Тест рисунок дом дерево человек – . .

Дом, Дерево,Человек — тест, который вас удивит!

Перед вами тест, очень полезный, если вы хотите узнать о себе что-то новое. Очень метко выявляет основные свойства и черты личности…

Перед вами тест, очень полезный, если вы хотите узнать о себе что-то новое. Очень метко выявляет основные свойства и черты личности.

Возьмите лист формата А4, сложите его пополам. На первой стороне нарисуйте дом, на второй — дерево и на третьей — человека в полный рост.

Рисуйте так хорошо, как только можете, не торопитесь. На последней странице вы можете записать полученные результаты.

Результаты вас очень удивят!

Проверь себя

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Дом, Дерево,Человек — тест, который вас удивит!

ДОМ

— Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе.

— Дом вдали — чувство отверженности.

— Дом вблизи — открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.

— План дома (проекция сверху) — серьезный конфликт.

— Разные постройки — агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

— Ставни на окнах закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

— Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

 

Двери:

— Отсутствие дверей — субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

— Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.

— Двери открыты — верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой — сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.

— Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

— Двери очень маленькие — нежелание выпускать свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

— Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

 

Окна:

— Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь — отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.

— Окна сильно открытые, распахнутые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

— Окна полностью закрыты занавесками — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

— Окна без стекол — враждебность, отчуждение.

— Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхних этажах — «пропасть» между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

 

Крыша:

— Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.

— Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку — фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

— Необычно тонкий контур края крыши — переживание ослабления контроля фантазий.

— Необычно толстый контур края крыши — чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.

— Крыша плохо сочетается с нижним этажом — плохая личностная ориентация.

— Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

— Дым из трубы очень густой — значительное внутренне напряжение.

— Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

— Отсутствие дымовой трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

— Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

— Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

— Водосточные трубы — усиленная защита и, обычно, мнительность.

Дом, Дерево,Человек — тест, который вас удивит!


 


ЧЕЛОВЕК

Голова:

— Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

— Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

— Нечеткая прорисовка головы — застенчивость, робость.

— Голова прорисовывается в последнюю очередь — межперсональный конфликт.

— Большая голова у фигуры противоположенного пола — мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.

Лучшие публикации в Telegram-канале Econet.ru. Подписывайтесь! 

Шея:

— Подчеркнутая шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.

— Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

— Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

— Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

 

Лицо:

— Лицо акцентировано — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

— Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать.

— Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

— Уши акцентированы — возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.

— Уши слишком маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

— Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

— Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

— Глаза выпучены — грубость, черствость.

— Глаза маленькие — погруженность в себя.

— Подведенные глаза — грубость, черствость.

— Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

— Полные губы на лице мужчины — женственность.

— Рот клоуна — вынужденная приветливость, неискренность.

— Рот впалый — пассивная значимость.

— Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

— Акцентированные ноздри — примитивная агрессия.

— Зубы четко прорисованы — агрессивность.

— Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

— Подобострастное выражение лица — незащищенность.

— Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.

— Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

— Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

— Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

— Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности:

— Большой размах рук — интенсивное стремление к действию.

— Руки шире у ладоней или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

— Руки, изображенные не слитно с туловищем — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

— Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.

— Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций.

— Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.

— Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

— Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

— Руки напряжены и прижаты к телу — неповоротливость, ригидность.

— Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

— Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

— Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

— Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт.

— Руки изображены близко к телу — напряжение.

— Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

— Сужающиеся руки и ноги — женственность.

— Руки длинные — желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо.

— Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

— Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо — зависимость, желание любви, привязанности.

— Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

— Руки сильные — агрессивность, энергичность.

— Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

— Рука, как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

— Руки за спиной или в карманах — чувство вины или неуверенности в себе.

— Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

— Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.

— Руки отсутствуют у женской фигуры — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

— Пальцы отделены (отрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.

— Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

— Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

— Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

— Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

— Пальцы длинные — скрытая агрессия.

— Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

— Пальцы прижаты к телу — вытесненный протест.

— Кулаки далеко от тела — открытый протест.

— Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы — враждебность.

— Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли — сознательные усилия против агрессивных чувств.

— Ноги непропорционально длинные — сильная потребность в независимости и стремление к ней.

— Ноги слишком короткие — чувство физической и психологической неловкости.

— Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

— Ступни не изображены — замкнутость.

— Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

— Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.

— Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

— Ноги акцентированы — грубость, черствость.

— Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество.

— Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.

 

Лицо:

— Лицо акцентировано — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

— Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать.

— Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

— Уши акцентированы — возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.

— Уши слишком маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

— Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

— Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

— Глаза выпучены — грубость, черствость.

— Глаза маленькие — погруженность в себя.

— Подведенные глаза — грубость, черствость.

— Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

— Полные губы на лице мужчины — женственность.

— Рот клоуна — вынужденная приветливость, неискренность.

— Рот впалый — пассивная значимость.

— Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.

— Акцентированные ноздри — примитивная агрессия.

— Зубы четко прорисованы — агрессивность.

— Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

— Подобострастное выражение лица — незащищенность.

— Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.

— Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

— Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

— Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

— Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

 

ДЕРЕВО

Форма листвы:

— Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

— Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтво покинутости и разочарования.

— Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

— Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

— Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.

— Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое восприятие окружающего.

— Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.

— Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

— Пальма — стремление к перемене мест.

— Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.

 

Ствол:

— Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

— Ствол нарисован тонкими линиями, а крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.

— Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

— Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

— Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

— Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

— Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.

— Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.

 

Прочее:

— Нарисовано два дерева — таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.

— Много деревьев в одном рисунке — детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.

— Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

— Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Городской дом или сказочная избушка?

Главная страница » Методика «Дом-Дерево-Человек» » Городской дом или сказочная избушка?

Продолжаем интерпретировать такой элемент рисунка как дом, изображенный по заданию рисуночного теста «Дом-Дерево-Человек».  В прошлый раз я говорила о символике дома и об интерпретации его размера. Сегодня предлагаю вам посмотреть на тип дома, его состояние и общий вид.

Здравствуйте, дорогой читатель!

Интерпретация типа дома в тесте «Дом-Дерево-Человек»

Условно изображения домов в этом рисуночном тесте можно разделить на такие типы:

  • городской дом
  • деревенский дом
  • необычный дом

Рассмотрим их подробнее.

Если на рисунке «Дом-Дерево-Человек» изображен городской дом (двух- или многоэтажное здание), то в ключах к интерпретации говорится, что, скорее всего, человек, нарисовавший его, замкнут и склонен сосредотачиваться на собственных проблемах. Он обладает весьма сложным характером.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» мужчины 32-х лет.

Если человек нарисовал просторный деревенский дом – возможно, у него назрела необходимость заняться жилищным вопросом, например, покупкой квартиры или дома. Также это может быть средством выражения потребности в любви и домашнем очаге у тех лиц, которые не состоят в браке или не имеют детей.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» женщины 23-х лет.

Необычный дом в рисунке «Дом-Дерево-Человек» может быть представлен такими видами:

  • за́мок
  • дворец
  • сказочная избушка
  • церковь

и т.д.

Кстати, вы знаете, чем отличается за́мок от дворца?

За́мок – это строение, предназначенное и для обороны, и для жилья.

А дворец – большое монументальное парадное здание, выделяющееся своей архитектурой и не предназначенное для обороны.

Если человек рисует за́мок по заданию теста нарисовать дом, дерево и человека, то в ключах говорится о его самолюбовании, несерьезности, легкомысленности и ребячестве.

Все остальные рисунки «необычных» домов означают демонстративность человека.

Следующее, на что нужно обратить внимание, – это состояние, в котором находится дом.

Дом в рисунке «Дом-Дерево-Человек» может быть представлен в виде:

  • старого и развалившегося строения
  • разрушенного дома
  • покосившейся хижины

Изображение старого, развалившегося или, что еще хуже, разрушенного дома может быть средством выражения отношения человека к самому себе. Также возможно, что он так воспринимает свою семью. Есть и еще один ключ к такому рисунку дома – это критичное отношение человека к самому себе.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» мужчины (около 35 лет).

Если дом в рисунке покосился – возможно, что человек собой недоволен  и обладает низкой самооценкой.

Итак, тип дома в рисунке «Дом-Дерево-Человек» вы для себя отметили, его состояние – тоже.

Теперь посмотрите на перспективную проекцию (перспективу) дома, то есть его способ изображения на листе бумаги.

Чтобы вы правильно понимали, что это значит, расскажу, что такое перспектива для художника.

Перспектива — это сокращение размеров дома по мере его удаления, то есть, образно говоря, взгляд вдаль. Она показывает, под каким углом мы видим объект на рисунке. 

