Диагностика мышления методики оценка результатов: Методики на мышление для младших школьников
Диагностика уровня развития мышления у детей от 3 до 6 лет — Детский сад № 52
Диагностика уровня развития мышления дошкольника
Методика «Вырежи фигуры»
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)Оценка результатовВ ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания.
Методика «Раздели на группы»
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную ниже, и предлагают следующее задание:«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».На выполнение всего задания отводится 3 мин.Оценка результатов
Методика «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньше чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8-9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин. до 1,5 мин.
6-7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4-5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2-3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0-1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл – очень низкий.
Методики исследования мышления.
Мышление – наиболее обобщенная и опосредствованная формами психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
«Вырежи фигуры» и «Воспроизведи рисунки», –направлены на определение уровня развития наглядно-действенного мышления;
«Что здесь лишнее» и «Времена года» – направлены на обследование уровня развития логически-образного мышления.
Методика «Вырежи фигуры»
Цель методики: определение уровня развития наглядно-действенного мышления.
Процедура обследования: данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. На рисунке в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого необходимо предварительно разрезать его на шесть квадратов.
Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
методика «Воспроизведи рисунки
Назначение: диагностика уровня развития наглядно-действенного мышления.
Стимульный материал: набор картинок.
Процедура обследования: Методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления у детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ее задание заключается в том, чтобы в специальных пустых квадратах, представленных справа на рисунке, воспроизвести картинки, изображенные на этом же рисунке слева. Для этого ребенку дается фломастер темного цвета и рисунок в сопровождении следующей инструкции:
«Справа в пустых клетках необходимо нарисовать точно такие же фигуры, которые имеются слева Нужно сделать это как можно аккуратнее, равномерно заштриховав все части, где имеются Темные поля, не оставляя пустых участков и не выходя за пределы заданного контура».
На выполнение задания отводится 5 мин.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Методика «Что здесь лишнее?
Цель методики: диагностика уровня развития образно-логического мышления.
Стимульный материал: набор картинок.
Эта методика предназначена для детей от 5 до 6 лет 6 месяцев. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения ребенком задания:
– методика «Времена года»
Назначения теста: определение уровня образно-логического мышления.
Стимульный материал: набор картинок
Процедура обследования: методика позволяет диагностировать уровень развития образно-логического мышления детей в возрасте от 5 до 6 лет 6 месяцев. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время – 2 мин – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов теста производится с учетом времени и точности выполнения:
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Методики исследования мышления.
От 250 руб
Контрольная работа
Методики исследования мышления.
От 250 руб
Курсовая работа
Методики исследования мышления.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Система оценки — ИСКРА
В оценке развития и формирования у учеников инженерного мышления мы опирались на разработанный план деятельности субъектов обучения представленный доктором педагогических наук Зуевым Петром Владимировичем и кандидатом педагогических наук Кощеевой Еленой Сергеевной в статье «Развитие инженерного мышления обучающихся в процессе обучения». Они определяют инженерное мышление, как комплекс интеллектуальных процессов и их результатов, которые обеспечивают решение задач в инженерно-технической деятельности и предлагают в качестве основы оценки уровня сформированности инженерного мышления у учащихся опираться на таксономию Блума. Как известно Блум выделял шесть категорий, которые расположены по степени усложнения характера познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
При этом Зуев и Кощеева предлагают выделять:
Знания: связанные с ролью техники в развитии производства, основные технические термины и понятия, устройство и принцип действия определенных механизмов, основы проектирования и конструирования, современные методы поиска и обработки информации.
Понимания: значение техники в развитии производства, назначение и принцип действия технических устройств, сущность решаемой технической задачи, значение выполняемой технической деятельности.
Применение: умение применять технические знания в конкретных условиях, детали и орудия труда в условиях неопределенности, знания и умения для технических расчетов, умение быстро и качественно обработать техническую информацию.
Умение анализировать технические объекты и процессы, состав, структуру устройства и принципы действия технического объекта, технические проекты и документацию, назначение технической конструкции, прототипы создаваемого объекта.
Синтезировать: на основе полученных данных генерировать новую идею, создавать новые образы и изменять их, переосмысливать технические объекты, видеть в них другие свойства и другое назначение.
Оценивать оптимальность решения технической задачи, аргументированность технического решения, новые идеи, полученный результат.
Они указывают на то, что представленные показатели создают целостное представление о деятельности будущего инженера и позволяют более полно представить основные элементы деятельности обучающихся в процессе формирования инженерного мышления с учетов возрастных особенностей, уровня обученности и специфики психических процессов.
Начальное образование 1-4 класс, 1 этап | Основное образование 5-6 класс, 2 этап | Основное образование 7-9 класс, 3 этап | Старшее образование 10-11 класс, 4 этап | |
Цели | Формирование начальных представлений об возможностях науки и техники | Формирование представлений о новых горизонтах науки, технологиях и их применении на практике | Развитие кругозора обучающихся в области современных научных открытий и результатах их внедрения | Формирование умения анализировать, оценивать, интерпретировать, преобразовывать, применять методы познания творческой деятельности в работе современного инженера |
Содержание | Основы естествознания, закономерности природных явлений и использование их на практике | Физические, химические основы действия технических игрушек, современных бытовых приборов, технических устройств, предметов домашнего обихода | Законы, послужившие основой разработки технических устройств, их принципы действия, особенности создания современных приборов, измерительных комплектов | Анализ и оценка технического решения различных объектов, приборов, устройств, систем |
Деятельность | Проектная, поисковая деятельность, позволяющая раскрыть простые закономерности работы механизмов, происхождении явлений и событий | Исследовательско- проектная, поисковая деятельность, позволяющая получить представление о теоретических основах и принципах действия | Самостоятельная, экспериментальная, исследовательская, проектно-конструкторская, изобретательская деятельность | Аналитическая, оценочная, исследовательская, конструкторская, преобразовательная, созидательная, инновационная |
Мониторинг результатов | Формирование познавательного интереса и желания изучать и исследовать объект, явление. | Формирование интереса к изучению предметов естественно-научного, математического, информационно-технологического цикла | Формирование устойчивого, познавательного интереса, стремления исследовать, сконструировать, спроектировать, изобрести | Наличие умений анализировать, оценивать, преобразовывать и внедрять |
Для мониторинга успешности деятельности по формированию инженерного мышления предлагается система оценки по 10 компонентам:
- техническое мышление,
- конструктивное мышление,
- исследовательское мышление,
- экономическое мышление,
- самостоятельность,
- нацеленность на успех и достижения,
- ответственность,
- творческий потенциал,
- инженерная рефлексия,
- правовая компетенция.
