Диагностика творческого мышления младших школьников – Методическая разработка по теме: «Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Содержание

Статья «Диагностика творческого мышления у младших школьников»

Диагностика творческого мышления у младших школьников

Жизнь – это прежде всего творчество.

У понятия «творчество» существует синоним – оригинальный склад мышления. Это способность действовать за рамками накопленного опыта. Творчески мыслить – мыслить активно. Искать и выявлять проблемы там, где другие и не задумывались их искать.

Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности.

И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Чтобы помочь детям развить воображения, креативность, стоит каждый день работать в этом направлении. На любом уроке будет уместно задать вопрос с подвохом, где не стоит уделять внимание точным ответам. Или же дать волю фантазии, где учащиеся смогут раскрыть решение какой – либо проблемы.

Для диагностики творческого мышления, стоит обратиться к такому методу, как – наблюдение. Достаточно нескольких дней, чтобы проследить у кого творчество «бьёт ключом», а кому стоит помочь развиться в этом направлении.

Следующим шагом будет определение проблем в выражении слов и эмоций. Насколько развито воображение у детей, поможет выявить опросник. Вопросы данной диагностики выявят уровень развития у учащихся творческих способностей.

Вариант опросника № 1.

Составь предложение со словами: озеро, луна, мальчик. Можешь добавлять новые слова в предложение.

Подумай, ответь на вопрос: что будет, если дождь никогда не прекратится?

Сочини небольшую историю про летающего крокодила.

Напиши, для чего может быть использована консервная банка?

Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Лигомут.

    Вариант опросника № 2.

    Составь предложение со словами: лодка, река, солнце. Можешь добавлять новые слова в предложение.

    Подумай, ответь на вопрос: что будет, если человеку никогда не надо будет спать?

    Сочини небольшую историю про плавающего цыпленка.

    Напиши, для чего может быть использована пластиковая бутылка?

    Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Шугоряк.

      Вариант опросника № 3.

      Составь предложение со словами: слон, зоопарк, дети. Можешь добавлять новые слова в предложение.

      Подумай, ответь на вопрос: что будет, если летом будет идти снег?

      Сочини небольшую историю про мяукающую свинку.

      Напиши, для чего может быть использована картонная коробка?

      Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Денобив.

        Вариант опросника № 4.

        Составь предложение со словами: малина, поляна, лето. Можешь добавлять новые слова в предложение.

        Подумай, ответь на вопрос: что будет, если вместо денег будут использовать шишки?

        Сочини небольшую историю про говорящего дельфина.

        Напиши, для чего может быть использован деревянный ящик?

         Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Мавышан.

          Ответы на данные вопросы дадут ориентир для учителя. Ведь развитие словарного запаса, гибкости мыслительных операций и воображения – поможет младшим школьникам самостоятельно справляться с решением поставленных проблем в дальнейшем.

          xn--j1ahfl.xn--p1ai

          Диагностики на выявление творческих способностей у младших школьников

          Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Краснодарского Края «Ейский Полипрофильной Колледж»

          Диагностики на выявление творческих способностей младших школьников

          Подготовила:

          Студентка Ш-31 группы

          Рябенко Анастасии

          Г.Ейск,2016г.

          1)​ Методика оценки сочинённой ребёнком сказки О.М.Дьяченко и Е.Л.Пороцкой.

          Ребёнку предлагалось сочинить сказку, которая оценивалась по пятибалльной шкале оценки с учётом показателей продуктивности, вариативности и оригинальности:

          0 баллов – за отказ от задания или пересказ знакомой сказки;

          1 балл – за пересказ знакомой сказки, но с внесением новых элементов;

          2 балла – при внесении существенных элементов новизны в известную сказку;

          3 балла – если это было дополнено деталями;

          4 балла – за полностью самостоятельно придуманную, но схематично изложенную сказку;

          5 баллов – если изложение её было развёрнутым.

          2)​ Тест П.Торренса на творческое мышление (адаптирован и стандартизирован Н.Б.Шумаковой, Е.И.Щеблановой, Н.П.Щербо в 1990 году).

          Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

          Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

          Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

          Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

          Основными показателями креативности выступают:

          — продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

          — гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

          — оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

          — разработанность (степень детализации ответов) — характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.

          3) Творческое задание «Покажи, как двигается, говорит».

          Ребёнку поочерёдно предлагаются открытки, картинки, фотографии с различными образами, как одушевлёнными, так и неодушевлёнными. Ему необходимо показать, как двигается этот объект, придумать ему речь, язык.

          Творческое развитие проверяется через предъявление художественных объектов, репродукций, фото, открыток и восприятие целостного образа и выразительности его формы.

          Так для дошкольников, мы показывали фотографии, картинки и открытки с изображением робота, обезьяны, машины, цветка, тучи, мяча, птицы, снежинки, телефона, травы, жука и т.д.

          При оценке данного задания мы использовали трёхбалльную систему, т.е. представили итоги в трёх уровнях:

          высокий уровень – точность, целостность переданного образа, выразительность показа;

          средний уровень – «ухвачены» только некоторые элементы, достаточно выразительный показ;

          низкий уровень – образ не воспринят, выразительность отсутствует.

          4) Опросник Ф.Татл и Л. Беккер (для родителей и педагогов).

          Зарубежные исследователи Ф.Татл и Л.Бекер составили анкету для родителей и педагогов, относительно данных ребёнка. В данном опроснике выделены особенности, свидетельствующие о больших потенциальных возможностях ребёнка.

          Минимальное количество набранных баллов – 17, максимальное – 85.

          Низкий уровень: 17 — 34 балла; Средний уровень: 35 — 60 баллов; Высокий уровень: 61 — 85 баллов.

          ОПРОСНИК

          Инструкция: Прочитайте каждый из следующих пунктов и определите оценку. Поставьте (Х) в том месте, которое соответствует вашему выбору: 1 – очень редко или никогда; 2 – редко; 3 – иногда; 4 – часто; 5 – почти всегда.

          Особенности ребёнка

          1

          2

          3

          4

          5

          1

          Проявляет большую любознательность в отношении различных предметов, явлений, событий. Задаёт множество вопросов, в том числе «почему?», «зачем?», «отчего?»

