Диагностика познавательного интереса младших школьников методики – Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников

Методическая разработка по теме: Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников

Методики определения и оценки

познавательных интересов и предметной

направленности младших школьников

Учитель начальных классов ГБОУ

 гимназии №205

Федорова  Ирина Аркадьевна


Для определения учителем своей деятельности по развитию интереса к обучению необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причины снижения интереса или причины преобладания интереса к одним предметам по сравнению с другими.

Для выявления познавательных интересов и предметной направленности младших школьников мы можем использовать методы: наблюдения, анкетирование, экспериментальные задания, сочинение.

В данной подборке представлено несколько методик для оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся.

  1. Методика «Цветные лепестки».

Одна из методик, позволяющих выявить познавательный интерес – методика «Цветные лепестки».

Методика позволяет:

– выявить главные мотивы учения детей;

– выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Методика

«Цветные лепестки»

Цель: Выявление отношения ученика к изучаемым предметам

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.

Чтение

Физкультура

Информатика

Английский язык

Математика

Испанский язык

Художественный труд

Русский язык

Окружающий мир

Риторика

        

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

  1. Методика оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся

Пятибалльная система не является равномерной, то есть «промежутки» шкалы суммарных оценок не одинаковы. Необходимо определить коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся.

«Вес» предмета определяется по формуле:

А=К1*а1+ К2*а2+ К3*а3+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета. (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место –   2 балла, 5 место – 1 балл).

Ниже приведена таблица для занесения данных для определения предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Предметная направленность познавательных интересов учащихся

 

№ п/п

Имя

Расположение уроков по степени предпочтения учащимися

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  1.  Методика «Конверты»

Цель: Выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету русский язык.

Перед учащимися лежат три конверта с написанными на них предметами: русский язык, математика, чтение.

— Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт.

— В конверте находятся два задания. Выбери любое из них.

Задания по русскому языку

1. Подбери подходящий по смыслу предлог и впиши его.
Плывет…реке, сделал…бумаги, вышел…дома,

сверкает…солнце, играет… хоккей.

Задание носит репродуктивный характер

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя его себе по слогам.
весной, в, купаются, воробьи, лужах

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился рассказ.

Задание носит частично-поисковый характер.

Задания по математике

1. Вставь пропущенные числа

3 + … + 5 = 10                4 +  … + 3 = 10
10 — … — 3 = 10                10 — …  — 3 = 10

2. Составь задачу по выражению 8 + 2. Подбери к ней схему.

                      8                                  8

         

        2               ?                                               2

                                                        ?

Задание носит частично поисковый характер.

Задания по чтению

1.Прочитай текст

Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.

Задание носит репродуктивный характер

2.Прочитай текст и составь к нему вопросы.

 Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
Задание носит частично поисковый характер.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу о предпочтении учеником того или иного предмета. Так же можно проанализировать, как ученик организует свою деятельность.

  1. Характер и уровень познавательных интересов учащихся

Для оценки правильности направления работы учителя по развитию познавательного интереса у учащихся необходимо производить оценку изменения уровня и характера интереса в динамике, отслеживая изменения поэтапно. Ниже приведена таблица, которая может помочь в такой оценке.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

№ п/п

Имя

Уровни интереса

Характер интереса

к учению

к русскому языку

I этап

III этап

I этап

III этап

I этап

III этап

1

2

3

4

5

6

7

8

9

где  для уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

 Для характера интереса: Ш – широкий, С – стержневой, А – аморфный.

  1. Протоколы анализа уроков

Для повышения качества обучения, учителю необходимо анализировать как собственные уроки, так и уроки своих коллег. В процессе взаимного анализа уроков вырабатывается эффективный подход к процессу обучения. Обмен замечаниями о ходе уроков и их разбор позволяет уменьшить количество методических  ошибок при подаче материала ученикам. Для проведения анализа урока удобно использовать структурированный протокол урока. Пример такого протокола приведен ниже.

Протоколы анализа уроков

Обучение грамоте. 1 класс. Тема урока: «Письмо заглавной буквы Щ»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии и замечания

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного:
    — Что мы повторяли на уроках чтения?
    — С какой буквы мы читали слова?
    — Назовите характеристику звука [щ]
  3. Нацеливание
    — какая тема будет сегодня на уроке письма? Чем мы будем заниматься?
  4. Работа по теме.
    1) По точкам обвести узор
    — Сколько петелек вытянуто вниз?
    — Шесть петелек раскрасить синим цветом. Сколько петелек вытянуто вверх?
    — Раскрасить красным цветом.
    2) – Чем отличается заглавная буква от строчной?
    — Из скольких элементов состоит буква [щ]?
    — Обвести элементы букв в прописях.
    3) Прописывание буквы
    Показ учителя
    Анализ ошибок
    — Поставьте точку под той буквой, которая вы считаете, получилась красивее.
    4) Задание усложняется.
    Будем соединять букву [щ] с другими буквами.
    Работа по ленте букв.
    — Чтобы лучше запомнить правило, закрасим зеленым цветом.
    — Какой слог является целым словом?
  5. Физкульт. минутка

    5) – Я загадала слово, о нем сегодня говорили на уроке, это слово с буквой [щ]
    6) – Что изображено на доске?

    — Какие признаки предложения мы знаем?
    — Составьте предложение по схеме. Что изменилось?

