Жизненные идеалы это: Что-то пошло не так (404)

Содержание

Что такое идеал в психологии человека

Вспомните, как часто мы произносим «идеальные условия жизни», «идеальные условия работы», «это мой идеал мужчины/женщины», «это идеальные отношения» и т. д. А теперь вспомните ситуации, когда представления об идеалах расходятся. Вплоть до того, что кто-то считает ужасным то, что для другого является идеальным и самым прекрасным. Почему так происходит? Почему представления об идеале отличаются, и что влияет на формирование представлений? Об этом нам сегодня предстоит поговорить.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое идеал
  • 2 Как формируется идеал
  • 3 Какую роль в жизни человека играет идеал
  • 4 Перфекционизм как стремление к идеалу
  • 5 Послесловие

Что такое идеал

Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.

Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.

Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.

Как формируется идеал

Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов:

  • потребности, интересы и мотивы личности;
  • ценности и убеждения личности;
  • ценности и идеалы общества.

Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные эпохи в обществе были разные представления об идеальной семье. Долгое время царил патриархат. Женщина играла исключительно роль хранительницы домашнего очага.

Она во всем слушалась мужа, не смела ему перечить. А что мы наблюдаем сегодня? Поддерживается идея равенства полов, распределения семейных обязанностей. А кто-то и вовсе считает, что идеал семьи – это работающая женщина и мужчина-домохозяин.

Другой пример. Когда-то в обществе правил дух коллективизма, а теперь социум пропагандирует идею индивидуализма. Идеал гражданина – самостоятельная, постоянно развивающаяся и творчески самореализующаяся личность.

По мере взросления человек ориентируется на разных представителей социума. В раннем возрасте – родители, старшие братья и сестры. В школьные годы – учитель. В подростковом возрасте – ровесники. В юности и взрослости – другие взрослые. Идеалом может быть герой книги или историческая личность.

Стоит отметить, что общественно значимые идеалы не всегда становятся личностно значимыми убеждениями и устремлениями. Не всегда происходит переход общественных идеалов во внутриличностные образцы для подражания. На формирование идеалов влияет мировоззрение человека и менталитет общества. Идеал только тогда становится продуктом внутреннего мира, когда человек полноценно осознает, что должен следовать этому идеалу, исполнять обязанности, связанные с ним. Если человек воспринимает что-то как должное, а не просто знает, что так нужно поступать, то это что-то становится его устремлением. Таким образом, важно именно чувствовать и переживать на себе, а не просто знать, иметь представление о чем-то.

Какую роль в жизни человека играет идеал

Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.

Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.

Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем. Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического. Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.

Перфекционизм как стремление к идеалу

Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное.

Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.

Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:

  • низкая самооценка;
  • желание получить признание и похвалу;
  • комплекс неполноценности;
  • неуверенность в себе;
  • потребность в любви и внимании;
  • страх критики, зависимость от чужого мнения.

Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.

Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.

Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.

Послесловие

Здоровая Я-концепция важна для гармоничного и нормального развития личности. И это справедливо для всего, что нас окружает. Мы должны представлять идеальную жизнь, идеального себя. Мы должны мечтать об этом и тянуться к этому. Но нельзя выдвигать завышенные ожидания и требования. Нужно помнить об индивидуально-психологических особенностях, которые влияют на возможности и способности людей.

Что такое идеал в психологии человека

Вспомните, как часто мы произносим «идеальные условия жизни», «идеальные условия работы», «это мой идеал мужчины/женщины», «это идеальные отношения» и т. д. А теперь вспомните ситуации, когда представления об идеалах расходятся. Вплоть до того, что кто-то считает ужасным то, что для другого является идеальным и самым прекрасным. Почему так происходит? Почему представления об идеале отличаются, и что влияет на формирование представлений? Об этом нам сегодня предстоит поговорить.

Что такое идеал

Идеал – это наилучший образец чего-либо или наивысшая цель в какой-то деятельности. Это предел мечтаний человека, то, к чему личность стремится. Но представление об идеале всегда носит субъективный характер.

Например, в представлении одной женщины идеальная фигура – это максимум мышц и минимум жира. А другая женщина тянется к пышным формам. Третья же представительница прекрасного пола мечтает о плоской фигуре. И такое расхождение идеалов наблюдается во всем: внешность, досуг, круг общения, место и условия работы, семейное положение, характер и т. д.

Идеал или система идеалов отличается не только от человека к человеку, но и меняется внутри самой личности. Это динамическая структура, которая зависит от возраста, ситуации развития, окружения, уровня интеллекта, кругозора человека. Наши идеалы меняются на протяжении всей жизни.

Послесловие

Здоровая Я-концепция важна для гармоничного и нормального развития личности. И это справедливо для всего, что нас окружает. Мы должны представлять идеальную жизнь, идеального себя. Мы должны мечтать об этом и тянуться к этому. Но нельзя выдвигать завышенные ожидания и требования. Нужно помнить об индивидуально-психологических особенностях, которые влияют на возможности и способности людей.

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Как формируется идеал

Формирование идеалов происходит в процессе социализации. Основа идеалов:

  • потребности, интересы и мотивы личности;
  • ценности и убеждения личности;
  • ценности и идеалы общества.

Большое влияние на формирование идеалов оказывает общество и его оценка, мнение. Например, в разные эпохи в обществе были разные представления об идеальной семье. Долгое время царил патриархат. Женщина играла исключительно роль хранительницы домашнего очага. Она во всем слушалась мужа, не смела ему перечить. А что мы наблюдаем сегодня? Поддерживается идея равенства полов, распределения семейных обязанностей. А кто-то и вовсе считает, что идеал семьи – это работающая женщина и мужчина-домохозяин.

Другой пример. Когда-то в обществе правил дух коллективизма, а теперь социум пропагандирует идею индивидуализма. Идеал гражданина – самостоятельная, постоянно развивающаяся и творчески самореализующаяся личность.

По мере взросления человек ориентируется на разных представителей социума.

В раннем возрасте – родители, старшие братья и сестры. В школьные годы – учитель. В подростковом возрасте – ровесники. В юности и взрослости – другие взрослые. Идеалом может быть герой книги или историческая личность.

Стоит отметить, что общественно значимые идеалы не всегда становятся личностно значимыми убеждениями и устремлениями. Не всегда происходит переход общественных идеалов во внутриличностные образцы для подражания. На формирование идеалов влияет мировоззрение человека и менталитет общества. Идеал только тогда становится продуктом внутреннего мира, когда человек полноценно осознает, что должен следовать этому идеалу, исполнять обязанности, связанные с ним. Если человек воспринимает что-то как должное, а не просто знает, что так нужно поступать, то это что-то становится его устремлением. Таким образом, важно именно чувствовать и переживать на себе, а не просто знать, иметь представление о чем-то.

