Дружба детская: Песня Дружба крепкая не сломается
С чего начинается… детская дружба
Малышу друзья нужны. Причем, заинтересованность родителей в том, чтобы у ребёнка были друзья и подружки, не намного меньше, чем самого малыша. Крохе нужны друзья по «песочнице», чтобы начинать своё социальное ну и, конечно же, интеллектуальное развитие, а маме с папой в эти пока еще недолгие 15 минут «дружбы» можно немного отдохнуть, просто наблюдая за малышом. Но, дружба со сверстниками – это не инстинктивное понятие (хотя, наблюдая за детьми, не всегда можно понять критерий выбора именно этого друга или подруги, но об этом пока рано…), поэтому, навыки общения и умения знакомиться и дружить прививаются именно родителями.
Первые друзья малыша – это, конечно же, игрушки и родственники. Но как только вы заметили, что кроха с интересом наблюдает за игрой детей на площадке либо в песочнице, а это обычно происходит в возрасте от 2 до 3 лет, то пришла пора выводить малыша «в свет».
С чего начать?
А начинать нужно, конечно же, с примеров – личных, мультяшных, других деток.
Не могу сказать, что мой сын – не общительный, но знакомиться он в два-три года очень стеснялся. Поэтому, мы подходили вместе к песочнице или деткам на площадке и говорили (сын, конечно, называл только своё имя): «Здравствуйте. Меня зовут Тимур. Можно мне с вами поиграть? (или давайте дружить вместе)». Почему-то именно вторая фраза нравилась (и до сих пор нравится) сыну больше. Практически все отвечали согласием.
Хотя совсем недавно он получил и отказ. Как-то сложилось, что в выходной день никого из друзей сына не было на площадке, гуляли только два незнакомых мальчика, причем немного младше сына.
Он долго не хотел к ним идти (всё-таки, детская интуиция – великое дело ), но я, видя скучающую рожицу, уговорила-таки его подойти и познакомиться. Дружелюбная мордашка и «можно с вами поиграть» — не сработали. Удивлению его (скажу честно, даже моему) не была предела. Но… сын получил опыт отказа, а я – полтора часа футбола с сыном, пока не появились другие мальчишки.«МОЁ!»
Дружба – это не только совместное времяпровождение в одной песочнице (хотя, именно с этого она и начинается), но и общие игры, и обмен/делёж игрушек.
Многие, если не сказать, все малыши неохотно отдают свои игрушки. Современные психиатры предостерегают родителей от резких фраз, например: «Тебе что, жалко? Жадина, с тобой никто не будет дружить». Во-первых, не жадина, а «владелец», который не должен расставаться спокойно со своей собственностью, а во-вторых, не нужно привязывать малышу мысль, что дружбу можно «купить». Логичнее будет предложить крохе:
- на время поменяться игрушками. Например, «Если ты дашь Мише свою машинку, то он тебе предложит поиграть своим мячом, ты ведь хотел побегать?»
- отвлечь. «Давай я тебя сейчас покатаю на карусели, а ты дашь Соне своё ведёрочко. Она и поиграет, и поохраняет».
И обязательно похвалите своего малыша (или малышку) за хороший поступок. Ну, а если никакие ухищрения не помогают, не нужно ни ругать, ни укорять ребёнка, а просто объясните: «Извини, Соня, сегодня Тим хочет сам поиграть с ведёрком. А в следующий раз он обязательно поделится».
Дружба – процесс взаимовыгодный
Дружить нужно уметь. Только умение это нужно «получить». И хорошо, если эти знания крохе дадут родители. Если перед глазами малыша есть положительный пример друзей родителей, то и ребёнок быстрее научится дружить. Если же нет, то просто рассказывайте ребёнку, кто такие настоящие друзья, на чём базируется дружба, чем она ценна. Примеров дружбы в литературе – миллион. Конечно, вряд ли 4-х летний сорванец поймёт, что друзьям можно «давать и получать» не только игрушки, но и эмоции, чувства.
Зато школьник обязательно проникнется «Тремя мушкетёрами» и их настоящей дружбой.Поведение родителей
Детская дружба – это умение ребёнка, а не родителя. Мама с папой могут помочь, подсказать, порекомендовать, но не решать проблемы, которых даже в детской дружбе – не мало. Конечно, в каждом возрасте существуют свои особенности дружбы между детками. Но важно, чтобы малыш рассказывал и делился своими эмоциями, переживаниями и радостями. Каждый день, приводя кроху с сада или прогулки, спрашивайте, как прошёл день, что нового он узнал, чему научился и т.д. Приблизительно с трёх лет ребёнок уже может анализировать и оценивать ситуацию. И чем дольше сохраниться эта привычка (делиться с мамой или папой проблемами), тем доверительнее будут отношения (что очень важно особенно в подростковом возрасте). Именно в тесном общении с ребёнком можно увидеть зарождающиеся трудности и вовремя предотвратить их. Причем, не резким осуждением или полным изолированием, а тактичными фразами, полезными (информативными) советами, примерами, ролевыми играми.
Поддерживайте его дружбу со сверстниками. В дождливый день можно пригласить друзей ребёнка в гости, и малыш будет вам благодарен, и вы лишний раз понаблюдаете за поведением вашего чада в обществе.
Но если до 6-летнего возраста малыш, не обращая внимания на ваши попытки познакомить его с детками, не принимает участие в детских играх, а площадки со сверстниками обходит стороной, то стоит задуматься – не обратиться ли за помощью к специалистам. Ведь, несмотря на все умственные и др. способности, малышу всё равно жить в нашем социуме, а общаться он в силу каких-то причин не хочет. Специалист поможет найти и устранить причину и раскрыть способности вашего выдающегося малыша (не выдающихся просто не бывает ) и в этой области.
И не осуждайте, не критикуйте друзей, даже если вы точно знаете, что «он – не пара». Можно деликатно «подтолкнуть», подводя к нужной точке зрения: «Наверное, и сегодня у Саши не было настроения, раз он так непонятно себя вёл…», «Он ведь твой друг? А тебе не было стыдно за его поведение?. .», «Ты обратил внимание, как не нужно поступать с другом?..»
Ведь малыш, а потом уже и не совсем малыш, но, тем не менее, должен сам выбирать друзей, решать конфликтные ситуации, отстаивать свой взгляд — жить своей жизнью. Но, конечно, под чутким присмотром и с уверенностью в безусловности маминой любви.
Детская дружба — что важно знать родителям
Первые друзья
Первые в жизни дружеские связи завязываются обычно в яслях, детских садах или группах, где ребенка можно оставить на несколько часов, чтобы с ним погуляли и/или за ним присмотрели.
У двухлетнего важнейший способ завязать отношения с другими детьми — игра. Малыши учатся играть и — одновременно — дружить, наблюдая друг за другом и подражая друг другу. Иногда в яслях завязываются дружеские отношения, при которых роль лидера поочередно переходит от одного ребенка к другому.
В три-четыре года эмпатия* позволяет ребенку поставить себя на место другого. Когда этот «другой» печален или плачет, малыш может показать, что сочувствует ему, жалеет его, иногда он ощущает себя виноватым в горестях друга, кидается на защиту, если на того нападают.
— Способность завязывать дружеские отношения до трех лет проявляется у детей, у которых уже установились дружеские отношения со взрослыми, прежде всего — с родителями.
— Нормальная самооценка и отношения в семье, обеспечивающие ребенку чувство уверенности, — залог того, что он обретет первых друзей и хорошо социализируется еще до прихода в детский сад.
— Детский сад — главное место, где дети находят друзей.
Начиная с этого времени дружеские связи упрочиваются и мало-помалу приобретают форму будущих социальных связей. Именно в детском саду дети учатся тому, как уладить разногласия, не прибегая к чьей-то помощи. Иногда они ссорятся, даже дерутся, а потом мирятся без вмешательства взрослых. Во взаимодействии с друзьями малыши постигают законы жизни в обществе и — одновременно — учатся лучше понимать себя самих, ведь друг в какой-то степени — отражение твоей собственной личности: скажи мне, кто твой друг…
Если ребенок жалуется на то, что в детском саду с ним никто не дружит
Он жалуется, что с ним никто не дружит, или это вам кажется, будто дружеские отношения с ребятами какие-то не такие, будто ваш малыш позволяет собой управлять?
Что происходит? Над ним смеются? Возможно, опасаясь отказа, он, не отдавая себе в этом отчета, плохо обращается с другими? Он робок или агрессивен?
