Долговременная память человека: Виды памяти человека | Как устроена память человека

Виды памяти человека | Как устроена память человека

Содержание

  1. Какая память отвечает за сохранение информации?
  2. Как мы воспринимаем и запоминаем?

Человеческая память связана с системами организма, с функциональностью и видами деятельности.

Когда вы пишете, поднимаетесь по лестнице, учите стихотворение — включаются разные отделы мозга.

Память делится по длительности сохранения информации и по тому, как запоминается материал. Образно память напоминает завод, где действия машин и людей создают цепочку.

Чтобы процесс доставлял удовольствие и человек делал успехи в работе и учебе, нужно знать свои сильные стороны в том или ином виде памяти. Самый быстрый способ этого добиться – пройти курс, который гарантирует развитие памяти и внимания.

Какая память отвечает за сохранение информации?

  • Мгновенная;
  • кратковременная;
  • оперативная;
  • долговременная.

1. Мгновенная память длится 0,1–0,5 секунды: вы едете в автобусе и увидели новую вывеску или прохожего. Восприятие увиденного или услышанного органами чувств: мозг фиксирует сам факт без признаков. Если информация ненужная, то мозг просто стирает ее.

2. Кратковременная память удерживает образ в течение 20 секунд. В этой памяти у образа появляются признаки. Через 5 секунд человек способен сказать, какого цвета вывеска, какого возраста прохожий.

Как тренировать кратковременную память? Обращать внимание на детали. Например, запоминать, во что одеты люди в автобусе, их голоса и черты лиц. И через некоторое время пытаться восстановить эти детали. Это легкое упражнение, оно не требует много времени. Также в этом поможет тренировка памяти онлайн.

Люди с хорошей кратковременной памятью становятся интересными собеседниками и ораторами, т. к. способны быстро находить ответ на вопрос и импровизировать в разговоре, не делать длинных пауз.

3. Оперативная память хранит информацию, пока человек выполняет задачу. Например, в школе ребенок решал задачи по алгебре, после выпуска пошел в гуманитарный университет и теперь не помнит способов решения математических задач. Оперативная память хранила эту информацию, пока она была нужна.

4. Долговременная память. Вы запомнили стихотворение в школе и свободно рассказываете его как через год, так и через 30 лет, — за это отвечает долговременная память. Если человек регулярно воспроизводит выученный материал, то он сохраняется в долговременной памяти. Что важно: информация, которая попала в долговременную память, восстанавливается даже после травм.

Как мы воспринимаем и запоминаем?

По способу запоминания память делится на:

  • образную: слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную, тактильную, осязательную;
  • моторная;
  • эмоциональную;
  • логическую.

1. Образная память. Практически нет людей, которые одинаково хорошо запоминали бы на слух, по вкусу, визуально и по запаху. Тренировать образную память легче, чем кажется. Если человек плохо запоминает на слух, то ему всего лишь нужно регулярно слушать аудиокниги, учить стихотворения в аудио или запоминать последовательность разных звуков. Развить зрительную память можно с помощью рисунков: запоминать последовательность картинок, смотреть несколько секунд на карточку и через минуту вспоминать, что вы увидели.

2. Моторная память. Почему ребенок после первого шага не забывает, как ходить? За это отвечает моторная память, с помощью которой все тело человека помнит, как нужно ходить, как печатать на клавиатуре и т. д.

После тяжелой травмы человек с потерей памяти забывает родственников, даже свое имя, но если дать ему ручку — вспомнит подпись. С помощью моторной памяти люди учатся ходить заново, ездить на велосипеде спустя 20 лет и т. д.

Развивать моторную память помогут все те же регулярные тренировки. Даже фитнес — и тот нуждается в повторении. Когда человек раз за разом выполняет двигательные упражнения, то со временем они получаются на автомате. Именно поэтому, осваивая новый вид спорта, первое время мы постоянно следим за техникой, а потом уже расслабляемся, т. к. тело воспроизводит движения на автомате.

3. Эмоциональная память. Этот вид памяти тесно связан с психологией. Все комплексы и привычки в поведении могут сопровождать человека всю жизнь из-за эмоций, которые он испытал в первый раз.

4. Логическая память. Человек запоминает информацию блоками. Например: не просто продовольственный рынок, а где находится, что там продается, какие цены, у какого продавца лучше купить мясо и т. д.

Этот вид памяти с возрастом слабеет больше других. То есть человек после первого похода может не запомнить точный маршрут, сколько стоит мясо и пр.

P.S. Для преподавателей, врачей, продавцов и представителей др. профессий, где запоминать нужно много, со слабой логической памятью никак. С ее помощью новая информация связывается со старой и быстрее усваивается. Студентам и школьникам, у которых страдает логическая память, тяжелее учиться, т. к. новый материал ложится мертвым грузом.

Кроме возраста на логическую память влияет и питание, и ритм жизни, и вид работы, и даже болезни и стресс. Поэтому после 30 лет врачи рекомендуют тренировать память.

Подробнее о том, что влияет на запомианние и как тренировать память, узнайте в следующей статье..

устройство памяти — Карьера на vc.ru

Замечали ли вы, что сразу после экзамена все знания забываются? Или, познакомившись с человеком, вы тут же забывали его имя? Всё дело в устройстве нашей памяти. Поговорили об этом с Ириной Леоновой — предпринимателем, психологом и основателем бренда Seven Pieces.

