Доведенные до автоматизма умения называются: Тест по теории обучения с ответами по теме ‘содержание образования как фундамент базовой культуры личности’

Навык: действие, доведенное до автоматизма

Фильм «Коммандос»

​​​​​​​​​​​​​​Навык – отработанное до автоматизма действие. Навык — звено из цепочки «интерес — вера — знание — умение — навык — привычка — потребность». Смотри ЗУН

Действие, которое человек выполняет не задумываясь, без контроля сознания — это навык. Вот я сейчас печатаю «слепым методом» и не задумываюсь, как и куда ставить пальцы: пальцы просто бегают по клавишам. Это и есть навык. Ещё критерий — если человеку дали по башке, он ничего не соображает, но что-то делает достаточно уверенно — это навык. Например, пьяный открывает дверь ключом. Это навык.

Навык — это действие, которое человек может выполнять легко, автоматически, не задумываясь, сосредотачиваясь на чём-то другом, а не на самом действии.

«Ричард Паскэйл, автор книги «Управление на краю», привел простой пример, демонстрирующий различие между знанием и навыком, во время одного нашего совместного семинара в Лондоне. Ричард спросил участников, могут ли они написать свое имя. Жаль, что вас там не было, и вы не видели выражения лиц присутствующих. Если бы мы могли читать мысли, мы бы услышали явственное бормотание: «И за это мы платили деньги?» Однако все сказали, что прекрасно умеют писать собственное имя. Затем Ричард предложил: «Хорошо, а теперь напишите свое имя, только левой рукой или правой, если вы левша…» Группа снова захихикала, но все старательно вывели свое имя на листе, не привыкшей к письму рукой. Ричард сказал: «Видите, сам по себе тот факт, что вы имеете знание о чем-то, не означает, что у вас есть навык в той же самой области. Вы все имеете знания, необходимые, чтобы написать ваше собственное имя. Но навыка написать его другой рукой у вас нет…» Ясно, что хорошая осведомленность, понимание или профессиональное отношением к предмету не гарантируют, что игрок сможет справиться с задачей с блеском. Даже то, что игрок уверен в достижимости определенных результатов, вовсе не гарантирует, что у него достаточно для этого мотивации! (Ну что, получилось испытать очередное Озарение?)» Джермэйн Порше, Джед Нидерер, Стать тренером для всех и во всем: как помочь людям преуспеть в бизнесе и в жизни, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г.

, с. 91-92.

В обычной жизни, когда говорят о навыках, имеют в виду навыки поведенческие, двигательные навыки, среди которых можно говорить о навыках бытовых, рабочих, музыкальных или спортивных. Однако для специалистов мир навыков гораздо богаче: кроме двигательных, несложно заметить навыки речевые и умственные (интеллектуальные). Практические психологи чаще имеют дело с навыками внутренними — личностными и душевными. Дело в том, что на самом деле навыками являются и наши внутренние действия, достигшие уровня автоматизма. И это не только навыки сложения и вычитания, навык анализировать происходящее и принимать решения, это также навыки возражать или обижаться, навык вдруг уставать или заниматься прокрастинацией: упорное занятие ерундой вместо того чтобы заняться делом.

Навыки бывают простыми и сложными.

Простые — состоящие из элементарных действий. Взять ложку, поднести ко рту, открыть рот и так далее — примеры простых навыков. Сложные навыки складываются из множества более простых навыков, это футбольный финт, командная игра, навык не сдаваться при усталости… Кроме того, важно различать навыки конкретные и навыки универсального действия Конкретные навыки действуют только в рамках одной конкретной ситуации. например навыки эффективных телефонных переговоров… В отличие от них, навыки универсального действия действуют в очень широком кругу ситуаций. Это, в частности, навыки универсального переговорщика: умение слушать, тотальное ДА, позиция сотрудничества…

Освоение навыка

Обычно навык вырабатывается путем многократного повторения. Овладение навыком — вид последовательного научения, (этап обучения), когда заучивается не последовательность слов, а последовательность движений, действий, тактик или стратегий.