          2

          Задаёт много «умных» вопросов о том, что обычно маленьких детей не интересует

          3

          Точно, правильно использует много слов в своей речи

          4

          Проявляет способность к очень подробному рассказу или пересказу историй. Фактов

          5

          Может вести «интеллектуальные» разговоры с другими детьми, взрослыми

          6

          Склонен к серьёзным размышлениям, интересуется сложными, глобальными проблемами (например, может рассуждать о жизни и смерти и пр.)

          7

          Легко справляется с загадками и может их придумывать

          8

          Понимает сложные (для его возраста) определения, отношения. Находит общее в предметах, явлениях, даже если это не очевидно. Демонстрирует абстрактное мышление

          9

          Легко справляется со счётом. Простыми арифметическими действиями

          10

          Понимает значение чисел от 1 до 10

          11

          Понимает значение и способы использования схем, карт лучше, чем его ровесники

          12

          Проявляет большой интерес к часам. Календарям, может понять их функции

          13

          Проявляет большое желание учиться – приобретать новые знания, навыки

          14

          Проявляет способность к концентрации. Сохранению внимания в течение большого периода времени, чем его сверстники

          15

          Легко схватывает и удерживает большое количество информации. Запоминает больше подробностей, чем другие дети

          16

          Проявляет острую наблюдательность

          17

          Проявляет одарённость в области музыки, рисования, ритмики и других областях искусства

          Диагностика — 5.

          I задание.

          Предлагается название двух фигур: «Малюме» и «Текете».

          -Почему их так зовут?

          -Два мешочка, один наполнен ватой, а другой острыми предметами, какой мешочек кому принадлежит?

          -Какой цвет подойдёт каждой фигурке?

          -Придумай тарабарский язык, на котором каждый из них говорит.

          -Превратись в фигурку и покажи, какая походка у каждого из них.

          II задание.

          Разворот учебника Музыка «Три подружки»

          -Дай прозвище к портрету – зеркалу каждому персонажу (Например, Мямлик, Шустрик, Плакса, Трансформер и т.д.)

          -Определить характеры по позе, жесту (схематично)

          -Покажи походку каждого. Кто как разговаривает.

          По музыкальным фрагментам определи, какой персонаж подходит к музыкальному отрывку.

          -Дай имена, созвучные характеру персонажа.

          III задание.

          «Клее» — название теста по фамилии художника, разработавшего данный метод. Тест и его проведение схожи с методикой Роршаха «Чернильные пятна». Разница лишь в том, что стимулом является эстетико-художественный образ, который можно раскодировать с разной степенью попадания.

          Инструкция: На что похоже? Что напоминает? Необходимо ввести детей в игровую ситуацию: «Один злой волшебник обладал одной волшебной вещью и с её помощью превратил всё живое в непонятных существ. Кто тут заколдован? Если догадаешься, то освободишь их от чар».

          IV задание.

          Методика Роршаха «Чернильные пятна».

          Дети заранее делают сами, либо им раздаётся лист бумаги с пятном от чернил. Аналогично предыдущему заданию школьники размышляют, кто изображён на листе.

          Оценка в баллах:

          1 балл — ассоциативность образов: далёкие образы, но правомерные;

          2 балла – многоаспектность учтённых признаков, полнота и синтез учтённых признаков;

          3 балла – оригинальность, рассчитывается по всем детским спектрам.

          Диагностика – 6

          Анкета для родителей

          1)​ Ф. И. ребёнка

          2)​ Сведения о семье (полная, неполная, количество детей в семье, род занятий).

          3)​ Какие кружки, клубы посещает ребёнок? С желанием или нет? Как долго?

          4)​ Как в семье проходит досуг? Есть ли какая-либо совместная деятельность? Чем любит заниматься ребёнок?

          5)​ Как часто Вы с семьёй бываете на спектаклях, на выставках, в театрах, совместно просматриваете конофильм? Кто выступает инициатором? Происходит ли обсуждение увиденного в кругу семьи?

          6)​ Любит ли Ваш ребёнок рисовать, выполнять какие-либо поделки, фантазировать, размышлять?

          7)​ Всегда ли доделывает свою работу до конца?

          8)​ Советуется ли при выполнении работы с взрослыми? Даёте ли вы советы и по поводу чего?

          9)​ Как поощряете Вашего малыша? Чем стимулируете?

          10)​ Удовлетворены ли Вы художественно – эстетической деятельностью Вашего ребёнка? Необходима ли Вам какая-либо помощь в этом направлении, и какая?

          7. Творческое задание «Три краски»

          Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие. Луч​ше всего использовать для младших школьников, но подходит и для дошкольников и подростков.

          Предлагается ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и за​полнить ими весь лист. На что похож рисунок? Если ему это трудно сделать, разрешите ему не​много дорисовать рисунок, если требуется. Теперь предложите ему придумать как можно больше названий к рисунку.

          По данному упражнению делаются определенные выводы о фантазии, образном мышлении и художественном восприятии.

          8. Творческое задание «Озвучь роль».

          Детям предлагается поиграть в театр – озвучить роли в кукольном спектакле «Рукавичка», но озвучить так, чтобы всем зрителям было понятно какой у героя характер, голос, добрый он или злой и т.д.

          Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей, интонационное прочувствование образа.

          9. Творческое задание «Соотнеси музыку».

          Детям предлагается 3 — 4 карточки с различными героями и 3 – 4 музыкальных фрагмента. Необходимо соотнести их, дать им название, показать их походку.

          infourok.ru

          2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

          Похожие главы из других работ:

          Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения

          2.1 Диагностика уровня обученности младших школьников

          Практической базой исследования является МОУ СОШ №1 города Ишима. В настоящее время в школе проводятся традиционные уроки, на уроках преобладает классический стиль субъектно-объектных отношений, где ученик выступает как объект обучения…

          О возможности использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики

          2.2 Диагностика уровня интеллектуального развития и уровня обученности младших школьников

          дифференцированный школьник информационный коммуникационный

          Одна из наиболее важных тем в математике — «Сложение и вычитание в пределах 100»…

          Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

          1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников

          Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики

          2.1 Изучение исходного уровня развития логического мышления младших школьников

          логический мышление школьник математика

          Наиболее важное место в структуре всех познавательных психических процессов занимает мышление. К особенностям, определяющим его уровень…

          Развитие мышления младших школьников при изучении периметра и площади с использованием информационно-коммуникационных технологий

          Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий как средство развития творческого мышления младших школьников при изучении периметра и площади

          Развитие творческих способностей младших школьников на уроках технологии

          2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников

          Изучив теоретический материал, мы провели педагогический эксперимент.

