Доклад по профориентации для школьников – Доклад на тему «Профориентация»

«Доклад «Профориентация школьников на профессии, востребованные на региональном рынке труда».

Доклад «Профориентация школьников на профессии, востребованные на региональном рынке труда».

Притча.

Осёл и колодец.

Однажды осёл упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин и развёл руками – ведь вытащить ослика из колодца было невозможно. Тогда хозяин рассудил так: «Осёл мой уже стар и ему недолго осталось, а я всё равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осёл сразу понял в чём дело и начал громко вопить, но люди не обращали внимания на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец. Скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину – каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

В нашей жизни с вами уже много было всего: модернизация, реорганизация, оптимизация, ЕГЭ, ГИА, ФГОСы, стандарты и в будущем нас ждут всё новые и новые изменения в образовании и всякий раз, когда на вас упадёт новый ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, наше образование, я думаю постепенно сможет выбраться из самого глубокого колодца.

К чему это всё я? А к тому, что в современной России ослабли роль и значимость патриотического, трудового воспитания подрастающего поколения. Очень мало внимания вопросам выбора профессии. В нашу далёкую бытность существовали УПК, проходила учебно-производственная практика по выбору. В селе учащиеся трудились на поле, на фермах. Приглашали для рассказа о своей профессии разных людей, делали экскурсии на производство. Так молодёжь имела представление и опыт работы в разных областях. Сейчас дети целое лето развлекаются, отдыхают, что такое работа они не знают до окончания учебного заведения. Дети работать не умеют вообще, не уважают труд, какая им разница по какой профессии они не хотят работать! Бесед, презентаций, тестирований и разного рода программ по профориентации сейчас хватает.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов. Однако несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Легче конечно в больших городах, где есть выбор, а что делать в провинциях?

В рамках оптимизации бюджета в школах сократили количество ставок и часов по дополнительному образованию, выкручиваемся как можем, поэтому иногда ведём что можем, а не то, что интересно детям.

Уважаемые коллеги!

Проблема выбора профессии и профессионального самоопределения всегда была актуальна.

Происходящие изменения в экономике страны и региона постоянно требуют обновления содержания профориентационной работы.

В последние годы в нашей области и в районе существует потребность в специалистах рабочих профессий, в то время как выпускники наших школ стремятся стать экономистами, юристами, менеджерами.

Итоги проведенного анкетирования 9 класса показывают снижение интереса у школьников к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания.

Примерно для 70%-80% выпускников, делающих профессиональный выбор, значимым фактором остается учеба в высшем учебном заведении наряду с тем, что существует спрос в основном на профессии, получаемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Рабочие профессии школьники оценивают как не престижные. Сегодняшняя молодежь является одной из уязвимых групп на рынке труда, среди причин: недостаточная информированность школьников о востребованных профессиях, отсутствие навыков поведения при поиске работы и опыта работы в профессии, низкая стартовая оплата труда.

В таких условиях значимость профориентационной работы возрастает.

Профориентация школьников на профессии, востребованные на региональном рынке труда.

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия — своего рода судьба. И здесь велика роль педагога. От того как он сумеет сориентировать своих воспитанников в разнообразном мире профессий, и зависит их судьба. Задача педагогического коллектива состоит в том, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной профессии, её востребованность на рынке труда, помочь ребёнку познать самого себя, свои возможности. И если на пороге 11, а в нашей школе 9 класса, молодой человек чётко знает, что он может, на что способен, и знает, куда пойти учиться, значит, педагог сделал своё дело хорошо.

Обычно говорят: выбрать дело, значит, выбрать жизнь. Ученые это формулируют так: чтобы труд был творческим, необходимо соответствие призвания человека и данного вида трудовой деятельности.
Эпоха юристов и менеджеров прошла — чтобы после окончания вуза найти достойную работу, сегодняшним выпускникам школ надо выбирать востребованную специальность. С этим мнением экспертов трудно спорить. Рынок труда напрямую зависит от экономического развития региона, потому педагоги всегда должны консультировать обучающихся, какие профессии будут самыми популярными на амурском рынке труда через пять-шесть лет.

СПРАВКА: В амурском правительстве уже сегодня могут дать будущим абитуриентам полезный урок и рассказать, какие отрасли через несколько лет окажутся лидерами экономического роста и, соответственно, предъявят повышенный спрос на трудовые ресурсы. В Приамурье максимально активно развиваются несколько отраслей, но в первую очередь я бы выделила строительство, поэтому все профессии, связанные со строительством, как промышленным, так и гражданским, будут востребованы.

Профессии, связанные с функционированием, эксплуатацией и опять же строительством космодрома, тоже будут востребованы. Помимо этого, серьезные перспективы у области связаны с развитием газо- и нефтепереработки.

Между тем традиционно высока потребность региона в специалистах по добыче полезных ископаемых и энергетиках. В силу географического положения Приамурья весьма перспективной является туристическая отрасль.

Традиционно в кадрах остро нуждается и сельскохозяйственная отрасль региона. Как сейчас, так и в долгосрочной перспективе. И хотя пока уровень заработной платы аграриев ниже среднерегионального, в ближайшие годы обещают, что он будет расти.

В том, что все сельскохозяйственные специальности будут востребованы, сомнений нет — на селе нужны грамотные специалисты. Интересно, что особенно будут востребованы технологи пищевой промышленности. Сегодня только 30% сельскохозяйственного сырья, которое производит и выращивает область, перерабатывается на ее территории. В общем товарообороте продуктов питания только 11% обеспечивает продукция амурской пищевой промышленности.

Области нужны врачи и учителя. Как отмечают в министерстве образования и науки области, большой кадровый дефицит сегодня наблюдается в сфере общественного питания, в частности, требуются повара и кондитеры.

Пять самых востребованных профессий в Амурской области*

Плотник

Штукатур

Водитель

Лесоруб

Торговый агент

В нашей школе отработана система профориентационной работы, которую можно представить следующим образом:

Освоение

предметного содержания

Внеурочная

деятельность

Работа

с родителями

Психолого-педагогическое сопровождение

1 – 4 классы. Цель: Формирование представленной о мире профессии, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности

— урочная деятельность;

— экскурсии;

— сюжетно – ролевые игры;

— проектная деятельность.

