Диагностика познавательных процессов младших школьников методики: Диагностика познавательных процессов младших школьников | Картотека (1, 2, 3, 4 класс):

Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников


©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз


Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников

Содержание

Введение
Раздел I Психологические особенности детей начального этапа обучения в психолого-педагогической литературе
1.1 Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Вывод по первому разделу
Раздел II Теоретические основы организации и проведения диагностических исследований
2.1 Методы психодиагностики младших школьников, их классификация
2.2 Особенности психодиагностики познавательных процессов детей младшего школьного возраста
Выводы по второму разделу
Раздел III Диагностико–коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста
3. 1 Методы психодиагностики мышления

3.2 Диагностика и коррекционная работа со слабоуспевающими школьниками
Выводы по третьему разделу
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика.


Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека может быть обозначена как роль исходных посылок для интеллектуального, сознательного отношения к собственной сущности.
Для человека использующего гуманитарное знание существенным становится момент соответствия знания с его типичными переживаниями, с его личной, если можно так сказать, открытостью знанию о себе, как о человеке.

Развитие человека как личности происходит в общем, контексте его жизненного пути, который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» [73, с. 34]
Поскольку школа занимает ведущее место в формировании и развитии личности, то становится крайне важным психологическое диагностирование уровня познавательных процессов учащихся. Последнее даст возможность разработать практические рекомендации для школьников, учителей и родителей с учетом индивидуальных особенностей.
Чтобы стать универсальным, человек должен овладеть единством совокупной деятельности всего человечества, в существенном его содержании. Иными словами разносторонне развитый человек – это, прежде всего человек умственно развит.
В связи с развитием государственной политики и экономики в русле рыночных отношений более остро возникает проблема высококвалифици-рованных специалистов. Необходимым условием для повышения профессионализма является разностороннее развитие личности.
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса учебным занятием, снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным знанием может вступать как причина накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае, у детей возникает явление школьной дезадаптации в различных ее проявлениях.
Гуманизация процессов обучения в школе, являясь общей проблемой относительно выделенной категории детей, превращается в проблему создания реабилитационных программ. Психологически важным является соединение в таких программах обучающих и воспитывающих воздействий на учеников. Обучающее воздействие должно касаться как собственно предметно – познавательных действий, связанных с определенными учебными предметами, так и общих познавательных способов важных для учения в целом.

Развитие образования, обретенное им все более гуманитарного облика неразрывно связано с развитием его участников, гуманизацией, психологической утонченности сознания учителей, продуманностью и дальновидностью их педагогической практики.
Разработка концепции и моделей «развивающего обучения» проводится в мировой и отечественной психологии уже не первое десятилетие. Широко известны открытия наших отечественных психологов, создающих школы – экспериментальные лаборатории: школы – «Л.В. Занкова», — «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», «Ш.А. Амонашвили». В настоящие время становятся все более известными школы «Диалога культур» В.В. Библера — С.Ю. Курганова.
Вопрос умственного развития мышления и интеллекта рассматривались в трудах В.С. Бехтерева, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, А..Р. Лурин, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и другими.
Исследование умственного развития детей проводивших учеными (А.Н. Леонтьев, А. .В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер), позволили установить, что в основе этого развития лежит овладение различными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди них занимают перцептивные и мыслительные действия. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит путем интериоризации внешних, материальных ориентировочных действий. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счете, определяется более общей логикой развития личности ребенка в целом, изменение места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменной видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
Тем не менее, в практической деятельности выясняется тот факт, что не всем учителям знакомы эти исследования или же они не эффективно используются, а потому часто возникает противоречие между тем, как должен осуществляться процесс развития, и тем, как это происходит: выпадает существенное звено управления этим процессом – диагностирование.
Решение этого противоречия и определило тему работы «Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников».
Цель работы – разработать возможные подходы по диагностике и коррекции познавательных процессов младших школьников для участников учебно-воспитательного процесса.

