Экзальтированности: Экзальтированность | это… Что такое Экзальтированность?

ФГБНУ НЦПЗ. ‹‹Акцентуированные личности››

ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЕ ЛИЧНОСТИ

Героев с экзальтированным темпераментом мы находим в литературе великое множество. Задаваясь вопросом о причинах пристрастия писателей к данной структуре личности, вспомним то, что говорилось уже об истерических личностях. Экзальтированные личности могут придать развитию сюжета большую живость, глубокие чувства героев способны увлечь читателя, захватить, потрясти его. Кроме того, писатели сами часто обладают в известной мере порывистой, лабильной психикой, поэтому человека данного типа им легко описать, так как его; внутренний мир им близок.

Нередко чрезмерная напряженность и страстность художественного произведения коренится не в своеобразии структуры личности его героев, а в том, что писатель показывает любовь, сексуальное влечение. В подобных случаях даже личности ничем не выделяющиеся легко доходят до высшей степени блаженства и отчаяния. Так, — например, может быть истолкована экзальтация героев в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Вот жалоба Ромео, когда он узнает о своем изгнании из города, в котором живет Джульетта (с. 82):

Ромео:

Какая это милость! Это месть.

Небесный свод есть только над Джульеттой.

Собака, мышь, любая мелюзга

Живут под ним и вправе с ней водиться,

Но не Ромео. У навозных мух

Гораздо больше веса и значенья,

Чем у Ромео: им разрешено

Соприкасаться с белоснежным чудом

Джульеттиной руки и воровать

Благословенье губ ее стыдливых,

Но не Ромео. Этому нельзя.

Он в высылке, а мухи полноправны.

И ты сказал, что высылка — не смерть?

Экстазом охвачен Ромео и в знаменитой сцене прощания, разделяет экстаз также Джульетта. Вот эта необыкновенная по романтичности и лиризму сцена (с. 87—88):

Джульетта:

Уходишь ты? Еще не рассвело,

Нас оглушил не жаворонка голос,

А пенье соловья: он по ночам

Поет вот там, на дереве граната.

Поверь, мой милый, это соловей! Ромео:

Нет, это были жаворонка клики

Глашатая зари. Ее лучи

Румянят облака. Светильник ночи

Сгорел дотла. В горах родился день

И тянется на цыпочках к вершинам.

Мне надо удалиться, чтобы жить,

Или остаться и проститься с жизнью. Джульетта:

Та полоса совсем не свет зари,

А зарево какого-то светила,

Взошедшего, чтоб осветить твой путь

До Мантуи огнем факелоносца.

Побудь еще. Куда тебе спешить? Ромео:

Пусть схватят и казнят. Раз ты согласна

Я и подавно остаюсь с тобой.

Пусть будет так. Та мгла •— не мгла рассвета,

А блеск луны. Не жаворонка песнь

Над нами оглашает своды неба.

Мне легче оставаться, чем уйти.

Что ж, смерть так смерть! Так хочется Джульетте.

Поговорим, еще не рассвело. Джульетта:

Нельзя, нельзя! Скорей беги: светает,

Светает! Жаворонок-горлодер

Своей нескладицей нам режет уши,

А мастер трели будто разводить!

Не трели он, а любящих разводит,

И жабьи будто у него глаза.

Нет, против жаворонка жабы — прелесть!

Он пеньем нам напомнил, что светло

И что расстаться время нам пришло.

Теперь беги: блеск утра все румяней. Ромео:

Румяней день и все черней прощанье.

Экзальтированность как черта акцентуированной личности наблюдается не только в любви. Особенно ярко это проявляется в образе принца Гомбургского в одноименной драме Клейста.

Характерно, что принц появляется на сцене в виде лунатика, автор явно хочет подчеркнуть этим нервность, возбудимость данного персонажа. Позже мы узнаем его в моменты, когда он целиком отдается как восторгу, так и отчаянию, т. е. когда проявляются обе стороны его экзальтированной личности. Когда после победы его переполняет счастье, это естественно и понятно. Но когда принц узнает, что он приговорен военным судом к смерти из-за нарушения порядка битвы, приравниваемого к измене, и в этот момент начинает восторженно бредить любовью к нему курфюрста, который все равно, мол, не допустит его, принца, казни, то это уже граничит с безрассудством экстаза. Своими собственными словами он как бы все больше разжигает в себе обожание принца, он убежден в отмене смертного приговора и не прислушивается к строгим предупреждениям друга. Тот в конце концов восклицает: «Безумный человек! На чем же беспечность зиждется твоя?» Но даже этот окрик не охлаждает избытка чувств принца (с. 395):

Принц:

Но прежде чем он даст исполнить кару

И это сердце, верное ему,

Отдаст на казнь, платку на мановенье,

Он сам себе скорее вскроет грудь

И кровь свою разбырзжет в прах по капле.

И вот вскоре эта беспечность исчезает; переполняющее принца счастье победы рушится по мере того, как угрожающая ему опасность становится все более грозной, зловещей. Теперь принцем овладевает безумное отчаяние. Он умоляет курфюрстину и Наталию о помощи (с. 100):

Принц:

Ах, матушка, ты б так не говорила,

Когда б тебе грозила смерть, как мне.

Мне кажется: ты, весь твой двор, принцесса

Одарены всесильностью небес.

Ведь я на шею броситься готов

К последнему из слуг твоей конюшни

С одной мольбой: спаси меня, спаси!

Отчаяние полностью лишает принца чувства собственного достоинства. Когда курфюрстина пытается его образумить, единственным ответом ей служит новый взрыв отчаяния (с. 401):

Принц:

Но божий мир, родная, так хорош! Не приобщай меня до срока в мыслях К семье страшилищ черных под землей! Он должен наказать меня? Есть кары, К чему же обязательно расстрел? Он может отрешить меня от званья, Понизить в чине, раз таков закон — Разжаловать, уволить. Боже праведный! С тех пор как я увидел близко гроб, Что ждет меня, я жить хочу, и только, А с честью, нет ли — больше не вопрос.

