Деятельность педагога психолога: Всероссийский педагогический семинар Приоритетные направления деятельности педагога-психолога в школе

Проектная деятельность педагога-психолога|Сайт педагога-психолога

Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. (А. Эйнштейн)

В настоящее время в педагогической среде всё чаще приходится слышать такое понятие, как «проектная деятельность». Использование этого метода в работе педагога-психолога ДОУ приобретает всё большую популярность.

Содержание

  1. Что такое проектная деятельность?
  2. Цель проектной деятельности
  3. Задачи проектной деятельности
  4. Этапы реализации проектной деятельности
  5. Виды проектной деятельности
  6. Проект «Калейдоскоп эмоций»
  7. Проект «Взрослый в мире детских эмоций»

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная познавательная, творческая, игровая деятельность взрослых и детей в рамках определённой темы, имеющая социально значимый результат.

Проект — это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование или планирование
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация

Реализация проекта с детьми дошкольного возраста осуществляется в игровой форме через включение детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

Цель проектной деятельности

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи проектной деятельности

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Этапы реализации проектной деятельности

Наименование этапаОписание этапа
Подготовительный этапДанный этап включает в себя: выбор темы, определение целей, задач, сроков реализации проекта, составление плана работы над проектом.
Поисковый этапДанный этап прежде всего направлен на поиск и сбор информации по заявленной теме. Изучение профессиональной литературы по теме проекта.
Практический этапНаправлен на непосредственную реализацию проекта. Проведение запланированных мероприятий.
Аналитический этапАналитический этап включает в себя подведение итогов проекта и его презентация.

Виды проектной деятельности

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Творческие.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Ролево-игровые.

Материал подготовлен на основе: Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16.

Далее я предлагаю Вам ознакомиться с теми проектами, которые я использую в своей работе.

Проект «Калейдоскоп эмоций»

Целью проекта является развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста.

Об актуальности: Вместе с возрастающим уровнем развития познавательной сферы у детей наблюдается снижение уровня развития эмоциональной сферы. Всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а так же испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце (отсутствие чувства), о котором писал Л.С. Выготский. Дошкольным учреждениям необходимо уделять большое внимание этой проблеме. Именно в дошкольном возрасте ребёнок живёт в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддаётся коррекции.

Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.

Проект «Взрослый в мире детских эмоций»

Основной целью данного проекта является гармонизация детско-родительских отношений через вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

Об актуальности: Состояние психологического здоровья детей является одной из актуальных проблем детской психологии. Основные усилия родителей и педагогов направлены в первую очередь на развитие познавательной сферы. Недостаток данного подхода в том, что гармоничное развитие личности включает в себя развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Успешность социализации определяется когнитивными способностями, достаточным уровнем эмоционально-волевых процессов, коммуникативных навыков.

Ребенок с самого рождения эмоционально чувствителен, а его эмоциональное состояние определяется тем, как он видит свой мир — своих родителей, самого себя. Если этот мир враждебный, непонимающий, то ребенок начинает испытывать тревожность, которая влияет на его поведение, способность общаться и учиться.

Чем полнее эмоциональный опыт, тем больше позитивных чувств испытывает ребенок и тем лучше его поведение. Только в этом случае он будет чувствовать себя наилучшим образом и соответственно развиваться. Ответственность за полноту эмоционального опыта несут взрослые, но к сожалению, изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребёнком эмоциональный контакт сводится к минимуму.

Во многих семьях родители часто препятствуют проявлению эмоций и чувств (особенно негативных), тем самым лишая возможности проживать их и ориентироваться в них, а затем произвольно управлять ими.

Взрослые пытаются подавить чувства ребенка, отказываясь понять и принять их, морализуя действия и поступки ребенка, и тем самым способствуя развитию у них эмоциональной неадекватности и нарушений в поведении.

В процессе воспитания родители допускают ошибки, которые приводят к различным трудностям у детей и к потери взаимопонимания и доверия между родителями и ребенком. В свою очередь мы в детском саду наблюдаем всё большее количество детей с агрессивным поведение и детей с ярко выраженной истеричностью в поведении, что может свидетельствовать о нарушение системы воспитания в семье.  Поэтому психолого-педагогический проект «Взрослый в мире детских эмоций» является актуальным. Реализация данного проекта позволит не только выявить в чём проявляется неконструктивное взаимодействие в семье, но и провести ряд коррекционно-развивающих мероприятий направленных на гармонизацию детско-родительских отношений.

Более подробно с проектом можно познакомиться в прикреплённом файле.

Надеюсь мои наработки пригодятся вам в работе. Вы можете скачать проекты и использовать в своей работ. Размещение на других сайтах и в социальных сетях разрешено только с указанием автора и ссылки на мой сайт.

