Десенсибилизация что это такое в психологии: Десенсибилизация — королева психотерапии! — Психологос
Десенсибилизация — королева психотерапии! — Психологос
01 октября 2022 г., 21:25
Фильм «Мэри Поппинс, до свидания!»
Десенсибилизация — методика для уменьшения негативного напряжения, тревоги и страхов к напрягающим образам, пугающим объектам или ситуациям.
Например, страх полета, высоты, страх по отношению к паукам, мышам, змеям. Страх обливаться холодной водой, страх войти в холодную воду. Или — воспоминания о травмирующих ситуациях.
Варианты этой методики, часто не зная друг о друге, описывали самые разные специалисты: Дж. Вольпе, В.Лутэ, Д.Уолл и другие. Аутотренинг Шульца также может быть рассмотрен как самый общий вариант десенсибилизации.
Если какая-то ситуация вызвала в душе, то есть в теле, чувство страха, реакцию страха, это значит, что где-то в теле возникло мышечное напряжение. Чаще всего в ответ на страх мышечное напряжение возникает в воротниковой зоне (голова вжимается в плечи), в районе диафрагмы (замерло дыхание), в мышцах вокруг глаз (остекленели глаза) и в кистях (дрожат руки).
И там, где человеку «с чистым телом» страшно не будет (или страх будет слабым, легко преодолимым), человеку с тяжелыми мышечными зажимами будет страшно всерьез, иногда — до тошноты и полной парализации тела.
Итак, важно знать, что страх записывается в ваше тело. Страх живет не в душе — страх живет в вашем теле, в зажимах вашего тела. И задача десенсибилизации — стереть эти зажимы, запускающие ваши страхи. Суть методики — перепроживание трудной (страшной) ситуации на телесном фоне, стирающем негативное переживание.
Конкретных методик десенсибилизации очень много, однако большинство из них отличаются только тем, какой предлагается телесный фон и как конкретно предлагается его создавать.Самый простой и привычный вариант десенсибилизации, это снятие тревоги через расслабление. Расслабившись и погрузив себя в ощущение полного покоя, человек (обычно под руководством психолога) начинает представлять те ситуации или объекты, которые ранее вызывали у него страх, либо тревогу. Чередуя приближение и отдаление от источника тревоги, производя откат при возникновении напряжения и возвращая себя в состояние покоя, рано или поздно человек приобретает способность представлять то, что ранее вызывало страх, уже в нейтральном душевном состоянии.
Если времени снимать страх через расслабление нет, специалисты советуют: детально опишите страшную ситуацию и ваше в ней поведение. Важно, чтобы вы хорошо представляли её: кто где будет стоять, кто что говорить, что будете делать вы и так далее. Эффективность этого способа меньше, чем снятие страхов через расслабление, но он тоже вполне рабочий.
Если вам присуща вспыльчивость, вы можете предупредить и снять свои вспышки гнева несложным образом. Ваша задача сесть, расслабиться, закрыть глаза и представить ту ситуацию, где вы обычно срываетесь. Однако на этот раз вы должны представить свое поведение другим: спокойным, рассудительным — таким, каким вы хотели бы себя видеть. И всё! Почаще представляйте себе такое свое новое поведение, и скоро там, где вы рвали и метали, вы будете вести себя вполне разумно. Проверьте — такой простой метод действительно оказывается вполне действенным.
Одним из эффективнейших вариантов десенсибилизации является работа с дыханием. Контролируя свое дыхание, удерживая спокойное дыхание при воображаемой или реальной встрече с ситуацией опасности, мы стираем прежние привычные зажимы, возвращаем себе свободу действий и внутреннее спокойствие. Те, кто освоил методику спокойного присутствия, привычку любую ситуацию встречать спокойным ее рассматриванием, десенсибилизацию эффективно осуществляют через практику спокойного присутствия.
В повседневной жизни смелые и веселые люди давно освоили один из самых бодрых способов — снятие тревоги через энергичный позитивный настрой. Когда дети с детства весело поют бодрые и веселые песни, например о том, как лев съел человека, тон и звучание песни делают невозможным страх.
Лев, остриженный как пудель,
Съел беднягу, словно пудинг,
Съел со всем инвентарем…
Это было прошлым летом,
В середине января,
В тридесятом королевстве,
Там, где нет в помине короля!
Ситуация страшная — но страха нет. Песня исполняется бодро и весело, поэтому никто не ужасается.
В практической психологии метод десенсибилизации используется не просто часто, а практически повсеместно. Когда-то это происходит через рассказ о сенсорных образах при аутогенном расслаблении, когда-то через управление движениями глаз — методика десенсибилизации применяется гораздо чаще, чем это подозревают даже специалисты. Не вполне осознанно и, видимо, даже не подозревая об этом, методика десенсибилизации применяется в классическом психоанализе.
Приходит встревоженный пациент, его укладывают на кушетку, где он будет лежать минимум 10 минут. Расслабление… На кушетке пациента просят начать выдавать свободные ассоциации. Свободные ассоциации возможно выдавать только в расслабленном состоянии, соответственно, чтобы справиться с этой задачей, пациенту приходится расслабиться еще более. Теперь клиента возвращают в ситуацию, которая могла быть причиной его напряжения, и, раз за разом возвращаясь к ней, клиент раз за разом проживает ее на фоне уже спокойного расслабления. Итого — классический метод десенсибилизации, типичный поведенческий подход в психоаналитическом халате.
Аналогично, десенсибилизация по факту происходит во время классического одитинга, когда по требованию одитора клиент раз за разом перепроживает травмирующую ситуацию, но делает это в спокойном состоянии и до тех пор, пока не успокоится на эту тему полностью.
Воистину, десенсибилизация — королева психотерапии!
Эффект десенсибилизации по Вестермарку
Обратной стороной полового запечатления является эффект десенсибилизации, открытый антропологом Эдвардом Вестермарком: лица разного пола, воспитывавшиеся вместе в первые годы жизни, (в норме) чаще всего и в дальнейшем не испытывают сексуального влечения друг к другу. Смотри Эффект десенсибилизации по Вестермарку
Техника конфронтации с подавлением тревожной реакции (exposure/response prevention)
Развитие техники систематической десенсибилизации — техника конфронтации с подавлением тревожной реакции (exposure/response prevention).
- Работа со страхом
- Управление состоянием
- Автор Н.И. Козлов
- +
Комментарии (5):
Гость, 21 января 2018 г.
, 19:54Интересно. Читала и потихоньку наблюдала за собой. Только мысль коснется некоторых, скажем так, неприятных мне вещей и плечи-то потянулись к ушкам — назад их, вниз. Попробовала несколько раз касаться образов, которые «фу», трудноватенько сохранять расслабление. Но , думаю, если осторожненько, без перегибов, то отползу от ступора. Спасибо!
Гость, 24 октября 2019 г., 13:06
Обычное условное торможение по Павлову И. П.
Гость, 15 января 2020 г., 13:26
Вот это истина.