Одноточечная перспектива: объекты направлены на зрителя, окружают его с боков или взгляд направлен вверх.

Она показывает, что взгляд зрителя направлен только в одну точку схода (например, в рисунке тоннеля) или мы смотрим вверх (например, стоя у его подножья, смотрим на вершину небоскрёба), то есть именно эта точка должна приковывать взгляд зрителя на рисунке.

Двухточечная перспектива: наш взгляд обычно направлен параллельно земле (взгляд по прямой).

Например,  сцена на улице, где здание уменьшается по направлению к горизонту, или в помещении, где зрителя окружают стены.

В двухточечной перспективе тоже может быть акцент на вертикальном измерении, но ненавязчивый.

Эти три рисунка примера перспективы я взяла с этого сайта.

Если дом изображен вблизи – это говорит об открытости и доступности человека,  чувстве теплоты и гостеприимности.

«Дом-Дерево-Человек» женщины, 29 лет.

Если дом изображен на заднем плане, ключи к интерпретации могут быть такими:

  • человек чувствует себя отвергнутым, изолированным, неудовлетворенным ситуацией в своем доме (семье)
  • цель, к которой человек стремится, пока недоступна
  • желание ограничиться от окружения,  от общества
  • желание отвергнуть то, что символизирует рисунок дома

Если изображена только одна боковая сторона дома, значит, человек часто противопоставляет себя окружающим. У него наблюдаются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» женщины 27-ми лет.

Если же нарисована только передняя стена дома, это говорит о том, что человек стремится сохранить видимость дружеских отношений с окружающими даже в сложной ситуации.

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» Алексея, 22-х лет.

Трёхточечная перспектива применяется тогда, когда автор рисунка хочет показать, что он смотрит не прямо на дом, а снизу или сверху. Если он смотрит сверху, тогда дом должен сужаться книзу, если снизу – тогда, соответственно, дом будет сужаться кверху.

Если изображена проекция дома снизу, то в ключах к интерпретации такого рисунка говорится, что  человек чувствует себя  отвергнутым, отстраненным, не признанным дома. Или же испытывает потребность в домашнем очаге, но считает, что достижение желаемой им ситуации в доме невозможно. А может даже иметь место отрицание им «дома».

Если дом изображен в проекции сверху – это указывает на серьезный семейный конфликт и отрицание домашней ситуации.

Неправильное изображение перспективы дома.

Если наблюдаются признаки потери перспективы, то есть человек не умеет изображать глубину (например,  правильно нарисован один конец дома, но в другом рисуется вертикальная линия крыши и стены) –  это свидетельствует о начинающихся сложностях интегрирования.

Интегрирование на личностном уровне – это  состояние организма, когда все составляющие элементы индивида, его черты или качества действуют согласованно как единое целое. То есть отдельные части индивидуальности «подгоняются» друг к другу так, чтобы в итоге получить единую личность. Способность интегрироваться является выражением здорового и нормального эго.

Если разные аспекты личности существуют независимо друг от друга, это может привести к диссоциации индивидуальности (разъединению и болезненному расщеплению).

Рисунок «Дом-Дерево-Человек» мужчины 25-ти лет.

Если неправильно нарисованная вертикальная боковая линия находится справа – человек испытывает страх перед будущим, если слева – хочет забыть прошлое.

Если человек рисует дом с  четырьмя  отдельными стенами, среди которых нет даже двух в том же плане, это говорит о чрезмерной озабоченности мнением окружающих о себе.

Нестандартные изображения дома.

Если вместо дома изображена его схема (план) – это указывает на  серьезный конфликт человека с близкими людьми.

Если вместо дома изображены только крыша и забор, дается такой ключ к интерпретации:

«Оценка окружающего мира человека может быть ошибочной».  

Что это значит? Ответ на этот вопрос следует искать в теме о личностных иллюзиях.  Это очень емкая тема, но я постараюсь вкратце объяснить ее суть.

На иллюзорное искажение восприятия действительности человеком оказывают влияние   личностные установки и предрассудки, в свете которых он воспринимает, фиксирует, перерабатывает и в результате интерпретирует окружающий его мир.

