Деструктивность это в психологии – что это значит, влияние, профилактика, психология, признаки, виды, лечения, действия

Содержание

что это такое, виды поведения у подростков

Все люди по своей природе делятся на тех, кто созидает, и на тех, кто разрушает. Люди со вторым вариантом характера часто являются повышенным источником опасности для общества, окружающих и даже самих себя. В психологии такое явление носит название деструктивного поведения, в переводе с латинского языка «деструкция» означает «разрушение».

Разрушение личности может стать необратимым

Разрушение личности может стать необратимым

Определение деструктивного характера

Деструкция это в психологии стремление личности нарушить свою цельную природу, нанести вред себе или окружающим. Это состояние, которое может нанести большой вред психике человека, потому что:

  • Деструкция неизменно приводит к проблемам с физическим здоровьем;
  • Человек, сосредоточенный на разрушении, не может позитивно мыслить и конструктивно общаться;
  • Саморазрушение приводит к постепенной физической и моральной деградации личности;
  • Если человек не способен созидать, он не может реализовать свой духовный потенциал, это ведет к быстрому истощению внутренних ресурсов.

Определение деструктивного состояния звучит как желание человека нарушить внутреннюю гармонию в себе самом и окружающем мире. Склонность к разрушению зависит от уровня развития деструктивных черт характера: у кого-то они ярко выражены, у кого-то почти отсутствуют («люди-созидатели»).

Стремление к деструкции, уничтожению может быть направлено внутрь или наружу, во внешний мир. В первом случае человек представляет опасность для себя самого, во втором – для общества. Оба варианта разрушительного поведения нуждаются в своевременной психологической коррекции. Деструктивный характер значительно затрудняет общение и конструктивное взаимодействие с окружающим миром, поэтому такие люди часто чувствуют себя одинокими, значит, страдают от вынужденной социальной изоляции.

Склонность к нарушению внутреннего баланса есть у всех, но бывает выражена в разной степени

Склонность к нарушению внутреннего баланса есть у всех, но бывает выражена в разной степени

Деструктивность как качество человека

Деструктивность это в психологии предрасположенность к разрушительным действиям по отношению к себе, окружающим или социуму в целом. Причина такого состояния может быть разной. Деструктивный характер определяется генами, чаще он все-таки формируется с возрастом, особенно, если ребенок растет в социально неблагополучной семье. Деструктивную направленность личности можно легко определить по следующим ярким признакам:

  • Человек намеренно ломает или портит свои (чужие) вещи;
  • Любовь к неприятным зрелищам, «ужастикам», частый просмотр фильмов со сценами насилия, суицида;
  • Интерес к смерти и суициду;
  • Склонность к длительным депрессиям.

Если человек демонстрирует данные симптомы, это говорит о развитии деструкции. Стремление разрушать все вокруг себя и собственную личность часто сочетается с различными видами зависимостей: табачной, алкогольной, наркотической или игровой.

Если негативная энергия направлена вовнутрь, человек может сознательно наносить себе увечья. У женщин это увлечение пластическими операциями и пирсинг, у мужчин – татуировки и «тоннели» в ушах. Самое печальное то, что от стремления наносить себе увечья тоже возникает сильная зависимость, поэтому человек, однажды сделавший себе татуировку с целью деструкции собственной личности, уже не может остановиться и продолжает уродовать свое тело. Такое поведение характерно не только для подростков, оно распространено и среди людей после 30 лет.

Виды деструктивного поведения

Деструктивное поведение в психологии это стремление к совершению действий, направленных на повреждение чего-либо. Эти действия могут иметь разный характер. Один из самых распространенных видов такого поведения – это деструктивный разговор (стремление всеми способами обидеть, унизить, морально уничтожить собеседника).

Специалисты выделяют несколько групп деструктивных тенденций:

  • Разрушение себя самого;
  • Моральное уничтожение других людей;
  • Разрушение окружающего мира;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и установками.

Интенсивность стремления к разрушению не зависит от возраста. Эта тенденция одинаково часто встречается у молодежи и людей старшего возраста. Мужчины более склонны к такому поведению, по сравнению с представительницами слабого пола. Негативное отношение к окружающему миру часто развивается под влиянием стресса или экзистенциального кризиса, профессионального выгорания. Тяга к деструкции может быть вызвана потерей работы, смертью близкого родственника или другой серьезной психологической травмой. Холерики более склонны к разрушительному поведению, направленному вовне. Меланхолики чаще демонстрируют тенденцию к автодеструкции.

Общаться с человеком, открыто демонстрирующим желание морально уничтожать окружающих и склонному к конфликтам, сложно. По возможности, лучше свести общение к минимуму. Если это невозможно (например, деструктивной личностью является непосредственный руководитель), нужно использовать различные методы психологической защиты от проявляемой агрессии.

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Вандализм и алкоголизм молодежи – типичное проявление опасных наклонностей к разрушению

Внимание! Крайней формой деструкции является убийство, крайней формой автодеструкции (саморазрушения) – суицид. Известно, что разрушительное поведение молодежи и подростков часто связано с тем, что они смотрят по телевидению и видят в компьютерных играх. Особую опасность для молодых умов представляет японская видеопродукция, так как для японской культуры характерно подсознательное стремление к деструкции.

Деструктивное поведение человека

Один из самых опасных типов психологических расстройств подростков и взрослых – это деструктивный характер. Он может проявляться постоянно или периодически, в виде неожиданных вспышек гнева и агрессии. Наиболее опасны такие вспышки, если человек находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В состоянии аффекта такая личность теряет человеческий образ и может нанести серьезный вред окружающим, особенно тем, кто слабее. Мужчины, имеющие склонность к разрушению, часто унижают ни в чем не повинных жен и детей, превращая их в жертв домашнего насилия. В этом случае лучший способ спастись от домашнего тирана и получить свободу – обратиться в кризисный центр помощи жертвам домашнего насилия.

Все люди делятся на созидателей и разрушителей

Все люди делятся на созидателей и разрушителей

Деструктивное поведение подростков

Деструктивное поведение несовершеннолетних подростков всегда вызывает большую тревогу. Если оно явное, предостеречь молодого человека от страшных поступков несложно, для этого достаточно родительской заботы и визита к грамотному психологу. Однако чаще всего молодые люди всеми способами скрывают от взрослых свое патологическое влечение к разрушению или саморазрушению.

