Диагностика обучаемости школьников: Диагностика обучаемости и методы диагностики
Вопрос 4. Диагностика обученности и обучаемости учащихся.
Диагностика уровня обученности (по П.И. Третьякову)
Цель — выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность — это реально ус военные знания, умения и навыки. В педагогике выделяется пять уровней обученности: 1) узнавание; 2) запоминание; 3) умения и навыки; 5) перенос.
Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения. Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.
Обученность зависит от ряда объективных (уровень учебных программ, технология обучения, мастерство учителя) и субъективных (обучаемость учащихся, их мотивация учения, работоспособность и состояние здоровья) факторов.
Обученность — это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения.
Диагностика уровня обучаемости школьников (по П.И. Третьякову)
Цель — определить уровень восприимчивости школьников к обучению (рис.4). Диагностика проводится, как правило, в одном классе группой из 3–4 учителей предметников (один из них математик).
В процессе определения обучаемости учитель выполняет следующие действия: 1) выбирает небольшой по объему учебный материал базисного плана; 2) повторяет с учащимися все, что нужно для усвоения новой информации; 3) объясняет новый материал в течение 10–15 мин; 4) показывает образец применения в сходной ситуации; 5) показывает образец применения в нестандартной ситуации; 6) проводит самостоятельную работу.
Обучаемость – индивидуальные показатели качества и скорости усвоения знаний, умений в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов ( восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь).
Выделяются следующие уровни обучаемости:
Творческий (учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения, свободно внедряют новые знания в систему уже сложившихся знаний, легко переводят письменную речь в устную, формируют новые обобщения, предлагают новые выводы, оригинальны в мышлении, умеют ассоциировать аналогичные связи, обладают большим словарным запасом).
Продуктивный ( учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят новые приемы решения проблемы, умеют выбрать оптимальные пути решения, моделируют ход суждения, имеют знания и умения по самообразованию).
Репродуктивно-творческий ( учащиеся умеют делать простые обобщения, сцеплять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике, не внося нового; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, сообразительность, но проявить собственное отношение к фактам не могут, предпринимают попытку открыть новое знание; принимают участие в решении проблемы, но самостоятельно преобразовать её не могут, умеют работать с несколькими информационными источниками).
Данная диагностика проводится следующими методами обучения: индивидуальные задания, формирование мобильных групп, различные формы творческих заданий, типовые задания, выполнение заданий по образцу, использование дополнительной информации, самостоятельные задания, дифференцированные виды заданий.
Теоретические основы квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости и практическое применение
(в сокращении)
Проблема общей способности к учению приобретает все больший вес среди психологов и педагогов. Основы ее изучения были заложены еще Л. С. Выготским, который указывал, что огромное значение для становления детской индивидуальности имеет умственная активность самого ребенка, единство аффекта и интеллекта в его развитии. В работах С. Л. Рубинштейна эти идеи получили дальнейшую разработку. Он считал, что в развитии способностей у ребенка существенным этапом является формирование у него способности к учению. По его мнению, эта способность не только проявляется, но и формируется в процессе обучения.
Продолжая исследования в данном направлении, Н. А. Менчинская ввела в психологию термин «обучаемость», который определяется ею как интегративное свойство личности, обусловливающее темп и качество усвоения знаний, формирование умений и навыков, темп психического развития. Углубленный анализ понятия «общая обучаемость» дан в работах З. И. Калмыковой. Она пишет, что общая обучаемость – это совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий зависит продуктивность учебной деятельности.
В исследованиях В. С. Мухиной (1981) высказывается мысль о том, что продуктивная деятельность детей не только выражает определенные результаты их психического развития, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. (В. С. Мухина)Обучаемость учащихся – это способность (пригодность) школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время (по Подласому, выд. – Е. Плюсниной.).
Обучаемость отражает индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. (По 3.И. Калмыковой).
В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности, а также развитие производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений и овладение материалом до степени активного применения).
Значительный вклад в развитие теории общей обучаемости и заложивших основу концепции учебной деятельности в отечественной психологии с учетом возрастной логики психического развития ребенка внесли: Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Д. Б. Эльконин.
Вопросы диагностики обучаемости изучались также Бондаревской Р.С, Богдановой Т. Г., Дружининым В. Н., Жуйковым С. Ф., Ивановой Е. К., Корниловой Т. В., Смирновой Е. О., Третьяковым П. И., Ясюковой Л. А..
Смирновой Е. О. обсуждается серьезная проблема: должна ли диагностика в сфере образования превращаться в средство тотального контроля, диктовать цели работы педагогов и управленцев, иначе говоря, становиться самоцелью.
Полностью соглашаясь с автором можно утверждать, что предметом диагностики должно быть изучение не отдельных психических процессов, а наиболее фундаментальные образования, определяющие ход естественного, целостного развития ребенка и имеющие прогностическое значение, а также служить средством психолого-педагогической помощи учителям, детям и их родителям.