— классные часы;

— фестивали профессий;

— конкурс рисунков

— встречи с представителями

различных профессий.

— родительские собрания;

— совместные социальные

проекты детей, педагогов и родителей.

5 – 7 классы. Цель: Развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии

— урочная деятельность;

— экскурсии;

— сюжетно – ролевые игры;

— проектная деятельность.

— классные часы;

— фестивали профессий;

— конкурс рисунков

— встречи с представителями различных профессий.

Занятия в кружке «Школьное лесничество».

— родительские собрания;

— совместные социальные

проекты с детьми.

8 – 9 классы. Цель: Формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей

— элективные курсы по выбору;

— уроки;

-творческие проекты;

-предметные недели.

профессиональные пробы;

— экскурсии на производство;

— трудовые отряды

— день открытых дверей в ССУЗах;

— встречи обучающихся с выпускниками -студентами.

Занятия в кружке «Школьное лесничество».

индивидуальные

консультации

— родительские собрания;

— выступления перед

учащимися

— диагностика;

— составление

профессиональных карт;

— беседы с обучающимися, с родителями;

— создание базы данных.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе принесёт пользу только тогда, когда в этом деле заняты все участники образовательного процесса, когда соблюдаются следующие принципы:

во-первых, систематичность и преемственность.

Профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками, она начинается намного раньше, и не будет преувеличением, если я скажу, что начало такой работы — с 1 класса;

Пример: в начальных классах: сюжетно-ролевая игра, фестивали профессий, конкурсы рисунков, кружки.

В 5-7 класс занятия в кружке «Школьное лесничество».

В 8-9 классах: факультативы «Основы агрономии», «Трактора и сельхозмашины», занятия в школьном лесничестве со специалистами Белогорского лесничества, встречи с выпускниками прошлых лет.

Во-вторых, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с учётом их возраста, уровня успеваемости, сформированности интересов, ценностных ориентаций, жизненных планов.

В-третьих, оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

В-четвёртых, взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

Если в начальном звене обучения эффективными формами профориентационной работы являются сюжетно-ролевая игра, фестивали профессий, конкурсы рисунков, кружки, то в среднем и старшем звеньях учителя — предметники на своих уроках информируют учащихся о различных видах профессиональной деятельности. Например, при решении задач по математике на производительность и работу дети знакомятся с такими профессиями: токарь, швея; при решении же задач на движение – с профессией водитель. На уроках литературы ребята получают информацию о работе журналиста, корректора. Всё это способствует формированию положительного отношения к трудовой деятельности, мотивации выбора профессии.

Немаловажную роль играют родители в выборе будущей профессии своего ребёнка. Важно, чтобы они смогли своевременно предостеречь своих детей от неправильного выбора профессии. И в этом семье помогает педагогический коллектив, организуя родительские лектории, индивидуальные консультации.

Познанию будущей профессии способствует трудовая практика. В это время ребята знакомятся с профессиями овощевода, плотника, маляра.

В-пятых, связь профориентации с жизнью (потребности общества в кадрах).

Пример: Выбор профессии. Сложно ли это?

Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равностороннего треугольника, стороны которого — такие понятия как

«я могу», «я хочу» и «надо».

 Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте, например, склонность к работе с людьми, техникой, природой и т. д.

 Могу — это способности человека к освоению и выполнению определенной профессиональной деятельности. Причем, выполнению быстрому и качественному.

  Надо — это, так сказать, социальный заказ, то есть потребность общества в людях определенных специальностей, спрос.

ТРЕУГОЛЬНИК ПРОФОРИЕНТАЦИИ

  

 

 Необходимо донести до учащихся, что человек будет удовлетворен только в том случае, если ему удастся соединить все эти стороны в стройную геометрическую конструкцию. Причем, желательно, чтобы стороны были действительно равны друг другу.

Анализ этой информации поможет правильно выбрать свою специальность, свое дело.

Скучный термин профориентация на самом деле очень увлекательное и полезное занятие. Сколько людей страдают из-за того, что когда-то сделали неправильный выбор!

Сказка: «Хочу, могу и надо».

Идет чебурашка по дороге. И видит камень, а на камне написано: «Налево пойдешь – найдешь то, что хочешь, прямо пойдешь – найдешь то, что можешь, а направо пойдешь – найдешь то, что надо!»

— Хочу быть юристом. Они такие важные, умные, всегда в костюмах ходят, телефоны у них крутые, на красивых машинах ездят, зарплаты, наверное, большие. Пришел на юрфак: «Сделаем из тебя юриста, только сдай иностранный язык, историю, сочинение и 100у. е. в кассу».

— Что? Да я такого сроду не видал!

— Ну, извини.

Вернулся Чебурашка к камню. Пойду-ка я прямо, надо делать то, что можешь. А мог Чебурашка быть игрушкой. Пошел прямо, пришел в магазин, а там игрушек видимо-невидимо. Все яркие, красивые, из Китая присланные. Посмотрели на Чебурашку и сказали: «Нет, не подходишь ты нам, плюш вытерся, набит опилками, порода какая-то неизвестная. Кто тебя купит? Кому ты нужен?»

Опять вернулся чебурашка к камню и пошел направо. А там детский сад. Увидели дети чебурашку, обрадовались: «Родной ты наш! Экологически чистый, добрый, с детьми ладишь, сказку нам расскажешь.» И остался Чебурашка работать нянечкой в детском саду, на радость себе и детям.