Деструкция собственной жизни характерна для многих современных молодежных субкультур, например, готов. Чаще всего подростки занимаются вандализмом. Известны случаи, когда 13-14 летние школьники ломают инвентарь на детских площадках, намеренно устраивают пожары и погромы на кладбищах. Все это – типичные признаки развивающейся страсти к разрушению. С возрастом эти отклонения могут усилиться и привести к процессу деградации личности. Некоторые подростки намеренно наносят себе увечья и травмы, считая это признаком смелости. Еще одно характерное проявление негативного отношения к себе и миру – увлечение экстремальными хобби и видами спорта, связанными с большим риском для жизни. Пример – движение «зацеперов».

Внимание! В социальных сетях молодежь подстерегает серьезная опасность – сообщества, в которых у подростков намеренно разжигают интерес к автодеструкции. Наглядный пример – известная группа «Синий кит», участники которой, информационно зомбируя детей, толкали их на совершение суицида.

Профилактические мероприятия, направленные на коррекцию

Для профилактики деструктивного отклоняющегося поведения необходимо:

  • Активно развивать психологическое позитивное мышление вместо разрушительного;
  • Проводить политику защиты молодежи от негативного влияния интернета;
  • Пропагандировать основные принципы здорового образа жизни и занятия разными видами спорта;
  • Проводить активную работу с молодежью в плане культурного досуга и патриотического воспитания;
  • Всячески поощрять любое стремление ребенка к созиданию, делать что-то своими руками как альтернативу разрушению.

Как показывает практический опыт, такие мероприятия по профилактике  обычно дают хороший результат и находят живой отклик у молодых людей, страдающих от склонности к деструкции или автодеструкции.

При любых проявлениях деструктивного поведения человеку требуется неотложная психологическая помощь. В отличие от других, не представляющих угрозу для общества расстройств, данная проблема не проходит самостоятельно и нуждается в коррекции. Тенденция к деструкции быстро прогрессирует, поэтому оставлять без внимания нарастающее стремление к разрушению ни в коем случае нельзя.

Видео

srazu.pro

Человеческая деструктивность по Эриху Фромму

В человеческой природе сокрыто множество парадоксальных загадок. Одним из таких парадоксов является стремление человека к разрушению окружающего мира и самого себя – человеческая деструктивность. Парадоксально такое явление потому, что противоречит закону выживания и инстинкту самосохранения.

Что такое деструктивность

Почему человек, у которого есть все физические и интеллектуальные данные для того, чтобы творить и создавать нечто прекрасное, полезное и жизнеутверждающее, действует деструктивно?

Деструктивность как явление и как свойствоДеструктивность как явление – это полное разрушение или нарушение нормальной структуры чего-либо, производимое личностью и направленное либо вовне (на других людей, предметы), либо на самого себя.

Деструктивность

как свойство человеческой личности – это негативное отношение к себе и другим людям, проявляющееся в соответствующем разрушительном поведении.

Человеческую деструктивность также рассматривают как:

  • установку причинять вред себе или другим людям,
  • сознательное желание вредить ради получения удовольствия,
  • неадекватную и примитивную реакцию на препятствия и трудности, чаще всего вызванную страхом,
  • модель поведения, направленную на возвышение собственной личности за счет унижения или полного уничтожения других людей.

Деструктивность принято считать явлением патологическим. Садизм, вандализм, некрофилия, террор, войны, экоцид, наркомания, убийства и самоубийства – вот некоторые из тех деструктивных явлений, что наблюдаются в современном обществе.

Деструктивные действия вредят не только человеку, предмету или явлению, на которое они направлены, но и самому разрушителю. Например, такое деструктивное явление как месть не приносит счастья мстителю. Хотя он надеется, что месть принесет облегчение, как правило, наоборот, достигая цели, чувствует себя еще хуже, количество негативных переживаний увеличивается. Разрушая чью-то жизнь, мститель рушит свою и уничтожается все доброе в себе.

Негативные последствия деструктивности не заставляют себя долго ждать, и чаще всего проявляются в форме:

  • страданий разрушителя и его жертв,
  • деградации личности разрушителя,
  • возникновения у разрушителя физических и психических расстройств, заболеваний, негативных привычек, зависимостей,
  • ответной деструктивной реакции со стороны потерпевшего (что влечет за собой цепную реакцию и приводит к разрастанию конфликта),
  • распространения аморальности, беспринципности, безнравственности в обществе.

Человеческая деструктивность по Э. Фромму

Феномен человеческой деструктивности изучали такие психологи как А. Адлер, К.Г. Юнг, С. Шпильрейн, З. Фрейд, В. Райх и другие. В наше время наибольшую популярность и признание заслужила теория немецкого психолога, социолога, философа Э. Фромма, изложенная в его труде «Анатомия человеческой деструктивности» (1973г.).

Человеческая деструктивность по Э. ФроммуВо второй половине прошлого века Э. Фромм отметил факт: чем менее развито общество, тем реже случаются в нем войны. Действительно, по мере исторического развития цивилизации, деструктивные тенденции в обществе все больше возрастают, хотя логично было бы предположить обратный процесс.

Человеку не нужно воевать, чтобы выжить, цивилизация предоставляет все блага, есть понимание того, что любой конфликт можно решить мирным путем, однако войны и оружие становятся все более и более изощренными и жестокими.

В цивилизованном обществе потребности человека относительно легко удовлетворить, не нужно никого убивать, чтобы выжить. Но человек, живущий в комфорте и достатке, все равно склонен к разрушению и саморазрушению.

Такую тенденцию Э. Фромм объяснял существованием двух видов деструктивности:

  1. Доброкачественная. Является оборонительной, служит психологической защитой и обеспечивает выживание в случае возникновения угрозы жизни. Как только угроза или опасность исчезают, стремление разрушать тоже пропадает.
  2. Злокачественная. Является необоснованной, не служит цели выживания и самозащиты. Деструктивное поведение, отличающееся особой, бессмысленной жестокостью, по мнению Э. Фромма, свойственная только людям.

Именно потому, что человеческая деструктивность злокачественна, человек способен не просто мучить и убивать себе подобных, но делать это без биологических и материальных причин, испытывая при этом удовольствие.

Человечество как вид бесчеловечноПолучается, что человечество как вид бесчеловечно. Один человек, глядя на другого, скорее увидит в нем врага, а не друга, сородича, собрата, «своего» (какими люди являются друг для друга на самом деле), если он другой национальности, расы, по-другому одет, говорит, ведет себя и так далее.

Чужой человек воспринимает не как человек даже, а как другой биологический вид. Если люди не разовьют в себе «чувство родства», процесс самоуничтожения не остановится и человечество исчезнет без следа.

