Диагноз дефицит внимания: СДВГ у взрослых — лечение, симптомы, диагностика
СДВГ у взрослых — лечение, симптомы, диагностика
Записаться на консультацию
Лечение СДВГ у взрослых
Клиника реабилитации «В НОВЫЙ ДЕНЬ» специализируется на лечении взрослых с СДВГ. У нас разработан и эффективно применяется комплекс реабилитационных мероприятий при СДВГ.
Индивидуальный подход
У каждого пациента есть свой лечащий врач – невролог. Он знает о пациенте и его заболевании всё, при необходимости может внести корректировки в курс лечения на любом этапе. Главное – это результат. По окончании курса лечения выдаются индивидуально разработанные рекомендации.
Лечение – это всегда комплекс
С учетом варианта течения, возраста пациента, выраженности проявлений выбираются наиболее подходящие методики и их сочетания:
Для коррекции двигательной активности и импульсивности используются специальные методики лечебной физкультуры (ЛФК), стабилометрия с биологической обратной связью (БОС).
В обычной жизни пациентам с СДВГ не рекомендуют занятия теми видами спорта, которые предполагают соревновательный характер и имеют выраженный эмоциональный компонент, например, единоборства, командные игры. Полезны бег «трусцой», плавание (не соревновательное), езда на велосипеде, прогулки на лыжах.
Для улучшения психологического и эмоционального состояния, уменьшения тревожности, преодоления депрессии, нарушений сна используют разнообразные методы психотерапии. Выбор методики, подходящей конкретному пациенту, осуществляет психолог или психотерапевт.
Релаксационные методики: специальный расслабляющий массаж, релаксационные сессии, медикаментозное лечение.
При дефиците внимания используются когнитивные тренировки. Иглорефлексотерапия (ИРТ) традиционно используется для восстановления регуляции работы многих органов, в том числе, головного мозга.
Инновационные методики
Транслингвальная нейростимуляция (ТЛНС) – это воздействие на головной мозг через стимуляцию рецепторов языка. Это передовая инновационная методика, наиболее эффективно используется в лечении заболеваний центральной нервной системы, а как мы знаем, СДВГ относится именно к таким заболеваниям. Применение ТЛНС позволяет в короткие сроки восстановить регуляцию процессов возбуждения-торможения, что в конечном счете приводит к улучшению течения СДВГ, наилучшей психологической и двигательной коррекции. Кроме того, ТЛНС положительно влияет на когнитивные функции, такие как концентрация внимания и память, улучшает сон, давая организму восстанавливать запасы нейромедиаторов и полноценно отдыхать.
Преемственность и повторяемость
СДВГ при правильном лечении имеет благоприятное течение. Важно поддерживать достигнутые результаты. Для этого при выписке мы даем подробные индивидуально разработанные рекомендации. Пока существует какая-либо остаточная симптоматика, курсы лечения необходимо повторять, как правило, 2-3 раза в год.
Записаться на консультацию
Заполнить форму
+7 (812) 603-70-10
Синдром дефицита внимания у взрослых
СДВГ – это неврологическое поведенческое расстройство, начинающееся в детском возрасте, проявляющееся трудностями концентрации и поддержания внимания, чрезмерной двигательной активностью (гиперактивностью) и несдержанностью (импульсивностью).
В последние годы частота СДВГ увеличилась, в том числе, у взрослых. Раньше считалось, что к подростковому возрасту симптомы СДВГ значительно сглаживаются или проходят. Однако сейчас эти представления изменились: в 30-70% случаев СДВГ сохраняется и во взрослом возрасте. Чаще всего это связано с недостаточно эффективным лечением в детстве.
Подробнее о СДВГ
Все процессы, происходящие в нервной системе, базируются на двух противоположно направленных механизмах: возбуждении и торможении. В норме они сбалансированы. Однако формирование нервной системы происходит не сразу после рождения. Головной мозг в основном формируется до возраста 8 лет, но окончательно только к 25 годам. Поэтому у детей часто возбуждение и торможение выходят из-под контроля, в некоторых случаях приводя к СДВГ. Со временем мозг созревает, и симптоматика СДВГ сглаживается или проходит самостоятельно. Но даже у взрослого человека могут сохраняться когнитивные, поведенческие, и двигательные
расстройства, сформировавшиеся вследствие СДВГ. Именно поэтому распространенность СДВГ у взрослых, хоть и увеличилась за последние годы, но всё же остаётся гораздо меньшей, чем у детей.
В целом, проявления у детей и взрослых не отличаются, но есть особенности.
Во-первых, если у ребенка не было СДВГ, то и взрослого данное заболевание не разовьётся. Поэтому СДВГ у взрослых – это не отдельное заболевание, а сохраняющиеся с детства нарушения.
Во-вторых, у взрослых нарушения внимания преобладают над проявлениями гиперактивности. Таким людям сложно сконцентрироваться и удерживать внимание, поэтому им могут быть недоступны многие виды деятельности, где требуется сосредоточиться. Гиперактивность может проявляться неусидчивостью, поэтому им не подходит сидячая малоподвижная работа.
Импульсивность может проявляться конфликтами в семье и на работе.
И в-третьих, наличие СДВГ во взрослом возрасте требует тщательного обследования, чтобы исключить другие расстройства, в т.ч. психические заболевания.
Проявления СДВГ зависят от варианта течения заболевания.
Типы СДВГ у взрослых
С преобладанием нарушения (дефицита) внимания
С преобладанием гиперактивности
Смешанный вариант СДВГ
Симптомы СДВГ у взрослых
Симптомы невнимательности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):
- Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки невнимательности
- Неспособность удерживать внимание длительное время
- Часто складывается впечатление, что не слушает обращенную речь
- Неспособность следовать инструкциям, алгоритмам, например, выполнять условия задания
- Сопротивление вовлечению в процесс выполнения заданий, избегание или активное сопротивление
- Частые утраты вещей, особенно тех, что необходимы для выполнения заданий
- Лёгкая отвлекаемость на посторонние раздражители или мысли («витание» в своих мыслях)
- Повседневная забывчивость (поручения, обязанности по дому, опоздания)
Симптомы гиперактивности (у взрослых – не менее 5 симптомов на протяжении минимум 6 месяцев):
- Постоянные движения в кистях, стопах, ёрзание на стуле
- Вставания с места
- Невозможность усидеть на месте
- Невозможность спокойно проводить время
- Постоянно в движении, как «заведенный», словно «прикрепили мотор»
- Болтливость
- Отвечает на вопрос, не дослушав самого вопроса
- Трудности с ожиданием своей очереди
- Перебивает других, вмешивается в чужие дела, берёт вещи других людей без разрешения.
Эти симптомы должны достигать степени выраженности, мешающей учиться, общаться, работать. Они должны наблюдаться и дома, и в других местах (на работе, в гостях и т.д.). Их должны замечать не только близкие, но и окружающие.
