Долгосрочная память это – Память — Википедия
что это такое, виды, диагностика, как развить
У каждого человека есть смутные или более-менее чёткие воспоминания о детстве, своём подростковом периоде, студенческих годах. Одни из них яркие и осознанные, другие расплывчатые и туманные. Какие-то события безвозвратно уходят в забвение, и даже рассказы родителей или знакомых не способны вернуть их оттуда. За всё это отвечает долговременная память человека (сокращённо обозначается как ДВП).
Благодаря ей он может удерживать и воспроизводить различную информацию, срок давности которой практически не ограничен. Кто-то помнит происходящее с ним, начиная с 2-х лет, другие — только с 6-ти. А есть и такие уникальные личности (как, например, американская актриса и ведущая Мэрилу Хеннер), которые в деталях могут воссоздать картины, начиная с самого своего рождения.
Что это такое
Долговременная память — это объект изучения нейрофизиологии и психологии.
В нейрофизиологии она изучается как возможность нейронов изменять силу синапса. На ней основывается способность обучения и запоминания информации. Этот механизм наблюдается во всех организмах с центральной нервной системой.
В психологии это высшая психическая функция, позволяющая удерживать, сохранять, накапливать и воспроизводить большое количество знаний и навыков, полученных на протяжении длительного времени.
Иными словами, долговременная память представляет собой склад информации в мозговых структурах, который отличается большим (по мнению многих специалистов, неограниченным) объёмом и длительным сроком хранения. Накопление и использование материала, находящегося там, становится возможным, благодаря прочным, не распадающимся мгновенно (как при кратковременной памяти) нейронным связям, которые обусловлены сложными биохимическими процессами в организме.
Нейрофизиология
В 2011 году в Дюкском университете (частное исследовательское научное учреждение в США, штат Северная Каролина) в медицинском центре было сделано важное открытие. Учёные подробно расписали нейронную цепочку, которая является основой долговременной памяти. Сигнал идёт всего 10 минут, но при этом образуются крепкие соединения, которые не распадаются в течение достаточного длительного периода и могут сохраняться на протяжении всей жизни.
До этого нейробиологи не могли выяснить, как между звеньями данной цепочки устанавливался такой прочный и длительный контакт. Оказалось, что в основе долговременной памяти лежит чистая биохимия: связь между ними обусловлена сигнальными белками, которые, в свою очередь, обеспечивают устойчивый нейронный клеточный каркас из актина. Это глобулярный белок, благодаря которому звенья не провисают и не рвутся.
Данное явление было названо долговременной потенциацией. Её примерная схема включает в себя два этапа.
Этап 1. Первичный
Короткий нервный электрический импульс (новый, не известный ЦНС до этого) → Установление контактов между нейронами → Формирование прочного актинового цитоскелета (электрического столба, по которому идёт импульс) → Ответная реакция (сохранение нужной информации).
С точки зрения биохимии запуск сигнала и установление контактов между нейронами выглядит так:
Мощный поток ионов кальция в синапс → Запуск киназы, которая называется СаМКII (фермент, контролирующий с помощью фосфатов деятельность сигнальных белков) → Активация двух белков, Rho и Cdc42 → Формирование актинового цитоскелета.
Этап 2. Вторичный
Тот же самый короткий нервный электрический импульс (уже известный ЦНС) → Его проведение по тому же актиновому цитоскелету, по которому он уже проходил → Ответная реакция (воспроизведение нужной информации).
Вторая цепочка по скорости гораздо быстрее первой, потому что контакты между нейронами уже установлены ранее, как и актиновый цитоскелет тоже оказывается сформированным. Чем чаще человек вспоминает какое-то событие из прошлого (запускает тот самый импульс), тем быстрее он воспроизводит его, как бы давно оно не произошло, потому что ЦНС уже знает путь, по которому отправляется данный сигнал.
Биохимические основы долговременной памяти стали доступны учёным Дюкского университета, благодаря особому лабораторному методу микроскопии. Он позволяет видеть молекулярные трансформации в синапсе при формировании прочного нейронного цитоскелета.
Открытие американских учёных позволило сделать вывод, что в основе долговременной памяти лежат сложные биохимические процессы. Кроме того, было выявлено, что болезнь Альцгеймера, слабоумие, многие неврологические патологии, связанные с неспособностью восстанавливать воспоминания из прошлого, сопровождаются повреждением двух белков Rho и Cdc42, отвечающих за формирование актинового цитоскелета.
До этого открытия существовали две совершенно иные теории ДВП: глиальная (деятельность нейроглии) и иммунохимического механизма (синтез антигенов на синаптических мембранах и антител к ним в глиальных клетках).
Стадии
1. Кодирование
В отличие от краткосрочной, долговременная память человека не предполагает какого-то конкретного вида репрезентации вербального материала. Это значит, что кодирование не бывает здесь ни зрительным, ни слуховым. Оно основано на элементах, главный из которых — смысл. Из-за этого удерживаемая и воспроизводимая потом информация редко бывает 100% точной.