          В качестве экспериментальной базы нами были выбраны ученики 2 класса МБОУ «Усолинская основная общеобразовательная школа» Параньгинского района РМЭ…

          Развитие творческого воображения младших школьников на уроках английского языка

          2.1 Диагностика творческого воображения младших школьников на уроке английского языка

          В этом параграфе мы представим тест, с помощью которого учитель может определить уровень развития творческого воображения на уроке английского языка.

          Опытно-экспериментальная работа проведена на базе Намской начальной «Школы-сада» в 4 классе…

          Развитие творческого мышления младших школьников на уроках иностранного языка

          Глава 2. Методика развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

          Развитие творческого мышления младших школьников на уроках иностранного языка

          2.2 Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка

          В исследованиях, посвященных изучению возрастной динамики творческого мышления, отмечается замедление, а в некоторых случаях и снижение у младших школьников развития творческого мышления в целом и отдельных его свойств…

          Развитие теоретического мышления младших школьников

          2.1 Диагностика уровня развития теоретического мышления младших школьников (набор методик, их характеристика)

          Современная практика образования, опирающаяся на системы Эльконина — Давыдова, нуждается в диагностике развития теоретического мышления учеников в процессе обучения по конкретным учебным дисциплинам. В частности…

          Творческий характер воспитательной деятельности

          1.2 Развитие творческого мышления у младших школьников

          творческий интеллектуальный мышление школьник

          В ХХI веке мировая цивилизация выходит на новый этап развития. В современных условиях уровень развития любого государства определяется не столько богатством природных ресурсов…

          Творческое мышление младших школьников

          Глава 1. Теоретические основы развития творческого мышления у младших школьников

          Творческое мышление младших школьников

          1.3 Особенности творческого мышления у младших школьников

          Отличительный признак творческой деятельности детей — субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя…

          Формирование двигательной активности у младших школьников

          2.1 Диагностика уровня двигательной активности у младших школьников

          Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 г. Брянска с детьми подготовительной к школе группы — экспериментальная группа, не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой…

          Формирование творческого воображения у младших школьников

          2.1 Диагностика формирования творческого воображения младших школьников

          Для того, чтобы выявить зависимость развития воображения от воспитания и обучения было организовано и проведено исследование на базе 4 «Б» класса ГУО «Средняя школа № 5, г. Орши» в количестве 20 человек…

          ped.bobrodobro.ru

          Тест «Диагностика развития творческого мышления младших школьников»

          Вводная диагностика

          (Общее время на выполнение всех заданий 20 минут)

          ФИ _______________________________________ Время выполнения________

          1. Какая игрушка?

          Продолжи ряд описаний игрушки

          ( Рекомендуемое время на выполнение задания 3- 5 минут)

          Красивая, …………………………………………………………………

          ……………………………………………………………………………..

          …………………………………………………………………………….

          …………………………………………………………………………….

          1. Что изображают данные фигуры, чем ещё могли бы быть?

          Запиши для каждой фигуры как можно большее количество идей.

          (Рекомендуемое время на выполнение задания 7- 10 минут)

          _____________________________________

          А) _____________________________________

          _____________________________________

          Б) ______________________________________

          _______________________________________

          _______________________________________

          В) _______________________________________

          _________________________________________

          _________________________________________

          1. Дан предмет- КНИГА. Перечисли как можно больше способов использования данного предмета.

          ( Рекомендуемое время на выполнение задания 3- 5 минут)

          ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

          Итоговый контроль

          (Общее время на выполнение всех заданий 20 минут)

          ФИ _______________________________________ Время выполнения________

          1. Перечисли как можно больше слов, относящихся к категории ОДЕЖДЫ

          ( Рекомендуемое время на выполнение задания 3- 5 минут)

          …………………………………………………………………

          ……………………………………………………………………………..

          …………………………………………………………………………….

          …………………………………………………………………………….

          1. Что изображают данные фигуры, чем ещё могли бы быть?

          Запиши для каждой фигуры как можно большее количество идей. ( Рекомендуемое время на выполнение задания 7- 10 минут)

          А) _____________________________________

          _____________________________________

          Б) ______________________________________

          _______________________________________

          _______________________________________

          В) _______________________________________

          _________________________________________

          _________________________________________

          1. Дан предмет- КАСТРЮЛЯ. Перечисли как можно больше способов использования данного предмета.

          ( Рекомендуемое время на выполнение задания 3- 5 минут)

          ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

          infourok.ru

          «Диагностика художественно-творческих способностей младших школьников»

          «Диагностика художественно-творческих способностей младших школьников»

          Учитель изобразительного искусства

           филиала МБО «Цнинская СОШ №2»

          в с. Донское, Тамбовской области,

          Тамбовского района

          Меркулова Е.А.

          «5  РИСУНКОВ» (Н.А.Лепская)

          Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

          Инструкция для детей:

          «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно   все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять.

          На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка,  имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

          Показатели:

          1.Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

          2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

          3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

          4. Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа. Уровни:

          • Уровень художественной выразительности

          тип

          Критерии оценки

          Замысел

          Рисунок

          1

          Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

          Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

          2

          Показатели для 1 типа, но менее яркие

          Показатели для 1 типа, но менее выражены

          • Уровень фрагментарной выразительности

          3

          Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

          Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

          4

          Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

          Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

          • Дохудожественный уровень

          5

          Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

          Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

          6

          Стереотипный

          Репродуктивный

          5. Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами

          Таблица результатов:

          Список учащихся

          Показатели

          Общий
          балл

          Уровень

          1

          2

          3

          4

          5

          1.

          2.