Важно: не бросать на полпути. Большинство навыков вырабатываются где-то за 14 дней (при ежедневном повторении без пропусков). См.→

Обучение навыку

Навык формируется либо через дрессировку, либо через тренировку. В случае тренировки обучение навыку почти всегда предполагает три стадии:

  1. объяснение, иногда инструктирование, цель которого — определить стоящую перед исполнителем задачу и дать рекомендации по способам ее выполнения;
  2. тренировка, при которой требуемые действия выполняются под контролем сознания, сначала медленно и с ошибками, потом быстрее и правильнее;
  3. Доведение до автоматизма, когда поведенческие акты протекают гладко и требуют все меньше и меньше осознанного контроля (примерами автоматизма служат завязывание шнурков, переключение передач в автомобиле, ведение мяча опытным игроком в баскетбол).

Тест по теории обучения и воспитания, 94 вопроса с ответами

1. Наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах называется…
1. дидактикой
2. теорией воспитания
3. педагогическим менеджментом
4. педагогической технологией

2. Термин “дидактика” впервые ввел…
1. В. Ратке
2. Я.А. Коменский
3. Ж.Ж. Руссо
4. И.Г. Песталоцци

3. Под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
1. Я.А. Коменский
2. П.Ф. Каптерев
3. К.Д. Ушинский
4. А. Дистервег

4. Процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами – это предмет …
1. дидактики +
2. технологии
3. теории воспитания
4. теории управления

5. Функциями процесса обучения являются …
1. образовательная, воспитательная, развивающая
2. воспитательная, прогностическая, проектировочная
3. образовательная, воспитательная, объяснительная
4. развивающая, образовательная, прогностическая

6. Совокупность принципов, содержание, методы и средства обучения, образующие целостную структуру и подчиняющиеся целям обучения, составляют…
1. дидактическую систему
2. педагогическую теорию
3. педагогическую систему
4. дидактическую теорию

7. Учение понимается в дидактике как…
1. деятельность учеников
2. взаимодействие учащихся и учителя
3. восприятие новых знаний
4. формирование умений

8. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся называется…
1. учением
2. развитием интереса учащихся
3. формированием личности
4. преподаванием

9. Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
1. общим
2. внешним
3. внутренним
4. частным

10. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала – это принцип…
1. доступности
2. наглядности
3. сознательности и активности
4. прочности знаний

11. Принцип ведущей роли теоретических знаний используется в концепции ___ обучения
1. развивающего
2. проблемного
3. оптимизации
4. программированного

12. Процессом обучения называется …
1. преподавание
2. учебная деятельность
3. специфический процесс познания, управляемый педагогом
4. образовательная деятельность

13. К дидактическим принципам не относится принцип …
1. гуманности обучения
2. наглядности
3. систематичности и последовательности
4. взаимосвязь теории и практики обучения

14. В структуру учебной деятельности не входит …
1. овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
2. развитие мотивов учения
3. формирование нравственных качеств и убеждений
4. овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами

15. Двусторонний характер обучения проявляется в единстве …
1. преподавания и учения
2. развития и воспитания учащихся
3. школьной и внешкольной деятельности
4. совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения

16. Принцип наглядности в дидактике означает …
1. использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
2. проведение опытов в процессе обучения
3. просмотр кино- и видеофильмов
4. привлечение органов чувств к восприятию учебного материала
17. В структуру процесса обучения не входит…
1. определение уровня мышления учащихся
2. определение целей и задач
3. планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
4. анализ и оценка результатов обучения

18. Эталонный уровень образования, необходимый для данного общества в определенный исторический отрезок времени, — это…
1. образовательный ценз
2. образовательный стандарт
3. учебный план
4. школьная программа

19.Документ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности, — это…
1. образовательная программа
2. учебник
3. рабочий учебный план
4. авторская программа

20.Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет, — это…
1. учебник
2. образовательная область
3. учебная программа
4. учебный план

21.Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие …
1. «содержание образования»
2. «учебный план»
3. «образование»
4. «образовательная область»

22.Основоположником теории формального образования является…
1. Я.А. Коменский
2. Г. Спенсер
3. И.Ф. Гербарт
4. А. Дистервег

23.К идеям программированного обучения наиболее близка теория…
1. прагматизм
2. бихевиоризм
3. позитивизм
4. гуманизм

