Достоинства человека: УК РФ Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства \ КонсультантПлюс

Содержание

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы

Принята 11 ноября 1997 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

Генеральная конференция,

напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей», а также отказ от любой «доктрины неравенства людей и рас»; что в ней подчеркивается, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества»; что в ней провозглашается, что этот мир «должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», и указывается, что Организация стремится достичь «путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества, для чего и была учреждена Организация Объединенных Наций, как провозглашает ее Устав»,

торжественно напоминая о своей приверженности всеобщим принципам прав человека, которые провозглашаются, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. , и в двух международных пактах Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятых 16 декабря 1966 г., в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой 9 декабря 1948 г., в Международной конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой 21 декабря 1965 г., в Декларации Организации Объединенных Наций о правах умственно отсталых лиц, принятой 20 декабря 1971 г., в Декларации Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принятой 9 декабря 1975 г., в Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой 18 декабря 1979 г., в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятой 29 ноября 1985 г., в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г., в Правилах Организации Объединенных Наций в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 г. , в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, принятой 16 декабря 1971 г., в Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой 14 декабря 1960 г., в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО, принятой 4 ноября 1966 г., в Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научно-исследовательских работников, принятой 20 ноября 1974 г., в Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, принятой 27 ноября 1978 г., в Конвенции МОТ (№ 111) о дискриминации в области труда и занятий, принятой 25 июня 1958 г., и в Конвенции МОТ (№ 169) о коренных и племенных народах в независимых странах, принятой 27 июня 1989 г.,

принимая во внимание, без ущерба для их положений, международные акты, которые могут быть связаны с прикладным использованием генетики в области интеллектуальной собственности, в частности Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, принятую 9 сентября 1886 г. , и Всемирную конвенцию ЮНЕСКО об авторском праве, принятую 6 сентября 1952 г., впоследствии пересмотренные в Париже 24 июля 1971 г., Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности, принятую 20 марта 1883 г. и впоследствии пересмотренную в Стокгольме 14 июля 1967 г., Будапештский договор ВОИС о международном признании депонирования микроорганизмов в целях процедуры выдачи патентов, заключенный 28 апреля 1977 г., и Соглашение об аспектах прав интеллектуальной собственности, которые касаются торговли (АДПИК), содержащееся в приложении к Соглашению о создании Всемирной торговой организации, которое вступило в силу 1 января 1995 г.,

принимая также во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии, принятую 5 июня 1992 г., и подчеркивая в этой связи, что признание генетического разнообразия человечества не должно давать повод для какого-либо толкования социального или политического характера, которое могло бы поставить под сомнение «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их», провозглашаемых в преамбуле Всеобщей декларации прав человека,

напоминая о резолюциях 22 C/13. 1, 23 C/13.1, 24 C/13.1, 25 C/5.2 и 7.3, 27 C/5.15 и 28 C/0.12, 2.1 и 2.2, которые возлагают на ЮНЕСКО обязанность поощрять и развивать анализ этических проблем и принимать соответствующие меры в связи с последствиями научно-технического прогресса в областях биологии и генетики в рамках соблюдения прав человека и основных свобод,

признавая, что научные исследования по геному человека и практическое применение их результатов открывают безграничные перспективы для улучшения здоровья отдельных людей и всего человечества, подчеркивая вместе с тем, что такие исследования должны основываться на всестороннем уважении достоинства, свобод и прав человека, а также на запрещении любой формы дискриминации по признаку генетических характеристик,

провозглашает следующие принципы и принимает настоящую Декларацию.

А. Человеческое достоинство и геном человека

Статья 1

Геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества.

Статья 2

а) Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик.

b) Такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости.

Статья 3

Геном человека в силу его эволюционного характера подвержен мутациям. Он содержит в себе возможности, которые проявляются различным образом в зависимости от природной и социальной среды каждого человека, в частности состояния здоровья, условий жизни, питания и образования.

Статья 4

Геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов.

В. Права соответствующих лиц

Статья 5

a) Исследования, лечение или диагностика, связанные с геномом какого-либо человека, могут проводиться лишь после тщательной предварительной оценки связанных с ними потенциальных опасностей и преимуществ и с учетом всех других предписаний, установленных национальным законодательством.

b) Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица.

c) Должно соблюдаться право каждого человека решать быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях.

d) В случае исследований их документальные результаты следует представлять на предварительную оценку согласно соответствующим национальным и международным нормам или руководящим принципам.

e) Если какое-либо лицо не в состоянии выразить в соответствии с законом своего согласия, исследования, касающиеся его генома, могут быть проведены лишь при условии, что они непосредственным образом скажутся на улучшении его здоровья и что будут получены разрешения и соблюдены меры защиты, предусматриваемые законом. Исследования, не позволяющие ожидать какого-либо непосредственного улучшения здоровья, могут проводиться лишь в порядке исключения, с максимальной осторожностью, таким образом, чтобы заинтересованное лицо подвергалось лишь минимальному риску и испытывало минимальную нагрузку, при условии, что эти исследования проводятся в интересах здоровья других лиц, принадлежащих к той же возрастной группе или обладающих такими же генетическими признаками, с соблюдением требований, предусматриваемых законом, а также с обеспечением совместимости этих исследований с защитой прав данного лица.

Статья 6

По признаку генетических характеристик никто не может подвергаться дискриминации, цели или результаты которой представляют собой посягательство на права человека, основные свободы и человеческое достоинство.

Статья 7

Конфиденциальность генетических данных, которые касаются человека, чья личность может быть установлена, и которые хранятся или подвергаются обработке в научных или любых других целях, должна охраняться в соответствии с законом.

