Деструктивность это в психологии: Деструктивность — Психологос

Деструктивность

Что такое деструктивность

Деструктивность — свойство личности, сопровождающееся отрицательным отношением человека к самому себе и другим, а также соответствующим этому разрушительным поведением.
xapaktep.net

Согласно Эриху Фромму, деструктивное поведение проявляется в виде сознательного желания разрушать и возвеличивать себя над другими. «Человек отличается от животного тем, что он — убийца», — пишет ученый. — «Он может быть деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей».

Основными причинами разрушительного поведения человека являются отсутствие возможностей для творческой самореализации, конформизм, ощущение изолированности, незначимости, нарциссизм, одиночество, неуверенность в себе, а также хроническая депрессия и скука. Согласно теории Фромма, индивидуум пытается компенсировать чувство собственной неполноценности, унижая и мучая других.

Преодоление деструктивности в характере зиждется на понимании того факта, что самоутверждение за счет других является ложным и никогда не будет подтверждением истинной самодостаточности человека.

  • Деструктивность — это агрессивные, разрушительные действия по отношению к себе и другим.
  • Деструктивность — это неконструктивная, «детская» реакция на препятствия, ущемление интересов.
  • Деструктивность — это следствие нерешенных психологических проблем человека.
  • Деструктивность — это обратная сторона страха.
  • Деструктивность — это попытка возвысить себя за счет унижения окружающих.

Недостатки деструктивности

  • Деструктивность является источником страданий самого агрессора и окружающих его людей.
  • Деструктивность служит причиной духовной деградации человека.
  • Деструктивность провоцирует ответную, еще более разрушительную реакцию.
  • Деструктивность истощает психику, создавая благоприятную почву для переутомления, злоупотребления алкоголем, депрессии.
  • Деструктивность порождает беспринципность, безнравственность и порочность.

Проявления деструктивности в повседневной жизни

  • Общество. Учеными выяснено, что деструктивность человеческого характера не зависит от наличия благ и уровня материального комфорта. Как ни странно, по мере развития цивилизации деструктивность общества возрастает, проявляя себя в садизме, вандализме, некрофилии, террористических актах и самоубийстве.
  • Первородный грех. В христианском мировоззрении именно первородный грех — вкушение Адамом и Евой плода от дерева «познания добра и зла» — является проявлением деструктивного начала, присущего человеческой природе: нечестия, богохульства, ненависти, убийства и всего прочего, что может исходить из злого человеческого сердца.
  • Искусство. Проявление тенденции к деструктивности в искусстве объединил в себе термин «деструкция» — демонстрация разрушения, которая широко распространена в архитектуре (Пизанская башня, «танцующий дом» в Праге) и живописи (геометрический абстракционизм, сюрреализм).
  • Известные личности. Идол разрушения стал неотъемлемой частью дьявольского образа многих исторических личностей, таких как Эрнст Фон Саломон, Иосиф Сталин, Адольф Гитлер. Примером мании разрушения последнего является тайный указ фюрера «Сожженная земля», согласно которому все оккупированные города должны быть подвергнуты полному разрушению. Только благодаря рисковавшему жизнью немецкому архитектору Шпееру, не зараженному гитлеровской страстью к разрушению, программа «Сожженная земля» так и не была реализована.

Как преодолеть деструктивность

  • Окажите себе поддержку. Если человек самодостаточен и находит в себе опору, он не будет видеть смысла в деструктивной деятельности. Откажитесь от поиска подтверждения своей значимости в других людях. Для того чтобы чувствовать свою полноценность и уверенность, нет необходимости унижать других. Займитесь самосовершенствованием и и вырастайте — но только в своих собственных глазах.
  • Проявляйте эмпатию и сострадание. Чем больше в человеке сила сострадания, тем меньшую агрессию по отношению к себе и людям он демонстрирует. Преодолев свой эгоцентризм, развивайте в себе сочувствие и сопереживание больным, несчастным, обездоленным людям, сиротам и бездомным животным.
  • Избавьтесь от страха. Разрушающая деятельность и агрессивность проявляются под влиянием обстоятельств, которые мы считаем враждебными. Научитесь доверять жизни. Избавьтесь от страха показаться неполноценными или слабыми. Помните: «никто не может оскорбить или унизить вас, если вы этого не хотите».
  • Дайте выход агрессии. Сдерживать свои негативные чувства опасно. Арт-терапия — один из способов трансформации агрессии человека в более конструктивное русло. Выберите наиболее интересное для вас направление искусства и творите по наитию. Состояние свободного творчества дает возможность самовыражения и столь необходимую эмоциональную разрядку, оказывающую терапевтический эффект для нашей психики.