24.Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру был включен в состав содержания образования…
1. В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
2. В.В. Краевским, И.Я. Лернером
3. В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
4. М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым

25.При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
1. концентрической
2. линейной
3. спиральной
4. смешанной

26.Приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования — это…
1. гуманизация
2. демократизация
3. гуманитаризация
4. углубленное изучение

27.Дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, отражающая содержание науки, – это…
1. образовательная область
2. учебный план
3. образовательная программа
4. учебный предмет

28.Доведенное до автоматизма действие называется …
1. умением
2. знанием
3. навыком
4. поведением

29.К объектам стандартизации в образовании не относится …
1. учебно-воспитательный план учителя
2. содержание
3. объем учебной нагрузки
4. уровень подготовки обучающихся

30.Под содержанием образования понимают …
1. совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
2. совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
3. финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
4. педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру

31.В понятие «качество обучения» не входит …
1. степень успешности освоения учащимися образовательных программ
2. мера реализации Государственного образовательного стандарта на личностном уровне
3. уровень нравственной культуры учащихся
4. уровень личностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения

32.Нормативным документом, раскрывающим содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, является …
1. учебная программа
2. учебный план
3. базисный учебный план
4. образовательный стандарт

33. Ведущим видом учебной литературы, содержащим систематическое изложение учебного материала, является …
1. учебное пособие
2. учебник
3. методическое пособие
4. методические рекомендации

34. Классно-урочную систему теоретически обосновал…
1. Я.А. Коменский
2. К.Д. Ушинский
3. Дж. Локк
4. А. Дистерверг

35.Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, – это …
1. процесс обучения
2. метод обучения
3. форма организации обучения
4. преподавание

36.По схеме «повторение пройденного материала – освоение нового материала – отработка навыков — применение знаний на практике – домашнее задание» проходит урок…
1. комбинированный
2. овладения новыми знаниями
3. повторения и закрепления знаний
4. обобщения и систематизации

37. Среди понятий «урок», «структура урока», «форма организации обучения», «тип урока» наиболее частным является понятие …
1. «урок»
2. «форма организации обучения»
3. «тип урока»
4. «структура урока»

38.Учебное занятие на старшей ступени обучения в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов – это …
1. семинар
2. факультатив
3. консультация
4. конференция

39.Форма организации обучения, позволяющая изучать явления и процессы в естественных условиях, – это …
1. практическое занятие
2. учебная экскурсия
3. лабораторное занятие
4. дополнительное занятие

40.Форма организации обучения, используемая для отработки практических умений и навыков, — это …
1. практикум
2. учебная конференция
3. курс по выбору
4. предметный урок

41.Внеурочная форма организации обучения, направленная на формирование навыков самостоятельной работы, – это …
1. экскурсия
2. семинар
3. домашняя работа
4. консультация

42.Форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия в классе с постоянным составом учащихся одинакового уровня развития, по твердому расписанию и четко установленному регламенту, – это …
1. урок
2. факультатив
3. занятие с отстающими
4. семинар

43.К основным типам уроков относятся уроки …
1. изучения нового материала, формирования умений и навыков, обобщения и систематизации, контроля знаний и умений, комбинированные
2. заучивания наизусть, демонстрации пособий, комбинирования, контроля
3. индивидуальной и дифференцированной работы с учениками, обобщения и систематизации
4. решения задач, выполнения опытов, написания сочинений

44.По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и …
1. бригадная
2. индивидуально-групповая
3. классно-урочная
4. фронтальная

45.К типам уроков, выделяемых в педагогике, не относится …
1. комбинированный урок
2. деловая игра
3. урок изучения нового материала
4. урок обобщения и систематизации знаний

46.Достоинством классно-урочной системы является …
1. экономичность
2. индивидуальный подход к учащимся
3. высокое качество усвоения знаний
4. ориентация на “среднего” ученика

47.Учебная экскурсия относится к …
1. видам обучения
2. принципам обучения
3. вспомогательным формам обучения
4. разновидности контроля знаний

48.К структурным компонентам урока не относится …
1. диагностика интеллекта
2. организационный момент
3. проверка домашнего задания
4. закрепление нового материала

