Диагностика учебных достижений младших школьников – —
Материал по теме «Мониторинг учебных достижений младших школьников».
Школьное образование в настоящее время работает в новых условиях и адаптируется к новой системе требований, а “новые условия требуют новых путей решения”.
Инновационной сущностью стандартов второго поколения являются новые результаты образования, полученные на основе внедрения системно-деятельностного подхода. Это не только предметные результаты, но также метапредметные и личностные. Это значит, что, освоив основную образовательную программу НОО, младший школьник должен овладеть УУД, которые, в свою очередь, обеспечат в дальнейшем формирование ключевых компетенций: социальной, политической, коммуникативной, общекультурной, информационной, а также способности учиться всю жизнь. Исходя из этого, я, как учитель начальных классов должна не только овладеть технологиями формирования УУД, не только освоить новую систему оценки планируемых результатов, но и осуществлять мониторинг за результатами внедрения новых стандартов, основным объектом которого будет реализация предметных, метапредметных и личностных целей образования школьников.
Существует несколько определений понятия мониторинга.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу “настроить” учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.
Мониторинг — это способ непрерывного научно-обоснованного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора средств их решения.
Применительно к школе можно выделить такие виды мониторинга:
по целям:
— оперативный;
— стратегический;
— тактический;
по этапам обучения:
— входной;
— учебный;
— итоговый;
по временной зависимости:
— ретроспективный;
— предупредительный;
— текущий;
по охвату объекта наблюдений:
— локальный;
— выборочный;
— сплошной;
по организационным формам:
— индивидуальный;
— групповой;
— фронтальный
Цель мониторинга:
— проанализировать и оценить результативность обучения;
— оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
— проанализировать успешность обучения ;
— обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса, выясняются такие вопросы, как достигается ли цель образовательного процесса, существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований, существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
При проведении мониторинга учитываем:
Учебные возможности младших школьников;
Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
Коррекционную работу на перспективу.
Мониторинг представляет систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:
— разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
— первичная диагностика учащихся;
— повторная диагностика учащихся;
— сравнительный анализ результатов диагностики.
Объекты мониторинга:
1. Универсальные учебные действия младших школьников;
2. Психолого-педагогические условия обучения;
3. Педагогические технологии, используемые в начальной школе: проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающее.
4. Внеурочная деятельность
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.
Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями.
Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.
Я поведу разговор о мониторинге, проводимым учителем, так как именно мониторинг первого уровня обеспечивает развитие или коррекцию индивидуальных особенностей каждого ученика, его включение в учебную деятельность с учетом возможностей и способностей.
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса трудно представить успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок не позволяет объективно оценивать деятельность ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Программа действий мониторинга (алгоритм)
1. Определение раздела программы, с которого следует начать обучение каждого учащегося.
2. Разбивка блока на темы, тестирование учащихся (цель – определить какими умениями школьник владеет изначально).
3. Промежуточный контроль.
4. Повторная коррекция.
5. Контроль (контрольная работа, диктант, списывание и т.д.)
6. Анализ. Педагогический анализ (что положительного, отрицательного).
7. Анализ. Педагогический прогноз: что необходимо скорректировать, какие методы удачны и результативны.
8. Педагогическая помощь (индивидуальные занятия, объяснение новыми методами, т.е. соответствующий этап обучения повторяется).
9. Диагностика (по данным заключительного теста степень достижения должна быть не ниже 85%).
10. Переход к новому разделу (последовательность учебных процедур повторяется для каждого блока учебных целей).
Определив учебные возможности каждого ученика, благодаря мониторинговым исследованиям, можно теперь проводить мониторинг результатов учебной деятельности учащихся.
Педагогический мониторинг – это анализ знаний учащихся по предмету, наблюдение, оценка, прогноз состояния учебно-воспитательного процесса.
Методика мониторинговых исследований проста. Выделяем учебные дисциплины, которые будут составлять исследуемую образовательную область. Определяем периодичность проведения мониторинга. В данном случае я покажу, как отслеживалась работа по написанию изложения текста, решение задач разных видов, проверка техники чтения.
Точно также я провожу мониторинг и по другим областям: списывание текста, вычислительные навыки, знание таблицы умножения и т.д.
Результатом всех видов мониторинговых работ, проводимых в первом классе, является сформированность универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Эти данные сначала заносятся в таблицы, а потом составляется диаграмма формирования УУД.
В последующих классах продолжается такая же работа.
Заключение
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса. Полноценность и квалифицированность помощи достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, логопеда.
