Диагностика учебной деятельности: Диагностика учебной мотивации | Статья:

Диагностика учебной мотивации | Статья:

Диагностика учебной мотивации

(из опыта использования)

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

Мотивация обучения может быть рассмотрена в качестве общего названия для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Как и любой другой вид мотивации, она системна и характеризуется в первую очередь направленностью, устойчивостью и динамикой. Соответственно при анализе мотивации учебной деятельности необходимо не только определить доминирующий побудитель (мотив), но и учесть всю структуру мотивационной сферы человека.

Проблема мотивации – одна из наиважнейших в современном образовании. Это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов – педагогов, психологов, администрации. Кроме того, огромная роль в успехе мотивации к учению — это роль родителей, их заинтересованность в том, чтобы обучающийся по окончании учебного заведения стал компетентным специалистом в профессиональной сфере.

Методик, диагностирующих мотивацию к обучению по дисциплинам, мало, и практически все они предназначены для учащихся школы. Однако, вопрос мотивации при переходе в систему среднего профессионального образования (СПО) крайне актуален. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, что же все-таки способно мотивировать обучающихся, как можно на них воздействовать в рамках изучаемых дисциплин и, соответственно, как строить программу обучения, чтоб повысить их заинтересованность. Не секрет, что одна из проблем обучающихся СПО – влияние родителей на изначальный выбор профессии, а как результат — представление о выбранной профессии не соответствует ожиданию, отсюда низкая мотивация к учению.

Для диагностики учебной мотивации студентов использовалась методика мотивации А. А. Реана и В. А. Якунина (модификация Н. Ц. Бадмаевой).

Цель данной методики – выявить уровень мотивации обучающихся. Суть методики в том, что мотивация дифференцирована на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации обучающегося – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Исходя из типа мотивации, преобладающего у обучающихся, можно откорректировать методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные механизмы.

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Список мотивов:

  1. Стать высококвалифицированным специалистом.
  2. Получить диплом.
  3. Успешно продолжить обучение на последующих курсах.
  4. Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично.
  5. Постоянно получать стипендию.
  6. Приобрести глубокие и прочные знания.
  7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  8. Не запускать предметы учебного цикла.
  9. Не отставать от сокурсников.
  10. Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  11. Выполнять педагогические требования.
  12. Достичь уважения преподавателей.
  13. Быть примером сокурсникам.
  14. Добиться одобрения родителей и окружающих.
  15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Инструкция к тесту

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тестовый материал

  1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.
  2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.
  3. Хочу стать специалистом.
  4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.
  5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.
  6. Чтобы не отставать от друзей.
  7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.
  8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.
  9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей.
  10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.
  11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
  12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.
  13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.
  14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.
  15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.
  16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.
  17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».
  18. Просто нравится учиться.
  19. Попав в учебное заведение, вынужден учиться, чтобы окончить его.
  20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.
  21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.
  22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.
  23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.
  24.  Любые знания пригодятся в будущей профессии.
  25.  Потому что хочу принести больше пользы обществу.
  26. Стать высококвалифицированным специалистом.  
  27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.
  28.  Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.
  29. Быть на хорошем счету у преподавателей.
  30.  Добиться одобрения родителей и окружающих.
  31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.
  32.  Потому что знания придают мне уверенность в себе.
  33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.
  34.  Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Ключ к тесту и обработка результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.
  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.
  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.
  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.
  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.
  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.
  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Инструкция

Обработка результатов. Определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности. Результаты заносятся в форму 1.

Форма 1

Название обследуемой выборки

Объем выборочной совокупности N =

Номер мотива по списку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Количество называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частота называний мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ранг мотива

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма 2

Оцените по 7-балльной шкале приведенные в списке (по варианту 1) мотивы учебной деятельности по их значимости для вас. При этом считается, что 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, а 7 баллов — максимальной. Оценивайте все приведенные в списке мотивы, не пропуская ни одного.

Обработка результатов

Для группы подсчитывается среднее арифметическое значение и среднее квадратическое отклонение для каждого мотива. Это дает возможность узнать о достоверности выявленных различий в частоте предпочтения группой того или иного мотива.

Индивидуальный протокол

Фамилия, имя, отчество____________________

____________________курс____________________ группа ____________________

Номер мотива по списку

Групповой протокол

Группа № (n=) ____________________

Где n — количество обследованных

Сумма баллов ____________________

Среднее арифметическое значение оценки мотива ____________________

Выводы

Чем больше сумма баллов, тем предпочтительнее (более значим) данный мотив.

Самыми ценными мотивами были установлены такие, как «Стать высококвалифицированным специалистом», «Получить диплом», «Успешно продолжить обучение на последующих курсах», «Приобрести глубокие прочные знания» и «Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности».

