Диагностика тревожности у младших школьников методики: Тревожность у учеников младшего школьного возраста | Методическая разработка по психологии по теме:
Исследование тревожности и основных ее причин у младших школьников в период адаптации
Встатье приводятся результаты диагностического исследования тревожности у детей младшего школьного возраста в период адаптации. Изучаются причины ее возникновения. Проведенное исследование позволяет выделить причины возникновения тревожности у младших школьников, признаки ее проявления, а также наиболее частые последствия.
Ключевые слова: тревожность, младший школьный возраст, адаптация к школе, самооценка, тип родительского отношения к детям, социометрический статус.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
В последние годы многие исследователи, среди которых О. А. Белобрыкина, Г. С. Голошумова, А. В. Запорожец, В. Е. Каган, Г. Г. Кравцов, Г. Ф. Кумарина, Н. П. Лусканова, Т. Д. Молодцова, Г. Л. Репина, В. И. Слободчиков, В. А. Сластенин и другие, говорят об интенсивном увеличении числа детей с нарушениями поведения, общения, психосоматическими заболеваниями, вызванными трудностями адаптации к условиям образовательной среды.
Несмотря на отсутствие единого взгляда на то, что представляет собой тревожность, многие авторы сходятся во мнениях о том, что она является состоянием человека, характеризующимся повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющим отрицательную эмоциональную окраску. Возникает она в тех случаях, которые, по мнению самого человека, несут в себе психологическую угрозу для него и могут обернуться для него неприятностями, неудачами или фрустрациями.
Также многие авторы предлагают рассматривать тревожность дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.Е. Н. Савина пишет, что главной причиной, вызывающей детскую тревожность, является неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью [4, с. 32]. Так отвержение, неприятие его матерью приводит к появлению тревоги из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите.
Среди наиболее распространенных причин школьной тревожности А. М. Прихожан центральное место отдает чрезмерно высокими и жесткими требованиями родителей, не учитывающими способности ребенка, уровень его развития, направленность интересов [1, с. 14].
Многие ученые, которые занимались изучением тревожности младших школьников, выявили, что к основным причинам ее появления и развития также относится авторитарный стиль общения учителя или непоследовательность требований и оценок; высокий темп учебных занятий; неприятие со стороны сверстников, соперничество и конкуренция с ними; ситуации повышенной ответственности; тревожно-мнительная психологическая атмосфера в семье и т. д. [1, с. 12–16; 3]. Центральное место в процессе возникновения у младших школьников тревожности занимает адаптация к школе, которая сопровождается переходом к учебной деятельности в роли доминирующей, включением в новый учебный коллектив, в систему отношений ученик-учитель, необходимостью усваивать большой объем новой информации. Все это выступает в качестве причин возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности отрицательно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Все это подтверждает, что тревожность младших школьников — это весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема.
В связи с этим целью нашего исследования выступает изучение тревожности у детей младшего школьного возраста. Экспериментальное исследование проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 15» г. Тулы. Выборку исследования составили 23 младших школьника в возрасте 6–7 лет.
В основу диагностической программы легли те факторы, которые многие исследователи выделяют в качестве доминирующих факторов повышения тревожности младших школьников. В связи с этим в ходе реализации диагностического этапа исследования проводилось изучение тревожности младших школьников; особенностей их эмоционально-личностной сферы и самооценки; определение типа родительского отношения к детям; определение положения, которое занимает каждый ребенок в системе межличностных отношений классного коллектива.
Диагностическая программа включала в себя следующие методики: «Проективная методика для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан; графическая методика «Кактус» А. М. Панфиловой; «Лесенка» В. Г. Щур; «Тест родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина; «Социометрия» Дж. Морено.
В результате проведения констатирующего этапа исследования были получены следующие результаты.
С помощью «Проективной методики для диагностики школьной тревожности» А. М. Прихожан выявлено, что у большинства детей — 52,2 % –уровень тревожности является высоким. Это может свидетельствовать о том, что дети способны испытывать тревогу в ситуациях общения с учителем и одноклассниками, незнакомыми людьми, в ситуациях проверки знаний, выставления оценки и т. д. Для них характерно беспокойство, неуверенность в себе, трудность, сконцентрироваться на выполняемой деятельности, раздражительность и др.
Проведение графической методики «Кактус» А. М. Панфиловой показало, что у 52,2 % детей имеются такие черты и качества личности, как зависимость и неуверенность в себе, у 47,8 % детей — демонстративность и открытость, у 56,5 % детей — скрытность и осторожность, у 60,8 % — оптимизм, у 39,2 % детей выявлено состояние тревоги. Соотнося полученные данные с данными по предыдущей методике, следует отметить, что для детей с высоким уровнем тревожности характерна неуверенность в себе и своих силах и возможностях, зависимость, скрытность и осторожность.
С помощью методики «Лесенка» В. Г. Щур выявлено, что у большинства детей — 43,5 % — самооценка является завышенной. Сравнивая полученные результаты с результатами диагностики по предыдущим методикам, мы установили, что у большинства детей с высоким уровнем тревожности самооценка является заниженной. Как правило, дети с таким уровнем самооценки склонны недооценивать свои заслуги и достижения при выполнении какой-либо деятельности, они не ожидают, что смогут достигнуть в ней успеха.
Результаты проведения «Теста родительского отношения» А. Я. Варга, В. В. Столина показывают, что большинство родителей — 47,8 % — придерживаются такого типа родительского отношения, как «симбиоз». Также установлено, что подавляющая часть родителей — 82,6 % — проявляют положительное эмоциональное отношение к своему ребенку. Сравнивая полученные данные с данными предыдущих методик, отметим, что родители детей с высоким уровнем тревожности предпочитают в основном транслировать при взаимодействии с ними такой тип родительского отношения, как симбиоз.