Организация деятельности педагога-психолога в системе общего образования: психолого-педагогическое сопровождение и межведомственное взаимодействие

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ФОРМЫ: https://youtu. be/uCv5TiBuQeU

Программа повышения квалификации педагогов-психологов общеобразовательных организаций основана на профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», методических рекомендациях по функционированию психологических служб образовательных организаций.

Обучение по программе повышения квалификации направлено на развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций в области системной работы с целевыми группами обучающихся в решении проблем, возникающих и проявляющихся в образовательном процессе, а также при оказании психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса в условиях дистанционного режима обучения, в том числе обусловленных сложной эпидемиологической ситуацией.

В программу включено обучение по совершенствованию компетенций педагогов-психологов по навыкам дистанционного консультирования и оказанию психологической помощи в преодолении учебных трудностей, что будет способствовать помощи участникам образовательного процесса, в том числе, оказавшимся в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации и дистанционного режима обучения.

Программа реализуется в очно-заочной форме, в том числе с применением электронного контента и дистанционных технологий, в формате онлайн-курса.

В процессе обучения Вы узнаете:

  • содержание основных направлений деятельности по проектированию благоприятных условий в образовательной организации;
  • специфику условий, обеспечивающих благоприятный образовательный процесс на уровне начального, основного и среднего общего образования;
  • стандартные методы и технологии, позволяющие решать психодиагностические  задачи различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
  • принципы разработки и реализации программ и мероприятий по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития различных категорий обучающихся;
  • специфику психолого-педагогической помощи педагогам, работающим с обучающимися, испытывающими трудности в обучении;
  • основы дистанционной психолого-педагогической помощи семьям в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

Пройдя обучение, Вы научитесь:

  • разрабатывать программы и технологии адресной психологической помощи  разным категориям обучающихся в сфере общего образования;
  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;
  • планировать и проводить программы и мероприятия по предотвращению социальных и психолого-педагогических рисков развития обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оценивать и прогнозировать их эффективность;
  • оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся в преодолении трудностей обучения;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности психологического сопровождения в системе общего образования.

Цель реализации программы: совершенствование профессиональных компетенций педагогов-психологов образовательных организаций системы общего образования по реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения, направленного на сохранение и укрепление психологического здоровья и благополучия обучающихся, на их возрастное развитие и улучшение образовательных результатов.


    Категория слушателей, включая требования к квалификации: Лица, имеющие высшее профессиональное образование, работающие штатными педагогами-психологами общеобразовательных организаций, а также региональных и муниципальных центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС-центры), привлекаемые образовательными организациями к обеспечению психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

      Программа имеет объем учебного материала (трудоемкость) 72 часа. Срок освоения программы — 6 недель (не менее 12 часов в неделю, до 2-х часов в день). 

      Слушатели в индивидуальном асинхронном режиме осваивают содержание разделов программы, включая текстовые материалы, презентации, видео-лекции, видео-кейсы, выполняют контрольные задания. Уточнение элементов знаний, работа с вопросами и неясностями, оставшимися или появившимися у слушателей после прочтения предложенных по разделам и темам текстов и просмотра видео-лекций, видео-кейсов, организуется в он-лайн формате с участием преподавателей.

      Самостоятельная работа слушателей сопровождается методическим обеспечением литературными источниками и практическими заданиями.

      Курс состоит из трех модулей, которые проходят все слушатели. 

      Вначале курса проходит вводное тестирование, которое определяет направления развития профессиональных компетенций по видам деятельности педагога-психолога на основе дефицита компетенций. 

       Учебно-тематический план

      В настоящее время на данную программу пока нет отзывов.

      Написать отзыв

      Преподавание общественной психологии Занятия в классе

      Активность в кампусе (Кортни Аренс, 2008 г.)

      Упражнение «Классовые привилегии и угнетение» (Кортни Аренс, 2008 г.)

      Упражнение «Консультация по ролевой игре» (Кортни Аренс, 2008 г.)

      Разнообразие охоты за мусором (Мишель Шлехофер, 2011)

      Упражнение в обвинении жертвы (Мишель Шлехофер, 2010)

      Упражнение: формулирование вопросов (Бет Шинн, 2008 г. )

      Заключительный отчет: Целевая группа APA по социально-экономическому положению (2006 г.)

      Знакомство с общественной психологией во вводном курсе по психологии (Джин Хилл, 2008 г.)

      Сделать катастрофу «реальной» для студенческой деятельности (Ричард Ливи, 2006 г.)

      Praxis Assignment: Day of Social Justice (Джина Лангаут, 2012)

      Ресурсы для включения социального класса в учебную программу по психологии (APA Div. 9 и 35, 2008 г.)

      Групповые упражнения самопомощи (Кортни Аренс, 2008 г.)

