Децентрация это в педагогике: Децентрация это

децентрация | это… Что такое децентрация?

ТолкованиеПеревод

децентрация

(от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum —средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное (см. интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д.

лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного (см. коммуникация) взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

децентрация

— механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж.

Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (см. интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может существенно изменяться с возрастом, возрастая от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости. Она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: в профессиональном взаимодействии она обычно реализуется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Существенное снижение способности к децентрации может служить признаком развивающейся невротизации, тогда как исходно недостаточное ее развитие — важный фактор в генезисе некоих заболеваний психических, в частности шизофрении.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

децентрация

   ДЕЦЕНТРАЦИЯ (с. 191) — один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения другого человека.

   Децентрация — одно из ключевых понятий теории Ж.Пиаже, в которой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет возможных точек зрения (познавательных перспектив) других людей. Источник децентрации — непосредственное или интериоризированное (см.

Интериоризация — интериоризация) общение с другими людьми, в ходе которого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собственную познавательную позицию. В работах Пиаже и его последователей децентрация рассматривается главным образом как один из факторов социализации детского мышления. В дальнейшем была показана связь децентрации с успешностью принятия роли другого человека (Д.Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф.Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия.

   Уровень развития децентрации существенно изменяется на различных возрастных стадиях: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к децентрации варьирует также в различных видах деятельности: в профессиональном взаимодействии децентрация обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях.

   Способность к децентрации наиболее эффективно формируется при соответствующем воспитательном воздействии. Недостаточное развитие этой способности может играть провоцирующую роль в возникновении некоторых психических заболеваний.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Децентрация

Термин обозначает возрастающую способность ребенка рассматривать события из перспективы других людей, а не только из собственной перспективы (см. Эгоцентризм). Так, пятилетний мальчик, имеющий сестру, может ответить, что у него есть сестра, но когда его спросят, есть ли у сестры брат, он ответит отрицательно. Ребенок более старшего возраста, способный поставить себя на место сестры, ответит утвердительно. Термин имеет альтернативное применение в теории Пиаже, где он обозначает способность ребенка отходить от сосредоточенности на перцептуальных свойствах стимула в тестах прищипа сохраиения. Ребенок, способный к децснтрации, редко заблуждается насчет одинакового объема воды, налитой в два сосуда различной формы, и основывает свой ответ на более или менее логичных доводах.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

  • дефектология
  • деяние

Полезное


что такое в Российской педагогической энциклопедии

один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. человека. Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. перспектив) др, людей. Источник Д. — непосредственное или интериоризировашюе (см. Интериоризация) общение с др. людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых представлений, побуждающее личность изменить собств. познават. позицию. В работах Пиаже и его последователей Д. рассматривается гл.

обр. как один из факторов социализации дет. мышления. В дальнейшем была показана связь Д. с успешностью принятия роли другого человека (Д. Флейвелл), уровнем развития эмоционального взаимопонимания (Ф. Дойч), эффективностью межличностного взаимодействия. Уровень развития Д. существенно изменяется на разл. возрастных стадия-х: повышается от детского к зрелому возрасту и снижается к старости. Способность к Д. варьирует также в разл. видах деятельности: в проф. взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Способность к Д. наиб. эффективно формируется при соответств. воспитат. воздействии. Недостаточное развитие этой способности может играть провоцирующую роль в возникновении нек-рых психич. заболеваний. Лит.: Пиаже Ж., Избр. психол. труды, пер. с франц., [М., 1969].

Смотреть больше слов в «Российской педагогической энциклопедии»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ →← ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Смотреть что такое ДЕЦЕНТРАЦИЯ в других словарях:

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Франц. DECENTRATION. Одно из основных понятий постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма. Децентрация, по мнению Ж. Дерриды, является необходимым условием критики традиционного западноевропейского образа мышления с его «логоцентрической традицией». Как отмечает Г. Косиков, свою основную задачу французский ученый видит в том, «чтобы оспорить непререкаемость одного из основополагающих принципов европейского культурного сознания — принципа «центрации», пронизывающего «буквально все сферы умственной деятельности европейского человека: в философии и психологии он приводит к рациоцентризму, утверждающему примат дискурсивно-логического сознания над всеми прочими его формами, в культурологии — к европоцентризму, превращающему европейскую социальную практику и тип мышления в критерий для «суда» над всеми прочими формами культуры, в истории — к презенто- или футуроцентризму, исходящему из того, что историческое настоящее (или будущее) всегда «лучше», «прогрессивнее» прошлого, роль которого сводится к «подготовке» более просвещенных эпох и т. д. Вариантом философии «центрации» является субстанциалистский редукционизм, постулирующий наличие некоей неподвижной исходной сущности, нуждающейся лишь в воплощении в том или ином материале; в философии это представление о субъекте как своеобразном центре смысловой иррадиации, «опредмечивающемся» в объекте; в лингвистике — идея первичности означаемого, закрепляемого при помощи означающего, или первичности денотации по отношению к коннотации; в литературоведении — это концепция «содержания», предшествующего своей «выразительной форме», или концепция неповторимой ав- горской «личности», «души», материальным инобытием которой является произведение; это, наконец… позитивистская каузально-генетическая «мифологема» (Косиков:1989, с. 35-36). Критика всех этих «центризмов», подчеркивает Н. Автономова, «стягивается у Дерриды в понятие «логоцентризма» как их наиболее теоретически обобщенную форму» (Автономова:1977, с. 168). В литературоведении проблема децентрации в основном получила свою разработку в двух аспектах: «децентрированного субъекта» и «децентрированного дискурса». Так, согласно точке зрения одного из ведущих теоретиков постструктурализма и постмодернизма американского критика Ф. Джеймсона, пародия в «эпоху позднего капитализма», «лишенного всяких стилистических норм», вырождается в пастиш, причем ее появление связывается Джеймсоном с процессом «децентрирования дискурса», т. е. исчезновения из него единого смыслового центра и одновременно «индивидуального субъекта в постиндустриальном обществе»; «исчезновение субъекта вместе с формальными последствиями этого явления — возрастающей недоступностью индивидуального стиля — порождает сегодня почти всеобщую практику того, что может быть названо пастишью» (Jameson:l984, с. 64). Другой теоретик, голландский исследователь Д. В. Фоккема, связывает появление постмодернизма с формированием особого «взгляда на мир», в котором человек лишен своего центрального места. Для него постмодернизм — это «продукт долгого процесса секуляризации и дегуманизации»; если в эпоху Возрождения возникли условия для появления концепции антропологического универсума, то в XIX и XX столетиях под влиянием наук — от биологии до космологии — стало якобы все более затруднительным защищать представление о человеке как о центре космоса: «в конце концов оно оказалось несостоятельным и даже нелепым» (Fokkema:1986, с. 80, 82). Теоретическая «децентрация субъекта» как отражение специфической мировоззренческой установки сказалась на главном объекте литературы — человеке, поскольку последовательное применение основанных на идее децентрации постмодернистских принципов его изображения на практике привело сначала к девальвации, а затем и к полной деструкции личности персонажа как психологически и социально детерминированного характера. Свой вклад в разработку идеи децентрации субъекта внес, разумеется, и Фуко. Наиболее эксплицитно этот вопрос был им поставлен в «Археологии знания» (1969), где автор с самого начала заявляет, что общей для современных гуманитарных наук (психоанализа, лингвистики и антропологии) предпосылкой стало введение «прерывности» в качестве «методологического принципа» в практику своего исследования, т. е. эти дисциплины «децентрировали» субъект по отношению к «законам его желания» (в психоанализе), языковым формам (в лингвистике) и правилам поведения и мифов (а антропологии). Для Фуко все они продемонстрировали, что человек не способен объяснить ни свою сексуальность, ни бессознательное, ни управляющие им системы языка, ни те мыслительные схемы, на которые он бессознательные ориентируется. Иными словами, Фуко отвергает традиционную модель, согласно которой каждое явление имеет причину своего порождения. Точно таким же образом и постулируемая Фуко «археология знания» децентрирует человека по отношению к непризнаваемым и несознаваемым закономерностям и «прерывностям» его жизни: она показывает, что человек не способен дать себе отчет в том, что формирует и изменяет его дискурс, — т. е. осознанно воспринять «оперативные правила эпистемы». Как все связанные с ней во временном плане дисциплины, «археология» преследует ту же цель — «вытеснить», упразднить представление о самой возможности подобной «критической осознаваемости» как «принципе обоснования и основы всех наук о человеке» (Leitch:1983, с. 153). Общеструктуралистская проблема децентрации субъекта, решаемая обычно как отрицание автономности его сознания, конкретизировалась у Фуко в виде подхода к человеку (к его сознанию) как к «дискурсивной функции». В своей знаменитой статье 1969 г. (расширенной потом в 1972 г.) «Что такое автор?» (Foucault:1969) Фуко выступил с самой решительной критикой понятия «автора» как сознательного и суверенного творца собственного произведения: «автор не является бездонным источником смыслов, которые заполняют произведения; автор не предшествует своим произведениям, он — всего лишь определенный функциональный принцип, посредством которого в нашей культуре осуществляется процесс ограничения, исключения и выбора; короче говоря, посредством которого мешают свободной циркуляции, свободной манипуляции, свободной композиции, декомпозиции и рекомпозиции художественного вымысла. На самом деле, если мы привыкли представлять автора как гения, как вечный источник новаторства, всегда полного новыми замыслами, то это потому, что в действительности мы заставляем его функционировать как раз противоположным образом. Можно сказать, что автор — это идеоло- гическии продукт, поскольку мы представляем его как нечто, совершенно противоположное его исторически реальной функции… Автор — идеологическая фигура, с помощью которой маркируется способ распространения смысла» (Textual strategies:1980, с. 159). Собственно, эта статья Фуко, как и вышедшая годом раньше статья Р. Барта «Смерть автора» (русский перевод: Барт: 1989), подытожившие определенный этап развития структуралистских представлений, знаменовали собой формирование уже специфически постструктуралистской концепции теоретической «смерти человека», ставшей одним из основных постулатов «новой доктрины». Если эти две статьи — в основном сугубо литературоведческий вариант постструктуралистского понимания человека, то философская проработка этой темы была к тому времени уже завершена Фуко в его «Словах и вещах» (1966), заканчивающихся знаменательным пассажем: «Взяв сравнительно короткий хронологический отрезок и узкий географический горизонт — европейскую культуру с XVI в. , можно сказать с уверенностью, что человек — это изобретение недавнее… Среди всех перемен, влиявших на знание вещей, на знание их порядка, тождеств, различий, признаков, равенств, слов, среди всех эпизодов глубинной истории Тождественного, лишь один период, который начался полтора века назад и, быть может, уже скоро закончится, явил образ человека. И это не было избавлением от давнего неспокойства, переходом от тысячелетий заботы к ослепительной ясности сознания, подступом к объективности того, что так долго было достоянием веры или философии, — это просто было следствием изменений основных установок знания… Если эти установки исчезнут так же, как они возникли, если какое-нибудь событие (возможность которого мы можем лишь предвидеть, не зная пока ни его формы, ни облика) разрушит их, как разрушилась на исходе XVII в. почва классического мышления, тогда — в этом можно поручиться — человек изгладится, как лицо, нарисованное на прибрежном песке» (Фуко;1977, с. 398). (Дано в переводе Н. Автономовой — И. И.).<br>… смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

