Демонстративное поведение у детей: Дошкольники

Содержание

Что такое демонстративное поведение в детском возрасте

Когда ребенок маленький, он нуждается в постоянном наблюдении взрослого. Но что делать, если уже подросший ребенок постоянно требует внимания и ведет себя так, чтобы его замечали? Разбираемся, что такое демонстративный тип поведения, почему он возникает и что с этим можно сделать.

Кто такие демонстративные дети

Практически всем детям нравится находиться в центре внимания взрослых. Эта черта особенно заметна в возрасте 4–5 лет, когда ребенок переживает первый кризис самоидентификации и сепарацию от родителей. Он уже чувствует себя самостоятельной личностью, но все еще остро нуждается в одобрении родителей.

Вторая волна демонстративности приходится на подростковый возраст. Демонстративное поведение подростка является своего рода вызовом общественным нормам, стремлением выделиться из толпы сверстников, а также найти себя и свое место в жизни. Периоды демонстративности проходят самостоятельно без вмешательства взрослых, когда заканчиваются кризисы.

Однако некоторые дети как будто больше других нуждаются во внимании взрослого. Чаще всего ребенок добивается положительного внимания — похвалы, одобрения, комплиментов. Но в некоторых случаях ему нужно любая реакция взрослого, поэтому он нарушает правила, хамит, портит вещи и так далее.

Основные причины демонстративного поведения

Демонстративность у детей часто связана с особенностями его характера, отношений с родителями, предыдущим опытом и некоторыми другими факторами. В психологии выделяют следующие факторы, которые лежат в основе демонстративного поведения:

Фактор

Описание

Характер

Дети с сильным темпераментом, лидерскими качествами и стремлением проявить себя чаще страдают демонстративным поведением.

Родители

Демонстративность часто является следствием того, что родители не уделяют должного внимания ребенку. Они могут быть слишком заняты, эмоционально холодны или придерживаться строгости в воспитании. Стараясь привлечь внимание мамы или папы, ребенок начинает вести себя демонстративно.

Количество детей в семье

Здесь ключевыми могут быть два фактора. Когда в семье воспитывается один ребенок, на которого направлено все внимание старших родственников, он может начать требовать такого внимания и от других. Также демонстративностью могут страдать и дети из многодетных семей, в которых, наоборот, у родителей не хватает времени и ресурсов, чтобы уделить внимание каждому из детей.

Отношения со сверстниками

К демонстративности склонны дети, которых по той или иной причине исключают из коллектива. Через вызывающее поведение они стремятся обратить на себя внимание и стать членом группы хотя бы в таком качестве.

Второй вариант — неформальные лидеры. Чтобы подтвердить свой авторитет, они готовы на вызывающие и демонстративные поступки, которые подтверждают их главенствующее положение.

Это особенно актуально в подростковом возрасте, когда дети завоевывают авторитет и ищут себя. В детском саду или младшей школе к демонстративности чаще склонны изгои.

Способности

Дети, которые не могут выделиться через таланты или знания, стремятся к привлечению внимания любыми доступными способами. Если не направить эту энергию в мирное русло, ребенок (особенно дошкольного возраста) начинает вести себя демонстративно.

Самооценка

Эта характеристика описывает то, как ребенок оценивает себя. Дети с завышенной самооценкой уверены, что именно они должны быть в центре внимания, поэтому часто проявляют некоторую демонстративность. С другой стороны, низкая самооценка и зависимость от одобрения окружающих также становится причиной демонстративного поведения — ребенок хочет проявить себя, чтобы его похвалили.

Возраст

На определенном этапе психологического развития многие дети проявляют демонстративное поведение. Обычно оно появляется в возрасте 4–5 лет и в пубертатный период (10–17 лет).

Таким образом, демонстративное поведение часто указывает на проблемы с самооценкой у ребенка, сложностями в общении с родителями или сверстниками. Коррекция демонстративности должна основываться на изменении тех факторов, которые привели к такому поведению.

К демонстративному поведению приводят особенности характера, отношения с родителями и сверстниками и другие факторы. Часто оно является криком о помощи. Наши психологи дистанционно помогут вам разобраться с демонстративностью ребенка, проконсультируют по любым вопросам детско-родительских отношений и подскажут, как скорректировать поведение ребенка.

Как проявляется демонстративность поведения

Демонстративные дети делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание, заслужить похвалу и одобрение. Такое поведение называется демонстративным. От естественного желания нравится его можно отличить по следующим признакам:

  1. Ребенок использует любые методы (кривляние, нарушение правил и т. д.) для привлечения внимания.
  2. Он манипулирует, чтобы добиться своего, — может симулировать болезни, плохое настроение и т. д.
  3. В общении не интересуется чувствами и мнением других. Часто перетягивает внимание на себя.
  4. Он плохо реагирует, когда взрослый выделяет другого ребенка, старается сделать что-то, чтобы привлечь внимание.
  5. Для него важна оценка взрослого. Причем в некоторых случаях неважно, как взрослый оценит ребенка, положительно или отрицательно. Важен сам факт оценки и то, что его заметили.
  6. Он уделяет много внимания одежде и внешнему виду. Ему нужно быть самым красивым, выделяющимся на фоне других, ярким и заметным.