— Проведение мониторинга по организации профориентационной работы с обучающимися (в том числе детей-инвалидов при получении общего образования в условиях специального (коррекционного), интегрированного и инклюзивного образования;

— Организация участия педагогов в семинарах, совещаниях конференциях, курсовой подготовки по вопросам профориентации;

— Организация конкурсов, содействующих активизации работы и поддержке инноваций в профориентации среди педагогических работников:

— Школьный фестиваль детско-родительских проектов по профориентации обучающихся « Профессия. Карьера. Успех »;

— Обеспечение участия обучающихся в Днях открытых дверей в организациях профессионального образования;

— Публикации по вопросам профориентации. Представление информации в СМИ;

— Проведение информационной работы по целевому набору в учреждения профессионального образования.

Труд – отрада

Лень – жестокий бич

Кто живет без цели, без забот,

Под конец останется ни с чем.

Абай.

Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Доклад на тему «профориентационная работа в школе»

Возрастные особенности организации профориентационной работы на разных ступенях обучения.

Введение.

Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий, надо начинать уже с 1 класса.

Труду детей учит выполнение отдельного поручения, дежурство в группе, комнате, в школе, уважительное отношение к труду старших.

У каждого ребенка должно быть свое маленькое трудовое поручение. Очень значимым мероприятием является и организация выставок детских  поделок, изготовление  небольших подарков.

“Учащиеся должны вооружиться знаниями, которые можно будет применить в жизни и на практике. Если человек не умеет применять их на деле, то он не может быть полезным ни себе, ни людям»- говорил К. Насыри.

На каждом периоде возрастного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы.

Целями профориентационной работы являются:

– формирование представлений о мире профессий;

— формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе через участие в различных видах деятельности;

— развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в  том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

— создание условий для формирования обоснованных профессиональных планов выпускников.

-приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно — ориентированного подхода.

Основная часть.

Параграф 1.

Правильный выбор профессионального будущего для молодого является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни.

Всё это убеждает нас в необходимости реформирования системы профориентации. Задача сегодняшнего дня — помочь учащимся не только выбрать профессию, но и научить их оценивать себя в контексте требований рынка труда.

В поиске направлений совершенствования профориентационной работы значительная роль принадлежит идее построения такой школы, которая ориентирована на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, решает проблему их профессионального самоопределения.

В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинского работника.

Как классный руководитель, хочу особенно подчеркнуть обязанности классного руководителя:

• глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;

• на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;

• работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;

• проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;

• обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.

Профессиональная ориентация в школе — это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися не-обходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются:

— Профессиональная информация.

— Профессиональное воспитание

— Профессиональная консультация

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

Формы работы:

— профориентационные уроки;

— экскурсии;

— классный час по профориентации;

— встречи со специалистами;

— родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

Принципы профориентационной работы:

1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за-

ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,

общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью ( органическое единство с

потребностями общества в кадрах).

Параграф 2.

Модель работы с учащимися разных возрастных групп по профессиональному самоопределению.

1 ступень(1-4кл.).

Знакомство с профессиями родителей Знакомство с миром профессий. Вовлечение учащихся во всевозможные виды деятельности.

2 ступень(5-7кл.).

Изучение способностей учащихся. Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся. Изучение профессиональных намерений, интересов. Взаимодействие классных руководителей с учителями предметниками по выявлению способностей, склонностей, Знакомство с миром профессий, с востребованными профессиями.

3 ступень(8-11кл.)

Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение, компьютерная диагностика профессиональной предрасположенности, уточнение сведений об учебных заведениях, об ошибках в выборе профессий, выбор профиля обучения в старшей школе.

Тематика классных часов по профориентации.

1-4 классы

1. Мир моих интересов.

2. Все работы хороши — выбирай на вкус.

3. Профессии наших родителей.

4. О профессиях разных, нужных и важных.

5. Путь в профессию начинается в школе.

6. Моя мечта о будущей профессии.

7. Труд на радость себе и людям.

5-8 классы

1. Мир профессий. Человек-техника.

2. Почтовая связь в нашей стране. Почта нужна всем. Экскурсия в

отделение связи.

3. Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Парикмахер. Экскурсия в парикмахерскую.

4. Мир профессий. На страже закона. Встреча.

5. Мир профессий. Книга-выставка.

6. Мир профессий. Электронные помощники.

7. Мир профессий. Я и закон. Встреча с сотрудниками ОВД

8. Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

Экскурсия в аптеку.

9-11 классы

1. Познай самого себя.

2. Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор

профессии. Анкетирование.

3. Профориентация и медицинская профконсультация.

4. Мотивы выбора профессии.

5. Психологические характеристики профессий.

6. Они учились в нашей школе.

7. Выпускники школы-учителя.

8. Профессии с большой перспективой.

9. Как стать гением. Жизненная стратегия творческого человека.

10. Что век грядущий нам готовит?

11. Труд и творчество как главный смысл жизни.

12. Сотвори свое будущее.

13. Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Периодическая печать и литература.

5 класс

Цели и задачи:

  • обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда.

  • расширять и углублять представления о различных профессиях.

Виды и формы работы в 5 классе .

Сентябрь Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера.

Октябрь Знакомство с профессиями повара, кондитера. Экскурсия на предприятие общественного питания.

Ноябрь Работа на пришкольном участке.

Декабрь Экскурсия в типографию. Знакомство с профессиями печатника, переплетчика.

Январь Профессия моих родителей (встречи, беседы).

Февраль Экскурсия на швейную фабрику. Знакомство с профессиями швеи-мотористки, закройщика.

Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира.

Апрель Беседа «Весенние работы в саду, в поле, на огороде.

Май Беседа «Чем я могу помочь дома».

Целенаправленное изучение детей начальной школы дает возможность получить данные об их интересах и склонностях к определенным видам трудовой деятельности.

Чем раньше будут выявлены склонности и способности детей, тем больше возможностей имеют педагоги для их развития, тем более осознанным будет выбор ими профессии в будущем.

С этой целью педагоги должны проводить   беседы, анкетирование, наблюдения за трудовой деятельностью младших школьников, изучать продукты их творческой деятельности (поделки, сочинения и др.), создавать специальные педагогические ситуации с целью выяснения практической готовности к труду (трудовые десанты, ролевые игры и др.).

Заключение.