Статья 8

Каждый человек в соответствии с международными правом и национальным законодательством имеет право на справедливую компенсацию того или иного ущерба, причиненного в результате непосредственного и детерминирующего воздействия на его геном.

Статья 9

В целях защиты прав человека и основных свобод ограничения, касающиеся принципов согласия и конфиденциальности, могут вводиться лишь в соответствии с законом по крайне серьезным причинам и в рамках международного публичного права и международного права в области прав человека.

С. Исследования, касающиеся генома человека

Статья 10

Никакие исследования, касающиеся генома человека, равно как и никакие прикладные исследования в этой области, особенно в сферах биологии, генетики и медицины, не должны превалировать над уважением прав человека, основных свобод и человеческого достоинства отдельных людей или, в соответствующих случаях, групп людей.

Статья 11

Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая, как практика клонирования в целях воспроизводства человеческой особи. Государствам и компетентным международным организациям предлагается сотрудничать с целью выявления такой практики и принятия на национальном и международном уровнях необходимых мер в соответствии с принципами, изложенными в настоящей Декларации.

Статья 12

a) Следует обеспечивать всеобщий доступ к достижениям науки в области биологии, генетики и медицины, касающимся генома человека, при должном уважении достоинства и прав каждого человека.

b) Свобода проведения научных исследований, которая необходима для развития знаний, является составной частью свободы мысли. Цель прикладного использования результатов научных исследований, касающихся генома человека, особенно в области биологии, генетики и медицины, заключается в уменьшении страданий людей и в улучшении состояния здоровья каждого человека и всего человечества.

D. Условия осуществления научной деятельности

Статья 13

Ответственность, являющаяся неотъемлемой частью деятельности научных работников — в том числе требовательность, осторожность, интеллектуальная честность и непредвзятость — как при проведении научных исследований, так и при представлении и использовании их результатов, должна быть предметом особого внимания, когда речь идет об исследованиях, касающихся генома человека, с учетом их этических и социальных последствий. Лица, принимающие в государственном и частном секторах политические решения в области науки, также несут особую ответственность в этом отношении.

Статья 14

Государствам следует принимать соответствующие меры, способствующие созданию интеллектуальных и материальных условий, благоприятствующих свободе проведения научных исследований, касающихся генома человека, и учитывать при этом этические, правовые, социальные и экономические последствия таких исследований в свете принципов, изложенных в настоящей Декларации.

Статья 15

Государствам следует принимать соответствующие меры, обеспечивающие рамки для беспрепятственного осуществления научных исследований, касающихся генома человека, с должным учетом изложенных в настоящей Декларации принципов, чтобы гарантировать соблюдение прав человека и основных свобод и уважение человеческого достоинства, а также охрану здоровья людей. Такие меры должны быть направлены на то, чтобы результаты этих исследований использовались только в мирных целях.

Статья 16

Государствам следует признать важное значение содействия на различных соответствующих уровнях созданию независимых, многодисциплинарных и плюралистических комитетов по этике для оценки этических, правовых и социальных вопросов, которые возникают в связи с проведением научных исследований, касающихся генома человека, и использованием результатов таких исследований.

Е. Солидарность и международное сотрудничество

Статья 17

Государствам следует практиковать и развивать солидарность с отдельными людьми, семьями и группами населения, которые особенно уязвимы в отношении заболеваний или недостатков генетического характера либо страдают ими. Государствам следует, в частности, содействовать проведению научных исследований, направленных на выявление, предотвращение и лечение генетических заболеваний или заболеваний, вызванных воздействием генетических факторов, в особенности редких заболеваний, а также заболеваний эндемического характера, от которых страдает значительная часть населения мира.

Статья 18

Государствам следует, должным и надлежащим образом учитывая изложенные в настоящей Декларации принципы, прилагать все усилия к дальнейшему распространению в международном масштабе научных знаний о геноме человека, разнообразии человеческого рода и генетических исследованиях, а также укреплять международное научное и культурное сотрудничество в этой области, в особенности между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Статья 19

а) В рамках международного сотрудничества с развивающимися странами государствам следует поощрять меры, которые позволяют:

i) осуществлять оценку опасностей и преимуществ, связанных с проведением научных исследований, касающихся генома человека, и предотвращать злоупотребления;

ii) расширять и укреплять потенциал развивающихся стран в области проведения научных исследований по биологии и генетике человека с учетом конкретных проблем этих стран;

iii) развивающимся странам пользоваться достижениями научного и технического прогресса, дабы применение таких достижений в интересах их экономического и социального прогресса осуществлялось ради всеобщего блага;

iv) поощрять свободный обмен научными знаниями и информацией в областях биологии, генетики и медицины.

b) Соответствующим международным организациям следует оказывать поддержку и содействие инициативам, предпринимаемым государствами в вышеозначенных целях.

F. Содействие изложенным в Декларации принципам

Статья 20

Государствам следует принимать соответствующие меры с целью содействия изложенным в настоящей Декларации принципам на основе образования и использования соответствующих средств, в том числе на основе осуществления научных исследований и подготовки в многодисциплинарных областях, а также на основе оказания содействия образованию в области биоэтики на всех уровнях, в особенности предназначенному для лиц, ответственных за разработку политики в области науки.

Статья 21

Государствам следует принимать соответствующие меры, направленные на развитие других форм научных исследований, подготовки кадров и распространения информации, содействующих углублению осознания обществом и всеми его членами своей ответственности перед лицом основополагающих проблем, связанных с необходимостью защитить достоинство человека, которые могут возникать в свете проведения научных исследований в биологии, генетике и медицине, а также прикладного использования их результатов. Им также следует содействовать открытому обсуждению в международном масштабе этой тематики, обеспечивая свободное выражение различных мнений социально-культурного, религиозного или философского характера.