Как преодолеть разрушительные тенденции

Деструктивность свойственна каждому человеку, но для кого-то разрушительный тип поведения является преимущественным, а кто-то бывает агрессивен и зол только в неординарных, критических, стрессовых ситуациях.

Тенденции к саморазрушению и разрушению внешнего объекта часто обнаруживаются у подростков, психически нездоровых, агрессивных, имеющих различного рода зависимости людей, правонарушителей и преступников.

Полностью побороть стремление к разрушению невозможно, его можно только уменьшить, отыскав причины деструктивности поведения и поработав над их устранением.

Основными причинами человеческой деструктивности являются:

  • невозможность самореализоваться,
  • конформизм,
  • изолированность, одиночество,
  • нарциссизм,
  • неуверенность в себе, комплекс неполноценности,
  • ощущение собственной незначительности,
  • ощущение безразличия или презрения со стороны окружающих,
  • скука, пассивность,
  • депрессия.

Помочь себе побороть деструктивность - рекомендацииПомочь себе побороть деструктивность можно воспользовавшись такими рекомендациями:

  • избавиться от страха показаться неполноценным, глупым, слабым, беззащитным человеком и прочих тревог;
  • развивать сочувствие, сопереживание, эмпатию, альтруизм;
  • научиться доверять себе, людям, течению жизни;
  • осознать, что повысить собственную значимость в глазах людей (и не нажить при этом врагов), можно развиваясь как личность и самосовершенствуясь, а не унижая других и разрушая их жизни;
  • периодически трансформировать накопившуюся агрессию, перенаправляя ее в конструктивное русло;
  • свободно заниматься творчеством, чтобы иметь возможность выражать себя и проявлять негативные переживания, не причиняя при этом никому вреда.

Преодолевая собственную деструктивность, можно помочь всему человечеству справиться с этой проблемой и перейти на новый, действительно цивилизованный и миролюбивый этап развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Помочь себе побороть деструктивность - рекомендации Загрузка…

Понравилась запись? Поделитесь с друзьями

ourmind.ru

Деструктивность Деструктивный | Что такое Деструктивность Деструктивный

Конструктивная критика: когда я критикую вас.

Деструктивная критика: когда вы критикуете меня.

Автор в розыске

Ломать – не строить, душа не болит.

Пословица

         Деструктивность  как качество личности – неспособность создавать основу для дальнейшей плодотворной работы, рационального и целесообразного поведения; нарушение функционирования чего-либо.

     Однажды бедный крестьянин зашел в свой сарай и нашел под куриным насестом золотое яйцо.  Его первой мыслью было: “Кто-то хочет надо мною подшутить”. Но чтобы действовать наверняка, он взял яйцо и отнес его к ювелиру. Тот проверил яйцо и сообщил крестьянину: “100-процентное золото, чистое золото”. Крестьянин продал яйцо и вернулся домой с большими деньгами. Вечером он закатил пир горой.  На рассвете встала вся семья, чтобы посмотреть, не снесла ли курица еще одно яйцо. Действительно, в гнезде снова лежало золотое яйцо.

    С тех пор крестьянин каждое утро находил такое яйцо. Продавая их, он стал очень богат.  Но крестьянин был человеком жадным, значит, деструктивным. Он спрашивал себя, почему курица несет только по одному яйцу в день,  как это у нее получается? Он хотел узнать это, чтобы создавать золотые яйца самостоятельно и стать еще богаче. Со временем бывший крестьянин стал все больше разражаться от того, что не находил ответов и никак не мог повлиять на появление золотых яиц. Деструктивность сознания толкала его к разрушению. И однажды его терпение иссякло, вся злость и раздражение выплеснулась наружу – он схватил нож, отправился в курятник и зарезал курицу, чтобы заглянуть внутрь. Всё, что он обнаружил – это половинки будущего золотого яичка, которое только начало зарождаться. Мораль этой мудрой истории такова – не потакай те своему деструктивному сознанию, не убивайте курицу, несущую золотые яйца.

       Деструктивность – поборница быстрого результата. Она не хочет понимать мысль, что успех (золотое яйцо) должен быть долгосрочным. Получить быстрый результат – это деструктивная идея.  Например, человек  побежал в банк за ипотечным кредитом. Хочет купить дом и престижную машину. Какая деструктивная сила погнала его в рабство перед банком? Жадность и деструктивное мышление. Кредит под высокие проценты придётся отрабатывать. Придётся вкалывать на нескольких работах.  Здоровье разрушается от перенапряжения и недосыпания. Отношения в семье тоже разрушаются, ибо дом и машина есть, а самого хозяина нет, он постоянно на работе, приходит, когда все уже спят, а уходит, когда все ещё спят. Словом, сплошной разгул деструктивности.

       Философ Д.Г. Пшонко утверждает, что идея в том, чтобы двигаться таким образом, чтобы наши ресурсы постоянно пополнялись, и от увеличения ресурсов зависит увеличение результата, то есть мы должны заботиться о золотых яйцах, безусловно, но при этом нужно любить и лелеять курицу, которая эти золотые яйца приносит. И человек, при планировании своей жизни, должен планировать не только результат, а планировать ресурс, пополнения ресурса, и каждый раз, чем больше он уделяет внимания пополнению ресурсов, тем больше он результат получает. Таким образом, конструктивный подход к своей жизни предполагает  правильное взаимодействие со временем, с планированием своей жизни, с планированием своих возможностей, с  постоянным пополнением ресурса.

      Деструктивный подход к жизни всегда осуществляется в союзе с жадностью. Быстрее купить дом, машину. И побольше, побольше цацек. Разумность говорит: — Нужно спокойно заработать деньги,  не нужно брать кредиты под грабительские проценты. Всему своё время. Придёт время, купим спокойно и дом и машину, но только  без ажиотажа и воспаленного от жадности и деструктивности сознания.

       Здесь напрашивается анекдот о двух быках, у молодого быка деструктивное мышление, а у старого, наоборот, конструктивное.

      Два быка, молодой и старый, стоят на пригорке и смотрят вниз на стадо коров. Молодой говорит: — Слушай, хватит траву жевать, я воооон там такую красивую телку приметил, давай быстро спустимся и займемся с ней любовью. Потом вернемся, траву дожуем, а??!?!?! Старый бык меееедленно, размеренно пережевывает траву… Молодой: — Ну, давай же быстрее, вдруг уйдет!! — Смотри, вот еще одна красавица — рыженькая, с белыми пятнами. Давай быстренько спустимся и полюбим ее, а?!  Старый, размеренно, никуда не торопясь, жует траву. – Нет! Я сейчас лавиной спущусь с горы, снесу по пути сарай, сломаю забор и полюблю вон ту блондинку. Старый бык (густым басом):  Н-е-е-ет…  Сейчас мы спокойно дожуём траву, а затем ме-е-е-едленно, размеренно спустимся с горы и завладеем всем стадом… а потом также  медленно и размеренно уйдем в горы.

