Диагностика для 3 класса по психологии – Психологическая диагностика в школе. Сборник тестов.

Тест (3 класс) по теме: Диагностические методики

                      Диагностические методики.

    Для того, чтобы составить более полное и точное представление о ребятах, которые приходят к вам в класс, об их интересах, ценностных ориентациях, возможностях и желаниях, предлагаются всевозможные методики. Методики органично связаны с жизнедеятельностью детей, носят практический характер, доступны и привлекательны по форме, содержанию, включают элементы игры и творчества.

    Что же характерно для сегодняшних мальчишек и девчонок? Какие они? Изменения в жизни общества и окружающего мира – объективная предпосылка для проявления у современных детей нового образа мыслей, вкусов, привычек, интересов и ценностей. Такое явление, как акселерация захватывает не только физическое, но и умственное развитие. Дети поумнели и «переваривают» гораздо больший поток информации, чем  раньше. Современные дети стали рано проявлять необычную прежде самостоятельную деятельность и независимость. Порой они поражают своими способностями, удивляют взрослостью суждений. Они раньше начинают задумываться о самих себе, о своем месте в жизни. Это радует и удивляет, но мы  не всегда к этому готовы. Но все-таки они еще дети, нуждаются в нашей взрослой умной и корректной помощи. Помочь им найти себя, раскрыть свои способности, задатки, индивидуальность – важнейшая психолого-педагогическая задача, решать которую приходится каждому педагогу.

     Применение методик диагностики ставит всех детей в одинаковые условия и помимо вопросов на воображаемое поведение предполагает реальные ситуации, соответствующие возможностям младшего школьного возраста. Вместе с тем методики имеют достаточный уровень трудности поставленной перед ребенком задачи, носят развивающий характер. Дети должны четко понимать, что от них требуется: экспериментальная ситуация не должна восприниматься ими  доброжелательной обстановке. По результатам 1-2 методик нельзя судить о качествах, характере ребенка – только набор взаимодополняющих и взаимопроверяющих методик могут дать объективную картину.

С помощью разных методик можно выявить разные стороны развития личности ребенка: направленность и интересы, желания, ценностные ориентации и потребности детей младшего школьного возраста. Именно эти свойства являются, на мой взгляд, интегрирующими, стержневыми в развитии человека.

 

Если бы я был волшебником.

Если бы у тебя была волшебная палочка.

Предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, т.к. маленьким еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание.

Анализ ответов может быть  выполнен по схеме: для себя, для других – родных или людей вообще.

Золотая рыбка.

Дети выступают в роли заказчика, а исполнитель – рыбка, и от нее зависит, а не от них самих, исполнить или нет желание. Ввести в воображаемую ситуацию словами: « Представь себе: приплыла рыбка к тебе, спросила: «Что тебе надобно?»

Для создания особого настроя, введения в сказочно-игровую ситуацию хорошо помогают игровые элементы-символы: волшебная палочка, появление настоящей золотой рыбки.  

Цветик-семицветик.

Дети читают или вспоминают сказку В.Катаева с таким названием  (возможен и просмотр мультфильма) .Каждому вручается цветик-семицветик из бумаги, на лепестках которого они записывают свои желания. Затем лепестки с желаниями вручают тем, кому они адресованы.

Обработка результатов может проходить по схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу, сгруппировать – материальные, нравственные, познавательные, разрушительные.

Загадай желание.

Рассказать ребенку, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно сбудется! Представьте себе, что вы видите такую звезду. Какое желание каждый из вас загадал бы? Можно желание записать.

Мои желания.

Из списка разных желаний предлагается выбрать «свои»: стать известным в школе, городе, быть презедентом, иметь много друзей, приносить радость близким, заниматься любимым делом, стать богатым, иметь куклу Барби, научиться играть на компьютер, есть каждый день мороженое и т.д. Список желаний ребята могут продолжить самостоятельно.

Радости и огорчения ( методика незаконченных предложений).

При ее проведении возможны варианты:

1.Предлагается  дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда…              Больше всего я огорчаюсь, когда…

Методика имеет ряд преимуществ по сравнению с обычной анкетой. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, поскольку здесь как бы задается ритм ответа, что психологически облегчает работу ребенка

2.Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнышко и тучку ( день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют или записывают свои радости и огорчения.

3.Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут свои радости, а на другой – огорчения. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4.Предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?»

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью класса.

Настроение.

На листках бумаги, с перечнем всех изучаемых предметов, учащиеся рисуют либо солнышко , либо тучку – в зависимости от того, какие предметы нравятся, на которых ученик чувствует себя комфортно. Для более старших ребят можно вместо символов ставить напротив каждого предмета температуру ( чем больше, тем некомфортнее и тревожно ученику на данном уроке)

Фотография.

В рамочке предлагается разместить всю семью за одним столом, например, по случаю Дня рождения или новогоднего вечера.

Дом, в котором я живу.

Предлагается рисование дома. Учитывается все: цвет выбранных карандашей, есть ли дверь, как выглядят окна, что вокруг дома во дворе и т.д.

Солнце, тучка, дождик.

Дети рисуют напротив данных предложений определенный символ, в зависимости от того, как они ощущают себя в данном месте:

В классе мне…     С друзьями мне…       Дома мне…

10 моих «Я».

Дать определение себе, перечисляя личностные качества.

Что на сердце?

Свободное рисование – что хочется нарисовать в данный момент и в данном месте.

                                Наблюдения за ребенком.

