Чувственность это в психологии: Чувственность | Понятия и категории

Содержание

Близко к сердцу: что такое высокая чувствительность и как с ней жить

Здоровье

© Eternal Happiness/Pexels

Автор Варя Бородина

04 февраля 2020

Нетерпимость к шуму, страх толпы, острое переживание любой неудачи и повышенная эмоциональность — все это могут испытывать высокочувствительные люди. Разбираемся, почему они такие и что знает о них наука.

«Ты принимаешь все слишком близко к сердцу» — эти слова слышал каждый, кого природа наделила высокой чувствительностью. Наука долго обходила вниманием тревоги и заботы ранимых людей, но в последние десять лет учение о чувствительности стало трендом, а под конец 2010-х перешло в мейнстрим. Одна из первых книг на эту тему «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире» психолога Элейн Эйрон сегодня стала почти классикой популярной литературы по психологии.

В западной прессе часто можно встретить аббревиатуры HSP и SPS. Первой называют высокочувствительных личностей (Highly Sensitive Person), а второй обозначают причину, которая делает их такими хрупкими.

Центральная нервная система некоторых людей более чувствительна в буквальном смысле — она сильнее реагирует и глубже обрабатывает физические, эмоциональные и социальные стимулы. Этот феномен называют чувствительностью сенсорной обработки (Sensory Processing Sensitivity).

Чтобы понять, насколько вы чувствительны, можно пройти тест, который измеряет четыре параметра: глубину обработки информации, склонность к нервозности, эмоциональную реактивность и умение читать между строк (улавливать нюансы явлений, ситуаций, характеров).

Высокочувствительные люди чаще склонны предаваться рефлексии, сильнее переживают за других людей, себя, будущее и весь мир, им тяжело принимать решения, воспринимать критику, а еще они могут страдать в громкой и суетливой обстановке. Поэтому их даже называют «новыми интровертами», но не стоит путать понятия — чувствительные люди вполне могут быть экстравертами, просто они более остро реагируют на все, что происходит в мире. Отсюда не следует, что высокая чувствительность — недостаток.

Это лишь особенность личности, которую можно сделать преимуществом.

От тревожности к ярким эмоциям

Эмоциональная реактивность говорит о способности более остро реагировать на внешние стимулы. Она может проявляться по-разному. С одной стороны, человек глубоко переживает неудачи и остро реагирует на грубые физические стимулы (неприятную музыку, толкотню, крики и т.п.). Но эта же реактивность помогает ярче переживать положительные эмоции и делает даже самую будничную жизнь более насыщенной. Концерты, фестивали, салюты и красочные шоу, путешествия и активные виды отдыха, душевные беседы с близкими людьми, духовные практики, простые радости вроде вкусной еды и крепких объятий — все это высокочувствительный человек проживает ярко, от всего сердца.

От нерешительности к взвешенности

По мнению Элейн Эйрон и ее коллег, высокочувствительным людям сложнее дается принятие решений. Определиться мешает излишнее внимание к деталям: человек закапывается в нюансах, составляет бесконечные списки «за» и «против», а в итоге скатывается в болезненную руминацию (прокручивание одних и тех же мыслей с негативным подтекстом).

Если учесть, что многие чувствительные люди тяжело переносят критику, им особенно страшно принять неправильное решение.

Однако умение и стремление анализировать — полезный навык в жизни и на работе. Такой человек — ценный член команды, ведь именно он сможет кропотливо изучить все аспекты важного вопроса, просчитать риски и приметить незаметные другим нюансы. Благодаря своей внимательности к деталям высокочувствительные люди раньше других замечают перемены в поведении друга или партнера, в рабочей обстановке и ситуации на рынке.

© Guilherme Stecanella/Unsplash

От хрупкости к эмпатии

Среди высокочувствительных людей много интровертов, которые групповым активностям и шумным вечеринкам предпочитают уютное одиночество или камерное общество из двух-трех близких людей. Они часто выбирают сольные виды спорта, стараются ограждать себя от информационного шума (особенно от негатива). Многие из них не любят ужастики и психологические триллеры, тяжело переживают истории о насилии и в реальной жизни стараются избегать токсичных людей. А все потому, что высокочувствительные люди в большинстве своем потрясающие эмпаты. Обычно они обладают высоким эмоциональным интеллектом, умеют сопереживать, понимать и чувствовать эмоции другого человека с удивительной точностью.

Они те самые друзья и партнеры, которые понимают с полуслова, находят лучшие слова поддержки, разделяют горе и искренне радуются успеху близких людей. Хотя бы поэтому высокую чувствительность не стоит считать слабостью — ведь она помогает выстраивать близкие и доверительные отношения. А это, как доказывают многочисленные исследования, одна из главных составляющих здоровой и счастливой жизни.

О чем стоит позаботиться высокочувствительным людям (и всем остальным)

Чтобы жить в ладу с чувствительностью и ощущать только ее положительные стороны, имеет смысл подкорректировать образ жизни в соответствии с нуждами организма.

Во-первых, высыпаться. Чтобы не расшатывать и без того хрупкую нервную систему, чувствительным людям стоит соблюдать распорядок и гигиену сна. Известно, что некачественный сон может приводить к раздражительности, депрессивности и меланхолии — не стоит провоцировать хрупкий организм.

Во-вторых, следует ограничивать быстрые углеводы и кофеин. Сладости вызывают скачки сахара в крови и вместе с ними всплески энергии с резкими спадами. Такие энергетические американские горки могут приводить к сильным перепадам настроения. А кофеин и другие стимулирующие вещества могут провоцировать гиперэмоциональность и взвинченность.

В-третьих, надо научиться находить время для себя. Людям с повышенной чувствительностью стоит заранее планировать «расслабляющие активности» — время, за которое они смогут восстановить эмоциональные силы и перезагрузиться. Это может быть еженедельная горячая ванна, вечерние прогулки в тишине, утренняя йога или сезонные поездки в загородные отели. Отдельно стоит позаботиться об отдыхе после шумных праздников — дней рождений, корпоративов, Нового года и так далее.

В-четвертых, лучше окружать себя уютом. Высокочувствительные люди остро переживают не только ментальные, но и физические ощущения — тактильные, обонятельные и зрительные. Пушистый плед и другие приятные на ощупь ткани, мягкий приглушенный свет, ароматические свечи, нейтральные цвета в интерьере, красивые элементы декора, вкусная еда и напитки — все это может оказывать терапевтический эффект и помогает справиться с негативными эмоциями. 

как выживать людям, которые чувствуют все

Принято думать, что чрезмерные эмоциональные реакции — это то, с чем нужно бороться, так как они рушат отношения, провоцируют конфликты и становятся причиной множества других необдуманных поступков. Однако автор книги «С меня хватит! Как жить с эмоциональной чувствительностью» Ими Ло думает совершенно иначе и говорит о том, что люди, живущие в мире чувств и воспринимающие через них все окружающее, на самом деле могут видеть и ощущать то, что другим незаметно. Для этого нужно принять свою высокую чувствительность и осознать, что это не слабость, а, наоборот, сила.

Рассказываем, кто такие эмоционально чувствительные люди и какие у них преимущества.

