Эрих фромм искусство любить краткое содержание: Краткое содержание Фромм Искусство любить за 2 минуты пересказ сюжета

Содержание

Краткое содержание Фромм Искусство любить за 2 минуты пересказ сюжета

В своей знаменитой книге «Искусство любить» Эрих Фромм дает своего рода понимание любви. Он относится к этому состоянию не как к идее чего-то эфемерного и непонятного для человеческого разума, а как постоянную и кропотливую работу над собой.

Для Эриха Фромма  любовь – это тесное взаимодействие таких элементов, как ответственность, уважение, знание и забота. Не менее важное место в книге отводится любви к себе. Это один из основных компонентов любви. С его точки зрения необходимо быть склонным к анализу своих действий и поступков, также, в его понимании, любовь к себе – это не высокомерие и эгоизм, а знание своих сильных и слабых сторон и умение регулировать их баланс.

При этом,  автор подчеркивает, что любовь невозможна без развития в себе базовых нравственных качеств. Проблема большинства людей, по мнению Фромма, в ожидании чуда, в появлении человека, закрывающему глаза на все недостатки, второй половинки, снисходительно относящемуся к промахам.

По мнению Эриха Фромма абсолютно любой человек при правильном подходе может построить семью с любым партнером. Также в труде говорится о таком явлении, как мазохизм. На сегодняшний день существует немало союзов, где один из партнеров находится в зависимости от другого. В объекте своей любви он видит смысл своего существования, он не цельная натура, а часть того, кого он любит. Эта форма любви в корни неверна, так как любовь возможна только между двумя самодостаточными людьми.

Во многом труд Эриха Фромма учит основным жизненным ценностям, которые необходимо возникновение этого чувства. Она учит любви к себе, к мужчине, к ребенку.  Зачастую в нашей жизни понятие любовь  становится идолом, священным краалем, чем-то волшебным, страстью, но не тем, что заставляет быть вместе двух людей длительное время. Любовь  - это познание самого себя и ближнего, это постоянный совместный духовный рост, это желание сделать жизнь себя и человека рядом лучше, а не половое влечение к своему объекту или желание подчиниться и следовать воле своего возлюбленного.

Это тяжелый повседневный труд, работа над собой, желание взрастить в партнере  те духовные качества, которые были бы необходимы именно ему в дальнейшей жизни. Данная книга – это настоящая находка для нынешнего поколения. Ведь трудно не согласиться с тем, что сейчас в это понятие вкладывают совершенно иной смысл. Автор дает ценные советы для современной молодежи.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Фромм - Искусство любить. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Искусство любить.. Это краткий конспект основных мыслей и… | by Артем Тарабрин | Official Russian

Это краткий конспект основных мыслей и идей Фромма в книге “Искусство любить”. Возможно, где-то я потеряю некоторые важные аргументы, чтобы избежать этого, прочитайте книгу целиком. Она короткая и написана очень лаконично. Все написанное ниже мнение товарища Фромма.

I.

Зачем эта книга?

В современном западном обществе произошла подмена понятий и люди утратили искусство любви. Есть 3 основных проблемы:

1. Люди нацелены на любовь к себе, а не к другому.

Люди хотят, чтобы их любили, чтобы их выбирали. Но при этом сами они не умеют или не хотят отдавать любовь.

2. Люди считают, что выбирать партнера надо по любви.

Эпоха, когда родители выбирали будущего жениха/невесту давно прошла. На смену ей пришло понятие о романтическом чувстве любви. Когда в результате некоторого стечения обстоятельств люди закрепляют узы брака и считают, что проведут с супругом долгую и счастливую жизнь. Как результат — всё растущее количество разводов.

Люди привыкли считать, что достаточно найти нужного человека, чтобы любовь сама по себе появилась. Фромм предлагает следующую аналогию: художник, который ждет идеальной натурщицы и считает, что нарисует шедевр, как только найдет её.

В результате проникновения идеологии капитализма, современный человек привык оценивать себя, друзей, общество, потенциального партнера в рамках социально-экономических показателей. Влюбляются друг в друга тогда, когда каждый из двоих чувствует, что нашел наилучший из имеющихся на рынке объектов с учетом своей собственной обменной ценности.

3. Люди, считают, что любовь следует из влюбленности.

Опять таки, из литературы, кинематографа и музыки, нам рассказывают, что достаточно ощутить то “невероятное и все захватывающее чувство любви”, чтобы любить друг друга вечно. Любовь — это деятельность, а не единоразовое чувство.

Зачем современному человеку нужна любовь?