Однако когда курфюрст, пораженный поведением принца, призывает его самого стать судьей в этом конфликте, принять верное решение, с которым курфюрст непременно посчитается, то к принцу возвращается и гордость, и отвага, впрочем, не без экзальтированного преувеличения. Принц готов встретить смерть, но это решение не свидетельствует о большой силе воли, которая подчиняет себе чувства человека, напротив: именно чувства помогают ему принять новое решение. Принца теперь воодушевляет уже величие результата его казни (с. 430):

Принц:

Мое решенье непреклонно. Я желаю

Увековечить смертью тот святой

Закон войны, который я нарушил

Перед лицом солдат. Друзья мои,

Что значит скромный выигрыш сраженья

Пред одоленьем страшного врага:

Пред торжеством над спесью и упрямством,

Которые я завтра поборю?

Это воодушевление, смешавшееся с горечью, принц ощущает даже и тогда, когда его ведут с закрытыми глазами и он абсолютно уверен, что его ведут на казнь (с. 434):

Принц:

Теперь, бессмертье, ты в моих руках И, сквозь повязку на глаза, сверкаешь Снопом из многих тысяч жарких солнц. На крыльях за обоими плечами, За взмахом взмах, пространствами плыву. И как из кругозора корабля Под вздохом ветра исчезает гавань, Так постепенно вдаль уходит жизнь. Вот все еще я различаю краски, Но вот их нет, и вот сплошной туман.

Вполне соответствует такой эмоциональной сверхвозбудимости тот факт, что узнав о помиловании, принц падает в обморок.

В этом произведении Клейст чрезвычайно выразительно показал, что собой представляет экзальтированная личность. Сначала принц абсолютно уверен в отмене вынесенного ему смертного приговора, в помиловании. Осознав, что смерть совсем близко, он впадает в бурное отчаяние. Следует заметить, что не обладай принц сверхмощной эмоциональной возбудимостью, он в эти моменты скорее всего не потерял бы чувства собственного достоинства. Под конец мы снова сталкиваемся с его способностью к воодушевлению. При любом повороте ситуации принц не воспринял бы свой предстоящий расстрел так радостно, даже с экстазом, если бы его реакции не определялись все той же резкой эмоциональной возбудимостью, которая в данный момент представляет его воображению желанным то, что еще недавно приводило его в ужас. Характерна и быстрая смена эмоций. Следует учитывать также элемент поэтического преувеличения. Ведь описываемую степень экзальтации мы наблюдаем только у тревожно-экстатических душевнобольных. Нередко в подобных ситуациях они готовы к любому, самому тяжелому покаянию, готовы и пожертвовать жизнью ради другого человека.

Любопытно сравнить принца Гомбургского с Перси, персонажем трагедии Шекспира «Генрих IV». Перси носит прозвище «горячая шпора» (оно, кстати, вполне подходит и к принцу Гомбургскому). В силу горячности темперамента он нарушил приказ о ходе битвы и этим навлек на себя смертный приговор. Различие между принцем и Перси заключается в том, что первого захлестывают несдержанные порывы чувств, которые подчиняют себе волю; у Перси же первичным стимулом оказывается сильная волевая возбудимость, в то время как эмоциональная возбудимость его выражена слабо.

Точно так же, как и принц Гомбургский, способна на восторг, быстро переходящий в отчаяние, Катерина Ивановна из «Братьев Карамазовых». Катерина Ивановна, собственно, никогда не любила своего жениха, гораздо больше ее увлекала другая мысль — спасти его. В основном из этих соображений она и стала его невестой. Снова мы сталкиваемся здесь с эндогенным психозом, имеющим некоторое отношение к экзальтированному темпераменту, или с «психозом счастья», как иногда его называют: такие больные, впадая в экстатическое состояние, чувствуют себя призванными к тому, чтобы принести счастье и освобождение другим людям. Катерина Ивановна восклицает (с. 187):

— А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз.

Полный страсти темперамент этой женщины заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку, свою соперницу в отношениях с Митей. В силу легкой возбудимости она одержима мыслью, что сделает Грушеньку своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки (с. 101):

— Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки.

Но Катерине Ивановне пришлось пережить жесточайшее разочарование. Отрезвление началось уже с того момента, когда Грушенька не соглашается ни на какие дальнейшие предложения, направленные на спасение Мити. И вот Грушенька окончательно срывает с себя маску (с. 193):

— Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!

В этот момент эмоциональное состояние Катерины Ивановны делает резкий «поворот» в другую сторону: она начинает бранить эту «беспутную женщину», это «создание, всегда готовое к услугам». Под конец «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Во время суда чрезмерная эмоциональная возбудимость Катерины Ивановны проявляется особенно резко. Вначале она Митю защищает, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег (с. 219):

Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление.

Однако спустя немного времени свидетельские показания дает брат Мити, Иван, которого она любит больше, чем своего жениха. Иван предстает перед нами во время суда человеком психически больным, он обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит (с. 230):

Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!

Незадолго до этого она уже называла его «зверем». Достоевский продолжает (с. 232):

О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни — в предсмертную минуту, например всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, перед всею этою публикою, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек.

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок (с. 232—233):

Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели.

Припадок не свидетельствует о наличии патологического истерического начала в психике; он указывает лишь на то, что внутреннее напряжение сделалось невыносимым, а нормальный путь разрядки не представлялся возможным.

В тех случаях, когда экзальтированность чувств остается ведущим фактором, но к ней присоединяется и самостоятельная возбудимость в сфере воли, возникает такое качество личности как страстность. Восторг и отчаяние находят в этом случае выражение в самих поступках, в то время как при отсутствии волевой возбудимости чрезмерная экзальтированность чувств больше выражается в идеях и душевных переживаниях. У Катерины Ивановны активность появилась лишь тогда, когда эмоциональное возбуждение достигло апогея, обычно же оно проявлялось больше в экзальтированности идей.

В художественной литературе есть и другие примеры сочетания в страстном порыве чрезмерности чувств и максимума активности. Вспомним о взрыве чувств Мортимера, который так убедительно изображен Шиллером в «Марии Стюарт». Мортимер пылает страстью к Марии (с. 528): Мортимер:

О, нет! Клянусь, не я, безумец — тот,

Кто не удержит клад, ему однажды

Дарованный по изволенью бога!

Хотя б на казнь вела меня дорога,

Спасу тебя! Спасу! Но… видит бог,

Спасу затем, чтоб завладеть тобою!

Охваченный бешеной страстью, он сжимает Марию в объятиях. Мария в ужасе кричит: «Так сжалься же, всевышний,

надо мною!» Шиллер ничего не сообщает о том, вел ли себя подобным образом Мортимер и в других жизненных ситуациях. Но можно сказать, что человек, становящийся рабом своих аффектов в такой мере, должен быть по природе своей натурой необычайно страстной.