Ими Ло
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2020

Кто такие эмоционально чувствительные люди

Эмоционально чувствительный человек в самом общем смысле — это личность, которая обладает большим спектром эмоций, чем кто-либо другой, и воспринимает мир и происходящие в нем события остро, ярко и чувственно. Существует пять признаков эмоциональной чувствительности:

  • Глубина, интенсивность и сложность эмоций.

  • Повышенная эмпатия и чувствительность

  • Высокий уровень восприимчивости.

  • Богатый внутренний мир, наполненный чувствами, и живое воображение.

  • Склонность к творчеству и экзистенциальная тревога.

По этим признакам можно определить, относитесь ли вы к категории эмоционально чувствительных людей.

Глубина, интенсивность и сложность эмоций

Если вы человек с высокой эмоциональной чувствительностью, вы словно существуете в мире эмоций и не мыслите себя за его пределами. Любые события воспринимаете остро, и ощущаете себя по-настоящему живым только тогда, когда что-то чувствуете. При этом эмоции могут быть не только яркими, но и переменчивыми: вот вы на пике эйфории, а в следующую секунду переживаете глубокую грусть.

Возможно, вы со страстью подходите к любому делу и можете любить сильно, грандиозно и без остатка, поэтому стремитесь создавать прочные связи с людьми, вещами и местами, из-за чего бывает сложно с ними попрощаться, даже если это необходимо.

Повышенная эмпатия и чувствительность

Вероятно, с самых ранних лет вас интересовала жизнь окружающих, вы беспокоились даже за людей, которые не имели к вам никакого отношения. Вы также можете ощущать более крепкую связь с животными и природой, внутренним миром другого человека и его физическими ощущениями. Наверняка вам не составит труда понять, что чувствует ваш собеседник и почему он чувствует себя именно так — причем вы ощущаете это настолько явственно, что иногда чужие переживания воспринимаются как ваши собственные.

Вы склонны эмпатично относиться к людям, а в близких отношениях можете романтизировать и идеализировать своего друга или партнера, прощая ему многие недостатки просто потому, что вы глубоко чувствуете его внутренний мир. Более того, некоторые высокочувствительные люди имеют низкий болевой порог, страдают мизофонией (непереносимость определенных звуков), гиперакузией (чувствительность к определенным частотам и силе звука) и аллергией.

Высокий уровень восприимчивости

Вам не свойственно довольствоваться поверхностными знаниями, так как благодаря эмпатии и чувственности вы можете проникать в самую суть вещей, видеть взаимосвязи и важные детали, которые многие упускают. Иногда у вас получается заранее предугадать наступление определенного события, понять состояние человека задолго до того, как он объяснит его сам, а также распознать истинные намерения.

Правда, умение предчувствовать что-либо не всегда играет вам на руку, так как некоторые образы и возможные варианты развития событий настолько сильно на вас влияют, что вы не можете отделаться от навязчивых мыслей и эмоций.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Богатый внутренний мир и живое воображение

Широкий спектр эмоций порождает различные образы и ассоциации, которые могут складываться в метафоры, идеи, фантазии и целые миры. Вероятно, вы очень любознательны, склонны к постоянным размышлениям и поиску ответов на вопросы, оттого внимательны к информации, которую изучаете, и к людям, с которыми общаетесь. Можете страдать от перфекционизма, склонны к излишней самокритике.

Когда вы читаете книги, смотрите фильм или театральную постановку, то, скорее всего, весь остальной мир перестает для вас существовать — теперь есть только вымышленная вселенная, которую вы чувственно исследуете и на которую ярко реагируете.

Склонность к творчеству и экзистенциальный кризис

Благодаря навыку проникновения в суть вещей вы, возможно, нередко задумывались о бессмысленности существования, испытывали страх одиночества, а также раздражение от того, что другие люди не хотят думать о том, что на самом деле важно.

Вы нередко зацикливаетесь на мысли о быстротечности времени и конечности всего сущего, из-за этого стараетесь использовать каждый момент жизни по максимуму, достигать творческих и карьерных высот. Возможно, у вас несколько увлечений, и вас абсолютно не устраивает идея бессмысленной жизни без каких-либо целей, стремлений и глобальных желаний.

Проблемы высокочувствительных людей

Человека, живо воспринимающего мир посредством чувств, нередко считают эмоционально незрелой личностью, так как его реакции на различные события кажутся чрезмерными и неадекватными ситуации. Так, действительно, бывает — например, когда необходимо уладить конфликт, а вместо этого человек, которого захлестнули эмоции, ругается еще больше и не хочет находить выход из ситуации.

Но почему это происходит? По большому счету лишь потому, что до конца XX века единственным показателем интеллекта и одаренности был IQ. Однако этот коэффициент учитывал исключительно способности ума, но совершенно не отражал возможности человека воспринимать мир иначе — через эмпатию, умение вставать на место другого, почувствовать настроение собеседника, увидеть его намерения и скрытый от глаз других потенциал. Поэтому и в обществе стал важен именно интеллект, аналитические и языковые способности, а не эмоции и креативность.

Только лишь в 80-х годах прошлого века ученые начали разрабатывать новые модели одаренности — так, собственно, и появился эмоциональный интеллект. Канадский психолог Франсуа Ганье был первым, кто в своей книге «Дифференциальная модель одаренности и таланта» разделил понятия одаренность и талант. По его мнению, талант — это то, что развивается со временем благодаря тренировкам и обучению, а одаренность — это врожденные способности, предрасположенность к определенной деятельности. Способности он разделил на пять категорий: интеллектуальные, творческие, социально-эмоциональные, сенсомоторные и другие (сюда относят экстрасенсорные способности, но к ним может быть много вопросов). Только вместе с этим разделением пришло понимание, что одаренность бывает не только интеллектуальной, а человек, не обладающий достаточными аналитическими способностями, не должен считаться глупым или бездарным.

Примерно в одно время с Ганье американский психолог Говард Гарднер разработал понятие множественного интеллекта, в который включил, например, социальный интеллект — то, как мы выстраиваем отношения с окружающими, — а еще внутриличностный интеллект — то, как мы воспринимаем себя и насколько склонны к саморефлексии.

Несмотря на все достижения в области психологии и активной популяризации эмоционального интеллекта, далеко не каждый человек осознает, насколько важны эмоции. В детях принято развивать интеллект, но никто не рассказывает им о том, как воспринимать мир через «мудрость сердца». Оттого особо чувствительные, одаренные дети не получают должной поддержки, перестают проявлять свои эмоции и, как следствие, сталкиваются с огромным количеством проблем во взрослой жизни, которые выливаются в конфликты, импульсивные решения и невозможность понять себя и других.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Как с этим справляться

Упражнение «Время правды»

Если вы понимаете, что испытываете чрезвычайно много эмоций и не можете ими управлять, вы с большой вероятностью находитесь в плену предрассудков, старых травм и убеждений, которые не дают реализовать весь ваш потенциал. Упражнение нужно для того, чтобы обратиться к неприятным событиям прошлого — например, к пережитому семейному опыту или неловким случаям в обществе, среди друзей или на работе, — в которых вы приходили к выводу, что ваши эмоции неправильные, и понять, почему вы считаете, что чувствительность вам только мешает. Вот, что вам нужно сделать:

  • Возьмите дневник и вспомните как можно больше болезненных событий прошлого. Есть ли у вас тенденция минимизировать негативные чувства? Или, например, пытаться отделиться от своих переживаний, словно вы не хотите, чтобы они были вашими?