      В погоне за результатом человек быстро растрачивает свои результаты. Эффективность – ноль. Рванул на десять тысяч, как на пятьсот и спёкся. В итоге разочарование и уныние от деструктивного сценария жизни. Конструктивный сценарий – это когда человек постоянно развивается, личностно растет, самосовершенствуется. Он не гонит события, не потакает глупости и жадности, не доводит свой разум до болезни – деструктивности мышления.

      Деструктивный человек – специалист–подрывник собственного разума. Обычно он находится под влиянием энергии невежества и деградации. Недаром в рядах деструктивности много людей, склонных к наркотикам, разврату, алкоголизму, суициду.

     Деструктивность – разрушительное, гибельное и неплодотворное состояние сознания. Сознание деструктивное, когда в нём засела идея, что в этом мире не стоит ничего добиваться, что этот мир иллюзорен, нужно бросить этот мир, нужно обратить свой взор в потустороннюю реальность, в потусторонний мир. Деструктивное сознание говорит: — В  материальном мире отсутствует цель, ради которой можно было бы жить: ни семья, ни любовь, ни дружба, ни общественное благоустройство, ни квартиры, ни машины, ни уважение окружающих, ничего не стоит, чтобы жить  ради этого даже секунду, не говоря уже о целой жизни.

       Деструктивность – это пропасть между теорией и практикой. Знания есть, а применять их на практике человек не собирается. Такой подход равнозначен феномену: купить билет на поезд и не поехать. Ученье – свет, а неучёных – тьма. Все всё знают, но применить не могут. Это – деструктивность и глупость.

       Человек порой отлично знает, к какому печальному финалу приведёт его деструктивное поведение, но вопреки здравому смыслу продолжает действовать деструктивно. Разум говорит ему: — Сегодня напьёшься, завтра голова будет бо–бо. Будешь мучиться с похмелья. Если выпил хорошо – значит, утром плохо. Если утром хорошо – значит, выпил плохо.

      Неразумный человек выслушивает разум, но действует деструктивно. Радостно поднимает стакан. Доволен.  Это невежество. Детское состояние сознания. Знает, но действует себе во вред. Потакает своим чувствам и вожделенному уму. Это и есть деструктивное поведение.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

podskazki.info

Деструктивная личность

Одним из основополагающих утверждений современной психологической науки является положение Д. Б. Эльконина, определяющее, что личность способна проявить себя в этом качестве только посредством самоконтроля своей деятельности, поступков, наличия навыков управления собой, своими страхами, преодоления себя в нужный момент. Соответственно, первостепенной значимой характеристикой личности является характер ее деятельности, стиль поведения.

Замечание 1

Деятельность личности может быть конструктивной и деструктивной.

Подходы к пониманию деструктивной личности

Деструкция является одним из составных компонентов личностного развития. Она проявляется в разрушении социальных объектов, предметов, процессов, выступая приемом борьбы со сложностями и затруднениями.

Феномен деструктивности, деструктивное поведение в современной научной литературе определяется формой проявления активности личности, ориентированной на развал, приведение в негодность социальных объектов и структур.

По сути, личность противопоставляет себя социальному устройству, структуре его организации, его принципам и нормам. При этом, обнаружение внешнего строения осуществляет формирование самой личности.

Деструктивное поведение, таким образом, выступает способом деятельности субъекта, проявляющимся в деструкции т.е. разрушении внешних социальных структур и построении собственной, различающейся с имеющимися, структурной модели, своей уникальности.

Деструктивная личность всегда социальна, она может функционировать только в социальной среде, так как в рамках общества она выбирает варианты самоактуализации, самопрезентации, саморазвития в определенной социальной, жизненной, профессиональной ситуации.

Существует две основных формы деструкции:

  1. Спонтанная – актуализация которой определяется комплексом конкретных условий.
  2. Связанная со структурой личности, наличием деструктивных критериев, имеющихся у индивидуума всегда, независимо от внешних условий, той или иной социальной, жизненной, профессиональной, академической ситуации.

Деструктивная установка как доминирующая характеристика деструктивной личности

Кроме того, что деструктивную личность можно выявить по наличию специфических свойств, у нее имеются и некоторые установки, являющиеся деструктивными.

Замечание 2

Деструктивная установка является способом реализации нерациональной агрессии и позиционирования, самовыражения личности, вариантом моделирования ее исключительности; потребности в разрушении, устранении объектов общественной сферы.

Объектами деструкции личности могут быть:

  • деятельность социальных институтов;
  • система социальных отношений, правил, норм, координирующих и контролирующих общественное поведение.

Все деструктивные установки носят ярко окрашенный и проявляющийся асоциальный характер. Деструктивное поведение может носить высокую степень выраженности. Это происходит, когда личность не просто сопротивляется обществу, не принимая его норм и принципов, а прибегает к силовым методам воздействия.

Итогами разрушения конкретных общественных взаимоотношений становится формирование новой системы отношений между личностью и обществом, совершенно другого качества и ориентации. Тогда, субъекту требуется влиться в эту новую систему взаимодействий.

Таким образом, главным эффектом активности деструктивной личности становится развитие возрожденной мировоззренческой парадигмы, свидетельствующей об отчуждении субъекта от социально значимых ценностей, идеалов и потребностей традиционной культуры, ограничивающее личностное сознание в связи с избыточной актуализацией на конкретных смыслах и ценностях.

Признаки деструктивной личности

Деструктивное поведение развивается у человека по различным причинам. К ним относятся:

  1. Рождение в неблагополучной семье, атмосфера которой и пример поведения родителей развивает склонность к разрушению.
  2. Психические заболевания. Если у человека имеются психические расстройства, то его поведение вполне может отклоняться от нормального, развивая агрессивный настрой, неадекватные реакции.
  3. Наличие проблем соматического характера.
  4. Перенесенный стресс, серьезные переживания, с которыми человек не смог справиться, понесенные неудачи, отчаяние.

Признаками деструктивной личности являются:

  1. Намеренная порча имущества. Если вы видите, что человек осознанно и целеустремленно наносит вред своим вещам или вещам других людей, то у него явно есть задатки деструктивной личности;
  2. Положительное отношение, вплоть до фанатизма, к фильмам ужасов, просмотру сцен насилия, восхищение суицидом;
  3. Проявление реальной заинтересованности к суициду, смерти, изучение этих вопросов;
  4. Частое нахождение в депрессивных состояниях.