127 просмотров

Человеческий мозг — универсальная машина мышления. С самых давних пор и по сегодняшний день развитие мозга человека не останавливалось ни на секунду, всё время совершенствуясь и создавая новые нейронные связи. В результате мы способны удерживать в памяти огромное количество информации и совершать открытия. Придумывать идеи и цели, находить возможности их достижения. Улучшать и модернизировать.

При любом обучении задействованы эти свойства человеческого мозга: обработка сенсорной информации, мышление, внимание и, конечно, память. На последней мы остановимся поподробнее.

Три типа памяти

По длительности психологи выделяют три типа памяти. Разберём каждый из них.

Сенсорная память — память, которая фиксируется на уровне органов чувств. Она чрезвычайно кратковременна: если нет надобности запоминать увиденное или услышанное, это быстро замещается новой информацией. Но, например, вкус любимого блюда или запах духов любимой женщины можно помнить всю жизнь.

Кратковременная память, она же оперативная — эта память ограничена примерно семью объектами, цифрами, буквами и т.д. Вы можете запомнить материал примерно на 20–30 секунд. Затем это подвергается фильтрации: нужное уходит в долговременную память, а ненужное замещается новой информацией. Считается, что именно эта память наиболее загружена в течение дня. Поэтому все планы лучше писать на бумаге.

Долговременная память — своеобразный «архив». Родной язык, адреса и телефоны, имена, иностранные языки — всё это сохраняется в долговременной памяти. Возможно, вы хоть раз забывали номер телефона, пробовали вспомнить его, но не получалось. Но, когда подходили к телефону, «на автомате» набирали номер без проблем. Вот она, ваша долговременная память.

Почему мы забываем?

Способности человеческой памяти безграничны. Но почему бывает так, что мы что-то забываем?

Информация, попадающая в память, остаётся навсегда в бессознательном: данные, которыми давно не пользуются, попадают на «самую дальнюю полку». По данным клинических исследований мозга, любую информацию можно восстановить — нужно лишь почаще вспоминать то, что вы не хотите забыть.

Что мы вообще знаем о возможностях собственного мозга? Исследователи считают, мозг большую часть времени сам контролирует процессы жизнедеятельности — без вашего непосредственного участия.

Мы не задумываемся, когда необходимо сделать вдох, когда выдох, а когда сходить в туалет. Ежедневно мы выполняем обычные действия: чешем там, где чешется, едим, если есть чувство голода, здороваемся, открываем дверь, чистим зубы и т.д. Действия, повторяющиеся изо дня в день, вводят мозг в автоматический режим, мы будто становимся роботами. Многие так и проживают свою жизнь.

Если вам хочется чего-то большего для себя, тогда давайте своему мозгу «пищу для ума» и почаще покидайте зону комфорта. Мозг, как и ягодичная мышца, нуждается в тренировке. А что не тренируется — утрачивает свою функцию за ненадобностью. Возможно, вы уже слышали, что у среднестатистического человека мозг работает где-то на 2–4%. Это значит, есть куда развиваться.

Ирина Леонова

Психолог и предприниматель

Секреты эффективного обучения

В народе часто можно услышать выражения «мозг кипит» или «мозг отключился», которые не имеют ничего общего с действительностью.

В начале ХХ века академик Владимир Бехтерев, основатель первого в России Института по изучению мозга и психической деятельности, доказал, что от интеллектуальной работы мозг не устаёт. Усталость связана с эмоциями и однообразной деятельностью человека.

Если вы постоянно делаете одно и то же, ходите одними дорогами и регулярно испытываете стресс, страх и другие эмоции, вызывающие повышение кортизола (гормона стресса) в крови, то мозговая деятельность и ваши мыслительные способности снижаются. Следовательно, и результатов в жизни вы, вероятнее всего, добьётесь гораздо меньших, чем могли бы.

Ирина Леонова

Психолог и предприниматель

Чтобы лучше и легче усваивать информацию во время обучения, нужно постоянно менять деятельность. Допустим, перед вами стоит задача — обучить сотрудников компании. Сначала дайте немного информации, приведите примеры из жизни, не отходя от кассы, затем позвольте закрепить материал на практике.

При таком методе подачи информации происходит быстрая смена активности мозга — это не даёт ему заскучать от однообразия.

Учёные выяснили, что устойчивость внимания человека — величина непостоянная и зависит от активности мозга в конкретный момент деятельности. Поэтому важно включать в процесс обучения практические упражнения. Внимание сразу же переключается на новый аспект, где всё повторяется заново. Тем самым создаётся целостная картина одной большой темы из уже отработанных в упражнениях навыков.

Как организовать практику в обучении?

Допустим, вам нужно обучить продавцов-консультантов дополнительным продажам или клиентскому сервису. Они узнали основы, а что делать с практикой? Конечно, можно отрабатывать навыки на коллегах с тренерами. Но это долго и дорого. Лучше делать это в диалоговых симуляциях Modum DS.