          2. Диагностики эстетического восприятия учащихся (авторы  Е.Торшилова и Т.Морозова)

          Диагностика чувства формы (Тест «Геометрия в композиции»).

          Среди принципов формообразования (принцип отражения, принцип целостности, принцип соразмерности и пропорциональности) в данном тесте выделяется принцип геометрического подобия. Геометрическое строение — одно из свойств материи. Геометрические фигуры и тела — это обобщенное отражение формы предметов. Они являются эталонами, с помощью которых человек ориентируется в окружающем его мире.

          Стимульньтй материал теста «Геометрия в композиции» включает три репродукции: (К. А. Сомов — «Дама в голубом», Д. Жилинский — «Воскресный день», Г. Гольбейн Младший «Портрет Дирка Берка») и четыре нейтральные по цвету, одинаковые по фактуре  и примерно соответствующие по размерам композиционным праформам картин геометрических фигуры:

          треугольник («Дама в голубом» — пирамидальная композиция), круг («день» — сферическая композиция), квадрат (Гольбейн) и фигура неправильной формы (лишняя).

          Инструкция: найти, какая геометрическая фигура подходит к каждой из картин. Недопустимы пояснения вроде «Где ты тут видишь круг?», поскольку они провоцируют на фрагментарное видение, прямо противоположное решению задачи, предполагающей целостнообразное видение картины.

          Оценка выставляется по принципу верного и неверного ответа. Высший балл — 6, по 2 балла за каждый верный ответ. Сама величина балла каждый раз условна и приводится для того, чтобы был понятен сам принцип оценивании.

          Тест «Громкий — Тихий».

          Материал задания состоит из цветных репродукций с изображением трех натюрмортов, трех пейзажей, трех жанровых сцен. Тематика используемых во всей методике визуальных материалов не включает сюжетных изображений, поскольку они провоцируют внеэстетическое восприятие, интерес к содержательной информации, оценку жизненных событий. Кроме того, подбор материала для теста должен отвечать требованию воз можно большего тематического сходства, чтобы, сравнивая ил люстрации, ребенок меньше отвлекался как те их различия, которые для цели задания несущественны.

          Исследователь может подобрать свои примеры и проверить их «звучание» экспертной оценкой. Точно описать принципы соответствия изображения и его звучания (громкости — тихости) невозможно, очевидно только, что оно должно быть связано не с сюжетом изображения или функцией изображенных предметов, а с насыщенностью цвета, сложностью композиции, характером линии, «звучанием» фактуры.

          Например, в диагностике могут быть использованы репродукции следующих картин: К. А. Коровин — «Розы и фиалки», И. Э. Грабарь — «Хризантемы», В. Е. Татлин — «Цветы».

          Инструкция: скажи, какая картинка из трех — тихая, какая — громкая, какая — средняя не громкая и не тихая. Можно спросить: каким «голосом говорит» картина — громким, тихим, средним?

          Оценивается задание плюсами и минусами, число которых складывается, и ребенок получает общий балл за все ответы. Абсолютно верный ответ: ++; относительно верный, +-; совсем неверный -. Логика такой оценки в том, что ребенок вынужден выбирать из трех «звучаний» и оценить три изображения как бы по сравнительной шкале.

          ТЕСТ «МАТИСС».

          Цель – определить чуткость детей к образному строю произведения, художественной манере автора. В качестве стимульного материала детям предлагается набор из двенадцати натюрмортов двух художников (К. Петрова-Водкина и А. Матисса) с такой инструкцией: «Здесь картины двух художников. Я тебе покажу по одной картине одного и другого художника. Посмотри на них внимательно, и ты увидишь, что рисуют эти художники по-разному. Эти две картины мы оставим в качестве примеров того, как они рисуют. А ты, глядя на эти примеры, попытайся определить, какие из оставшихся картин нарисовал первый художник и какие — второй, и положи их к соответствующим образцам». В протоколе записываются номера натюрмортов, которые ребенком отнесены к одному и другому художнику. После выполнения задания ребенка можно спросить, чем, по его мнению, отличаются эти картины, как, по каким признакам он их раскладывал.

          Предлагаемый детям художественный материал принципиально различен по художественной манере. Определяющей чертой натюрмортов А. Матисса можно считать декоративность, для К. Петрова-Водкина характерны разработка планетарной перспективы, объемность художественного решения. Правильное выполнение задания связано с умением, возможно, интуитивным, видеть особенности художественной манеры, выразительных средств авторов, то, как, а не что они рисуют. Если же ребенок ориентируется при классификации натюрмортов на предметно-содержательный слой произведения, на то, что изображает художник, то задание выполняется им неправильно.

          Тест «Матисс» является типичным и достаточно сложным образцом диагностики чувства стиля.

          ТЕСТ «ЛИЦА».

          Выявляет умение ребенка смотреть и видеть (художественное восприятие) на материале графических рисунков человеческого лица. Наличие у ребенка навыков понимания, интерпретации изображенного человека выявляется на основе его способности по выражению лица определить внутреннее состояние человека, его настроение, характер и т. п.

          В качестве стимульного материала детям предлагаются три графических портрета А.Е. Яковлева (1887 — 1938). На первом рисунке («Женская голова» — 1909 г.) изображено красивое женское лицо, обрамленное длинными волосами, выражающее некоторую отстраненность, самоуглубленность, с оттенком печали. Второй рисунок («Мужская голова» — 1912г.) изображает улыбающегося мужчину в головном уборе, напоминающем поварской колпак. Человек, изображенный на портрете № 2, вероятно, обладает большим опытом и жизненной хваткой. Ему, очевидно, присущи такие качества, как хитрость, коварство, саркастическое отношение к людям, что производит довольно неприятное впечатление, но дети этого, как правило, не замечают. На третьем рисунке («Мужской портрет» — 1911г.) — мужчина, погруженный в себя, задумавшийся, возможно, о чем-то грустном и далеком. Лицо мужчины выражает гамму неинтенсивных отрицательных переживаний, некоторых переходных состояний.