Это говорит о том, что они склонны быть ближе к своему ребенку, не устанавливая психологической дистанции, стараются удовлетворять основные разумные потребности детей и ограждать их от неприятностей. Также родители детей с высоким уровнем тревожности склонны контролировать своих детей, о чем говорят высокие баллы по шкале «контроль». Как правило, такие родители бывают излишне авторитарны по отношению к детям, могут предъявлять к ним завышенные требования, навязывать свою волю. Вместе с тем большинство родителей относится нейтрально и даже отрицательно к неудачам собственных детей, что говорит о склонности недооценивать их успехи и достижения, неверии в силы и способности детей. К самим детям большинство родителей проявляет положительное отношение, но многие склонны проявлять и отрицательное отношение.С помощью методики «Социометрия» Дж. Морено, направленной на определение положения, занимаемого каждым учеником в классе в системе межличностных отношений, выявлено, что большинство детей с высоким уровнем тревожности имеют статус «пренебрегаемых» участников коллектива. Как правило, дети с таким статусом могут быть безынициативны, могут проявлять безразличие к учебе и успеваемости одноклассников, пренебрежительное отношение к их мнению. Также тревожные дети имеют статус «изолированных», на основании чего можно предположить, что для них затруднительно устанавливать контакт с окружающими детьми, они не стремятся участвовать в совместной деятельности с ними, могут быть робки и малоактивны. Малая часть тревожных детей получила статус «предпочитаемых». Таким образом, низкая социальная активность детей, робость, неуверенность в себе, недостаточное развитие коммуникативных навыков может приводить к закреплению за ними в коллективе статуса «пренебрегаемых» или «изолированных». Это, в свою очередь, может выступать причиной повышения их тревожности.
Подводя итог, можно заключить, что у большинства детей младшего школьного возраста уровень тревожности является высоким. Для таких детей характерна неуверенность в себе, скрытность и осторожность, заниженная самооценка. В коллективе они имеют статус «пренебрегаемых» и «изолированных», а психологический климат в нем оценивают как нейтральный, реже — как неблагоприятный. Их родители предпочитают в основном транслировать тип родительского отношения под названием «симбиоз», что говорит об их склонности не устанавливать психологической дистанции с ребенком, ограждать его от неприятностей.
На основании полученных результатов было рекомендовано проведение работы с детьми по снижению уровня тревожности, по коррекции уровня их самооценки до адекватного, по установлению благоприятного психологического климата в классе и гармонизации детско-родительских отношений. Для этого была составлена психокоррекционная программа по снижению тревожности у младших школьников в контексте психолого-педагогической поддержки.
Литература:
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Новая строка, 2014.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. 1998. N 2. С. 11–17.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.: Владос, 2014.
- Савина Е. Н. Тревожные дети / Е. Н. Савина // Дошкольное воспитание. 1996. N 4. С. 31–35.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родительское отношение, высокий уровень тревожности, большинство детей, младший школьный возраст, большинство родителей, изучение тревожности, школьная тревожность, графическая методика, Проективная методика.
Глава 2. Экспериментальная работа по коррекции тревожности младших школьников посредством рисуночной терапии
2.1. Организация исследования: цель, гипотеза, задачи, объект исследования, диагностический инструментарий
Цель курсового исследования заключается в определении возможностей коррекции тревожности детей младшего школьного возраста посредством рисуночной терапии.
Основной целью проведения исследования являлось определение уровня тревожности детей младшего школьного возраста и дальнейшая разработка коррекционной программы, способствующей снижению уровня тревожности посредством рисуночной терапии.
Были поставлены следующие задачи:
1.Подобрать диагностические методики, направленные на выявление уровня личностной тревожности младших школьников;
2.Провести качественный и количественный анализ полученных результатов;
3.Разработать коррекционную программу с содержанием занятий, направленным на осознание ребенком субъективных и объективных причин тревожности.
Объектом нашего исследования выступает тревожность детей младшего школьного возраста.
В основу исследования была положена гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера.
Данное исследование осуществлялось на базе МОУ СОШ № 52 г. Кирова в октябре 2012г. Диагностика проводилась в двух классах во 2 «А» классе и во 2 «В» классе. Выборка составила 40 человек.
В нашем исследовании использовались следующие методики диагностики тревожности:
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) адаптированная А.М.Прихожан (Приложение 1),
Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тейлора (Приложение 2),
Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера (Приложение 3).
Данные методики были выбраны, так как соответствуют главной цели нашей диагностики: все они направлены на выявление уровня тревожности.
Шкала явной тревожности для детей (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale — CMAS) предназначена для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8-12 лет.
Шкала была разработана в 1956 году на основе шкалы явной тревожности Дж. Тейлор, предназначенной для взрослых. Для детского варианта шкалы было отобрано 42 пункта, оцененных как наиболее показательные с точки зрения проявления хронических тревожных реакций у детей. Специфика детского варианта также в том, что о наличии симптома свидетельствуют только утвердительные варианты ответов. Кроме того, детский вариант дополнен 11 пунктами контрольной шкалы, выявляющей тенденцию испытуемого давать социально одобряемые ответы. Показатели этой тенденции выявляются с помощью как позитивных, так и негативных ответов. Методика содержит 53 вопроса. Данные высказывания ученику предлагается оценить как верные или неверные по отношению к нему.
В России адаптация детского варианта шкалы проведена и опубликована А.М.Прихожан. По данным авторов и пользователей, детский вариант шкалы доказывает достаточно высокую клиническую валидность и продуктивность ее применения для широкого круга профессиональных задач. Шкала прошла стандартную психометрическую проверку, в которой участвовали около 1600 школьников 7-12 лет из различных регионов страны.