Modum DS — это система для отработки коммуникативных навыков персонала. Сотруднику достаточно открыть симуляцию на компьютере или надеть VR-очки. Он окажется в виртуальном пространстве магазина, где сможет вербально взаимодействовать с виртуальными клиентами. Например, предлагать дополнительный товар, отрабатывать возражения, тренировать клиентский сервис. Клиенты будут реагировать и отвечать на все произнесённые фразы. После прохождения симуляции вы получите подробную аналитику по каждому из сотрудников.

Чтобы обучение ваших сотрудников было эффективным, давайте знания порционно и чередуйте их с практическими упражнениями. Добавить навыковый модуль в обучающий курс можно с помощью системы Modum DS. Диалоговые симуляции встраиваются в рабочий процесс и позволяют регулярно тренировать навыки.

Долговременная память | SpringerLink

  • Аткинсон, Р. К., и Шиффрин, Р. М. (1968). Человеческая память: предлагаемая система и процессы управления ею. В KW Spence & JT Spence (Eds.), Психология обучения и мотивация (Том 2, стр. 89–195). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Academic Press.

    Google Scholar (2008). Динамика ядерного синтеза: новые исследовательские рамки. Текущая антропология, 49 , 627–654.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бахрик, Х. П., Бахрик, П. О., и Виттлингер, Р. П. (1975). Пятьдесят лет памяти для имен и лиц: перекрестный подход. Journal of Experimental Psychology: General, 104 , 54–75.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Бокле, М., и Бугняр, Т. (2012). Долговременная память для компаньонов у ворон. Текущая биология, 22 , 801–806. https://doi.org/10.1016/j.cub.2012.03.023.

    Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Брук, Дж. Н. (2013a). Десятилетняя социальная память у афалин. Proceedings of the Royal Society B, 280 , 1726. https://doi. org/10.1098/rspb.2013.1726.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Брук, Дж. Н. (2013b). Новый взгляд на свист дельфинов: оценка контекста сигнала, категоризация и память. Доктор философии, Чикагский университет, Чикаго.

    Google Scholar

  • Колдуэлл, М.К., и Колдуэлл, Д.К. (1965). Индивидуальные контуры свистков у афалин ( Tursiops truncatus) . Природа, 207 , 434–435.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Колдуэлл, М.К., Колдуэлл, Д.К., и Тайак, П.Л. (1990). Обзор гипотезы характерного свистка атлантического дельфина-афалины ( Tursiops truncatus ). В S. Leatherwood & R. Reeves (Eds.), Афалина (стр. 199–234). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Шаррье, И. , Матевон, Н., и Жувентен, П. (2003). Матери морских котиков запоминают последующие варианты криков развивающихся детенышей: адаптация к долговременному распознаванию или побочный продукт эволюции? Биологический журнал Линнеевского общества, 80 , 305–312. https://doi.org/10.1046/j.1095-8312.2003.00239.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коннор, Р. К., и Уайтхед, Х. (2005). Альянсы 2. Частота встреч во время использования ресурсов: общая модель формирования внутриполовых союзов в обществах расщепления-слияния. Поведение животных, 69 , 127–132. Получено с http://www.sciencedirect.com/science/article/B6W9.W-4DWGYYM-3/2/7d30f43aae24eca81262f7d279417500. https://doi.org/10.1016/j.anbehav.2004.02.022.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Коннор, Р. К., Уэллс, Р. С., Манн, Дж., и Рид, А. Дж. (2000). Дельфин-афалина, Tursiops spp: Социальные отношения в обществе деления-синтеза. В Дж. Манн, Р. К. Коннор, П. Л. Тайак и Х. Уайтхед (ред.), сообществ китообразных: полевые исследования дельфинов и китов (стр. 91–126). Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Google Scholar

  • Конвей, Массачусетс, и Плейделл-Пирс, К.В. (2000). Построение автобиографических воспоминаний в системе самопамяти. Psychological Review, 107 (2), 261–288. https://doi.org/10.1037/0033-295X.107.2.261.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Дассер В. (1985). Когнитивная сложность социальных отношений приматов. В Р. А. Хинде, А. Н. Перре-Клемонт и Дж. Стивенсон-Хинде (редакторы), Социальные отношения и когнитивное развитие (стр. 9–22). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

    Google Scholar

  • Дрогос, Л.Л., Рубин, Л.Дж., Геллер, С.Е., Банувар, С., Шульман, Л. П., и Маки, П.М. (2013). Объективные когнитивные функции связаны с субъективными жалобами на память у женщин среднего возраста с умеренными или тяжелыми вазомоторными симптомами. Менопауза, 20 (12), 1236–1242.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Дудай, Ю. (2004). Нейробиология консолидаций, или насколько стабильна инграмма? Ежегодный обзор психологии, 55 (1), 51–86. Извлекаются из. https://doi.org/10.1146/annurev.psych.55.090902.142050.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Данбар Р. (1998). Социальная гипотеза Брайана. Эволюционная антропология, 6 , 178–190. https://doi.org/10.1002/(SICI)1520-6505(1998)6:5,178::AID-EVAN5.3.0.CO;2-8.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Эмери, Нью-Джерси, Клейтон, Н.С., и Фрит, К.Д. (2007). Введение. Социальный интеллект: от мозга к культуре. Философские труды Лондонского королевского общества B, 362 , 485–488. https://doi.org/10.1098/rstb.2006.2022.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Айзенк, М. В. (2012). Основы познания (2-е изд.). Нью-Йорк, Нью-Йорк: Psychology Press.