1.внешний вид

2.речь ( голос, темп, словарь)

3.подвижность

4.социальное поведение

5.отношение к учебной деятельности

6.темперамент

7.характер

-отношение к себе ( скромность, гордость, заносчивость)

-к сверстникам ( драчливость, конфликтность, открытость, завистливость)

-ко взрослым (послушание или наоборот, уважение, правдивость)

-к порученному делу ( безответственность, трудолюбие, инициативность, добросовестность, старательность, стремление)

За 4 года учебы мы будем вместе: 4 зимы , 816 дней

                                                                   4 весны, 32.000 уроков

                                                                   4 осени, 50.000 часов  

nsportal.ru

Диагностика для третьеклассников — Психологу

Вариант А

Субтест 1

Инструкция: «Задание состоит из 10 незаконченных предложений. Под каждым предложением дано 5 слов или словосочетаний, из которых нужно выбрать то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово или словосочетание»

Пример: В Декабре….

30 дней, 31 день, 28 дней, 24 дня, 29 дней.

Правильным ответ будет «31день», его и надо подчеркнуть.

Пример: Садовое растение…..

ель, мох, смородина, крапива, клен.

Правильным ответ будет «смородина», его и надо подчеркнуть.

Если ты понял условие, то приступай к выполнению задания:

  1. На Крайнем Севере нашей страны живет….

кабан, слон, заяц, морж, лось.

  1. Портрет – это изображение….

предметов, природы, животных, овощей, человека.

  1. Чайковский П.И. – это….

писатель, художник, композитор, ученый, артист.

  1. Масштабом пользуются при….

игре, подготовке к уроку, нагревании воды, определении сторон горизонта, построении карты или плана.

  1. Австрия – это….

город, страна, материк, планета, остров.

  1. Компьютер – это….

инопланетянин, телевизор, игра, вычислительная машина, иностранный язык.

  1. Вокруг Земли вращается…

Солнце, Луна, звезды, облака, небо.

  1. Христианство – это….

церковь, наука, праздник, религия, искусство.

  1. Анатомия – это….

наука о Земле, наука о природе, медицина, наука о растениях, наука о строении тела человека.

  1. Демократия – это….

власть президента, власть народа, борьба, группа людей, государство.

Субтест 2

Инструкция: «В задании даны 5 слов. 4 из них объединены общим признаком, а пятое слово к ним не подходит, оно отличается. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово».

Пример: Корова, коза, овца, барсук, лошадь.

Здесь лишним является слово «барсук», т.к. корова, коза, овца и лошадь – домашние животные, а барсук – дикое животное, это слово и надо подчеркнуть.

Пример: Шкаф, стол, платье, диван, тумбочка.

Подчеркнуть надо слово «платье», т.к. шкаф, стол, диван, тумбочка – мебель, а платье – одежда.

Если ты понял, как делать, то можешь приступать к выполнению задания:

  1. Глиняный, резиновый, пластмассовый, бумажный, полезный.

  2. Грозить, пугать, обвинять, разговаривать, обманывать.

  3. Гранит, песок, глина, газ, железная руда.

  4. Веселый, добрый, смелый, гладкий, сильный.

  5. Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, часть речи.

  6. Умножение, сумма, сложение, деление, вычитание.

  7. Танцевать, лежать, бежать, прыгать, шагать.

  8. Кричать, петь, свистеть, молчать, стонать.

  9. Насекомые, птицы, рыбы, кошки, звери.

  10. Глобус, план, компас, чертеж, карта.

Субтест 3

Инструкция: «Слева даны два слова, между которыми существует определенная связь. Необходимо внимательно прочитать, подумать, и определить, какая связь между этими словами. Справа дано третье слово, к которому надо подобрать из пяти ниже предложенных слов то, которое будет с ним в такой же связи, как и те два слова, которые написаны слева. Найденное слово нужно подчеркнуть».

Пример:

тонкий

высокий

толстый

узкий, низкий, скользкий, длинный, глубокий

Правильный ответ – «низкий», т.к. тонкий — толстый и высокий — низкий – это слова, противоположные по значению.

Пример:

рыба

собака

чешуя

кость, лапа, порода, шерсть, кошка

Правильным ответом будет слово «шерсть», т.к. рыба покрыта чешуей, а собака – шерстью. Слово «шерсть» надо подчеркнуть.

Пример:

птица

рыба

летать

щука, глубина, плавать, река, плавник

Здесь правильным ответом будет слово «плавать», его и надо подчеркнуть т.к. птица летает, а рыба плавает.

1

глагол

часть речи

сказуемое

часть слова, действие, падеж, член предложения, подлежащее

2

ухо

слышать

глаза

двигать, закрывать, ресницы, очки, видеть

3

сложение

сумма

вычитание

число, умножение, математика, разность, деление

4

зима

лето

день

свет, утро, солнце, восход, ночь

5

слово

буква

текст

пословица, писатель, предложение, учебник, упражнение

6

весна

таяние снега

разлив реки

дождь, весна, наводнение, течение, берег

7

луна

ночь

солнце

греть, воздух, день, свет, звезда

8

ель

хвоя

клен

Листья, ствол, кора, цветки, береза

9

длинный

короткий

сложение

сумма, результат, вычитание, деление, длина

10

Февраль

март

среда

неделя, день, четверг, месяц, вторник

11

геометрическая фигура

треугольник

число

деление, трехзначное число, сумма, величина, счет

12

имя существительное

склонять

глагол

действие, спрягать, изменять

13

квадрат

треугольник

сложение

сумма, величина, таблица, деление, действие

14

бутон

цветок

яйцо

курица, желток, еда, скорлупа, цыпленок

Субтест 4

Инструкция: В каждом ряду даны пять чисел. Из них 4 числа объединены общим признаком, а пятое к ним не подходит, т.е. является лишним. Надо найти и зачеркнуть это лишнее число.