49.Общеобразовательное учебное заведение для старшеклассников с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю называется…
1. гимназией
2. колледжем
3. лицеем
4. прогимназией

50.Школа, опирающаяся на педагогическую концепцию одного педагога или коллектива учителей, называется…
1. профильной
2. развивающей
3. авторской
4. профессиональной

51.Частные образовательные учреждения и учреждения общественных и религиозных организаций относятся к группе ___ учреждений
1. негосударственных
2. муниципальных
3. специальных
4. профильных

52.Учебное заведение, осуществляющее обучение и воспитание учащихся с 1-го по 11-й классы на основе углубленной, в том числе профильной предпрофессиональной подготовки, – это …
1. прогимназия
2. учебно-воспитательный комплекс
3. реальное училище
4. гимназия

53.Основанием деления школ на государственные, муниципальные и негосударственные является …
1. организационно-правовая форма
2. характер сообщаемых знаний
3. направленность подготовки
4. реализуемая программа

54.Авторской педагогической системой можно назвать опыт педагогической работы…
1. Ж.Ж. Руссо
2. Ю.К. Бабанского
3. А.С. Макаренко
4. Н.К. Крупской

55.Школы, где дети по собственному желанию или по воле родителей осваивают основы того или иного вероучения, называются …
1. воскресными
2. коммунами
3. интернатом
4. трудовыми

56.По уровню образования выделяются образовательные учреждения…
1. общеобразовательные, профессиональные
2. конфессиональные, светские
3. начальные, средние, высшие
4. мужские, женские

57.Вновь образуемые и реорганизованные учебные заведения, дающие среднее специальное профессиональное образование или начальный цикл высшей школы, называются…
1. колледжами
2. учебно-воспитательными комплексами
3. комплексами «школа-вуз»
4. лицеями при вузе

58.Свойственные учебному заведению цели, задачи, содержание и организация учебно-воспитательного процесса характеризуют…
1. уровень образования
2. вид образовательного учреждения
3. инновационные процессы
4. тип школы

59.Основной целью создания различных типов образовательных учреждений является …
1. возрождение интеллектуального и духовного потенциала общества
2. создание единого образовательного пространства
3. обеспечение взаимосвязи теории и практики
4. регламентация учебного процесса

60.Учебно-воспитательное учреждение, являющееся базовым элементом образовательной системы, называется …
1. училищем
2. университетом
3. школой
4. институтом

61.Учебное заведение, сочетающее обучение и научную деятельность, смысл которого изначально понимался как «союз людей заинтересованных в науке», называется …
1. университетом
2. высшей школой
3. академией
4. институтом

62.В классификацию образовательных учреждений по организационно-правовым формам не входят ___ учреждения
1. государственные
2. негосударственные
3. муниципальные
4. военные

63.В общеобразовательных учреждениях невозможно получить ___ образование
1. начальное профессиональное
2. начальное общее
3. основное общее
4. среднее общее

64.По масштабу вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на…
1. локальные, модульные, системные
2. внешние, внутренние, ресурсные
3. ресурсные, образовательные, содержательные
4. организационные, дидактические, методические

65.Управленческий процесс создания, оценки, освоения и применения педагогическим сообществом педагогических новшеств называется…
1. преобразовательным
2. творческим
3. передовым
4. инновационным

66.Полная реконструкция школы как образовательного учреждения предполагается при ___ изменениях
1. локальных
2. системных
3. модульных
4. ресурсных

67.Внедрение в начальной школе дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова соответствует ___ изменениям
1. локальным
2. системным
3. внутренним
4. модульным

68.Инновации являются результатом…
1. научного поиска
2. социально-политических изменений
3. выполнения заказа администрации
4. непроизвольно полученным при развитии учреждения

69.Дифференциация обучения, определяющая оптимальный режим работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, называется…
1. внешней
2. разноуровневой
3. внутренней
4. профильной

70.Учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся – это…
1. индивидуализация
2. дифференциация
3. оптимизация
4. интеграция

71.Общая одаренность детей проявляется в…
1. способностях к музыке, рисованию +
2. дисциплинированности
3. самостоятельности, критичности мышления +
4. инициативности