    Google Scholar

  • Фёрде, К., и Полдрак, Р. А. (2009). Процедурное обучение у людей. В LR Squire (Ed.), Encyclopedia of Neuroscience (стр. 1083–1091). Оксфорд: Академическая пресса.

    перекрестная ссылка Google Scholar

  • Годар, Р. (1991). Долговременная память об отдельных соседях у перелетной певчей птицы. Природа, 350 , 228–229. https://doi.org/10.1038/350228a0.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Грин Р.Л. (1987). Влияние репетиции технического обслуживания на человеческую память. Психологический бюллетень, 102 (3), 403–413. https://doi.org/10.1037/0033-2909.102.3.403.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Harley, HE (2008). Различение свистков и категоризация атлантического дельфина-афалины (Tursiops truncatus): обзор структуры характерного свистка и тест на восприятие. Behavioral Processes, 77 , 243. Получено с http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0376635707003142.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Харт, Б.Л., Харт, Л.А., и Пинтер-Воллман, Н. (2008). Большой мозг и познание: какое место занимают слоны? Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 32 , 86–98. Получено с http://www.sciencedirect.com/science/article/B6T0J-4NX2NJF-3/2/8b4e647650898d779484d995ee878ea7.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Холекамп, К.Е. , Сакаи, С.Т., и Лундриган, Б.Л. (2007). Социальный интеллект у пятнистой гиены ( Crocuta crocuta ). Философские труды Лондонского королевского общества B, 362 , 523–538. https://doi.org/10.1098/rstb.2006.1993.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Хамфри. (1976). Социальная функция интеллекта. В PPG Bateson & RA Hinde (Eds.), Точки роста в этологии (стр. 303–317). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Google Scholar

  • Инсли, С.Дж. (2000). Многолетнее распознавание голоса у северного морского котика. Природа, 406 , 404–405. https://doi.org/10.1038/35019064.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Исбелл, Л. А., и Ван Вурен, Д. (1996). Дифференциальные издержки пространственного и социального расселения и их последствия для самок приматов, живущих группами. Поведение, 133 , 1–36.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Яник, В. М. (2009). Акустическая коммуникация у дельфиновых. Успехи в изучении поведения, 40 (09), 123–157.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Кинан, С., Матевон, Н., Стивенс, Дж. М. Г., Гери, Дж. П., Зубербюлер, К., и Леверо, Ф. (2016). Устойчивое распознавание голоса у бонобо. Scientific Reports, 6 , 22046. https://doi.org/10.1038/srep22046.

    Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Лемассон, А., Хаусбергер, М., и Цубербюлер, К. (2005). Социально значимая пластичность голоса у взрослых обезьян Кэмпбелла ( Cercopithecus campbelli ). Журнал сравнительной психологии, 119 , 220–229. https://doi.org/10.1037/0735-7036.119.2.220.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar (2012). Оптогенетическая стимуляция инграммы гиппокампа активирует воспоминание о страхе. Природа, 484 , 381. https://doi.org/10.1038/nature11028. Получено с https://www.nature.com/articles/nature11028#supplementary-information.

    Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Марцлафф, Дж. М., Уоллс, Дж., Корнелл, Х. Н., Уити, Дж. К., и Крейг, Д. П. (2010). Прочное признание угрозы людям дикими американскими воронами. Поведение животных, 79 , 699–707. https://doi.org/10.1016/j.anbehav.2009.12.022.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Матео, Дж. М., и Джонстон, Р. Э. (2000). Сохранение общественного признания после зимней спячки у сусликов Белдинга. Поведение животных, 59 (3), 491–499.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Мэтьюз, С. , и Сноудон, К. Т. (2011). Долговременная память на крики родственников у тамаринов с хлопковым верхом ( Сагинус Эдип ). Журнал сравнительной психологии, 125 , 366–369. https://doi.org/10.1037/a0023149.

    Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Маккомб, К., Мосс, К., Саяилель, С., и Бейкер, Л. (2000). Необычно обширные сети голосового распознавания у африканских слонов. Поведение животных, 59 , 1103–1109.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Маккомб, К., Реби, Д., Бейкер, Л., Мосс, К., и Саяилель, С. (2003). Передача акустических сигналов на большие расстояния для социальной идентичности африканских слонов. Поведение животных, 65 , 317–329.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Мураи, К., Танака, М., Томонага, М. , и Сакагами, М. (2011). Долгосрочное визуальное распознавание знакомых людей, сверстников и мест молодыми обезьянами ( Macaca fuscata ). Психобиология развития, 53 , 732–737. https://doi.org/10.1002/dev.20548.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Питчер, Б.Дж., Харкорт, Р.Г., и Чарриер, И. (2010). Память остается: долговременное распознавание голоса у австралийских морских львов. Познание животных, 13 , 771–776. https://doi.org/10.1007/s10071-010-0322-0.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • По, Г. Р. (2017). Сон для забвения. The Journal of Neuroscience, 37 (3), 464. Получено с http://www.jneurosci.org/content/37/3/464.abstract. https://doi.org/10.1523/JNEUROSCI.0820-16.2017.

    Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Расмуссен, Л. Э.Л. (1995). Доказательства долговременной химической памяти у слонов. Химические чувства, 20 , 762.

