Девиация это в психологии: ДЕВИАЦИЯ это

Что такое девиация, как она проявляется в обществе и какие формы принимает?

Девиация в обществе, то есть нарушение устоявшихся и принятых норм поведения, несет угрозу всему обществу. Часто люди считают девиацией только противоправные действия, но на самом деле понятие девиации, как стиля поведения, намного шире.

В этой статье мы приведем определение девиации, расскажем о формах и типах девиации, а также приведем примеры девиантного поведения.

Понятие «девиация». Что это такое?

Девиация в психологии — это такое поведение человека, которое отклоняется от нормального и нарушает социальные связи и взаимодействие между людьми. В сущность девиации входит в первую очередь поступки и морально-нравственные качества человека.

То есть, говоря простыми словами, девиантное поведение означает противоречащие нормам, правилам и устоям общества поступки и действия конкретного человека.

Слово «девиация» используют для оценки поступков других людей и характеристики их действий.

Примеры девиации — это преступные деяния, алкоголизм, игромания, проституция, хулиганство.

Психологи считают, что социальные девиации появились как попытки избавиться от стресса, накопленного напряжения, трудностей и проблем, а это значит, что природа этого явления носит не только социальный, но и личностный характер.

Девиации в социологии состоят из:

  • поступков и действий человека
  • его личностных, моральных и этических ориентаций
  • стигматизации и оценочного суждения

Важно! Девиантные действия может проявляться не только как умышленное и осознанное нарушение правил и общепринятых норм, но и как последствия психических заболеваний. То есть человек не понимает, что он делает. В этом случае отклонение в поведении подтверждается медицинским диагнозом.

Классификация девиантного поведения

Далее кратко разберем основные психологические виды девиантного поведения.

Специалисты различают следующие формы девиации:

Формы поведения

Описание и характеристика

Криминальная

Теории формирования криминальной формы подтверждаются тем, что у человека возникает неудовлетворенность собственной жизнью и он совершает попытки выразить свое недовольство в виде противоправных действий.

Психопатия

Чаще всего это асоциальные поступки, выражающееся в искаженном восприятии действительности. Является патологическим синдромом. Люди с психопатией могут признаваться невменяемыми.

Аддикция

Человек попадает в неблагополучные группы зависимых или же в одиночку «запивает» стресс и пытается уйти от реальности через прием наркотических средств.

Социология подразделяет девиантное поведение на следующие типы, в зависимости от влияния на самого человека и на общество в целом:

  • позитивная девиация
  • негативная девиация, связанная с расстройством психики
  • противоправные и преступные действия
  • социокультурные отклонения
  • агрессивные действия
  • асоциальные поступки
  • негативные некриминальные действия (суицидальные попытки, бродяжничество, алкоголизм, наркомания)

Также девиация делится на:

  • первичную
  • вторичную

Первичная девиация не накладывает на человека значительных ограничений, при определенных обстоятельствах не наказывается и не штрафуется. А вторичная (при которых преступные и противоправные действия повторяются) несет соответствующую нарушению ответственность.

Пример

Виктор воспитывался в полной и благополучной семье, но его отец был военным и требовал от сына полного и беспрекословного подчинения. Стиль воспитания был тоталитарный, требовательный. В подростковом возрасте Виктор стал неуправляемым, использовал манипуляцию и шантаж. Родителям не удавалось справиться с сыном — их методы тотального контроля уже не действовали. Виктор отрицал все нормы родительского воспитания и в качестве протеста пристрастился к наркотикам.

Ранее мы разобрали типы и виды девиации, осталась сущность. Она может проявляться в виде:

  • творческого самовыражения (так проявляется положительное девиантное поведение)
  • самоповреждающего поведения (суицидальные действия)
  • конфликтов, агрессии, деструктивных действий, направленных на других людей

Виды и проявления аномального поведения

Позиция социальной девиации чаще всего продиктована желанием индивида обратить на себя внимание. Но стоит отметить, что не всегда такие поступки носят противоправный характер.

