Эмпатийное слушание: Эмпатическое слушание

Содержание

Что такое эмпатическое слушание в психологии с примерами

Эмпатическое слушание – это метод в психологии, который предполагает активное, вовлеченное слушание собеседника, путем отражения его чувств и мыслей.


Фото автора George Milton: Pexels

Обычно этот метод используется в психотерапии, однако большую ценность он имеет и в межличностных отношениях со своими близкими, поэтому тебе не помешает узнать о нём немного больше.

Благодаря эмпатическому слушанию ты создаешь безопасную среду, в которой собеседник чувствует:

  • его слушают, а не говорят о себе;
  • понимают его мысли, а главное, чувства;
  • принимают его таким, какой он есть.

В этой статье:

Запрет на чувства и чем он опасенПравила эмпатического слушания3 главных задачи эмпатического слушания

Запрет на чувства и чем он опасен

При эмпатическом слушании нельзя говорить: «да ты себя накручиваешь!», «разве это проблема?», «ты разозлился на пустом месте!», «нашел на что обижаться», «не бери в голову!», «представь, как живут голодающие в Африке…».

Мы часто говорим эти фразы, тем самым пытаясь помочь собеседнику, убедить его в том, что на самом деле все не так плохо. Мы хотим как лучше. Но на самом деле, подобными фразами мы обесцениваем чувства собеседника. Как он слышит такие фразы? «Ты не прав», «ты слишком ранимый», «слишком зациклен на себе», «ты слишком бурно реагируешь», «ты не умеешь держать себя в руках».


Как слушать человека так чтобы услышать? Эмпатическое слушание.

Фразами типа: «будь позитивнее!», «улыбнись!» «разве это повод для плохого настроения?», мы не только неосознанно обесцениваем переживания человека. Мы еще отрицаем его право чувствовать то, что он чувствует.

Эффективные приемы активного слушания

Существует множество способов превращения пассивного слушания в активное. Помимо вышеуказанных базовых факторов, выделяют еще три техники, с которыми также стоит ознакомиться. Они помогают быстро понять процесс.

Техника активного слушания Особенности Эхо Заключается в повторении последних слов партнера, но с вопросительной интонацией

Это нужный момент уточнения и демонстрации важности поступающей от собеседника информации. Акцент на значимости личности. Интерпретация Подразумевает высказывание предположений о целях и причинах такой позиции собеседника в диалоге

Часто начинается с фразы «Я предполагаю, что вы хотели вышесказанным достичь…». Позволяет продемонстрировать искреннюю заинтересованность мнением другого человека и уточнить детали. Перефразирование Представляет собой краткое повторение сказанного. Началом предложения является фраза: «Если я правильно понял, вы имели в виду…». Позволяет проявить заинтересованность и выяснить нюансы.

  • уточнение истинных смыслов беседы;
  • проявление знаков, подтверждающих ценность диалога.

Ощущая собственную значимость и неподдельный интерес к разговору, собеседник становится более открытым. Это способствует плодотворной взаимовыгодной коммуникации, зарождению доверия, крепких взаимоотношений. Такие результаты ценны в любой сфере жизни (общение с членами семьи и друзьями, сотрудничество с партнерами и коллегами).

Мощным усилителем всех техник и приемов активного слушания является эмпатия. Люди, умеющие чувствовать состояние других, способны быстрее установить положительный контакт, использовать любые методики уместно и деликатно

Поэтому для повышения эффективности применения выбранных приемов (из списка ниже) важно поработать над уровнем эмпатии

Делаем паузу

После того, как оппонент закончил свой рассказ, пару минут стоит просто помолчать. Такая пауза позволит вам лучше переварить услышанное, отделить эмоции от истинного предмета беседы

Говорящему человеку такой перерыв позволит немного передохнуть, вспомнить что-то важное и проговорить его. Часто использование такого приема помогает ему раскрыться после небольшой передышки еще глубже

Просим уточнения

Иногда собеседник упускает в своем рассказе много важных и интересных деталей. Проявление внимания к ним – отличный способ подчеркнуть ценность исходящей от него информации и искреннюю заинтересованность ею. Также этот прием активного слушания поможет избежать недомолвок и укрепить доверительные взаимоотношения, сформировать в воображении полноценную картину по теме беседы.

Развиваем мысль

Порой человек отклоняется от сути беседы или не может подобрать точных слов для продолжения темы. В этом случае отличным помощником станет прием активного слушания по развитию основной мысли разговора. Необходимо вернуть говорящего к главной нити диалога и деликатно развивать ее вместе с ним.

Делаем сообщение

Прием, использование которого помогает деликатно дать обратную связь. В зависимости от ситуативных особенностей, может реализоваться в двух вариантах:

  1. Сообщение о восприятии. Слушатель делится своими впечатлениями от партнера или непосредственно от произошедшего разговора. Особенно ценен такой подход для укрепления связей между детьми и родителями, супругами.
  2. Сообщение о восприятии себя. В этом случае слушателем описывается его внутреннее состояние после беседы, произошедшие перемены.

