Диагностика социометрия: Социометрия Дж. Морено (адаптация Коломинский Я. Л.)

Содержание

Психологические материалы — Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений («социометрия») Дж. Морено

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в сле­дующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требова­ние экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипа­тии нередко вызывает внутренние затруднения у опраши­ваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социо­метрии выбраны, они заносятся на специальную карточ­ку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по срав­нению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводить­ся в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ог­раничения числа выборов испытуемого. Если в группе на­считывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кро­ме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по на­правлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N- число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъек­том выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов явля­ется основной количественной константой социометричес­ких измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого инди­видуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данно­го варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия меж­личностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих свя­зей становится так много, что без применения вычисли­тельной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры яв­ляется большая вероятность получения случайного выбо­ра. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мо­тивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объясне­ния: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо ис­пытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь фор­мальной лояльностью к окружающим и к эксперимента­тору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследо­вателей попытаться изменить саму процедуру применения метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждо­му предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов ».

Многие исследователи считают, что введение «социо­метрического ограничения» значительно превышает надеж­ность социометрических данных и облегчает статистичес­кую обработку материала. С психологической точки зре­ния социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действи­тельно соответствуют предлагаемым ролям партнера, ли­дера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных от­ветов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометричес­кого ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социо­метрической процедуры состоит в том, что социометричес­кая константа (N-1) сохраняется только для системы по­лучаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для сис­темы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим огра­ничением). Введением величины d можно стандартизиро­вать внешние условия выборов в группах разной числен­ности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбо­ра. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

где Р — вероятность случайного события (А) социомет­рического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «соци­ометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является не­возможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «соци­ометрического ограничения» не позволяет судить об эмо­циональной экспансивности членов группы.

Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в груп­пе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соот­носительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внут­ригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая ан­кета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отноше­ния в производственной группе, группе досуга, во времен­ной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометричес­кой карточке после каждого критерия должна быть выде­лена графа, размеры которой позволили бы давать доста­точно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

Когда социометрические карточки заполнены и собра­ны, начинается этап их математической обработки. Про­стейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица. Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Резуль­таты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N — ЧЛЕНОВ

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает дос­таточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также со­циоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основ­ное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), про­изводится расчет социометрических индексов.

Социограмма. Социограмма — схематическое изображе­ние реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет про­извести сравнительный анализ структуры взаимоотноше­ний в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. 1).

Рис. 1

Социограммная техника является существенным допол­нением к табличному подходу в анализе социометрическо­го материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления груп­повых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания централь­ных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвя­занных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются поло­жительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов (рис. 2).

Социометрические индексы. Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психо­логические свойства личности в роли члена группы. Вто­рые дают числовые характеристики целостной социомет­рической конфигурации выборов в группе. Они описыва­ют свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, ин­тенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — со­вмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы оп­ределяется по формуле:

где Ci — социометрический статус i-члена,Ri — получен­ные i-членом выборы, ∑ — знак алгебраического суммиро­вания числа полученных выборов j-члена, N — число чле­нов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать опреде­ленную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. оп­ределенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть из­мерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаи­модействует с каждым, общается, непосредственно обме­нивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведени­ем воздействует на свойства целого. Реализация этого воз­действия протекает через различные социально-психоло- гические формы взаимовлияния. Субъективную меру это­го влияния подчеркивает величина социометрического ста­туса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято гово­рить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к ли­дерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необ­ходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi+ положительного и Сi, — отрица­тельного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, R — сделанные j-членом выборы (+, —).

C психологической точки зрения показатель экспансив­ности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы.

Выс­читывается по формуле

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

где Gg — взаимность в группе по результатам положи­тельных выборов, Aij+ — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформаль­ного лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин. ). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикаль­ным способом разрешения внутригрупповых проблем, при­чины которых следует искать не в симпатиях и антипати­ях членов группы, а в более глубоких источниках.

ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ (СОЦИОМЕТРИЯ)

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы.

Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9Следующая ⇒

 

 

Цель: Социометрический метод предназначен для диагностики эмоциональных отношений и взаимных симпатий между членами группы.

Социометрический метод позволяет:

· Измерить степень сплоченности-разобщенности в группе.

· Выявить взаимные позиции и отношения между членами группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, «звезды», «отвергаемые»).

· Обнаружить внутригрупповые «микрогруппы» во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для возможного переструктуирования межличностных отношений в группе.

Материалы: Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица, социограмма.

Порядок исследования и инструкция. Перед началом опроса следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность результатов, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов. Постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

 

Социометрическому опросу подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.


Возможны три основных способа выбора:

· Количество выборов ограничивается 3-5 именами, фамилиями.

· Разрешается полная свобода выбора; каждый участник может указать столько имен, сколько пожелает.

· Каждый испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения удобства и простоты обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов – третий. Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор.

Ниже приведен пример обследования группы на основе применения первого способа выбора: каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.

 

Бланк социометрического опроса:

 

Ф.И.О. класс (группа, курс)_______________________

 

Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы (курса, отдела, класса и т.д.), с учетом отсутствующих:

 

1. Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?

а)

6)

в)

2. Кого из представителей вашей группы Вы пригласили бы на свой день рождения?

а)

6)

в)

3. С кем из представителей своей группы ты пошел бы в многодневный поход?

а)

6)

в)

 

По результатам социометрического опроса составляется социоматрица.

Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

Взаимные выборы обводятся кругом (или выделяются другим способом).

 

№ л/п Ф.И.О. итого
И…ва                
П. ..в                
С…в      
 
         
Г.. ва                  
Д…в                
б З. ..на                  
Л…н                
К..на                        
Ж….н                    
Р.
..ва
  I          
Т… на                
Количество выборов
Количество взаимных выборов           4.5

 

Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом выборов (11 х 9)=99.

Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности» или Сгр:

Показатель хорошей групповой сплоченности — 0.6 — 0.7.

2. На основе социоматрицы строится социограмма, которая делает возможным наглядное представление результатов социометрии в виде «схемы-мишени».

