Эго состояния по э берну: Эго состояния в трансактном анализе

Содержание

Трансактный анализ в рекламе

Специалисты при создании рекламы часто обращаются к трансактному анализу — направлению психотерапии, разработанному в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном и развитым его последователями Т. Харрисом, М. Джеймсом и Д. Джонгвардом. Теория трансактного анализ включает теорию личности, жизненные сценарии и психологические игры. Для понимания рекламного воздействия на сознание потребителей, обратимся к основным положениям теории личности. Согласно теории трансактного анализа Э.Берна (1955), структура личности представлена тремя эго-состояниями:

  • Родитель (Р),
  • Взрослый (В),
  • Дитя или Ребенок (Д).

На рис. 8 — упрощенный вид структурной диаграммы личности.


Вступая во взаимодействие, человек всегда находится в одном из трех эго-состояниях (ролях по Р. Гулдингу): Родителя, Взрослого или Дитя. Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность.

Согласно Э. Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

Приведем краткую характеристику Эго-состояний. Эго-состояние Родитель усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им. Данное состояние представляет собой объединение чувств, манер поведения, моделей поведения, похожих на родительские.

Как пишет Т. Харрис, «Родитель — это огромное собрание в мозгу записей бесспорных или навязанных внешних событий, воспринятых человеком в первые годы его жизни. Термин Родитель — наиболее важен в этом контексте, поскольку самыми существенными записями являются те, которые обусловлены примером и высказываниями собственных родителей или заменяющих их людей».

Человек в эго-состоянии Родитель требует, оценивает, учит, руководит, покровительствует. Специалисты различают две основные формы проявления Родителя: «Заботливый» (советы, поддержка, опека и т. п.) и «Предубежденный» или «Критический» (запреты, санкции и т.

п.). Состояние Заботливого Родителя проявляется под видом симпатий к другому человеку, заботливого, опекающего, утешающего исправляющего и помогающего поведения. Критический Родитель проявляется в серии привычек и схем суждений, которые нерациональны, но кажутся рассудительными, имеют запретительный характер и могут соответствовать или не соответствовать требованиям культурной среды. Человек в состоянии Родителя грозит, критикует, приказывает.

Эго-состояние Взрослого характеризуется совокупностью чувств, привычек и моделей поведения, свойственных собственно взрослому человеку и соотнесенных с реальной текущей действительностью. Взрослый может быть определен как организованный, адаптирующийся, разумный, строящий объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта. Человек в эго-состоянии Взрослого занят вероятностной оценкой ситуации. Ему присуща рациональность, компетентность, независимость, излишний скептицизм, скованность, недостаточная спонтанность, бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны жизни, твердость в оценках, понимание относительности догм.

Он функционирует «здесь и теперь» и независимо от прошлого, хотя и использует информацию, заложенную в Родителе и Ребенке.

Эго-состояние Ребенок или Дитя — это совокупность чувств, привычек и моделей поведения, являющихся следами детства индивида. Эго -состояние Ребенок проявляется в раскованности, творческих порывах, импульсивной жизнерадостности, фантазии, любопытстве, пугливости, неуверенности, беспомощности, доверчивости и несдержанности поведения индивида.

«В нем процветают творчество, любознательность, желание исследовать и узнать, стремление потрогать, почувствовать и испытать, а также записи удивительных свежих чувств первых открытий», — пишет Т.Харрис.

Джеймс М., Джонгвард Д. считают, что это состояние может проявлять себя тремя способами: как Естественный Ребенок, как Маленький Профессор и как Приспособившийся или Адаптированный Ребенок. Естественный Ребенок — это часть эго-состояния Ребенка: нежный, импульсивный, необученный, выразительный, это то, чем был бы ребенок «от природы», если бы не испытывал других влияний. Он часто напоминает сосредоточенного на самом себе, любящего удовольствия ребенка, который отвечает нежной привязанностью на удовлетворение его потребностей или становится раздраженным и непослушным, когда они не удовлетворяются.

Он с любопытством относится к окружающему его миру -осматривает, ощупывает и часто пытается сам испытать его.

Естественный Ребенок имеет большую ценность независимо от возраста личности. Он придает ей обаяние и теплоту. Человек, который сохранил такие детские черты, как нежность, непосредственность, чувственность, любопытство и воображение, вероятно, получает удовольствие от жизни и рядом с ним бывает весело другим. Однако Естественный Ребенок не только обаятельный, но также и боязливый, снисходительный к себе, сосредоточенный на себе, непослушный, агрессивный.

Маленький Профессор — это естественная мудрость ребенка. Именно эта часть эго-состояния Ребенка является интуитивной, отвечающей на невербальные сообщения, предчувствующей и манипулятивной. С его помощью человек рассчитывает события: когда ему плакать, когда быть спокойным и как заставить другого улыбаться. Манипулятивное искусство иногда может быть необходимым для выживания, но сильная зависимость от него приводит к психологическим играм и формальному стилю жизни. Человек в состоянии Маленького Профессора проявляет свои творческие возможности, может проектировать новое здание, писать книгу, сочинять музыку, улучшать отношения между людьми, выводить математические формулы и т.д.

Человек в ситуациях необходимости адаптации естественных побуждений, реакциях на травмы или требования значимых авторитетных лиц, переживания, обучения находится в эго-состоянии Приспособившегося Ребенка. В этом состоянии человек учится понимать других людей -делиться с ними, соблюдать очередь, быть вежливыми, общительными. Он обучается социальным навыкам, которые помогают устанавливать отношения с другими и позволяют удовлетворять свои потребности приемлемым образом.

Как пишет Э. Берн, «когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний их Я (по три в каждом из них).