Может потребоваться и дополнительное обследование с целью уточнения диагноза и исключения других заболеваний, имеющих схожую симптоматику:
- ЭЭГ (электроэнцефалография)
- УЗДГ (ультразвуковая допплерография)
- Метод вызванных потенциалов (ВП)
- Консультация психотерапевта
- МРТ головного мозга
- Консультация психиатра (по показаниям)
Программы лечения, которые могут подойти пациентам с СДВГ*:
– СДВГ КС (комплекс стандартный)
– СДВГ КР (комплекс расширенный)
– Когниция КС (комплекс стандартный)
– Когниция КР (комплекс расширенный)
– Психотерапия инд. КС (комплекс стандартный)
– Психотерапия инд. КР (комплекс расширенный)
Сравнительная таблица всех программ
Что такое СДВГ и почему диагноз не приговор
Синдром дефицита внимания и гиперактивности встречается у каждого десятого ребенка. Однако диагностировать его могут не все врачи. Без лечения он прогрессирует, ухудшая качество жизни. Так как помочь пациентам с СДВГ?
Что такое СДВГ
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое возникает в детском возрасте. У патологии есть более десятка симптомов. Самые распространенные — невозможность долго концентрироваться, рассеянность, невнимательность, неусидчивость, вспыльчивость, плохая память. Со стороны кажется, что такой человек будто «летает в облаках».
Врачи выделяют три подвида психического расстройства.
- Первый — с преобладанием дефицита внимания. Человек не может сосредоточиться, рассеян, забывчив.
- Второй — гиперактивный и импульсивный. Когда сложно долго находиться в одной позе и сдерживать эмоциональные порывы.
- Третий — смешанный. Объединяет в себе признаки первого и второго. Встречается чаще всего.
Перечисленные симптомы списывают на особенности характера, обвиняя человека или себя в лени, прокрастинации и конфликтности. На самом деле «виноват» не индивид, а его мозг и нервная система. Согласно Международной классификации болезней, СДВГ относится к гиперкинетическим расстройствам.
В России синдром недостаточно изучен. Не все специалисты о нем осведомлены и знают критерии оценки. Многие не понимают, как диагностировать и лечить заболевание, сообщила РБК семейный и детский психолог высшей категории Ольга Демьяненко. Это приводит к тому, что иногда здоровым детям ставят этот диагноз ошибочно. А тем, кто реально страдает от СДВГ, не оказывается нужная помощь.
Как распознать СДВГ у детей
Некоторые специалисты могут диагностировать СДВГ даже у детей до одного года. Главные признаки — сильная возбудимость и гиперактивность. Младенцы часто плачут, кричат, дергают ручками и ножками, говорит Ольга Демьяненко. У детей более старшего возраста (4–5 лет) синдром дефицита внимания и гиперактивности проявляется уже более явно.
«Ребенок постоянно находится в движении, ему сложно усидеть на месте. И это не связано с какой-то игрой — ему движение необходимо само по себе. Он очень быстро переключается. Взял одну игрушку, поиграл, потом другую. Также он не может долго удерживать свое внимание на чем-то. Ему нужно переключение, он быстро устает. Плюс тяжело успокаивается, долго не может заснуть», — рассказывает Демьяненко.
Ребенку с СДВГ сложно выполнять инструкции, он часто даже не слышит, что ему говорят. Также маленький человек не может вести себя тихо и сдержанно, даже когда повода для беспокойства нет. Он громко разговаривает, громко смеется, кричит.
Насколько распространен СДВГ
Расстройство встречается примерно у 2–10% детей. Данные исследований на этот счет разнятся. У мальчиков патология диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек.
Часть детей «перерастают» этот синдром. То есть психические функции восстанавливаются по мере взросления. Но так происходит не всегда. Во взрослом возрасте синдром присутствует у 2–4% людей, сообщают в своей работе французские исследователи. У более половины людей, у которых в детстве был диагностирован СДВГ, симптомы заболевания сохраняются во взрослом возрасте, уточняет в беседе с РБК Анна Портнова, руководитель отделения детской и подростковой психиатрии Московского научно-исследовательского института психиатрии — филиала ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России.
У выросших людей проявляются те же симптомы, включая, невнимательность, гиперактивность и импульсивность, нарушение эмоциональной регуляции. Если болезнь не лечить, в зрелом возрасте на СДВГ в 80% случаев накладываются другие психические расстройства — тревожные расстройства, расстройства развития нервной системы, связанные с употреблением психоактивных веществ, нарушения сна, синдром беспокойных ног. Таким людям вообще сложно. Все сферы жизни «страдают» от этого заболевания.
Степень влияния СДВГ на человека зависит от его личностных особенностей. Один сможет адаптироваться и будет жить нормально, другой — пойдет по наклонной. Согласно недавнему исследованию, среди молодежи и взрослых правонарушителей содержащихся под стражей в полиции, тюрьмах, учреждениях пробации и судебно-психиатрических заведениях, около 25% страдают СДВГ. Они находятся в неблагоприятном положении в системе из-за того, что симптомы их заболевания не распознаются или неправильно понимаются. Вместо оказания психиатрической помощи к ним применяют дисциплинарные взыскания, что не помогает.
Причины СДВГ
Работа мозга у детей с СДВГ и у здоровых отличается, утверждают ученые из Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова. При психическом расстройстве изменяется энергетический обмен во фронтальных отделах головного мозга. Именно они являются ключевыми звеньями в регуляции поведения и эмоций, а также отвечают за функцию программирования и контроля. Происходит снижение обмена и уменьшение функциональных связей лобных отделов с другими мозговыми структурами. При СДВГ левое и правое полушарие плохо «ладят» друг с другом, связи между ними нарушаются. Отмечаются «несбалансированности отношений регуляторных подкорково-стволовых структур».
Точную причину этих нарушений врачи до сих пор не установили. Считается, что значительную роль играет наследственная предрасположенность. Также СДВГ у ребенка может развиться из-за того, что его мама курила при беременности, употребляла алкоголь или наркотики. Расстройство может возникнуть из-за осложнений в родах или хронических болезней матери.
Ученые из Ростовского государственного медицинского университета провели исследование и выяснили, что бесконтрольное использование цифровых технологий в детском возрасте усиливает симптомы СДВГ. А также приводит к повышенной агрессии и раздражительности, замкнутости, неумению контролировать эмоции, повышенному чувству беспокойства, тревоги и страха.
Как лечить СДВГ
Диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» должны поставить несколько специалистов. Это врач невролог или невропатолог, а также нейропсихолог или клинический психолог и психиатр. Только убедившись в верности диагноза, нужно принимать меры.
Для ребенка важны не только лекарственные препараты, но и правильный психолого-педагогический подход, предупреждает Анна Портнова. По ее словам, хороший педагог посадит такого ученика на первую парту и будет стараться удерживать его внимание. А плохой — отправит на последнюю и будет постоянно делать замечания, усугубив тем самым состояние ребенка.
Также при диагнозе СДВГ эффективна когнитивно-поведенческая терапия, которую проводит психолог или психиатр.
Существуют препараты, которые улучшают работу мозга и активируют функцию внимания. Но в России их зарегистрировано мало. Многих лекарств, которые имеют доказанную эффективность, у нас просто нет, говорит Портнова. И это большая проблема.
Терапия у психолога — более доступный вариант коррекции симптомов СДВГ для россиян. И она достаточно эффективна в большинстве случаев.
Кадр из сериала «Хороший доктор». Подпись: У персонажа сериала Сэлен Моррисон — СДВГ. Она использует оригинальные методы для концентрации внимания: медитации, игру на укулеле, а также множество гаджетов — фитнес-браслеты, планшеты и т.п.