    — Сколько слов в моем предложении?
    — Какие слова имеют звук [щ]?
    7) Можно ли это назвать предложением?

  6. Итог урока
  7. Организационный момент.

Развитие интереса не совершенствуется фронтально, оно всегда индивидуально, поэтому от учителя требуется внимательное изучение и специальный отбор приемов обучения с учетом актуального уровня интересов и их прогнозирование.

Обучение, как совместная взаимообусловленная деятельность учителя и учащихся в значительной мере зависит от интересов учеников и рождает новые интересы, расширяет их круг, углубляет их содержательную основу, способствует их формированию.

nsportal.ru

«Диагностика познавательных интересов младших школьников»

Диагностика познавательных интересов младших школьников.

До прихода в школу у каждого ребенка сформировался свой определенный уровень развития познавательных процессов.

Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.

Важнейшими познавательными процессами являются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь. Они тесно взаимосвязаны

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении на других. Сосредоточенность внимания называют еще концентрацией, и эти понятия можно рассматривать как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае перевод внимания идет на что-либо такое, что случайно заинтересовало индивида, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь даже малозначительном объекте. С переключаемостью внимания связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания.

Распределение внимания — это способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Человек способен быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Объем внимания определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания человека – 5-7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, характеризует объем его внимания .

Память:

Память – это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков.

В связи с временем сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

Мгновенная память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд. Это память – образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени (около 20 секунд). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека.

Оперативная память рассчитана на хранение информации в течении определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память – это память способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.

Генетическая — это такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Эта память единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание .

Речь.

Это совокупность условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Исходя из определения, можно утверждать, что речь может быть устная и письменная.

Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления

Мышление принимает активное участие в других процессах: в восприятии, в развитии внимания, в памяти, в воображении и в речи.

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью

Мышление.

Мышление – это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообразные вспомогательные приемы и средства в процессе познавательной деятельности, активно действовать в процессе получения новых знаний [6].

Виды мышления:

Словесно-логическое мышление – это такое мышление, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материальном для них выступают понятия. Процесс оперирования словами – понятиями подчиняется определенной логике, которая касается и уточнению понятий, и рассуждений и выводов.

Образное – это мышление, в котором на первый план выступают действия с образами, а не с понятиями. Их действия, направленные на решение профессиональных задач, будут содержать в себе и оперирование понятиями, и практические действия.

Практическое мышление предполагает преобладание реальных, практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием “мышление” тесно связано понятие “интеллект”. Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные, и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью.

Итог: Таким образом, доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и активно развивается .

Диагностика познавательных процессов и уровня их развития у детей на начальном этапе обучения

Особенности диагностики познавательных процессов у младших школьников в том, что дети существенно различаясь по по интеллектуальному, моральному, межперсональному развитию, могут по-разному, реагировать на одни и те же инструкции и диагностические ситуации.

Поэтому прежде, чем применять диагностическую методику к детям младшего школьного возраста, необходимо удостовериться в том, что она им интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный уровень развития, достигнутый ребёнком.

диагностика уровня развития познавательных процессов у детей на начальном этапе обучения должна решать следующие задачи:

    1. выяснить, на каком уровне развития находятся познавательные процессы ребёнка и его личностное развитие;

    2. выявить имеющиеся у него задатки и способности;

    3. выяснить причины отставания ребёнка в учёбе;

    4. выработка рекомендаций.

Примеры диагностики: Воображение

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Практика доказывает, что приемы диагностики развития воображения детей одновременно выступают и материалом для его развития.

Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 мин.

На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

«Незаконченная фигура».

Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками. У каждого ребенка набор фигурок одинаковый. Дети должны за 5-10 минут пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения. Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый рисунок и подписывает их.

«Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина. Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

«Особенности творческого воображения».

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Дети прослушивают начало рассказа, продолжение и окончание которого необходимо придумать. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Проследить особенности творческого воображения.

Необходимо составить логически связанный рассказ, используя заданные слова. Оценка рассказов по критерию предыдущей задачи.

Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.(изготовление выкроек).

Практические рекомендации педагогам по развитию познавательных процессов у первоклассников

Для улучшения умственного развития существует множество разнообразных заданий. Для детей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений.

Одним из них является упражнение «Перепутанные линии», это задание ориентировано на развитие концентрации у детей. Также подходит упражнение «Найди отличия»: ребенку даются две очень похожие картинки, различающиеся определенным числом мелких деталей, необходимо обнаружить имеющиеся различия. Интересным заданием является упражнение «Найди все детали», ребенку необходимо на многофигурной картинке отыскать все детали, предложенные в списке. Похожим является задание «Найди десять улиток», на рисунке спрятано десять улиток, ребенок должен их отыскать.

Для развития мышления также существуют различные задания, упражнения, игры. Хорошая гимнастика для ума – игры и задачи со спичками. Они тренируют логическое мышление, комбинаторные способности, умение увидеть условия задачи с неожиданной стороны, требуют проявить смекалку. Хорошую развивающую основу несут загадки, использование викторин и головоломок оказывают большое влияние на развитие интеллекта в целом. Они помогают развивать образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки и сравнивать, тренируют быстроту и гибкость ума, сообразительность, способность находить оригинальные решения. Можно предложить детям и самостоятельно составить загадки о каких-либо известных предметах. Также развивает мышления задания типа « Найди лишнее».