Гость, 28 июля 2020 г., 22:31
Николай Иванович, спасибо! Спасибо вам за ваши статьи и видео, в которых вы делитесь знаниями и опытом. Они позволяют мне понять свои проблемы и развиваться, чтобы их решать, а не погрязать в переживаниях. В какой-то момент я просто начала считать себя эмоциональной калекой с напрочь отбитой психологической культурой. Благодаря сеансам с психотерапевтом, терпеливо и аккуратно переориентировавшим фокус моего внимания на себя (а не на других людей), в тревожных ситуациях я стала слушать сначала себя вместо подавления переживаний и эмоций.
Как раз где-то перед этим самым сеансом я впервые познакомилась с вашими работами на «Психологосе». В первой статье «Любовь мужчины и женщины» до глубины души тронули слова: «позаботиться — радость!». Теперь, вспоминая, улыбаюсь, как же всё на самом деле просто. После «Интервью о любви…», в котором столько тепла, света и доброго рассудительного порядка, поняла, чего не хватало во мне самой, чтобы строить отношения с другими.
И вот теперь, после этой статьи о десенсибилизации воспряла духом: есть возможность исправить в себе, может и не все, но многие «недоделки». Практикую дыхательные упражнения с чередующимися физическими нагрузками и Тай-цзи. Замечаю, как плечи всё реже поднимаются, чтобы спрятаться в панцырь, чаще ощущаю кошачью расслабленность и, как следствие, лёгкость в походке. И продолжаю читать ваши работы для самовоспитания и дальнейшего развития. Ваши статьи и ваших коллег ценны. Спасибо вам за ваш полезный труд, который позволяет людям стать лучше )
Гость, 21 октября 2020 г., 14:30
Хорошая статья. Я замечал мощное влияние спокойного дыхания на страх; если подключить расслабление, то вообще можно прыгать с парашютом спокойно. Классно, когда в психологии идёт научный подход, а не гадания на кофейной гуще. Хочешь избавиться от страха — прочитал инструкцию — избавился.
Материалы по теме:
10 нояб. 2018 г.
Агота Кристоф: Пособие для дистантников
Упражнения для закалки тела, упражнения для закалки чувств.
1Подробнее
01 янв. 2010 г.
Работа со страхом
Работа со страхом — приемы и процедуры, позволяющие предупредить страх, освободиться от страха или использовать его позитивные стороны. Работа со страхом — преимущественно психотерапевтическая процедура, уместная в ситуации, когда волевым, разумным и деятельным образом проблему страхов решить не удается.
17Подробнее
01 окт. 2022 г.
Сенсибилизация и десенсибилизация
Сенсибилизация и десенсибилизация — разнонаправленное управление эмоциональными состояниями.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Систематическая десенситизация
Созерцание пугающих ситуаций (картинки ситуации или ситуации вживую) на фоне расслабления.
0Подробнее
01 июл. 2012 г.
Снятие тревоги через расслабление
Обычный вариант: нужно расслабиться и погрузить себя в позитивное состояние (создать позитивный телесный фон).
4Подробнее
29 мая 2014 г.
Вспыльчивость: и кто в этом виноват?
Вспыльчивостью называют эмоциональную несдержанность, взрывную раздражительность, присущей темпераментным людям.
16Подробнее
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ | это… Что такое СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯ?
Предложенная Вольпе (Wolpe J. , 1952), является исторически одним из первых методов, положившим начало широкому распространению поведенческой психотерапии. Разрабатывая свой метод, автор исходил из следующих положений.
Неадаптивное поведение человека, в том числе невротическое, включающее интерперсональное поведение, в значительной своей части определяется тревогой и поддерживается снижением ее уровня. Действия, совершаемые в воображении, можно приравнять к действиям, совершаемым человеком в реальности. Воображение в состоянии релаксации не является исключением из этого положения. Страх, тревога могут быть подавлены, если объединить во времени стимулы, вызывающие страх, и стимулы, антагонистичные страху. Произойдет противообусловливание — не вызывающий страх стимул погасит прежний рефлекс. В экспериментах на животных таким противообусловливающим стимулом является кормление. У человека одним из действенных стимулов, противоположных страху, является релаксация. Поэтому, если обучить пациента глубокой релаксации и в этом состоянии побудить его вызвать в воображении стимулы, обусловливающие все большую степень тревоги, произойдет десенсибилизация пациента и к реальным стимулам или ситуациям, вызывающим страх. Такова была логика обоснования этого метода. Однако эксперименты, основанные на двухфакторной модели избегания, показали, что механизм действия С. д. включает и столкновение с ситуацией, прежде вызвавшей страх, реальное тестирование ее, помимо противообусловливания.
Сама методика относительно проста: у человека, находящегося в состоянии глубокой релаксации, вызываются представления о ситуациях, приводящих к возникновению страха. Затем посредством углубления релаксации пациент снимает возникающую тревогу. В воображении представляются различные ситуации от самых легких к трудным, вызывающим наибольший страх. Процедура заканчивается, когда самый сильный стимул перестает вызывать у пациента страх.
В самой процедуре С. д. можно выделить три этапа: овладение методикой мышечной релаксации, составление иерархии ситуаций, вызывающих страх; собственно десенсибилизация (соединение представлений о ситуациях, вызывающих страх, с релаксацией).
Тренировка мышечной релаксации по методике прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона проводится в ускоренном темпе и занимает около 8-9 сеансов.
Составление иерархии ситуаций, вызывающих страх. В связи с тем, что у больного могут быть различные фобии, все ситуации, вызывающие страх, делятся по тематическим группам. Для каждой группы пациент должен составить список от самых легких ситуаций до более тяжелых, вызывающих выраженный страх. Ранжирование ситуаций по степени испытываемого страха желательно проводить вместе с психотерапевтом. Обязательным условием составления этого списка является реальное переживание пациентом страха в такой ситуации, т. е. она не должна быть воображаемой.
Собственно десенсибилизация. Обсуждается методика обратной связи — информировании пациентом психотерапевта о наличии или отсутствии у него страха в момент представления ситуации. Например, об отсутствии тревоги он сообщает поднятием указательного пальца правой руки, о наличии ее — поднятием пальца левой руки. Представления ситуаций осуществляются согласно составленному списку. Пациент воображает ситуацию 5— 7 секунд, затем устраняет возникшую тревогу путем усиления релаксации; этот период длится до 20 секунд. Представление ситуации повторяется несколько раз, и если у пациента тревога не возникает, переходят к следующей, более трудной ситуации. В течение одного занятия отрабатываются 3-4 ситуации из списка. В случае появления выраженной тревоги, не угасающей при повторных предъявлениях ситуации, возвращаются к предшествующей ситуации.
При простых фобиях проводится 4-5 сеансов, в сложных случаях — до 12 и более.
В настоящее время показаниями для использования методики С. д. при неврозах являются, как правило, монофобии, которые не могут быть десенсибилизированы в реальной жизни из-за сложности или невозможности найти реальный стимул, например страх полета в самолете, поездки в поезде, боязнь змей и др. В случае множественных фобий десенсибилизация осуществляется по очереди применительно к каждой фобии.