Пример. Чтобы запомнить номер телефона, вы повторяете его несколько раз. Срабатывает слуховая кодировка в рамках кратковременной памяти. Когда преподаватель в лекции даёт определение сложного научного термина, вряд ли кто-то из студентов сможет через полтора часа занятий точь-в-точь повторить его, хотя суть своими словами передадут. Это смысловая кодировка, работающая на ДВП: главное — уловить основное содержание, а не запоминать детали.
2. Воспроизведение
Человек не может воспроизвести информацию из КВП потому, что она угасает или вытесняется новыми образами. В долговременной памяти это исключено. Всё, что человек сознательно запоминал, остаётся в хранилище на всю жизнь. Тут вполне логичен вопрос: но почему же мы тогда не можем вспомнить некоторые события из прошлого? И как же те, у кого наблюдаются провалы?
Здесь уместно сравнить склад информации с огромной библиотекой из миллиона книг. Те полки, к которым мы обращаемся часто, всегда под рукой, так что материал из них легко и быстро воспроизводятся. А вот если человека в возрасте, чья сфера деятельности не пересекается с математикой, спросить, как выглядит формула бинома Ньютона, которую он изучал в курсе алгебры 10 класса, он вряд ли вспомнит, хотя в школьные годы заучивал её. Она есть в хранилище его памяти, но слишком далеко, и он вряд ли её отыщет без повторения.
В психологии воспроизведение информации в долговременной памяти может идти двумя путями — через её поиск и активацию.
3. Хранение
Эта стадия связана по большей части с нейрофизиологией, так как здесь на первый план выступает гиппокамп — отдел лимбической системы мозга. Его задача — консолидация памяти (переход от краткосрочной к долгосрочной), складирование информации в том самом хранилище.
На сегодняшний день его функции продолжают активно изучаться.
Виды
Имплицитная
Бессознательная, скрытая, неосознаваемая долговременная память, позволяющая использовать информацию, полученную из прошлого опыта, который может быть уже забыт человеком. Учёные доказа
ponervam.ru
Долгосрочная память — Long-term memory
Долговременная память ( LTM ) является стадия модели памяти Аткинсон Shiffrin где информативный знание проводится на неопределенный срок. Оно определено в отличие от краткосрочных и рабочей памяти , которые сохраняются лишь около 18 до 30 секунд. Долговременная память обычно помечена как явная память ( декларативная ), а также эпизодическая память , семантическая память , автобиографическая память , и неявная память ( процедурная память ).
модель памяти Dual-магазин
По словам Миллера , статья которого в 1956 году популяризировал теорию «магического числа семь» , кратковременная память ограничена определенное количество порций информации, в то время как долговременная память имеет безграничный магазин.
модель памяти Аткинсон-Shiffrin
В соответствии с моделью памяти двойного магазина , предложенной Ричардом С. Аткинсоном и Ричардом Shiffrin в 1968 году, воспоминания могут находиться в краткосрочной перспективе «буфер» в течение ограниченного времени , когда они одновременно усиливая их объединения в долговременной памяти. Когда предметы первой представлены, они входят в кратковременную память, но из — за ограниченного пространства, как ввести новые элементы, старые выталкиваются. Тем не менее, каждый раз , когда элемент в кратковременной памяти репетировали, он укрепляется в долговременной памяти. Аналогичным образом , чем дольше пункт остается в кратковременной памяти, тем сильнее его связь становится в долговременной памяти.
Модель Бэдделея рабочей памяти
В 1974 году Baddeley и Hitch предложил альтернативную теорию кратковременной памяти: модель Бэдделея из рабочей памяти . Согласно этой теории, кратковременная память делятся на различные ведомых системы для различных типов входных элементов, и есть исполнительный контроль контроля , какие элементы входа и выход этих систем. Ведомые системы включают фонологический цикл, зрительно-пространственные, с блокнотом и эпизодический буфер (позже добавленный Baddeley).
Кодирование информации
Долговременная память кодирует информацию семантически для хранения, так как исследовал Baddeley . В видении, информация должна ввести рабочую память , прежде чем он может быть сохранен в долговременной памяти. Об этом свидетельствует тот факт , что скорость , с которой информация хранится в долговременной памяти определяется количеством информации , которая может быть в форме, на каждом шаге, в визуальной рабочей памяти. Другими словами, чем больше емкость оперативной памяти для определенных раздражителей, тем быстрее эти материалы можно извлечь.
Synaptic консолидации представляет собой процесс , с помощью которого элементы передаются из краткосрочных в долговременной памяти. В течение первых нескольких минут или часов после приобретения, Инграмма (след памяти) кодируется в пределах синапсов, становится устойчивым (хотя и не иммунным) к помехам от внешних источников.