Важно понять, какое из состояний во время этой встречи активизировано в каждой из личностей и как эти состояния взаимодействуют. Происходящее можно изобразить на схеме в виде стрелок, связывающих двух людей. В простейших трансакциях (взаимодействиях) стрелки параллельны. Они называются дополнительными трансакциями». Дополнительные трансакции имеют место, когда один индивид делает сообщение из эго -состояния Взрослый к эго-состоянию Взрослый другого и получает такой же ответ. Пересекающиеся трансакции имеют место, когда один индивид делает сообщение из эго-состояния Взрослый к эго-состоянию Взрослого, а другой отвечает ему из эго -состояния Родителя, обращаясь к эго -состоянию Дитя (рис. 9).


Дополнительные трансакции свидетельствую о взаимопонимании, в то время как пересекающиеся — о конфликте или затруднении понимания друг друга ( Рис.10).


Если герой рекламы будет выступать из эго-состояния Родителя, то он будет заботиться, критиковать неправильное поведение (например, питание), учить правильным поступкам проявлять заботу о другом.

Чаще всего мы наблюдаем это сообщение от лица Заботливого Родителя в рекламе для Заботливого Родителя (целевая аудитория), беспокоящегося о своем ребенке (дополнительные трансакции). Слоган «Он такой деликатный» Рекламы порошка «Ласка» — пример рекламного сообщения из состояния Заботливого Родителя к состоянию Дитя целевой аудитории.


В качестве Критикующего Родителя в рекламе может выступать дочь, повзрослевшая и живущая отдельно от родителей. Она зашла, чтобы объяснить матери как нужно заботиться об отце. Ее родители отвечают ей из состояния Ребенка. Ситуация разрешается, когда они соглашаются с критикой дочери. В начале общения персонажей мы наблюдаем перекрестные трансакции, которые сменяются дополнительными — родители послушно следуют совету дочери.

Рекламный персонаж, находясь в эго -состоянии Взрослого, будет рассуждать о пользе того или иного товара и в конце логически сделает вывод о том, что без этого товара просто невозможно обойтись. Примером может служить реклама любого средства для чистки зубов.

Герой рекламы в эго -состоянии Ребенка будет либо веселым, жизнерадостным, полным творчества, либо будет показывать свою беспомощность перед сложившейся ситуацией, взывая к жалости, как например, незадачливая хозяйка из рекламного ролика о «Колгоните», полезном для стиральной машины порошке. Он может выступать из состояния Естественного Ребенка (вариант — бунтующего подростка) в рекламе Kotex. Текст рекламы:
— Одолжить у мамы туфли?
— Вот еще!
— Позаимствовать у нее бусики?
— Не смешите меня!
— У меня свой стиль и свои запросы. А теперь и свой Kotex.

Метод транзактного анализа и онлайн-терапия в сервисе ZIGMUND.ONLINE

  • ребёнок
  • родитель
  • взрослый

Что такое транзактный анализ?

Транзактный анализ (ТА) — это разработанная американским врачом-психиатром и психоаналитиком Эриком Берном теория личности и социальных взаимодействий, а также отдельное направление психотерапии. Это один из современных психодинамических подходов, выросших из идей психоанализа. Подобные подходы ставят перед собой задачу разобрать человеческую психику на структуры.

Налаживание отношений между частями личности внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого — задача транзактного анализа.

Транзактный терапевт рассматривает поведение человека как следствие взаимодействия трех эго-состояний: внутренних Ребенка, Родителя и Взрослого.

Принципы транзактного анализа

С разными персонами люди общаются по-разному. С кем-то они вежливые, с другими грубые, к третьим испытывают страх и будут вести себя осторожно. Эрик Берн предположил, что поведение человека в коммуникации с собой или другими зависит от того, из какого эго-состояния происходит общение. Исследуя эти состояния, то, как и когда они проявляются, можно понять свое поведение, реакции и чувства по отношению к различным жизненным ситуациям. Это позволит освободиться от заданных еще в детстве поведенческих паттернов и изменить заданный сценарий жизни на желаемый.

Происходящую в моменте коммуникацию между людьми Эрик Берн обозначил словом транзакция. Этот термин подразумевает, что человек стремится привести общение к какому-либо результату. Каким должен быть этот результат зависит от того, из какого эго-состояния происходит общение у каждого участника коммуникации. Двое взрослых легче найдут компромисс, так как разговаривают на одном «языке».

Проблемы в транзакциях начинаются, когда они происходят между людьми в разных эго-состояниях. Например, между вдумчивым и рациональным взрослым с одной стороны и несерьезным, капризным ребенком с другой.

Транзакции бывают дополнительные, когда взаимодействие происходит между идентичными эго-состояниями, например, ваш внутренний Ребенок с внутренним Ребенком другого человека. Пересекающиеся транзакции — это взаимодействие отличающихся эго-состояний (Взрослый с Ребенком). Еще существуют скрытые транзакции, когда мы вслух произносим одно, а подразумеваем другое.

Дополняя вышеперечисленные транзакции, выделяют еще:

  • Прямые

    это Я-Ты транзакции, при которых человек обращается напрямую к собеседнику. Наиболее эффективны для успешного межличностного взаимодействия.

  • Непрямые

    Я-Он/Она, при которых кто-то говорит с кем-то о третьем лице.

  • Смазанные

    это Я-Вы Все, при которых человек обращается к группе людей.

Благополучные отношения будут складываться у тех людей, чьи эго-состояния находят свое место в ежедневных взаимодействиях. Ребенок будет рад побыть под опекой любящего Родителя, а Взрослый поговорить с другим разумным Взрослым. Когда людям недостает подобного общения, они начинают обесценивать отношения и искать желаемые транзакции на стороне.

