Цикл коулба: Что такое цикл Колба и почему его часто понимают и применяют неправильно / Skillbox Media

Как применять цикл Колба в обучении и реальной жизни

Если вы работаете в сфере образования — то наверняка замечали, что далеко не любая структура обучающего курса усваивается у людей в голове и приводит к результату. Если же вы хотя бы иногда проходите образовательные программы как ученик – то на своем опыте поняли, что не любой курс помогает вам достичь того, чего вы хотели. И вообще не любое обучение оказывается толковым, понятным и интересным.

Почему так происходит?

Педагоги, методологи, ученые всего мира тоже давно заинтересовались этим вопросом. На сегодняшний день один из самых информативных ответов на него – цикл Колба.

 

Какая-какая колба?..

Не колба, а Колб. Дэвид Колб – это американский теоретик образования и специалист по обучению взрослых людей (кстати говоря, наш современник, перешедший рубеж 20-го века). Он создал всемирно известную модель обучения, которая сегодня лежит в основе каждого стоящего образовательного курса.

В оригинале эта модель называется Experiential Learning Model, но в России она известна как цикл Колба.

Цикл Колба предлагает формировать знания и навыки поэтапно, проходя через 4 стадии, замыкающиеся в кольцо. Вот они:

  1. Получение конкретного практического опыта (мы делаем определенное действие).
  2. Его анализ (обдумываем, какой результат мы получили, нравится он нам или нет).
  3. Получение теоретических знаний на тему данного опыта (мы идем читать/смотреть видео/слушать опытных людей, как правильно выполнять это действие, чтобы получать наилучший результат).
  4. Применение знаний на практике, формирование нового практического опыта с использованием полученной информации (снова выполняем действие, но уже с учетом новых знаний).

На этом цикл не заканчивается. Последний этап создает новый практический опыт, который мы снова обдумываем – сначала самостоятельно, потом с помощью теории. Затем мы снова воплощаем знания в жизнь, но уже на более крутом уровне, чем делали до этого. Таким образом, мы ходим по кольцу, постепенно поднимаясь по спирали навыков и умений вверх. Действие получается у нас все лучше и лучше.

 

Чем это отличается от традиционной классической модели обучения

Основное выгодное отличие цикла Колба от классической модели обучения – этап, с которого начинается образовательный процесс.

В школе мы, прежде чем начать решать примеры или писать диктант, изучаем теорию. Обучение организовано следующим образом – параграфы теоретического материала, небольшое количество практики, тесты для проверки усвоения знаний. Более того, обучение в университете и даже многие обучающие курсы для взрослых людей построены так же.

Интересно ли это? Увлекает ли учеников? Хорошо ли запоминается? Едва ли. Ведь ученики зачастую даже не представляют, зачем им нужны эти знания и где они смогут применить их в своей жизни. Знание просто ради знания не вызывает мотивации (тем более, в современном стремительном мире, где вокруг так много информационного шума).

Дэвид Колб перевернул традиционную модель обучения и предложил отталкиваться не от теории, а от практического опыта ученика (особенно, когда это касалось обучения взрослых людей, а не малышей). Он утверждал, что чаще всего взрослые начинают обучение с получения конкретного опыта.

Согласитесь, именно так и рождается в нас истинное желание что-то узнать – мы живем свою обычную жизнь, получаем ежедневный практический опыт и неожиданно обнаруживаем, что у нас что-то не получается/ чего-то не хватает для достижения нашей цели. Тогда и только тогда взрослый человек идет и ищет новые знания! Он по-настоящему мотивирован и отлично понимает, что он ищет и зачем. У него рождается глубокая внутренняя мотивация – и даже если обучение будет не самым интересным и легким, человек, скорее всего, пройдет его до конца, потому что ему ДЕЙСТВИТЕЛЬНО нужны новые знания.

И напротив, вряд ли взрослый человек станет изучать теорию, никак не соотносящуюся с его жизненным опытом и не применимую нигде в его жизни. Он не понимает, ради чего ему усваивать новую информацию, и педагогам приходится включать внешнюю мотивацию – оценки, баллы, экзамены, угрозы исключить из университета, повышенные стипендии и призы для отличников. Человека буквально НАСИЛЬНО ТЯНУТ к знаниям!

Конечно же, эффективность обучения выше там, где человек сам стремится получить новые знания и навыки. А значит, такое образование должно начинаться с маленького или большого практического опыта – чтобы ученики САМИ захотели разобраться в теории.

 

Как реализовать 4 стадии цикла Колба в обучении

1. Практический опыт.

Цель этого этапа:

  • привлечь внимание учеников к теме
  • показать им наличие пробелов у них в этой теме, сформировать проблему, которую им захочется решить (им это должно быть по-настоящему нужно и важно)
  • вызвать интерес
  • сформировать ощущение значимости темы

Этот этап можно реализовать через:

  • ролевые игры или упражнения, моделирующие ситуации учеников
  • воспроизведение реальной деятельности на тренинге
  • если это невозможно – мысленный эксперимент: «Представьте, если бы вы строили дом, с чего бы вы начали?»
  • провокации с целью показать ученикам недостаточность их компетенций
  • актуализация прошлого опыта учеников в данной теме: «Сталкивались ли вы когда-нибудь с. .?», «Было ли у вас когда-нибудь..?», «Какой у вас есть опыт в..?», «Что вы знаете о…?», «Когда вы делали это раньше, с чего вы начинали..?»
  • обсуждение часто встречающихся в жизнях учеников проблемных ситуаций (связанных с темой урока)
  • обсуждение видео, демонстрирующего реальную ситуацию

Пример. Представьте, что вы обучаете сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

 

1. Вспомните, когда вы общались с идеальным/плохим продавцом, что он делал? Как продавал?