Кстати, в «Орлеанской деве», где, казалось бы, страстные проявления подсказаны самим сюжетом, Шиллер изображает несравненно меньше «страстей». Вероятно, это объясняется тем, что Иоанна с радостью подчиняется воле матери божьей, что делает ее поведение скромным, сдержанным.

У Достоевского страстность натуры Настасьи Филипповны в романе «Идиот» проявляется во многих эпизодах. Если она, наряду с этим, представляется нам и подчеркнуто гордой, то эту черту можно считать проявлением психологического развития: ее еще ребенком вынудили стать любовницей развращенного сластолюбца, из-за чего она постоянно подвергалась унижениям, о которых уже никогда не могла забыть. Можно было бы рассматривать ее гордость как психологическую реакцию на все перенесенные унижения.

Страстность же этой женщины никак нельзя объяснить обстоятельствами ее биографии. Хотя Настасья Филипповна постоянно старается наладить спокойный размеренный ход жизни, тем не менее она постоянно сбивается с пути, и это связано с ее легкой эмоциональной возбудимостью. Она все время колеблется между князем Мышкиным и Рогожиным, и колебания эти не контролируются разумом — ее чувства непрерывно толкают ее то к одному, то к другому. То она решает выйти замуж за одного, то за другого, но всякий раз именно аффекты уводят ее в сторону от принятого решения. Наконец, князь ждет Настасью Филипповну в церкви, где должно состояться венчание. Невесте остается только сесть в экипаж, чтобы доехать до церкви. В это мгновение она увидела Рогожина — и вот уже бросается к нему и бежит с ним. Особенно ярко проявляется страстность героини в одной сцене: в результате всевозрастающего возбуждения она, вырвав кнут во внезапном порыве из рук одного из присутствующих гостей, хлещет своего оскорбителя этим кнутом по лицу.

Между импульсивностью Настасьи Филипповны и грубыми эксцессами Рогожина, о которых говорилось выше, нет никакого сходства. Поступки Настасьи Филипповны отнюдь не бесконтрольны, она отлично отдает себе отчет в том, что нужно, что она хочет сделать. Со своим «сластолюбцем» она расстается, как только достигает совершеннолетия; после этого она не ищет сексуальных похождений. Она начитана, образована, обладает большой чуткостью. Последнее проявляется в том, что она не хочет выйти за князя Мышкина, которого глубоко любит, ибо не верит, что сможет дать ему счастье. Таким образом именно аффекты, а не грубая несдержанность вызывают бурные взрывы чувств Настасьи Филипповны.

Экзальтированность в сочетании со взрывами страстей еще более ярко выражены у Матильды де ля Моль в романе «Красное и черное» Стендаля. Ее чувства к Жюльену все время колеблются между страстной любовью и ожесточенной враждебностью. Когда Жюльен равнодушен к ней, она льнет к нему со всей пылкостью; когда она уверена в его любви, она холодно отворачивается, бросает на него взгляды, полные ненависти и презрения. Стендаль изображает здесь как раз то психологическое развитие, которое им подробнее описано в произведении «Любовь»: самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности. Правда, Стендаль, стремясь доказать эту мысль, изображает эти противоположные чувства с максималистских позиций.

После того как мадемуазель де ля Моль сама пригласила Жюльена, который на данном этапе развития их отношений едва ли ее любил, ночью в свою спальню и отдалась ему, утром наступает первый резкий поворот в ее поведении (с. 437):

— Сударь, вы изволили, по-видимому, вообразить,— сказала она с еле сдерживаемым гневом,— что вы приобрели надо мной какие-то особенные права, если, вопреки моему желанию, выраженному как нельзя более ясно, вы пытаетесь заговорить со мной?.. Известно ли вам, что никто в мире не осмеливался на подобную дерзость?

Через два дня происходит следующая сцена (с. 439):

Растерявшись от неожиданности, Жюльен в порыве горя не удержался и сказал ей кротким голосом, идущим из глубины души:

— Так, значит, вы меня больше не любите?

— Я в себя не могу прийти от ужаса, что отдалась первому встречному,— сказала Матильда и от злости на себя залилась слезами.

В последующие дни Матильде доставляет радость наблюдать терзания Жюльена; она глубоко презирает его. Но вскоре, под влиянием разлуки, ход ее чувств и мыслей снова изменяется, она уже начинает тосковать по возлюбленному, к ней возвращается пламенная любовь. Во время этой мучительной внутренней борьбы Матильды в спальне ее появляется Жюльен, на этот раз проникший сюда без приглашения. Она вновь охвачена страстью и проклинает себя за холодность, предшествовавшую их встрече (с. 453—454):

Кто мог бы описать безумную радость Жюльена? Матильда была счастлива, пожалуй, не меньше его. Она кляла себя, жаловалась на себя.

— Накажи меня за мою чудовищную гордость,— говорила она, обнимая его так крепко, словно хотела задушить в своих объятиях.—Ты мой повелитель, я твоя раба, я должна на коленях молить у тебя прощения за то, что я взбунтовалась.— И, разомкнув объятия, она упала к его ногам.— Да, ты мой повелитель! — говорила она, упоенная счастьем и любовью.— Властвуй надо мной всегда, карай без пощады свою рабыню, если она вздумает бунтовать.

Через несколько мгновений, вырвавшись из его объятий, она зажигает свечу, и Жюльену едва удается удержать ее: она непременно хочет отрезать огромную прядь, чуть ли не половину своих волос.

— Я хочу всегда помнить о том, что я твоя служанка, и если когда-нибудь моя омерзительная гордость снова ослепит меня, покажи мне эти волосы и скажи: «Дело не в любви и не в том, какое чувство владеет сейчас вашей душой; вы поклялись мне повиноваться,— извольте же держать слово!

На следующее утро страсть еще владеет ею с той же силой (с. 456):

За завтраком все поведение Матильды вполне соответствовало ее опрометчивой выходке. Можно было подумать, что ей не терпелось объявить всему свету, какую безумную страсть питает она к Жюльену.

