Эмоции и чувства в психологии: чем они отличаются, основные виды и типы эмоций в психологии

Содержание

5. Понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций и чувств. Виды эмоциональных переживаний.

Эмоции – особый класс психических явлений связанной с инстинктивными потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания значимых явлений и ситуаций.

Функции эмоций:

    1. Сигнальная – переживания возникают и изменяются связи с происходящими изменениями в окружающей среде.

    2. Регулятивная – стойкие переживания направляют наше поведение, заставляют преодалевать препятствия и становятся мотивами деятельности человека.

    3. Коммуникативная – с помощью эмоций человек выражает свое отношение к другим людям и к действительности.

    4. Когнитивная – эмоции дают нам знание об окружающем мире.

Чувства – это устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в связи с потребностями человека и мотивами.

Отличие чувств от эмоций:

  1. Чувства отражают в воспринимаемой действительности объекты имеющие для человека стабильное значение.

  2. Чувства в отличие от эмоций относительно устойчивы и имеют ярко выраженный предметный характер.

  3. Чувство может быть выражено совокупностью различных эмоций.

Классификация эмоций и чувств:

1.по знаку:

-положительные

-отрицательные

2. по влиянию на деятельность:

-стенические (повышают активность организма)

-астенические (понижают активность организма)

3. в зависимости от потребностей:

-нисшие (органические потребности)

-высшие (социальные потребности)

4. по силе и длительности:

-Аффект – очень сильное, но не продолжительное эмоциональное состояние

-Страсть – сильное стойкое эмоциональное состояние, но не продолжительное

-Чувство – не очень сильное, не продолжительное эмоциональное состояние

-Эмоция – относительно устойчивое не сильное и не продолжительное эмоциональное состояние

-Настроение — слабое эмоциональное состояние, это эмоциональный фон деятельности, которое сохраняется некоторое время.

5.классификация фундаментальных эмоций Карла Изорда:

— Радость – положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить потребность, вероятность чего до этого времени была не велика.

— Удивление – не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, это эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

— Страдание – отрицательное эмоциональное состояние связанное с получением информации о невозможности удовлетворения важных потребностей, которая до этого времени представлялась более или менее вероятным.

— Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, которое протекает в форме аффекта и вызывается внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения потребностей.

— Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние вызываемое объектами соприкосновение с которыми вступает в противоречие с идеологическими, нравственными, этическими принципами.

— Презрение – отрицательное эмоциональное состояние которое возникает в межличностном общении из-за рассогласованности жизненных ценностей субъекта с жизненными ценностями объекта чувств.

— Страх – отрицательное эмоциональное состояние, которое появляется при получении информации о возможной угрозе благополучию.

— Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и поведения не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

6.Классификация Рубенштейна три уровня эмоций:

— уровень органической аффективно эмоциональный чувств??? связанный с физиологическими потребностями

— уровень предметных чувств, опредмеченность чувств выраженное в том, что они деференцируются в зависимости от воспринимаемой сферы

— мировоззренческие чувства, обобщенные чувства такие как: чувство юмора, прекрасного, иронии и т.

д.

7. Классификация чувств:

— Моральные – отражают переживания отношения к другим людям и к обществу.

— Интеллектуальные – связанны с познавательной деятельностью человека.

— Эстетические – чувства красоты, проявляются при восприятии природы или произведения искусства.

— Практические – связанные с деятельностью человека.

Читать онлайн «Эмоции и чувства», Е. П. Ильин – Литрес

Предисловие

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.

Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе; они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудвортса (1950), Д. Линдсли (1960), П. Фресса (1975), Я. Рейковского (1979), К. Изарда (2000), переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П. М. Якобсона (1958), В. К. Вилюнаса (1971), Б. И. Додонова (1987), П. В. Симонова (1966, 1976, 1981, 1987), Л. И. Куликова (1997), Г. М. Бреслава (1984, 2004). Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной.