По результатам методики подсчитываются данные по шкале «лжи», что даёт возможность судить о достоверности ответов учащегося. Так же подсчитываются баллы по шкале тревожности. Полученная сумма баллов представляет собой первичную оценку. С помощью таблицы с нормативными данными первичные оценки переводятся в «стены». Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными данными группы детей соответствующего возраста и пола. И на основании полученной оценки делается вывод об уровне тревожности испытуемого[2,21,38].
Следующей методикой, которую мы использовали в нашем исследовании, является Шкала самооценки уровня личностной тревожности Ч. Спилбергера. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Целью данной методики является определение уровней реактивной и личностной тревожности.
Шкала самооценки уровня личностной тревожности состоит из 2 частей (20 предложений), раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания 1—20) и личностную (ЛТ, высказывания 21—40) тревожности, ответы на которые подразделяются по шкалам – «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, 31 – 44 балла — умеренная; 45 и более высокая[2,18,21,38,50].
Третьей методикой, задействованной в нашем исследовании, является Шкала самооценки личностной тревожности Дж. Тейлора, опубликованная в 1953 году, построенная на основе Миннесотского многопрофильного личностного опросника, получила широкое распространение среди психологов-экспериментаторов для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха). Её следует применять вместе с другими методиками, а данные по ней дополнять другими бланковыми и проективными тестами для обеспечения ее надёжности.
Как показывают данные исследований (Дж. Рейх, Дж. Хенсер, В.Майер), состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего и самого себя. При высоких показателях уровня тревожности необходимо соблюдать известную осторожность в интерпретации данных самооценки.
Валидность шкалы изучалась путем сравнивания результатов у здоровых испытуемых и лиц с различными неврологическими и психотическими нарушениями.
В отечественной психологии тест находит широкое применение в клинико-психологических исследованиях, психодиагностике спорта (В. Г. Норакидзе, Л. Ф. Бурлачук). Более известны варианты методики в адаптации Т. А. Немчинова (1966) и В. Г. Норакидзе, который в 1975 г. дополнил опросник шкалой лжи, позволяющей судить о демонстративноти, неискренности в ответах. Оба варианта опросника используются при индивидуальном и групповом обследовании, способны решать как теоретические, так и практические задачи и могут быть включены в батарею других тестов.
Тест состоит из 50 ответов. Каждый ответ, совпадающий с показателями, данными в тесте, оценивается в 1 балл. При неопределённом ответе ставиться 0,5 балла. Выбор пунктов для теста осуществлялся на основе анализа их способности различать лиц с «хроническими реакциями тревоги». Продолжительность тестирования 15-30 мин.[2,21,38,39].
На основе данных уровней тревожности, представленных в каждой из выше обозначенных методиках, нами составлены обобщенные характеристики следующих уровней.
Низкий уровень тревожности свидетельствует о нормальном состоянии дел, но при этом можно говорить о том, что человеку желательно проявлять больше эмоциональной вовлеченности в различных ситуациях жизни и не сдерживать свои чувства. Уровень притязаний у таких детей, как правило, близок к реальному выполнению заданий. Такие дети почти всегда адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности.
Среднеразвитая тревожность говорит о том, что дела обследуемого более или менее благополучны, хотя встречаются случаи, когда появляется беспокойство, не обоснованное сложившимися обстоятельствами.
Высокий уровень тревожности говорит о том, что человек испытывает повышенное, необоснованное беспокойство, которое мешает ему и от которого следует избавляться, проведя анализ причин его вызывающих. Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих, они очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Для тревожных детей характерно неумение учитывать условия. Такие дети ранимы, повышенно сензитивны к предполагаемой обиде, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих.
Все полученные результаты нашего исследования мы рассмотрим более подробно в следующей главе.
Признаки и симптомы тревоги | Тревога в классе
Дети с тревогой или ОКР могут проявлять симптомы в школе. По этой причине важно понимать признаки и симптомы тревоги и обсессивно-компульсивного расстройства и уметь отличать нормальное поведение от ненормального.
Тревога у детейКаждый человек в какой-то момент своей жизни испытывает тревогу, от самых маленьких до очень старых. В школе учащиеся могут нервничать во время пожарных учений, перед контрольной или презентацией или утром, прощаясь со своими семьями. Это нормально и обычно для студентов волноваться в подобных ситуациях. Когда тревога учащегося начинает выползать из конкретных ситуаций в повседневную жизнь, у него может быть тревожное расстройство.
Тревога , связанная с состоянием психического здоровья, определяется как хроническое и/или общее беспокойство, страх или нервозность, которые учащиеся проявляют большую часть времени. Другими словами, тревога, которую испытывает студент, не обусловлена конкретными ситуациями — он испытывает тревогу большую часть времени, независимо от того, что происходит в его жизни. В этих случаях тревожность заметно влияет на поведение учащегося в школе и дома, на его способность участвовать в занятиях, на его обучение и/или на его способность выполнять поставленные задачи.
Для молодежи BIPOC опыт расизма и дискриминации, социальные детерминанты здоровья, текущие и исторические стрессоры и возникающий в результате интернализированный стресс могут способствовать усилению беспокойства и проблем с психическим здоровьем. Кроме того, молодые люди, живущие в условиях расового угнетения, могут чувствовать, что они постоянно находятся в состоянии повышенной бдительности, что способствует усилению тревожного возбуждения или общего беспокойства, страха или нервозности.
Виды беспокойства у детей школьного возраста
Существует много типов тревоги и связанных с тревогой расстройств, с которыми могут столкнуться подростки школьного возраста, в том числе:
Генерализованное тревожное расстройство Расширить
Что это?- Генерализованное тревожное расстройство (ГТР) характеризуется крайним и постоянным беспокойством по любому поводу, которое длится не менее шести месяцев и мешает повседневной деятельности.
- Симптомы ГТР у детей включают поиск уверенности в учителях и близких, трудности с концентрацией внимания в классе или при выполнении домашних заданий и даже избегание посещения школы.