от лат. de- — приставка, означающая удаление, отмену, и centrum — центр круга, средоточие) — один из фундаментальных механизмов психики, к-рый позволяет человеку иначе посмотреть на ситуацию или систему определенных отношений. В генетической эпистемологии Ж. Пиаже термин Д. определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает преобразование смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет позиций других людей и, следовательно, возможных т. зр. или познавательных перспектив. Д. представляет собой главный механизм преодоления эгоцентризма. Его осн. функция заключается в координации когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур взаимодействующих и общающихся людей. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризированное О. человека с другими людьми, в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых т. зр., позиций, намерений и т. п., побуждающее к преобразованию смыслов образов, представлений, понятий и суждений в собственной познавательной деятельности. Д. связана с развитием воображения, поскольку умение оперировать образами представлений позволяет провести их перегруппировку и изменить перспективу восприятия системы тех или иных отношений. На основе Д. развивается важная для межличностного понимания способность человека представить себя на месте другого. Благодаря механизму Д. становятся возможными социально-психол. рефлексия, опр. формы эмпатии и преодоление ошибок каузальной атрибуции в процессе восприятия и понимания человека человеком. Способность субъекта к Д. развивается по мере приобретения опыта социального взаимодействия и развития мышления. Ж. Пиаже связывал развитие Д. с развитием мыслительных операций обратимости. Показателями Д. личности в процессе социальной перцепции являются величина и адекватность понимания представлений, намерений, позиций, мнений, оценок, отношений, переживаний и т. п., имеющихся у тех, чья позиция субъекта интересует. В онтогенезе уровень развития Д. повышается от детского возраста к зрелости и может снижаться по мере приближения старости. У подростков, в зависимости от значимости для них ситуации взаимодействия и собственного состояния, наблюдается то сильно выраженный эгоцентризм, то хорошая способность к Д. и вместе с ней к учету мнений и т. зр. др. людей. Способность к Д. необходима людям, чья работа связана с О. с др. людьми, а ее результаты бывают успешнее в условиях профессионального взаимодействия и О. нежели в семейно-бытовой сфере. В работах В. А. Недоспасовой, (1972) показано, что первоначальным этапом развития Д. у детей, позволяющим преодолеть эгоцентризм мышления, может являться механизм последовательных центраций, к-рый развивается в условиях специального обучения. У взрослых механизм Д. и способность представить себя на месте другого может побуждаться или блокироваться разными обстоятельствами О. и отношений. В условиях конфликта у большинства людей вместо активизации Д. усиливается эгоцентризм вместе с нежеланием понимать и принимать в расчет специфику отношений и мнения противоположной стороны. Д. зависит от типа взаимодействия. В кооперативном взаимодействии она проявляется слабее, чем в конкурентном взаимодействии. Существенное снижение способности к Д. может служить признаком развивающейся невротизации личности, а ее исходное недостаточное развитие важный фактор в генезисе нек-рых психич. заболеваний, что было показано Г. Шредером на примере О. больных шизофренией. В юношеском возрасте механизм Д. развивается благодаря тренингам, направленным на развитие социально-психол. компетентности и тренингам личностного роста. Лит.: Недоспасова В. А. Развитие рассуждений у детей дошкольного возраста. Сообщение IV. Влияние условной динамической позиции на решение задач с различным содержанием отношений // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1972. № 1; Пашукова Т. И. Децентрация в условиях кооперативного и конкурентного взаимодействия. М., 1985; Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Ж. Пиаже. М., 1967; Schrцder H. Strukturanalyse interpersonдller Fдhigkeiten // Vorwerg M., Schrцder H. Persцnlichkeitspsychologische Grundlagen interpersonalen Verhaltens. Band I. Leipzig, 1980. Т. И. Пашукова … смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