Анализируя результаты работы, штудируя работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные способы помощи детям, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Итак, мониторинг формирует демократическое отношение учителя и ученика, что помогает детям быть успешными.
Внедрение мониторинга служит благоприятной цели:
— созданию личностно ориентированной модели образования и способствует созданию комфортных условий каждому ученику.
Мониторинг как средство отслеживания результатов учащихся полностью оправдывает себя:
— выявляет “западающих” тем;
— помогает определить детей, нуждающихся в индивидуальной поддержке, контроле со стороны учителя;
— заставляет учителя постоянно держать руку на пульсе успеваемости класса;
— повышает качество работы учителя, его отдачу работе;
— способствует усилению успешности учащихся.
Рекомендации
С целью улучшения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО я предлагаю:
1. Мониторинг уровня обученности планировать по ключевым точкам учебного материала на каждом этапе обучения, которые обеспечивают достаточно успешное усвоение материала и, как следствие, продвижения в практике его применения.
2. Для получения объективных результатов уровня обученности проводить отслеживание по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), степень обученности класса.
3. Анализ уровня обученности проводить с учетом всех уровней.
4. Результаты всех видов мониторинга доводить до сведения учащихся и в обязательном порядке – до сведения родителей.
Поделиться страницей:
Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – система сбора, обработки, хранения и распространения достоверной информации о качестве образовательных результатов, условий и цене их достижения.
Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых педагогических методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса.
Рассмотрим модель мониторинга учебных достижений младших школьников, ориентированных на повышение качества начального образования.
Задачи:
Регулярное изучение динамики сформированности ключевых компетенций;
Изучение и оценка уровня сформированности мотивации достижения успеха, ценностных ориентаций и творческой познавательной активности;
Измерение прочности образовательных результатов при переходе из начальной школы в основную.
Принципы:
Целенаправленности;
Непрерывности;
Целостности и разносторонности;
Согласованности действий;
Адресности и гласности.
Функции:
Информационная;
Аналитико-оценочная;
Стимулирующе-мотивационная;
Контролирующая;
Прогностическая;
Корректирующая.
Этапы:
Подготовительный:
постановка цели;
определение объекта;
установка сроков;
разработка инструментария.
Этапы:
Основной:
осуществление сбора информации, ее обработка;
систематизация, анализ и оценка.
Этапы:
Заключительный:
интерпретация информации;
формулировка выводов;
рекомендательные меры.
Результат:
Однако анализ научных публикаций, диссертационных работ и потребностей образовательной практики свидетельствует о наличии недостатков. В школьной практике основной характеристикой качества начального образования являются показатели академической успеваемости, отражающие степень освоения школьниками знаний, умений и навыков, а не уровень учебных достижений младших школьников. Применяемые в школьной практике средства измерения учебных достижений личности, зачастую не позволяют получить информацию, носящую индивидуально-личностный характер, демонстрирующую продвижение каждого школьника в процессе обучения и воспитания.
Недостаточно разработаны в педагогической науке и практике условия, направленные на повышение качества начального образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников. Зачастую у учителей начальных классов недостаточно представлений о том, каким образом повышать качество начального образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников, каковы его цели, задачи, принципы и этапы организации. Следствием этого является несистематичное отслеживание учебных достижений младших школьников, недостаточное внимание к вопросам преемственности начальной школы и основной, в частности, к показателям прочности
образовательных результатов.
Выявленные недостатки теории и практики повышения качества начального образования обусловлены наличием противоречий между:
заказом современного общества на повышение качества образования и существующими подходами в оценке его показателей;
существующей необходимостью начальной школы в повышении качества образования и недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике условий, направленных на реализацию данного процесса посредством мониторинга учебных достижений младших школьников;
востребованностью мониторинга учебных достижений младших школьников, обеспечивающего повышение качества начального образования, и недостаточной подготовленностью учителей начальных классов к его проведению.
Преодоление выявленных противоречий связано с решением проблемы исследования: каковы педагогические условия повышения качества начального образования посредством мониторинга учебных достижений младших школьников? Актуальность проблемы и ее социальная значимость и объективная потребность практики обусловили выбор темы исследования: «Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования».
Объект исследования: повышение качества начального образования.
Предмет исследования: педагогические условия повышения качества начального образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия повышения качества начального образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников.