Человек наделен разумом: он есть жизнь, осознающая себя; он осознает себя и себе подобных, свое прошлое и свое возможное будущее. Это осознание себя как отдельной сущности, осознание краткости своего жизненного пути, осознание того, что он независимо от своей воли родился и против своей воли умрет; того, что либо он умрет раньше тех, кого он любит, либо они умрут раньше него; осознание своего одиночества и отчужденности, своей беспомощности перед силами природы и общества — все это превращает его одинокое, обособленное существование в настоящую каторгу. И если он не сможет освободиться от этой каторги, выйти на волю, не сможет объединиться каким-то образом с людьми и внешним миром, он сойдет с ума.

Самая глубокая потребность человека — это потребность преодолеть свою отчужденность, освободиться из плена одиночества.

Как преодолеть чувство отчуждения?

  1. Оргиаистически — секс, наркотики и рок-н-ролл. Помогает, но не надолго.
  2. Коллективизацией— объединение толпы под единой задачей. Работает, но не эффективно.
  3. Творчеством — объединиться с миром работая над его материями. Но не объединяешься с другими людьями.
  4. Любовью — идеальное преодоление отчужденности по Фромму.

Любовь — действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими; любовь помогает человеку преодолеть чувство одиночества и отчуждения и вместе с тем позволяет ему оставаться самим собой, сохранить свою целостность. Парадокс любви в том, что два существа составляют одно целое и все же остаются двумя существами.

II. Объекты любви

В западном обществе, любовью, принято называть структуру из двух компонентов: командная работа и половое влечение. Фромм считает иначе. Он выделяет несколько объектов любви.

Однако большинство людей полагает, что любовь определяется объектом, а не способностью. То, что они не любят никого, кроме «любимого» человека, они даже считают доказательством силы своей любви. Это заблуждение сродни упомянутому выше. Поскольку люди не понимают, что любовь есть деятельность, душевная сила, они думают, что нужно только найти настоящий объект, а остальное приложится потом само собой. Эту установку можно сравнить с установкой человека, который хочет рисовать, но вместо того чтобы учиться этому искусству, говорит, что ему нужно лишь дождаться подходящей натуры, и стоит ему ее найти, как он создаст прекрасное полотно.

а) братская любовь

Беспомощный любит своего хозяина, потому что от него зависит его жизнь, ребенок любит своих родителей, потому что они ему нужны. И только в любви к тем, кто не служит никакой цели, любовь начинает раскрываться. Не случайно главный объект человеческой любви в Ветхом Завете — бедняк, чужестранец, вдова и сирота и, наконец, национальный враг — египтянин и содомит. Сочувствуя беспомощному, человек развивает в себе любовь к брату; и в любви к самому себе он тоже любит того, кто нуждается в помощи, любит беззащитное, хрупкое существо.

б) материнская любовь

Материнская любовь дает ребенку почувствовать: «Это хорошо, что ты родился», это прививает ребенку любовь к жизни, а не просто желание жить.

в) эротическая любовь

Братская любовь есть любовь равных; материнская любовь — любовь к беспомощному. Отличаясь одна от другой, эти две формы любви имеют между собой то общее, что они по самой своей природе не ограничены одним человеком. Если я люблю своего брата, я люблю всех своих братьев; если я люблю своего ребенка, я люблю всех своих детей; более того, я люблю всех детей вообще, всех, кто нуждается в моей помощи. В отличие от этих двух типов эротическая любовь есть страстное желание полного слияния, соединения с одним человеком. Это желание по самой своей природе исключительно, а не всеобще; и это, может быть, самая обманчивая форма любви.

г) любовь к себе

В библейском изречении «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» подразумевается, что уважение к своей собственной цельности и неповторимости, любовь и понимание себя самого неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к самому себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу.

Мое собственное «Я» должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение своей собственной жизни, своего счастья, развития, свободы основано на способности любить, то есть на заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид способен на плодотворную любовь, он любит также и себя; если он способен любить только других, он не способен любить вообще.

г) любовь к Богу

Любовь к богу слишком обширное понятие, чтобы объяснить его в пару абзацев. Да и понять мне, нерелигиозному, было сложно.

III. Разложение любви в капиталистическом обществе

Современный человек отчужден от себя, от своего ближнего, от природы. Он превращен в товар и воспринимает свои жизненные силы как капитал, который должен приносить ему максимальную прибыль, возможную при существующих рыночных условиях. Человеческие отношения становятся, в сущности, отношениями автоматов, отчужденных друг от друга, каждый из которых обеспечивает свою безопасность тем, что не выделяется из толпы, не отличается от других мыслями, чувствами, действиями. Стараясь как можно меньше отделяться от окружающих, каждый остается бесконечно одиноким; он преисполнен чувства неуверенности, тревоги и вины, которое появляется всегда, когда человек не может преодолеть свое одиночество. Наша цивилизация предлагает много паллиативов, дающих человеку возможность не осознавать свое одиночество.

