Дактильная речь это – Консультация по теме: Консультация «Дактильная речь»

Содержание

речь дактильная - это... Что такое речь дактильная?


речь дактильная
(от греч. daktylos — палец) — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

речь дактильная
— речь, воспроизводящая слова посредством букв дактильных — определенных конфигураций пальцев и их движений. Применяется в отечественной сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в коммуникации межличностной глухих и в общении слышащих с глухими (см. речь мимико-жестовая).

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • речь внутренняя
  • речь жестовая

Смотреть что такое "речь дактильная" в других словарях:

  • РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — [от греч. daktylos палец] речь при помощи дактильных букв, т.е. определенных конфигураций пальцев и их движений …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • речь мимико-жестовая — средство общения глухих людей посредством жестов и мимики, имеющих экспрессивный и означающий характер. Каждое понятие приписывается к определенному жесту, но родовидовые отношения между этими понятиями могут быть иными, чем в разговорной речи.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕЧЬ — форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Речь —     форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется …   Педагогический терминологический словарь

  • импрессивная речь — Этимология. Происходит от лат impressio впечатление. Категория. Форма речи. Специфика. Понимание устной или письменной речи. При нарушениях деятельности анализаторов импрессивная речь изменяется. В частности, устная импрессивная речь глухих может …   Большая психологическая энциклопедия

  • экспрессивная речь — Этимология. Происходит от лат. expressio выражение. Категория. Форма речи. Специфика. Процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Дактилология (дактильная речь) — своеобразный вид словесной речи, когда каждой букве алфавита соответствует определенное положение пальцев руки;способ общения грамотных глухих людей с помощью ручной азбуки …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • слепоглухонемота — врожденная либо приобретенная утрата зрительной и слуховой функций и как следствие нарушение речи (немота). При наличии слепоглухоты в раннем детстве нарушается речевое общение с людьми и потому задерживается развитие умственное. Без специального …   Большая психологическая энциклопедия

  • дактилология — Этимология. Происходит от греч. daktylos палец + logos учение. Категория. Форма общения. Специфика. Общение на основе дактильной азбуки глухих между собой и со слышащими, владеющими этим языком. Элементы этой азбуки однозначно соответствуют… …   Большая психологическая энциклопедия

  • дактилология —    , дактильная речь    своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Изобретена людьми, принимавшими на себя религиозный обет молчания, для осуществления элементарных форм общения. Впоследствии стала использоваться в… …   Дефектология. Словарь-справочник


psychology.academic.ru

Статья по теме: Дактильная речь – зачем она нужна.

                                      Консультация для родителей

                                «Дактильная речь – зачем она нужна»

                                                                    Составитель: Кудрякова Е.А.

                                                 

                                                   

Дактильная речь – зачем она нужна?

Слово, дактилология происходит от греческого «daktylos»

палец и «lodox» - слово. Дактилология- это  изображаемая пальцами азбука, используемая при общении глухих людей между собой или со слышащими, владеющими дактилологией.

Дактильную речь некоторые путают с мимикой по тому лишь

признаку, что в обоих случаях общение осуществляется с помощью

рук.

В чём смысл привлечения дактильной речи при обучении маленьких глухих детей? В чём её преимущества перед устной  и письменной речью?  Каково место в системе формирования речи глухих дошкольников?

Дактильная речь очень рано, с трёх – четырёх лет/на втором месяце обучения/, не только может быть объектом восприятия, но и стать средством выражения. Любое слово по своему буквенному составу становится в этом случае         доступно детям, что позволит при подборе материала для формирования речи исходить не из доступности его произношения, а из актуальности общения и развития познавательной деятельности. В результате облегчается и ускоряется накопление словаря. Ребёнок получает возможность раньше и активнее пользоваться словом в общении как  со слышащими, знающими дактильную азбуку, так и между собой. Всё это делает процесс усвоения речи более мотивированным. Значение дактильной речи  заключается в том, что она позволяет в раннем возрасте осуществлять анализ воспринимаемой словесной речи, без чего немыслимо усвоение языка, в основе которого лежит членораздельное слово. Этими качествами обладает и написанное слово. Но, в отличие от письменных, дактильные знаки могут быть точно воспроизведены ребёнком по подражанию. Если окружающие общаются с глухим ребёнком и в его присутствии между собой дактильной речью, то процесс овладения дактильной речью уподобляется формированию речи у слышащего ребёнка. Такого рода усвоение не возможно на основе устной или письменной формы речи.

        Огромным преимуществом дактильной речи является и то, что овладение ею может происходить в единстве с обучением дошкольников разным видам деятельности. Такая возможность в значительной мере связана с тем, что детям можно быстро и легко сообщить новое слово, предложив дактильно прочесть слово с таблички или непосредственно с рук , что невозможно при устном общении, обучение дактильной речи не оказывает отрицательного влияния на качество произношения, а наоборот позволяет задержаться на их тщательной отработке, уточнение освобождает ребёнка от употребления ещё плохо усвоенного звука. Использование дактильной формы речи ускоряет овладение речью в устной и письменной форме.

Усвоение детьми дактильных знаков осуществляется на основе подражания, поэтому все, кто пользуются в общении с ребёнком дактильной речью, обязаны строго следить за собственной техникой дактилирования, т.е. за правильным положением кисти руки и точным показом знаков.