Для развития речи можно использовать разнообразные скороговорки, разучивание стихотворений, пересказы. Существует ряд игр со словами: «Дополни слово» (ведущий называет часть слова кни… и бросает мяч, ребенок ловит мяч и дополняет слово га…), «Кто больше сочинит» (подбирается несколько предметных картинок, по которым ребенок находит рифму к названиям изображенных предметов), «Перевернутые слова» (ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами, необходимо восстановить нормальный порядок слов). Оно из заданий – это составление слов, каждое из которых начинается и оканчивается на одни и те же слоги. Не меньшую роль в разгадывании речи играет разгадывание ребусов.

Для развития воображения и представления можно использовать задания «Найди дорожку, отыскав сокровища», нужно продумать маршрут и найти подходящий вариант, выполнение которого удовлетворит всем условиям.

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же.

infourok.ru

«Методика диагностирования познавательного интереса у младших школьников на уроках литературного чтения»

  1. Методика диагностирования познавательного интереса у младших школьников

Анализ научно-методической литературы, посвященной проблеме диагностики познавательного интереса детей младшего школьного возраста показывает, что существует несколько вариантов методик диагностирования познавательного интереса младшего школьного возраста. Нами изучены методики диагностирования следующих авторов А.А. Горчинской и Г.И. Щукиной[12]. Они убеждают нас в том, что по заданным ими вопросам можно определить критерии (познавательная активность, интерес, самостоятельная деятельность, стремление к преодолению трудностей, корреляция интересов и склонностей и др.), вследствие результата которых можно установить индивидуально-личностные особенности познавательного интереса каждого ученика начальной школы. Полученные итоговые результаты определенных критериев помогают выделить группы учащихся с высоким, средним и низким уровнем сформированности познавательного интереса, что позволит учителю спланировать работу с учениками по развитию познавательного интереса во внеурочной деятельности и на уроках литературного чтения.

В диагностике Горчинской А.А. целью является оценить степень выраженности познавательного интереса младших школьников. Для проведения данной диагностики берется бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов. Обучающимся необходимо выбрать ответ, после чего уровень сформированности познавательного интереса определяется по ответам учащихся (Приложение 1) [12].

Если учащийся ответил от 3 до 5 вопросов буквой «а», это свидетельствовало о высоком уровне познавательного интереса, если ученик ответил от 3 до 5 вопросов буквой «б» — это свидетельствовало о среднем уровне познавательного интереса , если школьник ответил от 3 до 5 вопросов буквой «в» — свидетельствовало о низком уровне познавательного интереса[11].

В том числе мы опираемся на работы исследователя Щукиной Г. И. для выявления уровня сформированности познавательного интереса (Приложение 2)[18].

Критерий 1. Познавательная активность.

• Когда тебе интересно как ты добываешь знания?

• Если ты услышишь незнакомое слово, что ты сделаешь?

Критерий 2. Интерес.

• Ты хочешь знать о?

Критерий 3. Самостоятельная деятельность.

• Ты любишь добывать информацию самостоятельно или со взрослыми, товарищами?

Критерий 4. Стремление к преодолению трудностей.

• Когда у тебя возникают трудности в какой-либо деятельности. Как ты предпочитаешь с ними справляться? Самостоятельно, с помощью взрослого или товарища, не преодолеваю?

Критерий 5. Корреляция интересов и склонностей.

• Чему ты посвящаешь свободное время?

• Как часто тебе удается заниматься? [19].

Итак, анализ диагностики развития познавательного интереса исследователей (Щукиной Г.И., Горчинской А.А.) убеждает нас в том, что по заданным ими вопросам можно определить критерии (познавательная активность, интерес, самостоятельная деятельность, стремление к преодолению трудностей, корреляция интересов и склонностей и др.), вследствие результата которых можно установить индивидуально-личностные особенности познавательного интереса каждого ученика начальной школы.

Изучением вопроса о критериях и уровнях развития познавательного интереса младших школьников занимались ученые-психологи такие как Г.И. Щукина, А.А.Горчинская, Л. Н Вахрушева и др.[5].Данная проблема решалась в нескольких направлениях. Так, например, Горчинской А.А. были выделены 3 уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний, высокий [12].

Высокий- достаточно выражена познавательная активность, проявляется интерес и стремление не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Высокая степень рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.

Средний-умеренно выражена познавательная активность, стремление учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремление познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Большая устойчивость волевых усилий; ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути его решения.

Низкий- слабо выражена познавательная активность, стремление понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Неустойчивость волевых усилий, отсутствие интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему? Зачем?»

Также для нас существенное значение имеют исследования Щукиной Г.И., раскрывающие критерии и показатели определения уровня развития познавательного интереса [18].Для выявления уровня сформированности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста Щукина Г.И. предлагает следующие основные критерии и показатели:

  • Познавательная активность

  • Интерес

  • Самостоятельная деятельность

  • Стремление к преодолению трудностей

  • Корреляция интересов и склонностей

Анализ исследований Щукиной Г.И. позволяет выделить 3 уровня сформированности познавательного интереса учащихся: низкий, средний, высокий.

  • Уровень фактов и репродуктивной деятельности (элементарный уровень). На этом уровне интерес находится на поверхности отдельных фактов, т.е низкий уровень [19].