    Google Scholar

  • Расмуссен, Л.Э.Л., и Кришнамурти, В. (2000). Как химические сигналы интегрируют общество азиатских слонов: известное и неизвестное. Зообиология, 19 , 405–423.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Рух, С., Маркес, О., Дусс, С. Б., Опплигер, Д., Ребер, Т. П., Кениг, Т., … Хенке, К. (2012). II стадия сна способствует закреплению декларативных воспоминаний. Нейропсихология, 50 (10), 2389–2396. Получено с http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0028393212002588. https://doi.org/10.1016/j.neuropsychologia.2012.06.008.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Райан, Т.Дж., Рой, Д.С., Пигнателли, М., Аронс, А., и Тонегава, С. (2015). Клетки энграмм сохраняют память при ретроградной амнезии. Science, 348 (6238), 1007. Получено с http://science.sciencemag.org/content/348/6238/1007.abstract. https://doi.org/10.1126/science.aaa5542.

    Перекрёстная ссылка пабмед ПабМед Центральный Google Scholar

  • Sayigh, L.S., Tyack, P.L., Wells, R.S., Solow, A.R., Scott, MD, & Irvine, A.B. (1998). Индивидуальное распознавание у диких афалин: полевые испытания с использованием экспериментов с воспроизведением. Поведение животных, 57 , 41–50.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

  • Спаниол, Дж., Мэдден, Д.Дж., и Восс, А. (2006). Анализ диффузионной модели возрастных различий взрослых в эпизодическом и семантическом поиске долговременной памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 32 (1), 101–117. https://doi.org/10.1037/0278-7393.32.1.101.

    Перекрёстная ссылка пабмед Google Scholar

  • Вуд Р. , Бакстер П. и Белпэме Т. (2012). Обзор долговременной памяти в естественных и синтетических системах. Адаптивное поведение, 20 (2), 81–103. https://doi.org/10.1177/1059712311421219.

    Перекрёстная ссылка Google Scholar

Ссылки для скачивания

Долговременная память | Энциклопедия MDPI

Долговременная память (LTM) — это стадия модели памяти Аткинсона-Шиффрина, в которой информативные знания хранятся неопределенно долго. Это определяется в отличие от кратковременной и рабочей памяти, которые сохраняются всего от 18 до 30 секунд. Долговременную память обычно называют эксплицитной памятью (декларативной), а также эпизодической памятью, семантической памятью, автобиографической памятью и имплицитной памятью (процедурной памятью).

1. Модель памяти с двумя хранилищами

Согласно Миллеру, чья работа в 1956 г. популяризировала теорию «магического числа семь», кратковременная память ограничена определенным количеством фрагментов информации, тогда как долговременная память имеет безграничный запас. [1]

1.1. Модель памяти Аткинсона-Шиффрина

В соответствии с моделью памяти с двойным хранилищем, предложенной Ричардом С. Аткинсоном и Ричардом Шиффрином в 1968 г., воспоминания могут находиться в краткосрочном «буфере» в течение ограниченного времени, в то время как они одновременно укрепляют свои ассоциации в долгосрочной памяти. -срочная память. Когда предметы предъявляются впервые, они попадают в кратковременную память примерно на двадцать-тридцать секунд9.0395 [2] , но из-за ограниченного пространства при вводе новых элементов старые вытесняются. Предел элементов, которые могут быть сохранены в кратковременной памяти, составляет в среднем от четырех до семи, однако с практикой и новыми навыками это число можно увеличить. [3] Однако каждый раз, когда элемент в кратковременной памяти репетируется, он укрепляется в долговременной памяти. Точно так же, чем дольше элемент остается в кратковременной памяти, тем сильнее становится его ассоциация в долговременной памяти. [4]

1.2. Модель рабочей памяти Баддели

В 1974 году Баддели и Хитч предложили альтернативную теорию кратковременной памяти: модель рабочей памяти Баддели. Согласно этой теории, кратковременная память разделена на разные подчиненные системы для разных типов входных элементов, и существует исполнительный контроль, контролирующий, какие элементы входят в эти системы и выходят из них. [5] [6] Ведомые системы включают фонологический цикл, зрительно-пространственный блокнот и эпизодический буфер (позже добавленный Баддели). [7]

2. Кодирование информации

Долговременная память семантически кодирует информацию для хранения, как исследовал Баддели. [8] В зрении информация должна войти в рабочую память, прежде чем ее можно будет сохранить в долговременной памяти. Об этом свидетельствует тот факт, что скорость, с которой информация сохраняется в долговременной памяти, определяется объемом информации, который на каждом шаге может уместиться в зрительной рабочей памяти. [9] Другими словами, чем больше емкость рабочей памяти на определенные стимулы, тем быстрее эти материалы будут усвоены.

Synaptic Consolidation — это процесс, посредством которого элементы передаются из кратковременной памяти в долговременную. В течение первых минут или часов после приобретения инграмма (след памяти) кодируется в синапсах, становясь устойчивой (хотя и не невосприимчивой) к вмешательству из внешних источников. [10] [11]

Поскольку долговременная память подвержена угасанию в процессе естественного забывания, для сохранения долговременных воспоминаний может потребоваться поддерживающая репетиция (несколько вызовов/извлечений памяти). [12] Индивидуальные поиски могут происходить с увеличивающимися интервалами в соответствии с принципом интервального повторения. Это может произойти совершенно естественным образом в результате размышления или преднамеренного припоминания (также известного как перепросмотр), часто в зависимости от воспринимаемой важности материала. Использование методов тестирования в качестве формы припоминания может привести к эффекту тестирования, который помогает долговременной памяти посредством поиска информации и обратной связи.

