Диагностика познавательных процессов младших школьников – Диагностика и коррекция познавательных процессов младших школьников

Диагностика познавательных процессов школьников

Категории

  • ЕГЭ
  • Авиация, Космонавтика
  • Административное право
  • Алгебра
  • Английский язык
  • Арбитражный процесс
  • Архитектура
  • Астрология
  • Астрономия
  • Банковское дело
  • БЖД
  • Биография
  • Биология
  • Биржевое дело
  • Ботаника, сельское хоз-во
  • Бухгалтерский учет, аудит
  • Валютные отношения
  • Ветеринария
  • Военная кафедра
  • География
  • Геодезия
  • Геология
  • Геометрия
  • Геополитика
  • Государство и право
  • Гражданское право
  • Делопроизводство
  • Деньги и кредит
  • Естествознание
  • Журналистика
  • Зоология
  • Издательское дело
  • ИЗО
  • Инвестиции
  • Информатика
  • Исторические личности
  • История
  • Кибернетика
  • Коммуникации, связь
  • Косметология
  • Краеведение, этнография
  • Краткое содержание произведений
  • Криминалистика
  • Криминология
  • Криптология
  • Кулинария
  • Литература
  • Логика
  • Логистика
  • Маркетинг
  • Математика
  • Медицина, здоровье
  • Международное право
  • Международные отношения
  • Менеджмент
  • Металлургия
  • Москвоведение
  • Музыка
  • Муниципальное право
  • Налоги, налогообложение
  • Наука, техника
  • Начальная школа
  • ОБЖ
  • Обществознания
  • Оккультизм, уфология
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Политология
  • Право, юриспруденция
  • Предпринимательство
  • Природоведение
  • Промышленность, производство
  • Психология
  • Радиоэлектроника
  • Разное
  • Реклама
  • Религия
  • Риторика
  • Русский язык
  • Социология
  • Статистика
  • Страхование
  • Строительство
  • Схемотехника
  • Таможенная система
  • Теория государства и права
  • Теория организации
  • Теплотехника
  • Технология
  • Товароведение
  • Транспорт
  • Трудовое право
  • Туризм
  • Уголовное право
  • Управление
  • Физика
  • Физкультура
  • Философия
  • Финансы
  • Фотография
  • Химия
  • Хозяйственное право
  • Художественная культура
  • Цифровые устройства
  • Экологическое право
  • Экология
  • Экономика
  • Экономико-математическое моделирование
  • Экономическая география
  • Экономическая теория
  • Языкознание, филология

32333412353637383940414424344454647548496505152535455565758959106076162636465666768698707172117374757677781479808131171582162083848519868788308918902191929394959697989922100101102103104105232410610710826109131101112928112113114115

doc4web.ru

Диагностика познавательных процессов младших школьников

Методическое пособие

ДИАГНОСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(для преподавателей начальных классов ОУ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………… 4

I. Методы изучения внимания

1. Изучение переключения внимания……………………………….. 5

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы…5

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика

Т.Е. Рыбакова) ………………………………………………………… 6

4. Определение объема внимания 1………………………………….. 6

5. Определение объема внимания 2 …………………………………. 7

6. Методика «Какое слово длиннее?» ………………………………. 8

7. Методика «Красно-черная таблица»………………………………. 9

8. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона — Рузера)……………………………………………… 9

II. Методы изучения памяти

1. Определение типа памяти ………………………………………….. 10

2. Изучение логической и механической памяти 1 …………………. 11

3. Характеристика динамических особенностей процесса

запоминания …………………………………………………………… 12

4. Выявление объема кратковременной памяти …………………….. 14

5. Определение объема образной кратковременной памяти ………14

6. Определение объема памяти при механическом и логическом

запоминании …………………………………………………………… 15

7.Изучения логической и механической памяти 2…………………. 15

8. Измерение объема зрительной памяти ……………………………. 16

9. Измерение объема эмоциональной памяти ……………………….. 17

10. Абстрактно-логическая память ………………………………….. 17

11.  Диагностика опосредствованной памяти ……………………….. 18

12. Оценка оперативной слуховой памяти …………………………… 19

III. Методы изучения мышления

1. «Простые аналогии» 1 ……………………………………………… 22

2. «Исключение лишнего» ……………………………………………… 23

3. «Изучение скорости мышления» …………………………………… 24

4. «Изучение гибкости мышления» …………………………………… 24

5. «Анализ отношений понятий» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ») 26