 

(Цикл Колба)

2. Чтобы продавать хорошо нужно делать так: …

 

(классическое обучение)

Сотрудник-ученик сам расскажет, что ему нравится/не нравится в продажах со стороны клиента. От этого опыта сможет оттолкнуться его педагог, чтобы дать нужные знания. Ученик будет чувствовать, что он молодец, и легко усвоит информацию.У сотрудника-ученика может возникнуть непонимание: «почему нужно делать именно так?» Это может привести к сомнениям и даже протесту.

 

2. Анализ, рефлексия проделанного действия и результата.

Цель этого этапа:

  • обобщить полученный на предыдущем этапе опыт и понять, насколько он был удачным
  • обобщение знания, методы и способы, которыми уже обладают ученики (особенно это важно, если работа идет в группе)
  • сформировать у учеников желание улучшить результаты с помощью изучения теории

Этот этап можно реализовать через:

  • вопросы педагога, побуждающие задуматься, насколько эффективны результаты, полученные на предыдущем этапе
  • групповое обсуждение (если обучение идет в группе)

 Важно, чтобы обобщал опыт и делал выводы не педагог, а ученик. Это нужно, так как:

  • Люди обычно предпочитают делать свои собственные идеи и выводы, доверяют и больше, чем мнению со стороны. Возникает приятное ощущение, что ты сам додумался, а не кто-то навязал свое правильное мнение.
  • Это лучше запоминается, ведь учение пришел к выводам через свой собственный опыт

Пример. Продолжим пример с обучением сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

1. Вспомните, как вы продавали раньше. Возникали ли у вас какие-то трудности? Что было недостаточно эффективно?

 

(Цикл Колба)

2. Раньше вы делали так-то и так-то. Это было неэффективно потому, что…

 

(классическое обучение)

Мы обращаемся к реальному (а не надуманному!) опыту ученика и просим его самого сделать выводы. 2 минуты – и ученик сам сформулирует свои проблемы.Естественная реакция ученика: «Как скучно! Нудная теория, которую заставляют запоминать. Мне и раньше неплохо работалось».

 

3. Получение новых знаний.

Цель этого этапа:

  • планомерное «вытекание» теории из практики
  • осмысление новых идей (теперь ученик действительно готов их принять)
  • обогащение опыта ученика
  • побуждение попробовать на практике новые полученные знания

Этот этап можно реализовать через:

  • любые приемы донесения информации (главное, чтобы теория уместно дополняла «пройденную» практику)

Пример. Продолжим пример с обучением сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

1. Итак, теперь, когда мы обобщили наш общегрупповой опыт хороших и плохих продаж, давайте конкретизируем качества и навыки, которые помогают и мешают продавать.

 

(Цикл Колба)

2. Продавать правильно так… А вот так – неправильно… Потому что так написано в методичке! И не нужно умничать!

 

(классическое обучение)

Ученики не чувствуют сопротивления, потому что теория плавно «вытекла» из их собственной практики. Они как будто и сами причастны к выведению новых знаний.Естественная реакция ученика: «А кто писал эту методичку? Он знает вообще, как мы тут работаем в реальных условиях? И почему я должен все это учить?? У меня еще товар не разложен!»

 

4. Новая практика

Цель этого этапа:

  • проверка полученной теории на практике, апробирование ее на эффективность и практичность
  • тренировка новых навыков, их закрепление в практической деятельности

Этот этап можно реализовать через:

  • практическую деятельность, которая теперь должна выстраиваться иначе, чем раньше, за счет новых знаний и опыта
  • в рамках тренинга участники могу решать кейсы и выполнять упражнения или имитировать практическую деятельность

Пример. Продолжим пример с обучением сотрудника принципам продаж. Как было бы лучше?

1. Теперь попробуем применить новые знания и увидим, сможете ли вы реализовать их в ролевой игре. Вы – продавец, а я – капризный покупатель.

 

(Цикл Колба)

2. Все записали? Сегодня учим новый материал, а завтра пишем тест!

 

(классическое обучение)

Ученики закрепляют знания в новой практике – у них формируется новый опыт, более результативный.Учеба воспринимается сотрудниками как нудная «обязаловка», для которой еще и нужно зубрить скучный материал, как в школе.

На этом модель Колба не заканчивается. Она предполагает дальнейшее циклическое обучение по тем же этапам: прежний опыт — рефлексия — новая теория — закрепление на практике (новый опыт) — прежний опыт — рефлексия — и так далее.

 

Как может выглядеть тренинг, построенный по методу Колба

Отправная точка — конкретный личный опыт участников в контексте тематики тренинга. Каким образом участники его получат — не важно, но желательно, чтобы он был негативным. Тогда у участников возникнет мотивация получить новые навыки и знания, чтобы в будущем улучшить свои результаты.

Например, на тренинге продаж тренер может предложить одному участнику продать что-либо второму и вести при этом видеозапись. Даже если первоначально результат может показаться удачным, то при просмотре записи группа обязательно увидит недостатки и несовершенства. При этом каждый участник тренинга, скорее всего, узнает в этих ошибках себя (можно дополнительно провести опрос, кто из группы сталкивался с такими же проблемами).

2й этап — разложение опыта на элементарные составляющие и анализ того, что сделано правильно, а что можно сделать еще лучше.

