Цикл занятий современная реальность: Цикл занятий «Современная реальность». — Светлана Дуда

Содержание

Цикл занятий «Современная реальность». — Светлана Дуда


Занятия цикла «Современная реальность»

Участники о результатах цикла.

Ирина Бурлова: «Хочется «пройтись» по циклу » Современная реальность». Действительно цикл Классный, Замечательный, Работающий. Пройдя его и работая по нему очищаешься, очищается тонкое тело, если чистится тонкое тело, то и физическое тоже. Этим летом у меня нет обострения поджелудочной, некоторые воздушные завязи рассасались, кишечник настроился на работу, и если сбои бывают, то настраиваю на работу. Самое главное, что произошло для меня, смогла бросить курить и удерживать, и удерживать это состояние, мне Это Больше Не Надо, есть палочка выручалочка, которой я пользуюсь) Произошло открытие шестой чакры, стала больше петь, а это означает, открывается пятая чакра, идет положительный поток энергии. Светлана, Большое Спасибо за Учебу, за те знания, которые ты даешь!!!)) Я Уважаю тебя и Люблю как Учителя!»

Лилия Адамова: «Результаты по современной реальности огромные!!! У меня вся жизнь изменилась с начала этого года.  Изменилось все: мой характер, мои мысли, мои страхи, мои привычки, мое мышление , мое место жительства, мой доход, мои отношения с родителями, мои отношения с мужем»

Вы можете купить по 1 занятию, а можете купить абонемент на 4 занятия. Абонемент дешевле. 

1 занятие обязательно к любому занятию цикла (т.е. если вы решили купить только третье занятие, то я вам его не продам без первого).

1 занятие

Космические законы нового времени.

Занятие обязательное для дальнейшего понимания и возможностей действительно творить свою жизнь.

Космические законы.  Как они действуют в новом времени. Как правильно научиться применять их.

Обнуление прошлых нарушений законов. Обнуление вольных или невольных установленных вами программ другим людям и как эти программы влияют на вас. Дополнительные практики,необходимые для понимания этой темы.

Елена Федаринчик: «Светлана, доброго Дня! Так хочется дать вам обратную связь по первому занятию из  цикла. Только чувствую, что пока времени для ощутимых (в моём случае) результатов пока маловато. Одно могу сказать, что слушала запись неоднократно, каждый раз проживая каждое слово глубже и осознанее. Информация ложилась легко, сопротивлений и противоречий не вызывая. Такое ощущение, что все эти знания во мне Есть, а Вы их помогаете активировать и показываете, как этим пользоваться. Обнуление конечно , как волшебная палочка творит чудеса. Всё, что негармоничное выползает сейчас на поверхность или попадает в поле моего зрения или чувствования, сразу анулируется. Чувствуется, как с меня как будто слой за слоем счищается или сползает что ли нечто, чем раньше я была наполнена. Наносное…   не родное…    А со знанием Новых Законов ответственность за Творение своей РЕАЛЬНОСТИ  в разы выросла и вместе с этим ощущаю себя более уверенно и комфортно, как тот водитель авто, который прекрасно знает дорож. знаки и правила движения.  Вот такие у меня результаты на сегодня. Благодарю всех, кто прочитал 🙂  До встречи на сегодняшнем занятии!»

2 занятие  

Новые энергетические состояния.

Методика «Сканирование дня». Оптимизация событий и энергий дня.

Падение завесы, прямое общение и объединение с Высшими сущностями (Ангелами, Архангелами и т.д.)

 Активация пространства сердца. Активируем новые энергетические состояния, отпустим состояния, исчерпавшие себя  на данный момент. Отработка таких состояний как потеря близких и родных; магические практики, которые закрыли сердечное пространство и сердце; демонтаж некоторых кодов, которые уже больше не соответствуют новым вибрациям. Отпускание драматических событий жизней.

Акивация управляющего кристалла. Методики работы с кристаллом.

Проработаем на клеточном уровне и активируем физическое тело. Оптимизация здоровья. Объединение материального и духовного. 

А так же дополнительные практики, желательные для данной темы. 

Елена Варламова: «Самое удивительное, что я вспомнила, что когда-то хорошо рисовала, мои работы в школе вешали на стенд, Купила восковые карандаши и ватман 
Мне иногда так и хочется сказать тем, кто не знает того, что сейчас происходит, а только новости смотрит: «Люди! Как скучно вы живете? На что Вы тратите свою энергию?» Молчу, ведь не поймут.   Мир полон чудес, только порой мы (обобщенно) проходим мимо или просто не хотим их замечать!!!!! Ходишь, улыбаешься, звонишь в колокольчики, радуешься солнцу, миру, а на тебя смотрят: кто не понимают, иногда спрашивают «Ты что?», а, кто-то тянуться (общаться) начинает. Жизнь прекрасна!!! Да тут еще и Новые энергии !!!!!!!!!!!!!!!»