Стимульный голод и поглаживание

Поглаживание — это термин, которым в транзактном анализе называется форма коммуникации, выполняющая функцию одобрения. Поглаживание может быть безусловным, тогда человек получает его просто за то, что он существует, например в отношениях матери и ребенка; или условным, то есть заслуженным определенным поведением или действиями. Считается, что Внутренний Ребенок каждого человека нуждается в одобрении от других людей из позиции их Внутреннего Родителя.

Стремление человека к поглаживанию в ТА называется стимульным голодом. Этот голод утоляется, если поглаживание подходит тому, на кого направлено.

Поглаживанием может быть физический контакт, вербальная или невербальная похвала.

Для детей стимуляция физическим поглаживанием жизненно необходима. Взрослым она тоже нужна, однако они могут какое-то время обходиться без физического контакта, довольствуясь символическими жестами одобрения или знаками уважения. И всё же, нужда именно в физических поглаживаниях присутствует в каждом человеке, а нехватка в них ведет к негативным изменениям физического и эмоционального состояний. Более того, следуя теории транзактного анализа, поглаживания являются одним из основных побуждающих стимулов для людей.

Иногда из-за принятых в ходе воспитания установок людям сложно принимать явные поглаживания. В этом случае их Внутренний Родитель строго запрещает реагировать на похвалы и знаки внимания. Тогда человек ищет другие способы получить поглаживания, менее очевидные и прямолинейные. Например, стремится получить поглаживание в виде похвалы выполненной работы и признания профессиональных навыков.

Простое одобрение необходимо замаскировать рабочими или какими-либо другими атрибутами. Этот процесс Эрик Берн называет игрой.

Игра как транзакция

«Люди, которые играют в игры» — самая известная книга Эрика Берна. В ней психолог вводит понятие игр, которыми называет серию скрытых транзакций (психологических посланий) между людьми с замаскированной мотивацией. В такой скрытой транзакции инициирующий игру участник изображает, что занят одним делом с одной мотивацией, в то время как на самом деле стремится получить скрытую от другого участника выгоду. Игра определяется наличием победителя, который получает вознаграждение за удачно проведенную игру.

Игры — это далеко не всегда осознанный процесс. Часто люди играют, даже не отдавая себе отчет об этом. С высокой вероятностью игра приведет к негативным чувствам, так как ее условия изначально не оговорены, игра нечестна и предполагает проигравшую сторону.

Не следует считать, что все транзакции между людьми являются частью той или иной игры. Если в коммуникации участвуют два человека из позиции Взрослых, скорее всего она не будет игрой.

Три эго-состояния

Для детей стимуляция физическим поглаживанием Эго-состояния — это внутриличностные роли, которых в транзактном анализе три, (трехкомпонентная структура личности). В каждом человеке есть все три типа эго-состояний. В зависимости от ситуации, человек ведет себя как Ребенок, Взрослый или Родитель.

Каждый компонент этой модели психической структуры демонстрирует свое собственное поведение, которое можно примерно описать шаблонами:

  • Ребенок

    В каждом человеке с детства остались черты поведения ребенка. В этом эго-состоянии много творческой энергии, игривости и любознательности. Но, как и в детстве, ребенок во многом беспомощный, эмоциональный, несамостоятельный и требующий заботы о себе;

  • Родитель

    Паттерны поведения внутреннего родителя — это след родительского воспитания. В этой позиции человек будет вести себя так, как с ним вели себя его родители в прошлом. Он учит, заботится и опекает, а еще может критиковать и стыдить. Также внутренний взрослый часто выступает в роли совести;

  • Взрослый

    В транзактном анализе считается самой устойчивой позицией из-за способности внутреннего взрослого объективно оценивать свои возможности и происходящую ситуацию. Взрослый самостоятельный, ответственный и уверенный в себе. Мыслит рационально и контролирует поток эмоций, но может стать сухим логиком.

Согласно идеям психологии ТА, часто человек не осознает, адекватно ли его эго-состояние происходящей ситуации. Там, где должен включиться разумный взрослый, человек появляется выведенный из терпения родитель. В таком случае реакция на происходящее тоже будет неадекватной — человек совершит действия, которые приведут его к проблемам, в том числе психологическим.

Эго-состояние Родителя

Длительное время после рождения на процесс формирования картины мира у ребенка влияют взрослые, с которыми он живет и от которых зависит. Именно эти авторитетные фигуры учат оставаться в безопасности, объясняют правила морали и своими реакциями дают ребенку понять, как люди реагируют на его различные проявления. С их же помощью дети узнают значение жестов, мимики и других невербальных сигналов. Это лишь несколько примеров того, как взрослые «устанавливают» своему ребенку мировоззрение.

В будущем эго-состояние Внутреннего Родителя у ребенка будет во многом скопировано с того, какими он видел своих родителей и других опекунов.

Эго-состояние родителя выполняет две функции:

  • Функция заботы

    Чтобы ребенок выжил, о нем должны заботиться родители. Внутренний Родитель также нужен для того, чтобы человек мог беспокоиться о себе, хвалить себя и утешать в случае неприятностей. Внутренний Родитель может дарить спокойствие и расслабленность. Из этого эго-состояния человек заботится и о других людях.

  • Функция контроля

    Также Внутренний Родитель критикует, следит и ругает за неисполнение обязательств. Именно эта часть личности обесценивает достижения и требует заслуживать своего одобрения. Из этого эго-состояния человек пристально отслеживает не только свои недостатки, но и активно замечает их в других. Внутренний Родитель отвечает за правила, запреты, наказания и поучения.

Так как Внутренний Родитель — это образ значимых взрослых из прошлого, слепое следование его установкам мешает человеку найти свой собственный жизненный путь. Он и дальше будет подстраиваться под ожидания людей, у которых когда-то учился жизни.

