Диагностика девиантного поведения подростков: Методика диагностики склонности к девиантному поведению

Личность

Методики диагностики подростков


Источник:
 Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие [Текст] / И.Ф.Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.

Данная методика позволяет определить наличие у подростков склонности к формированию различных форм аддиктивного поведения.

Подробнее: Тест — опросник…

Источник: Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие [Текст] / И.Ф.Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. – 105 с.

Данная методика позволяет родителям на основании наблюдения за ребенком оценить степень риска формирования химических форм зависимого поведения.

Подробнее: Анкета для раннего…

Источник: Шиляева И.Ф. Диагностика и прогнозирование девиантного поведения в молодежной среде: учебное пособие [Текст] / И.Ф.Шиляева. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2019.

– 105 с.

Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.

Подробнее: Методика диагностики…

Цель:  диагностика одаренности школьников.

Источник: Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности / А.А. Лосева //В книге: ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 9-13.

Пояснение: автор предлагает проведение анализа одаренности школьников посредством использования метода экспертных оценок.

В качестве экспертов могут выступать педагоги, работающие с детьми, которые будут оценены. Экспертам предлагаются следующая инструкция:
«Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней — 4 и так далее. Оценка 2 балла — самая низкая».

Подробнее: Методика диагностики…

Цель: диагностика текстовой компетенции подростков с ТНР.

Источник: Грибова, О.К. К вопросу об оценке динамики становления текстовой компетентности у подростков с тяжелыми нарушениями речи/ О.Е. Грибова // Логопедия сегодня, 2011. — №1 (31). С.40-47

Анализ динамики формирования тексто­вой компетенции традиционно стро­ится на сопоставлении двух оценок: объем текстов и смысловая насыщенность текстов.

Подробнее: Методика оценки…

Источник: Педагогическая психология: учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. — М.: Сфера, 2008. 480 с.

Инструкция: прочтите ряд предложений. После каждой фразы даны три суждения о правомерности заключенной в ней мысли. Подчеркните те суждения, с которыми Вы согласны. Постарайтесь выполнить эту работу за 5 мин.

Подробнее: Методика…

  1. Методика «Доминирующая мотивация подростков» В.Н. Колюцкого, И.Ю. Кулагиной (анкета для подростков)
  2. Диагностический лист для выявления характера отклонений в поведении (Т.А.Шилова)
  3. Тест Пьерона-Рузера
  4. Тест-опросник для изменения мотивации аффиляции
  5. Методика «Шкала тревожности» Кондаша

Подкатегории

Познавательное развитие Кол-во материалов:  2

Межличностные отношения Кол-во материалов:  0

Личность Кол-во материалов:  12

Нарушения речи Кол-во материалов:  1

Об обосновании диагностических показателей у разных категорий несовершеннолетних с делинквентным поведением в компетенции психолого-медико-педагогической комиссии // Психология и право — 2018.

Том. 8, нет. 1

Реферат

Рассмотрены проблемы разработки диагностических показателей, позволяющих дифференцировать категории девиантного поведения у детей и подростков в контексте деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Основной целью ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями физического и/или психического развития и/или отклонениями в поведении, их комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и по его результатам выработка рекомендаций по оказанию соответствующей помощи. и организация их обучения. К этой группе несовершеннолетних относятся дети и подростки не только с ограниченными возможностями здоровья, но и с различными формами девиантного поведения и в конфликте с законом. В статье представлен анализ личных дел воспитанников специальных закрытых образовательных учреждений для несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Методический инструмент структурированной оценки социальной ситуации развития ребенка в работе ПМПК, утвержденный в рамках проекта «Разработка научно-методических положений работы ПМОК по обследованию и выработке рекомендаций для воспитанников с девиантным поведением и в конфликт с законом».

Ключевые слова: девиантное поведение, делинквентное поведение, социальная ситуация развития, психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМК).

Рубрика журнала: Ювенальная психология

Тип статьи: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080106

Для цитирования: Чиркина Р.В., Делибальт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А., Дебольский М.Г., Воронина А.В. Об обосновании диагностических показателей у разных категорий несовершеннолетних с делинквентным поведением в ведении психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс].

Психология и право = Психология и право, 2018. Том. 8, нет. 1, стр. 77–94. DOI: 10.17759/psylaw.2018080106. (на рус., реферат на англ.)

Ссылки

  1. Арон И.С. Структурно-содержательный анализ понятия «социальная ситуация развития» в контексте профессионального Структурно-содержательный анализ понятия личности. «ситуация социального развития» в контексте профессионального самоопределение личности]. Культурно-историческая психология [Культурно-историческая психология]. 2013, вып. 4, рр. 53–58.

  2. Венар, гл. Психопатология развития детского и Психопатология развития детей и подростков подросткового возраста. подростковый возраст]. СПб.: Изд. «Праим-Еврознак», 2007, 672 с.