Особенности демонстративных детей заключаются в том, что с одной стороны, они не обращают внимания на чувства окружающих и ведут себя, как настоящие эгоисты. С другой, их самооценка зависит от одобрения других людей. Это особенно хорошо видно, когда демонстративный ребенок вступает в подростковый возраст.

Читайте также Что такое подростковый кризис и как он проявляется

Что делать родителям демонстративных детей

Чтобы изменить поведение ребенка, нужно понять, что стало его причиной. Если это возрастные особенности, то оно пройдет само собой, когда закончится кризис.

Если же в ее основе недостаток внимания, нужно постараться изменить эту тенденцию и уделять ребенку больше времени. Если детей в семье больше одного, необходимо уделять время каждому.

Также справиться с демонстративностью поможет развитие эмоционального интеллекта и эмпатии. Если ребенок может поставить себя на место другого и понять, насколько неприятным может быть такое поведение, он будет добиваться похвалы и одобрения экологичными способами — помощью другим, реальными достижениями, развитием талантов.

Помогают преодолеть демонстративность разнообразные кружки, которые связаны с выступлением на сцене — танцы, музыка, театр и так далее. Родителям нужно подобрать один из таких, основываясь на интересах и склонностях ребенка. Выступления на сцене, аплодисменты, яркие наряды отлично компенсируют и стремление к тому, чтобы выделиться, и потребность во внимании.

В некоторых случаях ребенку и родителям может потребоваться помощь специалистов. Начинать нужно с семейных психологов, которые разберут ситуации в семье и подскажу, как направить энергию ребенка в мирное русло. Важно, чтобы терапию проходили все члены семьи, и взрослые так же, как и дети, исправляли себя и свое поведение.

Важно! Не стоит игнорировать ребенка, который склонен к демонстративности. Это только усилит демонстративное поведение и может перевести его из позитивного русла в негативное.

Частые вопросы

Что такое демонстративное поведение?

+

К демонстративному относят такое поведение ребенка, при котором он всеми силами стремится получить внимание и одобрение взрослых. Способы привлечения внимания могут быть и позитивными, и негативными.

Как проявляется демонстративное поведение?

+

Демонстративные дети могут кривляться, нарушить правила, передразнивать, манипулировать, перетягивать внимание взрослых на себя, плохо реагировать на похвалу других. Также они любят яркую необычную одежду, которая выделяет их толпы.

Почему ребенок ведет себя демонстративно?

+

Причинами такого поведения могут быть особенности характера и отношений с родителями или сверстниками, чертой кризиса 4–5 лет и подросткового возраста и некоторых других факторов.

Как скорректировать поведение демонстративного ребенка?

+

Корректировка поведения должна начинаться с определения и устранения причин, которые к нему привели. Если же демонстративность является особенностью характера, стоит направить ее в мирное русло и записать ребенка в музыкальную, танцевальную или театральную студию.

Заключение эксперта

Демонстративность — это особенность ребенка, которая возникает вследствие особенностей характера ребенка, его отношения с родителями и сверстниками и некоторые другие факторы. Чтобы скорректировать поведение ребенка, необходимо устранить причину, которая привела к демонстративному поведению. Также помогает деятельность, которая помогает ребенку чувствовать себя важным и нужным. К ней относится волонтерство (для подростков), занятия в театре, танцевальной или вокальной студии.


Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 339

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

СОВЕТ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: Что делать если ваш ребенок склонен к демонстративному поведению?

СОВЕТ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: Что делать если ваш ребенок склонен к демонстративному поведению? | «Фонд Рината Ахметова»

08.11.2017

Демонстративные дети любыми способами стараются привлечь к себе внимание. Они стремятся получить похвалу от взрослого или удачно выделиться на фоне своих сверстников, а если получить этого не удается, вход идут другие методы: агрессия, нарушение поведения, «клоунада», демонстративная застенчивость (такая, чтобы все обратили внимание), капризы и другое.

Как быть с такими детьми – рассказывает Марина Сорокина, координатор Психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова.

«Такие дети могут быть зачинщиками ссор в коллективе, их поведение может быть достаточно провокационным – часто нарушают дисциплину, – поясняет Сорокина. – Демонстративный ребенок достаточно конкурентный. Ему важно выигрывать сравнение со своими сверстниками в чем бы то ни было. Такой ребенок стремится продемонстрировать собственное преимущество. Это может проявляться не только в различных действиях или поступках, но и в желании обладать лучшими игрушками, вещами».