Когда в личности доминирует эго-состояние Родителя, человек старается держать все под личным контролем. Часто ругает себя и легко находит для этого поводы из-за сильного чувства вины. Чтобы избавиться от гнета Внутреннего Родителя, нужно изменить родительские установки, которые негативно влияют на жизнь.

Эго-состояние Ребенка

Эго-состояние Внутреннего Ребенка отвечает за проявление эмоций, творчества, увлечений и желание быть особенным. Рациональность не присутствует в действиях Ребенка, зато в нем много эмпатии и чувствительности к состояниям других людей. В этой части личности «находятся» стремления, мечты, желания и фобии.

Психологи, практикующие по методу транзактного анализа, часто помогают справиться с фобиями.

Эго-состояние ребенка содержит в себе детское поведение в разных стадиях взросления. Внутренний Ребенок может быть:

  • Адаптивный

    Эта форма поведения идет с того времени, когда для выживания ребенку требовалось подстраиваться под родителя. В адаптивном состоянии ребенок будет вести себя так, чтобы Внутренний Родитель был им доволен. Делается это для того, чтобы с одной стороны избежать критики и наказаний, а с другой — заслужить любовь и поглаживания. Главный страх адаптивного ребенка — это отвержение кем-то значимым. Это состояние сопровождается различными негативными эмоциями: виной, обидой и стыдом, что отрицательно влияет на самооценку человека.

  • Бунтующий

    Адаптивный Внутренний Ребенок может проявиться и в качестве бунтующего. Подобное поведение характерно для подросткового возраста, но, как уже было сказано ранее, Внутренний Ребенок наследует черты характера детей разных этапов взросления. В этой форме эго-состояния Внутреннего Ребенка человек жаждет избавиться от чрезмерного контроля со стороны слишком строгого Родителя или Взрослого. Преобладающим эмоциями здесь будут гнев и страх.

  • Естественный / свободный

    Это эго-состояние проявляется, если в детстве ребенок чувствовал себя в безопасности, был окружен заботой без чрезмерного контролирования, а его стремления поощрялись. В этом состоянии Внутренний Ребенок реализует свой творческий потенциал на максимум. Ему характерны креативность, жизнерадостность и любопытство. При этом Внутренний Ребенок в естественном состоянии часто импульсивный и целеустремленный.

Когда в личности доминирует эго-состояние Ребенка, человек как сознательно, так и неосознанно отказывается принимать на себя какую-либо ответственность. Ребенок не способен адекватно справляться со взрослыми жизненными вызовами. Он может ориентироваться и адекватно реагировать только на те ситуации, которые уже случались в его опыте. В проблемах и неудачах он винит кого угодно другого, только не собственные действия и поведение. Вплоть до мистических сил.

Эго-состояние Взрослого

В эго-состоянии Взрослого сконцентрированы рациональность, логичность, адекватность и объективность. В идеале человек большую часть времени проводит в эго-состоянии Взрослого — вдумчивого и понимающего. Но именно эта часть личности больше других уязвима к тому, чтобы быть смещенной другими эго-состояниями. Происходит это, когда человек находится в ситуации стресса, депрессивном состоянии, испытывает сильную тревогу и другие сложные психологические состояния.

Когда в личности доминирует эго-состояние Взрослого, человек способен действовать с пользой для себя. Учитывать уроки прошлого, просчитывать риск и брать ответственность за него. Из неудач Взрослый извлекает полезную информацию и не стремится ругать себя и наказывать.

Внутренний Взрослый развивается вследствие приобретения новых знаний, получения жизненного и эмоционального опыта, который он, в отличие от Ребенка, умеет извлекать из ситуации.

При всей рациональности Внутренний Взрослый может оказаться слишком устремленным к логике и «нормальности». Тогда человек в этом эго-состоянии становится сухим и безэмоциональным, подобно вычислительной технике.

Как определить свое эго-состояние

Когда человек осознает, из какого эго-состояния он сейчас общается, ему легче понять реакцию собеседника и спрогнозировать результат общения. Считается идеальным, когда в личности превалирует эго-состояние Взрослого, а в подходящих ситуациях человек способен передать контроль Родителю или Ребенку. Тогда ему проще распознавать эго-состояния других людей, находить с ними общий язык, участвовать в конфликтах и выходить из них с пользой для себя.

Осознать свое актуальное эго-состояние может быть непростой задачей. Ведь помимо трех ключевых структур, существуют их разновидности. В состоянии Контролирующего Родителя, человеку сложно выйти из самокритики и начать оценивать себя объективно; Бунтующий Ребенок не способен услышать голос разума, идущий изнутри. Для этого ему часто нужен авторитет, похожий на уважаемого им взрослого. Тогда, следуя терминам психоанализа, может сработать позитивный перенос.

Человеку проще увидеть в своем поведении проявление различных эго-состояний с помощью психолога и психотерапии.

Психотерапия в транзактном анализе поможет сместить акцент личности на эго-состояния Взрослого, при этом не допустить полного блокирования других личностных структур. Даже в позиции Взрослого не нужно находиться всегда, в пример можно привести ситуации, где важно дать себе расслабиться: отдых, коллективная игра или творческий акт.

Транзактный аналитик научит распознавать переключения с одного эго-состояния на другое не только у себя, но и окружающих.

Сценарии в транзактном анализе

«Жизненный сценарий» — это понятие в теории Транзактного анализа, которым называется неосознаваемый план жизни. Изначально жизненный сценарий строится из родительских предписаний и запретов, но постепенно человек начинает самостоятельно формировать установки схожим образом.