Трактовка термина

Проведя небольшое исследование, мы не смогли найти единого мнения по вопросу «что такое идеалы?». Определение бывает абсолютно разным и неоднозначным.

Проблема в том, что для каждой личности, которая живет в определенном обществе, трактовка термина «идеал» уникальна. Человек следует своим представлениям, которые заложены у него в подсознании. Для кого-то это идеалы внешней красоты, а для кого-то это идеалы духовные. Но нельзя относиться к ним как к статическому явлению. Например, в детском возрасте могут быть идеалы принца или принцессы. Они будут обладать определенными чертами характера, внешностью.

По мере взросления ребенка, эти идеалы начинают меняться. Вот к этому нужно отнестись вполне серьезно. Многие дети принимают за идеалы образы, которые ими совсем не являются. Особенно серьезны идеалы, которые определяют для себя подростки. Например, который нарушает закон. Следование своему идеалу может привести ребенка к тому, что он и сам повторить судьбу своего кумира.

Иногда в качестве идеала выбрают успешного человека. Следуя его советам можно и самому достичь успеха в бизнесе. Старшее поколение считает идеалом и ветеранов, героев, спасших свою Родину и тысячи жизней. Но каждый человек воспринимает идеалы по-своему. Потому что система ценностей у каждого своя.

Какую роль в жизни человека играет идеал

Представление об идеале и тяга к нему способствуют развитию личности. В погоне за результатом человек самосовершенствуется и занимается самовоспитанием. Идеал определяет нормы поведения и задает направление деятельности, влияет на направленность личности. Идеал определяет цель и смысл жизни человека, влияет на поведение и мышление.

Иногда отношение к идеалу носит созерцательно-восторженный характер. Но это больше напоминает поклонение кумиру, и об этом мы поговорим в другой раз. А пока продолжим разговор об идеале.

Идеальный образ – это усовершенствованная реальность. Рассмотрим это подробнее на примере идеала личности. Идеал наделен теми качествами, которых не хватает человеку. Он умеет то, что не умеет человек в настоящем. Но, что немаловажно, человек может все это приобрести, если захочет. Этим Я-идеальное отличается от Я-фантастического. Однако иногда эти элементы путаются внутри личности, и человек выдвигает нереальные требования к самому себе. Достичь он их, конечно же, не может, от чего испытывает глубокую фрустрацию, раздражение, разочарование. На фоне этого может развиться депрессия, невроз или другое психическое расстройство. Предлагаю подробнее рассмотреть ситуацию, в которой человек путает Я-идеальное и Я-фантастическое, обрекая сам себя на неудачу и страдания.

Новейшее время

В дальнейшем идеалы продолжались меняться. В моде были то блондинки, то брюнетки. Волосы должны были быть то длинными, то коротко постриженными, грудь — то маленькой, то пышной.

В последнее время красивыми считаются достаточно худые девушки с длинными ногами, плоским животом и тонкой талией. Глаза ценятся большие, а нос миниатюрный.

Самое интересное, что мода на стройное телосложение сложилась из-за обычных манекенов в магазинах. Продавцы экономили на материале, создавая худые куклы, но вещи на них сидели так красиво, что женщины хотели иметь подобную фигуру.

Перфекционизм как стремление к идеалу

Перфекционизм – постоянное стремление к идеалу. Перфекционист всегда недоволен собой, старается улучшить себя, мир, деятельность. Он зацикливается на мелочах и в результате не замечает или не успевает уловить главное. Перфекционист недоволен собой, даже когда добивается успеха. Он все время думает, что мог бы сделать лучше, быстрее и т. д. В погоне за идеалом перфекционист забывает о базовых потребностях, а плод своих трудов он даже может уничтожить.

Перфекционизм может быть особенностью характера, а может принимать патологические формы, перерастать в обсессивно-компульсивные расстройства. Однако предпосылки у перфекционизма всегда одинаковые:

  • низкая самооценка;
  • желание получить признание и похвалу;
  • комплекс неполноценности;
  • неуверенность в себе;
  • потребность в любви и внимании;
  • страх критики, зависимость от чужого мнения.

Страх неудачи иногда сковывает перфекционисту руки. Тогда он предпочитает ничего не делать, не пробовать нового, не брать на себя лишнюю ответственность.

Причина развития перфекционизма – завышенные ожидания со стороны родителей. Порицание, запреты, эмоциональная холодность, требовательность и другие элементы авторитарного воспитания приводят к этому. Как мы уже говорили, дети следуют идеалам родителей. Перфекциониста с детства учат тянуться к нереалистичному идеалу.

Родители, как правило, не знают или сознательно игнорируют особенности ребенка. Вместо этого они стараются сделать из него пример для подражания (в их представлении), объект для гордости. Или стремятся в нем воплотить свои несбывшиеся мечты. А для развития ребенка нет ничего хуже, чем идти против своей сущности. То есть заниматься тем, к чему нет задатков и склонностей. Или жить по распорядку, противоречащему свойствам психики, темпераменту. Ребенок вырастает, а завышенная требовательность к себе и другим сохраняется, как и сопутствующее ей чувство личностной несостоятельности.

Вечный тюнинг

Но, как вы догадываетесь, вся эта тяжелая работа над собой (диетологи, косметологи, стилисты) была бесполезной. Потому что любимый парень предпочел ей другую. Потеря любимого обернулась депрессией, которая стала проявляться в виде усиленных и навязчивых попыток улучшить свою внешность. Постоянные диеты превратили ее в настоящий скелет, вечно голодный и озлобленный. В фитнес-центре она несколько раз теряла сознание из-за перетренированности. Начала искать врачей, которые могли бы сделать операцию по уменьшению ее роста сантиметров на 5-10.

Последний факт сильно напугал родителей, которые буквально за руку отвели ее к психологу. Работа с психологом была успешной: девушка научилась принимать себя такой, какая она есть и избавилась от навязчивые попыток бесконечно «тюнинговать» свою внешность. В то же время она познакомилась с молодым человеком, влюбилась, он ответил ей взаимностью, после чего сыграли свадьбу. Они до сих пор вместе и он обожает ее (несмотря на то, что ростом ниже).

Возможно вы не знали:

Антиномии – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений.

«Вещь-в-себе» – одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются «для нас».

Абсолютный Дух – в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.

Что такое жизненные ценности? Как определить свои ориентиры по жизни и как расставить приоритеты?

10 июня 2022

10.06

7 минут

7 мин.

