Эриксон психолог: Эрик Эриксон — Психологос

немецкий психолог — о современных проблемах — Центр развития интеллекта «Пифагорка»

Статьи

25 августа 2017 4909

«Все проблемы идут из детства!» — сегодня эта фраза имеет высокую популярность. Многие опытные ученые и психологи пишут книги и проводят мастер-классы, на которых рассказывают о создании счастливого детства ради идеального будущего. С этим мнением сложно спорить, но детство — не единственная область, влияющая на жизнь человека. Кроме того, беззаботные первые годы жизни — не гарантия безоблачного будущего.

Эрик Хомбургер Эриксон, выдающийся психолог из Германии, не делал особенного акцента на каком-то конкретном периоде жизни личности, зато он разработал восемь возрастных категорий, показал, как сильно культура влияет на развитие человека, и стал одним из самых неоднозначных и противоречивых последователей Фрейда.

Биография

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года в Германии. Как и все немцы, он оказался очень трудолюбивым, педантичным и наблюдательным мальчиком.

Возможно, молодой Эрик стал увлекаться психологией, потому что сам столкнулся с некоторыми проблемами в детском возрасте и юношестве. Существует предположение, что родители известного ученого не сумели сохранить брак и разошлись, оставив Эрику серьезную психологическую травму. Отца будущий психолог по одной из версий никогда не видел, по другой — был знаком с родителем, но не общался. Кроме семейных проблем, Эриксон постоянно терпел насмешки и издевательства со стороны одноклассников: ребятам казалась смешной внешность мальчика. Он посещал занятия в еврейской школе, и его высокий рост, голубые глаза и светлые волосы очень часто оказывались причиной для едких шуток.

Эти негативные события подтолкнули Эриксона к изучению личности и способов ее развития. Повзрослев, молодой ученый пробовал себя в искусстве, путешествовал по миру и даже был преподавателем, а чуть позже познакомился с Зигмундом Фрейдом, открыл частную клинику и занялся детским психоанализом.

Не по Фрейду

Несмотря на схожие взгляды с Фрейдом, Эриксон выделял и свои отдельные теории, которые иногда противоречили направлениям Зигмунда. Например, Эрик выходил за рамки отношений «ребенок — семья» и говорил о том, что на развитие личности человека сказываются не только семейные ценности и фамильные традиции, но и исторические условия, а также — уровень культуры в социуме. Каждая из его теорий — результат внимательного наблюдения за людьми разных культур, с разной системой ценностей.

Одно из самых главных различий между великими учеными заключается в подходе к изучению личности. Фрейд считал, что большое внимание нужно уделять детству, а Эриксон не ограничивался одним возрастным периодом и с уверенностью замечал, что необходимо охватывать весь период жизни человека.

Кризис — это хорошо

Почти у каждого человека слово «кризис» вызывает грустные ассоциации. Эрик заявлял, что кризис — это завершающий этап любой стадии. Другими словами, он необходим для того, чтобы человек имел возможность развиваться дальше.

Еще одно большое открытие, которое любят использовать современные психологи, — кризис идентичности. Эриксон считал, что людям свойственно искать свое место в жизни и сомневаться в выбранном пути. Кстати, в этом вопросе известные психологи снова не сошлись во мнениях: Фрейд принял фатальную позицию, заявив, что любая личность обречена на социальное угасание при возможности подчиниться своим инстинктам и стремлениям, Эриксон придерживался радужных взглядов и объяснял, что личностный кризис приводит к дальнейшему развитию и помогает найти верный путь в жизни.

Восемь стадий развития

В своей книге «Детство и общество» Эриксон подробно описал восемь стадий развития личности.

Первая стадия — «Младенчество: доверие — недоверие». Фундаментом для формирования здоровой личности служит именно эта временная ступенька, потому что в период младенчества ребенок чувствует внутреннюю определенность, знакомится с окружением и учится воспринимать мир, как уютное и безопасное место.

Вторая стадия — «Раннее детство: самостоятельность — сомнение». Первый пункт уже подготовил комфортную площадку для здоровой личности и подарил ребенку определение и доверие, следующий период — самостоятельное знакомство с окружающими предметами. Ученый советует в этот период давать малышу возможность самому исследовать мир и укрепить чувство своей нужности, полезности и любознательности.