Как жить с СДВГ взрослому человеку
Синдром дефицита внимания и/или гиперактивности сохраняется и во взрослом возрасте. Эксперты говорят — к этому состоянию можно адаптироваться, даже без использования медикаментов. Человек с СДВГ может быть успешным как в личной жизни, так и в профессии. Этого можно добиться, контролируя свои привычки, научившись распознавать и использовать свои сильные стороны и контролировать свое поведение.
Человеку с СДВГ психологи советуют правильно организовать свое рабочее пространство, убрав со стола лишние предметы. Например, стопку ненужных бумаг или книг. Чтобы ничего не забыть, можно каждый день составлять список дел. Отличным подспорьем для человека с этим расстройством может стать планировщик дня, календарь на смартфоне или компьютере. Люди с СДВГ любят откладывать дела в долгий ящик. Чтобы этого избежать, руководствуйтесь принципом: если задача может быть выполнена за две минуты или меньше, сделайте это сейчас.
Людям с СДВГ бывает сложно правильно управлять своим временем. Чтобы этого избежать, психологи советуют использовать часы. Когда вы начинаете делать работу, запишите время и произнесите его вслух. Для каждой задачи необходимо выделить определенный временной промежуток. Это легко сделать, используя таймер или будильник. Пусть он срабатывает в регулярные промежутки. Тогда сложнее будет потерять чувство времени — распространенная проблема людей с СДВГ.
Взрослые с синдромом дефицита внимания и/или гиперактивности часто бывают слишком импульсивными. Они перескакивают с одной задачи на другую. Это может помешать работе. Эксперты рекомендуют всегда начинать с самой важной задачи. Главная ошибка — брать слишком большой объем работы. Разбивайте крупные проекты или задания на более мелкие управляемые шаги.
Здоровый образ жизни — главный помощник для людей с СДВГ. Хорошее питание, много сна и регулярные физические упражнения могут помочь сохранять спокойствие, минимизировать перепады настроения и бороться с любыми симптомами тревоги и депрессии.
Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей
Часто родители жалуются на то, что их ребенок не может спокойно сидеть ни минуты, постоянно отвлекается во время занятий, не может сконцентрироваться на одном деле, рассеянный и совершенно не слышит, что ему говорят. В медицине подобное состояние у детей называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Пока в медицинской науке не названы точные причины возникновения СДВГ у детей. Скорее всего имеют значение негативные факторы в своей совокупности. На появление этого заболевание могут повлиять генетический фактор, инфекции и хронические заболевания во время беременности, угроза прерывания, патологии беременности, употребление матерью определенных лекарств, алкоголя, наркотиков, быстрые роды, родовые травмы, особенно шейных позвонков и головного мозга, раннее органическое повреждение ЦНС, психологические травмы, неблагоприятная окружающая среда и экология и т.
СДВГ у детей выражается в нарушении способности регулировать свое поведение и эмоции, в двигательной чрезмерной активности, нарушении внимания и обучения, в повышенной импульсивности. Некоторые врачи относят СДВГ к психическим расстройствам, вызванным особенным функционированием головного мозга и проявляющимся в раннем детстве у детей с определенным темпераментом. СДВГ не бывает эпизодическим, как, например, такие психические заболевания как депрессия, эпилепсия и т.д., это не временное явление и совсем не дурной характер ребенка или плохое воспитание. Это заболевание, которое нужно корректировать и лечить.
В то же время от СДВГ нужно отличать возрастные особенности малыша, соответствующие нормам. Так, если ваш ребенок подвижен, активен, непоседлив и шаловлив в возрасте от 2-х до 5-ти лет, то совсем необязательно он страдает этим заболеванием. В младшем возрасте такое поведение детей адекватно. В этот период малыши еще не в полной мере умеют удерживать внимание на каком-то одном виде деятельности. А вот в ранние школьные годы подобные проявления должны вызывать беспокойство родителей. Жалобы учителей на поведение и успеваемость школьника также могут быть тревожными звоночками. В таком случае лучше перестраховаться и проконсультироваться у детского невролога или психиатра, который сможет грамотно поставить диагноз и назначить лечение.
Первыми признаки СДВГ у ребенка замечают родители и учителя. Но для диагностики этого расстройства нужно наблюдать ребенка не менее полугода. Важно также убедиться в том, что у маленького человека нет общего отставания в развитии или таких психических заболеваний, как эпилепсия, шизофрения и других. Кроме того, подозрительные симптомы должны проявляться у ребенка в разных местах (дома, в школе, в обществе), и рассматриваться в совокупности. Если Вы подозреваете наличие СДВГ у ребенка старше 8 лет, у которого раньше подобных проблем не возникало, то, скорее всего, ваше чадо просто активно и энергично, и речь не идет о психическом нарушении.
Основные симптомы СДВГ у детей:
- ребенку трудно сосредоточиться во время занятий или игр;
- он легко отвлекается и не может выполнить задание до конца;
- ребенок как будто бы не слушает, что ему говорят;
- ребенок не может усидеть долго на одном месте, ерзает, бегает, совершает множественные движения ногами и руками;
- ребенок отличается забывчивостью и невнимательностью;
- часто теряет вещи;
- не может ждать очереди в повседневной жизни и играх;
- часто не дослушивает вопрос, перебивает в разговоре;
- ребенок чрезмерно болтлив и импульсивен;
- ребенок не организован.
Если детский специалист поставил Вашему малышу диагноз СДВГ, не стоит отчаиваться! Родителям таких деток нужно научиться проявлять большое терпение и излучать спокойствие и умиротворенность в общении с ребенком. Нельзя ни в коем случае его ругать за проявление подобных симптомов, пытаться сломить его волю, наказывать. Детям с СДВГ показан организованный и продуманный распорядок дня, распланированные занятия и игры, кружки, связанные с творчеством (музыка, рисование и т.д.), легкие занятия спортом, не соревновательного характера.
При правильном лечении ребенка с диагнозом СДВГ, при выполнении всех рекомендаций врача, при регулярных занятиях с психологом поведение ребенка постепенно будет скорректировано в положительную сторону, а эмоции и темперамент взяты под контроль.
Сеть клиник «Медицентр» в Петербурге предоставляет весь спектр медицинских услуг на отделении педиатрии, в том числе по направлениям детская неврология и психология. Вы можете записаться с ребенком на прием к нашим детским специалистам для исключения или подтверждения диагноза СДВГ.
Структурное подразделение
Поликарпова
Аллея Поликарпова 6к2
Приморский район
- Пионерская
- Удельная
- Комендантский
Структурное подразделение
Жукова
Пр. Маршала Жукова 28к2
Кировский район
- Автово
- Проспект Ветеранов
- Ленинский проспект
Структурное подразделение
Девяткино
Охтинская аллея 18
Всеволожский район
- Девяткино
- Гражданский проспект
- Академическая
Получить подробную информацию и записаться на прием Вы можете по телефону +7 (812) 640-55-25
Записаться на прием
Как детям в США диагностируют синдром дефицита внимания/гиперактивности
Исследователи CDC опубликовали отчет о национальной статистике здравоохранения , Диагностический опыт детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности . Это было первое национальное исследование, в котором были представлены более подробные сведения о том, как диагностируется СДВГ среди репрезентативной выборки детей с СДВГ, описанных их родителями. Результаты этого отчета можно сравнить с клиническими рекомендациями Американской академии педиатрии (AAP) по СДВГ, в которых рекомендуется использовать стандартизированные рейтинговые шкалы для диагностики СДВГ и информацию из нескольких источников (родители, учителя, другие члены семьи и т. д.).