Занятие 3.

Королевство кривых зеркал. Энергия Истины.

Что это за мир в котором вы живете? Сколько реальных вещей вы видите, а сколько искажений? Знаете ли даже себя истинного, настоящего, без маски… А это очень надо, это просто необходимо чтобы совершенствовать себя, чтобы Жить, идти вперед, исполнять свое предназначение.  

На занятии мы:

-Снимем иллюзии о себе и вашей жизни.

-Увидите реальность и себя в истинном свете.

-Когда наступает понимание Истины, то открываются новые возможности (особенно в тех сферах жизни, которые требуют оптимизации)

— Кристалл Истины

-Волшебный луч истины

У вас будет рабочий инструмент для понимания событий и истинного положения вещей.

Лилия Адамова: «я в шоке, что происходит) у меня раньше тоже бывало- нахлынет депрессия и все))) пока выберешься !!! а теперь осознаю зачем и для чего она пришла и что делать !!!!
Светлане ОГРОМНОЕ СПАСИБО И БЕЗКРАЙНИЯ БЛАГОДАРНОСТЬ !!!»

 Натали: «Светлана, сердечно благодарю! Чем дальше, тем интереснее и чудеснее! Хотя, я сначала немного побаивалась, слишком много информации, не все успеваю, и как все это так можно делать, неужели так все и работает?! Пока не полностью наладила связь с кристаллом, хочется его лучше почувствовать. Но один раз запустив оптимизацию, результат, как говориться был на лицо и на лице в прямом и переносном смысле. Опять чудеса!!!!! Благодарю!!!!!»

Занятие 4.

Род, генетические программы.

Комплексная чистка. Отпускание энергий, исчерпавших свое назначение. Соединение управляющего кристалла личного с управляющим кристаллом Земли (установление мощного заземления).

Закрытие отработанных генетических программ. Деактивация матрицы «Сиротка», «Изгой», старой матрицы материнской и отцовской любви трехмерного мира, активация матрицы Божественной материнской и отцовской любви, Наполнение  божественными  энергиями новой реальности  родового древа. Исцеление родовых программ. Аннулирование генетических программ, которые мешают именно вам. 

Галина Сотникова: «Светлана, здравствуйте!!! Я хочу выразить свой отклик по тем программам которые я прожила по циклу современная реальность. На меня огромное впечатление произвела программа по женственности, вся наша жизнь- это отношения, качества личности, родовое древо, перерождение. Еще не успела проработать новое здоровье. Остальные мастер классы я не покупала.

Программа «Родовое древо» способствовала следующим изменениям — я перестала заниматься спасательством родителей , их личные взаимоотношения сейчас меня очень радуют, радует отец, мать и то, что мы наконец-то зажили каждый своей жизнью. Покупала я эту программу в тот момент жизни, когда мой отец был тяжело болен психически, мать видеть его не могла. Я не знаю как будут дальше складываться взаимоотношения у них и в тоже время я Рада тому, что отец сейчас психически здоров, мать настроена жить с ним. Я вижу ОЧЕНЬ много положительных изменений в родителях.

Программа «Вся наша жизнь -это отношения» (мастер-класс 2 цикла). Эта программа вывела мои взаимоотношения с мужем на честность, открытость, искренность и соответственно чувственность. Где-то через 1 месяц после перепроживания этой программы я вышла с мужем на ОЧЕНЬ Откровенный разговор ОБО ВСЕМ что меня НЕ радует. После чего у нас зародилось очень много СОВМЕСТНОГО- идей, путешествий, желаний понимать друг-друга, радовать друг-друга, мы стали интересны друг другу во всем, узнали очень много нового друг о друге И конечно же повысилось качество телесной любли. Муж раскрыл мне глаза на очень многие вещи, я увидела его НАСТОЯЩЕГО!!! и влюбилась в него с ещё большей силой. Этот процесс обоюдный, взаимный и очень приятный. Я просто в восторге от того, что сейчас происходит между нами!!!!
Программа «Женственность» (мастер-класс 2 цикла). Эта программа как волшебная палочка зародила во мне очень много желаний сексуально характера, я впервые стала получать удовольствие от того, что я делаю с мужем во время телесной любви. Ушла вечная усталость от секса. Эта программа меня очень сильно удивила, потому что, ТО что она во мне вскрыла было неожиданнно для меня. Я привыкла себя знать только с одной стороны- а теперь я увидила и почувствовала себя настойшей жрицей любви. Что очень сильно меня поразило, впрочем, как и мужа. Для нас это удивительный опыт.)))) Муж впервые стал называть меня — «женщиной,- его женщиной» и соответвенно относиться как К ЖЕНЩИНЕ- дарить подарки, дарить все свое внимание, заботу, тепло, нежность и ОЧЕНЬ много ЛЮБВИ и СЕКСА!!!!