Каждый из компонентов может быть сопоставлен с одним из трех уровней (высоким, средним, низким). За основу системы оценивания взяты материалы из работы
Г.А. Рахманкуловой, С. Ю. Кузьмина, Д.А. Мустафина и И.В. Ребро «Формирование инженерной мысли». Оценка уровня сформированности каждого компонента может проводится экспертами с помощью карт наблюдения, опросов, электронных форм. Ниже приведено описание уровней компонентов.
пп | Компонент | Нулевой уровень | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | Очень высокий уровень | ПРОФИ |
1. | Техническое мышление | не проявляется | Знание и определение видов технических объектов, понимание принципов их работы | Умение анализировать состав, структуру, устройство и принцип работы технических объектов, | Умение синтезировать новые технические объекты в измененных условиях | Выделять потребность в техническом решении и формулировать задачи, требующие разработки новых сложных моделей для анализа. | Формулировать задачи высокого класса, требующие разработки новых решений . Выполнять работу на профессиональном уровне. Учитывать возможность широкомасштабных и долгосрочных последствий |
2. | Конструктивное мышление | не проявляется | Знание естественнонаучных теорий, которые могут быть основаниями построения практических объектов | Умение распознавать теоретические основания в практических объектах разного вида | Самостоятельное построение определенной модели решения поставленной проблемы или задачи, под которой понимается реализация теории в практике | Конструировать новое инженерное, содержащее значительное число элементов, на основе поиска и анализа современной отраслевой информации о возможных конструкциях инженерное решение. | Конструировать новое инженерное решение на основе экспертной информации при наличии множества технических требований. Находить компромисы, создавать работотспособные конструкции. |
3. | Исследовательское мышление | не проявляется | Нахождение способов решения поставленной задачи, умение аргументировать свои действия, полученные результаты и делать выводы | Определение новизны в задаче, умение сопоставить с известными классами задач, | Самостоятельная постановка задачи и выявление способов ее решения | Отслеживать новые появляющиеся методы, технологии и инструменты и анализировать их применимость в решении инженерных задач | Формулировать необходимые и достаточные требования к новым инструментам, технологиям и техническим методам исходя из их функционального назначения |
4. | Экономическое мышление | не проявляется | Осведомленность о существовании законов экономики и рынка | Рефлексия качества процесса и результата деятельности с позиций требований рынка | Прогнозирование результатов деятельности с точки зрения законов экономики и рынка | Формулировать задачи, требующие разработки новых моделей для анализа. Учитывать возможность широкомасштабных и долгосрочных последствий, включая правовой и экономический контекст. | Проектирование новой техники и технологии, доведенных до вида и качества товарной продукции. В решении экономических задач учитываются связи производства с рынком. |
5. | Самостоятельность | не проявляется | Самостоятельность в поиске нового знания и теоретических основ и оперативность в выборе стратегий деятельности | Самостоятельность и независимость в анализе результатов деятельности, организации трудовой деятельности в работе по заданию | Инициативность, и оперативность в выборе стратегий деятельности, выборе нового решения и трудовой деятельности, связанной с созданием нового продукта | Принимать на себя персональную ответственность за соответствие собственного уровня профессиональной компетенции поручаемым задачам. Понимать ограниченность собственной компетенции и в случае более сложных задач работать с экспертами | Чувствовать персональную ответственность за решение проблем природы и общества, входящих в сферу своей компетенции. Вносить персональный вклад в продвижение и поднятие статуса инженерной профессии ной профессии |
6. | Нацеленность на успех и достижения | не проявляется | Потребность в успешной деятельности | Потребность в качественном выполнении поставленной задачи | Потребность в поиске и постановке новых задач, методов и способов их решения и в признании достижений со стороны специалиста | Потребность в поиске и постановке новых задач, методов и способов их решения и в признании достижений со стороны специалиста, потребность в передаче личного опыта | Потребность в поиске и постановке новых задач, методов и способов их решения. Передача личного опыта и опыта профессиональной группы, сообщества. |
7. | Ответственность | не проявляется | Ответственность за трансляцию истинного знания | Ответственность в качественном выполнении задания и выполнении его в указанные сроки | Ответственность в выборе методов решения задачи, умение прогнозировать риски и качество конечного продукта своей деятельности | Принимать на себя персональную ответственность за соответствие собственного уровня профессиональной компетенции поручаемым задачам. Понимать ограниченность собственной компетенции и в случае более сложных задач работать с экспертами | Чувствовать персональную ответственность за решение проблем природы и общества, входящих в сферу своей компетенции. Вносить персональный вклад в продвижение и поднятие статуса инженерной профессии |
8. | Творческий потенциал | не проявляется | Способствующий получению нового знания и теоретических основ | Творческие подходы к выполнению комплекса исследовательских действий в проблемной ситуации | Творческие подходы способствующие созданию условий для производства нового знания, поиска новых методов для решения задач, и постановки новых самостоятельных целей и задач | Уникальные творческие подходы в решении инженерных задач высокого класса. | Умение создать благоприятные условия в коллективе, способствующих рождению творческих подходов в решении инженерных задач |
9. | Инженерная рефлексия | не проявляется | Саморегуляция эмоционального состояния в условиях получения нового знания, теоретических основ | Саморегуляция эмоционального состояния в условиях решения поставленных задач, анализа и принятия собственного решения | Саморегуляция эмоционального состояния в условиях процесса решения самостоятельно поставленных задач | Саморегуляция эмоционального состояния в условиях процесса решения самостоятельно поставленных задач, а также при выполнении коллективных работ | Саморегуляция эмоционального состояния в условиях процесса решения самостоятельно поставленных задач, в работе в коллективе,в том числе в условиях споров и контррешений. |
10. | Правовая компетенция | не проявляется | Знание правовых вопросов, законов, нормативных документов. | Поиск и анализ нормативной документации | Создание собственной технической документации | Учитывать возможность широкомасштабных и долгосрочных последствий, включая правовой контекст. | Учитывать возможность широкомасштабных и долгосрочных последствий, включая правовой контекст. Решение сложных правовых вопросов. |
В соответствии с разработанным критериальным аппаратом фиксируется динамика формирования таких метапредметных умений, как проявление образовательной самостоятельности, образовательной инициативы – умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательной ответственности – умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях и другие.
Форма для экспертной оценки уровня сформированности инженерного мышления
Как оценить прогресс обучающихся
Данный критериальный аппарат позволяет оценить прогресс обучающихся по заданным показателям, описанным выше.