Какой бы посыл ни был заложен в сообщении (положительный или негативный), важно выражать его спокойным, дружеским тоном. Хамство, агрессивные обвинения и прочие отрицательные формы выражения чувств моментально сводят к нулю всю результативность активного слушания

Говорим об эмоциях

Этот прием активного слушания предполагает открытое общение о внутреннем состоянии собеседника с высказыванием желания поддержать или помочь. Например, когда говорящий сильно расстраивается по ходу беседы, этот прием реализуется фразой «Я вижу, как тяжело и больно вам об этом говорить…». Помогает продемонстрировать чуткое отношение, которое часто становится основой доверительных взаимоотношений.

Делаем замечания о ходе беседы

Прием позволяет выразить конечный результат по успешному (или наоборот) развитию разговора. Представляет собой комментарий по поводу достижения общего понимания темы. Если оно не было достигнуто, замечание может отражать проблему недопонимания. Так формируется следующий этап эффективного его разрешения (после точной формулировки предмета спора или недоговоренности).

Правила эмпатического слушания

  • Во-первых, это всегда время. Время, посвящённое своему собеседнику.

Если ты хочешь выстроить доверительный контакт, это невозможно сделать, попутно помешивая борщ или отвлекаясь на переписку в телефоне. Нужно отдать часть своего времени другому человеку. Быть с ним здесь и сейчас.

  • Во-вторых, говорить именно о чувствах. Что человек испытывает, что переживает.

Не надо пытаться решить в такой беседе конкретную проблему. Не надо давать человеку план как все исправить. Все это будет потом, сначала нужно разобраться с эмоциями.

  • В-третьих, это всегда поддержка и принятие. Ты киваешь, ты соглашаешься с ним.

Даже если он, по твоему мнению, не прав. Но это не значит, что ты ему врешь или притворяешься. Ты не говоришь: «ты все правильно сделал!», если действительно так не думаешь. Ты говоришь: «я понимаю, почему ты так поступил. Я понимаю, что тогда ты не видел другого решения».

Но он не прав!

Можно ли использовать эмпатическое слушание, если ты не согласна с собеседником? Да, ваши взгляды на определенную проблему могут различаться. Да, ты можешь иметь другое мнение на этот счет. И это мнение может быть гораздо объективнее, ведь ты смотришь на проблему со стороны, трезвым умом. А твой собеседник может находиться под властью эмоций.


Giphy

Важно расставить приоритеты.

Когда у человека есть проблема, когда его одолевают чувства обиды, гнева, грусти, раздражения, он не может справиться с проблемой. Ему нужно для начала справиться со своими чувствами, то есть пережить их. Самый легкий способ – выговориться. И быть услышанным. Лучшее, что может сделать близкий человек – это выслушать. Разделить тяжелые чувства, показать – я тебя понимаю.

Неважно прав человек или не прав. Важно, чтобы его понимали. «Да, я вижу, ты расстроен». «Да, я понимаю, какие чувства ты испытал в той ситуации». «Представляю, как тебе было тяжело».

Несколько советов:

  • начинай беседу с того, в чем ты согласна с собеседником;
  • твои ответы должны отражать мысли и чувства собеседника, а не оценивать их;
  • делай паузы – человеку нужно время, чтобы пережить и переосмыслить то, что сейчас с ним происходит;
  • это всегда диалог – стоит избегать длинных ответов, ведь главное, чтобы человек высказался сам;
  • кивки головой и односложные ответы хорошо применять, когда человек пребывает в сильных негативных эмоциях;
  • задавай вопросы – «ты злишься?», «ты обижен?»;
  • перефразируй негативное высказывание – его фразу «я тебя ненавижу!» замени на «ты злишься на меня потому, что…».

Понятие

Эмпатическое — это активное слушание, оно ориентировано на чувства, отношение, глубокое понимание человека, его состояния.

Является одним из инструментов клиент-центрированного подхода, основанного К. Роджерсом.

Метод эмпатического слушания помогает разговорить человека, снизить выраженность его эмоциональной реакции, избавиться от депрессивного состояния или поддержать позитивное.

Нередко применяется при работах с детьми или пациентами в тяжелом, угнетенном состоянии.

Представляет собой одновременное понимание собеседника и проявление сочувствия к нему. Это помогает изменить состояние и эмоции человека в положительную сторону.

Можно понять состояние человека, чувства, которые он испытывает, ситуацию, в которую он попал, но при этом совершенно не обязательно быть согласным с этим или разделять его позицию. Главная задача — облегчение состояния клиента.

Если он находится в стрессе, то метод эмпатического слушания поможет ему более легко и быстро из него выйти. Помогает найти подход там, где другие методы не действуют или могут навредить.

Если определенными репликами, фразами вы показываете собеседнику, что понимаете его, это и является эмпатическим слушанием.