— Поговорите с ребенком о сложившемся положении так, чтобы он мог объяснить, что именно его огорчает или чем он недоволен. Обычно дружеские отношения — зеркало личности ребенка, но с возрастом они эволюционируют.
— Содействуйте встречам вашего ребенка с ровесниками, обладающими тем же, что и у него, типом личности.
— Вы можете приглашать детей в дом (например, на день рождения ребенка), чтобы малышу было легче с кем-то подружиться, однако сопротивляйтесь его желанию пригласить сразу всю группу: количество в этом случае отнюдь не переходит в качество.
Ребенок хочет брать с собой в детский сад игрушки, считая, что так легче завести друзей
К четырем-пяти годам дети уже понимают, что дружба — это умение отдавать и принимать. Дети часто меняются игрушками, и тут очень важно, чтобы это был именно обмен. Когда один ребенок говорит другому: «Если не отдашь мне вот это, не буду с тобой дружить!» — речь идет не о дружбе, а о начале вымогательства, рэкета.
Объясните ребенку, что так нельзя, что это не дружба, каждый человек должен знать, что друзей не покупают.
Что делать если Вам кажется, что ребенок одинок?
Склонность играть в одиночестве у трех-четырехлетнего ребенка, то есть в том возрасте, когда поиск партнеров по игре — процесс естественный, стихийный, настораживает. А какие игры предпочитает ваш малыш? Почему он не стремится к общим играм?
— Понаблюдайте за поведением вашего ребенка в компании других детей. Может быть, он их побаивается, опасается, что ему сделают больно, что с ним будут жестоки? Подавлен ли он, просто опечален или это начало депрессии? Поговорите с ребенком, чтобы попытаться его понять.
— Обратите внимание воспитателей на поведение ребенка в группе. Заметили ли они, что ваш малыш любит одиночество, или не видят этого за его умением слушаться и прилежанием в любом деле?
— Как и тогда, когда ребенок был младше, вы можете сами создавать ему возможность встретиться с другими детьми, но ни в коем случае нельзя заставлять его «завести друзей»!
Взрослые способны сделать много полезного, помогая встречаться детям со схожими индивидуальностями или общими интересами.
— Если ваш ребенок проявляет склонность к одиночеству, эту склонность надо уважать. Единственные дети, как правило, умеют играть или заниматься чем-то в одиночестве, и страдания ребенка от того, что у него нет братьев и сестер, чаще всего придуманы взрослыми. Спокойный ребенок предпочтет не раствориться в коллективе, а изобрести себе лучшего друга.
Что делать если ребенок придумывает себе друзей?У четырехлетнего ребенка это не должно тревожить: фантазия обогащает его жизнь.
Наличие воображаемых друзей позволяет четырехлетнему ребенку содержать в порядке свой внутренний мир. Эти воображаемые друзья — двойники его самого, они отражают разные грани его личности и помогают преодолевать неизбежные в период психического развития внутренние конфликты, возникающие из-за того, что ребенок обнаруживает в себе прямо противоположные желания или чувства, направленные на один объект. Вам кажется, что присутствие воображаемых друзей становится чересчур назойливым? Вы опасаетесь, что ваш ребенок перепутает реальность с фантазией, что воображаемый друг помешает ему обрести настоящих друзей, и он останется одиноким?
— Важно, чтобы вы успокоились на этот счет, разговаривая с ребенком о его воображаемых друзьях и облегчая ему отношения с другими детьми.
— То, что у ребенка есть воображаемый друг, чаще всего идет ему на пользу, но друг этот появляется не затем, чтобы компенсировать его одиночество, и не потому, что ему трудно находить реальных друзей. Стоит появиться реальным друзьям, нормально развивающийся ребенок довольно быстро забывает воображаемых.
*Эмпатия — сопереживание, способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого в процессе общения с ним.
Детская дружба
Читайте также:Как помочь ребенку завести друзей?
Роль родителей в детской дружбе.
Школьные компании
Дружба
24.05.21
АрхСовет
«ИНТЕКО» представила инновационную методику обустройства детских игровых пространств
27.04.21
STRELKA MAG
Бюро «Дружба» вместе с детьми переосмыслит территорию Московского зоопарка
25. 12.18
VARLAMOV.RU
6 правил идеальной детской площадки
25.12.20
ПРОЕКТ РОССИЯ
Город для детей: способ улучшения городской среды или оздоровления общества?
5.10.20
AD magazine
Спецвыпуск “100 лучших дизайнеров и архитекторов России 2020”
8.09.20
РБК. Недвижимость
В Москве благоустроят 5 дворов по проектам местных жителей
09.06.20
ПРОЕКТ РОССИЯ
Детское пространство «Научный театр» в Москве
15.05.20
Наш двор
Взрослый разговор о детских площадках: Наталья Зинченко и Белла Филатова для программы «Наш двор»
26.03.20
ARCHI.RU
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно вовлекать детей в процесс проектирования»
11.02.20
Afisha Daily
«Драконопроект»: история про то, как архитекторы делают взрослые проекты вместе с детьми
13.11.19
МЕЛ
Побег от шаблонов. Когда процесс важнее результата
21.11.19
Forbes
Игра по-крупному: 5 лучших детских площадок Москвы
16. 07.19
ArchDaily
Dune Playground / Bureau Druzhba
30.09.19
АрхСовет
«Дюны» — пространство воображения от бюро «Дружба»
2019
UNIVERСITY 2019 — МГПУ
Модель соучаствующего проектирования школьных дворов: соавторство детей, педагогов и родителей
№51 май-июнь 2019
Seasons
«Лена, домой!» Как вернуть в нашу жизнь человечную среду и что мы можем для этого сделать
28.08.19
Varlamov YouTube
Как правильно делать детские площадки
19.03.19
Союз Московских Архитекторов
Лекция «Идеальный двор для каждой школы»
1/2018
Журнал Проект Россия № 87 «Лучшие общественные пространства»
Проект остановочных павильонов «Арт Овраг» в Выксе, проект bottom-up или Горка-русалка
19.10.2018
STRELKA MAG
6 правил идеальной детской площадки
05.10.18
ARCHI.RU
О том, как превратить выксунский сквер в творческое пространство и вовлечь жителей в его создание и развитие.
23.08.2018
Moscow Urban Forum
Лекция «Город для детей»
15.08.2018
Moscow Urban Forum
Лекция «Детская среда. Основные принципы проектирования»
19.06.18
ARCHI.RU
Арт-вакцинация города
25.01.19
BERLOGOS
«Город для детей»: «Детскими площадками не исчерпывается детский городской вектор»
18.10.18
Afisha Daily
Как подружиться с соседями и вместе сделать двор и город лучше. Пример из города Выкса
29.04.21
Вечерняя Москва
Дети и подростки смогут поучаствовать в модернизации Московского зоопарка
24.05.21
Строительная газета
В России разработали методику оснащения детских пространств
28.04.21
chips journal
Московский зоопарк попросит детей помочь ему стать лучше
27.04.21
Издательство ПРО-ПРЕСС
Бюро «Дружба» поможет переосмыслить территорию Московского зоопарка
02.06.20
rt-online
Детские площадки: мифы и реальность
16. 05.20
KAZANFIRST
«Наш двор»: эксперт развеяла мифы о том, какой должна быть детская площадка
1.10.20
Мой Район
Интервью с архитектором Александрой Чертковой
23.08.19
Союз Архитекторов России
Детские площадки (для) нового поколения
8.10.19
Зеленый город
В каких дворых должны играть дети?
09.10.19
Строительство.ру
Премиум-сегмент: почему цены на «элитку» всегда только растут
15.10.20
ВЕСТИFM
«Жители втягиваются в процесс благоустройства дворов»
30.09.20
Afisha Daily
Культура нейбахуда: как жители окраин выбирали проекты благоустройства дворов
30.09.20
Агенство городских новостей
Пресс-конференция на тему: «Как жители меняют Москву»
16.09.20
RT
Мнение москвичей: в столице завершился этап проектирования дворовых территорий с вовлечением жителей
08.09.20
STRELGA MAG
Программа «Мой район» показала проекты благоустройства пяти дворов Москвы
28. 08.20
Программа включения городов
Общественные пространства для подростков
2020
Moscow Urban Forum
Премия MUF Community Awards — Город для детей
26.04.20
БЛАГОСФЕРА
Виртуальная встреча книжного клуба «Рецепты хорошего города»
05.08.18
ПРОЕКТ РОССИЯ
Детский сквер в Выксе
1.06.20
ADmagazine
Международный день защиты детей: 9 классных детских пространств
4.08.20
Архиблог Анны Мартовицкой
Жилой комплекс «Малая Ордынка 19»
21.05.20
OpenCityFest 2020
Открытый город-2020. Big Data и городская экономия
7.09.17
BERLOGOS
В Экопарке «Ясно Поле» прошли АрхиДни
5.09.17
ARCHI.RU
Прояснение полей
30.08.17
Проектная группа 8
Белла Филатова (Дружба, Кони на балконе) – Принципы создания детской среды
15.05.18
АРТ ОВРАГ
13 и 14 мая состоялась презентация проекта «Выкса — город для детей»
1. 03.18
Vyksa Festival
Проект-победитель Архитектурного конкурса от Бюро «Дружба»
30.10.18
OFFICENEXT
АрхиКлиника: победители названы!