  • Будьте честны с собой и вспомните свое детство. Как родители реагировали на вашу чувствительность? Они ее поддерживали или, наоборот, пытались подавлять? Получали ли вы поддержку, когда вам было грустно, и если да, то от кого? Могли ли вы пережить свои эмоции вместе с близкими или приходилось делать это в одиночестве?

  • Пока вы вспоминаете, обратите внимание на то, как реагирует ваше тело. Учащается ли пульс, когда вы думаете об определенных ситуациях? Может быть, ваши челюсти или плечи напрягаются? Эмоции, как правило, проявляются внешне, поэтому обращайте внимание на сигналы вашего организма.

В процессе этого упражнения, если покопаться глубоко, может стать понятно, по какой именно причине вы не можете принять и признать свою высокую чувствительность и, как следствие, сделать так, чтобы она начала работать на вас.

Прочувствуйте события прошлого

Некоторые травмы, полученные еще в далеком детстве или просто в прошлом, до сих пор могут вызывать в нас негативные чувства, такие как грусть, гнев, печаль или разочарование. Испытывать их нормально, но если события до сих пор кажутся болезненными, значит, вы еще не отпустили их. Поэтому позвольте себе пережить все эмоции заново, хоть это может быть неприятно.

Вспомните все ситуации, которые вызывают у вас тоску, токсичную зависть, гнев или любую другую негативную эмоцию. Попробуйте прочувствовать все это заново, разрешите себе отреагировать именно так, как отреагировали бы, если бы не запрещали себе свободно проявлять свои чувства, даже самые неприятные и негативные. Как и в предыдущем упражнении, обращайте внимание на реакцию тела: стоит ли у вас ком в горле, напряжены ли скулы, хочется ли вам плакать? И если да, то позвольте себе все это ощутить. Проживание эмоций заново — это как способ исцеления и очищения от того, что тревожило вас долгое время. Когда вы в полной мере прочувствуете все, вам будет проще отпустить события и идти дальше.

Упражнение «Мысленная репетиция»

Когда мы нервничаем, предвкушая не самое приятное или просто волнительное событие, то начинаем заранее подключать свои защитные механизмы, чтобы ситуация не обернулась для нас катастрофой. Однако накручивая себя, мы делаем только хуже, в то время как событие вполне может оказаться не настолько ужасным, каким поначалу представлялось. Чтобы избежать неверных реакций, проделайте несколько действий:

  • Представьте событие, которое является триггером вашей тревоги. Рассмотрите его детально, но не с точки зрения пассивного наблюдателя, а как активный участник.

  • Вообразите все возможные сценарии, по которым может развиваться данное событие. Будут ли люди говорить то, что вызовет в вас грусть? Или, может, разозлит? Представьте все, что может спровоцировать в вас сильную эмоциональную реакцию — от самых маленьких неприятностей до самых больших.

  • Разработайте план на каждый из вариантов. Что вы скажете, если ваш родственник даст непрошенный совет? Какая «мантра» поможет вам сохранить самообладание и не сорваться на близких?

  • Выберите из всех стратегий наиболее удачные и представьте, как применяете их в конкретной ситуации.

  • Вообразите абсолютно все сценарии и способы решения. Тогда вы будете более подготовленными, и уже не эмоции будут управлять вами, а вы будете использовать их по назначению.

Упражнение «Возведение собственного алтаря»

Чтобы чувствовать себя уверенно наедине со своими эмоциями или в обществе, постройте надежную базу из вещей, событий и объектов, которые вселяют в вас уверенность и радость. Сюда необходимо включить все то, что кажется вам стабильным и комфортным. Чтобы обнаружить эти вещи, задайте себе несколько вопросов:

  • Проанализируйте события прошлого. Что помогало вам вернуться к балансу, когда происходили шокирующие, травмирующие события?

  • Какие у вас есть утренние и вечерние ритуалы, которые вселяют в вас чувство стабильности?

  • Что приносит вам радость?

  • Что вы можете контролировать?

  • Какие люди поддерживают вас в трудную минуту? В каких отношениях вы чувствуете уверенность?

Когда вы соберете все ответы на вопросы, вы заметите, что, на самом деле, не противостоите миру в одиночку, и есть вещи, люди и внутренние механизмы, которые позволяют вам оставаться на плаву и не быть во власти эмоций так, чтобы их невозможно было контролировать.

О женской чувственности. Статья. Гендерная психология. Самопознание.ру

Сейчас очень много говорят о раскрытии женской чувственности, и как это важно. При этом очень часто у людей появляется непонимание, что такое чувственность и для чего её раскрывать. Чувственность часто путают с сексуальностью, и тогда становится совсем непонятно, безопасно ли раскрытие чувственности, нужно ли это женщине, если она хочет быть счастлива в семье, в профессии, в жизни.

Поэтому мы, Ольга Киселева и Анастасия Радаева, решили внести ясность в этот вопрос и в своих статьях, заметках, зарисовках раскрывать тему женской чувственности: что это, зачем и как, с нашей точки зрения. И вот, моя первая зарисовка на тему:

«Чувственность — это про Тело, про жизнь в своём единственном прекрасном как оно есть, чувствительном, таком живом Теле. Раскрытая чувственность раскрашивает жизнь миллионом красок, придаёт ей богатство вкуса, сочность, яркость, глубину и многогранность.

Чувствовать себя невероятно живой, ощущать богатство и ценность жизни, каждого её момента, уметь остановиться, чтобы полюбоваться закатом, вдохнуть морозный аромат зимнего воздуха, ощутить покалывание в подушечках пальцев и трепет, когда рядом кто-то волнующий, или, просто, Жизнь дарит удивительный момент… Умение не спеша смаковать его. Не скатываться в рутину, а каждый день в повседневных делах ощущать вкус Жизни.

Чувственность — про умение наслаждаться: иногда ярко и страстно, а иногда тонко, различая нюансы оттенков и полутонов…

Чувственность — это про ощущение своего Сокровенного Женского, про свою женскую глубину, настоящую красоту, которая всегда за гранью обыденного и социального, как глубокое течение вод — чистая, текучая, разная. Чувственность — это про исследование, узнавание — а какая я? Как я отзываюсь на это и на то, как я чувствую Мир, впускаю его в себя, как мне нравится, как я люблю…

Чувственность — это про Контакт. Мир — большой Партнёр. Чувственность — про искусство взаимодействия с ним, про чистоту контакта, красоту танца, который ты танцуешь с Миром.

Чувственность — это про отпускание себя, про разрешение себе… быть, чувствовать, откликаться, проявляться, раскрываться тысячей граней. Это про Нежность, про баюканье себя — маленькой девочки, про трепетность заботы о себе.