Этот способ общения основан на эмоциях, по-другому его называют «женским типом».

Противоположностью является рефлексивное слушание.

Применяется в психотерапии, психоанализе, психологическом консультировании.

Зачем вести личный дневник? Ответ вы найдете на нашем сайте.

Принципы активного восприятия

Некоторые психологи проводят знак равенства между активным слушанием и эмпатией. Несмотря на различия в этих понятиях, между ними довольно много общего. Ведь без умения сопереживать, считывать и ощущать чужие эмоции невозможно найти взаимопонимание и научиться не только слушать, но и слышать человека. Это дает ему чувство значимости и повышает самооценку. Поэтому не стоит забывать об основных принципах активного восприятия:

  • Нейтральная позиция. Как бы вы ни хотели, откажитесь от любой оценки информации, данной собеседником. Только будучи спокойным и немного отдаленным от проблемы, вы сможете продолжить беседу и избежать возможной конфликтной ситуации. Говорящий будет чувствовать, что вы уважаете его взгляды и цените высказанное мнение.
  • Доброжелательность. Подобная подача создает доверительные отношения между собеседниками. В процессе разговора не переставайте смотреть в глаза человеку, задавайте ему наводящие вопросы тихим голосом, поддерживающим созданную атмосферу, и не перебивайте даже самую длинную речь.
  • Искренность. Не пытайтесь применять методы активного слушания, если вы по-настоящему не хотите понять человека. Он, как и сам разговор, должен быть вам интересен. Плохое настроение, раздражительность и обида могут стать вескими поводами для того, чтобы отложить даже самый важный разговор. В противном случае вам не поможет ни один из приемов активного слушания. Не стоит пытаться заменить искренность банальной вежливостью. Собеседник быстро почувствует вашу холодность, и вы не получите нужного результата.

Запомните, что понять говорящего можно только тогда, когда вы ощущаете его эмоциональный фон, но концентрируетесь на сказанных словах. Если вы позволите себе целиком и полностью погрузиться в чужие эмоции, то, скорее всего, упустите суть разговора.

Активное слушание в продажах по телефону

Этот прием в продажах по телефону имеет свои особенности: у менеджера меньше инструментов поддерживать активное слушание, ведь он не видит того, кто по другую сторону. Невозможно при разговоре по телефону поддержать собеседника жестом, взглядом, мимикой

Поэтому здесь больше важно ораторское мастерство: говорить надо четко, ясно, конкретно, избегая сложных конструкций. Обязательно надо дать человеку выговориться и не перебивать его

В начале разговора всегда следует поддержать говорящего, согласиться с его доводами. Например, при разговоре по телефону потенциальный заказчик может сказать: «Я не куплю ваши окна, они плохие, вот в действительно хорошие окна».

Ошибкой многих менеджеров является спор с говорящим с целью изначально выставить свою компанию в хорошем свете. Так ни в коем случае нельзя делать. Во-первых, таким образом вы утверждаете, что клиент не прав. А хороший клиент всегда прав, иначе не будет с вами сотрудничать. Во-вторых, это наиболее ожидаемая реакция, наверняка предполагаемая и самим клиентом, и после нее он скорее всего довольно быстро завершит диалог не в вашу пользу.

Вместо возражений продавцу лучше решительно согласиться с потенциальным клиентом. И вправду ставит хорошие окна (скорее всего действительно так) и там работают хорошие люди (вне всякого сомнения). И если заказчик решит взять окна там, то это будет хорошим решением. Затем можно рассказать ему о преимуществах вашей компании, но оставить право выбора за заказчиком.

Эмпатия

Кирилл Карпенко

У сердца своё разумение, недоступное разуму.
Паскаль

Эмпатия – сопереживание. Образно выражаясь, эмпатизировать значит побывать в шкуре другого человека или пройти путь в его ботинках.

Эмпатия основывается на технике активного слушания, но к ней не сводится. Активное слушание, как любой инструмент, может иметь любые цели: понять, убедить, манипулировать. Эмпатия, как и, например, влюблённость, не может иметь никаких целей. Как только у сопереживания появляется какая-то прикладная цель – эмпатия становится невозможной. Цель ограничивает собой наше восприятие.

Эмпатия отличается от сочувствия тем, что в сочувствии присутствует оценка собеседника или его ситуации со стороны сочувствующего. На основе этой оценки человек начинает сочувствовать. Оценка делает невозможной эмпатию. Оценка привносит в отношения мой опыт и моё мировоззрение чем прекращает сопереживание опыта и мироощущения собеседника. У сочувствия есть причина, у эмпатии не может быть причины.

Эмпатия даёт возможность наиболее глубоко понять другого человека: понять не только разумом, но и сердцем.  Эмпатическое слушание является огромным вкладом на эмоциональный банковский счёт. Люди хотят быть понятыми. Это одна из важнейших психологических потребностей. Эмпатия удовлетворяет её в наибольшей степени.

