной реакции. Стенические и астенические чувства. Направленность чувства — чувства предметны.

    Виды чувств

    Выделяют нравственные, интеллектуальные, эстетические, социальные и другие чувства.

    Нравственные (этические) чувства выражают отношение человека к другим людям, к Родине, к семье, к самому себе. К моральным чувствам относят любовь, гуманизм, патриотизм, отзывчивость, справедливость, достоинство, стыд и т. д. Многообразие нравственных чувств отражает многообразие человеческих отношений. Этические чувства регулируют поведение человека. Высшим нравственным регулятором поведения человека является совесть.

    Предметом познавательных чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К интеллектуальным чувствам относят интерес, любознательность, ощущение тайны. Вершиной интеллектуальных чувств является обобщенное чувство любви к истине, которое становится огромной движущей силой.

    А. Н. Лук к высшим социальным чувствам относил: чувство справедливости, чувство чести, чувство долга, чувство ответственности, чувство патриотизма, чувство солидарности, творческое вдохновение, трудовой энтузиазм. Эстетические чувства: чувство прекрасного, чувство возвышенного, чувство трагического, чувство комического.

    Группа чувств, связанных с понятием собственности: чувство собственности (обладания), чувство потери, лишения, жадность — не как свойство характера, а как реально переживаемое чувство стяжательства (у детей оно проявляется в желании ухватить предмет и не отдавать его), желание поделиться. Не щедрость как свойство личности, а именно чувство, переживаемое в некоторых ситуациях, когда человеку буквально «кусок не лезет в горло», если он не поделится с присутствующими.

    Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. С. Л. Рубинштейн: «Страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленность на единую цель … Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточению их на единой цели». Причины формирования страстей разнообразны — могут определяться осознанными идеалами, убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение (например, в случае паранойяльного развития личности), основным признаком страсти является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов.

    Ненависть — стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям, ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответствующую оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него. Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызываемое нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий источника отрицательных переживаний; предметом ненависти в таких случаях становится реальная или воображаемая причина этих событий.

    Чувство юмора связано с умением человека обнаруживать противоречия, несоответствия в окружающей действительности. Например, замечать, а иногда и утрировать противоположность положительных и отрицательных черт в каком-либо человеке, кажущуюся значительность кого-либо и не соответствующее ей поведение и т.п. Для возникновения чувства комического необходимо совершающееся на глазах человека разоблачение неосновательной претензии.

    За юмором стоит дружелюбное отношение (сочетание смешного и доброго). За вызывающими смех недостатками стоит что-то положительное, привлекательное. Ирония противопоставляет положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному. Здесь человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение. Злобная ирония переходит в насмешку, издевку. За иронией стоит идеал, за насмешкой стоит озлобление, часто против того, что лучше и выше. Цинизм, не признающий ничего ценного, — пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности. За цинизмом скрывается неспособность к усилию (Дж. Фаулз). Сарказм — язвительная насмешка, злая ирония; едкое, насмешливое замечание. За сарказмом стоит неспособность к действиям. Пошлость — низость в нравственном отношении. Сатира — обличение, осуждение объекта.

    Судить о наличии или отсутствии чувства юмора можно по пониманию шуток, анекдотов, карикатур и т.п., где есть комизм ситуации; способен ли человек смеяться не только над другими, но и над собой. Отсутствие или недостаточная выраженность чувства юмора говорит как о сниженном эмоциональном уровне, так и о недостаточном интеллектуальном развитии личности.

    Чувство трагизма возникает при столкновении сил добра и зла и победе зла над добром.

    Функции юмора:

    1. Юмор контролирует поведение тех, кто не похож на нас, достигая одновременно
    2. интеграции группы и отделение от неё.
    3. Юмор дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе и обрести тем самым полный контроль над собой. Комическое как посредник в овладении собственной психической деятельностью.
    4. Юмор и смех как обесценивание значимости (юмор и смех как защитный механизм, механизм отчуждения.
    5. Чувство юмора позволяет удерживать сосуществование противоположных смыслов.

    Смех, как и улыбка, является внешним выражением чувства юмора.

