Эффект реминисценции: реминисценция | это… Что такое реминисценция?

С. Л. Рубинштейн Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно несколько минут, а кому-то ча


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023

обратиться к администрации


Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………….стр.3

1. Общее представление о памяти ……………………………………………………….……….стр.5

2. Виды памяти …………………………………………..……………………………………………….стр.5

3. Процессы памяти ……………………………………………..…………………………………….стр.11

4. Физиологические основы памяти …………………………………………………..……….стр.15

5. Понятие «эффект» и «феномен» ……………………………………………….…………….стр.17

6. Феноменальная память человека …………………………………………………………….стр.18

7. Феномены памяти человека …………………………………………………….…….……….стр.22

7.1. Феномен «На кончике языка»

7. 2. Мнемический феномен «уже виденного»

7.3. Феномен «фотовспышки»

8.Эффекты памяти человека ……………………………………………………………………….стр.25

8.1. Эффект длины слова

8.2. Эффект Зейгарник

8.3. Эффект изоляции

8.4. Эффект кодирования

8.5. Эффект мнемической установки

8.6. Эффект края

8.7. Эффект группировки

8.8. Эффект повторения

8.9.Эффект реминисценции

9. Приёмы мнемотехники ……………………………………..……………..…………………….стр.35

Заключение ……………………………………………………………………………………………….стр.37

Литература ………………………………………………………..……………..……………………….стр.39

Приложение ……………………………………………..………………………………………..…….стр.41

Введение

«Без памяти мы были бы существами мгновения.

Наше прошлое было бы мертво для будущего.

Настоящее, по мере его протекания,

безвозвратно исчезало бы в прошлом»

С. Л. Рубинштейн

Издавна человечество интересовал вопрос, что же такое память, и откуда у некоторых людей такие невероятные способности в запоминании. Почему кому-то для запоминания нужно несколько минут, а кому-то час. Почему кто-то может запомнить много информации, а кому-то трудно вспомнить даже небольшое стихотворение.

Память изучается с незапамятных времён, и вряд ли возможно определить количество лет, ушедших на её изучение.

На протяжении тысячелетий философы и литераторы интуитивно чувствовали, что этот процесс – центр душевной жизни человека, и придавали ему мистическое значение. Древние греки богиню памяти, Мнемозину, считали матерью девяти муз, покровительницей поэзии, искусств и наук. Она позволяет человеку помнить настоящее, вспоминать о прошлом, забывать ненужную информацию. Древнегреческий поэт писал: Мнемозина знает «все, что было, все, что есть».

В период античности знаний не хватало, и представления о памяти были весьма размытыми. Однако даже сейчас мы не знаем ответы на все интересующие нас вопросы. Остаётся много загадок, которые не так просто разгадать.

Феноменальная память отмечалась ещё у таких древних жителей, как Цезарь и Сократ. Тогда у людей были смутные понятия о памяти вообще, а про людей, обладавших такой памятью, они говорили, словно о богах.

Сейчас, когда наука находится на пике развития, уникальные феномены памяти активно изучаются. Появилось много гипотез о причинах такой феноменальной памяти. Люди очень интересуются этим явлением, и поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшний день.

Каталог: files -> file
file -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации


Скачать 5,4 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Некоторые эффекты и законы памяти

Эффект Зейгарник

   Заключается в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. В силу связи между мотивацией и памятью первая влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Эффект Смирнова

   В своих исследованиях А. А. Смирнов установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия.

Эффект края

   При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции

   Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 — 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания. Реминисценция, вероятно, объясняется тем, что со временем логические, смысловые связи, образующиеся внутри заучиваемого материала, упрочиваются, становятся более ясными, очевидными.

Эффекты Рибо

   Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий — временных потерь памяти, выявил две закономерности:

— память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

— память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.

е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Динамика забывания

   Динамика забывания не носит прямолинейный характер. Запомнив что-то, человек за первые восемь часов забывает столько же, сколько за последующие тридцать дней.

Эффект мотивированного забывания

   Фрейд открыл закономерность, согласно которой человек имеет склонность к забыванию психологически неприятного. Особенно часто такое мотивированное забывание неприятных намерений и обещаний проявляется в тех случаях, когда они связаны с воспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.