Как долговременная память подвержена выцветанию в естественном забытья процессе обслуживания репетиция (несколько напоминает / извлечения памяти) может быть необходимы для сохранения долгосрочных воспоминаний. Индивидуальные извлечения могут иметь место в увеличении интервалов в соответствии с принципом разнесенного повторения . Это может произойти совершенно естественный путь отражения или преднамеренного вызова (также известный как рекапитуляция), часто зависит от воспринимаемой важности материала. Использование методов тестирования как формы отзыва может привести к эффекту тестирования , который помогает долговременной памяти посредством извлечения информации и обратной связи.
Спать
Некоторые теории считают сон является важным фактором в создании хорошо организованных долгосрочных воспоминаний. (Смотрите также сон и обучение .) Сон играет ключевую роль в консолидации новых воспоминаний.
Согласно теории TARNÓW, в долгосрочные воспоминания хранятся в грез формате (напоминающем выводы Пенфильд & Расмуссена , что электрические возбуждения коры приводят к опыту подобных сновидениях). Во время бодрствования исполнительной функция интерпретирует долговременную память в соответствии с проверкой реальности ( Tarnow 2003 ). Предлагается также в теории о том , что информация , хранящаяся в памяти, независимо от того , как стало известно, не может повлиять на производительность на конкретной задаче , не субъект, зная , что эта память используется. Вновь приобретенные декларативных следы памяти , как полагают , может возобновиться во NonREM сна , чтобы продвинуть их hippocampo-неокортекса трансфер для длительного хранения. В частности , новые декларативные воспоминания лучше запоминается , если вспомнить следует этап II без быстрого сна движения глаз. Реактивация памяти во время сна может привести к прочному синаптические изменения в определенных нейронных сетей. Это высокая активность шпинделя, низкая активность колебаний и волновая активность дельты во время NREM сна , который помогает способствовать декларативной консолидации памяти. В обучении , прежде чем веретена сна перераспределяется neuronally активного upstates в медленных колебаниях. Веретен сна , как полагают, вызывают синаптические изменения и тем самым способствовать консолидации памяти во время сна. Здесь мы рассмотрели роль сна в задаче распознавания объектов-месте, задача тесно сопоставимы с задачами , обычно применяемыми для тестирования декларативной памяти человека: Это одна суда задачи, гиппокамп-зависимый, не стрессовое а и может повторяться в пределах то же животное. Лишение сна снижает бдительность или возбуждение уровней, влияющие на эффективность некоторых когнитивных функций , таких как обучение и память.
Теория, что сохранение преимущества сна памяти не является новой идеей. Это было вокруг, так как эксперимент Эббингауза на позабыв в 1885. Совсем недавно исследование было сделано по Payne и его коллегами и Хольцу и коллегам. В Payne и участников эксперимента коллеги были выбраны случайным образом и разделены на две группы. Обе группы были даны семантически связанные или не связанные пары слов, но одна группа получила информацию в 9 утра, а другая группа получала свои базы на 9pm. Затем участники были испытаны на пары слов в одном из трех интервалов 30 минут, 12 часов, 24 часов или более поздних версий. Оказалось, что участники, которые имели период сна между обучения и тестирования сессий сделали лучше на тестах памяти. Эта информация похожа на другие результаты поиска в предыдущих опытах Дженкинс и Dallenbach (1924). Кроме того, было обнаружено, что многие домены декларативной памяти страдают от сна, такие как эмоциональная память, семантической памяти и прямого кодирования.
Хольц обнаружил, что не только сон влияет на консолидацию декларативной памяти, но и процедурные воспоминания. В этом эксперименте пятьдесят подростков участников обучались либо пары слов (что представляет декларативную память) и палец постукивая задачу (процедурная память) в одном из двух разных времени суток. То, что они обнаружили, что процессуальная палец коснувшись задачей лучше всего кодируются и вспомнил непосредственно перед сном, но декларативно пары слов задача была лучше запоминаются и кодируются, если узнал, в 3 часа дня.
Разделы
Мозг не хранит воспоминания в единой структуре, как можно видеть на компьютер жесткого диска . Вместо этого, различные типы памяти сохраняются в различных областях головного мозга. Долговременная память , как правило , делятся на две основные рубрики: явную память и неявную память .Явная память
Явная памяти ( декларативная память ) относится ко всем воспоминаниям, которые сознательно доступны. Они кодируемый гиппокампе , энторинальная корой и околоносовая кора , но и хранятся в другом месте. Точное место хранения неизвестно, но височная кора была предложена в качестве вероятного кандидата. Исследования Meulemans и Ван — дер — Линден (2003) обнаружили , что амнезия пациентов с повреждением медиальной височной доли выполненных хуже явных тестов в обучении , чем сделали здоровых лиц . Однако эти же амнезия пациенты осуществляются с той же скоростью , как здоровые на неявных тестах обучения. Это означает , что медиальная височная активно участвует в явном обучении, но не в неявном обучении.