- Дети с ГТР также могут быть чрезмерно самокритичными, из-за чего они избегают деятельности, в которой, по их мнению, они не преуспевают.
- ГТР реже встречается у детей младшего возраста — в возрасте 4–11 лет, встречается менее чем у 1% молодежи.
- У детей старшего возраста/подростков в возрасте от 12 до 15 лет частота ГТР возрастает до 1,1%, или примерно у одного из 100 детей/подростков старшего возраста.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Лекарство
Паническое расстройство Расширить
Что это?- Паническое расстройство характеризуется повторяющимся чувством сильного страха, которое возникает случайным образом из-за предполагаемой неминуемой опасности. Эти сильные чувства также называют паническими атаками.
- Паническое расстройство также может сопровождаться агорафобией, когда человек избегает условий, мест и ситуаций, которые могут вызвать панику.
- Симптомами панического расстройства являются учащенное сердцебиение, потливость, дрожь, одышка, боль в груди, головокружение, чувство жара, озноб и ощущение удушья.
- Они также могут включать крайний ничем не спровоцированный страх умереть, потерять контроль или сойти с ума. Человек, испытывающий это, может чувствовать себя отстраненным или как будто он находится вне себя.
- Исследования показывают, что 13–14-летние подростки, страдающие паническими атаками, в два раза чаще совершают попытки самоубийства.
- Паническое расстройство у детей встречается нечасто. Исследования показывают, что среди детей в возрасте 8–15 лет только 0,4% страдают этим расстройством. Но если сравнивать детей с подростками, то этот показатель выше с 0,3% у детей до 0,5% у подростков.
- В целом распространенность панического расстройства в течение жизни составляет 4,7%. Двадцать пять процентов тех, у кого разовьется паническое расстройство, разовьются к 16 годам.
- Сопутствующая патология или наличие более одного диагноза очень высока при паническом расстройстве. Большинство молодых людей с паническим расстройством, от 50 до 90%, также будут испытывать аффективное или тревожное расстройство.
- Форма когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), называемая лечением паники у подростков (ПКТ).
- Лекарство.
Тревожное расстройство разлуки Расширить
Что это?- Тревожное расстройство разлуки — это переживание сильного стресса, вызванного страхом быть разлученным с домом или любимым человеком.
- Также может характеризоваться постоянным беспокойством о том, что близкому человеку причинят вред или он умрет.
- Симптомы тревожного расстройства разлуки у детей часто включают эмоциональные истерики, плач, цепляние за родителя/опекуна, отказ участвовать в мероприятиях, связанных с разлукой, нежелание спать в одиночестве и отказ ходить в школу.
- Среди детей, у которых разовьется это расстройство, 75% разовьются к 10 годам и 90% к 13 годам.
- Тревожное расстройство разлуки диагностируется реже по мере взросления молодежи — оно встречается у 4,1% детей в возрасте 9–10 лет, до 0,6% среди 12-летних и даже ниже среди подростков старшего возраста.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Терапия взаимодействия родителей и детей (PCIT)
- Лекарства можно использовать для лечения тревоги разлуки
Социальное тревожное расстройство Расширить
Что это?- Социальное тревожное расстройство характеризуется страхом и избеганием социальных ситуаций, длящимся не менее шести месяцев.
- Обычно симптомы возникают, когда человек знакомится с новыми или незнакомыми людьми или ситуациями и опасается, что может повести себя неловко.
- Социальное тревожное расстройство может выглядеть как боязнь идти в новую школу, переживать социальные ситуации с сильным стрессом или вообще избегать их, боязнь смущения или осуждения, застенчивость, избегание зрительного контакта и избегание других людей .
- В более тяжелых случаях дети могут отказываться ходить в школу или проявлять физическую агрессию, если их к этому принуждают.
- Социальное тревожное расстройство — одно из наиболее распространенных тревожных расстройств у молодежи в США; От 5 до 15% подростков имеют или ранее имели социальное тревожное расстройство.
- Хотя симптомы обычно появляются в возрасте около 15 лет, известно, что они возникают у детей в возрасте восьми лет.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)
- Групповая терапия
- Лекарство
Избирательный мутизм Расширить
Что это?- Избирательный мутизм — это когда человек не может говорить в определенных социальных ситуациях, длящийся не менее одного месяца, несмотря на то, что он может говорить в более знакомых ситуациях.
- Некоторые из симптомов селективного мутизма включают неспособность говорить, робость, социальную тревожность, проблемы с речью и языком, легкое разочарование, задержку развития у некоторых детей, нервозность и страх.
- Избирательный мутизм встречается у 0,11–2% детей.
- Избирательный мутизм обычно проявляется в возрасте от двух до четырех лет, но дети обычно не получают лечения до достижения ими возраста 6–9 лет.
- Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и поведенческая терапия являются методами лечения первой линии.
- Социальная коммуникационная терапия тревожности
- Лекарство
Специфические фобии Расширить
Что это?- Специфические фобии — это разрушительные индивидуальные страхи, которые человек испытывает в отношении объекта или ситуации, которые практически не представляют опасности. Некоторые примеры включают боязнь высоты, самолетов, животных, крови, игл или клоунов. Затем человек будет избегать этих ситуаций или объектов, чтобы не испытывать огромного беспокойства.
- Симптомы специфических фобий включают потливость, тошноту, затрудненное дыхание и чувство бессилия при воздействии какого-либо конкретного триггера (объекта или ситуации).
- Дети с определенными фобиями могут плакать, закатывать истерики и держаться за своих родителей, когда сталкиваются с конкретным объектом или ситуацией, которых они боятся.
- Средний возраст начала специфических фобий — 9 лет.-10 лет.
- Специфические фобии затрагивают 5–10% детей и подростков, согласно выборкам населения. Однако исследования, проведенные с родителями, показывают, что это число может быть выше — 17,6% детей, испытывающих детские страхи, могут соответствовать критериям специфической фобии.