Приступить к написанию этой книги меня побудили несколько обстоятельств, но главным образом то, что, обсуждая вопросы о воле (произвольном управлении) и мотивации (Е. П. Ильин, 2000 а, б[1]), я лишь мимоходом касался роли в этих процессах эмоций человека (при рассмотрении таких мотивационных образований, как влечение, желание, интерес, потребность, или при обсуждении вопроса о положительной и отрицательной мотивации, о соотношении волевой и эмоциональной регуляции). Разговор об эмоциях в этих книгах шел вскользь, мимоходом. Образно говоря, я в этих книгах невольно загнал эмоции в «тещину комнату» хрущевской квартиры, оставив всю остальную жилую площадь воле и мотивации. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую составляющую, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (З. Фрейд, 1894; В. К. Вилюнас, 1990; Б. И. Додонов, 1987; К. Изард, 1980; А. Н. Леонтьев, 1982; П. Фресс, 1975; Я. Рейковский, 1979; П. В. Симонов, и др.). Больше того, некоторые авторы отдают эмоциям приоритет в обыденной жизни человека. Так, А. М. Эткинд (1983) пишет: «…в обыденной жизни он (человек. – Å. È.) не столько рассуждает, сколько чувствует, и не столько объясняет, сколько оценивает. Собственно когнитивные процессы, свободные от эмоциональных компонентов, занимают в обыденной жизни скромное место… По-видимому, в реальных процессах деятельности и во вплетенных в нее механизмах межличностного восприятия и самовосприятия “холодные” попытки объяснения и понимания имеют меньшее значение, чем “горячие” акты оценок и переживаний. Когда же процессы когнитивного анализа и имеют место, то находятся под сильным и непрерывным влиянием эмоциональных факторов, вносящих свой вклад в их ход и результат» (с. 107).

Таким образом, обсуждение в данной книге вопроса об эмоциях и чувствах является как бы продолжением двух предыдущих книг. Эмоции и чувства, выполняя различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценки достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.

Принимая решение о написании данной книги, я понимал, что столкнусь с большими трудностями, о которых писал еще швейцарский психолог Э. Клапаред (1928): «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы» (1984, с. 93). Однако настоящее понимание того, в какое дело я ввязался, понимание безумства затеянного пришло лишь в процессе написания этой книги. Я начал понимать скепсис и раздражение ряда ученых по поводу проблемы эмоций, например У. Джемса, который в конце XIX века писал: «Что касается “научной психологии” чувствований, то, должно быть, я испортил себе вкус, знакомясь в слишком большом количестве с классическими произведениями на эту тему, но только я предпочел бы читать словесные описания размеров скал в Нью-Гемпшире, чем снова перечитывать эти психологические произведения. В них нет никакого плодотворного руководящего начала, никакой основной точки зрения. Эмоции различаются и оттеняются в них до бесконечности, но вы не найдете в этих работах никаких логических обобщений. А между тем вся прелесть истинно научного труда заключается в постоянном углублении логического анализа» (1991, с. 274). У. Джемс сетует на то, что «во многих немецких руководствах по психологии главы об эмоциях представляют собой просто словари синонимов. Но для плодотворной разработки того, что уже само по себе очевидно, есть известные границы, и в результате множества трудов в указанном направлении чисто описательная литература по этому вопросу, начиная с Декарта и до наших дней, представляет самый скучный отдел психологии» (с. 273).

Не случайно русский психолог Н. Н. Ланге писал в то время, что «чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер – “ума” и “воли”. Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого… Причин этой общей “нелюбви” много. Здесь, вероятно, играет некоторую роль и общий характер современной культуры, по преимуществу технической и внешней, и то, что рассуждения старых психологов о чувствах отталкивают нас своей риторичностью и морализациями, и то, что эта область вообще трудно поддается точным и научным методам исследования, и, наконец, то, что для психолога, как и ученого вообще, область ума и познания обыкновенно ближе и доступнее, чем область эмоций. Может быть, дело было бы иначе, если бы в разработке психологической науки женщины приняли большее участие, чем доныне» (1996, с. 255).

Представитель бихевиоризма Дж. Уотсон (1930) считал, что эмоции нельзя исследовать научно, а Е. Даффи (1934, 1941) писал, что термин «эмоция» удобен для обозначения некоторых специфических форм изменения поведения, которые не поддаются объяснению, и что он мешает точным исследованиям, поэтому от этого термина следует отказаться.

С тех пор многое изменилось. Не оправдалось предсказание М. Мейера (1933), что эмоции постепенно исчезнут из сферы психологии, но сбылось пожелание Н. Н. Ланге – профессия психолога теперь в основном стала женской. Появилось очень большое количество работ, посвященных эмоциям и чувствам, особенно в зарубежной психологической литературе. Однако и до сих пор заголовок статьи У. Джемса «Что такое эмоция?» остается актуальным как для психологов, так и для физиологов. В последние десятилетия заметна тенденция к эмпирическому изучению отдельных эмоциональных реакций, без попыток теоретического осмысления, а подчас и к принципиальному отказу от этого. Например, Дж. Мандлер (1975) доказывает бесполезность поиска определения эмоций и создания теории эмоций. Он полагает, что накопление результатов эмпирических исследований автоматически приведет к решению всех тех вопросов, ради которых и строится теория эмоций. Б. Райм (1984) пишет, что современное состояние изучения эмоций представляет собой разрозненные знания, непригодные для решения конкретных проблем. В руководстве «Human physiology» (1983) утверждается, что дать эмоциям точное научное определение невозможно. Это подтверждает и анализ определений эмоций, приводящихся в отечественной литературе (Е. В. Левченко и А. Ю. Бергфельд, 1999). Существующие теории эмоций в основном касаются лишь частных аспектов проблемы.