2.1. Сон

Некоторые теории считают сон важным фактором в формировании хорошо организованных долговременных воспоминаний. (См. также сон и обучение.) Сон играет ключевую роль в закреплении новых воспоминаний. [13]

Согласно теории Тарнова, долговременные воспоминания хранятся в формате сновидений (напоминает выводы Пенфилда и Расмуссена о том, что электрические возбуждения коры головного мозга вызывают переживания, подобные сновидениям). Во время бодрствования исполнительная функция интерпретирует долговременную память в соответствии с проверкой реальности (Tarnow 2003). Далее в теории предполагается, что информация, хранящаяся в памяти, независимо от того, как она была изучена, может влиять на выполнение конкретной задачи, даже если субъект не знает, что эта память используется. Считается, что недавно приобретенные следы декларативной памяти повторно активируются во время медленного сна, чтобы способствовать их переносу из гиппокампа в неокору для длительного хранения. [14] В частности, новые декларативные воспоминания запоминаются лучше, если припоминание следует за фазой II сна с небыстрым движением глаз. Реактивация воспоминаний во время сна может привести к длительным синаптическим изменениям в определенных нейронных сетях. Именно высокая активность веретена, низкая колебательная активность и активность дельта-волн во время медленного сна способствуют консолидации декларативной памяти. При обучении перед сном веретена перераспределяются в нейронно-активные верхние состояния в рамках медленных колебаний во время NREM-сна. [13] Считается, что сонные веретена вызывают синаптические изменения и тем самым способствуют консолидации памяти во время сна. Здесь мы рассмотрели роль сна в задаче распознавания объекта и места, задаче, близко сравнимой с задачами, обычно применяемыми для проверки декларативной памяти человека: это задача с одним испытанием, зависящая от гиппокампа, не вызывающая стресса, и ее можно повторять в течение дня. такое же животное. [15] Лишение сна снижает уровень бдительности или возбуждения, влияя на эффективность некоторых когнитивных функций, таких как обучение и память. [16]

Теория о том, что сон способствует сохранению памяти, не нова. Он существует со времен эксперимента Эббингауза по забыванию в 1885 году. Совсем недавно исследования были проведены Пейном и его коллегами, а также Хольцем и его коллегами. [17] В эксперименте Пейна и его коллеги [18] участников были выбраны случайным образом и разделены на две группы. Обеим группам были даны семантически связанные или не связанные пары слов, но одна группа получила информацию на 9-м месте.утра, а другая группа получила свои в 21:00. Затем участников тестировали на пары слов с одним из трех интервалов: 30 минут, 12 часов или 24 часа спустя. Было обнаружено, что участники, у которых был период сна между сеансами обучения и тестирования, лучше справлялись с тестами памяти. Эта информация аналогична другим результатам, полученным в предыдущих экспериментах Дженкинса и Далленбаха (1924). Также было обнаружено, что сон влияет на многие области декларативной памяти, такие как эмоциональная память, семантическая память и прямое кодирование. [18]

Holtz [17] обнаружили, что сон влияет не только на консолидацию декларативных воспоминаний, но и на процедурные воспоминания. В этом эксперименте пятьдесят участников-подростков обучали либо парам слов (которые представляют декларативную память), либо задаче постукивания пальцами (процедурная память) в одно из двух разных времен дня. Они обнаружили, что процедурное задание на постукивание пальцами лучше всего кодировалось и запоминалось непосредственно перед сном, а декларативное задание на пары слов лучше запоминалось и кодировалось, если его выучили в 3 часа дня. [17]

3. Подразделения

Мозг не хранит воспоминания в единой структуре. Вместо этого разные типы памяти хранятся в разных областях мозга. Долговременная память обычно делится на две основные категории: явная память и имплицитная память. [4]

3.1. Эксплицитная память

Эксплицитная память (или декларативная память) относится ко всем сознательно доступным воспоминаниям. Они кодируются гиппокампом, энторинальной и периринальной корой, но консолидируются и хранятся в другом месте. Точное место хранения неизвестно, но в качестве вероятного кандидата была предложена височная кора. Исследования Meulemans и Van der Linden (2003) показали, что пациенты с амнезией и повреждением медиальной височной доли хуже справлялись с тестами на явное обучение, чем здоровые люди из контрольной группы. Тем не менее, те же самые пациенты с амнезией выполняли тесты на неявное обучение с той же скоростью, что и здоровые люди. Это означает, что медиальная височная доля активно участвует в явном, но не в неявном обучении. [19] [20]

Декларативная память имеет три основных подразделения:

Эпизодическая память

Эпизодическая память относится к памяти на определенные события во времени, а также поддерживает их формирование и извлечение. Некоторыми примерами эпизодической памяти могут быть запоминание чьего-то имени и того, что произошло во время вашего последнего взаимодействия друг с другом. [21] [22] Эксперименты, проведенные Spaniol и его коллегами, показали, что пожилые люди имеют худшие эпизодические воспоминания, чем молодые люди, потому что эпизодическая память требует контекстно-зависимой памяти. [23]