G. Осуществление Декларации

Статья 22

Государствам следует активно содействовать изложенным в настоящей Декларации принципам, а также способствовать их осуществлению всеми возможными средствами.

Статья 23

Государствам следует принимать соответствующие меры для содействия посредством образования, подготовки и распространения информации соблюдению вышеизложенных принципов и способствовать их признанию и действенному применению. Государствам следует также способствовать обменам между независимыми комитетами по этике и их объединению в сети по мере их создания для развития всестороннего сотрудничества между ними.

Статья 24

Международному комитету ЮНЕСКО по биоэтике следует способствовать распространению принципов, изложенных в настоящей Декларации, и дальнейшему изучению вопросов, возникающих в связи с их претворением в жизнь и развитием соответствующих технологий. Ему следует организовывать необходимые консультации с заинтересованными сторонами, такими, как уязвимые группы населения. Комитету, в соответствии с уставными процедурами ЮНЕСКО, следует готовить рекомендации для Генеральной конференции и высказывать мнение о ходе претворения в жизнь положений Декларации, особенно в том, что касается практики, которая может оказаться несовместимой с человеческим достоинством, например, случаев воздействия на потомство.

Статья 25

Никакие положения настоящей Декларации не могут быть истолкованы таким образом, чтобы служить какому-либо государству, группе людей или отдельному человеку в качестве предлога для осуществления ими каких-либо действий или любых акций, несовместимых с правами человека и основными свободами, включая принципы, изложенные в настоящей Декларации.

Во имя чести и достоинства человека

По мнению начальника кафедры Академии МВД Республики Узбекистан, доктора философских наук, профессора Джаваковой Каринэ, конституционная реформа представляет собой запуск долгосрочной программы развития общества. Именно в силу данного обстоятельства особенно важным является дополнение статьи 13 Основного закона положением, что «уважение, соблюдение, защита чести и достоинства человека, его прав и свобод являются обязанностью государства».

Объясняется это тем, что человеческое достоинство – основа прав человека и их универсальности. В современном конституционном праве достоинство личности понимается как основа и цель всех конституционных прав человека. Как бы ни зарекомендовал себя человек, какими бы качествами он ни обладал,  в том числе отрицательными, государство и его органы обязаны в полной мере создать ему условия для реализации всех прав, обеспечивающих человеческое достоинство.

Можно сказать, что достоинство человека это конкретная правовая категория, которая устанавливает абсолютную ценность человеческого существования не абстрактно, а внутри правовой системы. Достоинство человека означает то, что человек есть ценность, только потому, что он – человек.

Поэтому когда в законодательство вводится приоритет достоинства, в нем появляется неотменяемая, безусловная формула — недопустимость превращения человека в объект. Следовательно, любые действия, превращающие человека в объект манипуляций, к примеру, пытки и др. — запрещены!   Более того, даже сам человек не может, к примеру, проиграть свою свободу в карты.

Полагаю, что включение этой нормы особенно важно в законах и кодексах, поскольку тогда достоинство проникает и в правоприменение. В практике  Федерального Конституционного суда Германии это так и называется «объектная формула»: любые действия, превращающие человека в объект манипуляций запрещены, поскольку нарушают 1 статью Конституции ФРГ.

Если проанализировать Конституции мира, то увидим, что во многих государствах статьи Основного закона регулируют вопросы защиты человеческого достоинства. К примеру, в статье 38 Конституции Китая говорится, что «Честь и достоинство граждан Китайской Народной Республики неприкосновенны. Запрещается каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле». Статья Конституции Японии предусматривает личное достоинство и гендерное равенство в семейной жизни и рассматривает достоинство как элемент основного права (права человека), статья 23 Конституции Бельгии предусматривает, что каждый имеет право вести жизнь в соответствии с человеческим достоинством и др.

В последние годы в Узбекистане осуществляется работа по усилению гарантий прав и свобод граждан, в том числе категорического недопущения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. В Постановлении Президента, подписанном  26 июня 2021 года, поставлены задачи о необходимости продолжать разрабатывать эффективные правовые механизмы раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, регулярно посещать с целью мониторинга места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.  Вместе с тем, 22 февраля 2021 года в речи на 46-й сессии Совета ООН по правам человека Глава государства  отметил, что в  рамках внедрения Национального превентивного механизма по предупреждению пыток мы и впредь будем жёстко пресекать все их проявления, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения. Такие преступления не будут иметь срока давности. Глава государства заявил, что Узбекистан намерен ратифицировать факультативный протокол к Конвенции против пыток.  

Руководством Узбекистана  осуществляется широкая информационно-просветительная деятельность в сфере прав человека. Переведены на государственный язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека, в том числе Конвенция против пыток, в тесном сотрудничестве с такими международными партнёрами, как ПРООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, МОТ, ОБСЕ, МККК и др. Принимаются меры по дальнейшему совершенствованию образования в области прав человека. Изучение положений Конвенций и национального законодательства включено в учебные программы образовательных учреждений общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования, системы повышения квалификации педагогических, медицинских и социальных работников, журналистов, судей, работников правоохранительной системы и адвокатов.    

 Сегодня тема борьбы с пытками освещается во многих юридических, экономических, педагогических журналах и газетах, издаваемых в Узбекистане. Например, этот вопрос является приоритетным для журналов «Демократизация и права человека», «Общественное мнение и права человека», “Қалқон”, “Ҳуқуқ ва бурч” и др.   Проведены большое количество информационно-просветительских и образовательных мероприятий, которые позволили усилить вклад и роль ННО в решение вопросов борьбы с пытками.