Деструктивный характер: понятие и признаки

Определение 1

Деструктивный характер – это свойства личности, которые негативно сказываются на процессе ее развития, самореализации и самосовершенствования, создают препятствия для социального развития и построения социального взаимодействия.

Такими свойствами личности являются:

  • Хмурость;
  • Скрытность, замкнутость;
  • Застенчивость, стыдливость;
  • Страх построения коммуникаций;
  • Эгоцентризм;
  • Упрямство.

Если человек имеет деструктивный характер, то он строит свое поведение на основе агрессии и разрушения. Это ему необходимо, что возместить свою неполноценность личностного развития т.е. человек не может самореализоваться, раскрыть свой творческий потенциал, природные задатки. Деструкция помогает ему подавить потенциал других членов социума, чтобы поставить их на один уровень с собой. При этом, собственные действия и поступки личность не в состоянии верно оценить и проанализировать. Мнение общества в этом отношении ею не учитывается. Напротив, оно воспринимается враждебно, развивая агрессию.

Деструктивные свойства характера личности могут быть ярко выраженными, а могут и практически не проявляться.

Деструктивный характер развивает стремление к деструктивному поведению, ориентированному либо на собственное саморазрушение, либо на разрушение внешнего мира. Все эти варианты деструкции опасны для личности и требуют психологической коррекции.

Наличие деструктивного характера отрицательно сказывается на способности личности строить нармальные взаимоотношения с членами общества, затрудняет дружеские и интимные взаимоотношения. В результате происходит развитие чувства одиночества, человек чувствует себя изолированным от общества.

Такой характер наносит вред психике личности. Это обусловлено следующими моментами:

  1. Развитие проблем физического характера, проблемы со здоровьем в результате разрушающего характера деструкции;
  2. Конструктивное общение и позитивное мышление становится невозможным при разрушающей деятельности;
  3. Саморазрушение неизбежно приводит к физической и моральной деградации личности;
  4. Только созидание, создание чего-то нового способствует реализации духовного потенциала личности. Если человек не способен к созиданию, а лишь разрушает, то его внутренние ресурсы идут на убыль быстрыми темпами.

spravochnick.ru

Ответы@Mail.Ru: Что такое деструктивность?

Год назад моя дочь закончила институт. (Специальность-социальная психология) . Училась она заочно и иногда просила меня: » Мам, напиши мне реферат на такую-то тему». Учиться я всегда любила, психологией всегда интересовалась, ну и желание помочь дочери всегда присутствовало. Сбросила мне смс-ской тему: » Деструктивная личность в коллективе». И погрузилась я в тему… . Меня просто ошарашило это слово-ДЕСТРУКЦИЯ… ДЕСТРУКТИВНОСТЬ… ДЕСТРУКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК… Страшное слово…. Сразу -негативное…. резкое…. неприятное.. . В словаре: Деструкция, деструктивность (от лат. destructio — разрушение) — 1) в широком смысле — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение; 2) в узком смысле — НАПРАВЛЕННОСТЬ ПСИХИКИ и поведения человека на разрушение объектов и субъекта. У животных явления, напоминающие деструктивную деятельность, крайне редки и наблюдаются в основном у насекомых. Так, пчелы, муравьи, термиты знают членов своей колонии по запаху и убивают любого вторгшегося к ним «инородца» У высокоорганизованных животных отношение к чужакам становится терпимее. У них иерархические и территориальные проблемы обычно решаются с помощью ритуальных боев и демонстрационного поведения. Аналог деструктивной деятельности мы можем наблюдать лишь у крыс (!!!!) Не зря мы говорим, осуждая неблаговидный поступок человека- ТЫ поступил, как КРЫСА. Это очень-очень страшное обвинение! Описывая поведение крыс исследователи отмечают, что по отношению к представителям другого сообщества они ведут себя как профессиональные убийцы. Они медленно подкрадываются, затем внезапно прыгают и наносят ничего не подозревающей жертве, которая, например, ест у кормушки, укус в шею сбоку, весьма часто задевающий сонную артерию. Что касается людей, то Деструктивность поведения, учёные связывают с низким содержанием серотонина в мозге, количеством гормонов, тестостерона и т. д. и т. п. Не будем углубляться в медицинские термины… Это скучно. С точки зрения психологии деструктивное поведение обнаруживается у людей испытывающих чувство неполноценности, у тех, кто борется за превосходство посредством эгоистического поведения и озабочен достижением личной славы за счет других. Самоутверждение, самореализация пронизывают всю нашу жизнь. Это очень мощная сила, которая может действовать по-разному. Она может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного. Надеюсь, я доступно рассказала Вам об этом «нехорошем «слове? Желаю Вам встречать в своей жизни только позитивных, созидательных, духовно богатых людей!

ДЕСТРУКТИВНОСТЬ. — разрушительность; стремление к порче; неплодотворность; противоп. — креативность (созидательность)

Разрушительное влияние, пагубное, негативное.

всё в этом физическом мире имеет начало, середину и конец. так вот, деструктивность — это конец

Структурность, упорядоченность- а вот обратное деструктивность, деупорядоченность.

Способность к разложению структур на составляющие. Без этого невозможно формирование абстрактных понятий и переход от одного вида креативности к другому. Мгновенный акт, позволяющий, например, написать музыку по литературному произведению.

touch.otvet.mail.ru

Что значит слово деструктивный

Содержание статьи:

Применение термина «деструктивность»

Термин деструктивность означает некое разрушительное, агрессивное поведение человека, которое может быть направлено как на некие внешние объекты, так и на себя самого. Состоит данное слово из приставки «де», означающей «отрицание, разрушение», и слова «структура». То есть, дословно этот термин можно перевести как «разрушение структуры».

В некоторых ситуациях понятие «деструктивность» применимо и к действиям не только человека, но и неких организаций. Так, в основе большинства тоталитарных сект лежит деструктивный культ, разрушающий психику человека. В медицине имеются понятия «деструктивные процессы», а в информатике – «деструктивный вирус».

Деструктивное поведение человека

Деструктивное поведение – термин, используемый в психологии и психоаналитике, во многом являющийся синонимом девиантному поведению. Подразумевает психоэмоциональные отклонения в поведении человека, характеризующиеся внешней агрессией, проявляющейся в потребности к разрушению.

