Диагностика познавательной сферы младших школьников: Диагностика познавательных процессов младших школьников | Картотека (1, 2, 3, 4 класс):

Динамика когнитивной сферы младших школьников с тяжелыми нарушениями речи //Психологическая газета

Одной из важнейших задач образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения:  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, имеющие тяжелые нарушения речи (ТНР), нуждаются в специфической помощи специалистов. ТНР — это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте [5]. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребёнка, на формирование всех психических процессов [3].

Дети  с ТНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений [3].

Обучающиеся с ТНР имеют выраженные недостатки в формировании когнитивной (познавательной) сферы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности  в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности  к абстрагированию, обобщению. Детям легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде [2].

В образовательном процессе ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить, сотрудничать, уметь излагать свои мысли и т.

д. Хорошее внимание, память, мышление — важнейшие условия успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации, уметь рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. В настоящее время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой [6]. С начала обучения мышление, с точки зрения Л.С. Выготского, выдвигается в центр психического развития и становится определяющим в системе других психических функций [1].

В МАОУ Лицее №7 г.Томска функционируют специальные коррекционные классы для детей с ТНР (V вид). С обучающимися с ТНР проводится систематическая коррекционная работа учителей, педагогов-психологов, логопедов в соответствии с реализацией ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [4].

С целью изучения особенностей когнитивной сферы и динамики её показателей у детей младшего школьного возраста с ТНР в образовательном процессе было проведено лонгитюдное исследование, в котором участвовало 15 детей в возрасте 9-11 лет (13 мальчиков, 2 девочки), обучающихся в специальном коррекционном классе для детей с ТНР на базе Лицея № 7 г. Томска. Исследование проводилось в два этапа. Первый этап диагностики проводился в 2015г. в 3 «З» классе. Второй этап в 2016г. на той же выборке.

Для исследования использовался пакет методик Л.А. Ясюковой [7]. В качестве изучения особенностей познавательной сферы было выбрано 12 показателей: переключаемость внимания, концентрация внимания, скорость переработки информации, линейное мышление, структурное мышление, интуитивное мышление, логическое мышление, образное мышление, абстрактное мышление, понятийно-речевое мышление, визуальная память, аудиальная память.

Рис. 1. Результаты диагностики показателей познавательной сферы в 2015 г.

В результате диагностики показателей познавательной сферы на первом этапе исследования в 2015г. (Рис.1) у обучающихся 3 «З» класса в большей степени был выявлен слабый уровень показателей: переключаемость внимания (93% обучающихся), скорость переработки информации (86%). В средней степени выявлен слабый уровень показателей: визуальная память (60%), аудиальная память (60%), структурное мышление (46%), абстрактное мышление (46%), концентрация внимания (40%), понятийно-речевое мышление (33%).

В низкой степени выявлен слабый уровень показателей: интуитивное мышление (20%), логическое мышление (20%), образное мышление (13%), линейное мышление (0%). Высокий уровень выявлен у показателя линейного мышления (26%).

Таким образом, обучающиеся с ТНР в большей степени испытывают трудности в скорости усвоения информации, устойчивости, переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой, запоминании информации в визуальной и аудиальной форме. В связи с недоразвитием речи, детям с ТНР сложно мыслить абстрактными понятиями, рассуждать, самостоятельно использовать наглядный материал, схемы, графики, способствующие пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В меньшей степени у детей с речевыми нарушениями в структуре мышления трудности возникают в оперировании образами, переносе школьных знаний в личный опыт, понимании сути правил, законов, формул и работе по алгоритму.

Рис. 2. Результаты диагностики показателей познавательной сферы в 2016 г.

В результате диагностики показателей познавательной сферы на втором этапе исследования в 2016г. (Рис.2) у обучающихся 4 «З» класса в большей степени был выявлен слабый уровень показателей: переключаемость внимания (80% обучающихся), аудиальная память (73%). В средней степени выявлен слабый уровень показателей: концентрация внимания (53%), визуальная память (53%), скорость переработки информации (40%), абстрактное мышление (33%). В низкой степени выявлен слабый уровень показателей: понятийно-речевое мышление (26%), структурное мышление (20%), логическое мышление (13%), образное мышление (6%), линейное мышление (0%), интуитивное мышление (0%). Высокий уровень выявлен у показателей: структурное мышление (46%), линейное мышление (13%), скорость переработки информации (13%).