С. д. менее эффективна, когда тревога подкрепляется вторичным выигрышем от болезни. Например, у женщины с агорафобическим синдромом, со сложной домашней ситуацией, угрозой ухода из дома мужа страх подкрепляется не только уменьшением его, когда она остается дома, избегает ситуаций, в которых он появляется, но и тем, что она удерживает мужа дома с помощью своей симптоматики, получает возможность видеть его чаще, легче контролирует его поведение. В этом случае метод С. д. эффективен только при сочетании его с личностно-ориентированными видами психотерапии, направленными, в частности, на осознание больной мотивов своего поведения.
Десенсибилизация in vivo (в реальной жизни) включает только два этапа: составление иерархии ситуаций, вызывающих страх, и собственно десенсибилизацию (тренировка в реальных ситуациях). В список ситуаций, вызывающих страх, включаются только те из них, которые могут быть многократно повторены в действительности. На втором этапе врач или медицинская сестра сопровождает больного, побуждает его усиливать страх согласно списку. Следует при этом отметить, что вера в психотерапевта, чувство безопасности, испытываемое в его присутствии, являются противообусловливающими факторами, факторами, повышающими мотивацию к столкновению со стимулами, вызывающими страх. Поэтому эта методика оказывается эффективной только при наличии хорошего контакта психотерапевта с больным.
Вариантом методики является контактная десенсибилизация, которая чаще используется при работе с детьми, реже — со взрослыми. Здесь также составляется список ранжированных по степени испытываемого страха ситуаций. Однако на втором этапе, кроме побуждения психотерапевтом пациента к телесному контакту с объектом, вызывающим страх, присоединяется еще и моделирование (выполнение другим пациентом, не испытывающим данного страха, действий согласно составленному списку).
Еще одним вариантом десенсибилизации для лечения детей является эмотивное воображение. При этом методе используется воображение ребенка, позволяющее ему легко отождествлять себя с любимыми героями и разыгрывать ситуации, в которых они участвуют. Психотерапевт при этом направляет игру ребенка таким образом, чтобы он в роли этого героя постепенно сталкивался с ситуациями, вызывавшими ранее страх. Методика эмотивного воображения включает 4 стадии.
1. Составление иерархии вызывающих страх объектов или ситуаций.
2. Выявление любимого героя (или героев), с которыми ребенок легко бы себя идентифицировал. Выяснение фабулы возможного действия, которое он в образе этого героя хотел бы совершить.
3. Начало ролевой игры. Ребенка просят с закрытыми глазами вообразить ситуацию, близкую к повседневной жизни, и постепенно вводят в нее его любимого героя.
4. Собственно десенсибилизация. После того как ребенок достаточно эмоционально вовлекается в игру, в действие вводится первая ситуация из списка. Если при этом у ребенка не возникает страха, переходят к следующим ситуациям и т. д.
Методика, подобная эмотивному воображению, может быть использована и in vivo.
50. Поведенческая психотерапия. Метод систематической десенсибилизации. Игровая десенсибилизация, рисуночная десенсибилизация. Другие техники поведенческой психотерапии.
Систематическая десенсибилизация является способом преодоления страхов и включает в себя три элемента: 1) Обучение глубокой мышечной релаксации. 2) Выстраивание иерархии стимулов, т.е ранжирование ситуаций, провоцирующих тревогу, по силе причиняемого беспокойства. 3) Последовательное представление в воображении тревожащих ситуаций от простых к более сложным на фоне вызываемого у себя состояния релаксации.
Следующим шагом психотерапии явилась десенсибилизация психотравмирующего образа будущего поражения, который сложился под влиянием прошлых поражений. В связи с тем что эти прошлые поражения перестали поддерживать негативный образ будущего (ожидание поражения), стала возможной его десенсибилизация. Клиентку просили представить свою будущую соперницу (а она ее знала и имела опыт боев с ней), стратегию и тактику своего выступления. Клиентка представляла все это, находясь в позитивном состоянии уверенности.
В ряде случаев научить клиента релаксации довольно трудно, так как он может отказываться от любой самостоятельной работы, необходимой для освоения этой техники. Поэтому мы используем модифицированную технику десенсибилизации: пациент сидит в кресле или лежит на кушетке, а терапевт делает ему «массаж» воротниковой зоны. Цель такого массажа — расслабить клиента, добиться того, чтобы он положил голову на руки терапевта. Как только это происходит, терапевт просит клиента рассказать о психотравмирующей ситуации. При малейших признаках напряжения клиента отвлекают, задавая ему посторонние вопросы, уводящие от психотравмирующих воспоминаний. Клиент должен повторно расслабиться, а затем его снова просят рассказать о травме (неудачном сексуальном опыте, страхах в отношении предстоящего сексуального контакта, боязни войти в метро и т. п.). Задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту рассказать о психотравме, не выходя из расслабленного состояния. Если клиент в состоянии многократно говорить о психотравме, оставаясь спокойным, то можно считать, что психотравмирующая ситуация десенсибилизирована.
У детей в качестве позитивного переживания используют эмоцию радости. Например, для десенсибилизации темноты в случае страха перед ней (быть в темной комнате, пройти через темный коридор и т. п.) ребенку предлагают поиграть в жмурки в компании друзей. Первый шаг психотерапии состоит в том, что детям предлагают играть в жмурки в освещенной комнате. Как только ребенок, страдающий страхом темноты, увлекается игрой, чувствует радость и эмоциональный подъем, освещенность комнаты начинают постепенно уменьшать вплоть до того, что ребенок играет в темноте, радуясь и совершенно не замечая, что вокруг темно. Это вариант игровой десенсибилизации. Известный детский психотерапевт А. И. Захаров (Захаров, с. 216) описывает игровую десенсибилизацию у ребенка, боявшегося громких звуков из соседних квартир. Первый этап — актуализация ситуации страха. Ребенка оставляли одного в закрытой комнате, а его отец стучал в дверь игрушечным молоточком, одновременно пугая сына криками «У-у!», «А-а!». С одной стороны, ребенок пугался, но с другой — понимал, что отец балуется, играет с ним. Ребенка переполняли смешанные чувства радости и настороженности. Затем отец открывал дверь, вбегал в комнату и молоточком начинал «бить» сына по попке. Ребенок убегал, опять-таки переживая и радость, и испуг. На втором этапе происходил обмен ролями. Отец находился в комнате, а ребенок «пугал» его, стуча молотком в дверь и издавая грозные звуки. Затем ребенок вбегал в комнату и преследовал отца, который в свою очередь демонстративно пугался и пытался уклониться от ударов игрушечного молотка. На этом этапе ребенок идентифицировал себя с силой — стуком и одновременно видел, что его воздействие на отца вызывает лишь улыбку и является вариантом веселой игры. На третьем этапе осуществлялось закрепление новой формы реакции на стук. Ребенок, как на первом этапе, находился в комнате, а отец его «пугал», но теперь это вызывало только смех и улыбку.