Чтобы запустить процесс обмена идеями, тренер просит участников поделиться наблюдениями о том, что понравилось /не понравилось /удивило в действиях игроков / вызвало эмоции / помогло или помешало игрокам достичь цели / вызвало согласие или несогласие / было схоже с ситуациями в реальной жизни.

3й этап – подтверждение наблюдений группы теоретическими знаниями от тренера.

Важно, чтобы обучающиеся смогли объединить полученный опыт с существующими исследованиями (концепциями, моделями) и поняли, как с их помощью улучшить процессы.

Последний этап – снова связать полученные в тренинге результаты с реальной жизнью и «встроить» в практику те приемы, о которых шла речь в процессе обучения. Причем апробация модели должна пройти успешно.

Можно предложить группе составить план внедрения полученных знаний; продумать, как будет работать то, о чем говорилось, конкретно у них; решить кейс или выполнить упражнение по теме.

 

4 типа людей – к какому относитесь вы?

Дэвид Колб, а также его последователи Питер Хани и Алан Мамфорд заметил, что

разные люди отдают предпочтение разным этапам цикла обучения – то есть разным, стилям познания. Так они выделили 4 типа людей:

  1. «Активист» / «Аккомодационный стиль» — человек, который любит испытывать все на себе и получать знания методом проб и ошибок. Обожает быть в центре событий и внимания и занимать активную позицию, а не оставаться сторонним наблюдателем. Задачи решает наскоком. Не пытается глубоко изучить проблему, а сразу бегут проверять её на деле. Если задача не решается, ищет того, кто объяснит быстро и кратко, покажет на пальцах.
  2. «Мыслитель» / «Дивергентный стиль» — предпочитает сначала понаблюдать, поразмышлять, понять новое до конца, а уже потом действовать. Любит находить собственное уникальное решение, не любит, когда его торопят, и предпочитает иметь запас времени, чтобы найти решение в свой срок.
  3. «Теоретик» / «Ассимилирующий стиль» — любит получать знания структурировано, читать и глубоко разбираться в теории. Обрабатывает знания самостоятельно, рефлексируя к своему опыту, многократно пережёвывая их. До практической деятельности может вовсе не дойти, а удовлетвориться красивой теорией, которую в принципе нельзя применить на практике.
  4. «Прагматик» / «Конвергентный стиль» – нуждается в теории лишь для того, чтобы решить конкретные практические задачи. Он изучает ровно столько, сколько ему нужно для дела. И сразу же закрепляет знания практикой. Любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях.

Как понять, кем из этих типов являетесь вы? Можете пройти короткий мыслительный эксперимент.

Представьте, что вы идете в магазин купить музыкальные колонки. Что больше всего на вас похоже?

  1. Быстро и не тревожась, выкупите технику и отправитесь с ней домой. Вы мгновенно разберетесь, как колонки работают (просто будете нажимать на все кнопки по очереди), и даже не станете изучать инструкцию: она слишком сложно написана. А если что-то окажется непонятным, позовете друга и попросите показать вам нужные настройки.
  2. Перед тем, как купить, изучите информацию в интернете, а в магазине будете настаивать на том, чтобы продавец вам все продемонстрировал. Вы попросите продавца не торопить вас с выбором, а дома будете настраивать колонки с инструкцией под рукой.
  3. Перед тем, как покупать колонки, тщательно прочтете все об этой и других моделях в интернете, сравните все технические показатели, обзвоните друзей с похожими колонками и будете долго решаться. После того, как вы сделаете покупку, вы внимательно изучите инструкцию от корки до корки и только тогда аккуратно приступите к настройке. А, возможно, отложите настройку на завтра – это непростое дело.
  4. Скорее всего, вы заранее знаете, что именно вам нужно от новых колонок, а потому достаточно быстро их приобретете и приступите к настройке, когда придете домой. Прежде всего, вы будете настраивать именно те функции, которые вам нужны. В инструкцию (а точнее, в конкретный ее раздел) вы будете заглядывать, только если не сможете настроить конкретный показатель. Все руководство в целом вы не будете читать – оно слишком длинное и не имеет для вас особой ценности.

Результаты теста: 1 = Активист 2 = Мыслитель 3 = Теоретик 4 = Прагматик

 

Как знание стиля познания человека помогает в повседневной жизни

Если вы работаете с активистом, то бесполезно давать ему читать книги и статьи — ему проще показать на примере, дать пошаговую инструкцию. Зато они великолепные исполнители, которые не будут вас постоянно отвлекать, задавать лишние вопросы.
Если же вы столкнулись с мыслителем, то он поразит вас объемом своих знаний, но не будет рваться сразу воплощать их в жизнь. Ему нужно врем между теорией и практикой – не торопите его принять решение или сделать что-то конкретное. Зато если вы дадите ему время, то можете получить действительно качественный результат и благодарность!

Теоретики будут докапываться до сути во всем, поэтому им очень сложно рассказывать и что-либо показывать. Намного проще дать литературу на самостоятельное изучение. А когда вы придёте через несколько дней, он уже будет знать даже больше, чем вы. Хотя результата может и не быть, так как ему сильно понравилось копаться в этой теории, и он попросту забыл о самом деле. Зато теоретиков явно имеет смысл просить изучить какую-то тему и поделиться знаниями. Это они сделают с удовольствием.

Прагматики – это, с одной стороны, очень легкие на подъем люди, быстро принимающие решение и начинающие делать, пока остальные думают. С другой стороны, они не будут делать ничего, что не смогут применить в собственной жизни, а также не захотят изучать долгую теорию. Но если они поймут ценность задачи – то сделают ее очень быстро и с энтузиазмом!