(в психологии развития) [лат. de — от centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. Особое значение Д. придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового возраста Д. осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного интеллекта (к 1,6 — 2 г) происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же объектом; 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и кооперативным действиям; 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из абстрактного реформатора превращается в деятеля. Под руководством Д.Б. Эльконина был проведен цикл исследований Д. в русле экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком; б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую «расшатывает» абсолютность позиции ребенка и создает условия для координации различных позиций; в) выявили условия формирования условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы центраций. При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста условно-динамической позиции — аналога ролевого поведения — приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций. К. Н. Поливанова… смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

(лат. de centrum остриё (циркуля), средоточие) – 1. термин Ж.Пиаже, имеет две модели употребления: 1) переход к стадии развития, когда ребёнок начинает рассматривать окружающие объекты находящимися в реальных отношениях между с собою, а не как ранее, то есть существующие только для него, ребёнка; при этом различаются несколько последовательных периодов децентрации: а) по отношению к действиям, б) к представлениям и в) к познанию; 2) перцептивная или познавательная способность выходить за рамки требований, выдвигаемых физическим стимулом. Например, ребёнок понимает, что объём воды один и тот же, хотя в узком стакане её уровень выше, чем широком; 3. в социальной психологии под децентрацией понимают способность индивида воспринимать действительность объективно, то есть безотносительно к тому, к какой культурной, этнической или социальной группе он принадлежит. Для любого человека децентрация – это сложный и трудный интеллектуальный процесс, не всегда завершающийся окончательно и полностью. Именно поэтому (хотя бы отчасти) существуют такие явления как национализм, расизм, шовинизм, религиозный фундаментализм и т.п.; 4. то же самое можно сказать и о децентрации в науке, особенно социологии. В истории культуры децентрация означает осознание того факта, что окружающий мир не имеет центра, вокруг которого или для которого он существует. Например, человечеству потребовались тысячелетия, прежде чем Н.Коперник (1473-1543) совершил переворот в естествознании, отказавшись от учения о центральном положении Земли во Вселенной. Католическая церковь отменила запрет на публикации его сочинения «Об обращении небесных сфер» (1543) лишь спустя почти столетие. … смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

   — один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функциониру… смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении позиций субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции с позициями, отличными от собственной. Понятие децентрации — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником децентрации выступает непосредственное или интериоризованное (-&gt; интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе коего происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений. Формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека; оно связано с уровнем развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к децентрации может существенно изменяться с возрастом, возрастая от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости. Она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: в профессиональном взаимодействии она обычно реализуется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Существенное снижение способности к децентрации может служить признаком развивающейся невротизации, тогда как исходно недостаточное ее развитие — важный фактор в генезисе некоих заболеваний психических, в частности шизофрении. … смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

(от лат. de – удаление, отмена centrum – средоточие) – механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с др. людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли др. человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости, она также варьируется в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Д. – способность поставить себя на место др. и понять его мотивы, психическое состояние, цели поведения или деятельности, опасения и др. Чем выше способность к Д., тем реже и более мотивированно он идет на конфликты. Лучше всего способность к Д. формируется в детском возрасте: в семье, детском саду, школе…. смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

(от лат. de — приставка, означающая удаление, отмену, centrum —средоточие) — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное (см. интериоризация) общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе к-рого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного (см.коммуникация) взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. … смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

[лат. de — приставка, означающая отделение, отмену centrum — средоточие] — механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной. Понятие Д. — одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, используемое для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности. Источником Д. выступает непосредственное или интериоризованное общение с другими людьми (внутренний диалог), в ходе которого происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Формирование навыков Д. лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека, оно связано с уровнями развития когнитивной эмпатии, определяет эффективность коммуникативного взаимодействия. Способность субъекта к Д. может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии Д. обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Е.Н. Емельянов… смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

Термин, используемый в основном в теории когнитивного развития Пиаже и имеющий две различные, но связанные модели употребления. 1. Переход ребенка из ранней стадии, когда вещи рассматриваются как «центрированные» на теле и действиях ребенка (см. эгоцентризм), к более высокой стадии, когда окружающая среда воспринимается в децент-Рированной форме и тело и действия ребенка понимаются в их объективных связях с другими объектами и событиями. Принято выделять несколько периодов децентрации: по отношению к действиям, к представлениям и к познанию. 2. Перцептивная или познавательная способность выходить за рамки тре-оований, выдвигаемых физическим стимулом. Например, сохранение объема появляется, когда ребенок способен разрушить «центрацию» на высоте уровня жидкости в сосуде и принимать во внимание другие аспекты ситуации ширина сосуда, тот факт, что никто не добавлял или не убавлял жидкость, которые обеспечивают компенсацию и уравновешивание искажений, вызы-аемых более примитивным «центрированным» процессом…. смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