Чувственность — это про праздник Жизни. Пробуждённая, выпущенная на волю, она поможет тебе стать цельной. Она позволит тебе перестать стесняться быть собой, например, не стесняться уже своего хвоста, который ты прячешь под длинными юбками, или трепетного нежного Сердца, который ты прикрываешь броней кольчуги. Чувственность — это истории твоего тела, выпущенные на свободу… Да, оно может испытывать боль, страх, но сколько в нём жизни и свободы!

Чувственность — это про очищение и обновление, про внутренние циклы и сезоны: засыпание, пробуждение, цветение, сбор плодов и снова по кругу… это про естественность всех ритмов и давание себе проживать спокойно свои сезоны.

Это про глубоководную силу, которая даёт плавность и упругость движений… И про умение быть Океаном: волнения и бури на поверхности не мешают глубинному умиротворению.

Чувственность — это про умение быть в ладу с Природой, со своей Природой. Уважать и чтить её».

Статьи автора

Взрослая женщина — кто она?

Я щедра на восхищение мужчинами, их силой, умом, способностью нести ответственность не только за себя, защищать любимых, умением позаботиться обо всём, сделать правильный выбор, принципиальностью, стойкостью. Но больше всего меня восхищает, да так, что дух захватывает, когда… Читать дальше

Читайте также

Работа с клиентом из Москвы может наглядно показать, что иногда случается после медикаментозного лечения. Порой, кроме проблем в голове, иных сложностей уже не существует. Но что же делать с головой? Иногда ситуацию тут очень ухудшают качество жизни человека. И в этом случае, вероятно, стоит сходить… Читать дальше

Клиентка из Москвы, которая пришла ко мне на консультацию как к психологу, психотерапевту и сексологу, сказала, что хочет пребывать в состоянии гармонии и счастья, и не выдумывать себе проблемы. И добавила: «хочу поверить, что счастье возможно«, так как периодически сквозила мысль, что не может быть… Читать дальше

Так тоже довольно часто бывает, и я как психолог, сексолог и психотерапевт работаю с аналогичными проблемами. Единственное, мужчины обращаются с этим не так часто, как девушки, тем ценнее будет информация, которую я вам сейчас дам.

И сейчас, я хочу вам рассказать о затруднениях двадцатипятилетнего… Читать дальше

Проблема, как говорится, имеет место быть. И у каждого тут свой путь. Кто-то имитирует оргазм, кто-то терпит, думая или говоря: «Ну давай уже быстрее…»

Моя клиентка из Москвы, с которой я работала как психолог, сексолог и психотерапевт, сказала, что ей уже всё надоело, и пришло время разобраться и решить… Читать дальше

  • ВКонтакте

Разум и чувствительность | Psychology Today

Устроившись в кресле за кофе с подругой, Джоди Федор чувствует, как ее сердце начинает колотиться. Напряжение пробирается сквозь ее грудную клетку. Гнев вибрирует в ее солнечном сплетении. Но она ни на что не расстроена. Человек напротив нее. Федор как губка впитывает чужие настроения.

Прогуливаясь по своему району в Оттаве, Канада, ее внимание приковано к одному распустившемуся листу, который еще не развернулся; ком к горлу подкатывает. Карканье далекой вороны привлекает ее внимание. Заброшенное гнездо, наполовину скрытое среди верхушек деревьев, наполняет ее благоговением.

Менее приятные раздражители могут иметь столь же сильные эффекты. В детстве случайная насмешка на школьном дворе приводила к «рыданиям и истерике». В настоящее время небольшой легкий удар может рикошетом пройти через все ее тело, «как будто я действительно ранен».

Федор чувствительный — прилагательное, которому обычно предшествует тоже. «Я как оголенный нерв, — говорит она. «В худшем случае моя чувствительность превращает меня в эмоциональный флюгер по прихоти моего окружения». Но в лучшем случае это подарок, точно настроенный палец на пульсе каждого трепета ее окружения.

Высокочувствительный человек всегда был частью человеческого ландшафта. Есть доказательства того, что многие творческие типы очень чувствительны, воспринимают культурные течения задолго до того, как они проявляются в мейнстриме, способны воспринимать богатство мелочей, которые другие часто упускают из виду. Другие могут быть особенно чувствительны к животным и тому, как с ними обращаются. Они также являются теми, чьи чувства так легко ранить, что им постоянно говорят «закаляться».

Сегодня наука проверяет группу людей, чья чувствительность проявляется во многих областях жизни. Настроенные на тонкости всех видов, они имеют сложную внутреннюю жизнь и нуждаются во времени, чтобы обработать постоянный поток сенсорных данных, которые являются их наследием. Некоторые могут быть особенно склонны к горстке трудно определяемых расстройств, таких как синдром хронической усталости и фибромиалгия. Технологии теперь открывают особенно яркое окно в то, что, вероятно, определяет их все — нервную систему, настроенную на регистрацию стимулов на очень низкой частоте и их внутреннее усиление.

У всех нас есть оттенки чувствительности. Кого не потрясает отказ и не сокрушает критика? Но для СЧЛ эмоциональные переживания имеют такую ​​постоянную интенсивность, что формируют их личность и их жизнь — производительность труда, социальную жизнь, интимные отношения — в такой же степени, как пол и раса. Те, кто научится сдерживать неустанные наплывы и подъемы эмоций, которые почти всегда сопровождают крайнюю чувствительность, способны преобразовать сырое восприятие в острую проницательность.

Дэн Найнан, штатный стендап-комик из Нью-Йорка, видит узким кругом глаз после каждого выступления: «Тысячи людей заходят и говорят, что им понравилось, но один человек говорит что-то негативное, и я воспринимаю это так близко к сердцу, » он говорит. «Это привело к некоторым дракам и почти дошло до физических ударов». Он ценит иронию в том, что ненавидит критику, но каждый вечер добровольно выступает перед переполненным залом. «В обычном режиме с 9 до 5 никто не подходит к вам и не кричит: «Ты ужасен!»

Снаружи, усиленный

Очень чувствительные люди окружают нас повсюду. Они составляют около 20 процентов населения и, вероятно, включают равное количество мужчин и женщин. Все имеющиеся данные говорят о том, что они рождаются, а не становятся.

Скорее всего, вы узнаете их по наиболее заметной черте — чрезмерной эмоциональности. Шари Линн Ротштейн-Крамер, владелица маркетинговой фирмы в Майами, штат Флорида, плачет почти каждый день. Вид красивого наряда или изысканной сумочки может ее задушить. Недавно она нашла на своем лобовом стекле записку от соседки, которая гласила: « Припаркуйся посреди своего пространства! !» и тут же расплакалась. Ей пришлось уговаривать себя не позволять этому испортить ей день.