Программа » Качества личности» (мастер-класс 2 цикла) Это программа погасила во мне гнев. Во время первого прохождения, дослушав до момента растворения ГНЕВА- я просто заснула, меня как магнитом придавило . Потом я несколько дней была как придавленная чем-то очень тяжелым. На данный момент сильного гнева я еще не испытывала, а вот раздражение еще пробирает. Так как прошло не очень много времени с момента как я проживала эту программу то, большего сказать не могу.

Перерождение проживала только 1 раз, поэтому она еще в работе у меня.

Вот такие изменения!!!! С чем сама себя поздравляю и от ВСЕЙ ДУШИ БЛАГОДАРЮ СВЕТЛАНУ!!!!!»

Бонус для всех участников: запись дополнительного занятия для углубления и доработки материала.

Ольга Александрова: «Со мной произошло чудо))) У меня после очередной проработки заболела голова и шея, я ночью прснулась от боли, через управляющий кристалл попросила сгормонизировать все энергии в физическом теле, мне снится сон- я в массажном кабинете, на меня навливается, что то горячее и тяжелое и я просто физически ощущаю, как из этого нечто в меня перетекает что-то. Утром проснулась у меня ничего не болит, и вот уже 3 день хожу и радуюсь этому состоянию, такая легкость»

comments powered by HyperComments

Опыт разработки и использования дидактических игр на занятиях естественнонаучного цикла в учреждении дополнительного образования ⋆

Про дОд 0 Комментариев дидактические игры, дидактические материалы, познавательный досуг

В статье раскрывается опыт разработки дидактических игр для занятий естественнонаучной направленности с детьми младшего школьного возраста, направленный на формирование современных образовательных результатов и повышение качества образовательного процесса в дополнительном образовании. Авторы публикации предлагают примеры и аннотации, разработанных дидактических игр. Статья будет полезна для педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов, методистов.

И.Н. Деветьярова,
заместитель директора по научно-методической работе,
магистр психолого-педагогического образования,

Я.И. Шайхутдинова,
педагог дополнительного образования, магистр биологических наук
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г. Ижевск

Активные методы обучения максимально повышают уровень познавательной активности у обучающихся младшего школьного возраста, поддерживают их мотивацию, особенно на занятиях, изучающих природу. Но не все живые организмы доступны для наблюдения в их естественных условиях обитания. Важным из таких методов является игра. Дидактическая игра биологического содержания актуальна педагогической деятельности, так как её познавательный и исследовательский характер коррелируют с заинтересованностью учащихся в познании окружающего мира, их активностью, которая позволяет им моделировать доступные возрасту объекты, процессы, явления живого мира [1].

Существенными признаками дидактической игры являются четко обоснованная цель обучения, учебно-познавательная направленность, соответствующий образовательный эффект и результат. Она требует от обучающегося включенности в процесс учения, внимания, сообразительности, активизирует мышление, способствует позитивному отношению к познанию, а результатом выступает своеобразное открытие.

Предложенные дидактические игры на рынке образовательных товаров, не всегда можно использовать на занятиях в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности (далее – Программа) с младшими школьниками. Следовательно, своевременным решением вопроса становится создание специальных игр, содержание которых подходит для реализации Программы, позволяющих им погружаться в изучаемые темы, создавая биологические модели живых существ, модели среды обитания, пробуя характер профессиональной деятельности.

Для разработки игр мы придерживаемся нескольких проектировочных шагов.

Во-первых, изучение рынка образовательных игр от методологических аспектов (книги, публикации, видеоматериалы и т.д.) до практики (различные виды игр). Больший интерес для нашей педагогической деятельности вызывают игры по области деятельности – интеллектуальные, по характеру педагогического процесса – обучающие и познавательные творческие, по игровой методике – сюжетные и ролевые, симуляционные. Модифицируя механику и характеристики игр, возможно, найти решение поставленных задач для обучающегося процесса в естественнонаучной сфере.

