Девушка умна и образованна: 3. Где прилагательное, а где причастие:1) Девочка умна и воспита..а; дети вежливы и

Содержание

3. Где прилагательное, а где причастие:1) Девочка умна и воспита..а; дети вежливы и

Учитывая разницу в значении постфиксов -то, -либо, -нибудь и приставок кое-, не-, употребите нужное неопределённое местоимение: Ты o ком-.......... из … нас писал отцу? Мы с ним сегодня кое .......... говорили. Я встречался с ним в .............. местах. Мальчик о чём-......... говорил маме. Папа заботился о каких-............. людях. Дети играли на каком-......... новом инструменте. Постарайся сам о чём-..........! Ты ходил в каких-............ очках в детстве? 7. Употребите нужное отрицательное местоимение: Она ............ не беспокоилась. Он не играл ............. инструменте. Детей ............ не обвиняли. Студенты не участвовали ........... митинге. Он не женился ............ иностранке. У него нет проблем, поэтому ему .......... думать. У них общее мнение и им ............ спорить. У меня не было костюма и мне .............. было пойти на свадьбу. 8. Напишите предложения с противоположным значением: Ты сомневаешься во всём. Она обо всех всё знает. Я учился в разных университетах. Миша был на всех концертах. Миша был на многих концертах. Он учится в каком- то университете. Он спорит со всеми обо всём. Она приехала на какой-то машине.

А какой обстановке необходимо спать чтобы полностью восстановить согласие содержанию статье​

составте сложн предложение по схеме [ ] или[ ]​

6. Почему так было?Образец: Класс был холодный, нетопленый.Была война. Топить былонечем.Дети в классе были замёрзшие, простуженные.Мысли Султанмурата … были далеко.Мальчик вспоминал об отце.?А вы читали эту повесть? пж помогите​

Предложение. Виды предложенийСпиши, вставляя пропущенные буквы, сначалапобудительные предложения, затем повествова-1.ки. И вдруг где-то рядом, букваль … но в двух ш..гахот меня, звонко засв..стела, заливисто защёлкала ка-кая-то птичка. Кто это? Я сразу дог..дался, что этотуд..вительный певец сол..вей. И сейчас же другойсол..вей запел. Песню подхватили справа, слева, свер-ху. Тут целое солов..иное царство! Стою как зач..ро-ванный, боюсь спугнуть песню.тельные.1) Береги платье снову, а честь Смол..ду.2) Терпение и труд всё перетрут.3) Откладывай безделье, но не откладывай дела.4) Лес..ницу метут не снизу, а сверху.5) Вода землю точит и камень долбит.6) Сол..вей мес..ц поёт, а в..р..на круглый год кар-1. колі ролікает.bee neserye4) ыли улсалице cholas ca2) Menesuea mungОлаан бол, але во из да, олардыbai grua4) relasungy nemen in1 иEsney) Bogau vanesco6) Courberi ucery nom, abgione. mennesses5)и на своитефилмукориул2. Спиши текст, вставляя пропущенные бук-вы и раскрывая скобки. Дай характеристикупо цели высказывания выделенным предложе-ниям. Подчеркни во втором предложении грам-матическую основу.(В)знойной, П.Лящей л..сной Т..шине словноизд..лека доносятся (приглушённые звуки. То застр..ко-чет кузнеч..к, то рассыпется птичий щеб.т. Я присло-нился (к)берё..ке и слушаю эти уб..юкивающие зву-8​

Каким членом предложенияявляется выделенное слово?Запишите ответ:Незнайка все время вспоминал пропароход и не переставал удивляться. Выделенные слова:п … ро, пороход​

Ганс Губерманн здружиноюпереховували в своємупідвалі єврейськогоюнака МаксаВанденбурга тому, що...​

Помогите пожалуйста пжпжпжпжжпжпжежпдажпжпжпжпжпз​

Какое количество прилагательныхиспользовано в данном отрывке?(ответ запишите цифрой)Путешественники снова сели нагиеничный мотоцикл и В одну минутувзл … етели на вершину холма, за которымОткрылась широкая долина. На ней ужене было отдельных Цветных кругов,горошин и крапинок. Всю долинузанимал один огромнейший круг,который начинался недалеко отпрдножия холма и кончался вдали уопушки леса,​

