Диагностика познавательных интересов младших школьников – Методики определения и оценки познавательных интересов и предметной направленности младших школьников

Диагностика на выявление интересов младших школьников

В правом верхнем углу листа ответов запишите свои имя и фамилию. Ответы на вопросы помещайте в клетках. Ответ на первый вопрос помещайте в клетке под номером 1, ответ на второй вопрос в клетке под номером 2 и т.д. Всего 35 вопросов. Если то, о чём говорится, вам не нравится, ставьте знак

«-», если нравится – «+», если очень нравится, ставьте «+ +».

  • Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

  • Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.

  • Нравится ли петь, музицировать.

  • Нравится ли заниматься физкультурой.

  • Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

  • Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.

  • Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

  • Нравится ли играть с техническим конструктором.

  • Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

  • Нравится ли самостоятельно рисовать.

  • Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

  • Нравится ли руководить играми.

  • Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

  • Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

  • Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

  • Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

  • Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

  • Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

  • Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

  • Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

  • Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

  • Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

  • Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

  • Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

  • Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

  • Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

  • Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

  • Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

  • Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

  • Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

  • Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

  • Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

  • Нравится ли помогать другим людям.

  • Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

  • Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.

  • Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

    Данная методика, кроме диагностической функции, поможет в решении и коррекционно-педагогических задач, полученные результаты могут быть очень полезны как опорная схема для дальнейших наблюдений за ребенком. С их помощью легче сделать развитие ребенка всесторонним и гармоничны

    Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Доминирование там, где больше плюсов. При подведении итогов и особенно при формулировке выводов следует сделать поправку на объективность испытуемых. Необходимо учитывать также, что у одаренного ребенка интересы во всех сферах могут быть одинаково хорошо выражены, при этом у ряда детей может наблюдаться отсутствие склонностей к каким-либо сферам. В том случае следует вести речь о каком-либо определенном типе направленности интересов ребенка.

    «_»________201_г.

    Ейск, 2019 г.

    multiurok.ru

    Диагностика уровня познавательного интереса в младших классах

    Анкета «Диагностика уровня познавательного интереса у младших школьников с лёгкой умственной отсталостью» Г.И. Щукина (адаптированный вариант)

    1. Интересно ли тебе на уроках математики?

    а) да

    б) не всегда

    в) нет

    2.На уроках математики, ты:

    а) всегда сам активно работаешь

    б) отвечаешь только тогда, когда спрашивает учитель

    в) не отвечаешь вообще.

    3.Что именно тебе нравится на уроках математики?

    а) мне нравится отвечать и выполнять задания у доски.

    б) выполняю задания, потому что это нужно, нравится, как объясняет учитель

    в) интересно, когда на уроках мы играем и учитель показывает картинки

    4. Когда учитель даёт задание самостоятельно, ты:

    а) быстро и самостоятельно выполняешь, с интересом.

    б) выполняешь с неохотой

    в) списываешь у соседа.

    5. Когда при выполнении самостоятельной работы, ты встречаешься с трудностями:

    а) стараешься самостоятельно разобраться, без помощи учителя.

    б) просишь помощи у учителя.

    в) прекращаешь выполнения задания.

    Процедура обследования: обучающимся предлагается заполнить анкету, включающую пять закрытых вопросов .

    Для выявления уровня сформированности познавательных интересов младших школьников выделим следующие показатели

    Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения заданий.

    Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске, способа ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к учителю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и, получив помощь, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослым. Познавательные вопросы задают эпизодически, отдельные темы вызывают устойчивый интерес.

    Высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности.. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения

    Ответы учащихся оценивается в баллах:

    ответы группы «А» — 3балла

    ответы группы «Б» — 2 балла

    ответы группы «В» — 1 балл.

    Критерии оценивания.

    В соответствии с суммой баллов выделяются три уровня развития познавательного интереса.

    15-18 баллов — высокий уровень: проявление инициативности, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения, в увлеченный процесс самостоятельной деятельности, стремление к преодолению трудностей.

    10-14 баллов — средний уровень: большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа ее выполнения, испытывая трудности обращаются за помощью, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения, выполняют задание до конца.

    6-9 баллов — низкий уровень: в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания.

    infourok.ru

    Диагностика уровня сформированности познавательного интереса школьников

    Диагностика уровня сформированности познавательного интереса школьников

    Познавательный интерес – явление многоаспектное, поэтому на процесс обучения и воспитания оказывают воздействие различные его стороны. Сам же он выступает как один из наиболее ценных мотивов учебной деятельности.

    Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности, «жажда» знаний являются различными проявлениями познавательной направленности личности, в основе которой находится познавательный интерес. Именно он определяет активное отношение к миру и к процессу его познания.

    Формирование познавательного интереса как одной из черт личности благотворно влияет на всё развитие ученика. Его умственная и нравственная энергия проявляется в деятельности, которая отвечает его интересам и, благодаря сильным внутренним побуждениям, повышает интенсивность всех психических процессов: таких как мышление, воображение, память, воля, и эмоции. В свою очередь, сама деятельность, подкрепляемая радостью познания, наполненная мыслью и поиском, становится более успешной, творческой и продуктивной. Всё это способствует укреплению чувства собственного достоинства школьника и повышает степень его вовлечённости в коллектив сверстников, а также ценность его личности в глазах взрослых .

    Познавательный интерес следует признать одним из самых значимых факторов учебного процесса. Его влияние неоспоримо, он может как создавать положительную, радостную атмосферу обучения, так и влиять на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

    В сферу познавательного интереса входят не только приобретаемые школьниками знания, но и сам процесс овладения этими знаниями, то есть процесс учения в целом, который позволяет приобретать необходимые способы познавания и способствующий постоянному поступательному движению школьника .