29027

36

1

Обновлено: 10 июня 2022

Обновлено 10. 06

Жить гармоничной жизнью современному человеку помогают базовые ценности и ориентиры. Этот «внутренний компас» держит человека в определенных «рамках», позволяет быстрее принимать решения, расставлять приоритеты и личные границы.

В этой статье мы дадим определение системе ценностей человека с точки зрения психологии, приведем таблицу с примерами и дадим несколько советов, как определить основные ценности в жизни.

Содержание статьи

  1. Человеческие ценности. Что это такое
  2. Виды жизненных ценностей
  3. От чего зависит выбор жизненных ценностей
  4. Как определить свои жизненные ценности?
  5. Частые вопросы
  6. Заключение эксперта

Человеческие ценности.

Что это такое

В понятие системы человеческих ценностей входят жизненные принципы, идеалы, приоритеты, убеждения, которые формируются у нас благодаря моральным и духовным качествам, складу характера, социуму. Мы обретаем ориентиры в процессе становления личности и взросления, с определенным жизненным опытом.

Если говорить кратко, то ценности человека — это «кодекс правил», которым мы руководствуемся при определении целей и принятии решений.

Главные жизненные ориентиры начинают формироваться еще в детстве, но это не значит, что они остаются неизменными на всю жизнь. В подростковом возрасте важным может быть один «набор» внутренних принципов, а во взрослом мы по-другому смотрим на жизнь, ставим иные приоритеты на первое место, поэтому и принципы могут меняться.

Ключевые ценности влияют на выбор нашего окружения (кто будет нашим другом, с кем мы создадим семью), на выбор профессии, на внутрисемейные отношения, на наши желания и на выбор главных целей в жизни.

Пример из практики:

К психологу обратилась молодая девушка Елена 27 лет. Она рассказала, что с самого детства мечтала о большой семье, детях и видела себя в роли «хранительницы очага». Познакомившись со своим будущим мужем Олегом, Елена была очарована его мужественными качествами — умом, начитанностью, физической силой, стремлением зарабатывать. ЧЕрез некоторое время в семье начались конфликты и недопонимание. Для решения этой проблемы Елена и обратилась к психологу. Очевидно, что в приоритете Елены — семья, забота о близких, муже и детях. Проявлять заботу и стремиться к уюту — это ее главные ценности, она в силах отказаться от работы в угоду семье. Но у ее мужа ориентиры в жизни другие — он нацелен на деньги, и семью он поставит на второе место. Из-за несовпадения истинных ценностей и стали возникать конфликты. Но так как другого человека изменить нельзя, и «передать» ему свою «систему» принципов не получиться, нужно уметь договариваться, идти на компромисс и слышать партнера.

Иногда система «координат» у человека меняется на противоположную. Так происходит под влиянием сильного эмоционального потрясения или из-за иной ситуации, которая выбивает из «привычного русла» и заставляет по-другому взглянуть на жизнь. Например, если человек внезапно узнает о тяжелой болезни, он пересмотрит систему приоритетов.

Если система мировоззрения и принципов будет «подорвана», то у человека неизбежно возникнет эмоциональный конфликт, состояние угнетения, подавленности и беспомощности. Чтобы это состояние не привело к депрессии, человеку потребуется помощь психолога.

Виды жизненных ценностей

Как мы уже сказали, у каждого человека в жизни формируется собственный «набор» личностных ориентиров. У всех людей разный опыт, разный характер, разные желания.

Но в общем понятии существуют 2 разных направления человеческих приоритетов:

  1. Материальная сфера — деньги, материальные блага, достаток, хобби, имущество (квартиры, дома, машины) и т. д.
  2. Духовная сфера — самореализация, социальный статус, уважение, понимание, любовь, отношения, семья, друзья, здоровье, красота и пр.

Приведем примерный список жизненных ориентиров для взрослой личности:

Что относится к ценностям

Комментарий

Любовь

Сюда входят и романтические чувства и отношение к окружающим и животным. Доброта, сострадание и эмпатия также включается в это понятие.

Уважение

Умение признавать достоинства и недостатки другого человека — важная ценность, которая становится ориентиром в жизни для многих людей. Признавать свои недостатки еще сложнее, чем чужие. Но, уважая другого, мы без проблем замечаем что-то негативное в нас и мы в силах это изменить.

Оптимизм

Сюда можно включить юмор, самоиронию, умение видеть хорошие и позитивные стороны даже в отрицательных действиях или событиях. Оптимизм во многом помогает человеку, особенно в решении трудных ситуаций и проблем.

Терпение

Важная ценность, пожалуй, для каждого человека, которая помогает принимать людей и их поступки такими, какие они есть, не оценивать, не критиковать, не возвышаться над ними. Терпение зависит от эмоционального состояния человека.

Самодисциплина

Навык, который «тренируется» с детства и закладывается нашими родителями. Быть дисциплинированным, значит, иметь силу воли и характер, чтобы совершать определенные действия для достижения своих целей.

Честность

Если человек остается верен самому себе, он честен и с другими, он никогда не сделает выбор, который будет противоречить его внутренним установкам и ориентирам.

Здоровье

Когда человек ставит в приоритет здоровье, он начинает по-другому относиться к себе — он проявляет заботу, занимается спортом, правильно питается и т.д.

Дружба

Дружеские отношения для человека — это не просто провести весело время по выходным, это понимание, сочувствие, поддержка.

Благодарность

Если вы умеете благодарить и принимать благодарность, то вы окружаете себя положительными эмоциями, а, значит, вы «программируете» себя на восприятие хороших событий. Что-то негативное уже не будет так сильно вас задевать.

Этот перечень можно продолжать, вы можете добавить что-то свое, руководствуясь личными мотивами, окружением, моральными и нравственными качествами, поставленными целями и способами их достижения.

Важно! Цели и ценности должны быть взаимосвязаны. Если цели «оторваны» от ценностей, то человек становится на «дорогу» вечного стремления к совершенству и достигаторства. Цели будут достигаться, но удовлетворения и понимания, зачем они достигнуты не будет.

От чего зависит выбор жизненных ценностей

Как мы уже сказали, многие из жизненных ориентиров закладываются в нас с детства. Мы копируем поведение родителей, нас учат в школе, мы постоянно находимся под общественным влиянием.

Дети меняют свои убеждения легко, а вот взрослые, наоборот, и это является показателей осознанности.

Что же в реальности формирует наши ценности?