Пример: 6 1 8 10 5

Лишним является число 10, т.к. 10 – двузначное число, а все остальные числа – однозначные.

Пример: 10 8 4 22 7

Лишним является число 7, т. к. все остальные числа делятся на два, а число 7 на два не делится.

1.

4

2

8

72

6

2.

86

23

71

9

48

3.

215

136

93

617

492

4.

12

10

17

24

46

5.

64

83

134

25

72

6.

632

394

156

405

268

7.

570

823

343

983

753

8.

27

6

18

9

5

9.

67

127

54

47

327

10.

60

25

40

75

32

Субтест 5

Инструкция: Задание состоит из 6 слов. Два из них объединены общим признаком, а остальные четыре слова не подходят к ним. Надо определить, что общего между двумя словами из шести и подчеркнуть эти два слова.

Пример: Лето, месяц, начало, весна, гром, небо.

Правильный ответ – «лето» и «весна», т.к. эти два слова обозначают времена года. Их и надо подчеркнуть.

Пример: Лес, дерево, слон, зоопарк, медведь, самолет.

Правильный ответ – «слон» и «медведь», т.к. эти слова обозначают животных. Их надо подчеркнуть.

  1. Грамм, дециметр, прямоугольник, задача, расстояние, километр.

  2. Пословица, предложение, книга, поговорка, знак препинания, ручка.

  3. Скрипка, школа, музыка, учитель, песня, рояль.

  4. Круг, длина, скорость, сумма, мяч, квадрат.

  5. Метр, линейка, тонна, весы, килограмм, цена.

  6. Черный, хитрый, горький, узкий, желтый, грязный.

  7. Слово, начало, суффикс, глагол, запятая, корень.

  8. Космонавт, радуга, Земля, спутник, Марс, горизонт.

  9. Пингвин, снег, Север, лисица, шерсть, река.

  10. Математика, урок, число, учебник, история, человек.

Субтест 6

Инструкция: В данном ряду чисел каждое число больше предыдущего на две единицы. Но среди них есть два лишних числа, которые надо найти и зачеркнуть.

Пример: 1 3 4 5 7 8 9

Лишним являются числа 4 и 8. Их надо зачеркнуть.

Пример: 21 22 23 24 25 27 29

Лишним являются числа 22 и 24. Их надо зачеркнуть.

1.

4

6

7

8

9

10

12

2.

13

14

15

17

18

19

21

3.

16

18

19

20

22

23

24

4.

65

67

79

70

71

72

73

5.

41

43

45

46

47

48

49

6.

104

105

106

108

109

110

112

7.

343

345

347

348

349

350

351

8.

515

517

518

519

521

522

523

9.

729

731

732

733

735

737

738

10.

978

979

980

982

984

985

986

11.

776

777

779

781

783

785

786

multiurok.ru

Психологическая диагностика ( на начало и конец года, для обучающихся начальной школы).

Диагностика познавательной сферы на конец учебного года.

1 класс.

Тесты на выявление способности к классификации и анализу

( тесты на мышление, которые определяют способность классифицировать понятия по общему признаку).

Задание 1.

Инструкция для обучающихся: выбери из скобок и запиши нужное слово.

1. Месяц зимы_____________________(Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март)

2. В году______________(24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 7 месяцев)

3. Отец старше своего сына_______________(часто, всегда, никогда, редко, иногда)

4. У дерева всегда есть___________________(листья, цветы, плоды, корень, тень)

5. Пассажирский транспорт _______________(комбайн, самосвал, автобус, тепловоз)

Задание 2.

Инструкция для обучающихся: каким общим словом можно назвать предметы.

  1. Окунь, карась-_______________________________

  2. Огурец, помидор-____________________________

  3. Шкаф, диван-________________________________

  4. Июнь, июль-_________________________________

  5. Слон, лев-___________________________________

Задание 3.

Методика используется для изучения мышления у детей. » Исключи слова»

Методика предназначена для исследования аналитико-синтетической деятельности сферы мышления у детей, их умения выделять и строить обобщения понятий.

Инструкция для обучающихся: «Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Вычеркни в каждой строчке лишнее слово «Время — 5 минут, предлагается 10 заданий

  1. тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка

  2. река, озеро, мост, море, пруд

  3. кукла, прыгалка, песок, мяч, юла

  4. стол, ковёр, кресло, кровать, табурет

  5. Саша, Митя, Стасик, Петров, Коля

  6. слива, вишня, огурец, яблоко, груша

  7. курица, петух, орёл, гусь, индюк

  8. тополь, берёза, орех, липа, осина

  9. весёлый, грустный, быстрый, вкусный, осторожный

  10. куртка, шапка, платье, одеяло, брюки

Задание 4.

Методика «Графический диктант»

Методика Эльконина Д.Б. Данная методика позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

Графический диктант проводится одновременно со всеми учащимися класса.

Педагог предварительно объясняет:

«Сейчас мы с вами будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого вы должны внимательно слушать меня — я буду говорить, в какую сторону и насколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда прочертите линию, ждите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая линия, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Где левая рука? Итак, когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете куда? А когда скажу провести линию налево, вы ее проведете куда? А что значит провести на две клетки вверх? Куда вы поведете линию? А что значит провести на две клетки вниз? Куда вы поведете линию?

Затем показать любой пример учителем на доске.

После этого предлагается перейти к рисованию тренировочного узора.

Инструкция: поставить точку в левом нижнем углу.

Внимание!

Две клетки вправо.

Три клетки вверх.

Две клетки вправо.

Три клетки вниз.