        Говорить следует правой рукой. Угол наклона кисти не более 30 °. Двигаться при разговоре должны главным образом пальцы, и лишь в случае необходимости делать минимальный поворот кисти, например при воспроизведении звуков «Г,Ш» и т.д. Кисть должна быть обращена к ребёнку; поворачивать её к себе и от себя не следует, т.к. это затруднит восприятие речи; локоть должен быть прижат к туловищу и по возможности, оставаться неподвижным. Показывая знак, необходимо мысленно готовить следующий за ним.

Каждый знак, особенно на первом году обучения должен воспроизводиться говорящим чётко. Наряду с этим должна быть соблюдена слитность проговаривания, т.е. связь между знаками.

Соблюдение указаний по технике дактилирования обеспечивает хороший дактильный почерк; что касается темпа, то он приходит со временем. Дактильная речь на первом году обучения должна быть слитной, но несколько замедленной. От четкости восприятия знаков зависит точность усвоения состава слова.

        Обращаясь к детям в дактильной форме, необходимо требовать от них отражённого проговаривания рукой. Кроме того, говоря предложениями, необходимо соблюдать выразительность речи, делать небольшие паузы между словами в соответствии со смысловым членением фразы. Выразительные паузы делаются между предложениями и словосочетаниями. Вопросительное предложение заканчивается написанием знака вопроса в воздухе и приданием лицу соответствующего выражения.

        Соблюдая чёткость речи и требуя этого же от детей, педагог должен особенно следить за тщательным проговариванием   окончаний в словах. Если дети неверно продактилировали тот или иной входящий в слово знак, необходимо повторить всё слово.

        Формируя у детей навык правильного дактилирования, педагог в начале придаёт рукам детей (их пальцам) дактильные знаки. Для этого используется такие короткие слова, как: на, дай, нет, ещё, всё.

        Для систематических упражнений в дактильном чтении следует использовать таблички, написанные печатным шрифтом.

        Необходимо специально учить детей произносить усвоенные слова без дактилирования. Первичное овладение навыками дактильного чтения у детей трех лет происходит в период от двух недель до двух месяцев.

 

nsportal.ru

3. Дактильная речь и ее особенности

Дактилология, или дактильная речь, — это форма словесной речи.

Дактильную азбуку называют ручной, т. к. каждая буква пе­редается определенными положениями пальцев одной (одноруч­ная дактилология) или обеих рук (двуручная дактилология).

Посредством этих дактильных знаков, следующих друг за другом в определенном порядке, может быть составлено любое слово, любое предложение, например: Москва столица нашей Родины.

Дактильная речь позволяет передавать любые сообщения в процессе непосредственного общения с глухими, слабослышащи­ми и слепоглухими людьми.

Каждый дактильный знак (дактилема) соответствует опре­деленной единице устной речи. Процесс общения с помощью дактильных знаков можно назвать письмом в воздухе. Это пись­мо осуществляется слева направо. В отличие от,идеографиче­ского письма дактильное письмо отражает звуковую форму слова.

С помощью дактильной речи воспроизводится не только об­щий смысл сообщения, но и его дословное содержание. При дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса данного языка. Дактильная форма речи имеет черты сходства и отличия от письменной и устной форм речи. Дактильная речь подчиняется дравидам не столько устной, сколько письменной речи. Дактильная речь восприни­мается зрительно. Говорящий посредством дактильного алфави­та воспроизводит словесную речь не орфоэпически, а орфогра­фически. При дактилирова-нии происходит не слушание речи, а чтение ручных изображений буквенного состава слов.а.

Дактильная форма речи не позволяет воспринять все слово или короткое предложение одновременно, как это имеет место при чтении письменной или восприятии устной речи. При дактя-лировашш видны только отдельные, пишущиеся в воздухе знаки букв. Дактильный знак исчезает из поля зрения после появления, следующего знака. Даже при повторном дактилировании нельзя увидеть слово в целом. Его всегда нужно мысленно составить из суммы продактилированных букв. Дактильная система пред­назначена не только для обучения глухих устной речи и обще­образовательным предметам, но и для общения слышащих с глухими и глухих между собой. Значение дактильных знаков понятно только тем, кто усвоил соответствующий алфавит. Дак­тильная азбука используется глухими и близкими к ним людьми. В настоящее время дактилология применяется во всем мире, но она не интернациональна. Дактильные алфавиты содержат ко­личество знаков, соответствующее числу букв, имеющихся в алфавите того или иного языка. Распространение дактильного

2 Заказ !26 17

алфавита во всем мире среди глухих и использование его до на­стоящего времени — основательное доказательство жизненности этой формы словесной речи.

4. Правила дактилирования

При дактилированйи надо придерживаться ряда правил. Рассмотрим эти правила.

1. Дактилирование надо производить правой рукой.

  1. Кисть руки должна быть обращена ладонью к собеседнику.

  1. При дактилированйи рука, согнутая в локте, выносится вперед настолько, чтобы кисть руки заняла удоблое положение перед грудной клеткой, чуть ниже плеча.