Кроме того, проведенное исследование показало, что одним из мотивов для обучающихся является одобрение родителей. Часть из них учиться лучше, когда получает за это «положительное подкрепление» именно от родителей. Достаточно высокий балл среди типов мотивации оказался у мотивации «осознание социальной необходимости». Следовательно, учащиеся начинают лучше учиться, когда четко осознают, как это конкретное знание может пригодиться им в будущем – для реализации себя как высокопрофессионального специалиста, получения хорошей работы, должности и т.д. Высокий балл также получен по шкале «общение» — это говорит о необходимости включения как можно большего количества интерактивных, коммуникативных методов обучения (групповой работы, дискуссий и т.п.)

Результаты обследования использую в работе при индивидуальном общении с каждым обучающимся. Если ведущим мотивом для обучающегося является получение одобрения – это одна тактика, если страх наказания – другая, если мотивация достижения – третья и т. д.

Литература

1 Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой)/ Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004. С.151-154.

2 Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. – Улан-Удэ, 2004, С.139-141.

3 Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000

4 Сорокоумова Т. В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990

5 Шишигина Т. Р. Психологическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в вузе: автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1993

6 Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М. СПб., 1994

Методика для диагностики учебной мотивации студентов (а.

А.Реан и в.А.Якунин, модификация н.Ц.Бадмаевой)

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция:

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тест

1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

3. Хочу стать специалистом.

4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

6. Чтобы не отставать от друзей.

7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

18. Просто нравится учиться.

19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

26. Стать высококвалифицированным специалистом.

27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

29. Быть на хорошем счету у преподавателей.

30. Добиться одобрения родителей и окружающих.

31. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

32. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

33. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

34. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

• Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

• Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

• Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

• Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

• Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

• Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

• Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И.Г. Сенин)

Инструкция

Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-балльной шкале следующим образом:

  • если лично для Вас то, что написано в утверждении, НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте цифру «1»;

  • если для Вас это ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, то поставьте цифру «2»;

  • если для Вас это ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ — поставьте цифру «З»;

  • если для Вас это ВАЖНО — поставьте цифру «4»;

  • если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО, то поставьте цифру «5».

Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и что самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность.

Диагностический тест в образовании – обзор

Очень важно оценить уровень знаний учащихся, прежде чем знакомить их с новой темой. По этой причине диагностические тесты сделаны специально для этого. Диагностические тесты — это простой способ определить уровень понимания ваших учащихся.

Диагностические тесты позволяют упростить учебный материал и стратегии обучения, что является одним из его ключевых преимуществ. Другими словами, вы можете изменить все свое обучение, чтобы удовлетворить уникальные потребности ваших студентов. Вы можете улучшить свою модель обучения с помощью диагностических тестов.

Что такое диагностическая оценка?

Диагностический тест в образовании – это своего рода предварительная оценка, позволяющая преподавателю узнать степень знаний учащегося по предмету. Другими словами, он используется для определения объема знаний учащегося и выявления любых потенциальных пробелов в обучении. Они возникают в начале процесса обучения, например, в начале модуля, четверти урока или периода времени.

Диагностические оценки также считаются «низкоуровневыми», поскольку они не оцениваются и не помогают принять решение о том, следует ли учащемуся переходить к следующему классу. Тем не менее, эти оценки полезны для понимания сильных и слабых сторон студента в отношении конкретной области обучения.

Как работает диагностическая оценка? Например, вы начали новую тему математики по квадратным уравнениям. В этом случае вы можете провести простой тест, чтобы понять, сколько информации уже известно учащемуся по этой конкретной теме.

Каковы особенности диагностического теста в образовании?

Чтобы назвать оценку «диагностическим тестом», она должна соответствовать следующим критериям:

  • Диагностическая оценка должна проводиться в начале нового семестра или учебного блока.
  • Он должен сосредоточиться на понимании текущей базы знаний учащегося.
  • Диагностический тест в сфере образования должен выявить сильные стороны учащегося и области потенциального роста.
  • Оценивать нельзя.
  • Чтобы измерить прогресс учащихся, необходимо установить базовый уровень для сравнения того, что они поняли до занятия, и того, что они узнали после.

Какова цель диагностического теста или оценки?

Почему учителя должны заниматься диагностическими тестами? Основная цель диагностического оценивания состоит в том, чтобы собрать адекватную информацию о предшествующих знаниях учащихся по предмету. Используя эту информацию, учитель разрабатывает практическую дорожную карту, которая заполняет любые пробелы в знаниях.

Диагностические тесты помогают учителю, давая основу для обучения. Преподаватель будет знать, какие предметы не следует освещать, а какие следует. Кроме того, они получают возможность прояснить любые недоразумения перед началом учебной деятельности.

Диагностический тест в образовании в конечном счете повышает эффективность и результативность процесса преподавания и обучения за счет сосредоточения внимания на материале, который необходимо преподавать и изучать. Это улучшает обучение для всех, объединяя студентов и преподавателей на одной странице.

Типы диагностического оценивания

Диагностическое тестирование в образовании можно разделить на стандартизированное диагностическое оценивание и неформальное диагностическое оценивание.

Стандартизированный диагностический тест

Стандартизированный диагностический тест использует четко определенные методы тестирования для оценки знаний учащихся. Эта оценка обеспечивает углубленный анализ сильных и слабых сторон студента.