Существует также рисуночная десенсибилизация страхов, которая, по данным А. И. Захарова, эффективна для детей в возрасте 6-9 лет. Ребенка просят нарисовать психотравмирующий объект, вызывающий страх, — собаку, огонь, турникет в метро и т. п. Первоначально ребенок рисует большой огонь, громадную черную собаку, большие черные турникеты, самого же ребенка на рисунке нет. Десенсибилизация состоит в уменьшении размеров огня или собаки, изменении их зловещего цвета, в том, чтобы на краю листа ребенок мог нарисовать и себя. Манипулируя размерами психотравмирующего объекта, его цветом (одно дело — большая черпая собака, другое — белая собачка с голубым бантом), дистанцией на рисунке между ребенком и психотравмирующим объектом, величиной самого ребенка на рисунке, присутствием на рисунке дополнительных фигур (например, матери), названиями объектов (собаку Рекс всегда больше боятся, чем собаку Пупсик) и т. п., психотерапевт помогает ребенку справиться с психотравмирующим объектом, овладеть им (в нормальной ситуации огнем мы всегда управляем, ребенок же, переживший пожар, чувствует неуправляемость, фатальность огня) и тем самым десенсибилизировать.
Существуют различные модификации техники десенсибилизации. Например, в НЛП предложены техники наложения и «взмаха» (описание приведено ниже), техника просматривания психотравмирующей ситуации от конца к началу (когда нарушается привычный навязчивый цикл воспоминаний) и т. п. Десенсибилизация как направление психотерапевтической работы в той или иной форме присутствует во многих техниках и подходах психотерапии. В некоторых случаях такая десенсибилизация становится самостоятельной техникой, например техника десенсибилизации движением глаз Ф. Шапиро.
ОПЕРАНТНОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ.
Теория оперантного обуславливания связана с именами таких ученых, как Торндайк и Скиннер.
Воздействие окружающей среды формирует поведение человека, а в качестве главного фактора формирования человеческого поведения видели культуру, содержание которой выражается в определенном наборе комплексов подкрепления. С их помощью можно модифицировать человеческое поведение в нужном направлении.
Термин «оперантное обуславливание» означает, что реакция организма, которая формируется по методу проб и ошибок является инструментом для получения поощрения и предполагает оперирование средой.
Поведение есть функция его последствий. Поведение контролируется его результатом и последствиями. Модификация поведения осуществляется за счет влияния на его результаты и последствия.
Экспериментатор, наблюдая поведения, фиксирует случайные проявления желательной правильной реакции и сразу же подкрепляет их. Стимул следует после поведенческой реакции. В данном случае используется прямое подкрепление в виде поощрения и наказания. В данном случае подкрепляется не стимул, а РЕАКЦИЯ. Такое научение называется научение типа R. Поведение типа R – это поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением.
Существуют позитивное и негативное подкрепление и наказание. При этом необходимо различать наказание и негативное подкрепление. Позитивное или негативное подкрепление усиливают поведение, наказание же ослабляет. Позитивные подкрепления основаны на подкреплении стимулами – «наградами». Негативное подкрепление заключается в усилении поведения за счет удаления негативных стимулов.
Стимул классического обуславливания – Sd, который являлся дискриминантным стимулом, а стимул оперантного обуславливания – Sr – респондентный стимул.
Классическое обуславливание – SR – научение типа S. Классическая парадигма Павлова. Реакция возникает только в ответ на воздействие какого-либо стимула. Стимул предшествует реакции. Подкрепление связано со стимулом. Имеет место респондентное поведение.
Оперантное обуслвливание RS. Научение типа R. Оперантная парадигма Скиннера. Желательная реакция может появиться спонтанно. Стимул следует за поведенческой реакцией. Подкрепление связано с реакцией. Оперантное поведение.
СОЦИАЛЬНОЕ НАУЧЕНИЕ.
Данный тип научения иногда называют моделированием или научением по моделям, и предполагает научение посредством наблюдения и имитации социальных моделей поведения.
Данное направление связано с именем Альберта Бандоры.
Он не рассматривал внешнее подкрепление или наказание способом приобретения нового поведения. По его мнению люди обучаются, наблюдая за поведением других, либо слыша про это поведения, читая об этом поведении. Человеку не обязательно действовать самому, чтобы научиться.
Наблюдение модели способствует выработке у наблюдателя новых реакций, облегчает реализацию ранее приобретенных реакций и модифицирует уже существующее поведение.
В социальном научени Бондура выделяет 3 регулятивные системы функционирования человека:
Предшествующие стимулы (поведение других людей, которое подкрепляется определенным образом).
Обратная связь (подкрепление последствий поведения).
Когнитивные процессы (человек может представить себе, какие будут последствия того или иного поведения, у него появляется внутренняя модель поведения, которая будет являться самоконтролем).
Наблюдение за поведение столь же эффективно позволяет научаться, как если бы мы само это делали.
Подкрепление не всегда бывает внешнее, получаемое непосредственно самим человеком. Подкрепление, получаемое наблюдаемым человеком играет для наблюдателя такую же роль.
Самоналагаемое подкрепление, которое, по мнению Бондуры, является ведущим у взрослых людей. Самоналагаемое подкрепление – это некие внутренние стандарты человека, которые служат для достижения результатов, целей.
В социальным научении основная роль будет отводиться подкрепляющим факторам (промежуточные переменные). В данном случае научение будет направлено на изменении более глубоких, скрытых психологических структур.
КОНЦЕПЦИЯ ПАТОЛОГИИ.
С точки зрения бихевиоризма и здоровье, и болезнь – это результат того, чему человек научился, или, может быть, не научился.
Личность – опыт, приобретаемый человеком в процессе жизни.
В бихевиоризме рассматривается не столько болезнь, сколько симптом болезни. Симптом – это нарушение поведения.
Невроз, или невротический симптом – это неадаптивная, патологическая форма поведения человека, возникшая в результате неправильного научения.
Адаптация с точки зрения бихевиоризма – основная цель. Поведение, которое вызывает дезадаптацию – патологическое.
Нарушение поведения – это усвоенная неправильная реакция, которая не обеспечивает необходимой и нужной адаптации.
Представители когнитивно-поведенческого подхода фиксируют свое внимание на промежуточных переменных.
Бэк считает, что между стимулом и реакцией существует сознательная мысль. Но она, как правило, отражает искаженную реакцию.
Неправильные, неадаптивные выводы о мире, о себе – неадаптивные когниции, или автоматические мысли. Сам человек рассматривает их как вполне приемлемые, разумные, но другими людьми они уже видятся совсем по-другому.
Автоматические мысли больше искажают реальность, чем мышление. Сам человек не улавливает связи, как именно когниции влияют на эмоции и эмоциональные нарушение состояние. Автоматические мысли выполняют регулирующую функцию. Но они не могут обеспечить правильную, хорошую, адекватную регуляцию и адаптацию человека. Это в конечном итоге приводит к дезадаптации человека.
В рамках этого подхода была предпринята попытка выделить наиболее типичные искажения:
Фильтрование
Поляризованность оценок
Чрезмерная генерализация, или обобщение
Паникерство
Персонализация
Ошибочное восприятие контроля
Ошибочное представление о справедливости, правоте и т.д.
С одной стороны автоматические мысли носят индивидуальный характер, а с другой установили, что для людей с одинаковой болезнью характерны схожие симптомы.
