Долговременная память это в психологии определение: Долговременная Память | это… Что такое Долговременная Память?

Кратковременная память — как улучшить

Кратковременная память – это вид человеческой памяти, благодаря которой можно удерживать небольшое количество информации на протяжении короткого времени. Длительность сохранения информации при одноразовом её восприятии оценивается в несколько секунд. Кратковременная память также называется первичной или активной. Кратковременная и долговременная память противопоставляются друг другу, они отличаются по количеству времени удерживания информации.

Кратковременная память у детей может одновременно удерживать не более чем 5-6 элементов (различных образов, слов или цифр). У взрослого человека она может сохранить на незначительное время 7-9 элементов. Эти цифры приблизительны, поскольку существуют индивидуальные особенности запоминания.

Многие ученые утверждают, что кратковременная память у детей имеет самую высокую интенсивность развития в дошкольном возрасте. Как раз этот период считается основой её дальнейшего развития.

Плохая кратковременная память может быть связанна с различными нарушениями. Такие нарушения являют собой патологические состояния, которые характеризуются невозможностью сохранять и использовать полученную информацию. Статистика говорит, что проблемы с кратковременной памятью встречаются у четверти населения планеты. Больше всего проблемами, как с кратковременной, так и долгосрочной памятью страдают люди пожилого возраста, у них могут возникнуть и эпизодические нарушения, и постоянные.

Кратковременная память достаточно уязвима и очень страдает от развития патологических состояний, которые влияют на неё. Проблемы с запоминанием проявляются в снижении интенсивности обучения человека, забывчивости и невозможности сконцентрироваться на определенном предмете. При этом человек неплохо помнит, что с ним происходило год или даже десятилетие назад, и старается, но не может вспомнить, о чем думал или, чем он занимался пару минут назад.

Проблемы с кратковременной памятью встречаются при старческой деменции, шизофрении или при употреблении алкоголя или наркотических веществ. Могут быть и иные причины проблем с запоминанием, например, опухоли мозговых структур, травмы или хроническая усталость.

Признаки расстройства кратковременной памяти могут появляться мгновенно, в случае полученной травмы или проявляться постепенно, от возрастных изменений или шизофрении.

Объем кратковременной памяти

Объем кратковременной памяти – это характеристика, которая определяет количество потенциально возможного запоминаемого материала.

Объем кратковременной памяти достаточно ограничен, и в среднем он хранит 7 +/- 2 единицы памяти. Широта охватываемого объема кратковременной памяти имеет индивидуальный характер и имеет тенденцию к сохранению на протяжении всей жизнедеятельности. Объемом в первую очередь устанавливается особенность механического запоминания, функционирующая без активного подключения мышления в запоминании.

Особенность кратковременной памяти, обусловленная ограниченностью её объема, называется замещение. С помощью замещения происходит процесс частичного вытеснения уже хранящейся информации, новым материалом. Это может выражаться в непроизвольном переключении человеком своего внимания с запоминания на какой-то другой процесс.

Кратковременная память способна перерабатывать значительный объем информации, при котором отсеивается излишний материал и в следствии не происходит перегрузка долговременной памяти ненужными сведениями.

Кратковременная и долговременная память зависимы друг от друга. Функционирование долговременной памяти невозможно без кратковременной.

Кратковременная память действует, как своеобразный фильтр, который пропускает только необходимую информацию в долговременную память, совместно с тем осуществляя строгий отбор.

Одним из основных особенностей кратковременной памяти есть то, что при определенных условиях, этот тип памяти, не имеет границ запоминания во времени. Это условие заключается в возможности беспрерывного повторения только что прослушанных цифр, слов и так далее.

Для сохранения сведений в кратковременной памяти нужно сохранять активность, направленную на запоминание, без отвлечения на другую деятельность или сложную умственную работу.

Термин «кратковременная память» говорит о внешнем, временном свойстве явления без отношения к его связи с деятельностью человека, целями и мотивами. Тем не менее, здесь нужно помнить о связи временной характеристики событий с их важностью для организма.