72.Нововведения, разрабатываемые и проводимые работниками и организациями системы образования, называются педагогическим(-и) …
1. опытом
2. инновациями
3. реформами
4. мастерством

73. К педагогическим инновациям можно отнести изменения в…
1. содержании образования
2. структуре системы образования
3. оборудовании учебных заведений
4. статусе образования

74.Ориентация на направленность личности, её ценностные ориентации, жизненные планы, мотивы деятельности и поведения – основа ___ подхода
1. системного
2. индивидуально-дифференцированного
3. личностного
4. культурологического
5. антропологического

75.Наука, занимающаяся изучением новообразований, новых явлений в разных сферах деятельности человека, называется …
1. прогностикой
2. инноватикой
3. футурологией
4. системологией

76.Форма и результат открытия, носитель новых свойств и характеристик какого-то предмета называется ….
1. новшеством
2. новизной
3. изобретением
4. моделью

77.Инновации в образовании – это …
1. оригинальность школьной жизни
2. распространение новшеств в педагогической практике
3. консервативный подход в образовании
4. творческий подход к педагогической деятельности

78.К основным объектам инновационных преобразований в педагогической системе не относится …
1. социальная среда
2. педагогическая технология
3. содержание образования
4. управление школой

79.Нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты образовательного процесса, называются …
1. инновациями
2. развитием
3. прогрессом
4. корректировкой

80. Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности.
1. воспитания
2. обучения
3. педагогического воздействия

81. Ситуация … заключается в создании таких условий, в которых воспитанники учатся выходить из нестандартной ситуации.
1. успеха
2. творчества
3. лидерства

82. Активная деятельность ребенка, направленная на формирование положительных качеств и устранение отрицательных, — это …
1. воспитание
2. самовоспитание
3. саморазвитие

83. …тип неправильного семейного воспитания проявляется в том, что на ребенка возлагаются многочисленные честолюбивые надежды родителей и ему внушается мысль, что он их должен обязательно оправдать.
1. воспитание в условиях повышенной моральной ответственности
2. воспитание по типу «кумира» семьи
3. отсутствие воспитания

84. … воспитание направлено на формирование ответственного отношения к своей Родине.
1. правовое
2. гражданское
3. общественное

85. Экономическое воспитание включает:
1. укрепление здоровья;
2. развитие экономического мышления и поведения
3. знание экономических закономерностей развития общества
г) понимание и оценка прекрасного

86. Приемы воспитательного воздействия:
1. способствует организации определенной ситуации воспитания;
2. вовлекают воспитанника в активную и интересную для него деятельность;
3. обязательно предполагают общение ребенка с воспитателем;
4. выполняют функции диагностики отношений, их формирование, корректировку.

87. Семейная педагогика…
1. направлена на разработку методов и форм воспитательного процесса в семье;
2. ставьте перед собой задачу создавать новые технологии обучения и воспитания;
3. исходит из принципа гуманизма, считая человека высшей ценностью;
4. служит повышению педагогической культуры родителей;

88. Воспитание- это…
1. целенаправленный процесс формирования поведения;
2. специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека;
3. процесс и результат усвоения человека опыт поколений в виде системы знаний, навыков, умений;
4. стимулирование активности формируемой личности организуемой деятельности.

89. Приучение как метод воспитания предполагает… «Приучение как метод воспитания предполагает культивирование у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению как условию становления основ нравственности и устойчивых форм поведения. »
1. организацию регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные» формы поведения;
2. стимулирование воспитанника к новым действиям;
3. культивирование у воспитанника способности к разумному поведению и организованным действиям;
4. развитие эмоционального неприятии асоциальных действий и поступков.

90. Современная дидактическая система …
1. ориентирована на развитие у учащихся познавательной активности, самостоятельности, ответственности за свой выбор, свои действия;
2. направлена на формирование у учащихся системы научных знаний, интеллектуальных умений;
3. считает учащегося объектом обучения;
4. исходит из понимания обучения как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями.

91. Педагогические законы …
1. носят вероятностный характер;
2. проявляются как тенденция;
3. жестко детерминированы;
4. отражают внутреннюю существенную связь явлений обучения, которые обусловливают их необходимые проявления и развитие.