Каждая окружность в соцограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг – это так называемая «зона звезд» в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

III. Третий круг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг – зона изолированных – это те, которые не получили ни одного очка.

Социограмма наглядно представляет наличие группировок; в коллективе и взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

 

Приложение 4.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

 

1. Тема воспитательного мероприятия, занятия, кто прово­дит. Цель занятия. Возраст учащихся: класс, группа. Место проведения.

2. Какие особенности данного коллектива можно отметить? Чем вызвана постановка целей данного занятия?

3. Конкретная обстановка проведения данного мероприятия; обстановка помещения; наличие наглядных пособий на стенах и стендах; место расположения участников. Какие технические средства привлечены для усиления воспитательного воздействия?

4. В какой степени, и при помощи каких средств информи­рованы школьники о данном занятии? В чем выразилась их об­щая и индивидуальная подготовка к данному занятию? Как был учтен возраст детей?

5. Как было организовано начало воспитательного занятия? Па какой психологический эффект была ориентирована мето­дика начала занятий?

6. Как и какими средствами выдерживалась основная цель на протяжении всего занятия? Внутренняя логическая связь всех частей материала.

7. Какими приемами осуществлялось воздействие на позна­вательную сферу деятельности школьников? Какие новые дан­ные были усвоены, их нравственное значение?

8. Как и какими приемами осуществлялось воздействие; на чувства? Какие чувства были активизированы, в чем нашла выражение эмоциональная активность? Как можно охарактери­зовать общую эмоциональную обстановку во время занятий?

9. Какие оценочные отношении были выработаны у школь­ников на данном воспитательном занятии?

10. Как была организована концовка данного занятия? В чем психологическое значение данной организации? Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?

11. Ваша общая оценка воспитательного занятия. Ваши предложения.

 

Приложение 5.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒



Читайте также:



Организация работы процедурного кабинета

Статус республик в составе РФ

Понятие финансов, их функции и особенности

Сущность демографической политии



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia. su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 161.97.168.212 (0.008 с.)

Диагностика межличностных отношений в бизнес-команде

Автор: Гулицкая Варвара Игоревна

Научный руководитель: Шукшина Людмила Викторовна

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 27. 06.2021 2021-06-27

Статья просмотрена: 39 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 5 (pdf)

Библиографическое описание:

Гулицкая, В. И. Диагностика межличностных отношений в бизнес-команде / В. И. Гулицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 300-304. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82897/ (дата обращения: 11.10.2022).



Проблема командообразования в бизнес-среде в наше время вызывает интерес у руководителей организаций, консультантов, научных деятелей менеджмента и психологии по всему миру — ведь именно слаженная работа сотрудников компании обеспечивает ее эффективное функционирование. В команде люди дополняют друг друга, работая в качестве взаимосвязанной системы, где каждый ее член выполняет свою уникальную функцию. В статье описывается часть эмпирического психологического исследования, посвященного изучению социально-психологических характеристик команды отдела продаж одной из косметических организаций, активно развивающейся на Российском рынке. Используя методики Дж. Морено и Т. Лири, мы получили сведения о групповой структуре, симпатиях и антипатиях, формально-неформальной статусной системе, а также о самооценке социально-психологических качеств членов команды.

Ключевые слова : команда, командообразование, социометрия, межличностные отношения.

Проблема командообразования в бизнес-среде в наше время вызывает интерес у руководителей организаций, консультантов, научных деятелей менеджмента и психологии по всему миру — ведь именно команда сотрудников компании обеспечивает ее эффективное функционирование. В команде люди дополняют друг друга, работая в качестве взаимосвязанной системы, где каждый ее член выполняет свою функцию и обладает уникальными характеристиками. Грамотно подобранный коллектив компании способен вывести ее на качественно новый уровень — а не просто поддерживать существующий.

В особенности этим вопросам уделяют внимание в самых успешных мировых компаниях: так, компания Google организовала целый исследовательский проект под кодовым названием «Аристотель» [4], целью которого было выяснить, какие характеристики, прежде прочих, делают команду по-настоящему плодотворной и успешной.

Практикующие консультанты в современном мире с набирающей популярность концепцией тимбилдинга остро нуждаются в простых, экономичных, не энергозатратных в анализе, но при этом эффективных методах диагностики и оценки рабочих групп и команд. Проведение социально-психологической диагностики команды позволяет «нарисовать» портрет существующей команды и максимально усовершенствовать процедуры и технологии командообразования.

При изучении функционирования малых групп и/или команд могут измеряться пять основных параметров внутригрупповых отношений [3]:

  1. Социальный/эмоциональный аспект групповой жизни (межличностные отношения и общение: уровень доверия и сплоченности)
  2. Деловой/трудовой/инструментальный аспект (функционально-ролевая структура группы, отношение к работе, производительность группы, процесс принятия решений)
  3. Система отношений «индивид-группа» (восприятие группы ее членами, царящие нормы и ценности, лидерство, стиль руководства и управления группой, конформизм и конформность личности)
  4. Групповое развитие (оценка группового развития как команды)
  5. Социально-психологический климат в коллективе/команде

В рамках данного исследования мы сосредоточились на социальном (межличностном, эмоциональном) аспекте и задались вопросом о том, как социометрический статус сотрудника в бизнес-команде (по Дж. Морено) влияет на его субъективные межличностные характеристики (по Т. Лири). В частности, мы проверили предположение о том, что социометрические «звёзды» в деловом аспекте обладают высокими показателями по вектору доминирования, а в эмоциональном аспекте — по вектору дружелюбия; у социометрического «изгоя» же наблюдаются низкие показатели по обоим векторам.

Для разнопланового измерения социальных отношений в команде из 15 человек мы разработали три социометрических критерия: один посвящен рабочему взаимодействию (на каждый критерий приходится позитивный и негативный выбор), остальные два затрагивали более интимную, неформальную сторону отношений сотрудников. Выглядят они следующим образом (см. Таблица 1):

Таблица 1

Социометрические критерии диагностики команды

Тип

Критерий

Работа

А) Представьте, что Вам нужно выбрать напарника для подготовки серьезного, сложного рабочего проекта. Кого Вы бы взяли в пару?

