Диагностика умственного развития детей: Диагностика умственного развития и общих способностей
3.2.2. Диагностика умственного развития и обучаемости \ КонсультантПлюс
3.2.2. Диагностика умственного развития и обучаемости
Исследование интеллекта. Давно известно, что при дислексии состояние навыков письма и чтения слабо согласуется с уровнем интеллектуального развития. Диспропорция между ними, наоборот, является одним из определяющих признаков дислексии и дисграфии. Однако для того, чтобы выявить наличие этой диспропорции, необходимо оценить состояние интеллекта. Кроме того, уровень интеллектуальных способностей необходимо учитывать при планировании и проведении коррекционной работы и определении типа образовательного учреждения, в котором она может быть организована в оптимальном для ребенка режиме. Наконец, прогноз результата коррекционной работы тоже в немалой степени зависит от познавательной активности ребенка. Это должно быть принято в расчет и обязательно доведено до сведения родителей (в максимально щадящей форме) во избежание образования у них неоправданных ожиданий, которые порождают нередко неадекватные требования по отношению к ребенку и преждевременное разочарование в отношении результативности коррекционной работы. Диагностика умственного развития у детей со специфическими задержками психического развития является одной из наиболее трудных задач в силу того, что их интеллектуальные способности развиты неравномерно. Наиболее общим проявлением этого является диссонанс между вербальными и невербальными интеллектуальными способностями. При дислексии умственные операции, которые требуют участия речи (внешней или внутренней), развиты значительно хуже, чем другие формы мышления (наглядно-образное, интуитивное и др.). Более информативны в этом случае задания, адресованные к образным мыслительным процессам, требующие логических операций на невербальном материале (пространственная комбинаторика, поиск алгоритма изменения фигур, классификация пространственных конфигураций и т.п.). Удобные возможности для этого представляют невербальная часть методики Д. Векслера (Панасюк, 1973), прогрессивные матрицы Равена (Равен, 2004, Семаго, Семаго, 2005), культурно независимый тест Кетелла (Cattell & Cattell, 1973). Применение методики Д. Векслера позволяет не только психометрически верифицировать клиническую оценку интеллекта, но и установить количественные соотношения между уровнями развития разных интеллектуальных навыков, т.е. определить индивидуальные профили структуры интеллектуальных способностей. Методика состоит из шести вербальных и шести невербальных субтестов, каждый из которых представляет собой серию однотипных усложняющихся заданий. В результате исследования получаются двенадцать субтестовых шкальных оценок и три интегральных интеллектуальных показателя: общий, вербальный и невербальный. В приложении N 4 приводится краткая характеристика основной диагностической направленности субтестов (Панасюк, 1976, Корнев, 2003, Kaufman et al, 2015).
Для исследования невербального интеллекта используются такие методики, как цветные прогрессивные матрицы Равена (Семаго, Семаго, 2005) и культурно свободный тест Кетелла — CFIT (Catell, & Cattell, 1973). К сожалению, оба теста хотя и доступны для использования, тем не менее не прошли процедуры рестандартизации на российском населении. Они оценивают те интеллектуальные способности, которые относительно мало зависимы от культуральных различий. Эти тесты часто используются в диагностике детей с речевыми нарушениями и дислексией, так как оценивают наиболее сохранные у таких детей формы мышления и при проведении не требуют от ребенка речевых ответов.
Исследование обучаемости позволяет оценить потенциал ребенка в усвоении новых когнитивных навыков в ситуации кратковременного диагностического обучения (Рубинштейн, 1999). При этом оценивается диапазон потенциальных возможностей детей к овладению новыми знаниями в совместной с взрослым работе. Методика оценки обучаемости была разработана А.Я. Ивановой (Иванова, 1976) на основе теории Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития (Обухова, Корепанова, 2005, Корепанова, Сафронова, 2011).
Диагностические методики умственного развития детей дошкольного возраста — ВИОП Аксиома. СМИ ЭЛ № ФС 77
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
дисциплина: теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах
тема: «Диагностические методики умственного развития детей дошкольного возраста»
Выполнила: студентка 3 курса, гр. 5 Б специальность: дошкольное образование Мамыкина Наталья Анатольевна
|
2017
ВОЗРАСТНОЙ ПЕРИОД |
МЕТОДИКА |
ИССЛЕДУЕМАЯ ФУНКЦИЯ |
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ |
||
2-3 года |
Наблюдение, естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик). |
Диагностика уровня психофизического развития ребёнка |
4-5 лет |
Комплекс методик разработанный в лаб. Л.А. Венгера. |
Направлен на выявление умственного развития, ребенка |
4-5 лет |
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). |
Выявление уровня тревожности и страхов у детей |
От 4-5 лет |
Рисунок семьи |
Исследование межличностных отношений ребёнка с родителями. Материал: лист белой бумаги 15*20 или 21*29 см, ручка, карандаш, ластик. Время проведениия: 15-30 мин. |
От 4-5 лет |
Лесенка ( С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) |
Самооценка и уровень притязаний |
5-7 лет |
Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан) |
Мотивация учения |
5-7 лет. |
Тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака (1972) |
Предназначен для диагностики психологической готовности к школе детей |
5-6 лет |
Тест Керна Йерасика |
Методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). |
5-7 лет |
Методика Н.И. Гуткиной «Домик» |
Предназначена для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. |
3-5 лет |
Методики А.Л. Венгера «Дорисуй мышкам хвосты» и «Нарисуй ручки для зонтиков» |
Предназначены для диагностики сформированности мелкой моторики у детей. |
5-7 лет |
Методика «Езда по дорожке» |
Предназначена для выявления уровня развития психомоторики ребенка. |
5-7 лет |
Методика «Графический диктант» Д. Б.Эльконина |
Направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию |
5-7 лет |
Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) |
Направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления. |
С 3-х лет |
Кубики Каоса |
Направленность методики Наглядно-действенное мышление, невербальный интеллект, пространственное воображение |
от 3,5 до 7 лет |
нарисуй человека Разработчик НПЦ «Психодиагностика» И. Г. Демидова, В.И. Чирков и др, адаптация теста Гудинар-Харриса |
Направленность методики Диагностика развития перцепции, сенсомоторной координации, уровня психического развития детей. Время проведения Не ограничено Обработка результатов Количественный и качественный анализ |
5-7 лет |
Методика «Вежливость» |
Предназначена для диагностики произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе. |
5-7 лет |
Методика интерпретации пословиц предложенный Б.В. Зейгарник |
Предназначена для диагностики мышления. |
5-7 лет |
Картиночно-словарный тест
|
Направленность методики Уровень готовности ребенка к школе — вербальные способности ребенка Обработка результатов Ключ Разработчик НПЦ «Психодиагностика», В.И. Чирков, О.Л. Разумовская, модификация теста » Phonic Key Card |
5-7 лет |
Скрининговый тест школьной зрелости |
Направленность методики Уровень готовности ребенка к школе — тонкая моторика руки, зрительно-двигательная координация, общий уровень развития мышления |
5-7 лет |
Тест диагностики информированности ребенка о социальном окружении |
Направленность методики Уровень готовности ребенка к школе — информированность, общая осведомленность |
Перейти к публикациям для педагогов с выдачей сертификата СМИ
Критерии диагностики детских расстройств
Каким бы ни был характер детских расстройств или болезней, при оказании им помощи применяется одно основное правило: лучше всего обратиться за профессиональной помощью как можно раньше. Раннее лечение и вмешательство в отношении симптомов у детей помогает уменьшить влияние этих симптомов на дальнейшее развитие. Невылеченные симптомы могут развиваться как снежный ком и приводить к развитию иногда серьезных вторичных проблем, таких как социальные, академические и профессиональные трудности, зависимости, низкая самооценка, попытки самоубийства, членовредительство (порезы или ожоги) и тому подобное. Вторичные проблемы можно предотвратить или свести к минимуму, если взять под контроль симптомы у детей. К сожалению, только 1 из 5 детей с симптомами психического заболевания получает надлежащее раннее обследование и лечение.
Для получения лечения важно, чтобы детям был поставлен правильный и точный диагноз. Диагностика — это термин, используемый для описания процесса, через который проходит профессионал, выясняя, есть ли у детей определенное расстройство. Профессионалы ставят диагнозы, сравнивая наблюдения и измерения поведения детей с опубликованными критериями, которые должны присутствовать для постановки диагноза.
В Соединенных Штатах диагностические критерии психических расстройств опубликованы в Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам (или DSM) — важном инструменте, который врачи используют для диагностики психологических расстройств как у детей, так и у взрослых. В самом последнем томе (DSM IV-TR; четвертое издание, пересмотренный текст, опубликовано в 2000 г.) представлены исчерпывающие диагностические критерии, основанные на наилучших доступных клинических и научных данных о психических заболеваниях (на дату публикации). Это стандартный способ измерения и классификации психических расстройств, который широко используется психологами, психиатрами, социальными работниками, консультантами по психическому здоровью и другими специалистами в области психического здоровья.
Важным организующим принципом DSM является тот факт, что люди оцениваются по пяти отдельным «осям» (измерениям), чтобы развить более полное понимание их функционирования. Каждая ось описывает отдельный аспект функционирования. Оси I и II используются для описания психических расстройств как таковых, а ось II специально посвящена описанию нарушений развития (которые по определению возникают с раннего возраста). Важно отметить, что не все детские расстройства классифицируются как нарушения развития. Вместо этого многие классифицируются как расстройства оси I, которые могут быть любым расстройством, не связанным с развитием по своей природе, расстройством, которое в первую очередь является медицинской проблемой (в этом случае оно будет описано на оси III) или социальной проблемой (в которой случае это будет описано на оси IV). Большинство расстройств, обсуждаемых в этой статье, относятся к расстройствам оси I, за исключением умственной отсталости, которая классифицируется как расстройство оси II.
Изучите свои варианты сегодня
DSM в основном касается психических проблем взрослых. Детские психические проблемы описываются и содержатся в одной большой главе и рассматриваются отдельно от взрослых расстройств, даже когда существуют взрослые расстройства, сходные по своей природе. Например, детские расстройства пищевого поведения обсуждаются не в главе DSM, посвященной расстройствам пищевого поведения, а в разделе «гетто» главы, посвященной детским расстройствам. Хотя есть веские концептуальные причины рассматривать детские расстройства пищевого поведения отдельно от «взрослых» расстройств пищевого поведения, таких как анорексия (которые обычно начинаются в подростковом возрасте), степень разделения между детскими и взрослыми расстройствами кажется нам произвольной и в большей степени из-за политики, сформировавшей структуру DSM, чем из реальных научных данных. Поскольку разграничение между детскими и взрослыми расстройствами неизбежно во многих отношениях неоднозначно (легко отличить младенца от взрослого, насколько легко отличить позднего подростка от взрослого?), возможно, будущие пересмотры этого принципиально важного работа будет организована иначе.
На данный момент детские расстройства занимают отдельное место в DSM. В разделе, посвященном детским расстройствам DSM, проблемы далее подразделяются на основе сходства дисфункций. Вы можете заметить, что именно так мы решили организовать эту статью. Расстройства, имеющие общие качества, были сгруппированы вместе под более широким заголовком, как это имеет место в DSM.
Приложение Myndfulness
Разработано, чтобы ежедневно помогать вам чувствовать себя лучше
Скачать сейчас бесплатно
Узнать больше >
Диагностика психических расстройств у детей
Что такое оценка психического здоровья?Диагностика психических расстройств у детей может быть затруднена, поскольку на настроение и поведение детей может влиять множество различных факторов, включая проблемы с физическим здоровьем и опыт в их окружении. По этой причине оценка психического здоровья часто необходима для понимания трудностей ребенка и того, как помочь ему стать лучшей версией себя.
Оценка психического здоровья (или оценка) – это процесс, посредством которого специалист получает подробную информацию о трудностях ребенка, чтобы поставить точный диагноз и дать рекомендации по наиболее подходящему лечению.
Тип проблемы, с которой сталкивается ребенок, определяет тип необходимой оценки и место ее проведения. Некоторые оценки проводятся в школе ребенка; другие заполняются в медицинских центрах, общественных центрах психического здоровья или частных амбулаторных отделениях.
Как вы проверяете психическое здоровье или проблемы с поведением?Существует множество видов обследований или оценок, позволяющих определить, нуждается ли ваш ребенок в психиатрической поддержке. Специалист в области психического здоровья в CHoR будет работать с вами, чтобы определить, что может быть наиболее полезным, в зависимости от конкретных проблем, которые вы видите у своего ребенка или подростка.
Типы тестов, которые могут проводить специалисты в области психического здоровья, включают:
- Психиатрическое освидетельствование
- Психологическая оценка
- Психообразовательная оценка
- Оценка развития
- Нейропсихологическая оценка
- Психосексуальная оценка
- Тестирование на СДВГ
- Тестирование индивидуального плана обучения (IEP)
Это необходимо, когда:
- У ребенка серьезные эмоциональные или поведенческие проблемы
- Чтобы определить, имеют ли симптомы физиологическую причину
- Лекарства рассматриваются как вариант лечения
Кем проводится?
- Детский и подростковый психиатр
Важная информация о психиатрическом освидетельствовании
- Психиатр обладает специальными знаниями о лекарствах для лечения психических расстройств и может выписать рецепты в случае необходимости
- При необходимости назначаются лабораторные исследования, такие как анализы крови, рентген или медицинский осмотр, чтобы исключить проблемы со здоровьем как причину симптомов
Это необходимо, когда:
- У ребенка серьезные эмоциональные или поведенческие проблемы
- Диагноз ребенка неясен или требует уточнения
Кто проводит оценку психического здоровья?
- Клинический психолог
Что я должен знать о психологической оценке?
- Психолог обладает специальными знаниями о проблемах психического здоровья детей и их лечении
- Индивидуальное тестирование с ребенком (т. е. интеллектуальное, личностное тестирование, тестирование обработки информации, памяти и/или внимания)
- Возможное наблюдение за поведением ребенка в школе
Когда это необходимо?
- У ребенка проблемы с обучением
- Рассматривается право на получение специального образования
Кто проводит эту оценку?
- Школьный, клинический или педагогический психолог
Что важно знать о психологическом обследовании?
- Эти специалисты обладают специальными знаниями в области обучения детей и вмешательств в классе
- Индивидуальное тестирование с ребенком (т. е. тестирование интеллекта, достижений, речи и языка, обработки информации, внимания и/или личности)
- Наблюдение за поведением ребенка в классе
- Как правило, это не покрывается страховкой.
Когда это необходимо?
- Маленький ребенок (от рождения до 7 лет) не демонстрирует соответствующих возрасту навыков или не достигает основных этапов развития
- Рассматривается право на получение специального образования
Кто это проводит?
- Обычно бригадой, в которую могут входить психолог, врач, логопед, физиотерапевт, эрготерапевт или медсестра
Что важно знать об оценке разработки?
- Эти специалисты обладают специальными знаниями в области развития ребенка
- Индивидуальное тестирование с ребенком (например, двигательные навыки, общение, доакадемические навыки, адаптивное функционирование)
- Наблюдение за поведением ребенка в офисе и/или школе
Зачем это может понадобиться моему ребенку?
- У ребенка проблемы с памятью, вниманием, решением задач и/или зрительно-моторной функцией
- Заболевание ребенка, которое может повлиять на работу мозга (например, опухоль головного мозга, черепно-мозговая травма, рак, эпилепсия и т. д.)
Какой специалист в области психического здоровья проводит эту оценку?
- Нейропсихолог
Что я должен знать об этой оценке?
- Нейропсихолог обладает специальными знаниями о функционировании мозга
- Индивидуальное тестирование с ребенком (например, интеллектуальное тестирование, достижения, речь и язык, обработка информации, внимание, зрительно-моторное и/или личностное тестирование)
Это обследование может потребоваться, если:
- Предполагается или подозревается сексуальное насилие
- Необходима информация о риске повторного совершения ребенком правонарушения, необходимости наблюдения и/или рекомендаций по лечению
Кто проводит эту оценку?
- Клинический психолог, обычно со специальной подготовкой по работе с сексуальными преступниками
Что важно знать об этой оценке?
- Этот психолог обладает специальными знаниями в области сексуального развития и вопросов, связанных с сексуальным насилием
- Интервью с лицом, обеспечивающим уход, и ребенком больше внимания уделяется сексуальному развитию ребенка, его сексуальным установкам, сексуальным интересам и сексуальному поведению
- Индивидуальное тестирование с ребенком (т. е. личностное тестирование)
Тестирование на СДВГ обычно проводится путем опроса воспитателей и учителей.
Тестирование на СДВГ обычно требуется, когда:
- Несколько симптомов проявляются в возрасте до 12 лет
- Симптомы присутствуют в различных условиях (дома, в школе, на работе)
- Симптомы мешают или снижают повседневную активность
- Симптомы нельзя лучше объяснить другим психическим заболеванием
Кем проводится тест?
- Может проводиться врачами первичного звена, психологом или психиатром
Что важно знать о тестировании на СДВГ?
- Это может быть сделано в сочетании с другими тестами или как «автономное» тестирование при подозрении на СДВГ.
Когда это необходимо?
- Направление в школу, где учится ребенок, было направлено в связи с опасениями по поводу успеваемости
Кто этим занимается?
- Обычно проводится персоналом школьного округа ребенка.
Что мне следует знать о тестировании IEP?
- Фактическое количество проведенных анализов может варьироваться в зависимости от направления и необходимости.
- Может включать психологическое (IQ) тестирование, социальную историю, образовательное тестирование, оценку речи и языка и/или оценку трудотерапии.
- После завершения тестирования проводится собрание, чтобы определить, имеет ли ребенок право на получение услуг специального образования. Если да, то разрабатывается ИОП.
Для получения дополнительной информации об услугах специального образования ознакомьтесь с Руководством Департамента образования штата Вирджиния по специальному обучению
Как подготовить ребенка к обследованию психического здоровья
Для большинства детей участие в обследовании психического здоровья будет новым опыта, и они могут нервничать или смущаться по поводу того, почему им нужно идти. Если вы заранее подготовите ребенка, сказав ему или ей, что произойдет и почему тестирование важно, это может уменьшить беспокойство.
Вот пять советов, которые помогут сделать оценку психического здоровья положительной для вашего ребенка:
- Поговорите со своим ребенком о тестировании: их, когда они узнают, что им нужно пройти тестирование. Важно, чтобы ваш ребенок знал, что многие дети и подростки в какой-то момент проходят оценку, чтобы понять, как они думают, учатся или испытывают и справляются со своими эмоциями. С детьми старшего возраста может быть полезно побудить их подумать о том, есть ли у них какие-либо собственные вопросы, о которых они хотели бы поговорить со специалистом.
- Не говорите ребенку, что он будет играть в «игры»: Дети часто находят некоторые задания, связанные с оцениванием, забавными, но некоторые задания могут быть сложными или скучными для вашего ребенка. Ребенок может быть разочарован или расстроен, обнаружив, что задания — это не то, что он считал бы «игрой». Вместо этого вы можете сказать своему ребенку, что его, скорее всего, попросят ответить на вопросы и выполнить задания, некоторые из которых будут легкими, а некоторые — более сложными.
- По возможности тщательно планируйте даты тестирования: Проверьте расписание вашего ребенка, чтобы убедиться, что он не пропустит экскурсию, спортивную игру или другое специальное мероприятие во время тестирования; их разочарование или расстройство могут повлиять на их отношение к тестированию. Также помните об изменениях в семейном распорядке, которые могут повлиять на вашего ребенка, например, о переезде или отсутствии опекуна в городе.
- Убедитесь, что ваш ребенок хорошо выспался перед тестированием: Хороший ночной сон важен для того, чтобы ребенок мог показать свои лучшие результаты при тестировании. На способность ребенка обращать внимание и уровень его усилий может повлиять плохой ночной сон.
- Убедитесь, что ваш ребенок хорошо поел перед тестированием: Еда также важна для способности ребенка думать и концентрировать внимание. Если тестирование проводится утром, убедитесь, что ваш ребенок хорошо завтракает.