    Анри Бергсон:

    1. Комическое не существует вне человеческого.
    2. Нечувствительность, сопровождающую смех.
    3. с разумом других людей. Смех нуждается в отклике.

    Функции смеха:

    1. Смех разряжает напряженность. Когда человек отсмеялся, то его мышцы менее напряжены и сердцебиение нормализовано. Смех хорошее лекарство для уменьшения действия стресса. Фрай называл его «стационарным бегом трусцой».
    2. Смех, как и чувство юмора — это переоценка ценностей, способствующая благоприятному переживанию неприятностей.
    3. 20 секунд интенсивного смеха удваивают частоту сердцебиения (что соответствует трем минутам энергичной гребли). Усиливается кровоснабжение всех органов, в мозг поступает больше кислорода. Активизируется дыхание, легкие вентилируются в полном объеме.
    4. Смех повышает уровень антител и белых кровяных клеток в иммунной системе, повышая сопротивляемость инфекциям.
    5. Помогает бороться с болью. Вырабатываются — опиаты — обезболивающие вещества. Американский журналист Норман Казинс (считается основателем смехотерапии), страдавший от сильнейших болей в позвоночнике, чтобы отвлечься, начал смотреть комедии и читать юмористические книги и журналы. И вскоре обнаружил, что после 10 минут смеха он мог спокойно, без болей, проспать два часа. Впоследствии, окрыленный успехом, он организовал кафедру изучения проблем смеха и лечения им. Сегодня в США более 600 смехотерапевтов. Гелотология (смехотерапия) постепенно получает признание в разных странах. По методам, разработанным в этом направлении знаменитым американским доктором-клоуном по имени Пэтч Адамс, уже 30 лет лечат людей всему миру. В некоторых американских клиниках оборудованы «комнаты смеха», в Германии создано объединение клоунов-докторов, которые, в частности, посещают детей, больных раком. Смех укрепляет иммунную систему, мобилизует организм на борьбу со страшной болезнью.
    6. Смех играет главную роль в снижении негативных последствий стресса.
    7. Повышает творческие способности и умение решать различные проблемы.
    8. Смех, даже хохот, улучшает внешний вид. Ведь мышцы лица по сравнению с другими мышечными группами используются крайне редко, особенно у взрослых. Если у детей выражение лица меняется по двадцать раз в день, то у людей, которым за тридцать, только три. А у людей угрюмых, страдающих депрессией, лицо практически неподвижно. Между тем, когда человек хотя бы улыбается, тонизируются лицевые мускулы, а прилив крови питает кожу, делая ее теплой и свежей.

    Ключевые слова: Чувства

    Источник: Зоткин Н.В., Общая психология

    Материалы по теме

    Ненависть между мужчиной и женщиной

    Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность

    Выражение чувств

    Теплов Б. М., Психология

    Месть

    Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность

    Чувства и познавательные процессы

    Теплов Б.М., Психология

    Чувство зависти

    Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность

    Чувства и деятельность

    Теплов Б.М., Психология

    Ревность

    Куттер Петер, Любовь, ненависть, зависть, ревность

    Индивидуальные различия в области чувств

    Теплов Б.М., Психология

    эмоций: что, где и как

    эмоция: что, где и как — Состояние человека

    Главная > Эмоции: что, где и как

    Человечность и эмоции

    Эмоции: что, где и как

    Ссылка скопирована

    Редакция ТГК 4 марта 2021 г.
    Одилон Редон, Цветочные облака, 1903 г., Художественный институт Чикаго

    Содержание

    • Обзор
    • Что такое эмоции?
    • Где рождаются эмоции?
    • Роль эмоций
    • Типы эмоций
    • Сила и влияние эмоций
    • Проблемные эмоции и важность регулирования эмоций

    На первый взгляд термин эмоции кажется простым. На самом деле, многие люди даже отождествляют его с чувством.  Но что на самом деле означает этот термин и так ли он прост, как нам кажется?

    Эмоции — это сложное понятие в биологии человека, психологии и социологии, и наше понимание эмоций со временем изменилось. Эмоции играют центральную роль в жизни и отношениях людей и для многих людей составляют основу человеческого опыта. Они могут варьироваться от положительных до отрицательных, и в конечном итоге они влияют — в некоторой степени — на общее состояние здоровья и благополучие большинства людей. 1

    Эмоции также могут влиять на принимаемые нами решения. В результате можно многого добиться, развивая лучшее понимание того, что такое эмоции в целом и как они формируют индивидуальную жизнь в частности.