Автоматические мысли специфичные.
Задача когнитивной психотерапии состоит в том, чтобы найти, вскрыть и исправить искажения мышления.
На этапе, когда автоматические мысли нашли и вскрыли, человека учат сосредоточению, или интроспекции. Т.е. человек должен, в конечном итоге, суметь определить, как мысль связывает ситуацию, обстоятельства с эмоциональным опытом.
Эллис и Бэк считают, что в качестве когнитивного компонента выступает система убеждений человека.
Эллис выделяет когниции 2 типов:
Дескриптивные (описательные) – это информация о реальности, т.е. о том, как человек воспринял окружающий мир. Это чистая информация о реальности.
Оценочные – это отношение к этой реальности.
Дескриптивные и оценочные когниции связаны, но они могут быть различными: гибкие (нормально функционирующий человек) – у такого человека рациональная система установок, эта система носит вероятностное связи и выражает скорее пожелания, предпочтения; этой рациональной системе соответствует умеренная сила эмоций, но тем не менее для таких людей также характерны интенсивные эмоции, но они не захватывают его и не мешают адаптации; жесткие – такая связь формирует иррациональные установки, у таких установок абсолютистический характер – требования, обязательства, приказы, причем без исключений; такие установки не соответствуют реальности; вследствие способности реализовать такие установки у такого человека возникают длительные неадекватные эмоции, ситуации, что в итоге ведет к дезадаптации.
Этапы систематической десенсибилизации: 13 техник и рабочих листов
Систематическая десенсибилизация используется для лечения крайнего отвращения посредством сочетания постепенного воздействия и расслабления.
Это основанное на фактических данных поведенческое вмешательство, направленное на то, чтобы помочь клиентам преодолеть распространенные страхи или фобии.
Общие страхи включают клаустрофобию (боязнь закрытых пространств), арахнофобию (боязнь пауков) или, при ОКР, боязнь заражения. Хотя те, кто страдает от фобий и ОКР, могут знать, что их страхи иррациональны, они чувствуют себя бессильными в их контроле.
В этой статье объясняется подход и предоставляется пошаговое руководство с некоторыми удобными методами, рабочими таблицами и видео о том, как использовать его в своей практике.
Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.
Эта статья содержит:
- Что такое систематическая десенсибилизирующая терапия?
- 2 Примеры из жизни и тематические исследования
- Пошаговое руководство для психологов
- 4 техники для сеанса терапии
- 4 полезных рабочих листа в помощь клиентам
- Полезные видео по теме
- Инструменты от PositivePsychology.com
- Сообщение на вынос
- Ссылки
Что такое систематическая десенсибилизирующая терапия?
Систематическая десенсибилизация — это поведенческая терапия, используемая для лечения тревоги, фобий, обсессивно-компульсивного расстройства и посттравматического стрессового расстройства. Он основан на идее, что клиент усвоил условную аверсивную реакцию (обычно страх или отвращение) на конкретный раздражитель (Павлов, 1960 [1927], Скиннер, 1963) и что эта ассоциация может быть нарушена контробусловливанием. Вольпе, 1958; 1964).
Стимулом может быть определенная ситуация, например знакомство с новыми людьми, в случае социальной тревожности, или конкретный предмет, например, пауки, в случае арахнофобии. Это также могут быть места, звуки, образы и события, связанные с травмирующим опытом посттравматического стрессового расстройства.
Систематическая десенсибилизация использует встречное обусловливание, чтобы научить клиента новой реакции на раздражитель, используя методы релаксации во время постепенного воздействия раздражителя. Таким образом, первоначальная реакция симпатической нервной системы на борьбу или бегство заменяется реакцией расслабления парасимпатической нервной системы (Fear, 2017).
Этот метод называется систематической десенсибилизацией, поскольку постепенное воздействие противодействия систематическим действиям проходит в три этапа.
- Клиент изучает техники релаксации, которые противодействуют его реакции на аверсивный стимул.
- Терапевт и клиент совместно создают иерархию интенсивности реакции клиента на стимул на разных уровнях воздействия стимула.
- Клиент десенсибилизируется к раздражителю посредством систематически дифференцированного воздействия раздражителя и практикует техники релаксации, чтобы противостоять своей аверсивной реакции «бей-беги» во время воздействия.
Эти три этапа отрабатываются в течение нескольких сеансов, а также может быть задано домашнее задание для поддержания контробусловливания между сеансами.
Самый простой способ объяснить этот подход — использовать примеры из реальной жизни, которые представлены в следующем разделе.
У кого развилась систематическая десенсибилизация?
Джозеф Вольпе (Wolpe, 1958; 1964) разработал этот подход на основе своей теории реципрокного торможения, согласно которой две поляризованные эмоциональные реакции не могут сосуществовать одновременно.
Другими словами, никто не может испытывать тревогу и в то же время быть расслабленным. Вольпе разработал свой подход, работая с ветеранами, страдающими посттравматическим стрессовым расстройством после Второй мировой войны.
Он использовал исследование Павлова по классическому обусловливанию (Павлов, 1960 [1927]) для выработки контробусловливания во время поэтапного воздействия аверсивных стимулов, которые мешали ветеранам вернуться к нормальной гражданской жизни. При посттравматическом стрессовом расстройстве определенные раздражители, такие как звуки, запахи, слова и места, стали ассоциироваться с травматическим опытом.
Вольпе совместил постепенное воздействие этих раздражителей с упражнениями на расслабление. Из-за процесса взаимного торможения он обнаружил, что ветераны не могут одновременно бояться и расслабляться. Он использовал постепенное воздействие раздражителей, чтобы не подавлять своих пациентов и не усиливать их аверсивные реакции.
Экспозиционная терапия, затопление и систематическая десенсибилизация
В то время как систематическая десенсибилизация основана на встречном обусловливании с использованием реципрокного торможения, экспозиционная терапия использует градуированное воздействие стимула, положительно усиливая толерантность к тревоге до тех пор, пока тревога не будет постепенно угасать (Abramowitz, 19). 96).
Между тем, при наводнении клиент подвергается воздействию раздражителя, которого боится, непосредственно за один сеанс, так что тревога заполняет нервную систему, а затем уменьшается, пока не исчезнет (McLeod, 2015).
Проблема постепенного воздействия заключается в том, что возрастающая тревога может восприниматься как невыносимая, и клиент может прекратить терапию. Кроме того, затопление может быть воспринято как травматическое, привести к дальнейшему психологическому ущербу и прекращению терапии (Abramowitz, 1996).
2 Примеры из жизни и тематические исследования
Следующие два примера из реальной жизни — самый простой способ объяснить, как работает систематическая десенсибилизация.
1. Систематическая десенсибилизация и лечение фобии
Арахнофобия — довольно распространенная боязнь пауков. При лечении этой или любой другой фобии терапевт и клиент составляют список сценариев, связанных с объектом или ситуацией, которых боятся, и клиент затем оценивает уровень своей тревожности в каждой ситуации по шкале от 1 до 10 (Lang & Lazovik, 19). 63).