Рис. 3. Результаты динамики показателей познавательной сферы в 2015-2016 гг.

В результате сравнительного анализа показателей познавательной сферы (Рис. 3), измеренных у детей с ТНР в 2015г. и 2016г., было выявлено снижение слабого уровня среди показателей: скорость переработки информации на 46%, структурное мышление на 26%, интуитивное мышление на 20%, переключаемость внимания, абстрактное мышление на 13%, визуальная память, понятийно речевое мышление, логическое и образное мышления на 7%. Отмечено повышение слабого уровня показателей: концентрация внимания и аудиальная память на 13%. Также были выявлены высокие результаты среди показателей: структурное мышление (46%), скорость переработки информации (13%), линейное мышление (снизился на 13%).

Таким образом, дети с ТНР, обучаясь в специальном коррекционном классе, в течение года научились самостоятельно использовать наглядный материал, опираться на личный опыт, оперировать образами и абстрактными понятиями, рассуждать, работать по алгоритму. Незначительно улучшились результаты переключаемости внимания и визуальной памяти. В то же время, в связи с увеличением объема получаемой информации, в учебном процессе обучающиеся стали торопливы и менее внимательны в усвоении нового материала, им сложнее стало запоминать материал в аудиальной форме.

Основываясь на результатах лонгитюдного исследования детей с ТНР, можно сделать следующие общие выводы:

1. В когнитивной сфере детей с ТНР в первую очередь трудности возникают в скорости усвоения информации, устойчивости и переключаемости внимания, запоминании информации в визуальной и аудиальной форме. Отставание в структуре мышления имеет вторичный характер.
2. В результате систематических занятий специалистов с детьми с ТНР наблюдается положительная динамика среди показателей: мышления (структурное, интуитивное, логическое, образное, понятийно речевое), скорости усвоения информации, переключаемости внимания, визуальной памяти. Отрицательная динамика среди показателей: концентрация внимания, аудиальная память.

3. Опираясь на результаты исследования, специалистам при работе с детьми с ТНР в дальнейшем в коррекционной работе стоит обратить внимание на использование упражнений на развитие устойчивости внимания и аудиальной памяти.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство «Лабиринт», М., 1999. — 352 с.
2. Дети с тяжелыми нарушениями речи. [Электронный ресурс] URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=4845

3. Петренко В.Ф. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997.
4. Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2914 г. № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом РФ от 3 февраля 2015 г. № 35847).
5. Шаховская Л.С. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Шаховской. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 680с.
6. Языканова Е.В. Образовательная программа «Учись учиться» (Коррекция мыслительных и речевых навыков) по авторскому учебно-методическому комплекту Языкановой Е. В. «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».
7. Ясюкова Л.А. Новая методика «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» — СПб.: «ИМАТОН», 2003.

Мой ребенок одаренный? | Как узнать, одаренный ли ваш ребенок

Определить, одаренный ли ваш ребенок, — непростая задача. Как вы, наверное, уже заметили, существует множество определений, характеристик, оценок, теорий — виртуальное изобилие информации. Чтобы помочь родителям разобраться в противоречивой информации, Институт Дэвидсона составил эту статью, в которой обобщаются характеристики одаренности, разница между тестами и оценками, моменты, которые следует учитывать при тестировании или оценке вашего ребенка, различные типы тестов, которые можно использовать, и советы по поиску специалиста, если вы решите обратиться за полной оценкой.

Как узнать, одарен ли мой ребенок?

Существует множество определений одаренности и столько же способов формально определить, одарен ли ребенок. По сути, как определяет NAGC в статье «Что такое одаренность?», «дети одарены, когда их способности значительно превышают норму для их возраста». Учащиеся могут проявлять одаренные способности в различных сферах — творческой, интеллектуальной, музыкальной, академической по всем направлениям или в конкретной предметной области, такой как математика, словесность или естественные науки. Институт Дэвидсона фокусируется на обслуживании студентов с глубокими интеллектуальными способностями.