Во многих ситуациях деструктивное поведение можно охарактеризовать как защитную реакцию человека. Подобное поведение характерно для человека со слабой волей и психикой, на которого регулярно оказывается внешнее агрессивное давление. В результате жертва психологической или физической агрессии в итоге начинает идентифицировать своё поведение с поведением агрессора. Проявлениями деструктивного поведения могут быть:

  1. Психологические разрушительные воздействия, направленные на окружающих его людей, в том числе близких родственников. Человек сознательно разрывает установившиеся до этого коммуникативные связи, отвечает открытой агрессией на попытки установить с ним контакт. Подобное поведение часто встречается у подростков, не способных ещё регулировать своё психоэмоциональное состояние, и адекватно отвечать на новые вызовы, которые бросает ему окружающая жизнь. Кроме того, подобное поведение может проявляться у людей с мизантропным, замкнутым типом личности.
  2. Физические действия, направленные на окружающих людей и предметы. Такие личности склонны к хулиганским действиям, всплескам физической агрессии, беспричинному вандализму. Подобные поступки многими психологами считаются последствиями внешнего давления на человека. Причём в качестве агрессивного давления на свою личность он воспринимает не только действия неких лиц, но и вообще любые неблагоприятные жизненные обстоятельства, в возникновении которых порой виновен он сам – неприятности на работе, проблемы в личной жизни и т.д. Здесь, в отличие от банальных преступных действий, побуждающими причинами выступают не попытки завладеть некими материальными благами, а «месть» окружающему миру.
  3. Деструктивные действия, направленные вовнутрь человека. Подобные действия могут выражаться как в психологическом самоуничижении, так и в физическом членовредительстве, вплоть до суицидальных наклонностей. Причинами такого поведения являются ощущение собственной неполноценности, невозможности противостоять воздействию внешних агрессивных факторов. Иногда демонстративное деструктивное поведение, особенно у детей и подростков, является своеобразным «призывом о помощи», попыткой дать понять окружающим взрослым, что ребёнок столкнулся с некими проблемами, неразрешимыми для него.

Деструктивному поведению человека уделяли внимание знаменитые психологи и психоаналитики – Юнг, Адлер и т.д. В смысле личностных качеств, к деструктивным традиционно относятся все те негативные качества, что мешают человеку установить нормальный контакт с остальными обитателями социума: грубость, лживость, жадность, эгоизм.

Деструктивный культ

В качестве синонимов к деструктивному культу часто используют понятия деструктивная секта, и секта-убийца. Часто деструктивный культ применяется в качестве основы во многих сектах тоталитарного характера. В зарубежной юриспруденции к деструктивным относят крайние формы тоталитарных сект, своими действиями вынуждающие своих адептов совершать убийства и самоубийства, принуждающие к членовредительству.

На Западе подобное определение появилось достаточно давно – ещё в конце 19 века. В России же того времени данный термин не употреблялся ни официально, ни в публицистике, несмотря на наличие явно деструктивных сект.

Ещё с 18 века были известны такие деструктивные культы, спорадически распространённые среди крестьянства, как скопцы, хлысты и т.д. В российском обществе понятие «деструктивная секта» появилось в 1990-х годах, когда на просторы постсоветского пространства хлынули многочисленные «пророки» и «святые», создававшие различные религиозные объединения.

Основными признаками деструктивного культа является осуществление мощного психологического давления на личность человека, полное подчинение его воли. В качестве элементов воздействия на психоэмоциональное состояние адепта могут использоваться самые различные способы и факторы – групповые эмоциональные богослужения; наркотики; секс; ограничение контактов с внешним миром. В Российской Федерации деятельность деструктивных сект преследуется законом.

Прочие понятия деструктивности

В информатике имеется понятие деструктивный вирус. Под ним подразумевается компьютерный вирус, способный внедряться в чужие компьютеры, уничтожая данные, разрушая программное обеспечение и операционную систему. В медицине термин биологическая деструкция означает разрушение клеток и тканей организма в результате некоторых патогенных процессов, например, некроза, или после смерти.

fin-gazeta.ru

Что такое деструктивность

Глубокие социальные изменения, происходящие в мире в начале ХХI века, заставляют по-новому взглянуть на ряд феноменов, исследованию которых ранее уделялось недостаточно внимания. Один из них – деструктивная деятельность человека. Разрушительная сторона человеческой природы особенно ярко проявилась в ХХ веке: массовые убийства, революции, войны, многочисленные террористические акты. Средства массовой информации ежедневно сообщают о совершающихся даже в самых благополучных странах насильственных преступлениях. Призванные способствовать снижению деструктивности моральные, религиозные и правовые нормы не в состоянии полностью предотвратить ее. Даже самые комфортные условия существования не приводят к снижению деструктивности, причем она проявляется не только в отношении людей друг к другу: и природная среда, и памятники культуры, и простейшие предметы подвергаются бессмысленному разрушению. Учитывая современный уровень развития техники и технологии, деструктивная деятельность в настоящее время представляет реальную угрозу не только для отдельных социальных групп, но и для всего человечества.

Для сегодняшней России данная проблема особо актуальна, так как в стране, находящейся в условиях затянувшегося процесса трансформации, практически не существует общепринятой системы ценностей, которые сдерживали бы разрушительные тенденции, заложенные в природе человека. Кроме того, ухудшение общей социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы, социальная незащищенность людей, их разочарование в жизни, связанное с отсутствием перспектив, способствуют росту деструкции. Необходимость в исследовании назрела еще и потому, что в период становления информационного общества значительно возрастает степень влияния индивида на социум, а, следовательно, последствия деструктивной деятельности могут быть совершенно непредсказуемыми.

Следует отметить, что феномен деструктивной деятельности недостаточно исследован в науке. Даже сами понятия «деструкция», «деструктивность», «деструктивная деятельность» отсутствуют в большинстве словарей, а если и встречаются, то их трактовка заканчивается простым переводом слова. Так, например, в «Большом энциклопедическом словаре» деструкция трактуется как «нарушение, разрушение нормальной структуры чего-либо». В «Новейшем словаре иностранных слов и выражений» указывается, что деструкция – это «разрушение, нарушение правильного, нормального строения чего-либо», а под деструктивностью понимается «разрушительность; стремление к порче; неплодотворность».