          Рисунки предлагаются детям с такой инструкцией: «Перед тобой рисунки художника А.Е. Яковлева, рассмотри их и скажи, какой портрет тебе нравится больше других? А какой — меньше или совсем не нравится? Почему?  Ты, наверно, знаешь, что по выражению человеческого лица можно многое узнать о человеке, о его настроении, состоянии, характере, качествах. Люди изображены на этих рисунках в разном состоянии. Посмотри внимательно на выражение их лиц и попытайся представить себе, что это за  люди. Вначале давай рассмотрим портрет, который тебе больше всего понравился. Как ты думаешь, в каком настроении, состоянии изображен этот человек? Какой у него характер? Это человек добрый, приятный, хороший, или он плохой, злой, чем-то неприятен? А что еще можно сказать про этого человека? Теперь рассмотрим портрет, который тебе не понравился. Расскажи, пожалуйста, все, что можешь, про этого человека. Какой он, в каком настроении, каков его характер?»

          Затем то же самое ребенок рассказывает про человека, изображенного на третьем портрете. Максимальная выраженность способности к социальной перцепции (т. е. восприятию другого человека) оценивается пятью баллами.

          ТЕСТ «БАБОЧКА».

          Ребенку предлагается 5 пар репродукций, в которых одна является образцом «формалистической», другая – реалистической жизнеподобной живописи или бытовой фотографии:

          1. И. Альтман «Подсолнухи»(1915г.) — 1а. Поздравительная открытка с изображением розовых ромашек на голубом фоне.
          2. А. Горький «Водопад» (1943г.) — 2а. Фотография сада и человека, везущего тележку с яблоками.
          3. Художественная фотография травы и стебельков, увеличенных до масштабов деревьев. Условное «детское» название «Водоросли» — За. Фотография «Осень».
          4. Б.У. Томплин «Номер 2» (1953г.) — 4а. А. Рылов «Трактор на лесных дорогах». Условное название «Зимний ковер» (1934г.).
          5. Г. Юккер «Раздвоено» (1983г.) —5а. В. Суриков «Зубовский бульвар зимой». Детское название «Бабочка».

          По цветовой гамме изображения в парах похожи, чтобы симпатия ребенка к тому или иному цвету не мешала экспериментатору. Сравнительные художественные достоинства оригиналов не служат основной точкой отсчета, поскольку а) фиксируется интерес к очевидному для детей различию изображений — абстрактность или предметность, многозначность или очевидность, эстетическая образность или функциональность информации; б) качество репродукций не позволяет говорить о полноценных художественных достоинствах репродуцированных картин. Тем не менее в качестве формалистического образца в паре использованы примеры признанных мастеров (А. Горький, Н. Альтман и др.). Таким образом, формалистические образцы имеют как бы сертификат, свидетельствующий об их эстетических достоинствах. В каждой паре изображений одно отличается от другого необычностью манеры, ее нефотографичностью, а второе, напротив, приближается к фотографии. Различение изображений в паре по этому принципу детьми,  как правило, сразу улавливается.

          Инструкция: покажи, какая картинка (из пары) тебе больше нравится. Все изображения — во всех тестовых заданиях — предъявляются ребенку анонимно, автор и название картины не называются.

          Предъявлять пары можно в любом порядке, и менять картинки местами внутри пары, но одной парой ограничиваться нецелесообразно, выбор может быть совсем случайным.

          Оценка выполнения этого тестового задания прямо зависит от самого стимульного материала и от степени оригинальности выбора –  типичностью отношения, выраженного большинством детей.

          ТЕСТ «ВАН ГОГ».

          Ребенку предлагается выбрать лучшее, на его взгляд, изображение из пары репродукций. Цель опроса — выявление способности ребенка проявлять особенности эстетического отношения, вообще не свойственные большинству детей. Поэтому в парах, подобранных для оценки, детям предлагается довольно сложная задача: выбрать между ярким и злым или добрым, но темным; понятным, но однотонным или необычным, хотя ярким и т. п. К более сложным и требующим большей эстетической развитости Е.Торшилова и Т.Морозова относят не только необычные по изобразительной манере, но и эмоционально непривычные детям «грустные» картинки. Основание такой позиции — гипотеза о направленности эмоционального развития в онтогенезе от простых к сложным эмоциям, от гармонической нерасчлененной целостности эмоциональной реакции к восприятию отношений «гармония —дисгармония». Поэтому в ряде пар и лучшей по эстетическому достоинству, и более «взрослой» считается грустная и более темная картинка. Тестовый материал включает шесть пар изображений.

          1. Г. Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур.
            1а. Д. Хейтер. Портрет Е. К. Воронцовой.
          2. Цветная фотография образцов китайского фарфора, белого с золотом.
            2а. П. Пикассо «Бидон и миска».
          3.    Фотография фигурки нэцке.
            За. «Булька» — рис. собаки «Лев-Фо» (яркого и злого; книжная илл.).
          4. Фотография дворца в Павловске.
            4а.  В. Ван Гог «Лечебница в Сен-Реми».
          5. О. Ренуар. «Девочка с прутиком».
            5а.  Ф.Уде. «Принцесса полей».
          6.    Фотография игрушки «Козлик».
            6а.  Фотография филимоновской игрушки «Коровки».
          7.    Поздравительная открытка.
            7а. М. Вайлер «Цветы».

          Инструкция: покажи, какая картинка тебе больше нравится. Стоит внимательно отнестись к степени неформальности понимания ребенком задачи и попытаться включить его оценку, если он уходит от нее, и машинально выбирает всегда правую или всегда левую картинку.

          Пары подобраны так, чтобы «лучшая» картинка, выбор которой свидетельствует о развитой культурно-эстетической ориентации ребенка, а не возрастной элементарности вкуса, отличалась в сторону большей образности, выразительности и эмоциональной сложности. В тесте «Ван Гог» это картинки под № № 1, 2а, 3, 4а, 5а и 6. Правильность выбора оценивалась в 1 балл.

          Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей

                         8-9 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

                1. Методика» Солнце в комнате»

                 Основание. Реализация воображения.

                Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального»  в

          «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

                Материал.  Картинка  с  изображением  комнаты,  в  которой   находится

          человечек и солнце; карандаш.

                Инструкция к проведению.