  • Уровень выделения существенных связей и стремления к поисковой деятельности(средний уровень) . Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, приобретенными навыками. На этой стадии учащиеся еще не имеют достаточного теоретического багажа, чтобы проникнуть в суть вещей, но уже оторвались от элементарных конкретных действий и становятся способными к самостоятельному дедуктивному подходу в обучении.

  • Уровень выявления существенных закономерностей и глубоких причинно-следственных связей(высокий уровень). Он связан с элементами исследовательской творческой деятельности, с приобретением новых и совершенствованием прежних способов учения [18].

Анализ работы исследователя Вахрушевой Л.Н. по изучению критериев и уровней развития познавательного интереса младших школьников позволяет увидеть некоторые отличия от предыдущих исследователей. Она выделяет четыре уровня устойчивости познавательного интереса младших школьников:

• Нулевой – нет интереса к предмету нет ни одного выбора урока в определенной предметной области;

• Низкий – один раз отдают предпочтение предмету;

• Средний – осуществляют два-три выбора;

• Высокий – четыре-пять предпочтений предмету [5].

Таким образом, анализ современных исследований показывает, что в психолого-педагогической литературе нет пока единого подхода к трактовке определения критериев и уровней развития познавательного интереса младших школьников. Мы разделяем точку зрения указанных авторов по данной проблеме, но наиболее ценными, на наш взгляд, является исследования Щукиной Г.И. и Горчинской А.А. Думается, что подходы этих ученых наиболее продуктивны и точны в определении критериев и уровней развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста. Полученные итоговые результаты определенных критериев помогают выделить группы учащихся с высоким, средним и низким уровнем сформированности познавательного интереса, что позволит учителю спланировать работу с учениками по развитию познавательного интереса на уроках литературного чтения.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, — М: Просвещение, 2016 г. — 47 с.

  2. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования: под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой — Москва «Просвещение» 2012. — 47с.

  3. Федеральный закон об образовании,- М.:Легион ,2015г.-192 с.

  4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. – М.: Просвещение, 2014. – 513 с.

  5. Вахрушева Л.Н. Методы выявления познавательных интересов у детей 6-8 лет /Л.Н. Вахрушева// Начальная школа. 2012-№9- 85с.

  6. Иванова О.А., Островик С.В. «Методики формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/521203/ (дата обращения 17.04.2017)

  7. Калина Н. Ф. Психология личности. Учебник. – М.: Юрайт,-2015.-216 с.

  8. Лебедева А.В, роль познавательного интереса младшего школьника в учебном процессе /А.В. Лебедева// Начальная школа.- 2010.-№3.- 186с.

  9. Лебедева А.В. Уровни развития познавательных интересов у младших школьников // Школа педагога. СПО. — 2012. — № 2. — С. 62-64.

  10. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.

  11. Минюрова А. А. Психология самопознания и саморазвития. Учебник. Библиотека психолога. М.: Юрайт,- 2016.- 480 с.

  12. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. // Педагогика и психология. – 2013. — № 2. — С. 5-46.

  13. Немов Р. С. Психология. Профессиональное образование. М.: Юрайт, -2016.- 639 с.

  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2012. — 705 с

  15. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений/Т.В. Рыжкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 416 с.

  16. Смирнова Е.О. Детская психология.-М.:КноРус,-2013.-304 с.

  17. Шевцова М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно- развивающих ситуаций: дис. канд. пед. наук / М.А. Шевцова. — Воронеж, -2012. — 217 с

  18. Щукина Г.И. Пути формирования познавательных интересов учащихся на уроке в процессе сообщения новых знаний: ученые записки. — Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена,- 2007. — С. 51-77.

  19. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. — М.: Педагогика,-2007. — 208 с

  20. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина– М.: Просвещение, -2006. – 382 с.

infourok.ru

Материал по теме: Определение познавательных интересов младших школьников

Определение познавательных интересов

и предметной направленности

 младших школьников


Для определения учителем направления своей деятельности по развитию интереса к обучению у учащихся необходимо сначала определить отношение детей к изучаемым предметам, найти причины снижения интереса или причины преобладания интереса к одним предметам по сравнению с другими.

Для выявления познавательных интересов и предметной направленности младших школьников мы можем использовать методы: наблюдения, анкетирование, экспериментальные задания, сочинение.

В данной подборке представлено несколько методик для оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Методика «Цветные лепестки».

Одна из методик, позволяющих выявить познавательный интерес – методика «Цветные лепестки».

Методика позволяет:

– выявить главные мотивы учения детей;

– выяснить наличие предпочтений одних учебных предметов другим.

Методика

«Цветные лепестки»

Цель: Выявление отношения ученика к изучаемым предметам

Описание: Ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделенной на 10 частей.

– Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 10 карандашей).

Ученику предлагается раскрасить цветок, лепестками которого являются изучаемые предметы.

– Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.

        

Используя полоску ранжирования цветов, выполненную в первой части теста определяем наиболее интересные предметы для данного ученика.

Методика оценки предметной направленности познавательных интересов учащихся

Пятибалльная система не является равномерной, то есть «промежутки» шкалы суммарных оценок не одинаковы. Необходимо определить коэффициент нормативности баллов. «Вес» предмета зависит от степени выраженности интереса у учащихся данного класса. В дальнейшем, с учетом «веса» предмета можно определить уровень сформированности познавательных интересов учащихся.