Хотя наличие в природе человека разрушительного начала констатировалось многими исследователями, собственно этой теме посвящена лишь одна масштабная работа – книга Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Между тем внимание многих ученых привлекали частные проявления деструкции, каковыми являются убийство, самоубийство, террористическая деятельность. А ведь эти явления имеют во многом общие основания, которые необходимо выяснить. Кроме того, отдельные проявления деструктивной деятельности изучались, как правило, узкими специалистами: биологами, генетиками, психологами, сексопатологами, историками, юристами. Но известно, что только целостное изучение феномена с привлечением данных, полученных узкими специалистами, позволяет постичь его сущность. Итак, недостаточная разработанность проблемы деструкции в целом и деструктивной деятельности человека в частности, отсутствие однозначных трактовок самих терминов свидетельствуют о необходимости проведения исследования. Только глубокое изучение данной темы, анализ детерминант деструктивной деятельности, особенностей ее проявления в информационном обществе и выяснение специфики аутодеструкции, возможно, позволит выработать социокультурные механизмы, сдерживающие разрушительные начала природы человека и переориентировать деструктивные тенденции в другие сферы деятельности.

Проблема деструктивной деятельности человека достаточно мало исследована, более того, она была сформулирована лишь в ХХ веке, хотя интуитивно угадывалась мыслителями в далеком прошлом. О наличии врожденного зла в душах людей писали китайский мыслитель Сюнь-цзы и древнегреческий философ Платон. В иудео-христианской богословской традиции используется понятие «первородный грех», которое в форме мифологического образа выражает деструктивное начало, присущее человеческой природе. О разрушительных устремлениях, свойственных природе человека, упоминал И. Кант. Однако лишь в ХХ веке были предприняты попытки обоснования деструктивной деятельности человека. Одна из наиболее известных теорий, объясняющих наличие разрушительного начала в природе человека, – концепция основателя психоанализа З. Фрейда. Фрейд относился к природе человека с глубоким пессимизмом и под влиянием ужасной жестокости и разрушений, вызванных Первой мировой войной, пришел к выводу, что человеку присущи два основных инстинкта: Эрос – инстинкт жизни, энергия которого (известная как «либидо») направлена на упрочение, сохранение и воспроизведение жизни; и Танатос – инстинкт смерти, энергия которого направлена на разрушение и прекращение жизни. В основе «инстинкта смерти», считал Фрейд, лежит биологический механизм, общий для всех форм жизни. Каждый организм, размышлял он, стремится снизить нервное возбуждение до минимума. Смерть полностью снимает всякое внутреннее напряжение, и, таким образом, все органические формы жизни стремятся к смерти. Однако стремление к полному внутреннему спокойствию сталкивается с противоположной силой, инстинктом жизни. Согласно З. Фрейду, все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих двух инстинктов. Он указывал, что деструктивные тенденции имеют место у всех людей, и «…у большого числа лиц они достаточно сильны, чтобы определить собою их поведение в человеческом обществе». По мнению З. Фрейда, с деструктивными тенденциями нельзя не считаться, так как, если энергия Танатоса не будет обращена вовне, это приведет к разрушению самого индивида. Разрядку деструктивной энергии может дать катарсис – совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением. Концепцию З. Фрейда поддерживает известный психолог и психотерапевт Э. Берн. Однако данные исследователи лишь констатируют наличие деструктивных тенденций в природе человека, не проводя их глубокого анализа.

Исследованием деструктивности занимался известный американский ученый Э. Фромм. Он уделяет ей достаточно внимания в работе «Бегство от свободы» и посвящает данному феномену отдельную книгу, названную им «Анатомия человеческой деструктивности». Э. Фромм – сторонник социокультурной детерминации деструктивности, которая, по его мнению, является одной из разновидностей агрессии. Он различает доброкачественную и злокачественную агрессию. В рамках первой он выделяет псевдоагрессию (в том числе неосторожные убийства или ранения), игровую агрессию в учебном тренинге и оборонительную агрессию (в том числе в целях защиты свободы личности и общества, своего тела, своих потребностей, мыслей, чувств, своей собственности; агрессию, связанную с реакцией человека на попытку лишить его иллюзий, обусловленную конформизмом; инструментальную агрессию, которая преследует цель обеспечить то, что необходимо и желательно). В целом доброкачественную агрессию Э. Фромм определяет как биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни и служению делу жизни. Он отмечает, что данный вид агрессии – реакция на угрозу витальным интересам индивида. Доброкачественная агрессия заложена в филогенезе, свойственна и животным, и людям, носит взрывной характер, возникает спонтанно как реакция на угрозу. В отличие от доброкачественной, злокачественная агрессиядеструктивность – биологически неадаптивна, она не заложена в филогенезе, присуща исключительно человеку, не нужна для физиологического выживания – напротив, деструктивность приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – убийство и жестокие истязания – не имеют никакой цели, кроме получения удовольствия. Э. Фромм считает, что различаются спонтанная деструктивность – проявление дремлющих разрушительных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах (например, деструктивность из мести), и деструктивность, связанная со структурой характера, которая присуща конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда (садизм, некрофилия). К основным причинам деструктивности Э. Фромм относит отсутствие возможностей для творческой самореализации, нарциссизм, ощущение изолированности и «никчемности». В настоящее время рост деструктивности наблюдается в связи с распространением свободы, которая несет не только положительные перемены, но и приводит к утрате чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Свободе сопутствуют чувство одиночества, собственной незначимости и отчужденности. Люди стремятся преодолеть их, «убежать от свободы». Одним из способов «бегства от свободы», по Э. Фромму, и является деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других.

При несомненной ценности концепция Э. Фромма не свободна от целого ряда недостатков. Так, Э. Фромм отмечает, что агрессия, возникшая для защиты своих витальных интересов, не является злокачественной. При этом неизбежно возникает вопрос: какие интересы следует относить к витальным? Ведь сфера витальных интересов у людей гораздо шире, чем у животных, и, если отнести к ним, скажем, потребности в защищенности, стремления принадлежать к социальной группе, к достижению высокой самооценки и к самоактуализации, потребность в уважении со стороны окружающих, мы увидим, что предложенная Э. Фроммом схема деления агрессии на доброкачественную и злокачественную не применима. Ведь большинство деструктивных действий является именно следствием неудовлетворения перечисленных нами потребностей. Достаточно сложно провести водораздел между деструктивностью и оборонительной, инструментальной агрессией. Следует обратить внимание на то, что часто деструктивные действия совершаются, когда объективно никакой угрозы витальным интересам человека нет, но для субъекта эта угроза – реальность. Кроме того, Э. Фромм основное внимание уделяет таким формам проявления деструктивности, как садизм и некрофилия, оставляя без внимания аутодеструкцию, вандализм, терроризм и ряд других ее проявлений. Также, рассматривая преимущественно психологические и социокультурные основания деструктивности, он оставляет без должного внимания ее биологические и нейрофизиологические основания, не анализирует историческое многообразие форм деструктивности, подтверждая свои выводы лишь несколькими примерами.