С опорой на проблему, цель и предмет исследования была сформулирована его гипотеза: повышение качества начального образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников будет обеспечиваться следующими педагогическими условиями:
включение в структуру компонентов качества начального образования показателей учебных достижений младших школьников, позволяющее установить их взаимосвязь и взаимообусловленность;
разработка и реализация на практике теоретической модели мониторинга учебных достижений младших школьников, обеспечивающего измерение уровней сформированности: ключевых компетенций младших школьников (математическая, языковая, естественнонаучная грамотность и грамотность чтения), ценностных ориентаций, мотивации достижения успеха и творческой познавательной активности младших школьников;
систематическое и поэтапное измерение прочности образовательных результатов школьников при переходе из начальной в основную школу.
В соответствии с предметом, гипотезой и целью определены задачи исследования:
Определить педагогическую сущность проблемы повышения качества начального образования.
Выявить структурные компоненты, критерии качества начального образования и разработать средства его измерения.
Спроектировать теоретическую модель мониторинга учебных достижений младших школьников, обеспечивающую повышение качества начального образования.
Осуществить экспериментальную проверку теоретической модели мониторинга учебных достижений младших школьников для повышения качества начального образования.
Разработать и реализовать на практике программу курсов для учителей начальных классов по проблеме повышения качества образования средствами мониторинга учебных достижений младших школьников.
Мониторинг учебных достижений младших школьников
как средство повышения качества начального образования
Без специального отслеживания учебно-воспитательного процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность усвоения предмета учащимися, опора только на накопление отметок при отсутствии четкого понимания, что такое отметка, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика. Необходимы единые формы контроля за ходом учебного процесса и усвоением учащимися учебного материала.
Любой процесс имеет определенные временные характеристики, свою историю. Понимание процесса, его анализ, а тем более целенаправленное воздействие на него становятся эффективнее при наличии возможности отслеживания истории данного процесса во времени. Необходимым инструментом для этого является мониторинг.
Пожалуй, одним из самых модных в педагогической среде сегодня является термин «мониторинг». Что же это собственно такое?
Мониторинг – слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
При анализе работы класса все время приходиться сравнивать результаты, полученные по классам. Чертя графики, мы и не подозревали, что занимаемся мониторингом.
Основные цели мониторинга:
проанализировать и оценить результативность обучения;
оценить эффективность учебного процесса с точки зрения государственных стандартов образования;
проанализировать успешность обучения с учетом особенностей детей нашего контингента;
обобщить опыт, избежать в будущем ошибок.
Задачи мониторинга качества обучения:
– соответствие знаний учащихся планируемым результатам на базовом и повышенном уровне;
– эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
– уровень сформированности универсальных учебных действий;
– проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.
Объектом мониторинга является класс в течение четырёх лет.
При проведении мониторинга необходимо учитывать:
Учебные возможности младших школьников;
Индивидуально-дифференцированный подход при его проведении;
Коррекционную работу, включающую работу над ошибками, алгоритм списывания, алгоритм проверки орфограмм в разных частях слова, упражнения по развитию орфографической зоркости.
Содержание включает основные показатели, по которым идет сбор информации.
Этапы осуществления мониторинга:
1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)
2 этап – входная диагностика
3 этап – текущая диагностика
4 этап — промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)
5 этап — итоговая диагностика (в конце 4 класса).
Стартовая диагностика это:
методика экспресс — диагностики интеллектуальных способностей детей 7-летнего возраста (Методика состоит из четырёх тестов. Первый тест направлен на выявление общей осведомленности учащихся, их словарного запаса. Например, среди пяти – шести изображений предметов требуется отметить названный педагогом. Второй тест дает возможность оценить понимание ребенком количественных и качественных соотношений между предметами и явлениями: больше — меньше, выше — ниже, старше — моложе и т. д. Третий тест выявляет уровень логического мышленияребенка. Четвертый тест направлен на диагностику математических способностей. В него включены математические задания на сообразительность, в которых использован различный материал: арифметические задачи, задачи на пространственное мышление, на определение закономерностей),
методика «Образец и правило» (В тесте включено задание в виде «точек», которые надо правильно соединить),
анкета школьной мотивации Лускановой Н.Г. (В нее включено 10 вопросов, отражающих отношение детей к школе и обучению. Вопросы анкеты построены по закрытому типу и предполагают выбор одного из трех вариантов ответов),
диктант пространственных действий,
методика «Беседа о школе» модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина,
А.Л. Венгера (индивидуальная беседа с ребенком.)
Текущая диагностика это:
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (Методика представляет собой шкалу с описанием поведенческих признаков, характеризующих отношение ученика к учебным задачам и выраженность учебно-познавательного интереса.),
оценка уровня сформированности целеполагания,
оценка уровня сформированности учебных действий,
оценка уровня сформированности действий контроля
оценка уровня сформированности действий оценки.
