Диагностика стрессоустойчивости школьников: «Стрессоустойчивость учащихся 9 и 11 классов и методы ее формирования»

Стрессоустойчивость в школьной среде

Что такое «стресс» ?

СТРЕСС – это состояние, возникающее при действии патологических или чрезвычайных раздражителей и приводящее к напряжению не специфических адаптационных механизмов организма. «Стресс», как термин введен в 1936 году в медицинскую литературу Гансом Селье (канадским эндокринологом австро-венгерского происхождения), который определил понятие стресса, как состояния организма, возникающего при предъявлении к нему любых требований.

С этого и началось моё исследование …

Я решила заняться этим вопросом, так как считаю, что это важно. Считаю, что у людей должно быть больше ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ и антистрессов, а не стрессов.

А присутствует ли стресс в жизни современных детей вообще?

И тем более в школе? Может, его и нет и это всё выдумки журналистов и аптекарей с волшебными пилюлями от всех болезней, которые «от нервов»?

Я провела анкетирование и исследование в пятых и девятых классах нашей школы, предложив ответить на вопросы трех частей Анкеты:

1. Что такое стресс и стрессоустойчивость Пушистиков

2.Антистресс-Комната = Выручай-Комната

3.Ситуации для диагностики стрессоустойчивости (Опросник Субботина С.В.)

Я поняла, что тема стресса и борьбы с ним актуальна и затрагивает практически всех школьников, ведь на вопрос моей анкеты «Испытываете ли вы стресс?» 90% опрошенных ответили «Да».

Спокойствие, только спокойствие   

На самом деле, ученые выделяют два вида стресса.

 

 Стресс – хороший и нехороший.

 

Стресс хороший – позволяет организму справиться с трудной ситуацией, её побороть. Такой стресс помогает выработать в организме нужные вещества, которые будут израсходованы на преодоление трудностей или опасностей.

 

Стресс нехороший, это та же реакция защиты организма от опасности, но в ситуации, когда опасности на самом деле нет. То есть надуманная самим человеком ситуация. И в таком случае, организм тратит свою энергию в пустую (устает) или вырабатывает вещества для защиты, но которые не могут быть использованы, так как опасности нет.

И эти вещества откладываются в организме, что может быть плохо.

 

Вот пример хорошего стресса. Например, человек лезет на дерево и внезапно ломается одна ветка. Организм сразу реагирует на опасность, у человека возникает стрессовое состояние, возможно, страх,- организм вырабатывает адреналин, что заставляет действовать человека быстро и решительно. Он резко хватается за другую ветку, возможно, держится на одной руке, подтягивается к дереву и преодолевает ситуацию. Тут стресс помог.

 

Пример стресса нехорошего, это, когда ученик ждет контрольную и волнуется. Хотя он мог бы потратить энергию на подготовку к работе и быть спокойным. Бывает и другая ситуация, когда ученик хорошо готов к контрольной, но всё равно переживает попусту. У него возникает стресс из-за надуманной проблемы, что он не готов. Энергию на подготовку он не тратит, так как уже подготовлен, а потратить её некуда. И такая ситуация может привести, например к слезам или резкой реакции на окружающих (раздражению).

В моей Анкете я просила учеников привести свои примеры Синонимы и Антонимы к слову стресс и получила довольно интересные результаты. Ниже приведу примеры, с чем ассоциируется стресс у учеников нашей школы.

 

Синонимы: (из словарей) перенапряжение, шок, напряжение, дистресс, накал, нервотрепка; (из Анкет) гнев, раздражение, полное сумасшествие, нервы, беспокойство, волнение, понедельник, негатив, не комфорт, тревожное состояние, напряжение, депрессия, переживание, страх, боязнь, паранойя, музыкальная школа, весна, недопонимание, ужас, паника, истерика.
Антонимы: (из словарей) расслабление, антистресс; (из Анкет) расслабление, спокойствие, антистресс, энергия, счастье, каникулы, комфорт, когда не волнуешься, свобода, отдых, позитивность, веселье, лето, мама, сестра и брат, музыка, одноклассники, хорошее настроение, радость тра-ля-ля.

Это невероятно!

Для некоторых учеников синонимом слова Стресс может быть даже какая-то вещь или «понедельник», а антонимом что-то положительное и родное – «весна», «мама». Бывает и так, что одно и то же слово может быть синонимом и антонимом стресса, например «музыкальная школа».

Одаренные учащиеся                                 

В работах психологов Санкт-Петербургского Государственного Университета рассматриваются вопросы выявления и сопровождения в учебе Одаренных учащихся.

По сути, все ученики одарены, нужно лишь выяснить в какой области и развиваться в этом направлении. Бывает, что стрессы мешают ученику проявить себя лучшим образом.

Например, от некоторых учеников родители могут потребовать успехов в математике, когда он больше одарен в музыке. Что может послужить источником стресса. Иные ученики думают, что они выучили урок астрономии на отлично, хотя не повторили созвездия и удивлены получая низкую оценку, при этом испытывая стресс. Первопричина кроется в неверной оценке школьником своих сил и всей ситуации в начале. В то же время, он может внимательно разобрать причины, по которым он попал в это положение, исправить их и в дальнейшем уверенно сдать на отличную оценку.