Прежде всего это монотонный ход бюрократизированной, механической работы, способствующей тому, что люди так и не осознают своих самых основных человеческих стремлений: страстного желания преодоления и соединения. А поскольку одной этой однообразной, шаблонной работы недостаточно, человек преодолевает свое бессознательное отчаяние с помощью столь же однообразных, шаблонных увеселений — пассивным потреблением звуков и зрительных впечатлений, предлагаемых индустрией развлечений; кроме того, можно еще получать удовлетворение, покупая все новые и новые вещи и быстро заменяя их другими. В сущности, облик современного человека близок к тому, который изобразил Хаксли в своем «Прекрасном новом мире»: сытый, хорошо одетый, сексуально удовлетворенный, но лишенный своего «Я», лишенный контактов — кроме разве самых поверхностных — со своими ближними, руководствующийся лозунгами, которые Хаксли кратко формулирует так сжато и выразительно: «Если ты чувствовать будешь — общество этим погубишь», или: «Не откладывай на завтра удовольствие, которое можно получить сегодня», или (коронная формула): «В наше время все счастливы». В наши дни счастье человека состоит в «получении удовольствия». Удовольствие заключается в удовлетворении от потребления и «поглощения» товаров, зрительных впечатлений, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин — все это потребляется, поглощается.

Мир — это один большой объект для удовлетворения нашего аппетита, гигантское яблоко, гигантская бутыль, гигантская материнская грудь; все мы — сосунки, вечно ждущие, вечно на что-то надеющиеся — и вечно разочаровывающиеся. Наша личность приспособлена к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все — и духовное, и материальное — становится предметом обмена и потребления.

Такой социальный характер современного человека не может не проявиться и тогда, когда речь идет о любви. Автоматы не могут любить: они могут обменивать свои личные «наборы качеств» и надеяться на справедливую сделку. Такой отчужденный характер любви — и особенно брака — едва ли не ярче всего проявляется в идее «команды». Во многих статьях о счастливом браке идеал представляется в виде хорошо сыгравшейся команды. Такое описание не слишком сильно отличается от образа бесперебойно функционирующего служащего; он должен быть «в разумных пределах независимым» и способным к сотрудничеству, терпимым — и в то же время честолюбивым и агрессивным. Итак: «специалисты по браку» говорят нам, что муж должен понимать свою жену и должен быть готов ей помочь. Он должен благосклонно отзываться о ее новом платье и о вкусно приготовленном блюде. Она со своей стороны должна проявлять понимание, когда он приходит домой усталый и недовольный, внимательно выслушивать его рассказы о неприятностях на службе, не сердиться, а понять его, если он забудет о ее дне рождения. Все, что охватывается взаимоотношениями этого типа, — это хорошо отлаженные отношения между двумя людьми, которые всю жизнь остаются чужими друг другу, которые не достигают «глубинной связи», но соблюдают взаимную вежливость и стараются сделать друг другу приятное.

В такой концепции любви и брака главный упор делается на то, чтобы спастись от чувства одиночества, которое иначе было бы невыносимым.

IV. Практика любви

Человек, желающий овладеть искусством любить должен обладать множеством дополнительных навыков. Как и искусство стрельбы из лука изучают с дыхательных упражнений, так и искусство любить следует изучать с простых навыков.

Прежде всего, нужны дисциплина, сосредоточенность, терпение и предельная заинтересованность. Этот набор характерен для любого искусства.

Как быть дисциплинированным? Нашим дедам было бы легче ответить на этот вопрос. Они советовали рано вставать, не позволять себе ненужной роскоши, упорно трудиться. Такая дисциплина обладала очевидными недостатками. Она была жесткой и авторитарной, была сконцентрирована вокруг таких добродетелей, как умеренность и бережливость, и во многом враждебна жизни. Реакцией на такую дисциплину была тенденция относиться с подозрением ко всякой дисциплине и, чтобы компенсировать рутинный образ жизни, навязываемый нам восемью часами работы, давать себе поблажки, лениться и быть недисциплинированными в остальной части жизни.