    Что такое эмоции?

    Ученые и практики в области психологии и других областей давно спорят об определении эмоций, и в настоящее время не существует научного консенсуса по поводу его определения. 2  Однако разные теоретики и члены профессиональных организаций со временем сформулировали свои собственные определения и используют их в качестве основы в исследованиях эмоций.

    Например, Американская психологическая ассоциация (АПА) определяет эмоцию как «сложную модель реакции, включающую эмпирические, поведенческие и физиологические элементы, с помощью которой человек пытается справиться с личностно значимым вопросом или событием». 3  Напротив, словарь Merriam-Webster Dictionary  определяет эмоцию как «сознательную психическую реакцию (например, гнев или страх), субъективно переживаемую как сильное чувство, обычно направленное на конкретный объект и обычно сопровождающееся физиологическими и поведенческими изменениями в тело. » 4

    Хотя оба определения могут показаться специфическими и могут частично пересекаться, ученые ставили под сомнение значение и границы эмоций на протяжении десятилетий, а возможно, и столетий. Хотя философы, религиоведы и ученые изучали понятие эмоций до 18 века, сам термин был популяризирован примерно в то время. 5  Шли годы, его влияние росло. В 1884 году новаторский физиолог, психолог и философ Уильям Джеймс опубликовал в журнале статью 9.0031 Разум , который прямо спросил своих коллег: «Что такое эмоция?» 6  С тех пор споры о точных контурах эмоций продолжаются как в народном воображении, так и на страницах академических журналов.

    Откуда берутся эмоции?

    Появилось много школ мысли, связанных с происхождением эмоций. Со временем особую популярность приобрели три основные теории: 7

    • Физиологические теории предполагают, что реакции на определенные физические реакции в теле вызывают эмоции.
    • Неврологические теории предполагают, что химические реакции и деятельность мозга приводят к эмоциям, которые мы испытываем.
    • Когнитивные теории предполагают, что наши мысли и подобные психические процессы играют решающую роль в проявлении эмоций.

    Ученые из разных дисциплин все чаще предполагают, что эмоции вызываются некоторой комбинацией всех трех факторов — физиологического, неврологического и когнитивного — и могут даже зависеть от других элементов, таких как социальные взаимодействия или окружающая среда. То, как работают эмоции, настолько сложно, что, скорее всего, все три из этих теорий верны сами по себе, а сочетание причин приводит к эмоциям. 7

    Роль эмоций: почему и как люди испытывают эмоции?

    Помимо обсуждения определений и происхождения эмоций, исследователи также предложили различные теории, объясняющие, как и почему люди испытывают эмоции и какую роль они играют в человеческой жизни.

    По мнению некоторых ученых, эмоции обычно выполняют три основные функции для людей: 8

    • Эмоции позволяют людям адаптироваться к окружающей среде. Мозг запускает соответствующие химические вещества, чтобы инициировать реакцию, которая призвана помочь людям справиться с текущими обстоятельствами. Например, во время стрессового события, которое вызывает реакцию «бей или беги», мозг вырабатывает дофамин, адреналин и норадреналин. В адаптивной функции нет необходимости идентифицировать чувства как положительные или отрицательные, потому что все эмоции служат цели — от простого выживания до обучения тому, как процветать в окружающей среде. 9
    • Эмоции могут способствовать значимому социальному взаимодействию с другими людьми. Например, выражение вашей любви и признательности к кому-то может привести к более сильным и глубоким социальным связям с этим человеком.
    • Эмоции могут мотивировать людей. 10  Сильные эмоции могут побуждать людей к действию. Например, когда вы испытываете острое негативное чувство сожаления о прошлом действии или решении, вы можете попытаться избежать подобных ошибок в будущем.