Декларативная память состоит из трех основных подразделений:
Эпизодическая память
Эпизодическая память относится к памяти для конкретных событий во время, а также поддерживать их образование и извлечение данных. Некоторые примеры эпизодической памяти будет вспомнить чье — то имя , и что произошло в вашем последнем взаимодействии друг с другом. Эксперименты , проведенные Spaniol и его коллеги показали , что пожилые люди имеют худшие эпизодические воспоминания , чем молодые взрослые , потому что эпизодическая память требует контекстно зависимой памяти .
Семантическая память
Семантическая память относится к знанию о фактической информации, таких как значения слов. Семантическая память независимой информации , такой как информация запомнилась теста. В отличии от эпизодической памяти, пожилые люди и молодые взрослые не показывают большую разницу в семантической памяти, предположительно потому , что семантическая память не зависит от контекста памяти.
Автобиографическая память
Автобиографическая память относится к знанию о событиях и личном опыте из собственной жизни человека. Хотя похожи на эпизодическую память , она отличается тем , что она содержит только те события , которые непосредственно имеет отношение к личности, со всех их жизнью. Конвее и Pleydell-Пирс (2000) утверждают , что это один из компонентов системы самообслуживания памяти.
Неявные память
Неявные памяти ( процедурная память ) относится к использованию объектов или движений тела, например, как именно использовать карандаш, водить машину или ездить на велосипеде. Этот тип памяти кодируется , и предполагается , хранятся в стриатуме и других частей базальных ганглиев . Базальные ганглии , как полагают, опосредуют процедурную память и другие структуры мозга и в значительной степени зависит от гиппокампа. Исследования Манелис, Hanson и Hanson (2011) обнаружили , что реактивация теменной и затылочной областей был связан с имплицитной памяти. Процедурные памяти считаются не декларативной памятью или бессознательной памятью , которая включает в себя грунтовочное и неассоциативное обучение . Первая часть nondeclarative памяти (неявное памяти) включает в себя грунтование. Грунтовка происходит , когда вы делаете что — то быстрее после того, как вы уже сделали эту деятельность, например, письменной форме или с помощью вилки. Другие категории памяти также могут иметь отношение к обсуждению долговременной памяти. Например:
Эмоциональная память , память для событий , которые вызывают особенно сильные эмоции, является областью , которая может включать в себя как декларативные и процедурные процессы памяти. Эмоциональные воспоминания сознательно доступны, но вызывают сильную, бессознательную физиологическую реакцию. Исследования показывают , что миндалина чрезвычайно активна во время эмоциональных ситуаций, и действуют с гиппокампом и префронтальной корой в кодировании и консолидации эмоциональных событий.
Рабочая память не является частью долговременной памяти, но имеет важное значение для долговременной памяти функционировать. Оперативная память имеет и манипулирует информацию в течение короткого периода времени, прежде чем он будет либо забыт или закодирован в долговременную память. Тогда для того, чтобы вспомнить что — то из долговременной памяти, она должна быть возвращена в рабочую память. Если рабочая память перегружена это может повлиять на кодирование долговременной памяти. Если один имеет хорошую рабочую память , они могут иметь более долгосрочное кодирование памяти.
Расстройства памяти
Небольшие бытовые промахи и провалы в памяти довольно обычным явлением, и , естественно , может увеличиваться с возрастом, когда плохо, или когда в условиях стресса. Некоторые женщины могут испытывать больше провалов в памяти после начала менопаузы. В целом, более серьезные проблемы с памятью возникают из — за черепно — мозговой травмы или нейродегенеративные заболевания .
Травматическое повреждение мозга
Большинство выводов о памяти, был результатом исследований, повреждений конкретных областей мозга у крыс и приматов, но некоторые из наиболее важных работ являются результат случайной или непреднамеренной травмы головного мозга. Самый известный случай в последних исследованиях памяти является тематическое исследование НМ , который имел части своего гиппокампа, парагиппокампальной кортикальных и окружающие ткани удалены в попытке вылечить его эпилепсию . Его последующая общая антероградная амнезия и частичная ретроградная амнезия при условии , что первого доказательство для локализации функции памяти, а дальнейшее уточнение различий между декларативной и процедурной памятью.
нейродегенеративные заболевания
Многие нейродегенеративные заболевания могут вызвать потерю памяти. Некоторые из наиболее распространенных (и, как следствие, наиболее интенсивно исследуемым) включают болезнь Альцгеймера , деменция , болезнь Гентингтона , рассеянный склероз , болезнь Паркинсона и шизофрению . Отсутствует акт конкретно на память; вместо этого, потеря памяти часто является жертвой обобщенного нейронного ухудшения. В настоящее время эти болезни являются необратимыми, но исследования стволовых клеток, психофармакологии и генной инженерии являются многообещающими.