Похожая ситуация в спорте, когда тренер после соревнований указывает молодому спортсмену на его ошибку не для того, что бы расстроить или поругать его, а для тренировки и обучения. Что бы спортсмен, взглянув со стороны на себя, смог улучшить результаты.

Как возникает стресс у учеников и как с ним бороться                             

Некоторые примеры возникновения стресса у учеников мы уже разобрали. Теперь приведем примеры стрессов, которые описывают сами ученики, и кратко проанализируем результаты.

Из Графика №1 видно, что больше чем у половины учеников появляется стресс, когда что-то не получается. Значит, что бы избавиться от него, нужно больше времени уделить тренировке в той области, которая не получается, обучению, общению с теми, у кого это дело получается лучше. И стресс пропадет, так как всё будет получаться.

Меньше половины опрошенных школьников беспокоит какой-то человек. Что бы в этом разобраться, нужно понять, как ученик взаимодействует с источником стресса.

Скорее всего, нужно научиться коммуникации с другим человеком. Некоторым мальчикам трудно общаться с девочками и наоборот, в этом помогают клубы по интересам (живой уголок, моделирование и другие) или совместные спортивные игры (волейбол, теннис и другие).

Так же немного беспокоят и вызывают у учеников стресс оценки. Вот интересно хорошие или плохие оценки :))) не уточнила. Про это мы уже говорили, что необходимо повторять задания и проверять себя, готовясь к уроку или контрольной, тогда оценки будут только хорошими. Либо относиться к плохой оценке, как к помощи и указанию на задания, которые нужно ещё раз потренировать, повторить для желаемого результата.

Несколько опрошенных ответили, что стресс вызывает долгое отсутствие еды. В этом может помочь, например, перекус с собой в школе, бутерброд или шоколадка.

 

Кстати, в литературе много примеров удачной борьбы со стрессами детей. Например, всем известный Карлсон никогда не унывал и помогал справиться со стрессами Малышу.

А Том Сойер всегда находил выход из сложных ситуаций. В этом им помогал оптимизм и смекалка.

Правильное питание, привычки, спорт, сон                      

 

Конечно же, снижает количество стрессов – правильное питание, хорошие привычки, занятия спортом и здоровый сон.

«В здоровом теле — здоровый дух.»

При хорошем питании человек себя чувствует хорошо и доволен, нет чувства голода и переживаний «где взять еду». Если питание сбалансировано и человек занимается спортом, то выглядит он отлично, бодр и весел, какой уж тут стресс.

Некоторые люди, даже в пожилом возрасте продолжают заниматься спортом и проводить закаливающие процедуры, один из примеров прошлого – Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов.

Стрессоустойчивость пушистиков и… одноклассников

 

По моему опросу 90% учеников испытывает стресс. 

Девочки чаще испытывают стресс, чем мальчики.

В среднем за месяц стрессовое состояние у учеников бывает 10 раз.

Проводя опрос среди учеников по методу С.В. Субботина, я выяснила, что в школе преобладает Средняя степень устойчивости к стрессу. 

 

Продолжая фразу: «У меня стресс…» встречались такие ответы: когда я сдаю экзамен; потому что была контрольная работа; когда я выступаю; когда я не понимаю новую тему; когда я приезжаю домой; я иду на тренировку; из-за зимы; когда я одна без друзей; когда забирают гаджеты; когда вся работа на смарку.

Предложения по Выручай Комнате      

Я подумала, что же может помочь ученикам справиться со стрессом в школьной среде? Ведь школа во всем помогает детям. «Дома и стены помогают», подумала я и вспомнила одну историю из сказки о волшебнике Гарри Поттере. Когда ученикам было трудно, у них появлялась Выручай Комната, где было всё необходимое.

Я предложила ученикам, что Антистресс Комната в нашей школе, это может быть Выручай Комната, и спросила, что может в ней быть необходимого.

Все 100% опрошенных учеников поддержали идею создания Выручай Комнаты в школе.

В среднем в Выручай Комнате школьники хотели бы проводить 20-30 минут в день.

Время для этого либо в определенные дни (понедельник, пятница, либо на переменах или на большой перемене).

С друзьями, подругами или наоборот в одиночестве (примерно пополам разделились ответы).

Стрессоустойчивость пушистиков в школьной среде.   

 

Выводы: не всегда стоит бороться со стрессами, стрессы выполняют как положительную, так и отрицательную роль в жизни школьников. Нужно различать хорошие стрессы и нехорошие. Хорошие стрессы помогают справляться с трудностями. Нехорошие стрессы мешают и их нужно либо превращать в хорошие, то есть понимать, почему стресс возник и искать решение. Либо не подвергаться этому нехорошему стрессу, то есть спокойнее реагировать на ситуацию.

При анализе, того, что снимает стресс в школьной среде, наиболее распространенный ответ был – Живой уголок с Пушистиками. А это значит, что самыми стрессоустойчивыми в школьной среде являются сами Пушистики, они помогают другим ученикам снимать стресс, да и сами для себя уже Пушистики!