6. «Матрица Равена» …………………………………………………… 28

7. Методика для определения уровня умственного развития

детей 7-9 лет (по Зимбвя) ……………………………………………… 29

8. Нахождение лишнего понятия ……………………………………… 30

9. Осуществление умозаключений ……………………………………. 31

10. Обобщение группы предметов ……………………………………. 32

11. Подбор противоположностей ……………………………………… 32

IV. Стимульный материал …………………………………………….. 35

V. Литература …………………………………………………………… 45

Пояснительная записка

Познавательные процессы — это процессы, при помощи которых человек познает окружающий мир, себя и других людей. К ним относятся: ощущение, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Школьный, в большей степени младший школьный возраст являются периодами интенсивного развития ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания. Именно в младшем школьном возрасте, когда ряд высших психических функций находится в сенситивном периоде, необходимо уделять большое внимание развитию познавательных процессов. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

Сегодня тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подступах к школе – во время приема в первый класс.

Представленные в пособии тестовые методики позволяют диагностировать различные интеллектуальные, личностные особенности ребенка. Полученные таким способом знания дают возможность понять, спрогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Диагностика познавательных процессов младших школьников

I. Методы изучения внимания

1. Изучение переключения внимания

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют.

Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» (см. рис.1) и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их (бланки могут быть с различными знаками). Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

4. Определение объема внимания 1

Используется стимульный материал, изображённый на рисунке 3. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками.

Инструкция:

« Сейчас мы поиграем. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках ».

Далее ребёнку последовательно, на 1-2 сек., показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек.

Оценка результатов.

10 баллов — очень высокий уровень развития.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

0-3 балла — низкий.

5. Определение объема внимания 2

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В каждом квадрате в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания – 101, 102, 103 и т.д. Работу начинать по команде экспериментатора».

Для определения объема внимания использовался тест представленный на рисунке

112 105 117 126 102 123

122 127 109 119 131 108

107 115 134 124 104 116

132 136 101 111 135 128

118 129 114 130 133 120

103 110 121 125 113 106

Объем внимания определяется по формуле:

B = 648 / t,

где B – объем внимания,

t – время работы в секундах.

Оценка показателей объема внимания

Показатель объема внимания Оценка показателя

Более 6 Высокий

4–6 Средний

Менее 4 Низкий

6. Изучение внимания

Методика 1. Какое слово длиннее?

1 класс.

Определите на слух, какое из перечисленных слов в следующих парах длиннее:

Карандаш – карандашик

Червячок – змея

Усики — усик

Кот – котик

Хвост — хвостик

2 класс. Какое число Вы услышите, если при постукивании карандашом сильный удар будет обозначать десяток, слабый, тихий – единицы. Например, 65, 43, 78 и т.д. Эксперимент может проходить в группе, когда дети в тетради или на листочке будут записывать предлагаемые варианты чисел.

3 класс. Исследование переключения внимания методом черно-красной таблицы.

Инструкция: Отыщите в таблице как можно быстрее черные числа по порядку (1,2 и т.д.). Далее найдите красные числа в убывающем порядке (от 24 до 1). Потом покажите на таблице попеременно одну черную цифру в воз

multiurok.ru

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ (ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ) СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ (ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ) СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Внимание

1. Методика “Изучение переключения внимания”

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся. Оборудование: стандартный бланк теста “Корректурная проба”, секундомер. Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе.

Экзаменатор выдает ему бланк “Корректурной пробы” и разъясняет суть по следующей инструкции: “На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы “к” и “р” и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно”. Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K=m/n ⋅100% , где К — точность, n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Память

1. Методика “Определение типа памяти”

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линей- ка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении — 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = а/10 , где а — количество правильно воспроизведенных слов в ряду.

Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика “Изучение логической и механической памяти”

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд: Второй ряд:

кукла — играть жук — кресло

курица — яйцо компас — клей

ножницы — резать колокольчик — стрела

лошадь — сани синица — сестра

книга — учитель лейка — трамвай

бабочка — муха ботинки — самовар

щетка — зубы спичка — графин

снег — зима шляпа — пчела

корова — молоко рыба — пожар

лампа — вечер пила — яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти Объем механической памяти

Количество Количество Коэффициент Количество Количество Коэффициент

слов первого запомнив- смысловой слов второго запомнив- механической

ряда шихся слов памяти ряда шихся слов памяти

(А) (В) C= B / A (А) (В) C= B/ A

Мышление

1. Методика “Простые аналогии”

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать

стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

2. Паровоз Конь

вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

3. Нога Глаза

сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

4. Коровы Деревья

стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

5. Малина Математика

ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

6. Рожь Яблоня

поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

7. Театр Библиотека

зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

8. Пароход Поезд

пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

9. Смородина Кастрюля

ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

10. Болезнь Телевизор

лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

11. Дом Лестница

этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, уста- навливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном — 4-5, о низком — менее чем 5.

2. Методика “Исключение лишнего”

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя “кастрюля” — это посуда, а остальное — еда).

3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

Ключ к оценке результатов. Высокий уровень — 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший — 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний — 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий — 1-6 рядов с одним родовым понятием.

3. Методика “Изучение скорости мышления”

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Слова:

п-ра д-р-во п-и-а п-сь-о

г-ра з-м-к р-ба о-н-

п-ле к-м-нь ф-н-ш з-о-ок

к-са п-с-к х-кк-й к-ш-а

т-ло с-ни у-и-ель ш-ш-

infourok.ru

Диагностика познавательных процессов у учащихся 3-4 классов

hello_html_71e520f0.jpg

Похожи: 1, ……………, так как …………………………Похожи: 2,……………, так как……

Задание 2. Реши задачи и отметь номера задач, решения которых похожи между собой

  1. К УРАМНА С МЕХ

  2. ИН АХУП ИН АРЕП

  3. ГДЕР АКИЗ И МУЮТ

  4. УН ЦЯАЗ, ИДОГОП

  5. У ШКИНАМ А КУШКЕ

6) ЙУК ОЗЕЛЕЖ АКОП ЕЧЯРОГ

1 и ……., 2 и ……

Задание 3. В каждом задании под буквой г) подчеркни правильный ответ

1. а) 5 + 0 = 5

б) Н + Р = Н

в) СТ + ВГ = СТ

г) КОТ + НОТ = КОТ

НОТ

ЛОК

2. а) 4 + 3 = 7

б) В + К = Ш

в) ДЛ + МА = ТИ

г) КОТ + НОТ = КОТ

НОТ

ЛОТ

3. а) 0 + 8 = 8

б) Д + М = М

в) ЛИ + НА = НА

г) ТАК + ТАД = ТАК

ТАД

МИД

4. а) 0 + 4 = 4

б) Д + С = С

в) ЛИ + ТУ = ТУ

г) ТАД + ТАК = ТАД

ТАК

МИД

5. а) Е + П = Е

б) ЖК + РГ = ЖК

в) Y+ Z= Y

г) МИД + КИТ = КИТ

МИД

ТАК

6. а) Б + Р = Е

б) Y + Z = R

в) ДЛ + МН = ЖК

г) МИД + КИТ = КИТ

МИД

ТАК

Укажи, решение каких заданий похоже между собой:

1 и ……, 2 и ……., 3 и ……….

Вариант 1

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова

  1. лгаз

  2. руко

  3. кшола

  4. осабак

  5. бяолок

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.

  1. чтение (книга, очки, глаза, буква, луна)

  2. сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

  3. река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

  4. игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

  5. куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)

Задание 3. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпиши его.

  1. дуб, дерево, ольха, береза.

  2. горький, горячий, кислый, солёный, сладкий

  3. дождь, снег, осадки, иней, град

  4. запятая, точка, двоеточие, союз, тире

  5. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

Задание 4. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).

  1. дождь – град -это………………………………………………………………………….

  2. нос – глаз — это……………………………………………………………………………

  3. сумма – произведение – это……………………………………………………………..

  4. водохранилище – канал…………………………………………………………………….

  5. предательство – трусость…………………………………………………………………..

Задание 5. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 5 слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

  1. волк : пасть = птица : ?

а) воробей б) гнездо в) клюв г) соловей д)петь

  1. библиотека : книга = лес : ?

а) берёза б) дерево в) ветка г) бревно д)клён

  1. птица : гнездо = человек : ?

а) люди б) рабочий в) птенец г) дом д) разумный

  1. слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность б) делитель в) произведение г) умножение д) вычитание

  1. холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие б) покой в) мяч г) трамвай д) идти

  1. Север : Юг = день: ?