Третья стадия — «Возраст игры: инициатива — вина». Эриксон называет эту стадию последним дошкольным конфликтом. В этом возрасте у ребенка формируется чувство ответственности за себя и свои вещи. Успехи в развитии позволяют конкурировать со сверстниками: кто быстрее бегает, кто лучше читает, кто красивее пишет. Ребята легко соглашаются на соревнования и различные игры, чтобы доказать окружающим свое преимущество в любом начинании. Разрушительным действием в этот период оказывается слишком жесткий родительский контроль, который навязывает ребенку чувство вины и лишает способности в будущем требовать любовь и внимание.

Четвертая стадия — «Школа: трудолюбие — неполноценность». Эриксон считал, что трудолюбие возникает, когда дети начинают изучать свою культуру и исторические особенности, многие ребята открывают в себе логический ум или творческие порывы. Опасность этого пункта кроется в возможной неблагоприятной среде в школе. Если ребенок сомневается в своих способностях, неуверенно чувствует себя при сверстниках, это может негативно повлиять на обучение и развитие.

На четвертой стадии периоды детства завершаются, но Эриксон в оставшихся направлениях в книге «Детство и общество» описывает последовательное развитие личности.

Важнейшие труды ученого и сегодня используют в своей практике лучшие психологи. Эрик Эриксон сделал несколько основательных открытий: написал подробную «инструкцию» по пунктам для качественного развития человека; доказал, что кризис идентичности — это необходимый рубеж и способ личного роста. А еще выразил оптимизм по вопросу страхов и комплексов, ведь психолог считал, что все проблемы — это своеобразный вызов для человека, который необходимо преодолеть, чтобы продолжить свое развитие.

Лидия Озерова

Мистер гипноз — Милтон Эриксон. (И. Гуляева)

История жизни человека, вернувшего гипнозу статус одного из эффективнейших  терапевтических методов, лишив его при этом ореола таинственности и мистики.

«Каждый подобен своим отпечаткам пальцев. Они единственные в своем роде. И никогда не будет второго такого же, как вы. И вы должны только радоваться, что являетесь самим собой. Вы не можете это изменить, как не могут быть изменены отпечатки пальцев.» —  Милтон Эриксон


Милтон Эриксон, известнейший американский психотерапевт, родился 5 декабря 1901 года в семье фермеров. В семнадцать лет он перенес приступ полиомиелита и был полностью парализован. Он выздоровел полностью благодаря тому, что, наблюдая за своей младшей сестрой, которая в это время была младенцем, он начал мысленно повторять ее движения. Постепенно он вернул себе двигательную активность, что врачи того времени назвали чудом. Когда Милтон Эриксон был студентом-психологом Висконсинского университета, ему довелось наблюдать гипнотические опыты Кларка Л. Халла. Эти опыты произвели на него сильное впечатление, и Милтон Эриксон начинает проводить сеансы гипноза, набирая опыт.

Эриксон защитил степени бакалавра и магистра психологии и доктора медицины в Университете штата Висконсин. Он создал Американское общество клинического гипноза и был его первым президентом. Он учредил «Американский журнал клинического гипноза» и был его главным редактором. Он был директором основателем Фонда обучения и исследований при Американском обществе клинического гипноза, являлся пожизненным членом Американской ассоциации психологов и психиатров.


Доктор Милтон Г.Эриксон — автор более 140 научных статей, большинство из них посвящены проблемам гипноза. Эриксон считал, что изменения происходят наиболее быстро и необратимо тогда, когда психотерапевт намерен повлиять на бессознательные стереотипы своего пациента, а это часто включает в себя работу с его ценностными ориентирами и системой отношений. Транс, по мнению Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Фактически транс — это естественное состояние, которое испытывал каждый.

Похожее состояние имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие формы транса — это медитация, молитва или выполнение однообразных физических упражнений (медитация в движении).


В трансах пациенты начинают интуитивно понимать смысл и значений сновидений, символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии они больше способны на то, что Эриксон называл «бессознательным обучением», их меньше беспокоят собственные мысли и бытовые мелочи. Эриксон говорил: «Вы всю жизнь учились, передавая полученные знания бессознательному и автоматически пользуясь конечными результатами обучения. Вы научились говорить, но было время когда „ай-ва-вы“ означало „дай воды“. Понадобилось много времени, чтобы открыть для себя, что „ай-ва-вы“ не означает воду. И именно по этой причине требуется так много времени, чтобы пациенты, уже взрослые люди, поняли после наших долгих и тщательных объяснений, что „существует язык, который вы не понимаете, — но который вы знали когда-то очень давно — язык бессознательного“.