7.03.18
vyksavkurse.ru
В Выксе обсудили благоустройство сквера на улице Пирогова
26.06.18
СНОБ
Полезное искусство: как арт-фестиваль изменил жизнь Выксы
19.07.18
VARLAMOV.RU
Осторожно! После прочтения вы захотите переехать в Казань!
9.10.18
arch:speech
Познать себя через архитектуру: что интенсив может изменить в жизни подростка
26.10.18
chelny-biz.ru
Ожидание и реальность: что вышло из экспериментального двора в Челнах (фото)
14.09.18
The Village
Как выглядят классные детские площадки в Москве
18.10.18
Martela EdDesign
Малые формы: как детские площадки стали объектом для инвестиций
11.06.18
В городе N
«Полезное искусство» в Выксе: спектакль среди машин, площадки по эскизам детей, остановки с USB и… «все это не сон»
22. 03.20
МЕЛ
Какими должны быть хорошие детские площадки. И почему они очень важны для города
5.04.18
BERLOGOS
Открытие «Архитектурных диалогов» в Центре Гиляровского
10.09.18
BERLOGOS
Дизайн-код для детской поликлиники
27.12.18
ARCHI.RU
Двор Дружбы
Детская дружба — Британское психологическое общество
Дети проводят все большую часть своего ежедневного социального взаимодействия с друзьями после того, как они пойдут в школу, заменяя время, которое они раньше проводили в компании своих братьев, сестер или родителей. Важность друзей еще больше возрастает в подростковом возрасте, поскольку время, проведенное с друзьями, становится менее пристальным присмотром родителей и учителей.
То, что дети делают со своими друзьями, также явно меняется по мере развития. В первые годы дети проводят большую часть своего времени с друзьями, участвуя в притворных, творческих играх. К среднему детству основное внимание уделяется общим нормам и личным предпочтениям, при этом много времени уходит на оживленную беседу и структурированные игры. Также в среднем детстве гендерная сегрегация дружбы достигает своего пика, когда сверстники активно препятствуют межгендерной дружбе. К подростковому возрасту дружба зависит от честного диадического обмена самораскрытием и привязанностью. Эти контрасты в развитии отражают различия в функциях дружбы в детстве: ранняя дружба связана с разделением удовольствия и развлечения, в то время как более поздняя дружба дает детям средства для изучения идентичности и самопонимания.
В дополнение к различиям в развитии существуют относительно устойчивые гендерные различия в детских играх (рассмотрено Элеонор Маккоби в статье американского психолога 1990 года). Девочки с большей вероятностью образуют меньшие по размеру и более близкие дружеские группы по сравнению с мальчиками. Тем не менее, на всех этапах жизни и у мальчиков, и у девочек дружба обеспечивает не только товарищеские отношения и общую близость, но, что особенно важно, позволяет проникнуть в мысли, чувства и желания другого человека.
Было проведено значительное исследование, показывающее важность дружбы в детстве для дальнейшего развития, а долгосрочные результаты наличия хорошего друга влияют на социально-эмоциональное развитие и успеваемость в школе. Некоторые даже утверждали, что без возможностей, которые дает дружба для сотрудничества и близости, дети не смогли бы развить социальные навыки, необходимые для более поздних успешных отношений во взрослой жизни. Действительно, были исследования (например, под руководством Кэтрин Бэгвелл), связывающие наличие хорошей дружбы в школьные годы с качеством отношений в более позднем возрасте. Ясно, что когда дети взаимодействуют со своими друзьями, задействуются важные процессы, формирующие модель социальных взаимодействий на протяжении всей жизни. Это становится еще более заметным, если рассматривать его вместе с исследованиями, демонстрирующими негативное влияние отсутствия друзей на психологическое здоровье в детстве, юности и взрослой жизни.
Изучая важность дружбы в жизни детей, важно различать дружбу и популярность детей в классе. Дружба определяется как взаимно взаимные диадические отношения, в то время как популярность среди сверстников зависит от того, нравится ли он большинству одноклассников. Популярность сверстников обычно измеряется в исследованиях развития, когда каждого из сверстников ребенка просят назвать трех лучших детей в классе, с которыми им нравится играть, и тех трех детей, с которыми они не любят играть — разработано так называемое социометрическое интервью. Джон Койе и Кеннет Додж в 1980-е годы. Самый распространенный метод определения дружеских отношений заключается в том, что детей просят назвать своего лучшего друга или двух или трех лучших друзей в закрытой сети сверстников, например, в классе. Считается, что дети, которые оба выдвигают друг друга, имеют взаимную дружбу. Однако этот метод ничего не говорит исследователям о качестве взаимодействия между друзьями. Второй подход к измерению дружбы пытается уловить качество дружеского взаимодействия, либо попросив детей сообщить о своем собственном восприятии своих дружеских отношений, либо наблюдая за дружеским взаимодействием. Например, Джуди Данн и ее коллеги разработали полуструктурированное интервью, чтобы определить, в какой степени дети понимают, что нравится и не нравится их другу, и как разрешается конфликт в рамках дружбы, в то время как другие, такие как Гэри Лэдд, исследовали подтверждение, самораскрытие. и эксклюзивность с использованием аналогичной методологии. Интервьюирование детей или наблюдение за их общением с друзьями подчеркивает радость и удовольствие, которые дети получают от общения со своими друзьями.
Хотя наличие друга и популярность важны для здорового развития, можно быть популярным в группе сверстников, но не иметь взаимной дружбы, или иметь взаимную дружбу и быть непопулярным или «отвергнутым» в группе сверстников. На самом деле, наличие взаимной дружбы, по-видимому, служит буфером против негативных последствий непопулярности в группе сверстников. Действительно, в недавнем австралийском исследовании (Fink et al., 2015) 23% детей, которых сверстники оценивают как имеющих высокий социальный статус, не имели взаимного лучшего друга, в то время как более половины детей (53%), которые были отвергнуты группой сверстников, у которых был общий лучший друг.
Конечно, популярность и дружба не являются полностью отдельными системами. Ясно, что ребенок, который развивает свои социальные навыки в контексте близкой диадной дружбы, может затем использовать эти навыки при взаимодействии с более широкой группой сверстников, что повлияет на их положение в этой группе сверстников; и степень, в которой ребенок принят группой сверстников, повлияет на их возможности завязать тесные дружеские отношения. И действительно, взаимная дружба и популярность в группе сверстников связаны с одновременной и более поздней социально-эмоциональной компетентностью, приспособлением к школе и успехами в учебе. Тем не менее именно дружба однозначно связана с детским чувством одиночества, чувством собственного достоинства и депрессией в юношеском возрасте (Parker & Asher, 19 лет).93).
Дружба и теория разума Учитывая положительные результаты, связанные с взаимной дружбой в детстве, и устойчивые негативные результаты для тех, у кого нет друзей, было проведено много исследований, чтобы понять, какие характеристики ребенка являются основополагающими для установления и поддержания взаимной дружбы. дружба в детстве. Одной из особенностей, которая привлекла большое внимание, является детская теория понимания разума; способность приписывать психические состояния (такие как мысли, чувства и желания) другим и использовать это понимание для предсказания и объяснения поведения. Сложности в этой области добавляет тот факт, что то, как дети используют свою теорию понимания разума, очевидно, меняется по мере развития. В дошкольном возрасте дети могут полагаться на теорию разума, чтобы участвовать в притворной игре или поделиться шуткой с другом. По мере того, как дети становятся старше, понимание точек зрения других становится все более важным для разрешения конфликтов, развития близости и общих предпочтений, а также для управления взаимодействием с большим количеством сверстников.