  2. Не следует делать лишних движений, замедляющих дак- тильный разговор и затрудняющих чтение с дактилирующей руки (при дактилированйи должны двигаться в основном только пальцы кисти руки).

  3. Дактильная речь должна быть четкой, ясной, вырази­ тельной, читаемой и слитной.

  4. Дактильную речь следует сопровождать четким произнесе­ нием соответствующего материала.

  5. Темп дактилирования должен максимально приближаться к темпу устной разговорной речи.

  6. Техника дактилирования должна поддерживаться на неиз­ менно высоком уровне.

  1. Дактилировать надо синхронно с устным проговариванием.

  1. Темп дактилирования и проговаривания необходимо опре­ делять в зависимости от словесного .материала, уровня развития воспринимающих дактильную речь, состояния навыков чтения с дактилирующей руки.

  2. Наиболее четко передаются те дактильные знаки, которые имеют между собой внешнее сходство ьг, жф—е, эх-с, щшц, кпц, пл, тм).

  3. Дактилировать необходимо слева направо, делая неболь­ шие паузы между буквами, словами и предложениями.

  4. В словах с удвоенными согласными следует четко дакти- лировать обе согласные, делая между ними паузы.

  5. Сложносокращенные слова надо Дактилировать четко, вы­ разительно и с паузами между буквами (ВЛКСМ).

При обучении письменной и устной речи в учебных целях целесообразно:

1) обозначать ударение в словах путем небольшого опуска­ния вниз кисти руки в момент дактилирования буквы, находя­щейся под ударением; 2) выделять заглавные буквы небольшим поднятием вверх кисти руки; 3) делать небольшие паузы перед пунктуационными знаками; 4) передавать жестами все пункту­ационные знаки.

18

studfile.net

Дактилология - это... Что такое Дактилология?

Дактилология — (др.-греч. δάκτυλος — палец + др.-греч. λόγος — учение) — своеобразная форма речи (общения), воспроизводящая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, поскольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативного общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательности знаков в соответствии с нормами орфографии.

Иногда слышащие люди принимают пальцевый алфавит за знаковый язык глухонемых. Однако это разные вещи: в то время как пальцевым алфавитом передают звуки речи (буква за буквой), жестовые знаки представляют целые слова.

Описание

Элементы дактильной азбуки аналогичны буквам письменного языка, Она используется, если говорящий не владеет специальной азбукой.

Дактилемы (буквы из дактильного алфавита) — различные положения пальцев воспроизводят знаки, функционально аналогичные буквенному алфавиту; и по очертанию многие из них отдаленно напоминают буквы печатного шрифта (в частности, «о», «м», «г», «ш»). Каждое положение пальцев при этом означает букву.

Процесс общения на дактиле (дактилология) происходит таким образом, что говорящий показывает буквы на дактиле, а воспринимающий следит за движением руки визуально. Если же зрение человека не позволяет ему видеть знаки, и он воспринимает их осязательно, то такое общение называется дактильно-контактной речью (ДКР)[1]. Если же при общении со слепоглухими людьми на ладони другого человека пальцами воспроизводят очертание букв, то это уже не дактилология, а письмо на ладони, или так называемая дермография.

В настоящее время в мире существует более 40 таких алфавитов и систем. Количество знаков в «пальцевом алфавите» зависит от знаков в алфавите языка, хотя не всегда они равны. В России, к примеру, 30 знаков передают 33 буквы кириллицы. В Китае 30 знаков передают символы пиньинь, фонетического алфавита, которым пользуются в наше время.

Хотя пальцевые алфавиты могут служить довольно приемлемым средством общения, ни один из них не предусматривает заглавных букв, знаков пунктуации или знака пробела между словами. Использование таких алфавитов также ограничено по части передачи названий и имен, иностранных слов и слов, выражающих эмоции; если только оба собеседника не знают хорошо, о чем идет речь.

При использовании дактилологии овладение письменными нормами речи значительно облегчается. Усвоенная детьми дактильная речь может быть использована в качестве первой речевой формы (до овладения устной и письменной формами речи). Может использоваться как основное средство обучения словесной речи в специализированных учебных заведениях. В старших классах этих заведений менее употребительно.

Основные правила[2][нет в источнике 329 дней]

Так же как письмо, чтение и произношение, дактилирование требует соблюдения норм словесной речи и ведется по следующим правилам:

  • Дактилируют в соответствии с нормами правописания (правилами орфографии).
  • Дактильная речь обязательно сопровождается артикуляцией (проговариванием сообщения).
  • Дактильные знаки показывают точно и четко.
  • Дактилирование ведут плавно и слитно. Резкое отрывистое дактилирование считается грубой ошибкой.
  • Дактилируемые слова разделяются паузой, фразы — остановкой.
  • Дактилировать общепринято правой рукой.
  • При дактилировании рука согнута в локте, кисть руки находится на уровне плеча, слегка вынесена вперед и обращена ладонью от себя, к собеседнику.
  • Дактилирующая кисть руки сдвигается влево.
  • В случае ошибки или непонимания повторно дактилируется все слово.
  • Дактилирующий смотрит на собеседника.

История возникновения

Кто первый изобрел дактильный алфавит, точно не установлено. Известно, что изображения пальцевых букв встречаются уже в латинской Библии Х в. Возможно, некоторыми ручными знаками, в том числе и буквами, пользовались уже в древности.