  3. Воронова Е.Л., Драйзен А.А., Дозорцева Е.Г., Зыков О.В., Ошевский Д.С., Павлова Т.Н., Полятыкин А.А., Шипшин С.С., Шипшина О.С., Шкандыкова М.А. Оценка рисков и возможностей (ОРВ). Метод структурированной оценки рисков совершения повторных правонарушений и возможностей реабилитации несовершеннолетнего: практика применения.

    Оценка (ОРС). Метод структурированной оценки рисков совершение повторных правонарушений и возможности реабилитации минор: практика применения]. Стручок красный. В.Б. Васечкина, А.А. Дрейзина, С.А. Полятыкина. Москва: Изд. РБФ НАН, 2010. 40 с.

  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений [Собрание сочинений]: Т 6 т. Т. 4. Детская психология. Москва: Изд. Педагогика, 1984. 432 с.

  5. Делибальт В.В., Богданович Н.В. Психосоциальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-исторической психологии. реабилитация несовершеннолетних, попавших в юридически значимые ситуации, как задача культурно-историческая психология]. Культурно-историческая психология [Культурно-историческая психология]. 2017. Том. 13. нет. 3, стр. 41–50.

  6. Делибальт В.В., Дегтярев А.В. Вариативные модели деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в контексте работы с Несовершеннолетними с девиантным поведением. психолого-медико-педагогических комиссий в условиях работы с несовершеннолетними с девиантным поведением]. Итоги и перспективы реализации важных положений национальной стратегии действия в интересах детей на 2012– 2017 годы: Сборник материалов конференции. реализации важнейших положений национальной стратегии детей за 2012-2017 годы: Материалы конференции. В Драгункиной З.Ф., Рубцова В.В., Семьи Г.В., Дубовик А.С., Шведовской А.А. (ред.). Москва: Изд. ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 117-118.

  7. Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков с противоправным поведением. с противоправным поведением]. Москва: Изд. РИО «ГНЦ ССП Росздрава», 2004, 352 стр.

  8. Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., Ошевский Д.С., Александрова Н.А. Оценка риска противоправных действий у детей и подростков: метод рекомендации [Оценка риска противоправных действий у детей и подростки: метод. рекомендации]. Москва: Изд. ФГБУ «ГНЦССП имени В.П. Сербского» Минздравсоцразвития России, 2011. 25 с.

  9. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. группа: Учебник]. СПб.: Изд. Питер, 2010. С. 99-108.

  10. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) [Девиантология: (Психология девиантного поведение)]. Э.В. Змановская.: Издательский центр «Академия», 2003, 288 п.

  11. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии. развитие» в современной психологии].

    Методология и история психологии [Методология и история психологии] . 2007, нет. 4, стр. 40–56.

  12. Макушкин Е.В. Агрессивное криминальное поведение у детей Агрессивное преступное поведение у детей и подростков. и подростки с нарушением развития]. Москва: Изд. ООО «Медицинское информационное агентство», 2009, 83 с.

  13. Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Чибисова И.А. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых в уголовном процессе : Руководство для Врачей. Комплексная психопсихиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых в уголовное судопроизводство: Пособие для врачей. Москва: Изд. «Нестор-История», 2014. 124 с.

  14. Методические рекомендации по организации обследования дети с тяжелыми и легкими поведенческими нарушениями и созданием для их специальных образовательных условий. организация обследования детей с тяжелыми и легкими поведенческими расстройства и создание для них специальных условий воспитания. В С.В. Алехина, В.В. Делибальт, Н.В. Дворянчиков, Э.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, СРЕДНИЙ. Дегтярев Д.А. Малкин, В.А. Пимонов, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Р.В. Чиркина, Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 113 с.

  15. Ошевский Д.С., Дозорцева Е.Г. Перспективы использования структурированных методов оценки риска повторных деликтов при психологическом сопровождении несовершеннолетних правонарушителей с «Перспективы использования структурированных методов для оценка риска повторных правонарушений в психологическом сопровождении несовершеннолетних правонарушителей с психическими расстройствами. Психическое здоровье. здоровье] . 2014, нет. 7 (98), стр. 3–11.

  16. Султанова А.С., Иванова И.А. Особенности социальной ситуации развития детей в современных российских условиях. ресурс] [Особенности социальной ситуации развития детей в современные российские условия]. Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2011, № 4. С. 53–64. URL-адрес: https://psyjournals.ru/tatigkeitstheorie/2011/n4/52956.shtml (данные обращения: 27.10.2017).

  17. Холмогорова А.Б. Две конфликтующие методологии в исследованиях психотерапии и ее эффективности: поиск третьего пути (часть II) [Две противоречивые методологии исследования психотерапии и ее эффективность: поиск третьего пути (Часть II)]. Консультативная психология и психотерапия [Консультативная психология и психотерапия] . 2010, № 1. С. 14–37.