Всю вашу жизнь вы обучаетесь чему-то, переводите полученные знания в бессознательное и автоматически пользуетесь конечными результатами своего обучения».
 

Эриксон использовал различные способы для изменения ограничивающих убеждений. Например, один способ состоит в том, что создается психологическая установка, более широкая или менее ограниченная, чем предыдущая. Другой способ — это такой подход к проблеме при котором идет концентрация на самой задаче, а не на ограничениях. Например, играя в гольф, «каждую лунку вы считаете первой». Иными словами, каждый новый бросок вы воспринимаете как отдельное событие и перестаете чувствовать общий контекст игры, включая число лунок, предыдущий счет и так далее. Вопрос об ограничениях тогда даже не возникает. Каковы были пределы, вы узнаете позже, когда посмотрите на табло.


Эриксон придавал большое значение изменениям точки зрения на проблему. Смена фокуса внимания дает возможность увидеть позитивные стороны произошедшего. Он говорил: «Итак, мечтайте. И каждый раз, когда вы мечтаете, у нас есть и право, и привилегия пережить свою мечту заново, с иным составом действующих лиц и персонажей. И так вы можете обнаружить множество того, что вас учили не знать. Очень давно учителя говорили вам: „Смотри мне в глаза, когда я говорю с тобой“. Вот вы и заучили, „Не делай этого, не делай того. Одевайся, как положено, носи туфли, какие принято. Завязывай шнурки правильно“. Очень многое в нашем обучении основано на ограничивающих указаний, которые затрудняют развитие нашего понимания, — и мы приобретаем стереотип ограниченности. Сложную проблему нужно последовательно преодолевать шаг за шагом, — сперва мысленно, потом на самом деле делать то, что вы уже сделали в уме».


Милтон Эриксон считал, что очень важно принимать пациента всерьез и идти навстречу его желаниям. Не выносить холодных и однобоких суждений и оценок. И следует понимать, что люди учатся тому, что им необходимо, и вы не можете преподать им все, в чем они нуждаются.

Что они сами могут научиться очень многому. Помните, что каждый из нас имеет свой индивидуальный язык, что, слушая пациента, вы должны слушать, отдавая себе отчет в том, что он говорит на чужом для вас языке, и что вам не следует пытаться понимать его в тех терминах, их которых состоит ваш собственный язык. Понимайте пациента на его собственном языке.


Используя систему понятий самого пациента, он начинает работать над тем, чтобы пациент смог разрушить запреты. «Сделайте так, чтобы они нарушил свои запреты» — это одно из основных правил, которое Эриксон применял при лечении многих типов симптомов и комплексов, включая, конечно, фобии и состояния заторможенности.


Когда Эриксон вел психотерапию, он знал, чем она кончится, как знал окончание тех рассказов и анекдотов, которые рассказывал. Пациенту это было неизвестно, Эриксон начинал работу, имея вполне определенную цель — изменить реакции пациента с нездоровых и разрушительных на здоровые и созидательные.

Как психотерапевт он управлял ситуацией, добиваясь поставленной цели. Для того чтобы вызвать и поддержать интерес и высокую вовлеченность у пациента, использовались многие техники — провоцирование, разжигание любопытства, разнообразные тактики поведения и юмор.


Уделяя больше внимания импульсам и чувствам в противовес интеллекту и понятиям, Эриксон просто пытается восстановить равновесие, которое деформировалось у большинства людей. Однажды он объяснил это так: «У ребенка тело пытается успевать за ногами. У взрослого ноги пытаются угнаться за телом и головой». 

Эриксону всю жизнь приходилось преодолевать многочисленные недуги. Перенесенный в детстве полиомиелит в 1967 году окончательно приковал его к инвалидному креслу. Однако Эриксон говорил, что полиомиелит стал его лучшим учителем в познании человеческих возможностей. У Эриксона было нарушено цветовое зрение: из всех цветов спектра он лучше всего различал пурпурный. Его жизнь поддерживали два «кита»: работа, которой он был постоянно загружен, и семья— источник его духовной силы и предмет гордости.

У него было 4 сына и 4 дочери. Он по-настоящему наслаждался жизнью, предпочитая видеть в жизни ее позитивные стороны.


Эриксон считал, что позитивный взгляд на будущее является лучшим противоядием против депрессии или неконтролируемого наплыва мыслей — равно как и предвосхищение изумления в развязке анекдота или предощущение того, что течение времени приведет к личностному росту.