Все эти меры руководства страны говорят о том, что проблема пыток, унижения человеческого достоинства на данный момент более чем просто актуальна. 

К сожалению, на практике у нас преобладает представление не о достоинстве человека, а о ценности жизни в принципе. Если это так, то получается, что одного сохранения жизни необходимо и достаточно: жив человек и хорошо. Но как сказал один из великих людей – «Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь». Следовательно, очень важно как проходит жизнь человека, как на ее качестве сказываются тяжелые болезни, травмы или применение жестких карательных действий или пыток — вопрос, очень важный сегодня.  Именно поэтому в своих выступлениях и встречах Руководитель государства неоднократно подчеркивает главную цель, что люди должны почувствовать сегодня все изменения, практическое выполнение программ в своей повседневной жизни.  Именно поэтому в ходе президентских выборов в прошлом году Шавкат Мирзиёев выдвинул идеи «Во имя чести и достоинства человека» и «Государство для людей», в целях  реализации которых, на основе мнений и предложений населения разработана Стратегия развития на 2022-2026 годы.

Ведь человек, чье достоинство попрано, не желает жить. Такой человек ставит перед собой выбор — достоинство или жизнь. И выбирает достоинство. Отсюда суициды, самоубийства и др.  Поэтому Задача общества в том, чтобы ни один гражданин не оказывался перед таким выбором. И данная поправка в Конституцию позволяет нам это реализовать.

Джавакова К.В. начальник кафедры  Государственно-правовых дисциплин и обеспечения прав человека Академии МВД Республики Узбекистан, доктор философских наук, профессор

Человеческое достоинство — основа персонализации

Это сборник дополнительных идей от лидеров отрасли к Часть 1 серии из восьми частей, включающей выступления на саммите «Лидерство в эпоху персонализации».

Лидерство в эпоху персонализации

Glenn Llopis Group, LLC (GLLG)

Человеческое достоинство должно служить основой для того, как мы думаем, действуем и внедряем инновации в эту эпоху персонализации. Мы не можем повысить способности людей, не завоевав сначала доверие, и мы не можем завоевать доверие, не уважая достоинство человека перед нами. И мы не можем сделать ничего из этого, пока остаемся в ловушке стандартов, которые превращают людей в товар, а не строят системы для почитания людей как личностей.

В наш век персонализации мы хотим активизировать нашу общую миссию, повышая индивидуальный вклад. Поэтому я предложил лидерам из разных отраслей расширить обсуждение за пределами самого саммита, предоставив дополнительные размышления в этой серии статей.

Вот ряд идей от лидеров отрасли:

Густаво Кантон, вице-президент по кадровой аналитике, Schneider Electric

Вопрос доктора Альварнаса убедителен: «Как мы изобретаем то, что мы делаем, таким образом, чтобы обеспечить большую устойчивость, персонализация, ориентация на человека и сделать это таким образом, чтобы вывести нас на следующую дугу открытий?»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВАС

Руководство подразделением People Analytics для глобальной компании по управлению энергопотреблением, в которой работает более 137 000 сотрудников в более чем 100 странах, означает лидерство в масштабе. Такой масштаб дает мне возможность узнать ценную информацию от очень разнообразного населения.

Недавний анализ позволил Schneider Electric определить ключевые факторы вовлеченности, и, к моему удивлению, благополучие оказалось на первом месте. Я думаю, это имеет смысл! К сожалению, стоит признать, что ключевые показатели эффективности, связанные с благополучием, не являются одними из самых заметных в оценочных листах руководителей. Пришло время перемен.

Как только мы осознаем важность благополучия, теперь нам нужно выйти за рамки этого ярлыка, чтобы по-настоящему понять и изучить его. «Благополучие» — это стандартизированный ярлык, встроенный в систему поставщиками. Но как благополучие определяется отдельными людьми и организацией — и как это определение информируется внешними экспертами, такими как врачи и другие?

Просто чтобы представить перспективу, исследование 2018 года показывает, что загрязнение воздуха может иметь большее влияние на экспрессию генов человека, чем родословная. Вот почему компании инвестируют в рабочую среду и политику, ориентированную на здоровье. Johnson & Johnson, у которой есть одна из самых продолжительных программ оздоровления в Соединенных Штатах, обнаружила рентабельность инвестиций от 1,88 до 3,9 долларов.2 сэкономленных на каждый потраченный доллар.

Я не знаю с полной уверенностью, что нас ждет в будущем, но я уверен, что People Analytics и мышление, ориентированное на человека, должны стать нашим ориентиром.

Гленн Ллопис :

Корпоративный сценарий относится ко всему «я» как к способности использовать самое подлинное «я» для работы. Это слишком расплывчато и неполно. Это ловушка стандартизации, которая затрудняет достижение персонализации. Все «я» человека — это совокупность того, кем он является как личность, за рамками обозначений разнообразия, с которыми он себя ассоциирует. Речь идет о том, чтобы поделиться своими самыми глубокими уязвимостями, которые они испытывают как люди. Это знание состояния психического, физического и эмоционального здоровья человека и факторов стресса на работе, которые приводят к этим состояниям.