Те с болезнью Альцгеймера обычно обнаруживают такие симптомы, как получение на мгновение потеряли на знакомых маршрутах, помещая вещи в неподходящих местах и искажениях существующих воспоминаний или совсем позабыв воспоминания. Исследователи часто использовали парадигму Диз-Roediger-McDermott (DRM) для изучения последствий болезни Альцгеймера на память. Парадигма DRM представляет собой список слов , такие как дремота, подушка, кровать, сон, сон и т.д., с темой словом, не представлен. В этом случае тема слово было бы спать. У пациентов с болезнью Альцгеймера, скорее всего , вспомнить тему слово как часть первоначального списка , чем у здоровых взрослых. Существует возможная связь между более длительным временем кодирования и повышенной ложной памятью в LTM. Пациенты в конечном итоге , опираясь на суть информации , а не самих конкретных слов. Ведет к болезни Альцгеймера неконтролируемой воспалительной реакции , вызванной обширным отложением амилоида в головном мозге, что приводит к гибели клеток в головном мозге. Это становится хуже с течением времени и в конечном итоге приводит к когнитивным снижением, после потери памяти. Пиоглитазон может улучшить когнитивные нарушения, включая потерю памяти и может помочь защитить долгосрочное и visiospatial память от нейродегенеративных заболеваний.
Болезнь Паркинсона пациенты имеют проблемы с познавательной деятельностью; эти вопросы напоминают , что наблюдаются у пациентов лобной доли и часто может привести к слабоумию. Считаются , что болезнь Паркинсона вызвана деградацией дофаминергических мезокортиколимбической проекции , происходящей из вентральной области покрышки. Кроме того , были показано , что гиппокамп играет важную роль в эпизодическом и пространственном (частей LTM) памяти и пациенты с болезнью Паркинсона имеет аномальные hippocampuses , приводящие к ненормальному функционированию LTM. L-доп инъекция часто используется , чтобы попытаться облегчить симптомы болезни Паркинсона, а также поведенческую терапию.
больных шизофренией имеют проблемы с вниманием и исполнительными функциями, которые в свою очередь влияет на долгосрочную консолидацию памяти и поиска. Они не могут кодировать или получить временную информацию должным образом, что приводит к их выбору неподходящего социального поведения. Они не могут эффективно использовать информацию, которой они обладают. Префронтальной коры, где больные шизофренией имеют структурные аномалии, участвует в височной доле, а также влияет на гиппокамп, что вызывает трудности в их кодирования и извлечения временной информации (в том числе долговременной памяти).
Биологические подкрепления на клеточном уровне
Долговременная память, в отличие от кратковременной памяти, зависит от синтеза новых белков. Это происходит в клеточном теле, и касается конкретных передатчиков, рецепторов, а также новых путей синапсов , которые усиливают коммуникативные силы между нейронами. Производство новых белков , посвященного синапс армирования срабатывает после выпуска определенных сигнальных веществ (таких , как кальций в нейронах гиппокампа) в клетке. В случае клеток гиппокампа, этот выпуск зависит от высылки магния (связывающие молекулы) , которые выталкиваются после значительных и повторяющихся синаптической передачи сигналов. Временное изгнание магния освобождает рецепторы NMDA , чтобы освободить кальций в клетке, сигнал , который приводит к транскрипции генов и строительству армирующих белков. Для получения дополнительной информации см долгосрочного потенцирования (LTP).
Один из вновь синтезированных белков в LTP также имеет важное значение для поддержания долговременной памяти. Этот белок представляет
ru.qwertyu.wiki
память долговременная — это… Что такое память долговременная?
- память долговременная
- — подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемая огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом ввода данных в П. д. и их фиксации обычно считается повторение, которое осуществляется на уровне памяти кратковременной. Однако чисто механическое повторение не приводит к устойчивому долговременному запоминанию. Кроме того, повторение служит необходимым условием фиксации данных в П. д. лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и тем, что уже известно субъекту. В П. д. одновременно функционирует несколько форм организации знаний. Одной из них является организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных, родовых и более специфических, видовых понятий. Другой формой организации, характерной для житейских категорий, является группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких представителей категории — прототипов. Семантическая информация в П. д. включает как понятийные, так и эмоционально-оценочные моменты, отражающие различное личностное отношение субъекта к тем или иным сведениям (см. значение, личностный смысл). Исследование организации информации в П. д. является поэтому важным средством диагностики познавательной сферы и личности (см. психодиагностика, психосемантика).
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- память долговременная
— подсистема памяти, обеспечивающая продолжительное — от часов до десятилетий — удержание знаний, сохранение умений и навыков; ей свойствен огромный объем сохраняемой информации. Физиологически связывается с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот.