А. Н. Леонтьев (1971) справедливо считает, что те трудности, которые обнаруживаются при изучении этой проблемы, объясняются главным образом тем, что эмоции рассматриваются без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, отличающиеся друг от друга как генетически, так и функционально. В предисловии к пятому тому «Экспериментальной психологии» А. Н. Леонтьев (1975) пишет: «Совершенно очевидно (…) что, например, внезапная вспышка гнева имеет иную природу, чем, допустим, чувство любви к Родине, и что никакого континуума они не образуют» (с. 7). По этому же поводу пишут Ф. Тайсон и Р. Тайсон (1998): «Различные теории аффектов зачастую несовместимы друг с другом и запутывают читателя, потому что каждый автор пытается по-своему определить релевантные концепции и феномены, одни более явно, чем другие. Вдобавок термины “аффект”, “эмоция”, “чувство” нередко используются как взаимозаменяемые, что отнюдь не добавляет ясности концепции аффектов» (с. 173). Добавлю к этому, что нередко за чувства принимаются нравственные качества, самооценки, ощущения. Не случайно некоторые исследователи эмоций считают, что проблема находится в кризисном состоянии (И. А. Васильев, 1992). Подтверждением этому служит и то обстоятельство, что в отечественной психологии за последнюю четверть века практически не обсуждаются теоретические вопросы, связанные с эмоциональной сферой человека, не делаются попытки навести хоть какой-то порядок в используемом понятийном аппарате (появившаяся статья А. Ш. Тхостова и Т. Г. Колымба (1998) не только не проясняет затронутые в ней вопросы, но и еще больше их запутывает; например, авторы рассматривают эмоцию как знак, не учитывая, что в психологической литературе говорится о знаке эмоций; своеобразно понимание авторами различий между аффектом и эмоцией, о чем я скажу в соответствующем разделе книги, и т.  д.).

 

Несмотря на большое число публикаций по проблеме эмоций, даже в солидных монографиях и учебниках для психологов многие аспекты эмоциональной сферы человека, имеющие большое практическое значение для педагогики, психологии труда и спорта, даже не обозначаются. В результате проблема эмоций и чувств оказывается представленной в ущербном виде.

Не претендуя на полное и законченное раскрытие данной темы (осуществить это практически невозможно, поэтому ряда вопросов я не касался, например влияния эмоций на интеллектуальную и физическую деятельность, а по некоторым дал только краткий обзор работ, как, например, о стрессе), я постарался дать не столько углубленное рассмотрение отдельных вопросов (хотя оно и не исключалось), сколько панорамное освещение проблемы. Главной задачей было попытаться навести хоть какой-то порядок в «эмоциональном хозяйстве», т. е., с одной стороны, развести, а с другой – сгруппировать эмоциональные явления по определенным классам, разделам, а заодно и отсечь те психологические феномены, которые не имеют отношения к эмоциональной сфере, но которые почему-то у разных авторов в ней присутствуют.

В связи с этим одной из задумок данной книги была разработка подхода к созданию дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. Можно возразить, что такая концепция существует в виде ставшей популярной теории дифференциальных эмоций С. Томкинса и К. Изарда. Однако эта теория, с одной стороны, по названию представляется слишком узкой, не охватывающей всех эмоциональных явлений, образующих мотивационную сферу человека, а с другой стороны, по содержанию – слишком широкой и неадекватной своему названию, так как в ее рамках рассматриваются не только эмоции, но и другие эмоциональные образования, эмоциями не являющиеся: эмоциональный тон ощущений (удовольствие – отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные свойства и особенности личности (например, тревожность). Мне представляется, что эмоциональная сфера личности – это многогранное образование, в которое кроме эмоций входят многие другие эмоциональные явления: эмоциональный тон, эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентуированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства), – и каждое из них имеет достаточно отчетливые дифференцирующие признаки.

Таким образом, эта книга не только об эмоциях и чувствах, в ней говорится об эмоциональной сфере человека как более емком понятии, включающем и многие другие эмоциональные явления.