Качественный анализ методом экспертной оценки уровня сформированности того или иного показателя позволяет достаточно наглядно проследить прогресс обучающихся в направлении формирования инженерного мышления.
Ниже приведены лепестковые диаграммы, построенные для четырех обучающихся 4, 7, 9 и 11 классов соответственно, по уровням показателей за 4 года (2014, 2015, 2016, 2017). Все выбранные дети занимались в Студии «Имитационное моделирование» ОДОД ГБОУ СОШ №255, кружок Робототехники.
Материалы анкетирования позволяют также сопоставить направления занятий детей в области дополнительного образования с результативностью ДеФИМО. Все обучающиеся, достигшие высокого уровня инженерного мышления, имели широкий спектр интересовавших их направлений, включая художественно-эстетическое направление.
Поиск по сайту
Календарь
M | T | W | T | F | S | S |
---|---|---|---|---|---|---|
« Aug | ||||||
1 | 2 | |||||
3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 |
ИСКРА©2016-2018
Авторизация
*
*
Войти с помощью:
Запомнить
Потеряли пароль?
Авторизация
Генерация пароля
Войдите со своими учетными данными
Забыли свои данные?
Юзабилити-тестирование 101
Юзабилити-тестирование — популярная методология исследования UX.
В сеансе тестирования юзабилити исследователь (называемый «координатором» или «модератором») просит участника выполнить задачи, обычно используя один или несколько конкретных пользовательских интерфейсов. Пока участник выполняет каждое задание, исследователь наблюдает за поведением участника и прислушивается к отзывам.
Фраза «юзабилити-тестирование» часто используется как синоним «пользовательского тестирования».
(Одно из возражений, иногда выдвигаемое против фразы «пользовательское тестирование», заключается в том, что это звучит так, как будто исследователи тестируют участника — мы никогда не тестируем пользователя, а только интерфейс. Однако этот термин означает тестирование с пользователями, что означает точно точка эмпирических исследований.)
Цели юзабилити-тестирования различаются в зависимости от исследования, но обычно они включают:
- Выявление проблем при разработке продукта или услуги
- Раскрытие возможностей для улучшения
- Изучение поведения и предпочтений целевого пользователя
Зачем нам нужно проводить юзабилити-тестирование? Разве хороший профессиональный UX-дизайнер не знает, как создать отличный пользовательский интерфейс? Даже лучшие UX-дизайнеры не могут создать идеальный — или хотя бы достаточно хороший — пользовательский интерфейс без итеративного дизайна 9.0007 основано на наблюдениях за реальными пользователями и их взаимодействиями с дизайном.
В разработке современного пользовательского интерфейса много переменных, а в человеческом мозгу еще больше переменных. Общее количество комбинаций огромно. Единственный способ создать правильный UX-дизайн — протестировать его.
Существует множество различных типов юзабилити-тестирования, но основными элементами большинства юзабилити--тестов являются фасилитатор, задачи и участник 9.0007 .
В сеансе юзабилити-тестирования участвуют участник и ведущий, который дает участникам задания и наблюдает за их поведением.Фасилитатор назначает задачи участнику. Пока участник выполняет эти задания, ведущий наблюдает за его поведением и прислушивается к отзывам. Фасилитатор может также задавать уточняющие вопросы, чтобы выяснить подробности у участника.
В ходе юзабилити-теста ведущий дает участникам инструкции и сценарии заданий. Участник обеспечивает поведенческую и словесную обратную связь об интерфейсе во время выполнения этих задач.Координатор
Фасилитатор направляет участника в процессе тестирования. Она дает инструкции, отвечает на вопросы участников и задает уточняющие вопросы.
Фасилитатор работает над тем, чтобы в результате теста были получены качественные и достоверные данные без случайного влияния на поведение участника. Достижение этого баланса сложно и требует тренировки.
(В одной из форм удаленного тестирования удобства использования, называемой удаленным немодерируемым тестированием, приложение может выполнять некоторые роли фасилитатора.)
Задачи
задач в тесте на удобство использования представляют собой реалистичные действия, которые участник может выполнять в реальной жизни. Они могут быть очень конкретными или очень открытыми, в зависимости от вопросов исследования и типа юзабилити-тестирования.
Примеры задач из реальных юзабилити-исследований:
- Ваш принтер показывает «Ошибка 5200». Как можно избавиться от сообщения об ошибке?
- Вы рассматриваете возможность открытия новой кредитной карты Wells Fargo. Пожалуйста, посетите wellsfargo.com и решите, какую кредитную карту вы хотите открыть, если таковая имеется.
- Вам сказали, что вам нужно поговорить с Тайлером Смитом из отдела управления проектами. Используйте интранет, чтобы узнать, где они расположены. Сообщите исследователю свой ответ.
Формулировка задачи очень важна при юзабилити-тестировании. Небольшие ошибки в формулировке задачи могут привести к неправильному пониманию участником того, что его просят сделать, или могут повлиять на то, как участники выполняют задачу (психологический феномен, называемый праймингом).
Инструкции по заданию могут быть переданы участнику в устной форме (координатор может их прочитать) или могут быть переданы участнику в виде листков с заданиями. Мы часто просим участников прочитать инструкции к заданию вслух. Это помогает гарантировать, что участник полностью прочитает инструкции, и помогает исследователям делать заметки, потому что они всегда знают, какую задачу выполняет пользователь.
Участник
Участник должен быть реальным пользователем изучаемого продукта или услуги. Это может означать, что пользователь уже использует продукт или услугу в реальной жизни. В качестве альтернативы, в некоторых случаях участник может иметь тот же опыт, что и целевая группа пользователей, или может иметь те же потребности, даже если он еще не является пользователем продукта.
Участников часто просят подумать вслух во время юзабилити-тестирования (так называемый «метод размышлений вслух»). Фасилитатор может попросить участников рассказать о своих действиях и мыслях во время выполнения заданий. Цель этого подхода — понять поведение, цели, мысли и мотивацию участников.
На этом сеансе юзабилити-тестирования участник сидит слева, а фасилитатор — справа. Участник использует специальный тестовый ноутбук, на котором установлено программное обеспечение для записи экрана. На ноутбуке есть веб-камера, которая фиксирует выражение лица участника, и он подключен к внешнему монитору для ведущего. Фасилитатор слушает его отзывы, администрирует задачи и делает заметки. На фото запечатлен момент после выполнения задания участником, когда ведущий задает ему уточняющие вопросы.Качественный и количественный анализ
Юзабилити-тестирование может быть качественным или количественным.