Чтобы лучше понять важность теории понимания разума для завязывания и поддержания дружбы у детей в первые годы формальной школы, мы провели недавнее исследование, которое мы провели в группе из Университета Сиднея и Университета Квинсленда с участием 114 детей. с первого года начальной школы до второго года обучения (Fink et al., 2015). Мы обнаружили, что в приемной в возрасте пяти лет 71 % детей поддерживали взаимную дружбу, а те дети, которые установили взаимную дружбу со сверстниками в классе, превзошли тех, у кого не было друзей, по показателям теории психики, а также в задаче, связанной с отсрочкой удовлетворения (выбор двух наклеек позже, а не одной сейчас в серии испытаний). Важно отметить, что популярность детей в группе сверстников не была связана с их первоначальным формированием дружбы. Мы повторно посетили этих детей два года спустя и смогли подсчитать, какие дети приобрели (21 %) или потеряли (22 %) друга за прошедшие годы, а также те, у кого был друг как в приемной школе, так и во 2-м классе ( 48 процентов). Также была небольшая группа детей, у которых не было друзей ни в приемной, ни во 2-м классе (9 лет).процент). Те дети, которые не смогли завязать дружеские отношения в первые годы обучения в школе, не отличались от своих сверстников уровнем владения языком, готовностью помочь или способностью откладывать удовлетворение. Но они продемонстрировали значительно худшую теорию понимания сознания. Их сравнительная неспособность принять точку зрения других при поступлении в школу оказалась серьезным препятствием как для установления, так и для поддержания дружбы со сверстниками в первые годы обучения в начальной школе.
Другие исследования также подчеркнули важность теории понимания разума для формирования и поддержания дружбы. В частности, одно исследование помогает понять, почему теория разума так важна для дружбы. Хьюз и его коллеги наблюдали за 101 ребенком в возрасте от трех до шести лет и обнаружили, что как ранняя теория сознания, так и теория сознания в шестилетнем возрасте были связаны со степенью, в которой дети говорили о психических состояниях, таких как мысли, чувства и желания, со своими друзьями. даже с учетом того, сколько их друзья могли обсуждать эти темы). Способность грамотно обсуждать психические состояния способствует позитивному и интимному взаимодействию со сверстниками, осознанию различий во взглядах и важности взаимности, а также способности разрешать конфликты, что крайне важно для дружбы.
Дружба и семейные отношения Помимо характеристик ребенка, таких как теория понимания разума, исследования также были сосредоточены на социальных контекстах, связанных с детской дружбой. Учитывая, что отношения между братьями и сестрами часто являются первым разом, когда маленькие дети вступают в длительные и диадические взаимодействия с ребенком того же возраста, некоторое внимание было уделено связи между качеством отношений между братьями и сестрами и дружбой со сверстниками. Хотя отношения между братьями и сестрами и дружба представляют собой близкие отношения с детьми одного возраста, между ними есть неотъемлемые различия. Например, отношения между братьями и сестрами непроизвольны и, как правило, характеризуются как положительными, так и отрицательными взаимодействиями. Напротив, дружба является добровольной и обычно предполагает высокую степень взаимной привязанности и взаимности.
Более того, связи между качеством отношений между братьями и сестрами и дружбой могут различаться по своей природе. Для некоторых детей отношения между братьями и сестрами служат ареной для оттачивания навыков, необходимых для формирования и поддержания близких отношений со сверстниками вне дома. Таким образом, если отношения между братьями и сестрами характеризуются теплотой и близостью или конфликтом и общей антипатией, будет проявляться в дружеских отношениях. Однако в равной степени отношения детей с братьями и сестрами или сверстниками могут выполнять компенсаторную функцию. Другими словами, дети могут специально искать и поддерживать дружеские отношения высокого качества, чтобы компенсировать проблемные отношения между братьями и сестрами; в качестве альтернативы, близкие отношения между братьями и сестрами могут стать буфером против негативного эффекта отсутствия друзей.
Отражая эти противоположные возможности, эмпирическая литература о связи между родственными отношениями и дружбой очень неоднозначна. Некоторые исследования, изучающие связь между отношениями детей с их братьями, сестрами и друзьями, обнаружили связь между близостью братьев и сестер и сверстников, в то время как другие (например, White & Hughes, 2017) не обнаружили последовательной закономерности, будь то положительной или компенсаторной, в этих двух отношениях. Эти неоднозначные результаты подчеркивают сложность сравнения различных близких отношений и подразумевают, что любые сходства или различия между отношениями между братьями и сестрами и дружбой, вероятно, зависят от конкретного аспекта оцениваемых отношений, периода развития или группы исследуемых детей. Действительно, работа Джуди Данн еще больше усложняет ситуацию, и она предполагает, что одно и то же поведение, наблюдаемое в отношениях между братьями и сестрами, может иметь разные функции и влияние на развитие, наблюдаемое в дружеских отношениях. Например, непроизвольный характер отношений между братьями и сестрами позволяет детям свободно выражать себя и таким образом вступать в конфликты, которые, если они конструктивно разрешаются, могут помочь детям развивать и поддерживать позитивные отношения с друзьями и сверстниками.
Межрасовая дружба В наших все более разнообразных школьных системах, сообществах и рабочих местах дети, которым комфортно общаться с людьми разного этнического, религиозного и расового происхождения, имеют явное преимущество (Скейлз и Лефферт писали о «активах развития» ). Недавнее исследование, проведенное Дэвидом Кристалом, показало, что наличие межрасового друга учит детей ошибочности стереотипов, несправедливости расового исключения и важности инклюзивных расовых взглядов. Кроме того, межрасовая дружба связана не только с большим снижением предрассудков и более позитивным отношением между группами, но также с более высокими социальными навыками и самооценкой и даже с академической успеваемостью (см. Newgent et al., 2007).
Тем не менее, фактическая распространенность межрасовой дружбы в детстве остается упорно низкой. Например, Элиза Каппелла и ее коллеги наблюдали за 553 детьми в течение одного учебного года в школьном округе США, отличающемся расовым разнообразием, и обнаружили, что для детей 5-го класса европейские американцы начинают учебный год с на 23% больше друзей европейского происхождения, чем могли бы. можно было ожидать случайно, и к концу учебного года этот показатель увеличился до 33 процентов. Афроамериканские студенты начинают с на 2% больше внутрирасовых дружеских отношений, чем можно было бы ожидать случайно, и к концу года эта цифра увеличивается до 10%. Эта закономерность усиливается в подростковом возрасте.
Особенности домашнего и школьного контекста, по-видимому, связаны с межрасовой дружбой детей, что проливает свет на то, как мы можем лучше поддерживать детей, чтобы расширить их дружеские отношения. Интересно, что дома не расовые взгляды или убеждения родителей предсказывают расовые взгляды их детей, а скорее степень, в которой родители сами имеют разнообразный круг друзей. То есть родителям нужно было моделировать расово-инклюзивное поведение, чтобы формировать расовые взгляды своих детей, что затем побуждало детей формировать свои собственные расово разнообразные дружеские отношения (обзор см. в Rebecca Bigler и коллеги в Advances in Child Development and Behaviour). Работа в классе показала, что учителя, которых учащиеся воспринимают как оказывающих большую поддержку, и те отношения между учащимися и учителями, которые характеризуются доверием, сотрудничеством и уважением, с большей вероятностью побуждают учащихся к установлению дружеских отношений с самыми разными детьми.
Поддержка и инклюзивность Учитывая все, что мы знаем о важности дружбы для развития детей и радости, которую дружба приносит в жизнь детей, мы утверждаем, что вместо того, чтобы запрещать лучший друг, школам необходимо поддерживать развитие лучших друзей в инклюзивным образом. В частности, продвижение идеи разнообразия вариантов дружбы могло бы способствовать тому, чтобы дружба работала на улучшение жизни детей.
— Элиан Финк — научный сотрудник Кембриджского университета. [email protected]
— Клэр Хьюз — профессор психологии Кембриджского университета. [электронная почта защищена]
Ссылки
Bagwell, C.L., Newcomb, A.F. & Bukowski, W.M. (1998). Подростковая дружба и неприятие сверстников как предикторы взрослой адаптации. Развитие ребенка, 69 (1), 140–153.
Биглер Р.С., Рорбах Дж.М. и Санчес К.Л. (2016). Межгрупповые отношения и установки детей. Достижения в области детского развития и поведения, 50, 131–169. .
Капелла, Э., Хьюз, Д.Л. и Маккормик, член парламента (2017). Скрытая роль учителей: дети и школьные предсказатели изменений в межрасовой дружбе 90 045 . Журнал раннего подросткового возраста, 37 (8), 1093–1124.