Признаки одаренности у детей включают:

  • крайнюю потребность в постоянной умственной стимуляции
  • способность быстро обучаться и обрабатывать сложную информацию
  • потребность исследовать предметы с удивительной глубиной
  • ненасытное любопытство, о чем свидетельствуют бесконечные вопросы и расспросы
  • способность понимать материал на несколько уровней выше своих сверстников
  • удивительная эмоциональная глубина и чувствительность в юном возрасте
  • увлечен уникальными интересами и темами
  • причудливое или зрелое чувство юмора
  • творческое решение проблем и творческое выражение
  • быстро усваивает информацию с небольшим количеством повторений
  • самосознательный, социально осведомленный и осведомленный о глобальных проблемах

Одаренные дети могут демонстрировать некоторые, но не все из этих качеств; все дети разные. Чтобы определить степень способностей вашего ребенка, тестирование или полная оценка могут дать некоторые ответы, которые вы ищете. Поскольку не существует федеральных предписаний или национальных политик, требующих образования для одаренных, родителям важно ознакомиться с тем, какие политики и процедуры идентификации одаренных существуют в их регионе, прежде чем обращаться за тестом или аттестацией.

Должен ли я проверить своего ребенка на одаренность?

Решение о том, следует ли вам пройти тестирование на одаренность или получить полную профессиональную оценку, будет основываться на ваших общих целях и вопросах, на которые вы ищете ответы.

Возможно, вам будет полезно записать конкретные вопросы, которые привели вас к поиску информации об оценке вашего ребенка. Что вы надеетесь узнать о способностях вашего ребенка? Будете ли вы использовать результаты, чтобы получить доступ к определенной программе? Если да, то какие тесты они принимают? Поделитесь ли вы результатами со школой вашего ребенка? Какие тесты они считают наиболее информативными для понимания профиля обучения учащегося? Вас беспокоит успеваемость или поведение вашего ребенка?
Образовательное размещение и доступ к программам развития талантов являются распространенными причинами для получения оценки. Если вы ищете экономичный вариант или желаете принять участие в определенной программе, такой как поиск талантов или Институт Дэвидсона, вы можете выбрать, чтобы ваш ребенок сдал тест более высокого уровня, такой как PSAT 8/9, АКТИВ или СБ. Другой вариант — поговорить со специалистом по тестированию о проведении индивидуального теста, такого как тест достижений или интеллекта, без полной оценки или полного отчета. Выбор этого пути не даст много информации, если таковая вообще будет, кроме оценок вашего ребенка, но этого может быть достаточно для достижения ваших целей.

С другой стороны, если вы хотите получить более полное представление о способностях, сильных сторонах, проблемах и потребностях вашего ребенка, эксперты рекомендуют всестороннюю оценку способностей ребенка, а не простое тестирование. Обоснование оценки обычно сосредоточено на необходимости развития понимания относительных сильных и слабых сторон ребенка и того, как они соотносятся с образовательной и социальной средой.

Узнайте больше о разнице между тестами и оценками в нашей статье «Тестирование и оценка для одаренных».

Когда мне следует проверить ребенка на одаренность?

Что касается , когда нужно протестировать вашего ребенка, обычно считается, что тестирование является наиболее надежным и наиболее предсказуемым в возрасте от шести до девяти лет. Хотя многие тесты одобрены для проведения у детей в возрасте от двух лет, профессионалы сходятся во мнении, что необходимость тестирования до того, как ребенок будет готов к поступлению в школу, возникает редко, и что тестирование в более раннем возрасте может не дать надежных результатов.

В конце концов, помните, что результаты тестов или результатов полной оценки не меняют того, кем является ваш ребенок. Результаты предназначены для того, чтобы предоставить вам конкретные слова и инструменты для лучшего понимания вашего ребенка. Как вы используете эти слова и инструменты, зависит от вас.

Какой тест должен пройти мой ребенок?

Кажется, нет единого мнения о том, какие тесты наиболее эффективны, особенно при оценке исключительно умных молодых людей. Опять же, решение о том, какой тест лучше всего подходит для вашего ребенка, будет частично определяться вашими целями. Если вашего ребенка оценивает профессионал, тестировщик, как правило, обсуждает, какие тесты будут использоваться во время оценки, исходя из своих знаний, подготовки к конкретным тестам и своего профессионального понимания вопросов и опасений, которые вы представили.