Золотая середина

Деструктивность

Конструктивность

Мягкотелость, неспособность к конструктивному разрушению

Крылатые выражения о деструктивности

Жадность абсолютно деструктивна. Она разрушает все.
— Эрта Китт —
Сюрреализм деструктивен, но он разрушает только то, что считает кандалами, ограничивающими наше восприятие.
— Сальвадор Дали —
Казнит и сажает в тюрьмы неуверенный в себе. Он уничтожает свидетелей и судей. Но для того чтобы обрести величие, недостаточно истребить свидетелей собственной низости.
— Антуан де Сент-Экзюпери —
Агрессия — проявление бессилия.
— Анжелика Миропольцева —

Что почитать?

Э. Фромм / Анатомия человеческой деструктивности
Исчерпывающий труд американского ученого, посвященный описанию феномена деструктивности и выяснения его предпосылок. По признанию самого Фромма, издание, опубликованное в 70-ти летнем возрасте автора, вобрало в себя информацию, которую ученый накапливал более 40 лет.
Альберт Налчаджян / Агрессивность человека
Книга обобщает в себе концепции, идеи и гипотезы, связанные с психологическим изучением агрессивности человек, уделяя особенное внимание связи агрессии с другими проявлениями психики

Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».

Не стремитесь к абсолютному совершенству.

Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.

Доверяйте своей интуиции.

Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.

Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.


Деструктивные дети из Дивного
От отца убежали противного.
Он хотел их убить:
Все не мог им простить
Вандализма их гиперактивного.

It was only natural to want to destroy something you could never have. Janet Fitch

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

  •  

Что в психологии значат деструктивные межличностные отношения

Что же включает в себя понятие деструктивный? Давайте разберемся.

Чтобы побольше узнать о понятии, обратимся к его истории. Откуда же произошел рассматриваемый термин, который очень часто любят использовать в философии, психологии, социологии, религиоведении, публицистике и криминологии.

  • История термина деструктивный
  • Использование в психологии
  • Деструктивность как одно из качеств человека
  • Понятие деструктивного конфликта
  • Деструктивное межличностное взаимодействие
  • Деструктивность, как негативное явление

Многочисленные словари подсказывают, что это слово определяется в следующем аспекте:

  1. Разрушительный.
  2. Нарушающий структуру чего-либо.
  3. Разорительный, опустошающий.

История термина деструктивный

Термин определенно происходит от латинского слова destructivus — разрушительный и от глагола destruere — ломать, разрушать. Происходит присоединение приставки de, означающей отделение, устранение, отсутствие завершения действия и т. д., с корнем struere, значащим класть, накладывать, распространять, простирать. Так, благодаря образованию слова с помощью приставки оно получило иное значение.

В первую очередь слово деструктивный появилось во французском языке, потом перешло в английский и распространилось дальше.

Использование в психологии

Чаще всего термин используется в психологии, определяя человека, его поведение и межсоциальные связи. О понятие деструктивный человек впервые заговорили такие метры психоанализа, как З. Фрейд, Шпильрейн, Э. Фромм.

Фрейд трактовал деструкцию, как агрессию, уничтожение, убийство, разрушение смерть и говорил об инстинкте деструктивности как одному из противоположных конструктивному. Он приравнивал этот инстинкт к инстинкту смерти, говоря, что он возможен в каждом живом существе, стремясь привести его к распаду, обратив живое в неживую материю. Существует и деструктивность, направленная вовне, стремление разрушать, сохранив собственную жизнь.