 

Список использованных источников и литературы

 

Тамбовцева Е. К., Стрессоустойчивость в школьной среде. – Ученическое Научно-Исследовательское Общество, Школьная научно-практическая конференция учащихся «Движение мысли», Материалы конференции ГБОУ школа № 639 с углубленным изучением иностранных языков, Санкт-Петербург, 2019, С.1-16.

http://www.school639.spb.ru/school/unio.html

 

Анцупов А.Я., Как избавиться от стресса. – Москва: Издательство «Проспект», 2015, — 219 с.

 

Даринская Л.А., Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся. – Санкт-Петербург: Издательство «Санкт-Петербургского Государственного Университета», 2017, — 124 с.

 

Швальбе Б., Швальбе Х., Личность, карьера, успех. – Санкт-Петербург: Издательство «Прогресс», 1993, — 240 с.

 

Грейс Н.Е., Записки миллионера. – Санкт-Петербург: Издательство «Питер Пресс», 2007, — 96 с.

 

Грейс Н.Е., Работа, деньги и любовь. – Санкт-Петербург: Издательство «ИПК «Бионт», 2007, — 99 с.

 

Харламенкова Н.Е., Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности. – Москва: Издательство «Издательство психологии РАН», 2017, — 344 с.

 

Стоссел С., Век тревожности. Страхи, надежды, неврозы и поиски душевного покоя. – Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2016, — 464 с.

 

Кулакова С.А., Практикум по психотерапии психосоматических расстройств. – Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2007, — 294 с.

 

Лакосина Н.Д., Трунова М.М., Неврозы, невротические развития личности. Клиника и лечение. – Москва: Издательство «Медицина», 1994, — 192 с.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — ЦИТИСЭ

Львова С.В.

ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

DOI: http://doi. org/10.15350/2409-7616.2021.1.06

УДК 37.015.3

Львова С.В.1 (Москва, Россия) E-mail: [email protected]

1Московский городской педагогический университет

Аннотация. В данной работе были рассмотрены теоретические подходы к исследованию проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов. Целью исследования стало определение индивидуально-психологических особенностей взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов в процессе учебной деятельности. Сформулированы задачи исследования, как анализ теоретических подходов к изучению феномена «жизнестойкость», «стресс» и «стрессоустойчивость»; диагностика и сравнительный анализ жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов. В соответствии с целью и задачами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости школьников и студентов в учебной деятельности. На основании проведенного комплексного теоретического и эмпирического исследования были получены некоторые выводы. Уровень жизнестойкости имеет прямую связь со шкалами: вовлечённость, контроль и принятие риска, также жизнестойкость имеет обратную зависимость от стрессоустойчивости, так, чем больше показатель низкой устойчивости к стрессу, тем ниже будет показатель жизнестойкости. Жизнестойкость школьников старших классов значительно выше, чем у студентов, за счёт высокого уровня вовлечённости, контроля и принятия, а также за счёт высокой устойчивости к стрессу из-за узкого спектра стрессоров. Жизнестойкость студентов старших курсов ниже, чем у школьников, за счёт более широкого спектра стрессоров так как в этот период жизни студенты испытывают постоянный стресс из-за нехватки времени, экзаменов, проблем в личной жизни, на работе.

Ключевые слова: жизнестойкость, стрессоустойчивость, старшеклассники, студенты, шкалы вовлечённости, контроля и принятия риска, показатель низкой устойчивости к стрессу, спектр стрессоров, уровень жизнестойкости.

Литература:

  1. Газиева М. З. Особенности психологического стресса студенческой молодежи // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — №59-1. — С. 442-445. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130126
  2. Голованова Т. Н., Бахтина С. В., Андреева С. Н. Стресс-менеджмент в жизни студента как субъекта учебной деятельности // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — Т. 12, № 4.  — С. 101-106. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4101-106
  3. Григорьева М. В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2018. — Т. 7, вып. 1 (25). — С. 56–61. DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-56-61     
  4. Евтушенко Е. А. Жизнестойкость личности как психологический феномен // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2016. — № 60. – С.72-78. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25294796
  5. Еремитская И. А. Связь самоорганизации и мотивации обучения в вузе у юношей и девушек // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №3 (70). — С. 348-351. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35330398
  6. Иванов А.В. Технология психолого-педагогического сопределения инфантильности подростков и молодежи // «ЦИТИСЭ». – 2019. – № 1(18). — C. 27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37292600
  7. Лапкина Е. В. Совладающее поведение, жизнестойкость и жизнеспособность личности: связь понятий, функций // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика, Психология. – 2015. — №4. – С.130-132. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25414758
  8. Львова С.В. Студентам о возможностях дополнительного образования в школе. В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. материалы XII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. — М.: Российский университет дружбы народов, 2019. — С. 359-363. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38587434
  9. Львова С.В., Шилова Т.А. Мотивация и направленность личности как основные составляющие при выборе профессии старшеклассниками // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. — 2019. — № 3-4. — С. 36-45.  URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478450
  10. Овчаренко Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение социальной интеграции обучающихся // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2017. — №3 (83). — С.85-92. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29423755
  11. Постникова М. И. Особенности жизнестойкости молодежи // Научный диалог. — 2016. — №1(49). — С. 298-310. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25320723
  12. Романова Е.С. Решение проблем психолого-педагогического сопровождения интегративных процессов в образовательном пространстве // СОТИС – социальные технологии, исследования. — 2017. — №3 (83). — С.17-23. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29423748
  13. Романова Е.С., Рябова И.В., Макшанцева Л.В. О создании интегративной модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в современной школе // Системная психология и социология. — 2013. — № 8. — С.9-16. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=21056508
  14. Социально-психологическое сопровождение инновационных процессов в системе образования: коллективная монография / Ананишнев В.М., Рычихина Э.Н., Овчаренко Л.Ю., Зотова М.В., Зотов Н.И., Львова С.В., Шилова Т.А. — М: Ритм,  2019. 148с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41544092
  15. Тютченко А.М. Категориальный аппарат социально-педагогической работы. В сборнике: Социально-гуманитарные исследования сборник научно-методических трудов. -М.: Перо, 2017. С. 79-91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28337243
  16. Холодкова О. Г., Кабанченко Е. А. Особенности психологической компетентности родителей подростков // Мир науки, культуры, образования. — 2018. — №4. — С. 356-358. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35576157
  17. Цветкова Н. А., Кулакова С. В. Исследование стрессоустойчивости и жизнестойкости сотрудников уголовно-исполнительной системы // Психология и право. — 2019. — Т. 9, №2. — С. 112-129. DOI:10.17759/psylaw.2019090208
  18. Шилова Т. А., Львова С.В., Ананьева Е.В. Снижение работоспособности учителей и ее восстановление методом саморегуляции // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т. 9, № 1-1. — С. 232-238. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42928485
  19. Ivanov A. V., Akhtyan A. G., Vishnyakova V. A., Pedagogical conditions for developing a sense of responsibility in adolescents and youth // International Journal of Civil Engineering and Technology. — 2018. — Vol. 9, № 11. — С. 1809–1821. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36463851
  20. Romanova E.S., Abushkin B., Ovcharenko L.Yu., Socialization factors of schoolchildren: psychological aspect // Astra Salvensis. — 2018. — Vol. 6, № S. — С. 299-309. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36126468
  21. Romanova E.S., Shilova T.A., Arzumanov Yu.L., Impairment of cognitive sphere among adolescents with a family history of alcoholism // Espacios. — 2019. — Vol. 40, № 36. — С. 1-12. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=43225670

Библиографическая ссылка:

Львова С.В. Жизнестойкость и стрессоустойчивость у старшеклассников и студентов в учебной деятельности // ЦИТИСЭ. — 2021. — № 1. – С.65-75. DOI:http://doi.org/10.15350/2409-7616.2021.1.06

Основные факторы снижения стрессоустойчивости у детей 6-8 лет с отдаленными последствиями перинатальной патологии ЦНС в переходный к школьному периоду их деятельности

  1. Илюхина В.А. Энергодефицитные состояния, их Происхождение и возможные проявления на донозологическом и клиническом уровнях // Илюхина В.А. и Заболотских И.Б. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. СПб.: Печатник, 19.93, с. 8.

    Google Scholar

  2. Илюхина В.А. Предпосылки и перспективы исследования физиологических проблем энергодефицита при астенических состояниях, Физиол. Чел. , 1995, том. 21, нет. 1, с. 150.

    Google Scholar

  3. Ратнер А.Ю., Родовые повреждения нервной системы , Казань: Казанский гос. Университетская, 1985.

    Google Scholar

  4. Ратнер А.Ю., Поздние осложнения родовых поражений нервной системы , Казань: Казанский гос. ун-т, 1990.

    Google Scholar

  5. Евсюкова И.И., Илюхина В.А., Миничева Т.В. Изучение особенностей динамики функциональных состояний ЦНС и реакций адаптационных систем у новорожденных детей с помощью омегаметрии, Сверхмедленные физиологические процессы и межсистемные взаимодействия в организме . Л.: Наука, 1986, с. 177.

    Google Scholar

  6. Миничева Т.В. Особенности динамики омега-потенциала у здоровых новорожденных детей разного возраста гестации и перенесших гипоксию: Дис. наук мед. наук, Ленинград, 1987.

  7. Бондаренко Е.С., Ширеторова Д.Ч., Малышев Ю.И. Нарушения мозгового кровообращения у детей . М.: Медицина, 1983.

    Google Scholar

  8. Халецкая О.В. Минимальная мозговая дисфункция в детском возрасте, Трошин В.М., журн. Неврол. Психиатр. я. С.С. Корсакова , 1998, т. 1, с. 98, нет. 9, с. 4.

    Google Scholar

  9. Яременко Б.Р., Яременко А.Б., Горяинова Г.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей . ., Пренатальный и ранний постнатальный онтогенез моторной коры человека, Brain Res. , 1970, том. 23, нет. 1., с. 167.