Путешественники снова сели науничний мотоцИЙКЛ КВ одну минутувзлетели на вершину холма, за которымоткрылась широкая долина. На ней ужене было отельных … цветных кругов,кординирапинок. Всю долинузанимал один огромнейший круг,который начинался недалеко отподножия Холма и кончался Вдали уопушки леса​

15. Как отличить краткое причастие

1. Если краткая форма образована не от глагола, то это краткое прилагательное.   В кратких прилагательных  пишем столько «Н», сколько их было в полном прилагательном: цена  — ценный – ценна,  не+посредство —  непосредственный – непосредственна, интерес — интересный — интересен. 

2. Краткие причастия и краткие отглагольные прилагательные образуются от глаголов.  В кратких причастиях пишем одно «Н»: Трава скошена.  В кратких прилагательных  пишем столько «Н», сколько их было в полном прилагательном/причастии:  Дети воспитанны и образованны*.

————————————————————————————————————————                            * Кроме формы  ед. числа мужского рода:  мальчик воспитан и образован (краткие прилагательные).

 

Как отличить краткие причастия от кратких отглагольных прилагательных?
  1. При кратком причастии имеется (или можно подставить) существительное в форме творительного падежа:  Её струи  подсвечены  (чем?)  солнцем осени.  

2.   Если краткой форме больше подходит вопрос  «что сделан (а/о/ы)?», чем  вопрос   «каков (а/о/ы)?», то это краткое причастие:  На картине изображена весёлая деревенская свадьба.             

 3.  Краткое причастие обозначает  временный признак, ограниченный, признак действия, совершаемого над предметом:  

Девочка воспитана в интернате;  девочка воспитана мамой.   Краткое прилагательное обозначает признак, постоянно присущий предмету:  Девочка воспитанна, образованна.  

 4. Краткое причастие может быть заменено глаголом:  Девочка воспитана мамой ⇒ Девочку воспитала мама (девочка, которую воспитала мама),  … струи подсветили, …свадьбу изобразили.   Обычно этого признака достаточно для выполнения заданий ЕГЭ.

.

5.  Иногда краткие отглагольные прилагательные можно заменить на отыменные прилагательные*, например:  Девочка воспитанна, образованна ⇒  Девочка вежлива,  культурна, умна.    Но такая замена краткого причастия обычно невозможна:  Девочка воспитана мамой ⇒ Девочка вежлива,  культурна, умна  мамой.

——————————————————————

                    * Отыменные прилагательные образованы от имен существительных.

 

 

                                                                  Дополнительно.

 Как отличить наречие от краткого причастия?

Отличить наречие от краткого причастия можно по вопросу.

                         Наречие.                     (вопрос   КАК?)

                                Краткое причастие                                    (вопрос ЧТО СДЕЛАНО?)

 Нельзя поставить вопрос « Что сделано?»  Нельзя поставить вопрос  «КАК?»  Обычно можно заменить глаголом
 Чувствовал себя потерянно.

Выступление прошло  скомканно.

Принял решение  обоснованно.

 Завещание потеряно*.

Покрывало скомкано*.

Подозрение Егора      обосновано*.

 Завещание потеряли.

Покрывало скомкали.

  Егор обосновал  подозрение.

Краткое причастие всегда сказуемое.

 Употребление  кратких прилагательных в переносном значении

Краткое прилагательное. Краткое причастие.
Какая? Какова? Что сделан(а,о)? Обычно можно заменить глаголом
 Даша образованна Компания образована*. Компанию образовали
Девочка рассеянна. Туча рассеяна. Тучу рассеяли
 Она несобранна Команда не собрана Команду не собрали

* При кратком причастии имеется (или мыслится) существительное в форме творительного падежа со значением деятеля или орудия: Компания образована (кем?) Васей и Петей.

    Туча рассеяна (чем?) снарядами.   Команда комитетом не собрана.                                                                                                                                                                                Краткое прилагательное нельзя заменить глаголом Девочку рассеяли. 


  Причастия могут переходить в прилагательные, приобретая переносное значение.          

