Тренинговая группа это: ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА | это… Что такое ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА?

Содержание

ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА | это… Что такое ТРЕНИНГОВАЯ ГРУППА?

        Группа, в которой проводится тренинг какой-либо определенной ориентации или групповая психотерапия. Состав Т. г., особенность происходящих в ней процессов, цели и методика работы зависят от исходной теоретической позиции, принципов и критериев выделения отдельных теоретических категорий.
        В современной теории Т. г. сосуществуют различные подходы, исторически развивавшиеся по нескольким направлениям. Можно указать три основных.
        Первое и самое раннее связано с опытом проведения психотерапии с группой пациентов. Это полумагические опыты Месмера (Mesmer F. А., 1734-1815), который проводил процедуру «передачи лечебных флюидов» группе пациентов, страдающих различными соматическими и психическими заболеваниями. Более осознанное использование групповых эффектов для усиления воздействия индивидуальной психотерапии приписывается в современной литературе Пратту (Pratt J.), бостонскому врачу, работавшему в 30-е гг. XX в. Практика группового психоанализа была использована учеником Фрейда (Freud S.) Адлером (Adler А.) и последователями Уэндером (Wender L.), Шильдером (Schilder P.) и Барроу (Burrow Т.). Последний ввел термин «групповой анализ». Морено (Moreno J. L.) в 1932 г. термином «групповая психотерапия» назвал групповую работу пациентов, проходящих психодраматическую терапию. Позднее подобный подход использовали и психотерапевты других направлений, в частности Перлс (Perls F. S.), работая с гештальт-группами.
        К эмпирическим попыткам психотерапевтов применять групповые формы проведения психотерапии присоединились психологи, занимавшиеся проблемами социальной психологии, что можно рассматривать в качестве второго направления в развитии Т. г. Приоритет в изучении специфических процессов взаимодействия участников групп в современной литературе отдается Левину (Lewin K.), разработавшему «теорию поля». Левин и его сотрудники сосредоточили внимание на изучении поведения малых групп. Под малой группой в социальной психологии понимается такая относительно небольшая группа, участники которой находятся в непосредственном личном общении и взаимодействии. С этого момента понятие Т. г. прямо связано с понятием «малая группа». С некоторыми оговорками можно считать, что практически любой вариант групповой работы, предполагающий интеракционное взаимодействие участников, будь то социально-психологический тренинг или групповая психотерапия, проводится именно в малых группах. С точки зрения социальной психологии, малая группа для таких целей — уникальный объект. С одной стороны, она включает разных людей и тем самым расширяет возможности использования технологий, развивающих способности межличностного взаимодействия (группа как модель микросоциума), с другой — такая группа вполне управляема. В силу ее «промежуточного положения» в ней сосуществуют процессы диадного взаимодействия и почти все значимые эффекты социального плана. Впоследствии веским аргументом в пользу большей эффективности групповых занятий в психотерапии по сравнению с индивидуальными стало открытие того факта, что практически все социальные воздействия на конкретную личность опосредуются малыми группами, в которые данная личность включена. Это выявило новые возможности проведения психотерапии, позволившие оказывать психотерапевтическую помощь без отрыва человека от его реальных микросоциальных связей. Дальнейшее развитие теории малых групп помогло определить эффекты влияния Т. г. на участника. В современной социальной психологии разрабатываются следующие аспекты группового влияния: влияние (взаимовлияние) участников группы, т. е. специфические эффекты, обусловленные составом Т. г., целями, особенностями ролевого взаимодействия и процессом формирования групповых норм, поведением лидера группы (легитимного и неформального), групповой динамикой. Отдельно разрабатываются вопросы групповой этики и психологического риска для участников Т. г.
        Подбор пациентов при любом варианте тренинга — важный аспект, зачастую определяющий эффективность и последствия участия в работе Т. г. В зависимости от целей проведения и концептуальной базы различают Т. г.: по возрастному признаку (Т. г. для детей, подростков, взрослых, людей пожилого возраста), по клиническим характеристикам (Т. г. для больных неврозами, больных психическими заболеваниями в состоянии ремиссии, кризисных пациентов и суицидентов и др.), по профессиональному признаку (при проведении обучающих и коммуникативно-ориентированных Т. г.), по социальному статусу (в некоторых случаях оправдано проведение обучающего и коммуникативного тренинга для руководителей определенного уровня) и по другим признакам. Общими принципами отбора для любых Т. г. являются показания для участия в Т. г. и личная мотивация участников.