Психологи сталкиваются со следующими проявлениями девиантных действий:

  • преступные действия, терроризм, вандализм
  • жестокое обращение с животными, издевательства, избиение и т.д.
  • алкоголизм, наркомания, азартные игры
  • проституция
  • экстравагантность, эгоцентризм, агрессия
  • самоповреждающее поведение, суицидальные попытки
  • панические атаки, фобии, психические патологии
  • замкнутость, отшельничество

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы заметили у себя проявления девиантного поведения или ваш ребенок в подростковом возрасте начал «бунтовать». Наши психологи помогут выявить причину таких поступков, дадут персональные рекомендации по их корректировке и ответят на все ваши вопросы.

Причины возникновения девиации

Основной причиной девиантных поступков специалисты считают неблагоприятные условия воспитания, когда родители либо сами вели себя аморально, либо никак не реагировали на подобные выходки ребенка.

Психологи и социологи выявили следующие причины девиации в обществе:

  • подростковый возраст и желание быть принятым в определенный круг или компанию
  • материальные проблемы и социальное неравенство
  • низкий уровень интеллекта, личностные особенности восприятия
  • стрессовые ситуации
  • желание переложить ответственность на других за разрешение какой-либо ситуации
  • низкий уровень экономического развития и политическая нестабильность
  • психосоматические расстройства и патологические процессы в ЦНС
  • генетическая предрасположенность
  • стремление получить признание в интернете и соцсетях
  • социальное окружение
  • ощущение вседозволенности и безнаказанности
  • открытая пропаганда в СМИ и соцсетях

Важно! Отсутствие у человека возможностей для удовлетворения своих базовых потребностей для жизни и беспомощность также способствует развитию девиантного поведения.

Профилактика девиации

Как мы уже сказали, самыми популярными примерами девиантных деяний являются преступные деяния, наркомания и алкоголизм. Социологи считают, что пока есть нормы, будут и отклонения от них.

Профилактика девиантных поступков должна касаться всех сфер жизни — социальное окружение, воспитание в дошкольных и школьных учреждениях, внутрисемейных отношениях.

Родителям важно снижать тотальный контроль и гиперопеку, приучать детей к самостоятельности, дети должны уметь брать на себя ответственность за свои поступки, но при этом они должны чувствовать полную поддержку от взрослых и защиту. Это будет снижать желание бунтовать, протестовать, сопротивляться принятым правилам.

Второе направление по профилактике должно распространяться на специальную адаптивную работу, направленную на предупреждение отклоняющегося поведения у подростков, зависимых лиц, инвалидов, дезадаптированных индивидов.

В общем понимании профилактика девиантных поступков должна содержать в себе комплекс обеспечительных, воспитательных, социальных и медико-профилактических мероприятий, направленных на устранение провоцирующих условий и факторов.

Частые вопросы

Признаки девиантного поведения?

+

Девиантные поступки можно определить по следующим признакам: человек агрессивно себя ведет, не умеет контролировать себя и свои эмоции, подвержен частой смене настроения, состоит в различных преступных группах.

Какие есть примеры позитивной девиации?

+

Можно привести несколько, например, совершение героических поступков, самопожертвование, альтруизм, обостренное чувство долга, благотворительность, наличие каких-либо гениальных или уникальных способностей.

Чем характеризуются групповые девиации?

+

Они характеризуются коллективными отклоняющимися деяниями. В качестве примера можно привести тех же подростков, которые придерживаются собственных групповых правил и норм, а также различные представители субкультур.

Заключение эксперта

Девиация — это чаще всего осуждаемые обществом деяния, которое носит противоправный характер и выходит «за рамки» общепринятых норм этики и морали. Иногда девиантные поступки не нарушают социальные нормы, а касается только одного человека (например, стремление к эпатажу).