Качественное юзабилити-тестирование сосредоточено на сборе идей, выводов и анекдотов о том, как люди используют продукт или услугу. Качественное юзабилити-тестирование лучше всего подходит для выявления проблем в пользовательском опыте. Эта форма юзабилити-тестирования более распространена, чем количественное юзабилити-тестирование.
Количественное тестирование удобства использования сосредотачивается на сборе показателей, описывающих взаимодействие с пользователем. Две метрики, которые чаще всего собирают в количественном тестировании удобства использования, — это успех задачи и время на задачу. Количественное юзабилити-тестирование лучше всего подходит для сбора контрольных показателей.
Количество участников, необходимых для юзабилити-теста, зависит от типа исследования. Для типичного качественного исследования удобства использования одной группы пользователей мы рекомендуем с участием пяти участников для выявления большинства наиболее распространенных проблем в продукте.
Удаленное и личное тестирование
Удаленные юзабилити-тесты популярны, потому что они часто требуют меньше времени и денег, чем личные исследования. Существует два типа удаленного юзабилити-тестирования: модерируемое и немодерируемое.
При дистанционном немодерируемом юзабилити-тестировании поток информации меняется, поскольку фасилитатор не взаимодействует с участником так же, как при модерируемом тестировании. Платформа тестирования берет на себя роль фасилитатора, раздавая задачи участнику. Исследователь разрабатывает исследование и загружает инструкции к задачам на платформу, а затем просматривает данные после их сбора, обычно просматривая видеозаписи задач.Удаленная модерация Тесты удобства использования очень похожи на очные исследования. Ведущий по-прежнему взаимодействует с участницей и просит ее выполнить задания. Однако фасилитатор и участник находятся в разных физических местах. Обычно модерируемые тесты можно проводить с помощью программного обеспечения для демонстрации экрана, такого как Skype или GoToMeeting.
Удаленное немодерируемое тестирование удаленные юзабилити-тесты не предполагают такого же взаимодействия между ведущим и участником, как очные или модерируемые тесты. Исследователь использует специальный онлайн-инструмент для удаленного тестирования, чтобы ставить письменные задания для участника. Затем участник выполняет эти задания в одиночку в свободное время. Инструмент тестирования предоставляет инструкции по выполнению задачи и любые дополнительные вопросы. После того, как участник завершает свой тест, исследователь получает запись сеанса вместе с такими показателями, как успех задачи.
Простые исследования юзабилити со скидкой могут быть недорогими, хотя обычно вы должны заплатить несколько сотен долларов в качестве поощрения участников. Сессия тестирования может проходить в конференц-зале, а самое простое исследование займет 3 дня вашего времени (при условии, что вы уже научились это делать и у вас есть доступ к участникам):
- День 1: Планирование исследования
- День 2: протестируйте 5 пользователей
- День 3. Анализ результатов и преобразование их в рекомендации по изменению дизайна для следующей итерации
С другой стороны, иногда требуются более дорогостоящие исследования , и стоимость самых сложных исследований может достигать нескольких сотен тысяч долларов.
Вещи, которые увеличивают стоимость, включают:
- конкурсное тестирование нескольких конструкций
- международное тестирование в нескольких странах
- тестирование с несколькими группами пользователей (или персонажами)
- количественные исследования
- использование модного оборудования, такого как айтрекеры
- нужна настоящая лаборатория юзабилити или комната для фокус-групп, чтобы другие могли наблюдать
- , требующий подробного анализа и отчета о результатах.
Окупаемость инвестиций (ROI) для углубленных исследований все еще может быть высокой, хотя обычно не такой высокой, как для простых исследований.
- Качественное юзабилити-тестирование (учебное пособие)
- Пользовательское тестирование: почему и как (видео)
- Как проводить исследования юзабилити (отчет)
- Как настроить юзабилити-тест на рабочем столе (видео)
- Как настроить тест удобства использования мобильных устройств (видео)
- Превращение пользовательских целей в сценарии задач для юзабилити-тестирования (статья)
- Юзабилити-тестирование для мобильных устройств — это просто (статья)
Содействие тесту удобства использования
Чтобы пройти практическое обучение и отточить свои навыки фасилитатора, ознакомьтесь с нашим однодневным курсом по тестированию удобства использования.
- Разговор с участниками во время юзабилити-теста (статья)
- Методы упрощения пользовательского тестирования (видео)
- Члены команды плохо себя ведут во время юзабилити-тестов (статья)
- Мысли вслух: инструмент №1 для удобства использования (статья)
Набор участников
- Набор участников тестирования для исследования юзабилити (статья)
- Почему вам нужно тестировать только 5 пользователей (статья)
- Сколько тестовых пользователей в исследовании юзабилити? (Статья)
- Юзабилити-тестирование с 5 пользователями: процесс разработки (видео)
- Юзабилити-тестирование с участием 5 пользователей: критерии рентабельности инвестиций (видео)
- Юзабилити-тестирование с участием 5 пользователей: сбор информации (видео)
- Сотрудники как участники юзабилити-теста (статья)
- Многократное использование участников юзабилити-теста (видео)
- Получение согласия на исследование пользователей (статья)
Удаленное тестирование удобства использования
Подробную информацию о планировании, проведении и анализе удаленного пользовательского тестирования см. на нашем однодневном семинаре: Удаленное тестирование удобства использования.
- Удаленные юзабилити-тесты: модерируемые и немодерируемые (статья)
- Удаленные модерируемые юзабилити-тесты: как и зачем их проводить (статья)
- Удаленные немодерируемые пользовательские тесты: как и зачем их проводить (статья)
- Инструменты для немодерируемого юзабилити-тестирования (статья)
Специальные исследования юзабилити-тестирования или группы пользователей
- Количественные и качественные тесты удобства использования (статья)
- Проведение юзабилити-тестирования с реальными данными реальных пользователей (статья)
- Как проводить юзабилити-исследования доступности (отчет)
- Бумажные прототипы: получение пользовательских данных перед написанием кода (статья)
- Бумажные прототипы 101 (видео)
- Помимо NPS: измерение восприятия удобства использования (статья)
- Международное юзабилити-тестирование (статья)
- Юзабилити-тестирование с участием несовершеннолетних (статья)
Вы можете загрузить и распечатать плакат, поясняющий тестирование удобства использования (доступно ниже для вашего предпочтительного размера бумаги для принтера: формата A4 или формата Letter США, или вы можете масштабировать распечатку для больших листов).