        Цели Т. г. могут быть различными: обучение навыкам саморегуляции, развитие общих коммуникативных возможностей и обучение специальным коммуникативным навыкам, личностный рост участников. Цель проведения Т. г. — не просто декларация направленности, но и в существенной мере процесс организации группового контекста. Важность постановки цели Т. г. в первую очередь определяется сосуществованием различных моделей психотерапии, которые имеют разные цели и задачи, но зачастую используют сходные технические приемы. В качестве примера важности постановки цели для формирования направленности группового процесса в Т. г. может служить применение групповой дискуссии (приема, использующегося практически во всех без исключения Т. г. разной направленности) в социально-психологическом тренинге для рефлексии эффективности коммуникативной стратегии участников группы и в личностно-ориентированном тренинге с целью рефлексии эмоциональных причин неадаптивного поведения.
        Существует множество описательных подходов, классификаций групповых ролей, из которых можно выделить два основных. Представители первого подхода считают, что групповые роли распределяются на ранних стадиях формирования группы, развиваются, но в различных группах и стадиях групповой динамики обнаруживают сходство. Другие утверждают, что специфические групповые роли существуют скрыто внутри группы, составляют внутреннюю групповую суть и не проявляются до тех пор, пока не возникнет необходимая ситуация, требующая актуализации определенной роли, и какой-либо участник не примет ее на себя. Отражением последнего подхода является и точка зрения о том, что групповая роль возникает на этапе разрешения группового противоречия как некая тенденция группового сознания. Чаще других в классификациях приводятся следующие групповые роли: лидер, звезда, помощник психотерапевта, «козел отпущения», моралист и т. д. Характер проявления групповых ролей, их интенсивность, гибкость ролевого поведения отдельных участников определяются нормами поведения, принятыми в группе. Наличие адекватных норм и их динамика на начальных этапах Т. г. способствуют формированию общего группового контекста и направленности группы (например, искреннему выражению чувств, взаимодействию друг с другом на основе личных желаний, высокому уровню самораскрытия и др.). Важное значение для Т. г. имеет позиция и роль руководителя группы, что также зависит от целей и задач Т. г., однако общим принципом является требование высокого профессионального уровня психотерапевтов и психологов, ведущих группу, способностей к гибкому ролевому поведению и возможности к свободному от роли общению и поведению.
        Групповая динамика анализируется различными исследователями группового процесса. Многие авторы описывают так называемые фазы групповой динамики, но в социальной психологии разделяется мнение о последовательной смене фаз (Bennis W., Shepard H., 1974). Как правило, выделяются: фаза ориентировки и зависимости, фаза напряжения и агрессии, фаза формирования рабочей группы, фаза рабочей группы. Такая тенденция динамики свойственна в полной мере группам тогда, когда ведущие психотерапевты или психологи «не останавливают» групповую динамику. По этой классификации группа движется от состояния зависимости от формального лидера, через конфронтацию и возможность отвечать за качество принимаемых решений к решению индивидуальных и групповых целей, от жесткого (привычного) ролевого поведения к гибкому ролевому поведению, к открытому аутентичному (безролевому) поведению. Групповая динамика свойственна всем свободно развивающимся группам, однако не во всех вариантах ориентации Т. г. считается полезной. Кроме указанного можно отметить и другие варианты развития группы и поведения участников. Примером иной формы динамики является процесс развития саморефлексии и самоанализа, ассоциативного и образного осмысления собственных целей и экзистенциального опыта в группах так называемого экзистенциального тренинга (Kociunas R., 1991).
        Третьим направлением в развитии Т. г. можно считать недирективный подход Роджерса (Rogers С. R.) и его последователей, считавших, что терапия или консультирование, центрированные на клиенте, имеют дело главным образом с наблюдающимися в данный момент ситуативными конфликтами. Поведение руководителя является либеральным, недирективным, направленным на взаимодействие участников группы. Роджерс рассматривал руководителя группы как равного партнера для других участников, формирующего спонтанное взаимодействие «Я — Ты», не обремененное традиционными правилами и ограничениями. Новаторство этого подхода заключалось в использовании группового опыта для разрешения трудностей отдельных участников (так называемые группы встреч).
        В современных Т. г. в том или ином виде сосуществуют указанные подходы, в разной мере акцентируя основные тенденции, что позволяет условно разделять их по направленности терапии: терапия в группе, терапия группы и терапия группой.
        Таким образом, Т. г. — это сложный и многообразный феномен, для адекватного использования возможностей которого необходим большой групповой опыт и специальная подготовка руководителей Т. г.
        См. также ЛАБОРАТОРНЫЙ ТРЕНИНГ, ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПСИХОТЕРАПИИ, ТРЕНИНГ.