Вся суть человека заключается в том, чтобы позволить сотрудникам отказаться от любых стандартов и суждений, которые мешают им быть собой в полную силу. Речь идет о работодателях, создающих пространство в сегодняшнюю эпоху персонализации, чтобы узнать своих сотрудников как личности. Когда работодатели рассматривают своих людей только как наемных работников, они неосознанно загоняют их в рамки с определенными ролями и обязанностями и подавляют их человеческое достоинство. Таким образом, их рабочая сила становится нездоровой, и мы уже давно нездоровы.

Служение человеческому достоинству выходит за рамки измерения нынешних стандартизированных представлений о «благополучии».

Джим ФитцПатрик, директор UPS

Бизнесом управляют люди. Основатель UPS Джим Кейси считал, что «нужно выяснить, на что действительно способен каждый человек как личность, и обращаться с этим человеком как с личностью».

Я включил это убеждение в большую часть своей работы в этой компании из списка Fortune 50.

Это позволяло мне, как личности, время от времени применять эту истину, и я добился большого успеха в этом.

За десятилетия моей работы стандартизация принимала множество форм. Многие стоили того, чтобы их копировать, и столько же задержали личный и деловой рост. Лучшей практикой я научился доверять человеческой стороне уравнения.

Что это значит?

Что ж, если бы я столкнулся со сложной задачей, требующей надежной стратегии и нового пути, я бы встретился, выслушал и принял бы меры в соответствии с реалистичными, измеримыми и совместными рекомендациями, предоставленными моей командой. Я руководил сотнями инженеров, специалистов по продажам, маркетингу и эксплуатации, и общим знаменателем среди них всех было то, что они были просто людьми. Индивидуумы со своими особыми сильными сторонами, интересами и целями, собственной уникальностью. Все они хотели поделиться своими идеями и решениями. Мне посчастливилось очень хорошо слушать, видеть и затем делать из этого выводы.

Однако многие стандарты не работали, и их нужно было отменить. Но неприятная сторона огромной компании заключается в том, что отказаться от того, что работало десятилетия назад, и затем сделать что-то другое было почти невозможно.

Это вызов сегодняшнего дня… нанимать людей, которые хотят быть услышанными и чувствовать себя частью того, во что они внесли свой вклад.

Llopis:

Человеческое достоинство начинается с уважения уникальных потребностей человека. Эпоха стандартизации была связана не столько с уважением, сколько с признанием. У нас есть тенденция сначала признавать хорошую работу человека, а затем уважать его личность. Неудивительно, что люди не чувствуют себя ценными.

Распознавание взрывается и исчезает. Уважайте повороты и кратности. Узнаваемый человек взывает к голове, где вещи легко забываются. Уважаемый человек пленяет сердце и сердце не забывает.

Мы переходим от экономики, основанной на знаниях, к экономике, основанной на мудрости. Дело уже не только в том, что вы знаете, а в том, что вы делаете с тем, что знаете. Речь идет об открытии своего сердца и достойном отношении к другим в сегодняшнюю эпоху персонализации.

Крис Корвин, вице-президент, Executive BluePrint

В начале своей карьеры я выучилась на медсестру и работала в операционных в академических травматологических центрах. Я испытал, что значит держать чью-то жизнь в своих руках. Я понимаю истинную ценность и дар жизни.

Чудеса современных технологий оказали реальное влияние на то, как мы взаимодействуем как люди, и по мере того, как эти инновации продолжаются, кажется, что мы забыли об истинной взаимосвязанности, которую мы все разделяем как люди. Если у нас будет возможность жить дольше, не имеет ли смысл подходить к жизни с точки зрения долгосрочной стратегии, а не гнаться за краткосрочными выгодами, которые, кажется, приводят нас в область «немедленного удовлетворения»?

Llopis:

Без стратегии изменение — это просто замена, а не эволюция. Стандартизация — это практика замещающего мышления, а персонализация — это практика эволюционного мышления.

Корпоративные стратегии не были разработаны для удовлетворения массовых различий между людьми. В результате корпоративные стратегии не были разработаны для удовлетворения потребностей в реальном времени на рабочем месте и на рынке, которые были вызваны этими массовыми различиями. Люди хотят большей персонализации на работе, на рынке и в повседневной жизни. Чтобы удовлетворить уникальные потребности, возникающие из-за массовых различий между людьми, корпорации и их лидеры должны практиковать эволюционное мышление и ограничивать замещающее мышление, которое требует долгосрочного подхода к росту и часто замедляет прогресс.

Но не все черно-белое, не все плохая стандартизация и хорошая персонализация. Мы должны найти баланс между двумя ними. К сожалению, в настоящее время мы сталкиваемся с крайностями персонализации и стандартизации. Они борются друг с другом, и ради решения проблемы человеческого достоинства мы должны научиться отказываться от той части стандартизации, которая подводит нас в сегодняшнюю эпоху персонализации.

Кристин Гвиннер, старший вице-президент/директор по персоналу, Chico’s FAS, Inc.

История, которой доктор Скотт Лейси поделился своим опытом в деревне в Западной Африке, открыла мне глаза. Как лидеры, мы можем думать, что точно знаем, чему будем учить других, но иногда путешествие дает величайшее учение. Открытость к изменению нашего мышления, чтобы действительно понять друг друга, может иметь большое значение. Открытость доктора Лейси, чтобы поделиться своим опытом в деревне, привела к неожиданному уроку инклюзивного принятия решений, в результате которого к другим относились как к семье, и это привело к отношениям на всю жизнь.

Главы изменений доктора Ника Моргана: 1) замешательство, 2) исследование, 3) наставничество, 4) развитие опыта героя и 5) мастерство — заставили меня представить, как я прохожу через его историю изменений, останавливаясь на каждой главе и отождествление с описанными чувствами. Это такой уникальный и удобный способ поделиться, позволяющий эмоциям соединиться с действием, необходимым для проведения изменений.