Постановка диагноза | Центр памяти и старения
Точный диагноз, поставленный после исключения других возможных объяснений, необходим для успешного лечения любого заболевания. По мере появления новых методов лечения раннее вмешательство будет приобретать все большее значение. Независимо от медикаментозного лечения, чем раньше пациенты и лица, осуществляющие уход, получат точный диагноз, тем скорее они смогут спланировать предстоящее лечение. Шаги, перечисленные ниже, являются общими шагами, которые должен пройти человек при обследовании на предмет потери памяти, поведенческих расстройств и других связанных с этим проблем.
Неврологический осмотр и анамнез
Поскольку потеря памяти, поведенческие расстройства и другие сопутствующие проблемы часто бывают сложными, необходима всесторонняя оценка. В Центре памяти и старения UCSF пациенты проходят обширные неврологические, нейропсихологические и сестринские обследования, на что обычно уходит несколько часов. Информация от воспитателя запрашивается в каждом случае. Оценка может потребовать от двух до трех посещений, чтобы определить причину симптомов и рекомендовать лечение.
После осмотра медицинская бригада, работающая с каждым пациентом, встречается для обсуждения диагноза и возможного лечения. После этой встречи команда обсуждает свои выводы с пациентом и его семьей. В некоторых случаях постановка диагноза будет отложена до тех пор, пока не будет собрана дополнительная информация из анализов крови или изображений головного мозга.
Нейропсихологическое тестирование
Нейропсихологическое тестирование дополняет клиническую оценку человека. Эти тесты оценивают поведение, язык, зрительно-пространственные способности, память, абстракцию, планирование и умственный контроль, двигательные навыки и интеллект. Паттерны сильных и слабых сторон человека помогают определить, какие области мозга функционируют хорошо, а какие плохо.
- Тесты человека с лобно-височной деменцией (ЛВД) могут показать сохранность зрительных способностей и памяти. Однако абстрактное мышление, словообразование, мотивация и способность следовать правилам могут быть нарушены.
Лабораторные анализы
Определенные анализы крови могут помочь выявить излечимые состояния, которые могут способствовать изменениям мышления или памяти. Некоторые из наиболее распространенных анализов крови, назначаемых в рамках диагностической оценки для людей с изменениями мышления или памяти, включают: общий анализ крови (общий анализ крови), CMP (комплексная метаболическая панель), TSH (тиреотропный гормон), витамин B12, RPR ( экспресс-реагин плазмы), ВИЧ (вирус иммунодефицита человека).
- Руководство пациента по лабораторным исследованиям для оценки деменции (PDF)
Нейровизуализация
Структурное сканирование
Одним из наиболее полезных тестов при оценке деменции является магнитно-резонансная томография (МРТ). МРТ использует магнитные поля и радиоволны без каких-либо рентгеновских лучей для получения изображений внутренней части вашего тела. Это неинвазивное и считается очень безопасным, но некоторые люди с металлическими имплантатами и кардиостимуляторами не могут пройти МРТ. Поговорите со своим врачом или специалистом по визуализации, если у вас есть какие-либо опасения по поводу проникновения магнита. Некоторые люди считают, что лежание в сканере вызывает беспокойство или клаустрофобию из-за трубчатой формы или громких звуков во время сканирования. При необходимости вам может быть доступна седация, но также могут помочь такие техники релаксации, как глубокое дыхание, визуализация и медитация. Некоторые томографы позволяют слушать музыку или смотреть фильм. Чтобы получить наилучшие изображения, вам нужно быть как можно более неподвижным, находясь в сканере.
Компьютерная томография (КТ) аналогична МРТ, но не отображает структуру мозга с такой высокой точностью, как МРТ. Компьютерная томография — это рентгенографический метод, который позволяет получить изображение поперечного сечения внутренней части вашего тела или головы. Обычно сканирование длится всего несколько минут, в течение которых вы должны лежать неподвижно. Во время этого теста вы можете услышать жужжание и щелчки, что является нормальным явлением. Чтобы сделать КТ-изображение, вы ненадолго подвергнетесь рентгеновскому облучению, поэтому обязательно обсудите любые проблемы со своим врачом.
Функциональное сканирование
ОФЭКТ показывает, как кровь течет по артериям головного мозга. Радиоактивный материал (индикатор) вводят в вену на руке, а затем сканер обнаруживает движение индикатора через мозг и вычисляет активность мозга. Области мозга, пораженные болезнью, обычно демонстрируют пониженную активность. Как и при любой процедуре нейровизуализации, вам нужно будет лежать как можно неподвижнее, чтобы машина могла получить точные изображения. После сканирования обязательно пейте много жидкости. Большая часть радиоактивного индикатора покидает ваше тело через мочу в течение нескольких часов после сканирования SPECT. Поговорите со своим врачом, если вас беспокоит воздействие радиации во время сканирования ОФЭКТ.
Функциональная МРТ (фМРТ) — это особый тип сканирования, выполняемый на МРТ-сканере. Он показывает изменения кровотока в головном мозге, которые представляют области мозга, использующие большее или меньшее количество крови для выполнения определенных задач. Опыт и оборудование аналогичны структурному МРТ.
ПЭТ-сканирование показывает активность тканей путем измерения использования энергии (метаболической активности) вашего мозга. Как и сканирование ОФЭКТ, ПЭТ сочетает в себе камеру головного мозга и радиоактивный материал (индикатор). Трейсер — это то, что позволяет врачам видеть, как ткани вашего тела поглощают и используют различные химические вещества в режиме реального времени. За 30–45 минут до сканирования вам в кровь вводят трассер. Как только трассер достигнет вашего мозга, вы ляжете на стол, который медленно движется через сканер. Обнаружив метаболические изменения в мозге, ваш врач может увидеть, какие области здоровы, а какие дисфункциональны. Старайтесь оставаться как можно более неподвижным, чтобы машина могла получать точные изображения. В зависимости от информации, которая нужна вашему врачу, вас могут попросить выполнить определенные задачи, такие как чтение или разговор, чтобы активировать определенные области вашего мозга. После того, как сканирование будет завершено, обязательно выпейте много жидкости, чтобы вымыть все трассирующие вещества, оставшиеся в вашем теле. Визуализация амилоида с помощью ПЭТ может определить, есть ли у пациента накопление амилоидного белка, что является признаком болезни Альцгеймера. Новые индикаторы, показывающие накопление тау-белка, находятся в стадии разработки, но еще не доступны.
Исследование спинномозговой жидкости (ЦСЖ)
Врач собирает спинномозговую жидкость (ЦСЖ – водянистая жидкость, окружающая головной и спинной мозг) путем проведения люмбальной пункции (спинномозговой пункции), при которой очень тонкая игла осторожно вводится в нижнюю назад между двумя позвонками, костными структурами, которые составляют ваш позвоночник. Процедура обычно проводится в кабинете врача и занимает около 30–45 минут, в течение которых важно оставаться неподвижным. После этого пейте много жидкости, чтобы предотвратить «головную боль от люмбальной пункции». Если у вас болит голова или у вас поднялась температура после люмбальной пункции, немедленно сообщите об этом своему врачу, так как есть вещи, которые можно сделать, чтобы избавиться от головной боли.