Кои, Д.Д., Додж, К.А. и Коппотелли, Х. (1982). Размеры и типы социального статуса: межвозрастная перспектива . Психология развития, 18 (4), 557–570.
Кристал, Д.С., Киллен, М. и Рак, М. (2008). Важно то, кого вы знаете: межгрупповые контакты и суждения об исключении из расы . Британский журнал психологии развития, 26 (1), 51–70.
Данн, Дж., Каттинг А.Л., и Фишер, Н. (2002). Старые друзья, новые друзья: Предикторы отношения детей к своим школьным друзьям . Развитие ребенка, 73(2), 621–635.
Данн, Дж. и Макгуайр, С. (1992) Отношения между братьями и сестрами и сверстниками в детстве . Журнал детской психологии и психиатрии, 33, 67–105.
Финк, Э., Бегер, С., Петерсон, К.К. и другие. (2015). Отсутствие друзей и теория разума: проспективное лонгитюдное исследование . Британский журнал психологии развития, 33 (1), 1–17.
Хьюз, К., Энсор, Р. и Маркс, А. (2011). Индивидуальные различия в понимании ложных убеждений устойчивы от 3 до 6 лет и предсказывают психическое состояние детей при общении со школьными друзьями . Журнал экспериментальной детской психологии, 108 (1), 96–112.
Лэдд Г.В., Кохендерфер Б.Дж. и Коулман К.С. (1996). Качество дружбы как предиктор ранней адаптации детей младшего возраста к школе . Развитие ребенка, 67(3), 1103–1118.
Маккоби, Э. Э. (1990). Пол и отношения: счет развития. American Psychologist, 45(4), 513.
Newgent, R.A., Lee, S.M. и Дэниел, А.Ф. (2007). Лучшие межрасовые дружеские отношения: отношения с уровнем успеваемости 10-классников. Профессиональное школьное консультирование, 11 (2), 98–104.
Паркер, Дж.Г. и Ашер, С.Р. (1993). Дружба и качество дружбы в среднем детстве: связи с принятием группы сверстников и чувством одиночества и социальной неудовлетворенности . Психология развития, 29 (4), 611–621.
Весы, шт. и Лефферт, Н. (1999). Активы развития: синтез научных исследований по развитию подростков. Миннеаполис: Поисковый институт.
Уайт, Н. и Хьюз, К. (2017). Почему важны братья и сестры: роль отношений между братьями и сестрами в развитии и благополучии. Абингдон: Рутледж.
Преимущества дружеских отношений в раннем детстве и 3 совета, как помочь вашему ребенку установить значимые дружеские отношения — Exchange Family Center
Первые дни вашего ребенка в школе могут стать одними из самых запоминающихся дней его раннего детства. Даже если ваш ребенок посещал дошкольные учреждения или детский сад, поступление в школу знаменует собой важную веху в его развитии. Возможно, они впервые проводят целый день вдали от дома и вне зоны комфорта. Они могут посещать новую школу со всеми или большей частью новыми лицами.
Эти первые дни в школе также могут быть горько-сладкими для родителей. Ваш «ребенок» подрастает и становится более самостоятельным. Это в равной степени захватывающе и тревожно. Вам не терпится увидеть, как ваш ребенок станет самостоятельным человеком, но вы также знаете, что на этом пути будут препятствия, от которых вы не сможете их защитить.
Хорошая новость заключается в том, что дружба, которую дети заводят в дошкольном возрасте, станет отличной системой поддержки. Хотя польза дружбы для развития детей в раннем возрасте иногда упускается из виду, дружба может оказать огромное влияние на психическое и физическое здоровье. Давайте посмотрим на преимущества и то, что родители и опекуны могут сделать, чтобы взрастить эту дружбу в раннем детстве.
Польза дружбы в раннем детстве для развития
Исследования показывают, что установление дружеских отношений является важной целью развития детей в возрасте до семи лет. Дружба, возникшая в дошкольном и раннем школьном возрасте, дает детям ценный контекст, в котором они могут учиться и практиковать навыки, связанные с социальным, когнитивным, коммуникативным и эмоциональным развитием.
Например, учась ориентироваться в своих дружеских отношениях в раннем детстве, дети учатся:
Как быть чувствительным к точке зрения других
Как пользоваться стандартными правилами общения
Что такое поведение, соответствующее возрасту
Кроме того, преимущества дружбы для детей аналогичны преимуществам наличия друзей во взрослом возрасте. Дружба приносит пользу детям, создавая чувство принадлежности и безопасности и уменьшая стресс. Детские психологи считают, что дружеские отношения в раннем детстве способствуют повышению качества жизни детей и их способности приспосабливаться к изменениям в их окружении.
Все вышеперечисленное также коррелирует с положительной успеваемостью в школе. В этом есть смысл: когда дети заводят крепкие дружеские отношения, у них повышается самооценка, и они могут лучше сосредоточиться на том, чтобы хорошо учиться в школе, не чувствуя при этом грусти и одиночества. Мы также не можем недооценивать ценность социальной и эмоциональной поддержки, оказываемой друзьями. Наличие кого-то, к кому можно обратиться, чтобы помочь им справиться со стрессом и переходными периодами, абсолютно необходимо для развития здоровых механизмов преодоления.
Так как же родители и опекуны могут помочь детям установить крепкие дружеские отношения? Хотя не существует универсальной формулы для того, чтобы завести друзей, дети могут развивать навыки взаимоотношений, которые будут способствовать развитию глубоких, значимых связей с другими людьми. И помните, когда дело доходит до дружбы, все дело в качестве, а не в количестве.
Вот несколько способов, которыми взрослые могут помочь детям развить позитивные и крепкие дружеские отношения:
1. Моделируйте навыки дружбы.
Дети принимают поведенческие сигналы, наблюдая за взрослыми в своей жизни. Поэтому обязательно показывайте хорошее поведение всякий раз, когда вы общаетесь со своими друзьями. Например, не сплетничайте и не разговаривайте с друзьями, особенно когда ваши дети находятся в пределах слышимости. Если у вас есть друзья, которых вы знаете с детства, укажите на это и расскажите своим детям, насколько важна эта давняя дружба в раннем детстве.
2. Поощряйте дружбу, которая важна для вашего ребенка.
Если ваш ребенок устанавливает важные отношения, которые приносят ему радость, поддержите его, даже если дети учатся в разных школах. Например, если у вашего ребенка есть друзья дошкольного возраста, которые сейчас посещают другой детский сад, запланируйте время, чтобы увидеть этих друзей. Даже если эти игры случаются нечасто, это помогает им чувствовать себя связанными и расширяет круг друзей вашего ребенка.
3. Уважайте личность вашего ребенка
Когда дело доходит до дружбы, важно, чтобы ваш ребенок был таким, какой он есть. Старайтесь не сравнивать навыки дружбы вашего ребенка с социальными качествами его братьев и сестер или других детей, которых вы знаете. В то время как некоторые дети общительны и любят иметь много друзей, другие счастливы иметь только несколько близких друзей. Важно отметить уникальную индивидуальность и особые потребности вашего ребенка.
Безусловно, лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку, — это быть готовым его выслушать. Нахождение друзей в раннем детстве — один из самых сложных этапов развития, с которыми сталкиваются дети. Поддерживайте своего ребенка, обсуждая сложные ситуации по мере их возникновения. Тем не менее, при небольшой нежной поддержке и руководстве со стороны родителей и других влиятельных взрослых большинство детей развивают социальные навыки, необходимые для того, чтобы заводить друзей.
В конце концов, дети будут расти в социальном плане по мере их физического, эмоционального и когнитивного роста в школьные годы. При любящей поддержке родителей и взрослых дети будут наслаждаться путешествием к развитию значимых дружеских отношений на протяжении всей своей жизни.
В семейном центре Exchange мы предлагаем широкий выбор родительских семинаров для родителей, опекунов и членов сообщества. Эти групповые программы помогают взрослым отстаивать интересы детей в их жизни. Узнайте, как помочь детям пройти этапы развития, например, завести значимых друзей, справиться с травмой и справиться с другими стрессовыми событиями. Для получения дополнительной информации свяжитесь с нашим дружелюбным персоналом сегодня.
Помогите детям подружиться: 12 научно обоснованных советов
© 2009 – 2020 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены
Как мы можем помочь детям подружиться? Может показаться, что мы можем сделать очень мало. В конце концов, дружба — это очень личное дело.