Возникла дактилология, согласно преданию, в XVI веке, основана монахом-цистерцианцем Педро Понсе де Леоном (Pedro Ponce de Lion, 1520—1584). Первоначально использовалась для соблюдения принятого в ордене цистерцианцев обета молчания, но потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Исследователи считают, что впервые дактильный алфавит опубликован в 1593 г. испанским монахом де Вебра (М. de Vebra). В 1620 же году испанский монах-бенедиктианец Хуан Пабло Бонет опубликовал книгу «Упрощение букв и искусство обучения речи глухих».

Специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих, был опубликован в 1629 г. Бонетом (J. P. Bonet). Дактильная азбука Бонета в XVIII в. была положена в основу французского дактильного алфавита первыми учителями глухих во Франции — Перейра (R. Pereira) и Делепе (Ch. M. De L’Epee), а также американского дактильного алфавита, разработанного в начале XIX в. Галлодетом (Т. Н. Gallaudet) и Клерком (L. Clerc).

А вот британский дактильный алфавит, первая публикация которого относится к 1698 г., построен на другой основе. В отличие от испанского, французского, американского и многих других этот алфавит — двуручный. Его современная модификация широко используется, помимо Великобритании, также в Австралии, Южной Африке и других странах.

Впоследствии дактиль стали использовать для общения глухих между собой и со слышащими, владеющими этой азбукой. В отечественной практике при обучении слепоглухонемых дактилология является ведущим, но не единственным средством общения. В 1963 году разработан Международный пальцевый алфавит для использования в общении людей разных стран, к примеру, на Олимпиадах или конгрессах Всемирной федерации глухих.

Типы

Дактильная (finger spelling) и маноральная речь (qued speech)

При дактильной речи точно придерживаются традиционных норм правописания. В процессе маноральной (от лат. manus — рука и oralis — устный) системе речи, то есть при визуальном считывании с губ, говорящий руками подает собеседнику вспомогательные знаки, помогающие глухому уловить трудно различимую визуально разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук).

Одноручная и двуручная

В большинстве «пальцевых азбук» используется одна рука. Считается, что это «более удобно», так как вторая рука свободна для других действий. Однако, есть системы, где используются две руки (к примеру, они используются в Британии). Самое раннее упоминание об алфавите, использующем две руки, встречается в книге «Дидаскалокофус, или Руководство для глухих и немых людей» (1680). Среди появившихся впоследствии систем, использующих две руки, была Дигити-Лингва (1698). Современный пальцевый алфавит с использованием двух рук, как полагают, происходит от одной из версий «Дигити-Лингва». Этот же алфавит используется в странах Британского содружества, таких, как Австралия, где он был введен в 1860 году.

См. также

Примечания

Литература

  • Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология/Серия: Коррекционная педагогика [366]/ Издательство: ВЛАДОС ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2000 г. [3]
  • Гейльман И. Ф. Дактилология. Л., 1981;

Ссылки

  • Австрийский ЖЯ (Austrian Sign Language): ÖGS
  • Американский ЖЯ (American Sign Language): ASL
  • Арабский ЖЯ (Arabic Sign language): Arabic
  • Британский ЖЯ (British Sign Language): BSL
  • Венгерский ЖЯ (Hungarian Sign Language): HSL
  • Германский ЖЯ (German Sign Language): DGS
  • Греческий ЖЯ (Greek Sign Language): NOHMA
  • Испанский ЖЯ (Spanish Sign Language): Señas
  • Латвийский ЖЯ (Latvian Sign Language): Latvian
  • Нидерландский ЖЯ (Dutch Sign Language): Nederlands Gebarencentrum
  • Турецкий ЖЯ (Turkish Sign Language): Turkish
  • Хорватский ЖЯ (Croatian Sign Language): Croatian

dic.academic.ru

1.9.2. Дактильная речь, ее разновидности и особенности функционирования.

Дактильная речь своеобразная кинетическая форма словесной речи, построен­ная на движениях пальцев руки в воздухе. Дактилология – общение при помощи дактильной азбуки. Дактилирование – процесс воспроизведения дактильных слов.

Структура дактильной речи.

Дактильный алфавит – алфавит, в котором буквы обозначаются движениями рук. Каждый национальный язык имеет соответствующий дактильный алфавит. Впервые дактильный алфавит опубликовал испанский монах де Верба в 1593 г. Дактильную речь в обучении глухих начал применять Педро Понсе в 16 веке. А в 1629 г. Бонет опубликовал специальный дактильный алфавит, созданный для обучения глухих. Для многих алфавитов была характерна общая черта – пальцевое воспроизведение графического изображения буквы. А в ряде англоязычных стран (Великобритании, Австралии, ЮАР и др.) применяется двуручный дактильный алфавит. Первый русский дактильный алфавит был опубликован В. И. Флери в 1835 г. В настоящее время описаны 43 дактильных алфавита, используемых в 59 странах мира.

Дактильный алфавит состоит из дактилем. Дактилема – дактилируемая буква алфавита.

Классификация дактильных алфавитов (И. Ф. Гейльман, 1981)10:

По составу – одноручные (русский, испанский), двуручные (английский), комбинированные (китайский, японский).