Таким образом, рассмотрев проблемы профессиональной ориентации   школьников, можно говорить  о том, что согласно возрастным особенностям основная цель работы в данном направлении – это  формирование у детей представлений о различных сторонах профессий, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к различным профессиям и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения.

Возрастные особенности школьников требуют использования специальных методов и приемов работы по профессиональной ориентации детей.

Список используемой литературы.

  1. Пиляй Н.В. Организация профориентационной работы в школе.// Справочник классного руководителя. — 2007. — № 9. — С. 14-19.

  2. Дробаха О.В. Профориентация в начальной школе. Классный час «О профессиях нужных и разных». // Справочник классного руководителя. — 2007. — № 11. — С. 26-31.

  3. Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. — № 2. — С. 48-65.

  4. Боровская Л.Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. — 2008. — № 1. — С. 56-59.

  5. Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. — № 2. — С. 48-65.

  6. Малышева М.К. Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2008. — № 2. — С. 48-65.

  7. Веснина Н.И. Классный час «Образование и формирование жизненных планов», «Если хочешь стать боссом».
    // Классный руководитель. — 2008. — № 7. — С. 3-15.

  1. Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением. // Директор школы. — 2008. — № 6. — С. 84-90.

  2. Баранова Н.А.  Классный час — практикум «Мы выбираем»
    // Классный руководитель. — 2008. — № 7. — С. 26-36.

  3. Махмудова А.А. Классный час «Как выбрать профессию»// Классный руководитель. — 2008. — № 7. — С. 36-47.

11. Аблогина С.Л. Сценарий игры — телепередачи «Человек и профессия // Классный руководитель. — 2008. — № 7. — С. 47-56.

infourok.ru

Доклад на тему » Профориентация в начальных классах»

Сообщение на тему : «Профориентация в начальных классах.»

Подготовила : учитель начальных классов

Даркеева Р.Х.

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт применения различных форм и методов профориентационной работы в старшем звене, который отражен в различных методических материалах. Однако в последние годы, когда бурно развиваются отрасли хозяйства, возникают новые технологии труда, изменяется экономика и социальная ситуация в обществе, выпускнику школы важно сделать осознанный выбор дальнейшего пути получения образования с учетом этих изменений, а также предвидеть возможную смену деятельности. В данной ситуации необходима организация целенаправленной систематической профориентационной работы на протяжении всего периода обучения в школе. Формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1-4 классах. В практике учителей начальной школы профориентационная работа имеет, как правило, эпизодический характер. Если для старшеклассников существует множество методических разработок с использованием различных профориентационных методов и приемов, то для младшего звена таких разработок явно недостаточно

Основательно вопросы выбора профессии интересуют старшего подростка (14-16 лет), когда он задумывается о личностном смысле в профессиональном труде, выборе специальности, учебного заведения, в котором он будет её осваивать. Но база к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно- наглядных представлений о мире профессий задолго до подросткового возраста. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т.д. Поэтому ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях и направлена на определение специализированного класса (математический и др.) или дополнительных занятий по интересам. Чем обусловлена необходимость организации работы по профессиональному самоопределению обучающихся уже в начальной школе? Для того, чтобы ответить на вопрос об актуальности профориентационных занятий в начальных классах, необходимо кратко описать стадию становления профессионального самосознания в данном возрасте. Стадия конкретно-наглядных представлений о мире профессий охватывает период с 2,5-3 лет и продолжается вплоть до начала предподросткового возраста (10-12 лет). В процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми. В начальной школе, когда познавательная деятельность становится ведущей, определяющей развитие школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого (работника). На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создавать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, обучающийся мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана. 6 Таким образом, основной задачей профориентационной работы в начальных классах является расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым.

Основы проектирования профориентационного занятия для начальных классов (структура профориентационного занятия в начальной школе) При организации профориентационной работы в начальной школе важно учитывать, что у детей в этот период формируется трудолюбие, возникает интерес к профессиям родителей и людей ближайшего окружения, проявляется интерес к наиболее распространенным профессиям, основанный на практическом участии обучающихся в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности. Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. 8 Учитель знакомит младших школьников с профессиями родителей, с наиболее распространенными профессиями в процессе изучения предметов, чтения художественной литературы, экскурсий, профориентационных игр. При этом необходимо постепенно формировать у детей понимание слова «профессия». Как правило, спрашивая у детей «Что такое профессия?», в ответ часто можно услышать (в силу возрастных особенностей маленьких школьников) «Врач, повар, водитель…». Затем желательно перейти к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые ими становятся? (А что нужно знать этим людям, которые выбрали профессию…?)». В итоге постепенно формируется понятие «профессия»,позже с детьми можно объединять профессии по способу деятельности («одни учат, другие лечат, третьи ремонтируют, варят и т.п.), качеству физической подготовки, творчеству и др. Таким образом, естественным путем возникает потребность начать об этом разговор с детьми на специальных занятиях по профориентации. В младшем школьном возрасте профориентационные занятия направлены на создание у детей конкретно-наглядных представлений о мире профессий. Именно эти представления создают психологическую основу для дальнейшего развития профессионального самосознания. При планировании занятий рекомендуем опираться на общепринятую структуру описания любого учебного или воспитательного занятия: тема, цель, задачи, краткий план или ход занятия, используемые материалы. Тема занятия должна соответствовать той профессии, с которой будут знакомиться обучающиеся: учитель, повар и др. Звучать это может примерно так: «Знакомьтесь! Профессия – повар!». Как в любой другой работе, в профориентационной также ставится цель.