Б) С кем из Вашего коллектива Вы бы не стали готовить ответственный проект?

Досуг

А) Кого из Ваших коллег Вы бы позвали на вечеринку в честь Вашего Дня рождения?

Б) Кого из коллег Вы бы не стали приглашать на свой День рождения?

Эмоциональная сфера

А) С кем из членов команды Вы могли бы поделиться своими личными переживаниями?

Б) С кем из коллег Вы бы не стали делиться своими чувствами/личными переживаниями?

Для удобства обработки и во избежание слишком большого разброса в числе выборов было отдано предпочтение параметрической процедуре: социометрическое ограничение, в соответствии с размером группы, составило 3 выбора (и положительных, и отрицательных).

Обратимся к полученным по первому критерию ( деловая сфера ) социометрическим статусам членов команды (см. Рисунок 1). Социометрический статус равняется отношению разности положительных и отрицательных выборов к общему числу членов группы, уменьшенному на единицу (n-1) . Соответственно, показатель находится в диапазоне от -1 (отверженный) до +1 («звезда»).

Из Рисунка 1 видно, что наиболее желанными партнерами по работе в команде являются участники № 13 (7 положительных выборов) и № 8 (аналогично 7 положительных и 1 отрицательный). Следует подчеркнуть, что первый выявленный лидер (№ 13) является и формальным лидером (руководитель отдела). Второй — линейный член команды, выполняющий работу с ключевыми клиентами. Оба лидера по деловому критерию — женщины. Позиция члена группы № 9 (бренд-менеджер женщина) также близится к лидерству (6 положительных и 1 отрицательный выборы). Этих трех людей можно назвать «звездами» команды.

Рис. 1. Социометрические статусы членов группы по деловому критерию

Одновременно с этим член группы № 14 получила практически максимальное число отвержений — лишь один испытуемый не сделал отрицательный выбор в ее сторону. Ее социометрический статус находится на самой нижней границе, и этого человека можно с уверенностью назвать «изгоем» группы — по крайней мере, по деловому критерию.

Перейдем к более эмоциональному, досуговому критерию , измеряющему неформальную сторону взаимоотношений в команде (см. Рисунок 2). В более узком социальном контексте лидирующие позиции по симпатиям занимают испытуемый № 8 (она же была в лидерах и по предыдущему критерию) и испытуемый № 1 (девушка PR&SMM менеджер). Число отданных им положительных выборов составляет 7 и 6 соответственно (около половины всех участников). Это люди, которые являются «звездами» неформальной сферы — они являются «душой компании» и обладают высоким досуговым авторитетом. У обеих «звезд» по два взаимных положительных выбора — здесь уже можно говорить о неформальных группировках.

Рис. 2. Социометрические статусы членов группы по досуговому критерию

В то же время «отверженными» (получившими лишь негативные выборы) являются члены группы № 14 и № 15. Это личности, пользующиеся минимальным неформальным авторитетом в группе. Однако разброс между ними довольно внушительный — испытуемый № 14, на основании уже двух критериев, не принимается абсолютно всей командой (в данном случае за исключением респондента № 5, воздержавшегося от ответа на данный вопрос).

Перейдем к наиболее интимному, эмоциональному критерию межличностных отношений (см. Рисунок 3). Задаваемый вопрос затрагивал наиболее близкие отношения между членами команды: измерялась гипотетическая возможность открыться, рассказать коллеге о личных чувствах и переживаниях.

Рис. 3. Социометрические статусы членов группы по эмоциональному критерию

По данному критерию, несомненно, абсолютным лидером является испытуемая № 1 — у нее целых 8 положительных выборов и ни одного отрицательного. Помимо этого, все три ее симпатии являются взаимными. Она же была в «звёздах» по досуговому критерию, однако занимала там второе статусное место. В то же время сотрудник № 14 и по этому пункту стал «отверженным».

Перейдем к проверке нашей гипотезы с помощью анализа второй проведенной в данной команде методике — Диагностике межличностных отношений (по Т. Лири). Начнем с распределения членов группы по континууму «доминирование-подчинение» (см. Рисунок 4). Члены команды оценивали свои реальные «Я». Наивысшие баллы по шкале доминирования набрали испытуемые № 9 и № 13 (вторая, как мы помним, — формальный руководитель отдела и лидер по деловому критерию). Это подтверждает часть нашей гипотезы о том, что деловой лидер имеет высокие показатели по шкале доминирования — первостепенную роль здесь играет выраженность значений по октантам I (властный, лидирующий/авторитарный) и II (независимый, доминирующий/эгоистичный).

Рис. 4. Распределение членов команды по шкале доминирования

Обратимся теперь к формуле дружелюбия (см. Рисунок 5). Наивысший, с большим отрывом от остальных, «балл дружелюбия» набрала испытуемая № 1. Этот член команды более всех стремится сотрудничать с окружающими и поддерживать с ними теплые отношения, поэтому она и стала лидером по двум неформальным критериям. Наша вторая часть гипотезы, таким образом, также подтвердилась (неформальный лидер обладает высокими баллами по шкале дружелюбия).

Рис. 5. Распределение членов команды по шкале дружелюбия

Третья часть гипотезы касается социометрического «изгоя»: мы предположили, что его показатели будут низкими по обоим векторам. Действительно, Рисунок 4 наглядно показал, что «отверженный» обладает самым низким значением доминирования из всей группы (-2,4) и отрицательным, хотя и не самым низким, баллом по шкале дружелюбия (-1,4).

В своем исследовании мы сосредоточились на одном из пяти основных параметров внутригрупповых отношений, а именно на социальном/эмоциональном аспекте групповой жизни (межличностные отношения и общение: уровень доверия и сплоченности). Однако для наибольшей эффективности следует производить комплексную диагностику команд по всем пяти критериям (перечисленным в начале).

Тем не менее, получаемые в ходе обработки социометрических данных ценные результаты можно использовать для более подробного анализа групповой структуры и вносить коррективы в работу команды. Помимо этого, с помощью этой процедуры можно узнать о состоянии социально-психологического климата в коллективе и в случае необходимости принять меры для его улучшения.