- Когнитивно-поведенческая терапия, основанная на воздействии
- Лекарство
Посттравматическое стрессовое расстройство Расширить
Что это?- Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает, когда человек пережил, подвергся угрозе или стал свидетелем серьезной травмы, смерти или сексуального насилия.
- Человек с посттравматическим стрессовым расстройством будет испытывать сны, воспоминания, воспоминания и/или другие физические реакции, которые расстраивают и нежелательны, в течение месяца после инцидента.
- У детей некоторые симптомы могут включать беспомощность, вспышки гнева или повторное переживание/воссоздание инцидента посредством игры.
- Другие симптомы могут включать негативную самооценку или эмоциональное состояние, отстраненность, повышенную бдительность или проблемы с памятью и сном.
- Исследования показывают, что около 14–43% молодых людей переживают хотя бы одну травму. Из тех детей и подростков, которые перенесли травму, у 3–15% девочек и 1–6% мальчиков развивается посттравматическое стрессовое расстройство.
- Когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму (TF-CBT)
- Терапия длительного воздействия (PE)
- Терапия, основанная на отношениях
- Групповая терапия
- Лекарство
Хотя каждое из этих состояний имеет разные симптомы, их объединяет то, что они вызывают серьезные хронические нарушения в жизни ребенка.
Обсессивно-компульсивное расстройство у детейХотя обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) является одним из наиболее распространенных психических расстройств среди молодежи школьного возраста, оно мало изучено и редко упоминается в дискуссиях о психическом здоровье в класс. Обсессивно-компульсивное расстройство включает в себя как навязчивые идеи, так и компульсии, которые отнимают много времени, мешают важным занятиям, таким как школьные и внеклассные занятия, развитие дружеских отношений и забота о себе, и могут вызывать сильную тревогу у пострадавших.
- Навязчивые идеи – это навязчивые и нежелательные мысли, образы или побуждения, возникающие снова и снова и находящиеся вне контроля ребенка. Эти навязчивые идеи неприятны для ребенка и обычно вызывают много беспокойства, беспокойства и стресса.
- Навязчивые действия (также называемые ритуалами) – это действия, которые, по мнению ребенка, они «должны выполнять», чтобы избавиться от расстраивающих чувств, вызванных навязчивыми идеями. Ребенок также может полагать, что участие в этих навязчивых действиях каким-то образом предотвратит плохие вещи.
Как правило, ОКР диагностируется, когда эти навязчивые идеи и компульсии становятся настолько отнимающими много времени, что отрицательно мешают повседневной жизни ребенка. Как правило, навязчивые идеи и компульсии со временем становятся все более серьезными, пока не достигают этой точки.
Среди расовых и этнических меньшинств на симптомы ОКР могут влиять негативные стереотипы, расизм или расовая идентичность. Например, страх подтверждения ложных расовых стереотипов может способствовать тревоге, связанной с ОКР. Для получения дополнительной информации о том, как опыт расизма может повлиять и/или усугубить симптомы ОКР у представителей расовых и этнических меньшинств, посмотрите это видео Моники Уильямс, доктора философии, ABPP, Дженни Йип, PsyD, ABPP, и Валери Эндрюс.
Тревога/ОКР или типичное поведение?Учащиеся часто испытывают тревогу/страхи и имеют определенные рутины/ритуалы в определенное время. Что отличает тревогу и ОКР от этих распространенных страхов и поведения, так это частота и интенсивность, с которой они возникают, а также то, мешают ли они повседневной жизни ученика. Следующая таблица может помочь отличить страхи и поведение, которые соответствуют развитию и культуре, и те, которые могут вызывать тревогу и/или ОКР.
Типичные страхи/рутины | Тревога/ОКР |
---|---|
Содержание обычно банальное (например, боязнь грозы, желание есть один и тот же завтрак каждый день и т. д.) | Может показаться странным или необычным, не синхронизированным с происходящим. Могут быть крайние или непропорциональные реакции на ситуацию. |
Соответствующий возрасту (например, желание укрыться ночью). | У учащегося могут быть страхи, нетипичные для его возрастной группы (например, сексуальные/насильственные навязчивые мысли). |
Не отнимайте слишком много времени и не мешайте повседневной работе. | Переживание страхов и/или выполнение ритуалов является чрезмерным, отнимает много времени и оказывает негативное влияние на функционирование учащегося. |
Связанный с наслаждением или удовлетворением; студент хочет их делать или любит их делать. | Учащиеся считают свое поведение угнетающим и/или подавляющим. |
Реагирует на логику или разум. | Разум или здравый смысл не останавливают страхи или поведение учащегося и не помогают им. Студентов часто невозможно утешить или успокоить. ПРИМЕЧАНИЕ. Младшие школьники могут не осознавать, что их страхи причудливы или необычны (т. е. им может не хватать понимания). |
Могут быть остановлены или прерваны по желанию. | Учащийся чувствует, что не может контролировать свои страхи или перестать вести себя(я). Прерывание поведения вызовет у ученика много беспокойства. |
Адаптировано из «Студенты с ОКР: Справочник для школьного персонала» Гейл Б. Адамс, Эд. Учащимся с тревогой, непропорциональной ситуации, трудно управлять своими чувствами. Точно так же учащиеся с ОКР обычно мало контролируют навязчивые идеи, от которых они страдают, и навязчивые действия, которые они выполняют, пытаясь избавиться от своих плохих чувств.
Признаки/симптомы тревоги и обсессивно-компульсивного расстройства в школеДействия, которые учащиеся могут предпринять, чтобы преодолеть тревогу при тестировании страдающих тревожным расстройством, и которые хотят помочь другим учащимся, поделившись своим опытом и успехами — или неудачами — в преодолении своего состояния и жизни с ним. Хейли Бланк — восходящая ученица старшей школы. Она консультировалась с доктором Микеле Каскарди, который руководил ее исследованием и написанием этой статьи. Как лицензированный клинический психолог и профессор университета, доктор Каскарди подтверждает то, что испытала Хейли. Вас также может заинтересовать история Кэтрин Девитт.