а) вечер б)восток в)ночь г) утро) д)сутки

  1. война : смерть = преступление : ?

а) дыхание б) жизнедеятельность в) вещество г) наказание д) гибель

8) глагол : спрятать = существительное : ?

а) понятие б) склонять в) название г) образовывать

  1. цветок : роза = газ : ?

а) кислород б) дыхание в) горение г) состояние вещества д) прозрачный

  1. берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка б) богатырь в) поэзия г) лирика д) драма

Вариант 2

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова

  1. руок

  2. убамаг

  3. вцетко

  4. окамднри

  5. лкбуинак

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках – ещё 5 слов. Найди 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Запиши эти слова.

  1. деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

  2. озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина)

  3. огород (забор, земля, растение, собака, лопата)

  4. чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка)

  5. игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)

Задание 3. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркни его.

  1. холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной

  2. роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус

  3. справедливость, доброта, искренность, зависть, честность

  4. треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник

  5. пословица, поговорка, басня, сказка, былина

Задание 4. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).

  1. русский язык – математика — это……………………………………………………….

  2. нос – глаз – это…………………………………………………………………………..

  3. землетрясение – смерч — ……………………………………………………………….

  4. газ – жидкость — …………………………………………………………………………

  5. зависть – трусость -……………………………………………………………………..

Задание 5. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 5 слов, приведённых ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

1) песня : композитор = самолёт : ?

а) горючее б) лётчик в) конструктор г) аэродром

  1. прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство б) ребро в) высота г) треугольник

  1. школа : обучение = больница : ?

а) доктор б) больной в) лечение г) учреждение

  1. ухо : слышать = зубы : ?

а) видеть б) лечить в) жевать г) рот

  1. глагол : спрятать = существительное : ?

а) понятие б) склонять в) название г) образовывать

  1. светло : темно = притяжение : ?

а) металл б) молекула в) отталкивание г) движение

  1. жара : засуха = дожди : ?

а) паводок б) наводнение в) осень г) лето

  1. берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка б) богатырь в) лирика г) поэзия д) драма

  1. роза: цветок = кислород : ?

а) состояние вещества б) газ в) предмет г) гвоздика д) гореть

  1. север : юг = ночь : ?

а) утро б) светло в) день г) вечер д) сутки

Во всех пяти заданиях каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Общий уровень развития мышления:

23-25 баллов — высокий уровень

22-18 баллов — выше среднего

17- 13 баллов — средний уровень

12- 9 баллов — ниже среднего

0-8 баллов — низкий уровень

Инструкция: Выберите, пожалуйста, четыре мнения, наиболее соответствующие вашему, и расположите их в порядке значимости (от наибольшей значимости к наименьшей).

1. Учусь, потому что на уроках интересно.

2. Учусь, потому что заставляют родители.

3. Учусь, потому что хочу больше знать.

4. Учусь, чтобы потом хорошо работать.

5. Учусь, чтобы доставить радость родителям.

6. Учусь, чтобы не отставать от товарищей.

7. Учусь, потому что нравится учитель.

8. Учусь, потому что в наше время нельзя быть не знающим.

Инструкция: В тексте, который вы получите, есть ошибки, в том числе и смысловые. Найдите их, исправьте и сосчитайте их количество.

СТАРЫЕ ЛЕБЕДИ СКЛОНИЛИ ПЕРЕД НИМ ГОРЫЕ ШЕИ.

ЗИМОЙ В САДУ РАСЦВЕЛИ ЯБЛОНИ.

ВЗРОСЛЫТ И ДЕТИ ТОЛПИЛИСЬ НА БЕРЕГУ.

ВНИЗУ НАД НИМИ РАССТИЛАЛАСЬ ЖАРКАЯ ПУСТЫНЯ.

В ОТВЕТ Я КИВАЮ ЕМУ РУКОЙ.

СОЛНЦЕ ДОХОДИЛО ДО ВЕРХУШЕК ДЕРЕВЬЕВ И ТРЯТАЛОСЬ ЗА НИМ. СОРНЯКИ ЖЫВУЧИ И ПЛОДОВИТЫ.

НАСТОЛЕ ЛЕЖАЛА КАРТА НАШЕГО ГОРОДА.