Классификация тренинговых групп — Определение термина

Оглавление:

В современном мире высоких технологий и информации с технической стороны практически все возможно и доступно. В этом отношении компетентные, инициативные и мотивированные сотрудники являются наиболее ценным ресурсом для руководства компании, фирмы или любой другой организации, поскольку конкурентная позиция на рынке и прибыльность компании зависят от персонала, который воплощает стратегии управления в реальность. Другими словами: Выигрывают те, кто поощряет творчество и инициативу в своих сотрудниках. Поэтому интерес к психологическим тренингам как форме обучения и развития сотрудников постоянно растет.

Практика показывает, что в большинстве случаев психологические тренинги действительно оказываются более эффективными, чем традиционные формы обучения — лекции и семинары. Интенсивная работа во время тренинга помогает организации достичь высоких результатов в короткие сроки, а последующая система посттренинговой поддержки обеспечивает надежное закрепление материала. Так что же такое психологический тренинг? Каковы особенности и отличия от обычной формы обучения в течение многих лет? Известное классическое исследование основано на том, что мы обычно читаем, слушаем, говорим или пишем об объекте изучения, не сталкиваясь с ним в процессе получения знаний.

Современное обучение основано на идее, что обучение должно быть основано на собственном опыте участника. Поэтому во время психологического тренинга мы активно практикуемся, экспериментируем и проверяем собственные идеи и выводы в различных воображаемых и смоделированных ситуациях. В результате формируются и закрепляются навыки эффективного поведения. Таким образом, в реальных ситуациях мы можем избежать ошибок и быстро принимать оптимальные решения. Более того, каждый тренинг максимально конкретен и направлен на повышение эффективности работы компании в четко определенной области. Представленный материал не является общим (общеобразовательным или профессиональным), а ориентирован на применение. Это помогает создать систему обучения и подготовки, специфичную для конкретных видов профессиональной деятельности. В результате участники получают знания и умение (способы) их использовать, приобретают и совершенствуют определенные навыки.

Профессионально подготовленное обучение — это длительный процесс. Все начинается с диагностики — определения того, какой тип обучения необходим. Для этого, помимо четкого определения области обучения, обязательно нужно учитывать: во-первых, опыт участников и их положение в организации, во-вторых, уровень решаемых проблем в компании или вопросов стратегического развития организации. После этого формулируются цели обучения и подбирается нужный арсенал развивающих технологий.

Следующий этап — проведение тренинга, в ходе которого происходит передача знаний, развитие и совершенствование определенных навыков, создание условий для того, чтобы участник самостоятельно находил пути решения стоящих перед ним задач.

Спектр используемых методов очень широк и включает интерактивное взаимодействие «тренер-участник», упражнения в парах и малых группах, ролевые и деловые игры, групповые дискуссии, индивидуальные письменные задания, метод мозгового штурма, видеотренинг, изучение конкретных ситуаций и т.д.

Этот цикл завершается подведением итогов и анализом результатов тренинга.

По мнению экспертов, благодаря такому комплексному подходу, тренинг является инструментом, основной целью которого является повышение эффективности работы компании, бизнеса или другой организации.

Определение термина

В самом широком смысле под термином «психологический тренинг» понимаются различные формы групповой психологической работы, с параллельными терминами, такими как групповая психотерапия, психокоррекционные группы, экспериментальные группы, группы активного обучения и практические экспериментальные лаборатории. В связи с этим И.В. Вачков в своей книге «Основы технологии группового тренинга» отмечает, что группы одного типа разными авторами называются по-разному и определяет границы термина «психологический тренинг»: «Современное понимание тренинга включает в себя многие традиционные методы групповой психотерапии и психокоррекции, что заставляет искать его истоки в различных направлениях клинической психотерапии в группах».