Как лидеры, мы должны жить с благородной целью. Это позволяет нам достоверно делиться и рассказывать истории из реальной жизни о том, как каждый из нас может начать процесс изменения своего мышления, который, в свою очередь, меняет наше поведение, что приближает нас к пониманию того, почему мы должны уважать человеческое достоинство на рабочем месте.

«Как лидеры мы можем думать, что точно знаем, чему мы будем учить других, но иногда путешествие дает самое лучшее учение».

Кристин Гвиннер

Llopis:

Открытость к изменениям тяжела. Дело не только в том, что люди не хотят меняться. Люди теряют веру в то, к чему приведут результаты изменений после того, как они вложили так много сил (т. е. времени, энергии, надежды и т. д.) в процесс управления изменениями. Люди устали от циклов перемен, потому что часто перемены приводят к еще большему разочарованию и слишком большому замешательству.

Люди хотят знать, что для них значат все изменения и преобразования и/или какую ощутимую пользу они принесут им, их коллегам, культуре, клиентам и т. д. Когда эти вещи неясны, люди становятся скептичными и начинают терять доверие с работодателем и их руководителями. Люди хотят большей близости; они хотят правды. А когда этой близости не существует, они начинают терять уважение к статус-кво, часто потому, что чувствуют себя вынужденными делать то, во что на самом деле не верят.0011

Вместо того, чтобы чувствовать, что они просто элемент управления изменениями, они хотят знать, как лучше всего относиться к изменениям и находить способы внести свой вклад и повлиять на них. Открытость к изменениям требует от лидеров уважения человеческого достоинства и создания условий для интимности и прозрачности, позволяющих процветать индивидуальности — для улучшения здоровья в целом.

Человеческое достоинство — основа персонализации.

Размышляя о необходимости создания эффекта масштаба на основе уважения человеческого достоинства, задайте себе, своей команде и своей организации следующие вопросы:

  • Где вы видите устаревшие стандарты в вашей отрасли и/или области функциональных знаний, на которые сейчас влияет персонализация? Как вы считаете, какие области возможностей наиболее очевидны?
  • Почему организации постоянно попадают в ловушки стандартизации? Почему лидеры с трудом уважают необходимость принять современную эпоху персонализации? Почему вы считаете, что это порочный круг? Как организации и их лидеры могут найти правильный баланс между стандартизацией и персонализацией?

Наберитесь смелости, чтобы изучить и ответить на эти вопросы. По мере того, как вы будете это делать, вы начнете видеть в человеческом достоинстве то, чего не замечают другие, будете делать то, чего другие не хотят, и будете настаивать, когда благоразумие подскажет: бросьте.

Подписывайтесь на меня в Twitter или LinkedIn. Посетите мой веб-сайт или другие мои работы здесь.

Блог First Freedom: О человеческом достоинстве

 

Кристофер Качор

Католическое учение о религиозной свободе основано на достоинстве человеческой личности. На самом деле название документа II Ватиканского собора о свободе вероисповедания, Dignitatis humanae означает «человеческое достоинство». Dignitatis humanae учит: «Право на свободу вероисповедания основывается на самом достоинстве человеческой личности, поскольку это достоинство познается через открытое Слово Божье и сам разум» (2). Но что такое человеческое достоинство? Почему у человека есть достоинство? Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства? Эти вопросы стоит рассмотреть. Человеческое достоинство является краеугольным камнем цивилизации справедливости и мира. Без признания человеческого достоинства права и уважение, причитающиеся другим, скомпрометированы, основы нашей демократии перевернуты с ног на голову, а цель правительства поставлена ​​под сомнение.

Когда мы говорим о «человеческом достоинстве», что мы имеем в виду? Основное значение термина «человеческое достоинство» заключается в том, что каждое человеческое существо с самого начала своей жизни и до конца своей жизни обладает неотъемлемым достоинством и ценностью. Напротив, вещи имеют инструментальную ценность. Если машина не может ехать, если телефон больше не отвечает на звонки, если холодильник не может охлаждать, эти вещи теряют свою ценность. Мы можем их выбросить, уничтожить, выбросить. Идея человеческого достоинства заключается в том, что, в отличие от вещей, каждое человеческое существо имеет неотъемлемую ценность, внутреннюю ценность.

Большинство людей признают достоинство тех, кто принадлежит к их классу, вероисповеданию, цвету кожи или культуре. Идея человеческого достоинства заключается в том, что все люди, независимо от класса, вероисповедания, цвета кожи или культуры, обладают одной и той же базовой ценностью, заслуживают справедливого обращения в обществе и в частной жизни и заслуживают одинаковой базовой защиты закона.

Почему у людей есть достоинство?

На протяжении веков мудрецы и ученые давали много разных ответов на вопрос, почему у человека есть достоинство? Текст Бытия провозгласил послание, которое влияет на цивилизацию и по сей день: «Бог сотворил человечество по образу Своему; по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). Бытие учит, что все, мужчины и женщины, созданы по образу Божьему. Бог любит каждого человека в существование, Бог призывает каждого человека ответить на Божественную любовь, и Бог призывает нас видеть Божественный образ в каждом человеке. Все мы дети нашего Небесного Отца, поэтому мы братья и сестры в человеческой семье. Новообращенный католик о. Ричард Джон Нейхаус уловил эту идею, сказав: «Никто не является никем; никто не является нежелательным. Все они нужны Богу, и поэтому мы должны их уважать, защищать и лелеять».