    В дополнение к этим общим представлениям о роли эмоций в жизни человека существуют две основные точки зрения на то, почему люди испытывают эмоции. Это точка зрения эволюционной психологии и точка зрения социального конструктивизма. 11

    Перспектива эволюционной психологии

    Происходя из дарвинизма, эволюционные психологи твердо верят, что эмоции — это врожденные приспособления, которые служили психологической реакцией наших предков в сложных ситуациях. Эмоции имеют ценность для выживания. Например, считается, что страх существует для того, чтобы справляться с опасностями. В угрожающих обстоятельствах активируются психологические механизмы, такие как эмоция страха, чтобы мы могли оценить ситуацию и действовать эффективно. Вина также имеет эволюционное объяснение, поскольку она не позволяет людям обманывать других. Обман других может быть невыгодным в долгосрочной перспективе, поскольку у человека может быть меньше людей, на которых можно положиться и от которых можно получить помощь. Будущие взаимные обмены могут быть запятнаны, если человек обманывает другого, и чувство вины может выступать в качестве предотвращения этого. Универсальность эмоций обеспечивает дополнительную поддержку точки зрения, что эмоции являются врожденными.

    Перспектива социального конструктивизма

    Социальные психологи верят в социальный конструктивизм или теорию о том, что эмоции являются когнитивными оценками (то есть суждениями или пониманием ситуации человеком), демонстрируемыми через поведение. Социальные психологи считают, что каждая ощущаемая эмоция исходит из когнитивной оценки, которая, в свою очередь, диктует ряд действий или поведения, которые мы будем совершать. Они считают, что эмоции не обязательно должны быть связаны с телесной реакцией, такой как учащенное сердцебиение. Кроме того, некоторые эмоции, такие как любовь, не связаны с выражением лица или конкретной телесной реакцией. Вместо этого эти эмоции связаны с моделями поведения.

    Типы эмоций

    Поскольку нет единого мнения об определении эмоций, исследователи выдвигают ряд теорий о количестве и типах эмоций, которые испытывают люди.

    Существует шесть основных эмоций, широко признанных универсальными, часто называемых «Большой шестеркой»: 11 , 12

    • страх
    • гнев
    • отвращение
    • печаль
    • счастье
    • сюрприз

    Исследователь Пол Экман предложил эти шесть основных эмоций в результате обширного кросс-культурного исследования, проведенного по распознаванию эмоциональных выражений лица. С тех пор он расширил этот список, включив в него развлечение, презрение, удовлетворение, смущение, волнение, вину, гордость за достижение, облегчение, удовлетворение, чувственное удовольствие и стыд. 13

    Наибольшее согласие в этой области, по-видимому, связано с первоначальными шестью базовыми эмоциями. Некоторые исследователи утверждают, что их больше; однако остается предметом споров, относятся ли другие описанные эмоции к категориям страха, гнева, отвращения, печали, счастья и удивления. Независимо от точного количества определяемых эмоций, посыл один и тот же: Экман верит в эволюционную теорию и считает эмоции биологически врожденными, а это означает, что они универсальны для всех людей и могут быть визуально поняты по выражению лица. 11,13

    Скорее всего, вы испытывали эмоции, которых нет в этом списке. Исследователи утверждают, что все остальные эмоции вторичны по отношению к вышеперечисленным первичным. Вторичные эмоции, такие как доверие, ожидание, доброта и жалость, развиваются после того, как вы обработали первоначальные мысли и чувства, возникающие в связи с ситуацией. 14

    Сила и влияние эмоций

    Взаимосвязь между индивидуальностью, личностью, здоровьем и эмоциональными переживаниями человека очень сложна. В частности, наши поведенческие  реакции на наши эмоции пронизывают все аспекты нашей жизни — от наших отношений с друзьями и семьей до наших способностей функционировать в социальных ситуациях, до наших сокровенных желаний, мотивов и целей.