Семантическая память

Семантическая память относится к знанию фактической информации, такой как значение слов. Семантическая память — это независимая информация, такая как информация, запомненная для теста. [22] В отличие от эпизодической памяти, пожилые люди и молодые люди не обнаруживают больших различий в семантической памяти, предположительно потому, что семантическая память не зависит от контекстной памяти. [23]

Автобиографическая память

Автобиографическая память относится к знаниям о событиях и личном опыте из собственной жизни человека. Хотя она похожа на эпизодическую память, она отличается тем, что содержит только те переживания, которые непосредственно относятся к человеку на протяжении всей его жизни. Конвей и Плейделл-Пирс (2000) утверждают, что это один из компонентов системы самопамяти. [24]

3.2. Имплицитная память

Имплицитная память (процедурная память) относится к использованию объектов или движений тела, например, как именно пользоваться карандашом, водить машину или ездить на велосипеде. Этот тип памяти закодирован и предположительно хранится полосатым телом и другими частями базальных ганглиев. Считается, что базальные ганглии опосредуют процедурную память и другие структуры мозга и в значительной степени не зависят от гиппокампа. [25] Исследования Manelis, Hanson, and Hanson (2011) показали, что реактивация теменной и затылочной областей связана с имплицитной памятью. [26] Процедурная память считается недекларативной памятью или бессознательной памятью, которая включает прайминг и неассоциативное обучение. [22] [27] Первая часть недекларативной памяти (имплицитная память) включает прайминг. Подготовка происходит, когда вы делаете что-то быстрее после того, как вы уже сделали это действие, например, написали или использовали вилку. [28] Другие категории памяти также могут иметь отношение к обсуждению долговременной памяти. Например:

Эмоциональная память, память на события, вызывающие особенно сильную эмоцию, — это область, которая может включать как декларативные, так и процедурные процессы памяти. Эмоциональные воспоминания сознательно доступны, но вызывают мощную бессознательную физиологическую реакцию. Исследования показывают, что миндалина чрезвычайно активна во время эмоциональных ситуаций и действует вместе с гиппокампом и префронтальной корой при кодировании и закреплении эмоциональных событий. [29] [30]

Оперативная память не является частью долговременной памяти, но важна для ее функционирования. Рабочая память удерживает и обрабатывает информацию в течение короткого периода времени, прежде чем она будет либо забыта, либо закодирована в долговременную память. Затем, чтобы вспомнить что-то из долговременной памяти, это нужно вернуть в рабочую память. Если рабочая память перегружена, это может повлиять на кодирование долговременной памяти. Если у человека хорошая рабочая память, у него может быть лучшее кодирование долговременной памяти. [21] [31]

4. Нарушения памяти

Незначительные ежедневные провалы и провалы в памяти довольно распространены и могут естественным образом увеличиваться с возрастом, во время болезни или в состоянии стресса. Некоторые женщины могут испытывать больше провалов в памяти после наступления менопаузы. [32] Как правило, более серьезные проблемы с памятью возникают из-за черепно-мозговой травмы или нейродегенеративного заболевания.

4.1. Черепно-мозговая травма

Большинство открытий в области памяти были получены в результате исследований, в ходе которых повреждались определенные области мозга у крыс или приматов, но некоторые из наиболее важных результатов были получены в результате случайной или непреднамеренной травмы головного мозга. Самым известным случаем в недавних исследованиях памяти является случай HM, у которого были удалены части гиппокампа, парагиппокампальной коры и окружающей ткани в попытке вылечить эпилепсию. Его последующая полная антероградная амнезия и частичная ретроградная амнезия предоставили первые доказательства локализации функции памяти и дополнительно прояснили различия между декларативной и процедурной памятью.

4.2. Нейродегенеративные заболевания

Многие нейродегенеративные заболевания могут вызывать потерю памяти. Некоторые из наиболее распространенных (и, как следствие, наиболее интенсивно изучаемых) включают болезнь Альцгеймера, деменцию, болезнь Гентингтона, рассеянный склероз и болезнь Паркинсона. Ни один из них не действует конкретно на память; вместо этого потеря памяти часто является следствием общего ухудшения состояния нейронов. В настоящее время эти заболевания необратимы, но исследования стволовых клеток, психофармакологии и генной инженерии открывают большие перспективы.

У людей с болезнью Альцгеймера обычно проявляются такие симптомы, как кратковременная потеря на знакомых маршрутах, размещение вещей в неподходящих местах и ​​искажение существующих воспоминаний или полное забывание воспоминаний. Исследователи часто использовали парадигму Диза-Редигера-Макдермотта (DRM) для изучения влияния болезни Альцгеймера на память. Парадигма DRM представляет собой список таких слов, как дремать, подушка, кровать, сон, сон и т. д., со словом темы, которое не представлено. В этом случае тематическое слово было бы сон. Пациенты с болезнью Альцгеймера с большей вероятностью вспомнят тематическое слово как часть исходного списка, чем здоровые взрослые. Существует возможная связь между более длительным временем кодирования и увеличением количества ложных воспоминаний в LTM. Пациенты в конечном итоге полагаются на суть информации, а не на сами конкретные слова. [33] Болезнь Альцгеймера приводит к неконтролируемой воспалительной реакции, вызванной обширным отложением амилоида в головном мозге, что приводит к гибели клеток головного мозга. Со временем это ухудшается и в конечном итоге приводит к снижению когнитивных функций после потери памяти. Пиоглитазон может улучшить когнитивные нарушения, включая потерю памяти, и может помочь защитить долговременную и зрительно-пространственную память от нейродегенеративных заболеваний. [34]