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 347

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Проблемы девиации в психологии и её особенности

Библиографическое описание:

Каттабекова, Шахзода. Проблемы девиации в психологии и её особенности / Шахзода Каттабекова, М. К. Кадырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 6 (53). — С. 644-646. — URL: https://moluch.ru/archive/53/7214/ (дата обращения: 16.04.2023).

С момента приобретения Узбекистаном независимости под руководством и по инициативе Президента страны были определены стратегии системной, поэтапной реализации реформ по воспитанию молодёжи, повышению её духовности. Основными целями данных реформ являются гармоничное развитие молодёжи, создание экономических, правовых, организационных условий для реализации их способностей и гарантии.

В целях обеспечения реализации реформ перед образовательными учреждениями поставлен ряд задач. Одной из приоритетных задач является воспитание всесторонне развитого поколения. Чтобы достойно выполнить данное обязательство, безустанно трудятся все образовательные учреждения, семьи, махалли.

Несмотря на все усилия, в деле воспитания молодёжи ещё имеются проблемы и пробелы. Одним из слабых мест является проблема отклонения поведения детей. Отклонение поведения в психологии называется термином «девиация».

Девиация — относительно массовое явление. Она непосредственно связана с происходящими в стране экономическими, социальными, политическими процессами. Иногда эти процессы становятся причиной или следствием появления, распространения или исчезновения того или иного девиантного поведения. Иногда это настолько крепкие взаимосвязи, что невозможно точно определить, изменения в жизни общества являются причиной, следствием или составной частью самого поведения. По крайней мере можно проследить их прямую связь с социальными изменениями в жизни общества.

В психологии девиантное поведение считается подростковой особенностью. При изучении механизмов данного поведения важно учитывать психологические и психофизиологические особенности подростка, в частности, преодолевает он трудности или уклоняется от них; адаптируется к условиям или избегает их; какова скорость определения ситуации и принятия решения.

В упрощённой форме девиантное поведение состоит из четырёх основных звеньев: проблема (конфликтное), обстоятельства, ценностно-нормативное, реализация процесса принятия управляющего решения.

Известно, что девиация означает «отклонение», она характеризуется отклонением человеческих действий в отрицательную или положительную от социальных норм сторону.

В психологии девиантное поведение характеризуется как процесс, относящийся только к подростковому возрасту, этот процесс объясняется усложнением социализации (подросток считает себя уже взрослым) в причину быстрого развития подростка — и физиологически, и психологически. Эту тему освещали в своих трудах учёные и исследователи.

До настоящего времени ни в одном журнале не было статей на темы «Дошкольная девиация», «Школьная девиация», «Подростковая или взрослая девиация», «Старческая девиация». Почему? Или у них в поведении нет недостатков? Или же они не нуждаются в коррекции? Конечно, нуждаются. Ещё многое в этом вопросе нужно исследовать. В частности, девиация возрастных периодов тоже нуждается в изучении. Например, вы не замечали, как трёх-четырёхлетний ребёнок употребляет в своём лексиконе непристойные слова; как безнравственно ведут себя некоторые пяти-шестилетние дети; как дети младшего школьного возраста постоянно обманывают, нарушают порядок, издеваются. Что вы думаете об этом? Может, скажете, что это просто детские шалости? Никак нет. Если учесть, что 70 % развития ребёнка протекает в дошкольном возрасте, то можно проследить порождение девиантного поведения именно в этом периоде, обнаружить причины, вызывающие данное явление (семья, естественная и социальная среда, психофизиология ребёнка и т. д.). И с большим сожалением нужно констатировать тот факт, что ещё очень мало сделано для предотвращения таких негативных обстоятельств.

По результатам наших наблюдений стало известно, что девиантное поведение относится не только к подростковому возрасту, но и другим возрастам (дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, период молодости, зрелый возраст, старческий период).

Если рассматривать это как одну из глобальных проблем, то перед психологами встаёт очередная задача. Психологи тоже в ответе за то, чтобы каждый член общества был всесторонне развитым, деятельным, способным к общению.