– преодоление эгоцентризма, развитие понимания существования интересов других людей, отличных от своих интересов, и необходимости координации своих и чужих интересов, способность рассматривать ситуацию с другой точки зрения, со стороны. Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла потанцевать… Да мало ль я чего хочу! Но мама спит – и я молчу. (Е. Благинина, Посидим в тишине) Ср.: Привыкнув считать себя центром мироздания, она вдруг принуждена была признать некую силу, увлекавшую ее за пределы ее орбиты; она попробовала возмутиться, но не в силах была изгнать из своего сердца пленительный образ юноши (О.

Бальзак, Загородный бал). Ср. эгоцентризм, эмпатия…. смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования ее моральной зрелости и совершенствования навыков общения; функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. людей. Ключевое понятие в теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений ребенка с учетом возможных точек зрения др. людей. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления…. смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

ж.(1. по Ж. Пиаже — переход ребенка к более высокой стадии развития, когда окружающая среда воспринимается в децентрированной форме и тело и действия п… смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

(от лат. de – удаление, centrum – средоточие, центр) – механизм преололения эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субьекта путем их столкновения, сопоставления и интеграции с другими позициями, мнениями. … смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

(психол.) механизм преодоления эгоцентризма, в основе которого лежит способность субъекта к принятию роли или взглядов другого человека. Играет значительную роль в развитии самостоятельного творческого мышления…. смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

умение учителя ставить себя на место ученика, видеть все происходящее не только своими глазами, непредвзято воспринимать его маленькие и большие проблемы, понимать порождающие их причины (Бодалев А.А.) … смотреть

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

ДЕЦЕНТРАЦИЯ — см. Женевская школа генетической психологии, Центрация.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

техн. децентра́ція

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

偏心距

ДЕЦЕНТРАЦИЯ

орталықсыздану

ДЕЦЕНТРАЦИЯ (ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ) УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

передача центром части функций по управлению системой образования органам регионального, муниципального и местного самоуправления.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

(лат. – удаление от центра) – разрушение сложившейся системы ценностей, отношений и собственной позиции на новую под влиянием каких-либо внешних условий. В основе децентрации личности лежит гибкость человеческой психика, способность к восприятию другой точки зрения. Это также механизм преодоления эгоцентризма, переключения внимания со своей персоны на заботу о других, более нуждающихся. Огромное влияние на децентрацию оказывают духовно-нравственное воспитание, смена мировоззренческих позиций, изменение условий жизни. Децентрация личности – средство формирования моральной зрелости и совершенствования…. смотреть

Как децентрализованная система образования держит высокомерие под контролем

Эта статья взята из LiberatED, еженедельного информационного бюллетеня по электронной почте, в котором старший научный сотрудник FEE по образованию Керри Макдональд сообщает вам новости и аналитические материалы по текущим темам образования. Нажмите здесь, чтобы зарегистрироваться.

В то время как последние два года во многих отношениях характеризовались подходами к политике сверху вниз и большей централизацией власти, были также положительные признаки децентрализации и решений снизу вверх.

Это особенно верно в отношении образования, поскольку родители ищут новые возможности обучения для своих детей, а педагоги-предприниматели создают множество новых моделей.

Экосистема децентрализованного образования характеризуется разнообразием вариантов. Вместо того, чтобы родители были вынуждены отправлять своего ребенка в назначенную районную школу со стандартизированным учебным планом, теперь у них есть все больше возможностей получить доступ к чартерной школе, недорогой частной школе или микрошколе, учебному блоку, центру домашнего обучения или кооперативу, или виртуальная обучающая платформа.

Чем надежнее рынок образования, тем больше возможностей выбора будет у родителей. Чем больше вариантов доступно, тем больше вероятность того, что родители найдут среду обучения для своих детей, которая отражает их предпочтения и потребности.

Недавно я посетил несколько конференций, на которых подчеркивал преимущества масштабной децентрализации образования, а также инновации и разнообразие, которые она порождает.

Некоторые участники конференции сопротивлялись, опасаясь, что такой «дикий запад» в выборе образования приведет к общему хаосу, включая некачественные варианты обучения и отсутствие хорошей педагогики.

Мой очевидный дополнительный вопрос был: кто решает? Кто решает, что такое «качественный» вариант обучения или что такое «хорошая педагогика»?

Критики ответят, что они или те, кому они доверяют, знают, что такое «качество» и «хорошо» с точки зрения возможностей получения образования.

Они могут считать, что они правы, точно так же, как другие критики, имеющие другой взгляд на образование, могут верить в свою правоту. Например, я могу считать, что самостоятельное образование или анскулинг — лучший вариант образования, и пытаться убедить вас в его качестве и полезности, в то время как сторонники вальдорфского образования, или Монтессори, или классического, или религиозного образования, или подготовка к колледжу будет столь же настойчиво пытаться убедить вас в том, что предпочитаемый ими образовательный подход является лучшим.