Фромм же понятию деструктивный уделял огромное значение и изучал его особенно подробно. Он пришел к выводу, что самой злокачественной формой деструкции является синдром распада.

Деструктивность как одно из качеств человека

Многие говорят о деструктивности, как об одном из качеств личности человека. Каким же будет деструктивный человек? Насколько его влияние отрицательно? Современные психологи приходят к мысли, что основой этого качества является неспособность личности создать определенную базу, которая будет основой для дальнейшего результативного развития. Направлена она может быть, как уже говорилось выше, внутрь и вовне.

Большинство негативных качеств личности, таких, например, как зависть, жадность, хитрость цинизм, относят к деструктивны. Именно они, так или иначе, приводят со временем к разрушению личности. Для такого человека свойственен определенный стиль жизни. Он стремится получить все моментально. То есть основное значение имеет только результат. Из-за этого эффективность близка к нулю.

Деструктивный человек знает, что действует во вред себе, он далеко не глуп. Но при этом не прилагает никаких усилий, чтобы изменить ситуацию. Скорее он даже получает удовлетворение от своей деструктивности.

Конструктивный же человек, наоборот, ратует за развитие и постепенное совершенствование.

Понятие деструктивного конфликта

Под ним обычно понимается столкновение, где существует проблема в достижении цели каждого из участников конфликта, кроме ущемления интересов другого. То есть, значит, цель у двух субъектов одинакова, это мешает полноценному ее достижению обеих сторон.

В результате последствия такого конфликта неблагоприятны. Точнее, после того как борьба сторон разрешилась, негативный итог значительно выше, чем позитивный результат.

Деструктивное межличностное взаимодействие

Под таким взаимодействием понимают контакт людей, при котором на одного или на каждого оказывается негативное влияние со стороны другого или других. Примером может послужить манипулятивное общение, молчание, где цель —

сокрытие информации, или, наоборот, коверканье информации, из-за которого собеседнику может быть причинен вред.

Взаимодействие лиц происходит через отрицательные черты одного или каждого из них. Такие черты могут проявляться либо преднамеренно, либо неосознанно. Агрессия, идущая от собеседника, может быть:

  • немотивированной;
  • мотивированной.

То есть возникать вследствие нервного напряжения или из стремления нанести вред — моральный или физический. Этот процесс может происходить незаметно для одного или каждого из собеседников, постоянно прогрессируя.

Деструктивность, как негативное явление

Несомненно, деструктивность не может влиять положительно на того, кого она направлена. В любом случае результаты и поставленные цели будут искажены и не возымеют положительного результата. Избавиться от деструктивности или деструктивного человека очень сложно. Это как алкогольные напитки. Человек знает, что с утра ему будет плохо, но не отказывается от спиртного, так как для этого необходимо иметь силу воли и не стремиться к моментальному результату.

Что значит деструктивный? — определенно, разрушительный.

Психология и лечение саморазрушающего поведения · Блог Психоаналитика в Мадриде

ПредыдущийСледующий

(2) 04. 11.2017 16:20ч

Саморазрушительное поведение, на первый взгляд, относится к числу наиболее загадочных и противоречивых эмоциональных расстройств. Как возможно, чтобы кто-то хотел причинить себе вред?

Кажется, это прямо противоречит очевидному желанию каждого искать удовольствия и счастья. Есть что-то тревожное в желании навредить себе, не защищая себя, искать страдание. Люди, которые обнаруживают в себе эту черту, часто глубоко обеспокоены ею.

И все же, если мы сделаем шаг назад на минуту, рано или поздно мы обнаружим, что саморазрушительное поведение далеко не редкость.

Действительно, оно иногда проявляется в очень ясных и узнаваемых формах, когда желание уничтожить себя явно и сознательно (или почти): членовредительство, некоторые злоупотребления наркотиками или добровольное подвергание себя насилию со стороны другого человека являются примерами этого.