92. Развивающее обучение предполагает следующее:
1. развитие мотивов познания и познавательных способностей;
2. осознание учащимися способов своей учебной деятельности;
3. реализацию исходного положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию;
4. оперативную диагностику достигнутого учащимися уровня знаний.

93. Учебная программа содержит…
1. тематическое содержание изучаемого материала;
2. продолжительность учебного года, длительность семестров (четвертей) и каникул;
3. распределение предметов по семестрам (четвертям) и годам обучения; г) перечень учебного оборудования и наглядных пособий.

94. Движущими силами обучения являются …
1. потребность общества в специалистах данного профиля;
2. противоречия между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными задачами и уровнем знаний, умений, навыков, которыми владеют учащиеся;
3. наличие материально-технической базы у учебного заведения, соответствующей государственному образовательному стандарту.
4. рекомендации, правила, нормы, регулирующие учебный процесс.

Беглость: Введение | Чтение Rockets

Даже когда учащиеся узнают многие слова автоматически, их устное чтение все равно может быть невыразительным и не беглым. Чтобы читать с выражением, читатели должны уметь делить текст на осмысленные фрагменты. Читатели должны уметь правильно делать паузы внутри и в конце предложений, а также когда менять акцент и тон. Например, читатель, которому не хватает беглости, может прочитать, возможно монотонно, строчку из книги Билла Мартина-младшего «Бурый медведь, бурый медведь 9».0004, как если бы это был список слов, а не связанный текст, с паузами в неподходящих местах:

коричневый/
коричневый медведь/
нести что/
делать/
видишь ли.

Беглый читатель прочитает ту же строку, что и:

Бурый медведь/
Бурый медведь/
Что ты видишь?/

 

Разница между беглостью и автоматизмом

 

используются взаимозаменяемо, это не одно и то же.

Автоматизм — это быстрое и легкое распознавание слов, которое приходит с большой практикой чтения. На ранних этапах обучения чтению читатели могут быть точными, но медленными и неэффективными в распознавании слов. Постоянная практика чтения помогает распознаванию слов стать более автоматическим, быстрым и легким.

Автоматизм относится только к точному и быстрому распознаванию слов, а не к чтению с выражением. Следовательно, автоматизм (или автоматическое распознавание слов) необходим, но недостаточен для беглости речи.

Обучение беглости речи

Беглость речи не является той стадией развития, на которой читатели могут читать все слова быстро и легко. Беглость меняется в зависимости от того, что читают читатели, от их знакомства со словами и количества их практики чтения текста. Даже очень опытные читатели могут читать медленно и с трудом, когда читают тексты, содержащие много незнакомых слов или тем. Например, читатели, которые обычно бегло читают, могут быть не в состоянии бегло читать технические материалы, такие как учебник по ядерной физике или статью в медицинском журнале.

Важно отметить, что обучение беглой речи должно сопровождаться текстом, который учащийся может прочитать на своем самостоятельном уровне. Именно на этом уровне учащиеся могут практиковаться в скорости и выразительности, а не в декодировании. В приведенной ниже таблице описаны все уровни чтения:

Независимый уровень Относительно легко читается учащимся (точность слов 95%).
Учебный уровень Сложный, но выполнимый для читателя (90% точность слов).
Уровень разочарования Трудный текст для чтения учащимся (точность слов менее 90%).

Стремясь помочь учителям получить знания по обучению беглости речи, исследователи изучили два основных подхода к обучению, связанных с беглостью речи. При первом подходе, повторном и контролируемом устном чтении (обычно называемом «повторным чтением»), учащиеся читают отрывки вслух несколько раз и получают указания и отзывы от учителя. При втором подходе, самостоятельном чтении про себя, учащимся предлагается много читать самостоятельно.

Повторное и контролируемое устное чтение

Повторное и контролируемое устное чтение улучшает беглость чтения и общую успеваемость.

Учащиеся, которые читают и перечитывают отрывки устно, получая указания и/или отзывы, лучше читают. Повторное устное чтение существенно улучшает распознавание слов, скорость и точность, а также беглость речи. В меньшей, но все же значительной степени повторное устное чтение также улучшает понимание прочитанного. Повторное устное чтение улучшает способность к чтению всех учащихся в течение всех лет начальной школы. Это также помогает борющимся читателям в старших классах.