Пациенты с болезнью Паркинсона имеют проблемы с когнитивными функциями; эти проблемы напоминают то, что наблюдается у пациентов с лобными долями, и часто могут приводить к слабоумию. Считается, что болезнь Паркинсона вызывается деградацией дофаминергической мезокортиколимбической проекции, происходящей из вентральной области покрышки. Также было указано, что гиппокамп играет важную роль в эпизодической и пространственной (части LTM) памяти, а у пациентов с болезнью Паркинсона аномальный гиппокамп приводит к аномальному функционированию LTM. Инъекции леводопы часто используются для облегчения симптомов болезни Паркинсона, а также в качестве поведенческой терапии. [35]

Больные шизофренией имеют проблемы с вниманием и исполнительными функциями, что, в свою очередь, влияет на консолидацию долговременной памяти и поиск. Они не могут правильно кодировать или извлекать временную информацию, что заставляет их выбирать неуместное социальное поведение. Они не могут эффективно использовать информацию, которой они владеют. Префронтальная кора, где у пациентов с шизофренией наблюдаются структурные аномалии, связана с височной долей, а также влияет на гиппокамп, что вызывает у них трудности с кодированием и извлечением временной информации (включая долговременную память). [36]

5. Биологические основы на клеточном уровне

Долговременная память, в отличие от кратковременной, зависит от синтеза новых белков. [37] Это происходит внутри клеточного тела и касается конкретных передатчиков, рецепторов и новых синаптических путей, которые усиливают коммуникативную силу между нейронами. Производство новых белков, предназначенных для усиления синапсов, запускается после высвобождения определенных сигнальных веществ (таких как кальций в нейронах гиппокампа) в клетке. В случае клеток гиппокампа это высвобождение зависит от вытеснения магния (связывающей молекулы), который высвобождается после значительной и повторяющейся синаптической передачи сигналов. Временное вытеснение магния освобождает рецепторы NMDA для высвобождения кальция в клетке, сигнал, который приводит к транскрипции генов и созданию усиливающих белков. [38] Для получения дополнительной информации см. Долгосрочное потенцирование (LTP).

Один из недавно синтезированных белков LTP также имеет решающее значение для поддержания долговременной памяти. Этот белок является автономно активной формой фермента протеинкиназы C (PKC), известного как PKMζ. PKMζ поддерживает зависящее от активности усиление синаптической силы, а ингибирование PKMζ стирает установленные долговременные воспоминания, не влияя на кратковременную память, или, после устранения ингибитора, восстанавливается способность кодировать и хранить новые долговременные воспоминания.

Кроме того, BDNF важен для сохранения долговременных воспоминаний. [39]

Длительная стабилизация синаптических изменений определяется также параллельным увеличением пре- и постсинаптических структур, таких как синаптические бутоны, дендритные шипики и постсинаптическая плотность. [40] На молекулярном уровне было показано, что увеличение количества постсинаптических каркасных белков PSD-95 и HOMER1c коррелирует со стабилизацией синаптического расширения. [40]

Белок, связывающий ответный элемент цАМФ (CREB), является фактором транскрипции, который, как считается, играет важную роль в преобразовании кратковременной памяти в долговременную и, как полагают, подавляется при болезни Альцгеймера. [41]

5.1. Метилирование и деметилирование ДНК

Крысы, подвергшиеся интенсивному обучению, могут сохранить память об этом событии на всю жизнь даже после одного сеанса обучения. Долговременная память о таком событии изначально сохраняется в гиппокампе, но эта память является временной. Большая часть долговременного хранения памяти, по-видимому, происходит в передней поясной коре. [42] При экспериментальном применении такого воздействия в геноме нейронов гиппокампа крыс через 1 и 24 часа после тренировки появилось более 5000 различных метилированных участков ДНК. [43] Эти изменения в характере метилирования произошли во многих генах, которые были подавлены, часто из-за образования новых 5-метилцитозиновых сайтов в богатых CpG областях генома. Кроме того, многие другие гены были активизированы, вероятно, часто из-за гипометилирования. Гипометилирование часто является результатом удаления метильных групп из ранее существовавших 5-метилцитозинов в ДНК. Деметилирование осуществляется несколькими белками, действующими согласованно, включая ферменты TET, а также ферменты пути эксцизионной репарации ДНК (см. Эпигенетика в обучении и памяти). Паттерн индуцированных и репрессированных генов в нейронах головного мозга после интенсивного обучения, вероятно, обеспечивает молекулярную основу для долговременной памяти об этом событии.

6. Противоречивые данные

Результаты нескольких исследований противоречат модели памяти с двумя хранилищами. Исследования показали, что, несмотря на использование отвлекающих факторов, для списка элементов 90 395 [44] 90 396 по-прежнему существовали как эффект новизны, так и эффект смежности.