Но построение дружбы зависит от эмоциональных навыков ребенка, навыков саморегуляции и социальной компетентности. И родители могут сыграть важную роль в развитии этих способностей.
Например, многим детям трудно завести друзей, потому что они стесняются или беспокоятся. Если мы покажем этим детям, как реагировать на дружеские предложения, и предоставим им простые и безопасные возможности для общения с дружелюбными людьми, мы сможем помочь им установить важные социальные связи.
Точно так же есть дети, которые борются из-за того, что им не хватает надлежащего контроля над импульсами, или ведут себя таким образом, что враждебно относятся к другим. Этим детям будет намного легче подружиться, если мы поможем им развить навыки саморегуляции.
И почти каждый ребенок получит пользу от обучения и практики социальных искусств. Во всем мире успешная дружба зависит от одних и тех же фундаментальных навыков. Чтобы добиться успеха, дети должны
- регулировать свои собственные негативные эмоции;
- понимать эмоций и точек зрения других людей;
- проявите сочувствие и предложите помощь нуждающимся друзьям;
- чувствовать себя в безопасности и доверять другим людям;
- знать, как знакомиться и участвовать в беседе;
- быть способным к сотрудничеству, переговорам и компромиссу;
- знать, как извиниться и загладить свою вину; и
- понимать (и прощать) ошибки других людей.
Это длинный список, и оттачивание этих навыков требует опыта, усилий и практики.
Но именно поэтому родители и учителя могут быть полезны. Подружиться — это не фокус. Это то, чему мы учимся. Чему-то, чему мы можем помочь нашим детям научиться.
Итак, вот руководство, основанное на фактах — 12 конкретных способов помочь детям подружиться.
1. Проявите к ребенку теплоту и уважение. Не пытайтесь контролировать ребенка с помощью угроз, наказаний или эмоционального «шантажа».
Может показаться, что это не имеет непосредственного отношения к способности вашего ребенка заводить друзей. Но то, как родители относятся к детям, влияет на их эмоциональное развитие и социальное поведение. А это, в свою очередь, может повлиять на их отношения со сверстниками.
Возьмем, к примеру, авторитарное воспитание, подход к уходу, который подчеркивает абсолютное послушание, низкий уровень теплоты и попытку контролировать поведение с помощью угроз, наказаний или пристыжения.
Исследования, проведенные по всему миру, показали, что авторитарное воспитание связано с развитием проблем с поведением (Lansford et al 2018). А детям с проблемами поведения сложнее заводить друзей.
Похоже также, что родительский психологический контроль — попытка манипулировать детьми с помощью чувства вины, стыда или лишения любви — настраивает детей на развитие некачественные дружеские отношения (например, Cook et al 2012).
Напротив, когда родители проявляют теплоту и используют стратегии позитивной дисциплины — рассуждая с детьми и обсуждая причины правил — дети со временем становятся более просоциальными.
Они с большей вероятностью будут относиться к другим с добротой и сочувствием (Pastorelli et al 2015).
Они, как правило, менее агрессивны, более самостоятельны и больше нравятся сверстникам (Brotman et al 2009; Sheehan and Watson 2008; Hastings et al 2007).
Так как же нам добиться хорошего поведения, не прибегая к угрозам и наказаниям? Если вам нужна помощь, посмотрите мою статью о «позитивном воспитании детей». А чтобы узнать больше о влиянии различных стилей воспитания, ознакомьтесь с этим руководством по воспитанию детей.
2. Будьте «учителем эмоций» своего ребенка.
Все мы испытываем негативные эмоции и эгоистичные импульсы. Мешает ли это нам поддерживать хорошие дружеские отношения? Нет. Нет, если мы знаем, как держать эти реакции под контролем.
Итак, дети должны научиться регулировать свои эмоции. А родители? Мы можем либо помочь им, либо усложнить задачу.
Например, в одном исследовании исследователи спросили родителей — матерей пятилетних детей — как они реагируют на негативные эмоции своих детей. Затем исследователи отслеживали результаты лечения детей в течение нескольких лет. Что случилось?
Дети с большей вероятностью разовьют сильные навыки саморегуляции, если они выросли с родителем, который говорил с ними — сочувственно и конструктивно — о том, как справляться с плохим настроением и трудными чувствами (Blair et al, 2013). И чем сильнее у ребенка навыки саморегуляции, тем больше вероятность того, что у него будут развиваться позитивные отношения со сверстниками по мере взросления.
С другой стороны, исследования показывают, что у детей развиваются более слабые навыки саморегуляции, когда их родители реагируют пренебрежительно («Ты просто глупый!») или карательно («Иди в свою комнату!») на негативные эмоции своих детей ( Давидов и Грусек, 1996; Денхэм, 1997; Денхэм и др., 1997; Денхэм, 1989; Денхэм и Гроут, 1993; Айзенберг и др., 1996).
Поэтому, когда дети расстраиваются, стоит потратить время на то, чтобы понять их чувства и активно научить их справляться с этими чувствами здоровым и конструктивным образом. Советы читайте в моей статье «Эмоциональный коучинг».
3. Развивайте у ребенка способность сопереживать и «читать мысли».
Детям нужно больше, чем просто контролировать свои негативные эмоции. Им также необходимо понимать эмоции и точки зрения других.
Разве эти вещи не должны происходить естественным путем? Возможно, но «естественно» не означает «автоматически, без поощрения и поддержки». Есть конкретные вещи, которые родители и учителя могут сделать, чтобы помочь детям развить их эмоциональную смекалку.
Для получения дополнительной информации см. мои основанные на фактических данных сведения о воспитании эмпатии, а также эти упражнения для развития навыков чтения по лицу у ребенка.
Детям трудно заводить друзей, если они очень беспокоятся. Но что мы можем с этим поделать?
Чуткое, отзывчивое воспитание особенно важно для социально тревожных детей. Они должны знать, что мы будем рядом, когда они будут в нас нуждаться. И, как я уже отмечал в другом месте, исследования показывают, что чуткие, отзывчивые родители помогают детям развивать безопасные отношения привязанности, которые способствуют уверенности и независимости.
Но когда дети действительно борются с тревогой, им нужна дополнительная поддержка.
Они воспринимают мир как особенно опасный, и, если мы не решим эту проблему, они, вероятно, будут испытывать постоянные эмоциональные проблемы — проблемы, которые могут помешать развитию социальных навыков (Pearcy et al 2020) и очень затруднить ребенку подружиться (Lessard and Juvonen 2018).
Поэтому, если ваш ребенок страдает от сильного беспокойства, поговорите о своих проблемах со своим педиатром или школьным консультантом. Детские психологи разработали эффективные методы лечения клинической тревожности, в том числе когнитивно-поведенческую терапию, подход, предназначенный для переобучения неправильного восприятия вашего ребенка и гиперреактивных эмоциональных реакций (Seligman and Ollendick, 2011).
Но также важно помнить: иногда угрозы вполне реальны.
Например, ваш ребенок может посещать школу, где распространены проблемы с агрессивным поведением. Ваш ребенок может знать о сверстниках или соседях, которые пострадали от насилия. Или, может быть, ваш ребенок подвергается преследованиям, отвержению сверстников или издевательствам.
Если у вашего ребенка такая ситуация, имеет смысл сделать все возможное, чтобы улучшить его окружение. Это включает в себя принятие мер по прекращению насилия, домогательств и издевательств. Но это также может включать в себя поиск для вашего ребенка новой социальной площадки — например, клуба или игровой группы — которая будет особенно гостеприимной и безопасной.
5. Решайте проблемы агрессивного или деструктивного поведения вашего ребенка.
Как я уже упоминал выше, такие проблемы с поведением могут представлять собой серьезный социальный барьер на пути к дружбе. Дети, как правило, избегают или избегают сверстников, которые ведут себя агрессивно.
Что делать, если у вашего ребенка проблемы с деструктивными вспышками или агрессивным поведением?
Советы о том, как справляться с трудностями для родителей, см. в моей статье «Укрощение агрессии у детей: 5 важнейших стратегий эффективного воспитания».
Кроме того, см. мою статью «Проблемы разрушительного поведения: 12 научно обоснованных советов по преодолению агрессии, неповиновения и отыгрывания».
6. Научите ребенка этим важным навыкам общения.
Чтобы завести новых друзей, дети должны научиться представляться другим и придумывать, что сказать.
Им также нужно научиться хорошо слушать. И им нужно научиться давать обратную связь в разговоре, чтобы показать, что они понимают, что выражает другой человек.
Как развивать эти навыки?