Литература:

  1. Золотовицкий Р. А. Социометрия Я. Л. Морено: Мера общения. Социс, 2002, № 4. С. 108–109.
  2. Собчик Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Метод. Руководство. М., 1990.
  3. Диагностика групп и команд // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studme.org/60482/psihologiya/diagnostika_grupp_komand (Дата обращения: 10.12.2020)
  4. Эмпатия и безопасность: как создать идеальную команду // [Электронный ресурс] Режим доступа: https://theoryandpractice. ru/posts/18566-empatiya-i-bezopasnost-kak-sozdat-idealnuyu-komandu?utm_source=telegram&utm_medium=smm&utm_campaign=18566 (Дата обращения: 25.11.2020)

Основные термины (генерируются автоматически): член команды, деловой критерий, команда, критерий, отношение, статус членов группы, шкала доминирования, шкала дружелюбия, эмоциональный аспект, взаимосвязанная система.

Ключевые слова

команда, межличностные отношения, командообразование, социометрия

команда, командообразование, социометрия, межличностные отношения

Похожие статьи

Сравнительный анализ моделей по созданию эффективных.

..

Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также…

Методика социально-психологической оценки малых

групп

Малая группа это группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из

Этот прибор предназначен для исследования взаимоотношений членов малых групп. Он представлял собой громоздкий блок контроля и 4…

Психолого-педагогические

аспекты эффективной коммуникации…

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе / Эмине Кахйа.

Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим…

Оптимизация взаимоотношений в малой

группе через их оценку…

Особенности межличностных отношений в группах сверстников… группа, социальный статус, отношение, критерий выбора, статус, совместная деятельность, социальная роль, член группы, член коллектива, этап формирования. Технология коллективного взаимодействия как…

Критерии и уровни сформированности социальных навыков…

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Следует выделить следующие группы социальных навыков

Условия эффективности группового взаимодействия

Большинству групп, у лидеров которых наблюдается «дружелюбие», присуща средняя эффективность группового взаимодействия (60%).

Особенность: инициативность членов группы, вариативность взаимодействий, отсутствие явного лидера.

Методы и методики исследования

взаимосвязи копинг-стратегий…

Критерии оценки должны отвечать требованиям адекватности и диагностичности.

2. Методика «Шкала общей самоэффективности» Шварцер Р., Ерусалем М.

Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников.

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия…

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия с интерактивным статусом личности.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных

Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются…

Социальный

статус подростка в коллективе сверстников

Опытным путем выявлены социометрические статусы каждого члена коллектива

Нами так же был выявлен социометрический статус учащихся в деловых отношениях, то есть учебных.

Рис. 1. Взаимосвязь статусного положения в группе и самооценки подростков.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во. ..

Похожие статьи

Сравнительный анализ моделей по созданию эффективных…

Ролевой подход — проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также…

Методика социально-психологической оценки малых

групп

Малая группа это группа, все члены которой заняты совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении; одна из

Этот прибор предназначен для исследования взаимоотношений членов малых групп. Он представлял собой громоздкий блок контроля и 4…

Психолого-педагогические

аспекты эффективной коммуникации. ..

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе / Эмине Кахйа.

Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим…

Оптимизация взаимоотношений в малой

группе через их оценку…

Особенности межличностных отношений в группах сверстников… группа, социальный статус, отношение, критерий выбора, статус, совместная деятельность, социальная роль, член группы, член коллектива, этап формирования. Технология коллективного взаимодействия как…

Критерии и уровни сформированности социальных навыков. ..

В статье рассматриваются критерии и уровни социализации школьников, приведены методики из диагностирования.

В процессе социализации человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Следует выделить следующие группы социальных навыков

Условия эффективности группового взаимодействия

Большинству групп, у лидеров которых наблюдается «дружелюбие», присуща средняя эффективность группового взаимодействия (60%).

Особенность: инициативность членов группы, вариативность взаимодействий, отсутствие явного лидера.

Методы и методики исследования

взаимосвязи копинг-стратегий…

Критерии оценки должны отвечать требованиям адекватности и диагностичности.

2. Методика «Шкала общей самоэффективности» Шварцер Р. , Ерусалем М.

Аспекты взаимосвязи профессионального выгорания и удовлетворённости работой у медико-санитарных работников.

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия…

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия с интерактивным статусом личности.

Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных

Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются…

Социальный

статус подростка в коллективе сверстников

Опытным путем выявлены социометрические статусы каждого члена коллектива

Нами так же был выявлен социометрический статус учащихся в деловых отношениях, то есть учебных.

Рис. 1. Взаимосвязь статусного положения в группе и самооценки подростков.

Социальный статус обычно определяется как ранг или позиция индивида в группе или группы, во…

Диагностическая эффективность нескольких методов выявления социально отвергнутых детей и влияние уровня участия на точность классификации

. 2011 окт; 49 (5): 573-95.

doi: 10.1016/j.jsp.2011.06.002. Epub 2011 23 июля.

Кларк МакКаун 1 , Лаура М. Гамбинер, Джейсон Джонсон

принадлежность

  • 1 Медицинский центр Университета Раш, отделение педиатрии, Скоки, Иллинойс 60076, США. [email protected]
  • PMID: 21930010
  • DOI: 10.1016/j.jsp.2011.06.002

Кларк МакКаун и др. Дж. Ш. Психол. 2011 9 октября0003

. 2011 окт; 49 (5): 573-95.

doi: 10.1016/j.jsp.2011.06.002. Epub 2011 23 июля.