Подчеркнем, что обучаемость как интегральное (обобщенное) психическое свойство индивида, выражается в большей или меньшей скорости усвоения (переработки) новых знаний, умений и навыков. Высокая обучаемость, имеет не только общие психофизиологические предпосылки (мощная и разветвленная сеть ассоциативных нейронов коры головного мозга), обуславливающие более или менее высокую пластичность и приспособляемость индивидов, но также зависит и
Для подтверждения высказанной мысли воспользуемся цитатой: «Мозг обладает нейропластичностью. Нейронная атрофия, вызванная повреждением или органическим недостатком, может быть замещена работой других нейронов, которые выучили функцию неработающих нейронов и восполнили пробел. Это происходит в результате тренировки и роста дендритов других нейронов в смежной области коры. Появляются не только новые пути в коре, но также происходит перемоделировка нейронной сети. Пластичность церебральной нейронной структуры является важным фактором как для лечения, так и для усвоения нового в любом возрасте» [6]
Под индивидуальной обучаемостью будем понимать знание об особенностях получения, переработки и интерпретации информации учеником в процессе организованного обучения.
Квалиметрия8 обучаемости входит в систему управления и самоуправления процессом образования и обучения личности.
Цели педагогической диагностики состоят в изучении и измерении обучаемости школьников, которые позволяют оценивать результативность и качество обучения, с одной стороны, а с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах.
Что дает эта диагностика учителю?
Она интересна, прежде всего, тем, что учитель, получая индивидуальные протоколы тестирования на каждого ученика, имеет возможность проанализировать результаты обучения по многим показателям.
В течение ряда лет группой Санкт-Петербургских ученых разрабатывалась диагностика обучаемости школьников [1, 2].
Несколько слов о самой диагностике. Последняя ее версия названа «квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости» (ДИО). В ее основу положено измерение таких важных общих учебных умений как письмо, чтение и внимание.
Квалиметрическая диагностика индивидуальной обучаемости – это технология выявления индивидуальных особенностей обучения учащихся посредством совокупности методов количественно-качественной оценки речевой деятельности для прогнозирования возможных отклонений и предотвращения нарушений процесса естественного развития человека.
Регулярное проведение квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости подтверждает выдвинутый ранее учеными принцип «принцип коррекционности». М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова и С. Я. Рубинштейн отмечают, что любая патопсихологическая методика при ее применении не только диагностирует (выявляет), но и формирует психологическую реальность. Происходит обучение испытуемого в пределах исследуемого круга явлений. Ежегодно проводя измерение речемыслительной деятельности, родители и учителя и сам ученик, видя результат измерений, настраиваются на другой более высокий результат, а в тех случаях, когда достигнуты положительные результаты по отдельным параметрам, родители и ученики испытывают положительные эмоции, что способствует повышению мотивации и интереса к учебе. Повышение обучаемости может происходить с помощью изменения приемов обучения, а также с помощью повышения мотивации к учению.
С помощь данной диагностики было обработано более 1500 детских работ разного возраста (от 7 до 12 лет) с 2005 по 2007 г. Во всех случаях проводилось сопоставление данных с оценкой успешности, поставленной учителем. В 90—95% случаев наблюдалось соответствие прогнозирования, при этом диагностика отвечала на вопрос, какие пробелы в обучении ученик имеет и над чем надо усилить работу.
Достаточно высокий процент положительной динамики подтверждает необходимость проведения такого исследования в начальной школе и использования квалиметрических технологий при формировании навыков перцептивно-смысловой обработки текстов.
Диагностика помогает своевременно увидеть, правильно ли осуществляется процесс обучения чтению. Иногда у детей может закрепляться неправильный способ чтения – «механическое» чтение, при котором не происходит понимания (см. табл.2)
Табл.2.Сравнительный анализ данных по чтению в 2005—2006гг
Сравнение показывает, что скорость чтения значительно увеличилась, а качество чтения уменьшилось, наблюдается явная тенденция обучения «механическому чтению». В этом случае продуктивность чтения происходит в основном за счет увеличения скорости, а не качественного усвоения информации.
Литература
1. Галицкий А. С. Диагностика обучаемости рациональному чтению: Автореф. дисс…. канд. пед. н. – СПб.,1993.
2. Засорина Л. Н., Плюснина Е. М. Педагогическая диагностика как мониторинг качества образования // Начальная школа. – 1999. – №1. – С. 74—79.
3. Плюснина Е. М. Контрольная в голову, а бес в ребро… Или что делать с ЕГЭ? (прил. Парадоксы шкалирования) /Ж. Личность и культура, 2009. №1. – С.56.
4. Плюснина Е. М., Мичурина С. В. Взаимосвязь семьи и школы в повышении индивидуальной обучаемости ребенка. Материалы Третьей Интернет-конференции «Психология и семья» Секция. Развитие личности ребенка в семье. БГПУ кафедра психологии <[email protected]> 01 Дек 2008.
5. Плюснина Е. М., Плюснина Н. В. Особенности обучения осмысленному чтению детей с нарушением речи. // Чтение детей и взрослых в меняющемся мире. Сб. статей и учебно-метод. материалов к международной конференции. – СПб.: СПбАППО, 2007. – С. 72—73.