Мы можем помочь, демонстрируя хорошие коммуникативные навыки дома и вовлекая наших детей в приятные, взаимные беседы (Feldman et al 2013).
Кроме того, мы можем помочь, активно обучая детей тому, что нужно делать и говорить.
Например, дети получают пользу, когда мы обучаем их искусству «активного слушания».
Это когда человек дает понять, что он или она внимательно слушает, устанавливая соответствующий зрительный контакт, ориентируя тело в направлении говорящего, оставаясь тихим и давая соответствующие вербальные ответы (Bierman 1986).
И, по словам психологов Фреда Франкеля и Роберта Мятта (2003), мы можем научить детей лучше общаться, дав им следующие конкретные советы: не любит».
Вашему ребенку нужно больше возможностей для практики? Попробуйте позвонить по телефону или онлайн-видеочат.
Исследования показывают, что дети лучше ладят, когда участвуют в совместной деятельности — деятельности, в которой дети работают для достижения общей цели (Roseth et al 2008). Это верно в классе, а также когда дети играют (Гелб и Джейкобсон, 1988).
Так что, если дети испытывают трудности в общении, возможно, стоит отвести их от соревновательных игр, по крайней мере, до тех пор, пока у них не разовьются более развитые социальные навыки (Frankel and Myatt, 2002).
А Фред Франкель и Роберт Мьятт предлагают дополнительный совет: если у вашего ребенка назначено свидание, уберите игрушки и игры, которые могут спровоцировать конфликт. Например, рекомендуют родителям убрать игрушечное оружие, а также любые предметы, которые могут спровоцировать соперничество или зависть. Если у вашего ребенка есть ценная вещь, которой он или она не может поделиться, лучше спрятать ее до окончания игрового дня.
Хотите узнать больше о преимуществах совместной игры? См. эту статью о воспитании детей.
Список социальных мероприятий, которые можно попробовать, см. на моей странице «Развитие социальных навыков для детей и подростков».
Чтобы понять, что я имею в виду, давайте уточним.
Предположим, София видит, как несколько детей играют вместе. Софи хочет к ним присоединиться, но не знает как. Что ей делать?
Виктория Финни и Алан Рассел представили матерям детей дошкольного возраста этот гипотетический сценарий, попросив их взвесить (Финни и Рассел 1988). И что интересно, матери, которые дали лучший совет, были также матерями, чьи дети продемонстрировали лучшие социальные навыки.
Что сказали эти мудрые матери?
- Прежде чем подойти, понаблюдайте, что делают другие дети. Что вы можете сделать, чтобы соответствовать?
- Попробуйте присоединиться к игре, выполнив что-нибудь важное. Например, если дети играют в ресторанную игру, посмотрите, сможете ли вы стать новым клиентом.
- Не нарушайте правила, не критикуйте и не пытайтесь изменить правила игры.
- Если другие дети не хотят, чтобы вы присоединялись к ним, не пытайтесь их заставить. Просто отступите и найдите себе другое занятие.
Это хороший совет, который мы можем передать своим детям. И мы не должны упускать из виду главный вывод этого исследования: дети получают пользу, когда мы помогаем им придумать конкретные стратегии выхода из неловких социальных ситуаций.
9. Помогите детям научиться искусству компромисса и переговоров.
Чтобы построить позитивные отношения со сверстниками, дети должны уметь придумывать мирные способы разрешения конфликтов. Им нужно уметь понимать, что нужно и чего хотят другие люди; они должны быть способны предвидеть последствия различных действий.
Дети, которые растут с братьями и сестрами, имеют встроенное преимущество в развитии этих навыков. У них есть масса возможностей попрактиковаться в искусстве ведения переговоров.
Но вам не обязательно иметь братьев и сестер, чтобы научиться хорошим социальным навыкам, и всем детям — независимо от состава их семьи — полезно небольшое руководство и обучение. Исследования показывают, что дети могут оттачивать свои навыки с помощью ролевых упражнений и занятий, которые требуют от них решения гипотетических социальных конфликтов (Шур и Спивак 19).80; Шур и Спивак, 1982 г.; Вестал и Джонс, 2004 г.; Бойл Д. и Хассет-Уокер, 2008 г.).
Таким образом, можно сделать ставку на то, что мы можем помочь детям лучше решать социальные проблемы, активно проводя их через этот процесс. В следующий раз, когда ваш ребенок будет бодаться с кем-то еще, рассмотрите возможность обучения. Помогите ребенку придумать решение, приемлемое для обеих сторон.
10. Научите ребенка, как выражать раскаяние и возмещать ущерб.
Бывает со всеми. Мы путаемся. Мы делаем плохой вывод. Мы причиняем вред или плохие чувства.
Что дальше? Если нас стыдят или «отменяют» за наши ошибки, мы склонны сосредотачиваться на собственных негативных эмоциях. Мы можем чувствовать унижение, обиду и даже гнев. И это не помогает нам восстановить наши социальные отношения. Отнюдь не.
Рассмотрим, напротив, что происходит, если мы испытываем чувство вины. Чувство вины может быть конструктивным. Мы размышляем о том, как наши действия повлияли на других. Мы сопереживаем нашим жертвам. И это вдохновляет нас попытаться возместить ущерб, который мы причинили.
Разница имеет решающее значение для создания и сохранения друзей.
Исследования подтверждают, что дети — даже дети в возрасте 4 лет — с большей вероятностью простят сверстника за проступок, если этот сверстник активно извиняется. И по мере того, как дети становятся немного старше (и более искушенными), они обращают внимание на признаки раскаяния обидчика. На самом деле, они не всегда требуют явных извинений — если только не наблюдают признаки раскаяния (Остенбрук и Вайш, 2019).
Но какой самый эффективный способ восстановить отношения? Не просто извиняйтесь или изображайте раскаяние. Делать поправки.
В ходе эксперимента с 6- и 7-летними детьми исследователи наблюдали, как дети реагируют на преступника, который разрушил башню, которую они строили. Дети прощали, если нарушитель извинялся, но все равно расстраивались. Единственное, что заставляло этих детей чувствовать себя лучше, это то, что нарушитель активно помогал им восстанавливать свою башню (Дрелл и Джасвал, 2015).
Вот к чему мы должны стремиться — научить наших детей восстанавливать отношения и избавляться от плохих чувств. С раннего возраста мы должны обучать их тому, как приносить извинения и как исправлять свои ошибки.
11. Поощряйте ребенка понимать и прощать ошибки других людей.
Дети умеют прощать, но не всегда это происходит само собой. На самом деле, у некоторых детей есть постоянная проблема с мстительностью. Они склонны предполагать, что другие люди настроены враждебно, и могут размышлять о предполагаемом пренебрежении и оскорблениях.
Если это проблема вашего ребенка, вы можете помочь изменить его или ее восприятие других людей. Помогите ребенку принять во внимание точку зрения правонарушителя и попросите его придумать альтернативные объяснения проблемного поведения.
Возможно, это был несчастный случай. Может быть, нарушитель был чем-то расстроен, или чувствовал себя усталым или больным. Может быть, у преступника просто был плохой день, и вы случайно встали у него на пути.
Когда взрослые просят детей подумать о таких альтернативных объяснениях, дети с большей вероятностью доверят правонарушителям презумпцию невиновности (Van Djik et al 2019).
Конечно, не каждому ребенку нужно такое понукание. Некоторые дети слишком снисходительны к обидчикам. Они винят себя, когда становятся жертвами, и остаются в отношениях, из-за которых их постоянно эксплуатируют или плохо обращаются (Luchies et al 2010).
Поэтому мы должны помнить о ситуации и оказывать каждому ребенку ту поддержку, в которой он или она нуждается.
Исследования, проведенные в различных культурах, показывают, что детям лучше, когда их родители информированы об их социальной деятельности (Parke et al 2002).
Под так называемым «родительским контролем» подразумеваются такие вещи, как
- наблюдение за тем, где играют маленькие дети;
- помощь детям в поиске возможностей для встреч и общения с дружелюбными и общительными сверстниками;
- поговорите с друзьями ваших детей, когда они придут в гости, и
- попросите ваших детей рассказать вам о том, чем они занимались в свободное время.
Есть также доказательства в пользу установления определенных ограничений, например, настаивать на том, чтобы ваш подросток заранее рассказывал вам о деталях вечеринки.
С кем ты будешь тусоваться? что ты будешь делать? Куда ты пойдешь?
Но родители должны действовать осторожно. Они могут смутить своих детей и отпугнуть потенциальных друзей, став слишком навязчивыми.