Вставать в одно и то же время, посвящать регулярно определенное количество времени размышлению, чтению, слушанию музыки, прогулкам, не позволять себе развлечений, являющихся бегством от жизни — вроде детективных рассказов и фильмов, — или хотя бы ограничить себя в этом, не есть и не пить слишком много — эти правила просты и очевидны. Важно, однако, отметить, что дисциплинированность должна быть не подчинением правилам, навязанным извне, а выражением собственной воли; что она ощущается как нечто приятное, и человек постепенно привыкает к такому поведению настолько, что со временем ему будет чего-то недоставать, если он перестанет так вести себя.

Еще намного труднее в нашей культуре уметь сосредоточиться: все в ней, кажется, направлено против такой способности. Самый важный шаг в овладении умением сосредоточиться — это научиться быть наедине с самим собой и при этом не читать, не слушать радио, не курить, не пить. В самом деле, уметь сосредоточиться — значит уметь быть наедине с самим собой — и именно без этого не может быть умения любить. Если я привязан к другому человеку лишь потому, что сам не могу твердо стоять на ногах, он или она может меня спасти, но наши отношения не будут отношениями любви. Как ни странно, но умение быть одному является условием способности любить.

Всякий, кто попробует побыть наедине с самим собой, увидит, как это трудно. Он начнет испытывать нетерпение, беспокойство и даже сильно тревожиться. Он будет склонен объяснять свое нежелание продолжать такие занятия тем, что в этом нет смысла, что это глупо, что это отнимает много времени и т. д. и т. п. Он заметит также, что ему в голову приходят разные мысли и овладевают им. Он обнаружит, что он думает о дальнейших планах на сегодняшний день, или о каких-то трудностях в работе, или о том, куда пойти вечером, или о многих других вещах, которыми он займет свой мозг, вместо того чтобы позволить ему освободиться. Было бы полезно проделывать ряд очень простых упражнений, например сидеть расслабившись (не слишком вяло, но и не напряженно), закрыть глаза, постараться представить себе белый экран и отогнать все назойливые мысли и образы; затем постараться следить за своим дыханием; не думать о нем, не управлять им, а просто следить за ним и, таким образом, почувствовать его; потом постараться ощутить свое «Я»; «Я» (я сам) — это ядро моих сил, создатель моего мира. Такие упражнения на сосредоточение нужно делать каждое утро, по меньшей мере двадцать минут (если можно, то и дольше), и каждый вечер перед сном.

Кроме таких упражнений, нужно научиться сосредоточиваться на всем, что вы делаете: слушаете ли вы музыку, читаете ли книги, разговариваете ли с кем-нибудь или на что-нибудь смотрите. То, что вы в этот момент делаете, и только это, должно быть для вас важно, вы должны отдаться этому целиком. Сосредоточиться — значит жить целиком и полностью в настоящем, здесь и сейчас, и, делая что-нибудь, не думать о том, что будешь делать после.

Это были качества, которые важны в любом искусстве. Теперь обсудим те качества, который специально необходимы для искусства любви.

В соответствии с тем, что я говорил о природе любви, главным условием ее достижения является преодоление в себе нарциссизма. При нарциссической ориентации человек переживает как реальное лишь то, что существует внутри него, в то время как явления внешнего мира лишены реальности сами по себе, а переживаются лишь постольку, поскольку могут быть полезны или опасны для этого человека. Нарциссизму противостоит объективность; это способность видеть людей и вещи такими, какие они есть,объективно, и уметь отделять эту объективную картину от той, которая складывается под влиянием собственных страхов и желаний. Во всех видах психозов в наивысшей степени проявляется неспособность быть объективным.

Сколько родителей переживают поведение ребенка, исходя из того, послушен ли он, доставляет ли им удовольствие, могут ли они им гордиться и так далее, вместо того чтобы воспринимать или хотя бы интересоваться тем, чего хочется их ребенку и что он чувствует? Сколько мужей представляют себе своих жен деспотичными из-за того, что их привязанность к матери заставляет их видеть в каждой просьбе ограничение их свободы? Сколько жен считают своих мужей неумелыми и бестолковыми, потому что они не отвечают тому фантастическому образу блистательного рыцаря, который они создали себе, быть может, еще в детстве?

Поскольку любовь зависит от относительного отсутствия нарциссизма, она требует развития скромности, объективности и разума. Способность любить зависит от вашей способности отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и к роду; она зависит от вашей способности расти, развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самим себе. Этот процесс выхода на свет, рождения, пробуждения с необходимостью требует от личности еще одного условия: веры.

Любить — значит принять на себя обязательства, не требуя гарантий, без остатка отдаться надежде, что ваша любовь породит любовь в любимом человеке. Любовь — это акт веры, и кто слабо верит, тот слабо любит.