Я старался широко представить в этой книге исследования отечественных авторов, тем более что обобщения их публикаций отсутствуют, из-за чего, после издания в нашей стране книги К. Изарда, возник некоторый перекос в оценке значимости наших и зарубежных ученых в изучении проблемы эмоций, естественно, в пользу последних. Наконец, одной из задач являлась необходимость собрать и систематизировать методики изучения эмоциональных явлений, большинство из которых широкой психологической аудитории мало известны и трудно доступны.

Предисловие ко второму изданию

После выхода первого издания этой книги прошло пять лет. Два дополнительных выпуска книги, последовавших за первым, не смогли удовлетворить запросы читателей, постоянно обращавшихся в издательство, книжные магазины и лично ко мне в поисках этой книги, несмотря на переиздание книги К. Изарда (2005) и выход в свет книги Г. М. Бреслава (2004) под одним и тем же названием – «Психология эмоций». В связи с этим возникла необходимость второго издания моей книги с включением в нее новых данных и некоторым ее переструктурированием. Однако новое издание в основном сохранило и прежнюю идею книги (показать эволюционно-иерархическое развитие эмоциональной сферы человека – от эмоционального тона ощущений, через эмоции и чувства к эмоциональным свойствам и типам личности), и прежние структуру и содержание.

Надо сказать, что первое издание книги вызвало у психологов разные отклики. Так, уже упомянутый Гершон Бреслав во «Введении» к своей книге пишет: «Недавно вышедшее большое учебное издание Евгения Ильина вряд ли может ликвидировать этот дефицит и дать хоть в какой-то мере адекватное представление о современной научной психологии эмоций. Большинство выводов, которые в ней делает автор, или основаны на очень старой и непрофильной литературе, или носят чисто произвольный характер. При этом ни одна из излагаемых в книге методик не оценена с точки зрения ее способности давать достоверные данные. Сравнивая ее с подобными изданиями, нетрудно заметить, что эта книга – адекватное отражение общего состояния психологии в постсоветском пространстве, однако ни в коей мере она не может претендовать на роль университетского учебника» (с. 3–4).

Что касается моих претензий на университетский учебник, то это фантазия Бреслава; больше чем на учебное пособие я не претендовал и не претендую сейчас, что и обозначено в аннотации к книге в ее первом издании. В отношении же адекватного представления о проблеме эмоции в современной западной психологии сошлюсь лишь на один из последних солидных трудов зарубежных авторов (например, Дж. Капрара, Д. Сервон, 2003), который, по мнению рецензентов, дает всесторонний обзор самых последних экспериментальных достижений в психологии, однако в котором, с одной стороны, эмоции и настроение то разграничиваются, то отождествляются, а с другой стороны, к эмоциям причисляются чувства (ревность, гордость). Лично меня такое современное положение дел в проблеме эмоций не устраивает, так же как и неразведение базовых эмоциональных понятий и отсутствие их определений в учебном пособии Г. М. Бреслава (в целом безусловно полезном для тех, кто на профессиональном уровне занимается изучением проблемы эмоций). В связи с этим я высказываю свой взгляд на проблему и думаю, что имею на это право, хотя и предполагаю, что кому-то мои представления о структуре эмоциональной сферы человека могут не нравиться, как, впрочем, и появление самой книги. Ведь у некоторых психологов существует мнение, что в их «владения» другим ученым лезть не следует. Именно такая позиция и приводит к стагнации науки.

Утверждение же, что в моей книге нет хотя бы одной методики, способной давать достоверные данные, вызывает недоумение. Если Г. Бреслав не доверяет методикам Леонгарда, Спилбергера, Тейлор, Айзенка, Розенцвейга, приведенным в моей книге, зачем же он тогда описывает некоторые из них в своем учебном пособии? Многие отечественные методики изучения эмоциональных явлений были апробированы в диссертационных исследованиях, которые, судя по приводимому Бреславом списку литературы, остались ему совершенно неизвестными. В связи с этим его претензии на обобщение современной литературы по эмоциям в постсоветском пространстве выглядят совершенно необоснованными. Если исходить из того, как эта литература представлена в книге Бреслава, то создается впечатление, что отечественные ученые ничего существенного по данной проблеме не сделали, да и вообще ее не изучают.

Однако, как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Поэтому имеется и другая оценка моей книги. Так, С. Степанов пишет, что «выход крупной монографии… Е. П. Ильина восполняет этот пробел (отсутствие книг по психологии эмоций. – Е. И.). Написанная исключительно обстоятельно и подробно, с упоминанием множества теорий и экспериментов, со ссылками на сотни научных источников (…) книга Ильина подобна настоящей энциклопедии по психологии эмоций. Выпущенная в серии «Мастера психологии» (наверно, именно такого уровня книги и должны в этой серии выходить), книга по форме представляет учебное пособие и в этом качестве может быть использована каждым, кто изучает психологию…» (Школьный психолог. 2002. № 4. С. 15).