Исследователи CDC обнаружили на основании отчетов родителей, что диагноз около половины детей был поставлен лечащим врачом, шкалы оценки поведения использовались для оценки СДВГ у 9 из 10 детей, и примерно 8 из 10 диагнозов включали информацию от взрослых, не являющихся взрослыми. член семьи.
Это важная информация для поставщиков медицинских услуг, должностных лиц общественного здравоохранения и исследователей, которые стремятся определить, насколько текущая практика соответствует передовой практике диагностики СДВГ. Эти результаты предоставили больше информации о том, кто диагностирует СДВГ, и описали некоторые особенности этих первоначальных диагностических посещений. Оценки показали, что врачи, которые диагностируют СДВГ, в основном используют два рекомендуемых метода — шкалы оценки поведения и учет отзывов взрослых, не являющихся членами семьи, — при диагностике СДВГ у детей. Эта информация также послужила основой для дальнейших усилий, направленных на то, чтобы диагноз СДВГ отражал рекомендации передовой практики.
Прочесть статью [PDF — 230 КБ].
Основные выводы
Основано на отчете родителей о диагнозе СДВГ у их ребенка
- Примерно три четверти детей с СДВГ были диагностированы в возрасте до 9 лет, а треть детей — в возрасте 6 лет;
- Член семьи (в число которых может входить и родитель) обычно в первую очередь беспокоился о поведении ребенка, чем кто-либо из школы или детского сада ребенка;
- Врач первичной помощи (обычно педиатр) впервые поставил диагноз примерно половине детей;
- Дети с СДВГ, впервые диагностированные психиатром , скорее всего, были в возрасте и r 6 лет, чем старше;
- Дети с СДВГ, впервые диагностированные психологом , были старше старше 6 лет, чем младше 6;
- Медицинские работники почти всегда беседовали с родителями о поведении своего ребенка;
- Поставщики медицинских услуг использовали шкалы оценки поведения или контрольные списки для оценки 9у 10 детей на СДВГ; и
- В диагностическом процессе обычно участвовал взрослый человек, не являющийся членом семьи.
Об этом исследовании
Исследователи использовали данные Национального исследования диагностики и лечения СДВГ и синдрома Туретта 2014 года (NS-DATA) — последующего исследования Национального исследования здоровья детей (NSCH) 2011–2012 годов. NSCH изучал здоровье и благополучие детей в США. Опрос NS-DATA был проведен в 2014 году для сбора дополнительной информации о диагностике и лечении СДВГ и/или синдрома Туретта (СТ) от родителей, которые ранее сообщали, что у их ребенка СДВГ или СТ. Родителей спрашивали, говорили ли им когда-нибудь, что у их ребенка СДВГ, и в каком возрасте; тип медицинского работника, поставившего диагноз; первый человек, обеспокоенный поведением ребенка; методы, используемые для оценки СДВГ; запрашивалась ли информация о ребенке у других лиц и от кого (например, учителей, тренеров, воспитателей, других членов семьи и т. д.).
Работа CDC над СДВГ
Один из способов, с помощью которого CDC отслеживает количество детей с диагнозом СДВГ, заключается в использовании данных национального обследования. Вопросы о СДВГ в национальных или региональных опросах используются, чтобы узнать больше о количестве детей с СДВГ, использовании ими методов лечения СДВГ и влиянии СДВГ на детей и их семьи.
CDC также проводит исследования по месту жительства, чтобы лучше понять влияние СДВГ и других психических и поведенческих заболеваний на детей и семьи, живущие с такими заболеваниями. Проект «Узнай больше о молодежи – психическое здоровье» (PLAY-MH) был реализован на четырех сайтах сообщества, чтобы помочь нам лучше понять СДВГ, синдром Туретта и другие психические и поведенческие расстройства, а также потребности детей и семей, затронутых этими расстройствами. условия.
CDC поддерживает Национальный ресурсный центр по СДВГ, программу помощи детям и взрослым с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (CHADD), которая является практическим и ресурсным центром общественного здравоохранения. Их веб-сайт (http://www.help4adhd.org/NRC.aspx) содержит информацию, основанную на лучших и самых последних медицинских данных об уходе за людьми с СДВГ и их семьями. В Национальном ресурсном центре работает колл-центр с обученным персоналом, который отвечает на вопросы о СДВГ. Их номер телефона 1-800-233-4050.
Дополнительная информация
Узнайте больше о работе CDC по СДВГ
Ссылка на основные выводы
Visser, S.N., Zablotsky, B., Holbrook, J.R., Danielson, M.L., & Bitsko, R.H. (2015). Диагностический опыт детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности. Отчет о национальной статистике здравоохранения, 81, 1-7.
Другие проблемы и состояния, связанные с СДВГ
- Проблемы поведения или поведения
- Расстройство обучения
- Тревога и депрессия
- Сложные отношения со сверстниками
- Риск травм
- Здоровье полости рта
- Риски для здоровья
СДВГ часто сочетается с другими расстройствами. У многих детей с СДВГ помимо СДВГ есть и другие расстройства, такие как проблемы с поведением или поведением, расстройства обучения, тревога и депрессия 1,2 .
Узнайте, сколько детей с СДВГ имеют другое расстройство
Сочетание СДВГ с другими расстройствами часто создает дополнительные проблемы для детей, родителей, педагогов и медицинских работников. Поэтому для медицинских работников важно обследовать каждого ребенка с СДВГ на наличие других расстройств и проблем. На этой странице представлен обзор наиболее распространенных состояний и проблем, которые могут возникнуть при СДВГ. Поговорите со своим лечащим врачом, если у вас есть опасения по поводу симптомов у вашего ребенка.
Каждый ребенок с СДВГ должен пройти обследование на наличие других расстройств и проблем.
Подробнее о рекомендациях читайте здесь.
Проблемы с поведением или поведением
Дети иногда злятся или ведут себя вызывающе в присутствии взрослых или агрессивно реагируют, когда они расстроены. Когда такое поведение сохраняется с течением времени или становится серьезным, оно может стать поведенческим расстройством. У детей с СДВГ чаще, чем у других детей, диагностируется расстройство поведения, такое как оппозиционно-вызывающее расстройство или расстройство поведения.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Когда дети постоянно ведут себя так, что это вызывает серьезные проблемы дома, в школе или со сверстниками, им может быть поставлен диагноз оппозиционно-вызывающего расстройства (ОВР). ODD является одним из наиболее распространенных расстройств, возникающих при СДВГ. ODD обычно начинается в возрасте до 8 лет, но может возникать и у подростков. Дети с ODD, скорее всего, будут вести себя оппозиционно или вызывающе в присутствии людей, которых они хорошо знают, таких как члены семьи или постоянный поставщик услуг. Дети с ОВР демонстрируют такое поведение чаще, чем другие дети их возраста.