Краткое содержание Фромм Искусство любить для читательского дневника

Одна из самых известных и любимых книг Э. Фромма «Искусство любить» представляет собой поиск ответа на вопрос что же такое любовь для каждого в отдельности и для всех в общем. Мужчины, как и женщины все находятся в поиске любви, сжимая ее до понятия сексуальности и привлекательности. С другой стороны не считая что любовь занимает какое-то важное место в их жизни. Они не понимают, что единственная и самая главная задача человека – это перестать быть одиноким. Что все их поиски, скитания и страдания – это всего лишь бегство от одиночества.

Книга поделена на две части. В первой части автор рассматривает любовь с точки зрения теории. Он подробно разбирает такие понятия как любовь матери к ребенку, любовь между мужчиной и женщиной, любовь человека к Богу и даже любовь к самому себе. Останавливается автор-психоаналитик и на том моменте, что в настоящее время понятие любви претерпело очень серьезные изменения и люди уже не отдают себе полный отчет что они должны испытывать к объекту своих чувств. Поменялись ценности, взгляды на жизнь, и теперь любят совсем не за те качества что было принято раннее, и не так проявляют свою любовь, как это было раньше.

Достаточно познакомив читателя со всеми теоретическими понятиями, Фромм переходит ко второй, более короткой, но не менее важной части своей книги – это к практике любви. Это именно та часть, которую описать тяжелее всего. Каждый сам индивидуально переживает все процессы происходящие у него в душе. Каждый сталкивался с этим хотя бы однажды в жизни, но нет единого рецепта для построения счастливых и гармоничных отношений.

Книга «искусство любить» учит нас тому, как нужно относиться к своим чувствам. Что мы должны в первую очередь ценить в окружающем нас мире и людях. Что представляет собой чувство «любовь» и как человек должен проживать его на разных этапах своего становления.

Оцените произведение: Голосов: 35

Читать краткое содержание Фромм - Искусство любить. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Фромм - Искусство любить

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Левиафан Акунина

    Этот роман принадлежит перу Бориса Акунина. Книга написана в жанре «герметичный детектив». Родоначальницей этого жанра является Агата Кристи, это видно в её произведениях.

  • Краткое содержание Лиханов Солнечное затмение

    Жизнь посылает нам радости, но что-то взамен забирает. Невозможно иметь одно и второе. Что-то да в жизни не будет. Так случилось и с этими обычными ребятами. Хоть они еще малы, их жизнь заставила думать совсем по-другому – по-взрослому

  • Краткое содержание Горький В людях

    Произведение «В людях», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Рассказчик повествует о нелёгкой жизни бедных детей и подростков до революции.

  • Краткое содержание Андерсен Огниво

    Солдат возвращается после многолетней службы домой. Идет весело, в кармане ни гроша. Уродливая ведьма, оказавшаяся на пути, предлагает ему сделку.

  • Краткое содержание Белое платье Золушки Булычева

    При посещении Луны, молодой, подающий большие перспективы космический доктор Павлышев, чисто случайно попадает на празднество. Он там сталкивается и знакомится с весьма молоденькой, интересной и очень странной особой Мариной

Искусство любить - краткое содержание книги Фромма (сюжет произведения)

«Искусство любить» известная и знаменитая книга Эриха Фромм, там он дает собственное определение и понимание, такого высокого чувства, как любовь. Он относится к данному понятию не как к чувству не понятного до конца человеческому разуму, а как к постоянной и кропотливой работе над собой, которую нужно проводить регулярно.

Любовь определяется Эрихом Фроммом как точное и тесное взаимодействие других качеств, как ответственность, уважение, знание о другом человеке, желание проявлять заботу и делать добро.

Он так же подчеркивает, что важное место в любви занимает любовь к себе, как к человеку, стоящему и важному. Необходимо анализировать собственные поступки, но в тоже время не проявлять эгоизм и высокомерии, нужно знать свои сильные и слабые стороны, уметь регулировать их баланс.

Автор указывает на то, что любовь к себе важна в связке с развитием базовых качеств, которые помогут смотреть на мир адекватными глазами. Дело в том, что многие ждут принца на белом коне, человека, который сможет закрыть глаза на все недостатки своей половинки и снисходительно относится к промахам, который тот совершает.

По мнению Эриха Фромма используя данный подход любой человек может построить счастливые отношения и семью с абсолютно любым партнером. В современном мире многие находятся в зависимых отношений от партнера, в объекте, который он любит, он видит смысл существования возлагает на него все свои ожидания и цели. Но качественные чувства способны появится только между людьми самодостаточными и готовыми к настоящим и качественным отношениям.