Но уже на следующий день она впадает в противоположную крайность (с. 461):

Ее подавляло невыносимое сознание, что она дала какие-то права над собой этому попику, сыну деревенского мужика. «Это вроде того, если бы мне пришлось сознаться самой себе, что я влюбилась в лакея»,— говорила она себе в отчаянии, раздувая свое несчастье.

Даже когда Матильде кажется, что она держит себя с величайшим достоинством, ее поведение полно экспансивных крайностей (с. 463):

Сердце Матильды ликовало, упиваясь гордостью: вот она и порвала все, раз и навсегда! Она была необыкновенно счастлива, что ей удалось одержать блестящую победу над этой, так сильно одолевшей ее слабостью. «Теперь этот мальчишка поймет, наконец, что он не имеет и никогда не будет иметь надо мной никакой власти». Она была до того счастлива, что в эту минуту действительно не испытывала никакой любви.

Но следующего поворота в чувствах не приходится долго ждать, холодность, с которой Жюльен теперь демонстративно относится к Матильде, снова вызывает IB ней пылкие чувства.

Не подлежит сомнению, что как во всех приведенных, так и во многих других эмоциональных проявлениях Матильды де ля Моль заключено немало пафоса; слова и поступки ее, конечно, не всегда искренни. И все же перед нами типичная страстная натура, изображенная с некоторым поэтическим преувеличением.

В корне отличается от Матильды мадам де Реналь, которая также искренне любит Жюльена. Чувства ее, хотя не так сильны, не так жгучи, как чувства Матильды, но не менее глубоки. Можно полагать, что мадам де Реналь — личность эмотивная. К сожалению, психология этой героини в романе описана исключительно в любовном аспекте, а следовательно, сама глубина ее чувств может быть обусловлена сокрушительной силой любви, которою она охвачена. Большая материнская любовь мадам де Реналь, упоминаемая в романе, описана здесь недостаточно, но все же и она заставляет лишний раз подумать о том, что перед нами личность эмотивная.

Крайности в поведении в романе «Идиот» мы наблюдаем не только у Настасьи Филипповны, но также и у ее соперницы Аглаи. Она тоже склонна к импульсивным поступкам. Но здесь речь идет о проявлении общей неуравновешенности в юном возрасте. Аглая еще почти ребенок, она склонна к тем крайностям, которые свойственны людям в период отрочества и в ранней юности. У этой молоденькой девушки, кроме того, нет никакого жизненного опыта. Она не способна справиться с чувством внезапно охватившей ее любви к князю, она то отталкивает, то снова приближает его к себе, причем чаще отталкивает, что характерно для натур импульсивных. Чисто юношескую склонность к крайностям обнаруживает в романе и шестнадцатилетний Ипполит. Преобладание враждебных и человеконенавистнических аффектов у Ипполита указывает на патологическое развитие. Причиной этого явилось его заболевание туберкулезом (Ипполит рано умирает от туберкулеза) —чахоточный юноша озлоблен, ожесточен против всех…

Юношеская чрезмерность чувств, которая в периоде «бури и натиска» проявляется у героев в страстности реакций, весьма ярко представлена у одного из главных персонажей «Войны и мира» — Николая Ростова. Он с воодушевлением идет на войну, думая только о славе, но, столкнувшись с реальными опасностями битвы, впадает в другую крайность (т. 1, с. 360):

И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом.

Проходит немного времени, и Николай уже снова оправился, он начисто забыл о своем недостойном поведении во время боя и искренне гордится тем, что принимал в нем участие. Он охвачен воодушевлением, когда царь появляется на фронте, и мечтает о блаженстве умереть за своего царя.

Он совершенно забыл о недавней реальной возможности отдать жизнь за этого царя, когда, гонимый страхом и отчаянием, удирал, как заяц. Юный возраст Николая подчеркивается несколько ниже, когда автор говорит о его «добром, молодом сердце».

С годами эти юношеские гиперболизированные чувства уходят. Николай Ростов в дальнейшем не отличается избытком: эмоций. Свой долг в отношении родины он рассматривает теперь весьма трезво (т. 2, с 364):

Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов, и другие…

Таким образом, в зрелом возрасте Николай Ростов стал совсем другим человеком.

Все повышенные реакции Наташи, сестры Николая, также относятся к раннему девичьему возрасту. Совсем незадолго до того как она влюбилась в Анатоля, мы еще читаем о том живом, импульсивном детском складе Наташи, который способствует включению ее без остатка в события, происходящие в данный момент. Именно с этим, пожалуй, связано то восхищенное обожание, которым окружают этот образ читатели.

Что такое экзальтированность: значение понятия в психологии

Автор Doctor Feel На чтение 4 мин Просмотров 33 Опубликовано

В психологии экзальтированность рассматривается как особое свойство темперамента, близкое к психопатии. Чувства и переживания экзальтированной личности всегда несколько преувеличены. Он видит мир черно-белым, не замечая полутонов. Экзальтированный ярко проявляет эмоции там, где другие люди не замечают даже повода для радости или печали. Экзальтированность свойственна сангвиникам и холерикам. Женщины чаще бывают обладают данной чертой, чем мужчины.

В психологии экзальтированность рассматривается как особое свойство темперамента, близкое к психопатии. Чувства и переживания экзальтированной личности всегда несколько преувеличены. Он видит мир черно-белым, не замечая полутонов. Экзальтированный ярко проявляет эмоции там, где другие люди не замечают даже повода для радости или печали. Экзальтированность свойственна сангвиникам и холерикам. Женщины чаще бывают обладают данной чертой, чем мужчины.

Содержание

  1. Признаки экзальтированности
  2. В каком возрасте проявляется экзальтированность
  3. Отношение окружающих
  4. Коррекция поведения

Признаки экзальтированности

Экзальтированность – это склонность к эмоциональному преувеличению. Человек резко переходит от состояния счастья к непомерному горю. Такие люди преувеличивают самые обыденные вещи, придавая много значения мелочам. Еще один признак экзальтированности – люди переоценивают свои возможности и способности, из-за чего часто выглядят смешными в глазах окружающих. У экзальтированной личности в считаные минуты меняется настроение. Неудача даже в самом малозначительном занятии приводит к грусти и тоске, а самый скромный успех – к ликованию.

Экзальтированные люди влюбчивы -и болтливы, сострадательны, искренни и способны к альтруизму.