Чтобы диагностировать девиантное поведение в соответствии с конкретным возрастным периодом и корректировать его, а также разработать меры для возвращения личности к активному образу жизни, наряду с такими дисциплинами, как социальная психология, экспериментальная психология, возрастная психология, психодиагностика, нужно совершенствовать новую область психологии, взаимосвязанную с вышеназванными,- девиантологию («девиант» — «отклонение», «логос»- «наука») и поднять её на уровень социально значимых вопросов.

Изучение данной области и претворение её в практику нужно для того, чтобы предупредить человека от преступных замыслов, глубоко анализировать мотивации преступлений и вернуть к активной жизненной позиции тех, кто однажды оступился.

Девиантное поведение не появилось откуда-то извне. Его появлению способствуют психологический климат в семье, индивидуальные особенности личности, нездоровая внешняя среда.

При анализе девиантологии мы встречаемся с ещё одной её разновидностью, как профессиональная девиация. Изучение мотивации профессионального девиантного поведения даёт возможность сделать следующие выводы:

—          Неумение сообразно представлять свои интересы с интересами общества, то есть эгоизм;

—          Отсутствие способности при решении жизненных трудностей, достижение целей любыми окольными путями, то есть безволие.

—          Попытка скрыть свою профессиональную некомпетентность, нежелание работать над собой, то есть лень.

—          Склонность к усвоению чужих успехов, заранее предчувствуя их общественную значимость.

Ещё одной неизученной стороной современной девиантологии является религиозная девиация. Она характеризуется тем, что человек чрезмерно отдаётся религии, рассматривает реальность через призму религии, говоря народным языком, «забывает о тленном мире, думая о вечном»

Элементарные признаки религиозной девиации- это одеваться в религиозном стиле и осуждать современный стиль одежды.

Данные девианты склонны представлять мир в другом спектре, пропагандировать религиозные секты, критиковать и пытаться запрещать существующую духовную среду. Самыми опасными проявлениями религиозной девиации являются терроризм, диверсии, попытка изменить существующий строй с помощью религиозных экстремистических идей. Но при данных обстоятельствах они используют религию в качестве маски, укрытия, чтобы подчинить себе массы гипнотическими уверованиями, обманом, слабыми психическими функциями человека.

Эффективность воспитательных мер среди детей и подростков с отклонениями в поведении зависит от формирования у них активной жизненной позиции, взаимодоверительных и здоровых отношений между учителем и учеником. Важно, чтобы ученик, трудно поддающийся воспитанию, постоянно чувствовал внимание, заботу и помощь учителя. Это будет первым шагом к оздоровлению поведения подростка.

Следующим условием в коррекции неадаптированного поведения подростка является своевременное определение изменений в его психике и оказание медицинской, психолого-педагогической помощи. В этом работа практика-психолога незаменима.

На наш взгляд, было бы целесообразным, если работу с несовершеннолетними возложить на инспекторов профилактики при участковых милицейских опорных пунктах или в каждой махалле отдельно создать службу инспекторов профилактики, непосредственно занимающихся работой с несовершеннолетними. Вооружить инспекторов первичными психиатрическими знаниями — требование времени.

При профилактике отклонений в поведении детей и подростков важное значение имеет налаживание сотрудничества школы и семьи. К сожалению, состояние данного важного звена в воспитательном процессе не отвечает требованиям. Поэтому при отсутствии или слабом взаимосотрудничестве школы и семьи бывает очень сложным предупреждать и исправлять недостатки и пробелы в воспитании детей и подростков.

Учитель не всегда имеет полную информацию о семье, где растёт ученик, её нравственном облике. Иногда некоторые учителя ведут воспитательный процесс, не будучи осведомлёнными об ученике, не советуясь с его родителями. Это приводит к тому, что воспитательные меры снижают эффективность профилактических действий. В результате ожидаемые от профилактики цели остаются недостигнутыми.