6. Сланевская Н. М. Врожденное моральное мышление //Журнал «Личность и культура» – 2008. – №3. – С.39
7. Субетто А. И. Квалитология образования. – СПб., М., 2000.
Теоретические основы квалиметрической диагностики индивидуальной обучаемости и практическое применение / Интернет-конференция «Модернизация в России: национальное образование как фактор инновационного пути развития России в XXI веке» (16 марта 2013 г.), сайт www.poisk2020.org
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Помогаем школьникам лучше учиться | Forbrain
Forbrain помогает учащимся от Pre-K
до старшей школы полностью раскрыть свой потенциал
, используя силу голоса.
Лучшее обучение с Forbrain
Дети школьного возраста постоянно узнают что-то новое, будь то слова, формулы или понятия, по широкому кругу предметов. Но знаете ли вы, что голос играет ключевую роль в их способности к обучению? Хорошее владение голосом может укрепить основные жизненные навыки, такие как общение, чтение, память и коммуникабельность. А благодаря пластичности мозга дети всегда могут осваивать новые навыки или развивать уже существующие.
Наше запатентованное обучающее устройство Forbrain помогает детям от дошкольного до старшего школьного возраста учиться быстрее и эффективнее. Устройство является отличным дополнением к регулярным учебным занятиям как в классе, так и для выполнения домашних заданий. Разница в том, что теперь они могут использовать силу голоса для развития своего мозга.
Какие преимущества?
Более четкая речь
Повысить уверенность в себе и способность к общению. Forbrain обеспечивает голосовую обратную связь в реальном времени, что способствует более четкой речи.
Усиленное внимание
Forbrain помогает детям сконцентрироваться и сосредоточиться на задаче. Улучшения в фокусе повышают производительность и укрепляют память.
Более сильное чтение
Устройство улучшает понимание прочитанного, словарный запас и беглость — жизненно важный набор навыков для понимания текстов и их значений.
Как тренироваться с Forbrain
®Forbrain может легко ускорить процесс обучения вашего ребенка посредством регулярной практики. Все, что им нужно сделать, это носить Forbrain, а затем использовать свой голос во время обычной учебной деятельности. Вот несколько предлагаемых «тренировок», которые можно адаптировать в соответствии с личными предпочтениями.
Чтение Домашнее задание Коммуникация Запоминание Производительность
Чтение
Читайте и повторяйте вслух учебники, новые варианты правописания и стихи для улучшения понимания, произношения и уверенности в речи.
Домашнее задание
Делайте домашнюю работу быстрее, используя Forbrain. Читайте вслух, чтобы понять новые понятия, правописание, иностранные языки и углубить понимание литературы, математики и уроков истории.
Коммуникация
Попрактикуйтесь в разговоре с родителями, братьями и сестрами дома, используя Forbrain для большей уверенности при общении в классе.
Запоминание
Проверка с помощью Forbrain помогает запоминать таблицы умножения, орфографию, формулы и другую трудно запоминаемую информацию, необходимую для тестов.
Производительность
Репетируйте песни и театральные постановки, чтобы улучшить понимание произношения, высоты тона и тембра.
См. Forbrain крупным планом
Динамический фильтр Обрабатывает и воспроизводит скорректированный голос
Датчики костной проводимости Улучшает передачу звука через височные кости
Пользовательский микрофон Захватывает звуковые волны вашего голоса онлайн занятия
Дополнительный микрофонДля обучения родителей, учителей или терапевта
Динамический фильтрОбрабатывает и воспроизводит скорректированный голос
Датчики костной проводимостиУсиливает передачу звука через височные кости
Пользовательский микрофонЗахват звуковых волн вашего голоса
Купить Узнайте больше
Узнайте, что думает наше сообщество
Эти клиенты рассказывают, как Forbrain меняет жизнь молодых студентов.
Мы пробовали это в течение 2 недель, и за это время Кендалл выучила больше названий букв и звуков и даже запомнила цвета, формы и числа. Он мог и хотел сделать шесть страниц домашнего задания за то время, которое обычно уходит на выполнение одной-двух страниц.
Меган Родитель
С помощью Forbrain учащиеся могут услышать, насколько чисто может звучать их голос, за счет увеличения скорости воздуха во время речи или пения. Как только они достигают этого, мы принимаем к сведению изменения, а затем превращаем их в привычки для постоянного изменения.
Стефани Тренер по вокалу и языку
У Кэти, моей 13-летней дочери, нет особых трудностей, но она увидела определенные преимущества от использования Forbrain. Она сказала, что это значительно улучшило ее способность к запоминанию, сократило время, которое ей нужно тратить, а также помогло ей запомнить информацию.
апрель Родитель
Часто задаваемые вопросы
Все часто задаваемые вопросы
Нет, Forbrain работает автономно и без проводов. Однако вы можете подключить разъем для наушников к телефону или компьютеру и тренироваться вместе с аудиоконтентом.