Он так рассказывал о своих родителях: «Мои отец и мать радовались жизни всегда, радовались полноценно». Милтон Эриксон старался, чтобы его пациенты впитали в себя это мироощущение — наслаждение жизнью, радость от каждого мгновения жизни. Эриксон хотел превратить смерть в нечто, не вызывающее тревоги, и подчеркивал, что жизнь дается для того, чтобы жить.


Милтон Эриксонов умер от острой инфекции 25 марта 1980 года. До последних дней относительно неплохо чувствовал себя и был, как обычно, деятелен. Семья Эриксонов собралась со всех концов Соединенных Штатов. Тело Эриксона кремировали, и пепел развеяли с вершины горы Скво.


Закончить рассказ о величайшем психиатре 20 столетия я бы хотела словами Сальвадора Минухина о Милтоне Эриксоне: «У меня осталось сильное впечатление от того, как Вы умеете смотреть на простые вещи и описывать их сложность, а еще Ваша вера в способность людей использовать накопленный опыт, о наличии которого они даже не подозревают».

 

 Инна Гуляева

 выпускница Международного Эриксоновского Университета коучинга

 г. Москва

 

 

 

 

Статья опубликована на портале Brainity.ru

 

 

Эрик Эриксон Биография — Жизнь немецко-американского психолога

Эрик Эриксон был немецко-американским психоаналитиком и психологом. Он наиболее известен своими теориями психосоциального развития человека и автором термина «кризис идентичности».

Эриксон получил статус профессора в Гарварде и нескольких других известных учебных заведениях, несмотря на то, что у него не было собственного высшего образования. Он был автором классической публикации 1950 года, Детство и общество , а также несколько других книг. На него значительное влияние оказал Зигмунд Фрейд.

Ранние годы

Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте, Германия. Он был продуктом внебрачного романа между его матерью и неизвестным датчанином. Вскоре после этого его мать овдовела и снова вышла замуж в 1905 году; ее новым мужем стал Теодор Хомбургер, педиатр, усыновивший мальчика шесть лет спустя.

Повзрослев, Эриксон понял, что не является кровным родственником своего отца, и по этой причине взял на себя роль аутсайдера. Это усугублялось его еврейским происхождением, что вызывало у него некоторую неловкость в школе. В его синагоге, наоборот, его высокий светловолосый взгляд также вызывал насмешки.

Годы обучения

Его отчим хотел, чтобы Эриксон поступил в медицинскую школу, но мальчик хотел изучать искусство. Когда его отчим отказался поддержать эту идею, Эриксон ушел из дома, чтобы начать курс в Баденской государственной художественной школе, а затем провел время в путешествии по Европе.

Он зарабатывал деньги, рисуя портреты детей в Вене, что привело его к контакту с Анной Фрейд в художественной школе, основанной на психоаналитическом подходе. Фрейд быстро понял, как хорошо Эриксон ладит с детьми, и стал его наставником. Это принесло ему одобрение Венского психоаналитического общества и степень преподавателя, специализирующегося на методе Монтессори.

Переезд в Америку

Эриксон и его жена Джоан были встревожены подъемом нацистов в 1930-х годах и решили эмигрировать. После непродолжительного пребывания в Дании они обосновались в Соединенных Штатах. Эриксон, не имея ученой степени, был отстранен от работы детским психоаналитиком и вместо этого работал ассистентом в Йельском и Гарвардском университетах.

В конце концов, его связи с венским обществом позволили ему выбрать профессиональный курс, которого он действительно хотел. Переехав в Сан-Франциско, он работал в Калифорнийском университете в Беркли в качестве лектора и научного сотрудника. К 19В 50 лет он был признанным и уважаемым членом психоаналитической элиты в этом районе.

Карьера Эриксона начинает процветать

С 1939 года он был американским гражданином, и теперь он начал свою самую важную работу, изучая, как индейские племена юрок и лакота действуют в отношении воспитания своих детей. Он опирался на знания Франца Боаса, Маргарет Мид и других культурных антропологов, смешивая их с теориями Зигмунда Фрейда, чтобы создать собственную отличительную позицию.

Хотя он следовал Фрейду в таких вопросах, как существование эдипова комплекса и природа эго, он также привнес антропологические концепции культуры и общества. Эриксон считал, что различия в руководстве, культурах и стилях воспитания в каждом обществе имеют решающее значение для психологического развития ребенка.