Две клетки вправо.

Две клетки вверх.

Две клетки вправо.

Две клетки вниз.

Две клетки вправо.

Три клетки вверх.

Две клетки вправо.

Три клетки вниз.

Теперь продолжите рисунок до конца строки.

infourok.ru

Перечень диагностических методик «Для классного руководителя»

Источник: интернет ресурс

Диагностические методики для классных руководителей, педагогов-психологов

Психолого-педагогическая диагностика — это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание подбору диагностических методик, которые помогают в становлении и развитии детского коллектива. Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

— особенности возраста учащихся класса;

— степень сформированности детского коллектива;

— особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

— степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

Правило второе. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

Правило третье. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

Правило четвертое. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

Правило пятое. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Для изучения детского коллектива классный руководитель может использовать следующие диагностические методики:

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Опросники. Опросник дает возможность изучить мотивацию действий, изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретной группы учащихся или класса в целом, уровень тревожности учащихся класса. Опросник позволяет выявить отношение учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

Проективные тесты. Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой, деятельности, будущей профессиональной деятельности и своей социальной роли.

Анкеты. Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости.

Сочинения. Сочинения помогают изучить степень развитости кругозора учащихся, уровня интеллектуального развития учащихся, личностных качеств, отношение к миру.

Графические и рисуночные темы. Данные методики позволяют изучить отношение к коллективу, к педагогам и родителям.

Диагностические методики позволяют решать следующие педагогические задачи:

• Изучение личностных качеств учащихся класса.

• Изучение общих и специальных способностей класса.

• Изучение уровня взаимоотношений учащихся в коллективе.

• Учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел.

• Отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся

Диагностические методики изучения классного коллектива

Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

Диагностическая методика № 1. «Фотография»

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

Диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры»

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование — учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах.

Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

Диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу»

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину»

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылку, в которой находится записка: «Обратись с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют.

Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни»

Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу:

Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»

Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.

Диагностическая проективная методика № 9

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это…

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это…

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это…

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это…

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это…

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это…

8. Ребята, интересы которых мне чужды, это…

9. Ребята, которые мне неприятны, это…

10. Ребята, которых я избегаю, это…

Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»

Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

1. Как называется фильм?

2. Где происходит действие фильма?

3. Кто является главным героем фильма?

4. Кто играет второстепенные роли в фильме?

5. Каким является фильм по жанру?

6. Каков финал фильма?

7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

Диагностики изучения личности учащегося

Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.

Предложенные ниже методики изучения личности и коллектива дадут результат, если классный руководитель будет внимателен при их анализе, будет справедлив и не предвзят в оценке высказываний учащихся, будет использовать полученные результаты неформально. Используя данные методики, можно сделать процесс воспитания увлекательным, значимым не только для учащихся, но и для их родителей и для педагогического коллектива школы в целом.

Диагностика № 1. «Памятные даты моей жизни»

Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу:

Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

Диагностика № 2. «Мой портрет в интерьере»

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определенного интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги ,на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета.

Диагностика № 3. «Мое состояние»

Ребятам предлагается вглядеться в 16 символов. Эти символы объединены в четыре группы: движение, спокойствие, уверенность, неуверенность. Из каждой группы символов нужно выбрать по одному, который лучше всего передает состояние движения, спокойствия, уверенности и неуверенности. Каждая группа символов изображается на доске и имеет буквенное обозначение. На своих листочках ребята записывают буквы выбранного символа.

Затем можно перейти к подсчету результатов:

Движение

Спокойствие

Уверенность

неуверенность

А-4

А-10

А-10

А-10

Б-8

Б-8

Б-8

Б-8

В-2

В-2

В-6

В-2

Г-10

Г-4

Г-2

Г-6

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твое поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до 20 очков: Ты плывешь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобою решение тебе вредит, по можешь от него отказаться.

от 21 до 27очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами, убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказываться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаешь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на все свое мнение, тебя трудно переубедить.

Диагностика № 4. «Моих 10 — Я»

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я», рассказывая о себе и своих качествах по образцу:

1-я — 4-я — 7-я — 10-я —

2-я — 5-я — 8-я —

3-я — 6-я — 9-я —

Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

Диагностика № 5. «Недописанный тезис»

Учащимся предлагается закончить каждый тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

1. Я считаю, что я…

2. Главное в моей жизни —это…

3. Мне хорошо, когда…

4. Мне плохо, когда…

5. Мне нравится, когда взрослые…

6. Мне не нравится, когда взрослые…

7. В свободное время я…

8. Самая большая радость моей жизни…

9. Самая моя большая ошибка…

10. Иногда мне хочется…

Диагностика № 6. Блиц — опрос

В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю

1. Любимое имя

2. Любимая пора года

3. Любимый цвет

4. Любимая книга

5. Любимое дерево

6. Любимый цветок

7. Любимая группа

8. Любимая песня

9. Любимая одежда

10. Любимый праздник

11. Любимый музыкальный инструмент

12. Любимый певец

13. Любимое животное

14. Любимая еда

15. Любимый месяц

Диагностика № 7. «Самореклама»

Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволят победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе — искренность, объективность, самокритичность.

Диагностика № 8. «Готовность к саморазвитию»

Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):

1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.

2. Я считаю, что мне не нужно что-либо в себе менять.

3. Я всегда уверен в своих силах.

4. Я убежден, что все, задуманное мной, осуществится.

5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.

6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.

7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.

8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.

9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.

10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.

11. Мне трудно себя воспитывать.

12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.

13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.

14. Обстоятельства всегда сильнее меня.

Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ:

1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-), 7. (+), 8 (+), 9 (+), 10. (+), 11 (-), 12 (+), 13 (-), 14 (-)

Результат:

Хочу знать о себе — баллы 1, 2, 5, 7, 9, 10, 13.

Могу совершенствоваться 3, 4, 6, 8,11, 12,14.

Диагностика № 9. «Сочинение»

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:

«Ода моему классу»

«Мой класс через 5лет»

«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»

«Удивительные истории моего класса»

«Болезни роста нашего класса»

Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:

«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,

«Письмо самому себе»,

«Мои «хочу», «могу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.

Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:

«Мои осенние размышления»

«Привет самому себе из сентября 2002 года»

«Год 2003. Мои поиски истины»

«Мои взлеты и падения»

Диагностика №10. «Полемика с самим собой»

Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например:

Дисциплина — это свобода

Дисциплина — это неволя

Учит жизни не книга, а опыт

Учит жизни не опыт, а книга

Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.

Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.

Друг познается в беде.

Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.

Диагностика № 11. «Незаконченный тезис»

Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей. Жизнь —это…

Друг —это…

Быть человеком — значит…

Наивысшая радость — это…

Самая большая беда — это…

Добрая память о себе — это…

Плохая память о себе — это…

Главное в жизни — это…

Мелочи жизни — это…

Радости жизни —это…

Диагностика №12. «Ассоциативный ряд»

Учащимся предлагается построить ассоциативный ряд, связанный с одним словом, понятием, явлением. Ребята должны написать не менее 10 — 15 слов, которые могут быть связанны непосредственно с данным понятием.

Например: любовь — радость — родители — единение -тепло — удовольствие — праздник — подарок — чувство -глупость -мужество — взаимность — эйфория — безопасный секс -кольца — дети — свет — романтика — переживание — наслаждение.

Диагностика № 13. «Социометрия»

Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:

Задание 1. Утебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.

Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?

Метод социометрического выбора — метод, позволяющий выразить количественно, графически , структуру межличностных отношений в коллективе.

Социограмма – это графическое изображение отношений респондентов друг к другу с помощью этого метода я решила 2 задачи:

1) выявила лидеров и изолированных детей;

2) выявила взаимные симпатии и сплоченность коллектива

Организация диагностики.

Проведение диагностических процедур в школе должно осуществляться систематически. Классный руководитель может делать это самостоятельно, сотрудничая с психологом. Рекомендуется производить как общую педагогическую диагностику класса, так и направленную на частные аспекты развития учеников.

Результатом диагностики могут быть характеристики отдельных учащихся и всего класса.

Предлагаю методику, которая была разработана сотрудником кафедры педагогики доктором пед.наук Журавлевым (Московский педагогический университет) – диагностическая карта класса ( в качестве обобщающей диагностики).Она представляет собой таблицу, в которую заносят данные о каждом ученике в сокращенном или кодированном виде. Это делает ее содержательной, информативной, удобной для обозрения и анализа:

по горизонтали – все об одном ученике;

по вертикали — состояние класса по одному показателю.

Всего в таблице 19 колонок, 18 из которых раскрывают параметры характеристики каждого ученика, а последняя предназначена для формулирования главных индивидуальных воспитательных задач.

В таблице отражены демографические, медицинские, психологические и педагогические данные.

* К демографическим данным относится:

— ФИО (1)

— дата рождения ( 2)

— профессия матери и отца

* К медицинским данным отнесем:

— сведения о заболевании детей

— степень физического развития

* Психологические сведения:

— способности — доминирующие черты характера

— увлечения — специальные умения

— интересы

* Педагогические данные:

— успеваемость

— поведение

— отношение к учению, труду

— положение в классе

— отношения с товарищами

— социальная активность

— внешкольные занятия

— профессиональные умения

Для получения данных используется комплекс методов:

— разовый письменный опрос

— беседы

— анализ документов и работ учеников

— наблюдение

— социометрические и проективные ( тесты) методики

— анкеты

Большую часть данных следует сообщать ученикам, обсуждать и вести с ними работу по саморазвитию , самовоспитанию, что благотворно скажется на отношении ученика к самому себе, к другим людям и пр.

Итак, последовательно опишу порядок заполнения карты характеристики с указанием возможных вариантов использования данных.

№ 1. — ФИО – писать отдельно мальчиков и девочек для возможной дифференциации воспитательной работы с ними.

№ 2 — возраст – записывается для учета отклонений в развитии и работы, связанной с поступлением правовой ответственности, получением паспорта, проведением праздников дня рождения и т.д.

№ 3 — профессия матери и отца – для привлечения родителей к работе с детьми

№ 4 — тип воспитания ( демократический, авторитарный, попустительский) — получаем в процессе беседы, наблюдения, посещая семью. Используется для работы с родителями и детьми.

№ 5 — состояние здоровья – о нем сообщают родители и врач; записывать шифром: БО – без отклонений, ЗР – зрение, СК – сколиоз. Используются данные для регулирования нагрузок, организации работы, направленной на сокращение здоровья, проведение лечения.

№ 6 — успеваемость — можно фиксировать произвольно, указывая преобладающие оценки ученика и оценки по отдельным предметам.

Данные используются для поддержки индивидуального роста ученика, оказания ему необходимой помощи.

№ 7,8 — черты характера – их можно выяснить в процессе наблюдения, беседуя с детьми, с родителями, учителями. Негативные черты лучше шифровать. Данные используются при организации воспитания, самовоспитания школьников, индивидуальной работы, формирования положительной самооценки.

№ 9 — ответы учеников об увлечениях, интересах, специальных умениях — дополнить данными бесед с родителями, учителями. Данные можно использовать для развития интересов, индивидуальной работы при организации досуга.