Связь между точностью припоминания и уверенностью в этой точности

   Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не сознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

Человек помнит больше, чем способен припомнить

   Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.

Процессы запоминания и воспроизведения информации несовместимы и противоположно направлены

   Можно утверждать, что обширный поток новой информации препятствует припоминанию, в то время, как воспроизведение даже большого объема сведений значительно меньше влияет на процесс восприятия. Так, в состоянии информационного вакуума человек ощущает некоторое прояснение памяти, да и ума в целом.

 


См. также

Память

  • Актуализация
  • Амнезия детства
  • Ассоциации как способ запоминания
  • Вербальная память
  • Виды памяти
  • Виды памяти и их особенности
  • Влияние впечатлений и эмоций на память
  • Воспроизведение
  • Вспышки памяти
  • Долговременная память
  •     . .. и другое

 


   RSS     [email protected] 

«Эффект воспоминания в автобиографической памяти и тестах его пиара» Джастина Т. Коулмана

Джастин Т. Коулман , Университет Небраски-Линкольна

Тип Статья

A Discertation Представлено представлено представлено представлено представлено. на факультет Высшего колледжа Университета Небраски при частичном выполнении требований для получения степени доктора философии по специальности «Психология» под руководством профессора Роберта Ф. Белли. Линкольн, Небраска: ноябрь 2012 г.

Copyright (c) 2012 Justin T. Coleman

————————————- ——————————

Восстановлен публичный доступ к данной диссертации (17.08.2017). Теперь он доступен по адресу:

http://digitalcommons.unl.edu/psychdiss/99

Abstract

Эффект воспоминаний, при котором люди в возрасте 40 лет и старше помнят больше автобиографических воспоминаний в возрасте от 10 до 30 лет, чем в смежные периоды, создающие «выпуклость» в распределении продолжительности жизни, — очень устойчивый эффект. Когда было обнаружено, что это происходит для очень положительных эмоциональных воспоминаний, но не для отрицательных, было предложено объяснение воспоминаний в сценарии культурной жизни. Сценарий культурной жизни утверждает, что у людей есть сценарии важных событий нормативной жизни, которые структурируют автобиографические воспоминания. Эффект воспоминаний объясняется тем, что в жизненных сценариях положительные события имеют строго предписанное время и группируются в возрасте от 10 до 30 лет, в то время как отрицательные события, не имеющие заданного времени, более равномерно распределяются по продолжительности жизни. История жизни описывает дополнительные свойства воспоминаний о ударах. Описание истории жизни приписывает воспоминание дифференциальному воспоминанию событий истории жизни, то есть событий, которые обеспечивают связность истории жизни. Сообщается о четырех исследованиях, проверяющих эти счета. В главе 2 рассказывается о проверке жизненного сценария с участием афроамериканцев. Исследования показывают, что жизненные сценарии очень стабильны и мало различаются в разных культурах. Полученные данные показывают, что в целом свойства жизненного сценария были воспроизведены. Однако незначительные межкультурные различия, подобные тем, которые наблюдались в предыдущих исследованиях, усугублялись в выборке меньшинства. В главе 3 исследуется влияние статуса меньшинства на припоминание эмоционально негативных воспоминаний. Вопреки ожиданиям, результаты не противоречат предсказаниям ни одной из версий воспоминаний. В главе 4 эффект типичности проверяется на жизненных сценариях в попытке представить дополнительный класс свидетельств их существования. Наконец, в главе 5 тестируется история из жизни. Выводы подтверждают описание истории жизни, показывая, что удар происходит для истории жизни, но не для событий, не связанных с жизнью. Эти исследования дополняют наше понимание сценария культурной жизни и рассказов о жизни, а также эффекта воспоминаний в автобиографической памяти.

Советник: Роберт Ф. Белли

Этот документ был отозван.