Традиционно многие учителя полагались прежде всего на круговое чтение для развития беглости речи. При круговом чтении учащиеся по очереди читают части текста вслух (хотя обычно не повторяются). Но круговое чтение само по себе не увеличивает беглость речи. Это может быть связано с тем, что учащиеся читают только небольшие объемы текста, и обычно они читают эту небольшую часть только один раз.

Исследователи обнаружили несколько эффективных техник, связанных с повторным устным чтением:

  • учащихся читают и перечитывают текст определенное количество раз или до тех пор, пока не будет достигнут определенный уровень беглости. Большинству учащихся достаточно четырех повторных прочтений.
  • Практика устного чтения расширяется за счет использования аудиокассет, репетиторов, коллегиального руководства или других средств.

Кроме того, некоторые эффективные техники повторного устного чтения имеют тщательно разработанную обратную связь, чтобы направлять работу читателя.

Самостоятельное чтение про себя

В настоящее время нет данных исследований, подтверждающих, что учебное время, затрачиваемое на самостоятельное чтение про себя с минимальным руководством и обратной связью, улучшает беглость чтения и общие достижения в чтении.

Одним из главных различий между хорошими и плохими читателями является количество времени, которое они тратят на чтение. Многие исследования обнаружили тесную связь между способностью к чтению и тем, сколько читает учащийся. На основании этих данных учителей уже давно поощряют к добровольному чтению в классе. В литературе по обучению учителей и обучению чтению часто рекомендуются процедуры в классе для поощрения учащихся к самостоятельному чтению, такие как Поддерживающее чтение про себя (SSR) или Бросай все и читай (DEAR).

Исследования, однако, еще не подтвердили, улучшает ли самостоятельное чтение про себя с минимальным руководством или обратной связью успеваемость и беглость чтения. Исследование показывает, что прямое обучение чтению является лучшим предиктором успеха в чтении. Тем не менее, важно, чтобы учащиеся имели время для применения своих навыков чтения посредством чтения про себя с книгой на их самостоятельном уровне (чтение с точностью до слова 95%).

Наука автоматизации и совершенствования любого навыка | Бенджамин Харди, доктор философии

Изображение: FastCompany

Достижение «автоматизма» означает превращение недавно изученного навыка в часть вас самих, а не просто в то, что вы можете делать.

Изучение чего-то нового зависит от памяти и от того, как вы ее используете. Поначалу ваша префронтальная кора, в которой хранится ваша рабочая (или кратковременная) память, действительно занята выяснением того, как выполняется задача. Это часть вашего мозга, связанная с сознательным принятием решений и планированием.

Но как только вы научитесь, префронтальная кора получит передышку. По факту высвобождается аж на 90%; теперь вы можете выполнять этот навык автоматически, позволяя своему сознанию сосредоточиться на других вещах.

Этот уровень производительности называется «автоматическим», и его достижение зависит от того, что психологи называют «чрезмерным обучением» или «перетренированностью». Вот как перетренировать свой мозг, чтобы делать что-то настолько хорошо, чтобы вы могли делать это бессознательно, и чего ожидать, когда вы это сделаете.

Если вы научились водить машину, скорее всего, вы проводили минуты за рулем, думая о чем-то совершенно другом, даже не осознавая, что едете.

Нечто подобное происходит и с более сложными, специализированными навыками. В своей книге «Искусство обучения» шахматный вундеркинд и чемпион мира по тай-чи Джош Вайцкин объясняет автоматизм следующим образом: 300 или 400 кадров в секунду. Ключ в том, чтобы понять, что мой тренированный ум не обязательно работает намного быстрее, чем нетренированный — он просто работает эффективнее, а это означает, что моему сознанию приходится иметь дело с меньшим объемом работы.

Другими словами, развитие автоматизма — это процесс перехода от делания к бытию, позволяющий вам стать экспертом и новатором.

Первый шаг к автоматизму — постоянное изучение небольших наборов информации. Например, если вы играете в баскетбол, это может означать повторение одного и того же удара. Ключевым моментом здесь является выход за пределы начальной точки мастерства.