Эти сценарии стимул-реакция упорядочены от наименее интенсивного на самом низком уровне (1) до наиболее интенсивного (10) наверху.
Вначале терапевт может просто обсудить пауков, а затем провести клиента через практику релаксации. Затем терапевт показывает изображения пауков и снова проводит клиента через практику релаксации.
Следующим шагом может быть просмотр пауков на видео, а также практика релаксации. С каждым большим воздействием терапевт старается не перегружать клиента. Обычная реакция клиента на страх постепенно сменяется нарастающим чувством расслабления, начиная с in vitro (контролируемые условия) и заканчивая воздействиями in vivo (в реальной жизни) (Menzies & Clarke, 19).93).
Поэтапное воздействие всегда сопровождается релаксацией. Шаги могут включать в себя воздействие реалистичного пластикового паука в комнате, а затем в их руке. Далее мертвый паук и просим клиента потрогать его палкой, потом рукой. После этого клиента можно было подвергнуть воздействию паука в прозрачном контейнере, затем снова попросить подойти к контейнеру и дотронуться до паука палкой.
Наконец, при высшей степени воздействия они могут находиться в комнате наедине с мертвым пауком, затем с пауком в контейнере в течение короткого периода времени, и даже живого паука они могут научиться ловить и удалять. Это вооружит клиента навыками, необходимыми для борьбы с пауками в реальной жизни, вместо того, чтобы чувствовать себя инвалидом из-за своей фобии.
С современными технологиями можно использовать то, что называется VRET, что означает терапию воздействия виртуальной реальности. Это форма систематической десенсибилизации in vitro. VRET позволяет клиентам работать на каждом уровне своей иерархии тревоги с дополнительной безопасностью и контролем виртуальной реальности (Rothbaum et al., 2000). VRET также можно проводить дистанционно или в качестве домашнего задания между сессиями.
2. Лечение тревожных расстройств (ОКР)
ОКР часто может включать боязнь заражения микробами или патогенами. В таких случаях систематическая десенсибилизация может быть очень полезным вмешательством. Клиенты с ОКР могут испытывать сильную тревогу и панику, например, если им приходится пользоваться туалетом вне дома. Они могут справиться с этим, предаваясь навязчивому мытью рук, пока их кожа не станет сырой, или даже вообще не пользоваться туалетом, что приводит к дополнительным проблемам со здоровьем.
Принципы борьбы со страхом заражения в целом аналогичны тем, которые используются для преодоления фобий, как в нашем примере с арахнофобией выше. Вместо того, чтобы использовать паука, используйте изображения объектов, которые ваш клиент считает зараженными или грязными.
Клиенты с ОКР опасаются заражения от разных вещей, поэтому сначала определите объекты и ситуации, которых они боятся больше всего, и учтите это в систематическом вмешательстве по десенсибилизации, используя методы релаксации и рабочие листы, представленные ниже.
2 Примеры иерархий
Различные иерархии используются для разработки систематического вмешательства по десенсибилизации. Один используется при фобиях, а другой при ОКР.
Попросите вашего клиента привести пример объекта или ситуации, которую он избегает, по шкале от 1 до 10, где 1 вызывает легкий дискомфорт, а 10 означает панику. Например, если у него боязнь пауков, то просмотр изображения паука может вызвать у него дискомфорт, скажем, 2 или 3, находясь в комнате с пауком, могут вызвать панику, что дает 10.9 баллов.0003
Когда вы впервые подвергаете своего клиента его страху, начните с уровня, который вызывает некоторую тревогу, но не подавляет его. Затем вы просите их практиковать предпочитаемую технику релаксации, чтобы ослабить тревогу, пока они не почувствуют себя более комфортно и не смогут переносить воздействие.
1. Фобия
Этот рабочий лист «Иерархия тревог» был разработан, чтобы помочь вам организовать тревогу или страх клиента в градуированную иерархию реакций от самой интенсивной до наименее интенсивной.
2. Обсессивно-компульсивное расстройство
Этот рабочий лист иерархии триггеров был разработан, чтобы помочь вам организовать триггерные ситуации или объекты клиента с ОКР в градуированную иерархию реакций от наиболее интенсивных до наименее интенсивных.
Пошаговое руководство для психологов
В этом руководстве описан процесс систематической десенсибилизации, состоящий из шести шагов. Эти шаги следует применять во время экспозиций с возрастающей интенсивностью, которые можно спланировать заранее, используя рабочие листы иерархии выше, а также методы релаксации и рабочие листы ниже.
1. Психообразование
Крайне важно рассказать вашему клиенту о целях систематической десенсибилизации, методах и научных данных, лежащих в их основе. Это заверит клиента, что, хотя лечение иногда будет неудобным, в долгосрочной перспективе этот подход имеет прочную доказательную базу, подтверждающую его эффективность. Возможно, вам будет полезно поделиться приведенными ниже видеороликами с вашим клиентом.
2. Установите иерархию
Убедившись в готовности клиента продолжить лечение и согласившись на лечение, помогите ему определить ситуации, вызывающие тревогу или триггеры. Установите иерархию тревог/триггеров с помощью наших таблиц иерархии фобий и ОКР.
3. Планирование вмешательства
Используйте информацию, полученную из рабочих листов иерархии в нашем листе градуированного воздействия, для разработки систематического вмешательства по десенсибилизации, адаптированного к конкретным потребностям вашего клиента.
4. Практика релаксации
Прежде чем приступить к какой-либо поэтапной экспозиции, предложите своему клиенту изучить практику релаксации. Разные клиенты могут найти одно проще или эффективнее, чем другое. Вы можете выбрать прогрессивную мышечную релаксацию, глубокое дыхание или управляемую визуализацию. Мы опишем каждый ниже.
5. План лечения
Составьте план лечения с конкретными датами и временем и заверите своих клиентов, что они могут прекратить воздействие, когда им это необходимо. Важно, чтобы клиент чувствовал, что полностью контролирует процесс и не перенес никакой травмы, которая усугубит его проблемы.
6. Начало
Теперь вы готовы начать. Посмотрите на бесплатные рабочие листы ниже, которые подробно описывают шестиэтапный систематический процесс десенсибилизации, начиная с разговора об их неприятных стимулах, обмена соответствующими изображениями, затем направляемой визуализации, видео и, наконец, удаленного воздействия в реальной жизни.
Последним шагом будет реальная контролируемая демонстрация ситуации, вызывающая сильнейшее беспокойство.
7. Поддержание
Чтобы поддерживать встречное обусловливание, достигнутое между сессиями, предложите своему клиенту наш рабочий лист систематической десенсибилизации для использования между сессиями.
4 Техники для вашего сеанса терапии
Следующие методы описывают упражнения на релаксацию, которые вы можете использовать во время сеансов, и объясняют, как планировать постепенное воздействие с вашим клиентом.
Удобные методы релаксации
1. Прогрессивная мышечная релаксация
Это упражнение было адаптировано из бесплатного упражнения на релаксацию, предлагаемого британской благотворительной организацией MIND.
Сначала клиенту нужно удобно устроиться, с прямой спиной и ногами до пола, затем следовать этому сценарию.