Страх у них быстро переходит в панику. Из-за ранимой нервной системы такие личности стараются избегать открытых конфликтов, хотя могут вступать в споры и небольшие перепалки. Окружающих экзальтированные люди награждают надменными взглядами и презрительными усмешками. Их непоколебимое чувство превосходства граничит с манией величия.

Так как экзальтированный человек постоянно испытывает сильные переживания, он может найти себя в сфере искусства, особенно театра. Эти люди — прирожденные артисты. Они пафосно выражаются, способны донести до окружающих любую эмоцию, используют в общении витиеватые описания, красочные обороты, повышенные тона. Остальные кажутся им бесчувственными, непробиваемыми. Сами себя они полагают за непризнанных гениев и тонких натур.

Экзальтированный человек:

  • способен преклоняться перед чем-либо или кем-либо;
  • от восхищения переходит в глубокое отчаяние;
  • любит до безумия и ненавидит всеми фибрами души;
  • имеет любимых животных, при виде которых испытывает чувство трепета, умиления, нежности, волнения;
  • совершенно не переносит некоторые типы людей – толстых, худых, мужчин, женщин, таксистов и т. п.;
  • заметив какую-либо особенность в людях, может резко поменять мнение о них на противоположное;
  • восторгается творчеством какого-либо художника, поэта, музыканта, артиста;
  • плачет над трагическим фильмом, литературным произведением с грустным концом;
  • имеет в окружении людей, которых он глубоко презирает или ненавидит;
  • в большинстве случаев его мнения, позиции, вкусы, принципы отличны от позиции большинства.

Те, кому свойственны 9-10 из данных утверждений, отчетливо экзальтированны. Совпадение с 5-8 утверждениями означает умеренную экзальтированность, с 4 и менее — это качество отсутствует.

В каком возрасте проявляется экзальтированность

Двух-трехлетний ребенок выражает эмоции очень ярко. Он переходит от истерики к смеху за несколько секунд. Экзальтированность свойственна и юношескому возрасту, но по мере взросления она обычно проходит.

Данная черта свойственна каждому на определенном этапе роста и развития. Большинство людей, по мере того как их нервная система достигает зрелости, начинают контролировать свои эмоции и поведение. Отдельные личности остаются «вечными детьми» и о них говорят, как об экзальтированных взрослых.

Отношение окружающих

Чрезмерное проявление эмоций и неспособность их контролировать сильно осложняет жизнь экзальтированного человека. У него часто возникают конфликты с окружающими, ему не доверяют важные поручения на работе, с ним не завязывают глубоких личных отношений, так как неизвестно, что он выкинет в следующую минуту.

Близкие экзальтированного человека всегда настороже, так как их существование полно сюрпризов, причем не всегда приятных. Экзальтированные люди плохо приспособлены к ведению быта. Они могут злоупотреблять алкоголем, потерять жилье, стать жертвой мошенников. Пока рядом есть родители и близкие, что-то непоправимое вряд ли случится. Но во второй половине жизни эти люди часто остаются в одиночестве и наживают себе проблемы.

Коррекция поведения

Экзальтированный человек почти никогда не считает проявление своего темперамента проблемой. Он уверен в собственной непогрешимости и во всех неудачах винит не себя, а окружающих. Но даже если он осознает свою особенность и захочет избавиться от нее, это вряд ли получится. Природный темперамент нельзя изменить силой одного желания и психологическими техниками.

Экзальтация в незначительной мере не страшна. Она позволяет видеть мир в более ярких красках, чем у остальных людей. Нужно лишь научиться быть более сдержанным и не совершать глупых поступков, продиктованных повышенной эмоциональностью.

Болезненно экзальтированный человек должен очень сильно поработать над собой, чтобы стать спокойнее и реально смотреть на мир. Для этого ему придется войти в образ флегматика и для начала прожить в нем хотя бы несколько часов. Природный артистизм поможет вжиться в нужный образ. Нужно воспитать в себе привычку ничего не делать спонтанно, «на эмоциях». Сначала стоит обдумать, что произошло, отложить принятие решения на какое-то время. Сформировать в себе новые привычки сложно, но возможно.

Экзальтированность

Значение слова экзальтированность поясняется психологами как склонность к ярко выраженным всплескам эмоций. Эти эмоции обычно бывают вызваны как положительными, так и отрицательными факторами и для других людей они могут быть вовсе незначительными.

Акцентуация характера — экзальтированность

Ярко выраженные черты экзальтированного темперамента приближены к психопатии. Это чувство можно было бы назвать темпераментом счастья и тревоги и сравнить психозом этих двух чувств, сопровождающегося резкими колебаниями настроения.

Но часто экзальтированность проявляется сама по себе, без сопутствующих психических нарушений. В этом случае не следует говорить о ней, как о болезни, скорее это просто черта характера.

Эмоциональная экзальтированность

Экзальтированные люди – это максималисты, они реагируют на жизнь гораздо эмоциональнее, чем остальные. Их одинаково легко привести в восторг и в отчаяние. Незначительные формы экзальтированности проявляются в эгоистических стимулах и самолюбии. Такому человеку кажется, что он лучше всех. Он привязан к своим близким, переживает с ними за их неудачи и радуется их победам. Чаще всего экзальтированный человек увлекаем. Он любит музыку, искусство, интересуются религиозными предписаниями, занимается спортом и саморазвитием.

Другое значение экзальтированности – это невероятная впечатлительность и бурная реакция на печальные события. Сострадание и жалость к посторонним людям и больным, брошенным животным иногда доходит до абсурда. Они могут привести домой и напоить чаем бездомного и, заметив, что вместе с его уходом пропали некоторые вещи, впасть в уныние. Легкое разочарование или неудача, о которой обычный человек забывает уже на следующий день, может выбить экзальтированного человека из колеи. Нервное напряжение может читаться и во внешних проявлениях. Чувство страха и злости, охватившие человека, вызывают дрожь, выступание пота и др.

Как узнать, склонны ли вы к экзальтированности?