При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Например, есть игра на развитие ощущений и восприятия «Волшебный мешочек». В мешочек складываются различные предметы, связанные с разными профессиями. Не заглядывая внутрь его, — только на ощупь, – ученики должны угадать предметы и связать их с какими-то профессиями. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»). При помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: окружающий мир, природоведение, астрономия, чтение, спорт, математика и т.д. В разнообразных ролевых играх по профориентации школьники сами выбирают себе профессию. Во время игр они учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Важны групповые игры для школьников по профориентации еще и потому, что дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, любимыми книгами, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть получают коммуникативные навыки (учатся работать в коллективе и слушать других участников игры). Таким образом, работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии. Профориентация школьников — это важнейшая ступенька к будущему правильному выбору профессии, о котором в последствии не будут жалеть

Образцы профориентационных занятий для начальных классов

  1. Занятие для 1 класса «Знакомьтесь! Профессии – водитель, художник-аэрографист»

  2. Занятие для 2 класса «Повар – мастер приготовления блюд»

  3. Занятие для 3 класса «Создай свой собственный стиль в одежде. Профессия модельера»

  4. Занятие для 4 класса «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия парикмахера»

  5. Профориентационная экскурсия как один из путей изучения профессии

infourok.ru

Доклад «Профориентационная работа в школе»

Доклад «Профориентационная работа в школе»

Добрый день, коллеги!

Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом нашей работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников.

Проблема профессионального самоопределения учащихся обнаружилась, когда мы стали отмечать всё большее количество выпускников школы, не знающих, куда они хотят идти учиться после школы и непонимающих, кем по профессии они хотят стать. Тем более, что наличие кризиса выбора профессии у обучающихся 9-11 классов было подтверждено результатами онлайн-тестирования учащихся на платформе автоматизированного диагностического комплекса «Профконтур», которое было проведено в октябре этого года. О платформе «Профконтур» я расскажу чуть попозже.

Итак, осознав проблему профессионального самоопределения обучающихся, мы решили активизировать работу по программе «Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и воспитанников»

Профориентационная работа в нашей школе осуществляется в соответствии с Программой профориентационной работы, разработанной на три года (2017 – 2020 гг.) и включающей три направления деятельности:

  1. Просветительская работа — Знакомство с миром профессий.

Она проводится классными руководителями, учителями предметниками, библиотекарем. Главная цель – расширение знаний учащихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы и путей решения возникающих проблем.

II. Диагностика профессиональных наклонностей,

осуществляется через раннюю профилизацию учащихся и коррекцию профессионального выбора обучающихся

Педагогическая диагностика выявляет проблемы и вопросы, возникающие у учащихся и родителей, позволяет сделать работу в данном направлении более востребованной и значимой.

Психодиагностика проводится с целью изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.

III. Конкурсная деятельность по профориентаци: участие в профориентационных конкурсах различных уровней

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

I. Знакомство с миром профессий начинается с дошкольного возраста.

В детском саду «Ручеек» организуются следующие мероприятия по профориентации:

Непосредственно образовательная деятельность в старшей и подготовительной группах » Все профессии нужны, все профессии важны», в средней группе «Знакомство с профессией повар.»

Экскурсии в библиотеку «Дом, где живут книги», «Экскурсия в медицинский кабинет с детьми младшей и средней группы»

«Знакомство детей с профессиями взрослых –почта. Экскурсия на почту»

«Знакомство детей с профессией продавец. Экскурсия в магазин

В школе знакомство с миром профессий происходит в теоретическом плане и практическом. Если мы говорим о теории знакомства с профессиями, то это классные часы, беседы, например, в рамках Областной Недели труда и профориентации, это занятия внеурочной деятельности: «В мире профессий» — 8 — 9 классы, «Исследователи природы» — 6 класс; «Лесное дело» — 5 класс; «Ступени к успеху», «Мир вокруг меня» — 1-4 классы

Учителями–предметниками в учебных кабинетах оформлены информационные стенды по профориентации.

Программы воспитательной работы классных руководителей включают разделы по профориентации: Информирование; Консультирование; Диагностика; Воспитательные мероприятия по профориентации.

Например, беседы о классификации по типам: «Человек-техника, человек-природа, человек-человек, человек – знак, человек- художественный образ». Организуются онлайн уроки для уч-ся 9-11 классов, например, «Личный финансовый план, или как воплотить мечту в реальность» — (2016 год)

Практическая деятельность по знакомству с миром профессий осуществляется в виде экскурсий: в учреждения профобразования, в коллективно — фермерские хозяйства А.Ю. Измайлова, Ашпетова М.П., Манухина М.П. учащихся 1- 4 классов; в пожарную часть учащихся 6-7 классов; в плодово – ягодное хозяйство ООО «Сад», которая проходила в формате «Генеральной встречи» с заместителем директора по производству Никоноровым А.М. для учащихся 5 – 7 классов: информация о мероприятиях размещена на школьном сайте: http://esosh.ru/proforient_week.php

В формате «Уроки от профессионала» проводятся встречи с фельдшером ФАПа с. Екатериновка Кузнецовой Г.М. для уч-ся 8 класса и встреча с лесничим Хворостянского отделения Безенчукского лесничества Есиным А.А. отряда «Лесной патруль» (школьное лесничество) в Хворостянском лесничестве учащихся 5-6 классов

Организуются профессиональные пробы повара, бухгалтера, пожарного, воспитателя, медицинского работника учащихся 9-10 классов

В рамках мероприятий «Папа, мама – гид» родители учащихся 1-4 классов приглашают учеников на свои рабочие места и рассказали о своей работе.

О ВТОРОМ НАПРАВЛЕНИИ:

II. Диагностика профессиональных наклонностей учащихся и коррекция их профессиональных предпочтений

Я расскажу на примере онлайн-тестирования учащихся 9-11 классов, проводимое на онлайн-платформе автоматизированного диагностического комплекса «Профконтур» (http://profkontur.com).

В этом году мы заключили договор на информационно-технологическое взаимодействие при проведении диагностического тестирования учащихся школы с обществом с ограниченной ответственностью «Профконтур» для работы на сервисе онлайн-тестирования.

Заключив договор, получив коды доступа к платформе, мы запустили проект «Профессиональные интересы и склонности»

Работая на данной онлайн-платформе ученики нашей школы смогли получить данные о своих профессиональных склонностях. (Я, как куратор этого проекта имею доступ к сводному отчету по школе – вы его видите на слайде. Учащиеся получают свой личный отчет и рекомендации по предрасположенности к той или иной профессии на свой адрес электронной почты). Учащиеся получают сведения о том, какой тип профессии им подходит, каковы их профессиональные склонности, оформленную карту своих интересов, прогноз на будущий объект профессионального труда и будущий вид деятельности.