Ну а если вы знаете собственный стиль обучения, то сможете:

  • не сравнивать себя с остальными и не тревожиться, что на кого-то не похожи
  • выбирать подходящее обучение (с достаточным количеством теории или практики, самостоятельного изучения или подробным кураторством)
  • выстраивать эффективный и удобный для вас учебный процесс, даже если ваша образовательная программа (например, в университете) не подстраивается под каждого студента. Мы можем самостоятельно организовывать себе то, что нам нужно, для эффективного усвоения.
  • вся жизнь, даже бытовая – это сплошное обучение. Если мы знаем, как мы лучше усваиваем информацию, то имеем шанс учиться и решать проблемы быстрее!

 

 

 

 

Как использовать цикл Колба при создании онлайн-курсов? — Личный опыт на vc.

ru

4631 просмотров

Процесс обучения в профессиональной среде сложный, и на результат влияют множество факторов. Стили обучения и стратегии обучения оказывают существенное влияние на эффективность и качество обучения в независимости от того, знаем ли мы об этих концепциях или нет. Поэтому лучше иметь представление о них, чтобы вы могли сознательно использовать эту информацию для построения эффективного онлайн-обучения.

План статьи:

  • Что такое стили обучения
  • Существующие модели обучения
  • Описание модели Д.Колба
  • Использование модели Колба для создания онлайн-обучения
  • Практические упражнения на разных циклах обучения

Задача этой статьи не рассказать о модели Колба (уверены, что очень много уже написано), а показать какие упраженения можно использовать на разных стадиях обучения в онлайн. Поэтому, тем кто знаком с теорией, рекомендуем сразу переходить ко второй части статьи.

Итак, начнем с определений.

Хорошее определения стилей и стратегий обучения, как нам кажется, дает Cambridge University Press.

Стили обучения — это привычные модели восприятия, обработки или реакции на информацию. Стратегии обучения — это конкретные действия и/или методы, которые человек использует для обучения.

Можно также сказать, что стиль обучения — это предпочтительный режим, с помощью которого людям нравиться обучатся, решать проблемы, думать или просто реагировать в ситуации обучения.

Какие существуют модели обучения?

Можно перечислить теории Бенджамина Блума, Роберта Ганье, Фила Рейс и две, пожалуй, наиболее известные модели – это модель Дэвида Колба и модель Питера Хани и Алана Мамфорда.

Модель Колба

Теория экспериментального обучения Колба работает на двух уровнях: четырехступенчатый цикл обучения и четыре отдельных стиля обучения. Большая часть теории Колба касается внутренних когнитивных процессов учащегося.

Дэвид Колб описал процесс обучения взрослых, который состоит из четырех этапов:

  • Конкретный опыт (КО)
  • Мыслительные наблюдения (МН)
  • Абстрактная концептуализация (АК)
  • Активное экспериментирование (АЭ)

Соединение двух предпочитаемых этапов описывает четыре стиля обучения людей, о которые следует проанализировать в отдельной статье. Здесь же мы ограничимся их перечислением:

  • Конвергенция (АК/АЭ)
  • Дивегренция (отстранение) (КО/МН)
  • Аккомодация (приспособление) (КО/АЭ)
  • Ассимиляция (АК/МН)

Что можно использовать из модели Колба при построении онлайн-курсов?

Мы опредили несколько важных составляющих:

  • Обязательна должна присутствовать практическая часть.
  • В идеальном варианте онлайн-обучение должно начинаться с опыта или воспроизведения ситуации из реальной жизни. В обычных (офлайн) тренингах обучение начинается часто с групповых упражнений, где участники должны реализовать некий свой опыт для решения определенных бизнес-задач. Часто ситуации рассматриваются сложные, чтобы участники тренинга включились в процесс обучения. То есть тренинг начинается с личного опыта и дальше переходит к теории, упражнениям, анализу. Для онлайн-обучения включение опыта, как фазы обучения, можно сделать через симуляцию жизненной ситуации или вопросов, которые обращены к нужному опыту.
  • Чередование фаз обучения: опыт – наблюдения – концептуализация – экспериментирование. Как бы не просто звучало это утверждение, но на практике встречаются курсы, которые не используют практические упражнения или построены таким образом, что сначала люди изучают теорию и потом уже выполняют практические упражнения.

Какие упражениня можно использовать на разных стадиях обучения в онлайн-обучении?

Фаза обучения — Конкретный опыт.

В модели Колба нельзя учиться, просто наблюдая или читая о ней. Чтобы эффективно учиться, человек, команда или организация должна переживать опыт или обучаться через опыт.

Конкретный опыт. Инженер https://pixabay.com/

Упражнения в онлайн-обучении

  • Предложение вспомнить свою реальную, практическую деятельность
  • Групповые задачи на примерах из практики
  • Индивидуальное решение бизнес-задач
  • Групповые обсуждения сложных вопросов с вовлечением участников
  • Ролевые фразы и ролевые игры

Фаза обучения. Мыслительные наблюдения.

На этой стадии анализируется, что было сделано правильно и что можно было бы сделать лучше. Здесь задается много вопросов, которые обсуждаются членами команды в режиме интенсивного общения.

Наблюдения Pixabay. agnessse3

Упражнения в онлайн-обучении

  • Призыв к участникам поделиться наблюдением
  • Предложение поделиться мнением о примененных технологиях и их эффективности
  • Анализ ситуации, анализ своего поведения
  • Обратная связь другим участникам

Фаза обучения. Абстрактная концептуализация.