В современном мире любовь – это настоящий идол, некий священный Грааль, который все стараются отыскать без особых усилий. Он должен свалиться на каждого с небес и сразу решить все проблемы.

Всем трудно осознать, что любовь – это постоянный совместный духовный рост, стремление стать лучше, бороться с собой и своим подсознанием, избегать негативных сценариев, которые часто появляются в нашей жизни из-за кармы или родительских установок.

Это не временная эйфория, это постоянная работа над собой, стремление заботиться и переживать за другого человека, обязательно взаимно. Все это приводит к долгосрочным и стабильным отношениям, которые будут радовать человека, помогать ему в трудные времена.

Книга, которая обязательна для прочтения каждому, кто намерен построить серьезные отношения или вступить в брак.

Также читают:

Рассказ Фромм - Искусство любить (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

  • Уайльд

    Уайльд родился 16 октября 1854 года в Дублине столице Ирландии. Там и прошло его детство. Родители были светскими людьми. Отец Уильям был медиком, а мать Джейн являлась активным борцом

  • Почтальонская сказка - краткое содержание сказки Чапека (Почтарская сказка)

    С первых страниц сказки почтальон Колбаба рассказал нашему рассказчику интересную историю, с которым тот и поделился с читателями.

  • Волки! - краткое содержание рассказа Шукшина

    Произведение является короткой, живой зарисовкой напряженной жизненной ситуации, в которой в момент опасности ярко проявляются разные человеческие характеры в виде мелочности, корысти, трусости и смелости, широты души.

  • Юнкера - краткое содержание рассказа Куприна

    Главный герой произведения кадет по фамилии Александров. Он возвращается с каникул, он в последний раз появляется на территории учебного заведения. Здесь со своими сокурсниками парень проучился семь лет.

Эрих Фромм. «Искусство любить» Краткое описание книги: cross_club — LiveJournal

О любви мечтают все. Каждый знает – с любовью жить хорошо, а без любви плохо!

Расхожие высказывания типа «Нет на свете никакой любви, все это обман и сказки» объясняются только горькой обидой на несправедливость жизни. Например, встретил человек любовь – ему стало хорошо. Но через некоторое время любовь прошла (или превратилась в ненависть) – стало еще хуже, чем было. И так раз за разом. Да пропади оно пропадом, такое счастье!

Некоторые люди учатся жить без любви. Утешаясь тем, что она, вроде, не особенно нужна в нормальной жизни – в резюме ее не впишешь, в банк не положишь, даже на каминную полку не поставишь.... А некоторые не хотят жить без любви! Несмотря на все неудачи и мучения, они продолжают верить, что любовь есть, ее не может не быть.

Только как найти любовь и удержать?

Если вы относитесь ко второй категории, вам самое время прочитать «Искусство любить» Эриха Фромма.

Великий психоаналитик издал эту работу в 1956 году. Лет через тридцать она добралась до массового русскоязычного читателя. Если ее в свое время прочитали и взяли на вооружение ваши родители – считайте, что вам повезло. Наверняка, какие-то основные идеи уже оказали благотворное влияние на вас, даже если вы не отдаете себе в этом отчета. Потому что «любовь» - это не только отношения между мужчиной и женщиной. Хотя именно этот аспект наиболее важен в повседневной жизни и вызывает самый живой интерес. Фромм анализирует все разновидности любви. Семь глав посвящено подробному разбору различных объектов и субъектов любви.


  • Любовь родителей к детям.

  • Любовь детей к родителям.

  • Любовь братьев и сестер.

  • Любовь к ближнему.

  • Любовь к себе.

  • Наконец, любовь к Богу.

По мнению Фромма, разницы между ними нет. Пропасть – и огромная – пролегает между плодотворной любовью (построенной по принципу бытия) и неплодотворной (основанной на принципе обладания). Обладать можно только вещью. А любовь – не вещь. Это непрерывный процесс, форма жизни. Считая любовь чем- то неизменным, что можно «найти» и оставить у себя раз и навсегда, человек неизбежно обрекает себя на страдания и разочарования.

Для любящего человека плодотворная любовь является источником силы, одухотворяет жизнь, раскрывает творческие потенции. Неплодотворная, напротив, лишает свободы и, превращает человека в идолопоклонника некоей абстрактной идеи.  А попутно лишает свободы и радости объект любви, который буквально попадает в рабство к такому «любящему». Другими словами, неплодотворная «любовь», это не любовь, а иллюзия любви. Причем, иллюзия, которая подлинную любовь убивает.