По способу образования – копирующие, вариантные.

По принципу обозначения – буквенные, слоговые, совмещенные.

Анализ алфавитов разных стран позволил установить, что в построении дактильных знаков преобладает ориентация на сходство с буквенными обозначениями. Дактилемы, не похожие на буквы, и являющие истинно условными обозначениями, составляют пятую-шестую часть алфавита. Так, в русском дактильном алфавите 14 дактилем полностью похожи на буквы (г, и, л, м, о, п, с, ш и др.), частично похожи – а, е, к, н, ф, ы и др., не похожи – б, ж, ч, я и др. Такой анализ является основой для построения методик обучения дактилологии: предлагается начинать с наиболее легких – г, з, л, м, о, с, а затем в 3 этапа – остальные дактилемы, в алфавитной последовательности.

Дактильные знаки предаются конфигурацией и движением. Только конфигурацией: а, б, в, г, д, е, ж, и, к, л, м, н, о, п. р, с, ту, ф, х, ч, ш, ы, э, ю, я; 8 остальных – сочетанием конфигурации и движения – д, ё, з, ц, й, щ, ь, ъ.

Особенности дактилирования:

  • Если по количеству составляющих элементов дактильная форма речи отражает письменную, то по функции аналогична уст­ной речи, так как основная ее функция – служить непосред­ственному общению глухих.

  • Общаясь при помощи дактильной речи, разговаривающие следуют правилам письмен­ной речи, при дактилировании соблюдают нормы правописания;

  • Дактилирование в обязательном порядке сопровождает артикуляция.

  • Дактилируют правой рукой; предплечье поднято и находится в вертикальном положении; рука остается неподвижной, в движении находится только кисть руки; кисть не закрывает лицо; глаза обращены на собеседника; воспроизведение дактильных знаков должно быть точным; кисть руки обращена к говорящему тыльной стороной, к читающему – ладонью.

  • Дактилирование ведется плавно и слитно; слово дактилируется как целостная речевая единица, достигается это за счет сокращения лишних движений.

  • Разделение слов обозначается паузой; в конце фразы делают остановку.

На освоение дактилологии в среднем затрачивается 30 часов, основное время – на выработку навыков слитности, плавности, скорости дактилирования. В 2 раза больше времени надо на формирование навыка чтения с дактилирущей руки. Недостаток дактилирования – низкая скорость передачи информации, глухой может воспринять дактилируемый текст со скоростью 350 букв в минуту, это в 2 раза медленнее, чем на слух, но быстрее, чем письмо.

Функции дактильной речи.

  • Она применяется в межличностной коммуникации глухих. В условиях непринужденного неофициального общения глухие, как правило, пользуются жестовой речью. Однако в жестовые высказывания включаются и дактильные слова и словосочетания: имена собственные, научные термины и т. д. Дактильные знаки дополняют калькирующую жестовую речь.

  • В общении слышащих (учителей, родителей и др.) и глухих. Глухой, стараясь помочь слышащему понять то, что он сказал устно, может продактилировать для большей разборчивости.

  • В процессе обучения школьников с нарушенным слухом.

studfile.net

Дактилология

Дактилология

Термин "дактилология" (от греч. daktilos — палец, logos — слово) используется в двух основных значениях. Во-первых, так называют алфавит, воспроизведенный пальцами руки (рук). Во-вторых, дактильной речью называют сам процесс общения при помощи ручной азбуки. Дактильная или пальцевая азбука — это уникальное изобретение человечества для общения, коммуникации и обучения детей со стойкими нарушениями слуха.

Дактильный алфавит или дактильная азбука – совокупность пальцевых знаков, расположенных в определенном порядке. Каждый дактильный знак (дактилема) обозначает определенную букву, и в национальных дактильных алфавитах столько дактилем, сколько букв в алфавите того или иного языка. Обычно дактильные знаки изображаются пальцами одной руки, но в некоторых странах (например, в Англии, Австралии) применяется двуручная дактилология, построенная на комбинированных движениях пальцев обеих рук.

Процесс общения с помощью дактилологии называется письмом в воздухе, которое воспроизводится слева направо. Дактильное письмо отражает звуковую форму слова, но в дактильном разговоре соблюдаются все правила орфографии, морфологии и синтаксиса языка. Дактильная речь воспринимается с помощью зрения, которое фиксирует буквенный состав слова, и значение дактильных знаков понятно тем, кто усвоил соответствующий алфавит. В настоящее время дактилология применяется во всем мире. Дактильную форму речи следует отличать от разговорного жестового языка и маноральной системы, в которых также используются пальцевые знаки. Жестовый язык – это совершенно самостоятельная лингвистическая система. В 1960 году Уильямом Стоуки было сделано лингвистическое описание грамматической структуры жестовых языков, описаны структурные компоненты жеста. Жест имеет свою конфигурацию, пространственное положение и движения, передающие особенности и оттенки сообщений собеседнику. В качестве конфигурации в жесте используются дактилемы или пальцевый счет. В маноральной системе ручные знаки дополняют элементы артикуляции звуков. Эта система дополняет возможности зрительного восприятия устной речи. В пятидесяти девяти государствах используется сорок три дактильных алфавита. При слепоглухоте употребляется специальный дактильный алфавит, который воспринимается контактно.