После сбора ЦСЖ можно заказать множество различных анализов, чтобы либо исключить, либо исследовать возможность различных состояний. Например, повышенное количество лейкоцитов в спинномозговой жидкости может указывать на возможную инфекцию или воспалительное состояние. Другие тесты на белок спинномозговой жидкости включают нейрон-специфическую энолазу (NSE) и общий тау-белок (Т-тау). На данный момент данные свидетельствуют о том, что МРТ и ПЭТ лучше определяют биомаркеры заболевания, но тесты спинномозговой жидкости могут указывать на быстрое повреждение нервных клеток в головном мозге.
- Во всех случаях быстро прогрессирующей деменции необходимо провести исследование ликвора. У людей с болезнью Крейтцфельдта-Якоба (БКЯ) результаты анализа спинномозговой жидкости обычно в норме, за исключением незначительного увеличения количества общего белка. Если есть повышенное количество лейкоцитов, ваш врач должен рассмотреть другие неврологические заболевания, особенно инфекции, такие как энцефалит.
- Хотя мы пока не можем обнаружить прионы в спинномозговой жидкости пациентов с CJD, в научной литературе сообщалось, что обнаружение повышенных уровней белка 14-3-3 в спинномозговой жидкости подтверждает диагноз CJD. Врачи UCSF не считают этот тест очень хорошим диагностическим тестом для CJD, потому что многие люди с подтвержденным CJD имеют отрицательный или нормальный результат, а многие другие, у которых нет CJD, но есть другое неврологическое заболевание, имеют положительный результат. Только половина пациентов с диагнозом CJD в UCSF имеют повышенный уровень белка 14-3-3. Кроме того, примерно у ⅓ пациентов, направленных в UCSF с повышенным уровнем белка 14-3-3, врачи UCSF ставят другой диагноз, а не CJD! Во многих случаях эти другие диагнозы хорошо поддаются лечению.
Люмбальные пункции также необходимы для наших исследований в Центре памяти и старения. СМЖ, собранная с помощью люмбальной пункции, является основным источником для измерения маркеров головного мозга у живых людей. Теперь у нас есть надежные маркеры спинномозговой жидкости для раннего выявления болезни Альцгеймера в клинике, а также многие другие маркеры на исследовательских стадиях, которые помогут нам лучше понять, как стареет мозг и как развиваются нейродегенеративные заболевания у людей. Если вы заинтересованы в проведении люмбальной пункции в рамках научного исследования, прочтите FAQ ниже или нажмите здесь.
Что такое люмбальная пункция (ЛП)?
Люмбальная пункция — это процедура, используемая в клинике и исследованиях, при которой небольшое количество жидкости удаляется путем введения иглы в нижнюю часть спины, намного ниже места окончания спинного мозга. Эта жидкость, спинномозговая жидкость (ЦСЖ), омывает головной и спинной мозг.
Почему так важна люмбальная пункция?
Люмбальные пункции необходимы для нашего исследования! Собранная нами спинномозговая жидкость (ЦСЖ) является богатым источником белков и других молекул, обнаруженных в головном мозге и вокруг него. CSF напрямую отражает состояние головного мозга и центральной нервной системы.
Мозг защищен от остального тела барьером, который называется «гематоэнцефалический барьер». Из-за этого барьера мы не можем захватывать молекулы, содержащиеся в спинномозговой жидкости, непосредственно из крови. CSF содержит некоторые из самых ранних маркеров аномальных изменений головного мозга.
Исследования, проведенные нашей командой и многими другими, показали, что изменения в спинномозговой жидкости предсказывают будущий риск снижения когнитивных функций и деменции. То, что мы узнаем, использовалось и продолжает использоваться для разработки диагностических инструментов и профилактических методов лечения болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний. Нам нужно больше таких участников, как вы, чтобы продвигать эти усилия!
Что мы узнали из люмбальных пункций и спинномозговой жидкости?
График, показывающий, что только у взрослых с низким уровнем синаптической активности обнаружена взаимосвязь между амилоидом, тау-белком и нейродегенерацией.Благодаря многим вашим LP и щедрым пожертвованиям CSF, были достигнуты быстрые успехи в области биологических маркеров CSF. Теперь у нас есть надежные маркеры для раннего выявления процессов болезни Альцгеймера для использования в клинике. Эти маркеры ведут к более точным клиническим испытаниям. У нас есть еще много маркеров на исследовательских стадиях, которые дают нам бесценную информацию о том, как стареет мозг и как развиваются другие нейродегенеративные заболевания у людей. Один недавний вывод из данных вашей группы CSF предполагает, что синаптическая целостность (наличие коммуникационных соединений между клетками мозга) может играть решающую роль в развитии амилоидных бляшек и тау-клубков при болезни Альцгеймера.
В недавнем исследовании здоровых взрослых в когорте Hillblom Aging мы измерили уровни в спинномозговой жидкости двух основных белков при болезни Альцгеймера: амилоидных «бляшек» и тау-«клубков». Считается, что при болезни Альцгеймера амилоид приводит к образованию тау, что вызывает нейродегенерацию (распад клеток головного мозга). Мы также измеряли маркеры функционирования синапсов в спинномозговой жидкости. Синапсы — это коммуникационные соединения между клетками мозга, которые передают сигналы от одной клетки к другой и позволяют мозгу функционировать. Мы обнаружили, что только у взрослых с низким уровнем синаптических маркеров была обнаружена связь между амилоидом, тау-белком и нейродегенерацией.
Взрослые с высоким уровнем синаптических маркеров не показали отрицательной связи между амилоидом и тау. Эти данные свидетельствуют о том, что поддержание синаптического функционирования может играть важную роль в развитии маркеров болезни Альцгеймера. Это исследование ведет к будущим проектам о том, как нацелить синаптическое функционирование, чтобы предотвратить деменцию.
Могут ли мне сообщить результаты моей люмбальной пункции?
В настоящее время мы все еще узнаем больше о том, что биомаркеры ЦСЖ могут предсказать на групповом уровне. У нас недостаточно информации для обсуждения большинства результатов люмбальной пункции на индивидуальном уровне. С помощью этих коллективных образцов спинномозговой жидкости мы пытаемся бороться с нейродегенерацией на самой ранней стадии изменений, вместо того, чтобы ждать появления симптомов.