Во-вторых, изучение, выбранного материала по следующим основаниям: можно ли организовать коммуникацию на занятии (сюжетно-ролевая игра, игра-симуляция), вне стен кабинета? Представлен ли материал по биологии в системе (среда обитания, питание, образ жизни, климат, интересные факты, учёные, открытия)? Предполагает ли игра применить творчество для развития воображения, переживаний, поиска фактов? Как применить творческие приёмы для изучения биологической системы? Отвечает ли игра целям, задачам и результатам Программы?

Например, познавательная игра-симуляция «Тайны пчелиной семьи». Детям с детства знакома труженица – пчела, полезные свойства меда и то, что человек с древних времен одомашнил медоносных пчел. Её цели запомнить строение биологических объектов (создание макетов), приобретение опыта участия в природоохранной деятельности (создание агитационных плакатов в защиту объектов живой природы). Особенность игры в том, что она позволяет погрузиться в жизнь пчел, напоминает компьютерную игру – симуляцию! Игра развивает зрительную память, умение играть в команде и договариваться друг с другом, двигательную активность и познавательный интерес. Воспитывает бережное отношение к природе – мед трудно и долго создается. Она позволяет детям примерить на себя роли членов «пчелиной семьи» и прочувствовать на себе то, как трудно создавать мед. На структуре «пчелиной семьи» отлично можно показать, как распределяются обязанности среди пчел, как выполняют различные действия сообща, стремясь к одной цели. Содержание и роли в игре: «разведчицы» – обнаруживают цветки наполненные нектаром, прокладывают маршрут от улья к этому цветку, объясняют маршрут сборщицам.

«Сборщики» – им необходимо правильно понять маршрут от разведчиц и прилететь к правильному цветку, собрать каплю нектара и доставить в улей. «Медосоздатели» – из полученных ингредиентов от сборщиц создать мед. Построить соты для меда (пазлы «Соты», решить головоломку). Атрибутика для игры: цветы с заданиями и капельками нектара, головоломка для постройки сот, возможно, опознавательные знаки по ролям, «глаза пчелы», сделанные из синих папок уголков, лупы (значки, ободки и т.д.).

Следующий шаг – адаптировать, выбранный игровой материал, для содержания и тематического планирования Программы, согласно возрастным особенностям учащихся, методике занятий. Разработка собственных заданий, сборка игры, описание профессий, которые осуществляют профессиональную деятельность в области естественнонаучной сфере. Содержание программы и тематическое планирование в программе состоит из кластеров, согласно материкам. Такой приём позволяет создать базу дидактических игр, учитывающих результат обучения, запланированный в программе.

Шаг разработки игр(ы) по принципу «Игра в игре». «Маленькая» игра (интерактивные задания, лабораторные задачи и т.д.) может стать частью более «большой» игры. Важно отработать универсальную механику игры, чтобы использовать другое содержание предмета (программы), а также использовать «маленькие игры» для различных целей занятия (проверка знаний, изучение нового материала, отработка умений и навыков и т.д.). Уделяя внимание данному шагу, педагог экономит время для подготовки к последующим занятиям, позволяет поддерживать познавательный интерес у обучающихся.

Современным правилом, считаем изучить и освоить разные компьютерные программы Paint.net, Excel, PowerPoint, Constrect, Pano2VR и др. с целью создания «больших» игр, игровых заданий, адаптировать наглядные материалы с использование виртуальной реальности, информационно-коммуникационных технологий для занятий. Использование на занятиях игр с помощью современных технических средств обучения позволяет учащимся работать с телефона, на компьютере, что способствует формированию у него умений работать с электронной информацией, использовать техническое средство, как средство помощник.

У обучающихся формируется ценность – умение пользоваться современными техническими средствами для достижения образовательных результатов.

Например, интеллектуальная игра «Африка» способствует развитию системного, креативного мышления у учащихся, мотивации на познание. Африка – это уникальное место обитания различных животных и произрастания многих удивительных растений. Африка – это то место, куда вряд ли ребёнок сможет поехать просто так, но о нем слышат с детства: «В Африке большие злые крокодилы… не ходите дети в Африку гулять!» [2]. Её можно использовать для изучения новой темы на занятии. За основу взята механика игры телевизионной передачи «Сто к Одному». Игра оформлена в Microsoft PowerPoint, с элементами мультипликации с всплывающими вариантами ответов. Подготовительный этап включал интервью с воспитанниками и педагогическим коллективом нашего учреждения. В качестве корреспондентов выступали учащиеся детского объедения, которые собрали самые популярные ответы на вопросы, исходя из научных фактов про континент Африку: географическая информация, население, народности, медицина, животный и растительный мир Африки.