Авторы

Кларк МакКаун 1 , Лаура М. Гамбинер, Джейсон Джонсон

принадлежность

  • 1 Медицинский центр Университета Раш, отделение педиатрии, Скоки, Иллинойс 60076, США. [email protected]
  • PMID: 21930010
  • DOI: 10.1016/j.jsp.2011.06.002

Абстрактный

Социальное неприятие связано с широким спектром негативных последствий. Таким образом, важно раннее выявление социального отвержения и вмешательство, чтобы свести к минимуму его негативное воздействие. Однако социометрические методы, которые считаются высокоэффективными для выявления социально отвергнутых детей, часто не используются из-за (а) процедурных проблем, (б) опасений сообщества и (в) чувствительности к отсутствующим данным. В выборке из 316 учащихся классов с K по 8 мы использовали анализ рабочих характеристик приемника (ROC) для сравнения диагностической эффективности нескольких методов выявления социально отвергнутых детей. Если не использовать наименее понравившиеся номинации, (а) наиболее понравившиеся номинации показали наибольшую диагностическую эффективность (AUC=0,9).6), (b) оценки сверстников были более эффективными (AUC = 0,84–0,99), чем оценки учителей (AUC = 0,74–0,81), и (c) отчет учителя о социальном статусе был более эффективным (AUC = 0,81). ), чем баллы по шкале оценки поведения учителя (AUC = 0,74–0,75). Мы также изучили влияние неучастия номинатора на диагностическую эффективность. При участии всего 50% классификация социометрического отклонения (т. е. отклонение или не отклонение) была достаточно точной (κ = от 0,63 до 0,77). Напротив, при участии до 70% классификация социометрического статуса (т. е. популярный, средний, неклассифицированный, игнорируемый, спорный или отвергнутый) была значительно менее точной (κ = 0,50–0,59).).

Copyright © 2011 Общество изучения школьной психологии. Опубликовано Elsevier Ltd. Все права защищены.

Похожие статьи

  • Роль социальной тревожности в отношениях подростков со сверстниками: различия между группами социометрического статуса и отвергнутыми подгруппами.

    Inderbitzen HM, Walters KS, Bukowski AL. Индербитцен Х.М. и соавт. Дж. Клин Детская психология. 1997 декабря; 26 (4): 338-48. doi: 10.1207/s15374424jccp2604_2. Дж. Клин Детская психология. 1997. PMID: 9418172

  • Проблемы поведения детей младшего возраста, которых игнорируют и отвергают сверстники: точки зрения родителей и учителей.

    Французский округ Колумбия, Ваас, Джорджия. Французский округ Колумбия и др. Детский Дев. 1985 г., февраль; 56 (1): 246–52. Детский Дев. 1985. PMID: 3886320

  • Характеристика агрессивно-отверженных, агрессивных (неотторгнутых) и отверженных (неагрессивных) мальчиков.

    Бирман К.Л., Смут Д.Л., Омиллер К. Бирман К.Л. и соавт. Детский Дев. 1993 г. , февраль; 64 (1): 139–51. Детский Дев. 1993. PMID: 8436026

  • Отношения детей со сверстниками: метааналитический обзор популярного, отвергнутого, забытого, противоречивого и среднего социометрического статуса.

    Ньюкомб А.Ф., Буковски В.М., Пэтти Л. Ньюкомб А.Ф. и соавт. Психологический бык. 1993 г., январь; 113 (1): 99–128. дои: 10.1037/0033-2909.113.1.99. Психологический бык. 1993. PMID: 8426876 Обзор.

  • Логистические проблемы и возможности для проведения исследования номинации сверстников в школах.

    Mayeux L, Kraft C. Mayeux L, et al. Новый режиссёр Child Adolesc Dev. 2017 сен; 2017 (157): 45-59. doi: 10.1002/cad.20208. Новый режиссёр Child Adolesc Dev. 2017. PMID: 28892284 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Симптомы СДВГ у детей и модели дружбы в течение учебного года.

    Ли И., Миками А.И., Оуэнс Дж.С. Ли Ю и др. Res Детский Подростковый Психопат. 2021 май; 49(5):643-656. doi: 10.1007/s10802-021-00771-7. Epub 2021 2 фев. Res Детский Подростковый Психопат. 2021. PMID: 33532873

  • Сопутствующие траектории прямой агрессии и просоциального поведения в детстве: лонгитюдные ассоциации со сверстниками.

    Эттекаль И., Мохаммади М. Эттекаль I и др. Фронт Псих. 2020 30 ноя;11:581192. doi: 10.3389/fpsyg.2020.581192. Электронная коллекция 2020. Фронт Псих. 2020. PMID: 33329235 Бесплатная статья ЧВК.

  • Межличностное восприятие неблагоприятного опыта сверстников у первоклассников.

    Гарсия Басете Ф.Х., Суреда-Гарсия И., Муньос-Тиноко В., Хименес-Лагарес И., Маранде Перрин Г., Розель Х.Ф. García Bacete FJ и др. Фронт Псих. 2018 10 июля; 9:1165. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01165. Электронная коллекция 2018. Фронт Псих. 2018. PMID: 30042712 Бесплатная статья ЧВК.

  • Метод скорректированной вероятности для определения социометрического статуса в классах.

    García Bacete FJ, Cillessen AHN. García Bacete FJ и др. Фронт Псих. 2017 18 октября; 8:1836. doi: 10.3389/fpsyg.2017.01836. Электронная коллекция 2017. Фронт Псих. 2017. PMID: 29093694 Бесплатная статья ЧВК.

  • Проблемные социальные ситуации для отвергнутых сверстниками учащихся в первом классе начальной школы.

    Мартин-Антон Л. Х., Монхас М.И., Гарсия Басете Ф.Х., Хименес-Лагарес И. Мартин-Антон Л.Дж. и соавт. Фронт Псих. 2016 15 декабря; 7:1925. doi: 10.3389/fpsyg.2016.01925. Электронная коллекция 2016. Фронт Псих. 2016. PMID: 28018265 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

ПСИХОДРАМА, СОЦИОДРАМА И СОЦИОМЕТРИЯ С ДЕТЬМИ – Институт психодрамы Гудзон-Вэлли

Институт психодрамы Гудзон-Вэлли Опубликовано от hvpiadmin

ПСИХОДРАМА, СОЦИОДРАМА И СОЦИОМЕТРИЯ С ДЕТЬМИ

                       Стюарт Дж. Фример, LCSW

           Психодрама, разработанная гением личностной психотерапии доктора Дж. Л. Морено, основана на ролевой теории психотерапии. Д-р Морено на самом деле разработал и концептуализировал свои идеи, наблюдая за детьми Вены в различных играх, воображении и групповых занятиях. Роли усваиваются на протяжении всего жизненного цикла сначала путем имитации значимых других в жизни ребенка, принятия ролей и обучения (семейные роли, социальные роли, роли ученика, друзей и т. д.) и, наконец, создания наших собственных уникальных ролей путем совершенствования ролей.