«Вес» предмета определяется по формуле:

А=К1*а1+ К2*а2+ К3*а3+ К4а4+ К5а5, где

К – количество человек, выбравших данный предмет,

а – баллы предмета. (1 место – 5 баллов, 2 место – 4 балла, 3 место – 3 балла, 4 место –   2 балла, 5 место – 1 балл).

Ниже приведена таблица для занесения данных для определения предметной направленности познавательных интересов учащихся.

Предметная направленность познавательных интересов учащихся

 

№ п/п

Имя

Расположение уроков по степени предпочтения учащимися

 Методика «Конверты»

Цель: Выявление наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету русский язык.

Перед учащимися лежат три конверта с написанными на них предметами: русский язык, математика, чтение.

— Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт.

— В конверте находятся два задания. Выбери любое из них.

Задания по русскому языку

1. Подбери подходящий по смыслу предлог и впиши его.
Плывет…реке, сделал…бумаги, вышел…дома,

сверкает…солнце, играет… хоккей.

Задание носит репродуктивный характер

2. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя его себе по слогам.
весной, в, купаются, воробьи, лужах

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился рассказ.

Задание носит частично-поисковый характер.

Задания по математике

1. Вставь пропущенные числа

3 + … + 5 = 10                4 +  … + 3 = 10
10 — … — 3 = 10                10 — …  — 3 = 10

2. Составь задачу по выражению 8 + 2. Подбери к ней схему.

                      8                                  8

         

        2               ?                                               2

                                                        ?

Задание носит частично поисковый характер.

Задания по чтению

1.Прочитай текст

Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.

Задание носит репродуктивный характер

2.Прочитай текст и составь к нему вопросы.

 Из «Детской энциклопедии»

Лекарственные растения.

Уже в глубокой древности люди научились распознавать среди множества трав целебные и использовать их для лечения. В наше время лекарственные растения хорошо изучены. Их очень много в лесах, в степях, на лугах.

Кто из вас не знает подорожника большого? Он растет возле дорог и тропинок, и розетки его листьев мы буквально топчем ногами. Листья подорожника – это средство от ушибов, нарывов, они останавливают кровь.
Задание носит частично поисковый характер.

Проанализировав полученные результаты, можно прийти к выводу о предпочтении учеником того или иного предмета. Так же можно проанализировать, как ученик организует свою деятельность.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

Для оценки правильности направления работы учителя по развитию познавательного интереса у учащихся необходимо производить оценку изменения уровня и характера интереса в динамике, отслеживая изменения поэтапно. Ниже приведена таблица, которая может помочь в такой оценке.

Характер и уровень познавательных интересов учащихся

№ п/п

Имя

Уровни интереса

Характер интереса

к учению

к русскому языку

I этап

III этап

I этап

III этап

I этап

III этап

где  для уровня интереса: В – высокий, С – средний, Н – низкий.

 Для характера интереса: Ш – широкий, С – стержневой, А – аморфный.

Протоколы анализа уроков

Для повышения качества обучения, учителю необходимо анализировать как собственные уроки, так и уроки своих коллег. В процессе взаимного анализа уроков вырабатывается эффективный подход к процессу обучения. Обмен замечаниями о ходе уроков и их разбор позволяет уменьшить количество методических  ошибок при подаче материала ученикам. Для проведения анализа урока удобно использовать структурированный протокол урока. Пример такого протокола приведен ниже.

Протоколы анализа уроков

Обучение грамоте. 1 класс. Тема урока: «Письмо заглавной буквы Щ»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Комментарии и замечания

Организационный момент

Повторение пройденного:
— Что мы повторяли на уроках чтения?
— С какой буквы мы читали слова?
— Назовите характеристику звука [щ]

Нацеливание
— какая тема будет сегодня на уроке письма? Чем мы будем заниматься?

Работа по теме.
1) По точкам обвести узор
— Сколько петелек вытянуто вниз?
— Шесть петелек раскрасить синим цветом. Сколько петелек вытянуто вверх?
— Раскрасить красным цветом.
2) – Чем отличается заглавная буква от строчной?
— Из скольких элементов состоит буква [щ]?
— Обвести элементы букв в прописях.
3) Прописывание буквы
Показ учителя
Анализ ошибок
— Поставьте точку под той буквой, которая вы считаете, получилась красивее.
4) Задание усложняется.
Будем соединять букву [щ] с другими буквами.
Работа по ленте букв.
— Чтобы лучше запомнить правило, закрасим зеленым цветом.
— Какой слог является целым словом?

Физкульт. минутка

5) – Я загадала слово, о нем сегодня говорили на уроке, это слово с буквой [щ]
6) – Что изображено на доске?

— Какие признаки предложения мы знаем?
— Составьте предложение по схеме. Что изменилось?

— Сколько слов в моем предложении?
— Какие слова имеют звук [щ]?
7) Можно ли это назвать предложением?

Итог урока

Организационный момент.

Развитие интереса не совершенствуется фронтально, оно всегда индивидуально, поэтому от учителя требуется внимательное изучение и специальный отбор приемов обучения с учетом актуального уровня интересов и их прогнозирование.

Обучение, как совместная взаимообусловленная деятельность учителя и учащихся в значительной мере зависит от интересов учеников и рождает новые интересы, расширяет их круг, углубляет их содержательную основу, способствует их формированию.

Чтение

Физкультура

Информатика

Английский язык

Математика

Испанский язык

Художественный труд

Русский язык

Окружающий мир

Риторика

nsportal.ru

Методики формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является  присущим человеку от рождения.

Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка — познавательная актив­ность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построе­ние своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.

Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:
*определенный фонд ЗУНов, их качество и степень их обобщенности;
*уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;
*уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных  действий и операций (анализ. синтез, сравнение, обобщение, абстракция,  классификация, конкретизация…)

В условиях модернизации современного образования проблема активизации познавательной дея­тельности по-прежнему актуальна для современной школы. Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся  выделяем  следующие умения, приобретаемые детьми в учебной деятельности:
Искать — это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
Думать обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку. Планировать свои действия видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.
Сотрудничать уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
Приниматься за дело включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат. Адаптироваться использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

Развитие личности ученика предполагает максимальную реализацию его активности, инициативы и самостоятельности в процессе обучения. Создание для этого условий — важная задача на всех ступе­нях системы непрерывного образования. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду про­исходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащих­ся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, используя для этого различные мето­ды, формы и виды работы. Учение с увлечением раскрывает, мобилизует творческие способности ученика, активизирует позицию в обучении и одновременно существенным образом перестраивает его внутренний мир. Это позволяет рассматривать познавательный интерес в сопряженности с воспитанием мировоззрения, нравственности личности средствами учебной деятельности.

В своей практической деятельности по развитию познавательной активности у детей  решаем  следующие задачи:
*способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала;
*формировать самостоятельность и культуру мышления учащихся, развитие их исследовательских умений;
*поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося;
*развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.

Развивающее обучение выходит за пределы одной учебной дисциплины. Оно направлено на формирование личностных качеств, в том числе и таких качеств как любознательность, трудолюбие, работоспособность, целеустремленность, для которых в школьные годы определяющим является правильная организация познавательной деятельности. Итак, среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:
*Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
*Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
*Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.             *Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.
*Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
*Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.

Приводим несколько вариантов заданий, проводимых с детьми.
1. Изучение  развития мыслительной деятельности с помощью специальных заданий
( на предметном математическом материале).
Задания позволяют выявить продвижение в способности к переключению с одного угла зрения на другой при усложнении поставленной задачи.
Время обследования: октябрь (2 класс).
Задание: какие математические записи можно сделать,  используя число 8 и 2 и известные математические знаки? (другие цифры не использовать).

Уровни выполнения задания:

  1. не найдено ни одного верного решения. ( Неспособность ученика оперировать абстрактным материалом, не развита операция рассмотрения объектов под одним и тем же углом зрения).
  2. найдены решения, соответствующие одной из основных линий, данных в пояснении. ( Ученик способен оперировать абстрактным материалом, может выделить одну линию анализа, но переключиться не в состоянии).
  3. найдены решения, соответствующие 2-4 линиям. ( Оперирование абстрактным материалом, умение выделять линии анализа и переключаться на другие виды хорошо, но охватить все варианты не в состоянии).
  4. найдены все основные линии решения, оперирование абстрактным материалом свободное, выделение линий анализа и переключение на высоком уровне. Ученик способен всесторонне рассмотреть предложенную задачу и найти все возможные решения.

Дата обследования: апрель, май (2 класс).
Задания 2 , 3- направлены на выявление способности детей ориентироваться одновременно на два требования, требуют проявления способности к одноаспектному и многоаспектному рассмотрению объектов.

Уровни выполнения задания:

  1. не найдено ни одного решения;
  2. найдено 1-5 решений, выделены 1-2 группы по определенному признаку, есть несоответствие условию;
  3. найдено 6-14 решений; дано одно правильное решение, но частично выполняется и второе;
  4. задание выполнено полностью, что свидетельствует о сформированности умения одноаспектного и многоаспектного рассмотрения объектов.

2. Изучение развития наблюдательности. Наблюдательность является важнейшим качеством развитого человека. Высокий уровень ее развития определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью.

Показатели развития наблюдательности:
1-умение подчинить свое восприятие поставленной задаче, умение сосредоточиться, строго следовать инструкции.
2- полнота наблюдения — исчерпывающее выделение частей, разносторонность рассмотрения свойств, действий и состояний объекта в соответствии с поставленной задачей.
3-тонкость наблюдения, умение подмечать малозаметные компоненты (яркую окраску, строение, оттенки, детали формы, строение частей).
Уровневые характеристики:
0-бедное и слабое дифференцированное восприятие. Учащиеся выделяют только броские черты объекта. Описание очень неполное. Дети нечетко следуют инструкции.
1-выделяют основные части объекта, характеризуют их односторонне, недостаточно развита тонкость наблюдения. Интерпретирующая деятельность выражена слабо. Интерес к наблюдению устойчив.
2-характерна разносторонность и полнота наблюдения, достаточная тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Проявляется заинтересованность в выполнении заданий. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких к жизненному опыту школьника.
3-учащиеся дают исчерпывающую характеристику воспринимаемых свойств объекта самостоятельно. Способны к подмечанию очень тонких деталей, нюансов. Проявляется яркий интерес и потребность в наблюдении. Интерпретация наблюдаемого осуществляется на основе выделения существенных объективных связей.
Приводим некоторые показатели  развития мыслительной деятельности на материале математики у детей 2-3 класса.

На основании проведенной диагностики в дальнейшем легче планировать работу на уроках по формированию предметного интереса, ведется учет развития индивидуальных способностей ребенка.
Литературное развитие трактуется в методике как возрастной и одновременно учебный процесс «развития способностей к непосредственному восприятию искусства слова,  сложны умений сознательно анализировать и оценивать прочитанное, руководствуясь при этом эстетическими критериями», а также как процесс развития собственного творчества детей.