Длительность события очень значима для кратковременного запоминания, даже сама по себе для памяти, так как в продолжительном воздействии заложена сама возможность повторения, которая требует большей готовности.

Консолидация следов рассматривается, как своеобразная оценка значимости материала для исполнения предстоящих значительных целей. Но влияние одного лишь временного фактора не безгранично. Длительное повторение одного раздражителя вызывает только защитное торможение, а не переход сведений в долговременную память.

Медицинские исследования, которые связаны с нарушениями процесса запоминания демонстрируют, что кратковременная и долговременная память существуют, как независимые. Например, при ретроградной амнезии человек не помнит недавно происшедших событий, но помнит те, которые произошли давно.

Плохая кратковременная память может быть связанна с антероградной амнезией, при которой сохранной остается кратковременная и долговременная память. Однако при этом уязвляется способность к сохранению новой информации в долговременной памяти.

Информация сначала попадает в отдел кратковременной памяти, которой обеспечивается сохранение однократно предъявленной информации на недолгое время (до семи минут), после чего информация может полностью стереться или перейти в отдел долговременной памяти, при условии однократного или двойного повторения.

Выше вспоминаемая формула объема кратковременной памяти (7+/- 2) значит, что она ограничена по своему объему. Но главное, что нужно, так это добиться, чтобы части запоминаемого материала (цифр, фигур, картинок) были информационно напитанными за счет их группировки, объединения и единения в целостный образ.

Кратковременная память имеет связь с актуальным состоянием сознания человека, поэтому для поддержания информации требуется поддержание внимания к запоминаемой информации на протяжении всего времени её удерживания, в случае долговременного запоминания необходимость в этом отпадает.

В процессе заполнения объема кратковременной памяти информацией, действует механизм временного кодирования, как отображение запоминаемой информации в виде последовательно размещенных символов, отображающихся в слуховой и зрительной человеческих системах.

Очень часто люди, когда им требуется что-то запомнить, стараются придумать ассоциацию и вызвать эмоциональную реакцию, которую можно рассматривать, как психофизический механизм, активизирующий и интегрирующий процессы, служащие способом запоминания и воспроизведения информации.

Человек способен увеличить объем кратковременной памяти и запоминаемой информации через перекодирование материала в новые структурные элементы. Оперативные единицы кратковременного запоминаемого материала зависят от возможности индивида сформировать восприятие информации. Было определено, что одна отдельная буква отображается намного лучше, чем две буквы, и две – чем три. Когда сочетание букв формирует знакомое человеку слово, тогда оно также хорошо воспроизводится, как и одна буква.

Еще было доказано, что запоминание улучшается не только при организации букв в слова, но и в том случае, когда бессмысленные слоги произносятся, как ритмически связанная последовательность. В таком случае среднее число запоминаемых объектов увеличивается. Любые способы организации информации позволяют сократить значительный объем материала в намного меньшее число оперативных или структурных элементов.

Ограничениями объема кратковременной памяти считается не только средняя глубина предъявленной фразы, но и средняя длина самых слов. Исследователями было установлено, что в разных языках наиболее часто (90-99 % от общей частоты всех слов) встречаются слова от одного до четырех слогов. Слова, длинною в 5-9 слогов встречаются намного реже, что говорит об ограниченности объема кратковременной памяти, а еще более длинные слова употребляются еще реже. Таким образом, Брайль (создатель шрифта для слепых) пришел к тому, что нельзя употреблять более шести точек при конструировании азбуки для незрячих людей.