Заключительный экзамен – Вопрос № 1 (множественный выбор): Каковы основные компоненты беспокойства, связанные с тестами или другими академическими оценками?
- Мысли
- Эмоции
- Физические ощущения
- Поведение
- Все вышеупомянутые
Финальный экзамен — Вопрос № 2 (ESSALE).
(Бланк ответов: См. ниже)
Я кристально ясно помню свою первую атаку. Я был на первом курсе старшей школы, и это были выходные перед промежуточными экзаменами. Я оказывал огромное давление на себя, чтобы добиться успеха; Я сказал себе, что должен получить все пятерки, иначе меня никогда не будут считать «умным» и «успешным».
Я лежал в своей постели, пытаясь медленно заснуть, пытаясь успокоить свои нервы. Это был вечер субботы, а первый промежуточный экзамен был во вторник. Однако я не мог заснуть из-за своего прерывистого дыхания. Я чувствовал, что не могу отдышаться, волна интенсивной тьмы накрыла мой разум, поглощая мои мысли и воздух. Я начал дышать быстрее и быстрее, чувствуя, как мой кислород покидает меня. Я снова попытался заснуть, пытаясь победить мысль о том, что, если я засну, мое тело забудет дышать, и я умру. Я вбежала в комнату родителей, испугавшись, не в силах понять, что происходит с моим телом и разумом. Я думал, что все происходящее должно быть связано с физическим заболеванием.
Затем я понял, что еду в больницу в машине. Мое сердце никогда в жизни не билось быстрее. Я боролся на заднем сиденье машины в 20 минутах езды от отделения неотложной помощи, чувствуя себя так, словно хотел выпрыгнуть из тела. Поездка казалась вечностью, и мы наконец прибыли в 3 часа ночи; мы с отцом побежали в отделение неотложной помощи. Я прошел серию тестов у разных врачей. Все они пришли к одному и тому же выводу: у меня тревога.
Это был первый из многих повторяющихся приступов тревоги, которые у меня были перед оценками или важными документами. Я научился справляться с ними намного лучше, но перед тем, как сдать сочинение или сдать тест, я всегда немного нервничаю и перехватываю дыхание. Немного беспокойства — это хорошо; это мотивирует вас стараться изо всех сил. Но слишком много, как я понял, может нанести вред.
Идя по жизни с тревогой перед контрольными или важными заданиями, вы можете чувствовать, что вас никто не понимает. Однако существует огромное сообщество людей с тревогой, таких как исполнительница Адель, которые знают, что это такое. Для тех, кто не знает, беспокойство заставляет вас чувствовать себя беспомощным и полностью не контролировать свое тело. Большинство не понимает, что тревога ведет ко многим другим психическим отклонениям. Это серьезное заболевание, поражающее людей всех возрастных групп. Это не просто то, что вы можете легко исправить. Если вы обратитесь за необходимой помощью и научитесь успокаивать себя, это очень поможет вашему психическому состоянию. Я решил написать эту статью, чтобы дать старшеклассникам, таким как я, больше информации о страхе перед экзаменами и о том, как его преодолеть.
Узнайте больше о подростках и психическом здоровье.
Что такое тестовая тревожность?
Более четырех десятилетий назад Spielberger 1 определил тестовую тревогу как «неприятное состояние, характеризующееся чувством напряжения и опасения, тревожными мыслями и активацией вегетативной нервной системы, когда человек сталкивается с оценочными ситуациями, требующими достижения». 1 Современные определения описывают тревогу перед экзаменами как чрезмерный страх или беспокойство по поводу ситуаций, связанных с формальной оценкой, таких как тесты или важные документы. Беспокойство часто связано с мыслью, что самооценка, мотивация или даже признание со стороны сверстников, родителей или учителей зависят от успеваемости. 2 Эта тревога может возникнуть перед ситуацией тестирования, во время подготовки к тестированию и/или во время самой ситуации тестирования. Беспокойство перед экзаменом можно разделить на четыре части:
1) Мысли : Беспокойство и сомнения в способности добиться успеха. Это включает в себя преувеличенные убеждения, что академическая неудача или низкая успеваемость очень вероятны. Давление с целью добиться успеха, когда вы верите, что успех невозможен, или думаете, что вы недостаточно хороши, может вызвать проблемы с концентрацией внимания, что негативно скажется на успеваемости.
2) Эмоции : Некоторые могут испытывать сильные чувства дистресса и дискомфорта в ситуациях тестирования, включая негативные эмоции страха, беспомощности, гнева, раздражительности и разочарования, в то время как другие могут испытывать только физическое воздействие.
3) Физические ощущения : Повышенное осознание физиологического возбуждения, которое может включать головную боль, тошноту, диарею, чрезмерное потоотделение, одышку, учащенное сердцебиение, головокружение и чувство слабости.
4) Поведение: Избегание тестов, сложных заданий или сложных задач, а также беспокойство при подготовке или сдаче экзаменов.
Насколько распространена тревога перед экзаменами?
Тесты с высокими ставками стали неотъемлемой частью школьного опыта. Независимо от того, используются ли эти тесты для того, чтобы убедиться, что школы предоставляют качественное образование, чтобы отметить важные вехи отдельных учащихся, такие как окончание средней школы, или для поступления в колледж, ясно одно: они увеличивают давление на учащихся. Тем не менее исследований тревожности перед экзаменами среди старшеклассников на удивление мало, хотя около 20-40% учащихся страдают тревогой, которая ухудшает успеваемость. 4-7 Учащиеся не перерастают волнение перед экзаменами, 8 , так как это также распространено среди студентов колледжей, что приводит к снижению академической успеваемости и среднего балла. 9 Уменьшение страха перед экзаменами в старшей школе может принести много положительных результатов. В краткосрочной перспективе это может улучшить эмоциональное благополучие, оптимизировать успеваемость в школе, а также повысить мотивацию и вовлеченность в учебу. В долгосрочной перспективе это может улучшить успеваемость в колледже и реализовать профессиональные устремления.