Иисус самым радикальным образом усилил это библейское учение о достоинстве каждого человека. Иисус сказал: «Что бы вы ни сделали для одного из сих меньших, то сделали для Меня» (ср. Мф. 25:40). Мы служим Иисусу в голодных, жаждущих, больных, заключенных, уязвимых и обездоленных. Все люди, от «наибольшего» до «наименьшего», разделяют фундаментальное человеческое достоинство, поскольку все люди в той или иной мере нуждаются и уязвимы. Иисус учил, что служить кому-либо в нужде — значит служить самому Иисусу. Как сказала святая Мать Тереза ​​из Калькутты: «Каждый человек — это переодетый Иисус».

Однако признание достоинства отдельного человека не является исключительно католическим. Эта вера содержится не только в Библии, не только в учении Иисуса, но и в мудрости нерелигиозных мыслителей. Древние философы-стоики, такие как Сенека, подчеркивали человеческое достоинство. Философ-просветитель Иммануил Кант (1724–1804) защищал человечество как самоцель, который нельзя использовать просто как средство. В 1776 году Томас Джефферсон, Джон Адамс, Бенджамин Франклин и американские основатели подтвердили внутреннюю ценность человеческой личности в Декларации независимости: «Мы считаем эти истины самоочевидными, что все люди созданы равными, что они наделены их Создателем определенными неотъемлемыми Правами, среди которых Жизнь, Свобода и стремление к Счастью». (Американские Основатели использовали термин «люди» в смысле «все человеческие существа».) Возможно, самый космополитический документ из когда-либо созданных, Всеобщая декларация прав человека Организации Объединенных Наций , имеет в своей первой строке: «признание неотъемлемого достоинства и равных и неотъемлемых прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и мира во всем мире…. ” После разговора о «достоинстве и ценности человеческой личности» в преамбуле первая статья Всеобщей декларации прав человека Организации Объединенных Наций провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства». Человеческое достоинство имеет основополагающее значение для нашего понимания прав человека, включая право на свободу вероисповедания.

К сожалению, в ходе человеческой истории люди часто делились на членов «своей группы», обладающих достоинством и ценностью, и «чужой группы», имеющих в лучшем случае второсортный статус. Эта этика исключения встречается у белых людей, подчиняющих себе цветных, у мужчин, отрицающих права человека женщин, у приверженцев одной религии, жестоко обращающихся с приверженцами другой религии. Когда мы оглядываемся назад на те эпизоды исключения в истории, мы можем теперь признать, насколько неправильно было исключать некоторых людей из базовой защиты закона. Напротив, этика включения утверждает, что все люди, любого класса, каждой религии, любого положения должны пользоваться уважением и защитой закона. Все люди доброй воли могут осознать опасность этики исключения. Действительно, учитывая изменчивые течения истории, мы можем оказаться среди тех, кого считают «второсортными» и недостойными жить в полной мере с гражданскими правами и защитой закона.

Каковы этические и политические последствия человеческого достоинства?

Как указал св. Августин Гиппопотамский в своей книге О христианском учении , повторяющееся человеческое искушение состоит в том, чтобы любить вещи и пользоваться людьми, а не любить людей и пользоваться вещами. Иммануил Кант сформулировал моральный принцип следующим образом: «Поступай так, чтобы относиться к человечеству, будь то в твоем собственном лице или в лице любого другого, никогда не только как к средству, но всегда в то же время как к средству». конец.»
У нас может возникнуть соблазн относиться к людям так, как если бы они были вещами, ценность которых зависит от спроса и предложения. Ценность вашего автомобиля, телефона или холодильника зависит от того, насколько хорошо эти вещи функционируют. Чем лучше они функционируют, тем больше на них будет спрос и тем выше будет их рыночная стоимость. Конечно, чем хуже они функционируют, тем меньше на них будет спрос и ниже их рыночная стоимость. В нижней части этого спектра у нас есть барахло, мусор и все, что мы выбрасываем в мусор.

Повторяющееся искушение состоит в том, чтобы относиться к людям так, как если бы они были вещами. Итак, если человек умен, привлекателен, силен и интересен, этот человек имеет высокую ценность. Мы относимся к этим людям с уважением. Если человек хорошо работает в учебе, обществе или спорте, то он заслуживает нашей заботы и заботы. Но, конечно, некоторые люди умственно неполноценны, или непривлекательны, или слабы, или раздражают, или все вышеперечисленное. Имеют ли они ценность? Имеют ли врожденную ценность те, кто болен, кто никому не нужен, с кем трудно иметь дело?

Этика человеческого достоинства призывает нас уважать и защищать всех людей. Тех, кто похож на нас, и тех, кто отличается от нас. Те, кто помогает нам, и те, кто мешает тому, что мы хотели бы сделать.

Этика человеческого достоинства вдохновляет на индивидуальные и частные действия. Если у всех есть достоинство, то все в моей жизни, с которыми я общаюсь, заслуживают того, чтобы к ним относились с фундаментальным уважением. Если я причиняю вред другим людям, лгу им, краду их имущество или убиваю их, я не живу в соответствии с этикой человеческого достоинства.

Эта этика человеческого достоинства включает в себя и политическое измерение. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, то частью хорошего человека является содействие благополучию других людей, включая их юридическую защиту. Если каждый заслуживает основных прав человека и фундаментальной защиты, люди доброй воли будут работать над созданием более справедливого мира, в котором каждый действительно пользуется основными правами человека и фундаментальной защитой закона.