  • Воспитание. Родители оказывают непосредственное участие в формирование жизненных ориентиров ребенка. Как правило, ребенок копирует модели поведения, а, значит, и принципы.
  • Образование. Детский сад, школа, техникум, ВУЗ, дополнительное образование — новые навыки и знания помогают понять систему «координат», что важнее, а что — нет.
  • Окружение. Человек — существо социальное, так или иначе, он находится в окружении других людей, а, значит, должен соблюдать определенные правила поведения, которые влияют на его собственные ориентиры в жизни.
  • Самосовершенствование. Развиваясь, как личность, индивид не зависит от навязанного мнения, стереотипов, а думает своей головой. Таким образом, он формирует собственную систему ценностей.

Как определить свои жизненные ценности?

Самый простой вариант для определения личных жизненных ориентиров не потребует от вас больших финансовых затрат. Вам понадобится ручка, бумага (если удобно, делайте записи в электронном виде) и время.

  1. Для начала выпишите все, что для вас имеет наибольшую ценность, то, без чего вы бы не смогли жить. Напишите эти требования во всех сферах жизни — отношение, карьера, семья, отдых, забота о себе, развлечение. Не пропускайте ничего. Список будет большой, но не пугайтесь.
  2. На втором этапе честно спросите у себя по каждому выписанному пункту : «Это действительно то, без чего я не смогу жить? Это настолько влияет на мою жизнь, что если этого не будет, то я буду несчастен»? Если вы начали сомневаться, вычеркивайте его из перечня.
  3. Из оставшегося списка снова уберите то, без чего вы сможете жить и будете себя чувствовать комфортно. Сократите список до 10 наиболее важных пунктов — это и будут ваши самые главные ценности.

Вы можете возразить, что вычеркнули очень много важного и нужного. Но на самом деле, основное значение имеют именно те 10 пунктов, которые вы оставили путем «естественного отбора». Они — основа, на которую вы можете опираться. Остальные (вычеркнутые) могут со временем меняться, но основные, скорее всего, останутся неизменными.

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы запутались в определении своих жизненных ценностей. Наши психологи круглосуточно с вами на связи и они помогут вам провести оценку вашей личности, выявить ваши преимущества и составить «карту» приоритетов.

Частые вопросы

Что такое главные жизненные ценности простыми словами?

+

Жизненные ценности — это то, что помогает человеку формировать приоритеты, принципы и ориентиры. Взрослый человек, как и ребенок, может менять свои ценности и на этот процесс влияет много факторов.

Можно ли передать другому свои ценности?

+

К сожалению, нет. Каждая личность обладает определенным «набором» ценностей. Они могут быть схожи и тогда люди могут сказать, что они похожи и разделяют общие ценности. Но научить другого или передать свои ценности не получится.

Какие ценности бывают?

+

В общем понимании их можно разделить на материальные и духовные. Материальные связаны с благами, которые можно ощутить и потрогать — деньги, имущество, развлечение и т.д. А духовные нематериальны — уважение, любовь, самореализация, терпение, здоровье и пр.

Может ли отсутствие ориентиров в жизни привести к депрессии?

+

Да, конечно. Если вы не можете ответить себе на вопрос, кто вы и чего вы хотите, значит, вы не можете себя идентифицировать. Из-за этого вы не можете двигаться вперед, потому что вы не знаете, куда вы идете, вы не поймете себя, потому что не слышите своих желаний. От такого состояния рождается чувство неуверенности, тревоги, апатии. А до депрессии уже рукой подать.

Заключение эксперта

Если у человека отсутствуют жизненные ценности, он будет сомневаться во всем — в поступках, действиях, желаниях, стремлениях. Психоэмоциональное состояние будет «расшатано», а следовательно, это скажется и на физическом здоровье. 

Знать свои приоритеты и принципы — значит обрести опору. Да, ценности могут меняться, но основные из них остаются незыблемы на всю жизнь.

Публикуем только проверенную информацию

Автор статьи

Монахова Альбина Петровна клинический психолог

Стаж 17 лет

Консультаций 1439

Статей 234

Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.

  • 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
  • 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
  • 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
  • 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
  • 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
  • 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог

Источники

  1. … Михаил Лабковский «Хочу и буду: Принять себя, полюбить жизнь и стать счастливым». Эксмо. 2017
  2. . .. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры — Юрайт, 2019
  3. … Джен Синсеро НИ СЫ. Будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед — Бомбора, 2013

Поделиться:

Категория: Психология

Про здоровье Беременность и роды Про детей ЗОЖ Психология Неврология Гастроэнтерология Уход за собой Лекарства и БАД

Предыдущая статья

Проблема выбора

Следующая статья

Как перестать думать о смерти

Другие статьи по теме

Монахова Альбина Петровна

10. 06

Проблема выбора

Психология

Монахова Альбина Петровна

22.06

Релаксация для глубокого расслабления

Психология

Монахова Альбина Петровна

10.06

Психология принятия решений

Психология

Цель в жизни: важность целей и идеалов

В чем смысл вашей жизни? Что заставляет вас вставать с постели по утрам и придает смысл вашей жизни? Существует ли высшая причина, которая возвышается над всем остальным и оправдывает или защищает множество вещей, в которые вы погружаетесь каждый день, и придает этим другим вещам смысл?

Осознаете вы это или нет, есть что-то, чего вы придерживаетесь, что действует как компас, направляя ваши мысли и действия к определенной цели. За исключением того, что север является не точкой отсчета, а чем-то другим, что действует как стандарт, по которому вы направляете свою жизнь. Этот стандарт становится вашим смыслом или причиной того, что вы делаете. Это обычно существует как цель или цель, которая находится в вашем уме, и она отбрасывает свою тень на все различные аспекты вашей жизни. Эта цель или намерение часто проявляется в определенных идеалах, которые вы имеете для себя и для своей жизни, и именно этот идеал задерживается на всех мыслях, которые проносятся через ваш разум, и подчиняет их, поскольку он пытается вылепить все по-своему. изображение.

Поскольку наши идеалы пытаются формировать наши мысли и действия по своему подобию, отсюда следует, что природа или характер того, к чему мы стремимся, оказывает глубокое формирующее влияние на природу нашей личности. Объект, к которому мы стремимся, имеет тенденцию нести отпечаток на самом нашем существе; оно клеймит нас, маркирует нас, делая нас подходящим сосудом в соответствии со своими собственными определениями. Психолог Джордан Петерсон процитировал Карла Юнга, заявившего, что «у нас нет идей, но у идей есть мы». Именно в этом ключе у нас есть идеи или, в данном случае, идеалы. Они формируют, формируют или формируют нас, и это делается в соответствии с природой объекта самого нашего идеала.