    Google Scholar

  10. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей, Ж. Невропатол. Психиатр. я. С.С. Корсакова , 1987, т. 1, с. 78, нет. 10, с. 1441.

    Google Scholar

  11. Строганова В.А. Клинико-диагностические особенности поражений головного и спинного мозга у детей раннего возраста. Детская неврология. СПб.: Прогноз, 1995, вып. 2, с. 31.

    Google Scholar

  12. Батанова Н.А., Реабилитация детей с циркуляторной дистонией гипо- и гипертонического типов, Обозрение Психиатрии и Медицинской Психологии им. В.М. Бехтерева , 1993, вып. 1, с. 104.

    Google Scholar

  13. Данилов Л.Ю. Клинические формы функциональных психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте, Журн. Неврол. Психиатр. я. С.С. Корсакова , 1990, т. 1, с. 90, нет. 8, с. 38.

    Google Scholar

  14. Осипенко Т. Н., Психоневрологическое развитие у дошкольников (Психоневрологическое развитие дошкольников), Москва: Медицина, 1996.

    Google Scholar

  15. Фокс, Н.А., Белл, М.А., и Джонс, Н.А., Индивидуальные различия в реакции на стресс и церебральную асимметрию, Devel. Нейропсихология. , 1992, том. 8, с. 161.

    Google Scholar

  16. Меерсон Ф.З. Адаптация к стрессовым ситуациям и стресс-лимитирующие системы организма, Физиология адаптационных систем . М.: Наука, 1986, с. 521.

    Google Scholar

  17. Илюхина В.А. Энергодефицитные состояния здорового и больного человека. СПб., 1993.

  18. Исаев Д.Н.0006 (Психологический стресс и психосоматические расстройства), СПб: ЛПМИ, 1994.

    Google Scholar

  19. «>

    Hartsough, C.S. и Lambert, N.M., Медицинские факторы у гиперактивных и нормальных детей: данные пренатального периода, истории развития и состояния здоровья, Am. Дж. Ортопсихиат. , 1985, том. 55, с. 190.

    Google Scholar

  20. Семенович А.В., Умрихин С.О., Цыганок А.А. Нейропсихологический анализ неуспеваемости учащихся массовых школ, Ж. Выш. Нервн. Деят. я. И.П. Павлова , 1992, вып. 42, нет. 4, с. 655.

    Google Scholar

  21. Лусканова Н.Г., Коробейников И.А., Кумарина Г.Ф., и др. , Диагностика школьной дезадаптации , Москва: Соц. Здоровье России, 1993.

    Google Scholar

  22. Поборский А.Н. А. В., Кожевникова В. С. Адаптация семилетних первоклассников к школьному обучению по новой образовательной программе по ряду функциональных показателей. С. 9.0005 Физиол. Чел. , 1997, том. 23, нет. 6, с. 44.

    Google Scholar

  23. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М., и др. , Умственная работоспособность и состояние здоровья младших школьников, обучающихся по разным педагогическим системам, Физиол. Чел. , 1998, том. 24, нет. 5, с. 80.

    Google Scholar

  24. Кляйн А.Р. и Янг, Р. Д., Гиперактивные мальчики в классе: оценка восприятия, взаимодействия и поведения в классе учителя и сверстников, стр. 9.0005 J. Ненормальная детская психология. , 1979, том. 7, с. 425.

    Google Scholar

  25. Шалев, Р., Дискалькулия развития, Новые разработки в детской неврологии , Перат, М.В., изд., Болонья: Monduzzi Editore, 1998, с. 135.

    Google Scholar

  26. «>

    Журба Л.Т. и Мастюкива Е.М., Минимальная мозговая дисфункция у детей , Москва, 1980.

  27. Глезерман Э.Б., Мозговая дисфункция у детей , М.: Наука, 1983.

    Google Scholar

  28. Тржесоглава З., Легкая дисфункция мозга в детском возрасте , Москва: Медицина, 1986.

    Google Scholar

  29. Горбачевская Н.Л., Якупова Л.П., Кожушко Л.Ф., Симерницкая Е.Г. Нейробиологические причины школьной дезадаптации, Физиол. Чел. , 1991, том. 15, нет. 5, с. 72.

    Google Scholar

  30. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Манелис Н.Г., и др. , Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихологическое исследование, Вопр. Психол. , 1999, вып. 4, с. 21.

    Google Scholar

  31. «>

    Мачинская Р.А., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5-8 лет в норме и с проблемами обучения, Физиол. Чел. , 1997, том. 23, нет. 5, с. 5.

    Google Scholar

  32. Фарбер Д.А. Мозговая организация познавательных процессов у дошкольников, Дубровинская Н.В. // . Физиол. Чел. , 1997, том. 23, нет. 2, с. 25.

    Google Scholar

  33. Глазачев О.С. Индивидуальные особенности психофизиологических функций дошкольников в период их адаптации к школе, Гавриков К.В., 9.0005 Физиол. Чел. , 1992, том. 18, нет. 6, с. 116.