Политические последствия утверждения о том, что все люди заслуживают основных прав человека, значительны. Этика человеческого достоинства порождает политику, которая уважает каждого человека в отдельности, в отличие от тоталитарной политики, в которой люди считаются расходным материалом на благо коллектива или нации. Тоталитарные правительства отказывают в основных правах отдельным лицам, чтобы защитить интересы большего целого, представленного государством. Защитники тоталитарных режимов могут сказать: «Нельзя приготовить омлет, не разбив несколько яиц». То есть тоталитарное правительство не может достичь своих целей без подавления оппозиции, отказа от религиозной свободы, захвата частной собственности и убийства политических противников. Напротив, политика, вдохновленная человеческим достоинством, признает, что целью правительства является защита жизни, свободы и собственности невинных граждан. Тоталитарное правительство не накладывает ограничений на то, в какой степени интересы отдельных лиц могут быть принесены в жертву общему, в то время как политика, основанная на достоинстве, признает определенные основные права, которые нельзя нарушать. Другими словами, политика, основанная на человеческом достоинстве, ограничивает власть правительства.

Другим основным политическим принципом, вытекающим из признания того, что каждый человек является личностью с достоинством, является равенство перед законом. Быть равным перед законом означает, что с людьми нужно обращаться справедливо, что включает в себя справедливое обращение по отношению к своим согражданам. Если мы признаем индивидуальное человеческое достоинство, мы не можем сказать: «О, этот человек из этой расы, значит, этот человек должен быть виновен, и мы можем просто пропустить суд и назначить наказание». Быть равным перед законом означает, что закон не дискриминирует людей произвольно на основании их цвета кожи, вероисповедания или класса. Таким образом, в случаях, которые в остальном равны, закон, который наказал чернокожего человека, виновного в убийстве, смертной казнью, а белого человека, виновного в убийстве, — десятью годами тюремного заключения, является несправедливым. Быть равным перед законом означает, что все люди имеют такие же основные права, как и все остальные, и что все люди имеют такие же основные обязанности, как и все остальные. Каждый имеет одинаковое право не быть порабощенным и обязан не порабощать других. Каждый имеет право на жизнь; каждый обязан не убивать намеренно невинных людей. Каждый имеет право владеть собственностью; каждый обязан не красть и не уничтожать чужое имущество. Достоинство человеческой личности вдохновляет политический принцип равенства перед законом.

Объективность и справедливость правосудия по закону представлена ​​изображением человека с завязанными глазами, держащего весы. Справедливый человек «слеп» к факторам, которые не имеют отношения к созданию справедливого закона и справедливому применению закона. Справедливый человек справедлив ко всем сторонам, беспристрастен в суждениях и следит за тем, чтобы со всеми обращались достойно. Этические и политические принципы, вытекающие из признания достоинства каждого человеческого существа, могут направлять нас лично и политически к созданию более совершенного союза, основанного на справедливости.

Человеческое достоинство, совесть и свобода вероисповедания

Как существа, созданные по образу Божьему, люди желают познать Бога и то, как реагировать на истину о Боге. Наиболее драгоценным аспектом человеческого достоинства является двойная способность проявлять разум и откликаться на установленную истину. Естественно задаться вопросом: как мне прожить хорошую жизнь? Кто создал этот чудесный мир, и как я должен отвечать этому Творцу? Почему возникают страдания и как мне их облегчить? Религиозные традиции предлагают ответы на эти глубоко человеческие вопросы. Во имя человеческого достоинства крайне важно, чтобы люди могли свободно заниматься этими вопросами, искать правду о них и жить в соответствии с истиной, которую они находят.

Совесть — это явно человеческая способность понимать, как поступать правильно в определенных обстоятельствах. Хотя человеческий разум и поврежден грехом, он все же способен познать религиозную истину. Папа св. Иоанн Павел II лаконично указал на это в своей энциклике Fides et ratio («Вера и разум»): «Природа человека — искать истину» (33). А разум правильно действует, когда исследование свободно, ибо истина может быть постигнута только в свободном ответе. «Только в свободе человек может направить себя к добру. … Со своей стороны, подлинная свобода есть исключительный признак божественного образа в человеке. Ибо Бог пожелал, чтобы человек оставался «под контролем своих собственных решений», чтобы он мог спонтанно искать своего Творца и свободно прийти к абсолютному и блаженному совершенству через верность Ему. Следовательно, человеческое достоинство требует, чтобы он действовал согласно сознательному и свободному выбору, который мотивирован лично и побуждается изнутри, а не под слепым внутренним импульсом или простым внешним давлением» (9).0003 Gaudiem et spes , 17).

Добрая совесть — это хорошо сформированная совесть, сформированная горячим поиском истины. Совесть не творит истину, а открывает истину, которая исходит от Бога. Человек с чистой совестью живет честно. Его или ее действия соответствуют его или ее убеждениям о том, что правильно. Безусловно, можно судить неправильно. То есть совесть иногда может ошибаться. Как хорошее зеркало, чистая совесть отражает истину. Поступать с чистой совестью не значит, что человек непременно сделал что-то хорошее, но это означает, что он стремится делать добро всем своим разумом и сердцем. Добрая совесть побуждает нас стараться жить праведно перед Богом во всем, что мы делаем.

Церковь утверждает, что все люди должны жить по совести. Хотя не каждый человек знает истинного Бога, каждый человек имеет право искать истину о Боге. Важно отметить, что в некоторых случаях, ради общественного порядка и общего блага, государство может препятствовать тому или иному лицу или сообществу совершать определенные действия, даже если эти действия совершаются с чистой совестью. Например, человек мог судить по ошибочной совести, что украсть велосипед, чтобы подарить дочери, допустимо. Возможно, он искренне взвешивал причины против этого действия и, таким образом, искренне верил, что поступает хорошо.