Вошедшая в поговорку тонкая кожа СЧЛ покрывает очень проницаемую нервную систему. Но столь же вероятно, что неожиданный комплимент или добрый обмен мнениями могут поднять их настроение, а вид отца, обожающе играющего со своим ребенком, может вызвать слезы, подогреваемые приливом тепла. смерть, изнасилование — могут их глубоко расстроить. Прочитав о недавнем групповом изнасиловании, нью-йоркский актер и писатель Джим Дайлакис стал «чрезвычайно эмоциональным. Я не мог перестать думать о том, через что прошла эта бедная женщина и как это повлияло на ее близких. Я чувствовал грусть, смешанную с невероятной яростью, по отношению к нападавшим». Учитывая их исключительную способность ощущать и усваивать настроение окружающих, присутствие взволнованного человека, даже незнакомца, с которым они никогда не общаются, может вызвать у них беспокойство.0003

СЧЛ часто обладают обостренным обонянием или осязанием и, скажем, абсолютной нетерпимостью к зудящим тканям или внезапным звукам, что отражает их низкий порог восприятия сенсорной информации. Они жалуются на то, чего никто не замечает; дезодорант коллеги или ароматическая свеча вызывают у них головную боль. И этот проклятый свет гудит в тихом офисе. Час или два после вечеринки или другого насыщенного чувствами события, и они забились в угол, прелюдия к объявлению, что им пора домой.

Прежде всего, СЧЛ определяется своим внутренним опытом. «Это все равно, что чувствовать что-то 50 пальцами, а не 10», — объясняет Джудит Орлофф, психиатр и автор книги « Эмоциональная свобода ». «У вас больше рецепторов для восприятия вещей».

Очень чувствительных людей часто принимают за интровертов, и, как и в случае с интровертами, социальное взаимодействие истощает их. Но на самом деле они сильно реагируют на все в их окружении. В результате им требуется и обычно требуется дополнительное время для обработки, чтобы разобраться в своем опыте. Примерно каждый пятый СЧЛ на самом деле экстраверт, искатель социальных ощущений, получающий удовольствие от болтовни. Но они тоже необычно сильно используют когнитивную силу, чтобы переварить свой опыт.

Ротштейн-Крамер считает себя высокочувствительным экстравертом. «Я бы даже сказала «общительный», — говорит она, посмеиваясь. «Когда люди настроены позитивно, это вдохновляет меня быть более общительной и энергичной». Но негативные взаимодействия загоняют ее по спирали на юг: «Люди дают мне самые высокие взлеты и самые низкие падения».

В целом высокие когнитивные требования ко всем СЧЛ предрасполагают их к более реактивной, чем смело активной позиции в жизни. Весь этот сенсорный ввод потребляет психические ресурсы для размышлений, прежде чем они начнут действовать. Любые риски, с которыми они сталкиваются, тщательно просчитываются.

Нежные субъекты

Представление о том, что существует целая категория людей, чья нервная система чрезмерно реагирует на обычные раздражители, выросло из личного опыта психолога Элейн Арон. В 1991 году она начала посещать психотерапевта за помощью, чтобы справиться с ее резкой реакцией на медицинскую проблему. Во время второго визита Арона терапевт небрежно предположил, что чрезмерная реакция Арона на незначительную физическую проблему была «просто потому, что вы очень чувствительны».

«Я заметила, что я другая, — говорит она, — но у меня не было способа осмыслить это. Этот термин прижился у меня, и я решила выяснить, что мы на самом деле подразумеваем под «чувствительностью». короткий ответ: ничего подобного острой эмоциональной отзывчивости, которую она имела в виду. Тщательный поиск в литературе выявил лишь случайные упоминания о чувствительности к химическим веществам или лекарствам и расплывчатые упоминания о чувствительности как о ключевом аспекте материнства.

Поиски Арона привели ее к работе Эрнеста Хартманна, психиатра из Университета Тафтса, наиболее известного своими исследованиями сновидений. Примерно в то же время он укреплял концепцию границ как измерения личности и способа восприятия мира. Он замечает, что жизнь состоит из границ — между прошлым и настоящим, вами и мной, субъектом и объектом. И люди различаются по тому, как они воплощают и воспринимают границы.

В его схеме люди с тонкими ментальными границами не четко разделяют содержание сознания, так что фантазийная мечтательная жизнь может натолкнуться на повседневную реальность. Как будто те, у кого тонкие границы, имеют пористую оболочку, которая позволяет большей части их окружения проникать и «добираться» до них — и в их сны. Концепция Хартмана с тонкими границами, казалось, предполагает, что действительно существует группа людей, которые воспринимают гораздо больше, чем другие.

Кроме того, Арон видел намеки на высокочувствительных людей в ставшем уже классическим исследовании Джерома Кагана, посвященном описанию темперамента младенцев. Психолог из Гарварда Каган обнаружил, что от 10 до 20 процентов младенцев начинают жизнь с жестко настроенной нервной системой, которая делает их легко возбуждаемыми, нервными и расстроенными в ответ на новые раздражители. Такие высокореактивные младенцы, как он их называл, рискуют превратиться в «заторможенных» детей, которые склонны избегать переживаний в качестве защиты и подвержены высокому риску тревожности.

Каган говорит, что его «высокореактивные» обладают только одним особым типом чувствительности — «чувствительностью к событиям в окружающей среде, которые подразумевают новый вызов». А исследования изображений мозга показывают, что их реактивность отражает отличительную биологическую особенность: гиперреактивную миндалевидное тело, мозговой центр, который оценивает угрозы и управляет реакцией на страх. Неожиданные события — от снежной бури до викторины — запускают систему сигнализации, встроенную в их естественно обидчивую миндалевидное тело, заставляя их постоянно следить за опасностью.

С облегчением обнаружив, что существуют люди, управляемые чувствительностью, Арон был разочарован тем, что эта особенность, как бы она ни определялась, связана только с патологией. Как психолог, она говорит: «Я решила начать с земли и посмотреть, что думают об этом люди, которые отождествляют себя с этим словом». Тридцать «изнурительных» трехчасовых интервью спустя она была на пути к созданию анкеты из 27 пунктов, которая является эталоном чувствительности. «У меня богатая, сложная внутренняя жизнь». Проверять. «Мне неудобно из-за громких звуков». Проверять.

Рожденные быть мягкими

Продвигающиеся исследования в области нейробиологии показывают, что тот тип эмоциональной чувствительности, который имел в виду Арон, может быть связан со специфическими вариациями экспрессии генов в нервной системе, особенно генов, связанных с выработкой нейротрансмиттеров серотонина и дофамина.

Одна вариация гена, короткий-короткий аллель переносчика серотонина 5-HTT, уже давно связана с предрасположенностью к депрессии и тревоге. Недавние данные показывают, что тот же самый вариант гена приносит множество когнитивных преимуществ, включая лучшее и более выгодное принятие решений в игровых ситуациях. Арон подозревает, что этот аллель может присутствовать у СЧЛ и может объяснить их склонность тщательно оценивать риски.

«Трудно представить, чтобы эта черта сохранялась в генофонде, если бы она приводила только к негативным эмоциям, таким как депрессия, — говорит Арон. «Проблемные результаты легче наблюдать, чем более позитивное взаимодействие с окружающей средой».

Исследования с визуализацией мозга показывают реальные различия в мозге СЧЛ по сравнению со всеми остальными. Области коры, связанные с вниманием и обработкой перцептивных данных, демонстрируют более высокую активацию в ответ на все виды стимулов. Кроме того, возможность вознаграждения вызывает чрезмерную реакцию в цепи вознаграждения, и области, связанные со страхом, особенно взволнованы угрозами.