    Google Scholar

  34. Фарбер Д.А. Дубровинская Н.В. Функциональная организация развивающегося мозга: возрастные особенности и некоторые закономерности // Физиол. Чел. , 1991, том. 17, нет. 5, с. 17.

    Google Scholar

  35. Дубровинская Н.В., Нейрофизиологические механизмы внимания (Нейрофизиологические механизмы внимания). Л.: Наука, 1985.

    . Google Scholar

  36. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Сугробова Г.А. Дифференциальное влияние функциональной зрелости коры и регуляторных структур головного мозга на показатели познавательной деятельности детей 7-8 лет // Физиол. Чел. , 1999, том. 25, нет. 5, с. 14.

    Google Scholar

  37. Клементс, С.Д. и Питерс, Дж. Э., Минимальная мозговая дисфункция у ребенка школьного возраста, Arch. Генерал Психиат. , 1962, том. 6, с. 185.

    Google Scholar

  38. Раттер, М., Синдромы, связанные с «минимальной мозговой дисфункцией» в детстве, Am. Дж. Психиат. , 1982, том. 139, с. 21.

    Google Scholar

  39. Дуглас В.И., Проблемы внимания и познания, Развивающая нейропсихиатрия , Rutter, M., Ed., New York, 1983, p. 280.

  40. Callis, K.A., Grothe, D.R., and Ellia, J., Дефицит внимания и синдром гиперактивности, Clin. фарм. , 1990, том. 9, нет. 8, с. 632.

    Google Scholar

  41. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева , 1993, вып. 3, с. 74.

    Google Scholar

  42. Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю., Суворинова Н.Ю. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей, Журн. Неврол. Психиат. я. С.С. Корсакова , 1997, т. 1, с. 97, нет. 1, с. 57.

    Google Scholar

  43. Илюхина В.А. Принципы дополнительности и соизмеримости как основа новых технологий исследований в области нейрофизиологии функциональных состояний, Физиол. Чел. , 1999, том. 25, нет. 2, с. 14.

    Google Scholar

  44. Илюхина В.А., Данько С.Г., Кирьянова Р.Е., Гинзбург Г.И. Неполяризующий электрод для регистрации биопотенциалов. 1369730, Бюлл. Изобрет. , 1988, вып. 4.

  45. Илюхина В.А., Гусов З.Х., Федорова М.А. Психофизиологические факторы изменения функционального состояния, влияющие на качество и эффективность высших психических функций человека, Росс. физиол. ж. я. И.М. Сеченова , 2000, т. 1, с. 86, нет. 8, с. 1007.

    Google Scholar

  46. Илюхина В.А. Типология спонтанной и вызванной динамики сверхмедленных физиологических процессов, регистрируемых с поверхности головы и тела здорового и больного человека, Заболоцких И. Б., Кубанский науч. Мед. Вестн . (Краснодар), 1997, вып. 23–25, вып. 1–3, с. 12.

    Google Scholar

  47. Заболоцких И.Б. Физиологические предпосылки различий функциональных состояний у здоровых и больных лиц с разной толерантностью к гиперкапнии и гипоксии: Дисс. Физиологические основы различия стрессорной устойчивости здорового и больного человека, Илюхина В.А., Краснодар: Кубанский мед. Академия, 1995.

    Google Scholar

  48. Данько С.Г. Сравнение пространственных соотношений сверхмедленных физиологических процессов, регистрируемых с поверхности головы у здоровых испытуемых, с пространственными соотношениями одновременно регистрируемой ЭЭГ, Журн. Выш. Нервн. Деят. я. И.П. Павлова , 2000, т. 1, с. 50, нет. 5, с. 884.

    Google Scholar

  49. Серебровская Т. В. Чувствительность к гипоксическим и гиперкапническим раздражителям как отражение индивидуальной реакции человека, Патол. физиол. Эксперим. Терап. , 1985, вып. 5, с. 65.

    Google Scholar

  50. Аладжалова Н.А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга . М.: Наука, 1979.

    7. Google Scholar

  51. Орлов А.В. Клинические аспекты применения омега-потенциала в комплексном обследовании и лечении детей с бронхиальной астмой, канд. науч. Л., 1988.

  52. Чернышева Е.М., Илюхина В.А., Заволоков И.Г., Скоромец А.А. Сверхмедленные процессы и устойчивость к транзиторной гипоксии в диагностике астено-вегетативного синдрома различной этиологии. Избранные вопросы клинической неврологии . СПб.: МАПО-ВМА, 1999, с. 241.

    Google Scholar

  53. «>

    Кожушко Н.Ю. Особенности уровня бодрствования и эмоционального состояния детей в период подготовки и начала обучения в школе. Материалы XXX Совещания по проблемам дон . Материалы ХХХ конференции по проблемам высшей нервной деятельности Кудзилова. , СПб, 2000, вып. 1, с. 226.

    Google Scholar

  54. Кожушко Н.Ю., Матвеев Ю.В. К., Кудзилов Д.Б., Федорова М.А. Особенности нарушения функционального состояния ЦНС и церебральной гемодинамики у детей с последствиями перинатальной энцефалопатии, J. Акушерство Женские Болезни , 1999, vol. 48, с. 87.