№ 10 — одаренных детей помогают выявить олимпиады, оценки и наблюдения учителей

№ 11 — отношение к учению, мотивы учения — выявлять методом наблюдения, беседы. Фиксировать произвольно:

— познавательная активность,

— интерес

— чувство долга …

нужно для развития интереса к учебе, способностей.

№ 12 — общая культура, эрудиция – выявлять методом наблюдения в процессе беседы с учителями, самими учениками. Записываем так: высокий, достаточный, средний, низкий уровень.

Данные используются для формирования познавательных интересов, культуры умственного труда, поведения, эстетической культуры.

№ 13 — положение в группе, отношения с товарищами, межличностные, эмоциональные отношения в классе – выявляются лидеры, предпочитаемые и отвергаемые, т.е. социально активные и признаваемые члены класса и социально-пассивные, непризнаваемые.

Данные можно получить с помощью наблюдения и социометрической методики.

Использовать для развития сплоченности класса, формирования индивидуальных личностных качеств, навыков общения.

№ 14 — принадлежность к общественным организациям, неформальным группам, компаниям — можно выяснить в беседах, путем наблюдения и использовать для развития полезных связей, контактов и нейтрализации социально-неодобряемого поведения.

№ 15 — постоянные или временные поручения – их важно учитывать при организации дел в классе, для развития контактов, различных умений, качеств учеников

№ 16 — трудовая активность – выяснять с помощью наблюдения, бесед; использовать сведения для индивидуальной воспитательной работы.

№ 17 — профессиональные намерения – выяснять с помощью бесед и специальных методик. Использовать в профориентационной работе.

№ 18 — сведения о постоянных внешкольных занятиях учеников — учитываются при ориентации групповой и индивидуальной воспитательной работы.

Итак, диагностическая карта класса поможет мне обнаружить проблемы и поставить задачи; выявить типичные характеристики и показатели воспитанности по отдельным параметрам и оценить их на соответствие нравственным и другим нормам.

Так же карта поможет мне обнаружить связь между разными параметрами характеристики школьника для понимания причин того или иного отклонения и сформулировать собственно педагогические задачи на следующий год.

По сути своей диагностическая карта и есть мониторинг в работе классного руководителя.

infourok.ru

Диагностика способностей для 2-4 классов

Узункольская средняя школа 1

Диагностика способностей учащихся 2-4 классах

Диагностика способностей учащихся 2- 4 классах

Методика 1. Общая ориентация и запас бытовых знаний.

1. Каковы фамилия, имя и отчество твоих родителей – папы и мамы?

2. Сколько лет твоему брату или сестре? (если братьев и сестер нет, то он может назвать друзей).

3. Каковы фамилия, имя и отчество кого-либо из твоих родственников? (можно назвать любого из них, кроме мамы, папы, бабушек, дедушек, родных братьев и сестер).

4. Как называется главный город в той области, где мы живем?

5. Как называется город и улица, где живут твои родственники или знакомые?

6. Каковы номер дома или квартиры, где живут твои тетя или дядя? (для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех).

7. Каких животных ты знаешь, которые живут в лесу и как их называют? (для правильного ответа необходимо назвать не менее четырех).

8. В каком месяце появляются почки на деревьях, и в каком месяце начинают желтеть листья на деревьях?

9. В котором часу обычно возвращаются с работы твои мама и папа? (для правильного ответа достаточно указать только час).

10. Назови все приборы, которые есть у вас дома (для правильного ответа необходимо назвать не менее трех разных приборов).

Методика 2. Методика на определение школьной мотивации
Инструкция:
на каждый вопрос предлагается три варианта ответов, учащимся необходимо выбрать один, с которым они согласны.

Вопросы:

  1. Тебе нравится в школе? (да, не очень, нет)

  2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу, или тебе часто хочется остаться дома? (иду с радостью, бывает по-разному, чаще хочется остаться дома)

  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома? (пошел бы в школу, не знаю, остался дома)

  4. Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? (не нравится, бывает по-разному, нравится)

  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? (не хотел бы, не знаю, хотел бы)

  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (нет, не знаю, хотел бы)

  7. Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? (часто, редко, не рассказываю)

  8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? (мне нравится наш учитель, точно не знаю, хотел бы)

  9. У тебя в классе много друзей? (много, мало, нет друзей)

  10. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся, не очень, не нравятся)

Обработка результатов: за каждый первый ответ – 3 балла, промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.

Интерпретация:

25-30 баллов – сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность.

20-24 балла – отношение к себе как к школьнику практически сформировано.

15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной.

10-14 баллов – негативное отношение к школе.

Методика 3. Изучение школьной тревожности.
Вопросы:
1. В школе я чувствую себя совершен­но свободно.

2. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

3. Если бы разрешалось, я бы пропус­кал уроки.

4. Я всегда боюсь отвечать у доски.

5. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

6. Когда учитель собирается дать за­дание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

7. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашних заданий.

8. Когда вечером я ложусь в постель, с тревогой думаю о том, что ждет меня завтра в школе.

9. Мне интересно в школе.

10. Я стараюсь как можно лучше вы­полнить задание, но обычно у меня ни­чего не получается.

Ключ к анкете

За каждое совпадение с ключом ста­вится 1 балл. Средний балл по каждой шкале — 3. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему не­обходимы помощь и поддержка.

Значение шкал:

1-я шкала — удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

2-я шкала — тревожность, связанная с учебным процессом.

Методика 4. Методика «Лестница»
Посмотрите на эту лестницу. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней ступеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже – просто хорошие, затем – средние, но еще хорошие дети. На самой нижней ступеньке – самые плохие дети. Куда ты сам (сама) себя поставишь?
А как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама?