В статье «Что вы ей сказали?!» я описываю пример возможности влиять на людей через эмпатическое слушание. Однако возможность влияния не является целью сопереживания: это побочный эффект.

Эмпатия является сердцевиной 5-го навыка высокоэффективных людей по Стивену Кови – сначала стремитесь понять, потом быть понятым.

Видео. Как понимать людей без слов

Эмпатия — основа любви

Чтобы любить кого-то, мы должны знать его. Знать не только поверхностно – знать сущность человека. А такое знание достигается только эмпатическим слушанием.

Стивен Кови

Из книги «7 навыков высокоэффективных людей»:

Пусть вы говорите, что любите и цените меня. Мне изо всех сил хочется в это верить. Но как же вы можете меня ценить, если даже не способны меня понять? Ваши заверения – лишь слова, а словам верить я не могу.

Эрих Фромм

Из книги «Искусство любить»:

Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание. Знание было бы пустым, если бы его мотивом не была заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничивается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Это возможно только тогда, когда я могу переступить пределы собственного интереса и увидеть другого человека в его собственном проявлении. Я могу знать, например, что человек раздражен, даже если он и не проявляет это открыто; но я могу знать его еще глубже: я могу знать, что он встревожен и обеспокоен, чувствует себя одиноким, чувствует себя виноватым. Тогда я знаю, что его раздражение — это проявление чего-то более глубинного, и я смотрю на него как на встревоженного и обеспокоенного, а это значит — как на страдающего человека, а не только как на раздраженного.  

Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению. В акте слияния я познаю тебя, я познаю себя, я познаю всех — и я «не знаю» ничего. Я обретаю таким путем — благодаря переживанию единства — знание о том, чем человек жив и на что способен, но это знание невозможно получить благодаря мысли. Садизм мотивирован желанием познать тайну, и все же я остаюсь таким несведущим, каким был и прежде. Я расчленил другое существо на части, и все, чего я достиг — это разрушил его. Любовь — единственный путь познания, который в акте единения отвечает на мой вопрос. В акте любви, отдавания себя, в акте проникновения вглубь другого человека, я нахожу себя, я открываю себя, я открываю нас обоих, я открываю человека.

Шутка про эмпатию

— Ты меня понимаешь?

— Да.

— Тогда объясни мне…

Пример генерала Панфилова

Интересный пример когнитивной эмпатии можно увидеть в диалоге генерала Ивана Васильевича Панфилов с солдатом Ползуновым: Как живешь, солдат?

Дополнительные материалы

Как впервые разбилось моё сердце.

Дэниел Гоулман. Фокус.

Видео. Статус и внимательность к людям

Читать онлайн «Чудеса активного слушания», Ю. Б. Гиппенрейтер – ЛитРес

© Гиппенрейтер Ю. Б.

© ООО «Издательство АСТ»

Предисловие к серии

Перед вами третий выпуск из серии небольших («карманных») книжек, которые в целом представляют собой дополненное и переработанное объединение двух моих книг «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». Эти книги вышли в печать с интервалом почти в десять лет, и вторая книга («Продолжаем…») была результатом продумывания и обогащения фактическим материалом первой.

Таким образом, обе книги были и остаются органически связаны по тематике и моим главным гуманистическим установкам. Вместе с тем, они отличались по жанру. Первая книга, по отзывам многих читателей, оказалась очень полезной как практическое руководство; цель второй была больше разъяснительная: хотелось обсудить вместе с родителями, почему стоит поступать так или иначе, и что происходит с ребенком. Иными словами, если первая книга была больше направлена на действие, то вторая – на понимание.

Объединяя материал обеих книг для серии, мы встали перед задачей совмещения жанров без потери ценности каждого из них. В конечном счете, было решено сохранить в нетронутом виде текст и последовательность «Уроков» первой книги, разбив его по одному-двум урокам в каждом выпуске, и далее присоединять переработанный материал второй книги. Как наверняка заметил читатель любой из моих книг, я очень люблю примеры и часто обращаюсь к случаям из реальной жизни. Факты из жизни красноречивее слов и мнений. И в каждом выпуске вы найдете новые яркие истории, рассказанные родителями.

В целом цель настоящей серии – помочь родителям осознанно выбирать методы своих действий при жизни, воспитании и общении с детьми. Небольшие объемы выпусков, надеюсь, облегчат пользование книжками.

Практика показывает, что очень важно пробовать, чтобы испытать первые успехи. После них родители и дальше обнаруживают чудесные изменения ситуации с ребенком, даже если вначале она казалась им безнадежной.

В заключение очень хочу поблагодарить всех, с кем мне довелось обсуждать проблемы воспитания детей – родителей, учителей, воспитателей детских садов, студентов и слушателей второго высшего образования МГУ, корреспондентов газет, журналов и радио, многие из которых были сами родители.