                Психолог, показывая  ребенку  картинку:  «Я  даю  тебе  эту  картинку.

          Посмотри внимательно и  скажи,  что  на  ней  нарисовано».  По  перечислении

          деталей изображения  (стол,  стул,  человечек,  лампа,  солнышко  и  т.  д.)

          психолог дает следующее  задание:  «Правильно.  Однако,  как  видишь,  здесь

          солнышко нарисовано  в  комнате.  Скажи,  пожалуйста,  так  может  быть  или

          художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку  так,  чтобы  она

          были правильной».

          Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может  просто  объяснить,

          что нужно сделать для «исправления» картинки.

                Обработка данных.

                В ходе  обследовании  психолог  оценивает  попытки  ребенка  исправить

          рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

          1.  Отсутствие  ответа,  непринятие  задания  («Не  знаю,  как  исправить»,

             «Картинку исправлять не нужно») — 1 балл.

          2. «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить  солнышко)  -2

             балла.

          3. Содержательное устранение несоответствия:

             а) простой ответ (Нарисовать в другом месте — «Солнышко  на  улице»)  -3

                    балла.

             б) сложный ответ (переделать рисунок — «Сделать из солнышка лампу») —  4

                    балла.

          4. Конструктивный ответ  (отделить  несоответствующий  элемент  от  других,

             сохранив  его  в  контексте  заданной  ситуации   («Картинку   сделать»,

             «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

                2. Методика «Складная картинка»

                О с н о в а н и е. Умение видеть целое раньше частей.

                Ц е ль. Определение умения сохранить целостный контекст изображения  в

          ситуации его разрушения.

                М а т е р и а л.  Складывающаяся  картонная  картинка  с  изображением

          утки,  имеющая четыре сгиба (размер 10 * 15 см)

                Инструкция к проведению.

                Психолог,  предъявляя  ребенку  картинку:  «Сейчас  я  тебе  дам   эту

          картинку.  Посмотри,  пожалуйста,  внимательно   и   скажи,   что   на   ней

          нарисовано?» Выслушав ответ,  психолог  складывает  картинку  и  спрашивает:

          «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа  ребенка

          картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот  же

          вопрос. Всего применяется пять вариантов  складывания  —  «угол»,  «мостик»,

          «домик», «труба», «гармошка».

                Обработка данных.

                В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при

          выполнении  задания.  Обработка  данных   осуществляется   по   трехбалльной

          системе. Каждому заданию соответствует одна позиция  при  сгибании  рисунка.

          Максимальная оценка за каждое  задание  —  3  балла.   Всего  –  15  баллов.

          Выделяются следующие уровни ответов:

          1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», »  Ничего  не  станет»,

            «Так не бывает») — 1 балл.

          2. Ответ описательного типа, перечисление  деталей  рисунка,  находящихся  в

            поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения  («У  утки  нет

            головы»,  «Утка сломалась», «Утка разделилась на части»  и  т.  д.)  —  2

            балла.

          3.  Ответы  комбинирующего  типа:  сохранение  целостности  изображения  при

            сгибании рисунка, включение  нарисованного  персонажа  в  новую  ситуацию

            («Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»),  построение  новых  композиций

            («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. — 3 балла.

            Некоторые дети дают ответы, в  которых  сохранение  целостного  контекста

            изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к  конкретной  форме,

            которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком»,  «Стала

            похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы  относятся  к  комбинирующему

            типу и также оцениваются в 3 балла.

                3. Методика «Как спасти зайку»

                Основание.   Надситуативно-преобразовательный   характер    творческих

          решений.

                Цель. Оценка способности и превращение задачи на  выбор  в  задачу  на

          преобразование в  условиях  переноса  свойств  знакомого  предмета  в  новую

          ситуацию.

                М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка.

          сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

                Инструкция к проведению.

                Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце,  ведерко,

          палочку, сдутый  шарик  и  лист  бумаги.  Психолог,  беря  в  руки  зайчика:

          «Познакомься с этим зайчиком. Однажды  с  ним  приключилась  такая  история.

          Решил зайчик поплавать  на  кораблике  по  морю  и  уплыл  далеко-далеко  от

          берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка  тонуть.

          Помочь зайке можем только мы  с  тобой.  У  нас  для  этого  есть  несколько

          предметов), ихолог обращает внимание ребенка  на  предметы,  разложенные  на

          столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

                Обработка данных.

                В  ходе  обследования  фиксируются  характер  ответов  ребенка  и   их

          обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

                Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а  также  палочку

          при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки  простого

          выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом  виде,  механически

          перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

                Второй уровень.  Решение с  элементом  простейшего  символизма,  когда

          ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором  зайка

          сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за  пределы

          ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

                Третий уровень. Для спасения зайки  предлагается  использовать  сдутый

          воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно  надуть  шарик  («Зайка

          на  шарике  может  улететь»)  или  сделать  из  листа  кораблик.   У   детей

          находящихся  на  этом  уровне,  имеет  место  установка  на   преобразование

          предметного наличного материала. Исходная  задача  на  выбор  самостоятельно

          превращается  ими  в  задачу  на  преобразование,  что   свидетельствует   о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

                4. Методика «Дощечка»

                Основание. Детское экспериментирование.

                Цель. Оценка  способности  к  экспериментированию  с  преобразующимися

          объектами.

                Материал.  Деревянная  дощечка,  представляющая  собой  соединение  на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого  звена  15*15

          см)

                Инструкция к проведению.

                Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком  на  столе.  Психолог:

          «Давай теперь  поиграем  вот  с  такой  доской.  Это  не  простая  доска,  а

          волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда  она  становится  на  что- нибудь похожа. Попробуй это сделать».

                Как только ребенок сложил доску в первый раз,  психолог  останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?»

                Услышав ответ ребенка, психолог вновь  обращается  к  нему:  «Как  еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще  раз».  И  так  до  тех пор, пока ребенок не остановится сам.

                Обработка данных.

                При обработке данных оценивается  количество  неповторяющихся  ответов ребенка (называние формы получившегося  предмета  в  результате  складывания доски («гараж», «лодочка» и т.д.)),  по  одному  баллу  за  каждое  название.

          Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

                                      Системность мышления.

          Игра «Теремок»

                Детям  раздаются  картинки  различных  предметов:   гармошки,   ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит  в  «теремке»  (например,  ребенок  с  рисунком гитары). Следующий ребёнок  просится  в  теремок,  но  может  попасть  туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож  на  предмет  хозяина.

          Если просится  ребёнок  с  гармошкой,  то  у  обоих  на  картинке  изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

          «Собери фигурки»

          Ребёнку  дается  набор   вырезанных  из  плотного   картона  небольших

          фигурок: кругов, квадратов, треугольников и  т.д.  (примерно  5-7  фигурок).

          Заранее изготавливаются 5-6 картинок  с  изображением  различных  предметов, которые можно сложить из  этих  фигурок:  собачка,  домик,  машина.  Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней  предмет  из  своих фигурок. Предметы на картинках должны быть  нарисованы  так,  чтобы  ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок  должен  быть  расчленён

          на детали.

                                           «Нелепицы»

                Рисуется картинка по любому сюжету —  лес,  двор,  квартира.  На  этой

          картинке должны быть 8-10 ошибок, то  есть  что-то  должно  быть  нарисовано так, как это на самом деле не бывает.  Например,  машина  с  одним  колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны,  а  другие  незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

                      Игры на развитие ассоциативности мышления

                                    Игра «Что на что похоже «

                3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники  игры

          договариваются,  какой  предмет  будет  сравниваться.  Отгадчики  заходят  и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на …» и даёт слово  тому,  кто

          первый  нашел  сравнение  и  поднял  руку:   Например,   бант   может   быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой «8»,  которая лежит на  боку.  Отгадавший  выбирает  новых  отгадывальщиков  и  предлагает следующий предмет для ассоциации.

                                    «Сюрреалистическая игра «

                                    (рисунок в несколько рук)

                Первый участник  игры  делает  первый  набросок,  изображает  какой-то элемент своей  идеи.  Второй  игрок,  обязательно  отталкиваясь  от  первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

                                       «Волшебные кляксы «

                Перед  игрой  изготавливают  несколько  клякс:   на   середину   листа

          выливается немного чернил или туши и лист складывают  пополам.  Затем  лист разворачивают и теперь можно играть. Участники  по  очереди  говорят.  Какие предметные  изображения  они  видят  в  кляксе  или  её  отдельных   частях.

          Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

                                     Игра «Словоассоциации»

                Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

                 — с хлебобулочными изделиями.

                 — с созвучными словами: барон, бекон.

                 — с рифмующимися словами: кулон, салон.

                Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

                Ассоциативность мышления можно развивать  что  называется  «на  ходу».

          Гуляя с детьми  можно  вместе  подумать,  на  что  похожи  облака,  лужи  на

          асфальте, камушки на берегу.

                            Игры на развитие диалектичности мышления.

                                      Игра «Хорошо — Плохо»

                Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный  ребенку,  т.е.  не

          вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для  него  с  конкретными людьми,  и  не  порождающий  эмоций.  Ребёнку  предлагается  проанализировать данный объект (предмет) и  назвать  его  качества  с  точки  зрения  ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы  по  одному  разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не  нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

                — Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

                — Хорошо, что  он  длинный;  плохо,  что  он  остро  заточен  —  можно

          уколоться.

                — Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане — ломается.

                Рассмотрению может быть подвергнуто и  конкретное  свойство  предмета.

          Например, хорошо, что карандаш длинный — может служить  указкой,  но  плохо, что не входит в пенал.

                Вариант  2.  Для  игры  предлагается  объект,  имеющий   для   ребенка

          конкретную   социальную   значимость   или   вызывающий   у   него   стойкие положительные  или  отрицательные  эмоции,  что  приводит   к   субъективной однозначной оценке (конфеты — хорошо, лекарство —  плохо).  Обсуждение  идёт также как и в варианте 1.

                Вариант 3. После  того,  как  дети  научатся  выявлять  противоречивые

          свойства  простых  объектов  и  явлений,  можно  переходить  к  рассмотрению «положительных»  и  «отрицательных»  качеств  в  зависимости  от  конкретных условий, в  которые  ставятся  эти  объекты  и  явления.  Например:  громкая музыка.

                — Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью — мешает уснуть.

                Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до

          этого воспринимались детьми  исключительно  однозначно  («драка»,  «дружба», «мама»). Понимание детьми  противоречивости  свойств,  заключенных  в  любых объектах или явлениях, умение выделить  и  объяснить  условия,  при  которых проявляются те или  иные  свойства,  лишь  способствует  воспитанию  чувства справедливости, умению  в  критической  ситуации  найти  правильное  решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и  выбрать  из множества различных свойств  объекта  те,  которые  соответствуют  выбранной цели и реальным условиям.

                Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет  вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому    варианту    игры,  при котором  для  каждого  выявленного   свойства   называется   противоположное свойство,     при  этом   объект   игры   постоянно   меняется,   получается

          своеобразная «цепочка». Например:

                — Есть шоколад хорошо — вкусно, но может заболеть живот;

                — Живот болит — это хорошо, можно в школу не ходить;

                — Сидеть дома — плохо, скучно;

                — Можно пригласить гостей — и т.д.

                Одним из возможных вариантов игры «Хорошо — плохо» стала, может  быть, ее модификация,  отражающая  диалектический  закон  перехода  количественных измерений в качественные. Например, конфеты:  если  съесть  одну  конфету  — вкусно и приято, а если много — заболят зубы, придётся их лечить.

                Желательно, чтобы игра «Хорошо  —  плохо»  стала  частью  повседневной

          жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально  отводить  время.

          В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.

                Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет  выработка у детей умения  чётко  формулировать  противоречие.  Сначала  пусть  ребёнок подбирает к заданным словам противоположные по  смыслу.  Например,  тонкий  —  (?) толстый, ленивый — (?) трудолюбивый, острый — (?) тупой. Затем  можно  взять любую пару слов, например, острый — тупой, и  попросить  детей  найти  такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В  случае  «острый — тупой » — это нож, игла, все режущие и пилящие  инструменты.  На  последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся  разрешать  противоречия, используя  ТРИЗовские  способы  разрешения  противоречий  (всего  их   более сорока).

          nsportal.ru

          Диагностика творческого мышления у младших школьников

          Диагностика творческого мышления у младших школьников

          Жизнь – это прежде всего творчество.