Что вызывает страх перед экзаменом?
Хотя тревожность перед экзаменом имеет много разных причин, она, по-видимому, более распространена среди тех, кто склонен интерпретировать физические ощущения тревожности как угрозу. Эти люди чувствуют давление, чтобы поддерживать чрезмерно высокие или перфекционистские стандарты, испытывают трудности с переносимостью неопределенности и/или имеют определенный дефицит академических навыков. 11,12 Тревожность перед экзаменом может усугубиться из-за повторяющегося цикла беспокойства, физического возбуждения, плохой успеваемости и негативных представлений о значении этого выступления.
Во-первых, беспокойство мешает концентрации внимания и памяти, что затрудняет изучение материала во время подготовки к тесту и/или затрудняет запоминание информации во время прохождения теста. Проблемы с концентрацией внимания и памятью способствуют низкой успеваемости или академической неуспеваемости. Это еще больше снижает уверенность в себе, усиливает беспокойство и тревожное возбуждение, а также подпитывает пагубные убеждения в том, что успехи в учебе и учебе маловероятны. Со временем тревожность перед экзаменами может привести к уменьшению усилий, снижению самооценки и потере мотивации к выполнению школьных заданий. 13 Давление и ожидания высоких достижений со стороны родителей, сверстников, школы или общества также могут усугубить тревогу перед экзаменами. 14
Вас также могут заинтересовать эти статьи:
- Беспокойство по математике не всегда плохо
- Является ли беспокойство настоящим испытанием при сдаче экзаменов?
Стратегии снижения страха перед экзаменом
Специалисты в области психического здоровья обучены проводить несколько различных типов эффективных мероприятий по снижению страха перед экзаменом. Вмешательства классифицируются в зависимости от их подхода к поведенческим, когнитивным, когнитивно-поведенческим или формированию навыков. 4,5 Важным первым шагом любого вмешательства является понимание того, как волнение перед экзаменом мешает подготовке к тесту, сдаче теста или тому и другому вместе.
Поведенческие вмешательства направлены на снижение тревожного возбуждения. Тренировка релаксации (мышечная релаксация и/или упражнения на глубокое дыхание), биологическая обратная связь и систематическая десенсибилизация — вот лишь несколько способов борьбы с тревогой перед экзаменом с помощью поведенческих подходов. Уменьшение тревожного возбуждения с помощью упражнений на релаксацию означает обучение снятию напряжения с различных групп мышц тела или практику глубокого дыхания, чтобы избежать поверхностных вдохов, которые усиливают чувство тревоги. Биологическая обратная связь учит людей уменьшать беспокойство, применяя обратную связь по частоте сердечных сокращений, температуре кожи и напряжению мышц, чтобы контролировать эти биологические процессы. С практикой люди учатся применять техники релаксации, когда беспокоятся или беспокоятся. Систематическая десенсибилизация помогает людям избегать ситуаций, которые вызывают у них тревогу. Комбинируя методы релаксации с постепенным воздействием все более неприятных или вызывающих страх ситуаций, люди развивают уверенность в своей способности управлять своим страхом и беспокойством.
Когнитивные вмешательства учат людей выявлять пагубные или нереалистичные мысли, которые подрывают уверенность и концентрацию во время подготовки к тесту и в ситуациях сдачи теста. Конкретные мысли, которые способствуют тестовой тревожности, различаются от человека к человеку, но есть некоторые общие идеи. Например, такие мысли, как «Я потерплю неудачу», «Я не силен в математике/естественных науках/английском языке», «Если я не добьюсь успеха, значит, я недостаточно умен или хорош», « Все остальные справятся лучше меня», или «Я никогда не смогу сдать этот класс», как правило, довольно распространены. Специалисты в области психического здоровья помогают людям, определяя три способа предотвращения этих негативных мыслей. Во-первых, определите и замените негативные мысли более реалистичными («Я буду учиться и стараться изо всех сил»). Во-вторых, сосредоточьтесь на навыках преодоления трудностей и решения проблем («Если я буду волноваться, я попытаюсь дышать спокойно»). Наконец, подчеркните положительные утверждения («Я знаю, что могу это сделать»). Когнитивно-поведенческие подходы сочетают в себе как когнитивные, так и поведенческие вмешательства.
Другие вмешательства основаны на представлении о том, что волнение перед экзаменами возникает из-за неуспеваемости или дефицита учебных навыков. Подходы, основанные на навыках, предназначены для устранения пробелов в учебе и улучшения учебных привычек с помощью репетиторства по конкретному предмету, обучения управлению временем и организации, улучшению понимания прочитанного и методам ведения заметок среди других советов во время сдачи теста.
Недавний обзор исследований вмешательств, проведенных с участием учащихся старших классов, показал, что наиболее многообещающими подходами к снижению страха перед экзаменами являются биологическая обратная связь, глубокое дыхание, управляемая прогрессивная мышечная релаксация и систематическая десенсибилизация. 4,5 Эти стратегии работают, когда используются отдельно или в сочетании с когнитивными вмешательствами, такими как противодействие саморазрушительным и нереалистичным мыслям. Стратегии формирования навыков также оказались эффективными, особенно среди учащихся колледжей. Поведенческая терапия, основанная на принятии, является более поздней инновацией в области вмешательства. В отличие от когнитивных и поведенческих подходов, которые ставят во главу угла снижение беспокойства и борьбу с саморазрушительными мыслями, подходы, основанные на принятии, делают акцент на обучении принимать и терпеть неприятные эмоции, мысли и физическое возбуждение, не осуждая их и не отвлекаясь на них. Эта стратегия изучена не так хорошо, как другие методы, но она показала многообещающие результаты в снижении беспокойства и повышении успеваемости. 15
Получение помощи от специалиста по психическому здоровью важно, когда тревога кажется неуправляемой, прогрессирует или мешает другим видам деятельности, например, проводить время с друзьями или участвовать в клубах или заниматься спортом.