Да, когда звук издается с помощью Forbrain, он воспринимается по-другому и голос подстраивается под восприятие. Это означает, что регулярные тренировки с Forbrain могут принести пользу детям благодаря целому ряду способностей, нацеленных на улучшение речи, памяти и внимания.
Все часто задаваемые вопросы
Найдите вдохновение в нашем блоге
Мы делимся полезными практическими советами Forbrain и воодушевляющими историями клиентов.
Все записи блога
Домашнее обучение во времена COVID-19? У Forbrain есть у…
Подробнее
Снова в школу с Forbrain – Понимание обучения…
Подробнее
Летние каникулы: тренируйте свой мозг, изучая новую ла…
Подробнее
Все сообщения в блоге
Оценка новой шкалы качества жизни для школьников с нестрабическими аномалиями бинокулярного зрения
На этой странице Профессиональная шкала качества жизни (QLS) может служить ценным ориентиром для диагностики аномалий зрительных функций. В настоящем исследовании мы стремились разработать новый QLS для специальной количественной оценки качества жизни школьников с некосоглазыми аномалиями бинокулярного зрения (NSBVA) в Китае. Методы . Новый QLS, названный QOL-CVF20, был установлен на основе классических шкал, связанных со зрением, и введения анкеты 116 школьникам с NSBVA и 100 здоровым школьникам в Китае. Диагностический референс между QOL-CVF20 и VF-14 оценивали по анкетам 240 школьников с НСОБ и 238 здоровых школьников. Результаты . Все испытуемые могли самостоятельно заполнить анкеты QOL-CVF20. QOL-CVF20 имел хорошую структурную валидность, содержательную валидность и дискриминантную валидность при применении у китайских школьников. Средний балл в группе NSBVA был значительно ниже, чем в контрольной группе (соответственно по сравнению с ). Более того, средний балл вылеченных школьников с НАБОЗ после лечения () значительно улучшился (). Анализ кривых рабочих характеристик приемника показал, что QOL-CVF20 отражает сильное разделение между группами с нарушением остроты зрения и здоровыми группами (). Между тем, QOL-CVF20 может выявлять лиц с NSBVA со специфичностью 0,847 и чувствительностью 0,846. Критическое значение 58,50 в QOL-CVF20 может быть эффективно использовано для оценки качества жизни школьников с NSBVA. Выводы . QOL-CVF20 может дать количественную оценку качества жизни школьников с NSBVA и может служить ценным ориентиром для ранней диагностики и клинической оценки NSBVA.
1. Введение
На сегодняшний день аномалии бинокулярного зрения являются важным фактором, влияющим на когнитивное развитие детей и успеваемость в учебе [1]. Аномалии бинокулярного зрения без косоглазия (NSBVA), потенциальная потеря бинокулярного зрения, могут быть промежуточным состоянием между нормальным бинокулярным зрением и аномалиями бинокулярного зрения со косоглазием [2, 3]. Сообщалось, что в связи с популярностью компьютеров, мобильных телефонов и других видеотерминалов среди школьников широко распространены NSBVA [4, 5]. В настоящее время диагностика НСБА в основном основывается на описании клинических признаков. Однако существуют определенные различия между оценкой врачей и субъективным описанием детей. Таким образом, ранняя диагностика и лечение НСБА не могли быть реализованы должным образом.
С развитием медицинских исследований и концепций здоровья медицинская модель превратилась из простой биомедицины в биопсихосоциальную модель [6]. Качество жизни постепенно вошло в область медицинских исследований и стало системой индексов для оценки здоровья и клинической эффективности. Качество жизни в основном ориентируется на субъективные переживания пациентов, а не является объективной оценкой функционального состояния органов [7]. Пациенты с NSBVA часто страдают от различных степеней качества жизни, таких как аномалии адаптации и конвергенции и глазные симптомы, включая дискомфорт, боль, головную боль, нечеткость зрения, зрительную усталость, двойные изображения, пропуск слов или пропуск строки [8]. В связи со своеобразием физиологии и психологии школьников актуально создание системы оценки качества жизни именно для школьников.
Шкала качества жизни (QLS) все чаще используется в качестве важного показателя в медицинской и философской литературе. Профессиональный QLS может служить ценным ориентиром для ранней диагностики и клинической оценки многих заболеваний [9, 10]. В настоящее время в клинике применяется несколько QLS, связанных со зрением, в том числе опросник ВОЗ по качеству жизни (WHOQOL-100), опросник по функции зрения из 14 пунктов (VF-14) и опросник по зрительным функциям Национального института глаза из 25 пунктов ( НЭИ ВФК-25) [11–13]. VF-14 был разработан Штейнбергом в 1994, первоначально для оценки зрительных функций у пациентов с катарактой. После усовершенствования Линдером в 1999 г. VF-14 стал широко использоваться для оценки нарушений зрения у пациентов с различными заболеваниями глаз [14, 15]. Однако до сих пор нет профессиональных QLS, разделенных для диагностики NSBVA у школьников.