В XXI веке дактильную азбуку мы воспринимаем как данность и мало задумываемся над историей, хронологией, становлением этого явления. Четыре столетия прошло со времени создания и опубликования испанскими монахами первого дактильного алфавита, который лег в основу многих национальных дактильных систем, а дактилология так и не утратила своего значения и занимает ведущее место в обучении глухих и слепоглухих.

Авторы: Сутырина М.П., Огурцова Н.А.

Из истории создания дактильных алфавитов

Пальцевые знаки возникли в далеком прошлом. Впервые они стали использоваться в качестве средства для счета. Пальцевый счет – обозначение чисел при помощи пальцев руки – обладал не только большой наглядностью, но и был вызван практическими потребностями. Пальцевые знаки широко использовались в средние века для понимания счета при изучении арифметики. Можно предполагать, что система счета на пальцах оказала влияние и на появление ручной (дактильной) азбуки, или дактильного алфавита.

Алфавит – это совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, или букв, которыми пользуются при письме на том или ином языке. Дактильный алфавит, или дактильная азбука – это совокупность расположенных в определенном порядке пальцевых знаков. Каждый дактильный знак обозначает определенную букву. В дактильном алфавите столько знаков, сколько букв в алфавите национального языка.

В средние века те, кто давал обет молчания, часто прибегали к ручной азбуке в целях безмолвного общения между собой. В XVI веке появились работы, в которых были описаны способы изображения букв с помощью одной руки, ладони, двух рук, всего тела. Педро Понсе де Леон (1508–1584, Испания) – один из первых учителей глухих – создал одноручную дактильную азбуку испанского языка для обучения глухих словесной речи. Понсе де Леон был монахом одного из католических монастырей Испании в Онье. Он получил образование в Саламанкском университете, но, не имея прав на наследство, вынужден был уйти в монастырь. Обучение глухого по религиозным и монастырским законам того времени считалось тягчайшим преступлением. Однако богатство и знатность родителей глухих детей позволяли обходить эти запреты и законы и практиковать обучение глухих в условиях семьи или монастыря. Учителями глухих детей были монахи, а в редких случаях и врачи. Понсе де Леон был одним из таких учителей. К сожалению, после себя он не оставил ни трудов, ни каких-либо других письменных свидетельств об использовавшихся им методах обучения. Основной задачей в методике обучения Понсе де Леона было преодоление немоты – обучение глухих словесной речи. Для этого он использовал обучение грамоте, письменной, дактильной и устной формам речи.

В 1620 году испанец П. Бонет (1579–1633) издал в Мадриде книгу, в которой впервые был опубликован одноручный испанский дактильный алфавит. П. Бонет ставил перед собой цель научить глухого устной и письменной речи посредством зрения. Зрение, по мнению П. Бонета, может заменить потерянный слух. «Глухонемые обладают значительной ловкостью, — говорит он, — при помощи лица понять всякое обучение и найти таким путем средство за¬менять слух; стало быть, лицо есть орудие для обучения».

П. Бонет в работе «О природе звуков и искусстве научить глухонемого говорить» (1629) опубликовал рисунки дактильных обозначений и дал общие указания относительно их использования при обучении глухих. Созданная П. Бонетом методика предусматривала употребление дактильной речи при обучении глухих устной и письменной речи. П. Бонет ввел пальцевую азбуку, воспринимаемую более легко, чем дви¬жения губ. Включенная в учебный процесс П. Бонетом дактильная форма речи как средство обучения нашла широкое применение в последующей сурдопедагогической практике. Таким образом, одноручная дактилология стала широко употребляться в странах Европы и Америки при обучении глухих и слепоглухих.

Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой

Из истории возникновения русского дактильного алфавита

В 1806 году в городе Павловске под Петербургом открылось первое в России училище для глухих. Руководитель училища глухонемых Ж. Б. Жоффре (1774‒1824) в 1817 году пригласил В. И. Флери (1800‒1856) и из личных средств оплачивал его работу как преподавателя французского языка. В течение 13 лет В. И. Флери выполнял обязанности преподавателя и инспектора Петербургского училища. В 1837 году В. И. Флери был назначен на должность директора. Эту должность он исполнял до конца своей жизни. Первые учителя глухих создали на основе французского русский дактильный алфавит. В 1835 году В. И. Флери опубликовал в приложении к своей книге «Глухонемые» русскую и французскую ручные азбуки. Первые учителя глухих в России пользовались дактилологией как вспомогательным средством при обучении устной и письменной речи. Немецкие сурдопедагоги считали, что дактильная речь является разновидностью жестовой речи. Дактильную речь они вообще не использовали. Лишь в специальных училищах Америки и России дактильная речь продолжала употребляться в качестве вспомогательного средства при обучении.

В дореволюционной России дактильная речь применялась, как правило, при обучении неуспевающих глухих учащихся устной речи. Эти учащиеся выделялись в особые классы. Дактильная речь использовалась и в условиях мастерских, чтобы ускорить приобретение учащимися соответствующей специальности. В Советском Союзе в школах глухих дактильная речь долгие годы использовалась лишь как средство обучения глухих подростков и взрослых грамоте и основам общеобразовательных предметов.