Кто выполняет люмбальную пункцию?
Люмбальная пункция проводится сертифицированными неврологами, имеющими большой опыт в проведении этой процедуры. Многие пациенты Центра памяти и старения получили LP по диагностическим причинам или в рамках исследовательских визитов. Наши неврологи обладают исключительной подготовкой, чтобы сопровождать вас на протяжении всей процедуры и отвечать на любые ваши вопросы.
Что происходит во время люмбальной пункции?
Люмбальная пункция. Иллюстрация: Cancer Research UK — Wikimedia CommonsПрежде чем назначить люмбальную пункцию, мы удостоверимся, что она вам подходит. Сначала мы берем несколько дополнительных образцов крови во время одного из ваших исследовательских заборов крови в нашем центре. В ходе этого процесса проверяются такие критерии, как факторы свертывания крови и количество тромбоцитов, а наши неврологи подтверждают ваши результаты в целях безопасности.
Во время процедуры вас будет сопровождать один из наших координаторов исследований, который поддержит вас и окажет дополнительную помощь неврологу. Во время люмбальной пункции можно либо лечь на бок, либо сесть прямо. Невролог пощупает и помассирует спину, чтобы определить правильное место для введения иглы. Эта область находится между двумя костями нижней части спины (позвонки L4 и L5), намного ниже спинного мозга. Нервы спинного мозга не будут нарушены или подвержены риску повреждения во время процедуры.
Перед введением иглы невролог тщательно продезинфицирует вашу спину и введет местный анестетик (лидокаин). Это может показаться ошеломляющим выстрелом в стоматолога, но ощущение менее заметно, поскольку в нижней части спины меньше нервных окончаний. После того, как анестезия подействует, невролог вводит иглу для сбора. Около 2 столовых ложек спинномозговой жидкости вытечет естественным путем. Вы можете почувствовать легкое контактное давление в месте введения, но не должны ощущать острой боли.
Процедура занимает около 30 минут. После завершения люмбальной пункции вы будете отдыхать около 1 часа. Мы угостим вас закусками и составим компанию. После этого вы сможете ехать домой и заниматься своими обычными делами, хотя мы советуем избегать напряженной физической активности в течение следующих 24–48 часов.
Что произойдет, если я передумаю?
Ваше участие в исследованиях всегда является добровольным. Вы можете изменить свое мнение о LP в любое время до процедуры!
Какие риски связаны с люмбальной пункцией?
Риск заражения при люмбальной пункции очень низок, даже меньше, чем при стандартном заборе крови. LP проводится в крайне стерильном состоянии с помощью стерилизованного набора, стерилизованных перчаток и антисептического раствора.
Наиболее распространенным побочным эффектом после процедуры является небольшая головная боль в течение первых 24 часов. Эти головные боли обычно зависят от положения, поэтому они, как правило, возникают, когда вы сидите или стоите прямо. Обычно они не сохраняются более нескольких дней и исчезают, когда вы лежите горизонтально. Чтобы снизить риск возникновения головной боли после люмбальной пункции, мы используем очень тонкую иглу специального типа. Принимать достаточное количество жидкости, лежать, пить напитки с кофеином и принимать безрецептурные обезболивающие — это простые способы облегчить головную боль. Если головная боль не проходит или усиливается, мы предлагаем еще один вариант — наложение «пластыря крови», который способствует более быстрому свертыванию и заживлению места люмбальной пункции.
Общие побочные эффекты люмбальной пункции включают:
Во время процедуры:
- Головная боль (17,1%)
- Нервное давление/покалывание (14,2%)
- Боль (8,6%) Тошнота/головокружение (7,0%)
После процедуры:
- Головная боль (всего 5,5%; легкая 3,7%; умеренная 1,4%; сильная 0,4%)
- Боль в пояснице (всего 8,5%; легкая 6,7%; умеренная 1,8%; сильная 0%)
Источник: Wisconsin ADRC Участники люмбальной пункции (2021)
Получу ли я компенсацию за участие в люмбальной пункции?
Мы понимаем, что эта процедура является более инвазивной, чем некоторые другие наши процедуры, и мы должны серьезно подумать, прежде чем участвовать в ней. Если вы полны энтузиазма и готовы сделать люмбальную пункцию вместе с нами, мы компенсируем участникам 100 долларов за пожертвование этого времени и CSF на наше исследование.
Как я могу узнать больше или записаться на люмбальную пункцию в будущем?
Если у вас есть какие-либо вопросы или вы хотите записаться на люмбальную пункцию, свяжитесь с координатором исследований Шэннон Ли по телефону 415.476.3788 или [email protected].
ЭЭГ
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) показывает модели электрической активности, производимой вашим мозгом, которые регистрируются электродами, помещенными на кожу головы. Это неинвазивно и минимально неудобно (электроды могут царапать или чесать вас и удерживаются на месте с помощью липкой пасты). Электроды не генерируют электричество; они только записывают электрическую активность, производимую вашим мозгом. Вам нужно будет оставаться неподвижным с закрытыми глазами в течение 20–40 минут записи, чтобы получить качественную ЭЭГ.
- У людей с лобно-височной деменцией (ЛВД) ЭЭГ обычно нормальная или показывает легкое лобное замедление. Таким образом, нормальная ЭЭГ не означает, что поведенческие проявления в первую очередь являются следствием психического заболевания.
Другие вопросы, которые необходимо исключить перед диагностикой нейродегенеративного заболевания
- Реакции на лекарства. Некоторые лекарства имеют побочные эффекты, которые имитируют симптомы деменции. Даже одна доза лекарства может вызвать такую реакцию у пожилых людей или у тех, чья печень не может нормально выводить лекарство. Взаимодействие между двумя или более препаратами также может привести к обратимым симптомам деменции.
- Метаболические нарушения. Снижение функции щитовидной железы (гипотиреоз) может привести к апатии или депрессии, имитирующей деменцию. Гипогликемия, состояние, при котором в кровотоке недостаточно сахара, может вызвать спутанность сознания или изменения личности. Пернициозная анемия, вызванная неспособностью усваивать витамин B-12, также может вызывать когнитивные изменения. Точно так же изменения содержания натрия, кальция, тяжелых металлов или других соединений в крови могут вызвать обратимую деменцию.
- Дефицит питательных веществ. Хронический алкоголизм может быть связан с дефицитом тиамина (витамина В-1), который может серьезно ухудшить умственные способности. Тяжелый дефицит ниацина (витамина В-3) может вызвать пеллагру, неврологическое заболевание с признаками деменции. Обезвоживание также может вызвать спутанность сознания, напоминающую слабоумие.