      TCP: Применение методов совместного обучения на курсах сообщества старшекурсников (Пенни Фостер-Фишман, 1996 г. )

      TCP: Экологические концепции — упражнения (Джеймс Далтон, 2007 г.)

      TCP: Практические советы по совместному исследованию сообщества (Джеймс Далтон, 2008 г.)

      TCP: Упражнение-головоломка (Стивен Стелзнер, 19 лет).96)

      Упражнения и демонстрации – преподавание психологии

      01. Психология как наука: мышление исследователя, без категорий / Упражнения и демонстрации, эмпирические рассуждения, интуиция / Автор TeachPsychScience Редактор

       В этом упражнении используется онлайн-апплет Java, чтобы продемонстрировать ограниченность человеческой интуиции и необходимость эмпирических рассуждений при изучении психологических явлений. Щелкните здесь, чтобы перейти к действию

      11. Факторный расчет, 13. Двухфакторный дисперсионный анализ (ANOVA) / Действия и демонстрации, ANOVA, Применение статистических концепций, Факторный расчет, Логическая статистика / По TeachPsychScience Редактор

      В этом задании используется ресурс Teach Psych Science Краткие шаги для проведения факторного дисперсионного анализа: от данных до последующих тестов и выводов для расчета и интерпретации набора данных факторного дисперсионного анализа 2X3 с нуля (все расчеты вручную).

      Предоставляется сценарий исследования и данные. Щелкните здесь, чтобы узнать об активности.

      05. Качественные исследования, 06. Наблюдательные исследования, Без категорий / Мероприятия и демонстрации, Архивные исследования, Методы наблюдения / Автор TeachPsychScience Редактор

      В этом упражнении учащиеся сначала проводят мозговой штурм по поведению, которое может присутствовать в детском телешоу и которое может указывать на агрессию и сотрудничество. Затем они смотрят эпизод «Губки Боба Квадратные Штаны», кодируя определенное поведение для агрессии и сотрудничества. Они комментируют процесс записи поведения и рекомендуют ли они шоу родителям. …

      Упражнение: Использование SpongeBob Squarepants для обучения наблюдательному/архивному исследованию и кодированию поведения Подробнее »

      05. Качественные исследования / Мероприятия и демонстрации, Контент-анализ / Автор TeachPsychScience Редактор

      В этом упражнении учащиеся знакомятся с архивными исследованиями, предлагая им провести анализ содержания личных объявлений.

      Щелкните здесь, чтобы получить задание.

      04. Набор инструментов психолога: выборка, измерение, надежность и валидность, 10. Внутренний дизайн субъектов / Действия и демонстрации, Внутренняя валидность / Автор TeachPsychScience Редактор

      Чтобы помочь учащимся запомнить потенциальные источники угроз для внутренней валидности, я использую аббревиатуру «МИССИС СМИТ». Этот ресурс содержит раздаточный материал с описанием этих угроз, а также упражнение, в котором учащимся необходимо определить эти возможные угрозы. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на мероприятие.

      03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

      Это задание помогает учащимся применять этические принципы в классе к конкретному исследовательскому проекту. Небольшие группы студентов выступают в роли имитации Институционального наблюдательного совета (IRB), выявляя проблемы и предлагая изменения, чтобы сделать приложение более этично обоснованным.

      Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

      03. Этика: принятие этических решений в исследованиях / Мероприятия и демонстрации, Этика / Автор TeachPsychScience Редактор

       Это занятие помогает учащимся затронуть этические вопросы уязвимых групп населения, минимальный риск, благодеяние, информированное согласие/согласие несовершеннолетних. Небольшие группы сравнивают «Эксперимент маленького Альберта» Уотсона с павловским розыгрышем в телешоу «Офис» и новостной статьей о дедовщине/розыгрышах. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

      02. Процесс исследования: от идей к инновациям, методы исследования / мероприятия и демонстрации, формулирование гипотез, популярные СМИ / автор TeachPsychScience Редактор

      Используя заголовок текущих новостей в качестве вдохновения, это задание позволяет учащимся превратить исследовательскую идею в рабочую гипотезу. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Людовики Дри на Unsplash

      01. Психология как наука: мыслить как исследователь, Методы исследования / Деятельность и демонстрации, Критическое мышление, Популярные СМИ, Мыслить научно / Автор TeachPsychScience Редактор

      В этом задании учащиеся посещают книжный магазин, чтобы критически оценить изображение психологии в популярных средствах массовой информации. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото Меган (Маркхэм) Бакнелл на Unsplash

      01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования, Без рубрики / Мероприятия и демонстрации, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

      Студентам дается список характеристик личности, основанный на 12 знаках зодиака, и они должны выбрать, какой из них лучше всего их описывает. Затем мы обсудим, почему эти описания личности написаны достаточно расплывчато, чтобы их можно было применить ко многим людям. Эта активность аналогична классическому эффекту Форера (Forer, 1949). Форер использовал обобщенные …