    Google Scholar

  55. Конькова А.Ф., Магай И.А., Шехаева О.М., и др. , Энергетический гомеостаз и адаптивные возможности человека в экстремальных условиях, Изв. АН СССР. сер. биол. , 1987, вып. 4, с. 506.

    Google Scholar

Ссылки для скачивания

Стресс и физиологические, поведенческие и рабочие характеристики детей при различных уровнях ионов воздуха

  • Adey WR (1986) Последовательность и энергетика трансдуктивного соединения клеточной мембраны с внутриклеточными ферментными системами. Биоэлектрохим Биоэнергет 15:447–456

    Google Scholar

  • Adey WR (1988) Физиологическая передача сигналов через клеточные мембраны и совместное влияние электромагнитных полей крайне низкой частоты. В: Фролич Х. (ред.) Биологическая когерентность и реакция на внешние раздражители. Springer, Берлин Гейдельберг Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Арентцен С., Джу Г. М., Скорпанич М. А., Эванс Г. А. (1983) Школьная среда и стресс. В: Эванс Г.А. (редактор) Экологический стресс: Cambridge University Press, NY

    Google Scholar

  • Becker RO, Bachman CH, Friedman H (1962) Система управления постоянным током. NY J Med (15 апреля): 1169–117680) Обучение биологической обратной связи. В: Куташ И.Л., Шлезингер Л.Б. и соавт. (ред.) Справочник по стрессу и тревоге. Джосси-Басс, Сан-Франциско

    Google Scholar

  • Булл Р. , Гейл А. (1974) Применим ли закон начального значения к кожно-гальванической реакции? Biol Psychol 1: 213–227

    PubMed Google Scholar

  • Canong WF (1979) Обзор медицинской физиологии. Lange Medical, Лос-Альтос, Калифорния

    Google Scholar

  • Чарри Дж.М., Хокиншир V FBW (1981) Воздействие атмосферного электричества на некоторые субстраты вызывало расстройство социального поведения. J Pers Soc Psychol 41: 185–197

    PubMed Google Scholar

  • Coleman M (1978) Серотонин при поведенческих и интеллектуальных дисфункциях у детей. В: Essman WB (ed) Serotonin in Health and Disease, vol 3. SP Medical and Scientific, NY

    Google Scholar

  • Делеану М., Фриц Т. (1967) Неспецифическое биологическое действие аэроионизации. В: Tromp SW, Weihe WH (eds) Biometerology, vol 2, part 2. Pergamon, Elsmford, NY, pp 1011–1015

    Google Scholar

  • Diamond MC, Connor JR Jr, Orenberg EK, Bissell M, Yost M, Krueger A (1980) Влияние окружающей среды на серотонин и циклические нуклеотиды в коре головного мозга крыс. Наука 210:652–654

    ПабМед Google Scholar

  • Frankenhaeuser M (1970) Экспериментальные подходы к изучению поведения человека в связи с нейроэндокринными функциями. Rep Psychol Lab Univ Стокгольм, нет. 298

  • Frankenhaeuser M, Johansson G (1975) Поведение и катехоламины у детей. В: Общество, стресс и болезни, том 2, Детство и юность. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Фрей А.Х. (1967) Модификация условной эмоциональной реакции путем обработки небольшими ионами воздуха. J Comp Physiol Psychol 63: 121–125

    PubMed Google Scholar

  • Фрей А. Х., Гранда Р.Е. (1961) Реакции человека на аэроионы: экспериментальный контроль. Proc Int Conf Ionization of Air (Филадельфия) 2:1–8

    Google Scholar

  • Геллхорн E (1967) Принципы вегетативных соматических интеграций. Университет Миннесоты, Миннеаполис

    Google Scholar

  • Гилберт Г.О. (1973) Влияние отрицательных аэроионов на эмоциональность и уровень серотонина в мозгу у изолированных крыс. Int J Biometeorol 17: 267–275

    PubMed Google Scholar

  • Гилберт Г.О. (1979) Связь поведения умственно отсталых в лечебных учреждениях с изменениями метеорологических условий. Диссертация, Union Graduate School West

  • Хокинс Л.Х., Баркер Т. (1978) Воздушные ионы и деятельность человека. Эргономика 21:273–278

    PubMed Google Scholar

  • Johannson G, Frankenhaeuser M, Magnusson D (1973) Выработка катехоламинов у школьников в связи с успеваемостью и адаптацией. Scand J Psychol 14:20–28

    PubMed Google Scholar

  • Кирк Р.Е. (1968) План эксперимента: процедуры для поведенческих наук. Брукс/Коул, Белмонт, Калифорния

    Google Scholar

  • Koch W (1962) Атмосферные ионы и комфорт. J Hyg (Кэмб) 60: 183–191

    Google Scholar

  • Коппиц Э.М. (1964) Гештальт-тест Бендера для детей младшего возраста. Грюн и Страттон, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Korf J, Valkenburgh-Sikkema T (1969) Флуориметрическое определение 5-гидроксииндолуксусной кислоты в моче и спинномозговой жидкости человека. Клин Чим Акта 26: 301–306