Польза данного комплексного тестирования учащихся для учителя в том, что по итогам тестирования мы получили важные данные, например, такие: по тесту «Профессиональные склонности учащихся» мы имеем наибольший процент учащихся, выбравших сферу деятельности «Человек – человек», в то время, как по тесту «Личность и профессия» мы видим, что 75 % учащихся имеют реалистичный тип, т.е. предрасположенность к созидательному производственному труду. Налицо кризис выбора профессии учащимися, что и демонстрируют нам данные отчета «Профессиональная идентичность». Намечено поле деятельности для педагогов: помочь ученикам осознать свои способности и правильно сориентироваться с выбором подходящей профессии. Тем более, что платформа «Профконтур» дает возможность доступа педагога к индивидуальным результатам тестирования каждого ученика, то есть можно определить круг «проблемных» в выборе профессии обучающихся.

Данные, полученные в результате этой диагностики таковы: Из учащихся 9 – 11 классов, опрошенных по тесту С.И. Вершинина- 31% — человек-техника, 8% — человек-природа, 38 % — человек-человек, 23%- человек-знак, 0% — человек — художественный образ.

ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

III. Конкурсная деятельность по профориентаци в школе

осуществляется через участие в районных, областных, всероссийских конкурсах по профориентации:

  1. Ежегодно учащиеся школы участвуют в областном конкурсе юных лесоводов «Друзья леса» — занимают призовые места. В 2015 году принимали участие в межрегиональном этапе данного конкурса заняли 2 место

  2. Ежегодно принимаем участие в областной аграрной олимпиаде Самарской Государственной Сельскохозяйственной Академии. Имеем призовые места

  3. В областном конкурсе юных Исследователей окружающей среды – 1 место

  4. Областной смотр — конкурс школьных лесничеств – 2 место

  5. В Областном Конкурсе-викторине «Я знаю мир профессий!»

  6. В окружном конкурсе «Мир в радуге профессий»

  7. В окружном конкурсе «Я и моя профессиональная карьера»

  8. В районном конкурсе «Безопасный труд в моем представлении»

  9. В региональном Конкурсе «Улыбка трудового дня»

  10. В районной Производственной олимпиаде

  11. В окружном Конкурсе «Самая интересная профессия»

  12. В международном конкурсе научно-исследовательских работ «Старт в науке»

  13. В областном конкурсе творческих работ по экономике и управлению

  14. Во Всероссийской олимпиаде школьников «На страже экономики»

Таким образом, реализуя программу сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, мы рассчитываем на повышение уровня компетентности учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании; формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.

А сейчас вашему вниманию я хочу предложить видеоролик учащихся нашей школы, которые посещают занятия внеурочной деятельности «Радио – Телестудия «На одной волне» и знакомятся с навыками таких профессий, как видео оператор, корреспондент, режиссер монтажа

videouroki.net

Доклад «Современный подход к профориентации школьников»

МОСШ с.Полноват

Современный подход к профориентации школьников

(выступление на окружном научно-практическом семинаре)

Подготовила

Хусаинова Л.Р.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Однако , несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях в кадрах ; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов. О низкой результативности профориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия ,связанные с профессиональным самоопределением учащихся : между их склонностями , способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своего общего развития и возможностью менее квалифицированной работы ; их притязаниями и реальными возможностями заполнения вакантных мест ; склонностью и представлениям о престиже профессии ; желанием заранее попробовать себя в избираемой профессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе и ближайшем её окружении; несоответствием здоровья , характера, привычек требованиям ,предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести к группе внутренних , личностно-психологических.

Но не менее значимы и противоречия социально – экономические : между возросшими требованиями к современному специалисту и действующими формами и методами , сложившимися на основе представлений об экстенсивных путях развития народного хозяйства, его кадрового обеспечения; профессиональными планами молодежи с высоким уровнем образования и экономической необходимостью народного хозяйства заполнить вакантные рабочие места с тяжелым физическим трудом; потребностью общеобразовательной школы и других социальных институтов в специалистах – профориентаторах и отсутствием стабильной комплексной подготовки их в вузах страны ; необходимостью координации и интеграции профориентированных воздействий и решением её узковедомственными путями и средствами.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения , соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников , непрерывного образования и воспитания , цель которых – всестороннее развитие личности , гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса вышеназванных задач , обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся. Профориентация , являясь целостной системой , состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей , задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема — деятельность различных социальных институтов , ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным ; профессиональная консультация , профессиональный подбор , социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности , самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности ; направленностью , т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов , убеждений , интересов , отношением к усваиваемым знаниям и умениям , социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры ; развитием самосознания ; представлением о себе , своих способностях , особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения обусловлен расширением и углублением творческой, общественно –значимой (трудовой ,познавательной ,игровой ,коммуникативной ) деятельности учащихся, формированием нравственной .эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации , выработку программы действий , регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района , города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые , интегративные качества .Система профориентации выполняет диагностическую , обучающую , формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах.

Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства , мы выбрали для курсовой работы малоисследованную сторону профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом : « Формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии ». Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский ,А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня «духовной потребности» , связанной с вдохновением , творчеством , моральной чистотой , осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты как нравственного взросления , так и волевой целеустремленности.

Анализ проблем духовной жизни общества , вопросов , связанных с его культурой , во многом зависят от особенностей подхода к определению последней. Ныне существует более 360 определений этого понятия. Данное многообразие обусловлено прежде всего объективной многозначностью культуры. « Чем богаче подлежащий определению предмет ,- писал Гегель , — т.е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции».