В своем собственном исследовании людей с тонкими границами Эрнест Хартманн из Тафтса обнаружил сильную связь с творчеством, которая, по мнению Арон, применима и к СЧЛ. Из сотен студентов-художников и музыкантов, которых он изучал, почти все дали положительный результат в его анкете о тонких границах. Среди тех, кто может сделать профессию в искусстве, таких гораздо меньше, что говорит о том, что для того, чтобы попасть в Карнеги-холл, требуется больше, чем практика.

Исследование 2003 года, опубликованное в Journal of Personality and Social Psychology обнаружил, что мозг творческих людей гораздо более открыт для поступающих стимулов, чем мозг нетворческих людей. Выполняя простую задачу, они испытывают небольшое латентное торможение — они не отсеивают ненужные данные из сознания, и большая часть их мозга активизируется от момента к моменту.

Чрезвычайная отзывчивость ко всем ситуациям, как считает Арон, делает СЧЛ склонными к тревоге и депрессии перед лицом тревожной ситуации. Но это также делает жизнь богаче; образы, звуки, ароматы, образы красоты становятся более яркими. Как будто только СЧЛ видят мир в высоком разрешении.

Основы биологии

Еще одна грань чувствительности находится в центре внимания независимого исследования Майкла Джавера. Десять лет назад Джавер был следователем Агентства по охране окружающей среды, расследовавшим сообщения о синдроме больного здания и готовившим руководство по качеству воздуха для владельцев зданий. Почему, хотел он знать, лишь горстка людей жалуется на условия внутри помещений?

«Некоторые говорили, что в повседневной жизни они стали инвалидами из-за воздействия одеколонов, красок, пестицидов, микроэлементов в воздухе», — говорит он. «А некоторые продолжали говорить мне, что они были эмоционально чувствительны в течение многих лет. Возможно, те же самые факторы, которые заставляли некоторых людей жаловаться на окружающую среду, предполагали более широкий аспект чувствительности, чем просто эмоциональный».

Когда он опрашивал людей, которых Арон идентифицировал как СЧЛ, он обнаружил необычную восприимчивость к целому ряду состояний, которые долгое время считались психосоматическими. Гораздо больше, чем другие представители населения, они страдали от мигрени, синдрома раздраженного кишечника, синдрома хронической усталости, аллергии и фибромиалгии. Джавер считает, что результаты указывают на широкомасштабные биологические различия в HSP.

«Возьмите мигрень», говорит он. «Мы знаем, что они вызваны рядом вещей в окружающей среде — достопримечательностями, запахами и даже изменениями в погоде». Настроение тоже может действовать как катализатор: «Сильные чувства, даже те, о которых люди не подозревают, могут вызвать мигрень», — говорит Джавер. Он считает, что СЧЛ необычайно чувствительны как к эмоциональным, так и к материальным раздражителям — к подлым комментариям, а также к пыльце или перхоти в воздухе.

По словам Орлоффа, за всем этим стоит, скорее всего, реакция «беги или сражайся». При более низком пороге активации гормонов стресса организм переполняется кортизолом и адреналином. Хронически повышенный уровень гормонов стресса связан с множеством проблем со здоровьем, от сердечных заболеваний до снижения плотности костей и нарушения памяти.

Для Арона улики складываются в особый тип личности. Обидчивая нервная система СЧЛ приводит к обидчивому темпераменту. Подобно принцессе, которая чувствует горошину под своей башней матрасов, СЧЛ воспринимают малейшую сенсорную или эмоциональную провокацию, а затем реагируют всплеском мозговой активности, которая порождает невероятную реакцию — размышления, слезы, истерику, с одной стороны, или необузданный энтузиазм, с другой. Другой. Их личности могут варьироваться от капризных до драматичных — все это продукт их уникальной биологии.

Пропавшие без вести?

При разработке своей анкеты Арон решила включить только те вопросы, на которые мужчины и женщины ответили в равной пропорции, и откалибровала ее таким образом, чтобы 20 процентов мужчин и женщин были зарегистрированы как высокочувствительные. Но как только она начала проводить тест среди населения в целом, гораздо менее 20 процентов мужчин оказались положительными по HSP. Куда делись ребята — или их никогда там не было с самого начала?

Арон настаивает на том, что мужчины и женщины рождаются высокочувствительными в равном количестве, но некоторые мужчины вырастают, активно скрывая это. «Они не хотят идентифицировать себя как чувствительные».

«Реактивы» Кагана тоже были самцами и самками в равной мере — в возрасте 4 месяцев. Но «группа сверстников мужского пола очень сурова с застенчивыми, робкими мальчиками», объясняет он, и в молодом возрасте очень реактивных мужчин было очень трудно выделить из нереактивной популяции.

Нервная основа чувствительности у мужчин и женщин не отличается. Но возникающее в результате поведение — расплакаться от радости, расстроиться из-за подколки, чувствовать себя подавленным на концерте или спортивном мероприятии — может нарушать даже современные западные стандарты мужественности. Самцы СЧЛ могут выглядеть женоподобными для потенциальных партнеров. (Нет, нет доказательств того, что мужчины с СЧЛ непропорционально гомосексуальны.)

«В Северной Америке, в частности, мы ожидаем, что мальчики будут крутыми и склонными к риску», — говорит Тед Зефф, психолог из Сан-Франциско, чьи подробные интервью с более чем 30 очень чувствительными мужчинами в пяти странах привели к книга, Сильный, чувствительный мальчик . «Мальчикам говорят скрывать все эмоции, кроме гнева. Это особенно тяжело для чувствительных мальчиков, которым приходится подавлять свои естественные наклонности».

Джим Дайлакис из Нью-Йорка признается: «Я определенно скрываю свою чувствительность от некоторых людей. То, что ты полностью скрываешь свое сердце, делает тебя открытым для насмешек».

Обоюдоострый эффект

Насмешки, усвоенные очень чувствительным ребенком, могут привести к депрессии. Аналогично, «Хорошая работа!» может показаться, что отчет по книге не меняет правила игры, но для чувствительного ребенка небольшое поощрение может иметь огромный эффект, побуждая ребенка воспроизводить такое поведение — скажем, хорошо подготовиться к следующему тесту. Школа и методы воспитания могут существенно повлиять на развитие высокочувствительных детей, которые могут блестяще преуспевать в умеренно ободряющем классе или бесконечно бороться в слегка обескураживающем, в то время как нечувствительный ребенок в конечном итоге будет примерно таким же, независимо от незначительных изменений в классе. Окружающая среда.

Возможность противоположных исходов — нисходящей спирали или стремительного успеха — подчеркивает обоюдоострую природу чувствительности. Не недостаток и не подарок, это скорее усилитель воздействия окружающей среды. У чувствительных людей, у которых было тяжелое детство, может быть высокий уровень тревожности и депрессии, но СЧЛ, которых любили и поощряли в детстве, могут вырасти хорошо приспособленными взрослыми.

«Ты не сведешь меня с ума, правда?»

Федор и Ротштейн-Крамер неожиданно задают один и тот же вопрос посреди интервью. Знатоки мелких пренебрежений, партнеры по изучению, которые не могут сосредоточиться с этим дурацким отбойным молотком, ревущим снаружи, СЧЛ подвергаются постоянному потоку критики, призывающей их стать жестче или вырастить cojones . Это сообщение о том, что они каким-то образом неприемлемы такими, какие они есть, резонирует с интенсивностью.