           Некоторые проблемы, присущие жизненному циклу, включают роли, которым никогда не учат, не усваивают или не усваивают слишком много. Например: мальчик, которого чрезмерно учат типичной мужской роли жесткости и уверенности в себе, не изучая также других выражений чувств, таких как принятие плача как нормального, проявляет себя в физиологических проблемах употребления наркотиков и других преступных действий. Еще одна проблема, присущая процессу развития, связана с ребенком, который недоразвит вдвое. «Двойник» в психодраме — это терапевт или обученный помощник, который выражает то, что ребенок или главный герой не может выразить о своих чувствах или переживаниях. В особенности у детей часто бывает совершенно нереалистично ожидание того, что у них действительно есть слова, чтобы выразить свои чувства.

           В жизни родители играют роль постоянного двойника развития ребенка, подтверждая то, что ребенок видит, чувствует и переживает. Во многих неблагополучных семьях (агрессивных семьях, семьях, злоупотребляющих психоактивными веществами) реальность ребенка отрицается или не принимается во внимание родителем или родителями, у которых есть собственные проблемы отрицания или недооценки себя. Это безумие в самом простом. Ребенок с недостатком вдвое часто растет с проблемами доверия и близости.

«Патология существует, когда существует дисбаланс между внутренним восприятием и внешней реакцией» Зерка Морено

           Смена ролей — еще одна важная концепция развития. Это умение поставить себя на место другого — понять, каков мир для другого человека. Это основной инструмент диагностической оценки и один из наиболее широко используемых инструментов психодрамы. Неспособность поменяться ролями является признаком способности испытывать чувство эмпатии, которое, если оно не развито, позволяет человеку учиться и поддерживать границы или удерживать человека от причинения вреда другому человеку. В крайнем случае человек, который не может поменяться ролями, становится социопатом — неспособностью поменяться ролями с кем-либо. Опять же, это одно из последствий неадекватного или искаженного дублирования.

           Другой важной концепцией развития теории ролей является отражение. Это способность увидеть себя с точки зрения другого человека. Есть ли у вас четкое представление о том, кто вы есть, или это снова искажено? Искажение часто возникает из-за очередного неадекватного дублирования. Одно из забавных упражнений, которое я использую, когда работаю с детьми, состоит в том, чтобы помнить, когда учитель говорил им что-то, а когда они говорили: «Я ничего не делал». Дети всегда смеялись. Тогда я говорила: «Давай представим, что вместо доски, вместо стен в комнате все зеркала — что будет дальше? Точка зрения, а затем и поведение меняется от более четкого представления о том, кто вы есть.

           Теория спонтанности — еще одна ключевая психодраматическая концепция. С помощью различных техник разминки тревожный или ролевой ребенок учится пробовать новое поведение. У нее есть шанс вернуться к старым источникам стресса, например, к тем, которые мешают обучению или из-за того, что сверстники манипулируют ею. Например, в вопросах предотвращения злоупотребления психоактивными веществами или манипулирования свиданиями.. учащийся получает возможность увидеть и почувствовать сцену таких проблем во время ролевой игры. Учащийся переживает конфликт — слышит обе стороны, а может быть, даже три стороны ситуации… например, проблемы с наркотиками, и наращивает эмоциональную мускулатуру, используя слова, чтобы справиться со стрессовой проблемой. При употреблении наркотиков роль самого наркотика конкретизируется кем-то, играющим наркотик. Определение  спонтанности – это способность по-новому и эффективно справляться со старыми ситуациями. Обратите внимание на обратную зависимость между тревожностью и спонтанностью: чем ниже тревожность, тем выше способность к обучению. Обратите также внимание на то, что отсутствие спонтанности вызвано отмеченным ранее недостаточным дублированием и вытекающей из этого проблемой ролевых ожиданий и ролевых искажений. Ребенок, подвергшийся жестокому обращению, или ребенок алкоголика имеет эмоционально нуждающегося родителя, и ребенку часто отводится роль взрослого ребенка или того, кто «воспитывает родителя».

           Поскольку ребенок не может выполнять эту роль, а ожидания состоят в том, что он может, и родитель, и ребенок разочарованы, а эмоциональные потребности и здоровое ролевое развитие для обоих продолжают быть искаженными и неудовлетворенными.

           Основой психодрамы и социодрамы является социометрия. В своей классической книге «Кто выживет?» Морено отмечает, что качество и содержание наших отношений определяют, какой будет наша жизнь. Социометрия — это метод наблюдения, понимания, измерения и анализа положительных, отрицательных и нейтральных отношений группы, семьи и организации, политических связей и даже глобальных связей. В своей самой основной форме он принимает во внимание формальные и неформальные социально-эмоциональные сети жизни ребенка. Например, мы знаем, что жестокий родитель часто изолирован и имеет плохой социометрический статус в своем сообществе и семье, что приводит к плохой способности спасения.

           Оценка состава персонажей в жизни ребенка и ролевых искажений в жизни ребенка дает отличные диагностические инструменты для работы с ребенком и его семьей. Психодрама дает большой объем знаний и дает надежду на то, чтобы помочь ребенку прояснить ролевые искажения, развить более ясное ощущение себя и расширить поведенческий репертуар. Один из моих любимых аспектов работы психодраматистом — это быть скорее «растяжкой», а не «сжатием», и радостью видеть, как ребенок берет на себя новые, более увлекательные и эффективные роли.