Каждая из наук , изучающих вопросы культуры , исходя из своего предмета исследования выявляет те её стороны и отношения , которые попадают в спектр рассмотрения данной науки. Возрастание роли культуры в жизни общества , успехи , достигнутые в научно – теоретической мысли , во многом обусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическим вопросам духовной культуры. Цели профориентации продиктованы обществом , его задачами , потребностями. Ведущей целью в деятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выбору профессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентации учитель ставит перед собой задачу и более близкие , конкретные цели: вооружение учащихся определёнными знаниями , формирование умений и навыков , раскрытие творческих возможностей и потребностей , воспитание эстетического сознания , нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностных качеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их цели могут быть направлены на решение близких и более отдалённых , как социально значимых , так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализацией эгоистических целей , приобретает потребительский характер , а не созидательный , тем самым ограничивая развитие полноценной личности.

Своеобразными оказываются результаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации. Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – в их знаниях , умениях , навыках, чертах личности , мировоззрении , духовных потребностях . Создание ценностей предметного и идеального характера , осознание собственного роста ( интеллектуального , нравственного, эстетического , творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности – результат деятельности ребенка.

Продукт деятельности школьников – конкретный выбор профессии , в котором реализуются их знания , умения , познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем , что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной вне личностного участия и заинтересованности , не формальной , а именно общественно- полезной , воспитывающей нравственно , физически и духовно здорового человека .Об этом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлых столетий.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию , чтобы требования , которые она предъявляет к работающему , совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы : кто я ? чего я хочу ? что я могу ?, окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Вот главные принципы этой области знаний.

1.Всеобщая талантливость. Бесталанных детей нет, а есть занятые не своим делом.

2.Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже , чем у других ,- значит, что-то должно получиться лучше. Ищите. 3.Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому , что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое , то завтра вы уже будете чуточку другим.

Методы психодиагностики позволяют делать вывод с помощью тестов. Всестороннее развитие личности , формирование эстетических, экологических , нравственных и творческих элементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационной работы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодых рабочих и специалистов так, чтобы ,выйдя из школы они были способны вносить красоту в жизнь, в труд , в отношения людей. Основные элементы духовной культуры невозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны между собой. Говоря об экологии , отношении человека к окружающей среде, нельзя не упомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей перед природой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить на Земле, не мешая другим обитателям , не калеча , не разрушая сотворённое нашей планетой и великим космосом , а разумно и гармонично дополнять своими творениями и облагораживать её. Подрастающее поколение олицетворяет не только ближайшее будущее , но и более отдалённое будущее , и поэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологически безопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчиво к новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства, энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципов и норм. Наконец , сегодняшние дети в перспективе — весьма близкой – возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, — ведут к тому , что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни Заключение.

С тех пор как в школе исчезли подпорки всех идеологических структур , как исчезла система пионерской , комсомольской работы, в школе образовался вакуум , который не может сейчас быть заполнен окончательно. Сегодня школы представляют своеобразные учебные комбинаты, куда ребёнок приходит , чтобы изучить физику , химию , биологию … и уходит. Школа перестала быть воспитательным учреждением. Поэтому необходимо внести в школу искусство – в разных пропорциях, видах и формах. Вся идеология школьной работы , и профориентационной в том числе , должна строиться в первую очередь на культуре , традициях , эстетическом воспитании и художественном развитии. Где , если не в школе , можно дать эту культуру именно каждому ?

«Красота спасёт мир» – с надеждой цитируем из Достоевского. А некоторые – и с привычной иждивенческой ноткой : есть на кого свалить заботу – красота спасёт и вытянет нас из болота , в котором мы сидим по своей лености и нетребовательности духа. Но ведь красоте тоже нужна помощь ! Человека и страну спасёт только дело и деятельность.

infourok.ru

Материал на тему: Формы работы по профориентации школьников

Выступление на МО Классных руководителей.

Васильева Марина Юрьевна

Формы работы по профориентации школьников.

Мы от рождения умеем делать простые выборы: поиграть или отдохнуть, подчиниться или взбунтоваться, рассмеяться или заплакать и многие другие. Но самым сложным для человека является выбор профессии, так как он не заложен в нас природой.

Человеку необходимо понять свои особенности, цели в жизни и на основе этого сделать выбор профессии. При выборе профессии мы выбираем себе и образ жизни. Наши воспитанники не всегда понимают, что свою судьбу и всю жизнь они выстраивают сами. Учитель часто говорит им об этом и пытается направить восприятие учеников в нужном русле. Каждый день желательно воспринимать как сегодняшний ориентир в будущее.

К сожалению не всегда педагоги могут актуализировать детские впечатления, чтобы помочь освободиться от комплексов и страхов. Педагоги должны быть своеобразными психотерапевтами.

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Цель системы профориентационной работы – подготовить учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие компоненты: цели и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы.

В работе по различным направлениям определяется круг форм и методов работы – это рассказ о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера- профессионала в какой- либо области, конкурсы  и т. д.

Ознакомление учащихся с профессиями можно проводить по плану:

  1. Общие сведения о профессиях, краткая характеристика профессии, ее история, основные специальности.
  2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно- техническом прогрессе, ее перспективности.
  3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно- гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью, степень ответственности, влияние профессии на образ работника и быт, экономические условия.
  4. Система подготовки к профессии. Путь получения профессии, связь подготовки с учебной и трудовой деятельностью в школе, уровень и объем знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии.

Предметная цель для школьников – строительство своей дороги жизни. Ученикам старших классов можно предложить следующие темы проектов: «Дорога жизни, по которой я иду к судьбе», «Мой путь к карьере», «Дорога, которая ведет к успеху и счастью».

Работа над проектом «Дорога жизни» начинается с мотивации. Для чего это нужно людям, мне? Зачем я живу? В чем моя миссия на Земле? Каково мое предназначение? Можно обратиться к произведениям искусства, биографиям знаменитых людей, родителям.

Каждый ученик должен будет строить свою дорогу жизни и мысленно пойдет по ней. Для ученика важно, чтобы ему никто не навязывал свой жизненный выбор.