Такое содержание игры позволяет интегрировать знания из разных областей – история, география, биология, что является неотъемлемым условием развития системного изучения мира природы. В начале игры дети делятся на две команды. По её ходу каждая команда набирает определенное количество баллов за ответы на вопросы. В игре есть наиболее популярные, т.е. наиболее известные факты, которые несут меньшее количество баллов, а есть наименее известные факты про Африку, которые несут наибольшее количество баллов. Наибольшее количество баллов получает та команда, которая даст наименее известный факт. На последующих занятиях изучаются факты, которые большего всего заинтересовали ребят. По отставшим сведениям создан каталог видеосюжетов, передач для самостоятельного изучения.

Один из самых интересных проектировочных шагов является коллаборация современных образовательных ресурсов: QR-коды, унифицированный адрес электронных ресурсов (URL), приложение IQMap для карты «Животный и растительный мир», исследовательские и творческие задания, ребусы, загадки, кроссворды, отрывки из классической литературы и энциклопедий, задания с использование лабораторных инструментов, задания со схемами и биологическими рисунками, pop-up (интерактивные элементы изготовления моделей животного и растительного мира), интерактивные задания (lapbook). Такой шаг позволяет создать интерактивный игровой «Дневник исследователя», который ребята самостоятельно создают и работают в нем. Пример игры, настольная сюжетно-ролевая игра «Экспедиция на Северный Полюс» с элементами исследования. Сюжет игры приближен к реальным условиям научной экспедиции по изучению биоразнообразия Арктики. Игра включает игровое поле, которое содержит интерактивные элементы – научная полярная станция, лунки-проруби, ледяные глыбы, животные. Цель игры: развитие у учащихся внимательности, умение анализировать полученную информацию и умение фиксировать ее по правилам. Правила игры описаны в исследовательских дневниках, которые дети получают, «зайдя» в здание научной станции (правила и задания носят вариативный характер). Следуя заданиям в них, дети знакомятся с обитателями Северного полюса и выполняют творческие работы. Например, «Ты встретил Белого медведя, зарисуй его следы и подпиши рисунок», «Наступила ночь и, мы наблюдаем на небе северное сияние, оно разное, рассмотри внимательно – зарисуй в исследовательский дневник направление световых волн, оттенки сияния».

При знакомстве с новой темой, ребята проходят все игровые точки и узнают предложенные в игре факты о Северном полюсе, заполняя по порядку все задания в исследовательском дневнике. При закреплении изученного материала – в игру вводится элемент случайного выбора – игральный кубик – тогда «экспедиция» будет продолжаться не одно занятие, а пока все задания в исследовательском дневнике не будут выполнены.

Таким образом, опыт разработки дидактических игр включает несколько эффективных проектировочных шагов. Согласно им, разработанные игры, реализуются на занятиях изучения новой темы, для закрепления знаний, при повторении изученного материала, позволяющие детям погрузиться в мир изучаемого живого организма, «взглянуть на мир его глазами», понять системность существования этого организма в окружающем мире. Сложная для восприятия и понимания биологическая система окружающего мира, всесторонне переживается ребенком и позволяет исследовать, заинтересовывает в дальнейшем на изучение природы, как бы тянет за собой
цепочку ряда событий в природе, которые взаимосвязаны с изучаемым объектом и которые позволят более детально рассмотреть его жизнь и существование в мире. Так зарождается любознательность, которая активизирует исследовательскую познавательную деятельность учащихся младшего школьного возраста. Применение на занятиях, предложенных игр, позволяют развивать познавательный интерес и мотивацию детей к научно-исследовательской деятельности, наблюдательность, любознательность, изобретательность к изучению наук естественнонаучного цикла. Формировать творческое нестандартное мышление, развивать находить и обобщать нужную информацию, действовать в нестандартных ситуациях, работать в команде, получать навыки критического восприятия информации у обучающихся младшего школьного возраста. Такое решение разработки игр позволяет использовать их как в образовательном процессе, на занятии, так и в воспитательной работе детского объединения.

Список литературы

  1. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научный журнал. Научное обозрение. Педагогические науки. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921.
  2. Чуковский К.И. Стихи для детей [Электронный ресурс]. URL: https://stihi-rus.ru/1/chukovskiy/3.htm.