Цель итоговой диагностики – оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий, необходимых для продолжения обучения в средних классах.
Методы сбора и накопление информации мониторинг предполагает широкое использование современных технологий на всех этапах:
анкетирование;
тестирование;
самооценка;
наблюдение;
контроль ЗУН учащихся;
накопление информации в виде таблиц, диаграмм, шкал, текстовой формы.
Система мониторинга не так сложна в применении, как кажется со стороны.
Накапливая информацию по темам, выявляя «западающие», делая выводы, намечая перспективы, это все ступени, которые ведут к улучшению качества ЗУН учащихся.
Учитель, использующий результаты мониторинга, полнее узнает каждого ребенка, его достижения и трудности, имеет возможность оказывать эффективную помощь ученикам, обеспечивая более высокую результативность образовательного процесса.
infourok.ru
Статья на тему: Оценка образовательных достижений младших школьников.
Оценка образовательных достижений младших школьников.
Одним из основных особенностей Федерального государственного образовательного стандарта является новый подход к системе оценивания школьников.
В отличие от традиционного подхода, когда оценивались только знания учащихся, а основным средством их проверки являлось простое воспроизведение, в новом стандарте оценивается способность использовать полученные знания. При этом объектом оценки являются предметные, метапредметные и личностные результаты образовательных достижений школьников.
Личностные результаты – система ценностных отношений к себе и окружающему миру. Оценка личностных результатов заключается не в отметке, а в словесной оценке нравственных суждений, поступков детей. Однако не нужно забывать, что такая оценка должна проходить в атмосфере психологического комфорта. Проследить процесс развития личностных результатов обучения возможно благодаря различным методикам: «Беседа о школе», «Проба на познавательную инициативу», «Кто я?» и другим. Чаще всего эти методики проводит школьный психолог. Исследуется:
- сформированность внутренней позиции школьника по отношению к учению,
- особенности сотрудничества с учителями и одноклассниками,
- сформированность самооценки,
- способность адекватно судить о причинах своих успехов и неуспехов в учении;
- сформированность мотивации учения,
- способность к оценке своих поступков и поступков других людей с точки зрения моральных норм.
Личностные результаты выпускников начальной школы не подлежат итоговой оценке.
Метапредметные результаты обучения включают в себя регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия направлены, прежде всего, на развитие умения учиться. К ним относятся:
- способность принимать и сохранять учебную цель, задачи;
- умение планировать учебную деятельность в соответствии с поставленными задачами и искать средства ее осуществления,
- умение контролировать, оценивать свои действия, вносить в них коррективу,
- умение осуществлять сбор и выделение необходимой информации из различных источников,
- умение использовать знаково — символические средства для создания моделей, алгоритмов, схем,
- способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению аналогии,
- умение сотрудничать с учителем, сверстниками при решении учебных задач.
Согласно новому образовательному стандарту эти учебные умения должны формироваться на каждом уроке, соответственно должна осуществляться и их оценка. Оценка метапредметных результатов осуществляется в ходе решения задач поискового, творческого характера, в ходе учебного проектирования. Для контроля над динамикой развития универсальных учебных действий используется мониторинг сформированности УУД, комплексные итоговые проверочные работы.
При оценке предметных результатов оценивается умение использовать знания для решения познавательных и практических задач. Она ведется в ходе текущего, промежуточного и итогового оценивания. В конце каждого года обучения проводятся итоговые работы по русскому языку, математике и итоговая комплексная работа на межпредметной основе. Итоговая комплексная работа представляет собой систему заданий разного уровня сложности по чтению, русскому, математике и окружающему миру.
Новый стандарт предлагает уровневый подход к оцениванию учебных достижений. Различают три уровня: базовый, программный и максимальный.
Необходимый (базовый уровень) — предполагает решение простой типовой задачи, в которой требуется применить уже сформированные умения и усвоенные знания.
Программный уровень (повышенный) – предлагает решение нестандартной задачи, в которой необходимо применить знания по новой теме, либо «старые» знания и умения, но в новой ситуации.
Максимальный уровень (повышенный) – требует применить самостоятельно добытые знания, самостоятельно усвоенные умения.