На этом этапе теория должна объяснить закономерности происходящего и как можно улучшить процессы за счет определенных технологий, моделей и идей.

Василий Кандинский Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Упражнения в онлайн-обучении

  • Рассказ теории
  • Приведение фактов
  • Объяснение моделей и алгоритмов поведения

Фаза обучения. Активное экспериментирование.

На заключительном этапе обучения происходит обдумывание и применение полученных знаний на практике, пересмотр решения бизнес-задач в контексте новой информации.

Cамолет-братья-райт PIxabay

  • Применение технологий в моделировании реальных ситуаций
  • Ролевые и деловые игры
  • Решение проблем, case-study
  • Создание сценариев, презентаций, алгоритмов

При проведении упражнений в онлайн-обучении надо также учитывать готовность группы к обучению и уровень сопротивления участников. Цикл Колба является руководством к действию, но не догмой. Поэтому важно сказать, что фазы обучения можно менять местами, подстраиваясь под состояние группы.

Рекомендуем почитать статью Николая Рысёва «Как вести бизнес-тренинги онлайн».

Стили обучения Колба и экспериментальный цикл обучения

Дэвид Колб опубликовал свою модель стилей обучения в 1984 году, на основе которой он разработал свой перечень стилей обучения.

Теория экспериментального обучения Колба работает на двух уровнях: четырехступенчатый цикл обучения и четыре отдельных стиля обучения. Большая часть теории Колба связана с внутренними когнитивными процессами учащегося.

Колб утверждает, что обучение включает в себя приобретение абстрактных понятий, которые можно гибко применять в различных ситуациях. В теории Колба толчок к развитию новых понятий дает новый опыт.

«Обучение — это процесс, посредством которого знания создаются путем преобразования опыта» (Колб, 1984, стр. 38).

В этой статье

Цикл экспериментального обучения

Теория экспериментального стиля обучения Колба обычно представлена ​​четырехэтапным циклом обучения, в котором учащийся «касается всех основ»:

  1. Конкретный опыт учащийся сталкивается с конкретным опытом. Это может быть новый опыт или ситуация, или переосмысление существующего опыта в свете новых концепций.
  2. Рефлексивное наблюдение за новым опытом – учащийся размышляет о новом опыте в свете имеющихся знаний. Особое значение имеют любые несоответствия между опытом и пониманием.
  3. Абстрактная концептуализация – отражение порождает новую идею или модификацию существующей абстрактной концепции (человек научился на своем опыте).
  4. Активное экспериментирование – вновь созданные или измененные концепции дают начало экспериментированию. Учащийся применяет свои идеи к окружающему миру, чтобы увидеть, что происходит.

Эффективное обучение наблюдается, когда человек проходит цикл из четырех стадий: (1) получение конкретного опыта, за которым следует (2) наблюдение и размышление над этим опытом, что приводит к (3) формированию абстрактных понятий ( анализ) и обобщения (выводы), которые затем (4) используются для проверки гипотезы в будущих ситуациях, что приводит к новому опыту.

Колб (Kolb, 1984) рассматривает обучение как интегрированный процесс, в котором каждый этап взаимно поддерживает и способствует следующему. Можно войти в цикл на любой стадии и проследить его логическую последовательность.

Однако эффективное обучение происходит только тогда, когда учащийся может выполнить все четыре этапа модели. Поэтому ни один этап цикла сам по себе не эффективен как процедура обучения.

Процесс прохождения цикла приводит к формированию все более сложных и абстрактных «ментальных моделей» того, что учащийся изучает.

Рефлексивный цикл Колба

Теория обучения Колба (1984) устанавливает четыре различных стиля обучения, которые основаны на четырехступенчатом цикле обучения (см. выше). Колб объясняет, что разные люди, естественно, предпочитают один и тот же стиль обучения.

Различные факторы влияют на предпочтительный стиль человека. Например, социальная среда, образовательный опыт или базовая когнитивная структура человека.

Что бы ни влияло на выбор стиля, предпочтение стиля обучения само по себе на самом деле является продуктом двух пар переменных или двух отдельных «выборов», которые мы делаем, которые Колб представил в виде линий оси, каждая из которых имеет «конфликтующие» режимы в точках. любой конец.

Типичное представление двух континуумов Колба состоит в том, что ось восток-запад называется континуумом обработки (то, как мы подходим к задаче), а ось север-юг называется континуумом восприятия (наша эмоциональная реакция или то, как мы думаем или прочувствовать это).

Колб считал, что мы не можем выполнять обе переменные на одной оси одновременно (например, думать и чувствовать). Наш стиль обучения является продуктом этих двух решений выбора.

Часто легче увидеть построение стилей обучения Колба в виде матрицы два на два. Каждый стиль обучения представляет собой комбинацию двух предпочтительных стилей.

Матрица также выделяет терминологию Колба для четырех стилей обучения; расходящиеся, ассимилирующие и сходящиеся, приспосабливающиеся:

Активное Экспериментирование (Выполнение) Рефлективное наблюдение (наблюдение)
Конкретный опыт (чувство) Адаптивный (CE/AE) Расходящиеся (CE/RO)
Абстрактная концептуализация (мышление) Конвергенция (AC/AE) Ассимиляция (AC/RO)

Описание стилей обучения

Знание стиля обучения человека (и своего собственного) позволяет ориентировать обучение в соответствии с предпочтительным методом.

Тем не менее, все в той или иной степени реагируют на все типы стилей обучения и нуждаются в них — это вопрос использования акцента, который лучше всего соответствует данной ситуации и предпочтениям человека в отношении стиля обучения.