САМОЛЕТ СЮДА, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ.

СКОРО УДАЛОСЬ МНЕ НА МАШИНЕ

infourok.ru

Тест (1 класс) на тему: Методы изучения познавательных процессов первоклассников.

Методы изучения познавательных процессов первоклассников.

1. Общий кругозор 

С начала обследования для установления контакта с ребенком проводится беседа, которая носит и диагностический характер. Она включает в себя 11 вопросов, из которых первые восемь направлены на выявление общего запаса знаний ребенка, а 9-11 вопросы выявляют отношение к школе:

  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Как зовут твоих родителей?
  • Как называется город (село), где ты живешь?
  • Каких домашних животных ты знаешь? А диких?
  • В какое время года на деревьях появляются листья?
  • Что остается на земле после дождя?
  • Чем отличается день от ночи?
  • Хочешь ли ты идти в школу?
  • Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?
  • Как ты думаешь, лучше учиться дома с мамой или в школе с учительницей?

В протоколе рядом с номером вопроса плюсом отмечаем правильный ответ, а минусом – неправильный.

Ориентировка в окружающем, запас знаний:

Ответы на вопросы 1-4 оцениваем по информации родителей, ставится «+», даже если ребенок ответил в уменьшительной форме. Ответ на вопрос пять считаем правильным, если названо не менее двух домашних и двух диких животных, и они не перепутаны. Ответ на вопрос шесть считается правильным, если ребенок ответил «весной», «когда закончится зима» и т.п. Седьмой ответ будет правильным, если ребенок сказал «лужи», «грязь» и т.д. Восьмой ответ засчитывается как правильный, если ответ типа «днем светло, солнце», «ночью темно», «днем работают, а ночью спят» и т.п.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 7-8 правильных ответов;
Средний – 5-6 правильных ответов;
Низкий – 4 и меньше правильных ответов.

Отношение к школе:

Ответ на девятый вопрос считается правильным, если ребенок ответил положительно. 10-й ответ будет правильным, если ребенок говорит «занятия, уроки, новые знания», а неправильный, если называет «перемены, игры с детьми, новый портфель» и т.д. Правильный ответ на 11-й вопрос – школьное обучение лучше домашнего.
Итоговый уровень определяется по количеству правильных ответов:
Высокий – 3 правильных ответа;
Средний – 2 правильных ответа;
Низкий – 1 правильный ответ или 0.

  1. Исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность

Методика – беседа Нежновой Т.А.

вопросы беседы

варианты ответов

баллы

1. Хочешь ли ты идти в школу?

а) очень хочу

б) так себе, не знаю

в) не хочу

а) 2

б) 1

в) 0

2. Почему ты хочешь идти в школу?

а) интерес к учению, занятиям: хочу стать умным, грамотным и т.п.

б) интерес к внешней школьной атрибутике – форма, портфель и т.п.

в) внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, мама сказала и т.п.

а) 2

б) 1

в) 0

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься?

а) освоение некоторых навыков чтения. письма, счёта: с мамой писали, считали…

б) приобретение формы, портфеля, книг…

в) занятия, не относящиеся к школе

а) 2

б) 1

в) 0

4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего?

а) уроки, школьные занятия

б) внеучебные занятия и проч., не связ. с учением моменты: перемена, личность учителя, вид класса, школы

в) уроки художественно-физкультурного цикла

а) 2

б) 1

в) 0

5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, как бы ты проводил день. чем занимался?

а) занятия учебного цикла: писать буквы, читать…

б) дошкольные занятия: рисование, конструирование

в) занятия, не имеющие отношения к школе: прогулка, игры…

а) 2

б) 1

в) 0

Обработка результатов:

Преобладание ответов «А»: ориентация на содержание учебной деятельности

Преобладание ответов «Б»: ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни

nsportal.ru

парфёнова Наталья Владимировна | Методика диагностики познавательных процессов дошкольников

Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи – у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.

Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.

Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов – о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, – о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.

Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.

К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.

Показатели – баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пятишестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шест

detpsiholog.github.io

Методическая разработка на тему: Комплекс диагностических методик по изучению познавательной сферы младших школьников

КОМПЛЕКС МЕТОДИК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРАВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк

 

Корректурная проба

( Тест Бурдона )

Цель: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Испытуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные  указанные в инструкции буквы или знаки.