Стандартные диагностические оценки обычно следуют за неформальными оценками. Учитель начинает со сбора информации об уровне знаний ученика. Затем они используют стандартизированный подход, такой как оценка на основе учебной программы, чтобы установить степень владения учащимся определенным эталоном.

Эти тесты используются, когда вам нужно собрать подробную информацию о сильных и слабых сторонах обучения учащегося.

Неформальная диагностическая оценка

Перед началом нового урока проводится неформальная диагностическая оценка. Например, учитель может взять трубку и пригласить выбранную группу учащихся поделиться тем, что они знают по определенной теме. Чтобы получить данные, учитель может также попросить учащихся заполнить анкету или простой контрольный список.

Неофициальные диагностические оценки используются, когда вам нужно быстро измерить знания учащихся по предмету или теме. Он быстрый и короткий по своей природе.

Примеры диагностических оценок

  • Обзоры и анкет
  • Предварительный тест на блок — Заполните вопрос о разрыве
  • Контрольные списки
  • Измерение на основе учебных программ
  • . имеет несколько преимуществ, одно из которых заключается в том, что он позволяет как преподавателю, так и студенту выявлять и исправлять пробелы в знаниях. Зная текущий уровень знаний учащегося, вы можете скорректировать свою стратегию обучения, чтобы наилучшим образом удовлетворить его насущные потребности. Давайте рассмотрим некоторые дополнительные преимущества использования диагностических тестов в классе.

    • Связь результатов обучения с четкими целями и задачами полезна.
    • Диагностические тесты предоставляют ценную информацию для разработки учебного плана, улучшающего результаты обучения учащихся.
    • Сосредоточение внимания на изучаемом материале повышает эффективность как преподавания, так и обучения.
    • И инструктор, и ученики получают пользу от полноценной и сердечной учебной атмосферы, которую она создает.

    Мы надеемся, что эта статья помогла вам понять, что такое диагностический тест в образовании.

    Teachmint — один из ведущих поставщиков образовательной инфраструктуры в стране. С нашей передовой системой управления обучением вы можете улучшить процесс преподавания и обучения. Наши предложения, такие как ERP для образования, система управления приемом, система управления сборами и другие, позволяют удобно оцифровывать образовательные учреждения.

    Рекомендуем прочитать: Идеи поощрения и поощрения учащихся


    Загрузите приложение Teachmint

    здесь:

    Перо Диагностика | Бесплатный диагностический и адаптивный план урока

    Быстро определите, над какими навыками нужно работать вашим учащимся, с помощью наших диагностических мероприятий. Диагностика охватывает жизненно важные навыки построения предложений и создает персонализированные планы обучения на основе успеваемости ваших учащихся.

    Попробуйте пример активности

    Что тестируется

    Диагностика охватывает основные области структуры предложения, давая вам представление о способности ваших учащихся эффективно создавать как простые, так и сложные предложения.

    Диагностика ЭЛЛ

    Наша новая диагностика ELL оценивает знания ваших учащихся по 10 различным понятиям, специально выбранным для изучающих английский язык. Диагностика также предлагает направления в Испанский язык, мандарин, французский,
    вьетнамский, арабский и Хинди. Узнайте больше здесь.

    Анализ ответов учащихся

    Quill автоматически анализирует и оценивает открытые ответы. Он определяет навыки письма, которыми овладели учащиеся, а также те, которые им необходимо практиковать.

    Рекомендуемые виды деятельности

    Затем вы можете просмотреть различные отчеты, чтобы определить пробелы в обучении отдельных учащихся и всего класса. Quill создает персонализированный план обучения для студентов в зависимости от того, где им больше всего нужна помощь.

    Доказательная база

    Диагностика оценивает письмо учащихся с использованием основанной на фактических данных стратегии, называемой объединением предложений. Эта стратегия явно учит студентов, как писать сложные, сложные предложения.

    Ознакомьтесь с исследованием.

    Что тестируется

    Диагностика охватывает основные области структуры предложения, давая вам представление о способности ваших учащихся эффективно создавать как простые, так и сложные предложения.

    Диагностика ЭЛЛ

    Наша новая диагностика ELL оценивает знания ваших учащихся по 10 различным понятиям, специально выбранным для изучающих английский язык. Диагностика также предлагает направления в Испанский язык, мандарин, Французский, Вьетнамский, арабский и Хинди.

    Узнайте больше здесь.

    Анализ ответов учащихся

    Quill автоматически анализирует и оценивает открытые ответы. Он определяет навыки письма, которыми овладели учащиеся, а также те, которые им необходимо практиковать.

    Рекомендуемые виды деятельности

    Затем вы можете просмотреть различные отчеты, чтобы определить пробелы в обучении отдельных учащихся и всего класса. Quill создает персонализированный план обучения для студентов в зависимости от того, где им больше всего нужна помощь.

    Доказательная база

    Диагностика оценивает письмо учащихся с использованием основанной на фактических данных стратегии, называемой объединением предложений. Эта стратегия явно учит студентов, как писать сложные, сложные предложения.

    Ознакомьтесь с исследованием.