Вот краткое описание четырех стилей обучения Колба:

Дивергенция

(ощущение и наблюдение – CE/RO)

Эти люди способны смотреть на вещи с разных точек зрения. Они чувствительны. Они предпочитают наблюдать, а не делать, склонны собирать информацию и использовать воображение для решения проблем. Они лучше всего рассматривают конкретные ситуации с нескольких разных точек зрения.

Колб назвал этот стиль «расходящимся», потому что эти люди лучше работают в ситуациях, требующих генерации идей, например, при мозговом штурме. Люди с разным стилем обучения имеют широкие культурные интересы и любят собирать информацию.

Они интересуются людьми, склонны к творчеству и эмоциям, а также склонны к искусству. Люди с дивергентным стилем предпочитают работать в группах, непредвзято слушать и получать личную обратную связь.

Усвоение

(наблюдение и размышление – AC/RO)

Усвоение предпочтений в обучении предполагает краткий, логический подход. Идеи и концепции важнее людей.

Этим людям нужны хорошие четкие объяснения, а не практическая возможность. Они превосходно понимают обширную информацию и организуют ее в четком, логическом формате.

Люди с ассимилирующим стилем обучения менее сосредоточены на людях и больше интересуются идеями и абстрактными концепциями. Людей с этим стилем больше привлекают логически обоснованные теории, чем подходы, основанные на практической ценности.

Этот стиль обучения важен для эффективной карьеры в области информации и науки. В формальных учебных ситуациях люди с этим стилем предпочитают чтение, лекции, изучение аналитических моделей и наличие времени на обдумывание.

Конвергенция

(делать и думать – AC/AE)

Люди с конвергентным стилем обучения могут решать проблемы и будут использовать свое обучение для поиска решений практических проблем. Они предпочитают технические задачи и меньше заботятся о людях и межличностных отношениях.

Люди с конвергентным стилем обучения лучше всего находят практическое применение идеям и теориям. Они могут решать проблемы и принимать решения, находя решения вопросов и проблем.

Людей с конвергентным стилем обучения больше привлекают технические задачи и проблемы, чем социальные или межличностные вопросы. Конвергентный стиль обучения позволяет использовать специальные и технологические способности.

Люди с конвергентным стилем любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать с практическими приложениями.

Приспосабливающийся

(действия и ощущения – CE/AE)

Приспосабливающийся стиль обучения является практическим и опирается на интуицию, а не на логику. Эти люди используют анализ других людей и предпочитают практический подход, основанный на опыте. Их привлекают новые вызовы и опыт, а также выполнение планов.

Обычно они действуют скорее на основе «интуиции», чем на основе логического анализа. Люди с адаптивным стилем обучения склонны полагаться на информацию от других, а не проводить собственный анализ. Этот стиль обучения распространен среди населения в целом.

Значение для образования

Как этапы обучения Колба (1984), так и цикл могут быть использованы учителями для критической оценки условий обучения, обычно доступных учащимся, и для разработки более подходящих возможностей обучения.

Педагоги должны следить за тем, чтобы занятия разрабатывались и проводились таким образом, чтобы у каждого учащегося была возможность заниматься так, как ему удобно.

Кроме того, людям можно помочь учиться более эффективно, выявив менее предпочтительные для них стили обучения и укрепив их за счет применения цикла экспериментального обучения.

В идеале задания и материалы должны разрабатываться таким образом, чтобы задействовать способности каждого этапа экспериментального цикла обучения и последовательно проводить учащихся через весь процесс.

Ссылки

Колб, Д. А. (1976). Список стилей обучения: техническое руководство . Бостон, Массачусетс: Макбер.

Колб Д.А. (1981). Стили обучения и дисциплинарные различия, в: A.W. Чикеринг (ред.) Современный американский колледж (стр. 232–255). Сан-Франциско, Луизиана: Джосси-Басс.

Колб, Д. А. (1984). Экспериментальное обучение: опыт как источник обучения и развития (Том 1). Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Колб, Д. А., и Фрай, Р. (1975). К прикладной теории экспериментального обучения. В C. Cooper (Ed.), Исследования группового процесса (стр. 33–57). Нью-Йорк: Уайли.

Колб, Д. А., Рубин, И. М., и Макинтайр, Дж. М. (1984). Организационная психология: материалы о поведении человека в организациях . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Прентис-Холл.

Дополнительная литература

  • Как написать эссе по психологии
  • Учебное пособие по циклу обучения Колба
  • Веб-сайт Дэвида Колба
  • Пашлер, Х. , Макдэниел, М., Рорер, Д., и Бьорк, Р. (2008). Стили обучения: концепции и доказательства. Психологическая наука в интересах общества, 9(3) , 105-119.

Цикл обучения Колба

Что такое Цикл обучения Колба?

То, как люди учатся, — увлекательное явление, включающее широкий спектр когнитивных процессов. За последние несколько десятилетий эта несколько загадочная и скрытая деятельность была объяснена с помощью многих, иногда конкурирующих теоретических моделей. Одна из наиболее влиятельных моделей была предложена Дэвидом Колбом , Experiential Learning Theory (ELT) в 1984 году. Она до сих пор считается одной из наиболее широко используемых моделей стилей обучения. ELT основан на предположении, что люди учатся на практике или на собственном опыте.

Педагогические подходы приходят и уходят, но с появлением нового направления практики, основанной на фактических данных, мы теперь находимся в более выгодном положении, чтобы выбирать методы обучения, которые с большей вероятностью окажут более сильное влияние на обучение учащихся. На каком бы этапе образования вы ни работали, сильная педагогическая модель того, как мы превращаем опыт в знания, имеет основополагающее значение для улучшения успеваемости учеников.