Анализ результатов: наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».

Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лестницы, а сами себя ставят немного ниже – на вторую-третью ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Такие дети самые благополучные.

Другой вариант – высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей:
— действительно благополучных,
— инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке, но при этом нет обоснованных пояснений),
— «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное).

Еще один вариант – дети ставят себя выше, чем как они полагают, поставила бы их мама. Такая ситуация неблагополучна для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.

Методика 5. Изучение памяти.
а) Логическая память.
Инструкция:
«Послушайте внимательно пары слов и воспроизведите слова, которые стояли вторыми в паре в течение 2 минут».

Корова — молоко Петух – кричать
Щетка — зубы Чернила — тетрадь
Бабочка — муха Снег — зима
Паровоз — ехать Музыка – играет
Лампа – вечер Груша — компот

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее баллов — низкий

б) Зрительная память.
Предъявляется 20 изображений различных предметов. Потом дети воспроизводят их в течение двух минут (приложение).

Интерпретация:
80-100% — высокий уровень
60-70% — средний уровень
50% и менее – низкий уровень

в) Методика «Повторение цифр»

Инструкция: «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, точно в таком же порядке их запиши. Хорошо? Ну, давай попробуем. Внимание! Начали!»


1 серия: 2 серия:
3-8-6 6-1-2
3-4-1-7 6-1-5-8

8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

3-8-0-1-7-4 7-9-6-4-8-3

5-1-7-4-2-3-8 9-8-5-2-1-6-3

1-6-4-5-9-7-6-3 2-9-7-6-3-1-5-4

5-3-8-7-1-2-4-6-9 4-2-6-9-1-7-8-3-5

Количество цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду при счете является показателем объема кратковременной памяти.

Возрастные нормативы:
5-7 лет: 3-5 единиц,

8-9 лет: 3-6 единицы (среднее значение – 4),

10-11 лет: 4-7 единиц (среднее значение – 5),

12-14 лет: 5-9 единиц (среднее значение – 7).

Методика 6. Изучение внимания.

а) Проба Мюнстерберга.
Инструкция:
среди набранных букв спрятаны слова, отыщи их и подчеркни.

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧБРП
ЛОЬИРЪГНЖРЛВАКГДЗПМЫЛОАКМПРСТНКРА
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИАУМАМАЦПЧУЪЩМЕИ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТШЛ
ОСМЕТЛАОУКЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСЯЗВЖФ
БРПТЯЭЦДЖЕЭУСГЛКЮГБЕИОКАПЛЯФСГТЮС

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл. Время – 4 минуты.
Интерпретация:
13-15 баллов – высокий уровень развития
10-12 баллов – средний
9 и менее баллов — низкий

б) Расставь значки.
Инструкция: расставь значки в таблице по образцу. Время – 2 минуты.

Интерпретация:
80-100% — высокий уровень
60-70% — средний уровень
50% и менее – низкий уровень

Методика 7. Изучение мышления.
Инструкция:
из перечисленных слов три находятся в какой-то смысловой зависимости, четвертое слово не подходит, назовите его.

1.Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

2.Добрый, ласковый, веселый, злой.

3.Федор, Степан, Иванов, Василий.

4.Дом, изба, хижина, здание.

5.Молоток, клещи, топор, гвоздь.

6.Молоко, сметана, масло, сало.

7.Береза, липа, осина, сосна.

8.Медведь, лиса, волк, корова.

9.Темный, красный, светлый, тусклый.

10.Гнездо, нора, берлога, курятник.

Обработка: за каждый правильный ответ 1 балл.
Интерпретация:
8-10 баллов – высокий уровень развития
6-7 баллов – средний
5 и менее баллов — низкий

Социометрическая таблица:

«+» выборов

Общее кол-во

«-» выборов

Кол-во взаимных
«+» выборов

Кол-во взаимных
«-» выборов

Протокол: Если фамилия ребенка записана в красном доме, то ставится знак «+», если в синем доме — знак «-». Если выборы двух ребят взаимны (как отрицательные, так и положительные), то ячейка заштриховывается.

infourok.ru

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Протокол психодиагностического обследования учащихся 3 «_» класса

(Прим. Фамилии детей удалены. Вы же в протоколе их указываете)

Цель диагностики: исследование школьной тревожности.
Используемая методика: Тест школьной тревожности Филлипса. Выявить детей с повышенной и высокой школьной тревожностью, включая восемь ситуационных факторов:
1) общая тревожность в школе;
2) переживание социального стресса;
3) фрустрация потребности в достижении успеха;
4) страх самовыражения;


5) страх ситуации проверки знаний;
6) страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
7) низкая стрессоустойчивость;
8) проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Кто проводил: студентка 5 курса ФСПиП Синякова А.М.
Респонденты: учащиеся 3«-» класса в количестве 21 человек.
Дата:

 

В результате исследования выявлено (Таблица):

На основании данных проведенной диагностики можно говорить о повышенной школьной тревожности у следующих ребят:
Илья, Сергей, Настя, Лиза, Лена, Саша, Владислава, что составляет 33% от количества учеников в классе.

Используя данную методику можно рассмотреть каждый параметр в отдельности, который определенным образом наталкивает на выявление причин возникновения тревожности:
Так, у Ильи выявлены высокие показатели таких факторов как- страх несоответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения, переживание социального стресса.
У Сергея- страх самовыражени страх ситуации проверки знаний переживание социального стресса проблемы и страхи в отношениях с учителями низкая стрессоустойчивость
У Насти- фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость.
У Лизы- страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
У Лены- страх ситуации проверки знаний,  фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость.
У Саши- страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость.
У Владиславы- страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями.