По словам психолога, демонстративный ребенок очень зависит от оценки окружающих. Отношения в детских коллективах часто бывают сложными. Да и взрослые нередко реагируют не так, как ребенку хотелось бы.

Подобное поведение скорее говорит о недостатке внимания к ребенку со стороны родителей. Иногда им кажется, что дают достаточно, а дитя все равно остается «голодным».

Еще одной из причин подобного поведения может быть отсутствие границ в семейной системе. Ребенок не понимает, что можно, а что нельзя. Родители не снабдили его «картой местности». Ему страшно, поскольку непонятно, как устроен этот мир. И тогда это крик о помощи!  Ребенок как бы говорит, что ему страшно в этом мире, он не понимает, как идти по мостику, чтобы не сорваться в пропасть.

Родители культивируют представление ребенка о самом себе как о самом лучшем (не путать с формированием адекватной самооценки).

  Как быть родителям?

  1. Прежде всего – обеспечить достаточное количество внимания ребенку. Обязательно обнимайте своего малыша, говорите, что любите. Любите не за то, что его рисунок самый красивый, а просто за то, что «ты у меня есть»!
  2. Обратите внимание на то, как вы реагируете на демонстративное поведение ребенка, каким способом подкрепляете и побуждаете его действовать так вновь и вновь!
  1. Не ругайте, не наказывайте ребенка, когда он использует неподходящие способы привлечения внимания. Это лишь укрепит его в правильности выбранного способа. Постарайтесь выяснить причину и устранить ее.
  1. Если в вашей семье недостаточно четко прописаны правила или они постоянно изменяются, стоит пересмотреть «семейный кодекс».  Будьте последовательны. Это не значит, что нужно вводить бесконечное количество ограничений или никогда ни при каких условиях не изменять правила, но такие ситуации должны стать редким исключением.
  1. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми! Причем позитивный контекст ничем не лучше негативного!  Важно сформировать у ребенка здоровое отношение к самому себе, без постоянной необходимости актов самоутверждения.
  1. Ребенка важно учить сотрудничеству, работе в команде. С малышами можно проигрывать различные ситуации, с помощью игрушек. Придумывать сказки, где каждый герой внес свой посильный и не менее значимый вклад, чем другие. Со старшими детьми отлично организовывать походы, где каждый может проявить себя. Играйте с детьми в игры, которые побуждают их быть внимательными к партнеру по игре.  Хорошо, если в игре присутствуют элементы сложности и детям сообща удается преодолеть какое-либо препятствие!
  1. Для маленького демонстранта важно место для проявления творческих способностей. Театральная студия, концерты, самодеятельность!

Задача родителей – показать маленькому человеку, что самоутверждение не есть основной целью общения! Дать понять, что вы любите ребенка в независимости от его успехов или не успешности! Уделяйте детям достаточно внимания! Если ситуация несмотря на все ваши усилия не изменяется, обратитесь за помощью к психологу!

Поделиться новостью:

Показать больше

Демонстративное поведение — курсовая работа

Премиум-эссе

В: Бизнес и менеджмент

Прислал elijah3166
Слов 1286
Страниц 6

Демонстративное поведение

Говорят, что общение на две трети невербальное и на одну треть вербальное; понимание демонстративного общения может помочь в доставке и приготовлении этих сообщений. Скорость доставки, использование рук, тон голоса и зрительный контакт — вот лишь некоторые из невербальных элементов, влияющих на доставку сообщения. Знание того, как использовать эти элементы в доставке, может повысить эффективность и важность сообщения. С другой стороны, если получатель не может перевести невербальное сообщение, сообщение будет рассматриваться как неважное или неэффективное. Чтобы обеспечить правильную отправку и получение сообщений, стороны должны знать обо всех элементах отправленного и полученного сообщения. Первый тип демонстративной коммуникации – хронемика, являющаяся элементом времени (Cheesebro, 2010). Используя время, коммуникатор может использовать скорость своей доставки, чтобы контролировать эффективность своего сообщения. Короткое, гладкое и медленное сообщение может передавать сообщение, которое не имеет значения и не показывает срочности. С другой стороны, поспешное сообщение может означать необходимость срочности или нервозность и неуверенность посланника. Часто получатель может использовать время доставки в сочетании с пространством, используемым в доставке, чтобы помочь в переводе сообщения. Проксемика — это расстояние, которое отправитель использует при передаче своего сообщения (Cheesebro, 2010). Это расстояние между отправителем и получателем может указывать на тип сообщения; От 18 дюймов до 4 футов указывает на личное сообщение, от 4 до 12 футов — на социальное сообщение, а 12 и более футов — на публичное сообщение (Cheesebro, 2010). Чем больше расстояние между мессенджером и получателем, тем более публичным становится сообщение. В дополнение к пространству и скорости сообщения использование сайта может помочь в доставке или получении сообщения. Окулесика, или использование глаз…

Аналогичные документы