Вопрос о применении дактильной речи при обучении глухих особенно остро встал на Всероссийском совещании сурдопедагогов в 1938 году. Необходимость использования дактильной речи была убедительно доказана И. А. Соколянским (1889‒1960) – советским профессором-дефектологом и его сотрудниками. Ими была разработана оригинальная система воспитания и обучения слепоглухонемых. По инициативе И. А. Соколянского в Харькове было организовано единственное в мире научно-педагогическое учреждение ‒ Школа-клиника для слепоглухонемых (1923). И. А. Соколянский использовал дактильную речь в процессе общения и обучения слепоглухонемых.

В советские годы сотрудники Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (С. А. Зыков, Б. Д. Корсунская и другие) проделали огромную работу по изучению эффективности использования дактильной речи на начальном этапе обучения глухих. Данные этих исследований помогли сформировать единый взгляд на место и роль дактильной речи в учебном процессе на всех годах обучения. В одной из своих работ С. А. Зыков пишет, что дактильная речь отвечает задаче формирования речевого общения глухих школьников и открывает пути к более естественному обучению языку (Зыков,1961). В советской сурдопедагогике дактильная речь является исходным средством в процессе формирования словесной речи на первоначальном этапе обучения глухих детей дошкольного и младшего школьного возраста и вспомогательным средством на последующих этапах обучения в школе. Применение дактильной речи на первоначальном этапе обучения глухих способствует усвоению устной и письменной речи и стимулирует их общее развитие. Для того чтобы в общении с глухими во время учебных занятий и в быту гарантировать полную и точную передачу речевой информации, необходимо умелое и педагогически оправданное пользование дактильной речью.

На современном этапе использование дактилологии не потеряло своей значимости. В настоящее время создаются новые дактильные азбуки, которые применяются в системе коммуникативных средств лиц с нарушениями слуха во всем мире, что доказывает жизненность этой формы словесной речи.

Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой

История создания французского дактильного алфавита

В XVIII веке дактильный алфавит проник во Францию. Французский дактильный алфавит формировался на основе испанского. В его создании принимали участие учителя глухих Я. Р. Перейра (1715—1780) и Ш. М. Делепе (1712—1789). Во Франции учитель Я. Р. Перейра успешно обучал отдельных глухих учени¬ков словесной речи. Обучением глухих детей он занялся в свя¬зи с тем, что у него была глухая сестра. В дальнейшем Я. Р. Пе¬рейра стал профессиональным учителем глухих.

Известно, что, обучая устной речи, он широко пользовался дактильной речью и придавал большое значение чтению. Я. Р. Перейра добился при этом хороших результатов, о чем свидетельствует тот факт, что его достижения в обучении глу¬хих обсуждались на собрании Парижской Академии наук, а также на страницах французской печати того времени. Сам Я. Р. Перейра, к сожалению, не обобщил своего опыта и не ос¬тавил после себя сурдопедагогических работ.

Ш. М. Делепе — французский сурдопедагог, по образованию юрист, посвятивший свою жизнь обучению и воспитанию глухонемых. В 1753 году успешные занятия с глухими девочками натолкнули аббата Ш. М. Делепе на мысль открыть училище и вести занятия с небольшими группами глухих детей. Ш. М. Делепе обучал глухих бесплатно в собственном доме, занимаясь два раза в неделю. Самых бедных из них он даже обеспечивал средствами к существованию. Количество учащихся доходило до 75 человек. В 1770 году училище Ш. М. Делепе получило статус Парижского национального института. Ш. М. Делепе может быть по праву назван организатором первого во Франции учреждения для обучения и воспитания глухих и создателем системы «мимический метод». Жестовая речь служила исходным моментом на протяжении всего периода обучения языку и другим общеобразовательным предметам. Ш. М. Делепе считал, что язык жестов необходимо допол¬нить знаками, которые восполняли бы жестовую речь общими лексическими понятиями и грамматическими правилами из об¬ласти морфологии и синтаксиса. Он называл их «методическими знаками» и пытался с их помощью осуществить перевод словесных текстов на язык жестов и обратно.

Характерным для Ш. М. Делепе было отрицательное отношение к дактильной форме речи. Он был против ее использования в системе «мимический метод». По его мнению, учителя, использующие дактилологическую азбуку, могут научить глухих бегло говорить, но не могут научить понимать значение слов. Методические же знаки раскрывают связи слов в предложении, выражают значение употребляемых в словесной речи грамматических категорий. Ш. М. Делепе использовал дактильную речь преимущественно для обозначения имен собственных и различных терминов. Она применялась им и тогда, когда для слова или его части не было жестового знака. Его ученик и преемник Р. А. Сикар (1742-1822), возглавивший в 1790 г. Парижский институт глухонемых, развил мимический метод и использовал дактильную речь в качестве вспомогательного средства при переводе с жестовой речи на словесную и обратно.

Из Франции испанский и французский дактильные алфавиты распространились в другие страны Европы и в Америку.
Литература: 1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой.