Инструкция: «На бланке с буквами, просматривая ряд за рядом, все буквы «Е». Через каждые 60 сек по моей команде «Черта» ставьте вертикальную черту, отмечая просмотренные вами знаки » (продемонстрировать пример выполнения работы).

Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать. Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60 –секундный интервал работы).

Концентрация внимания оценивается по формуле:

                                                            С х С

                                                   К =      п       ,

где С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым, п — количество ошибок (пропусков или ошибочно зачеркнутых знаков).

Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:

А =  S  /   t

A —  темп выполнения,

S —  количество букв в просмотренной части корректурной таблицы

t  —  время выполнения.

 

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена  «кривая истощаемости», отражающая устойчивость  внимания и работоспособность в динамике.

Показатель переключаемости вычисляется по формуле:

 

 С =      So       100 ,

               S

где     So – количество ошибочно проработанных строк,

           S  —  общее количество строк в проработанной испытуемым    части таблицы.

При оценке  переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Объем внимания определяется количеством просмотренных букв.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет – 400 знаков и выше, 8-10 лет – 600 знаков и выше.

Материал к методике «корректурная проба»

Фамилия, имя…………………………………………….класс…………….

дата………………………………..

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

9 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

8 7 3 5 2 9 7 5 2 1 1 6 7 5 4 1 2 2 9 7 6 9 0 3 4 3 5 4 2 6 1 1

4 1 6 4 8 9 8 2 4 0 5 3 2 7 5 2 1 9 5 5 0 2 5 2 2 8 6 3 5 5 2 2

4 7 2 9 2 6 6 5 4 7 3 3 0 4 2 2 3 5 0 1 1 9 5 2 8 8 6 6 0 5 5 2

8 7 3 2 2 7 0 6 2 6 9 0 5 3 6 1 9 8 2 2 4 4 4 0 1 9 5 2 2 7 6 4

4 5 9 9 5 0 8 8 7 2 8 6 3 1 9 0 3 8 2 2 7 9 5 1 2 8 8 7 5 7 5 6

8 7 3 5 2 7 6 8 9 6 4 2 2 1 0 8 6 6 4 5 2 2 1 9 8 6 7 6 5 5 4 2

8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7 6

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

0 8 7 6 8 6 5 7 2 2 1 9 3 3 8 4 5 2 1 1 6 7 9 4 4 2 2 1 9 8 6 7

6 0 8 4 3 2 8 4 0 1 2 6 7 8 3 6 5 0 7 1 8 6 4 3 4 3 4 7 4 2 1 1

Материал к методике «корректурная проба»

Фамилия, имя…………………………………………….класс…………….

дата………………………………..

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З Х О Р И А С С Ч П М Р Н А К В Р О Д Ь Т И М С Ч Р П А О И А В Н Г Ш Р П М С А Л Ж Э З Г Н К К Р А П И Т Р О Т Л Н К Ц Й П Р

Н К Е Л Ы С Н Л С А К Е К Х Е В С К Х Д Р К М Б Э Г К З Р У Ц

В Х Е И С Т Л Э К Л Ш Ю Ю Г К П У В А О И Ь Л А С Н К Н Р О С Т Ю Р Ш Щ А С Ч Н Р И М Т Б Ю Ж Ш Н Е К Р Е А В П Р Д Х Э Ф У К Н А Р И Т Ь Р С Ч П А Ш Щ З В С П И О Р А В С Е Н Г Ш Щ З

МЕТОДИКА «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ»

Цель: Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для лиц разных возрастов.

Испытуемому предлагается поочередно пять таблиц, а которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Инструкция: Испытуемому предъявляют первую таблицу: «На этой таблице числа от1 до 25 расположены не по порядку». Затем таблицу закрывают и продолжают: «Покажи и назови все числа по порядку от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок». Таблицу открывают и одновременно с началом выполнения задания включают секундомер. Вторая, третья и последующие таблицы предъявляются без всяких инструкций.

14

9

2

21

13

22

7

16

5

10

4

25

11

18

3

20

6

23

8

19

15

24

1

17

12

   2

13

1

8

20

17

6

25

7

11

22

18

3

15

19

10

5

12

24

16

14

23

4

9

21

21

11

1

19

24

2

20

18

5

10

4

13

25

16

7

17

6

nsportal.ru