Основной вклад в психологию

Эриксон смог примирить эти различия и сформулировать универсальную теорию развития, основанную на восьми фазах, основанных на таких понятиях, как доверие, автономия, стыд и инициатива. В первом случае, например, ребенок должен был научиться доверять другим, не заходя так далеко, чтобы стать доверчивым.

Эти восемь стадий охватывают только первые пять лет жизни ребенка, после которых Эриксон считал, что личность полностью сформировалась. Тем не менее он ценил, что развитие в целом длилось всю жизнь, учитывая неизбежность существования жизненных кризисов. Он считал, что те, кто не смог удовлетворительно разрешить свои детские фазы, всегда будут иметь проблемы с кризисами во взрослой жизни.

Личная жизнь и смерть

У самого Эриксона был сын с синдромом Дауна, который провел в лечебнице весь 21 год своей жизни. Врачи ожидали, что он проживет не более трех лет, и его родители приняли предложение врача перевести его, сказав братьям и сестрам, что он умер.

Когда правда вышла наружу, в семье Эриксонов царило недовольство. Это было время, когда был опубликован « Детство и общество », но Эриксон ушел со своей должности в Беркли, чтобы избежать преследований со стороны Комитета по антиамериканской деятельности Палаты представителей Маккарти.

В 1960 году он поступил в Гарвард в качестве профессора, посвятив остаток жизни много писательству: он получил Пулитцеровскую премию за свою работу о Ганди . Вскоре после того, как ему поставили диагноз «рак простаты», он умер в Массачусетсе 12 мая 19 года.94.

Эрик Эриксон, немецкий психолог | SweetSearch3Day

Немецкий психоаналитик Эрик Эриксон наиболее известен своими новаторскими теориями о психосоциальных стадиях развития, введением термина «кризис идентичности» и развенчанием фрейдистской идеи о том, что детство задает курс развития личности.

Ранние годы Эрика Эриксона

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте, Германия, в семье Карлы Абрахамсен, матери-одиночки, у которой был роман во время четырехлетнего отсутствия мужа. Три года спустя педиатр Эриксона Теодор Хомбургер женился на Карле и усыновил Эрика.

Будучи студентом, Эриксон больше интересовался искусством, чем наукой. После окончания средней школы он пропустил колледж и отправился в Италию, чтобы еще больше развить свою страсть и талант к искусству. Затем он переехал в Вену, чтобы преподавать искусство в школе для одаренных детей, созданной дочерью Зигмунда Фрейда Анной Фрейд и Дороти Берлингэм. Наблюдая за его талантом к детям, Анна Фрейд направила его к карьере психоанализа.

Источники в этой истории
  • Государственный университет Фростбурга: PSYography: Erik Erikson
  • Институт Эриксона: Эрик Х. Эриксон
  • Время : Стадии человека
  • Место обучения онлайн: этапы развития Эрика Эриксона
  • New York Times : Эрик Эриксон, 91 год, психоаналитик, изменивший взгляды на человеческий рост, умер

Вклад Эриксона в психоанализ

В «Детстве и обществе» Эриксон расширил фрейдистскую концепцию стадий развития, распространив их на всю жизнь человека. Объясняя значение своей работы, Time писал: «Психоаналитики могли бы [теперь] посмотреть в глаза культурным антропологам или социальным психологам и начать делиться полученными знаниями».

Эриксон порвал с фрейдистской идеей, предположив, что «дети старше пяти лет не формируются безвозвратно и что те, кто был беден в свои ранние годы, могут позже компенсировать свое обездоленное происхождение».

Арлин Хардер, психотерапевт и редактор «The Learning Place», провела обзор восьми стадий психосоциального развития, написав: «[Эриксон] считал, что ход развития определяется взаимодействием тела (генетическое биологическое программирование), разума ( психологические) и культурные (этос) влияния».

По мере взросления мы проходим эти этапы или конфликты, с которыми мы должны бороться, а затем разрешать.

Остальная часть истории

Опасения Эриксона по поводу восстания нацистов вынудили его и его жену, танцовщицу Джоан Серсон, переехать в Соединенные Штаты в начале 1930-х годов. Хотя у него был только аттестат средней школы, он нашел место в Гарварде. Поощренный тамошними учеными получить докторскую степень, он уволился после непродолжительной попытки, объяснив, что может узнать больше, просто наблюдая за детьми: «Вы можете видеть, как он решает свои проблемы.