Все участники нашего общения искренне делились своими проблемами и переживаниями, пробами и ошибками, вопросами и открытиями, писали о трудностях и успехах. Ваши поиски и достижения нашли отражения в моих книгах и, без сомнения, вдохновят многих и многих родителей, педагогов и воспитателей на труд и подвиг воспитания счастливого ребенка.

Хочу принести глубокую личную благодарность моему мужу Алексею Николаевичу Рудакову, с которым я имела счастье обсуждать не только все основные идеи книг, но также стиль, тонкие нюансы текстов, их оформление и рисунки. В его лице я всегда имела не только строгого и доброжелательного редактора, но и человека, ясно мыслящего и готового оказать эмоциональную поддержку при любой трудной работе.

В этой части мы поговорим о явных и неявных «секретах» активного слушания – о том, как наладить настоящий, глубокий контакт с ребенком.

Часть первая


Как слушать ребенка

Что такое «активное слушание» и когда надо слушать ребенка?

Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что же это значит – активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.

– Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!»

– Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!»

– Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его. Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание. Повторю сказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА: Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.

Сразу замечу: скорее всего, такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

– Ну ничего, поиграет и отдаст…

– Как это ты не пойдешь в школу?!

– Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием. Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет.

Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов, услышав о ней больше, принять ее. Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате?

ДОЧЬ: Ну мам, потом.

МАМА: Тебе очень не хочется сейчас убираться.

ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет.

Высшая форма слушания

«Большинство людей слушают не с намерением понять, они слушают с намерением ответить». — Стивен Кови

Все мы слышали о пятой привычке Стивена Кови: «Сначала стремись понять, а потом быть понятым».

Но как мы на самом деле это делаем?

Как лучше всего действительно стремиться понять, по-настоящему слушать кого-то?

Это эмпатическое слушание

Слушать, пока они не почувствуют, что их слышат

Лучшее определение эмпатического слушания, которое я слышал, дал сам Кови. Он сказал, что эмпатическое слушание — это не слушание до тех пор, пока вы не поймете. Это слушание до тех пор, пока другой человек не почувствует, что его поняли.

В своей книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови пишет о том, что такое эмпатическое слушание, чем оно не является, почему оно важно и как мы можем использовать эмпатическое слушание в нашей повседневной жизни, чтобы стремиться понять других, как а также вносить депозиты на эмоциональные банковские счета.

Суть эмпатического слушания

Эмпатическое слушание — это не согласие с кем-то. Речь идет о понимании их эмоционально, а также интеллектуально.

Через «7 навыков высокоэффективных людей»:

«Эмпатия — это не сочувствие. Симпатия — это форма согласия, форма суждения. И иногда это более уместная эмоция и реакция. Но люди часто питаются симпатией. Это делает их зависимыми. Суть эмпатического слушания не в том, что вы соглашаетесь с кем-то ; дело в том, что вы полностью, глубоко понимаете этого человека как эмоционально, так и интеллектуально».

Как вы умеете эмпатически слушать

Не используйте только свой мозг. Слушай глазами и сердцем.

Через «7 навыков высокоэффективных людей»:

«При эмпатическом слушании вы слушаете ушами, но вы также, что более важно, слушаете глазами и сердцем. Вы слушаете ради чувства, ради смысла. Вы прислушиваетесь к поведению. Вы используете правое полушарие так же, как и левое. Вы чувствуете, вы интуитивно чувствуете».

5 уровней слушания

Эмпатическое слушание — это высшая форма слушания, уровень 5, но мы обычно слушаем на уровнях 1-4.

Через «7 навыков высокоэффективных людей»:

«Когда говорит другой человек, мы обычно «слушаем» на одном из четырех уровней. Мы можем игнорировать другого человека, вообще не слушая его.

Мы можем практиковать притворяясь , «Да. Ага. Верно». Мы можем практиковать выборочное прослушивание , прослушивание только определенных частей разговора. Мы часто делаем это, когда слушаем постоянную болтовню дошкольника. Или мы можем даже практиковать внимательное слушание , обращая внимание и концентрируя энергию на произносимом слове.

Но очень немногие из нас когда-либо практиковали пятый уровень, высшую форму слушания, эмпатическое слушание».

Эмпатическое слушание не является «активным» слушанием

Эмпатическое слушание не означает подражание, отражение или отражение другого человека.

Через «7 навыков высокоэффективных людей»:

«Когда я говорю об эмпатическом слушании, я не имею в виду методы «активного» или «рефлексивного» слушания, которые в основном включают подражание тому, что говорит другой человек . Такое слушание основано на навыках, усечено от характера и отношений , и часто таким образом оскорбляет тех, кто «слушал» .

Он также по сути автобиографичен. Если вы практикуете эти приемы, вы можете не проецировать свою автобиографию на реальное взаимодействие, но мотив вашего прослушивания автобиографичен . Вы слушаете с рефлексивными навыками, но вы слушаете с намерением ответить, контролировать, манипулировать».