Программа элективного курса по литературе «Военная тема в русской литературе конца XX – начала XXI века». 11-й класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.

Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.

Цель элективного курса “Военная тема в русской литературе конца ХХ – начала ХХI века”:

  • приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
  • воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения обучающихся;
  • создание условий для развития образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрывать своеобразие представления военной темы и изображения русского национального характера в современной литературе;
  • выделять мотивы, проблематику и образы изучаемых произведений;
  • совершенствовать навыки исследовательской работы;
  • развивать творческие способности обучающихся.

Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.

В процессе работы по данной программе учащиеся совершенствуют следующие умения и навыки:

  • анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
  • определять его тему и идею;
  • давать характеристику основным героям;
  • знать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;
  • род и жанр произведения;
  • особенности авторской речи и речи действующих лиц;
  • выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку.

Активизируется и речевая деятельность учащихся. На занятиях курса закрепляются следующие умения и навыки:

  • пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
  • писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем;
  • писать отзыв-рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, мотивируя личностное отношение к героям и событиям.

Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы занятия данного курса: лекция-презентация, практические занятия, творческие мастерские, литературная композиция, защита творческого проекта и исследовательских работ, устный журнал, просмотр кинофрагментов, интегрированные занятия.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Программа рассчитана на 17 занятий. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Количество обучающихся в группе – не менее 12 человек.

Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, учебно-исследовательские работы.

В результате изучения курса обучающиеся должны знать:

— содержание изученных произведений писателей и поэтов;

— характеристику героев;

— жанровые особенности произведений;

Обучающиеся должны уметь:

— формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;

— анализировать и интерпретировать художественный текст; устанавливать связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;

— писать отзыв о прочитанном произведении;

— работать со справочной и критической литературой.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Тема войны в русской литературе. (1 ч)

Тема войны – одна из сквозных тем русской литературы. Основные проблемы, поднимаемые авторами от летописей до наших дней. Человек на войне. Нравственные истоки подвига. Основные художественные приёмы, используемые авторами, способы мощного, глубинного воздействия на читателя.

“Остаться человеком в пламени войны” (1ч)

Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Суровая правда о войне К. Воробьева: “Это мы, Господи!” и “Убиты под Москвой”. Повесть Г.Бакланова “Навеки – девятнадцатилетние” — реквием героическому молодому поколению военных лет. Неприятие войны в повести В.Астафьева “Пастух и пастушка”. Повести В.Закруткина, Б.Васильева, С.Алексиевич о женщинах на войне.

Проза о Великой отечественной войне (3 ч)

  • В. Астафьев. “Весёлый солдат”. Новый взгляд на войну, “человеческий масштаб” ее восприятия, размышления о “цене Победы”, трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне.
  • Г.Владимов. Психологический роман “Генерал и его армия”. Генерал Кобрисов, военачальник мудрый и справедливый, не желающий платить “Россией за Россию”, как центр повествования. Противопоставление кобрисовского понимания победы жуковскому. Скрытая полемика с романом В.Гроссмана “Жизнь и судьба”.
  • А.Азольский. Роман “Диверсант”. “Одиссея” юного разведчика Лёни Филатова. Мужская дружба. “Двоемыслие” уроков Чеха. Послевоенная жизнь героя. “Своя” правда о войне.

Афганская проза (6 ч )

“Афганистан болит в душе моей” (1ч)

Тема афганской войны в русской литературе, жанровое разнообразие произведений, авторская песня, тематика и проблематика поэтических произведений.

История войны в Афганистане. Афганская проза. (5 ч)

  • Основная черта рассказов К. Таривердиева “Ловушка”, “Перебежчик”, достоверная картина жизни солдата.
  • Писательский стиль Б. Горзева в повести “Перевал”, основная мысль произведения.
  • Роман О. Ермакова “Знак зверя” в контексте “афганской прозы”.
  • “Последний рассказ о войне ” — один из лучших в творчестве О. Ермакова; особенности композиционного построения произведения, его метафоричность; стиль О. Ермакова. “Афганская точка зрения” главного героя, авторская позиция, оценка войны в Афганистане. Анализ основных эпизодов; теория “глобальной” красоты в рассказе; темы природы и вечности в рассказе О. Ермакова. Мотив поколебленного мироздания в рассказе, образы и символы в произведении О. Ермакова.
  • Страшная реальность войны: С. Алексиевич “Цинковые мальчики”.

“Их нельзя забывать”.

Памяти погибшим в Чечне посвящается. (1 ч)

Проза о чеченской войне. Стихи и песни, написанные солдатами срочной службы. Документальные фильмы, интернет-проекты.