Примеры странного поведения:
- Часто выходит из себя
- Спор со взрослыми или отказ выполнять правила или просьбы взрослых
- Часто злятся, обижаются или хотят причинить боль кому-то, кто, по их мнению, причинил им боль или создал для них проблемы
- Намеренно раздражает других; легко раздражается на других
- Часто обвиняет других людей в собственных ошибках или плохом поведении
Расстройство поведения
Расстройство поведения (CD) диагностируется, когда дети демонстрируют поведенческие модели агрессии по отношению к другим и серьезные нарушения правил и социальных норм дома, в школе и со сверстниками. Такое поведение может привести к нарушению закона и тюремному заключению. Наличие СДВГ повышает вероятность того, что у ребенка будет диагностирован CD. Дети с CD чаще, чем другие дети, получают травмы и испытывают трудности в общении со сверстниками.
Примеры поведения CD включают
- Нарушение серьезных правил, например побег, ночное отсутствие, когда этого не делают, или пропуск школы
- Агрессия, причиняющая вред, например, запугивание, драка или жестокое обращение с животными
- Ложь и воровство или намеренное повреждение чужого имущества
Лечение деструктивных расстройств поведения
Раннее начало лечения имеет важное значение. Лечение наиболее эффективно, если оно соответствует потребностям ребенка и семьи. Первым шагом к лечению является всестороннее обследование у специалиста по психическому здоровью. Некоторые признаки проблем с поведением, такие как несоблюдение правил, также являются признаками СДВГ, поэтому важно провести тщательную оценку, чтобы увидеть, есть ли у ребенка оба состояния. Для детей младшего возраста наиболее убедительным методом лечения является поведенческое обучение родителей, когда терапевт помогает родителю узнать об эффективных способах укрепления отношений между родителями и детьми и реагировать на поведение ребенка. Для детей школьного возраста и подростков часто используемым эффективным методом лечения является комбинированное обучение и терапия, включающая ребенка, семью и школу. Иногда медикаментозное лечение является частью лечения.
Узнайте больше о деструктивных расстройствах поведения
Наверх страницы
Расстройство обучения
Почему история здоровья семьи важна, если у вашего ребенка проблемы с вниманием и обучением
Многие дети с СДВГ также страдают расстройством обучения (LD). Это в дополнение к другим симптомам СДВГ, таким как трудности с концентрацией внимания, концентрацией на задании или организованностью, что также может помешать ребенку хорошо учиться в школе.
Наличие расстройства обучения означает, что у ребенка есть явные трудности в одной или нескольких областях обучения, даже если его интеллект не нарушен. Нарушения обучения включают
- Дислексия – трудности с чтением
- Дискалькулия – трудности с математикой
- Дисграфия – трудности с письмом
Сочетание проблем, вызванных наличием СДВГ и LD, может особенно затруднить успехи ребенка в школе. Правильная диагностика каждого расстройства является важной частью получения правильной помощи для ребенка.
Лечение расстройств обучения
Дети с расстройствами обучения часто нуждаются в дополнительной помощи и обучении, специально предназначенном для них. Наличие расстройства обучения может дать ребенку право на услуги специального образования в школе. Поскольку дети с СДВГ часто испытывают трудности в школе, первым шагом является тщательная оценка, чтобы увидеть, не вызваны ли проблемы также расстройством обучения. Школы обычно проводят собственное тестирование, чтобы определить, нуждается ли ребенок во вмешательстве. Родители, поставщики медицинских услуг и школа могут работать вместе, чтобы найти правильные направления и лечение.
Узнайте больше о нарушении обучения
В начало страницы
Тревога и депрессия
Тревога
Многие дети испытывают страхи и беспокойства. Однако, когда ребенок испытывает так много страхов и беспокойств, что они мешают школе, дому или игровой деятельности, это тревожное расстройство. Дети с СДВГ более склонны к развитию тревожного расстройства, чем дети без него.
Примеры тревожных расстройств включают
- Тревога разлуки – сильный страх вдали от семьи
- Социальная тревожность – очень бояться школы и других мест, где они могут встретиться с людьми
- Общая тревожность – сильное беспокойство о будущем и о плохих вещах, происходящих с ними
Депрессия
Время от времени грустить или чувствовать безнадежность — часть жизни каждого ребенка. Когда дети чувствуют постоянную грусть и безнадежность, это может вызвать проблемы. Дети с СДВГ более склонны к развитию детской депрессии, чем дети без СДВГ. Дети могут с большей вероятностью чувствовать себя безнадежными и грустными, когда они не могут контролировать свои симптомы СДВГ, и симптомы мешают хорошо учиться в школе или ладить с семьей и друзьями.
Примеры поведения, часто наблюдаемого у детей в депрессии, включают
- Чувство печали или безнадежности большую часть времени
- Нежелание делать то, что приносит удовольствие
- Трудно сосредоточиться
- Чувство никчемности или бесполезности
Детям с СДВГ часто трудно сосредоточиться на вещах, которые им не очень интересны. Депрессия может мешать сосредоточиться на вещах, которые обычно доставляют удовольствие. Изменения в привычках питания и сна также могут быть признаком депрессии. Для детей с СДВГ, которые принимают лекарства, изменения в еде и сне также могут быть побочными эффектами лекарств, а не признаками депрессии. Поговорите со своим врачом, если у вас есть проблемы.
Крайняя депрессия может привести к мыслям о самоубийстве. Узнайте больше о предотвращении самоубийств.
Лечение тревожности и депрессии
Первым шагом к лечению является консультация с врачом для проведения оценки. Некоторые признаки депрессии, такие как трудности с концентрацией внимания, также являются признаками СДВГ, поэтому важно провести тщательную оценку, чтобы увидеть, есть ли у ребенка оба состояния. Специалист в области психического здоровья может разработать план терапии, который лучше всего подходит для ребенка и семьи. Раннее лечение имеет важное значение и может включать детскую терапию, семейную терапию или их комбинацию. Школа также может быть включена в терапевтические программы. Для очень маленьких детей очень важно вовлечение родителей в лечение. Когнитивно-поведенческая терапия — это одна из форм терапии, которая используется для лечения тревоги или депрессии, особенно у детей старшего возраста. Это помогает ребенку изменить негативные мысли на более позитивные и эффективные способы мышления. Консультация с врачом может помочь определить, должны ли лекарства также быть частью лечения.
Узнайте больше о тревожности и депрессии
Узнайте о предупреждении FDA при использовании антидепрессантов у молодых людей
Наверх страницы
Трудные отношения со сверстниками
СДВГ может очень осложнить отношения со сверстниками или дружбу. Наличие друзей важно для благополучия детей и может быть очень важно для их долгосрочного развития.
Хотя некоторые дети с СДВГ без проблем ладят с другими детьми, у других возникают трудности в отношениях со сверстниками; например, у них может не быть близких друзей, или они могут даже быть отвергнуты другими детьми. Дети, которым трудно заводить друзей, также могут с большей вероятностью страдать тревогой, расстройствами поведения и настроения, злоупотреблением психоактивными веществами или правонарушениями в подростковом возрасте.
Как СДВГ мешает отношениям со сверстниками?