Однако эти проявления, столь явно узнаваемые, никоим образом не являются наиболее распространенными формами саморазрушающего поведения.

Гораздо более распространены все тонкие и навязчивые формы самосаботажа, которых у индивидуума 9.0015 ничего не понимает , и это эффективно вредит ее или его благополучию.

Быть постоянно самоуничижительным, искать унижения, не осознавая этого, подходить ко всему с негативной точки зрения, переживать таинственные и повторяющиеся неудачи, коварно (и твердо) цепляться за пагубные ситуации или постоянно находиться в положении жертвы. множество способов, которыми можно навредить себе.

Мы также должны отметить, что с более широкой точки зрения некоторые идеологии (будь то религиозные, политические или другие) выводят чувство подтверждения — часто морального превосходства — на опыте страдания. Таким образом, они привлекают людей, которые ищут интеллектуальное оправдание своих бессознательных саморазрушительных потребностей.

Если мы углубимся в эти ситуации, то сначала обнаружим относительно очевидную неспособность позволить себе просто быть счастливым. Но мы также найдем, и гораздо менее явно, тайное удовольствие, получаемое от страдания, — тайное, потому что оно неприемлемо для нашего сознания.

Как это происходит?

Мазохизм — ведь именно это мы и обсуждаем — уходит далеко в прошлое человеческого развития. Согласно исследованиям психологов и психоаналитиков, одна из ее граней может заключаться в том, что именно она позволяет нам переносить определенную степень неудовольствия, неизбежного в человеческом существовании.

Поскольку этот аспект недавно обсуждался на конференции в Мадриде известным психоаналитиком Марилией Айзенштейн, давайте вкратце опишем его и отличим от саморазрушения.

Все люди знают, что жизнь неизбежно ставит перед нами ситуации, которые влекут за собой определенную степень страдания: усилия, которые мы должны приложить, например, для достижения наших целей, и которые не обязательно приятны.

Действительно, чтобы расти в жизни, чтобы стать более образованными, более компетентными, более здоровыми, мы должны быть в состоянии терпеть страдания, связанные с попытками достичь этого, и быть в состоянии получать удовольствие от усилий. Это можно рассматривать как своего рода мазохизм самозащиты, способность позитивно вкладывать определенную степень неудовольствия и быть способным переносить разочарование. Эта грань поможет нам отсрочить удовлетворение, расти и получать более сложные и существенные достижения.

Однако другая грань мазохизма, проявляющаяся в саморазрушительном поведении, имеет совершенно иную природу: она не приносит ничего положительного, не помогает человеку продвигаться вперед и имеет тенденцию заманивать его или ее в ловушку пагубных и постоянно самогенерирующиеся нисходящие спирали. Как же тогда это работает?

В большинстве случаев мы можем наблюдать два вектора, которые объединяются для создания таких ситуаций.

Первый вектор — это бессознательное чувство вины, которое требует наказания в той же мере, в какой оно запрещает чувство удовлетворения или достижения. Эта скрытая вина, которая чаще возникает из-за бессознательных желаний, чем из-за реальных проступков (хотя и не всегда), обрекает человека на несчастье, чтобы искупить свои или его бессознательные проступки. Однако, поскольку эти проступки бессознательны и, следовательно, переживаются как постоянные и неизменные, искупление никогда не бывает постоянным и должно постоянно обновляться.

Второй вектор — защитный механизм, заключающийся в преобразовании боли в удовольствие — наслаждаться болью таким образом, чтобы то, что должно было быть неприятным предупреждающим знаком, стало источником удовольствия. Этот поворот в том, как работает обычная психика, — очень эффективный способ защитить себя от определенных видов эмоционального страдания, но он искажает психическое функционирование, захватывает его, чтобы превратить в систему, производящую страдание, что противоположно свою первоначальную функцию.

Эти два вектора иногда объединяются в мощный союз, который кажется более приятным, более контролируемым, чем удовольствия и разочарования, которым подвергает нас обычная жизнь. На карту поставлена ​​количественная проблема: иногда люди, которые занимаются саморазрушающим поведением, настолько заякорены в нем, что могут чувствовать, что они получают больше чувства мастерства и удовольствия, заставляя себя страдать, чем пытаясь быть счастливыми.