При уровневом подходе сохраняется пятибалльная система оценивания. Как правильно перевести процент выполнения разноуровневых задании в пятибалльную систему оценивания? Если выполнено:
- менее 60% выполнения заданий базового уровня – «неудовлетворительно»;
- от 60 до 80% выполнения заданий базового уровня – «удовлетворительно»;
- от 80 до 100% выполнения заданий базового уровня, если при этом не решено ни одного задания повышенного уровня – «хорошо»;
- не более одного неверно выполненного действия в заданиях базового уровня, при этом решено одно или более заданий повышенного уровня – «отлично»
Все достижения учащихся личностные, метапредметные и предметные фиксируются в портфолио ученика или в папке личных достижений. Портфолио является своеобразной копилкой достижений, оно позволяет проследить динамику развития учебных успехов ребенка. Обычно портфолио состоит из трех разделов:
1. «Мой мир» – в этом разделе ребенок рассказывает о себе, своей семье, классе, друзьях.
2. «Мои достижения» — состоит из таблиц личностных достижений по предметам, графиков, показывающих динамику обучения, вложенных контрольных и проверочных работ, а также грамот, дипломов и благодарностей.
3. «Мое творчество»- копилка творческих работ (рисунки, фотографии поделок, грамоты за участи в творческих конкурсах).
Ведение портфолио помогает ученику повышать самооценку, уверенность в своих силах, раскрывает способности ученика, создает ситуацию успеха, развивает познавательные интересы, развивает мотивацию к учебной и творческой деятельности. И, наконец, помогает в приобретении навыков рефлексии, самоанализа, так как заполняет портфолио сам ученик. Учитель помогает ему, учит отбирать необходимый материал, оценивать свои достижения, а также комментирует их и дает советы.
Если ранее образовательные достижения оценивались только учителем, то в соответствии с новым образовательным стандартом учитель и ученик совместно оценивают их. В современных условиях в процесс оценивания достигнутых результатов включается школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов становится одной из целей образования. Школьники учатся адекватно оценивать свои знания и умения, обнаруживать и предупреждать ошибки. Дети оценивают выполнение отдельных учебных задач, а также работу на уроке или успешность изучения отдельной темы. Ребенок должен понимать, какие знания и умения он освоил, а над чем ему еще нужно поработать. Учебная самооценка формируется постепенно. С первых дней обучения в школе первоклассники оценивают свою работу с точки зрения правильности, аккуратности, дают эмоциональную оценку деятельности на уроке. Для этого используются приемы рефлексии:
- «Солнышко — тучка»;
- «Радостный гномик- грустный»;
- «Лесенка успеха»;
- «Дерево успеха»;
- «Поезд» ( На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в вагончик, указывающий на задание, которое было интересно выполнять. А «грустное личико» — задание, показавшееся неинтересным.)
Во 2 классе школьники учатся определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем, сравнивать результат с целью, осознавать причины своего успеха или неуспеха. Помочь ребенку адекватно соотносить цели и результаты своей работы может предварительно составленный алгоритм самооценки.
1.Что нужно было сделать в задании? Какова была цель ?
2. Удалось ли получить результат? Найдено ли решение, ответ?
3. Справился ли я с заданием полностью и правильно или не полностью, с ошибкой? В чем допустил ошибку?
4. Справился ли я полностью самостоятельно или с чей – то помощью?
В 3 – 4 классах критерии оценки вырабатываются в диалоге с учителем, детьми определятся успешность выполнения работы, исходя из цели и имеющихся критериев, различаются результаты и способы действий. А также осознаются причины успеха или неуспеха и находятся способы выхода из сложившейся ситуации.
При оценивании учитель может использовать различные приемы и виды деятельности:
- самопроверка – исправление ошибок, используя справочники, готовые шаблоны, контрольные доски;
- свобода выбора – пользуясь листом самоанализа дети выполняют разноуровневые задания;
- комментированное письмо – ученики комментируют, объясняют правильное написание;
- работа в парах с использованием взаимооценки, взаимопроверки;
- работа ассистентов – сначала ученик сам оценивает свои ответ, а затем это делает ассистент;
- прогностическая оценка – ребенок оценивает свои возможности перед началом выполнения задания;
- задание- ловушка – выявление опасных мест или мест, имеющих разные варианты решений.
Для развития адекватной самооценки учителю необходимо создать атмосферу психологического комфорта. Оценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Оценивая работу детей, он должен давать пояснения, создавая при этом положительный настрой на дальнейшую работу.
Таким образом, новый ФГОС НОО вводит не только новые формы организации учебного процесса, но и новые требования к системе оценки планируемых результатов. В результате реализации этих требований будут развиты качества контрольно- оценочной самостоятельности, возрастет осознанное отношение учеников к целям обучения и к самой учебной деятельности.
http://nachalka1-4.ucoz.ru/index/sistema_ocenki/0-71
http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/diagnostika-uud-mladshih-shkolnikov/
http://nachalka1.ucoz.ru/load/seminary/sistema_ocenivanija/kak_ocenit_metapredmetnye_rezultaty/11-1-0-62
http://prostatitusnet.ru/uchebnoe/1-kurs/sovremennye-podhody-k-otsenke-urovnya-znanii-mladshih-shkolnikov/
nsportal.ru
Диагностика и оценка учебных достижений школьников
Выступление на педсовете с докладом на тему: «Диагностика и оценка учебных достижений школьников
Подготовила учитель начальных классов Утинская Н.В.