До конца не изучено, как именно СДВГ способствует возникновению социальных проблем. Невнимательные дети иногда кажутся своим сверстникам застенчивыми или замкнутыми. Дети с симптомами импульсивности/гиперактивности могут быть отвергнуты своими сверстниками, потому что они навязчивы, могут не ждать своей очереди или вести себя агрессивно. Кроме того, дети с СДВГ также чаще, чем дети без СДВГ, имеют другие расстройства, которые мешают ладить с другими.
Наличие СДВГ не означает, что у ребенка не будет друзей.
Не всем людям с СДВГ трудно ладить с другими. Для тех детей, у которых есть трудности, можно многое сделать, чтобы помочь им в отношениях. Чем раньше будут замечены трудности ребенка со сверстниками, тем успешнее может быть вмешательство. Хотя у исследователей нет четких ответов о том, что лучше всего работает для детей с СДВГ, некоторые вещи, которые родители могут учитывать, помогая своему ребенку строить и укреплять отношения со сверстниками:
- Обратите внимание на то, как дети ладят со сверстниками. Эти отношения могут быть так же важны, как и оценки для успеха в школе.
- Регулярно общайтесь с людьми, которые играют важную роль в жизни вашего ребенка (например, с учителями, школьными консультантами, руководителями внеклассных мероприятий, медицинскими работниками и т. д.). Будьте в курсе социального развития вашего ребенка в общественных и школьных условиях.
- Вовлекайте вашего ребенка в занятия с другими детьми. Поговорите с другими родителями, спортивными тренерами и другими вовлеченными взрослыми о любых успехах или проблемах, которые могут возникнуть у вашего ребенка.
- Программы равных равными могут быть полезны, особенно для детей старшего возраста и подростков. Обучение социальным навыкам само по себе не показало себя эффективным, но программы сверстников, в которых дети учатся ладить с другими, могут помочь. В школах и сообществах часто есть такие программы. Возможно, вы захотите поговорить со своим лечащим врачом и кем-нибудь из школы вашего ребенка о программах, которые могут помочь.
Наверх страницы
Риск травм
Дети и подростки с СДВГ чаще и тяжелее получают травмы, чем сверстники без СДВГ. Исследования показывают, что дети с СДВГ значительно чаще
- Получить травму при ходьбе или езде на велосипеде
- Иметь травмы головы
- Ранить более одной части тела
- Быть госпитализированным из-за непреднамеренного отравления
- Быть госпитализированным в отделения интенсивной терапии или иметь травму, приведшую к инвалидности
Необходимы дополнительные исследования, чтобы понять, почему дети с СДВГ получают травмы, но вполне вероятно, что невнимательность и импульсивность подвергают детей риску. Например, маленький ребенок с СДВГ может не смотреть на встречный транспорт, когда едет на велосипеде или переходит улицу, или может совершить что-то опасное, не думая о возможных последствиях. Подростки с СДВГ, которые водят машину, могут неоправданно рисковать, забывать правила или не обращать внимания на движение.
Есть много способов защитить детей от вреда и обеспечить их безопасность. Родители и другие взрослые могут предпринять следующие шаги, чтобы защитить детей с СДВГ.
- Всегда надевайте на ребенка шлем при езде на велосипеде, скейтборде, самокате или коньках. Напоминайте детям так часто, как это необходимо, чтобы они следили за машинами, и учите их, как быть в безопасности на дорогах.
- Присматривайте за детьми, когда они участвуют в мероприятиях или в местах, где более вероятны травмы, например, при лазании или когда они находятся в бассейне или рядом с ним.
- Храните потенциально опасные предметы домашнего обихода, лекарства и инструменты в недоступном для детей месте.
- Подростки с СДВГ подвергаются повышенному риску во время вождения. Они должны быть особенно осторожны, чтобы не отвлекаться, например, водить машину с другими подростками, разговаривать по мобильному телефону, отправлять текстовые сообщения, есть или играть с радио. Как и всем подросткам, им необходимо избегать употребления алкоголя и наркотиков, а также вождения в сонном состоянии.
- Родители должны обсудить с подростками правила дорожного движения, почему важно их соблюдать и последствия их нарушения. Родители могут заключать соглашения о вождении между родителями и подростками, которые излагают эти правила в письменной форме, чтобы установить четкие ожидания и ограничения. Узнайте больше о том, что родители могут сделать, из кампании CDC Parents Are the Key.
- Дополнительные советы по предотвращению травм см. в Центре травматизма CDC.
Наверх страницы
Здоровье полости рта
У детей с СДВГ повышен риск повреждения полости рта и зубов, а также кариеса (также известного как кариес или кариес). Узнайте о защите здоровья полости рта детей.
Риски для здоровья
Основные симптомы СДВГ, такие как импульсивность и невнимательность, могут привести к тому, что дети будут вести себя таким образом, что это может поставить под угрозу их здоровье, или заставить их забыть о здоровом и защитном поведении. Со временем, если не принять меры, эти риски могут привести к травмам, заболеваниям или даже более ранней, чем ожидалось, смерти. Помимо травм, дети с СДВГ подвержены повышенному риску избыточного веса или ожирения. Здоровые привычки для детей включают в себя:
- Развитие привычек здорового питания, таких как употребление большого количества фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов, а также выбор постных источников белка.
- Участие в ежедневной физической активности в зависимости от возраста.
- Ограничение ежедневного использования телевизоров, компьютеров, телефонов и другой электроники.
- Рекомендованное количество сна каждую ночь в зависимости от возраста.
Узнайте больше о защите здоровья детей с СДВГ
В начало страницы
Ссылки
Даниэльсон, М.Л., Битско, Р.Х., Гандур, Р.М., Холбрук, Дж.Р., Коган, М.Д., и Блумберг, С.Дж. (2018). Распространенность диагноза СДВГ, о котором сообщают родители, и связанного с ним лечения среди детей и подростков в США, 2016 г. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 47(2): 199-212.
ДюПол, Г.Дж., Гормли, М.Дж., и Лараси, С.Д. (2013). Коморбидность ЛД и СДВГ: значение DSM-5 для оценки и лечения. Журнал неспособности к обучению, 46 (1): 43-51.
Страйн, Т.В., Лесесне, К.А., Окоро, К.А., Макгуайр, Л.К., Чепмен, Д.П., Баллуз, Л.С., и Мокдад, А.Х. (2006). Эмоционально-поведенческие трудности и нарушения повседневного функционирования у детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности в анамнезе. Профилактика хронических заболеваний , 3 (2):A52. Epub 2006, 15 марта.
Джером, Л., Сигал, А., и Хабински, Л. (2006). Что мы знаем о СДВГ и риске вождения: обзор литературы, метаанализ и критика. Журнал Канадской академии детской и подростковой психиатрии, 15 (3), 105-125.
- Детское психическое здоровье
- Развитие детей
- Позитивные советы по воспитанию детей
- травма, насилие и безопасность
- Безопасные и здоровые дети и подростки
- А-Z Индекс дефектов в родовых, крови и инвалидно Взрослые
Хотя не существует единого медицинского, физического или генетического теста на СДВГ, диагностическая оценка может быть проведена квалифицированным специалистом по психическому здоровью или врачом, который собирает информацию из нескольких источников. Эти источники включают контрольные списки симптомов СДВГ, стандартизированные шкалы оценки поведения, подробную историю прошлой и текущей деятельности, а также информацию, полученную от членов семьи или других значимых лиц, которые хорошо знают человека. Некоторые практикующие врачи также проводят тесты на когнитивные способности и успеваемость, чтобы исключить возможную неспособность к обучению. СДВГ нельзя точно диагностировать только на основании кратких наблюдений в офисе или просто поговорив с человеком. У человека не всегда могут проявляться симптомы СДВГ во время визита в офис, и диагносту необходимо тщательно собрать анамнез жизни человека. Диагноз СДВГ должен включать рассмотрение возможного наличия сопутствующих состояний.