Центральная идея «Искусства любить»

Центральная идея «Искусства любить» состоит в том, что любовь не является тем, чем считает ее массовое сознание. А именно – неким приятным воодушевляющим переживанием, доступным каждому. Романтическо-эротические переживания влюбленности действительно может пережить любой человек. Но это не любовь. Это только ее первая ступень. Она в равной степени может стать плодотворной и неплодотворной любовью, и в какую превратится, зависит только от самого человека.

Таким образом, для того, чтобы заслужить право на любовь, человек должен постоянно учиться, совершенствоваться, как личность, неустанно познавать самого себя и мир вокруг. Следовательно, любовь – это несомненное искусство, овладение которым  требует веры, отваги и самодисциплины. Поскольку люди не часто готовы уделять любви столь пристальное внимание (несмотря на то, что любовь вроде бы для всех представляет большую ценность), по-настоящему любящие пары встречаются так редко.

Фромм называет три причины широкого распространения неплодотворной, ущербной любви в современном ему обществе. Надо сказать, что, несмотря на то, что нас с ним разделяет более полувека, положение не слишком изменилось. Причины, названные Фроммом, актуальны и теперь.

Три причины широкого распространения неплодотворной, ущербной любви

1.Первая из них, как ни странно, связана со свободой выбора партнера. Вплоть до 19 – начала 20 века не любовь являлась первопричиной брака, а наоборот. Фактически брак устраивался представителями старшего поколения из социальных и экономических соображений.  Сейчас нам трудно себе даже представить такое! Тем не менее, многие пары и тогда были счастливы, поскольку начинали строить любовь после свадьбы, и им это удавалось. Видимо, наши современники постепенно забыли, как это делается.

Считается, что счастливая история страсти, предшествующая свадьбе, это уже любовь. Но часто свадьбой сказка и заканчивается. Лишенная ежедневной заботы, ежедневного обоюдного труда, любовь угасает, превращается в привычку, и, наконец, умирает совсем.

2.Вторая причина – формирование общества потребления. Объект любви часто выбирается подобно товару. Причем, привлекательность человеческого товара зависит от сиюминутной моды. Длинноногая ухоженная девушка и успешный молодой человек на престижной машине – это наиболее востребованные и популярные типажи. Выбирая себе партнера по рыночным критериям, человек ищет выгоды. Но искренне огорчается, когда выясняет, что приобретенный «товар» не оправдывает возложенных на него ожиданий – не приносит любви.

3.Третья причина – это ошибочное принятие первоначальной эротической тяги друг к другу за любовь. Страстное слияние двух людей становится чрезвычайно сильным переживанием, поскольку на какое-то время позволяет людям преодолеть одиночество. Им кажется, что так будет всегда. Но подобная связь недолговечна по природе, она угасает вместе с чувством новизны, по мере того, как люди лучше узнают друг друга.

Еще одна важнейшая идея Эриха Фромма, которую он стремится передать читателю, это то, что человеку для счастья важнее не столько быть любимым, сколько дарить любовь. Он трактует любовь, как активный акт, где продуктивная ориентация любящего очень важна: «не тот богат, кто много имеет, а тот, кто много дает». Человек увеличивает собственную жизнеспособность, отдавая, а не потребляя любовь.

Фромм называет три составляющих, необходимых для овладения искусством настоящей любви – теория, практика и горячее стремление достичь мастерства.

Первые две он предоставляет в своей работе (главы «Теория любви» и «Практика любви»). Стремление овладеть мастерством, наивысшее сосредоточение, другими словами, подлинную мотивацию, вы должны найти сами внутри себя!

Если хотите достичь успеха - ищите ее. Для начала – прочтите полный текст замечательной книги Эриха Фромма «Искусство любить».

Эрих Фромм и ИСКУССТВО ЛЮБВИ: краткое содержание и фразы - Психология

2021

Эрих Фромм со своей книгой «Искусство любить» оставил нам прекрасное размышление о любви, которое должен прочитать каждый. Поймите любовь как искусство, возникшее в результате обучения, так

Содержание

Эрих Фромм со своей книгой «Искусство любить» оставил нам прекрасное размышление о любви, которое должен прочитать каждый. Поймите любовь как искусство, возникшее в результате обучения, так же как это также искусство жить.

Если вы хотите научиться искусству любви, мы рекомендуем вам продолжить чтение этой статьи Psychology-Online. В нем вы найдете все, что вам нужно знать о Эрих Фромм и искусство любви, с резюме и фразы. Потому что, несмотря ни на что, есть ли кто-нибудь, кому не интересно учиться любить?

Эрих Фромм: биография

Эрих Фромм (1900-1980), родился во Франкфурте, был партнер психоаналитика и философал. Он обучался психоанализу в Мюнхенском университете и Берлинском психоаналитическом институте. Он покинул нацистскую Германию в 1933 году и уехал в Соединенные Штаты.