          У понятия «творчество» существует синоним – оригинальный склад мышления. Это способность действовать за рамками накопленного опыта. Творчески мыслить – мыслить активно. Искать и выявлять проблемы там, где другие и не задумывались их искать.

          Сегодня уже известны многие внутренние и внешние факторы, которые определяют творческий потенциал и темпы творческого развития личности.

          И.Я. Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; умение видеть альтернативу решение, альтернативу подхода у его поиску; умение комбинировать ранее способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

          Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

          Чтобы помочь детям развить воображения, креативность, стоит каждый день работать в этом направлении. На любом уроке будет уместно задать вопрос с подвохом, где не стоит уделять внимание точным ответам. Или же дать волю фантазии, где учащиеся смогут раскрыть решение какой – либо проблемы.

          Для диагностики творческого мышления, стоит обратиться к такому методу, как – наблюдение. Достаточно нескольких дней, чтобы проследить у кого творчество «бьёт ключом», а кому стоит помочь развиться в этом направлении.

          Следующим шагом будет определение проблем в выражении слов и эмоций. Насколько развито воображение у детей, поможет выявить опросник. Вопросы данной диагностики выявят уровень развития у учащихся творческих способностей.

          Вариант опросника № 1.

          Составь предложение со словами: озеро, луна, мальчик. Можешь добавлять новые слова в предложение.

          Подумай, ответь на вопрос: что будет, если дождь никогда не прекратится?

          Сочини небольшую историю про летающего крокодила.

          Напиши, для чего может быть использована консервная банка?

          Пофантазируй. Нарисуй, как бы выглядел предмет (существо), название которого – Лигомут.

          Вариант опросника № 2.

          Составь предложение со словами: лодка, река, солнце. Можешь добавлять новые слова в предложение.

          www.prodlenka.org

          Диагностика исходного уровня развития творческих способностей младших школьников

          Диагностика исходного уровня развития творческих способностей

          младших школьников

          1. Диагностика исходного уровня.

          Для исследования исходного уровня развития творческих способностей младших школьников можно использовать диагностическую методику, позволяющую установить различные уровни развития воображения учащихся. Подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой стороны – перенести логику его развития на конкретные формы и виды деятельности ребенка.

            1. Методика «Разрезные картинки».

          Детям демонстрируют несколько картинок, на которых изображены игрушки, затем те же картинки в разрезанном виде (от 4 до 32 ч.). Ребенку нужно догадаться, что изображено и от какой картинки. В результате анализа ответов были выделены три группы.

          Дети I группы, если не отказывались, то брали самый большой кусок и путем наложения пытались решить задачу, указывая причину или мотив, в силу которого они пришли к определенному решению.

          Дети II группы брали любой кусок, долго разглядывали, всегда описывая ситуацию в динамике.

          Дети III группы (высший уровень) старались осмыслить и обыграть задание (оживляли), не старались придерживаться точного соответствия реальности. Эти особенности детей III группы объясняются наличием у них внутренней позиции, которая характеризуется тем, что позволяет ребенку управлять наличной ситуацией, рассматривать ее в целом, быть отдельным от нее и как бы над ней. Это проявлялось в большей эмоциональности, инициативности и способности к творчеству.

            1. Методика «Где чье место».

          Ребенку предъявлялась картинка, на которой был изображен домик с крышей и трубой, рядом с ним находится собачья конура, перед домом – цветочная клумба, пруд, около пруда растут деревья. На переднем плане дорожка, детская коляска. По небу плывут облака, летают птицы. На каждом предмете – пустой кружок. Точно такие же кружки с кошкой, собакой, девочкой, грушей, цветком, летящей птицей.

          Задание: расположить посмешнее – не там, где должны находиться, а в каком-нибудь другом месте, а главное, придумать, почему персонаж там очутился.

          Обработка результатов позволяет выделить три уровня.

          Учащиеся I уровня не могли объяснить без помощи взрослых, придумывали простые истории из сказок.

          Учащиеся II уровня давали содержательные ответы, когда предметы расставлял взрослый, рассказы имели под собой реальную почву.

          Учащиеся III уровня старались увидеть все в целом. Справлялись лучше, если все делали сами, гибко использовали полученные ранее знания, творчески применяли их в зависимости от конкретных условий.

            1. Методика «Третий лишний».

          Детям предлагается 5 наборов игрушек по 3 предмета (очки, иголка, ножницы; кукла, мишка, кроватка; елочка, дерево, чайка; машина, трактор, человек и т.п.), после того, как выполнили задание, просили вновь убрать лишний.

          По характеру выполнения задания выделили две группы.

          Дети I группы не видели никаких других оснований для объединения предметов, кроме логического обоснования.

          Дети II группы находили различные решения, выделяя каждый раз новые разнообразные основания для объединения предметов.

            1. Методика «Настроение».

          Предлагается набор картинок (12 шт.), нужно разделить на группы так, чтобы в каждую группу попали картинки, имеющие нечто общее.

          Картинки: 1) Девочка, играющая в мяч;

          2) Две старушки под облачным небом;

          3) Девушки с развивающимися волосами на морском берегу;

          4) Невыразительный силуэт человека с газетой;

          5) Пышный букет цветов;

          6) Засохший цветок в треснувшей вазе;

          7) Осенняя ветка дикого винограда;

          8) Несколько одиноких стеблей в ящике;

          9) Яркий сказочный дворец;

          10) Замок на скале при лунном свете;

          11) Покосившаяся избушка;

          12) Стандартные дома.

          Два главных способа, позволяющие объединить картинки:

          I способ. Люди (1-4), растения (5-8), постройки (9-12). Составляя группы таким образом, ребенок, ребенок руководствуется тем, какие предметы изображены.

          II способ. Требует внимания к неповторимости изображенного предмета, чуткости к его эмоциональному воздействию.

          infourok.ru