Как улучшить кратковременную память

Для улучшения кратковременной памяти существует несколько способов, которые будут приведены ниже. Улучшение запоминания связано с развитием творческого мышления и тренировки воображения, при использовании ассоциаций. Чтобы лучше запоминать длинные многозначные числа их можно представлять в виде животных или растений или каких-то неодушевленных предметов, которые приходят человеку на ум. Например, цифра два предстает в виде лебедя или вешалки, единица – столба или гвоздя, семь – косы, антенны, цифра восемь – банта, бабочки. С цифрой ноль может быть связанный любой круглый предмет – мяч, глаз, луна и другие. Если сложно в уме удержать ассоциацию, тогда можно воображаемую картину перенести на рисунок, набросок.

Тренировка кратковременной памяти должна осуществляться при руководстве определенными принципами. Один из них – это повторение. Но главное, соблюдать меру, иначе частое повторение приведёт к зубрению. Вызубрить можно абсолютно все, что необходимо, но неприятным моментом здесь может стать то, что вся заученная информация не будет осознанной и запомнится ненадолго.

Поэтому, лучше всего не повторять материал много раз подряд, а закреплять информацию, повторяя по разу на протяжении нескольких дней.

Еще одним принципом является необходимость концентрирования на самом процессе запоминания. Вся предъявленная и сохраняемая информация должна быть осмысленна. По возможности должны устанавливаться аналогии с уже находящимися в голове, запомненными данными или какими-то конкретными жизненными факторами. Чем более обширными и прочными будут устанавливаемые параллели, соответственно будет лучшим процесс запоминания чего-то действительно значимого.

Активный образ жизни, движения, позитивное настроение благоприятно влияют на улучшение кратковременной и долговременной памяти. Физическая нагрузка, спорт, танцы, фитнес стимулируют кровообращение в организме, в частности, в головном мозге, что активизирует в свою очередь психические процессы, которые связанны с восприятием, переработкой и воспроизведением информации.

Большую роль в улучшении запоминания играет правильный режим и правильное питание. Такие продукты, как овощи, злаковые, рыба, морепродукты и яйца благоприятно воздействуют на процесс запоминания.

Для улучшения кратковременной памяти используется мнемоника, с помощью которой определяется определенная реакция индивида. Мнемоника включает в себя изображения, цвета, звуки, контакт, эмоции, язык, вкусы и запахи. Почти все элементы связаны с органами чувств и помогают людям быстрее вспоминать необходимое. Например, если совместить цвет или звук с определенной информацией, то позже её будет намного легче вспомнить. Созданные с помощью мнемоники, мнемонические образы должны быть положительными и приятными для человека, иначе эти образы будут отвергаться.

Допустим, такой пример использования мнемоники. Если человеку нравится определенная мелодия, он может постараться запомнить номер телефона или что-либо другое, в ритме этой мелодии. Необходимо несколько раз проговорить и пропеть под мелодию запоминаемый материал. Воспользовавшись таким способом, можно удостовериться насколько прочнее информация задержится в голове.

Тренировка кратковременной памяти способом мнемоники пригодится, если человеку нужно постоянно встречаться с проблемой запоминания, особенно если это касается рода деятельности. Такой способ поможет развивать кратковременную память, которая часто используется при проделывании операций с числами в уме.

Исследователи выяснили то, сколько времени кратковременная память может хранить необходимые знания. Информация начинает «стираться» через 18 секунд после её употребления. Некоторые люди после 18-ти секунд могут держать в кратковременной памяти только 10% с информации, но если нет возможности записать то, что нужно запомнить (номер телефона или адрес), то это может не помочь. Поэтому необходимо про себя повторять нужные для запоминания цифры в течение каждых 15 секунд, таким образом, обновляя полученные данные.

Тренировка кратковременной памяти включает в себя метод аналогий с телом. С помощью этого метода можно запомнить намного больше мелких сведений. Способ запоминания по ориентирам частей человеческого тела необычен, но на практике он доказал, что это отличный метод сохранения материала, и извлечения информации в нужный момент. Суть заключается в том, чтобы связать нужное сведение напрямую с конкретной частью человеческого тела, при этом творя в воображении некий образ, связанный с необходимыми для человека знаниями.