Ответы на вопрос № 2
Подводя итог, хочу сказать, что, будучи старшеклассником, приближающимся к первому году обучения, я хотел бы знать больше о страхе перед экзаменами, когда начал свой первый год обучения в старшей школе. Я решил поделиться некоторыми советами, которые я обнаружил после долгих исследований и личного опыта, которые могут помочь другим, переживающим подобный опыт.
1. Если во время школьных оценок возникает тревога, важно напомнить себе, что это всего лишь тест или сочинение. Если вы не работаете так хорошо, как хотите, это не конец света, это не определяет вас как личность и не дискредитирует вашу трудовую этику.
2. Если вы почувствуете одышку, напомните себе, что это нормально; примите дискомфорт и сохраняйте спокойствие. Ваше тело не забудет, как дышать.
3. В App Store есть много приложений для вашего телефона, которые помогут вам дышать регулярно. Это может быть полезно, когда вы чувствуете приближение приступа или находитесь в его середине. Некоторые примеры включают Breathe2Relax, универсальное дыхание, ритмичное дыхание, расслабление, снятие стресса и тревоги и зону дыхания.
4. Слушайте расслабляющую музыку. Ваше тело и разум синхронизируются с музыкой, а успокаивающая музыка замедляет частоту сердечных сокращений (ударов в минуту).
5. Расскажите кому-нибудь и получите помощь! Я бы хотел, чтобы я сказал своим учителям о моей проблеме раньше и получил помощь в школе. Как только школьная администрация и учителя узнали о моей проблеме, они стали гораздо более любезными и поддержали меня.
Рекомендуется для вас
Когда действительно начинается тревога перед тестами?
Кэрол С. Ли, доктор философии. из Массачусетского университета в Бостоне32 лайка
Ресценирование изображений и когнитивно-поведенческая терапия могут уменьшить тревогу при тестировании
Кэрол С. Ли, доктор философии. от Массачусетского университета в Бостоне31 лайк
Получение точного диагноза беспокойства по математике и тестам
Кэрол С. Ли, доктор философии. из Массачусетского университета в Бостоне0 «Нравится»
Комментарии
Источники
1. Spielberger, C.D. (1972). Тревога как эмоциональное состояние. В CD Spielberger (ed.) Беспокойство: современные тенденции в теории и исследованиях . Нью-Йорк: Академическая пресса.
2. Лоу П.А. и Ли С.В. (2008). Факторная структура Опросника TestAnxiety для детей и подростков (TAICA): баллы по полу среди учащихся начальной и средней школы. Journal of Psychoeducational Assessment, 26 (3), 231 – 246.
3. Лоу, П.А., Ли, С.В., Виттеборг, К.М., Причард, К.В., Лур, М.Е., Куллинан, К.М., и соавт. (2008). Опросник тестовой тревожности для детей и подростков (TAICA): изучение психометрических свойств нового многомерного показателя тестовой тревожности среди учащихся начальной и средней школы. Journal of Psychoeducational Assessment, 26 (3), 215–230.
4. фон дер Эмбсе, Н., Бартерян, Дж., и Сегул, Н. (2013). Тестовые вмешательства при тревоге у детей и подростков: систематический обзор исследований лечения за 2000–2010 гг. Психология в школах, 50 (1), 57-71.
5. Эргене, Т. (2003). Метаанализ эффективных вмешательств по снижению тестовой тревожности. School Psychology International, 24 (3), 313-328.
6. Грегор, А. (2005). Боязнь перед экзаменами: жить с этим, контролировать или заставить работать на себя? School Psychology International, 26 , 617 – 635.
7. Макгуайр, Д. П., Митич, В. и Нойманн, Б. (1987) «Воспринимаемый стресс у подростков: о чем беспокоятся нормальные подростки?» Канадское психическое здоровье, июнь: 2–5.
8. Коннор М. Дж. (2003). Стресс учащихся и стандартные оценочные задания (SAT): обновление. Эмоциональные и поведенческие трудности, 8 (2), 101-107.
Макканн, Н. (2005). Тест тревожности и успеваемости у студентов и аспирантов. Journal of Educational Psychology, 97 (2), 268274.
10. Нарагон-Гейни, К. (2010). Метаанализ отношений тревожной чувствительности к депрессивным и тревожным расстройствам. Psychological Bulletin, 136 (1), 128–150.
11. Юм, К., и Райс, К.Г. (2011). Проверьте тревожность, перфекционизм, целеустремленность и успеваемость. Беспокойство, стресс и преодоление трудностей, 24 (2), 167–178.
12. Бергер, Дж. И. (2013). Когнитивные уязвимости, связанные с тестовой тревожностью . Proquest: Dissertation UMI Number: 3578542.
13. Кэссиди, Дж. К., и Джонсон, Р. Э. (2002). Когнитивная тревога при тестировании и успеваемость. Современная педагогическая психология, 27(2), 270-295.
14. Макдональд, А. С. (2001). Распространенность и последствия тестовой тревожности у школьников. Педагогическая психология, 21 (1), 89-101.
15. Браун, Л. А., Форман, Э. М., Герберт, Дж. Д., Хоффман, К. Л., Юэн, Э. К., и Геттер, Э. М. (2011). Рандомизированное контролируемое исследование поведенческой терапии, основанной на принятии, и когнитивной терапии при тревоге при тестировании: пилотное исследование.