Однако в настоящее время тренинг активно применяется в рамках деятельности по развитию личности, что подразумевает использование активных групповых методов практической психологии для работы со здоровыми людьми для решения задач развития и совершенствования качеств, необходимых для улучшения их социального бытия и профессиональной деятельности. Особенно четко эту позицию формулирует С.И. Макшанов, который определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренного изменения психологических явлений человека, группы и организации. В данном подходе категория изменения является центральной, а влияние тренинга направлено на достижение позитивных изменений у участников, повышение степени их «конгруэнтности» с собой и окружающей средой.

В этой связи сравним определение Л.А. Петровской тренинга как психологического воздействия: «Весь курс тренинга и каждое его отдельное занятие можно рассматривать как ситуацию воздействия. Методы влияния непосредственно направлены на вмешательство в развитие группы или личности, с целью добиться определенных изменений».

Как показывает анализ литературы, степень манипулируемости при оказании психологического воздействия может сильно варьироваться в зависимости от установок фасилитатора. Различное понимание психологического смысла тренинга вытекает из различных теоретических концепций ведущих упражнений. И.В. Вачков вводит понятие шкалы «агрессивности» психологического воздействия в процессе обучения и делит ее на четыре пункта:

  • Тренинг как специальный метод выездки, в котором используются жесткие манипулятивные техники (отрицательное и положительное подкрепление) для формирования необходимого поведения участников;
  • Тренинг как обучение, в результате которого происходит формирование и развитие навыков и умений эффективного поведения;
  • Тренинг как форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, передача психологических знаний и выработка определенных навыков и умений;
  • Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и их самостоятельного поиска путей решения собственных психологических проблем.

Складывая все вместе, психологический тренинг можно охарактеризовать как совокупность групповых методов формирования навыков и умений самопознания, общения и взаимопонимания людей в группе.

В отличие от терапии, которая направлена на коррекцию симптомов поведения нарушенного человека, тренинг считается способом ускорения психологического развития и самореализации нормально функционирующего человека.

Тренинг направлен на оказание влияния, на развитие группы путем оптимизации форм межличностного общения.

Типология психологических тренингов

В научной литературе представлены различные классификации психологического тренинга, которые зачастую существенно отличаются друг от друга. Цель данной главы — разобраться в многообразии существующих видов обучения и систематизировать их в общей классификации.

Исходя из критерия «степень соответствия групповых заданий основным направлениям психологической практики — психотерапии, психокоррекции, развитию и обучению», психологические тренинги можно разделить на тренинги терапевтической направленности; психокоррекционные группы; развивающие тренинги, тренинги и демонстрационные тренинги. Первые два часто называют психотерапевтическим тренингом (ПТТ), в отличие от социально-психологического тренинга (СПТ), который объединяет остальные вышеперечисленные тренинги.

Социально-психологический тренинг актуален для студентов факультета связей с общественностью, поэтому данный вид тренинга рассматривается абстрактно по сравнению с психологическим и терапевтическим тренингом.

Психологическая и терапевтическая подготовка

Профессиональная подготовка психотерапевтического характера направлена на решение проблем и помощь в преодолении трудностей, особенно личных, в профессиональных, межличностных и других отношениях. Этот вид тренинга является психотерапевтическим, поскольку дает группе чувство психологической безопасности и надежду на разрешение конкретного конфликта (межличностного или внутриличностного).

Для подавляющего большинства людей психотерапия как таковая неприемлема, поскольку добровольное прохождение психотерапии означает поражение, особенно на глазах у самого себя. Участие в образовательной (учебной) программе, с другой стороны, означает приложить усилия и не сдаваться. Тот факт, что во время обучения человек получает психотерапевтическую поддержку, делает PTT еще более привлекательным, особенно для тех, кто больше всего в ней нуждается.

Для участников психотерапевтического тренинга необходимым результатом будет способность справляться с высокой интенсивностью и быстротой изменений в окружающем мире, осознание своих глубинных проблем и путей их преодоления, избавление от страхов, комплексов и блокировок с построением более ответственного отношения к своей жизни и, как следствие, открытие новых возможностей или новое применение своих внутренних ресурсов.

Социально-психологический тренинг

Термин социально-психологический тренинг (СПТ) был введен М. Форвергом. Существуют и другие термины — группы открытого общения, активного социального общения, группы интенсивного общения и т.д., но термин ППП является наиболее устойчивым и широко используемым.