Почему эмпатическое слушание так эффективно?

Это настолько мощно, потому что вы на самом деле слушаете, чтобы понять. А людям «нужно» быть понятыми.

Из книги «7 навыков высокоэффективных людей»:

«Эмпатическое слушание настолько эффективно, потому что оно дает вам точные данные для работы. Вместо того, чтобы проецировать собственную автобиографию и предполагать мысли, чувства, фильмы и интерпретации, вам 9 лет.0028 работа с реальностью в голове и сердце другого человека . Вы слушаете, чтобы понять. Вы сосредоточены на получении глубокого общения с другой человеческой душой».

Делайте вклады на эмоциональные банковские счета

Снимайте меньше и вносите больше с чутким слушанием.

Через «7 навыков высокоэффективных людей»:

«Кроме того, эмпатическое слушание является ключом к внесению вкладов на эмоциональные банковские счета, потому что все, что вы делаете, не является вкладом, если другой человек не воспринимает это как таковое. Вы можете работать изо всех сил, чтобы внести депозит, но это превратится в отказ, когда человек расценит ваши усилия как манипулятивные, корыстные, запугивающие или снисходительные, потому что вы не понимаете, что действительно важно для него. ”

Эмпатическое слушание — это простой способ подняться на новый уровень в жизни.

Вы также можете пожелать

принять 7 привычек высокоэффективных людей

Как преодолеть недостаток

, извлеченные от Стивена Кови

Стивен Кови о развитии эмоционального интеллекта

Стефы Кови. Навыки межличностного общения, личная эффективность, социальный интеллект, успех

Эмпатия — Эмпатическое слушание — The Conover Company

перейти к содержанию

Предыдущий Следующий

Если вы знаете кого-то, кто умеет слушать, у него, скорее всего, будет много друзей. Людям нравится быть рядом с теми, кто их слушает. В мире перемен и давления требуется время, чтобы выслушать других. Эмпатическое слушание — это метод слушания, который увеличивает вашу способность понимать других людей. Этот тип слушания подчеркивает точку зрения другого человека. Это обеспечивает более высокий уровень понимания того, что чувствуют другие. Эмпатическое слушание требует усилий. Это также связано с определенным риском. Риск исходит из возможности пострадать. Чтобы отложить в сторону свои собственные потребности, чтобы выслушать другого и проникнуться чужими мыслями и чувствами, требуется определенная степень уязвимости. Но этот риск того стоит. Вы никогда не сможете видеть мир так, как его видят другие, пока не освоите навыки, необходимые для эмпатического слушания.

Существует несколько различных техник развития чуткого слушания. В этой записи блога мы рассмотрим следующие пять техник:

1. Выработайте хорошие привычки слушать
2. Слушайте, чтобы понять
3. Практикуйте четыре этапа эмпатического слушания
4. Избегайте недопонимания
5. Следуйте правилам эмпатического слушания

Выработайте привычку слушать. Чтобы стать чутким слушателем, вы сначала должны выработать хорошие привычки слушать. Слушание — настолько распространенное занятие, что мы иногда забываем, насколько это важно. Например, я уверен, что вы можете вспомнить случай, когда вы думали, что слушаете, но как только человек закончил говорить с вами, вы поняли, что понятия не имеете, что он сказал. Начните с овладения этими простыми навыками слушания, и вы станете на один шаг ближе к тому, чтобы стать чутким слушателем:

1. Дайте человеку говорить, не перебивая и не прерывая его
2. Не говорите: «Я знаю, что вы чувствуете»
3. Проявите интерес к тому, что говорят
4. Попытайтесь понять, что говорит человек
5. Старайтесь не думать о том, что вы собираетесь сказать, пока человек еще говорит
6. Не осуждайте то, что говорит человек
7. Будьте непредвзяты

Слушайте, чтобы понять. Большинство из нас слушает не для того, чтобы понять, мы слушаем только для того, чтобы ответить своими мыслями и мнениями. Пока человек говорит, мы думаем о том, что собираемся сказать дальше. Это опасно, потому что заставляет нас реагировать, основываясь на собственных мыслях и чувствах. Когда вы слушаете, чтобы понять, вы обращаете внимание на мысли и чувства говорящего.

Эмпатическое слушание дает нам инструменты, позволяющие увидеть проблему, понять ее последствия и найти решение. Чтобы помочь кому-то, мы должны сначала понять проблему с его точки зрения. Как говорит Стивен Кови: «Сначала стремитесь понять, а потом быть понятым». Когда мы отбрасываем собственные мысли и мнения, мы начинаем узнавать, что думают и чувствуют другие. Тогда и только тогда мы сможем начать помогать нуждающимся.

Практикуйте четыре этапа эмпатического слушания. Итак, мы знаем, что чуткое слушание требует хорошей привычки слушать и способности понимать других людей. Но что такое эмпатическое слушание на самом деле? Эмпатическое слушание можно разбить на четыре стадии или шага.