Проблема заключается в том, что слепое следование сценарию может быть непродуктивно или даже вредно, так как установки, актуальные в детстве часто не работают во взрослой жизни. Скорее всего они помогали родителям контролировать поведение ребенка, и больше служили для их удобства.

Если в детстве какое-либо поведение подвергалось наказанию, то и в дальнейшей жизни оно будет запрещаться.

Эрик Берн предлагает анализ сценария, используя определенную формулу. Согласно ей, каждый жизненный сценарий состоит из пяти процессов. Формула сценария Берна выглядит так:

  • Ранние родительские предписания

    С детства человек строит план того, как сложится его судьба. Огромное влияние на этот процесс оказывают родители. Под их влияением ребенок не просто формирует мировоззрение, а выстраивает его вокруг идеи о достижении конкретной цели. Жизненный сценарий похож на скрипт фильма, в котором есть начало, кульминация и развязка.

  • Программа

    В этой части сценария содержится стратегия поведения, которая должна привести человека к выполнению ранних родительских предписаний. На формирование стратегии влияет окружение и правила, введенные в обществе.

  • Подчинение программе

    Интенции человека, направленные на выполнение заданной сценарной программы. Моральные и волевые качества формируются так, чтобы было удобно подчиняться предписаниям.

  • Важное поведение

    Часто неосознанные действия, ведущие к выполнению сценарной программы.

  • Расплата за сценарий

    В итоге выполнение жизненного сценария ведет к расплате за него. Эрик Берн выделяет четыре варианта расплаты за выполнение сценария: одиночество, истощение, сумасшествие и убийство себя или другого.

Виды жизненных сценариев

Жизненные сценарии в транзактной анализе обобщены в три категории:

  • Сценарий Победителя

    Если человек следует сценарию «Победителя», он будет ставить перед собой цели и стремиться их достигать. В данном виде сценария главное — иметь цель и двигаться к ней. Результаты тоже ценятся, но «Победитель» не будет думать, что достижение одного какого-то определенного результата определяет всю его жизнь. Выполняя этот сценарий, человек легче переносит неудачи и спокойнее встречается со сложными обстоятельствами. «Победитель» знает, что будет делать в случае неудачи.

  • Сценарий Побежденного / Жертвы

    Отличие этого вида сценария от «Победителя» заключается в том, как человек реагирует на провалы в достижении своих целей. При этом «Жертва» может достигать определенной цели, но всегда будет страдать от сопутствующего дискомфорта. «Жертва» предпочитает не думать о неудачах, поэтому не знает, что делать, если все пойдет не по плану.

  • Непобедитель

    Этот вид сценария можно назвать чем-то средним между «Победителем» и «Жертвой». Люди, выполняющие жизненный сценарий «Непобедитель», предпочитают не рисковать, они смиренно живут свою жизнь, довольствуясь малым. У них нет как больших достижений, так и серьезных провалов.

Важно уточнить, что наличие жизненного сценария не лишает человека свободы выбирать, как действовать. Целью психотерапии в транзактном анализе будет по возможности освобождение от сценария и приобретение человеком автономности, полной ответственности за то, как и куда развивается его жизнь.

Цели транзактного анализа

Как и любой другой психотерапевтический подход, транзактный анализ предназначен для улучшения качества жизни клиентов. Однако методы ТА используются не только в решении распространенных психотерапевтических запросов, но и в психиатрии для лечения различных нарушений и расстройств.

В ходе психотерапии клиента транзактный анализ делает упор на решение следующих задач:

  • Определить паттерны в поведении, которые мешают успешным коммуникациям;

  • Научиться принимать решения, исходя из собственных потребностей и актуальных возможностей;

  • Понять, какие мысли, чувства и реакции преобладают в поведении;

  • Наладить отношения с другими людьми;

  • Научиться опираться на свои чувства и не скрывать их в процессе общения;

  • Принять свой внутренний мир и довериться ему.

Как проходит сессия

Транзактный терапевт помогает клиенту определить, какая ипостась его «Я» включается в той или иной ситуации, и на своем ли месте она в транзакции. Психотерапия будет работать над тем, чтобы клиент смог сбалансировать отношения между своими эго-состояниями и сознательно сместить акцент на позицию Взрослого. В результате такой работы меняется поведение в повседневной жизни.

Клиенты учатся замечать в моменте свои эго-состояния, и это помогает лучше понимать свои чувства и экологично с ними обходиться.

Ответы на частые вопросы

Каждый подход работает с любым запросом. Просто своим способом. Выбирайте подходящий вам.

Посмотреть профили психологов

Другие подходы

Психоаналитическая терапия

  • перенос
  • эго
  • бессознательное

Системная семейная терапия

  • правило
  • генограмма
  • семья

Экзистенциальная терапия

  • смерть
  • жизнь
  • смыслы

Когнитивно-поведенческая терапия

  • мышление
  • реакции
  • навыки

Гештальт-терапия

  • настоящее
  • эмоции
  • опыт

Клиент-центрированная терапия

  • личность
  • принятие
  • эмпатия

Юнгианский анализ

  • архетипы
  • символы
  • мифы

Коучинг

  • развитие
  • цели
  • достижения

Арт-терапия

  • творчество
  • скрытые переживания

Нарративный подход

  • ситуация
  • рассказ
  • интерпретация

Психодрама

  • монодрама
  • роли
  • сцена

Эго-состояния — Лаборатория принятия решений

Основная идея

Теория и практика

TDL — это консалтинговая компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Вероятно, у вас уже были проблемы со связью. При взаимодействии с кем-то что-то неизбежно идет не так и приводит к конфликту. Когда вы позже размышляете о взаимодействии, вы даже не знаете, почему отреагировали определенным образом. «Это не похоже на то, что я бы сделал», — думаете вы. Если наши модели общения улучшаются по мере того, как мы взрослеем, почему мы иногда ведем себя так нехарактерно?