“В современной войне не бывает победителей” (3 ч)

В. Иванов. Повесть “Вход в плен бесплатный” - откровенная исповедь о 113 днях плена. Особенности сюжета, композиция произведения; реальный и правдивый взгляд на Чеченскую кампанию, анализ ключевых эпизодов произведения, образ главного героя, психология человека, попавшего в плен, переосмысление жизненных ценностей, художественный текст и документальность.

А.Бабченко. Повесть “Алхан-Юрт”, основанная на личных впечатлениях и воспоминаниях. “Забытые солдаты” Чеченской кампании. Понимание воинского долга, армейского товарищества.

Итоговое занятие. (2 ч)

Защита проектных работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела.
Тема занятий
Формы организации учебного занятия Количество часов В том числе
Теория Практика
  Введение   1    
1 Тема войны в русской литературе. Лекция 1 1  
  Проза о Великой отечественной войне   4    
2 “Остаться человеком в пламени войны” Лекция- презентация 1 0,5 0,5
3 В.Астафьев. “Весёлый солдат” Практическое занятие 1   1
4 Г.Владимов. Психологический роман “Генерал и его армия” Практическое занятие 1   1
5 А. Азольский. Роман “Диверсант” Практическое занятие 1   1
  Афганская проза   6    
6 “Афганистан болит в моей душе” Лекция- презентация 1 0,5 0,5
7 Достоверная картина жизни солдат в произведениях К.Таривердиева и Б.Горзева. Практическое занятие 1   1
8 Роман О. Ермакова “Знак зверя” в контексте афганской прозы. Практическое занятие 1   1
9 “Последний рассказ о войне” О.Ермакова. Практическое занятие 1   1
10-11 Правда Афгана в произведениях современной литературы. Творческая мастерская. 2 0,5 1,5
  “В современной войне не бывает победителей”   4    
12 “Их нельзя забывать”. Памяти погибшим в Чечне посвящается. Литературная композиция 1   1
13 В.Иванов. Повесть “Вход в плен бесплатный” Практическое занятие 1   1
14-15 “Забытые солдаты” Чеченской кампании в произведениях А.Бабченко. Лекция-презентация 2 1 1
16-17 Итоговое занятие. Защита проектных работы 2 0. 5 1,5
  Всего   17 4 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для учащихся

  1. Астафьев В. Посох памяти. М., 1980
  2. Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983
  3. Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.: Просвещение, 1985.
  4. Кузьмичев И. Боль памяти. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985.
  5. Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: “Вентана-Граф”, 2006.
  6. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002

Литература для учителя

  1. 1. Аннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994 № 10
  2. Белокурова С. П., Друговейко С. В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учебно-методическое пособие.- СПб.: “Паритет”, 2001.
  3. Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе .:Просвещение,2002
  4. Коган А. Поражение и победа генерала Кобрисова // Литературное обозрение. 1995. № 3
  5. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие – СПб.: Паритет, 2001
  6. Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: “Вентана-Граф”, 2006.
  7. Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы.//Литература в школы. 2006. № 5
  8. Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002

 Тексты: “Журнальный зал”: http://magazines. russ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Вопросы для обсуждения по теме занятия “Остаться человеком в пламени войны” (занятие № 2) .

  1. Кого мы называем героем?
  2. Как проявляются героические качества того или иного человека?
  3. Почему военные события в истории человечества всегда меняют судьбы народов?
  4. Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в условиях войны?
  5. Традиции классической литературы в современной военной прозе.
  6. Герои современных произведений о войне.

Приложение 2.

Вопросы для обсуждения по теме занятия “В.Астафьев. “Весёлый солдат” (занятие № 3).

  1. Какие эпизоды из послевоенной жизни солдата запомнились вам особенно?
  2. Изменился ли характер “весёлого солдата” во второй части романа? Какие жизненные эпизоды стали определяющими для становления его личности?
  3. Сохранились в душе “весёлого солдата” чистота, искренность, человечность? В чём и когда эти качества проявлялись?

Приложение 3.

Вопросы для обсуждения по теме занятия “А. Азольский. Роман “Диверсант” (занятие № 5).

  1. Сравните воспоминания Лёни о первом убитом им фашисте с воспоминанием “весёлого солдата” В.Астафьева о первом убийстве врага. Чем различаются реакции солдата и Лени Филатова?
  2. Как изменяется внешность Лёни Филатова? Насколько эти изменения соответствуют его мужанию, взрослению?
  3. Что поддерживает в “страшном мире” героя-диверсанта?
  4. Считается, что проза А.Азольского — мужская, а женщины в его произведениях – только служебные персонажи. Так ли это в “Диверсанте”? Аргументируйте ответ.
  5. Какую композиционную роль в романе выполняет история семьи Бобриковых?