Такая оценка и читательский спрос на книгу и подвигли меня на подготовку второго ее издания. В новом издании расширено научное содержание почти всех глав книги с учетом анализа отечественных и зарубежных исследований, опубликованных в основном за последние 15 лет.

Е. П. Ильин

Сентябрь 2006 г.

Глава 1


Эмоциональное реагирование

Известный ученый В. К. Вилюнас отмечает, что можно выделить два основных подхода во взглядах на эмоциональное реагирование.

В одном случае оно не является чем-то специфичным и, сопутствуя всякому психическому процессу, выполняет универсальную роль (Вундт, Грот, 1879—1880; Рубинштейн, 1999).

В другом случае эмоциональное реагирование рассматривается как самостоятельный феномен, частный механизм реагирования и регуляции, означающий, что в нормальном протекании существования животного и человека произошли какие-то отклонения (Сартр, 1984; Симонов, 1966). Близка к этому и точка зрения А. В. Вальдмана с соавторами (1976), согласно которой внутренние сигналы организма вызывают сдвиги эмоциональности в положительном или отрицательном направлении в том случае, если они выходят за пределы обычных значений. Таким образом, нарушение внутреннего гомеостаза приводит к появлению эмоционального реагирования. А это свидетельствует в пользу того, что эмоциональное реагирование является самостоятельным феноменом.

1.1. Эмоциогенные ситуации, или В каких случаях человек реагирует эмоционально

Эмоциональная реакция – это специфический ответ человека и животных на те или иные обстоятельства, ситуации, затрагивающие его интересы (потребности). Но есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, т. е. вызывающими ту или иную эмоцию?

П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Следовательно, это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые, т. е. сулящие ему или констатирующие успех или неудачу в удовлетворении потребностей (достижении целей), благополучие или опасность. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет и т. д.). Н. В. Боровикова с соавторами (1998) отчетливо продемонстрировали это на эмоциональности беременных женщин, приобретающей эгоцентрический характер. У беременных наблюдается сужение диапазона источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для большинства из них приобретают лично значимые события – все, что относится к самой женщине или ожидаемому ребенку. Социально значимые события, общественные процессы отходят на второй план. Ни одна из обследованных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует, прежде всего, ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.

По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

 

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п.

Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были не зависящие от человека обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации – например, у зрителей, плачущих в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса, – это реакция на закрепленную в генетической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта.

П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:

1) недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при новизне, необычности и внезапности ситуации;

2) избыточная мотивация, не находящая применения, при фрустрации, при присутствии других лиц и при конфликтах.

Ограниченность этой классификации очевидна, так как она касается только случаев появления негативных эмоций.

Важная разница между эмоциями и чувствами

Источник: Engin Akyurt / Pixabay

Многие люди согласны с тем, что быть в контакте со своими чувствами полезно для здоровья. Другое дело, делают ли они это регулярно. Но как насчет контакта с эмоциями?

Несмотря на то, что слова используются взаимозаменяемо, эмоции и чувства на самом деле два разных, но взаимосвязанных явления. Эмоции возникают как ощущения в теле. На чувства влияют наши эмоции, но они генерируются нашими умственными мыслями.

Давайте рассмотрим пару примеров: Вы замечаете эмоцию дискомфорта на вечеринке, когда ваш желудок сжимается, а дыхание становится суженным. Затем ваш разум отмечает это как чувство неловкости, потому что, возможно, вы не знаете много людей или вы только что видели бывшего парня. Однако другой человек с такими же эмоциональными телесными ощущениями может назвать этот опыт захватывающим, потому что он знакомится с новыми людьми или снова видит своего бывшего.

Возьмем другой пример эмоциональной угрозы: агрессор может отреагировать чувством гнева, потому что это придает ему сил, тогда как ярлык угрозы «страх» будет для него слишком уязвимым. Напротив, неагрессор может отреагировать с чувством запугивания. Вот почему чувства могут быть такими разными у разных людей в одном и том же сценарии.

Почему важна разница между эмоциями и чувствами?

Наши эмоции подобны двигателю автомобиля; наши чувства — это рамка. Вы бы не настроили свою машину и не пропустили бы двигатель, верно? То же самое касается наших эмоций, которые могут дать нам более точный диагноз того, как мы поступаем в данный момент.