В Библии все, что заменяет Бога в качестве конечной цели или идеала в нашей жизни, считается идолом. Идол — это ложный бог; это то, чему поклоняются, так как перед его изображением нас охватывает какой-то трепет и благоговение. Мы чувствуем весомость и значимость этой вещи, которая, кажется, имеет своего рода вездесущий характер, парящий над каждым аспектом нашей жизни. Задача, изложенная в Библии, заключается в том, что или кого вы выбираете в качестве своей высшей цели: Бога или что-то еще? То, что мы выбираем, имеет огромное значение. Один духовен, другой материален, конечен и ограничен. То, что мы выбираем, окажет глубокое влияние на характер наших характеров и личностей. На самом деле, что касается воздействия идолов, Псалом 115:8 говорит нам, что «те, кто делает их (идолов), уподобляются им; так поступают все, кто на них надеется».

Что касается формирующих эффектов, которые наши цели и идеалы оказывают на нашу личность, то два из них заслуживают комментария. Один эффект сужающий или ограничивающий, другой имеет более расширяющий, расширяющий эффект. По мере того, как значение вещи возрастает и становится высшим приоритетом в нашей жизни, тем больше мы вращаемся вокруг этой вещи прямо пропорционально ее важности. Поскольку объект наших целей влияет на формирование нашей личности и воспроизводит себе подобных, наша личность развивается как отражение природы объекта наших интересов. Таким образом, возникает вопрос, какой объект лучше всего подходит для нашей природы? Ну, это зависит от того, рассматриваем ли мы нашу природу с материальной или духовной точки зрения.

Создаваемые объекты конечны и ограничены. Другими словами, созданная вещь ограничена в объеме или диапазоне качеств и сил, которыми она обладает. Созданная вещь может оказывать только ограниченное и конкретное воздействие, потому что она обладает только ограниченными и специфическими возможностями. Поскольку наша личность является отражением наших целей и идеалов, чем больше наша личность связана и отождествляется с конечной ограниченной вещью, тем более ограниченной становится наша личность, поскольку она отражает объекты, которые мы обожаем. Рассмотрим царя Саула, царя Израиля до царя Давида. Саул был настолько одержим идеей сохранить свое положение царя, что стал очень ограниченным в своих возможностях вести народ как верный правитель. Его одержимость сохранением своего положения короля доминировала в его мышлении и образе жизни до такой степени, что мешала ему и как лидеру, и как личности.

Другой эффект, который цель и ее объект могут оказывать на нашу личность, — это расширение или расширение. Тот, который позволяет нашей личности расцвести в полном цвету и сиянии, обладая всеми силами и способностями, необходимыми для полноценной человеческой жизни. В отличие от всех других существ, бродящих по земле, только человек превосходит навязанные ему материальные и физические условия, поскольку его разум и сердце безграничны в стремлении к счастью и знаниям. Никакой предмет не может удовлетворить ни глубокие и почти бесконечные желания сердца, ни неутолимую жажду ума. Вот что значит быть человеком. Наши сердца и умы, поскольку они духовны, обладают бесконечной способностью желать, знать и делать больше.

Только Бог может удовлетворить постоянное стремление, которое мы чувствуем в глубине нашего существа. Только у Бога есть сила и способность, которые эффективно позволяют нам жить в соответствии с нашей духовной природой таким образом, который превосходит наши физические условия и обстоятельства. Но чем больше мы отождествляемся с материальными, конечными вещами этого мира, тем больше мы склонны вовлекаться в жизнь через формы этих конкретных действий. Чем больше мы ограничиваем свою жизнь, относясь к ней через определенную форму, тем более неполноценными мы становимся, истощая другие аспекты нашей личности. Наша духовная природа предназначена для того, чтобы подниматься и расширяться за горизонты, но нас часто сковывают конкретными вещами, которые мы ищем в качестве инструментов нашей самореализации.

Теперь, в отличие от царя Саула, рассмотрим Святого Павла. До знакомства с Иисусом Павел был врагом Церкви, поскольку пытался наказать последователей Иисуса. Он относился к жизни прежде всего через формы религиозных традиций, известных фарисеям. После того, как он познал Иисуса, он начал относиться к жизни через Иисуса и впредь мог говорить такие вещи, как «Для еврея я еврей, и для грека я грек, я все для всех людей». Какое раскрытие его личности! Ни один мелкий (как Саул, который был расстроен тем, что люди пели о том, что Давид убил больше врагов, чем Саул), ограниченный человек не мог иметь такое великодушное отношение. Павел больше не был связан, отождествлялся и жил своими более узкими формами религиозного выражения, а скорее мог включить эти формы и идеалы в большую и всеобъемлющую истину, которую он нашел в Иисусе. В результате его личность расширилась до такой степени, что он стал живым каналом, через который Сам Бог мог выражать Свою волю и любовь через Павла бесчисленному множеству других.

Какое влияние на вашу жизнь оказывают вещи и обстоятельства? От чего вы отступаете, отшатываетесь и отступаете? Или, что вы агрессивно защищаете, что вызывает конфликты в другом месте? Ответы на эти вопросы могут пролить свет на области, в которых ваша личность может нуждаться в дальнейшем развитии.

Чтобы обобщить этот формирующий эффект наших целей или идеалов и последующее ограничивающее или усиливающее воздействие на нашу личность, я включил сюда сильное утверждение, красноречиво выраженное известным психоаналитиком Эрихом Фроммом: «История человечества до настоящего времени это прежде всего история идолопоклонства, от первобытных идолов из глины и дерева до современных идолов государства, вождя, производства и потребления – освященных благословением обожествленного Бога. Человек переносит на идола свои страсти и качества. Чем больше он обедняет себя, тем больше и сильнее становится идол. Идол — это отчужденная форма переживания человеком самого себя. Поклоняясь идолу, человек поклоняется самому себе. Но это «я» — частичный, ограниченный аспект человека: его интеллект, его физическая сила, могущество, слава и так далее. Отождествляя себя с частичным аспектом самого себя, человек ограничивает себя и перестает расти. Он зависит от идола, так как только в подчинении идолу он находит тень, хотя и не субстанцию, самого себя. («Вы должны быть богами», стр. 43–44)

Нравится:

Нравится Загрузка…

Идеал против реальности в изменении вашей жизни

«Наши планы никогда не бывают такими вкусными, как реальность». ~Рам Дасс

Лео Бабаута

Если бы только жизнь шла именно так, как мы себе ее представляем… все было бы намного проще!

К сожалению, в моих десятках и десятках изменений привычек, я ни разу не добился того, чтобы изменение происходило точно так, как я себе представлял. Реальность всегда разная.

Вот в чем дело: эта разница может стать интересным сюрпризом или полностью сбить вас с толку.

Приведу несколько примеров.

Пример 1: Раннее пробуждение : Когда я планирую начать просыпаться раньше, у меня есть этот радужный идеал о том, как приятно вставать в тишине и продуктивно использовать свой день. Я буду медитировать, писать, читать, заниматься спортом, заниматься йогой… жизнь будет потрясающей!