жүктеу/скачать 134.87 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

Москвина А. Труфанова Е. Суслова Н. Диагностика младших школьников с нарушением интеллекта

  1. Файлы
  2. Академическая и специальная литература
  3. org/ListItem» itemprop=»itemListElement»> Педагогика
  4. Специальная (коррекционная) педагогика / дефектология

Специальная (коррекционная) педагогика / дефектология

  • Амблиология

  • Аутизм

  • Задержка психического развития

  • Интегрированное обучение

  • История специальной (коррекционной) педагогики

  • Коррекционные программы

  • Нарушения опорно-двигательного аппарата

  • Олигофренопедагогика

  • Ортопедагогика

  • Периодика по специальной (коррекционной) педагогике / дефектологии

  • Синдром Дауна

  • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

  • Сурдопедагогика

  • Тифлопедагогика

Педагогика

  • Андрагогика

  • Внеучебная деятельность

  • Воспитательный процесс

  • Дидактика

  • Дошкольное образование

  • История педагогики и образования

  • Логопедия

  • Методики преподавания

  • Методология педагогики

  • Общая педагогика

  • Основы педагогического мастерства

  • Педагогика высшей школы

  • Периодика по педагогике

  • Пренатальная и перинатальная педагогика

  • Профессиональное образование

  • Работа с родителями

  • Системы образования

  • Социальная педагогика

  • Специальная (коррекционная) педагогика / дефектология

  • Управление процессами ОУ

  • Философия образования

  • Энциклопедии, словари, справочники

  • Этнопедагогика

  • формат doc
  • размер 1. 37 МБ
  • добавлен 06 ноября 2011 г.

Оренбург , 2008.
В пособии представлены методики изучения особенностей познавательных процессов и речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Методики сопровождаются подробным описанием, стимульным материалом, ключами и интерпретацией результатов.
Данное пособие рекомендуется студентам – олигофренопедагогам, при подготовке и написании курсовых и выпускных квалификационных работ, а также широкому кругу специалистов, работающих с детьми с особыми нуждами.

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Психологические дисциплины
  3. Специальная психология

Смотрите также

degree

  • формат doc
  • размер 29. 56 КБ
  • добавлен 24 февраля 2011 г.

Министерство общего и профессионального образования РФ. Астраханский Государственный Педагогический Университет. Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент. Аммосова Н. В. Астрахань-2008 — 32 с. Содержание. Введение. Глава первая Особенности развития младших школьников коррекционных классов. Физиологические, психические и психолого–педагогические особенности развития младших школьников. Специфика развития математических способнос…

degree

  • формат doc
  • размер 160.79 КБ
  • добавлен 13 августа 2010 г.

Диплом защищался в Челябинском Государственном Педагогическом Университете в 2008 году на факультете коррекционной педагогики по специальности — ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА. Работа была оценена на «отлично». Диплом может пригодиться студентам, обучающимся на факультете специальной психологии, на факультете учителей начальных классов. Оглавление диплома: состояние проблемы коррекции агрессивного поведения у младших школьников в современной литературе; из…

Статья

  • формат docx
  • размер 21.39 КБ
  • добавлен 23 декабря 2011 г.

Минск, БГПУ, 2009. Цикл коррекционно-развивающих занятий с элементами социально-психологического тренинга для младших школьников. Цель: снятие эмоционального дискомфорта, преодоление негативных переживаний и снятие страхов, развитие позитивного отношения к своему «Я» (своим умениям и навыкам), развитие коммуникативных навыков развитие навыков социального поведения, формирование интереса к сверстникам и развитие сплоченности группы.

Курсовая работа

  • формат docx
  • размер 81.31 КБ
  • добавлен 04 ноября 2011 г.

ЧГПУ, 2010. — 54 стр. Теоретические вопросы изучения понятия трудовое обучение детей младшего школьного возраста;. Особенности трудового воспитания и обучения детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта;Выявление организации процесса трудового обучения в специальной школе VIII вида г. Еманжелинска

  • формат doc
  • размер 130.56 КБ
  • добавлен 18 августа 2010 г.

Данное методическое пособие является приложением к диплому на тему: «Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта». Однако, данное пособие может являться и самостоятельным трудом. Работа может заинтересовать учителей начальных классов, работающих в массовой школе, а также на классах коррекции. В пособии описаны основные направления работы классного руководителя с агрессивными детьми и родителями. В п…

  • формат doc
  • размер 26.26 КБ
  • добавлен 18 августа 2010 г.

Данное методическое пособие является приложением к диплому по теме: «Психокоррекционная работа по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта». Однако, пособие может являться и самостоятельным трудом. В пособии акцентируется внимание на планировании работы воспитателя группы продленного дня с учащимися в рамках образовательного учреждения, описывается фронтальная работа со всеми детьми, в которую входят: игры на формирование по…

Презентация

  • формат ppt
  • размер 3. 94 МБ
  • добавлен 07 февраля 2012 г.

Проблема развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта актуальна в настоящее время. Соответственно, младшим школьникам с нарушением интеллекта необходимо проведение коррекционной работы, направленной на развитие мелкой моторики. Презентация.rn

Реферат

  • формат doc
  • размер 113 КБ
  • добавлен 15 июня 2011 г.

Содержание. Введение. Сущность эстетического воспитания. Задачи эстетического воспитания. Эстетическое воспитание в детском саду компенсирующего вида. Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта средствами музыкальной. деятельности. Заключение. Литература.

  • формат doc
  • размер 61.05 КБ
  • добавлен 26 апреля 2011 г.

Введение. Особенности логопедической работы с младшими школьниками с нарушением зрения. Цели и задачи логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. IV вида. Содержание и методы коррекционной работы по формированию речи младших школьников с нарушением зрения. Специфические требования к организации логопедической работы с детьми с нарушением зрения. Заключение. Список литературы. Приложения.

  • формат doc
  • размер 2.94 МБ
  • добавлен 23 декабря 2010 г.

В пособии приведены некоторые сведения по теории учебной деятельности; представлен краткий обзор исследований, посвященных изучению учебной деятельности младших школьников с нормальным интеллектом и учеников с проблемами интеллектуального раз-вития; предложены методики, позволяющие охарактеризовать состояние учебной деятель-ности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью (умственно отсталых и с задержкой психического развития). В кни…

Оценка потенциала обучения школьников

Показать краткие сведения

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190264093.013.943
  • Опубликовано онлайн: 29 мая 2020 г. 9000 6

Резюме

Динамическая оценка и динамическое тестирование являются аспектами общей концепции, обозначающей множество различных форм оценки и тестирования, которые включают в себя обратную связь, подсказки или обучение в процессе оценки и направлены на измерение прогресса ребенка при решении когнитивных задач и, таким образом, указывают на его или ее познавательный потенциал для обучения.

Психологическая и психопедагогическая оценка часто применяется в образовательных учреждениях. Большинство инструментов, используемых в таких оценках, имеют статичный характер; обучение в основном ограничивается тем, что говорит ребенку, что он или она должен делать, и основное внимание уделяется результатам тестирования. Основная характеристика динамической оценки и тестирования, напротив, заключается в том, что детям явно предоставляется обратная связь, подсказки или обучение, предназначенное для того, чтобы они могли продемонстрировать прогресс при решении когнитивных задач. В то время как при статической оценке результаты теста считаются измеряющими то, что ребенок уже знает и усвоил, процедуры динамической оценки сосредоточены как на потенциальном прогрессе в обучении, так и, в некоторых случаях, на лежащих в основе когнитивных процессах.

Динамические меры разработаны для оценки развивающихся или еще не развившихся способностей в обстановке, в которой оценщик помогает ребенку решать задачи и учит ребенка решать эти задачи более самостоятельно. Следовательно, меры динамической оценки в первую очередь сосредоточены на способности ребенка к обучению, а не на прошлом учебном опыте, и, вероятно, лучше отражают уровень когнитивного функционирования ребенка, чем обычные статические тесты отдельно или в сочетании с другими инструментами.

Форматы динамической оценки могут очень сильно отличаться друг от друга, начиная от индивидуальных форм посредничества, часто называемых динамической оценкой, и заканчивая активными формами и строго стандартизированными процедурами, предлагаемыми группам или отдельным лицам, часто называемым динамическим тестированием. Динамическая оценка и тестирование могут применяться в самых разных условиях, и на них может влиять множество факторов. В образовательной среде результаты динамического тестирования и оценки могут, в принципе, предоставить педагогам-психологам или учителям информацию о результатах обучения во время этих форм вмешательства.

Ключевые слова

  • динамическое тестирование
  • динамическое оценивание
  • когнитивный тренинг
  • медиация
  • обучаемость
  • зона ближайшего развития
  • неуспеваемость
  • уровень способностей
  • культурно-этническая принадлежность
  • интеллект
  • академические навыки

Предметы

  • Познание, эмоции и обучение
  • Образование, изменение и развитие

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Для доступа к полному содержанию требуется подписка

Когнитивное развитие детей раннего возраста: обработка информации

Модель обработки информации — это еще один способ изучения и понимания того, как дети развиваются когнитивно. Эта модель, разработанная в 1960-х и 1970-х годах, концептуализирует психические процессы детей посредством метафоры обработки, кодирования, хранения и декодирования данных компьютером.

В возрасте от 2 до 5 лет у большинства детей развились навыки концентрации внимания в течение длительного времени, распознавания ранее встречавшейся информации, вспоминания старой информации и ее реконструкции в настоящем. Например, 4-летняя девочка может вспомнить, что она делала на Рождество, и рассказать об этом подруге, когда вернется в детский сад после праздников. В возрасте от 2 до 5 лет также начинает формироваться долговременная память, поэтому большинство людей не могут вспомнить ничего из своего детства до 2-3 лет9.0003

Часть долговременной памяти включает хранение информации о последовательности событий во время знакомых ситуаций в виде «сценариев». Сценарии помогают детям понять, интерпретировать и предсказать, что произойдет в будущих сценариях. Например, дети понимают, что посещение продуктового магазина включает в себя определенную последовательность шагов: папа заходит в магазин, берет тележку с продуктами, выбирает продукты с полок, ждет в очереди на кассе, оплачивает продукты и затем загружает их в машину. Дети в возрасте от 2 до 5 лет также начинают осознавать, что часто существует несколько способов решения проблемы, и могут придумывать различные (хотя иногда и примитивные) решения.

В возрасте от 5 до 7 лет дети учатся сосредотачиваться и использовать свои когнитивные способности для определенных целей. Например, дети могут научиться обращать внимание и запоминать списки слов или фактов. Этот навык, очевидно, имеет решающее значение для детей, поступающих в школу, которым необходимо изучать новую информацию, сохранять ее и использовать для тестов и других учебных занятий. Дети этого возраста также развили большую общую способность обрабатывать информацию. Эта расширяющаяся способность обработки информации позволяет маленьким детям устанавливать связи между старой и новой информацией. Например, дети могут использовать свои знания алфавита и звуков букв (фоника), чтобы начать произносить и читать слова. В этом возрасте база знаний детей также продолжает расти и становиться лучше организованной.

Исследуйте свои возможности сегодня

Ad

Метапознание, «способность думать о мышлении», является еще одним важным когнитивным навыком, который развивается в раннем детстве. В возрасте от 2 до 5 лет маленькие дети понимают, что они используют свой мозг, чтобы думать. Однако их понимание того, как работает мозг, довольно упрощенное; мозг — это просто контейнер (очень похожий на ящик для игрушек), в котором хранятся мысли и воспоминания. В возрасте от 5 до 7 лет дети осознают, что могут активно контролировать свой мозг и влиять на свою способность обрабатывать и выполнять умственные задачи. В результате дети школьного возраста начинают разрабатывать и выбирать конкретные стратегии подхода к заданной учебной задаче, контролировать свое понимание информации и оценивать свой прогресс в выполнении учебной задачи. Например, первоклассники учатся пользоваться числовой линией (или считать на пальцах), когда понимают, что забыли ответ на задачу на сложение или вычитание. Точно так же дети, которые учатся читать, могут начать распознавать слова (т.