    Воплощенное выражение эмоций людьми может формировать восприятие и отношение окружающих их людей. В одном исследовании группа исследователей поставила пять экспериментов, чтобы выяснить, оценивают ли люди выражение эмоций в социальных контактах как источник информации для информирования их собственных реакций. В ходе исследования они проводили интервью с людьми на определенные темы. В некоторых экспериментах они просили респондентов просмотреть серию фотографий людей со счастливым выражением лица во время интервью. В других экспериментах они просили респондентов просмотреть серию фотографий людей с сердитыми лицами во время интервью. Исследователи обнаружили, что участники, которые смотрели на фотографии людей со счастливым выражением лица во время интервью, позже выражали более позитивные ассоциации с темой интервью. И наоборот, участники, которые смотрели на фотографии людей с сердитым выражением лица, позже выражали более негативное отношение к теме интервью. 15

    Эмоции также могут влиять на состояние здоровья людей. В частности, они могут ухудшать или улучшать общее физическое и психическое здоровье. Например, в исследовании, в котором изучались основные биологические пути, связывающие эмоции с физическим здоровьем, исследователи обнаружили, что эмоции, как положительные, так и отрицательные, могут влиять на биологические процессы, такие как воспаление и метаболические профили, путем увеличения специфических провоспалительных цитокинов, которые циркулируют в нашем организме. кровь. 16  В другом исследовании связи между эмоциями и физическим здоровьем группа исследователей исследовала связь между положительными эмоциями и физическим здоровьем. Они обнаружили, что положительные эмоции, положительные социальные связи и физическое здоровье самоподдерживающимся образом усиливают друг друга. Другими словами, если вы испытываете положительные эмоции и социальные связи, у вас больше шансов на лучшее физическое здоровье. 17

    Эмоции влияют на жизнь людей и во многих других отношениях. Некоторые ученые предполагают, что эмоции могут даже влиять на долгосрочные интеллектуальные, психологические и социальные ресурсы людей. В так называемой теории положительных эмоций «расширяй и развивай» ученые предполагают, что ежедневный опыт человека с положительными эмоциями со временем усугубляется. В частности, профессор психологии Барбара Фредриксон предположила, что переживание положительных эмоций позволяет людям расширять свое сознание, развивать эмоциональную устойчивость и пробовать новые вещи. 18  Например, если вы регулярно испытываете радость, вы, скорее всего, будете творческими и социальными, что, в свою очередь, создаст ваш психологический и социальный капитал. В другом исследовании исследователи изучили теорию Фредриксона и обнаружили, что положительные эмоции, вызванные программой медитации любящей доброты, в конечном итоге повышают внимательность участников, целеустремленность и социальную поддержку, а также уменьшают симптомы болезни. 18

    В целом, обширные исследования показали, что эмоции могут сильно влиять на наше отношение, поведение, физическое здоровье, психическое благополучие и многое другое. 19

    Проблемные эмоции и важность регулирования эмоций

    Большинство людей сталкивались с периодами в своей жизни, когда отрицательные эмоции казались подавляющими. Многие из этих людей разрабатывают стратегии, чтобы справиться с эмоциональными перегрузками в таких ситуациях. Иногда их стратегии выживания очень эффективны. В других случаях люди продолжают бороться и могут даже вырабатывать нездоровые реакции, которые ухудшают ситуацию.

    Один из ключей к разработке здоровых и устойчивых подходов к обработке эмоций и избеганию неадекватных моделей поведения называется  регулирование эмоций . Регуляция эмоций — это способность человека модулировать эмоцию или набор эмоций. 20  Здоровая регуляция эмоций включает в себя поиск способов уменьшить влияние отрицательных эмоций на вашу жизнь и увеличить пользу от положительных. Многие психологи считают, что этому необходимо научиться, потому что оно может улучшить самочувствие людей, навыки межличностного общения, личные отношения, производительность труда, семейную жизнь и даже общее состояние здоровья. Двумя примерами стратегий регуляции эмоций являются когнитивная переоценка и экспрессивное подавление.

    В  когнитивной переоценке человек активно меняет то, как он думает о событии, вызывающем эмоции, чтобы помочь изменить эмоциональное воздействие события. Изменяя свое душевное состояние с помощью когнитивной переоценки, люди могут испытывать снижение негативных эмоций, когда думают о событии. Исследования показали, что эта стратегия усиливает положительные эмоции и благополучие, а также поощряет более здоровые паттерны эмоций и социального функционирования. 21

    В  экспрессивном подавлении человек меняет способ своей поведенческой реакции на событие, вызывающее эмоции, что изменяет их общее эмоциональное выражение. Исследования показали, что экспрессивное подавление может иметь негативное влияние на человека, уменьшая переживание положительных эмоций. Частое использование поведенческого подавления приводит к более высокому уровню негативных эмоциональных переживаний. 22,23