Известно, что здоровый климат в семье, культурная, умственная, нравственная и духовная развитость родителей и других членов семьи положительно влияют на ребёнка. Просвещённость и грамотность родителей являются важным подспорьем при профилактике противозаконного, противоестественного поведения детей.

Исходя из этого можно заключить, что просвещённость, умственный и нравственный потенциал родителей считаются важными факторами при профилактике девиации среди детей и подростков. Решение ряда психолого-педагогических задач даст ожидаемые результаты.

Литература:

1.      Газиев Э. Психология. Ташкент, 1994.

2.      Иванов П. И., Зуфарова М. Общая психология. Ташкент, 2010.

3.      Закон «Об образовании» Республики Узбекистан. Всесторонне развитое поколение — фундамент прогресса Узбекистана. Ташкент, Узбекистан, 1997.

4.      Каримов И. А. Узбекистан — государство с великим будущим. Ташкент, Узбекистан, 1992.

5.      Сафоев Н. и др. Теория и практика общей психологии. Ташкент, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): девиантное поведение, религиозная девиация, активная жизненная позиция, воспитательный процесс, жизнь общества, подросток, семья.

Статистика в психологии: дисперсия, отклонение

  • Описательная статистика: Обобщает и описывает характеристики набора баллов для группы
  • Частотное распределение: # людей, получивших каждый балл
  • 4 Гистограмма частотного распределения:

    превратился в график.
  • Мера центральной тенденции : среднее (среднее), медиана (средняя), мода (наиболее часто)
  • Мера изменчивости: 92) [Дисперсия]
  • Разделите дисперсию на среднее, затем извлеките из нее квадратный корень, чтобы получить стандартное отклонение

Нормальная кривая: симметричная колоколообразная кривая, которая представляет распределение в теории совокупности.

SD может разделить кривую на сегменты ( 68% населения попадают в SD: -1-+1) (95% между SD: -2-+2 2% выше его ) и почти 100% между Sd: -3-+3 0,1% от выше )

На основе % каждого сегмента позволяет нам предсказать вероятность наступления события. (через сложение)

Психологи ПЫТАЮТСЯ ПРЕДСКАЗАТЬ, ПОЧЕМУ ПРОИСХОДЯТ ЭТИ СОБЫТИЯ, И ОБЪЯСНИТЬ ИХ

Общая дисперсия = (дисперсия, учитываемая изменением переменной + дисперсия, не учитываемая (случайная: ошибка дисперсии))

Применяется к экспериментам и корреляционным исследованиям 90

Коэффициент корреляции «произведение-момент» Пирсона: отражает направление/силу связи между двумя переменными.

.5 коэффициент НЕ означает, что переменные A и B и 50 процентов связаны между собой. ВОЗВРАЩАЙТЕ в КВАДРАТ значение r, чтобы получить величину дисперсии, которая является общей или общей для двух переменных. 2=0,25) 25 % A может объяснить 25 % дисперсии данных в B. ПОМНИТЕ, КОРРЕЛЯЦИЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ

Если предикативная переменная наиболее тесно связана с критериальной переменной , то можно сделать точный прогноз связанные корреляции (использует компьютеры

Может определить корреляции между переменными в корреляционной матрице, но не может объяснить, что означают эти отношения. Остальное должны сделать психологи.

Факторы, влияющие на статистику:

1) Величина разницы (Большая разница = более значительная)

2) Изменчивость измерения (Большая изменчивость = менее значительная)

№ 5 из 5 из измерения (больше измерений = больше значимости)

Логическая статистика: насколько мы уверены в выводах/выводах о населении на основе выборки