Лечение саморазрушающего поведения включает в себя осознание бессознательного чувства вины, понимание желаний, а иногда и фактических фактов, которые его породили, и проработку этого сложного созвездия чувств. Параллельно с этим страдание должно быть отделено от удовольствия — это означает отказ от решения, которое стремится победить жизнь в ее собственной игре. Это очень привлекательное решение, но его цена огромна.

Важно признать, что это непростая терапевтическая работа; когда эти системы психического функционирования имеют достаточно времени, чтобы прочно закрепиться в личности человека, они становятся особенно живучими — с этим знакомы все психотерапевты, будь то психологи, психиатры или психоаналитики.

Тем не менее, помочь людям, которые страдают от этих трудностей, далеко не невозможно. При наличии достаточных терапевтических средств и сильном желании пациента измениться можно добиться глубоких изменений, которые помогут ему или ей позволить себе наслаждаться своей жизнью.

Комментарии (2)

Люк

01.04.2019 05:27h

Чистый гений Я поражен тем, что я только что прочитал, и чем больше я читаю это снова и снова, тем больше я узнаю о своих проблемах

Чарли

05.05.2020 01:33

Я никогда не чувствовал себя так близко к истине

Что стоит за нашим стремлением к самоуничтожению?

Каждый новый год люди клянутся покончить с вредными для себя привычками, такими как курение, переедание или чрезмерные траты.

А сколько раз мы узнавали о ком-то — о знаменитости, друге или любимом человеке — кто совершал саморазрушительный поступок, который, казалось, не поддавался объяснению? Подумайте о преступнике, который оставляет за собой след улик, возможно, в надежде быть пойманным, или о политике, который побеждает на выборах только для того, чтобы начать переписываться с кем-то, кто может его разоблачить.

Зачем они это делают?

У Эдгара Аллана По, одного из величайших — и самых саморазрушительных — писателей Америки, были некоторые мысли по этому поводу. У него даже было название для этого явления: «порочность». Позже психологи переняли эстафету у По и попытались разгадать эту загадку человеческой психики.

Непреодолимая порочность

В одной из своих малоизвестных работ «Извращенный бес» По утверждает, что осознание того, что что-то не так, может быть «единственной непобедимой силой», которая заставляет нас это делать.

Похоже, что источником этого психологического озарения был собственный жизненный опыт По. Осиротевший до того, как ему исполнилось три года, у него было мало преимуществ. Но, несмотря на свои немалые литературные способности, ему постоянно удавалось усугубить свою судьбу.

Он часто отталкивал редакторов и других писателей, даже обвиняя поэта Генри Уодсворта Лонгфелло в плагиате в так называемой «войне Лонгфелло». В важные моменты он, казалось, взрывался: во время поездки в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы заручиться поддержкой предлагаемого журнала и, возможно, государственной работы, он, очевидно, слишком много пил и выставил себя дураком.

По словам Эдгара Аллена По, осознание того, что что-то не так, может сделать его непреодолимым. Викисклад

После почти двух десятилетий работы редактором и небольшого дохода от своих стихов и художественной литературы По наконец добился прорыва со своим романом «Ворон», который стал международной сенсацией после публикации в 1845 году.

Получив возможность прочитать в Бостоне и извлечь выгоду из этой новообретенной славы, По не стал читать новое стихотворение, как его просили.

Вместо этого он повторил стихотворение из своей юности: многословный, эзотерический и ужасно скучный «Аль-Аарааф», переименованный в «Звезду-посланника».

Как сообщила одна газета, «это не было оценено аудиторией», о чем свидетельствует «их беспокойство и постоянное множество выходов за раз».

Литературная карьера По застопорилась на оставшиеся четыре года его короткой жизни.

«Стремление к смерти» Фрейда

Хотя «извращенность» разрушила жизнь и карьеру По, тем не менее она вдохновляла его литературу.