Самые распространённые личностные иллюзии – это, например, деспотичность, принимаемая за принципиальное отношение, или пошлость, выдаваемая за остроумие. Так,  жадный человек может быть уверен в том, что он просто бережлив.

По мнению психологов, самооправдание и самовозвеличение по своей сути изначально являются иллюзией. Тяжёлой личностной иллюзией является уверенность человека в том, что он может всё. Взваливая на себя тяжёлую ношу ответственности, он иллюзорно считает, что ему хватит сил с ней справиться. Обычно это приводит человека к подрыву своих моральных и физических сил.

Если под видом дома нарисован прозрачный («стеклянный» ящик)  – это символизирует переживание человеком того, что его личная жизнь находится у всех на виду. Или же  человек стремится демонстрировать себя, ограничиваясь только визуальным контактом.

Если вместо дома изображены разные постройки, возможно, что таким образом человек бунтует  против того, что  считает искусственными или культурными стандартами. Или же таким способом он выражает свою агрессию,  направляя ее против фактического хозяина дома.

Если к дому пририсованы различные пристройки, возможно, что автор рисунка стремится к  нестандартному решению проблем,  к чему-то новому и непривычному для нашего общества.

Еще раз напоминаю о  том, что нельзя принимать все ключи буквально. Существует очень много факторов, которые нужно рассматривать во взаимосвязи с изображенным элементом рисунка.  Потом когда-нибудь я запишу видеоурок, где на примерах покажу и расскажу, как анализировать и  интерпретировать рисунок «Дом-Дерево-Человек». Так что оставайтесь на связи или подпишитесь на рассылку, чтобы не упустить важную для вас информацию.

Если что-то непонятно по теме статьи – спрашивайте в комментариях, я всегда отвечу.

С уважением, Наталия.

detskiefantazii.ru

Тест «Дом, дерево, человек» — Лепная сказка детская творческая студия

Методика состоит из двух этапов: на первом – ребенок создает рисунки, на втором – проводится беседа, когда ребенок описывает и объясняет нарисованное им.

Инструкция: «Нарисуй дом как можно лучше». Следует засечь время, потраченное на рисунок. После того как ребенок закончит изображение, попросите его нарисовать дерево, а затем человека. Пока ребенок работает над рисунком, надо наблюдать за ним, и делать заметки, касающиеся затраченного времени, возникающих в рисовании пауз (во время рисования какой детали она возникла, как долго продолжалась), отклонений от нормальной последовательности изображения элементов дома, дерева и человека, сделанных ребенком комментариев и выраженных им эмоций.

Дом
Сколько этажей у этого дома?
Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь?
Это твой дом? (Если нет, то чей он?)
Когда ты рисовал этот дом, ты думал, кто его хозяин?
Ты бы хотел, чтобы этот дом был твоим? Почему?
Если бы этот дом был твоим: какую комнату ты бы себе выбрал? С кем бы ты хотел жить в этом доме?
Этот дом находится где-то далеко или близко?
О чем ты думаешь, когда смотришь на этот дом?
О чем он тебе напоминает?
Этот дом приветливый, дружелюбный?
Он похож на другие дома или отличается чем-то?
Какая погода на этом рисунке?
Чего не хватает в этом доме?
Куда ведет дорожка от дома?
Если бы рядом оказался человек, кто бы это был?

Дерево
Что это за дерево?
Где в действительности находится это дерево?
Каков приблизительный возраст этого дерева?
Это дерево живое?
Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое?
Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая именно?
Отчего погибло дерево (если мертвое)?
Это дерево одинокое или рядом есть другие?
Как ты думаешь, какая погода на этом рисунке?
Есть ли на рисунке ветер?
Покажи, в какую сторону дует ветер?
О чем заставляет тебя думать это дерево?
О чем оно тебе напоминает?
Это дерево здоровое?
Это дерево сильное?
Если бы ты решил нарисовать солнце, куда бы ты его поместил?
Кого тебе напоминает это дерево? Почему?
В чем больше всего нуждается это дерево?

Человек
Это мальчик или девочка?
Сколько ему (ей) лет?
Кто он?
Это твой родственник, друг или кто-нибудь еще?
О ком ты думал, когда рисовал?
Что он делает? Где находится?
О чем он думает?
Что он чувствует?
Какие мысли приходят тебе в голову, глядя на него?
Кого тебе напоминает этот человек?
Этот человек здоров?
Почему ты так думаешь?
Этот человек счастлив?
Почему тебе так кажется?
Что ты чувствуешь по отношению к этому человеку?
Какая погода на рисунке?
Чего больше всего хочет этот человек? Почему?