Основным механизмом ввода данных в память долговременную и их фиксации обычно считается повторение, реализуемое на уровне памяти кратковременной. Но чисто механическое повторение не приводит к устойчивому запоминанию. К тому же повторение служит необходимым условием фиксации данных в памяти лишь в случае вербальной или легко вербализуемой информации. Решающее значение имеет осмысленная интерпретация нового материала, установление связей между ним и уже известным. При этом может теряться внешняя, поверхностная форма запоминаемого сообщения, но смысл его удерживается длительное время.
Поскольку объем хранящихся в памяти долговременной сведений громаден, успешный поиск информации возможен лишь при условии ее высокой организованности. Судя по экспериментальным данным, в ней одновременно действует несколько форм организации знаний. Одна из них — организация семантической информации в иерархические структуры по принципу выделения более абстрактных (родовых) и более специфических (видовых) понятий. Другая форма организации, характерная для житейских категорий, — это группировка отдельных понятий вокруг одного или нескольких типичных представителей категории — прототипов. Так, стол скорее может служить прототипом категории мебели, чем шкаф или диван.
Семантическая информация в памяти долговременной содержит и понятийные, и эмоционально-оценочные моменты, отражающие личностное отношение субъекта к конкретным сведениям (см. значение; смысл личностный). Поэтому исследование организации информации в памяти долговременной — важное средство диагностики личности и ее сферы познавательной.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- память генетическая
- память иконическая
Смотреть что такое «память долговременная» в других словарях:
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ. См. долговременная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Память долговременная — (долгосрочная) – форма памяти, обеспечивающая продолжительное (в течение годов и десятилетий) сохранение информации и навыков. Формируется чаще путем многократного повторения при посредстве кратковременной памяти. В основе П. д. лежит процесс… … Словарь дрессировщика
память долговременная — служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
память долговременная — П., характеризующаяся продолжительностью хранения информации, сравнимой с продолжительностью жизни организма … Большой медицинский словарь
память долговременная — одна из разновидностей памяти, обеспечивающая продолжительное (от часов до десятилетий) сохранение и последующее воспроизведение той или иной ранее воспринятой информации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ — форма памяти, обеспечивающая продолжительное (от нескольких часов до многих лет) удержание зна ний, сохранение умений и навыков и характеризующаяся огромным объемом сохраняемой информации. Основным механизмом П. д. счи тается повторение,… … Психомоторика: cловарь-справочник
ПАМЯТЬ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ (ДВП) — Память на информацию, которая была хорошо обработана и интегрирована в общие знания, хранящиеся в памяти у человека. Если входящая информация была обработана или интерпретирована достаточно глубоким способом, то ее основное содержание… … Толковый словарь по психологии
Память долговременная (ДВП) — – память на информацию, которая ранее была в достаточной степени обработана и и затем прочно интегрирована в систему знания индивида. Объём этой памяти практически ничем не ограничен, как и время хранения информации (многие впечатления… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
память: классификация — проводится согласно характерным особенностям процесса мнемического, обеспечивающего сохранение и восстановление ранее пережитого и воспринятого субъектом «материала». Эти особенности обусловлены соответственными особенностями деятельности… … Большая психологическая энциклопедия
память — у всех различна. Это связано с индивидуально психологическими и возрастными особенностями людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъе
psychology.academic.ru
Память
Человеческий организм уникален. Он наделен множеством функций, значимость которых, пожалуй, становится понятной особенно остро именно тогда, когда эти функции утрачиваются. Мы чувствуем, думаем, видим, реализуем свои способности на профессиональной ниве и в повседневной жизни. Одним словом — мы живем. Каждый день мы переживаем множество радостных и грустных событий, которые утратили бы свою прелесть, если бы не память.
С помощью памяти мы способны запоминать информацию, хранить ее в головном мозге и воспроизводить ее в необходимое время. Информация накапливается, сортируется и хранится в разных участках мозга.
Ученые установили, что разная информация запоминается с разной скоростью. Так, запахи, лица и другие вещи, с которыми мы сталкиваемся регулярно, запоминаются быстро и практически без усилий, тогда как, более сложные, реже встречающиеся изображения часто повторно воспроизводятся с трудом.
Виды памяти
Существует два основных вида памяти: краткосрочная и долгосрочная.
Краткосрочная память, еще называемая рабочей, необходима для срочного запоминания и хранения информации в пределах от нескольких секунд до часов. Примером может послужить запоминание информации при подготовке к экзамену или телефонное сообщение, которое вы помните до тех пор, пока не передали его по назначению.
Долгосрочная память хранит важную информацию, которая используется изо дня в день или дорогие для вас вещи из прошлого. Базовые знания включают в себя имена членов семьи и друзей, адрес, информацию о повседневных видах активности.