Диагностика усвоения знаний и формирования умений играет исключительно важную роль в организации учебного процесса, так как она предоставляет учителю необходимую информацию для управления учебно-познавательной деятельностью учащихся. От ее объективности, полноты и своевременности во многом зависит качество обучения, поскольку утверждение о том, что управление без полноценного информационного обеспечения – это управление «вслепую», сегодня доказано всем ходом развития современной системы образования. Традиционные формы и средства контроля успеваемости учащихся в основном нацелены на получение информации об итогах обучения и нс позволяют в полной мере реализовать диагностическую функцию мониторинга, состоящую в обнаружении причин тех или иных ошибок учащихся, выявлении факторов, влияющих на их успеваемость.
Диагностика и оценка учебных достижений школьников является обязательным компонентом процесса обучения и имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть диагностики и оценки учебных достижений школьников состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе или предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педагогическая диагностика, с которой связана проблема измерений в педагогике.
Педагогическая диагностика, по мнению многих ученых, столь же стара, как педагогическая деятельность, и понимается как процесс, в ходе которого производятся:
1) измерение уровня усвоения знаний и обученности учащихся;
2) измерение некоторых сторон развития и воспитанности;
3) обработка и анализ полученных данных;
4) обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения;
5) выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения.
Термин «педагогическая диагностика» в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает сто с психодиагностикой. Более традиционным является использование терминов: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения, об успешности обучения и причинах неуспеваемости учащихся.
Будучи составной частью процесса обучения, контроль или диагностика и оценка учебных достижений школьников имеют образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная функция контроля всегда была диагностической, конкретизируемой в ряде задач в зависимости от вида контроля. В соответствии с тем, какие виды контроля известны в дидактике, сегодня говорят и о видах диагностики: текущая, периодическая, итоговая.
Текущая диагностика – это систематический контроль за усвоением знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке. Систематический контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам, органически связан с другими элементами урока (изучением нового, повторением старого, тренировкой и пр.).
Периодическая диагностика осуществляется в виде различных форм контроля после крупных разделов программы или большого периода обучения и выражается в проведении контрольных работ по крупным блокам программы, зачетов по разделам дисциплины.
Итоговая диагностика проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения и ее основная задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение.
Очевидно, что функции диагностики, осуществляемые различными формами контрольных мероприятий, состоят в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости и позволяют выявить:
– определение пробелов в обучении; необходимость коррекции процесса обучения;
– условия планирования последующего обучения;
– рекомендации по предупреждению неуспеваемости.
Методы контроля – это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения в целях получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе. Если понимать контроль широко, как педагогическую диагностику, то методы проверки тоже можно понимать шире, как методы научного исследования педагогического процесса.
Под оценкой знаний, умений и навыков дидактика понимает процесс сравнения достигнутого учащимися уровня владения ими с эталонными представлениями, описанными в учебной программе или в специальных рекомендациях. Как процесс оценка знаний реализуется в ходе контроля (проверки) последних. Следует различать оценку и отметку, которая является условным выражением оценки, условной единицей измерения уровня сформированности знаний. Слово «оценка» в быту иногда имеет значение отметки. Так, в англоязычных странах знания оцениваются по четырем уровням: А – самая высокая отметка, далее соответственно – В, С, D. В отечественной школе в принципе имеется пятибалльная система отметок, которая на практике, однако, является четырехбалльной:
– «5», «отлично» – владеет в полной мере;
– «4», «хорошо» – владеет достаточно;
– «3», «удовлетворительно» – владеет на минимально допустимом уровне;
– «2», «неудовлетворительно» – не владеет знаниями согласно стандартным требованиям.
В мире существуют и другие шкалы отметок за знания: 9-, 10-, 12-балльные системы отметок. Вальдорфская и некоторые другие школы предпочитают обходиться без числовых отметок, давая словесные содержательные характеристики успехам ученика.