Этап 1: Скопируйте сказанное. Просто повторяйте то, что вы слышите, чтобы лучше понять. Повторите это точно так, как вы думаете, что услышали это.
Этап 2: Скажи, что слышишь. Повторите слова, которые были сказаны, не добавляя ничего нового.
Этап 3: Поразмышляйте над чувством. Постарайтесь понять чувство, выраженное в сказанном, выходя за рамки того, что, как вам кажется, вы услышали.
Стадия 4: Повторите сказанное и подумайте о чувстве. Это объединяет этапы 2 и 3, чтобы понять сообщение.

Во избежание недоразумений. Хотя чуткое слушание требует времени и усилий, оно не требует столько же времени и усилий, как исправление недопонимания.

Непонимание происходит, когда человек не может правильно понять смысл или намерение слов или действий другого человека. Или, проще говоря, сообщение, предназначенное для отправки, отличается от полученного сообщения.

Мы все были вовлечены в недоразумения. Возможно, вы думали, что слышали, как кто-то говорит одно, но на самом деле они имели в виду другое. Проблема недоразумения в том, что вы не можете начать его исправлять, пока не поймете, что оно имело место. Эмпатическое слушание может помочь предотвратить или предотвратить недопонимание. Чем лучше вы слушаете и чем усерднее вы работаете над тем, чтобы понять, что думают и чувствуют другие, тем меньше вероятность того, что вы поймете их неправильно.

Следуйте правилам чуткого слушания. Одна из важнейших обязанностей друга — уметь слушать. Большинству людей больше интересно говорить, чем слушать. Вместо того, чтобы действительно слушать, что говорит другой человек, мы просто ждем вашей очереди говорить.

К счастью, умение слушать нужно приобретать. Если вы еще не научились эмпатическому слушанию, еще не поздно начать. Многие люди беспокоятся, что не будут знать, что сказать после того, как послушают. Постарайтесь не беспокоиться об этом, просто слушайте и позволяйте другим говорить.

Для начала попробуйте следовать этим правилам чуткого слушания:

1. Обращайте внимание на чувства, которые другие выражают — вербально и невербально. Постарайтесь понять
смысл слов и действий.
2. Не ставьте свои чувства на место чужих. Отложите свои собственные потребности и идеи на время, достаточное для того, чтобы выслушать точку зрения другого человека.
3. Общайтесь более оперативно. Отвечайте или давайте ответы на сообщения, которые вы получаете, чтобы показать, что вы их понимаете.
4. Не перебивайте и не перебивайте. Дайте говорящим закончить то, что они говорят, прежде чем вы начнете говорить.
5. Задавайте вопросы для получения дополнительной информации. Если вы все еще не понимаете, задавайте вопросы, пока не поймете.

Не забывайте практиковать эти правила чуткого слушания в следующий раз, когда у вас будет важная беседа. Когда вы регулярно практикуете эмпатическое слушание, вы обязательно заметите улучшение своих отношений с другими людьми.

Узнайте больше о нашем решении

Терри Шмитц — основатель и владелец компании Conover. Терри более 30 лет занимается разработкой систем оценивания как для образования, так и для корпораций. Он разработал сотни систем оценки для конкретных профессий, которые связаны с системами повышения квалификации.

Поиск:

  • Неделя осведомленности о психических заболеваниях

    3 октября 2022 г.

  • Почему ВЫБОР? И почему сейчас?

    11 апреля 2022 г.

  • SEL и психическое здоровье

    22 марта 2022 г.

  • Навыки межличностного общения необходимы для успешного дистанционного обучения, особенно для уязвимых учащихся

    29 марта 2021 г.

  • Чем Conover Online отличается от мира дистанционного обучения

    16 сентября 2020 г.

Категории

  • Управление гневом
  • Управление тревогой
  • Предотвращение издевательств
  • Оценка карьеры
  • Корпоративный
  • Образование
  • Эмоциональный интеллект
  • Постановка целей и их достижение
  • Жизненные навыки
  • Новости
  • ПБИС
  • Профессиональное развитие
  • ВЫБОР
  • Социальные навыки
  • СКОРОСТЬ
  • Без категории
  • Предотвращение насилия
  • Готовность к работе
Ссылка для загрузки страницы Перейти к началу

Что такое эмпатическое слушание? – Microsoft 365

04 июля 2022 г.

Получите более глубокое понимание любого, с кем вы разговариваете, используя эмпатическое слушание. Активное слушание повысится, когда вы добавите эмпатию в свой разговорный арсенал.

Определение эмпатического слушания

Эмпатическое слушание — это слушание с эмпатией — эмпатией как к говорящему, так и к точке зрения говорящего. В то время как активное слушание обычно рекламируется как способ, которым следует заниматься при слушании в профессиональном или образовательном контексте, эмпатическое слушание использует черты активного слушания и основывается на нем, включая эмпатию, улучшающую связь и понимание между слушателем и говорящим.