«Начните с того, что сжимайте пальцы ног как можно сильнее на несколько секунд, а затем отпускайте их. Обратите внимание на разницу между двумя чувствами. Затем напрягите мышцы и сделайте глубокий вдох и расслабьтесь на выдохе».
Используйте этот сценарий, чтобы двигаться вверх по телу, чтобы напрячь и расслабить икры, бедра, живот, плечи и руки, попросив их сжимать и расслаблять каждую группу мышц по очереди. Вы также можете добавить следующее:
«Найдите время, чтобы обратить внимание на любые части вашего тела, которые чувствуют напряжение, напряжение или усталость. Повторяйте это, если вы все еще чувствуете напряжение, пока не расслабитесь».
У NHS Every Mind Matters есть аудиогид по расслаблению вашего тела на YouTube, которым вы можете поделиться со своим клиентом, чтобы провести его через это упражнение между сеансами.
Чтобы узнать о других вариантах этой техники, посетите нашу статью о прогрессивной мышечной релаксации.
2. Направляемая визуализация: спокойное место
В качестве альтернативы вы можете провести своего клиента через визуализацию, которая задействует все пять чувств и переносит его в спокойное место. «Пляж» — это бесплатный PDF-файл со сценарием доктора Прентисса Прайса из Центра консультирования и развития карьеры Южного университета Джорджии, который вы можете скачать бесплатно и адаптировать по своему усмотрению.
3. Глубокое дыхание
Эта практика будет особенно полезна для клиентов, когда они сталкиваются с реальным воздействием, преднамеренным или непреднамеренным, поскольку ее можно практиковать осторожно в любой ситуации.
Попросите клиента просто глубоко вдохнуть через нос, считая до трех, а затем выдохнуть через рот, считая до трех. Иногда удерживание живота и подсчет вдохов и выдохов может быть особенно успокаивающим и расслабляющим.
Разработка плана поэтапного воздействия
Используя наш Рабочий лист постепенного воздействия, вы можете спроектировать постепенное воздействие на вашего клиента аверсивных стимулов, то есть объекта или ситуации, которых он боится или избегает.
Ниже мы публикуем дополнительные поэтапные рабочие листы, специально разработанные для систематических сеансов десенсибилизации с возрастающей интенсивностью.
4 Полезные рабочие листы в помощь клиентам
В этих четырех рабочих листах описываются конкретные методы постепенного воздействия на клиента аверсивных стимулов при одновременном преодолении беспокойства путем практики расслабления.
Каждый рабочий лист описывает процесс из шести шагов и то, как использовать шкалу оценки беспокойства.
- Систематическая десенсибилизация: от обсуждения к изображениям
- Систематическая десенсибилизация: от управляемой визуализации к видео
- Систематическая десенсибилизация: воздействие на расстоянии
- Домашнее задание по систематической десенсибилизации
Лист с домашним заданием предназначен для поддержания контрусловной реакции между сеансами. После каждого сеанса, когда вы использовали любой из первых трех рабочих листов, дайте клиенту распечатанный лист домашнего задания и покажите, какое упражнение он должен выполнять.
Полезные видео по теме
1. Как справиться с любым страхом
В этом развлекательном видео рассказывается об истоках систематической десенсибилизирующей терапии и о том, как она работает. Поделитесь этим с клиентом, который рассматривает возможность вмешательства.
2. Систематическая десенсибилизация и затопление
В приведенном ниже видео показано, как работает систематическая десенсибилизация, а также различия между этим постепенным контролируемым подходом и полным погружением, используемым во время затопления.
Также обсуждаются плюсы и минусы каждого метода.
Инструменты с сайта PositivePsychology.
comНа сайте PositivePsychology.com есть дополнительные бесплатные рабочие листы по управлению тревогой. Попробуйте наш рабочий лист «Якорное дыхание», чтобы помочь клиентам заземлиться, когда они испытывают тревогу, и наш рабочий лист «ПРЕКРАТИТЬ панику», чтобы справиться с приступами паники.
Наш набор инструментов для позитивной психологии© также содержит полезные инструменты для поддержки вашего плана лечения систематической десенсибилизацией, в том числе Последствия эмпирического избегания психообразовательный инструмент. Это объясняет, как избегание пугающих ситуаций или объектов усиливает дистресс в долгосрочной перспективе.
17 упражнений по позитивной психологии. Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка подписей содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.
Важная информация
Систематическая десенсибилизация — это высокоэффективная, основанная на фактических данных поведенческая терапия для клиентов, которые избегают определенных ситуаций, будь то из-за фобий, социальной тревожности, ОКР или посттравматического стрессового расстройства.
Он отличается от поэтапного воздействия и затопления тем, что основан на принципе реципрокного торможения, который заменяет аверсивную реакцию, такую как тревога, на усвоенное расслабление.
Важно отметить, что клиент всегда контролирует интенсивность воздействия, что позволяет избежать дальнейших травм и усугубления поведения избегания.
Систематическая десенсибилизация — ценная терапия, которая может избавить клиентов от их ограничивающих страхов и отвращений и позволить им жить более полной приключений и полноценной жизнью.
Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.
- Абрамовиц, Дж. С. (1996). Варианты воздействия и предупреждения реакции при лечении обсессивно-компульсивного расстройства: метаанализ. Поведенческая терапия , 27(4), 583-600.
- Страх, Р. М. (2017). Систематическая десенсибилизация при панике и фобии: Введение для медицинских работников . Рутледж.
- Ланг П.Дж. и Лазовик А.Д. (1963). Экспериментальная десенсибилизация фобии. Журнал ненормальной и социальной психологии , 66(6), 519.
- Маклеод, Южная Америка (2015). Систематическая десенсибилизация как процесс встречного обусловливания. Просто психология . Получено 27 апреля 2022 г. с сайта www.simplypsychology.org/Systematic-Desensitisation.html .
- Мензис, Р. Г., и Кларк, Дж. К. (1993). Сравнение in vivo и заместительного воздействия при лечении детской водной фобии. Поведенческие исследования и терапия , 31(1), 9-15.
- Павлов И.П. (1960) [1927]. Условные рефлексы . Дуврские публикации.
- Ротбаум Б.О., Ходжес Л., Смит С., Ли Дж. Х. и Прайс Л. (2000). Контролируемое исследование воздействия виртуальной реальности на лечение боязни летать. Journal of Consulting and Clinical Psychology , 68(6), 1020.
- Скиннер, Б.Ф. (1963). Оперативное поведение. Американский психолог , 18(8), 503–515.
- Вольпе, Дж. (1958). Психотерапия реципрокным торможением . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета.
- Вольпе, Дж. (1964). Поведенческая терапия при сложных невротических состояниях. Британский журнал психиатрии , 110(464), 28-34.