Итак, оценка знаний составляет, по существу, процесс измерения уровня усвоения и является одной из фундаментальных и трудно решаемых проблем дидактики – проблемой педагогических измерений. Однако в XX в. дидактика стремится четко управлять учебным процессом на всех его стадиях, от разработки целей и содержания до проверки результатов. Поэтому в науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля. Речь идет об объективном контроле, т.е. таких методах проверки знаний и, шире, педагогической диагностики, когда учитель или исследователь пользуются средством, дающим точные и полные сведения об уровне знаний, качестве учебного процесса. Таким средством наука считает дидактические тесты.
Дидактические тесты являются сравнительно новым методом проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Самые первые образцы тестов появились в конце XIX в. Широкое распространение они получили в англоязычных странах с 1920-е гг.
Преимущество тестов – в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Однако к тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Из сказанного ясно, что создание такого прибора требует специальных знаний и времени. В современной дидактике известны два тина тестов по тому, что они измеряют: тесты достижений, измеряющие уровень знаний, и личностные тесты, которые обнаруживают социально-психологические качества личности.
Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом проблем, в том числе организационных и психологических.
multiurok.ru
Статья по теме: Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях ФГОС
МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»
Учитель: Глотова Светлана Николаевна
2012 год
Выступление Глотовой Светланы Николаевны с докладом на районном методическом объединении учителей начальных классов Валуйского района Белгородской области (2012 г.)
Тема: «Оценивание учебных достижений младших школьников»
Слайд 1.
Современная начальная школа уже стоит на позициях многообразия и вариативности, где важную роль играет система работы учителя и школы в целом, направленная на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств каждого ребенка. С учетом того, что современная начальная школа — это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие, а не на уровень среднего ученика.
Новая система оценивания должна нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой; снять тревожность, снизить невротизацию детей; повысить учебную мотивацию; позволить отслеживать динамику школьной успешности. Как же организовать контроль и оценивание в рамках личностно-ориентированного образования?
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. СЛАЙД 2. Система контроля и оценивания учебной работы школьника ставит важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна, как минимум, позволять:
- — осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание: учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
- — во вторых, использовать систему оценивания, как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
- — также отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе;
- — опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
Традиционно сложилось, что используемой формой оценки достижений учащихся начальной школы являются суммарные показатели полноты и глубины освоения школьной программы, выраженные в баллах по пятибалльной шкале. Концепция модернизации российского образования предполагает переход на безотметочную систему обучения на протяжении всей начальной школы.
СЛАЙД 3. Основные цели безотметочного обучения – сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Указанной цели можно достичь, если мы подчиним безотметочное обучение решению более важной стратегической задачи модернизации всей российской школы – воспитанию самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально – экономических условиях быстро и эффективно найти своё место в обществе.
В условиях безотметочного обучения важно сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.
Детей нельзя сравнивать: этот умный, спокойный, лучше других, а этот слабый, отстающий. То, что одному дается легко и просто, для другого может представлять большие трудности. В связи с этим нужно нацелить детей не на обнаружение недостатков одноклассников, а на выявление положительных сторон. При безотметочном обучении очень важно научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.
Слайд 4. Результаты детей можно оценивать с помощью
- Волшебные линеечки
- Знаковая символика
- Оценочная лесенка
- Словесная оценка
- Светофор
Слайд 5. Знаковая символика
Слайд 6. Оценочная лесенка. Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька — не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
Слайд 7. Волшебная линеечка. На полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше
Светофор. Оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
В первых классах начальной школы – безотметочное обучение может быть в форме зачёта по каждой теме.
Ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и самостоятельной работе. По результатам этой работы он получает зачёт по этой теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачёта не следует жестко ограничивать (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий.
Слайд 8
Правила оценочной безопасности
- Не скупимся на похвалу.
- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.
- «на ложку дёгтя – бочка мёда» Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
- Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти»
- «за двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему на то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
- формула «опять ты НЕ…» — верный способ выращивания неудачника.
- Не высмеиваем, а шутим по доброму.
- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.
Слайд 9
Оценка и отметка должна фиксировать достижения ученика. Поэтому учителю целесообразно отслеживать продвижение ученика по линиям развития личности. Отслеживание может осуществляться как в виде общего экрана достижений, так и в виде индивидуальных дневников достижений учащихся.
Текущая оценка учебных достижений. В начале изучения темы полезно провести стартовую оценку подготовки учащихся. Результаты такой оценки в начальной школе можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.
Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места работы, делать поощрительные записи.
Тематический и итоговый контроль проверяет не учебную деятельность, а учебные результаты (степень обученности).
В связи с этим для учащихся начальных классов созданы самостоятельные и контрольные (проверочные) работы по математике, по русскому языку, литературному чтению и т.д.
Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях (тренировочные цели). В соответствии с замечаниями учителя ученики выполняют те задания, которые вызывали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы (если она ставится) рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. Высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных или проверочных работ. Их целью является контроль качества усвоения учебного материала.
Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Они несут не столько обучающую функцию (хотя возможна пересдача), сколько контролирующую.
Одним из приемов оценивания младшим школьником процесса собственной учебной деятельности и ее результатов можно использовать «Древо творчества». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики, которые дети делают совместно с родителями из цветной бумаги по 5 штук каждую неделю. В конце дня или урока дети прикрепляют их на дерево: плоды — дело прошло полезно, плодотворно; цветок — получилось почти все, дело прошло довольно неплохо; зеленый листик — не все получилось, но я старался; желтый листик — не смог справиться с заданием, еще нужно работать.
Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока — она должна пронизывать всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, усердие, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стояла и стоит перед учителем, — как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.
Слайд 10.
При оценивании устных и письменных работ ребенка необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец! Мне нравится, как ты стараешься»; «Отлично! Ты пишешь лучше меня»; «Хорошо, спасибо! Тебя было интересно слушать»; «Не огорчайся, у тебя все получится, только давай делать так…»; «Смотри, оказывается, можешь! Ведь получилось же, молодец!» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но…» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.
К середине – концу начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания, которая легко может быть переведена в любую форму отметки. Опишем её основные черты.
1) Целью новой системы является оценка продвижения ученика по линиям развития и его выход на определённый уровень образования в соответствии с принципом минимакса. В процессе изучения того или иного предмета фиксируется, во-первых, продвижение ученика по линиям развития личности, а во-вторых, продвижение ученика от уровня «мини» к уровню «макси» по каждой линии развития в соответствии с принципом минимакса.
Необходимый уровень – ориентировка на общегосударственный минимум требований (стандарт).
Базовый уровень – требования программы.
Максимальный уровень – объём возможностей, который выходит за пределы общих требований программы.
2) Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности:
1 – 2 балла – необходимый уровень;
3 – 4 балла – базовый уровень;
5 – 6 баллов – максимальный уровень.
3) Баллы успешности легко переводятся в пятибалльные отметки официального журнала. Один балл успешности (частичное освоение необходимого уровня) соответствует тройке, но её рекомендуется избегать выставлять в официальный журнал. Два балла успешности (полное освоение необходимого уровня) соответствуют четвёрке. Три балла успешности (частичное освоение базового уровня) соответствуют четвёрке с плюсом, четыре балла успешности (полное освоение базового уровня) соответствуют пятёрке. Пять и шесть баллов успешности (выход на максимальный уровень) соответствуют пятёрке с плюсом.
4) По результатам изучения темы каждый ученик набирает определённое количество баллов успешности. Если число баллов равно числу уроков, то он получает зачёт на необходимом уровне по теме. Если число баллов превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на базовом уровне, то ученик получает зачёт на базовом уровне. Если число баллов существенно превышает число уроков и при этом часть заданий была выполнена на максимальном уровне – ученик получает зачёт на максимальном уровне.
Если сумма баллов не позволяет получить зачёт, ученик перед началом новой темы пишет пятиминутную работу по карточкам, представляющую собой выбор одного задания либо необходимого, либо базового уровня.
5) В течение года должны быть запланированы 3 – 5 обязательных для всех контрольных (проверочных) работ. В них ученики должны выполнить задания по всем линиям развития для данного предмета. В задании каждой линии должен быть выбор уровня сложности: необходимый (2 балла), базовый (4 балла) или максимальный (6 баллов).
Таким образом, по результатам оценивания к концу года мы получаем, во-первых, график продвижения ученика в изучении курса по темам и проверочным работам (отражённый в дневнике достижений учащегося), а во-вторых, рейтинг (по проверочным работам) по каждой линии развития .
При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают учителю всю необходимую информацию: Слайд 11. как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигли учитель и класс в целом поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения. Они позволяют также осуществлять обратную связь с учеником и родителями, причём гораздо более информативную, чем это позволяют традиционные отметки. Такая схема более трудоёмка, чем выставление отметок, но она и лучше отвечает стоящим задачам, тем более что очень часто, учителя сами идут по такому пути!
Портфолио как форма оценочной деятельности.
Слайд 11.
Под портфолио обычно понимают способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Данная форма оценки успешно применяется во многих странах мира. При этом портфолио обычно определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях», что позволяет использовать его в накопительной системе оценивания.
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Тщательное планирование учителем целей достижения и способов их проверки способствует повышению объективизации оценки и качества процесса обучения.
nsportal.ru