Активное слушание и эмпатическое слушание

Хотя активное слушание и эмпатическое слушание похожи — и их названия иногда используются взаимозаменяемо — это не одно и то же. Любое эмпатическое слушание активно, но не всякое активное слушание является эмпатическим. Оба подхода к слушанию требуют, чтобы слушатель полностью присутствовал, когда наступает его очередь слушать в разговоре, но эмпатическое слушание выводит эмпатию на первый план и требует, чтобы слушатель учитывал эмоциональную точку зрения говорящего, а не только слово, которое он произносит. говоря.

«При активном слушании слушатель гарантирует, что говорящий понимает, что его услышали, что «что» в его словах понятно. Эмпатическое слушание добавляет слова «почему» — контекст и эмоции».

Шаги для эмпатического слушания

Успешное эмпатическое слушание обычно следует следующим шагам — все они важны, но некоторые из них могут занимать видное место в разговоре в зависимости от контекста и потребностей говорящего:

  • Присутствовать в разговор. Избегайте просто ждать своей очереди говорить — не планируйте ответы на то, что говорит говорящий, слушайте все, что он говорит, и обрабатывайте эти моменты во время прослушивания. Не позволяйте своему внутреннему монологу отвлекаться на планирование чего-либо, связанного с разговором, и не позволяйте себе мысленно отвлекаться на что-либо, не имеющее отношения к разговору.
  • Слушай внимательно. Речь состоит не только из слов. Какой тон используется? Насколько громко они говорят? Они говорят быстро, медленно, неестественно, со слишком большим количеством пауз? То, как говорящий говорит, так же важно, как и то, что он говорит, и что он из себя представляет. 0311, а не .
  • Смотрите так же внимательно, как и слушаете. Разговор — это нечто большее, чем то, что говорится в устной форме. Посмотрите на язык тела, движения глаз, выражение лица и другие движения, большие и малые.
  • Задавайте вопросы. Используйте вопросы, чтобы расширить и углубить разговор, а также получить представление о мыслях и чувствах говорящего. Избегайте вопросов типа «да» или «нет», наводящих вопросов и нагруженных вопросов. Например, вместо того, чтобы спрашивать, почему что-то пошло не так или расстроило их (что привело к отрицательному результату или заставило их защищаться), спросите, как, по их мнению, что-то пошло или что они почувствовали.
  • Повторите свое понимание сказанного. Активное слушание требует от слушателя кивка и словесного указания на то, что он следует и понимает, а затем повторения основных моментов обратно говорящему. Эмпатическое слушание идет дальше. Как слушатель, который собрал вербальные и невербальные сигналы и внимательно выслушал, ваша роль в разговоре состоит в том, чтобы обработать всю эту информацию и повторить то, что вы понимаете, переданное вашими собственными словами, показывая, что вы и слушаете, и понимаете.
  • При необходимости включите другие. Если это не беседа один на один, в которой вы участвуете, убедитесь, что другие слушают вас с сочувствием и делятся своими точками зрения, переводя беседу на других. Такие переходы, как «Что вы думаете о сказанном?» и «Что вы думаете по этой теме?» может быть здесь полезен.
  • Будьте гибкими в своем стиле общения. Эмпатическое слушание, как и активное слушание и другие стили слушания, является приобретаемым навыком. У каждого свой врожденный подход к говорению, слушанию и общению. Независимо от того, активно ли вы работаете над тем, чтобы эмпатически слушать или находите необходимость подстраиваться под вашего собеседника, гибкость является ключом к пониманию.

Советы по эмпатическому слушанию

Чтобы извлечь максимальную пользу из практики эмпатического слушания, помните об этих советах:

  • может лучше соединиться с эмоциями говорящего.
  • Смиритесь с тем, что вы не все знаете — говорящий может поделиться с вами чем-то новым, будь то факт или точка зрения.
  • Жажда знать все! Знайте то, чего вы не знаете, а затем поинтересуйтесь, что вы можете узнать в любом конкретном разговоре.
  • Сдержанное суждение — роль эмпатического слушателя заключается в том, чтобы установить интеллектуальную и эмоциональную связь с говорящим, а не судить о том, чем он делится.

Когда использовать эмпатическое слушание

Эмпатическое слушание приносит пользу независимо от ситуации, но в некоторых контекстах эмпатическое слушание может принести явную пользу:

  • Лидерство, говорящее с теми, кого оно возглавляет
  • Разговор с коллегами о проектах
  • Личные отношения, такие как семья, друзья и романтические партнеры
  • Моменты, когда кто-то приходил к вам за советом или советом
  • Встречи и звонки по продажам

Независимо от того, ищет ли ваш собеседник что-то от вас или вы пытаетесь ему что-то дать, эмпатическое слушание является ключом к установлению близости и доверия.