Развитие дактилологии в Англии: двуручный английский пальцевый алфавит и ладонный алфавит Д. Дальгарно

Великобритания в создании дактильного алфавита шла своим путем. Английский ручной алфавит основан на использовании движений пальцев обеих рук. Каждая из букв алфавита изображается двумя руками одновременно. Профессор геометрии в Оксфорде Джон Валлис (1616-1703) занимался обучением глухонемых. Его труды содержат обоснование по обучению глухонемых устной речи. Основой обучения он считал письменное слово при широком использовании жестов и пальцевой азбуки. Он явился создателем двуручного английского пальцевого алфавита, который получил распространение также в Австралии и в других странах.

Ладонный алфавит был создан в Англии Д. Дальгарно (1626-1686). В нем все буквы алфавита распределены по частям пальцев и ладони, и разговор производится путем нажима одним или сразу несколькими пальцами одной руки на соответствующие места суставов и ладони другой. Буквы наносились на специальные перчатки, которые выдавались людям с поражением слуха. Литература:
1. Сутырина М.П., Огурцова Н.А. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017 г. – 120 с.

Материалы подготовлены Н.А. Огурцовой.

Использование дактилологии в профессиональной подготовке студентов с нарушениями слуха

www.nisor.ru

Консультация на тему: Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку.

Значение дактильной формы речи как вспомогательного средства в обучении глухих детей языку

     Проблема дактильной речи стала предметом специального исследования в 50-60-е гг., когда формируется новая концепция обучения глухих детей языку. Суть нового подхода – идея о необходимости предоставить ребенку возможность практического овладения словесной речью в процессе общения. Каким образом с самого начала можно организовать изучение детьми языка в его коммуникативной функции, в тесной связи с различными видами деятельности ребенка и потребностями в общении, возникающими у него в игре, на прогулке и т.д.? ведь устная речь глухих формируется медленно, и дети далеко не сразу смогут свободно вести устные беседы. Вот тут-то и должна прийти на помощь дактильная речь.

     Дактильная речь – единственное средство, обеспечивающее именно на ранних этапах формирование у глухого малыша словесной речи не только на специальных занятиях, но и в общении. Применение дактильной речи, как более легкого (по сравнению с устной) для глухих детей вида словесной речи, позволяет им за сравнительно короткий срок накопить значительный объем слов и фраз, овладеть звуко-буквенным составом слов и, следовательно, аналитическим чтением.

     Исходным средством является письменная речь: готовые таблички с написанными словами. Предлагая детям новый предмет, педагог сначала произносит слово – название вещи, т.е. устная речь предваряет все последующие коммуникативные акты. Устной речью взрослого сопровождается и предъявление детям карточки со словом. Однако устная речь на этом этапе очень трудна для детей, им гораздо легче постигать номинативную и сигнальную функцию слова, выступающего как некоторая глобально воспринимаемая графическая структура. Именно в этом смысле письменная речь является исходной. Затем педагог начинает пользоваться дактильной речью (дактильная речь всегда сопровождается устной). Дети учатся соотносить дактилемы с буквами на табличках, постепенно овладевают приемами дактилирования. На следующем этапе педагог все чаще говорит устно-дактильно. Дети воспринимают речевой материал с руки и читают с губ (насколько могут), учатся самостоятельно строить дактильные слова и фразы. При этом они пользуются устной речью в той мере, в какой уже владеют произносительными навыками. Ведь с самого начала с ними проводится систематическая работа по формированию устной речи. И наконец педагог обращается к детям только устно. Дети также постепенно переходят от устно-дактильной к устной речи, и она занимает все более прочные позиции в саостоятельной коммуникативной деятельности дошкольников. Таким образом, дактильная речь является опорой в работе над словесной речью, выступает в то же время в качестве вспомогательного средства, привлекаемого в целях наиболее эффективного обучения устной и письменной речи.

     Как вспомогательное средство используется диктилология и в системе обучения и воспитания, принятой дошкольными учреждениями для детей с недостатками слуха в настоящее время. Эта система разработана Л.П.Носковой (1982), когда открылись принципиально новые возможности формирования речи глухих детей, с которыми интенсивная работа по развитию остаточного слуха с применением звукоусиливающей аппаратуры начинается с первых дней их пребывания в детском саду. В этих условиях на первом году обучения детей трехлетнего возраста в качестве исходной и ведущей используется устная речь, формируемая на базе развития остаточного слуха. Педагог обращается к ребенку устно – от малыша ожидается глобальное (зрительное или слухо-зрительное) восприятие устной речи. В качестве вспомогательного средства применяется письменная форма речи (глобальное чтение написанных печатным шрифтом слов). Экспрессивная речь глухого малыша в этот период – это весьма приближенное произнесение (голосовая реакция, отдельные гласные или слоги, воспроизведение контура слова и т.д.) и выбор нужной таблички. Потом детей начинают обучать аналитическому чтению и складыванию слов из разрезной азбуки, т.е.  они начинают овладевать грамотой. Дактильная речь пока не используется. Только со второго года обучения (не ранее четырехлетнего возраста) к процессу формирования речи детей подклычается дактилология. Выступая в роли «вспомогательного средства», дактилология обеспечивает точность передачи структуры слова, аналитизм в восприятии речевых единиц и т.д. «Минус» дактильной речи в том, что в начальный период обучения языку дактилирование может отрицательно влиять на усвоение навыка слитного воспроизведения слова.

nsportal.ru