Определение термина

Социально-психологический тренинг — это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, что позволяет устранить стереотипы и решить личные проблемы участников».

Обобщая прочитанное по данной теме и принимая во внимание приведенное выше определение, можно сделать вывод, что социально-психологический тренинг — это форма специфического режима обучения, включающая серию взаимосвязанных упражнений, ситуационно-ролевых игр, смоделированных проблемных ситуаций и групповых дискуссий, при участии в которых человек приобретает знания, умения и навыки гармоничного общения.

Виды социально-психологического тренинга.

Помимо многообразия определений термина «социально-психологический тренинг», существуют также различные классификации этих тренингов, которые зачастую существенно отличаются друг от друга.

Например, рассмотрим классификацию сортов Т-группы:

  • Общее индивидуальное развитие;
  • Построение и изучение межличностных отношений;
  • Повышение эффективности работы организации и коллектива путем оптимизации рабочих отношений.

Преимущества групповой формы работы в психологическом тренинге

Групповая психологическая работа, по определению Е. В. Емельяновой, — это вид психологической помощи людям, объединившимся для решения определенных психологических проблем. Эта форма работы характерна для групп психологического тренинга и психологической поддержки и может быть использована в психологической реабилитации и психологической коррекции.

По мнению О. В. Евтихова, тренинговая группа — это специально созданная малая группа, участники которой с помощью ведущего-психолога осуществляют интенсивное общение и взаимодействие, направленное на решение различных психологических проблем участников, их самопомощь, а также на развитие группы и решение общегрупповых проблем.

Групповая форма психологической работы, включая тренинг, имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной. И.В. Бачков, ссылаясь на работы К. Рудестама, выделяет ряд преимуществ психокоррекционной и психотерапевтической работы в группах.

  1. групповой опыт противодействует отчуждению человека и помогает решить межличностные проблемы участников группы. В группе человек избегает непродуктивного ухода в себя со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что другие испытывают похожие чувства. Для многих людей такое открытие оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
  2. группа отражает общество в миниатюре. В группе моделируется система отношений участников, характерная для их реальной жизни. Такие явления, как давление партнера, социальное влияние, конформизм и конкуренция, раскрываются и становятся явными. Это дает участникам группы возможность в условиях психологической безопасности увидеть и проанализировать закономерности в общении и поведении — своем и других людей, — которые не очевидны в повседневной жизни.
  3. в группе есть возможность получить обратную связь и поддержку от людей с похожими проблемами. Не все люди могут получить искреннюю обратную связь в реальной жизни без осуждения от других людей, которые прекрасно понимают суть их опыта, потому что сами проходят через то же самое.
  4. В группе человек может приобретать новые навыки, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. В реальной жизни такие эксперименты всегда сопряжены с риском непонимания, неприятия и даже наказания. Тренинговые группы служат особой «психологической площадкой», где в атмосфере доброжелательности, принятия и поддержки можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и другим.
  5. в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «играть» роль другого человека, чтобы лучше понять его и себя, а также узнать новые эффективные модели поведения, используемые другим человеком. Возникающие в результате эмпатия, сочувствие, интерес к другому, привязанность способствуют личностному росту и развитию самосознания участников тренинга.
  6. групповое взаимодействие создает напряжение, что способствует прояснению психологических проблем всех. Этот эффект не возникает в индивидуальной психологической и психотерапевтической работе. Психологическое напряжение в группе создает дополнительную сложность для лидера и играет конструктивную роль, активизируя групповые процессы. Задача лидера — не позволить напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе.
  7. группа способствует процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. Только в группе, через других людей, эти процессы возможны в полной мере. Открытие себя перед другими и открытие себя перед самим собой позволяет понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе.
  8. групповая форма предпочтительнее в экономическом плане: для участников групповой работы тренинг обходится дешевле, чем индивидуальная терапия (а для многих тренинговая работа оказывается гораздо эффективнее). Психолог также выигрывает как в экономическом плане, так и в плане времени.

Виды тренинга

В своей статье «Все, что нужно знать о психологическом тренинге» В. Сороченко выделяет следующие виды тренингов в зависимости от цели обучения:

коммуникативные тренинги;

Задачей коммуникативных тренингов является формирование поведенческих навыков, то есть обучение эффективному поведению в различных ситуациях общения. Предполагается, что навыки, сформированные в искусственно созданных и «безопасных» условиях психологического тренинга, помогают преодолеть трудности общения в реальной жизни.