Эмоции — это необработанные данные, реакция на настоящую реальность, тогда как чувства могут быть разбавлены историями, которые мы создали в своей голове на основе событий прошлого или опасений будущего — не обязательно правды о ситуации. Прислушиваясь к своим телесным эмоциям, основанным на нашем чувственном восприятии, мы можем соединиться с реальностью нашего настоящего опыта, а не с историями, состоящими из потенциально неверных убеждений. Исходя из нашей правды, мы можем принимать правильные для нас решения.

Если вы застряли в этих мысленных историях (что время от времени случается с большинством людей), вы можете получить более правдивую оценку своих чувств, сначала определив свои эмоции. Если вам трудно находиться в своем теле, вы также можете работать в противоположном направлении: назовите свое ментальное чувство, а затем спросите: «Как я узнаю, что это правда, основываясь на сигналах моего тела?» Если вас смущает то, как эмоции проявляются внутри вас, исследуйте свои ощущения при различных состояниях нервной системы, сравнивая легкость с режимом борьбы, бегства или замирания.

Распознавание своих эмоций и реагирование на них — прекрасный способ проявить свободу воли. Как только вы узнаете, о чем говорят вам ваши эмоции, вы можете обратиться прямо к источнику в своем теле, чтобы оставаться в равновесии. Это может включать в себя успокаивающие практики, такие как дыхательные упражнения, расслабление в движении, объятие себя или получение объятий от кого-то другого, поиск тихого места и так далее.

Как развить эмоциональное осознание

Сначала подключитесь к внутренним посредникам в своем теле. Затем поднесите руки к этому участку тела, возможно, к сердцу или животу, и освободите любое мышечное напряжение, расслабившись и выдыхая. Спросите, что ваши эмоции пытаются вам сказать. Каким образом они могут быть для вас полезным сигналом?

Затем назовите чувство, которое вы связываете с телесной эмоцией. Вдохните и выдохните это признание как акт доброты и способ урегулировать свою нервную систему. Затем отметьте, станете ли вы чувствовать себя лучше, если встряхнетесь, потянетесь или выдохнете энергию этой эмоции. Регулярно применяйте эту тонкую, но мощную практику.

Люди, пережившие травму, могут быть более эмоционально оцепенелыми. Медленно подключаясь к своим грубым эмоциям, они могут начать «называть их, чтобы они могли их приручить». В самопознании так много силы, чтобы успокоить нас, особенно когда оно мягкое и сердечное. Для людей, которые боятся больших чувств, работа в первую очередь со своими ощущениями означает, что они могут вмешаться, прежде чем они станут слишком подавляющими.

Эмоциональный интеллект помогает вам вернуться в настоящий момент, заземляя себя в своем теле, оценивая свои потребности, управляя реактивностью с помощью самоконтроля и участвуя в более обдуманном принятии решений. Эмоции — это мудрый язык внутри вас, который всегда пытается дать вам полезную информацию, чтобы оставаться сдержанным, устойчивым и проявлять себя с лучшей стороны.

Как отличить

Перейти к разделу

Чувства и эмоции: в чем разница?

Чувства, эмоции и ваше психическое здоровье

4 совета по управлению своими чувствами и эмоциями

Итог

В некоторые дни было бы проще быть роботом.

Они умны, обладают сверхчеловеческой силой, и им не приходится иметь дело с беспорядком человеческих эмоций. Но роботы, при всем своем великолепии, упускают прекрасные стороны жизни, в том числе беспорядок. Вместо того, чтобы отказываться от своих эмоций, мы должны жить с ними в гармонии.

А для этого мы должны понять, как работают эмоции и чувства.

На протяжении сотен лет ученые и философы пытались понять, как работает разум. А с развитием нейронауки и передовой психологии мы прошли долгий путь.

Теперь мы знаем, что между чувствами и эмоциями есть разница, и они также по-разному влияют на наше поведение. Понимание их может улучшить ваши отношения, а также ваше психическое и эмоциональное здоровье.

Вот как понять эмоции и чувства, а также несколько советов по управлению ими.

Чувства и эмоции: в чем разница?

Люди часто путают чувства и эмоции, и легко понять почему. Чувства не могут существовать без эмоций, тогда как эмоции в основном существуют независимо. Давайте погрузимся, чтобы понять их лучше.

Что такое эмоции?

Эмоции естественны для всех людей, независимо от культуры. Нейробиолог Антонио Дамасио предположил, что они возникают в лимбической системе миндалевидного тела — одной из областей коры головного мозга, которая определяет реакцию человека на раздражители. Эта активность мозга влияет на наше человеческое поведение и эмоциональные реакции и даже может вызывать физические ощущения (также известные как соматические реакции).