Перетренированность заключается в постоянном повторении того, что вы уже выучили от и до. После того, как вы усвоили навык, вам больше не нужен сценарий, но вы можете выполнять или даже обучать этому навыку по-разному и в разных контекстах.

Великие ораторы заучивают свои выступления, чтобы по-разному представлять свой материал каждой уникальной аудитории в различных обстоятельствах.

Автоматизм, другими словами, заключается не только в том, чтобы свободно владеть своим ремеслом, но и в том, чтобы быть гибким и гибким. Как однажды сказал Пабло Пикассо: «Изучай правила, как профессионал, и тогда ты сможешь нарушать их, как художник».

Второй шаг к автоматизму — постепенное усложнение тренировок. Достаточно просто. Это похоже на увеличение веса и интенсивности тренировки.

Вы хотите усложнять задачу, пока она не станет слишком сложной. Затем вы немного снижаете сложность, чтобы оставаться вблизи верхнего предела ваших текущих способностей.

По мере увеличения интенсивности тренировок вы также начнете добавлять ограничения по времени. Некоторые учителя математики просят учеников работать над сложными задачами в более короткие сроки.

Добавление компонента времени ставит перед вами две задачи. Во-первых, он заставляет вас работать быстро, а во-вторых, он истощает часть вашей рабочей памяти, заставляя ее осознавать тиканье часов.

Четвертый и последний шаг к автоматизму — практика с увеличением нагрузки на память, то есть попытка выполнить умственную задачу, не отвлекаясь от других мыслей. Проще говоря, это целенаправленное добавление отвлекающих факторов в ваш тренировочный режим.

Опять же, учителя математики могут попросить учеников вспомнить малоизвестный факт, а затем попросить их вспомнить его сразу же после решения математической задачи.

В своей книге Relentless Тим С. Гровер рассказывает о баскетболистах, которые в перерыве между таймами выпивали несколько бутылок пива, чтобы доказать, что они могут обыграть своих соперников в неблагоприятных условиях.

Этот процесс перетренировки предназначен для того, чтобы протолкнуть вас через каждый из трех этапов приобретения процедурных знаний, связанных с выполнением конкретной задачи.

Мы начинаем с «декларативной стадии», когда мы учимся описывать, как что-то работает, и наше понимание является теоретическим.

Затем мы начинаем применять и практиковать то, что мы изучаем, на так называемой «ассоциативной стадии», когда мы можем одновременно думать и применять навык.

Автоматизм наступает на третьей и последней «автоматической стадии». Но чрезмерное обучение ведет нас дальше; есть некоторые доказательства того, что превышение уровня автоматизма делает только что полученные процедурные знания более гибкими, явными, управляемыми и доступными для сознательного доступа.

Другими словами, теперь вы можете делать что-то настолько неосознанно, что это становится частью вас самих, а не просто тем, что вы можете делать.

Это происходит во время внутреннего сдвига примерно на третьем, или «автоматическом», этапе. Вы ясно видите это в детях, которые учатся читать или считать. Поначалу это сложно, и многие этому сопротивляются.

Но по мере того, как они становятся лучше, они начинают связывать смысл и видеть ценность нового навыка. Если они этого не сделают, то этого внутреннего сдвига не произойдет.

Как только учащийся начинает верить, что он может выйти за пределы автоматизма — когда он может видеть интеллект скорее текучим, чем фиксированным, — его мотивация смещается с внешней на внутреннюю.

Говоря простым языком, речь идет о том, чтобы ваше сердце соответствовало тому, что вы знаете в своей голове. Недавно я наблюдал это изменение у своего 8-летнего приемного сына. Теперь он читает, потому что хочет, а не потому, что должен, и теперь нам нужно заставить его бросить чтение.

Когда вы впервые начинаете что-то делать, вы должны сосредоточиться на механике; знания, которые вы пытаетесь собрать, на самом деле носят процедурный характер, поэтому ваша работа основана на подражании другим — правилам, процедурам и руководствам.

Но автоматизм открывает гораздо более широкую сферу действия, и на этом уровне выполнение навыка становится более естественным и индивидуальным. Именно здесь то, что вы делаете , становится естественным продолжением того, кто вы .