При переходе причастий в прилагательные НН сохраняется:         

 1. Сдержанная  всадником лошадь.   Сдержанная — причастие, потому что возможна замена на глагол:  лошадь, которую сдержал  всадник;                                       2. Сдержанный человек.   Сдержанный —  прилагательное, оно имеет переносное  значение,  его можно заменить синонимичным качественным прилагательным, а не глаголом: сдержанный человек — сухой, немногословный.

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

Цели: закрепить навыки правописания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных; показать условия выбора н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; закрепить пунктуационные навыки.

Методические приемы: объяснительный диктант, объяснения учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Нечаянная встреча, неписаная истина, сеянные осенью озимые, истопленная печь, вязаные перчатки, опушенные ресницами глаза, желанная пятёрка, неслыханный успех, асфальтированное шоссе, сплочённый коллектив, копчёная рыба, кручёная бечёвка, крашеная известью стена, навьюченная лошадь, сгущённое молоко, экскурсионный автобус.

Дополнительное задание: определить склонение встретившихся в диктанте существительных.

II. Проверка домашнего задания

Упражнение 120: беседа по вопросам упражнения.

III. Изучение темы “Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных”

1. Слово учителя.

Мы уже знаем, что две буквы н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий; знаем, как отличать такие причастия от омофоничных отглагольных прилагательных. Наша задача - научиться различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные. От правильного определения части речи зависит верный выбор орфограмм.

Трудность состоит в том, что причастия могут переходить в прилагательные. Случаи перехода одной части речи в другую нам встречались: столовая комната → столовая; учёный человек → учёный (переход прилагательного в существительное).

Такой переход характерен и для причастий. Вот хотя бы два часто встречающихся примера:

Первый гол забил нападающий нашей сборной.

Провожающие, выйдите из вагона!

- Что вы можете сказать о словах нападающий, провожающие? (Это действительные причастия настоящего времени в роли существительных.)

- Какую роль в предложениях они играют? (В первом предложении нападающий - подлежащее, во втором провожающие - обращение, не является членом предложения.)

Переход в другую часть речи (в прилагательные) часто происходит и со страдательными причастиями прошедшего времени. Для этого необходимо поставить слова в контекст, рассмотреть их роль в предложении.

Попробуйте разобраться самостоятельно.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала § 22.

3. Вопросы на усвоение материала.

- Приведите примеры перехода страдательных причастий прошедшего времени в прилагательные.

- Как определить, что перед нами: причастие или прилагательное?

4. Вывод.

В кратких причастиях всегда одна буква н; в кратких прилагательных столько н, сколько их в полном, от которого они образованы:

Девушка умна, образованна.

К сказуемому можно задать вопрос: “Какова?” Можно перестроить предложение, подобрав синонимы - полные прилагательные: Девушка умная, образованная.

Умный - одна буква н, значит, в кратком прилагательном тоже одна буква н. Образованный - две буквы н, значит, в кратком прилагательном тоже две буквы н. Конечно, это не относится к кратким прилагательным мужского рода: образован.

Причастия образованы от глаголов.

К сказуемому можно задать вопрос: что говорится о подлежащем? Можно перестроить предложение, подобрав синоним - глагол: Причастия образовались от глаголов. Кроме того, от сказуемого можно задать вопрос: кем? или чем?

Образованы - краткое причастие, значит пишется одна буква н.

IV. Выполнение упражнений

1. Упражнение 122: устно.

2. Упражнение 123: комментированное письмо.

3. Упражнение 125: записать слова в два столбика: с н и с нн.

4. Упражнения 127: самостоятельная работа.

Домашнее задание

1. § 22.

2. Упражнение 124: письменно.

3. Упражнение 129: устно.

Как пишется "не" с краткими причастиями?

Обычно отри­ца­тель­ная части­ца «не» с крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми пишет­ся раз­дель­но. Нужно уметь отли­чить крат­кое при­ча­стие от крат­ко­го прилагательного.

Чтобы понять, как пишет­ся «не»  с крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми, отме­тим, что в рус­ском язы­ке стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую фор­му, например:

  • завер­шить — завер­шён­ный про­ект, про­ект завер­шён вовремя;
  • выпол­нить — выпол­нен­ное зада­ние, зада­ние выпол­не­но в срок.