Потом я начинаю рано просыпаться, и реальность совсем другая: я устал, я двигаюсь медленно, моя медитация нечеткая, потому что я устал, я не пишу, когда еще просыпаюсь, Мне не хочется тренироваться.

Я могу очень разочароваться в этой реальности и в себе. Или я могу принять восхитительность усталости и увидеть в ней любопытство. Я могу продолжать просыпаться рано, но вместо того, чтобы думать, что знаю, как все обернется, я могу просто видеть, каково это. Займите позицию незнания, вместо того, чтобы думать, что все будет соответствовать моим фантазиям. И исследовать.

Пример 2: Упражнение : У меня всегда есть отличный план, когда я начинаю новую программу упражнений. Я собираюсь выполнять хардкорную программу приседаний. Или амбициозная беговая программа. Или какой-то интенсивный план в стиле кроссфита. О боже, я буду в такой хорошей форме, и люди будут восхищаться моими новыми квадрицепсами!

Затем, когда я начинаю выполнять программу, она оказывается не только намного сложнее, чем я себе представлял, но и изо всех сил стараюсь не сбиться с нее, и даже если мне удается придерживаться плана, я могу получить травму. Или я очень болен, хожу как застывший зомби, а на следующей тренировке не могу справиться с болью. Оказывается, моему телу нужно немного больше отдыха, чем я думал, и я должен медленнее переходить к интенсивным тренировкам. Кто бы мог подумать?

Я могу разочароваться в своем теле, в реальности, которая встречается с моим оптимистичным я. Или я могу рассматривать это как возможность обучения и возможность скорректировать свое мышление и план упражнений. Столкнувшись с холодным суровым лицом реальности, мы можем скорректировать наши планы, чтобы приспособиться к этой реальности. Нам не нужно крепко цепляться за первоначальный план, упрямо пытаясь привести реальность в соответствие с нашими идеалами. Приспособление означает, что мы учимся быть адаптируемыми, гибкими, подвижными. Это одно из многих прекрасных преимуществ встречи с реальностью.

Пример 3: Написание книги : Когда я решаю написать новую книгу, интересно отметить, каковы мои идеалы. У меня есть эта мечта быть удивительным писателем, который просто взрывает умы и меняет жизни. Люди будут не только впечатлены мудростью и богатством моего письма, они в знак благодарности бросят в меня свои деньги. Я встану рано, напишу как маньяк, вернусь, чтобы пересмотреть и обработать свои нежные слова, а затем с триумфом опубликовать через несколько недель.

Я уверен, вы можете догадаться, что реальность бросает холодную воду на эту фантазию, очень быстро. Когда я начинаю писать, мне сначала приходится иметь дело с демоном прокрастинации. Я захочу проверить электронную почту, почитать свои любимые блоги, убраться в доме, провести некоторые «исследования» (эти цитаты не означают что-то грязное — исследование — это просто предлог, чтобы погуглить и отложить запись). Я буду отставать от графика, буду менее чем в восторге от проекта и буду получать гораздо меньше удовольствия от написания, чем я думал. Это похоже на рутину, а не на блаженство.

Это может сорвать меня с пути, и так было в прошлом. Но мой лучший ответ — принять эту реальность, увидеть в ней юмор (посмеяться над собой из-за моих веселых идеалов), найти любопытство в процессе, найти радость в маленьких моментах творчества. Конечно, люди не преклоняются перед моим писательским богом, но я общаюсь с людьми через свои письма, я соединяюсь со своим внутренним, невидимым я, и я каким-то образом соединяюсь с написанным словом и всеми другими писателями. что я не совсем понимаю. Это увлекательно, и это то, что стоит оценить на уровне детализации, с которым фантазия не может сравниться.

Вывод: будьте открытыми

Как видите, реальность перемен в жизни и близко не соответствует тому, что мы идеализируем. Когда мы сталкиваемся с реальностью, мы никогда не готовы к ее действительности. И многих (включая меня) это может разочаровать, разочаровать, свести с ума.

Но это не обязательно должно быть плохо. Если мы открыты для этой другой реальности, вместо того, чтобы отвергать ее, мы можем:

  • Принять эту новую реальность
  • Будьте любопытны об этом
  • Воспринимайте это как возможность обучения
  • Найдите благодарность в мелочах
  • Найдите радость в маленьких моментах
  • Корректируем наши планы и учимся быть гибкими, подвижными
  • Ощутить восхитительность рутины, усталости или боли
  • Исследуйте с позиции незнания

Так мы можем встретить холодную, суровую реальность наших реальных изменений. И это может быть великолепно.

Мирская добродетель: нравственные идеалы и современная жизнь | Отзывы | Философские обзоры Нотр-Дама

«Добродетели, — говорит нам Джудит Андре, — это приобретенные привычки понимания, восприятия, эмоций и поведения, которые способствуют благополучию их обладателя или сообщества, а в идеале — обоих» (стр. 6). Хотя многое осталось прежним, наш мир сильно отличается от того, в котором наши деды получали свое нравственное воспитание, не говоря уже о мире, населенном Аристотелем. Современные технологии открывают новые способы взаимодействия с окружающей средой: когда-то людям было очень трудно разрушить экосистему, а теперь нет. Драматические культурные изменения пересматривают социальные роли и ожидания. Демографические сдвиги позволяют взаимодействовать с более крупными и разнообразными группами людей. Изменение контекста создает новые препятствия и возможности для человеческого процветания.

Это простое понимание служит основой для книги Андре Мирская добродетель , краткой и доступной работы по этике добродетели, цель которой показать, как реалии нашего современного мира требуют от нас как переосмысления традиционных добродетелей, так и признания новых в целом. (стр. 5). В дополнение к вводной главе, излагающей ее представление о мирской добродетели, Андре посвящает каждую из следующих девяти глав развитию описания одной мирской добродетели. Некоторые из этих мирских добродетелей являются переработанными версиями более традиционных добродетелей; некоторые из них представлены как новые добродетели для современного мира.

В главе 1 «Создание мирских добродетелей» Андре утверждает, что добродетели зависят от контекста. Когда мир, в котором мы живем, претерпевает достаточно резкие изменения, добродетели меняются или даже теряют свое значение (стр. 3). Например, она предполагает, что в мире постоянного материального изобилия добродетель бережливости «не будет иметь значения» (стр. 3). (То же самое можно сказать и о щедрости.) Таким образом, наше понимание добродетелей должно быть привязано к реалиям нашего мира. Такие «мирские добродетели» для Андре являются навыками, которые позволяют нам ориентироваться в мире, каким мы его находим, нравственно идеальными способами, которые способствуют нашему благополучию (стр. 7-8).