Арон хотел бы, чтобы СЧЛ больше внимания уделяли тому, что они могут предложить. Они заводят сострадательных друзей, которые действительно заботятся о других; они направляют красоту из мира в искусство и музыку; они замечают то, что упускают другие. Укрывшись в безопасной среде и закалившись от негатива других, они могут процветать.

СЧЛ обитают в мире, изобилующем яркими цветами, резкими запахами, поразительными звуками и сильными эмоциями. «Я всегда был и всегда буду очень внимательно относиться к своему окружению и людям в нем», — говорит Федор. Как генеральный директор успешной косметической компании, она окружает себя поддерживающими людьми. «Я пыталась стать более жесткой, укоренившись в сложных ситуациях», — говорит она. «Тогда я понял, что трачу свое время на то, чтобы справляться, а не процветать. Теперь я знаю, что могу выбрать, ответить или отпустить что-то». Для нее это более чистый способ насладиться этим пикантным миром. — Андреа Барц

Советы для обидчивых

Очень чувствительный? «Вероятно, вы прожили жизнь, предполагая, что вы похожи на остальные 80 процентов людей», — говорит Арон. «Правда в том, что вам нужно совершенно другое руководство по эксплуатации». Вот несколько настроек, которые вы можете сделать, чтобы синхронизировать свою жизнь с вашим режимом сенсорной обработки.

  • Обозначьте время простоя. Ваш мозг работает сверхурочно, обрабатывая входные данные и впитывая чужое настроение, поэтому ему нужен шанс восстановиться. «По возможности ограничивайте стимуляцию», — предлагает Арон. «Выключайте радио, когда вы за рулем. Используйте маску для сна и беруши ночью». Медитация также является мощным способом подавить гормоны стресса. Орлофф предписывает быстрые трехминутные медитации в течение дня: сядьте спокойно, положите руку на сердце, углубите дыхание и сосредоточьтесь на чем-то прекрасном — на изображении вашего ребенка.
  • Говорите спокойно. Чувствительные люди не обречены всю жизнь шататься от отказа. Реакцию можно обуздать до того, как она перерастет в депрессию. Федор носит в бумажнике контрольный список и просматривает его, когда чувствует, что на него нападают: «Это обо мне? Каковы намерения другого человека? Я реагирую, потому что это вызывает во мне страх?» Точно так же Ротштейн-Крамер спрашивает себя: «Как я могу интерпретировать эту ситуацию по-другому?» «Практикуйтесь контролировать свои реакции», — говорит она; «В конце концов, немного раскопок не бросит вас».
  • Измените взаимодействие. Доброжелательно, но твердо перекройте утечку энергии. Скажем, ваша подруга в очередной раз разглагольствует о своей работе. «Вы должны с любовью, но как ни в чем не бывало сказать: «Я вижу, что вы переживаете что-то; когда вы хотите найти решения, я здесь для вас, но сейчас мне трудно это слушать, «, — объясняет Орлофф. «Тон голоса решает все».
  • Вооружитесь. Иногда ты попадаешь в ситуацию, которая тебя высасывает до предела — конференцию, которую приходится терпеть по работе, деловой обед с невыносимым квечем. Защитите себя: «Визуализируйте щит вокруг своего тела, защищающий от негативного воздействия», — говорит Орлофф.
  • Переписать историю . Вспомните решения, о которых вы сожалели, и то, что вам не нравится в себе: «Очень часто они связаны с чувствительностью», — отмечает Арон. Вечеринка-сюрприз, на которой вы плакали в своей комнате, и повышение, от которого вы отказались из-за слишком большого давления, имеют гораздо больше смысла через призму вашей чувствительности. Признайте это.

Общение с деликатными людьми

Поскольку 20 процентов населения очень чувствительны, «вы, вероятно, работаете или даже дружите с одним из них — вы просто этого не осознаете», — говорит Арон. Теперь, когда вы знаете отличительные черты этой личности, измените свое поведение, чтобы общение с ним было более плавным.

  • Пропустить советы . СЧЛ сильно надоедает слышать от друзей из лучших побуждений: «Вы действительно не должны позволять этому доходить до вас». Они воспринимают это как унижение, предположение, что они сделали что-то не так. Скажите что-нибудь более обнадеживающее, например, что любая ситуация, вызывающая у них стресс, скоро улучшится.
  • Измените вид. В близких отношениях вы можете обнаружить, что делаете неправильные предположения о своем партнере. Вы можете услышать такие вещи, как «Мне никогда не нравилось ходить на эти спортивные мероприятия или концерты», — предупреждает Арон. Избегайте искушения ответить горем или гневом. Просто примите это.
  • Уважайте их личное пространство. Распространенная ошибка близких СЧЛ: зависание. «Они обещают своему партнеру час на перезарядку, — говорит Орлофф, — а затем слоняются без дела, ожидая, когда вы выйдете». Лучше сказать им: «Хорошо, идите пополнить запасы, я буду косить газон» — и сделайте это.

Изображение на Facebook: Federico Marsicano/Shutterstock

Художественное чутье

Когда Эл Дуек впервые проходил собеседование на должность преподавателя в Школе психологии Фуллера, он принес свою собственную глиняную посуду ручной работы в Женевскую комнату. теологическая экспертиза. «Это была одна из моих лучших чаш, — вспоминает он. «Я положил его перед собой на стол и никогда не упоминал об этом». Преподаватели расспрашивали его о теории искупления, его меннонитском происхождении и многом другом, и когда допрос был закончен, он взял чашу и пошел прочь. — Но Ал, а как же горшок? — крикнул профессор из дальнего конца комнаты. Он ответил: «Вот как я интегрирую теологию и психологию».

Ал ухмыляется, рассказывая историю в своем угловом кабинете 20 лет спустя, книги и другие его гончарные изделия украшают стены, окна трескаются, охлаждаясь под прямыми солнечными лучами. На одной фотографии в рамке возле его стола руки его внука лежат на руках Ала, пока он лепит глину на гончарном круге. «Искусство во многом связано с тем, как вы соединяете духовность и психологию», — говорит он. «Это интеграция с художественной чувствительностью». После десятилетий преподавания в семинарии он снова и снова демонстрировал Фуллеру, как может выглядеть эта чувствительность.

Когда в 1999 году Эл стал первым профессором Эвелин и Фрэнка Фрида по интеграции психологии и теологии, он применил художественную чувствительность к своей инсталляции. Вместо того, чтобы просто прочитать лекцию, накануне вечером он устроил вечер музыки и поэзии в меннонитской церкви Пасадены. Выступала опытная виолончелистка и пианистка, меннонитская поэтесса Жан Янсен читала ее работы, а донор Эвелин Фрид и профессор этики Глен Стассен представили свои размышления об интеграции. «Это было очень захватывающе; все эти люди пытались интегрировать свои убеждения в свои собственные контексты», — вспоминает Эл. На следующий день на установочной службе он прочитал лекцию о языке психологии и богословия, обрамленном Вавилонской башней, Пятидесятнице и «Языке огня», стихотворении Янцена, заказанном на этот день: «Теперь пусть наши языки, как листья, падают из их бережной хватки, / наши кулаки разжимаются, доверяя дереву, которое нас родило; / Христос в наших корнях и венце, Дух-ветер распускающий. . . ».