С 1934 по 1941 год Фромм работал на факультете Колумбийского университета в Нью-Йорке, где его взгляды становились все более противоречивыми. В 1941 году он поступил на факультет Беннингтон-колледжа в Вермонте, а в 1951 г. был назначен профессором психоанализа в Национальном автономном университете Мексики. Он применял психоанализ в социальных и культурных вопросах.

Эрих Фромм высказал мнение, что понимание основных потребностей человека необходимо для хорошего понимания общества.

Самые важные книги Эриха Фромма

Первая большая работа, которую он опубликовал, была Побег из свободы (1941). Это было в 1956 году, когда он опубликовал книгу: искусство любить. У него есть много других книг, таких как: «Человек для себя», «Психоанализ и религия», «По ту сторону цепей иллюзий», «Революция надежды» и «Кризис психоанализа».

«Искусство любить»: Резюме

Книга под названием «Искусство любить» не является пособием по самопомощи, это размышления о природе любви понимается как искусство. Другими словами, его можно изучить и развить, и у всех нас есть потенциал для его создания, хотя для его поддержания требуется большая осторожность. Настоящая любовь - это не то, во что мы впадаем, это то, чему мы учимся.

На протяжении всей истории анализировать романтическую любовь, любовь братская, материнская любовь к Богу и любовь к себе и относится к некоторым основным концепциям для поддержания отношений.

Он исходит из того, что у общества есть ложные предпосылки о любви: любовь измеряется фактом любви, а не способностью любить себя, а настоящая любовь путается с первоначальным опытом влюбленности.

В чем суть искусства любви: краткий обзор

Эрих Фромм рассказывает о том, что любовь - единственный здоровый ответ и удовлетворительно решает проблему человеческого существования. Момент счастья может компенсировать все страдания, которые приносит нам жизнь, и именно тогда, когда вы знаете, как любить и позволять любить себя своим друзьям, партнеру, семье, вы находите смысл в своей жизни, чтобы всегда идти вперед.

Он говорит о любви как об искусстве, которому нужно научиться, чтобы применять его мастерски и глубоко. Это не просто желание, импульс, это намного больше, чем все это. И дело в том, что нет ничего проще, чем любить, труднее всего сохранить пламя любви живым, когда первоначальная страсть влюбленности потеряна.

Любовь - это энергия, но ее недостаточно, чтобы ее почувствовать, необходимо также заботиться о ней и подпитывать ее, чтобы жить ею. Для этого необходимо исходить из четырех основных предпосылок, согласно которым любое искусство необходимо развивать:

  • Дисциплина
  • Концентрация
  • Терпение
  • Забота об овладении искусством

Зрелая любовь согласно искусству любви Эриха Фромма

  • Для Фромма зрелая любовь говорит:Ты мне нужен, потому что я люблю тебя”.
  • Напротив, незрелая любовь, то есть "Я люблю тебя потому что ты мне нужен”.

Любить кого-то равносильно желанию, чтобы этот человек развивался и был счастлив, а не любить удовлетворять мои потребности.

Цель - получить межличностные связи через зрелую любовь, в которой сохраняется индивидуальность, основанная на уважении и желании отдавать друг другу. Если вас интересует этот тип любви, мы также рекомендуем прочитать эту статью о характеристиках безусловной любви.

Высказывания Фромма об искусстве любви

  • «Великий парадокс любви состоит в том, что два существа становятся одним, но остаются двумя».
  • «Если два человека, которые были незнакомцами ... вдруг позволят стене между ними сломаться, чтобы почувствовать и открыть друг друга, это будет одним из самых захватывающих событий в жизни»
  • «Зависть, ревность, честолюбие, всевозможная жадность - это страсти: любовь - это действие, практика человеческой силы, которая может быть реализована только на свободе и никогда не может быть результатом принуждения».
  • «Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в любви, не в собственной способности любить».
  • «Сексуальное влечение создает на мгновение иллюзию союза, но без любви такой союз оставляет незнакомцев в таком же отчаянии, как и раньше».

Эта статья носит исключительно информативный характер, в Psychology-Online мы не можем поставить диагноз или рекомендовать лечение. Приглашаем вас обратиться к психологу для лечения вашего конкретного случая.

Если вы хотите прочитать больше статей, похожих на Эрих Фромм и искусство любви: краткое содержание и фразы, мы рекомендуем вам войти в нашу категорию "Настроения".

Искусство любить аудиокнига слушать онлайн knigiaudio.club