Хотя я не буду обсуждать их здесь, я отмечу три отличительные особенности подхода Андре к этике добродетели. Во-первых, Андре описывает свою работу как имеющую в целом буддийские рамки, поскольку «основой многих добродетелей является то, что можно было бы назвать внутренней работой — замечать и постепенно изменять свою интерпретацию того, что происходит, и смягчать свое сопротивление истине» (стр. 5). Мирские добродетели, как их понимает Андре, в решающей степени подразумевают примирение с миром таким, какой он есть, и со своим местом в нем. Во-вторых, в то время как Андре придерживается в целом неоаристотелевской концепции, поскольку она считает, что добродетели способствуют хорошей жизни посредством применения наших рациональных способностей (стр. 6), она отвергает аристотелевскую доктрину среднего для моральных добродетелей (стр. 8). Ее основным обоснованием этого отрицания является мысль о том, что отсутствие добродетели может быть морально нейтральным: возможно, объясняет она, в обществе нет особой потребности в добродетели (например, физическое мужество в типичной американской жизни), или, возможно, нет культурное пространство для него (например, смирение в древних Афинах) (с. 8). В таких случаях, как говорится, отсутствие добродетели не должно считаться нарушением морального положения человека. И, наконец, в отношении метатеоретического вопроса о том, может ли этика добродетели дать теорию моральной правильности действий, Андре использует прагматический подход (стр. 9).). Считая, что добродетель — это действие — направляет (т. е. добродетели указывают на важные моральные соображения при принятии решения о том, что делать), она агностична в отношении того, является ли (или каким образом) добродетель действием — определяющим (т. е. говорит ли добродетель нам правильный поступок) (стр. 9).

В главе 2, «Земная добродетель», Андре формулирует нетрадиционную добродетель, «добродетельный материализм». В то время как «материализм» обычно ассоциируется с чем-то подозрительным с моральной точки зрения, Андре стремится выработать морально достойное материалистического отношения к физическому миру. Эта добродетель состоит в том, чтобы обращать внимание и должным образом оценивать материальный мир вокруг нас, бесконечно сложный, временный, взаимосвязанный, загадочный, несовершенный и, в некоторых случаях, сформированный человеческой деятельностью (стр. 15, 17). Как мы правильно оцениваем мир вокруг нас? В большинстве случаев мы правильно относимся к миру, не рассматривая его «исключительно как инструмент» (стр. 18). Вместо этого добродетельное обращение с миром предполагает отношение к нему , как если бы имел внутреннюю стоимость (стр. 18). Андре обходит сложный аксиологический вопрос о том, имеет ли физический мир внутреннюю ценность, утверждая лишь, что добродетель требует от нас относиться к миру так, как если бы он имел внутреннюю ценность. Но если мирская добродетель требует от нас ясного взгляда на то, как мир на самом деле есть , то я не понимаю, почему мы без дальнейших аргументов вправе думать, что добродетельно поступать так, как если бы мир и его различные конфигурации имеют внутреннюю ценность, особенно если это предположение ложно. Оставив этот пункт в стороне, добродетельный материализм более конкретно требует, чтобы мы сначала увидели мир таким, какой он есть, а не разрушали его без веской причины (стр. 18). Тем не менее, мы не обращаемся к отчету о том, что может считаться достаточно веской причиной.

Почему такой материализм считается добродетелью? Андре предлагает три причины. Во-первых, добродетельный материализм доставляет удовольствие: большую часть мира приятно видеть, осязать и слышать, а быть добродетельным значит тратить время на то, чтобы ценить мир и узнавать о нем (стр. 21). Во-вторых, добродетельный материализм позволяет нам действовать более рационально: обращая внимание на более полное понимание мира, мы начинаем смотреть на вещи с различных точек зрения и притупляем привлекательность действия в соответствии с упрощенным индивидуализмом (с. 21). В-третьих, и это наиболее важно, Андре утверждает, что добродетельный материализм помогает нам «принять фундаментальные, но неудобные факты о нашей жизни: они преходящи, ошибочны и случайны» (стр. 21). Таким образом, добродетельный материализм позволяет нам признать эти факты, принять наше место в мире и оценить эти неизбежные черты нашего существования (стр. 21).

Глава 3 посвящена развитию рассказа Андре о добродетели, которую она называет «открытой надеждой». По ее мнению, открытая надежда — это фундаментальная привычка, которая делает возможной добродетельную жизнь (стр. 35, 40). Опираясь на Господа Будду и немецкого философа ХХ века Эрнста Блоха, Андре утверждает, что открытая надежда — это взгляд, который уравновешивает терпеливую, спокойную и честную невозмутимость по отношению к текущей ситуации (Будде) с открытой и радостной восприимчивостью к непредсказуемости. и сложность будущего (Блох). Этот характер с ликом Януса считается добродетелью отчасти из-за того взгляда, который он нам дает: он способствует человеческому процветанию, поскольку позволяет нам избегать как циклов иллюзии (буддийское лицо), так и отчаяния (блоховское лицо) (стр. 42). Я нашел эту главу самой сложной для проработки. Не всегда ясно, как Андре собирается использовать понятие надежды, как надежда должна быть «открытой» или как должны быть интегрированы буддийские и блохианские лица.

В главе 4 Андре обращается к достоинству самоуважения, черте, которая правильно уравновешивает самопожертвование с самооценкой. По сути, эта добродетель включает в себя наше «признание, как аффективное, так и рациональное, того, что мы значим не меньше, чем все остальные» (стр. 46). Чтобы мотивировать свое развитие добродетели, Андре использует случай современного материнства. Как мы можем понимать добродетельное самолюбие, когда многие матери тянутся в противоположных направлениях: самопожертвование для своих детей и семьи, с одной стороны, и семейное жертвование для своих профессиональных или личных планов и проектов, с другой? Она приходит к выводу, что в тех случаях, когда помощь «другим увеличивает моральную ценность того, что человек делает, а это за счет себя добавляет еще больше», добродетельное чувство собственного достоинства требует от нас соблюдения трех условий: (1) что человек поддерживает «твердое чувство собственной ценности»; (2) что кто-то предпринял «серьезный поиск альтернативных решений проблемы», требующий самопожертвования; и (3) что человек обращает внимание на «соразмерность между тем, что спасается, и тем, что теряется» (стр. 56).