Так, если нужно запомнить ряд фруктов, тогда их можно ассоциировать: яблоко – с глазом, морковь с носом.

Многие учащиеся (ученики и студенты) уверены в том, что включенный телевизор или компьютер им совершенно не мешают при учёбе, но, при проведении исследования выяснилось, что посторонние звуки, музыка, или еще больше мелькание изображений становятся препятствием для запоминания очень важной информации.

Хоть как бы человек не старался, он не может сделать несколько вещей одновременно, или может, но тогда одному из его занятий будет нанесен ущерб. Важно помнить, что это относится только к внешней деятельности, но не имеет отношения к таким естественным процессам, как дыхание и ходьба, поскольку эти процессы не поддаются обработке сознания.

Тренировка кратковременной памяти в технике связного повествования – это способ, который рассчитан на запоминание вещей, которые имеют слабую связь друг с другом.

Когда нужно запомнить список покупок или ещё что-то можно придумать историю, в которой будут упоминаться предметы, которые нужно запомнить. Истории могут получаться самые бредовые, но метод реально работает, что уже доказано многими учёными. Единственным недостатком данного способа есть то, что если список элементов, необходимых для запоминания слишком обширный, тогда придется придумывать слишком длинный рассказ или несколько небольших рассказов.

Метод «ключевые слова» часто используется в школе при изучении иностранных языков, эта своеобразная уловка может очень помочь. Например, для запоминания слова «look» (смотреть) можно подобрать русское слово – лук, при этом создается фраза: «не смотрю, когда режу лук». Таким образом, получается, что при запоминании создаётся образ, произносится новое слово и запоминается его значение.

Локусов метод тренировки кратковременной памяти еще называют «методом поездки» или « методом римской комнаты». Данный метод произошел из древнего мира.

Принцип осуществления данного метода такой: человек мысленно представляет себя в комнате или на улице, которая очень хорошо знакома человеку и оставляет части информации около разных ориентиров, по которым легко можно узнать эту информацию. Когда информация понадобится человеку, он снова мысленно перемещает себя в комнату или на улицу, на которой он по ориентиру приходит к месту, где оставил на сохранение сведения об информации.

Кратковременную память можно улучшить с помощью разбивания информации на блоки. Доказано, что кратковременная память человека может хранить от пяти до девяти элементов, но многие люди с легкостью запоминают номера телефонов, которые состоят из десяти цифр. Поскольку большинство номеров пишется через черточку или пробелы. Если бы цифры были написаны всегда слитно, а не блоками, тогда их запоминание было бы хуже.

Кратковременная память тренируется с помощью метода восстановления окружающей обстановки. Так, например, когда дети что-то потеряли, им говорят пойти туда, где они видели искомый предмет в последний раз, и действительно, таким образом, предмет находился. Этот процесс называется контекстно-зависимым. На память воздействует окружающая обстановка, ситуация и восстановление условий, в которых человек видел вещь в последний раз и запомнил там утерянный предмет, это может натолкнуть на мысль, что вещь была утеряна или оставлена в том месте, это работает при механизме запоминания.

К примеру, аквалангистам, когда они находятся в воде, сообщают определенную информацию, которую им будет легче вспомнить, если они снова будут находиться в воде.

Контекстно-зависимое запоминание предполагает, что зафиксированные в состоянии алкогольного опьянения вещи, намного быстрее вспоминаются, если человек вновь входит в состояние опьянения.

Еще один метод улучшения кратковременной памяти – запоминание запахов. Исследователи твердят, что запах – один из мощных инструментов при запоминании, с помощью которого можно извлекать глубочайшие воспоминания.

Чтобы кратковременная память у детей была лучше, необходимо составить правильный рацион питания. Дети, которые недоедают и соответственно не получают необходимое количество витаминов и минералов, запоминают информацию намного хуже. Поэтому пища ребенка, как и взрослого человека, должна быть богатой на белки (поэтому не нужно с детства прищеплять ребенку вегетарианство) и сахар (полезный сахар, чтобы не провоцировать переедание и ожирение) и включать витаминные добавки.