Например, если мы сталкиваемся с опасным животным в дикой природе, имеет смысл только одна эмоция: Страх. Это первичная, генетическая эмоция. Страх увеличивает частоту сердечных сокращений, говорит нам, что ситуация небезопасна, и требует, чтобы мы что-то с этим сделали.

Мы можем убежать или скоординировать нападение на хищника, но в любом случае страх заставляет нас действовать.

Есть восемь из этих основных, отрицательных или положительных эмоций, которые испытывают все люди. У них много синонимов, но вот основы нашего эмоционального колеса: 

    1. Радость возникает, когда мы испытываем что-то захватывающее и позитивное
    2. Грусть возникает, когда мы переживаем потерю
    3. Гнев заставляет нас действовать, когда нас предают
    4. Страх  это наша реакция на опасность
    5. Счастье появляется, когда мы чувствуем себя в безопасности и о нас заботятся
    6. Отвращение наша реакция на неприятные вещи
    7. Доверие — это наше восхищение и признание других
    8. Ожидание может быть чем угодно, от интереса до любопытства и осведомленности

Некоторые терапевты используют инструмент под названием колесо эмоций, чтобы помочь клиентам точно определить, что они чувствуют. Есть несколько разных версий, но основная определяет 8 основных эмоций.

Почему у нас есть эмоции?

Эмоции определяют нашу реакцию на большинство раздражителей, независимо от того, что для нас важно или вредно. Без наших эмоций у нас были бы ужасные социальные навыки, плохие инстинкты и неспособность вести себя должным образом в сложных ситуациях.

Работа с бессознательными эмоциями

Суть эмоций в том, что они всегда присутствуют, даже если мы их не осознаем. Их подавление или игнорирование может привести к токсичному поведению и ухудшению психического здоровья, поэтому психотерапевты заставляют своих клиентов идентифицировать свои эмоции; как только они это сделают, они смогут вырваться из этих ядовитых циклов и обратиться к этим эмоциям лицом к лицу.

Понимание своего эмоционального состояния имеет решающее значение для достижения успеха в личной жизни и на работе. Это улучшит ваш эмоциональный интеллект и способность принимать решения, а также поможет вам обрести эмоциональный баланс.

Работа с тренером BetterUp может помочь вам развить навыки, необходимые для того, чтобы оставаться на земле, выражать свои эмоции и улучшать свою психологическую форму.

Что такое чувства?

Чувства связаны с базовыми эмоциями, но в нашей жизни они играют другую роль. Вот как они работают вместе, чтобы сформировать ваш опыт.

1. Чувства более специфичны, чем эмоции

Хотя существует шесть универсальных эмоций, люди могут испытывать их по-разному. Например, мы можем испытывать «гнев» через чувства агрессии, мстительности или обиды. Это разные выражения этой основной эмоции. Они более конкретны, чем просто сказать: «Я злюсь».

2. Чувства — это наша заученная реакция на эмоциональный триггер

Несмотря на то, что каждый способен испытывать радость и страх, у каждого человека будет разное переживание эмоций. Наши усвоенные и бессознательные ментальные ассоциации будут определять этот субъективный опыт.

Допустим, у вас арахнофобия. В какой-то момент своей жизни из-за негативного опыта вы узнали, что на пауков нужно реагировать с ужасом.

Но вот в чем дело. Это чувство ужаса — всего лишь один из способов испытать страх. Есть и другие способы реагировать на эту эмоцию. Кто-то может чувствовать себя взволнованным, когда боится, поэтому, хотя вы оба боитесь паука, вы будете реагировать по-разному.

3. Чувства — это сознательное переживание иногда бессознательных эмоций — часто из-за травмы

Чувства могут проявляться как сознательные мысли о бессознательных негативных эмоциях.

Некоторые взрослые обижаются на своих родителей, но за этим чувством может скрываться множество эмоций; в детстве вы, возможно, испытывали страх из-за жестокого обращения с родителями или злились из-за развода родителей.

Эти травмирующие эмоции могут быть невидимы для нас долгое время. И, если мы не идентифицируем их, наши чувства могут навредить нашему психическому здоровью.

Если вы считаете, что это ваш случай, мы рекомендуем обратиться к терапевту или специалисту в области психического здоровья, чтобы справиться с травматическим опытом.

4. Ваше окружение может влиять на ваши чувства

Наша семья, социальные круги, вера и культура определяют, как мы реагируем на определенные эмоции.