  18. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков Академический проект. Девиантное поведение детей и подростков. Академический Проект]. Москва: Изд. Гаудеамус, 2007, стр. 21–45.

Чиркина Римма Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой судебной и судебной психологии и права факультета судебной и судебной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https: //orcid.org/0000-0002-7040-7792, e-mail: [email protected]

Делибальт Варвара Васильевна, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного университета кафедры психологии и образования, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9586-3188, e-mail: [email protected]

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории психологии детства и юношества ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» имени В. П. Сербского» Минздрава России, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org /0000-0002-1309-0485, e-mail: [email protected]

Дегтярев Артем, Старший преподаватель кафедры психологии права, кафедра юридической психологии, МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-9393-6550, e-mail: [email protected]

Дебольский Михаил Григорьевич, кандидат психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, МГППУ, ведущий научный сотрудник, ФКУ НИИ ФСИН, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2601-0077, e-mail: [email protected]

Воронина Анастасия Васильевна, аспирант факультета «Юридическая психология», Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, e-mail: 2106-91@mail. ru

Метрики

просмотров

Итого: 5067
Предыдущий месяц: 26
Текущий месяц: 25

Загрузки

Итого: 1305
Предыдущий месяц: 4
Текущий месяц: 8

Игнорирование ранних предупреждающих признаков неповиновения может привести к девиантному поведению в подростковом возрасте

Эйлин Барбел Фаттал, Международный университет Флориды

Нарушение правил не редкость для детей дошкольного возраста, но способность выявлять тех детей, которые наиболее подвержены риску долгосрочного вызывающего поведения, является ключом к тому, чтобы помочь им избежать множества негативных последствий.

Психолог ПФР Мигель Вильодас провел оценку 788 детей, которым был установлен высокий риск жестокого обращения, включая детей из малообеспеченных семей, домов с одним родителем или детей с очень молодыми родителями, а также детей, живущих в районах с высоким уровнем насилия. Он обнаружил, что примерно половина участников подвергались жестокому обращению — 56 процентов из них в возрасте до 4 лет. ), оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD) и расстройство поведения. Виллодас обнаружил, что некоторые из детей, участвовавших в исследовании, проявляли агрессивное и вызывающее поведение уже в возрасте 4 лет. Что еще более важно, он обнаружил, что, если их не лечить, такое поведение сохраняется и в подростковом возрасте.

«Дети с крайне проблемным поведением могут быть идентифицированы в раннем детстве и, как правило, остаются стабильными в той категории, к которой они были первоначально отнесены», — сказал Виллодас.

Исследование отслеживало проблемы экстернализации детей и подростков, подверженных риску физического насилия, сексуального насилия или пренебрежения. Проблемы экстернализации могут варьироваться от незначительного разрушительного или неприятного поведения, такого как крики в классе, до более серьезного и даже преступного поведения, включая физическое насилие. Виллодас провел оценку участников в возрасте 4, 8 и 12 лет. В соответствии с наблюдаемым поведением детей разделили на одну из трех категорий:

  • хорошо приспособленный
  • гиперактивный/оппозиционный
  • агрессивный/нарушающий правила

Однако к 12 годам появилась четвертая категория – вызывающая/лживая – характеризующаяся более суровым поведением. К 14 годам были проведены интервью с лицами, осуществляющими уход за участниками, для постановки официального диагноза. Приблизительно у 9 процентов 14-летних был диагностирован СДВГ, у 13 процентов — ODD и у 10 процентов — расстройство поведения.

Результаты также показали, что дети, которые предположительно подверглись физическому насилию в последнее время, подвергались более высокому риску проявления агрессивного/нарушающего правила поведения в дошкольном и подростковом возрасте. Более того, дети, которые, как утверждается, подвергались пренебрежению или сексуальному насилию, с меньшей вероятностью хорошо приспособились к подростковому возрасту.

Поскольку поведение детей с СДВГ, ОВР и расстройством поведения в значительной степени совпадает, важно применять многогранные вмешательства и формы лечения. Выявление и сдерживание широкого спектра экстернализирующих проблем позволяет проводить более эффективные ранние вмешательства.

«Наша основная цель в этом исследовании — помочь детям, — сказал Вильодас. «Мы хотим нацелиться на определенное родительское поведение, чтобы помочь родителям справляться со стрессовыми ситуациями. Жестокое обращение не обязательно приводит к плохому поведению, иногда плохое поведение приводит к жестокому обращению».

В качестве исследователя Центра помощи детям и семьям ПФР Виллодас оценивает модели психосоциального вмешательства в клиниках и школах, нацеленные на нарушения, связанные с СДВГ, и экстернализирующие поведенческие проблемы у детей и подростков.

Дополнительная информация: «Переходы в развитии в проявлениях экстернализации проблем среди мальчиков и девочек, подверженных риску жестокого обращения с детьми».