В настоящем исследовании новый QLS, названный QOL-CVF20, был разработан специально для количественной оценки качества жизни китайских школьников с аномалиями зрительных функций. На основе ретроспективного исследования оценивали влияние QOL-CVF20 на здоровье и клиническую эффективность у школьников с ОНБКС. QOL-CVF20 может предоставить важные рекомендации и помощь в ранней диагностике NSBVA у школьников.
2. Материалы и методы
2.1. Исследуемая популяция 90 005 90 006 Школьников с NSBVA диагностировали в отделении офтальмологии Чанхайской больницы с июля 2013 г. по август 2017 г. Диагноз NSBVA ставился на основе всестороннего анализа симптомов нарушения бинокулярного зрения (дискомфорт и отек глаз, нечеткость зрения, зрительная усталость, сложное изображение, пропуск или наложение текста и т. д.) в соответствии с нормальными значениями Моргана и критерием Шеарда или Персиваля. Исключены пациенты с косоглазием, амблиопией, органическими заболеваниями глаз и другими общими аномалиями. В исследование были включены школьники 8-10 лет, способные правильно понимать содержание анкет на китайском языке. Это исследование было проведено в соответствии с принципами Хельсинкской декларации и одобрено Комитетом по медицинской этике больницы Чанхай.
Все родители или законные представители детей приняли принципы участия в исследовании и подписали информированное согласие.2.2. Установление QOL-CVF20
На основе классического QLS, связанного со зрением (WHOQOL-100, VF-14 и NEI-VFQ25) [11–13], был составлен китайский опросник качества жизни, содержащий 20 пунктов (QOL-CVF20). создан для диагностики аномалий зрительных функций у школьников. Для облегчения понимания школьниками в качестве вариантов ответа были выбраны 5 легко различимых частотных наречий (всегда, часто, иногда, редко и никогда) (дополнительная таблица данных S1). В QOL-CVF20 было 4 домена: домен функции бинокулярного зрения (пункты 1–10), домен способности к самообслуживанию (пункты 11–13), домен способности к общению (пункты 14–16) и психологический домен (пункты 14–16). 17-20).
2.3. Внедрение QOL-CVF20
Все субъекты должны самостоятельно заполнить анкеты QOL-CVF20 под руководством исследователей. Варианты ответов (всегда, часто, иногда, реже и никогда) записывались в виде конкретных баллов. От пункта 1 до пункта 12, , , , , и . С пункта 13 по пункт 20, , , , , и . Сумма баллов по всем пунктам рассчитывалась как общий балл QOL-CVF20.
2.4. Определение минимального размера выборки
Минимальный размер выборки был определен в соответствии с формулой емкости выборки теста надежности (). В этой формуле представлен размер выборки, представлена надежность и представлена половина ширины доверительного интервала общей надежности. представляет собой преобразование Фишера, т. е. . Принимая , и , минимальный объем выборки рассчитывали как .
2.5. Статистический анализ
Все статистические анализы были выполнены с помощью SPSS версии 22.0. Количественные переменные были представлены в виде . Двусторонний критерий Стьюдента и критерий парной выборки использовались для статистического сравнения непрерывных переменных. Для выявления корреляции между QOL-CVF20 и VF-14 применяли однофакторный линейный регрессионный анализ. Кривые рабочих характеристик приемника (ROC) были установлены для анализа предсказания достоверности между QOL-CVF20 и VF-14. значения менее 0,05 считались статистически значимыми.
3. Результаты
3.1. Параметрический анализ QOL-CVF20
Всего с июля 2013 г. по февраль 2015 г. было обследовано 116 школьников с NSBVA и 100 здоровых школьников. Степень извлечения накипи составила 100 %, а общая эффективность — 92,6 %. Недействительные анкеты были связаны с неотвеченными записями, которые в основном располагались в пунктах 17 и 20.
Соответствующий параметр QOL-CVF20 был проанализирован на основе 109валидные анкеты из группы NSBVA и 91 валидная анкета из контрольной группы. Как показано в таблице 1, максимальный коэффициент вариации составил 49,74% (пункт 11), а минимальный коэффициент вариации составил 39,69% (пункт 8). При расчете по сумме баллов наивысший коэффициент корреляции составил 0,60 (пункт 2), а минимальный — 0,30 (пункт 11). Коэффициенты корреляции между оценкой каждого пункта и общей оценкой имели значительные различия (все). Тест Кайзера-Мейера-Олкина (КМО) показал, что исходная переменная пригодна для факторного анализа (). Затем были извлечены 4 общих фактора (F1, F2, F3 и F4) на основе принципов собственных значений больше 1. Суммарный вклад дисперсии составил 53,15% (рис. 1). Пункты 1-10 () относились к области бинокулярной зрительной функции, пункты 17-20 () относились к психологической области, пункты 11-13 () относились к области способности к самообслуживанию, а пункты 14-16 (F4) относились к к области деятельностных коммуникативных способностей (табл. 1). Было подтверждено, что все пункты тесно связаны с общим баллом с помощью пошагового регрессионного анализа, а пункты 1-10, 13, 19, и 20 были идентифицированы как способствующие различению NSBVA с помощью пошагового дискриминантного анализа (таблица 1).