Не существует «лучшего» выбора для обучения, как не может быть «лучшего» выбора еды. Некоторые из нас считают мексиканскую кухню лучшей, а другие считают ее итальянской. Вы можете сказать, что кофе Starbucks лучший, а я знаю, что это Dunkin’ Donuts. На динамичном рынке выбора не существует «лучшего» выбора — есть только то, что мы считаем лучшим для нас, основываясь на наших индивидуальных предпочтениях.

Мы можем попытаться убедить других с помощью рассуждений и аргументов придерживаться нашего образа мыслей. Мы могли бы объяснить, почему мы считаем капусту полезной или почему мы считаем, что обучение на основе проектов — это хорошо. Но выбор всегда должен быть за человеком.

Потребитель, который в сфере образования является родителем, должен решить, что лучше для его ребенка, в соответствии с его предпочтениями. Именно родитель в конечном итоге решает, что является «качественным», а что «хорошим».

Вот почему децентрализация так важна, особенно в образовании. Это устраняет образовательную гордыню. Центральные планировщики или «эксперты» в области образования больше не могут определять, что хорошо и правильно для чужих детей. Родители решают, что хорошо и правильно для их детей, выбирая из разнообразного рынка вариантов образования.

Нобелевский лауреат по экономике Фридрих Хайек назвал высокомерие центральных планировщиков или идею о том, что «человек способен формировать мир вокруг себя в соответствии со своими желаниями», как «фатальное тщеславие». Вместо этого он выступал за децентрализацию. Он утверждал, что вместо того, чтобы создавать хаос, децентрализация фактически увеличит порядок. В своей книге The Fatal Conceet Хайек пишет:

«Наивному уму, который может представлять себе порядок только как продукт преднамеренной организации, может показаться абсурдным, что в сложных условиях порядок и адаптация к неизвестному могут быть более эффективно достигнуты путем децентрализации решений и что разделение власти будет фактически расширяют возможности общего порядка. Тем не менее, эта децентрализация на самом деле приводит к тому, что во внимание принимается больше информации».

Говоря более кратко, Хайек говорит: «Любопытная задача экономики состоит в том, чтобы продемонстрировать людям, как мало они на самом деле знают о том, что, по их воображению, они могут создать».

Мы все демонстрируем высокомерие. Мы все думаем, что предпочитаемый нами образовательный подход является лучшим, что наши определения «качественных» вариантов обучения и «хорошей педагогики» являются правильными, верными.

Децентрализованная рыночная система сдерживает нашу гордыню. Это заставляет нас попытаться склонить наших потенциальных клиентов к нашему образу мышления, избегая при этом навязывания своей воли другим. Он основан на добровольном обмене, а не на принуждении.

На полностью децентрализованном рынке образования гарантированно найдутся варианты образования, которые вы или я сочтете «низкокачественными» и основанными на «плохой педагогике». Если достаточное количество родителей согласится с тем, что тот или иной вариант образования не соответствует требованиям, эта организация разорится. Потребительские предпочтения, а не центральные планировщики или «эксперты», будут решать, какие образовательные организации преуспеют, а какие потерпят неудачу, какие из них будут хорошими, а какие плохими.

Понравилась эта история? Нажмите здесь, чтобы подписаться на информационный бюллетень LiberatED и еженедельно получать новости и аналитические материалы по образованию от старшего научного сотрудника по вопросам образования Керри Макдональд.

Эта страница в значительной степени зависит от JavaScript.

Пожалуйста, включите JavaScript и перезагрузите страницу, чтобы воспользоваться нашими современными функциями.

Чего могут добиться децентрализованные организации в сфере образования?

Автор:   Врити Сараф и доктор Майк Пек

Слишком долго школьное обучение практически не менялось. Наши системы образования были созданы до того, как сформировался наш цифровой мир, в индустриальную эпоху. Новые открытия в области теории обучения, эмоционального и нравственного развития, технологий, социализации и педагогики не нашли отражения в большинстве учебных заведений. Несмотря на технологический и педагогический прогресс, наши школы, преподаватели и учащиеся остаются запертыми в устаревших моделях обучения и узких формах оценивания.

В современном мире учиться можно где угодно и когда угодно.

Эволюция Интернета позволила людям получать независимый доступ к контенту, находить возможности для продвижения в профессиональной и академической карьере и общаться на глобальном уровне. Те, кто научился быть автономным, устойчивым, социальным и критически мыслить, смогли создать для себя беспрецедентные возможности. Но по мере того, как учащиеся развиваются, система образования, похоже, застревает.

Образование строится вокруг систем и стандартов, а не отдельных лиц.

На протяжении веков политические требования, несовершенные модели финансирования и плохая подготовка учителей с использованием стандартизированных учебных программ не позволяли школам сосредоточиться на учениках. Несоответствие стимулов и приоритетов между родителями, учениками, учителями, администраторами и политиками создало систему образования, ориентированную на аттестацию, а не на обучение.