Вы экзальтированны, если:

  1. Если вам свойственно бурное проявление чувств.
  2. Моменты, вызывающие у других простую улыбку, у вас вызывают ощущение безграничного счастья.
  3. Незначительные разочарования способны ввергнуть вас в полное отчаяние.
  4. Вы часто используете фразы «люблю до безумия», «ненавижу до глубины души».
  5. Дома у вас много животных, которых вы приютили из чувства жалости к ним. К ним вы испытываете самые нежные и трепетные чувства.
  6. Вы часто просто на дух не переносите некоторых людей (сослуживцев, молодого человека вашей подруги, директора и т.д.)
  7. Один поступок или подмеченная вами черта характера человека может основательно изменить ваше отношение к нему.
  8. Творчество любого талантливого человека (артиста, художника, музыканта) потрясает вас и вызывает неописуемый восторг.
  9. Вы плачете, просматривая трагический фильм, читая роман, слушая грустную музыку.
  10. Вы относитесь ко всем людям либо с огромной любовью, либо с глубоким презрением.
  11. У вас чувство полной уверенности, что окружающие уступают вам в умении одеваться, не столь умны и талантливы, никто не может сравниться с вами.
  12. Ваши мнения, оценки и вкусы часто прямо противоположны позициям большинства.

Если вам свойственна экзальтированность чувств — ничего страшного в этом нет. Если она проявляется в незначительной степени — это даже хорошо. Вы видите мир в более ярких красках, нежели остальные люди. Вам только надо научиться быть более сдержанной и не совершать глупых поступков, продиктованных вашей повышенной эмоциональностью.

 

Статьи по теме:

Трансактный анализ общения

Самоанализ всегда с некоторым трудом давался человеку. Не всегда мы можем отнестись к себе критично или отстраненно. Для этого случая автор нескольких книг Эрик Берн предложил анализ общения, на основе которого о себе можно узнать много нового.

Гибкость мышления

Давно доказано, что в мире мышления давно правит креативность. Стандартные шаблоны и примитивность уже давно остались в прошлом, и современному человеку все чаще приходится развивать гибкость мышления. Что это такое и почему ее важно развивать мы расскажем далее.

Зрительная память

Бывает, здоровается с вами на улице человек. Вы киваете в ответ, а мысленно понимаете, что совершенно его не узнаете. Чаще всего такое бывает у тех, кто не может похвастать отличной зрительной памятью. Между тем обладать ею важно практически каждому из нас. Как ее развить и для чего это нужно мы расскажем далее.

Мужественность

Современные женщины порой чаще мужчин сталкиваются с жизненными трудностями, которые требует недюжинной силы духа и смелости. Все эти черты можно сложить в одно понятие, имя которому — мужественность. Как остаться хрупким созданием и развить в себе это качество? Об этом мы и поговорим далее.

EXALTATION Synonyms: 87 Synonyms & Antonyms for EXALTATION

See definition of exaltation on Dictionary.com

  • noun promotion, praise
  • noun great joy

synonyms for exaltation

  • признание
  • одобрение
  • продвижение
  • возвеличивание
  • апофеоз
  • аплодисменты
  • благословение
  • dignity
  • elevation
  • eminence
  • ennoblement
  • extolment
  • glorification
  • glory
  • grandeur
  • homage
  • honor
  • idolization
  • loftiness
  • magnification
  • panegyric
  • plaudits
  • prestige
  • благоговение
  • возвышение
  • дань
  • возвышение
  • поклонение
  • высокое звание
  • laudation
  • lionization
  • upgrading

See also synonyms for: self-exaltation

  • rapture
  • animation
  • bliss
  • delectation
  • delight
  • ecstasy
  • elation
  • elevation
  • euphoria
  • волнение
  • восторг
  • ликование
  • вдохновение
  • опьянение
  • радость
  • jubilation
  • stimulation
  • transport
  • uplift

antonyms for exaltation

MOST RELEVANT

  • condemnation
  • criticism
  • decline
  • disapproval
  • disdain
  • dishonor
  • disrespect
  • lowliness
  • презрение
  • неважность
  • бичевание
  • унижение
  • донос
  • depression
  • humiliation
  • misery
  • sorrow
  • unhappiness
  • woe
  • boredom
  • depression
  • despair
  • discouragement
  • dullness
  • misery
  • sorrow
  • trouble
  • unhappiness
  • upset
  • бичевание
  • осуждение
  • критика
  • унижение
  • донос
  • унижение
  • горе

Тезаурус 21 века Роже, третье издание Copyright © 2013, Philip Lief Group.

ПОПРОБУЙТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ возвышение

Посмотрите, как выглядит ваше предложение с разными синонимами.

Символов: 0/140

ТЕСТ

Станут ли эти слова вашей славой?

НАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

Как использовать возвышение в предложении

Вместо того, чтобы заморозить конкретный момент, Уоррелл стремится запечатлеть воодушевление, которое может вызвать это мгновение.

В ГАЛЕРЕЯХ: СОЗДАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ВЫРАЖЕННОГО ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ СРЕДСТВА МЕДИАМАРК JENKINSAPRIL 23, 2021WASHINGTON POST

Давайте назовем это вздохом облегчения, переходящим в восклицание экзальтации.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ИНАВУГУРАЦИИ ТРУДНО. НО ЛЕДИ ГАГА, ДЖЕННИФЕР ЛОПЕС И ГАРТ БРУКС СДЕЛАЛИ ИМЕННО ТО, ЧТО МЫ НУЖДАЛИСЬ В ДОСТФАНИ ЗАХАРЕК 20 ЯНВАРЯ 2021ВРЕМЯ

Одна старушка по имени Джуди чуть не обрела силу, как они называют своего рода приступ духовной экзальтации.

КРОМПТОНСМЭРИ Дж. ХОЛМС

Ее вид пробудил во мне чувства, которые, я думаю, очень напоминали религиозный восторг.

MARGUERITEANATOLE FRANCE

Теперь она была в Близнецах и, следовательно, на полпути от экзальтации к депрессии.

РАБОТЫ ЧОСЕРА, ТОМ 1 (ИЗ 7) — РОМАНТ О РОЗЕ; НЕБОЛЬШИЕ СТИХИ ДЖЕФФРИ ЧОСЕР

Но Чарити, в ответ на ее настроение страстной экзальтации, было что-то тревожное в его молчании.

САММЕРЕДИТ УОРТОН

И все же эти боли в ее теле, эта чередующаяся экзальтация и депрессия, эта жалкая слабость!

КОГДА ВАЛЬМОНД ПРИШЕЛ В ПОНТИАК, КОМПЛЕТЭГИЛЬБЕРТ ПАРКЕР

Однако само это возвышение, возвысив его над сравнением, может помешать увидеть истинное величие этого человека.