3.2. Оценка валидности QOL-CVF20
Анализ валидности содержания показал, что все коэффициенты корреляции между оценкой пункта и соответствующей оценкой домена в QOL-CVF20 превышали 0,55 (таблица 1). Максимальный коэффициент корреляции составил 0,85 (пункт 11), а минимальный коэффициент корреляции — 0,56 (пункт 4). Коэффициенты корреляции между баллами по 4 областям и общим баллом имели значительные различия (, 0,48, 0,49).и 0,54 соответственно. Все ). Результаты показали, что QOL-CVF20 имеет хорошую содержательную достоверность.
Согласно результату QOL-CVF20, средний балл группы NSBVA (, ) был значительно ниже, чем в контрольной группе (, , , ; табл. 2). После 2-6-месячного обучения лечению 88,8% пациентов с NSBVA (113/116) были излечены и не имели регресса в течение 3-месячного наблюдения. Всего 86,7% анкет (98/113) были признаны действительными для исследования QOL-CVF20. Средний балл излеченной группы (, ) был значительно выше, чем у группы NSBVA (, , , ; таблица 3). Результаты показали, что QOL-CVF20 имеет хорошую дискриминантную валидность.
3.3. Оценка надежности QOL-CVF20
116 пациентов с NSBVAs прошли опрос 2 nd QOL-CVF20 через 2 недели после опроса 1 st . Средний балл по 112 действительным анкетам составил . Между опросами 1 st и 2 nd не было обнаружено существенной разницы (, ) и значимой корреляции (, ). Результаты показали, что QOL-CVF20 имеет высокую согласованность во времени. Надежность внутренней согласованности показала, что все 4 домена QOL-CVF20 имели хорошую надежность (0,75, 0,71 и 0,73 соответственно). На основании действительных анкет от 1 -й опрос , средний балл по нечетным пунктам был , а средний балл по четным пунктам был . Значимой корреляции между двумя наборами элементов (, ) обнаружено не было. Надежность с разделением пополам показала, что QOL-CVF20 имеет высокую согласованность перекрестных показателей ().
3.4. Оценка отзывчивости QOL-CVF20
В общей сложности 93 анкеты от вылеченных школьников с NSBVA были признаны действительными как до, так и после лечения. Средний балл излеченной группы () был значительно выше, чем у нелеченой группы (, , ). Анализ величины эффекта (ES) показал, что QOL-CVF20 оказывает умеренное влияние на изменения клинических симптомов (таблица 4).
3.5. Сравнительный анализ между QOL-CVF20 и VF-14
И QOL-CVF20, и VF-14 были предоставлены 240 школьникам с NSBVA и 238 здоровым школьникам в период с марта 2015 г. по август 2017 г. Общий эффективный показатель ответа QOL-CVF20 составил 91,21%. (221 валидный вопросник из группы NSBVA и 215 валидных вопросников из контрольной группы), в то время как общий эффективный процент ответов VF-14 составил 89,54% (217 валидных вопросников из группы NSBVA и 211 валидных вопросников из контрольной группы). Не было обнаружено существенной разницы в эффективной частоте ответов между шкалами QOL-CVF20 и VF-14 ().
Всего было выявлено 423 опросника, годных как для КЖ-CVF20, так и для VF-14 (215 школьников с НСНБС и 208 здоровых школьников). По результату QOL-CVF20 суммарный балл группы NSBVA () был достоверно ниже, чем в контрольной группе (, , ). По результату VF-14 суммарный балл группы NSBVA () был достоверно выше, чем у контрольной группы (, , ; табл. 5). Анализ кривой рабочих характеристик приемника (ROC) показал, что QOL-CVF20 отражает сильное разделение между NSBVA и здоровыми группами с AUC 0,9.01 (95% доверительный интервал 0,870–0,931), что значительно выше, чем у VF-14 (рис. 2). Между тем, QOL-CVF20 может выявлять лиц с NSBVA с большей чувствительностью и специфичностью, чем VF-14 (таблица 6). QOL-CVF20 показал специфичность 0,847 и чувствительность 0,846 в соответствии с максимальным индексом Юдена (таблица 7). Таким образом, критическое значение 58,50 в QOL-CVF20 может быть эффективно применено для оценки качества жизни школьников с NSBVA.
4. Обсуждение
В качестве субъективной оценки пациента QLS может дать много информации о социальных возможностях и психологическом состоянии пациента, которую нельзя было получить при объективном обследовании [16]. NSBVAs нарушали не только бинокулярное зрение, но и функции организма, умственную и социальную активность пациентов [8, 17]. В настоящее время к растущей заболеваемости NSBVA постепенно стали относиться серьезно [3]. В дополнение к скрытым симптомам, отклонения в общении и понимании между пациентами и врачами затрудняли диагностику НСБВА. В этом исследовании был создан новый QOL-CVF20 для количественной оценки качества жизни школьников, который может служить для раннего выявления и клинической оценки NSBVA.