С части­цей «не» пол­ные фор­мы при­ча­стий могут писать­ся как слит­но, так и раз­дель­но. Об этом подроб­но объ­яс­ня­ет­ся в ста­тье «Как пишет­ся «не» с при­ча­сти­я­ми?«.

Написание «не» с краткими причастиями

«Не» с крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми, как и с гла­го­ла­ми и дее­при­ча­сти­я­ми, чаще все­го пишет­ся раз­дель­но, например:

  • маль­чик не закалён,
  • ста­тья не написана,
  • роман не прочитан,
  • план не выполнен,
  • стол не накрыт,
  • ябло­ко не вымыто,
  • не ска­за­но ни слова.

Все дома при­плюс­ну­ты, дав­но не шту­ка­ту­ре­ны, кры­ши не кра­ше­ны, став­ни затво­ре­ны (А.П. Чехов).

Путь не про­то­рен, не изме­рен, но он все­гда ведёт к весне (М. Алигер).

Однако кон­церт всё же был не окон­чен, или, вер­нее, не начат (Н. Бажанов).

«Не» с крат­ки­ми при­ча­сти­я­ми пишет­ся слит­но, если крат­кая фор­ма обра­зо­ва­на от гла­го­ла с при­став­кой недо-, напри­мер:

  • план недо­вы­пол­нен,
  • роман недо­оце­нён критиками,
  • зара­бо­ток недополучен;
  • сред­ства недоучтены.

Чего недо­да­но тебе [Сибири], так это пес­ни, здесь рож­дён­ной (А. Твардовский).

Она умна, но ум её недо­вос­пи­тан (А. П. Чехов).

Краткие причастия и краткие прилагательные с «не»

Чтобы пра­виль­но  напи­сать крат­кую фор­му с «не», сле­ду­ет научить­ся отли­чать крат­кие при­ча­стия от крат­ких  при­ла­га­тель­ных, кото­рые с «не» чаще все­го пишут­ся слит­но, например:

  • писа­тель неиз­ве­стен  — неиз­вест­ный писатель,
  • с виду непри­сту­пен — непри­ступ­ный вид,
  • ужас непод­де­лен — непод­дель­ный ужас.

Особенно это каса­ет­ся крат­ких при­ла­га­тель­ных, обра­зо­ван­ных на базе причастий.

Сравните:

  • Вино не выдер­жа­но нуж­ный срок. — Девочка невы­дер­жан­на и капризна.
  • Группа для изу­че­ния ино­стран­но­го язы­ка так и не обра­зо­ва­на. — Девушка хотя и необ­ра­зо­ван­на, но сооб­ра­зи­тель­на.
  • Его пред­став­ле­ния о мире не огра­ни­че­ны ничем. — Неограниченно и бес­пре­дель­но сча­стье, кото­рое чело­век чер­па­ет из пол­но­ты сво­их рас­ту­щих душев­ных сил (А. Н. Толстой).

Эти две крат­кие фор­мы мож­но «рас­по­знать», во-первых, по зна­че­нию при­ла­га­тель­но­го, кото­рое обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та, не свя­зан­ный со вре­ме­нем протекания.

Во-вторых, зада­дим к при­ла­га­тель­но­му грам­ма­ти­че­ские вопросы:

  • девуш­ка како­ва? невы­дер­жан­на, необразованна;
  • сча­стье како­во? неогра­ни­чен­но и беспредельно.

В-третьих, при­ча­стия управ­ля­ют тво­ри­тель­ным паде­жом суще­стви­тель­но­го, а при­ла­га­тель­ные не соче­та­ют­ся с ним.

Обратим вни­ма­ние, что с не- пишут­ся слит­но быв­шие стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни с суф­фик­са­ми -ем-/им-, кото­рые уте­ря­ли при­знак дей­ствия и ста­ли при­ла­га­тель­ны­ми, например:

  • непо­бе­ди­мый — народ непобедим,
  • неуяз­ви­мый — чело­век неуязвим,
  • неувя­да­е­мый — кра­со­та неувядаема,
  • непо­ко­ле­би­мый — руко­во­ди­тель непоколебим,
  • неис­пра­ви­мый — лгун неисправим.
Скачать ста­тью: PDF

Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных