Диагностика психолога – Тема 12.3. Психологическая диагностика. doc
Психологическая диагностика
Глубокое исследование, которое позволяет выявить в начальной стадии психологические и психические расстройства, даже очень серьезные, носит название психологической диагностики. Она сочетает в себе разные подходы к человеку, основываясь на детальной информации о нем. Такой метод позволяет анализировать его психологическое состояние, оценить нервную деятельность, мыслительные процессы, возможности развития. Полученные исследования должным образом исследуются и обрабатываются специалистом, на их основании он делает профессиональные выводы.
Эффективная работа психолога с пациентом невозможна без психологической диагностики. Это ключевое направление деятельность специалиста, ведь без такого процесса он не может осуществить консультирование, профилактику и провести экспертизу.Психологическая диагностика – это отрасль науки, определяющий компонент проверки действенности как лечебного, так и педагогического процесса, помогающий распознавать способности индивидуума. Ее следует пройти любому человеку, даже со здоровой психикой, а не предполагающему у себя психическое расстройство, не говоря уже у тех, у кого есть предпосылки к психическим заболеваниям.
Психологическая диагностика поможет понять себя, причины неприятностей, неудач в личной жизни, тревожного состояния, депрессии, проблем в семье и на работе, снижения собственной оценки, нарушения сна и т.д. Ее нужно пройти сразу же при появлении подобных признаков, не оттягивая визит к специалисту «на потом», ведь они могу быть как незначительными, так и предвестниками достаточно серьезных нарушений психики.
Следует отметить, что психодиагностика является сопутствующим элементом и при лечении психиатрических заболеваний – с ее помощью определяется эффективность хода терапии на разных фазах.
Специалисты Центра психоэндокринологии имеют высокую квалификацию и большой опыт по проведению психологической диагностики. Оценку состояния обратившегося к ним они проведут тщательно и качественно.Методы психодиагностики
Такие исследования проводятся в комплексе и предполагают:- нейропсихологическое исследование определяет состояние и функциональность мозга, и т.д. Оно выявляет факторы нарушения высшей психической деятельности головного мозга;
- диагностику структуры личности, которая исследует восприятие человеком окружающего мира, разные способности, концентрацию внимания, особенности мышления, характера, памяти;
- диагностику семейных и межличностных отношений,
- проверку социально-бытовых, профессиональных навыков. Она выявляет навыки человека, а также раскрывает его потенциал, взаимодействие с обществом, коммуникабельность;
- патопсихологическое исследование выявляет степень таких состояний, как агрессивность, противостояния стрессам, тревожность, особенности поведения;
- определение чувствительности к терапии, позволяющий выработать наиболее подходящий метод психотерапии. Главную роль здесь играет составление эмоционального портрета человека.
Суть процесса
Психодиагностика оценивает психологическое состояние людей, ее цель – поставить психологический диагноз. Главным, основополагающим этапом обследования является доверительная беседа со специалистом. Такое клиническое интервью, когда пациент откровенно рассказывает все о себе, что его беспокоит и дает свою оценку ситуации, а врач мягко задает ему наводящие вопросы, помогает установить тесные отношения с пациентом. Чтобы лучше «раскрыть» пациента, ему может быть предложено пройти психологические тесты, для этого специально разработанные.Данная методика позволяет специалисту нашего Центра за короткое время собрать наиболее полную информацию о личности человека, определить, какие проблемы его беспокоят, и понять их причины. Все это поможет правильно подобрать самую результативную терапию, корректирующую поведение человека.
Но это далеко не все. Психодиагностику проводят еще и с помощью таких специальных процедур:
- снятия электроэнцефалограммы;
- генетических исследований;
- проверку функционала нервных клеток с помощью молекулярно-биологических маркеров;
- проведения МРТ — нейровизуализация мозга;
- исследования периферических нервов, биоэлектрической активности нервной ткани головного мозга, вегетативной нервной системы;
- психологическое консультирование.
Данные меры, примененные специалистами нашего Центра в комплексе, позволяют точно диагностировать состояние психики пациента.
Каждому современному человеку стоит понимать, что к своему психическому здоровью в наше непростое время следует относиться очень внимательно и бережно. Поэтому не стоит пренебрегать психологической диагностикой, а необходимо пройти ее, чтобы знать все «подводные камни» и уметь обходить их.
arbat25.ru
Психологическая диагностика в работе педагога-психолога ДОО
Субтест 1.
«Нелепицы».
Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», то есть вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны. «Нелепицы» предлагаются в качестве первого задания, поскольку в ходе обсуждения картинки ребенок, как правило, раскрепощается и успокаивается. В качестве материала мы брали сюжеты из пособия С.Д. Забрамной «Наглядный материал для психолого — педагогического обследования детей в медико — педагогических комиссиях» (М., Просвещение, 1985 г.) и других пособий. В наших условиях приходилось использовать одновременно 5-6 вариантов рисунков, три из них мы включили в настоящий комплект.
Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения. Это отвечает возможностям здорового ребенка данного возраста.
Инструкция. Картинка предлагается ребенку со словами: «Посмотри, какая у меня картинка». Если ребенок рассматривает ее молча (или вообще никак не реагирует), педагог может спросить: «Ты рассмотрел картинку? Смешная картинка? Почему она смешная? Что здесь нарисовано неправильно?» При этом каждый вопрос является помощью в выполнении задания и влияет на полученную им оценку.
Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он реагирует на картинку живо, непосредственно, без вмешательства взрослого. Она смешит ) его, вызывает улыбку. Он с легкостью указывает на все «нелепости.
Ребенок получает 1 балл, если его реакция менее спонтанная, но он самостоятельно или с небольшой помощью — 1 или 2 вопроса — находит нелепые места.
Ребенок получает 0 баллов, если эмоционально никак не реагирует на картинку и только с помощью педагога находит несоответствия в ней. Свое отношение к происходящему он никак не выражает.
Субтест 2.
Пространственно — арифметический диктант.
Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право — лево, верх — низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.
Инструкция. Таблица предъявляется ребенку со словами: «Посмотри, здесь нарисована девочка». Далее ребенку задаются следующие вопросы:
Если она из своей клеточки пойдет вправо на одну клеточку, то где она окажется? Что она там найдет? Сколько? Дальше она из этой клеточки пойдет вверх тоже на одну клеточку. Где она окажется? Сколько у нее теперь стало морковок? Теперь она идет на одну клеточку влево. Где она теперь будет? Сколько теперь у нее морковок? Девочка идет еще на одну клеточку влево. Где она окажется теперь? Здесь зайчик попросил у нее 2 морковки. Сколько у нее их осталось? Она идет еще на одну клеточку вниз. Где она окажется? Сколь- ко у нее теперь морковок? Что — нибудь изменилось? Девочка идет вниз. Кого она встретила? Она отдает ей 2 мор- ковки. Сколько у нее их осталось?
Если на первых вопросах педагог видит, что ребенок никак не реагирует на них и не может ответить, и при этом есть подозрения, что он про- сто не понял инструкцию или слишком зажат, то он может разрешить ребенку пальцем двигаться по таблице вслед за инструкцией. Сам педагог ничего не показывает.
Критерии оценки. Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 2 балла, если он правильно выполнил 5-6 действий из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 1 балл, если он правильно выполнил 3-4 действия из 6 возможных.
Выполнение ребенком этого субтеста оценивается в 0 баллов, если он правильно выполнил 1 — 2 действия из 6 возможных.
В протоколе тестирования необходимо отмечать правильность выполнения ребенком как арифметического действия, так и пространственной ориентировки. Для этого в клеточке, соответствующей каждому «шагу», надо отмечать знаком «+» или «-» в левой верхней части клеточки — правильность счета, в нижней правой части — правильность направления. Подробное ведение протокола необходимо для дальнейшего консультирования, которое может быть необходимо при недостаточно высоких набранных баллах.
Субтест 3.
Последовательные картинки.
Аналогичный субтест применяется в тестах Бине — Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно — следственных, пространственно — временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Mы предлагаем детям наборы из 6 картинок (см. Стимульный материал, карточки № За и Зб), поскольку наш опыт показал, что детям этого возраста составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее, чем по шести, — очень просто.
Инструкция. Общую карточку со стимульным материалом необходимо разрезать на части и, перемешав их, положить перед ребенком со словами: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую — нибудь историю (составь рассказ)».
Критерии оценки. Если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ, то он получает 2 балла.
Если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с помощью взрослого) или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности, то он получает 1 балл.
Если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок, то в этом случае он получает 0 баллов.
Субтест 4
Геометрические фигуры.
Этот субтест не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство. Для этого субтеста используются фигурки, вырезанные из карточки 4а, в качестве образца используется карточка 4б.
Инструкция. На стол перед ребенком цветной стороной вверх выкладываются геометрические фигурки и образец. Ребенку предлагается рассмотреть образец и рядом на столе составить точно такую же фигуру из отдельных частей.
Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он правильно собрал всю фигурку.
Ребенок получает 1 балл, если он правильно собрал «туловище, голову и ноги» геометрического человека.
Ребенок получает 0 баллов, если фигура у него совсем не получилась.
Субтест 5. Аналогии.
Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии. Инструкция. «Я буду называть тебе три слова. Два из них подходят друг другу, являются парой. Тебе надо будет придумать слово, подходящее по смыслу к третьему слову, то есть найти ему пару.
Содержание диагностики
Слова такие: — ОКУНЬ — РЫБА, а РОМАШКА — …? (цветок).
— МОРКОВЬ — ОГОРОД, а ГРИБЫ — …? (лес).
— ЧАСЫ — ВРЕМЯ, а ГРАДУСНИК — …? (температура).
— ГЛАЗ — ЗРЕНИЕ, а УШИ — …? (слух).
— ДОБРО — ЗЛО, а ДЕНЬ — …? (ночь).
— УТЮГ — ГЛАДИТЬ, а ТЕЛЕФОН — …? (звонить).
Другие варианты: — ГОЛУБЬ — ПТИЦА, а ВАСИЛЕК — …? (цветок).
— ОГУРЦЫ — ГРЯДКА, а ШИШКИ — …? (лес).
— САМОЛЕТ — ПИЛОТ, а АВТОМАШИНА — …? (водитель, шофер).
— РАДИО — СЛУХ, а ТЕЛЕВИДЕНИЕ — …? (зрение, смотреть).
— ДЕНЬ — НОЧЬ, а БЕЛОЕ — …? (черное).
— ЗАЯЦ — ЖИВОТНОЕ, а ЩУКА — …? (рыба).
— ГРИБЫ — ЛЕС, а ПШЕНИЦА — …? (поле).
— ШКОЛА — УЧИТЕЛЬ, а БОЛЬНИЦА — …? (врач).
— ФОНАРЬ — СВЕТИТЬ, а КАРАНДАШ — …? (рисовать).
— КНИГА — ЧИТАТЬ, а МУЗЫКА — …? (слушать, играть, сочинять).
— ДЛИННОЕ — КОРОТКОЕ, а ЛЕТО — …? (зима).
Здесь курсивом приведены ожидаемые правильные ответы. Иногда дети отвечают неожиданно, остроумно и верно по смыслу, но не тем словом, которое ожидается. Например, в паре «Градусник — температура» некоторые дети говорят не «температура», а «болезнь», и такой ответ является правильным по смыслу, хотя и не является точной копией того, что подразумевается. Такие ответы мы засчитываем как верные и особо отмечаем в протоколе.
Критерии оценки. Ответ ребенка оценивается в 2 балла, если он нашел правильное слово в 5-6 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 1 балл, если он нашел правильное слово в 3-4 случаях из 6 возможных.
Ответ ребенка оценивается в 0 баллов, если он нашел правильное слово в 1 — 2 случаях из 6 возможных.
Субтест 6. Логопедический
Цель этого теста — в самом общем виде оценить особенности звуко- произношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей. Инструкция. Часть 1.»Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен раз- делить их на части, хлопая в ладоши». Здесь надо продемонстрировать ребенку, как это делается: учитель произносит по слогам слово, например КРОКОДИЛ, сопровождая каждый слог хлопком в ладоши, а затем просит ребенка сделать то же самое с предложенными ему словами: — САМОВАР — ПОДУШКА. Эти слова можно заменять на другие трехсложные.
Часть 2.Назови первый и последний звуки в словах: — БЕРЕТ — ВОЛНА — АТАМАН — УТКА. Слова можно менять, имея в виду, что они подобраны таким образом, что в первом слове оба звука согласные, во втором: первый — согласный, последний — гласный, в третьем: первый — гласный, последний — согласный, в четвертом — оба звука гласные. Наверное, логопедическое задание можно подобрать и другое, но на- ша практика показывает, что спрогнозировать логопедические трудности по качеству выполнения именно этого субтеста можно достаточно надеж- но, особенно, если у ребенка наблюдаются трудности и при выполнении других вербальных субтестов (Аналогии, Чтение, Составление слов). Критерии оценки. Ребенок получает 2 балла, если он правильно произносит все звуки, правильно делит слова на части, правильно называет звуки (или ошибается, но исправляет ошибку самостоятельно). Ребенок получает 1 балл, если он 2-3 звука произносит с искажениями или ошибается при выполнении первой или второй части задания.
Ребенок получает 0 баллов, если он многие звуки произносит неправильно или с заданиями справляется с трудом, сам ошибки не исправляет, ему постоянно требуется помощь взрослого.
Субтест 7. Запрещенные слова.
По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности. Инструкция. Педагог говорит ребенку: » Я предлагаю тебе поиграть в игру «ДА и НЕТ не говорите и ЦВЕТА не называйте». Я буду задавать тебе вопросы, а ты — отвечать. Правило игры такое: надо правильно ответить на вопрос, но при этом нельзя произносить слова «ДА» и «НЕТ» и нельзя называть никакие ЦВЕТА. 1. Кошки живут в воде?
2. Летом небо какое?
3. Вода мокрая?
4. Взрослые любят играть?
5. Ты мальчик?
6. Какие ты любишь яблоки?
7. У меня глаза какие (сделать ребенку «глазки»)?
8. На тебе одежда прозрачная?
9. Снег черный?
10. Летом трава какая?
11. Крокодилы летают?
12. Холодильник какой?
Педагоги имеют право менять вопросы, оставляя неизменным их количество — двенадцать. Критерии оценки. Если ребенок принимает и соблюдает правила игры, отвечает , быстро и правильно на 9 — 12 вопросов, то он получает 2 балла.
Если ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с тру дом находит правильные ответы на 4 — 8 вопросов, то он полу- чает 1 балл.
Если ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы, или соблюдает правила, но при этом его ответы неправильные по смыслу, правильно отвечая всего на 1-3 вопроса, то он получает 0 баллов.
В анкете — протоколе необходимо каждый ответ отметить знаком «+» или «- «.
Субтест 8.
Ключи.
Это задание мы ввели для того, чтобы дать возможность сильным, развитым детям проявить свои способности. Поскольку этот субтест достаточно сложен, с ним справляются далеко не все дети. Субтест направлен на диагностику сформированности у ребенка умения выявлять закономерности и использовать их. К тому же по результатам выполнения этого субтеста педагог может сделать заключение о развитии тонкой моторики у ребенка и о возможном левшества.
В качестве стимульного материала используется карточка №5. Изображенные на ней предметы (ключи) изменяются по четырем признакам: форме головки ключа (треугольная, квадратная, круглая), форме бородки (прямоугольная, с двумя зубцами и с тремя зубцами), по количеству полосок на бородке (одна, две и три) и по количеству треугольников на бородке (один, два и три).
Инструкция. Педагог предъявляет ребенку карточку с нарисованными на ней ключами и говорит при этом: «Посмотри, какие здесь нарисованы ключики. Видишь, они разные, но при этом все — таки повторяются. Подумай и попробуй отгадать, какой ключик не дорисован, какого ключика здесь не хватает. Тебе нужно будет дорисовать его вот здесь (дать ребенку Анкету — протокол с недорисованным шаблоном — см. Анкету для ребенка, «Место для рисунков ребенка»).
Kpumepuu оценки. Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 3 или 4 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 2 балла.
Если на тестовом рисунке ребенок правильно обозначил 1 или 2 изменяющихся признака, то его результат оценивается в 1 балл.
Если на тестовом рисунке ребенок не обозначил правильно ни одного из изменяющихся в ключах признаков, то его результат оценивается в 0 баллов.
Субтест 9.
Чтение.
Педагоги начальной школы считают необходимым знать исходный уровень владения грамотой у детей, поступающих в школу, и это задание было включено в диагностический комплекс по их просьбе. Для этого субтеста стимульный материал представлен в двух видах: в виде текстов (см. карточку №6) — для детей, умеющих читать и в виде букв (см. карточку №7) — для детей, не умеющих читать. Карточка 6 содержит три варианта стимульного материала, для проведения диагностики надо разрезать ее на части и в каждом конкретном случае давать ребенку только один из них.
Инструкция. Педагог спрашивает у ребенка, умеет ли он читать. Если ребенок отвечает утвердительно, то имеет смысл предложить ему текст с просьбой прочитать его (Стимульный материал, карточка №6), если нет, то стоит показать карточку с буквами (Стимульный материал, карточка №7) и попросить их назвать.
Критерии оценки. Ребенок получает 3 балла, если он читает бегло, словами. Ребенок получает 2 балла, если он читает слогами, понимая прочитанное. Ребенок получает 1 балл, если он знает хотя бы 10 из показанных букв. Ребенок получает 0 баллов, если он знает меньше 10 из показанных букв.
Это единственный субтест, который оценивается по 4-х балльной шкале.
Субтест 10. Рисунок человека
Тест «Рисунок человека» является одним из самых распространенных в психологии. Он используется в самых разных областях психологии и с самыми разными целями. В нашем случае субтест позволяет выявить сформированность образных и пространственных представлений у ребенка и уровень развития его тонкой моторики. Рисунок человека дает также общее представление об интеллекте ребенка в целом.
Инструкция. Педагог дает ребенку Анкету для ребенка и, показав ему место для рисования, просит: «Нарисуй, пожалуйста, здесь человека».
Критерии оценки. Задание оценивается в соответствии с образцом: Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №1 и 2, то ребенок получает за этот субтест 2 балла.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные №3 и 4, то ребенок получает за этот субтест 1 балл.
Если рисунок ребенка похож на образцы, обозначенные № 5 и 6, то ребенок получает за этот субтест 0 баллов.
Субтест 11. Составление слов.
Этот субтест достаточно сложен, для успешного выполнения его ребе- нок должен хорошо владеть навыками чтения, иметь некоторые творческие задатки, а также обладать достаточно высоким уровнем общей осведомленности. С этим заданием, по нашей статистике, справляются далеко не все, но сильные, хорошо подготовленные к школе дети, обычно демонстрируют высокие результаты. В качестве стимульного материала используется карточка №8. На ней написано 4 слова, одно из которых (ПОСУДА) является образцом и используется во всех случаях для демонстрации задания и объяснения инструкции. Три других слова являются тремя возможными вариантами задания и каждому конкретному ребенку на- до предъявить для выполнения субтеста только одно из них.
Инструкция. Педагог показывает ребенку карточку с написанным на ней словом и говорит: «Посмотри, здесь написано слово ПОСУДА. Оно состоит из букв. Из букв этого слова можно составить другие слова, например, СУП, СОДА, СУД, САД (показать рукой соответствующие буквы в слове ПОСУДА). А теперь я тебе предлагаю слово … и из его букв ты попробуй составить свои слова».
Критерии оценки. Если ребенок составил два или больше слов, то он получает за выполнение этого субтеста 2 балла.
Если ребенок составил хотя бы одно слово, то он получает за выполнение этого субтеста 1 балл.
Если ребенок не составил ни одного слова, то он получает за выполнение этого субтеста 0 баллов.
Итак, мы получаем заполненную Анкету — протокол собеседования с ребенком, в котором отмечено знаком «+» количество баллов, набранное ребенком за выполнение каждого из 11 субтестов. Сумму баллов мы обычно сообщаем родителям, обязательно даем положительную оценку тому, как ребенок работал, отмечаем его сильные стороны.
nsportal.ru
Психологическая диагностика в деятельности психолога
Психологическая диагностика как один из основных видов деятельности практического психолога занимает довольно значительное место в его работе. Без нее не могут быть осуществлены должным образом ни психопрофилактика, ни психотерапия, ни консультирование, ни экспертиза, ни проверка эффективности педагогического и лечебного процесса. Психодиагностика требуется в ситуациях уточнения структуры нарушений развития и учебной деятельности детей, дифференциальной диагностики психических заболеваний, обоснования путей эффективного коррекционно воспитательного воздействия и т. п.
В компетенцию и обязанности психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. Поэтому именно психодиагностика как деятельность по выявлению психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся, особенностей развития их интересов и способностей и т. п. занимает в настоящее время одно из центральных мест в работе школьной психологической службы.
Задача психодиагностики, по определению К. М. Гуревича, состоит в сборе информации об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна и им самим и тем, кто с ними работает.
Особенности диагностической работы. Психодиагностика в системе психологической службы имеет свои принципиальные особенности. В ряде исследований отмечается прежде всего необходимость различать психодиагностику «научно-исследовательскую» и «научно-практическую».
Если задача первой — установить определенные закономерности психического развития, то цель второй — ответить на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психологического явления или нарушения. При этом диагностика причин не является для практического психолога самоцелью, она всегда подчинена главной задаче — разработке рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития.
Итак, психодиагностика сама по себе бессмысленна, но ее данные необходимы для того, чтобы: 1) обеспечить контроль за динамикой психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось как можно раньше; 2) дать возможность психологу определить программу дальнейшей работы с ребенком с целью создания оптимальных условий развития как для слабых, так и для сильных учащихся, «подтягивания» их на более высокий уровень; 3) установить направление продуктивного развития учащихся, обнаруживающих особые способности; 4) проверить, насколько эффективной оказывается психопрофилактическая работа, проводимая психологом; 5) провести сравнительный психологический анализ различных систем, подходов, методов воспитания и обучения с целью выявления их развивающего эффекта и выработки соответствующих рекомендаций; 6) выбрать наиболее актуальную для образовательного учреждения тематику психологического просвещения и т. д. и т. п.
Поэтому в рамках психологической службы речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о коррекции или развитии. Они существуют в деятельности психологов как единый по самой сути своей вид работы: диагностике-коррекционный, или диагностико-развивающий. При этом психолог не просто ставит диагноз и разрабатывает программу дальнейшего развития тех или других сторон личности, способностей учащегося, но и следит за выполнением данных им рекомендаций, а в значительной части случаев сам осуществляет психологическую часть коррекционной, воспитательной (развивающей) работы.
Психодиагностика в образовательном учреждении должна быть тесно связана с педагогической проблематикой, в этом ее основной смысл. Она всегда предполагает в конечном счете выбор наиболее подходящего педагогического воздействия, а также создание тех или иных психологических условий.
Основная научная категория, с которой работает педагог-психолог в рамках психодиагностической деятельности, – это категория возрастной нормы развития личности и возрастной нормы психического развития. Кроме того, психодиагност обязан знать этические нормы применения результатов своей работы.
Учитывая специфику диагностики в системе психологической службы образования, некоторые исследователи определяют ее как психолого-педагогическую диагностику и основными ее задачами считают, во-первых, контроль динамики психического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в детских учреждениях, и коррекцию развития с целью создания оптимальных возможностей и условий развития для слабых и сильных учащихся, подтягивания их на более высокий уровень, а также установления правильного направления развития детей, обнаруживающих особые способности; во-вторых, сравнительный анализ развивающего эффекта различных систем воспитания и обучения с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающей функции.
Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного ребенка, как происходит развитие его индивидуальности. В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л.С. Выготский. Он предупреждал, что мы никогда не поймем до конца человеческой личности, если будем рассматривать ее статически, как сумму проявлений, поступков и т. п., без единого жизненного плана этой личности, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс.
Т.О. Специфика психодиагностики в школьной психологической службе заключается в том, что:
Главное назначение диагностики в психологической службе — не сравнение детей друг с другом (хотя это тоже очень важно), а глубокое проникновение во внутренний мир конкретного ребенка. Перед практическим психологом стоит задача изучения того, как конкретный ребенок познает и воспринимает сложный мир знаний, социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного школьника, как происходит становление его индивидуальности.
В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от воспитателей, учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Л.С. Выготский предупреждал: «Исследователь должен помнить, что, отправляясь от данных, от признаков, от симптомов, он должен изучить и определить особенности и характер процесса развития, который непосредственно не дан ему, но который в действительности лежит в основе всех наблюдаемых признаков. Таким образом, в диагностике развития задача исследователя заключается не только в установлении известных симптомов и их перечислении или систематизации и не только в группировке явлений по их внешним, сходным чертам, но и исключительно в том, чтобы с помощью мыслительной обработки этих внешних данных проникнуть но внутреннюю сущность процессов развития».
Процедура диагностико-коррекционной деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна и очень слабо разработана.
С учетом указанных разработок, а также опыта практических психологов образования современные исследователи предполагают определенную последовательность или этапы осуществления диагностико-развивающей, диагностико-коррекционной работы: 1) изучение практического запроса; 2) формулировка психологической проблемы; 3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений; 4) выбор метода исследования; 5) использование метода; 6) формулировка психологического диагноза, которая должна обязательно содержать и прогноз дальнейшего развития ребенка, причем прогноз как бы в двух направлениях: при условии, если с ребенком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет; 7) разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы с учащимися; 8) осуществление этой программы, контроль за ее выполнением.
infourok.ru
Психологическая диагностика
В системе профконсультирования наиболее развитыми являются средства психодиагностики [1, 11, 12, 16, 26]. Однако опыт работы свидетельствует о том, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов [29]. Еще большее число психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.
Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение различных задач, возникающих в деятельности практических психологов. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разнообразных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, неодинаковые профессиональные убеждения, связаны с индивидуальными профессиональными ценностями и критериями.
Однако различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средства консультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам, по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.
Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты и доступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективно решали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисных ситуаций? Возникает ряд вопросов, связанных с использованием тестирования в консультировании.
В каких случаях целесообразно психологическое тестирование?
Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психического состояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологу нередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это – измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностика профпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критических состояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении, подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов.
Что мешает применению тестирования в психологическом консультировании?
Корректное использование психодиагностических методик является одним из условий повышения эффективности работы психолога. Сомнения некоторых психологов по поводу целесообразности использования психологических тестов в практической работе с клиентами вызваны возможностью возникновения ряда психологических барьеров, как со стороны психолога, так и со стороны клиента.
Клиент может опасаться раскрытия собственных личных качеств или неправильного использования результатов тестирования. Кроме того, он может пассивно и потребительски относиться к процессу консультирования.
В свою очередь, психолог может считать, что стандартизированная процедура психологического тестирования мешает установлению неформального контакта с клиентом. Он также может недостаточно доверять результатам тестирования из-за того, что в своей практике сталкивался с тестами сомнительной надежности или имеет не слишком четкое представление об их конструкции. Наконец, он может просто недостаточно хорошо владеть используемой психодиагностической методикой или не иметь в своем личном распоряжении тестов, подходящих для решения конкретной задачи.
Когда использование тестирования в консультировании не требуется?
Иногда психологи считают, что применение стандартных психометрических средств необходимо лишь в процессе научного исследования, а в практической работе полагаются на свой опыт общения с клиентом. Такой подход к решению психологических задач в ряде случаев может быть оправдан, поскольку тестирование требует определенных затрат времени и сил, а также дополнительной квалификации психолога.
Консультационные ситуации можно разделить на три класса по продолжительности и глубине работы с клиентом:
краткосрочное консультирование, направленное на решение частных проблем клиента,
длительное консультирование, ориентированное на личностные изменения клиента,
консультирование большого количества клиентов в условиях дефицита времени.
В случаях работы с клиентом, требующих оперативного реагирования психолога, стандартные тесты ещене требуются, и психолог может использовать консультационные приемы без учета индивидуальных особенностей клиента или ориентироваться на его поведенческие признаки, проявляющиеся в ходе консультативной беседы.
В случаях длительной и углубленной индивидуальной работы с клиентом тесты могут ужене потребоваться, поскольку близкий контакт и непосредственное знакомство дают психологу необходимую диагностическую информацию о клиенте.
Однако в случаях массовой работы с большим потоком клиентов не использовать преимущества тестовой психометрической технологии вряд ли целесообразно.
Что дает тестирование в консультировании?
Во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений.
Во-вторых, использование стандартных методик позволяет использовать богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов.
В-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
В-четвертых, экономичность тестов позволяет автоматизировать их на компьютере или же использовать не очень высоко квалифицированный персонал, освобождая психологов от значительной части рутинной деятельности, давая тем самым возможность решать более сложные и неотложные задачи.
Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:
позволяет с достаточной степенью объективности выявить психологические особенности и состояние клиента,
помогает установить контакт, присоединиться к клиенту,
может облегчить формирование и поддержание доверия клиента,
является источником материала для структурирования беседы,
дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента,
может служить средством воздействия на клиента.
Что требуется от психолога для использования тестирования?
Эффективное использование стандартизированных психодиагностических средств требует от психолога овладения навыками проведения конкретных тестовых методик, знания содержания диагностических показателей и умения их интерпретировать, умения планировать психодиагностическое обследование клиента в соответствии с его запросами и ожиданиями, содержанием изучаемой проблемы и объективными условиями работы. Для решения нестандартных задач психолог должен не только быть подготовлен для пользования существующими стандартными тестовыми методиками, но и уметь разрабатывать и применять новые методы, анкеты, тесты, в том числе автоматизированные варианты таких методик. Базой для такой деятельности являются знания в области измерения и шкалирования, статистической обработки данных, информатики и компьютерной техники.
Какие методики психологической диагностики используются в консультировании?
В зависимости от продолжительности диагностической процедуры, содержания получаемой информации, степени ее надежности и достоверности можно выделить три уровня психологической диагностики: экспресс-, углубленная и глубинная диагностика.
а) Экспресс-диагностикахарактеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и самотестирования, возможностью выявления групп риска. Может включать в себя анкету «Ориентация» [43], характерологическую анкету, анкету профессиональной направленности личности Голланда, индикатор типов личности Майерс-Бриггс, интеллектуальный тест Вандерлика, личностный опросник Айзенка и т. п. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой предназначена для решения следующих задач:
оперативное получение информации о некоторых профессионально важных качествах клиента, прежде всего о его профессиональных интересах и склонностях, а также общих способностях,
выбор направления для профессионального обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента,
выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе, включая углубленную диагностику.
Использование методик экспресс-диагностики не является основанием для оценки профпригодности и выявления психологических противопоказаний к конкретным профессиям и недопустимо в целях профотбора.
б) Углубленная диагностикахарактеризуется максимальной валидностью и надежностью результатов, избыточностью получаемой информации, возможностью выявления профессиональных противопоказаний. К данной категории могут быть отнесены Патохарактерологический диагностический опросник Личко (ПДО), Миннесотский многошкальный личностный опросник (MMPI) [9, 26, 34], Калифорнийский личностный опросник (CPI), тест структуры интеллекта Амтхауэра (IST), тест прогрессивных матриц Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, тест социального интеллекта·Гилфорда, тест творческого мышления·Торренса, фрустрационный тест Розенцвейга и др.
Углубленная психологическая диагностика на основе индивидуального или группового бланкового тестирования с последующей компьютерной обработкой или на основе индивидуального тестирования на компьютере предназначена для решения следующих задач:
прогнозирование вероятности и содержания затруднений в обучении, трудоустройстве и профессиональной деятельности,
оценка психологической профессиональной пригодности к различным типам и классам профессий,
выявление психологических противопоказаний к конкретной профессии,
уточнение оценки нервно-психического состояния клиента и выявление скрытых психологических отклонений.
Использование методов углубленной психодиагностики для профориентации клиента целесообразно в случаях, когда:
профессиональные интересы и склонности клиента слабо выражены или недостаточно дифференцированы,
существует противоречие между профессиональными склонностями и представлениями клиента о своих профессиональных способностях,
клиент стремится выбрать профессию, предъявляющую повышенные требования к человеку,
нужна объективная информация о клиенте, необходимая для оказания ему психологической поддержки,
специалист испытывает затруднения в работе с клиентом, вызванные теми или иными психологическими барьерами в общении или излишним эмоциональным напряжением клиента.
в) Глубинная диагностикапредназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Включает в себя ряд проективных и психосемантических методов, таких как методика рисуночных метафор «Жизненный путь», методика психосемантической диагностики скрытой мотивации (ПДСМ), методика цветовых метафор [38]. В частности, методика ПДСМ позволяет получать точную количественную информацию о содержании и степени выраженности потребностей, мотивов и отношений конкретного человека. Методика в достаточной мере защищена от неискренности испытуемого. Она дает возможность выявлять не только те мотивы, о которых испытуемый сообщает другим людям, но также те, которые он скрывает от других или даже от самого себя. Если традиционные психологические тесты и анкеты позволяют получить ответы на вопросы о том, как человек ведет себя в разных ситуациях, что он говорит о себе и других людях, то методика ПДСМ дает возможность узнать, что человек думает и чувствует на самом деле. В профконсультировании методы глубинной диагностики могут использоваться для определения подлинных мотивов выбора профессии, интересов и увлечений, отношения к учебе, работе и другим видам деятельности, отношения к себе и другим людям, ведущих жизненных ценностей, планов и представлений о будущем, содержания забот, источников страхов, проблем, вытесненных комплексов и т. д. При этом методики цветовых и рисуночных метафор сочетают в себе свойства экспресс-диагностики и глубинной диагностики. С одной стороны, они требуют незначительных временных затрат на проведение, с другой стороны – ориентированы на выявление глубинных переживаний и отношений.
studfiles.net
Психологическая диагностика
Психологическая диагностика, являясь одним из ключевых направлений в деятельности практикующего специалиста, обладает существенным весом во всей его работе. Так, без нее становится невозможным осуществление ни психпрофилактики, ни консультирования, ни экспертизы. Психологическая диагностика является определяющим компонентом проверки эффективности лечебного и педагогического процесса. Она необходима при уточнении в структуре расстройств развития и способностей к обучению у детей, при дифференцировании патологий, для обоснования способов наиболее результативного коррекционного и воспитательного влияния и прочего.
Эта отрасль науки предусматривает различные психодиагностические методики. Они разрабатываются и применяются для наиболее эффективного распознавания индивидуальных человеческих способностей.
В практическом смысле психологическая диагностика является процессом определения того или другого заболевания. При этом описание состояния осуществляется при помощи определенных приемов; оно может являть собой элемент эксперимента либо выступать в качестве самостоятельного способа исследования. Диагностика личности, кроме того, может представлять собой и область деятельности практикующего специалиста.
Практическое использование этого направления науки отмечается в различных сферах работы специалиста. Так, например, психологическая диагностика применяется психологом и при проведении консультирования или коррекции, и в случаях, когда он является автором или участником исследований или экспериментов. Однако, как показывает практика, чаще всего это направление деятельности является самостоятельным, отдельным видом практики.
Целью психодиагностики является постановка психологических диагнозов – оценка имеющегося психологического состояния людей.
При обследовании специалисты определяют три главных этапа:
- Сбор информации.
- Переработка и интерпретация полученных данных.
- Постановка диагноза или формулирование прогноза.
Если рассматривать с теоретической стороны, то дисциплина имеет дело с постоянными и переменными показателями, которые дают характеристику внутреннему миру человека. С одной стороны психологическую диагностику можно рассматривать как способ, при помощи которого осуществляется проверка теоретических построений. С другой же стороны – эта дисциплина отражает способ движения от обобщения и абстрактной теории к конкретным фактам.
Психодиагностика способствует решению нескольких задач.
Так, дисциплина позволяет установить у человека (людей) те или другие психологические качества и свойства либо особенности поведения. Кроме того, психодиагностика описывает диагностируемые поведенческие и психологические особенности в тех ситуациях, когда необходимо. Дисциплина позволяет определить уровень развитости того или другого свойства, выразить его в конкретных качественных и количественных величинах. Психодиагностика способствует также выявлению степени развитости исследуемых характеристик у различных людей.
Все указанные выше задачи решаются в рамках дисциплины, как самостоятельно, так и в комплексе. Это, главным образом, зависит от цели осуществляемого исследования. При этом необходимо отметить, что практически во всех случаях, кроме качественного описания полученных результатов, необходимо владение приемами количественного анализа.
Среди основных методов психодиагностики следует выделить опросные, продуктивные, утверждающие, действенные, бессознательные, физиологические, осознанные, сенсорные, технические, бланковые и прочие. При этом один и тот же прием может квалифицироваться в соответствии с различными критериями, в связи с чем, может относиться к разным классификационным группам.
fb.ru
Название методики | Цель | Автор | Источник | Примечание | |
1 и 2 младшие группы | |||||
1 | Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5 г. | Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. | Э. Й. Кипхард | Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. | Заполняется родителем или педагогом |
2 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
3 | Наблюдение за адаптацией | Анализ адаптации вновь поступающих детей | Модификация | Разработано на основе нескольких источников | |
Средние группы | |||||
1 | Анкета «Мой ребенок» (диагностика сенсомоторного и социального развития ребенка) 3,5 или 4 года | Диагностика соответствия возрастной норме зрительного и слухового восприятия, крупной и мелкой моторики, речи, социального развития. | Э. Й. Кипхард | Кипхард, Эрнест Й. Как развивается ваш ребенок? Пер. с нем. –М: Теревинф, 2006. | Заполняется родителем или педагогом |
2 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
3 | Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей средних групп | ||||
ЗМК (нарисовать круг, крест, треугольник и квадрат). | Диагностика зрительно-моторной координации | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | |||
«Рисунок человека» | Диагностика общего интеллектуального развития | Гудинаф-Харис. | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | ||
«Дорожки», «Обведи по точкам» | Диагностика развития моторики руки | ||||
«Дорисовывание» (овал). | Диагностика уровня развития воображения | ||||
«Раскрась кружки названным цветом», «Раскрась картинки». | Диагностика восприятия цвета | Авторская модификая | |||
«Раскрась фигуры заданным цветом», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Авторская модификая | |||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Авторская модификая | |||
«4-й лишний». | Диагностика мышления | ||||
Старшие группы | |||||
1 | Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. |
«Рисунок семьи» | Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи. | ||||
Рисунок «Я в детском саду» | Быкова М. | ||||
Диагностический комплект для групповой диагностики познавательного развития детей старшей группы | |||||
«Рисунок человека» | Диагностика общего интеллектуального развития | Гудинаф-Харис. | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | Бланк 1 | |
«Зачеркни названные картинки». | Диагностика уровня развития слуховой памяти | Бланк 1 | |||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Бланк 1 | |||
«Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). | Диагностика эмоционального состояния ребенка | Бланк 1 | |||
«Раскрась звезды названным цветом». | Диагностика восприятия цвета | Бланк 1 | |||
«Дорисовывание» | Диагностика уровня развития воображения | Дьяченко. | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2 | |
«Раскрась рисунок по заданному расположению». | Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве. | Бланк 2 | |||
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Бланк 2 | |||
ЗМК | Диагностика зрительно-моторной координации — | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2 | ||
«4-й лишний». | Диагностика мышления. | Бланк 3 | |||
«Запомни и проставь значки». | Диагностика зрительной памяти. | Бланк 4 | |||
«Кодирование». | Диагностика уровня развития внимания | Бланк 5 | |||
Подготовительные группы | |||||
Диагностика неконструктивного поведения детей | Выявление детей с нарушениями поведения и личностной сферы для коррекционно-развивающих занятий | Вайнер М.Э. | Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционально развития дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2006 | Заполняется педагогом совместно с психологом по итогам наблюдений. | |
«Рисунок семьи» | Диагностика внутрисемейных отношений, эмоционального состояния ребенка к членам семьи. | ||||
Рисунок «Я в детском саду» | Быкова М. | ||||
Готовность к школе | Диагностика готовности к обучению в школе | Керн-Йерасек. | Готовим детей к школе. Диагностические методики выявления готовности детей к обучению в школе. В 3 частях /Составитель И.В. Захарюта. Ростов –н/Д, 1997 | ||
Выбор школы | Нежнова | Диагностика дошкольников. Феникс, 2009 | |||
«Рисунок человека» Гудинаф-Харис. | Диагностика общего интеллектуального развития | С.С. Степенов Диагностика интеллекта. | Бланк 1 | ||
«Зачеркни названные картинки». | Диагностика уровня развития слуховой памяти | Авторская модификация | Бланк 1 | ||
«Обведи заданное время года». | Диагностика восприятия времен года | Авторская модификация | Бланк 1 | ||
«Методика цветопредпочтения» (Волшебный торт»). | Диагностика эмоционального состояния ребенка | Бланк 1 | |||
«Раскрась звезды названным цветом». | Диагностика восприятия цвета | Бланк 1 | |||
Дорисовывание» | Диагностика уровня развития воображения | Дьяченко | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2 | |
«Раскрась рисунок по заданному расположению». | Диагностика восприятия пространства, ориентировки в пространстве | Авторская модификация | Бланк 2 | ||
«Поставь в фигуре заданный знак», «Найди соответствие: предмет – форма». | Диагностика восприятия формы | Бланк 2 | |||
ЗМК | Диагностика зрительно-моторной координации | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 | Бланк 2, | ||
4 лишний | Диагностика мышления | Лурия | Худик В.А. Психологические методики исследования личности: исключение предметов. – К.: Здоровье, 1994 | Бланк 3 | |
«Запомни и проставь значки». | Диагностика зрительной памяти | Бланк 4 | |||
«Кодирование» | Диагностика уровня развития внимания | Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. И.В. Дубровиной. –М.: издательский центр «Академия», 1998 |
www.psixologicheskoezerkalo.ru
Психодиагностика в психологическом консультировании и психотерапии
Психодиагностика (от греч. рsyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В современном обществе практически не осталось сфер, где бы не использовались психологические знания и методы психологической диагностики. Сегодня обоснованные научно психологические методы выявления и оценки тех или иных состояний человека, его настроения или способностей – лежат в основе множества методик и тестов, которые используются очень широко. Например, в подборе кадров для определенного вида работы, для прогнозирования поведения в различных ситуациях, для выбора оптимальной программы обучения или при проведении судебной психолого-психиатрической экспертизы. Помимо того, психологические диагностические методы – один из инструментов научных исследований личности и межличностных отношений. В медицине уже давно было принято опираться на все возможные данные для постановки точного и ясного диагноза и выбора индивидуальной программы лечения. Психотерапия, как система лечебных воздействий на психику и через психику – на весь организм человека, имеет много точек соприкосновения с психологией и, в частности, с психологической диагностикой. И психологию, и психотерапию объединяет очень многое – та и другая изучает психику человека, и ту и другую интересуют личность и механизмы, как правило, невидимые глазом, влияющие на поведение человека. Но что именно может дать психодиагностика врачу-психотерапевту, чем помочь? Результаты психологического тестирования помогают врачу-психотерапевту правильно поставить диагноз, подобрать оптимальное лечение и наблюдать за процессом выздоровления человека. Если обобщить все виды психологической диагностики, то можно разделить их на четыре основных направления: дифференциальная диагностика, диагностика особенностей характера и личности, диагностика взаимоотношений между людьми (например, характера взаимодействия врача и пациента) и диагностика изменений в процессе лечения. Каждое направление решает свою задачу, важную для врача на том или ином этапе лечения. Например, часто на начальном этапе постановки диагноза врачу необходимо как можно быстрее и точнее определить заболевание, и поставить правильный диагноз, от которого будет зависеть лечение. Вот тогда он и отправляет пациента к клиническому психологу, который, используя свои методы, помогает выявить нюансы заболевания, трудноразличимые даже для опытного врача.
Диагностика личностных особенностей в психологии и психотерапии важна для подбора правильного, оптимального метода педагогического или лечебного воздействия на человека. Так, в процессе психотерапии психологическое воздействие происходит именно на личность человека, на систему отношений пациента, на его поведение. Каждый метод воздействия (например, гипноз), как любое медицинское воздействие, имеет свои показания и противопоказания. В данном случае одному человеку подходит гипноз, на другого это метод вообще не подействует или даже может навредить (усугубить заболевание). Тогда крайне важно становится определить особенности личности человека (социальные установки, возможные реакции, эмоциональный фон, характер самооценки и т.д.), учитывая которые врач подбирает метод воздействия. Третье направление психодиагностики касается прояснения важной информации взаимоотношений между двумя людьми или в группе. В психотерапии такая информация позволяет врачу формировать более глубокие и доверительные отношения с пациентом, что влияет на эффективность лечения. Или она позволяет врачу корректировать программу воздействий, уменьшая или облегчая для пациента негативные последствия, которые, так или иначе, возникают при лечении. Ещё одно направление психологической диагностики помогает психологу увидеть и понять изменения, происходящие с личностью, предсказывать возможные реакции в различных ситуациях или корригировать (исправлять, менять?) неадаптивные формы поведения. Например, в процессе психотерапии тот же уровень тревожности можно замерять несколько раз, отслеживать изменения, и помогать человеку снизить его до того уровня, который не будет его беспокоить и мешать нормально функционировать. В целом, с помощью психологической диагностики можно узнать очень много сторон, аспектов и нюансов личности человека: особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления, памяти и внимания), уровень интеллектуального развития и структуру интеллекта, эмоционально-волевые качества, характеристики самооценки, основные личностные черты, особенности мотивации и самосознания, а также многое другое. Возможности психодиагностики многомерны и часто зависят от задач, поставленных перед психологом: что именно нужно узнать о человеке? Если Вас интересуют эти вопросы, Вы всегда можете обратиться к психологу, опытному специалисту в области психодиагностики.
Психологическое тестирование Психологическое тестирование — это раздел психодиагностики, — психологической науки, которая разрабатывает принципы и методики для измерения индивидуально-психологических особенностей личности. На создание эффективного психологического теста уходит от 10 лет работы авторских коллективов. Качество теста обеспечивается многоступенчатой процедурой проверки и стандартизации его шкал. Тестов, прошедших адаптацию к российской действительности очень мало, поэтому выбор хороших психологических тестов для оценки конкретного человека и его ситуации стоит доверять только опытному специалисту по психодиагностике, а не просто психологу. Тесты и другие психодиагностические процедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Эта информация позволяет понять многое из уже случившегося в его судьбе, прогнозировать вероятные будущие достижения и успешно обойти многие препятствия па пути к личной цели. Тесты активно используются в психотерапии и психологическом консультировании. Детские психологи с помощью психологических тестов определяют готовность ребенка к обучению, уровень сформированности различных познавательных процессов. Большинство характеристик развития ребенка определяются уже и в старших группах детского сада. Выявление интеллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка причин академической неуспеваемости, решение проблем межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование учащихся — лишь некоторые из областей использования тестов в системе образования. Незаменимы тесты в судебно-психологической экспертизе — это система психологических исследований личности и деятельности для уточнения сведений, помогающих следствию и суду в установлении объективных причин поведения и отношений участников судебного процесса. Профориентирование, изменение профессии, развитие карьеры — тоже одна из сфер психологического тестирования. Многие виды профессий предполагают наличие у человека тех или иных психологических качеств. К сожалению, не все они поддаются развитию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на занятие некоторыми видами деятельности. Тесты позволяют вовремя обнаружить эти ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и вероятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной профессией. Многие тесты выявляют скрытые потенции человека, обнаруживая перспективные направления его профессионального роста. Психологическое тестирование дает объективную оценку качеств личности и коллектива и позволяет принимать оптимальные решения в области кадрового менеджмента: при приеме на работу, кадровых перемещениях, формировании кадрового резерва, комплектовании проектных групп, управленческой команды. Психологическое тестирование в кадровой работе может являться одним из этапов проектов по организационному развитию, обучению, подбору и оценке персонала. В Научно-практическом центре «Психотерапия» работают психологи, специализирующиеся на разных направлениях и методах психодиагностики. В зависимости от цели вашего обращения, специалисты Центра определяют направление психологического тестирования и комплекс методик, необходимых для получения достоверных результатов. Мы используем сертифицированные общепризнанные методики. Наши специалисты имеют высшее психологическое образование и богатый опыт применения этих методик на практике.
БОБРО Ксения Владиславовна Сделайте первый шаг — придите к психологу! |
psypnz.ru