Понятно, что невозможно сделать из участников «мастеров общения» за несколько дней, которые длится тренинг. Образ мыслей и стереотипы поведения, сформированные в течение всей жизни, невозможно изменить за два дня. Это требует упорной и систематической работы над собой. Цель коммуникационных тренингов — показать это и дать импульс для дальнейшего развития. 2

Тренинг личностного роста (2).

Это своего рода коммуникативный тренинг, в котором участники пытаются выявить и преодолеть свои комплексы, используя различные техники. Такое обучение актуализирует опыт, который люди смутно ощущают как препятствие на пути к жизненному успеху и карьерному росту. С помощью других участников кто-то вытаскивает наружу свои бессознательные страхи, избавляется от внутренних барьеров и узнает, как его воспринимают другие. Это помогает лучше распознать и в дальнейшем использовать положительные качества, сформировать более адекватную оценку собственных способностей, увидеть свои ошибки и недостатки в общении.

Коммерческое обучение

Это многочисленные варианты первых двух типов тренингов, направленные на решение конкретных бизнес-задач, большинство из которых — тренинги по продажам. Также популярны тренинги по переговорам, разрешению конфликтов и развитию человеческих ресурсов (или формированию команды).
Анализ приведенных выше классификаций, а также представленных в них определений и характеристик каждого вида тренинга позволяет нам выявить критерии анализируемых классификаций и на их основе предложить классификацию тренингов как результат обобщения и систематизации рассмотренных в данной главе.

Первый критерий — цель обучения. В рамках этого критерия проводится различие:

  • Коммуникативные тренинги;
  • Тренинги личностного роста;
  • Бизнес-тренинги, среди которых выделяются тренинги продаж, тренинги переговоров, тренинги разрешения конфликтов и развития человеческих ресурсов (или командообразования).

Второй критерий — это навыки, которые развиваются во время обучения.

Развивается коммуникативная подготовка:

  • Навыки и умения межличностного общения, решение проблем и принятие решений, общение, уверенность в себе, межличностные отношения, критическое мышление, эмоциональный самоконтроль.

Тренинг личностного роста развивает следующие навыки;

  • Навыки решения проблем, настойчивость, уверенность в себе, критическое мышление, навыки управления собой и развитие Я-концепции. эмоциональный самоконтроль, самопонимание, концептуализация опыта разрешения конфликтов.

Развивается бизнес-обучение:

  • Навыки решения проблем, настойчивость, уверенность в себе, критическое мышление, навыки самоменеджмента и развитие Я-концепции, эмоциональный самоконтроль, межличностные отношения, самопонимание, разрешение конфликтов в финансовых ситуациях, самозащита, самопомощь и концептуализация опыта.

Третий критерий — состав участников. Различия между контингентами участников определяются возрастом, родом занятий, уровнем интеллекта и образования, личностными характеристиками и т.д.

В соответствии с этим критерием можно выделить такие виды обучения, как:

  • Обучение для молодых людей;
  • Обучение для старшеклассников;
  • Тренинг для преподавателей;
  • Обучение детей и родителей;
  • Тренинг для родителей детей с ограниченными возможностями;
  • Обучение менеджменту;
  • Обучение лидерству и т.д.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

  • Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Дыхательные техники в психологии
  2. Самореализация личности
  3. Виды положительных эмоций
  4. Особенности личности старого человека — Изменения памяти. Умственное старение
  5. Формирующие методы психологии в работе с дошкольниками
  6. Психологические особенности личности преступника
  7. Основы общей психологии
  8. Манипуляция как стиль социально-психологического взаимодействия
  9. Общие представления о «я-концепции»
  10. Эрос и Танатос по Фрейду

3.

6. Состав тренинговых групп

Гомогенность и гетерогенность

В литературе содержатся проти­воречивые данные о том, какая груп­па действует оптимально — та, в ко­торой участники сходны между со­бой по ряду параметров (гомогенная), или та, в которой участники сильно различа­ются (гетерогенная). Прежде всего, имеют­ся в виду следующие: пол; воз­раст; образование; уровень интеллекта; социальный статус; тип личности и стиль поведения; психологические проблемы; убеждения и ценностные ориентации; цели участия в группе.