    ПабМед Google Scholar

  • Kotaka S (1978) Влияние ионов воздуха на микроорганизмы и другие биологические материалы. CRC Crit Rev Microbiol 6(2):109–149

    PubMed Google Scholar

  • Кролинг П. (1985) Естественные и искусственно созданные аэроионы — биологически значимый климатический фактор? Int J Biometeorol 29: 233–242

    Google Scholar

  • Krueger AP (1972) Являются ли аэроионы биологически важными? Обзор спорной темы. Int J Biometeorol 16: 313–322

    PubMed Google Scholar

  • Krueger AP, Kotaka S (1969) Влияние ионов воздуха на уровень серотонина в мозге мышей. Int J Biometeorol 13:25–38

    PubMed Google Scholar

  • Крюгер А.П., Рид Э.Дж. (1976) Биологическое воздействие малых аэроионов. Science 193:1209–1213

    PubMed Google Scholar

  • Крюгер А.П., Сигель С. (1978) Ионы в воздухе. Hum Nature 1:46–52

    Google Scholar

  • Krueger AP, Andriese PC, Kotaka S (1968) Малые аэроионы: их влияние на уровень серотонина в крови с точки зрения современной физиотерапии. Int J Biometeorol 12:225–239 ​​

    PubMed Google Scholar

  • Лейси Дж.И. (1956) Оценка вегетативных реакций: к общему решению. Энн, штат Нью-Йорк, Академия наук 67: 123–164

    Google Scholar

  • Lancet (1984) Электрические свойства клеточной поверхности (26 мая): 1161–1162

  • Лоуренс А.Ф., Ади В.Р. (1982) Нелинейные волновые механизмы во взаимодействии между возбудимой тканью и электромагнитными полями. Neurol Res 4:115–153

    PubMed Google Scholar

  • Lezak MD (1976) Нейропсихологическая оценка. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Loo C (1978) Скученность, скученность и дети дошкольного возраста. В: Баум А., Эпштейн Ю. (ред.) Реакция человека на скученность. Лоуренс Эрлбаум, Хиллсдейл, Нью-Джерси

    Google Scholar

  • Ловалло В. (1975) Холодовой прессорный тест и вегетативная функция: обзор и интеграция. Психофизиология 12:268–282

    ПабМед Google Scholar

  • Maura G, Vaccari A, Gemignani A, Cugurra F (1974) Развитие активности монаминооксидазы после хронического стресса окружающей среды у крыс. Environ Physiol Biochem 4:64–79

    PubMed Google Scholar

  • Oliverau JM (1971) Психофизиологические инциденты ионизации атмосферы. Диссертация, Парижский университет

  • Porges SW (1977) Периферические и нейрохимические параллели психопатологии: психофизиологическая модель, связывающая вегетативный дисбаланс с гиперактивностью, психопатией и аутизмом. В: Reese HW (ed) Успехи в развитии и поведении детей, том II. Академик Пресс, Сан-Диего

    Google Scholar

  • Пайл Т.В. (1973) Анализ разделенных участков и простых иерархических планов с использованием множественной линейной регрессии. Несколько точек зрения Лин Регр 4(3)

  • Рим Y (1975) Проведение психологического теста во время климатического теплового стресса от пустынных ветров. Int J Biometeorol 19:37–40

    PubMed Google Scholar

  • Safer D, Allen R (1976) Гиперактивные дети: диагностика и лечение. Юниверсити Парк Пресс. Балтимор, Мэриленд

    Google Scholar

  • Selye H (1976) Жизненный стресс, изд. Макгроу-Хилл, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Selye H (1979) Понятие стресса и некоторые его последствия. В: Гамильтон В., Уорбертон Д. (ред.) Человеческий стресс и познание. Уайли, Нью-Йорк

    Google Scholar

  • Strong P (1970) Биофизические измерения. Tektronix, Бивертон, Орегон

    Google Scholar

  • Сульман Ф. Г. (1974) Движение метеорологического фронта и чувствительность человека к погоде. Karger Gazette 30: 1–6

    Google Scholar

  • Сульман Ф.Г. (1980) Влияние ионизации воздуха, электрических полей, атмосфериков и других электрических явлений на человека и животных. Чарльз С. Томас, Спрингфилд, Иллинойс

    Google Scholar

  • Сулман Ф.Г. (1983) Стресс, вызванный погодой и климатом. В: Selve H (ed) Руководство Селье по исследованию стресса, том 2. Van Nostrand Reinhold, NY

    Google Scholar

  • Sulman FG, Hirschmann N, Pfeifer Y (1964) Влияние горячих сухих ветров пустыни (Сирокко, Шарав, Хамсин) на метаболизм гормонов и минералов. Proc Lucknow Symp, Исследование засушливых зон (ЮНЕСКО) 24:89–95

    Google Scholar

  • Сулман Ф.Г., Леви Д., Леви А., Пфайфер Й., Суперстин Э.