Он занимает видное место в «Черном коте», в котором рассказчик казнит своего любимого кота, объясняя: «Я… повесил его со слезами, текущими из глаз, и с горьким раскаянием в сердце… повесил, потому что знал что, поступая так, я совершал грех — смертный грех, который настолько подверг бы опасности мою бессмертную душу, что поставил бы ее — если бы такое было возможно — даже вне досягаемости безграничной милости Милосерднейшего и Наиужаснейшего Бога».

Зачем персонажу сознательно совершать «смертный грех»? Зачем кому-то разрушать то, что он любил?

По что-то понял? Обладал ли он проницательным пониманием контринтуитивной природы человеческой психологии?

Спустя полвека после смерти По Зигмунд Фрейд писал об универсальном и врожденном «влечении к смерти» у людей, которое он назвал «Танатос» и впервые представил в своем знаменательном эссе 1919 года «По ту сторону принципа удовольствия».

Зигмунд Фрейд писал о всеобщем влечении к смерти, которое он назвал «Танатос». Викисклад, CC BY-SA

Многие считают, что Танатос относится к бессознательным психологическим побуждениям к саморазрушению, проявляющимся в необъяснимом поведении, показанном По, и — в крайних случаях — в суицидальных мыслях.

В начале 1930-х годов физик Альберт Эйнштейн написал Фрейду, чтобы узнать, что он думает о том, как предотвратить дальнейшие войны. В своем ответе Фрейд написал, что Танатос «работает в каждом живом существе и стремится привести его к гибели и свести жизнь к ее первоначальному состоянию неодушевленной материи», и назвал это «инстинктом смерти».

Для Фрейда Танатос был врожденным биологическим процессом со значительными психическими и эмоциональными последствиями – реакцией на бессознательное психологическое давление и способом его снятия.

На пути к современному пониманию

В 1950-х годах в области психологии произошла «когнитивная революция», когда исследователи в экспериментальных условиях начали изучать, как работает разум, от принятия решений до концептуализации и дедуктивных рассуждений.

Самодеструктивное поведение стало рассматриваться не столько как катарсический ответ на бессознательные влечения, сколько как непреднамеренный результат преднамеренного расчета.

В 1988 году психологи Рой Баумайстер и Стивен Шер определили три основных типа саморазрушительного поведения: первичное саморазрушение или поведение, направленное на причинение вреда самому себе; контрпродуктивное поведение, имеющее благие намерения, но оказывающееся случайно неэффективным и саморазрушающим; и компромиссное поведение, которое, как известно, сопряжено с риском для личности, но считается, что оно несет потенциальные выгоды, которые перевешивают эти риски.

Подумайте о вождении в нетрезвом виде. Если вы сознательно употребляете слишком много алкоголя и садитесь за руль с намерением быть арестованным, это первичное саморазрушение. Если вы садитесь за руль пьяным, потому что считаете себя менее пьяным, чем ваш друг, и, к вашему удивлению, вас арестовывают, это контрпродуктивно. И если вы знаете, что слишком пьяны, чтобы водить машину, но все равно едете, потому что альтернативы кажутся слишком обременительными, это компромисс.

В обзоре Баумайстера и Шера сделан вывод о том, что первичное самоуничтожение на самом деле редко демонстрировалось в научных исследованиях.

Скорее, саморазрушительное поведение, наблюдаемое в таких исследованиях, в большинстве случаев лучше классифицировать как компромиссное поведение или контрпродуктивное поведение. «Стремление к смерти» Фрейда на самом деле наиболее близко соответствует контрпродуктивному поведению: «стремление» к разрушению не переживается сознательно.

Наконец, как показал психолог Тодд Хизертон, современная нейронаучная литература по саморазрушительному поведению чаще всего фокусируется на функционировании префронтальной коры, которая связана с планированием, решением проблем, саморегуляцией и суждением.

Когда эта часть мозга недоразвита или повреждена, это может привести к поведению, которое кажется иррациональным и саморазрушительным.