Интерпретация.

Каждый рисунок следует рассматривать как автопортрет ребенка. Анализ рисунка проводится в следующей последовательности:
Детали
Перспектива
Время
Качество линий
Комментарии 

Детали

Интерпретация начинается с такого показателя как количество деталей. Прежде всего, нужно удостовериться в наличии обязательных деталей. Дом должен иметь, по крайней мере, одну дверь (исключение – нарисована только боковая стена), одно окно, одну стену, крышу и дымоход или другое средство для выхода дыма или чего-то, что может использоваться для обогрева дома. Дерево должно иметь ствол, по крайней мере, одну ветвь. Человек должен иметь голову, тело, две ноги, две руки, а также два глаза, нос, рот, два уха. Отсутствие обязательных деталей в рисунках, кроме всего прочего может указывать на снижение уровня интеллекта, если только в процессе беседы ребенок не объяснил причину отсутствия деталей.

Если с точки зрения пропорций и перспективы рисунок выполнен хорошо, но содержит минимум деталей, это может означать, что ребенок в целом склонен к замкнутости или выражает свое несогласие с традиционными ценностями.

Если использование малого количества деталей сопровождается низким качеством рисунка с точки зрения пропорций и пространства, можно предположить, что у ребенка слабый контакт с реальностью, снижены интеллектуальные способности.

Чрезмерное количество деталей – признак того, что ребенок испытывает сильное чувство тревоги, что-то в его окружении заставляет его сильно беспокоиться и он пытается заглушить это чувство.

Дом

Отсутствие какой-либо обязательной детали из перечисленных указывает на серьезное нарушение. Наличие дополнительных деталей (кусты, цветы, тропинка) – стремление заполнить окружающее пространство, отсутствие чувства безопасности, тревога, незащищенность. Среди других тревожных признаков: отсутствие линии основания, разбитые окна, дверь по размеру меньше окна, окно не прямоугольное формы (если это не чердачное окно), прозрачная крыша или стена, сквозь которые можно видеть объекты внутри дома.

Ветхий, старый дом, неустойчивая постройка – критичное отношение к самому себе. Дом состоит из нескольких разных строений – чувство враждебности к кому-то их близких ему людей.

Крыша, обозначенная горизонтальной линией, соединяющей стены, — заторможенность мышления, отсутствие эмоций, острых переживаний. Высокая, крупная крыша – ребенок склонен к фантазиям, даже зациклен на них.

Труба символизирует теплоту отношений, ее отсутствие — недостаток тепла, заботы, опеки или наличие конфликта во взаимоотношениях с близким человеком. Непропорционально большая труба в рисунке подростка — сексуальный конфликт. Из трубы выходит много дыма — ребенка что-то тревожит, внутреннее напряжение.

Дверь — возможность доступа или отступления. Фронтальная дверь — представляет собой и вход, и выход, символизирует доступность. Задняя или боковая дверь — бегство от действительности. Дверь отсутствует — ребенок недоступен, замкнут, не желает контактировать с другими. Открытая дверь — потребность ребенка в теплых, близких взаимоотношениях, его открытость, прямодушие, общительность. Очень большая дверь — ребенок тяжело переносит одиночество, требует внимания, любит быть в центре внимания. Слишком маленькая дверь — крайняя замкнутость, отрицание любых контактов, нежелание подпускать к себе окружающих. На дверях замок — скрытность, враждебность, потребность в защите. Забор возле дома — необходимость в защите.

Окно — образ визуального контакта. Окна без рам, отсутствие окон, нет окон на первом этаже, ставни, штриховка, занавески, шторки — замкнутость, ушедший в себя ребенок. Окна нарисованы высоко от земли — некоторый отрыв ребенка от жизненных реалий и предпочтение воображаемых миров. Окна рисует в последнюю очередь — стремление к уединению, нежелание контактировать с окружающими. Раскрытые окна — прямолинейность, чувство уверенности, некоторое самолюбие.