ВЕЛИКИЕ МУЖЧИНЫ И ЗНАМЕНИТЫЕ ЖЕНЩИНЫ. ТОМ. 3 ИЗ 8РАЗЛИЧНЫХ

Она сильно побледнела, но на ее лице появилось восхищение.

ПУТЬ КОРТШИПШАМЛИН ГАРЛАНД

Восхваление дружбы — действительно одна из прекрасных вещей в этой книге.

БОСУЭЛЛ БАГДАДСКИЙ. V. LUCAS

WORDS RELATED TO EXALTATION

  • PR
  • acclamation
  • acknowledgment
  • applause
  • approbation
  • celebration
  • cheering
  • clapping
  • commendation
  • eulogizing
  • exaltation
  • honor
  • kudos
  • pat on the back
  • pat on the head
  • plaudits
  • praise
  • puff
  • pumping up
  • rave
  • recognition
  • strokes
  • stroking
  • admiration
  • amore
  • ardor
  • привязанность
  • влюбленность
  • преданность
  • почтение
  • оценка
  • возвышение
  • прославление
  • hankering
  • honor
  • idolatry
  • idolization
  • infatuation
  • pash
  • passion
  • puppy love
  • reverence
  • shine
  • veneration
  • weakness
  • worship
  • worshipping
  • yen
  • anointing
  • благословение
  • канонизация
  • посвящение
  • преданность
  • возвышение
  • glorification
  • hallowing
  • making holy
  • ordination
  • beatitude
  • blessedness
  • cool
  • delectation
  • delight
  • delirium
  • ebullience
  • elation
  • enchantment
  • enthusiasm
  • euphoria
  • exaltation
  • счастье
  • пыл
  • безумие
  • радость
  • счастье
  • heaven
  • inspiration
  • intoxication
  • joy
  • joyfulness
  • paradise
  • rapture
  • ravishment
  • rhapsody
  • seventh heaven
  • trance
  • transport
  • twilight zone
  • animation
  • ecstasy
  • эйфория
  • экзальтация
  • восторг
  • счастье
  • вдохновение
  • joy
  • joyousness
  • rapture
  • uplift
  • bliss
  • buoyancy
  • buzz
  • charge
  • cloud nine
  • delight
  • ecstasy
  • enthusiasm
  • euphoria
  • exaltation
  • excitement
  • exhilaration
  • ликование
  • ликование
  • приподнятое настроение
  • приподнятое настроение
  • опьянение
  • веселье
  • joy
  • joyfulness
  • joyousness
  • jubilation
  • kick
  • kicks
  • rapture
  • stars in one’s eyes
  • transport
  • triumph
  • up
  • upper

Roget’s 21st Century Thesaurus, Third Edition Copyright © 2013, Группа Филипа Лифа.

Воздвижение Креста Господня

14 сентября

Введение

Праздник Вселенского Воздвижения Честного и Животворящего Креста отмечается ежегодно 14 сентября. Праздник в память обретения Честного Креста Господня и Спасителя Иисуса Христа святой Еленой, матерью императора Константина.

Предыстория

На двадцатом году своего правления (326) император Константин послал свою мать Святую Елену в Иерусалим, чтобы поклониться святым местам и найти место Гроба Господня и Креста. Полагаясь на устное предание верующих, святая Елена нашла драгоценный Крест вместе с крестами двух разбойников, распятых с Господом. Однако у Елены не было возможности определить, какой из них был Крестом Христа.

С исцелением умирающей женщины, прикоснувшейся к одному из крестов, Патриарх Иерусалимский Макарий опознал Истинный Крест Христов. Святая Елена и ее двор поклонялись Честному и Животворящему Кресту вместе со многими другими, пришедшими посмотреть на это великое орудие Искупления.

Патриарх взошёл на амвон (кафедру) и обеими руками поднял Крест так, чтобы его могли видеть все собравшиеся. Толпа ответила: «Господи, помилуй».

Это стало поводом учреждения во всех Храмах Воздвижения Честного Креста не только в память о событии обретения Креста, но и в ознаменование того, как орудие позора было использовано для преодоления смерти и принести спасение и вечную жизнь.

Праздник — это возможность вне обрядов Страстной недели отпраздновать всю значимость победы Креста над силами мира и торжество мудрости Божией через Крест над мудростью мира сего. Этот праздник также дает возможность Церкви насладиться всей славой Креста как источника света, надежды и победы для народа Христова. Это также время, чтобы отпраздновать универсальность работы искупления, совершенной через Крест: вся вселенная видна в свете Креста, нового Древа Жизни, которое дает пищу тем, кто был искуплен во Христе.

Икона «Праздник»

Икона «Праздник Честного Креста» повествует об обретении Креста и Его Воздвижении. Патриарх Макарий стоит на кафедре, вознося Крест на всеобщее обозрение и поклонение. По бокам от Патриарха стоят диаконы со свечами. Возвышенный Крест окружен и почитается многими священнослужителями и мирянами, в том числе святой Еленой, матерью императора Константина.

На заднем плане иконы куполообразное сооружение, которое представляет собой храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Эта церковь была одной из церквей, построенных и освященных императором Константином на святых местах Иерусалима.

 


Православное Празднование Вселенского Воздвижения Честного и Животворящего Креста

 

Праздник Господень празднуется Божественной литургией святителя Иоанна Златоуста, совершаемой в день праздника, которому предшествовала утреня. Вечером накануне праздника совершается Великая вечерня.

В день праздника по окончании утрени или Божественной литургии совершается особое богослужение. Крест кладут на поднос, окруженный ветвями базилика, и торжественно несут по храму под пение Песнопения праздника. Поднос ставится на стол, и священник берет Крест и возносит прошения с каждой стороны стола, по четырем сторонам света. Это представляет вселенскую природу жертвы Христа на Кресте. Когда люди отвечают пением «Господи, помилуй», священник поднимает и опускает крест в ознаменование его обретения и воздвижения. По окончании службы люди приходят, прикладываются к кресту и принимают от священника базилик. Базилик используется и предлагается, так как это был ароматный цветок, растущий там, где был найден Крест.

Священные Писания на праздник Креста следующие: На вечерне: Исход 15:22-16:1; Притчи 3:11-18; Исаия 60:11-16. На Ортросе (утрене): Иоанна 12:28–36. На Божественной литургии: 1 Коринфянам 1:18–24; Иоанна 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

Ресурсы

Воплощенный Бог: праздники Иисуса Христа и Девы Марии, Кэтрин Асланофф, редактор и Пол Мейендорф, переводчик (Крествуд, Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 1995).