По кампусу начали распространяться слухи о профессоре, который использовал глиняную посуду для преподавания психологии и теологии. Во время одной службы в часовне Эл раздал пластичную глину половине аудитории и сухую глину другой половине, чтобы проповедовать о воплощении и открытости для Духа. Он заканчивал каждый курс «Введение в интеграцию», принося в класс свой гончарный круг, давая каждому ученику небольшой кусочек глины, чтобы он лепил его в руки, пока он работал на круге, предлагая на протяжении всего класса медитацию о важности центрирования, интуиции. , и вера. «Мы хотим определенности и терапевтических методов, которые, как мы знаем, обязательно сработают, но, поскольку люди созданы по образу таинственного Бога, в нас есть части, которые загадочны», — говорит он. Подобно превращению глины в красивые формы, «быть терапевтом — это творческий процесс. Тянет на то, чего нет в сознании, что интуитивно. А это требует от терапевта процесса самоопустошения. Все это невероятная тайна».

Для Ала гончарное дело было больше, чем просто иллюстрация в классе — десятилетия назад оно стало для него терапевтической практикой. «После нескольких лет в академии я слишком много жил в своей голове, — вспоминает он. «Я знал, что эмоционально мне не хватает важных сигналов в моей работе терапевтом. Начало моей личной терапии было процессом смягчения, движения от головы к сердцу». Вскоре после того, как он начал свою собственную терапию, он открыл для себя лепку глины на колесе как способ воссоединить свой разум с телом.

Со временем Ал начал смотреть не только на гончарное дело, но и на искусство в целом как на педагогический инструмент, которым можно поделиться с другими и предложить ценное пространство для размышлений. Теперь, от классной комнаты до терапевтического кабинета, он предлагает студентам и клиентам стихи Венделла Берри или Мэри Оливер, картины Марка Ротко или Шагала и такие книги, как My Name Is Asher Lev и Мадлен Л’Энгль Walking on Water. : Размышления о вере и искусстве , чтобы помочь им связать свой интеллект со своим телом и отношениями. Рассказывание историй, по его мнению, необходимо. «В романах я всегда ищу проблески искупления. Существует также неявная этика того, как прожить свою жизнь», — говорит он. «Романы дают мне конкретное и образное отображение человеческой природы. Нам нужна точка соприкосновения между верой и исцелением, и я считаю, что истории — одна из таких точек соприкосновения».

Ал наиболее энергичен, когда эта художественная чувствительность сочетается с его глубокой приверженностью меннонита справедливости и возвышению маргинальных голосов. Помимо того, что он занимается искусством и культурой для себя, Эл путешествовал по всему миру, помогая местным сообществам, которые стремятся заново открыть для себя ценности своего искусства и культуры. Он возил студентов в Гвадалахару и Мехико, чтобы изучать насилие со стороны государства и картины Диего Риверы. В соавторстве с Глэдис Мвити он написал книгу о консультировании коренных христиан Африки и воодушевлении африканских читателей использовать их пословицы и истории в своих собственных терапевтических практиках. Во время одной из поездок в Найроби африканский терапевт подошел к Алу после лекции Глэдис и сказал со слезами на глазах: «Действительно ли Глэдис говорит нам, что мы можем использовать наши древние пословицы в терапии? Нам всегда говорили, что мы, христиане, должны оставить прошлое позади». Ал ответил страстным да. «Исконная духовность психологии требует от нас деколонизации нашего понимания культуры, которое, как мы часто считаем, похоже на христианский мир», — говорит он. «Мы должны постоянно деколонизировать власть, а не давать ей желаемое правление. Я хочу, чтобы такие люди, как этот терапевт, обнаружили, что у них есть собственное наследие».

Совсем недавно, благодаря щедрому гранту, предоставленному Фуллеровской китайской инициативе, Эл путешествовал по всему Китаю, чтобы побеседовать с учеными о психологии, религии и разработать уникальные китайские терапевтические модели. «Мы не просто читаем лекции — это действительно обмен. У нас настоящий диалог», — говорит он. «Это всегда моя надежда». В одном случае Ал взял с собой американских студентов китайского происхождения и был очень вдохновлен, наблюдая за тем, как студенты открывают для себя свои культурные корни. «Слышать, как они говорят своим голосом, доставляет мне невероятную радость; это вызывает у меня слезы каждый раз».

Работая на круге, гончар не может заставить глину принимать форму. Лепка глины требует интуиции и спокойствия. «Это долгий процесс обучения, но есть невероятный момент, когда пластилин под вашими руками находится в центре, неподвижен и вращается», — говорит Эл. «Т. С. Элиот назвал бы это «неподвижной точкой вращающегося мира». Без этого важного шага глина будет шататься в руках гончара или даже терять равновесие и падать на круг. «Мои чаши напоминают мне чашу для причастия; есть чашка, а потом она расширяется вверху», — размышляет он. «Есть пустота и открытость трансцендентности». Он указывает на чаши и указывает на небо, стоя посреди своего кабинета с двумя распростертыми руками.

+ Эл Дуек за работой в своей мастерской

Глобальная теология, интеграция, психология, теология и искусство

Интерсекциональность как аналитическая чувствительность в культурных исследованиях | Культурологические методы в психологии: описание и трансформация культур

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурные методы в психологии: описание и трансформация культурСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурные методы в психологии: описание и трансформация культурСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Маклин, Кейт С. , Кевин Делусио и Адриан Дж. Вилликана (ред.),

«Интерсекциональность как аналитическая чувствительность в исследованиях культуры»

,

в Kate C. McLean (ed.)

,

Культурные методы в психологии: описание и преобразование культур

Нью-Йорк

3 2021;

Online Edn,

Oxford Academic

, 21 октября 2021 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/97801

949.003.0013,

. Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурные методы в психологии: описание и трансформация культурСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКультурные методы в психологии: описание и трансформация культурСоциальная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

Интерсекциональность становится все более популярной как призма, через которую можно рассматривать опыт маргинализированных групп населения. Однако, что касается культурных исследований, как можно реализовать интерсекциональную чувствительность, чтобы обеспечить полную картину данного явления? Цель этой главы — понять, как использовать интерсекциональность в качестве линзы для концептуализации процесса исследования культуры. Сначала исследуется, как интерсекциональность может быть оформлена как аналитическая чувствительность в психологических исследованиях. Затем выделяется экологическая концептуализация культуры, которая включает в себя принципы интерсекциональности, и представляется исследование того, как интерсекциональность разрушает доминирующие идеи в процессах и методологиях культурных исследований. Глава завершается подробным описанием того, как количественные, качественные и смешанные исследования могут отражать интерсекциональность как аналитическую чувствительность при проведении культурных исследований.

Ключевые слова: интерсекциональность, культура, аналитическая чувствительность, междисциплинарные исследования, методология

Предмет

Социальная психология

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи, в которой выполнен вход, и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.