Дерево

Крупное, очень большое дерево — агрессия. Очень маленькое дерево — низкая самооценка. Ребенок отказывается изображать более тщательно крону — враждебность. Рубцы на теле дерева, сломанные, поникшие или мертвые ветви — душевная травма. Мертвое дерево — чувство неполноценности, неприспособленности, несостоятельности, бесполезности, вины. Поврежденные ветви — травмирующие воздействия окружающей среды. Мертвая корневая система — внутриличностная дисгармония.

Ветер символизирует чувства подверженности воздействию сил, которые практически не поддаются контролю. Направление ветра умеренной силы слева направо по горизонтали считается общепринятым и не интерпретируется. Если ветер сильный, а направление отличается от обычного, то это имеет особое значение. Ветер, который дует снизу вверх (вертикально или по диагонали) — сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазий. Ветер, дующий по диагонали, от верхнего угла к нижнему, имеет противоположное значение (при этом направление трактуется с точки зрения времени: левый угол это прошлое, правый — будущее).

Заходящее солнце — депрессивное состояние, подавленность. Солнце, нарисованное за облаком, — между ребенком и тем человеком, которого он считает «дающим тепло», имеют место тревожные, напряженные, не приносящие удовлетворения отношения.

Человек

Руки человека — орудия при помощи, которых совершается оборонительная или наступательное действие в отношении окружающего мира или самого себя, а ступни символизируют движение. Автопортрет без рук и ступней — беспомощность. Разведенные руки — выражение стремления к действию. Руки скрещены на груди — свидетельство замкнутости, мнительности, ухода в себя. Длинные руки — наличие каких-то стремлений, амбиций. Короткие руки — отсутствие стремлений, направленных на внешний мир. Руки длинные и слабые — признак зависимости и потребности в защите и опеке. Непропорционально длинные ноги — стремление к независимости. Короткие ноги — чувство беспомощности.

Глаза, нос, рот, уши представляют собой рецепторы воспринимающие внешние стимулы, которые могут быть неприятными (выслушивание обвинений, критики), могут привести к конфликту или проблеме. Рисунок человека имеющего только глаза, — подозрительность, излишняя осторожность. Отсутствие носа, ушей и рта — указывает на отсутствие желания общаться.

Другие особенности рисунка.

Лишними деталями (представляют собой потребность сгладить тревожную ситуацию) являются: для рисунка дома — дерево во дворе, для рисунка дерева — птица на нем или животное рядом с ним, для рисунка человека — любые окружающие его предметы. Деревья (кусты), нарисованные возле дерева или человека, часто олицетворяют людей (членов семьи), а расстояние между ними часто символизирует близость или отдаленность в их взаимоотношениях.

Линия земли (линия основания) в рисунке дома, дерева или человека, — не является уместной деталью. Она интерпретируется как признак незащищенности (линия земли являет элементом, укрепляющим реальность рисунка). Линия основания дает необходимую точку отсчета; обеспечивает стабильность рисунка в целом.

К неуместным деталям можно отнести облака в небе (для любого из трех рисунков), которые могут указывать на общее чувство тревожности, связанное с взаимоотношениями с окружающими.

Акцентирование ребенка на той или иной детали обязательно учитывается при интерпретации. Акцентирование может выражаться в чрезмерном внимании к деталям, (например, окно расчерчивается на множество клеток, и становится похожим на сетку), в навязчивом возвращении к детали после ее завершения. Такое подкрепление может означать смутную тревогу.

Последовательность деталей.

При выполнении рисунка дома должен соблюдаться следующий порядок: крыша, стена, дверь, окно (или сперва окно, затем дверь).   Другой возможный вариант — начать с линии земли, затем нарисовать стены, крышу и т.д. Неуверенные в себе дети могут рисовать детали объекта без учета какой-либо связи между ними.

Рисунок дерева обычно выполняется в следующей последовательности: сначала ствол, затем ветви и крона и/или листва или сначала макушка дерева, затем ветви, ствол и основание ствола. Ветви дерева символизируют сферу контактов и взаимоотношений ребенка с окружающим миром, и отражают уровень его активности в поиске удовлетворения; ствол символизирует его чувства, касающиеся его основных способностей, личного потенциала. Степень гибкости ветвей, их количество, размеры и степень их взаимной связи указывают на адаптивность и имеющиеся на данный момент ресурсы личности.