    Другие полезные методы регулирования эмоций включают в себя обмен, обсуждение или запись своих эмоциональных переживаний с другими. Джеймс Пеннебейкер, выдающийся психолог, на протяжении десятилетий проводил исследования, посвященные глубокой ценности выражения эмоций в письменной форме. В книге, опубликованной в 2016 году, Пеннебейкер и Смит объясняют, как несколько минут, чтобы записать свои эмоции, личные события, прошлые или текущие проблемы, улучшают ваше самочувствие, отношения и иммунную систему и снижают стресс. Простой разговор о своих эмоциональных переживаниях с друзьями или на сеансах терапии также показывает значительные улучшения в различных областях. 23

    Практика осознанности также может помочь улучшить ваше физическое и эмоциональное здоровье. 24

    В обзоре исследований, проведенных в 2009 году, Джеффри Грисон изучил 52 эмпирических и теоретических исследования внимательности. В целом он обнаружил, что фундаментальные и клинические исследования показали, что практика осознанности связана с более позитивным состоянием ума, лучшим качеством жизни и меньшим эмоциональным стрессом. Внимательность, по-видимому, способна влиять на мозг, гормоны стресса, иммунную систему и поведение, влияющее на наше здоровье, такое как еда, сон и употребление психоактивных веществ. Таким образом, быть более осознанным, уделяя больше внимания и практикуя большее принятие, имеет множество последствий.

    Наконец, целевая психотерапия с опытным практикующим врачом является одним из лучших способов обращения с чувствительными эмоциональными паттернами или реакциями. Квалифицированный специалист может помочь вам определить проблемные вопросы и научиться справляться с вашими ответами.

    Если в настоящее время вы испытываете тяжелые эмоции, которые негативно сказываются на вашей жизни, начните с поиска хорошего консультанта или психотерапевта. А пока попробуйте некоторые из следующих стратегий, чтобы немедленно смягчить проблемные эмоции и эмоциональные реакции: ешьте здоровую пищу, занимайтесь спортом, занимайтесь тем, что вам нравится, и практикуйте позитивный внутренний диалог.

    Подпишитесь на нашу рассылку.

    Что такое эмоции и почему они имеют значение?

    Как самочувствие? Вы счастливы или грустны?

    Когда нас спрашивают, вполне вероятно, что все мы можем сказать, в каком эмоциональном состоянии мы находимся в данный момент. Но что это значит? Откуда берутся эмоции и как они влияют на нашу повседневную жизнь?

    Эмоции = чувства?

    Для большинства людей чувства и эмоции очень похожи. Естественно, мы бы воспринимали их как синонимы; два слова с одинаковым значением. Однако, несмотря на то, что они зависят друг от друга, эмоции и чувства — довольно разные вещи.

    Эмоции описывают физиологические состояния и генерируются подсознательно. Обычно это автономные телесные реакции на определенные внешние или внутренние события. Напротив, чувства представляют собой субъективные переживания эмоций и управляются сознательными мыслями и размышлениями. Это означает, что мы можем иметь эмоции, не имея чувств, однако мы просто не можем иметь чувства, не имея эмоций.

    Каковы наши основные эмоции?

    Существует столько предполагаемых эмоций, сколько исследователей имеют о них разные мнения. Как правило, существует семь основных эмоций: радость, удивление, страх, отвращение, гнев, презрение и печаль.

    На их основе мы строим вторичные эмоции, число которых в сумме может превышать 25. Однако недавнее исследование Университета Глазго предполагает, что у людей есть только четыре, а не семь основных выражений лица. Но это только один поток обсуждения, классифицирующий эмоции по категориям.

    Другие исследователи используют два хорошо зарекомендовавших себя ортогональных измерения при анализе эмоциональных реакций – возбуждение (возбуждение или спокойствие) и валентность (позитивность или негативность). Возбуждение относится к психофизиологическому состоянию бодрствования и реакции на раздражители и имеет отношение к любому виду регуляции сознания, внимания и обработки информации. Тем не менее, основываясь только на измерении возбуждения, нельзя определить качество эмоции. Независимо от того, является ли эмоция положительной (радость) или отрицательной (страх), к ней обращается измерение валентности.