Трансактный анализ — это и теория личности, и форма психоанализа для личностного роста. 1 По сути, он изучает наши социальные взаимодействия и фокусируется на том, как мы можем их улучшить. У всех нас есть сделки с другими людьми, во время которых мы бессознательно активируем одно из трех наших состояний эго. Эго-состояния относятся к тому, как мы думаем, чувствуем и ведем себя, меняясь во времени и в зависимости от контекста. Согласно теории транзактного анализа, у людей есть три состояния эго: 9.0005

  1. Родитель: Родитель — это состояние, в котором люди ведут себя, чувствуют и думают под влиянием своих родителей. Это включает в себя либо интерпретацию, либо реагирование на ситуации аналогично тому, как это делали родители, уходящие корнями в прошлое.
  2. Взрослый: Взрослый — это способность думать и действовать, исходя из настоящего: конечной целью транзактного анализа в контексте терапии является укрепление Взрослого.
  3. Ребенок: Ребенок — это состояние, в котором люди ведут себя, чувствуют и думают так же, как в детстве, уходящие корнями в прошлое.
»

Осознанность требует жизни здесь и сейчас, а не где-то еще, в прошлом или будущем.


– Эрик Берн, психиатр и создатель трансактного анализа

Теория, практика консультации по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.

Наши консультационные услуги

Ключевые термины

Психоанализ: Набор теорий и терапевтических техник для изучения бессознательного, придуманный Фрейдом. Принципы включают идеи о том, что развитие определяется забытыми событиями раннего детства, попытки осознать инстинктивные побуждения могут привести к вытеснению и что конфликты между сознательным и бессознательным материалом могут привести к психическим расстройствам.

Эго: Одна из трех концепций модели психики Фрейда, эго пытается найти баланс между импульсивными желаниями — особенно связанными с сексом и агрессией — и моралью. Эго пытается удовлетворить базовые влечения рациональным образом.

Родитель (экстрапсихический): Содержит отношения, чувства и поведение, полученные от наших основных опекунов, независимо от того, заботились они или контролировали.

Взрослый (неопсихика): Наша способность мыслить объективно и действовать на основе настоящего.

Ребенок (археопсихея): Содержит мысли, чувства и поведение нашего детства, независимо от того, были ли они естественными (то есть любопытными, открытыми и творческими) или адаптивными (то есть виноватыми, испуганными и гордыми).

История

Возможно, вы уже слышали термин «эго» в психологии, вероятно, связанный с Зигмундом Фрейдом и психоанализом. 2 Фрейд предположил, что эго вместе с ид и суперэго составляет человеческую психику (человеческий разум, как сознательный, так и бессознательный). В психоаналитической теории Фрейда Эго отвечает за удовлетворение импульсивных желаний Ид в соответствии с моралистическими стандартами Супер-Эго9.0005

Подобно фрейдистскому психоанализу, транзакционный анализ подчеркивает важность состояний эго как основы для понимания поведения. Однако, в то время как фрейдистский психоанализ фокусируется на терапии разговором, чтобы получить представление о бессознательных мыслях и воспоминаниях, транзактный анализ анализирует социальные взаимодействия пациента, чтобы понять его эго-состояния и помочь ему решить свои эмоциональные проблемы.

На транзакционный анализ оказал влияние акцент Фрейда на получении информации из состояний эго, и он был разработан Эриком Берном в XIX веке.50-е годы. 1 Берн опубликовал две статьи в 1957 году: «Интуиция V: образ эго» описывает его разделение на эго-состояния Взрослого и Ребенка, а в «Эго-состояниях в психотерапии» проводится дальнейшее различие между Родителем, Взрослым и Ребенком, как известно сегодня. Только в статье Берна 1958 года «Трансактный анализ: новый и эффективный метод групповой терапии» трансактная терапия стала постоянной частью психотерапевтической литературы. В статье, опубликованной в Американском журнале психотерапии, , вновь изложены три эго-состояния и новые черты транзактного анализа: игры и сценарии.

Для Берна «транзакции» относились к межличностным взаимодействиям, «игры» относились к определенным схемам транзакций, которые были обычными в повседневной жизни, а «сценарии» относились к конкретным играм, которые были обычными для конкретного человека. 1 Специально для транзакций Берн выделил три части: то, что кто-то говорит, ответ, который кто-то ожидает, и ответ, который фактически получен. Считается, что на транзакции влияют «жизненные позиции», которых придерживаются люди, на которые могут влиять детские сценарии. Эти жизненные позиции основаны на том, думаем ли мы о себе и о человеке, с которым взаимодействуем, как о «хорошем» (т. е. хорошем и достойном). Берн считал, что все рождаются здоровыми, но каждая трансакция может занимать одну из четырех жизненных позиций:

  1. Я в порядке, и ты в порядке. Это самая здоровая позиция, позволяющая совершать удобные и счастливые сделки.
  2. Я в порядке, а ты не в порядке. Человек считает себя выше другого, что приводит к негативным сделкам (т. Е. Презрению, неуважению).
  3. Я не в порядке, и ты в порядке. Человек считает себя низшим и бессознательно принимает оскорбительные сделки, ища одобрения.
  4. Я не в порядке, и ты не в порядке. У людей в этом положении нет надежды на поддержку для улучшения их сделок.

Берн также верил в необходимость «лечить» своих клиентов, поэтому он создал терапевтический «контракт» для транзактного анализа: соглашение между клиентом и терапевтом о конкретных изменениях в общении. 1 Берн считал, что у каждого есть что-то проблемное в своем эго-состоянии, поэтому негативное межличностное поведение нельзя вылечить, только обращаясь к взаимодействию пациента с другим «проблемным» человеком. Скорее, это были стили общения пациента в целом, на которые следует ориентироваться.