           «Настоящая терапевтическая процедура не может иметь меньше цели, чем все человечество» J.L. Moreno 1934

Первоначально опубликовано на LinkedIn

Опубликовано в Интересные статьи Tagged дети, Фример, социодрама постоянная ссылка

Hudson Valley


Психодрама
Институт

Профессиональное обучение психодраме, социометрии и групповой психотерапии

Режиссеры: Ребекка Уолтерс и Джуди Суоллоу
156 Bellevue Road

Highland, NY 12528

(845) 255-7502
hvpi@hvpi. net

Интересные статьи

Сертификаты

— NBBE

 Целью Совета является продвижение и защита уровня обучения психодраме в сфере его деятельности.

Для достижения своей цели совет: 

  • Устанавливает требования для двух уровней обучения: Сертифицированный практик (CP) и Тренер,
  • Преподаватель и практик (TEP).
  • Присваивает звание тренера, педагога и практика (TEP) после выполнения требований. Название будет использоваться на английском языке наряду с национальным названием.
  • Уполномочивает институты-члены присваивать звание сертифицированного практикующего врача (CP) после выполнения требований. Название будет использоваться вместе с национальным названием.
  • Организует конференции/семинары для ДС и ТЭП.
  • Организует экзамены TEP.

Сертифицированный практикующий врач (CP)

Сертифицированный практикующий врач (CP) прошел профессиональную подготовку и супервизию в области психодрамы, социометрии, социодрамы и групповой психотерапии в институте или организации, признанной Северо-Балтийским экзаменационным советом по психодраме, социометрии и групповой психотерапии (NBBE). Этот институт или организация соответствуют профессиональным стандартам и успешно выполнили экзаменационные требования, установленные NBBE.
Закон каждой страны регулирует все требования NBBE. Кандидат на CP должен иметь степень или диплом института или университета, относящегося к области практики кандидата. NBBE будет делать исключения из этого правила для людей, которые продемонстрировали отличный талант к психодраме (в соответствии с компетенциями CP, включая навыки, знания и отношения, описанные в Приложении A), но не имеют такой квалификации. Дополнительные ограничения и требования могут быть установлены институтами-членами

CP является сертифицированным специалистом, работающим с группами и отдельными лицами с использованием методов психодрамы, социометрии и (взаимо)действия, основанных на философии спонтанности-творчества Дж. Л. Морено и теории ролей.
Роль психодраматиста развивается на протяжении всего обучения. Роль инструктора состоит в том, чтобы помочь учащимся или создать среду, которая помогает учащимся перейти от роли через ролевую игру к созданию роли и смене роли от ученика к коллеге.
Задача тренера — не застрять в синдроме Франкенштейна. Синдром Франкенштейна означает: пробуждать и кормить «мертвым мясом» или кристаллизованным творчеством, и в основном пытаться заставить учеников делать то же самое, но без «более глубокого» понимания; давая им знания без трансформации ролей.

Требования к экзамену на CP

Эти требования являются описанием как содержания, так и объемов обучения. Они могут служить общей основой для институтов-членов, позволяющих менять студентов между учебными программами и институтами.
Требуемый минимум 19:30 часов. (à 45 мин.) обучение психодраме, социометрии, социодраме и групповой психотерапии в учебном заведении или организации, признанной Северо-Балтийской экзаменационной комиссией по психодраме, социометрии и групповой психотерапии, или у признанного Советом тренера. задокументировано студентом. Признанные советом инструкторы являются либо сертифицированными практиками / режиссерами психодрамы (CP), либо тренерами, преподавателями и практиками (TEP). На тренинге в отдельных институтах CP или TEP должен присутствовать в комнате или в онлайн-ситуации.
Утвержденное обучение равняется 180 кредитам ECTS. Кредитная система описана в Приложении B в формате pdf.

Subject
Contact learning hrs
Own work hrs
Total hrs for ECTS
Total 1930 2042 4872
Personal educational therapy 500 500 1000
Applied psychodramatic practice 500 1000 1500
Контроль обучения0238 400
Sociometry 120 240 360
Thery and metod 580 580 1160
. 0023 4 12 16

. образцы и т. д., чтобы получить представление о своей личности и способе ее выражения в группе. Именно здесь ученик переживает основное понятие психодрамы: катарсис. Личная терапия осуществляется в рамках пяти инструментов психодрамы: сцены, главного героя, вспомогательного эго, режиссера и группы. Студент должен пройти групповую и индивидуальную психодраматическую терапию.

Терапевт должен иметь сертификат TEP или CP, сертифицированный Скандинавско-Балтийской экзаменационной комиссией, другими установленными комиссиями или сертифицированным тренером. Терапевт получает супервизию от другого CP или TEP, признанного NBBE.

Индивидуальная/образовательная терапия должна длиться не менее 500 часов (из них не менее 250 часов с одним и тем же психодраматическим терапевтом в течение не менее 3 лет).

Прикладная психодраматическая практика

Студенты должны иметь не менее 500 часов прикладной психодраматической практики вне своей учебной программы. Это должно включать:

Долгосрочные регулярные психодраматические группы (минимум 120 часов) (долгосрочные группы не менее 40 часов в течение не менее 5 месяцев)
Короткие семинары 4 академических часа (20 академических часов мин)
И они должны использовать:

Психодрама (мин. 300 часов)
Социодрама (мин. 10 часов)
Аксиодрама (мин. 10 часов)
Групповая или командная социометрия (это не разминка, отдельное социометрическое исследование продолжительностью не менее 3 часов) (мин. 10 часов)
Остальное можно практиковать в любой прикладной психодраматической области, которую выберет студент.

Они должны практиковать главный герой, групповую и индивидуальную работу. Студент должен иметь опыт ведения в одиночку и с соруководством.

Контроль обучения

Необходимое количество часов составляет не менее 200 часов. Некоторые из 200 часов должны быть отработаны под наблюдением на месте за пределами их собственной учебной группы.

Социометрия

Студент должен показать знания по социометрическим структурам групп, социометрической диагностике социограммы и ее применению в психодраме и групповой психотерапии. Студент должен пройти полный социометрический тест, но не должен уметь его проводить. Обучение социометрии должно длиться не менее 120 часов (включая собственный опыт).