Клинические рекомендации по диагностике СДВГ предоставлены Американской психиатрической ассоциацией в диагностическом руководстве Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание ( DSM-5 ). Эти установленные рекомендации широко используются в исследованиях и клинической практике. Во время оценки клиницист попытается определить, в какой степени эти симптомы в настоящее время применимы к взрослому и присутствовали ли они в детстве. При постановке диагноза у взрослых должно быть не менее пяти из присутствующих симптомов. Эти симптомы могут меняться с течением времени, поэтому взрослые могут иметь другие проявления, чем в детстве.
В DSM-5 перечислены три проявления СДВГ: преимущественно невнимательное, гиперактивно-импульсивное и комбинированное. Симптомы для каждого из них адаптированы и обобщены ниже.
СДВГ преимущественно невнимательная презентация
- Не уделяет должного внимания деталям или делает ошибки по невнимательности
- С трудом удерживает внимание
- Не слушает
- Пытается выполнять инструкции
- Проблемы с организацией
- Избегает или не любит задачи, требующие длительных умственных усилий
- Теряет вещи
- Легко отвлекается
- Забывчив в повседневной деятельности
СДВГ с преимущественно гиперактивно-импульсивным проявлением
- Непоседами руками или ногами или ерзанием на стуле
- С трудом удерживается на месте
- Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
- Трудно заниматься тихой деятельностью
- Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто их приводит в движение двигатель
- Чрезмерно болтает
- Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
- Сложность ожидания или очереди
- Прерывает или вторгается в других
Комбинированное проявление СДВГ
- Индивид соответствует критериям как невнимательности, так и гиперактивно-импульсивного проявления СДВГ.
Эти симптомы могут меняться со временем, поэтому у взрослых могут наблюдаться другие проявления, чем в детстве.
Диагноз СДВГ устанавливается врачом на основании количества и тяжести симптомов, продолжительности симптомов и степени, в которой эти симптомы вызывают нарушения в различных сферах жизни, таких как дома, в школе или на работе; с друзьями или родственниками; или в других видах деятельности. Возможно соответствие диагностическим критериям СДВГ без каких-либо симптомов гиперактивности и импульсивности. Клиницист должен дополнительно определить, вызваны ли эти симптомы другими состояниями или на них влияют сопутствующие состояния.
Некоторые из симптомов должны присутствовать до 12 лет. Обычно это требует подтверждения от родителей или другого информатора. Важно отметить, что наличие значительных нарушений, по крайней мере, в двух основных аспектах жизни человека является центральным для диагностики СДВГ. Нарушение относится к тому, как СДВГ мешает жизни человека. Примеры нарушений включают потерю работы из-за симптомов СДВГ, чрезмерный конфликт и дистресс в браке, финансовые проблемы из-за импульсивных трат, несвоевременную оплату счетов или академический испытательный срок в колледже из-за плохих оценок. . Если у человека наблюдается ряд симптомов СДВГ, но они не вызывают значительных нарушений, он/она может не соответствовать критериям для постановки диагноза СДВГ как клинического расстройства.
Интернет-шкалы самооценки
В Интернете есть много сайтов о СДВГ, которые предлагают различные типы опросников и списки симптомов. Большинство этих опросников не стандартизированы или научно не подтверждены, и их не следует использовать для самодиагностики или для диагностики других людей с СДВГ. Достоверный диагноз может поставить только квалифицированный, лицензированный специалист.
Кто имеет право диагностировать СДВГ?
Для взрослых диагностическая оценка СДВГ должна проводиться лицензированным специалистом в области психического здоровья или врачом. К таким специалистам относятся клинические психологи, врачи (психиатр, невролог, семейный врач или другой врач) или клинические социальные работники.
Какой бы тип специалиста ни был выбран, важно узнать об его обучении и опыте работы со взрослыми с СДВГ. Во многих случаях уровень знаний и опыта специалиста в области взрослых с СДВГ важнее для постановки точного диагноза и эффективного плана лечения, чем тип профессиональной степени. Квалифицированные специалисты обычно готовы предоставить информацию о своей подготовке и опыте работы со взрослыми с СДВГ. Нежелание предоставлять такую информацию в ответ на разумные запросы следует рассматривать с подозрением и может быть признаком того, что человеку следует обратиться к другому специалисту.
Как мне найти квалифицированного специалиста для диагностики СДВГ?
Попросите у своего личного врача направление к медицинскому работнику в вашем районе, который имеет право проводить оценку СДВГ у взрослых. Также может быть полезно позвонить в местную университетскую больницу, медицинскую школу или аспирантуру по психологии для получения рекомендаций. Если в вашем районе есть группа поддержки СДВГ, может быть очень полезно пойти туда и поговорить с людьми, посещающими группу. Скорее всего, многие из них работали с одним или несколькими профессионалами в вашем сообществе и могут предоставить информацию о них. В большинстве страховых планов перечислены специалисты по специальностям, и они могут помочь тем, кто участвует в их планах, найти специалиста в области здравоохранения. Наконец, существует множество интернет-сайтов, на которых перечислены поставщики услуг по лечению СДВГ, включая профессиональный каталог CHADD.
Как узнать, нужна ли мне оценка СДВГ?
Большинство взрослых, обращающихся за обследованием на СДВГ, испытывают серьезные проблемы в одной или нескольких сферах жизни. Ниже приведены некоторые из наиболее распространенных проблем:
- Нестабильная работа или карьера; частая потеря или увольнение с работы
- История неуспеваемости в учебе и/или карьере
- Плохая способность справляться с повседневными обязанностями, такими как выполнение работы по дому, техническое обслуживание, оплата счетов или организация вещей
- Проблемы в отношениях из-за невыполнения задач
- Забывает важные вещи или легко расстраивается из-за мелочей
- Хронический стресс и беспокойство из-за невыполнения целей и выполнения обязанностей
- Хронические и сильные чувства разочарования, вины или вины
Квалифицированный специалист может определить, вызваны ли эти проблемы СДВГ, какой-либо другой причиной или сочетанием причин. Хотя некоторые симптомы СДВГ проявляются с раннего детства, некоторые люди могут не испытывать серьезных проблем до более позднего возраста. Некоторые очень яркие и талантливые люди, например, способны компенсировать свои симптомы СДВГ и не испытывают серьезных проблем до окончания школы, колледжа или карьеры. В других случаях родители, возможно, обеспечили очень защитную, структурированную и поддерживающую среду, сводя к минимуму влияние симптомов СДВГ до тех пор, пока человек не начал жить независимо в молодом возрасте.
Как мне подготовиться к оценке?