   Литературное развитие- процесс возрастной, т. е. независимо от того, как протекает обучение, за счет жизненного опыта, расширения кругозора, накапливания читательских впечатлений меняется восприятие художественного произведения и читатель в7 лет и в 17 по- разному выражает свои впечатления от действительности в слове. В то же время литературное развитие- это учебный процесс, т. е. характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного развития, причем обучение может способствовать развитию, а может тормозить его. Поэтому учителю необходимо знать закономерности процесса литературного развития школьников.

Критерии литературного развития школьников.

Единого взгляда на критерии литературного развития школьников еще не выработано. В методике сложились два основных подхода к решению этой проблемы. Сторонники первого считают, что основным критерием литературного развития является непосредственное читательское восприятие. Сторонники второго подхода наряду с читательским восприятием выдвигают еще ряд критериев, а именно:
— объем литературоведческих знаний;
— направленность интересов, начитанность школьников;
— умения, связанные с литературным творчеством детей;
— мотивы чтения, установки.

Второй, более широкий,  подход к определению уровня литературного развития обучающихся представляетс

urok.1sept.ru

Методика определения начального уровня познавательного интереса у первоклассников

Описание результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента.

Цель констатирующего этапа педагогического эксперимента – определение начального уровня познавательного интереса у первоклассников на уроках математики.

Задачи:

1.Описать базу исследования

2.Выбор методик в соответствии с целью, с помощью которых будет произведена диагностика уровня познавательного интереса первоклассников.

3.Проведение исследования уровня познавательного интереса первоклассников с использованием выбранных методик.

4.Обработка полученных результатов, выводы.

Методики исследования:

  1. Методика В.С.Юркевича «Познавательная потребность». 

Цель: выявить уровень познавательных интересов младших школьников.

На вопросы анкеты предлагается ответить школьному учителю, который хорошо знает своих учеников, на основе наблюдений и бесед с другими учителями, с родителями школьников. Ответы оцениваются в баллах в соответствии с таблицей (потребность выражена сильно, умеренно, слабо).

  1. Методика А.А.Горчинской по исследованию познавательной активности младшего школьника.

Цель: оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Школьнику даётся бланк стандартизированной анкеты с пятью вопросами и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой-либо один. Ответы свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; умеренной; о слабой выраженности.

  1. «Методика с конвертами» Г.И. Щукиной

Цель: выявить уровень познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность.

Проводится в форме беседы, интервью, ответов детей. Перед младшим школьником лежит 5 конвертов на его выбор, каждый конверт под свои названием, направлением деятельности и определенного цвета. В каждом из этих конвертов по 3 вопроса, ученику предлагается выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Грамотный, рассудительный, распространённый и четкий ответ на первый вопрос оценивается как высокий уровень. Ответ на второй вопрос содержит один конкретный ответ, на этот вопрос можно ответить не рассуждая. Ответ на третий вопрос, который не требует от ученика особых усилий, оценивается как низкий уровень.

Выводы:

На основании диагностики уровня познавательного интереса младших школьников на уроках математики были сделаны выводы, о необходимости применения таких форм и методов работы с детьми, которые будут способствовать его активизации и актуализации.
Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Сильнейшим фактором для активизации познавательного интереса являются игровые технологии.

infourok.ru

Статья по алгебре на тему: «Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»

           «Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»

                           Ковалёнок Н.Т учитель математики муниципального  казённого общебразовательного учреждения Кыштовская средняя образовательная школа №2 им.Тимермана К.А
                        с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области.

     

Работа, проводимая по выявлению талантливых детей, полезна и должна продолжаться, но таких детей не так уж много, между тем знания математики теперь становятся все более необходимыми не только инженерам, но и рабочим, а также многим другим специалистам. Поэтому нельзя допустить, чтобы школьники отрицательно относились к математике, наоборот, каждый учитель должен ставить перед собой задачу вызвать интерес к математике у всех учеников или во всяком случае добиваться такого отношения к ней, чтобы она не являлась препятствием при выборе профессии.

   Учение с интересом укрепляет веру учащихся в свои силы и творческие возможности, способствует воспитанию силы воли и целеустремленности в преодолении трудностей. Под влиянием познавательного интереса пробуждается и развивается активность, самостоятельность мысли, стремление к самообразованию и самовоспитанию. Формированию интереса к знаниям способствует весь процесс обучения учащихся в школе. Большая роль в выполнении этой задачи отводится предмету математики.

В современных условиях определенный объем математических знаний, владение математическими методами и знакомство с языком математики, стали обязательными элементами общей культуры. Эти знания и умения необходимы для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, для изучения других наук и в жизненной повседневной практике. Познавательный интерес характеризуется как средство и как мотив обучения. Прежде всего, важно установить, когда возникают математические интересы. Интерес к изучению математики возникает в разные периоды жизни человека, но чаще в 5-9-х классах, а из этих классов наиболее часто – в 7-м классе. Это объясняется тем, что в 5 классе начинает преподавать специалист, как правило, любящий свой предмет и, естественно, способный увлечь учащихся математикой. Благоприятные условия для возникновения интереса в 7-м классе связаны с началом изучения алгебры и геометрии. Эти предметы привлекательны оригинальностью содержания, особой символикой, чертежами, измерениями, скрытым от беглого взгляда смыслом, даже своими символами и терминами. Но начало изучения новых предметов только создает благоприятные условия для пробуждения интереса, превращение же их в объект интереса зависит от постановки преподавания, т.е. от учителя.