По мнению И.Ялома, однородные по своему со­ставу группы изначально более склонны к сплоченности, психо­логическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Однако, с точки зрения К.Рудестама, главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

По мнению многих специалистов, гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмо­ций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов. Важно, чтобы разница не оказалась слишком большой: студент-первокурсник вряд ли сможет самораскрыться и чувствовать себя комфортно в одной группе с заведующим кафедрой того же факультета.

Как показывает опыт, особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом. И.Вачков описывает ситуацию, когда в женской группе эмпатирующий, мягкий ведущий на определенном этапе развития группы начинает восприниматься участницами как подружка, с которой можно поболтать о чем угодно.

Наибольшее значение имеет гомогенность тренинговой группы в отношении психологических проблем и воз­раста. По мнению К.Рудестама, группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показано большее сходство между участниками; группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

Качественный и количественный состав групп

Большинство специалистов сходятся во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К.Рудестам, «к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания» (1993, с.27-28).

Г.С.Абрамова считает совершенно недопустимым «включение в одну группу людей, находящихся в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии)» (Г.С.Абрамова, 1994, с.220). Другие специалисты (И.Вачков) полагают, что такое категоричное утверждение нельзя считать безусловной истиной: свидетельство этому — десятки успешных тренинговых групп, сформированных из членов одного производственного коллектива, сотрудников одной фирмы, учителей одной школы. При работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений. Однако возникают и преимущества — например, более длительный эффект тренинга по окончании психологической работы за счет взаимного «подкрепления» участников, что в принципе невозможное группах, распадающихся по завершении собственно тренинга.

Иногда ведущие проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников тренинговой группы во время предварительной консультации или со­беседования (В.Ю.Большаков, 1996). Но, не следует считать психодиагностику чем-то обязательным, на практике часто отсутствует возможность проведения отбора кандидатов в тренинговую группу. Важно только, стараться не допустить включения в группу тяжелых психически больных, чтобы не спровоцировать рецидивов.

Относительно оптимального количества участников группы, также не обнаруживается единства мнений. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура групп зависят от ее цели. Так, тренинги, акцентиро­ванные, прежде всего, на обучение, могут допускать большее чис­ло участников, чем тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.

Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет четыре человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, проводимые с пятьюдеся­тью и большим числом участников. В таких случаях ведущий обычно использует помощь нескольких ассистентов; большинст­во упражнений проводится в подгруппах, на которые дробится основная группа.

Многие тренинговые ведущие, однако, считают, что психотерапевтическая и развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет ор­ганизовать достаточное число интеракций между участниками и не в пропорциональной степени включает активность всех.

П.Ф.Келлерманом (1979) сформулировано «правило восьми», со­гласно которому число участников не должно превышать вось­ми человек, поскольку, по его мнению, в противном случае воз­никает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. Возможно, это и так, но группы, ориентированные на личност­ное развитие (и в частности, на развитие самосознания), предпо­лагают и большее количество участников.

Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. Последний аспект представляется чрезвы­чайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в «двойках», «тройках», «четверках», веду­щий может столкнуться с проблемой нехватки людей в под­группах. В таких случаях перед тренером возникает вопрос: ли­бо проводить упражнение в неравных для подгрупп условиях, либо самому заменять недостающего участника (что не всегда является приемлемым в силу организационных, психологичес­ких и прочих обстоятельств). Если участников оказалось боль­ше двенадцати, то лучшим вариантом можно считать группу из пятнадцати человек.

В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, — это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, умень­шению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условии для проявления активности каждого человека. Неудоб­ство большого числа членов группы особенно заметно при фик­сации времени, затрачиваемого на групповую рефлексию после проведения упражнений: правомерно ли тратить на высказыва­ние группой в двадцать пять человек своих чувств и мыслей около часа при длительности упражнения семь-восемь минут? И это при условии, что каждый будет говорить только по две минуты. Не говоря уже о том, что это очень утомительно для всех; заметим, что последний участник, дождавшись своей очереди, будет испытывать только раздражение, а вовсе не эмоции, пережитые во время упражнения.

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ГРУППА | определение в кембриджском словаре английского языка

Это исследования когнитивной тренировки, в которых половина людей помещается в одну когнитивную тренировочную группу и, возможно, другую половину в контрольную группу.

Из NPR