 

Инкубационные эффекты воспоминаний | SpringerLink

Инкубационные эффекты воспоминаний

Скачать PDF

Скачать PDF

  • Опубликовано:
  • Стивен М. Смит 1 и
  • Эдвард Вела 2  

Память и познание том 19 , страницы 168–176 (1991)Цитировать эту статью

  • 458 доступов

  • 41 цитирование

  • Сведения о показателях

Abstract

Воспоминание, припоминание материала, который не был успешно воспроизведен при предыдущей попытке, исследовали в трех экспериментах в зависимости от межтестового (инкубационного) интервала. Инкубационные интервалы, вставленные между последовательными тестами на припоминание, приводили к усилению воспоминаний, но эффект наблюдался в основном в первую минуту повторного тестирования. Ни продолжительность начального теста (1–4 мм), ни активность инкубации (проблемы в лабиринте по сравнению с отдыхом) не влияли на этот инкубационный эффект воспоминаний. Результаты подтверждают модели, в которых тесты отзыва вызывают помехи на выходе, но инкубационные интервалы уменьшают их.

Скачайте, чтобы прочитать полный текст статьи

Ссылки

  • Bower, G.H. (1972). Теория выборки стимулов кодирования изменчивости. В AW Melton & E. Martin (Eds.), Процессы кодирования в памяти человека (стр. 85–123). Вашингтон, округ Колумбия: Уинстон.

    Google Scholar

  • Бакстон, CE (1943). Состояние исследований в воспоминаниях. Психологический бюллетень , 40 , 313–340.

    Артикул Google Scholar

  • Erdelyi, M.H., & Becker, J. (1974). Гипермнезия на картинки: прирост памяти на картинки, но не на слова при множественных попытках припоминания. Когнитивная психология , 6 , 159–171.

    Артикул Google Scholar

  • Эстес, В.К. (1955). Статистическая теория спонтанного восстановления и регрессии. Психологический обзор , 62 , 145–154.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Мэдиган, С. (1976). Воспоминание и восстановление предметов в свободном воспоминании. Память и познание , 4 , 233–236.

    Google Scholar

  • МакГеоч, Г. О. (1935). Условия воспоминаний. Американский журнал психологии , 47 , 65–89.

    Артикул Google Scholar

  • Mensink, G., & Raaijmakers, JGW (1989). Модель вмешательства и забывания. Психологический обзор , 95 , 434–455.

    Артикул Google Scholar

  • Пейн, Д.Г. (1987). Гипермнезия и воспоминания в воспоминаниях: исторический и эмпирический обзор. Психологический бюллетень , 101 , 5–27.

    Артикул Google Scholar

  • Raaijmakers, JGW, &Shiffrin, R.M. (1981). Поиск ассоциативной памяти. Психологический обзор , 88 , 93–134.

    Артикул Google Scholar

  • Редигер, Х.Л., III, и Торп, Л.А. (1978). Роль времени припоминания в возникновении гипермнезии. Память и познание , 6 , 296–305.

    Google Scholar

  • Рундус, Д. (1973). Отрицательные последствия использования элементов списка в качестве сигналов припоминания. Журнал вербального обучения и вербального поведения , 12 , 43–50.

    Артикул Google Scholar

  • Шиффрин, Р. М. (1970). Поиск памяти. В Д. А. Норман (ред.), Модели человеческой памяти (стр. 375–447). Нью-Йорк: Академическая пресса.

    Google Scholar

  • Сламецка, Нью-Джерси (1968). Исследование хранения следов в свободном воспоминании. Журнал экспериментальной психологии , 76 , 504–513.

    Артикул пабмед Google Scholar

  • Smith, S.M., & Blankenship, SE (1988, ноябрь). Доступная интерпретация фиксации и инкубации . Документ представлен на ежегодном собрании Психономического общества в Чикаго.

  • Смит С.М. и Бланкеншип С.Е. (1989). Инкубационные эффекты. Бюллетень Психономического общества , 27 , 311–314.

    Google Scholar

  • Снодграсс, Дж. Г., и Вандерварт, М. (1980). Стандартизированный набор из 260 изображений: нормы согласования имен, согласования изображений, узнаваемости и визуальной сложности. Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память , 6 , 174–215.

    Артикул Google Scholar

  • Вудворт, Р. С., и Шлосберг, Х. (1954). Экспериментальная психология: исправленное издание . Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон.

    Google Scholar

  • Янив, И., и Мейер, Д.Э. (1987). Активация и метапознание недоступной хранимой информации: потенциальные основы инкубационных эффектов при решении проблем. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 13 , 187–205.

    Артикул Google Scholar

Download references

Author information

Authors and Affiliations

  1. Department of Psychology, Texas A&M University, 77843, College Station, TX

    Steven M.