Человек изображается в следующей последовательности: сначала голова, затем лицо, потом шея, туловище, руки (с пальцами или кистями рук), ноги и ступни (или ноги и руки в обратном порядке) и т.д. Если рисунок человека начинается со ступней и заканчивается головой и чертами лица, то такую последовательность можно назвать патологической. Отсроченное изображение черт лица может свидетельствовать: 1) о тенденции отвергать воспринимаемые внешние стимулы; 2) о желании оттянуть, на сколько возможно идентификацию нарисованного человека.

Любое отклонение от нормальной последовательности, включая:

— необычный порядок изображения;

— произвольный возврат к чему-то ранее нарисованному;

— подкрепление рисунка (когда очертания данной детали неоднократно обводятся), следует расценивать как требующие особого внимания.

Следует обратить внимание на согласованность рисунков. Все три рисунка должны быть выполнены в примерно одинаковой манере, с одинаковой силой нажима, одинаковой прорисованностью деталей и их количеством.

Пропорции рисунка.

С помощью пропорций ребенок указывает на то, какие оценки он присваивает нарисованным объектам, или тому, что они символизируют.

Рисунок занимает очень маленькую площадь пространства – проявление чувства неполноценности, склонность избегать реальности или желание отвергнуть конкретный рисунок либо его символическое значение. Рисунок занимает почти все отведенное место, или даже не умещается на странице – проявление чувства сильной фрустрации, вызванной отношением окружающих в сочетании с чувством враждебности: проявление напряженности и раздражительности или отражение чувства беспомощности (если ступни или части ног человека «срезаны» нижним краем листа).

Если дерево имеет большие размеры – ребенок остро ощущает свою зависимость от окружающей реальности, проявляет агрессивность или склонность к ней. Дерево крошечных размеров – чувство неполноценности, неадекватности и потребность замкнуться в себе.

Перспектива

Рисунок строго в центре листа – проявление чувства незащищенности и ригидности. Стремление разместить рисунок в верхнем левом углу – довольно заметная тревожность или регрессия. Это положение отражает стремление избегать нового опыта и, вероятно, желание вернуться в прошлое. Если дом не поместился на листе и край листа «срезает» одну или несколько комнат дома, то это часто выражает нежелание ребенка рисовать данную комнату из-за каких-то неприятных ассоциаций, связанных с ней или живущими в ней людьми. Ребенок рисующий дом, примыкающий к краю листа, выражает чувство незащищенности, которое часто имеет временную привязанность (левый край – прошлое, правый – будущее). На то же указывает рисунок человека, примыкающий к краю. «Срезание» макушки дерева – стремление найти удовлетворение в фантазии. «Срез» левого края рисунка – фиксация на прошлом в сочетании со страхом перед будущим, а «срез» правого края – желание оказаться в будущем, чтобы уйти от прошлого. Если рисунок примыкает к верхнему краю листа – фиксация на размышлениях и фантазиях.   Дерево, примыкающее к краю листа, — ощущение «зажатости», усиление агрессивных стремлений. Нижний край листа играет роль основания рисунка – угнетенное, депрессивное настроение, подавленность. Дерево, нарисованное как будто на возвышении, — чувство напряженности, потребность в защите и безопасности. Одинокое дерево на вершине холма – чувство одиночества в совокупности со стремлением к автономии. Использование в рисунке дерева и дома пространства слева от центра – доминирование эмоциональной сферы, а справа – интеллектуальной.

Время

Время, затраченное на рисунок, может указать на то, насколько он значим для ребенка. Большое количество времени, затраченное на выполнение того или иного рисунка, свидетельствует о наличии сильного позитивного или негативного чувства ребенка по отношению к изображенному объекту. Если ребенок затратил очень мало времени – это указывает на косвенный отказ от изображения объекта или ситуации, символически представленной в рисунке. Следует учесть, что высокое качество рисунка оправдывает затраченное на него большое количество времени.

Качество линий

Рисунок выполнен жирными линиями – напряженность неопределенного характера. Если жирные линии использованы в изображении определенных деталей – фиксация на этой детали, или враждебность по отношению к нарисованному объекту, или тому, что он символизирует.

 

Интерпретируя рисунок, следует не забывать учитывать возраст ребенка, степень его умелости в рисовании.

 

Примеры интерпретации

 

Вернуться на Главную

www.lepnayaskazka.ru