Интерес к математике у учащихся 5-6-х классов находится на уровне любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным условием, сообщить какой-либо факт из истории науки, чтобы почувствовать заинтересованность учащихся этих классов. Из этого следует, что учитель 5-х и 6-х классов должен постоянно иметь в виду необходимость заинтересовывания учащихся, не рассчитывая на тот интерес, который был вызван на предыдущем уроке или занятии.

Интерес учащихся7-х и 8-х классов имеет несколько другой характер. В 7 классе начинают изучать такие новые предметы, как алгебра и геометрия, которые своим необычным содержанием привлекают учащихся и пробуждают их интерес. Здесь впервые отмечается стремление к преодолению трудностей, к решению более сложных задач, учащиеся этих классов начинают критически относиться к процессу обучения.

Интерес учащихся 9-11-х классов имеет заметные отличия от интереса детей среднего школьного возраста. В этих классах начинают сказываться профессиональные интересы, влияющие на познавательный интерес вообще и на учебные интересы к отдельным предметам. В связи с этим целеустремленность учащихся к изучению “нужных” им предметов становится более сознательной и волевой, что приводит к лучшему пониманию значения объекта интереса и интерес постепенно достигает интеллектуального уровня.

Стремление к самостоятельности, порождает желание самому глубже изучить интересующий предмет, сближает учащихся с друзьями по признаку общности интересов, в частности, математического интереса. Вместе с тем практические задачи подготовки к ЕГЭ, желание получить более высокий балл в аттестате, порождает у старшеклассников интерес к результату деятельности.

Все вместе делает интересы старших школьников более дифференцированными, глубокими и устойчивыми. Но среди учащихся 9-11-х классов есть немало таких, интересы которых не определялись. Отсюда вытекает задача неослабевающей работы учителя математики по пробуждению интереса к своему предмету в старших классах.

Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту, изящество и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут все зависит от учителя.

В соответствии с темой были подобраны диагностические методики для обучающихся и одна для учителей, с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.

Пoзнавaтeльныe  интepeсы школьника. (K.H.Boлкoв)

Цель: oпpeделение степени выpaженности пoзнaвaтельных интеpесoв.

Материал: блaнк с пятью вoпpoсaми, имеющими возможные вapиaнты oтветов.

Ход проведения. Учителю, дается бланк стaндapтизиpoвaнной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой — либо один.

l. Cвязaны ли интеpесы ученика с выбopoм бyдyщей пpoфeccии?

А)очень тесно;

Б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

В) никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

А) постоянно;

Б) иногда;

В)очень редко.

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых не возможно в один присест, и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

А) большинство заданий подчинено этому принципу;

Б) ставит, но редко выполняет;

В) не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)?

А) делает всегда столько, сколько нужно;

Б) делает периодически;

В) не любит выполнять неинтересную работу.

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А) всегда, когда нужно;

Б) только изредка;

В) не способен.

Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).

2. Познавательная активность школьника (А. А. Горчинская)

Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой — либо один.

Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получит готовый ответ от других.

Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

Что ты делаешь, если при изучении какой — то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда на них ответ;

б) иногда нахожу на них;

в) не обращаю внимания.

Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что — то новое?

а) стремишься с кем -нибудь поделиться (с близкими, друзьями)

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем — нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности.

Познавательная активность школьника (вариант 2)

(А.А. Горчинская)

Цель: выявление степени выраженности познавательной активности младшего школьника в области математики.

Материал: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов.

Нравится ли ребенку выполнять задания по математике?

а) нравится всегда;

б) иногда;

в) очень редко.

Обращается ли ребенок к дополнительной литературе при выполнении домашних заданий?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

Как ведет себя ребенок при выполнении заданий, решение которых невозможно в один присест кропотливой работы?

а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ;

б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему возвращается;

в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.

В какой мере, занимаясь любимым делом, ребенок может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) выполняет выборочно или периодически;

в) не любит выполнять неинтересную для него работу.

Способен ли ребенок при необходимости заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда это нужно;

б) только изредка;

в) не способен.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) — об умеренной; ответы в) — о слабой выраженности [2].

Познавательная потребность. (В. С. Юpкeвич)

Цель: определение интенсивности познавательной потребности.

Материал: стандартизированная анкета адресованная учителям. Koтopыe нa oснoве нaблюдений и бесед с родителями, должны выбрать ответы на следующие вопросы.

вопросы

 Возможные ответы

баллы

Как часто ученик подолгу (час, полчаса) занимается какой-либо умственной деятельностью (час полтора — для младшего школьника, несколько часов подряд — для подростков)?

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Что предпочитает школьник когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучится но сам найдет ответ

б) когда как

в) получит готовый ответ от друзей

5

3

1

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

а) постоянно, много

б) иногда много,

иногда ничего не читает

в) мало или совсем ничего не читает

5

3

1

На сколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а)очень эмоционально

б)когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

Часто ли ребенок задает вопросы?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17 — 25 баллов — потребность выражена сильно; 12 — 16 баллов умеренно; меньше 12 баллов — слабо.

http://gigabaza.ru/doc/79465-p5.html

nsportal.ru