Основываясь на теоретической концепции и содержании записей из WHOQOL-100, VF-14 и NEI-VFQ25, первоначально разработанный QOL-CVF20 содержал 30 записей. После анкетного опроса 20 школьников с нормальными зрительными функциями и 10 школьников с нарушениями зрения была сформирована формальная QOL-CVF20, содержащая 20 записей. В ходе этого процесса результаты оптометрических тестов и результаты диагностики от экспертов в области общественного здравоохранения использовались в качестве золотого стандарта NSBVA. Для оценки эффективности записей применялись множественные показатели, в том числе дискретные тенденции, коэффициенты корреляции, факторный анализ и достоверность дискриминации. Запись будет удалена, если она будет признана неэффективной более чем по 2 оценочным показателям. Путем оценки надежности повторного тестирования, альфа Кронбаха и надежности разделения пополам было установлено, что настоящий QOL-CVF20 имеет хорошую надежность. Значительно более высокие баллы у школьников NSBVA после терапевтического обучения и хорошее значение ES позволяют предположить, что QOL-CVF20 имеет хороший ответ.
Прогностическая валидность относится к способности QLS правильно различать качество жизни населения. Кривая ROC является классическим методом оценки диагностических тестов и позволяет оценить оптимальный порог для клинической практики. Наши результаты показали, что QOL-CFA20 лучше, чем VF-14, с точки зрения чувствительности, специфичности и AUC, предполагая, что шкала QOL-CFA20 лучше, чем шкала VF-14, в прогнозировании качества жизни школьников с NSBVA. Когда показатель QOL-CFA20 составляет 58,50, он может получить самый большой индекс Y. Таким образом, балл 58,50 определяется как критическое значение QOL-CFA20 при оценке качества жизни школьников с НСБВА. Эти результаты показали, что QOL-CFA20 может точно оценить бинокулярную зрительную функцию школьников и предоставить ссылку для ранней диагностики NSBVA.
Все предметы QOL-CVF20 были завершены в установленные сроки с эффективностью 94,3%, что позволяет предположить, что эта шкала приемлема и применима для школьников. Основной причиной недействительных анкет были оставшиеся без ответа записи, особенно пункт 17: «Как вы думаете, ваши родители беспокоятся о вас?» и пункт 20: «Вы считаете свою жизнь счастливой?» Это может быть связано с их преднамеренным избеганием семейных проблем. Поэтому следует также отметить, что постановка вопроса о конфиденциальности должна основываться на принципе конфиденциальности и взаимном доверии и общении между исследователями и испытуемыми.
В настоящее время в мире применяется несколько QLS для зрительных функций, в том числе Шкала активности ежедневного зрения (ADVS), Повседневные задачи, зависящие от зрения (DLTV) и Функция зрения-14 (VF-14). Среди них VF-14, первоначально разработанный для оценки зрительных функций у пациентов с катарактой, широко используется для оценки нарушений зрения у пациентов с различными заболеваниями глаз [14, 15]. По сравнению с другими QLS, VF-14 имел много существенных преимуществ, в том числе небольшие и простые элементы, а также простоту понимания и ответа для детей [18, 19]. ]. В настоящем исследовании путем оптимизации VF-14 в соответствии с образом жизни школьников было установлено QOL-CVF20 и получен высокий показатель эффективного ответа у школьников. По сравнению с исходным VF-14, QOL-CVF20 показал лучшую роль в оценке качества жизни школьников с NSBVA. Таким образом, QOL-CVF20 предоставит доказательства для раннего выявления и диагностики NSBVA у школьников.
5. Выводы
Настоящее исследование подтвердило, что новый QOL-CVF20 может очень хорошо отражать качество жизни школьников с NSBVA и прост в использовании и анализе. Благодаря проверке различных параметров, включая валидность, надежность, реактивность, отзывчивость и простоту, QOL-CVF20 можно было применять для NSBVA в клинике. Однако в связи с ограниченностью человеческих и материальных ресурсов, а также вариативностью самооценки качества жизни школьников, в данной СЖС также имелись некоторые недостатки. Таким образом, многоцентровое совместное исследование с большим размером выборки в будущем принесет много улучшений.
Доступность данных
Данные, использованные для подтверждения результатов этого исследования, можно получить у соответствующего автора по запросу.
Конфликт интересов
Все авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Вклад авторов
Ю. Г. отвечал за дизайн исследования и модификацию рукописи. JH отвечал за дизайн исследования, сбор и анализ данных. GW отвечал за анализ данных, подготовку и пересмотр рукописи. З. З. и Ю. С. отвечали за сбор и интерпретацию данных. Q. Z. отвечал за анализ и интерпретацию данных. Г Дж. У. отвечал за редактуру рукописи. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. Цзяли Ху и Гуокунь Ван в равной степени внесли свой вклад в эту работу.
Благодарности
Эта работа была поддержана Проектом Шанхайской муниципальной комиссии по здравоохранению и планированию семьи (201540304), Шанхайским фондом естественных наук (19ZR1456300) и Шанхайской программой талантов Pujiang (17PJD041).