Далее мы вместе с учениками должны наполнить смыслом ценности, которыми вымостим дорогу. Каждый определяет их сам. Основные из этих ценностей: доверие, надежда, благодарность, терпимость, совесть, любовь, семья, гражданственность, патриотизм и др.

Затем следует сделать выбор стиля жизни, стиля отношений с людьми и с миром. Человек – хозяин своей биографии. Диалог с прошлым, настоящим и будущим – это та духовная канва, на которой создаются счастье и благополучие.

На одной стороне дороги будут невзгоды и беды, а на другой радость, солнце и счастье.

Можно попытаться вспомнить факты из прошлой жизни и проанализировать с позиции «если бы прошлое можно было изменить, я изменил бы…», «жизнь сложна уже тем, что в ней не бывает черновиков: все прожитое- окончательный вариант».

Теперь можно вымостить дорогу ценностями. Чем больше ценностей и адекватных личностных смыслов, тем значимее дорога, ведущая к цели.

Профконсультация – это система оказания действенной помощи учащихся в их трудовом самоопределении, основанная на изучении личности, без навязывания суждений и подмены права человека на свободу выбора профессии.

Выделяют следующие этапы:

  1. Подготовительный- ведется в течение всего периода школьного обучения и должна подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
  2. Завершающая консультация- помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Консультацию проводят социальные педагоги, психологи и учителя.
  3. Уточняющая консультация – осуществляют работники колледжей, училищ и вузов.

Современному обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способный самостоятельно принимать решения. Нести ответственность за них, за себя, за других, умеющий рисковать, искать, творить, создавать. Чтобы стать профессионалом, многим молодым нужна помощь.

Формы работы по профориентации:

1 Для младшего звена подойдут:  Классные часы «Профессии наших родителей», «Мои любимые увлечения»; Путешествие в мир профессий, игры, конкурсы рисунков и юных умельцев.

2. Для среднего звена 5-9 классы: ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д.

3. Для старшего звена 10-11 классы: час выбора, диспут «Современный профессионал. Кто он?», дискуссия «Профессии, которые будут всегда», Классный час «Карьера карьере рознь, или мой путь к успеху», круглый стол «Образование и профессия в современном мире», форум «Мой выбор», час профессии «Компьютерщик – это звучит гордо», встреча с представителями учебных заведений, час ответов «Что же престижно сегодня? А завтра?», ролевые игры.

Материал взят из научно- методического журнала «Классный руководитель № 4» , Москва 2012 г.

nsportal.ru

Реферат Профориентация учащихся

Министерство образования Республики Беларусь

Учереждение образования Гродненский государственный университет им. Я.Купалы

               

Выполнил студент физико- технического факультета 3-го курса 2-й группы Субко Е.А.

Гродно 2004

Содержание:

История становления профориентации 2

Цели и задачи профориентации 3

Профессиональное просвящение учащихся 4

Профессиональная консультация учащихся 6

Профессиональный подбор учащихся 7

Социально-профессиональная адаптация молодёжи 8

Профессиональное воспитание учащихся 9

Список литературы 10

История становления профориентации.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к момен­ту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригод­ности человека уходит в глубину веков. Это относится в основ­ном к диагностике знаний, умений и способностей, Уже в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че­тырех арифметических действий.

В древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале канди­дат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием. При этом выясняли биографические данные, уро­вень образованности, оценивали внешность, умение вести беседу. Затем проверяли умения трудиться, слушать, молчать, проводили испытания огнем, водой, угрозой смерти тех, кто пе был уверен в своих способностях к учению, кто сомневался в возможности вы­держать все тяготы длительного периода образования.

Сообщается, что эту суровую систему испытаний и отбора ус­пешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор. Вер­нувшись после учебы в Грецию, он основал свою школу, допуск в которую открывал после серии различных испытаний, похожих па те, которые он выдержал сам. Пифагор подчеркивал важную роль интеллектуальных способностей, образно утверждая, что «не из каждого дерева можно выточить Меркурия», и потому прида­вал значение диагностике в первую очередь именно этих способ­ностей. Пифагор обращал также внимание на смех и походку молодых людей, утверждая, что манера смеяться служит самым хорошим показателем характера человека. Он внимательно от­носился к рекомендациям родителей и учителей, тщательно вел наблюдение за каждым новичком, после того как последнего приглашали свободно высказываться и, не стесняясь, смелее оспа­ривать мнение собеседников.

В III тысячелетии до н. э. в Китае существовала широко рас­пространенная должность и профессия правительственного чинов­ника. Соответственно и здесь появились первые элементы проф­отбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам импе­ратор, он же проводил непосредственную проверку знаний на за­ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора пре­тендентов.

Основателем научного изучения индивидуальных различий счи­тается английский ученый Ф. Гальтон. С целью изучения этих различий он воспользовался случаем проведения в Лондоне Меж­дународной выставки медицинского оборудования и методов ох­раны здоровья (1884 г,). На выставке посетители могли проверить свои физические способности, некоторые физиологические возмож­ности организма и психические свойства — всего по 17 показате­лям. В числе показателей были рост, вес, жизненная емкость лег­ких, становая сила, сила кисти и сила удара, запоминание объек­тов, различение цветов, острота зрения и др. По полной програм­ме было исследовано 9337 человек.

В России профориентационная деятельность начала разверты­ваться в первые годы XX в. Педагогическим музеем учительского дома (Москва) был предпринят ряд обследований, касающихся выбора профессии учащимися различных типов школ. В процессе этой работы было решено выяснить, какие профессии привлекают наибольшее внимание, в чем причины, побуждающие молодых лю­дей идти по тому или иному трудовому пути. С этой целью музей организовал в школах опрос учащихся. Им были заданы вопро­сы: 1. Куда, на какое место ты поступишь по окончании школы? 2. Почему ты поступишь именно на это место? 3. Кем .бы тебе са­мому больше всего хотелось быть в будущем? 4. Почему именно им? 5. Кто твои родители? Чем они занимаются? 6. Имя, фамилия, класс, возраст, тип школы. Наряду с ответами учеников сведения о них собирались и через учителей.

studfile.net