Развивая игры, представленные в его статье 1958 года, Берн опубликовал книгу Games People Play: The Psychology of Human Relationships в 1964 году. к предсказуемым и контрпродуктивным результатам. «Победителем» в каждой игре становится тот, кто первым сможет вернуться в свое эго-состояние Взрослого, поскольку игры, как правило, вызывают реакции Родителя и Ребенка. Есть общие жизненные игры, семейные игры, игры для вечеринок и сексуальные игры, и это лишь некоторые из них.

В 1964 году Берн и группа трансактных аналитиков создали Международную ассоциацию трансактного анализа: исследовательский и профессиональный орган по аккредитации трансактного анализа. 3

Люди

Эрик Берн

Канадский психиатр Эрик Берн учился в Медицинской школе Университета Макгилла до переезда в США в 1935 году. 4 900 19 Он закончил ординатуру по психиатрии в Школе медицины Йельского университета и несмотря на годы обучения, в 1919 году ему было отказано в приеме в Психоаналитический институт Сан-Франциско в качестве психоаналитика.56. Его опыт позволил ему опираться на свои знания об эго-состояниях Фрейда, чтобы повлиять на его модель транзактного анализа. Разрабатывая трансактный анализ, Берн вел психиатрические семинары и был редактором Transactional Analysis Bulletin.

Последствия

Основываясь на модели трансактного анализа Берна, современные аналитики разработали перекрывающиеся и интегративные модели терапии. 5 Примечательно, что некоторые трансактные аналитики подчеркивают ее сходство с когнитивно-поведенческой терапией (КПТ), согласно которой психологические проблемы возникают в результате нездоровых моделей мышления и поведения. 6 Согласно когнитивно-поведенческой терапии, если люди могут распознавать и переформулировать свои искаженные мысли, они могут улучшить свое поведение и взаимодействие. Использование контрактов с четкими целями, внимание к когнитивным искажениям и сосредоточение внимания на прошлом через эго-состояния Родителя или Ребенка, а также деконструкция интерактивного поведения — все это элементы транзакционного анализа, аналогичные принципам КПТ.

В результате в настоящее время существуют транзактные аналитики, основанные на когнитивной деятельности, которые сосредотачиваются на выявлении состояний эго и связанных с ними когнитивных искажений, которые ожидаемо влияют на коммуникацию. 7 8 Некоторые заключают дополнительные контракты, специально ориентированные на реляционные сценарии пациентов, отказываясь от полностью когнитивного подхода, и поэтому известны как реляционно-транзакционные аналитики. 9 Другие подчеркивают важность определения и обращения к субъективному благополучию в контексте транзакций здорового Взрослого и могут делать это посредством практики внимательности. 10 В целом транзакционный анализ превратился из своей первоначальной концепции в набор целенаправленных практик, направленных на удовлетворение конкретных потребностей клиентов, в основе каждой из которых лежат принципы Берна. Трансактный анализ применялся в областях терапии, медицины, образования, коммуникации и детской реабилитации. 11 12 13 14

Противоречия

анализировать транзакцию без участия другой стороны и может только сделать вывод о другом мысли и чувства партии. 15 Возможно, транзактный анализ не сможет полностью разрешить тревожную ситуацию без участия другой стороны и, следовательно, не сможет улучшить отношения пациента, даже если будут устранены модели общения.

Другая критика распространяется на удобство использования транзактного анализа. Практика основывается на предположении, что неподготовленные клиенты так же компетентны, как и обученные профессионалы, когда дело доходит до понимания их поведения и действий, направленных на изменение. 16 Цель транзакционного анализа — предоставить пациентам прочную основу для продвижения вперед в их социальных взаимодействиях, но это будет зависеть от того, что пациенты будут продолжать анализировать свои модели общения и соответствующим образом корректировать их. Транзактный анализ может предложить полезную основу для понимания человеческого поведения, но исследователи сомневаются, что какая-либо отдельная теория сможет дать исчерпывающее понимание всего сложного поведения. В связи с этим транзакционный анализ не может эффективно проанализировать все коммуникативные модели, как заявляют некоторые специалисты-практики.

Пример из практики

Женщина, работающая в секс-бизнесе

С 2000-х годов исследователи определили потребность в психиатрической помощи женщинам-работницам секс-бизнеса, особенно проституткам, из-за того, что на протяжении всей их жизни они подвергались жестокому обращению, эксплуатации и деградация. 17 На самом деле, сексуальное насилие в детстве и оставление детей без присмотра часто упоминаются как предвестники проституции среди взрослых. Модель воздействия утверждает, что психологические характеристики, такие как отчуждение и чувство никчемности, наряду с травмирующими событиями, такими как сексуальное насилие, предрасполагают некоторых женщин к проституции. После вовлечения наркомания, продолжающееся насилие и плохое физическое и психическое здоровье не являются редкостью, однако консультационные услуги, доступные для таких женщин, отсутствуют.

Два американских исследователя, Картер и Далла, провели серию терапевтических сеансов, включающих транзакционный анализ, с женщиной, ранее занимавшейся проституцией. 17 Терапевты определили, что детские игры клиентки с родителями включали в себя послушание, манипуляции и сексуальные домогательства со стороны отца. Не было соответствующей привязанности или родительской защиты: ее сексуальный опыт с отцом сообщал сценарию, что ее Ребенок может быть использован для секса. Ее Родительское эго-состояние стало состоянием отвержения, неуважения к себе и неодобрения. По мере того, как исследователи работали над транзакционным анализом с клиенткой, она смогла распознать свое эго-состояние в своих повседневных транзакциях и отношениях.