Дополнительные материалы
Таблица S1: подробное содержание QOL-CVF20. (дополнительные материалы)
Ссылки
Кристиан Л.В., Нандакумар К., Гринчак П.К. и Ирвинг Э.Л. Зрительный и бинокулярный статус у детей младшего школьного возраста с проблемами чтения, стр. 9.0133 Журнал оптометрии , том. 11, нет. 3, стр. 160–166, 2018 г.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
А. Гарсия-Муноз, С. Карбонелл-Бонете и П. Качо-Мартинес, «Симптоматология, связанная с аномалиями аккомодации и бинокулярного зрения», Journal of Optometry , vol. 7, нет. 4, стр. 178–192, 2014 г.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Дж. Р. Хуссейндин, П. Шах, К. К. Рамани и Л. Рамануджан, «Эффективность терапии зрения у детей с нарушением обучаемости и связанными с ним аномалиями бинокулярного зрения», Журнал оптометрии , том. 11, нет. 1, стр. 40–48, 2018 г.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
H. Nakaishi и Y. Yamada, «Аномальная динамика слезоотделения и симптомы зрительного напряжения у операторов терминалов с визуальным дисплеем», Occupational and Environmental Medicine , vol. 56, нет. 1, стр. 6–9, 1999.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Ю.-В. Су, С.-Х. Ким, С.-Г. Ха, Х. Сео и Дж. Ан, «Зрительный дискомфорт при просмотре трехмерного телевидения как инструмент скрининга педиатрических заболеваний глаз у детей», Current Eye Research , vol. 42, нет. 1, стр. 155–160, 2016 г.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Ж.-П. Чанг и К.-П. Су, «Питание и иммунология в психическом здоровье: точная медицина и комплексные подходы к удовлетворению неудовлетворенных клинических потребностей в психиатрическом лечении», Brain, Behavior and Immunity , vol. 85, стр. 1–3, 2020.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
I. Lilleheie, J. Debesay, A. Bye и A. Bergland, «Качественное исследование опыта старых пациентов в отношении качества медицинских услуг в больнице и через 30 дней после госпитализации», BMC Health Services Research , vol. 20, нет. 1, с. 446, 2020.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Дж. Р. Хуссейндин, А. Ракшит, Н. К. Сингх и др., «Распространенность некосоглазых аномалий бинокулярного зрения в штате Тамил Наду: отчет 2 исследования BAND», Clinical & Experimental Optometry , vol. 100, нет. 6, стр. 642–648, 2017.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
К. Пука, Т. П. Таварес, К. К. Андерсон, М. А. Ферро и К. Н. Спичли, «Систематический обзор качества жизни родителей детей с эпилепсией», стр. 9.0133 Эпилепсия и поведение , том. 82, стр. 38–45, 2018 г.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
А. Хайек и Х. Х. Кониг, «Связь между личностью, неформальным уходом, удовлетворенностью жизнью и качеством жизни, связанным со здоровьем: данные лонгитюдного исследования», Quality of Life Research , vol. 27, нет. 5, стр. 1249–1256, 2018.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Э. П. Стейнберг, Дж. М. Тилш, О. Д. Шейн и др., «VF-14. Индекс функциональных нарушений у пациентов с катарактой» Архив офтальмологии , вып. 112, нет. 5, стр. 630–638, 1994.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
C. M. Mangione, PP Lee, J. Pitts, P. Gutierrez, S. Berry и RD Hays, «Психометрические свойства опросника зрительных функций Национального института глаз (NEI-VFQ). Исследователи полевых испытаний NEI-VFQ», Archives of Ophthalmology , vol. 116, нет. 11, стр. 1496–1504, 1998.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Академия Google
М. Тазаки, Ю. Накане, Т. Эндо и др., «Результаты качественного и полевого исследования с использованием инструмента WHOQOL для онкологических больных», Японский журнал клинической онкологии , том. 28, нет. 2, стр. 134–141, 1998.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Л. де Хуан-Маркос, Дж. Ф. Бланко-Бланко и Э. Эрнандес-Галилеа, «Зрительные функции и качество жизни у пациентов с артифакией до и после капсулотомии», Европейский журнал офтальмологии , том. 22, нет. 6, стр. 943–949, 2012.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Дж. Л.-Т. Идальго, И. П. Мартинес, Б. Н. Браво, Ф. А. Претель, А. В. Феррер и М. А. Л. Вердехо, «Зрительная функция в сравнении с остротой зрения у пожилых людей», , офтальмологическая эпидемиология, , том. 16, нет. 4, стр. 262–268, 2009 г.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
S. H. Choi, J. Y. Cha, K. J. Lee, H. S. Yu и C. J. Hwang, «Изменения в психологическом здоровье, субъективная способность принимать пищу и качество жизни, связанное со здоровьем полости рта во время ортодонтического лечения», Journal of Oral Rehabilitation , vol. 44, нет. 11, стр. 860–869, 2017.
Посмотреть по адресу:
Сайт издателя | Google Scholar
Дж.