Теория и метод

Кандидат должен продемонстрировать знание Морено и моренианской теории, философии и методологии. Кандидат должен быть привязан к этой системе отсчета.

Диссертация

Диссертация должна быть написана для соответствующих институтов, в которых студент проходил обучение психодраме. В диссертации студент должен показать адекватный уровень интеграции психодрамы, социометрии и групповой психотерапии, а также свою конкретную область знаний. Диссертация может быть:

  • ориентированы на практику и/или теорию.
  • в виде письменного доклада и/или статьи для публикации.

Критерии оценки диссертации можно найти в Приложении C.

Процедура экзамена
Письменный экзамен

Успешная сдача письменного экзамена (6 часов 45 мин.). Если обследование разделено на части, части должны быть выполнены в течение 2 лет. Этот экзамен проверит знания студента в следующих областях психологии Морено и Морена, на которые также будет разделен тест: история, философия, методология, социометрия, этика, исследования и оценка и смежные области.

История
Кандидат должен продемонстрировать знание истории психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

Философия
Кандидат должен продемонстрировать базовое понимание философских принципов психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

Методология
Кандидат должен продемонстрировать полное понимание отличительных характеристик методов психодрамы, их терминологии, их отношения к методам психотерапии и театру, их основного обоснования, фаз индивидуального сеанса и прогрессии в течение курс лечения.

Социометрия
Кандидат должен продемонстрировать глубокое понимание навыков и знаний, необходимых для социометрической идентификации и вмешательства в социальные структуры на следующих уровнях: системном, организационном, групповом и индивидуальном.

Этика
Кандидат должен продемонстрировать глубокое понимание этических принципов и стандартов практики, касающихся областей психодрамы, социометрии и групповой психотерапии.

Исследование и оценка
Кандидат должен иметь знания о методах исследования психодрамы, принципах и практике оценки; и быть в состоянии размышлять и анализировать честно его или ее собственный прогресс в психодраме, сильные стороны и недостатки.

Родственные области
Кандидат должен продемонстрировать базовое понимание взаимосвязи в областях психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Кандидат должен уметь применять свои прежние компетенции в области ПД и уметь переводить принципы и методы ПД в другие области в пределах своей компетенции.
Критерии оценки письменного экзамена можно найти в Приложении D.
Прочитать весь документ со стандартами

Занятие на месте

Студент проведет полуторадневный семинар по психодраме на выбранную тему, связанную с его практической работой . Этот 4-часовой экзамен должен содержать презентацию/лекцию по теме (в действии), разминку и психодраму. Это то, что называют сеансом на месте. На площадке должна быть открытая группа. ТЭП должен присутствовать.

Критерии оценки выездного сеанса можно найти в Приложении E.
Прочитать весь документ о стандартах

Процедура подачи заявки

Каждый институт отвечает за создание процесса, соответствующего стандарту NBBE CP.
Все кандидаты должны сначала написать диссертацию и сдать письменный экзамен, прежде чем они смогут пройти очное занятие.

Тренер, педагог и практик (TEP)

Тренер, педагог и практик (TEP) — ​​это психодраматист, который соответствует требованиям для сертификации Балтийской экзаменационной комиссией Северных стран по психодраме, социометрии и групповой психотерапии для уровня тренера. , педагог и практик. Он имеет право основать институт или учебную программу, которая будет признана Экзаменационной комиссией Северных стран Балтии в области психодрамы, социометрии и групповой психотерапии. Работает супервайзером, педагогом и тренером по психодраме. Он должен проявить как административные, так и организационные способности в построении программ психодрамы и в развитии рынка психодрамы.
Требования к экзамену на тренера, преподавателя и практикующего врача

1. Уровень CP

Кандидат должен иметь предварительный сертификат уровня практикующего врача (CP).

2. Учебный институт

Кандидат связан с учебным институтом, признанным Экзаменационной комиссией Северных стран по психодраме, социометрии и групповой психотерапии, который будет спонсировать его для получения сертификата TEP.

3. Практика

Три года обучения под наблюдением и режиссерский опыт в области психодрамы, социометрии, социодрамы и групповой психотерапии после получения КП. За этот период кандидат должен достичь: 

Требуемый минимум 400 часов режиссуры в долгосрочных психодраматических группах, обеспечивающих психодраму, сосредоточенную на главном герое. Долгосрочный определяется как промежуток времени не менее 6 месяцев с минимумом 150 часов. Работа может быть в разных областях, таких как клиническая, образовательная и общественная работа.
Требуемый минимум 400 часов преподавания психодрамы в соответствующем учреждении должен быть задокументирован. Это должно быть связано с лицом TEP или институтом, признанным Советом директоров.
Необходимое минимум 50 часов обучения за пределами учебного заведения с использованием метода психодрамы должно быть задокументировано.

4. Супервизия

Необходимый минимум 200 часов супервизии в течение как минимум 3 лет должен быть задокументирован. Надзор должен осуществляться ТЕР. Это может происходить индивидуально, в группах или на семинарах, но должно быть на постоянной основе.

5. Функция супервизора

Кандидат должен продемонстрировать навыки супервизии команд и групп в области психического здоровья, образования, сообщества или бизнеса, не менее 100 часов.
Кандидат должен продемонстрировать навыки руководства обучающимися психодраме студентами.
Наблюдение ведется с психодраматической направленности.

6. Программа обучения

Кандидат должен разработать, внедрить и оценить программу обучения под пристальным контролем TEP. Минимальная продолжительность программы составляет 50 часов и полгода и должна выходить за рамки обычного обучения психодраме. психотерапия. Он также должен уметь конструировать социометрические тесты и демонстрировать знания в их применении в групповой психотерапии, психодраме и социодраме. От него требуется продемонстрировать навыки преподавания социометрии.

8. Документ

Кандидат должен написать документ о своем понимании роли тренера по психодраме.

9. Рекомендация

Кандидат должен иметь две рекомендации от лиц, имеющих звание ТЕР от Скандинавской, Австралийской и Новой Зеландии или Американской экзаменационной комиссии, звание старшего тренера от Британской ассоциации психодрамы или Бельгийско-голландского совета .