Деньги распределяются неравномерно по школам и внутри школ.

Упрощенное изображение того, как работают модели финансирования школ.

В Соединенных Штатах государственное финансирование требует стандартизации. На самом верху государственные школы получают средства в основном за счет местных налогов, а это означает, что между районами с самого начала существует неравенство в финансировании. Решения о том, куда пойдет финансирование, часто принимаются для максимизации оптовых сделок на учебники и оборудование, которые соответствуют местным, государственным и федеральным правилам, что означает, что большинство школ в конечном итоге стандартизируют для повышения эффективности. Школы не могут принимать решения о том, куда уходит большая часть их денег.

Нам нужно найти более эффективные способы согласования стимулов в образовании, чтобы уменьшить конкурирующие приоритеты.

Демократизация обучающихся организаций

Хотя у нас нет ответов на все вопросы, мы видим огромный потенциал в формирующейся (но не совсем новой) организационной модели, которая может предоставить лучшие решения для существующих сегодня систем. ДАО.

Децентрализованная автономная организация (DAO) организована как плоская структура, члены которой имеют демократическое право голоса. Он направлен на уменьшение бюрократии и повышение ответственности членов, как и кооператив.

DAO работают через смарт-контракты, поэтому транзакции и правила кодируются в блокчейне. Что это значит? Действие с точными правилами позволяет реагировать без необходимости в центральном управляющем органе или посреднике. Эта автоматизация превращает организацию из коррумпированной или надежды на то, что она «не будет злой», в ненадежную или «не может быть злой».

DAO согласовывают поощрения для своих членов. Чем успешнее DAO достигает своих целей, тем больше пользы получают ее члены. И когда каждый член извлекает выгоду из успеха организации, у них появляется стимул вносить более существенный вклад и на благо всего общества.

Как акции компаний и распределение голосов работают в корпорациях по сравнению с DAO

Теперь представьте, если бы мы применили эту концепцию к школе, профсоюзу или даже больнице.

Если бы школа или университет стали DAO, преподаватели и студенты были бы заинтересованы в самой школе. Они смогут голосовать за важные решения, такие как учебная программа, оценки и распределение бюджета. Избирателям нужно будет в равной степени думать об успехе школы и о счастье ее избирателей, чтобы продолжать свою деятельность. Если бы избиратели взвешивали что-либо непропорционально (т. е. если ученики выбирали «упрощенную учебную программу» или не выбирали), результаты школы естественным образом колебались бы и приводили к краху учебного заведения. Школа также должна будет постоянно повторяться и развиваться, чтобы продолжать привлекать больше членов DAO. А поскольку системы управления DAO прозрачны и общедоступны в блокчейне, их будет трудно подкупить или несправедливо потратить финансирование. Представьте себе, если бы студент мог иметь право голоса при определении того, куда распределяются его средства на обучение!

«Представьте, если бы студент мог иметь право голоса при определении того, куда распределяются его средства на обучение!»

DAO также могут решить проблему недооценки учителей. Когда мы думаем о плохой подготовке учителей, выгорании учителей, низкой заработной плате и нехватке учителей, все они указывают на то, что наши школы и сообщества недооценивают роль учителя. Исследования показывают, что качество вашего воспитателя в детском саду может определить, сколько вы заработаете после окончания колледжа. И тем не менее, наши учителя (которые составляют вторую по величине группу занятости в США) лишены должного профессионального развития и должны брать на себя роли, к которым они не готовы, включая социального работника, полупрофессионала, администратора, артиста и охранника. . Это все равно, что просить врача быть хирургом, медсестрой, охранником и администратором. Мы видим влияние повышенных требований к классным руководителям, поскольку многие великие педагоги покидают профессию. Привлекая педагогов к процессам принятия решений, защита их профессии будет проще, прозрачнее и эффективнее.

DAO могут также децентрализовать само учебное заведение. Представьте, если бы профессора Массачусетского технологического института, Стэнфорда и Индийского технологического института собрались вместе, чтобы создать набор контента, который студенты могли бы использовать из любой точки мира. Студенты получат цифровые учетные данные, которые хранятся в их собственном кошельке, и токен членства, который может приносить прибыль каждый раз, когда эти курсы посещает больше студентов. Все будут заинтересованы в обеспечении высокого качества контента и доступности на глобальном уровне.

Хотя с сертифицированными школами DAO еще не проводились эксперименты, DAO в настоящее время набирают обороты в виде децентрализованных учебных сообществ и социальных клубов, поскольку обучение все чаще происходит за пределами школьной системы.

Новые модели для жизни, заработка и обучения

Городской DAO — первый DAO, который совместно покупает землю. Его миссия состоит в том, чтобы построить управляемый сообществом криптографический город будущего. Такие вещи, как разрешения, бюджеты, законы, акты и записи, они представляют прозрачными, эффективными и свободными от бюрократии. Члены в основном вносят свой вклад в миссию DAO, используя вознаграждения или микрозадачи, которые автоматически оплачиваются через контракты с блокчейном. Они также работают над совершенно новой моделью школьного образования в своем городе, децентрализованной и самоорганизующейся.