Традиционно экспериментальное обучение занимало место в обучении либо в виде сопровождения работы, либо в виде стажировок, сопровождающих обычную программу. Но благодаря достижениям в области коммуникационных технологий и появлению МООК высшее образование намеревается применять больше опыт обучение методы . Хорошим примером является популярность в настоящее время степеней, основанных на компетенциях, для которых студенты приобретают компетенцию на основе реального опыта.

В этой статье мы рассмотрим последствия теории Дэвида Колбса и то, что она может означать для вашего класса.

В чем разница между экспериментальным, обычным и дидактическим обучением?

Впервые опубликовано в 1984 году. Стили обучения Колба широко используются как одна из самых известных теорий стилей обучения. Теория Колба фокусируется на личном развитии учащегося и его перспективах. В отличие от обычного дидактического метода, учащийся несет ответственность за руководство своим процессом обучения в экспериментальном обучении. Экспериментальное обучение — отличный способ учиться, потому что оно позволяет учащимся применять знания в реальных жизненных ситуациях. Экспериментальное обучение поощряет активное участие, критическое мышление, творчество, решение проблем, сотрудничество и коммуникативные навыки.

Традиционные дидактические методы включают лекции, учебники и домашние задания. Эти методы учат фактам и концепциям, но не обязательно тому, как их применять в реальных ситуациях.

Хотя эти два типа стилей обучения хорошо подходят для разных целей, нельзя отрицать, что экспериментальное обучение лучше, когда речь идет о помощи учащимся в запоминании информации.

При обучении студентов мы часто используем учебный цикл Колба, чтобы помочь им понять важность экспериментального обучения. Следующая модель помогает проиллюстрировать этот процесс:

1. Ориентация — Учащиеся знакомятся с предметом через опыт (реальный мир) и размышления.

2. Когнитивная обработка – Учащиеся активно усваивают материал посредством практических занятий.

3. Поиск – Учащиеся вспоминают содержание посредством запоминания и повторения.

4. Закрепление – Учащиеся интегрируют новую информацию в долговременную память.

5. Мотивация и оценка – Учащиеся оценивают, было ли занятие полезным.

6. Интеграция – Учащиеся синтезируют новую информацию в существующие знания.

7. Применение. Студенты применяют новую информацию для решения задач.

8. Изучение – Учащиеся продолжают изучать тему дальше.

Если вы ищете способы улучшить свое присутствие в Интернете, подумайте о том, чтобы добавить в свою учебную программу экспериментальное обучение.

Объяснение четырехэтапного цикла обучения Колба

Дэвид Колб предполагает, что стили обучения людей зависят от их жизненного опыта, генетики и требований настоящего времени. Согласно Kolb , ученик поднимается по спирали непосредственного опыта, что приводит к размышлениям и наблюдениям за опытом. Затем эти размышления связываются и поглощаются прошлыми знаниями и переводятся в теории или абстрактные идеи, что приводит к действиям и новым способам адаптации к опыту, которые можно исследовать и проверять. Цикл обучения Колба — это педагогический подход или модель человеческого обучения, разработанная Дэвидом Колбом. Он использовал эту модель для обучения своих студентов в Стэнфордском университете. Его цель состояла в том, чтобы помочь им учиться лучше посредством самостоятельного обучения.

Колб определил 4 различных стиля обучения и разработал перечень стилей обучения, а также теорию экспериментального обучения. Большая часть теории Колба относится к внутренним когнитивным процессам учащихся. Его эмпирическая теория обучения имеет два уровня: 4-х эмпирический цикл обучения, а также 4 отдельных стиля обучения. Согласно Kolb , обучение — это приобретение абстрактного опыта, который можно гибко применять в различных ситуациях. В Теория образования Колба, эмпирический подход дает импульс для развития идей и новых концепций.

Цикл обучения Колба

Каковы этапы цикла экспериментального обучения Колба?

Четырехэтапный цикл обучения Дэвида А. Колба представляет собой четырехэтапный процесс обучения, т. е. конкретное обучение, рефлексивное наблюдение, абстрактное осмысление и активное экспериментирование. Эффективное обучение достигается, когда учащийся проходит каждый этап. Учащийся также может войти в цикл обучения на любом этапе, используя логическую последовательность.

  1. Конкретный опыт — На этом этапе учащийся проявляет личное участие в повседневных ситуациях. В конкретных ситуациях учащийся склонен больше полагаться на чувства, непредубежденность и способность адаптироваться к изменениям, а не на систематический подход к ситуациям и проблемам.
  2. Рефлексивное наблюдение — На этом этапе учащиеся понимают ситуации и идеи с разных точек зрения. Они зависят от объективности, терпения и тщательного суждения, но по существу не предпринимают никаких действий. Учащиеся формируют мнение на основе своих чувств и мыслей.
  3. Абстрактное осмысление — На этом этапе учащиеся используют идеи, логические подходы и теории, а не межличностные вопросы или чувства, для понимания ситуаций или проблем. В большинстве случаев они зависят от систематического планирования и создания идей и теорий для решения практических вопросов и проблем.
  4. Активное экспериментирование — На активном этапе учащиеся демонстрируют активный опыт обучения, экспериментируя с различными ситуациями. На этапе активного экспериментирования учащиеся применяют практический подход, а не просто наблюдают за ситуацией.

