Диагностика уровня тревожности у подростков – 4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков

4. 2. Выявление уровня тревожности у подростков

С этой целью можно использовать методику — «Шкала тре­вожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуа­ционной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсут­ствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объек­ты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся ин­троспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позво­ляет при необходимости проводить ее в группе.

На первой странице бланка указывается фамилия, имя школь­ника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с ко­торыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волне­ние, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обве­дите кружком одну из цифр справа: 1,2,3, 4. Если ситуация совершенно не кажется Вам неприят­ной, обведите цифру — 0. Если она немного волнует, беспокоит Вас, обведите цифру — 1.

126

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает та­кое беспокойство, что Вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру — 2

Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру — 3 Если ситуация для Вас крайне неприятна, если Вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру — 4 Ваша задача — представить себе как можно яснее каж­дую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызы­вать у Вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.

ТЕКСТ МЕТОДИКИ

Пример: Перейти в новую школу

0

1

2

3

4

1. Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2. Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах

0

1

2

3

4

4. Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5. Думать о своем будущем

0

1

2

3

4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить

0

1

2

3

4

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

9. Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4

10. После контрольной учитель называет отметки

0

1

2

3

4

11. На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

12. У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

13. Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14. Тебе грозит неудача, провал

0

1

2

3

4

15. Слышишь за своей спиной смех

0

1

2

3

4

16. Сдаешь экзамены в школе

0

1

2

3

4

17. На тебя сердятся (непонятно почему)

0

1

2

3

4

18. Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

19. Предстоит важное, решающее дело

0

1

2

3

4

20. Не понимаешь объяснений учителя

0

1

2

3

4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4

22. Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23. Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

24. На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

27. Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

2 8. Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

29. Тебе надо принять для себя решение

0

1

2

3

4

30. Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, меж­личностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 12.

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

2

7

8

11

15

17

18

21

24

26

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому раз­делу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпре­тируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревож­ности.

В табл. 13 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозраст­ных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, по­этому представленные характеристики неприменимы только для сельских школьников.

128

Таблица 13

Уровень тре­вожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

Класс

Пол

Общая

Школьная

Самооцен

Межличн.

1. Нормаль­

8

Ж

30-62

7-19

11-21

7-20

ный

м

17-54

4-17

4-18

5-17

9

ж

17-54

2-14

6-19

4-19

м

10-48

1-13

1-17

3-17

10

ж

35-62

5-17

12-23

5-20

м

23-47

5-14

8-17

5-14

2. Несколько

8

ж

63-78

20-25

22-26

21-27

повышенный

м

55-73

18-23

studfile.net

Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»

Программа по снижению тревожности у подростков

«Познай себя»

Автор: Погодина Ольга Петровна

Должность:Педагог-психолог

Место работы:Красноярский край

Шушенский район

МОУ Казанцевская СОШ

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность программы.

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Школьная тревожность – это одна из типичных проблем, с которой сталкивается школьный психолог и учитель. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Повышенная тревожность может возникнуть на любом этапе школьного обучения, ведь проблема усвоения учебного материала, проблема взаимоотношения в классном коллективе, изменение коллектива может возникнуть как в начале школьного обучения, так и на более поздних этапах.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подросток постоянно попадает в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. он реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно – развивающей программы для работы с учащимися подросткового возраста и недостаточность практической разработанности этой проблемы в рамках общеобразовательного учреждения.

1.2. Научное обоснование программы.

В современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее актуальных. Усложняющие задачи, выдвигаемые в ходе общественного развития и связанные с ними эмоциональные и физические перегрузки, последствия информационного взрыва, обострение социальных проблем, приводят к повышению влияние стрессового фактора на человеческую жизнь. Поэтому феномен тревожности становится наиболее важным проявлением развития личности.

Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности с точки зрения оценки его как эмоционального состояния (К. Изард, 1980; Н.Д.Левитов, 1969; Р. Сарасон, 1975 и др.). Ряд исследователей вместе с тем с тем всё шире анализируют данный феномен и предлагают более глубокий анализ тревожности как личностного свойства (Р.Б. Кеттел, 1976; Ч. Спилбергер, 1980; К. Роджжерс, 1951).

Сегодня изучаются как общие вопросы тревожности: источники тревожности (Д.В. Аткинсон, О. Ранк), роль и специфика связей тревожности и мотивации личности (О.В.Дашкевич, А.М.Прихожан), так и более частные вопросы: возрастные особенности и тип акцентуации (Л.Н. Захарова, Б.И. Кочубей).

1.3.Направленность программы

Предварительные диагностические обследования, наблюдения подростков и анализ этих данных показали, что коррекционную работу с тревожными детьми целесообразно проводить:

  • по повышению самооценки подростка;

  • по обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;

  • по отработке навыков владения собой в ситуациях, эмоционально травмирующих подростка;

Следовательно, коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

Предложенные игры и упражнения рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории.

Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно или постепенно, это зависит от желания и оценки ситуации ведущего (психолога, педагога).

1.4. Показание к применению программы.

Данную программу целесообразно использовать в работе с подростками, общеобразовательной школы или школы специального вида, у которых выявлен уровень тревожности выше нормы.

Проведение занятий, предложенных программой, не требуют специальной подготовки педагогов школы, поэтому настоящую программу могут использовать, воспитатели, классные руководители, школьные педагоги – психологи или социальные педагоги. Занятия могут проходить в классных кабинетах, актовом зале, некоторые занятия (для повышения их качества) должны проводиться в комнате психологической разгрузки.

Используемое оборудование для занятий общедоступно и если требует, то минимальных материальных затрат, так как используемые материалы входят в комплект каждого школьника (например, цветная бумага, карандаши, альбомные листы и т.п.)

При этом важно, чтобы коррекция носила комплексный характер и была тесно связана с тактикой воспитания, применяемой педагогами и родителями.

1.5. Обоснование содержания программы.

При структурировании занятий мы учитывали возраст участников программы, поэтому особое внимание уделялось упражнениям, которые требуют общения, самовыражения или участие в коллективном деле. В рамках нашей программы у каждого подростка есть возможность проявить свои лучшие личностные качества и быть успешным участником программы, так как предложенный спектр занятий даёт возможность каждому показать свои сильные стороны. В нашей программе используются игровая деятельность, тренинговые упражнения, рисуночная терапия, сказкотерапия. Подобранные упражнения направлены на снижение уровня тревожности через снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки, общение. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения подростка в значимых, в том числе оценочных ситуациях.

Для эффективного воздействия занятий на личность учащихся необходимо соблюдать следующие условия: осторожно оценивать результат деятельности ребенка, создавать в группе климат безусловного принятия каждого ребёнка.

1.6. Продолжительность программы и количество занятий.

Программа рассчитана на 2 — 3 месяца (24 часа по максимуму). Рекомендованная периодичность коррекционно – развивающих занятий 1-2 раза в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.

Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 1-1,5 часа (в зависимости от выбранной формы занятия). При практическом применении программы у педагога есть возможность компоновать упражнения на удобное, ограниченное рамками учебно – воспитательного процесса время.

1.7. Этапы реализации программы.

I этап — Подготовительный. Заключается в подборе диагностических методик и в комплексном изучение индивидуальных особенностей учащихся.

II этап — Проведение первичной диагностики, дальнейшее уточнение и анализ результатов обследования, и комплектование группы учащихся.

III этап — Информационный. Для обеспечения комплексного подхода в коррекционной работе необходимо провести диагностические и просветительские беседы с родителями учащихся и его педагогами.

IV этап — Планирование комплексной работы. Составление тематического плана на обозначенный период.

V этап — Коррекционный (проведение занятий). Занятия проходят как индивидуально, так может быть использована групповая работа.

VI этап — Итоговая диагностика.

VII этап — Анализ полученных данных и оформление результатов.

Подготовка и реализация данной программы осуществляется в тесном сотрудничестве с классным руководителем, социальным педагогом, учителями и родителями.

1.8 Диагностические методики, используемые в программе.

  1. Тест школьной тревожности (Филипс – тест).

  2. Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу)

  3. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. (Ч.Д. Спилберг в модификации А.Д. Андреевой 1987)

  4. Методика Дембо – Рубинштейн «Самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожан)

1.9 Цель и задачи программы.

Цель:

Задачи программы:

infourok.ru

Методика «Шкала тревожности» Кондаша

Назначение: методика диагностики тревожности по шкале тревожности.
Методика разработана по принципу «Шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во — первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во- вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Возраст: подростки.
Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволят при необходимости проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.
Методика включает ситуации трех типов:

1)             ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2)             ситуации, актуализирующие представление о себе;

3)             ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в табл. 1.

Таблица 1 Виды тревожности

 

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1,4,6,9,10,13,16,20,25,30

Самооценочная

3,5,12,14,19,22,23,27,28,29

Межличностная

2,7,8,11,15,17,18,21,24,26

 Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные данные интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — как общий уровень тревожности.

В табл. 2 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация проводилась в городских школах, поэтому представленные характеристики неприменимы для сельских школьников.

Таблица 2 Уровень тревожности

 

Уровень тревожности

Группа

учащихся

Уровень различных видов тревожности, баллы

класс

пол

общая

школьная

самооценочная

межличност-

ная

1. Нормальная

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

30-62

17-54

17-54

10-48

35-62

23-47

7-19

4-17

2-14

1-13

5-17

5-14

11-21

4-18

6-19

1-17

12-23

8-17

7-20

5-17

4-19

3-17

5-20

5-14

2. Несколько повышенная

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

63-78

55-73

55-73

49-67

63-76

48-60

20-25

18-23

15-20

14-19

18-23

15-19

22-26

19-25

20-26

18-26

24-29

18-22

21-27

18-24

20-26

18-25

21-28

15-19

3. Высокий

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

79-94

74-91

73-90

68-86

77-90

61-72

26-31

24-30

21-26

20-25

24-30

20-24

27-31

26-32

27-32

27-34

30-34

23-27

28-33

25-30

27-33

26-32

29-36

20-23

4.Очень высокий

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

Более 94

Более 91

Более 90

Более 86

Более 90

Более 72

Более 31

Более 30

Более 26

Более 25

Более 30

Более 24

Более 31

Более 32

Более 32

Более 34

Более 34

Более 27

Более 33

Более 30

Более 33

Более 32

Более 36

Более 23

5. «Чрезмерное спокойствие»

9

 

10

 

11

 

ж

м

ж

м

ж

м

Менее 30

Менее 17

Менее 17

Менее 10

Менее 39

Менее 23

Менее 7

Менее 4

Менее 2

Менее 5

Менее 5

Менее 11

Менее 4

Менее 6

Менее 12

Менее 8

Менее 7

Менее 5

Менее 4

Менее 3

Менее 5

Менее 5

 

Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определяется исходя из среднего арифметического значения каждой группы; в качестве показателя интервала взято среднее квадратическое отклонение от результатов группы.

Особого внимания требуют, прежде всего, учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей родителей. Подобную тревожность частот испытывают ученики, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценивать его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т. п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожность тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою оче­редь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэ­тому работы, направленной только на ликвидацию причин, не­достаточно. Приемы редукции тревожности в значительной ме­ре общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризу­ющихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно на те случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 бал­лов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы не допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное небла­гополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отно­шения к действительности, отрицательно сказываясь и на про­дуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментато­ру, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь вы­являет тех школьников, которые не только испытывают тревож­ность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высо­кие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожно­сти учащихся прежде всего вследствие большого числа все­возможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Ф.И.О.__________________________________________________________________

Возраст____________________________________Дата проведения_______________

            Инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2, 3, 4.

            Если ситуация совершенно не кажется Вам неприятной, обведите цифру 0.

            Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1.

            Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать её, обведите цифру 2.

            Если она для Вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

            Если ситуация для Вас крайне неприятна, если вы не можете перенести её и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4.

            Ваша задача – представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызвать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх».

Пример: Перейти в новую школу                                                                      0 1 2 3 4

1. Отвечать у доски                                                                                             0 1 2 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям                                                               0 1 2 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, в олимпиадах                           0 1 2 3 4

4. Разговаривать с директором школы                                                             0 1 2 3 4

5. Думать о своем будущем                                                                                0 1 2 3 4

6. Учитель смотрит по журналу, кого бы спросить                                         0 1 2 3 4

7. Тебя критикуют, в чем- то обвиняют                                                             0 1 2 3 4

8. На тебя смотрят, когда ты что- нибудь делаешь (наблюдают за тобой

во время работы, решения задачи)                                                                     0 1 2 3 4

9. Пишешь контрольную работу                                                                        0 1 2 3 4

10. После контрольной учитель называет отметки                                           0 1 2 3 4

11. На тебя не обращают внимания                                                                    0 1 2 3 4

12. У тебя что- то не получается                                                                         0 1 2 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания                                            0 1 2 3 4

14. Тебе грозит неуспех, провал                                                                         0 1 2 3 4

15. слышишь за своей спиной смех                                                                   0 1 2 3 4

16. Сдаешь экзамены в школе                                                                             0 1 2 3 4

17. На тебя сердятся (непонятно почему)                                                         0 1 2 3 4

18. Выступать перед большой аудиторией                                                       0 1 2 3 4

19. Предстоит важное, решающее дело                                                             0 1 2 3 4

20. Не понимаешь объяснений учителя                                                            0 1 2 3 4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе                                                     0 1 2 3 4

22. Сравниваешь себя с другими                                                                      0 1 2 3 4

23. Проверяют твои способности                                                                        0 1 2 3 4

24. На тебя смотрят как на маленького                                                               0 1 2 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос                                      0 1 2 3 4

26. Замолчали, когда ты подошел                                                                        0 1 2 3 4

27. Оценивается твоя работа                                                                                0 1 2 3 4

28. Думаешь о своих делах                                                                                0 1 2 3 4

29. Тебе надо принять для себя решение                                                          0 1 2 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием                                          0 1 2 3 4


По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней — кликните на третью ссылку.


www.psmetodiki.ru

Методика «Выявление уровня тревожности у подростков» — КиберПедия

Методика разработа на основе «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (Волнение: Страх перед испытанием. — Киев, 1981). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких- либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколь­ ко она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-пер­ вых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющие­ ся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимо­ сти проводить ее в группе. На первой странице бланка указывается фамилия, имя школьника, класс, возраст и дата проведения исследования.

Инструкция. На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы час­ то встречаетесь в жизни. Некоторые из них могли быть для вас неприятными, вызвать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1, 2,  3, 4.                                                     —

Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите Цифру 0. Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру 1.

558       Приложение

 

Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы пред­ почли бы избежать ее, обведите цифру 2.

Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру 3.

Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру 4. Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение,

беспокойство, тревогу или страх.

Текст методики

1. Отвечать у  доски                                                                                                               0 12 3 4

2. Пойти в дом к незнакомым людям                                                                                  0 12 3 4

3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах                                                  0 12 3 4

4. Разговаривать с директором школы                                                                                 0 12 3 4



5. Думать о своем будущем                                                                                                  0 12 3 4

6. Учитель смотрит по журналу, кого  бы спросить                                                             0 12 3 4

7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают                                                                                 0 12 3 4

8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во

время работы, решения задачи)                                                                                        0 12 3 4

9. Пишешь контрольную работу                                                                                           01 2 3 4

10. После контрольной учитель называет отметки                                                                0 12 3 4

11. На тебя не  обращают внимания                                                                                       0 12 3 4

12. У тебя что-то не получается                                                                                               0 12 3 4

13. Ждешь родителей с родительского собрания                                                                   0 12 3 4

14. Тебе грозит неуспех, провал                                                                                             0 12 3 4

15. Слышишь за своей спиной смех                                                                                        0 12 3 4

16. Сдаешь экзамены в школе                                                                                                 0 12 3 4

17. На тебя сердятся (непонятно почему)                                                                           0 12 3 4

18. Выступать перед большой аудиторией                                                                            0 12 3 4



19. Предстоит важное, решающее дело                                                                                   0 12 3 4

20. Не понимаешь объяснений учителя                                                                                  0 12 3 4

21. С тобой не согласны, противоречат тебе                                                                          0 12  34

22. Сравниваешь себя с другими                                                                                             0 12 3 4

23. Проверяются твои способности                                                                                        0 12 3 4

24. На тебя смотрят как  на маленького                                                                                  0 12 3 4

25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос                                                         , 0 12 3 4

26. Замолчали, когда ты подошел (подошла)                                                                         0 12 3 4

27. Оценивается твоя работа                                                                                                    0 12 3 4

28. Думаешь о своих делах                                                                                                     01 2 3 4

29. Тебе надо принять для себя решение                                                                                0 12 3 4

30. Не можешь справиться с домашним заданием                                                                0 12 3 4 Методика включает ситуации трех типов:

1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

3) ситуации общения.

 

Приложение                  559

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной методики, обозначены: школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении воп­ росов по видам тревожности представлены в табл. 3.

Вилы тоевожности

Таблица 3

 

Вид тревожности   Номера вопросов
Школьная 1 4 6 9 10 13 16 20 25 30
Самооценочная 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29
Межличностная 2 7 8 11 15 17 18 2124 26

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому виду тревожности и по методике в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показа­ телей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей методике — как общий уровень тревожности.

В табл. 4 представлены стандартные данные, позволяющие сравнить показатели уровня тревожности в различных половозрастных группах. Стандартизация прово-

 

Таблица 4

Уровень тревожности   класс   пол   общая   школьная   самооценочная   межличностная
1. Нормальный 8 ж 30-62 7-19 11-21 7-20
    м 17-54 4-17 4-18 5-17
  9 ж 17-54 2-14 6-19 4-19
    м 10-48 1-13 1-17 3-17
  10 ж 35-62 5-17 12-23 5-20
    м 23-47 5-14 8-17 5-14
Несколько повы­ 8 ж 63-78 20-25 22-26 21-27
шенный   м 55-73 18-23 19-25 18-24
  9 ж 55-72 15-20 20-26 20-26
    м 49-67 14-19 18-26 18-25
  10 ж 63-76 18-23 24-29 21-28
    м 48-60 15-19 18-22 15-19
3. Высокий 8 ж 79-94 26-31 27-31 28-33
    м 74-91 24-30 26-32 25-30
  9 ж 73-90 21-26 27-32 27-33
    м 68-86 20-25 27-34 26-32
  10 ж 77-90 24-30 30-34 29-36
    м 61-72 20-24 23-27 20-23

 

Группа учащихся

 

Уровень различных видов тревожности, баллы

 

560        Приложение

 

 

Уровень тревожности

Группа учащихся

Таблица 4 (окончание)

cyberpedia.su

Консультация (6 класс) по теме: Выявление уровня тревожности у подростков.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ПОДРОСТКОВ.
С этой целью можно использовать методику — «Шкала тревожности», разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Особого внимания требуют,  прежде всего учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

Последние случаи представляются очень существенными, поскольку они нередко проходят мимо внимания учителей и родителей. Подобную тревожность часто испытывают школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине, однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенностью в себе. Подобный конфликт, заставляя этих школьников постоянно добиваться успеха, одновременно мешает им правильно оценить его, порождая чувство постоянной неудовлетворенности, неустойчивости, напряженности. Это ведет к гипертрофии потребности в достижении, к тому, что она приобретает ненасыщаемый характер, следствием чего являются отмечаемые учителями и родителями перегрузка, перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, повышенной утомляемости.

Естественно, что в зависимости от реального положения школьника среди сверстников, его успешности в обучении и т.п. выявленная высокая (или очень высокая) тревожность будет требовать различных способов коррекции. Если в случае реальной неуспешности работа во многом должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность, то во втором случае — на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов.

Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развивать у школьника способность справляться с повышенной тревогой. Известно, что тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Школьники с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности учащегося, результативность его деятельности, а это, в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие. Поэтому работы, направленной только на ликвидацию причин, недостаточно. Приемы редукции тревожности в значительной мере общие, вне зависимости от реальных ее причин.

Следует также обратить внимание на учащихся, характеризующихся, условно говоря, «чрезмерным спокойствием», особенно нате случаи, когда оценки по всей шкале не превышают 5 баллов. Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, компенсаторный, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. Школьник как бы ни допускает неприятный опыт в сознание. Эмоциональное неблагополучие в этом случае сохраняется ценой неадекватного отношения к действительности, отрицательно сказываясь и на продуктивности деятельности.

Ограничения, связанные с применением шкалы, как и других методов опроса, обусловлены зависимостью ответов школьника от наличия у него желания отвечать, доверия к экспериментатору, искренности. Это означает, что шкала в первую очередь выявляет тех школьников, которые не только испытывают тревожность, но и считают необходимым сообщить об этом. Часто высокие баллы по шкале являются своеобразным «криком о помощи» и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой учащийся по разным причинам не хочет сообщать окружающим.

Шкала не полностью обеспечивает выявление тревожности учащихся,  прежде всего вследствие большого числа всевозможных «защитных» тенденций, начиная от элементарных (нежелания раскрываться перед посторонним человеком) до самых сложных защитных механизмов. Кроме того, шкала не выявляет тревожности, связанной жестко с определенными объектами.

Общая тревожность: норма 7 учащихся

                                         Несколько повышенный  7

                                         «чрезмерное спокойствие» 6

Школьная тревожность: норма 9

                                              Несколько повышенный  4

                                              Высокий 2

                                              «чрезмерное спокойствие» 5

Самооценочная тревожность:   норма 8

                                                           Несколько повышенный  4

                                                           Высокий 3

                                                          «чрезмерное спокойствие» 5

Межличностная тревожность: норма 9

                                                           Несколько повышенный 6

                                                         «чрезмерное спокойствие» 5

nsportal.ru

Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»

Программа по снижению тревожности у подростков

«Познай себя»

Автор: Аксенов Юрий Геннадьевич

Должность:Педагог-психолог

Пояснительная записка

Актуальность программы. Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Подростки, проживающие в стационарном отделении ГБУСОН РО «СРЦ Орловского района» часто испытывают тревожность; попадая в ситуацию дискомфорта, фрустрирует эмоциональная сфера, т. е. они реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые вызывают тревожность.

Актуальность данной разработки обуславливается насущной потребностью в создании специальной коррекционно–развивающей программы для работы с воспитанниками подросткового возраста.

Коррекционно-развивающую направленность данной программы обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной стабильности, повышение самооценки, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

Предложенные игры и упражнения рассчитаны на подростковый возраст и соответствуют специфике развития детей данной категории.

Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно или постепенно, это зависит от желания и оценки ситуации ведущего (психолога, педагога). За основу взята программа, разработанная педагогом-психологом Погодиной Ольгой Петровной.

Продолжительность программы и количество занятий.

Программа рассчитана на 6 месяцев. Рекомендованная периодичность коррекционно – развивающих занятий 1 раз в неделю. Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.

Противопоказания: недостаточное количество участников группы;

психические расстройства у детей, приводящие к дезорганизации группы.

Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу. При этом нужно отметить, что продолжительность занятий может варьироваться от 30 минут до 50 мин часа (в зависимости от выбранной формы занятия).

Противопоказания: недостаточное количество участников группы;

психические расстройства у детей, приводящие к дезорганизации группы.

Цель:

Задачи программы:

  • развитие у воспитанников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;

  • формирование коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивно строить общение, избегать эмоциональных конфликтов;

  • повышение самооценки воспитанников.

Принципы:

гуманизма— веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного;

системного подхода — предполагает понимание человека как целостной системы;

реальности — предполагает, прежде всего учет реальных возможностей ребенка и ситуации;

деятельностный подход— предполагает опору коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

индивидуально-дифференцированного подхода — предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы и позиции специалиста.

Диагностическая методика, используемая в программе.

Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу).

1. Занятие: «Маска»

Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через самооценку и оценку других.

Оборудование:

Содержание игры:

Ведущий предлагает каждому члену группы сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала участника игры.

На листе бумаги рисуется овал по размеру лица участника, определяется место для глаз и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов и других материалов маска раскрашивается, оформляется.

При изготовлении маски нет каких – либо правил: участник сам должен её придумать и воплотить на бумаге. Маску необходимо вырезать, надеть на лицо. Затем маска «оживает» и говорит о себе. Каждой маске предоставляется время для выступления.

Рефлексия упражнения:

2. Занятие: «Ослиная шкура»

Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.

Оборудование: специального нет

Содержание игры:

Ведущий говорит группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий герой. И не просто герой. А принц или даже король волшебной страны. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)

А теперь замрите на мгновение. Пускай каждый из вас представит, что он хуже других. На вас теперь ослиная шкура. Её не так просто снять. А все вокруг видят вас таким и смеются над вами. Они гораздо сильнее и умнее вас. Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания дается 2-3 минуты)

Теперь остановитесь и встряхните руками и ногами, сбросьте чары. Мы оказались на волшебной поляне. Найдите себе пару. Один из вас должен стать королем, а другой – ослиной шкурой. Пусть король расскажет своему партнеру, что даёт ощущение превосходства, что он чувствует в этом состоянии (задание выполняется 1-2 минуты). А теперь пусть ослиная шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)»

Рефлексия упражнения:

  • Какие ощущения вы испытывали, будучи королём?

  • Есть ли что – то неприятное в превосходстве?

  • Какие существуют преимущества у ослиной шкуры?

  • А какие недостатки?

  • Какие преимущества дает равноправие?

  • Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя королём? А когда ослиной шкурой?

3.Занятие: Похвалики

Цель: повысить самооценку и значимость воспитанника в коллективе.

Оборудование: карточки с заданиями каждому участнику.

Содержание игры.

Все учащиеся сидят за партами. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок должен «озвучить» карточку. Причем, начав словами «Однажды я…» Например, «однажды я очень быстро выполнил домашнее задание» и т.д. На обдумывание задания дается 3-5минут, после чего каждый ребенок по очереди делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

Рефлексия.

  • Какие таланты вы у себя обнаружили?

  • Что нового вы узнали о своих товарищах?

  • Что было трудно?

  • Что понравилось?

4. Занятие: Самого себя любить

Цель игры: научить детей внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Оборудование:

  • Лист бумаги для каждого участника

  • Восковые мелки

  • Запись спокойной музыки

Содержание игры:

Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как можно чище, так, чтобы оно все блестело и сияло…

Представь, что ты стоишь перед этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак рукой. (Дождитесь, пока большинство учащихся подадут вам знак.)

Разгляди свои губы и цвет своих глаз… Посмотри, как ты выглядишь, когда немного покачиваешь головой… Посмотри на свои плечи и грудь. Посмотри, как ты опускаешь и поднимаешь плечи…

Тебе видно свои ноги? Посмотри, как высоко ты можешь подпрыгнуть… У тебя хорошо получается! Теперь представь себе, что твоё отражение улыбается и ласково смотрит на тебя…

Посмотри на свои волосы! Какого они цвета? Возьми расческу и причешись, глядя в зеркало перед собой. Причешись как обычно…

Посмотри в улыбающиеся глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните воздух. Повторите свою просьбу к детям — добавить блеска в глаза.) Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза выглядят совершенно счастливыми.

Теперь посмотри на свое лицо в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается. Я люблю улыбаться. От этого мне становиться приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!

Теперь посмотри на своё тело в зеркале и увеличь его. Твои плечи пусть станут совсем ровными и прямыми. Постарайтесь почувствовать, как это приятно – вот так гордо стоять и нравиться самому себе. И, разглядывая себя с ног до головы, повторяй за мной: «Я люблю себя! Я люблю себя! Я люблю себя!» (Произнесите эти слова с большим энтузиазмом и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь повторять про себя эти слова всякий раз, когда захочешь почувствовать себя счастливым и довольным. Постарайтесь прочувствовать всем своим телом, как ты произносишь: «Я люблю себя!» В какой части тела ты ощущаешь это? Покажи рукой на это место, где чувствуешь своё «Я люблю себя!» Хорошо запомни, как в твоем теле отражается твоё «Я люблю себя!» Сейчас мы обсудим это.

А теперь ты можешь вернуться снова в наш класс. Потянись, немного напряги и расслабь своё тело и открой глаза…

Попросите по завершении этой фантазии всех детей хором произнести фразу – подтверждение «Я люблю себя!» Спросите учащихся, где в своём теле они чувствуют эту любовь.

Затем дети могут нарисовать свой образ. Они могут работать в парах, при этом каждый ребенок рисует контур своего партнёра на большом листе бумаги. Потом этот контур раскрашивается и превращается в улыбающийся и счастливый портрет. Учащиеся могут отдельные части тела характеризовать позитивными прилагательными. Например: «мои красивые карие глаза», «мои золотые умелые руки» и т.д.

Рефлексия:

  • Почему некоторые люди любят самих себя?

  • Почему некоторые люди себя не любят?

  • Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?

  • Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?

  • Что делает тебя счастливым?

5. Занятие: Невидимые помощники.

Цель: развить высокий уровень самоуважения и поднять самооценку

Оборудование: колокольчики

Содержание игры.

Представь себе, что у тебя есть невидимый помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающие в глаза приятные мгновения твоей жизни. Например, ты и сам без посторонней помощи можешь насладиться отменой занятия в школе. Да и когда ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженного, тебе не нужно посторонней помощи, чтобы всласть порадоваться этому. Но тебе понадобится помощь твоего невидимого помощника, чтобы наслаждаться теми важными, но неуловимыми вещами, которые ежечасно и постоянно происходят с нами и делают жизнь прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого и сильного вдоха, услышать доброе слово одноклассника, увидеть улыбку друга и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Давайте проверим, насколько вы поняли мои слова. Ведь это так просто, и всё же эти ворчуны и пессимисты на своем жалком примере показывают всем нам, как необходим в жизни такой невидимый помощник, вновь и вновь шепчущий нам на ухо: «Как прекрасно!»

Встаньте, пожалуйста, и начните медленно бродить по классу…

Представь себе, что невидимый помощник ходит рядом с тобой и каждый раз кладет свою руку тебе на плечо, как только ты замечаешь нечто красивое и приятное. Почувствовав руку на своём плече, ничего не произноси вслух, просто подойди к моему столу и позвони в колокольчик. И снова броди по классу в ожидании момента, когда ещё что-нибудь приятное привлечет твоё внимание. (10-15 минут)

Попросите детей после этого рассказать обо всем, что их обрадовало.

И пусть весь сегодняшний день твой невидимый помощник незримо следует за тобой. Постарайтесь заметить все эти маленькие радости, на которые укажет тебе помощник-невидимка.

Рефлексия.

  • Какие прекрасные звуки тебе удалось услышать?

  • Какие прекрасные образы ты смог увидеть?

  • Слышал ли ты приятные слова?

  • Прикасался ли ты к чему-нибудь приятному?

6. Занятие: Как справиться с плохим настроением

Цель занятия: Развить умение самоанализа и преодоление барьеров, мешающих полноценному самовыражению.

Оборудование:

  • Альбомные листы

  • Цветные карандаши

  • Плакат с изображенным мусорным ведром

Содержание занятия.

Назовите 5 ситуаций, вызывающих ощущение: «чувствую себя хорошо». Воспроизведите их в своём воображении, запомните чувства, которые при этом возникнут. Теперь представьте, что вы кладете эти чувства в надёжное место и можете достать их оттуда, когда пожелаете.

Нарисуйте это место и назовите эти ощущения.

Упражнение «Аукцион»

По типу аукциона предлагается, как можно больше способов помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые ведущим, фиксируются на доске.

Упражнение «Мусорное ведро»

Психолог показывает иллюстрацию, где изображено мусорное ведро, и просит детей объяснить, Что, по их мнению, символизирует мусорное ведро. Детям предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Психолог направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает детям представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью. Это может быть человек, какой-нибудь предмет, место или чувство. Изобразить это надо так, как будто оно падает с руки в мусорное ведро.

Учащиеся описывают негативные моменты своей жизни так, как они изобразили это на картинке. Комментируя и задавая вопросы, они изучают выбор каждого. Психолог (учитель) помогает группе идентифицировать свои чувства и общие темы. Для одних это может быть вполне реальное разочарование, например, от бесполезного подарка. Другие будут описывать абстрактные понятия, такие как ненужные взаимоотношения.

Занятие 7. «Я глазами других»

Цели: Формировать способность к самоанализу

Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться

Материалы: Тетради, ручки, мячик

2. Работа по теме.

Методика «Твоё имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.

Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени

Игра «Ассоциации»

Психолог. Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встаёт перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть, что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. (Участники играют.)

Психолог. Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?

3. Анализ занятия

Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количества пальцев одной руки. Что было трудно выполнять? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?

Занятие 8. Самооценка

Цели: Дать понятие о самоценности человеческого «Я»

Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки

Методика «Самооценка»

Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.

Дискуссия «Самое-самое»

Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.

Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).

Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:

Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.

Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно

Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.

Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.

Методика «Моя вселенная»

Ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:

Мое любимое занятие…

Мой любимый цвет…

Мой лучший друг…

Моё любимое животное…

Моё любимое время года…

Мой любимый сказочный герой…

Моя любимая музыка…

3. Анализ занятия

infourok.ru

Выявление уровня тревожности у подростков

Инструкция.

На бланке перечислены ситуации, с которыми вы встречаетесь часто в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх.

Прочитайте внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 1, 2, 3, 4, 0.

 0 – если ситуация совершенно не кажется вам неприятной

1 – если немного волнует, беспокоит вас

2 – если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее

3 – если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх

4 — если она для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх

 

Текст методики

 

1

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2

Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

3

Участвовать в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах

0

1

2

3

4

4

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5

Думать о своем будущем

0

1

2

3

4

6

Учитель смотрит журнал, кого бы спросить

0

1

2

3

4

7

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь

0

1

2

3

4

9

Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4

10

После контрольной учитель называет отметки

0

1

2

3

4

11

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

12

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

13

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14

Тебе грозит неудача, провал

0

1

2

3

4

15

Слышишь за своей спиной смех

0

1

2

3

4

16

Сдаешь экзамены в школе

0

1

2

3

4

17

На тебя сердятся (не понять почему)

0

1

2

3

4

18

Выступать перед большим количеством людей

0

1

2

3

4

19

Предстоит важное, решающее дело

0

1

2

3

4

20

Не понимаешь объяснений учителя

0

1

2

3

4

21

С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4

22

Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23

Проверяют твои способности

0

1

2

3

4

24

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26

Замолчали, когда ты подошел

0

1

2

3

4

27

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

28

Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

29

Тебе надо принять для себя решение

0

1

2

3

4

30

Не можешь справиться с домашним заданием

0

1

2

3

4

 

Методика включает ситуации трех типов:

 1 – ситуации, связанные со школой, общением с учителем

2 – ситуации, актуализирующие представление о себе

3 – ситуации общения.

 Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

 

Вид тревожности

№№ вопросов

Школьная

1 4 6 9 10 13 16 20 25 30

Самооценочная

3 5 12 14 19 22 23 27 28 29

Межличностная

2 7 8 11 15 17 18 21 24 26

 

Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале – общего уровня тревожности.

 

Уровень тревожности

Группа учащихся

Уровень различных видов тревожности (в баллах)

возраст

пол

общая

школьная

Самооце

ночная

Межлич

ностная

Нормальный

11-12

м

30-62

7-19

11-21

7-20

 

ж

17-54

4-17

4-18

5-17

13-14

м

17-54

2-14

6-19

4-19

 

ж

10-48

1-13

1-17

3-17

15-16

м

35-62

5-17

12-23

5-20

 

ж

23-47

5-14

8-17

5-14

Высокий

11-12

м

79-94

26-31

27-31

28-33

 

ж

74-91

24-30

26-32

25-30

13-14

м

73-90

21-26

27-32

27-33

 

ж

68-86

20-25

27-34

26-32

15-16

м

77-90

24-30

30-34

29-36

 

ж

61-72

20-24

23-27

20-23

Чрезмерное спокойствие

11-12

м

менее 30

Менее 7

Менее 11

Менее 7

 

ж

менее 17

Менее 4

Менее 4

Менее 5

13-14

м

Менее 10

Менее 2

Менее 6

Менее 4

 

ж

Менее 39

Менее 3

15-16

м

Менее 23

Менее 5

Менее 12

Менее 5

semya-saratov.ru