И если дети считают, что мы слишком контролируем, они, скорее всего, отвергнут наше руководство. На самом деле, в одном исследовании подростки с большей вероятностью выбирали сверстника-правонарушителя в качестве друга, если считали, что их родители злоупотребляют своим авторитетом (Tilton-Weaver et al, 2013).
Поэтому очень важно дать ребенку чувство автономии и сообщать о своих опасениях разумным и уважительным образом. В противном случае ваш ребенок может начать считать ваш авторитет незаконным и вести себя соответственно.
Для получения дополнительной информации см. мою статью «Почему дети бунтуют: что дети думают о легитимности власти взрослых».
Рекомендации: Как помочь детям подружиться
Beirman KL. 1986. Процесс изменений во время обучения социальным навыкам у подростков и его связь с результатами лечения. Чайлд Дев 57(1): 230-240.
Блэр Б.Л., Перри Н.Б., О’Брайен М., Калкинс С.Д., Кин С.П. и Шанахан Л. 2013. Косвенное влияние социализации материнских эмоций на качество дружбы в среднем детстве. Дев Психология. 2013 г., 24 июня. [Epub перед печатью]
Бротман Л.М., О’Нил К.Р., Хуанг К.И., Гули К.К., Розенфельт А. и Шраут П.Е. 2009. Экспериментальная проверка родительских практик как посредника физической агрессии в раннем детстве.
Чен X и Рубин KH 1994. Семейные условия, признание родителей, социальная компетентность и агрессия китайских детей. Социальное развитие 3: 269-290.
Кук ЕС и Флетчер AC. 2012. Модель процесса воспитания и дружбы подростков. Соц Дев. 21(3):461-481.
Давыдов М. и Грусек Ю.Е. 2006. Распутывание звеньев родительской реакции на стресс и теплоты на результаты ребенка. Детский Дев. 77(1):44-58.
Декович М. и Геррис Дж.Р.М. 1994. Анализ развития социальных когнитивных и поведенческих различий между популярными и отвергнутыми детьми. Журнал прикладной психологии развития. 15(3): 367-386.
Денхэм С.А. 1997. «Когда мне снится плохой сон, моя мама держит меня»: представления дошкольников об эмоциях, родительской социализации и эмоциональной компетентности. Международный журнал поведенческого развития, 20: 301-319.
Денхэм, С.А., Митчелл-Коупленд Дж., Страндберг К., Ауэрбах С. и Блэр К. 1997. Вклад родителей в эмоциональную компетентность дошкольников: прямое и косвенное влияние. Мотивация и эмоции 21:65–86.
Denham SA 1989. Материнский аффект и социально-эмоциональная компетентность малышей. Американский журнал ортопсихиатрии, 59: 368-376. Денхэм С.А. и Гроут Л. 1993. Социализация эмоций: путь к дошкольному регулированию влияния. Журнал невербального поведения 17: 215-227.
Дрелл М.Б. и Джасвал В.К. 2015. Возмещение ущерба: детские ожидания и ответы на извинения. Социальное развитие 25(4): 742-758.
Эликер Дж., Энглунд М. и Сроуф Л.А. 1992. Прогнозирование компетентности сверстников и отношений со сверстниками в детстве на основе ранних детско-родительских отношений. В Р. Д. Парке и Г. В. Лэдде (редакторы), «Отношения между семьей и сверстниками: способы связи». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
Айзенберг Н., Фабес Р.А., Мерфи Британская Колумбия. 1996. Реакция родителей на негативные эмоции детей: отношение к социальной компетентности детей и утешительное поведение. Детский Дев. 67(5):2227-47.
Фельдман Р., Бамбергер Э. и Канат-Маймон Ю. 2013. Взаимность родителей от младенчества до подросткового возраста формирует у детей социальную компетентность и диалогические навыки. Прикрепите Hum Dev. 2013;15(4):407-23.
Финни В. и Рассел А. 1998. Социальный статус детей дошкольного возраста, поведение и знания их матерей в роли наблюдателя. Психология развития 24: 789-801.
Франкель Ф.Ф. и Мятт Р. 2002 г. Тренинг детской дружбы. Рутледж.
Гелб Р. и Джейкобсон Дж. Л. 1988. Популярные и непопулярные детские взаимодействия во время совместной и соревновательной деятельности группы сверстников. J Abnorm Child Psychol. 16(3):247-61.
Гранот Д. и Мэйзелесс О. 2001. Безопасность привязанности и адаптация к школе в среднем детстве. Международный журнал поведенческого развития. 25:530–541.
Hastings PD, McShane KE, Parker R, Ladha F. 2007. Готовы сделать приятно: родительская социализация просоциального поведения маленьких сыновей и дочерей со сверстниками. J Genet Psychol. 168(2):177-200.
Хейман Г.Д., Фу Г. и Ли К. 2008 г. Рассуждение о раскрытии успехов и неудач друзьям среди детей в США и Китае. Dev Psychol 44: 908-918.
Лэдд Г.В. и Голтер Б. 1988. Родительское управление отношениями со сверстниками дошкольников: связано ли это с социальной компетентностью детей? Психология развития 24: 109-117.
Лэнсфорд Дж.Э., Годвин Дж., Борнстейн М.Х., Чанг Л., Дитер-Декард К., Ди Джунта Л., Додж К.А., Мэлоун П.С., Обуру П., Пасторелли С., Скиннер А.Т., Сорбринг Э., Стейнберг Л., Тапанья С., Урибе Тирадо Л.М. , Alampay LP, Al-Hassan SM, Bacchini D. 2018. Воспитание, культура и развитие экстернализирующего поведения в возрасте от 7 до 14 лет в девяти странах. Дев психопат. 30(5):1937-1958.
Лессард Л.М. и Ювонен Дж. 2018. Подростки без друзей: объясняют ли восприятие социальной угрозы их внутренние трудности и продолжающееся отсутствие друзей? Джей Рез Адолеск. 28(2):277-283.
Мруг С., Хоза Б. и Буковски В.М. 2004. Выбор или выбор агрессивно-деструктивных сверстников: способствуют ли они экстернализации и интернализации детей? J Abnorm Child Psychol. 32(1):53-65.
Остенбрук Дж. и Вайш А. 2019. Появление прощения у маленьких детей. Детский Дев. 90(6):1969-1986.
Pastorelli C, Lansford JE, Luengo Kanacri BP, Malone PS, Di Giunta L, Bacchini D, Bombi AS, Zelli A, Miranda MC, Bornstein MH, Tapanya S, Uribe Tirado LM, Alampay LP, Al-Hassan SM, Chang Л., Дитер-Декард К., Додж К.А., Обуру П., Скиннер А.Т., Сорбринг Э. 2016. Позитивное воспитание и просоциальное поведение детей в восьми странах. Дж. Детская психологическая психиатрия. 57(7):824-34.
Пирси С., Гордон К., Чакрабарти Б., Додд Х., Холлдорссон Б., Кресуэлл К. 2020. Обзор исследований: взаимосвязь между социальной тревожностью и социальным познанием у детей и подростков: систематический обзор и метаанализ. J Детская психологическая психиатрия. 11 августа 2020 г. doi: 10.1111/jcpp.13310. Онлайн перед печатью.
Роуз ЭйДжей и Ашер С.Р. 2004. Детские стратегии и цели в ответ на задачи оказания помощи и поиска помощи в рамках дружбы. Чайлд Дев 75(3): 749-763.
Селигман Л.Д., Оллендик Т.Х. 2011. Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств у молодежи. Детский подростковый психиатр Clin N Am. 20(2):217-38
Шихан М.Дж. и Уотсон М.В. 2008. Взаимное влияние между методами материнской дисциплины и агрессией у детей и подростков. Агрессивное поведение. 34(3):245-55.
Simons KJ, Paternite CE и Shore C. 2001. Качество привязанности родителей/подростков и агрессия у подростков. Журнал раннего подросткового возраста. 21:182–203.
Tilton-Weaver LC, Burk WJ, Kerr M, Stattin H. 2013. Может ли родительский контроль и управление сверстниками уменьшить выбор или влияние правонарушителей? Тестирование вопроса с использованием подхода динамической социальной сети. Дев Психология. 49(11):2057-70.
Ван Дейк А., Томаес С., Поортуис АМГ, Оробио де Кастро Б. 2019. Может ли самоубеждение уменьшить склонность к враждебной атрибуции у маленьких детей? J Abnorm Child Psychol. 47(6):989-1000.
Вестал А. и Джонс Н.