Кроме этого интеллектуально направленные занятия с ребенком нужно проводить непродолжительными отрезками, например по 15-20 минут с переводом внимания ребенка на другой вид деятельности. Вместе с этим ребенок должен отдыхать от интеллектуальной деятельности, заниматься двигательной активностью и получать физическую нагрузку. Активные игры и физкультура улучшают кровоснабжение мозга, что в свою очередь, активизирует кратковременную и долговременную память.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Долговременная память — определение термина

вид памяти человека и животных, характеризующийся прежде всего длительным сохранением материала после многократного его повторения и воспроизведения; функциональные и структурные характеристики Д. п. наиболее изучены у человека, тогда как основные данные о нейрофизиологических механизмах памяти получены в экспериментах на животных

Научные статьи на тему «Долговременная память»

Особенности и виды памяти Память может быть произвольной и непроизвольной, кратковременной и долговременной
Память классифицируется на кратковременную и долговременную….
Долговременная память способна хранить информацию на протяжении практически неограниченного времени….
Из кратковременной памяти в долговременную память сведения переходят с помощью усилия воли (например,…
Непроизвольная память в детском возрасте В раннем детстве память представляет собой часть ощущений и

Статья от экспертов

В настоящей работе продемонстрированы поведенческие показатели у экспериментальных животных, полученные при введении различных доз реамберина. Выявлены условия, при которых ремберин способен оказывать стимулирующие действие на когнитивные способности животных

Creative Commons

Научный журнал

Долговременная память — это вид памяти, которая рассчитана не только на длительный срок хранения информации…
Такие виды памяти, как кратковременная и долговременная, связаны друг с другом….
Сначала начинает действовать кратковременная память, а потом постепенно проявляется действие долговременной
По этой причине она не переходит в долговременную память….
, Эмоциональная память; Двигательная память; Образная память; Механическая память.

Статья от экспертов

В данных комментариях приводятся исправленные формулы для точных конечных разностей, которые в статье «Долговременная и кратковременная память в дискретных экономических моделях» (Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 7-2. C. 155-160) приведены с опечатками.

Creative Commons

Научный журнал

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек

Долговременная память | Психология | Tutor2u

Последний шанс посетить киносеминар Grade Booster перед экзаменами. Забронировать сейчас →

Изучение психологии

Темы

Долговременная память

Наши предметы
Исследовать
Контакты

© 2002-2023 Tutor2u Limited. Регистрационный номер компании: 04489574. Регистрационный номер НДС 816865400.

Наверх

памяти | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Память — это способность мозга кодировать, хранить и извлекать информацию. Это запись опыта, который направляет будущие действия.

Память включает в себя факты и детали переживаний, которые люди сознательно вызывают в памяти, а также укоренившиеся знания, которые всплывают на поверхность без усилий или даже осознания. Это одновременно и краткосрочное хранилище информации, и более постоянная запись того, что вы узнали. Типы памяти, описанные учеными, включают эпизодическую память, семантическую память, процедурную память, рабочую память, сенсорную память и проспективную память.

Каждый вид памяти имеет свое применение — от ярких воспоминаний эпизодической памяти до функционального ноу-хау процедурной памяти. Тем не менее, есть общие черты в том, как работает память в целом, и в ключевых структурах мозга, таких как гиппокамп, которые являются неотъемлемой частью различных видов памяти.

В дополнение к роли памяти, позволяющей людям понимать, ориентироваться и делать прогнозы о мире, личные воспоминания обеспечивают основу для богатого ощущения себя и своей жизни и вызывают такие переживания, как ностальгия.

Чтобы узнать больше, см. Типы памяти , Как работает память и Личные воспоминания и ностальгия .