Систематический |
Об этом веб-сайте | Вопросы и ответы о психотерапии | Книги | Ваша надежда
Страница Содержание: Введение / Исходная информация и критическая информация Оценка / Фобия или одержимость? / Самоуправляемое SD / Шаг 1: Расслабление / Шаг 2: Иерархия / Шаг третий: сопряжение / Потенциальные проблемы / в Виво |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Систематическая десенсибилизация (Определение + примеры)
Арахнофобия — боязнь пауков. Акрофобия — боязнь высоты. Трипофобия — боязнь узоров из маленьких дырочек. (Это вещь!) Эти фобии могут быть просто неприятностью, а могут серьезно повлиять на нашу жизнь. Фобии, такие как клаустрофобия или агорафобия, могут удерживать нас внутри и вдали от веселых занятий. Они также могут помешать нам двигаться вперед в карьере или отношениях. Или эти фобии могут просто смущать.
Что делать с фобиями? Есть несколько способов справиться или преодолеть иррациональные страхи, такие как боязнь пауков или толпы. В этом видео я расскажу о систематической десенсибилизации и о том, почему это один из лучших способов побороть страхи. Я также предоставлю некоторые методы и практики, которые можно использовать дома. Хотя с помощью этих техник можно снизить чувствительность себя, я бы также рекомендовал обратиться к терапевту или медицинскому работнику, чтобы вы могли подробнее поговорить о своих страхах.
Что такое систематическая десенсибилизация?
В 1950-х годах многие ветераны Второй мировой войны возвращались домой и испытывали серьезные симптомы посттравматического стрессового расстройства. За исключением того, что в то время это не называлось посттравматическим стрессовым расстройством. Это называлось «военным неврозом» и лечили сывороткой правды. Не очень эффективно. Джозеф Вулф был южноафриканским психиатром, который стремился найти более эффективные способы помочь ветеринарам с посттравматическим стрессовым расстройством преодолеть свои страхи и снизить общее беспокойство.
На протяжении всей своей карьеры он придумывал методы взаимного торможения, включая систематическую десенсибилизацию. Его работа сделала его одним из самых уважаемых психиатров 20-го века.
Вулф использовал идеи классического обусловливания, чтобы придумать свои методы систематической десенсибилизации. Он пришел к выводу, что чем дольше человек испытывает тревогу при воздействии определенных раздражителей, тем дольше будет продолжаться фобия. Он также полагал, что никто не может чувствовать тревогу и спокойствие одновременно. Таким образом, если бы пациенты могли медленно приучать себя сохранять спокойствие при мысли или виде определенных раздражителей, они в конечном итоге преодолели бы свою фобию.
Хотя систематическая десенсибилизация является формой экспозиционной терапии, она известна как «постепенная экспозиционная терапия». Экспозиционная терапия может включать в себя «затопление» пациентов их фобиями или воздействие на них в больших дозах. Это не всегда работает и может причинить больше травм, чем исцеления. Многие терапевты обнаружили, что систематическая десенсибилизация более эффективна.
Систематическая десенсибилизация может быть использована для «прокладывания пути» к жизни без фобий.
Примеры систематической десенсибилизации
Использование техник релаксации для успокоения мысли о своей фобии
Вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-то чувствовал себя в ловушке? Они могут заставить себя думать о широких, открытых пространствах, чтобы чувствовать себя лучше. Систематическая десенсибилизация как бы делает обратное. Допустим, вы чувствуете толпу. Вам не нужно сразу ставить себя в толпу. Но представьте себя в толпе на музыкальном фестивале. Мысль об этом может вызвать у вас тревогу. Вместо этого систематическая десенсибилизация учит вас включать техники релаксации при одной только мысли о толпе.
Эти методы релаксации могут включать:
Глубокое, осознанное дыхание
Сканирование тела
Успокаивающая визуализация
Йога
Прослушивание управляемой медитации
Повторение молитвы, утверждения или мантры
Другие методы осознанности
Не все из этих методов релаксации подходят для всех. Вместе пациент и терапевт (или сам пациент) могут работать над поиском техники, которая постоянно приводит к состоянию умиротворения. Это умиротворение должно сопровождать пациента, когда он начинает мягко раскрывать свой страх.
Движение вверх по лестнице спокойствия
Как только пациент узнает, как успокоиться при мысли о фобии, он может продолжить «иерархию» своих страхов. Внизу этой иерархии может быть мысль о фобии. Наверху может быть воздействие указанной иерархии.
Вот пример из опыта Джозефа Вулфа.
У него был пациент, который навязчиво мыл руки и половые органы после посещения туалета. (Мы говорим о часах стирки.) Навязчивое поведение возникло из-за страха заразить себя и других мочой. Используя систематическую десенсибилизацию, Вульф смог помочь молодому человеку преодолеть свой страх и остановить навязчивое поведение.
Вулф начал лечение с того, что попросил мужчину сохранять спокойствие, визуализируя, что он подвергается воздействию большого желоба с водой и одной каплей мочи. Как только пациент смог сохранять спокойствие во время этой визуализации, Вульф увеличил концентрацию мочи.
Вулф тоже начал ставить бутылку с мочой подальше от мужчины. Сначала расстояние было большим. Постепенно, по мере того как мужчина приучал себя меньше волноваться при мысли или виде мочи, Вулф поддвинул бутылку ближе. В конце концов, мужчина смог сохранять спокойствие, даже когда ему на руки нанесли несколько капель разбавленной мочи.
Применение систематической десенсибилизации к вашей социальной фобии
Опять же, это можно сделать самостоятельно, если вы проявите терпение и будете соблюдать методы систематической десенсибилизации. Преодоление ваших страхов не произойдет за одну ночь — только когда вы почувствуете себя комфортно, сталкиваясь с одним уровнем своих страхов, вы можете начать двигаться вверх и решать более пугающие ситуации.
Допустим, у вас социофобия или социальное тревожное расстройство. Первым шагом в этом процессе является поиск методов релаксации (например, расслабляющего сканирования тела), которые вам подходят. Попробуйте эту технику еще до того, как начнете бороться со своим страхом. Когда вы освоите технику, пора двигаться дальше.
Составьте список всех своих страхов, ранжируя их. Разговор с лучшим другом по телефону может быть не страшным. Но когда вы отвечаете на телефонные звонки кому-то, кого вы никогда не встречали, или представляете себя в переполненной комнате, вы можете дрожать при мысли об этом. Проранжируйте эти страхи по степени того, насколько они причиняют вам дискомфорт. Начните с размышлений об этих ситуациях, а затем постепенно переходите к тому, чтобы было в этих ситуациях.
Начните с нижней иерархии. Представьте, что вы отвечаете на телефонные звонки или вовлечены в любую ситуацию, которая вызывает у вас небольшое беспокойство. Включите технику релаксации, пока не почувствуете себя спокойно, визуализируя ситуацию. Это может не получиться с первой попытки, но продолжайте практиковаться. Как только вы почувствуете себя уверенно и спокойно, визуализируя эту первую ситуацию, двигайтесь дальше. В конце концов, вы сможете столкнуться со своей социофобией лицом к лицу, не беспокоясь.
Опять же, для этого может потребоваться помощь терапевта или медицинского работника. Если у вас возникли проблемы с выполнением программы или прогрессом, свяжитесь с нами. Но нет ничего плохого в том, чтобы начать процесс систематической десенсибилизации дома!
Теодор Т.