Для академического планирования, особенно если вы работаете с воспитателями вашего ребенка, вы можете узнать, с какими тестами они знакомы и будут учитывать при определении того, как лучше всего удовлетворить потребности вашего ребенка. Например, результаты теста интеллекта могут не давать столько информации в отношении планирования образования, как тест успеваемости, который определяет эквиваленты класса и возраста, или тест на профессиональную пригодность, проводимый школой. Родители также могут прочитать нашу статью «Особые аспекты идентификации и оценки одаренных», чтобы обдумать дополнительные проблемы и варианты.

Наиболее широко используемые тесты интеллекта уже давно подвергаются критике со стороны сообщества GT. Эти тесты не были разработаны для адекватной идентификации людей в экстремальных ситуациях. По определению оценки в глубоких диапазонах встречаются реже, чем один раз на тысячу. Статистическая редкость этих экстремальных показателей затрудняет точное измерение. По этой причине многие эксперты рекомендуют использовать различные тесты или тестовые разделы, чтобы получить наилучшее сочетание оценок навыков.

Тесты выше уровня особенно полезны для способных учеников, поскольку они обеспечивают более высокий потолок, позволяя более точно оценить истинные способности ребенка. Результаты этих тестов часто можно сравнить с другими учащимися того же возраста или класса посредством поиска талантов. PSAT 8/9, предназначенный для учащихся восьмого и девятого классов, может сдаваться учащимися с третьего по шестой классы. SAT или ACT, предназначенные для учащихся младших или старших классов средней школы, могут быть сданы учащимися, начиная с шестого класса.

Тестирование вне уровня и модель поиска талантов рассматриваются в следующих статьях базы данных Davidson Gifted Database:

  • Восемь соображений для математически одаренной молодежи
  • Выявление высокоодаренных учеников
  • Поиск талантов как модель идентификации
  • Возможности поиска талантов для одаренных учащихся

Мы рекомендуем проконсультироваться с терапевтом или психологом, чтобы обсудить и определить, какой тип тестирования или оценки лучше всего подходит для вашего ребенка и ваших целей. Они смогут лучше обсудить специфику доступного тестирования и обсудить любые опасения или вопросы, которые могут у вас возникнуть в отношении конкретных тестов и профиля вашего ребенка.

Как найти специалиста по тестированию?

Найти специалиста для осмотра вашего ребенка может быть сложной задачей, но есть несколько доступных ресурсов. Вы можете начать с поиска вариантов в нашем Списке одаренных тестировщиков и терапевтов. Ассоциация одаренных детей вашего штата, региональная группа по защите интересов специального образования, местная группа родителей, департамент образования штата или школьный консультант вашего ребенка, психолог или социальный работник также могут направить вас к местному специалисту. Такие веб-сайты, как Supporting the Emotional Needs of the Gifted (SENG), 2e Newsletter и Hoagies’ Gifted, содержат списки специалистов, имеющих опыт работы с одаренными детьми.

Для получения дополнительной информации о том, куда и к кому обратиться для выявления одаренности, прочитайте нашу статью о том, как проверить ребенка на одаренность.

Важные вопросы, которые следует задать при поиске оценки одаренности

Институт Дэвидсона определил некоторые вопросы, которые могут помочь найти знающего специалиста для оценки вашего ребенка. Если вы получили ответы, которые вас не устраивают, вы можете запросить второе мнение или продолжить поиск тестера. В идеале вы встретитесь с очень знающим специалистом, с которым вам и вашему ребенку будет комфортно работать, чтобы провести всестороннюю оценку способностей вашего ребенка и дать конкретные рекомендации. Если вы не можете найти местного тестировщика, вам нужно будет взвесить относительные плюсы и минусы более широкого поиска подходящего специалиста.

Полномочия/Обучение

  1. Каково ваше обучение и опыт?
  2. Есть ли у вас лицензия и/или сертификат для работы в качестве специалиста по тестированию?
  3. Что вы считаете своей конкретной областью знаний?