Забывчивость и проблемы с памятью

Потеря памяти — неизбежная обратная сторона человеческой способности запоминать. Забывание, конечно, нормально и случается каждый день: мозг просто не может хранить постоянную запись всего, что человек переживает и узнает. А с возрастом типично некоторое ухудшение памяти. Существуют стратегии, позволяющие справиться с такой потерей, например, использование вспомогательных средств для запоминания, таких как календари и заметки-напоминания, или рутинное размещение предметов, которые могут быть потеряны.

Однако в более тяжелых случаях память может быть необратимо повреждена деменцией и другими нарушениями памяти. Деменция — это потеря когнитивных функций, которая может иметь различные причины, наиболее распространенной из которых является болезнь Альцгеймера. Люди с деменцией испытывают прогрессирующую потерю функций, так что потеря памяти может начаться с незначительной забывчивости (например, о том, что они недавно поделились историей) и постепенно прогрессировать до трудностей с запоминанием новой информации, узнаванием знакомых людей и другими важными функциями памяти. Профессиональная оценка может помочь определить, является ли легкая потеря памяти у человека следствием нормального старения или признаком серьезного заболевания.

Нарушения памяти также включают множественные типы амнезии, возникающие не в результате таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера, а в результате черепно-мозговой травмы или других причин. Люди с амнезией теряют способность вспоминать прошлую информацию, сохранять новую информацию или и то, и другое. В некоторых случаях потеря памяти носит постоянный характер, но бывают и временные формы амнезии, которые проходят сами по себе.

Чтобы узнать больше, см. Потеря памяти и Нарушения памяти .

Создание лучшей памяти

Хотя память естественным образом ухудшается с возрастом, многие люди сохраняют остроту ума. Как они это делают? Гены играют определенную роль, но профилактические меры, включая регулярные физические упражнения, здоровое питание и достаточный сон, а также поддержание активности и напряженности мозга, могут помочь предотвратить потерю памяти.

Наука о памяти также показывает, как каждый может улучшить свою память, независимо от того, является ли целью оттачивание памяти в долгосрочной перспективе или просто сдача экзаменов в этом семестре. Уловки с краткосрочной памятью включают мнемонические приемы (такие как акронимы и категоризация), разделение учебного времени и самопроверку ради запоминания информации. Сон и физические упражнения — другие усилители памяти.

Усердно практикуясь с методами улучшения памяти, некоторые люди тренируются запоминать огромное количество информации, например, длинные последовательности слов или цифр. Однако для небольшого числа людей экстраординарные способности памяти являются естественными. К числу таких одаренных запоминающих относятся ученые, у которых мощная память сочетается с некоторыми когнитивными нарушениями или отклонениями в развитии нервной системы, а также люди с типичным интеллектом, которые помнят исключительное количество подробностей своей жизни.

Чтобы узнать больше, см. Как улучшить память и Экстраординарные способности памяти .

Роль памяти в психическом здоровье

Память является ключевым элементом при определенных состояниях психического здоровья: нарушение функции памяти может способствовать дистрессу или может совпадать с основным расстройством. Забывчивость связана с депрессией; связи в памяти, например, связанные с опасными ситуациями или сигналами, связанными с наркотиками, являются неотъемлемой частью тревожных расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ; а посттравматические симптомы переплетаются с памятью о травмирующих переживаниях.

Фактически, такие переживания, как неприятные воспоминания и воспоминания, являются одними из основных симптомов посттравматического стрессового расстройства. Для человека с посттравматическим стрессовым расстройством ряд сигналов, включая ситуации, людей или другие стимулы, так или иначе связанные с травмирующим опытом, могут вызывать очень неприятные воспоминания, и человек может стремиться избегать таких напоминаний.

Как признак различных психических расстройств, аберрантная или предвзятая функция памяти также может быть целью лечения. Например, лечение, включающее экспозиционную терапию, используется, чтобы помочь пациентам уменьшить силу воспоминаний, связанных с травмой, путем безопасных и управляемых встреч с этими воспоминаниями и стимулами, связанными с травмой.