Приложение 4.

Вопросы для обсуждения по теме занятия “Забытые солдаты” Чеченской кампании в произведениях А.Бабченко” (занятие № 14-15).

  1. Найдите кульминационный момент в повести А.Бабченко “Алхан-Юрт”. Каким предстает перед читателем Артём?
  2. Чем отличается описание солдат в этой повести от известных вам произведений о войне?
  3. Сравните рассказ О.Ермакова “Крещение” и повесть А.Бабченко “Алхан-Юрт”. Что общего между главными героями этих произведений? Изменилось ли понимание воинского долга, армейского товарищества, воинской дружбы?

Цикл семинаров Натальи Смолянской «Институциональная критика в современном искусстве»

На семинарах, подготовленных Натальей Смолянской к выставке «Марсель Бротарс. Поэзия и образы», речь пойдет об истории современного искусства через призму институциональной критики — художественной практики, подвергающей анализу деятельность музеев и галерей. Ее развитие будет рассмотрено на примере текстов таких художников и теоретиков искусства, как Марсель Бротарс, Роберт Смитсон, Даниель Бюрен, Хулио Ле Парк, Ги Дебор, Андреа Фрейзер, Хито Штейерль, дуэта The Yes Men и другие.

В явлении институциональной критики интересно, что теоретические тексты, посвященные этому явлению, в основном принадлежат самим художникам. Именно эти тексты окажутся в фокусе ридинг-групп, где будет подробно рассмотрена ситуация, когда критик и создатель искусства не просто меняются местами, а смещают саму рамку подхода к искусству, образуют междисциплинарное поле, внутри которого возникает и дискуссия, и новое направление художественной практики.

Институциональная критика — оксюморон, потому что в названии обозначено, будто критика осуществляется в рамках институции. Но критическое направление, которое возникло в искусстве с конца 1960-х, с самого начала исследует собственный опыт искусства. Во многих заявлениях и выставочных проектах 1968–1969 года ставится задача переозначивания места художественного действия, детерриториализации жеста художника и внимания зрителя, переосмысливания стратегий взаимоотношений между художником, зрителем и музеем.

Декларация Роберта Смитсона «Культурное заточение» (1972) характеризует выступления художников 1970-х, которые желают вывести взаимоотношения зрителей с системой искусства за рамки, предустановленные традициями ограничений: действие художника — результат — экспозиция — внимание зрителя. Их регламент предопределен, но в акциях Смитсона, Марселя Бротарса, Ханса Хааке, Майкла Эшера ограничения снимаются или переосмысливаются, а произведение искусства приобретает характер материала для анализа и последующей трансформации в процессе

Наталья Смолянская — художник, куратор и философ искусства, занимается проблемами институциональной критики, роли авангарда в эпоху «преодоления искусства» и вопросами актуализации искусства в современной жизни. Совместно с группой кураторов ведет исследовательские проекты «Войти и разрешить» и «Место искусства». В 2007–2013 году руководила исследовательской программой по теориям и практикам авангарда и языкам искусства в Международном колледже философии в Париже.

РАСПИСАНИЕ

Специфика институциональной критики состоит в переозначивании деятельности художника: где творится искусство, а где — сама жизнь? Понятие места, в зависимости от контекста имеющее разные смыслы, может звучать по-английски как place или site. Если в первом случае, как в манифесте художественных критиков, основавших Варшавскую галерею Foksal, «место» отсылает прежде всего к художнику, не нуждающемуся в институциональном дополнении, то во втором речь идет о локализации деятельности художника. «Место» и «не-место» в понимании Роберта Смитсона, художника, желавшего разрешить проблему «культурного заточения» в узком галерейном пространстве, выводят на первый план диалектику inside и outside, внутри и снаружи. Настоящим «местом», где творится искусство, становится жизненное пространство, не рассеченное никакими перегородками, среди которых самыми важными становятся перегородки между выставочным пространством и окружающим миром.

Литература:

Роберт Смитсон. Предварительная история не-мест. Культурное заточение / Каталог выставки INSIDE_OUTSIDE_FABRIKA, 2012.

Вислав Боровский, Ханна Пташковская, Мариуш Чорек. Введение в общую теорию места / Художественный журнал, 2012, № 88.