Большинство людей немного нервничают и опасаются, когда их обследуют на наличие любого типа состояния, такого как СДВГ. Это нормально и не должно останавливать никого от обращения за оценкой, если у него/нее есть серьезные проблемы в жизни и подозревается СДВГ. К сожалению, некоторые из распространенных заблуждений о СДВГ, такие как «это происходит только у детей» или «человек просто ищет оправдание», заставляют многих людей неохотно обращаться за помощью.
Многие специалисты считают полезным просматривать старые табели успеваемости и другие школьные документы, относящиеся к детскому саду или даже дошкольным годам. Если такие записи имеются, их следует принести на первый прием. Копии отчетов о любом предыдущем психологическом тестировании также следует принести на прием. Для взрослых, которые испытывают проблемы на рабочем месте, должны быть представлены оценки работы, если таковые имеются.
Многие специалисты просят человека заполнить и вернуть анкеты до оценки и указать супруга или другого члена семьи, который также может участвовать в некоторых частях оценки. Своевременное заполнение и возврат вопросников ускорит оценку.
Что такое комплексная оценка?
Несмотря на то, что разные клиницисты несколько различаются в своих процедурах и материалах для тестирования, некоторые протоколы считаются необходимыми для комплексной оценки. К ним относятся тщательное диагностическое интервью, информация из независимых источников, таких как супруг или другие члены семьи, контрольные списки симптомов DSM-5, стандартизированные шкалы оценки поведения для СДВГ и другие типы психометрических тестов, которые врач сочтет необходимыми. Они обсуждаются более подробно ниже.
Диагностическое интервью: симптомы СДВГ
Самая важная часть комплексной оценки СДВГ — это структурированное или полуструктурированное интервью, в ходе которого предоставляется подробный анамнез человека. Интервьюер задает заранее определенный стандартизированный набор вопросов, чтобы повысить надежность и снизить вероятность того, что другой интервьюер придет к другим выводам. Клиницист затрагивает широкий круг тем, подробно обсуждает соответствующие вопросы и задает дополнительные вопросы, чтобы убедиться, что охвачены все интересующие области. Экзаменатор рассмотрит диагностические критерии СДВГ и определит, сколько из них применимо к человеку как в настоящее время, так и с детства. Интервьюер далее определит, в какой степени эти симптомы СДВГ мешают жизни человека.
Диагностическое интервью: скрининг на другие психические расстройства
Экзаменатор также проведет подробный осмотр, чтобы выяснить, присутствуют ли другие психические расстройства, которые могут напоминать СДВГ или обычно сосуществуют с СДВГ. СДВГ редко возникает сам по себе, и исследования показали, что более двух третей людей с СДВГ имеют одно или несколько сопутствующих заболеваний. Наиболее распространенными являются депрессия, тревожные расстройства, трудности в обучении и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Многие из этих состояний имеют симптомы, которые могут имитировать симптомы СДВГ и могут быть ошибочно приняты за СДВГ. Комплексная оценка включает скрининг сопутствующих заболеваний. Когда наряду с СДВГ присутствует одно или несколько сопутствующих заболеваний, важно, чтобы все они были диагностированы и вылечены. Неспособность лечить сопутствующие состояния часто приводит к неудаче в лечении СДВГ. И, что особенно важно, когда симптомы СДВГ являются вторичным следствием депрессии, беспокойства или какого-либо другого психического расстройства, неспособность обнаружить это может привести к неправильному лечению человека от СДВГ. В других случаях лечение СДВГ устраняет другое расстройство и необходимость его лечения независимо от СДВГ.
Экзаменатор также, вероятно, задаст вопросы об истории здоровья человека, развитии, начиная с раннего детства, академическом и профессиональном опыте, истории вождения, злоупотреблении наркотиками и алкоголем, семейной и/или супружеской жизни и социальной истории. Экзаменатор будет искать закономерности, типичные для людей с СДВГ, а также попытается определить, могут ли факторы, отличные от СДВГ, вызывать симптомы, похожие на СДВГ.
Участие близких
Клиницисту также необходимо опросить одного или нескольких независимых источников, обычно значимых других (супруг, член семьи, родитель или партнер), которые хорошо знают человека. Эта процедура предназначена не для того, чтобы подвергнуть сомнению честность человека, а для сбора дополнительной информации. Многие взрослые с СДВГ имеют нечеткую или плохую память на свое прошлое, особенно в детстве. Они могут вспомнить конкретные детали, но забыть диагнозы, которые им поставили, или проблемы, с которыми они столкнулись. Таким образом, клиницист может попросить, чтобы обследуемый человек, чтобы его или ее родители заполнили ретроспективный профиль СДВГ, описывающий поведение в детстве.
Многие взрослые с СДВГ также могут иметь ограниченное представление о том, как поведение, связанное с СДВГ, создает проблемы для них и влияет на других. В случае супружеских или сожительствующих пар клиницист должен опросить их вместе при анализе симптомов СДВГ. Эта процедура помогает супругу или партнеру, не страдающему СДВГ, развить точное понимание и чуткое отношение к влиянию симптомов СДВГ на отношения, создавая основу для улучшения отношений после завершения диагностического процесса. Если нет возможности опросить близких, хорошей альтернативой будет попросить их заполнить контрольные списки симптомов.
Многие взрослые с СДВГ могут испытывать глубокое разочарование и смущение из-за продолжающихся проблем, вызванных расстройством. Очень важно, чтобы оцениваемый человек открыто и честно обсуждал эти проблемы и не скрывал информацию из-за чувства стыда или страха перед критикой. Качество оценки и точность рекомендаций по диагностике и лечению будут в значительной степени определяться точностью информации, предоставляемой исследователю.
Стандартные шкалы оценки поведения
Комплексная оценка может включать одну или несколько стандартных шкал оценки поведения. Эти анкеты используют исследования, сравнивающие поведение людей с СДВГ с поведением людей без СДВГ. Баллы по рейтинговым шкалам сами по себе не считаются диагностическими, но служат важным источником объективной информации в процессе оценки. Большинство клиницистов просят человека, проходящего обследование, и его вторую половинку заполнить эти оценочные шкалы.
Дополнительное тестирование
В зависимости от личности и проблем, которые необходимо решить, при необходимости могут быть использованы дополнительные психологические, нейропсихологические тесты или тесты на трудности с обучением. Они не позволяют диагностировать СДВГ напрямую, но могут предоставить важную информацию о том, как СДВГ влияет на человека. Тестирование также может помочь определить наличие и последствия сопутствующих заболеваний. Например, чтобы определить, есть ли у человека трудности с обучением, клиницист обычно проводит тест на интеллектуальные способности, а также тест на академическую успеваемость.
Медицинское обследование
Если обследуемое лицо не проходило недавний медицинский осмотр (в течение 6–12 месяцев), рекомендуется пройти медицинское обследование для исключения медицинских причин симптомов. Некоторые медицинские состояния, такие как проблемы со щитовидной железой и эпилептические припадки, могут вызывать симптомы, напоминающие симптомы СДВГ. Медицинское обследование не подтверждает СДВГ, но чрезвычайно важно для исключения других состояний или проблем.
Завершение оценки
К концу оценки врач объединит информацию, собранную из различных источников, заполнит письменное резюме или отчет и предоставит индивидууму и семье диагностические заключения относительно СДВГ, а также любые другие психические расстройства или нарушения обучаемости, которые могли быть выявлены в ходе оценки.