Dream DAO — это первая DAO для старшеклассников, позволяющая GenZ взять под контроль их обучение и карьеру. Участники создают возможности друг для друга, чтобы узнать о web3 и внести свой вклад в проекты, которые возрождают мир. Это включает воздействие на климат, устойчивость, образование и гендерное равенство.

Ed3 DAO – это первая DAO, позволяющая преподавателям со всего мира катализировать масштабные инновации. Созданный образовательным стартапом k20 Educators, Ed3 DAO предоставляет преподавателям инструменты, навыки и ресурсы, необходимые для изменения методов работы образования.

Практический пример: Ed3 DAO

Будучи некоммерческой организацией, Ed3 DAO строит модель холакратии, в которой структура управления распределяется между самоорганизующимися, но симбиотическими группами, а не сверху вниз. Каждый участвующий участник имеет развивающуюся роль, связанную с целью, связанной с миссией, доменом или узлом и ответственностью.

«Как некоммерческая организация, Ed3 DAO строит модель холакратии, в которой структура управления распределяется между самоорганизованными, но симбиотическими группами, а не сверху вниз».

Деятельность DAO осуществляется в три этапа:

Этап 1: Обучение

Во-первых, E3 DAO стремится обучить 1 миллион преподавателей принципам и практикам web3. Web3 был выбран не только из-за технологии, но и потому, что он подчеркивает, каким, по мнению членов DAO, должно быть оптимальное состояние образования.

Это включает в себя самоорганизованное и разрозненное обучение, модели, ориентированные на человека, регенеративные системы, критическое мышление и иммерсивное обучение на месте… потому что обучение может происходить где угодно. Web3 оптимизирует инструменты, которые будут поддерживать эти методы в образовании, и если преподаватели смогут узнать о них, они смогут катализировать изменения на низовом уровне.

В октябре Ed3 DAO запускает набор курсов с проверенными учетными данными на блокчейне [c], чтобы научить преподавателей работе с web3. Эти курсы помогают преподавателям понять различные технологии, такие как блокчейн, невзаимозаменяемые токены, смарт-контракты и виртуальная реальность, а также основные принципы, такие как теория игр, финансовая грамотность, криптография, обучение, ориентированное на учащихся, и децентрализованные системы. Каждый курс контекстуализирует содержание для образования и побуждает участников войти в экосистему web3 по мере того, как они узнают о ней.

Ed3 DAO также проводит виртуальную конференцию по веб3 и образованию в ноябре. Цель этого мероприятия — собрать вместе преподавателей и создателей веб3 для реального обсуждения того, чем может быть веб3 для образования. Мероприятие имеет как вводный, так и глубокий контент о web3 и позволяет учащимся «выбрать свое собственное приключение» в веселой среде на основе аватара.

Этап 2: Ускорение

По мере того, как преподаватели со всего мира узнают о web3, Ed3 DAO прогнозирует, что часть этих преподавателей захотят принять меры. Педагогам будет предложено выявить болевые точки и препятствия в образовании и прототипах решений. Слишком часто продукты edtech и новые школьные модели создаются теми, кто никогда не преподавал, что создает продукты и услуги, которые на самом деле не оказывают положительного влияния на образование.

Ed3 DAO создает ускоритель для преподавателей, чтобы они могли прототипировать микрошколы, продукты edtech и образовательные услуги для решения самых больших проблем в образовании, используя инструменты и принципы web3. Преподаватели приобретут деловые и управленческие навыки, используя свое понимание web3 для создания идей и создания прототипов новых моделей в группах.

Фаза 3: Исследования и итерации

Поскольку цель состоит в том, чтобы стимулировать инновации в масштабе, эти усилия должны действительно приносить результаты. На третьем этапе Ed3 DAO проведет углубленное исследование, чтобы оценить влияние первых двух этапов. Мы углубимся в то, что было сделано, какие изменения необходимо внести, чтобы продолжить масштабирование, и чему другие сообщества могут научиться на наших ошибках и успехах.

Целью являются системы, ориентированные на человека.

Конечно, о децентрализации организаций легче сказать, чем сделать. Создание инфраструктуры для автономной работы этих организаций не доведено до совершенства. Но цели — независимость, модели, ориентированные на человека, и отход от наших нынешних систем, которые были построены на принципах соответствия и стандартизации. Это имело смысл для нужд промышленной эпохи, но в эпоху инноваций эти системы нуждаются в обновлении.

Пришло время для образования изучить новые модели, которые улучшают учебный процесс, поощряют свободу действий и ставят потребности людей выше соблюдения и эффективности. Хотя ответы на то, как мы решаем эти проблемы, не совсем ясны, мы можем начать смотреть на web3, чтобы увидеть, что может быть возможно.

Врити Сараф (@vritisaraf) — генеральный директор и основатель k20 Educators, метавселенной для обучения, которая была признана GSV 200 самыми инновационными компаниями в области образовательных технологий в мире.