К концу семи сеансов клиентка определила многие из своих негативных игр и отказалась от них, заменив их более удовлетворительными и прямыми отношениями. 17 Она укрепила своего Взрослого, что позволило ей отпустить детские амбиции сексуально удовлетворять влиятельных мужчин и использовать этот опыт для защиты от неодобрения Родителя. Клиентка поняла, что следование сценариям детства находится под контролем ее Взрослого.

Хотя это был случай только с одним клиентом, исследователи подчеркнули важность предоставления консультационных услуг для секс-работников. Они также показали, что, несмотря на отстранение клиентов от своего эго-состояния, клиенты могут лучше осознавать, как такой опыт и сценарии влияют на их Взрослые транзакции, и поэтому они могут улучшить свое социальное и личное поведение.

Развитие ученика-учителя

Как видно из эго-состояний Ребенка и Родителя, транзакционный анализ подчеркивает важность влиятельных фигур в процессе развития. Помимо родителей ребенка или основных опекунов, можно утверждать, что учителя являются наиболее влиятельными взрослыми фигурами в детстве. Исследования определили профессиональное и личное развитие учителей как интеграцию педагогических идеалов, знаний педагогических теорий и их практики, когда они работают со студентами в классе. 18 Если принять подход транзакционного анализа, педагогические ценности будут включать содействие личному и социальному развитию детей.

В 2004 году два исследователя изучали профессиональное и личностное развитие студентов-учителей в результате обучения трансактному анализу. 18 Они оценивали самосознание и мотивацию к саморазвитию, а также понимание основных психологических потребностей и того, как транзакционный анализ может использоваться для удовлетворения этих потребностей как у студентов-учителей, так и у студентов. Для этого студенты-преподаватели прошли тренинги по трансактному анализу и сами участвовали в исследованиях по трансактному анализу.

Для 36 английских и финских студентов-преподавателей, участвовавших в исследовании, обучение транзакционному анализу привело к развитию повышенного самосознания и сильной мотивации использовать полученные знания на практике. 18 Студенты-учителя стали лучше понимать потребности человека во внимании и возможные реакции на определенные игры. Результаты исследования подтверждают необходимость обучения транзактному анализу в обучении учителей, чтобы помочь учителям осознать свою силу, понять потребности своих учеников и при необходимости реагировать на транзакционные ответы.

Сопутствующий контент TDL

Общение во время коронавируса

Нет сомнений в том, что общение является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Берн ясно осознавал это, делая коммуникацию основой своей модели транзактного анализа. Но мог ли он 70 лет назад предсказать влияние COVID-19? Прочтите эту статью, чтобы узнать, как изменились наши стили общения во время пандемии.

Источники

  1. Берн, Э. (1964). Игры, в которые играют люди: психология человеческих отношений. Гроув Пресс.
  2. Штайнер, К., и Новеллино, М. (2005). Теоретическое разнообразие: дебаты о транзакционном анализе и психоанализе. Transactional Analysis Journal, 35 (2), 110-118/
  3. О ITAA. (2014). Международная ассоциация трансактного анализа. https://itaaworld.org/about-itaa
  4. Эрик Берн, основатель. (2014). Международная ассоциация трансактного анализа. https://www.itaaworld.org/eric-berne-founder
  5. Ван Рейн, Б., Уайлд, К., и Моран, П. (2011). Оценка результатов трансактного анализа и интегративной психологии консультирования в учреждениях первичной медико-санитарной помощи Великобритании. Международный журнал исследований транзакционного анализа, 2 (2), 34-43.
  6. Американская психологическая ассоциация. (2017, июль). Что такое когнитивно-поведенческая терапия? Клинические рекомендации по лечению посттравматического стрессового расстройства. https://www.apa.org/ptsd-guideline/patients-and-families/cognitive-behavioral
  7. Штерренберг, П., и Танниссен, М.М. (1995). Транзактный анализ как когнитивный метод лечения пограничного расстройства личности. Журнал транзакционного анализа, 25 (3), 221-227.
  8. Де Лука, М.Л., и Тоси, М.Т. (2011). Социально-когнитивный транзакционный анализ: введение в модель эго-состояний Пио Силлиго. Журнал транзакционного анализа, 41 (3), 206-220.
  9. Фоули, Х., и Силлс, К. (2018). Реляционный трансактный анализ: Принципы на практике.
  10. Жвелц, Г., Чернетич, М., и Кошак, М. (2017). Транзакционный анализ, основанный на внимательности. Журнал транзакционного анализа, 41 (3), 241-254.
  11. Уиллс, Т.А., и Дишион, Т.Дж. (2004). Темперамент и употребление психоактивных веществ подростками: транзакционный анализ возникающего самоконтроля. Журнал клинической детской и подростковой психологии, 33 (1), 69-81.
  12. Линч, М., и Чиккетти, Д. (1998). Экологически-транзакционный анализ детей и контекстов: продольное взаимодействие жестокого обращения с детьми, насилия в обществе и детской симптоматики. Развитие и психопатология, 10 (2), 235-257.
  13. Bugental, D.B., Shennum, WA, & Shaver, P. (1984). «Трудные» дети как элиситоры и башни моделей общения взрослых: атрибутивно-поведенческий транзакционный анализ. Монографии Общества исследований детского развития, 49 (1), 1-81.
  14. Фрейзер, Т. Л. (1971). Применение принципов трансактного анализа на уроках коррекционной школы. Бюллетень трансактного анализа, 1 (4), 16-20.
  15. Шапиро, С. Б. (1969). Критика вклада Эрика Берна в теорию суб-я. Психологические отчеты, 25 (1), 283-296.
  16. Питман, Э.