Концепцию саморазрушительного поведения человека сформулировал Н. Фарбероу, однако она не получила широкого распространения. Он относит к саморазрушительному поведению не только завершенные самоубийства, но и алкоголизм, токсикоманию, наркотическую зависимость, пренебрежение врачебными рекомендациями, трудоголизм, делинквентные поступки, неоправданную склонность к риску, опрометчивый азарт. Этот подход позволил Н. Фарбероу разработать принципы современной профилактики самоубийств и стать инициатором создания центров их профилактики в США, а затем во многих странах мира.

Несмотря на отсутствие специальных работ, наличие проблемы деструктивности констатируется рядом отечественных и зарубежных ученых. При этом деструктивность рассматривается как компонент агрессии, вид девиантного поведения, составной элемент творчества или тип преобразования. Так, отечественный исследователь Ю.М. Антонян выделяет три компонента агрессии: конструктивный, деструктивный и дефицитарный. Он указывает, что при деструктивной агрессии активность индивида деформирована, поэтому его деятельность носит разрушительный по отношению к окружающим характер, у такого субъекта могут развиваться садистские расстройства, формироваться садистский или авторитарный характер. О.С. Осипова различает два вида девиантного поведения: созидательной и разрушительной направленности. Девиантное поведение деструктивной направленности – совершение человеком или группой людей социальных действий, отклоняющихся от доминирующих в социуме (отдельной социальной группе, страте) социокультурных ожиданий и норм, общепринятых правил выполнения социальных ролей, влекущих за собой сдерживание темпов развития общества: разрушение энергетического потенциала отдельных личностей и общества в целом. О.С. Осипова указывает на связь девиантного поведения с риском, а также на то, что девиантное поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности. Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, анализирующие поведенческие девиации, делят их на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение. Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных), и, соответственно, внешнедеструктивное поведение. Во втором случае – внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и, соответственно, внутридеструктивное поведение. Е.В Змановская выделяет три группы отклоняющегося поведения: антисоциальное (делинквентное), асоциальное (аморальное), аутодеструктивное (саморазрушительное). Под аутодеструктивным она понимает поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.). По направленности и степени выраженности деструктивности Е.В. Змановская предлагает использовать следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное (активно-деструктивное) – просоциальное (относительно деструктивное, адаптированное к нормам антисоциальной группы) – асоциальное (пассивно-деструктивное) – саморазрушительное (пассивно-аутодеструктивное) – самоубивающее (активно-аутодеструктивное).

Некоторые исследователи указывают на связь деструкции и творчества. Так, В.Н. Дружинин выделяет два вида преобразования: творческое поведение, создающее новую среду, и разрушение – дезадаптивное поведение, не создающее, а уничтожающее прежнюю среду. Он отмечает, что творчество и деструкцию объединяет то, что их причиной является отчуждение человека от природы и мира в целом. Б. Карлоф подчеркивает, что в самом творческом акте неизбежно присутствует элемент деструкции. Он пишет о двух видах поведения: адаптивном, связанном с имеющимися в распоряжении человека ресурсами, и креативном, которое он определяет как «созидательное разрушение». Интересен подход польского ученого Ю. Козелецкого к данной проблеме. По его мнению, человеку присуща «трансгрессия» – стремление к постоянному преодолению своих прежних достижений и результатов, желание выйти за пределы того, чем он обладает. Ю. Козелецкий выделяет конструктивную, созидающую трансгрессию – творчество, и деструктивную трансгрессию – действия, приводящие к разрушению прежнего. Таким образом, в науке отсутствует определенность в отношении того, что понимать под «деструктивностью» и «деструктивной деятельностью человека».

Следует отметить, что ряд вопросов, имеющих прямое отношение к деструктивной деятельности, исследуется в работах, посвященных анализу агрессии и насилия. Наиболее значимыми в этом плане являются работы зарубежных исследователей К. Лоренца, Р. Бэрона и Д. Ричардсона, А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Бовена, Н. Зинберга и Г. Феллмана, а также статьи отечественных ученых Л.В. Скворцова, И.Ю. Залысина, А.А. Реана. В целом все работы, так или иначе затрагивающие деструктивную деятельность человека, можно разделить на две группы. К первой следует отнести труды исследователей, считающих, что деструктивностьсвойство, заложенное в самой природе человека, полностью искоренить которое невозможно. Ко второй группе относятся исследования, в которых отмечается, что стремление к разрушению не присуще человеку изначально. Оно приобретается в процессе жизни в результате неудовлетворения индивидом основных потребностей, является следствием фрустрации, формируется в результате социального научения. А следовательно, изменяя условия существования, можно влиять и на деструктивную деятельность человека.

Хотя комплексно деструктивная деятельность не исследовалась, отдельные ее формы изучены достаточно глубоко. Так, исследованием самоубийства занимались Э. Дюркгейм, А. Камю, Н. Бердяев, Л.З. Трегубов и Ю.Р. Вагин, А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко, Л.Л. Бергельсон, И.Б. Орлова; убийства – Ю.М. Антонян; терроризма – В.В. Витюк, С.А. Эфиров, Л.А. Моджоян, Е.Г. Ляхов, А. Тахери, А.П. Шмид; каннибализма – Е. Волхард, П. Браун, Л. Каневский. Биологические и нейрофизиологические детерминанты деструктивной деятельности затрагиваются в работах Д. Дьюсбери, К. Лоренца, О. Меннинга, Р. Шовена, Я. Дембовского, М.Л. Бутовской, В.П. Эфроимсона, Р. Болтона, Дж. Вилдера. Положения, проливающие свет на социокультурные детерминанты исследуемого феномена, содержатся в трудах Э. Фромма, Б.Ф. Поршнева, А.П. Скрипника, П. Кууси.

Таким образом, анализ степени научной разработанности проблемы показывает, что комплексно она практически не исследовалась. Единственная фундаментальная работа – «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромма – не лишена недостатков, прежде всего потому, что основное внимание ее автор уделяет лишь психологическим и социокультурным основаниям исследуемого феномена, оставляя без внимания биологические, нейрофизиологические, генетические основания, а также проблему аутодеструкции. В связи с этим назрела необходимость в целостном исследовании деструктивной деятельности человека с привлечением данных частных наук: этологии, нейрофизиологии, эндокринологии, генетики, психологии, социологии, истории культуры.

Скачать книгу Лысак И.В. о деструктивной деятельности

Добавить комментарий

destructivnost.ru