На основании результатов данного исследования можно сделать следующие

ВЫВОДЫ:

Анализируя результат данного исследования, можно заметить, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх ситуации проверки знаний.

Следовательно можно предположить, что повышенная тревожность данных младших школьников связана со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и страхом ситуации проверки знаний.
Необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня общей школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе.

Рекомендации психолога по результатам проведенного диагностического обследования УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
3 «-» КЛАССА:

1.Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

2.При работе с такими детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит их  в состояние стресса.Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

3.При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь.

4.Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, повышению их авторитета  среди одноклассников.

5. Рекомендуется коррекционная работа с психологом.

РОДИТЕЛЯМ ребят РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

По возможности чаще с детьми устраивать совместные праздники, спортивные игры, посещать бассейн, вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе и т.п.
Чаще разговаривать с ребенком, интересоваться его школьной жизнью, стимулировать ребенка к выражению своих переживаний.
Всячески поддерживать ребенка, стараться избегать резких категоричных высказываний.

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 3 «_» КЛАССА:

УЧЕНИКИ

Общая тревожность в школе%

Переживание социального стресса%

Фрустрация потребности в достижении успеха %

Страх самовыражения%

Страх ситуации проверки знаний%

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих%

Низкая физиологическая сопротивляемость %

Проблемы и страхи в отношениях с учителями%

Уровень                              
Школьной
Тревож-
ности%

Илья

59

64

38

67

33

80

40

75

57

Серафима

27

36

23

50

67

0

60

38

28

Сергей

68

64

54

100

83

40

60

63

67

Глеб

32

45

62

66

17

40

20

50

45

Толя

45

36

62

66

66

60

20

63

48

Кирилл

45

27

46

33

67

40

20

75

38

Валера

9

27

31

17

17

20

0

25

21

Настя

68

55

62

83

67

40

80

63

60

Лиза

55

64

46

67

67

60

0

75

53

Владислава

23

55

31

33

60

60

0

50

33

Роман

23

45

46

17

33

60

100

63

33

Антон

23

36

46

17

17

80

0

50

33

Никита

36

27

38

33

66

60

60

38

36

Егор

23

36

54

17

50

40

60

63

33

Егор

50

45

31

67

50

60

40

38

47

Вика

32

64

38

67

50

40

20

25

47

Лена

64

64

62

50

100

80

60

63

62

Саша

91

46

54

67

83

80

60

63

71

Владислава

59

45

54

83

83

100

40

75

59

Никита

32

45

46

50

67

20

80

50

43

Луиза

9

45

15

33

17

0

0

25

21

ОБЩИЙ %
ПО КЛАССУ

НОРМА

ПОВЫШЕННАЯ
ТРЕВОЖНОСТЬ

ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ

67%

33%

0%

от 50%- можно говорить о повышенной тревожности ребенка,
больше 75% — высокая тревожность.

www.vashpsixolog.ru

Занятие по психологии для 3 класса

Цель: развитие внимания, мышления, межполушарного взаимодействия

Кинезиологический блок

— Массаж ушных раковин (уши сильно разотрем, и погладим, и помнем)

— Качание головой (покачаем головой – неприятности долой)

— Кивание головой (покиваем головой, то бы был в душе покой)

— «Колечко» (ожерелье мы составим, маме мы его подарим)

— «Потанцуем» (любим все мы танцевать, руки ноги поднимать)

Основной блок

Упражнение 1

«Да и нет не говорим» (развитие внимания)

Отвечать на вопросы не используя слова «да» и «нет»

  • Ты мальчик?

  • Сейчас зима?

  • Ты был в зоопарке?

  • Ты ходишь в школу?

  • Ты любишь мороженое?

  • Ты любишь мультфильмы?

  • Ты любишь кашу?

  • Елка зеленая?

  • Сейчас на деревьях есть листья?

  • Ты живешь в городе?

  • Любишь красный цвет?

  • Тебе нравиться лето?

  • Любишь играть?

Упражнение 2

«Карандаш» (подготовка руки к письму)

Массажные упражнения с карандашом:

— прокатить карандаш по столу двумя руками поочередно

— прокатить карандаш между ладонями

— двумя – тремя пальцами перебрать карандаш сверху вниз и обратно

Упражнение 3

«Нарисуй двумя руками» (развитие межполушарного взаимодействия)

Нарисовать на доске двумя руками

— линии (вертикальные, горизонтальные, перекрестные, волнистые)

— облако

— елку

— цветок, цветы

— солнышко

Упражнение 4

«Танграмм» (развитие внимания, мышления)

Сложить из заготовок квадрат, а потом по мере выполнения другие фигуры

Завершение занятия

Все вы славно потрудились

И чему-то научились.

Рада я за вас всегда,

Ну а вы? Ответьте – да?

P.S. Дополнительное упражнение

«Составь изображение»

Учитель на доске рисует круг, треугольник, прямоугольник, равнобедренную трапецию. Учеников просят нарисовать лицо, клоуна, домик, кошку, дождь, радость и др., пользуясь только этим набором геометрических фигур. Каждую фигуру можно использовать многократно, менять ее размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии.

Оценка результатов:

1 балл — не использованы все предложенные геометрические фигуры или изображение не похоже на заданный объект;

2 балла — использованы все предложенные геометрические фигуры, но изображение не очень похоже на заданный объект;

3 балла — использованы все предложенные геометрические фигуры в оригинальной композиции.

Начало формы

infourok.ru