Опыт работы с одаренными детьми

  1. Какой у вас опыт тестирования очень способных или не по годам развитых детей?
  2. Каков ваш опыт работы с ребенком этого возраста и с детьми с развитыми когнитивными способностями? ПРИМЕЧАНИЕ. В Национальном реестре поставщиков медицинских услуг в области психологии есть список лицензированных практикующих врачей, который включает их документально подтвержденные области знаний.
  3. У вас есть лицензия на диагностику психического здоровья? Знакомы ли вы с тем, как одаренным учащимся могут быть поставлены неправильные диагнозы, а также о том, как диагнозы психического здоровья часто проявляются у интеллектуально развитых учащихся? ПРИМЕЧАНИЕ. См. Интервью с Марианной Кузуджанакис о неправильном диагнозе для получения дополнительной информации по этой теме.

О тестах

  1. Какие тесты вы обычно проводите в контексте комплексной оценки? Как вы решаете, какие тесты использовать?
  2. Что вы делаете, если не получаете необходимой информации из стандартного теста; как вы собираете другую информацию о ребенке?
  3. Если ребенок достигает конца субтеста или теста, не достигая потолка, как вы это интерпретируете и как вы указываете это в своем отчете об оценке?
  4. Как вы оцениваете проблемы неуспеваемости одаренных детей?
  5. Каков ваш опыт тестирования «вне уровня»?

Информация о ребенке

  1. Какой набор тестов и информации у вас есть или вам необходимо иметь для оценки моего ребенка?
  2. Как много вы хотите знать о предыдущем тестировании моего ребенка? ПРИМЕЧАНИЕ. Родитель должен сообщить экзаменатору о предыдущем тестировании ребенка и полученных результатах, если они известны. Если результаты тестирования расходятся, вы можете запросить интерпретацию противоречивых результатов. Родителям также было бы полезно поделиться свидетельствами талантов ребенка как в образовательной, так и в домашней и общественной среде.

Как подготовить ребенка 

  1. Как лучше всего подготовить ребенка к обследованию?
  2. Как вы готовите моего ребенка?
  3. Как долго должна длиться оценка?
  4. Как определяется время перерыва?
  5. Есть ли что-нибудь, что мы должны принести на осмотр, чтобы убедиться, что моему ребенку комфортно?

Использование результатов для планирования образования

  1. Знакомы ли вы с правом на участие в программе для одаренных на уровне штата и на местном уровне?
  2. Как бы вы решили, является ли ребенок кандидатом на ускоренное обучение по предмету или по классу?
  3. Принимаются ли ваши отчеты об испытаниях местными школами и программами для одаренных в рамках процесса приема?
  4. С практической точки зрения, как можно использовать информацию, которую вы ожидаете собрать, на благо моего ребенка?
  5. Вы раньше работали с учащимися моей школьной системы? Если да, то как бы вы описали свою эффективность?
  6. Можете ли вы объяснить школьным властям образовательные последствия результатов теста? Взимается ли дополнительная плата за этот тип встречи?

Последующее наблюдение

  1. Как вы предлагаете объяснить результаты моему ребенку? Вы готовы обсудить это с моим ребенком или посоветуете, как это сделать?
  2. Если результаты кажутся несовместимыми с ожидаемыми, каковы будут следующие действия?
  3. Какое последующее наблюдение мы получим? Вы подготовите для нас письменный отчет? Что будет включено в этот отчет? Когда мы получим отчет?
  4. Каковы ваши процедуры предоставления результатов в школу моего ребенка? ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые психологи предоставляют школе «очищенный» отчет, в котором подробно рассматриваются результаты тестов и рекомендации, но не включается информация, которая вряд ли принесет непосредственную пользу ребенку в школьной среде. Информация о семейной динамике и ярлыках, например, опущена, чтобы родители могли поделиться со школой полным отчетом об оценке.

Дополнительные ресурсы для одаренных детей и их семей:

  • Программы и стипендии для одаренных
  • Тестирование и оценка одаренных
  • Одаренные характеристики
  • Как проверить ребенка на идентификацию одаренных
  • Особые соображения при выявлении и оценке одаренных

 

Ирина Калиниченко, Анна Зайкина, Анна Латина. Оценка когнитивного статуса школьников и психолого-педагогическая оптимизация их познавательной деятельности.

Ирина Калиниченко, Анна Зайкина, Анна Латина.

Оценка когнитивного статуса школьников и психолого-педагогическая оптимизация их познавательной деятельности.

(2018) Наука и образование, 7-8, 45-50. Одесса.