    Какие части мозга «эмоциональны»?

    К сожалению, не существует единой области мозга, в которой обрабатываются все наши положительные или отрицательные эмоции. Однако в нескольких исследованиях были выявлены области мозга, которые, очевидно, участвуют в обработке как положительных, так и отрицательных эмоций.

    Эмоции генерируются синхронизацией нейронных сетей по всему человеческому мозгу, включая зрительные и слуховые области в затылочной и височной областях, которые обрабатывают поступающую информацию, а также самореферентные области в теменных областях. Во время обработки, например, радостных стимулов эти области тесно взаимодействуют с медиальной орбитофронтальной корой.

    Кроме того, при ощущении желания активизируется прилежащее ядро. С другой стороны, негативные эмоции, такие как стресс, страх и отвращение, обычно связаны с гораздо более глубокими и старыми структурами мозга, такими как миндалевидное тело или островок.

    Действительно ли эмоции бессознательны?

    Да, есть.

    Возьмем, к примеру, просмотр фильма ужасов дома – даже если вы находитесь в очень безопасной обстановке и вам нечего бояться, вы можете занервничать и испугаться. Есть шанс, что вы даже попытаетесь спрятаться. Ваше тело отвечает более сильным дыханием, учащенным сердцебиением и увеличением расширения зрачков.

    Прежде чем вы начнете осознавать страх или хотя бы отреагировать криком, ваша вегетативная нервная система уже нажала на рычаги и запустила все телесные изменения. Это еще раз показывает, что эмоции не приводят автоматически к чувствам, но определенно направляют наши действия.

    Влияют ли эмоции на наше мышление?

    Эмоции имеют определенную власть над нашими мыслями. «По сути, наше первое «чтение» новой ситуации всегда сосредоточено на наших эмоциях, чувствах и отношениях. Таким образом, наши эмоции закладывают основу для будущего мышления», — говорит Рон Ричарт в своей статье о предрасположенностях, отношениях и привычках.

    Тот факт, что эмоции появляются «пре-когнитивно» (т. е. до мыслей), на самом деле весьма полезен. В условиях надвигающихся угроз просто некогда думать. Вместо этого эмоции «берут верх» и за доли секунды вызывают немедленные поведенческие реакции, предотвращая негативные последствия. Эмоции поддерживают принятие решений, служат источником мотивации для выбора и совершения соответствующих действий.

    Зачем нужны эмоции?

    Кендра Черри, эксперт в области психологии, довольно точно резюмировала пять основных целей эмоций: эмоции помогают нам действовать, выживать, наносить удары и избегать опасности, принимать решения, понимать других. Более того, они помогают другим людям понять нас .

    С точки зрения эволюции, структуры мозга, обрабатывающие когнитивную информацию (например, неокортекс), намного моложе других областей мозга, которые модулируются автономно (например, ствол мозга), можно сказать, что влияние эмоций на человеческое поведение гораздо больше, чем к познанию и рациональным решениям.

    Кроме того, эмоции других людей влияют на наши собственные благодаря той информации, которую они передают. Когда мы воспринимаем чье-то выражение лица как отражение страха, мы склонны немедленно искать опасные или опасные раздражители в окружающей среде. Точно так же мы чувствуем себя комфортно и в безопасности, когда чувствуем счастье в других. Следовательно, эмоции, познание и поведение людей могут легко подвергаться влиянию эмоциональных стимулов.

    Как измерить эмоции?

    Что такое эмоции и как они воспринимаются, различаются в зависимости от многих факторов. Поэтому спрашивать людей об их эмоциях может быть сложно, поскольку вербальные отчеты, по-видимому, основаны на осознании человеком внутреннего состояния, культурного влияния и вербального мастерства.

    Один из способов обойти это — использовать физиологические показатели, которые универсальны и более объективны, чем устные отчеты. Например, возбуждение и валентность можно измерить с помощью нескольких когнитивно-поведенческих методов, таких как ЭЭГ, КГР, ЭКГ, анализ выражения лица или отслеживание взгляда.