Эффективное обучение происходит, когда отдельный учащийся проходит через каждую стадию четырехэтапного цикла прохождения конкретного опыта с последующим наблюдением и размышлением над этим опытом, что приводит к формированию абстрактного понятия (логический анализ ) и обобщения (выводы), которые затем используются для проверки гипотез в будущих ситуациях, что приводит к новому опыту. В отличие от других «классных» подходов, этот педагогический прием можно использовать для создания аутентичных задач по решению проблем.

Учителя могут использовать цикл экспериментального обучения для обучения студентов в рамках различных образовательных курсов. Обучая учащихся этому педагогическому подходу, учителя могут побудить учащихся лучше решать проблемы. Учащиеся также могут использовать цикл обучения, чтобы улучшить свое понимание концепций и идей.

Например, если учитель хочет научить учащихся понятию гравитации, он или она может начать с того, что попросит учащихся поразмышлять над своим опытом работы с гравитацией. Затем учитель может попросить учащихся понаблюдать за воздействием гравитации на предметы в классе. Затем учитель может попросить учащихся подумать о причинах гравитации. Наконец, учитель может попросить своих учеников поэкспериментировать с гравитацией, сбрасывая предметы с края стола.

Поощряя учащихся двигаться по циклу обучения, учителя дают учащимся возможность практиковать критическое мышление и развивать новые взгляды. Учителя также могут использовать учебные циклы для обучения студентов различным предметам. Например, если учитель хотел научить студентов идее времени, он или она могли бы начать с того, что попросили студентов поразмышлять над своим опытом со временем. Затем учитель может попросить учащихся понаблюдать за течением времени. После этого учитель может попросить учащихся критически подумать о времени. Наконец, учитель может спросить своих учеников, как они могут использовать время, чтобы что-то сделать.

Каковы 4 аспекта обучения KOLB?

Знание чьих-то (или своих) предпочтений в обучении позволяет сосредоточить процесс обучения на предпочтительном методе. Тем не менее, каждый в той или иной степени реагирует и нуждается в стимулах всех типов стилей обучения — это вопрос использования акцента, который лучше всего соответствует данной ситуации и предпочтениям человека в обучении.

4 параметра обучения KOLB помогают создать процесс обучения, который улучшает способности людей и весь набор навыков. Kolb использует эти 4 компонента и добавляет к ним 4 всесторонних измерения обучения, как указано ниже:

  1. Дивергенция- Эти люди видят вещи с разных точек зрения и могут использовать свое воображение, чтобы проявить творческий подход в своих стилях обучения. Люди с дивергентным стилем предпочитают наблюдать, а не делать, и их особенностью обучения является рефлексивное наблюдение и конкретный опыт.
  2. Усвоение — Они могут хорошо анализировать и исследовать модели стилей обучения. Больше, чем люди, они проявляют интерес к техническим задачам с логической формой и понятийным аппаратом. Их основные характеристики в основном включают рефлексивное наблюдение и абстрактное осмысление.
  3. Конвергенция — Они эффективно решают проблемы и считаются практичными в своем аналитическом подходе к задачам и идеям. Они, вероятно, сходятся на желаемых ответах и ​​характеризуются активным экспериментированием и абстрактным осмыслением.
  4. Приспособляемость — Они более практичны в своем обучении и в основном рассматривают проблемы с интуитивной точки зрения. Эти люди могут во многом зависеть от своего внутреннего чутья. Они любят новые вызовы и в основном характеризуются активным экспериментированием и конкретным обучением.

Педагогический подход Колба

Каковы образовательные последствия цикла обучения Колба?

4 цикла обучения Дэвида Колба и параметры обучения можно использовать для применения новых идей к методам обучения в соответствии со стилем, выбранным учащимися.

1) Это позволяет преподавателям ориентироваться на более конкретные результаты обучения для учащихся.

2) Позволяет спроектировать коучинг упражнения, методы обучения и учебные занятия , которые позволяют учащимся на протяжении всей жизни эффективно понимать информацию в формальных учебных ситуациях.

3) Это помогает учителям персонализировать любые методы обучения для учащихся в соответствии с 4 этапами экспериментального цикла обучения Колба .

Предлагая различные инициативы и подходы к обучению в отношении стилей обучения, учителя могут повысить шансы школьников и взрослых студентов эффективно усвоить учебную информацию и дать им возможность создавать идеи, которые они могли бы проигнорировать, если бы обучение проводилось по-другому.

Учителя могут оценить предпочтительные стили обучения учащихся в традиционной обстановке класса, используя отдельный источник обучения, наблюдая за учащимися во время различных занятий или дискуссий в классе или взаимодействуя со школьниками и взрослыми учащимися колледжей во время дискуссий в классе. В случае преподавания в виртуальном мире важно, чтобы учащиеся были вовлечены в течение всего цикла обучения и добавляли действия к компьютерному заданию, чтобы выявить предпочтительный стиль каждого учащегося. Поэтому предлагается предоставить учащимся широкий спектр учебного опыта. Таким образом, учителя могут помочь учащимся стать более разносторонними и адаптируемыми.

Колб утверждает, что каждый этап обучения является фрагментом эмпирического процесса обучения . Например, обучение в классе может быть абстрактным опытом учащихся, но также может стать и конкретным опытом, если, например, ученик подражает учителю и восхищается им. Точно так же студент может усердно работать над созданием абстрактной модели для осмысления эмпирического упражнения или стажировки. С точки зрения студентов, процесс компьютерного программирования может быть очень абстрактным опытом, а одиночное размышление может быть очень сентиментальным конкретным опытом.