Праздничные иконы христианского года Джона Бэгли (Крествуд, Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 2000), стр. 111-115.

Праздничная Минея в переводе Матери Марии (Южный Ханаан, Пенсильвания: Издательство Свято-Тихоновской семинарии, 1969), стр. 50-51.

Православные святые, Том. 3, о. Джордж Поулос (Бруклин: Holy Cross October Press, 1991), стр. 193–194.

Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. 1, иеромонах Макарий из Симоноса Петра (Ормилия: Святой монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы, 1998), стр. 101-102.

Иконы праздника Воздвижения Креста Господня предоставлены Афанасием Кларком и используются с разрешения.

Фотография праздника Воздвижения Креста Господня предоставлена ​​Tzetsis Photography и используется с разрешения.

 

Превознесение | Mass Effect Wiki

в: Mass Effect: Andromeda, Кетт, Фон

Английский

Посмотреть источник
«Не заблуждайтесь — это поездка в один конец». — Спойлеры для Mass Effect: Andromeda следуют.

Ключевым компонентом военной стратегии и социальной доктрины кеттов, возвышение является процесс, посредством которого другие виды превращаются в новых кеттов в качестве средства воспроизводства.

Происхождение

Мало что известно о происхождении возвышения или о том, почему кетты вообще начали его практиковать, хотя в записанной передаче Праймуса говорится, что возвышение «подняло кеттов из печали и невзгод». Ученые Инициативы Андромеды предполагают, что это впервые началось, когда вид достиг точки окончательного генетического застоя и упадка, хотя, как бы это ни произошло, к 2819 году.это был единственный способ пополнить свою численность кеттов. Фактически являясь формой бесполого размножения посредством вирусной ассимиляции, экзальтация превращает формы жизни, не являющиеся кеттами (как разумные виды, такие как ангары, так и животные, такие как халлрионы и эйрохи) в новых кеттов, полностью перезаписывая их первоначальную генетическую структуру, пока ничего не останется.

Процесс

См. также: Codex (Mass Effect: Andromeda)/Andromeda Species#Kett: Exaltation

Информация, полученная в результате проникновения Следопыта Райдера в объект возвеличивания на Воелде, дала Инициативе и Ангарскому Сопротивлению общее представление о том, как он используется для преобразования других форм жизни (в данном случае, ангарских военнопленных) в новые кеттские бойцы. Пока объединенная команда Инициативы/Сопротивления не проникла в комплекс, ни одна из сторон даже не подозревала о существовании возвышения, а ангара действовала, полагая, что их похищенные сородичи были отправлены обратно в родную систему кеттов в качестве рабов.

Взяв в плен, кетты подвергают их серии интенсивных генетических сканирований и процедур скрининга, чтобы определить их жизнеспособность для возвышения, не делая различия между комбатантами и гражданскими лицами. Тех, кого сочтут достойными, отправляют в секретные и сильно укрепленные сооружения глубоко на территории, контролируемой кеттами, а отвергнутых отправляют в трудовые лагеря и работают до смерти, чтобы обслуживать военную машину захватчиков.

Точные критерии, используемые для проведения этого различия, точно не известны. Генетика субъекта является основным фактором, хотя есть несколько кандидатов, отобранных за их знания. Некоторые данные указывают на предпочтение людей с сильной волей, в то время как другие данные свидетельствуют о том, что этот процесс не может быть универсально применен ко всем субъектам, а отвергнутые биологически несовместимы.

В экзальтационном комплексе захваченные ангары постепенно разрушаются почти как в культе, их воля к сопротивлению подтачивается физиологическими манипуляциями кеттов и идеологической обработкой в ​​процессе, называемом «Очищение». Очищение болезненно и оставляет жертву с разрушенной иммунной системой. Однако после этой боли разум жертвы испытывает «трансцендентный» покой, который делает ее уступчивой, несмотря на предшествующее сопротивление.

ДНК кеттов имплантируется субъектам с помощью нескольких раундов инъекций, накапливаясь в их системах, в то время как ученые кеттов пользуются возможностью, чтобы провести дополнительные тесты генетической структуры своих жертв в надежде выделить ценные черты, которые будут собраны и применены к остальные виды.

В конце концов, пленников считают готовыми к «окончательному возвышению», и им ритуально вводят последнюю дозу, полученную от «чистого» кетта, такого как сам Архонт. Это действует как катализатор при совместном присутствии соединений кеттов, ускоряя их до критической массы и быстро превращая субъектов в новых кеттов.

Во время превращения ангара в Избранного после инъекции в кровеносные сосуды субъекта набухает черное вещество. Все тело становится черным, что, по-видимому, является мучительным испытанием, когда тело искажается в форму кетта. Из процесса выходит чернокожий Избранный, хотя его тело быстро приобретает характерную окраску.

Эти новые представители вида остаются фанатично преданными, хотя известно, что иногда подавленные воспоминания всплывают на поверхность, к большому замешательству и панике тех, кто их испытывает. Моша Сджефа, спасенная от окончательного возвышения, сообщает о охраннике, который знал ее в прошлой жизни как бойца Сопротивления. Он помнил все, но она описывает его поведение как кетта, который стремится забыть сон о том, что когда-то он был ангара.

По мере того, как кетты получают ранг и покровительство своего начальства, они также получают дальнейшие генетические модификации, вплоть до черт, приобретенных у новых видов, встреченных и ассимилированных в Империи. Этот процесс настолько тщательен, что от исходного вида ничего не остается; его нельзя обратить вспять и вернуть пленника, поскольку в первую очередь нечего восстанавливать.

Воздействие

Возвышение во многих отношениях очень неэффективно, так как требует много времени и ресурсов. После ее спасения от рук Следопыта Райдера и экипажа «Бури» Мошаэ отмечает, что, учитывая их обширные знания в области генетики и биологических манипуляций, кетты легко смогут использовать клонирование как средство пополнения своей численности. Тем не менее, для кеттов возвышение — это не только религиозная догма, но и репродуктивная стратегия, процесс, наделенный ритуальным значением, которое придает ему смысл, выходящий далеко за рамки создания новых войск для Империи, и те, кто подвергается ему, считаются благословенными, возвышенными далеко за пределами земного шара.