Долгосрочная память подразделяется на несколько подтипов:
1.сознательная – информация запоминается благодаря осознанному усилию, например, в период обучения;
2.подсознательная – информация, автоматически запоминающаяся для осуществления стандартных действий, например, езда на велосипеде, вождение машины, игра в теннис и т.п.;
3.семантическая – информация настолько прочно «записанная» в нашу память, что не требует никаких усилий для ее воспроизведения, например, знания месяцев года.
Как работает память?
Появление современных технологий позволило врачам и ученым узнать некоторые механизмы накопления, сортировки и хранения информации в нашем мозге.
Головной мозг имеет множество областей, отвечающих за сортировку и хранение поступающей в него информации. Если одни виды информации собираются по сходству (например, запахи) и хранятся в одной области мозга, то другие дробятся по разным участкам. Когда, вам необходимо воспроизвести информацию, происходит активация специфических участков головного мозга, которые по особым признакам собирают все имеющиеся сведения о конкретном предмете и синтезируют ее в целостный образ, готовый к воспроизведению.
На «качество» памяти оказывает влияние множество факторов. Не последнее место среди которых играет генетика. Именно поэтому, одни люди имеют более хорошую память, чем другие.
Память и возраст
К сожалению, чем старше мы становимся, тем сложнее становится запоминать новую информацию. Особенно явным постепенное ухудшение памяти становится заметным после 50 лет. При этом в первую очередь страдает краткосрочная память. Как правило, с возрастом, мозгу становится сложнее реорганизовывать информацию и искать пути для ее использования и воспроизведения. Так, например, становится трудно выполнять несколько дел одновременно.
Однако некоторыми исследователями доказано, что при запоминании новой информации важно, то, как вы это делаете. Так, при правильном подходе к обучению, усвоение материала практически не зависит от возраста.
Среди видов долгосрочной памяти в первую очередь нарушается сознательная память, в то время как подсознательная и семантическая практически не страдают.
Признаки ухудшения памяти
Каждый из нас время от времени забывает что-нибудь, например, ключи от квартиры. Однако такая забывчивость абсолютно нормальна в любом возрасте. Тем не менее, тяжелое нарушение памяти никогда не является признаком обычного старения и может быть обусловлено различными заболеваниями, длительным стрессом, последствием депрессии или нарушений сна.
Установить более выраженные снижения памяти достаточно легко. Просто ответьте на следующие вопросы:
- Часто ли вы не можете найти нужный предмет?
- Сложно ли вам решать задания, требующие выполнения целой серии действий (например, приготовление пищи)?
- Стало ли вам сложнее эффективно решать производственные и домашние проблемы?
- Трудно ли вам ориентироваться в городе?
- Возникают ли вас проблемы с вождением автомобиля, которых не было раньше?
- Замечаете ли вы, что вам стало трудно быстро подобрать нужное слово для выражения мысли?
- Трудно ли вам поддерживать разговор?
- Замечаете ли вы какие-либо изменения характера? Например, что вы стали более раздражительным или угнетенным?
- Стало ли вам труднее ориентироваться в происходящих вокруг вас или в мире событиях?
- Положительные ответы на эти вопросы, являются настораживающими симптомами и требуют как можно раннего обращения за медицинской помощью.
medafarm.ru
Память — это… Что такое Память?
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов).
Процессы памяти
- Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
- Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
- Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
- Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Классификация видов памяти
Существуют различные типологии памяти:
- по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память;
- по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
- по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
- по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
- по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
- по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
- по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
- по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[1]
Критерий | Вид |
---|---|
Содержание |
|
Время |
|
Организация запоминания |
|
- Модель Дональда Нормана (Donald Norman) и Нэнси Во (Nancy Waugh) выделяет две структуры памяти: первичная память хранящая временную информацию, которую человек использует в данный момент и вторичная память сохраняющая информацию на длительное время.[2]
- Модель Ричарда Аткинсона (Richard Atkinson) и Ричарда Шиффрина (Richard Shiffrin) выделяет три структуры памяти: сенсорное хранилище (sensory store) или сенсорная память, содержащее небольшой объем информации, сохраняемую на небольшой период; кратковременное хранилище, сохраняющее ограниченный объем информации, сохраняющийся более продолжительный срок, в нем протекают процессы, регулирующие обмен информацией с долговременной памятью; долговременная память, сохраняющая значительный объем информации на продолжительный период или постоянно. Аткинсон и Шиффрин рассматривали эти хранилища не в качестве определенных психологических структур, но как гипотетическую, ментальную модель помогающую понять функционирование памяти.[3]
- Модель уровней переработки Фергуса Крейка (Fergus I. M. Craik) и Роберта Локхарта (Robert S. Lockhart) разработанная в 1972 г.[4] Память является функцией переработки стимульной информации. Память не включает фиксированное количество хранилищ. То, на каком уровне памяти сохраняется информация зависит от процессов переработки. Чем более глубокий уровень переработки информации, тем более долгосрочный характер будет иметь хранение в памяти этой информации. П. И. Зинченко экспериментально показал как уровень переработки влияет на запоминание.[5]
- Модель рабочей памяти Алана Бэддли (Alan Baddeley). (См. Рабочая память) Рабочая память является частью долговременной памяти и включает в себя кратковременную память. Рабочая память содержит только ту информацию из долговременной памяти, которая находится в активной обработке. В рабочей памяти находятся зрительно-пространственный набросок, фонологическая петля, центральный управляющий элемент (central executive) координирующий когнитивные процессы (связывающий информацию поступающую из разнообразных источников и управляющий вниманием), эпизодический буфер (episodic buffer), другие подсистемы.