      Упражнение: Использование описаний личности на основе зодиака для изучения предубеждений в мышлении Подробнее »

      01. Психология как наука: мышление исследователя, Методы исследования / Деятельность и демонстрация, Критическое мышление, Научное мышление / Автор TeachPsychScience Редактор

      В этом упражнении учащиеся анализируют известную редакционную статью о существовании Санта-Клауса с точки зрения различных способов познания (например, интуиция, авторитет, логика и научный метод). Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание. Фото krakenimages на Unsplash

      Общение с психологией, Исследование чтения, Отчет об исследовании стиля APA / Действия и демонстрации, Резюме APA, Обсуждение APA, Введение APA, Метод APA, Результаты APA, Стиль APA, Эмпирическая статья, Чтения / By TeachPsychScience Редактор

      В этом упражнении учащимся предлагается воссоздать исследовательский отчет в стиле APA, логически организовав отдельные абзацы из опубликованной исследовательской статьи. Нажмите здесь, чтобы получить ссылку на задание.

      Общение с психологом, Отчет об исследовании стиля APA, Процесс написания / Действия и демонстрации, Введение в APA, Групповая деятельность, Практика и предварительная подготовка заданий, Написание первых черновиков / Автор TeachPsychScience Редактор

      В этом упражнении учащиеся получают рекомендации по проведению экспертной оценки вводной части APA своего сокурсника. Щелкните здесь, чтобы получить ссылку на задание

      09. Многогрупповой дизайн, 11. Однофакторный дисперсионный анализ (ANOVA), Методы исследования, Статистика / Действия и демонстрации, Идентификация IV и DV, Лаборатории / Авторы Открытие ученого внутри

      В этом упражнении из блога The Learning Sciences учащиеся случайным образом распределяются в одну из трех групп: повторять алфавит, считать до 26 или двигаться вперед и назад (A-1-B-2 и т. д.) . Зависимая переменная — это время, необходимое для выполнения задачи. Это можно сделать в классе, но также можно…

      Активность: многогрупповая многозадачность Подробнее »

      16. Тесты хи-квадрат, статистика / мероприятия и демонстрации, наборы данных, ежедневный пример, лаборатории / авторы Открытие ученого внутри

      Мы все можем (или должны) согласиться с тем, что Taco Bell — лучший фаст-фуд. Когда вы отправляетесь в Taco Bell, вас обязательно спросят, не хотите ли вы какой-нибудь соус. Лучший ответ: «Удиви меня». Выплата? Горстка пакетиков с соусом. Но распределяются ли ароматы случайным образом или они дают вам …

      Упражнение: Хи-квадратный анализ пакетов соуса Taco Bell Подробнее »

      *Оценка статистической информации, статистика/мероприятия и демонстрации, руководство/учебник, сопоставление статистики с проектом, онлайн-обучение/от Открытие ученого внутри

      Онлайн-руководство дает учащимся описания исследований и просит их выбрать правильную статистику для анализа данных. Всего 11 примеров. Студенты отвечают с помощью вопросов с несколькими вариантами ответов, а учебник обеспечивает руководство / обратную связь на протяжении всего процесса. Вы можете получить доступ к учебнику здесь.

      07. Корреляционное/опросное исследование, 15. Регрессия, Методы исследования, Статистика/деятельность и демонстрация, Руководство/учебник, Онлайн-обучение, Выбросы, Прогноз/По Открытие ученого внутри

      Онлайн-руководство, которое поможет учащимся пройти исследование и анализ данных с использованием регрессии. Всего имеется 4 модуля, причем первые три наиболее подходят для вводного курса. Модуль 3 короткий, и его можно использовать в качестве демонстрации в классе. Модуль 4 более продвинутый. Во время урока студенты начнут с …

      Учебное пособие: Регрессия (WISE) Подробнее »

      Статистика / Действия и демонстрации, Применение статистических концепций, Доверительный интервал, Повседневный пример / Автор Открытие ученого внутри

      Доктор Алексис Грософски использует игру из книги «Цена правильная», чтобы проиллюстрировать доверительные интервалы (ДИ). Игра может продемонстрировать идею того, как работает CI. Студенты часто находят концептуальные материалы более сложными, чем вычислительные — конкретный пример помогает сделать концепцию доверительного интервала более понятной (и запоминающейся). Видеоклипы …

      Цена соответствует доверительным интервалам Подробнее »

      *Оценка статистической информации, статистика / мероприятия и демонстрации, применение статистических концепций, потребитель исследований, критическое мышление, групповая деятельность, информационная грамотность / по Открытие ученого внутри

      Это задание позволяет учащимся попрактиковаться в оценке статистической информации, представляя им роль терапевта, которому необходимо приобрести программное обеспечение для своей практики.