Андре обращается к добродетели сострадания в главе 5. По ее мнению, сострадание — это эмпатический эмоциональный отклик на страдания конкретного живого существа вместе с желанием помочь (стр. 68). А как добродетель сострадание — это «склонность к соответствующему переживанию эмоции и реалистичное желание помочь» (стр. 75). Насколько я могу судить, это кажется правильным путем, хотя мне интересно, возможно ли испытывать сострадание к окружающей среде, экосистеме или национальному государству, которые как таковые не являются разумными существами. Далее предположим, что у меня есть эмпатический ответ на кого-то, кто страдает, но мое желание помочь крайне слабо. Или предположим, что я хочу помочь по чисто эгоистичным причинам (например, я хочу, чтобы мое имя было упомянуто в газете за помощь в спасении кошки с дерева, и поэтому мое желание помочь не связано должным образом с моей эмпатией). Я здесь сострадательный? В ответ на такие случаи Андре может ответить, что она намерена дать отчет только о парадигматических или образцовых случаях сострадания. Затем она может приспособиться к этим проблематичным случаям, утверждая, что они являются нестандартными случаями сострадания. В любом случае дальнейшее развитие этих вопросов приветствуется.

В главе 6 Андре защищает статус щедрости как добродетели и дает отчет о ней. Некоторые утверждали, что по разным причинам щедрость не следует понимать как добродетель. Например, можно подумать, что настоящие дары (те, которые преподносятся без намека на корысть) — это единственные подношения, которые могут считаться актами щедрости, но даже в этом случае такие акты невозможны: все дары заражены хоть немного корысти (типа надежды на взаимность). Но Андре утверждает, что (1) неверно утверждение, что все акты даяния должны быть частично корыстными, и (2) что даже если они мотивированы таким образом, это не лишает их права быть актами щедрости и не делает такие поступки морально неполноценны (стр. 80-86). Что касается ее позитивной оценки, то рабочее определение щедрости, данное Андре, состоит в следующем: «готовность что-то отдать с намерением принести пользу получателю и надежный успех в этом; склонность давать легко, но с оценкой того, что отдается; и отдавать за пределы своего внутреннего круга» (стр. 86). В этом аккаунте многое нравится. В частности, это не требует , чтобы то, что дается, имело значительную ценность, как это делают некоторые теории; скорее, дающий просто должен оценить это. Кроме того, мне кажется правильным только требовать, чтобы кто-то был надежным в принесении пользы получателю, вместо того, чтобы требовать, чтобы получатель получал такую ​​выгоду.

В главе 7 «Грани честности» Андре критикует существующую литературу по этой теме (на мой взгляд, справедливо) за то, что честность характеризует прежде всего «избегание порока и, таким образом, форму силы: силу противостоять (стр. 97). Согласно таким взглядам, честность — это способность избегать соблазна солгать, обмануть или украсть. Но это все достаточно негативно. Андре утверждает, что более поучительно «исследовать честность во всех ее проявлениях как отказ от обмана и переход к открытым отношениям, в которых человек желает знать и быть известным и стремится заслужить доверие» (стр. 107). ). Этот более позитивный взгляд на добродетель честности позволяет нам объединить различные виды поведения, которые обычно считаются относящимися к чертам характера. Например, Андре утверждает, что «практика честности» — это та черта, которая приводит к избеганию такого поведения, как ложь, мошенничество и воровство (стр. 9).9), ибо благом является стремление к «сотрудническим, открытым и доверительным отношениям» (стр. 101). Но есть также «мысленная честность», практика поиска истины, сообщения правды и принятия правды о себе и окружающем мире (стр. 101). Эти практики также способствуют открытым и доверительным отношениям.

Глава 8, «Переосмысление смирения», отвергает распространенные представления о смирении на том основании, что они склонны требовать чрезмерной интеллектуализации. Например, многие популярные источники требуют, чтобы для того, чтобы быть скромным, нужно иметь точный набор суждений о себе и своих способностях. Переоценивать любой из них означает не быть скромным. Согласно таким взглядам, утверждает Андре, смирение оказывается в значительной степени интеллектуальным достижением (стр. 118). Но смирение — это нечто большее. По ее мнению, смирение лучше всего рассматривать как «способность распознавать свои недостатки и спокойно относиться к ним» (стр. 117), что является положительной способностью «спокойно принимать нелестную информацию о себе» (стр. 120). . Такой отчет призван объяснить, почему смирение имеет тенденцию вызывать доброту по отношению к другим, внутренний мир и сострадание к себе, родственные явления, которые трудно объяснить более стандартным, интеллектуализированным описаниям смирения (стр. 121–122).

В главе 9 Андре обращается к традиционным представлениям о воздержании, в которых добродетель понимается прежде всего как преодоление «животных» искушений удовольствия: секса, еды, питья и т. д. Но воздержание требует большего, чем надлежащая реакция на возможности удовольствия. ; это также требует способности справляться с болью, поскольку, как она справедливо отмечает, избегание боли часто является первопричиной аддиктивного поведения (стр. 134). Согласно этому более четкому пониманию умеренности, быть добродетельным означает иметь «сложную способность справляться с глубоко человеческими проблемами желаний и страданий» (стр. 136). Такой человек будет уметь справляться со своими желаниями, искать удовольствия и избегать страданий способами, которые будут способствовать его процветанию.

В своей последней главе «Добродетель и возраст» Андре поднимает очень интересный вопрос о том, как в мире увеличения продолжительности жизни мы можем добродетельно дорасти до старости. Она приводит доводы в пользу трех основных черт. Во-первых, добродетельное старение включает в себя заботу о настоящем, умение отпускать определенные возможности (стр. 144). С возрастом наши тела изнашиваются, и мы должны отказаться от некоторых юношеских надежд и мечтаний, которые остались нереализованными. Стареть добродетельно означает принимать эти реалии, что, в свою очередь, способствует большей оценке того, что человек может выполнить в настоящем. Во-вторых, добродетельное старение требует принятия прошлого (стр. 148). Это включает в себя признание и интеграцию своих прошлых неудач и успехов в более полное понимание себя, задача, которая формирует «устойчивое, честное, комфортное ощущение себя» (стр. 151). И, наконец, в старости добродетельные будут вкладываться в мир, понимая, что он будет продолжаться и без них (с. 151). Посвящать время внукам, работать на благо общества и способствовать сохранению окружающей среды — это надежные способы позитивно инвестировать в будущее. Однако добродетельное старение дополнительно требует, чтобы остальная часть общества поддерживала пожилых людей, должным образом уважая их и создавая практические меры, обеспечивающие их безопасность и возможности для плодотворного социального взаимодействия (стр. 154).

У меня могло сложиться впечатление, что в этой книге , Андре в первую очередь занимается теоретическими описаниями этих добродетелей, а не их практическим значением или подходящими методами их приобретения.