- В концепции Карла Юнг
dic.academic.ru
Долговременная память
В психологии под долговременной памятью понимают один из главных познавательных психических процессов.
Благодаря долговременной памяти мы способны обращаться к своему прошлому, отыскивать в нём информацию, которая необходима для понимания настоящего. В долговременной памяти содержатся знания, придающие смысл нашему опыту, нашей жизни. Долговременная память соединяет прошлое и настоящее и собирает информацию для будущего. От развития этого вида памяти зависит процесс обучения, накопление профессионального опыта, становление профессионального мастерства.
Согласно концепции Р. Аткинсона, предлагающей наиболее разработанную модель структуры памяти, последняя представляет собой три согласованно работающих блока: сенсорных регистров (с хранением информации около 1 секунды), кратковременного хранилища (с небольшим объемом и длительностью хранения около 30 секунд) и блоком долговременного хранения (с неограниченным объёмом и временем сохранения информации). Долговременная память как раз и является третьей частью этой трёхкомпонентной модели памяти.
Долговременную память отличают устойчивость, емкость, богатство и разнообразие абстрактных форм, структур, кодов. Исследователи нейрокогнитологии давно задаются вопросом, где память локализована и как мозг осуществляет хранение информации в долговременной памяти. В конце XX века были сделаны важнейшие открытия, позволяющие приблизиться к пониманию этих процессов. Так, выяснилось, что память локализована и в специальных областях, и по всему мозгу. Сложность исследований заключается в том, что сенсорные переживания в мозге сложны и многообразны.
Особенности хранения информации в долговременной памяти
В процессе запоминания задействовано множество разных структур анализаторов и центральной нервной системы. Таламус занят отфильтровыванием лишнего, в сенсорной коре структурируется поступающая информация и формируется кратковременная память. В ассоциативной коре путём анализа оперативных задач организма и его биологической программы определяется, какие данные будут важны в течение суток и какая информация должна быть переведена в долговременную память.
Процесс длительного сохранения информации в долговременной памяти происходит при участии нуклеиновых кислот и специфических белков памяти. Учёные предполагают, что функционирование механизма запоминания информации, хранящейся в долговременной памяти, связано с изменением структуры нервных клеток и связей между ними.
В процессах памяти важная роль отводится гиппокампу: благодаря ему избирательно улуч
b-trainika.com
Память сенсорная, кратковременная и долговременная
По длительность память бывает сенсорная, кратковременная и долговременная.
Сенсорная память — это та память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна, и если нет надобности запоминать увиденное или услышанное — сохраненное быстро замещается новой информацией. (если например долгое время смотреть на силуэт неподвижного человека, потом, глаз какое-то время будет «помнить» силуэт этого человека).
Кратковременная память, она же оперативная — эта память ограниченна примерно семью объектами, цифрами, буквами и так далее. Она наиболее загружена в течении дня. (Кстати именно поэтому все планы нужно писать на бумаге — во-первых они все равно забудутся, а во-вторых — не нужно лишний раз грузить занятую память). Кратковременная память запоминает материал примерно за 20-30 секунд. Затем запомненное подвергается фильтрации и нужное уходит в долговременную память, а не нужное замещается новой информацией.
Долговременная память — это архив. Алфавит, адрес и телефоны домашних, имена, иностранные языки — все это сохраняется в долговременной памяти. Долговременная память может помнить нужный материал от дня и до десятилетий. Но и она ограничена. Вернее ограничены ее доступные уровни, потому что существует гипотеза, что люди помнят все, что с ними просиходило и даже при определенных условиях вспоминают те или иные события — например, в сновидениях (Смотри Резервы памяти). Сравнить эту память можно с океаном — что-то ненужное оседает на дно, а то, что нужно, находится ближе к поверхности. И если места у поверхности перестает хватать — что-то обязательно потонет. Так что уповать на безграничность память все-таки не стоит и загружать ее чем попало тоже.
Выделяют как разновидность долговременной памяти — третичную память — это то, что мы помним всю жизнь (слова и так далее).
Виды памяти
Память сенсорная, кратковременная и долговременная
www.psychologos.ru