- Эмоциональные или психические проблемы. Спутанность сознания, апатия и забывчивость, связанные с депрессией, иногда ошибочно принимают за деменцию, особенно у пожилых людей. Депрессия не является обычным явлением у людей с лобно-височной деменцией (ЛВД), но апатия и эмоциональная замкнутость встречаются, и это может привести к ошибочному диагнозу депрессии. Несмотря на то, что люди с ЛВД могут казаться подавленными, когда вы спрашиваете их об их настроении, они часто утверждают, что чувствуют себя счастливыми. Точно так же биполярное расстройство, шизофрения и обсессивно-компульсивное расстройство могут быть неправильно диагностированы как ЛВД.
- Инфекции. Менингит и энцефалит, представляющие собой инфекции головного мозга или оболочки, покрывающей его, могут вызывать спутанность сознания, потерю памяти или внезапную деменцию. Невылеченный сифилис может повредить мозг и вызвать деменцию.
- Гидроцефалия нормального давления. Если спинномозговая жидкость скапливается в желудочках головного мозга, мозговая ткань сжимается, даже если давление жидкости остается нормальным. Это может вызвать деменцию. Если это состояние выявлено вовремя, его можно лечить путем дренирования избыточной жидкости через трубку (шунт).
Диагностический процесс: повторное открытие основных шагов
[3 МИНУТЫ ЧТЕНИЕ]
Постановка правильного диагноза иногда требует короткого и простого пути.
Рассмотрим, например, классический случай опоясывающего лишая, когда одноэтапный процесс состоит из распознавания контрольной картины везикулярных поражений. Сравните сыпь при опоясывающем лишае с более трудноуловимыми симптомами боли в груди, головной боли или слабости, которые обычно требуют многоэтапного подхода для получения правильного заключения.
Как клиницисты, мы все были обучены «диагностическому процессу» в той или иной форме. Чего мы не всегда понимали, так это того, что каждый шаг в этом процессе сопровождается потенциальными ошибками, которые могут привести нас к ошибочному диагнозу.
Чем больше шагов на пути, тем больше вероятность возникновения ошибок. Постоянная проблема диагностических ошибок в медицине требует, чтобы мы потратили время на то, чтобы заново изучить диагностический процесс, а также системные и когнитивные ошибки, которые обычно возникают на каждом этапе.
В конечном счете, предотвращение медицинских ошибок начинается с осведомленности, обучения и метапознания, за которыми следуют устойчивые изменения в том клиническом поведении, которые улучшают диагностическую эффективность и уменьшают количество ошибок.
В отчете Института медицины за 2015 г. «Улучшение диагностики в здравоохранении» представлена модель диагностического процесса, как и в «Годовом сравнительном отчете за 2014 г.» CRICO Strategies. Обе модели описывают от 10 до 12 компонентов, составляющих процесс, и обсуждают недостатки и ошибки, которые могут возникать на каждом этапе.
Особый интерес представляют данные CRICO, которые проанализировали более 2300 случаев злоупотребления служебным положением и определили частоту ошибок, связанных с каждым этапом диагностического процесса. Тенденции, выявленные в результате этого анализа, предоставляют ценную информацию для клиницистов и специалистов по безопасности пациентов.
Этапы диагностического процесса делятся на три широкие категории:
- Первичная диагностическая оценка – Сбор анамнеза, физикальное обследование, оценка основных жалоб и симптомов пациента, постановка дифференциального диагноза и назначение диагностических тестов
- Диагностическое тестирование . Выполнение, интерпретация и передача результатов тестирования
- Направление, консультация, лечение и последующее наблюдение – Последующее наблюдение врача, направления и консультации, процесс выписки и соблюдение пациентом режима
Анализ претензий CRICO показал, что 58% случаев злоупотребления служебным положением связаны с неудачами в первой категории начальной диагностической оценки. Именно на этом этапе часто начинается ошибочный диагноз — когда врач не может внимательно выслушать и собрать подробный анамнез, включающий все лекарства, операции, медицинские показания, семейный и социальный анамнез.
В то же время клиницист может неадекватно оценить основную жалобу и анамнез настоящего заболевания, не проанализировав факторы риска состояний высокого риска, таких как болезни сердца, абдоминальные катастрофы и злокачественные новообразования.
Дифференциальный диагнозСледующим шагом является объединение информации, полученной из основной жалобы, анамнеза, осмотра и факторов риска, в дифференциальный диагноз . Этот этап диагностического процесса, возможно, является наиболее важным, поскольку ошибки, возникающие на более ранних этапах (анамнез, осмотр, оценка симптомов), усугубляются и приводят к слишком узкому или просто нецелевому дифференциальному диагнозу.
Именно на этом этапе предубеждения врачей и когнитивные ошибки преобладают над идентифицируемыми системными ошибками. Неполные или неверные данные анамнеза и обследования обрабатываются в уме и могут привести к ошибочным медицинским рассуждениям; «Мусор на входе, мусор на выходе», как говорится.
Ошибки в суждениях, сделанные на этом этапе, могут сорвать весь диагностический процесс, и, если в дальнейшем не будет организовано перенаправление, правильный диагноз может быть отложен или пропущен, что может иметь серьезные последствия для исхода и безопасности пациента.
Перекресток мышления и действияБольше случаев злоупотребления служебным положением связаны с ошибками на этапе дифференциальной диагностики (33% случаев), чем на любом другом этапе процесса, а ошибки в заказе тестов следуют на втором месте ( 30%). Нетрудно понять, почему эти 2 шага находятся вверху списка. Неполный или ошибочный дифференциальный диагноз приводит к назначению неправильных изображений и лабораторных тестов, что, в свою очередь, приводит к неправильному ответу, неправильному лечению и нежелательному результату.
В отчете МОМ, хотя и указывается, что единого решения не существует, перечислены 8 «Целей улучшения диагностики и сокращения диагностических ошибок» с упором на образование и обучение всех медицинских работников в областях, которые считаются недостаточными, включая клинические рассуждения, работа в команде, общение и использование диагностических тестов и медицинских информационных технологий.
Клиницистам стоит начать с пересмотра диагностического процесса и тщательного анализа каждого шага, чтобы выявить не только его преимущества, но и опасности, которые приводят к ошибкам на этом пути.
Связанный контент
- Когнитивные ошибки при невозможности диагностики: привязка
- [ИНФОГРАФИКА] Понимание диагностической ошибки
- 5 диагнозов боли в пояснице, которые нельзя пропустить
Ссылки
- Стратегии CRICO.