Вывод должен быть Статистически значимым, означает, что это произошло не случайно и было основано на фактах. Многократное выполнение теста позволит получить более точное распределение. Преподаватель и независимый писатель. Учитель естественных наук и любитель сочинений. Последняя рецензия статьи: 2020 | Институт Святой Розмари © 2010-2022 | Креатив Коммонс 4.0 92)$4.4 Стандартное отклонение выборки $(s)$4.5 Стандартное отклонение генеральной совокупности $(\sigma)$4.6 Межквартильный размах (IQR)4.7 Стандартная ошибка (SE) среднего значения4.8 Обозначения в приведенных выше формулах: 5 Рабочая тетрадь 6 Проверьте себя 7 См. также

Введение

Учитывая набор данных, ваша задача может состоять в том, чтобы попытаться описать основные характеристики данных или описательную статистику , которая может оказать влияние на принятие решений. Например, вам может понадобиться узнать, насколько сильно разбросаны данные о центральном местоположении; это даст вам представление об изменчивости набора данных. У вас будет выбор мер центрального расположения и изменчивости, вы выбираете те, которые дают вам больше всего информации, в зависимости от типа данных, которые у вас есть, и в отношении решений, которые вы хотите принять.

Если вам доступна вся информация о наборе данных и у вас достаточно программного обеспечения для ее анализа, т.е. R, SPSS или Minitab, то ваша задача — ввести информацию в программу и выбрать подходящую описательную статистику.

Однако необходимая вам информация о наборе данных может быть не полностью доступна. Это особенно верно для больших популяций, где невозможно извлечь все данные, например. для населения Великобритании; предпочтения при голосовании, количество автомобилей на домохозяйство и т. д. В этом случае обычным методом является выборка населения.

Выборка

Выборка включает отбор небольшого количества или выборки всего населения для получения выводов и проверки гипотез. Например, если вы хотите ответить на вопрос: «Сколько часов после школы дети делают домашнее задание в Англии?» Было бы почти невозможно и очень много времени опросить каждого ребенка в стране, поэтому вместо этого вы берете выборку населения и тестируете их, чтобы сделать выводы об общей численности населения. Существуют различные типы выборки: случайный и неслучайный , оба из которых имеют свои преимущества и недостатки. Дополнительные сведения об этом см. в разделе Выборка.

Показатели местоположения

Ниже приведены способы представления репрезентативного значения набора данных.

Среднее арифметическое

Рассчитывается путем суммирования всех значений данных и деления на общее количество имеющихся у вас элементов данных. Обычно его называют средним или средним. Если у вас есть данные, состоящие из $n$ наблюдений $(x_1,…,x_n)$, то среднее значение $(\bar{x})$ определяется по формуле: 9{n}\ x_i. \end{equation}

  • Среднее значение выборки — это среднее значение выборки, взятой из рассматриваемой вами совокупности.
  • Среднее значение совокупности , часто обозначаемое как $\mu$, является средним значением всей изучаемой совокупности. Часто вы не знаете среднее значение генеральной совокупности и должны оценивать его по выборочному среднему.
Режим

Режим является наиболее часто встречающимся значением в наборе данных. Например, в наборе данных $3,4,4,5,4,6,7,8$ модальное значение набора равно $4$, так как $4$ встречается чаще всего. 9\text{th}$ значений.

Например, в упорядоченном наборе $10,13,14,14,16,17,17,17,18,19$ медиана — это среднее двух средних чисел; пятый, 16$ и шестой, 17$. Следовательно, медиана равна $\dfrac{16 + 17}{2} = 16,5$.

См. раздел Среднее, медиана и мода и Средневзвешенные значения для получения дополнительной информации и более сложных примеров.

Показатели разброса
Диапазон

Для набора числовых данных диапазон измеряет разницу между наибольшим и наименьшим значениями. 9\text{th} \text {наименьшее наблюдение}. \end{split} \end{equation}

Стандартная ошибка (SE) среднего

Среднее значение выборки является оценкой среднего значения генеральной совокупности. Если мы продолжим брать выборки, а затем получим набор данных, включающий эти выборочные средние, то стандартная ошибка будет мерой разброса выборочных средних от среднего генеральной совокупности.