DOI:

Ирина Калиниченко,
доктор медицинских наук, профессор,
Анна Зайкина,
кандидат психологических наук, доцент,
Анна Латина,
кандидат биологических наук, доцент,
Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко,
, ул. Роменская, 87, г. Сумы, Украина


ОЦЕНКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО СТАТУСА ШКОЛЬНИКОВ И
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


РЕЗЮМЕ:

В статье рассматривается вопрос эффективного обучения учащихся общеобразовательных учреждений разного профиля, а также его связь с уровнями развития у них познавательных способностей (слуховой и зрительной памяти, внимания, , словесно-логическое и наглядно-образное мышление, а также качество мыслительных процессов). Актуальность исследования обусловлена ​​необходимостью диагностики познавательных процессов на ранних этапах обучения, разработки методов личностно-ориентированного обучения и стимулирования развития познавательной сферы обучающихся в учебном процессе. Целью данного исследования является анализ психофизиологических особенностей познавательной сферы студентов в условиях информационной нагрузки различной интенсивности и разработка комплекса психолого-педагогических средств стимулирования их познавательной деятельности. Среди используемых методов исследования — оценка когнитивного статуса (КС) школьников математическим путем с использованием общепринятых методик оценки слуховой оперативной и зрительной памяти, внимания, гибкости мышления, наглядно-образного и словесно-логического мышления и силы мышления. нервная система. Выявлено преобладание более высоких уровней СШ у учащихся школы нового типа с углубленным изучением предметов и большим объемом информационной нагрузки. Выявлено положительное влияние специальных занятий на развитие психических функций. Предложен комплексный психолого-педагогический подход к стимуляции познавательной деятельности учащихся с целью повышения эффективности их обучения посредством игровых ситуаций на уроках, различных наглядных пособий, использования жизненного опыта учащихся и конкретных примеров, избегания монотонности. , исключение многочисленных репродуктивных заданий с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, создание дружелюбной обстановки и положительной эмоциональной атмосферы. Полученные результаты могут быть использованы учителями, психологами-практиками при отборе учащихся на специальные занятия с углубленным изучением отдельных предметов для прогнозирования эффективности обучения. Предлагаемый комплекс стимуляции познавательной деятельности может быть взят за основу учителями общеобразовательных школ.


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

когнитивный статус, познавательная активность, эффективность обучения, психические функции.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ :

 


ЛИТЕРАТУРА :

1. Саморегуляция оценочной деятельности педагога как вид психической деятельности. Киев: Днепр [на укр.].
2. Закон Украины «Об общем среднем образовании» № 651-ХIV от 13.05.1999 [Закон Украины «Об общем среднем образовании» № 651-ХІV от 13 мая 1999 г.] (1999, 13 мая). Информационный сборник Министерства просвещения и науки Украины – Вестник Министерства образования и науки Украины, 15, 6-31.
3. Лизогуб В.С. (2000). Формирование индивидуально-типологических свойств нервной системы в онтогенезе человека. Вишн. Киев. ун-туим. Тараса Шевченко – Вестник Киевского университета имени Тараса Шевченко, 6, 47–50 [на украинском языке].
4. Ляшенко В. Н., Туманова В. Н., Хнутова Н. П. (2017). Особенности психологической защиты у детей 12-14 лет. Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта – Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 4, 180-185 [на украинском языке].
5. Макаренко М.В., Иванюра И. О., Шейко В.И. (2002). Исследование психофизиологических функций учащихся среднего школьного возраста при тривалых физических нагрузках. Физиологический журнал – Физиологический журнал, 5, 56-61 [на украинском языке].
6. Макаренко М.В., Лизогуб В.С. (2000). Особенности формирования и формирования психофизиологических функций в онтогенезе. физиол. Журнал – Физиологический журнал, 3, 92-95 [на украинском языке].
7. Марианенко Л.В. (2006). Теоретический анализ познавательной деятельности школьников. Наук зап. ин-ту психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины – Ученые записки института психологии им. Г. С. Костюка АН Украины, 25, 298-319 [на укр.].
8. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер.
9. Бидзан-Блюма И., Липовска М. (2018). Физическая активность и когнитивное функционирование детей: Международный систематический обзор. Журнал экологических исследований и общественного здравоохранения, 15 (4). Получено с: https://www.