Например, социальные круги, пропагандирующие токсичную мужественность, могут заставить мужчин выражать эмоции нездоровым образом. В таких условиях их часто стыдят за то, что они выражают чувства, связанные с грустью (например, «Мальчики не плачут! Почему бы вам не стать мужественными?»).

Этот вид обусловленности учит мужчин выражать эту эмоцию через ярость, злоупотребление психоактивными веществами или расстройства пищевого поведения. Это нездоровые реакции на в остальном здоровую эмоцию.

Религия и культура также могут влиять на то, как мы переживаем смерть и утрату. В Соединенных Штатах распространены поминки, похороны, поминки и послепоминальные службы — традиции, на которые сильно повлиял католицизм. Обычно это мрачное дело.

В Южной Африке, однако, некоторые скорбящие придерживаются несколько иного подхода. Они все еще испытывают горе и печаль, но быстро переходят на вечеринку «после слез». Эти торжества направлены на то, чтобы утешить оставшихся в живых родственников и с любовью вспомнить об умерших.

Обе культуры испытывают чувства горя и печали, но подходят к ним по-разному.

Чувства, эмоции и ваше психическое здоровье

Навигация по своему внутреннему миру может быть ошеломляющей. Чувства и эмоции беспорядочны, и нелегко понять, как они влияют на ваше поведение.

Но если их не контролировать, они могут иметь серьезные последствия. У людей с непризнанными эмоциями и травмами могут развиться расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами, тревога и депрессия, среди других проблем с психическим здоровьем. Они также могут выражать свои эмоции нездоровым образом, причиняя боль окружающим.

В офисе это может означать нарциссическое поведение, например присваивание себе чужой работы, но дома это может проявляться частым спонтанным плачем.

Если ваше поведение причиняет боль вам или другим людям, возможно, пришло время обратиться за профессиональной помощью.

4 совета по управлению своими чувствами и эмоциями

Если не считать профессиональной помощи, есть много вещей, которые вы можете сделать дома, чтобы управлять своими чувствами и эмоциями. Вот четыре вещи, которые вы можете попробовать:

1. Признайте свои эмоции — не подавляйте их

Эмоции — неотъемлемая часть жизни. Подавление их приведет только к проблемам в будущем. Они могут вызвать даже проблемы с вашим физическим состоянием, например:

  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Лишение сна
  • Боль и ломота в теле
  • Стресс
  • Злоупотребление психоактивными веществами

Попробуйте назвать то, что вы чувствуете. Иногда этого достаточно, чтобы уменьшить их власть над вами. Кроме того, если вы сможете определить свои чувства, вы сможете принять меры, чтобы смягчить их.

2. Примите свои эмоции

«Принять» и «признать» — не одно и то же. Одно дело назвать свои эмоции; другое — позволить им существовать внутри вас. Если вы сможете принять тот факт, что эмоции всегда будут играть определенную роль в вашей жизни, вы сможете работать над тем, чтобы чувствовать себя комфортно с ними.

3. Дышите

Когда мы испытываем сильные эмоции, наш разум мчится во всех направлениях. Медленные, глубокие вдохи помогают нам вернуться к реальности.

Частично это связано с биологией. Когда вы дышите медленно, это напоминает вашему мозгу, что вы вне опасности. Как вы могли быть? Если бы вы были, вы, вероятно, убегали бы, полные адреналина и запыхавшись. Дыхание напоминает нам, что на самом деле мы в безопасности.

Дыхание также помогает перенаправить внимание. Это фокусирует ваш разум на вашем теле, а не на ваших эмоциях.

4. Узнайте, как и когда выражать себя

Наши эмоции так или иначе нуждаются в освобождении. Ваша задача — найти здоровые способы для этого. Возможно, вам придется плакать, если вам грустно, или кричать в подушку, если вы злитесь, но суть в том, чтобы не направлять свои эмоции на других.

Суть

Подавлять свои чувства и эмоции — все равно, что плыть против течения. Это только заставит вас запыхаться и устать, и вы рискуете утонуть. Легче плыть по течению. Позвольте эмоциям пройти через вас — хорошим и плохим.

Вершина не может существовать без долины, и знание того, почему важны чувства, поможет вам принять их.

Эмоциональное регулирование может быть затруднено. Вот почему важно развивать свои навыки совладания с ситуацией прямо сейчас — до того, как ваши чувства станут непреодолимыми.

BetterUp может помочь. На конфиденциальных сессиях один на один наши тренеры помогут вам понять ваши чувства, установить четкие границы и открыть для себя ценность преднамеренной заботы о себе. Эмоциональных моментов не избежать — и они добавляют остроты жизни.