    У учащихся одного класса познавательный интерес может находиться на одинаковом уровне развития, но проявляться по-разному. Это объясняется различным опытом и разницей в путях индивидуального развития.

    Низким уровнем познавательного интереса можно считать открытый, непосредственный интерес к новым фактам, к занимательным явлениям, которые ребёнок может встретить в получаемой на уроке информации. Средним уровнем познавательного интереса является интерес к познанию ключевых свойств предметов или явлений, которые составляют более глубокую и часто незаметную на первый взгляд внутреннюю суть. Этот уровень требует поиска, догадки, активного оперирования имеющимися знаниями, использования различных способов работы с информацией. На этом уровне познавательный интерес часто связан с решением прикладных задач, в которых внимание школьника привлекает не столько принцип действия, сколько механизм, при помощи которого оно осуществляется. На этом уровне интерес уже не является поверхностным, но ещё не проникает в сознание достаточно глубоко для обнаружения закономерностей. Фиксация внешних признаков и существенных свойств изучаемого находится примерно на одном уровне. Эта стадия в большей степени характерна для младших школьников, которым ещё не удаётся проникнуть в суть вещей, но уже подвластен самостоятельный подход в учении.

    Высокий уровень познавательного интереса заключается в интересе к причинно-следственным связям, к поиску закономерностей и к установлению общих принципов, которые действуют в различных условиях. Этот уровень может быть связан с элементами исследовательской творческой деятельности, а также с приобретением новых способов обучения и совершенствованием старых. На этом уровне учебный процесс ощутимо продвигается у тех школьников, которые не только схватывают общий смысл, но и осознают ключевые стороны изучаемого, способны видеть диалектику явлений и обнаруживают глубокий интерес к познанию закономерностей .

    В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков большую роль играет их познавательная активность, а также способность педагога активно ею руководить. Руководство это может быть как пассивным, так и активным. При пассивном управлении учебным процессом внимание уделяется преимущественно формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остаётся стихийным и контролируется мало. Поэтому на первое место выходит репродуктивный путь приобретения знаний. При активном управлении учебным процессом внимание уделяется обеспечению глубоких и прочных знаний всех учащихся, а также усилению обратной связи. Учитываются индивидуальные особенности школьников, используется моделирование учебного процесса, его прогнозирование, чёткое планирование, активное управление обучением и развитием каждого ученика.

    Учащийся также может проявлять в процессе обучения пассивную и активную познавательную деятельность.

    Базой для проведения экспериментального исследования стал в 5 «в» классе с учащимися в количестве 17 человек (мальчики). Список исследуемых учащихся представлен в Таблице 1.

    Таблица 1 — Список класса (мальчики)

    Значимым методом исследования познавательного интереса учащихся является наблюдение. Необходимо точно определить задачу наблюдения и нацелить его на выявление и запечатление всех условий, приёмов, факторов, процессов, связанных непосредственно с этой поставленной задачей. Наблюдение за деятельностью ученика на уроке позволяет получить важную информацию о становлении его познавательно интереса и его характерных особенностях

    В процессе наблюдения необходимо учитывать показатели, по которым можно обнаружить проявление познавательного интереса. В качестве таких показателей рассматривалась активность, любознательность, количество вопросов, заданных учеников, количество ответов на вопросы учителя, нестандартный подход к выполнению задания.

    В процессе наблюдения было установлено, что познавательный интерес школьников достаточно высокий, присутствуют активность и любознательность. Ученики внимательно слушали учителя, делали записи, задавали вопросы и отвечали на них. Задания многими учениками выполнялись творчески, они могли отходить от установленного алгоритма, стремились углубить свои знания по предмету.

    Для выявления наличия у учащихся познавательного интереса и подтверждения результатов наблюдения также использовались различные анкеты. Это позволило получить массовый материал, на основе которого можно было определить уровень познавательного интереса. Кроме того, такой метод позволяет в некоторой степени проследить изменение познавательного интереса учащихся.

    Но следует отметить, что методика исследования познавательных интересов должна быть направлена на вскрытие сущности процессов их формирования, а не на простую констатацию фактов наличия либо отсутствия этих интересов. Поэтому ответы на вопросы анкет являлись лишь основой для анализа, в которой и раскрывалась теоретическая позиция исследования оценки полученного материала.

    Проведённое анкетирование и его анализ подтвердили результаты наблюдения. 11 учащихся (64 %) показали наличие выраженного интереса к технологии, им нравятся уроки по данному предмету, они с увлечением читают дополнительную литературу, посещают внеурочные занятия. У четверых (24%) был обнаружен средний интерес к технологии. Они достаточно хорошо знают этот предмет, однако не стремятся слишком углубляться в его изучение. Два мальчика (12%) практически не проявляют интереса к предмету или же в целом не хотят учиться.

    Основываясь на полученных результатах наблюдения, анкетах, а также данных об успеваемости учащихся, можно сделать вывод о существовании трёх уровней развития познавательного интереса – высокого, среднего и низкого. Распределение учащихся по этим уровням представлено на Рисунке 1.

    Рисунок 1 — Уровни развития познавательного интереса учащихся на уроках технологии на констатирующем этапе эксперимента, в %

    Таким образом, проанализировав уровень познавательного интереса учащихся, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе нашего эксперимента познавательный интерес школьников преимущественно высокий, лиц с низким познавательным интересом почти не было выявлено.

    infourok.ru